Народные восстания 17 века: Народные выступления в XVII в.. История, 7 класс: уроки, тесты, задания.

Бунташный век. Народные восстания XVII века

Похожие презентации:

Первая Мировая война (1914-1918)

Россия в системе международных отношений в XVII веке

Гражданская война́ в России (1917- 1922)

Февральская революция 1917 года

Первая русская революция 1905-1907 гг

Русская культура во второй половине XIX века

Европейская индустриализация и предпосылки реформ в России

Смута (Смутное время) 1598 – 1613 гг

Индия в XVIII веке (8 класс)

История бренда BMW

1. «Бунташный век»

2. Народные восстания XVII века

Основные причины восстаний
-Закрепощение крестьян и рост повинностей;
-Усиление налогового гнета;
-Попытки ограничения казачьих вольностей;
-Церковный раскол и преследование
старообрядцев;
-Начало перехода к регулярной армии и
недовольство стрельцов
соляной бунт — 1648
Городские
восстания
хлебный бунт — 1650
медный бунт — 1662
стрелецкие
восстания
Восстания 1682, 1698
Казацко-крестьянское восстание под
предводительством Степана Разина (16701671)
соляной бунт — 1648
Городские
восстания
Произошел в Москве. Вспыхнул из-за попыток правительства
ввести налог на соль (2 гривны на пуд). Недовольство
представителями власти (Б.И. Морозов, Л.С. Плещеев). Стало
поводом к созданию Соборного уложения (ликвидация белых
слобод, не плативших налоги).
хлебный бунт — 1650
Поднялся в Пскове и Новгороде из-за повышения цен на хлеб в
связи с передачей хлебных запасов Швеции в качестве
компенсации за уход населения с отошедших Швеции русских
земель. Подавление царскими властями.
медный бунт — 1662
Произошел в Москве. Повод – денежная реформа. Дороговизна
и голод из-за обесценивания выпущенных медных денег.
Участники – посадские и служилые люди. Прекращение
чеканки монет.
«Бунт горожан в XVII в.». Художник Б. Кустодиев
Соляной бунт. Художник Э. Лисснер
Восстание Василия Уса 1666
КАЗАКИ
Произошло на Дону.
«домовитые» Получали жалование, вели
собственное хозяйство, торговали
«голутвенные» т.е. голыдьба. Бежавшие из
центральных районов крестьяне
В 60-е гг. на Дону начался голод. Это вызвало
недовольство голыдьбы.
Причина – правительство отказалось принять казаков на
службу → поход восставших на Тулу, Воронеж.
Участники: казаки, крестьяне.
Результат: восставшие рассеяны стрельцами. Отряды
Василия Уса возвратились на Дон.
Территория, причины
охваченная
восстанием
участники
итоги
1667-1669 походы Степана Разина
ДОН
Поход по Волге на Каспий
«за зипунами» (т.е.
грабительский поход
Казаки, крестьяне
Создание отряда,
верного Степану
Разину
1670-1671гг. – восстание под предводительством С.Т. Разина
Дон,
Поволжье
-Скопление на Дону беглых
крестьян, холопов,
посадских, недовольных
усилением крепостного
права
-Активность казачества,
недовольство
государственными
порядками в России
Донское казачество
(голыдьба), беглые
крестьяне, холопы,
посадские люди,
народы Поволжья:
чуваши, марийцы,
мордва, татары и
т. д.
Подавление
царскими войсками.
Сохранение
незыблемости
государственных
порядков России,
усиление
крепостного права

9.  начальный этап

начальный этап
Восставшие казаки Василия Уса,
соединившись на Дону
с отрядами Степана Разина,
отправились в 1667 г. в поход
«за добычей» («за зипунами»).
Казаки захватывали на Волге
торговые караваны, овладели
Яицким городком и разбили
флот персидского хана
и вернулись на Дон,
обосновавшись в Кагальницком
городке. Освобождая
пленников, восставшие
принимали в свои ряды тысячи
обездоленных.

10.  основной этап

основной этап
Весной 1670 г. Разин начал
новый поход. На сей раз
он решил идти против «бояризменников». Без
сопротивления был захвачен
Царицын, Астрахань сдалась без
боя. Разин направился вверх
по Волге. По пути он рассылал
«прелестные письма», призывая
простонародье бить бояр,
воевод, дворян и приказных.
Города Поволжья сдавались без
сопротивления. Во всех
захваченных городах Разин
вводил управление по образцу
казачьего круга.

11.  основной этап

основной этап
Неудача поджидала Разина лишь
под Симбирском, осада которого
затянулась. Правительство
направило 60-тысячное войско.
3 октября 1670 г. под Симбирском
войско под командованием
воеводы Юрия Барятинского
нанесло восставшим жестокое
поражение. Разин был ранен
и бежал на Дон, в Кагальницкий
городок. Но зажиточные казаки
схватили его и выдали. После
ареста Разина, в 1671 году
правительственные войска заняли
Астрахань и подавили восстание.
Разина пытали и казнили
на Болотной площади в Москве.
Участники восстания были
подвергнуты жестоким
преследованиям и казням. Убито
и замучено было до 100 тысяч
восставших.

12. Реформы патриарха Никона (1653-1655)

Исправления в
богослужебных книгах по
греческим образцам (не
затронули основ вероучения)
-Изменение обрядности
Русской православной
церкви;
-Замена двоеперстного
знамения на троеперстное
Последствия реформы церкви:
-Централизация церкви
-Установление единства Русской православной церкви с остальным
православным миром
-Установление контроля над священниками и
усиление дисциплины
-Контроль над верующими
-Развитие церковного образования
-Усиление личной власти Никона
-Церковный раскол

13.

«Никон представляет новые книги на церковном соборе 1654 года». Художник Алексей Кившенко«Никон представляет новые книги на церковном
соборе 1654 года». Художник Алексей Кившенко

14. Реформы патриарха Никона (1653-1655)

РАСКОЛ
официальная православная
церковь
НИКОН
старообрядчество
АВВАКУМ
Значительная часть верующих и духовенства не приняла реформы Никона. Очагом
сопротивления реформам стал Соловецкий монастырь.
Никон, приняв титул великого государя, стремился поставить духовную власть
выше царской, что привело к конфликту с царем. Церковный собор 1666 г. Лишил
Никона патриаршего сана.

15. «Суд над патриархом Никоном». Художник С. Д. Милорадович

«Суд над патриархом Никоном».
Художник С. Д. Милорадович

16. Протопоп Аввакум (Аввакум Петров) (1620 —1682)

Протопоп Аввакум (Аввакум Петров) (1620 —1682)
«Путешествие ссыльного Аввакума по Сибири». Художник
«Сожжение
протопопа Аввакума». Художник Григорий Мясоедов
С. Милорадович
Территория, причины
охваченная
восстанием
участники
итоги
1668-1676 гг. – Соловецкое восстание («Соловецкое сидение»)
Соловецкий
монастырь
(на
Соловецком
озере, в
Белом
море)
-Церковные реформы
Монахи, крестьяне,
патриарха Никона
разинцы
— жесткость курса
церковных преобразований
(сожжение старых икон,
враждебность к
староверам)
— представление о «старой
вере» как истинно
православной
Дальнейшее
противостояние в
стране староверов
и официальной
церкви
Формы борьбы раскольников (старообрядцев)
-Тайное держание веры;
-Непосещение и обличение официальной церкви;
-Уклонение от переписей и повинностей государства;
-Бегство из-под власти царя;
-Самосожжение раскольников (с 1675 по 1695г. Произошло около 40 «гарей», в огне
погибло до 20 тыс. человек)
-Открытые вооруженные выступления

English     Русский Правила

Народные восстания XVII 📙 века в России

  1. Перечень наиболее масштабных городских бунтов XVII века
    • «Соляной» бунт
    • «Хлебные» бунты в Пскове и Новгороде
    • «Медный» бунт
  2. Крестьянская война 1667-1671 годов под предводительством Степана Разина
  3. Этапы крестьянской войны 1667-1671 годов 

XVII век, точнее его вторая половина, был одним из самых неспокойных периодов в истории России в плане социальных катаклизмов и восстаний. В среде историков именно по этой причине он получил прозвище «бунташный» век. В это время произошло три масштабных городских восстания: московские «Соляной» и «Медный» бунты, «хлебные» восстания в Пскове и Новгороде, а также полномасштабная крестьянско-казацкая народная война под предводительством Степана Разина.

Первопричинами народного недовольства являлось усиление феодальной зависимости крестьян вместе с повсеместным закрепощением, а также увеличение налогового гнета. Государственная казна, ослабленная эпохой Смутного времени и военными расходами, серьезно опустела, поэтому Земский собор и правительство под руководством боярина Бориса Морозова пыталось частично покрыть эти расходы путем увеличения податей. Это, вместе с усилением закрепощения крестьян, привело к падению уровня жизни простого люда и возникновению недовольства.

Огромное влияние на бунты оказало казачество — сословие, пользовавшееся особыми привилегиями. Сформировавшееся в XV-XVI веках, казачество состояло из беглых холопов и крестьян, перешедших в категорию «вольных людей» и пользовавшихся многочисленными вольностями.

Власти намеревались частично ограничить вольности казачества, а также перевести его в разряд служивого сословия, что вызвало резкий протест среди казаков. Именно эти обусловило самое массовое восстание XVII века, которое возглавил донской казак Степан Разин.

Немалый вклад в нагнетание общественной обстановки внесли противники церковной реформы патриарха Никона, получившие прозвище «раскольники» и «старообрядцы».

Название Место Ход восстания
Соляной бунт, июнь 1648 года Москва После того, как вместо прямых «ямской» и «стрелецкой» податей, правительство Бориса Морозова ввело дополнительный налог на соль, это привело к резкому подорожанию данного товара и возникновению дефицита, что усугубило продовольственный кризис. Под давлением купечества налог был отменен в декабре 1647 года, но взамен него власти увеличили количество других податей. Это привело к резкому нарастанию народного недовольства, вылившегося в бунт
Восстание продолжалось десять дней, с 1 по 10 июня. Под давлением бунтовщиков царь Алексей Михайлович был вынужден выдать им главу Посольского приказа Назария Чистого и главу Земского приказа Леонтия Плещеева, а Бориса Морозова по его приказу сослали в монастырь. Кроме этого, новое правительство Никиты Романов вернуло бунтовщикам часть собранных ранее податей, был созван новый Земской собор, где в 1649 году приняли свод законов под названием «Соборное уложение». 
Хлебные бунты, февраль-май 1650 года Псков, Новгород В качестве компенсации за уход русских людей из Копорья, Ивангорода и Орешка власти обязались выплатить шведам компенсацию хлебом. Это привело к опустошению городских хлебных запасов Пскова и Новгорода и резкому подорожанию зерна. Царские наместники были отстранены от управления, а взамен власть передали выбранным земским старостам.
Подавление восстания прошло относительно бескровно – новгородцы через несколько дней открыли ворота перед царским войском под командованием воеводы Хлывановского, а псковичи обороняли свой город около 3 месяцев, после чего прекратили сопротивление. 
Медный бунт, 25-26 июля 1662 года Москва Из-за продолжительной русско-польской войны правительство Алексея Михайловича было вынуждено провести денежную реформу и ввести в оборот медные деньги, приравняв их к серебру. Чрезмерный избыток медной монеты, ничем не обеспеченной, привел к резкому росту цен и появлению большого количества фальшивых монет. 
По Москве стали появляться «воровские письма» с обвинениями в адрес стольника князя Милославского, бояр Шорина и Ртищева, а также других членов Боярской думы. 
После погромов в Москве восставшие устремились в Коломенское, в резиденцию царя. После бесплодных переговоров к Коломенскому подошли стрелецкие полки и силой разогнали бунтовщиков.
Погибло около тысячи человек, еще несколько тысяч подвергли телесным наказаниям и ссылке в Сибирь. Тем не менее, царь был вынужден отменить действие денежной реформы и постепенно, начиная с 1663 года, медная монета была выведена из оборота.   

«Соляной» бунт

Заполучивший огромное влияние на молодого царя путем интриг и брака Алексея Михайловича с Марьей Милославской, боярин Борис Морозов сосредоточил в своих руках управление государством. Но его недальновидная финансово-экономическая политика и продолжавшиеся столкновения на границе с Украиной и Речью Посполитой, привели к опустошению казны. Чтобы пополнить ее, по предложению дьяка Назария Чистого в 1646 году был введен новый увеличенный налог на соль вместо ямских и стрелецких податей. В результате соль, так необходимая населению, резко подорожала почти на 35%, Многие купцы, до этого ввозившие ее в страну, отказались ей торговать, что привело к еще большему удорожанию из-за дефицита.

Видя недовольство купеческого сословия, правительство в конце 1647 года отменяет соляную пошлину. Но чтобы взыскать недостающие средства в казну, объявляется о сборе налога 1646-47 года в двойном объеме.

Недовольная чернь, встретившая царя с возвращения с богомолья, подала ему челобитную, но бояре из царской свиты порвали грамоту, а просителей разогнали стрельцы.

Разгон делегации вызвал резкое обострение обстановки. Взбунтовавшаяся чернь начала погромы и в течение дня разгромила имения нескольких бояр, которых считали виновными. Испугавшийся царь по требованию восставших выдал толпе дьяка Назария Чистого и воеводу Леонтия Плещеева, которых буквально растерзали в считанные минуты. Позже ими же был казнен окольничий Трахионов, а самого Морозова царь временно отправил в монастырь, чтобы спасти от бунтующей черни. Чтобы успокоить восставших, Алексей Михайлович согласился созвать Земской собор, где впоследствии были выработаны новые законы, в частности «Соборное уложение».

«Хлебные» бунты в Пскове и Новгороде

Согласно Столбовскому миру, часть прибалтийских земель вместе с выходом к морю и крепостями Ивангород, Орешек и Копорье отошли к Швеции. Также власти обязались выплатить Швеции компенсацию хлебом за тех жителей, кто переселился из этих городов в Россию. Это привело к многочисленным спекуляциям хлебом, причем с согласования властей.

Недовольство возросшей ценой на зерно и появившимся дефицитом привело к восстанию 28 февраля 1650 года в Пскове. Стрельцы и посадские люди сместили царского наместника и избрали городского голову Гаврилу Демидова. Обеспокоенные власти собрали Земский собор, после чего представители Собор отправились в Псков, чтобы успокоить бунтовщиков и призвать их разойтись по домам.

Буквально через две недели после восстания в Пскове, взбунтовался Новгород. Новгородская городская беднота вместе с ремесленниками и частью стрельцов сместила окольничего Федора Хилкова, провела погромы имений купцов и зажиточных горожан и выбрала в качестве городского головы приказного Жеглова. Даже митрополит Никон, пытавшийся успокоить бунтовщиков, был жестоко ими избит.

Спустя несколько дней стало известно о том, что в сторону Новгорода идет царское войско под командованием князя Хованского. Бунтовщики попытались наладить связь с Псковом, но безрезультатно. 10 апреля войско подошло к стенам города и через три дня восставшие сдались на милость Хованского, который относительно мягко к ним отнесся – никого не казнили, а около 200 самых рьяных бунтовщиков были наказаны плетьми и батогами.

В мае успокоился и Псков. Выборные делегаты Земского собора сумели убедить бунтовщиков покориться царской власти и разойтись по домам.

«Медный» бунт

Начавшаяся в 1654 году война с Речью Посполитой привела к затяжным боевым действиям и вызвала острый экономический кризис. После удачного первого этапа войны, в 1660 году наступил перелом, в результате чего русские войска терпели ряд поражений на северном и южном фронте. Ситуация усугублялась также войной с Швецией, закончившуюся подписанным  1661 году Кардисским миром.

Чтобы поправить плачевное финансовое положение, правительство по предложению Ордин-Нащекина провело денежную реформу. В обращении были запущены медные деньги, призванные восполнить дефицит серебра.

Но избыток медной монеты, не обеспеченной достаточным количеством драгоценных металлов, привел к ее обесцениванию. Так как жалованье выплачивалось медью, а подати собирались серебром, покупательская способность населения резко снизилась. Дополнительной проблемой стало большое количество фальшивых монет, подрывающих и без того слабую экономику.

После того, как 25 июля 1662 года в Москве появились прокламации с обвинениями в адрес членов Боярской думы, купца Шорина и князей Милославских в сговоре с поляками, в городе начались погромы. Были сожжены несколько богатых имений, в том числе и подворье купца Шорина. Многотысячная толпа бунтовщиков отправилась в Коломенское, где находился царь с требованиями наказать изменников. Испуганный Алексей Михайлович попытался успокоить их обещаниями. Поначалу толпа поддалась на уговоры царя, но после того, как к Коломенскому подошли отряды стрельцов, к восставшим применили силу. Около тысячи человек погибли, а еще несколько тысяч были арестованы, подвергнуты пыткам и телесным наказаниям, после чего отправились в ссылку.

Тем не менее, в 1663 году по приказу царя монетные дворы в Пскове и Новгороде были закрыты, а на московском монетном дворе чеканка медной монеты была прекращена. Сами медные деньги в течение короткого времени были изъяты из оборота.

Постепенное усиление центральной власти, ослабление экономики страны из-за продолжительной русско-польской войны, увеличение податей привели к тому, что все больше и больше крестьян бежали на Дон, чтобы стать казаками. В итоге на Дону скопилось огромное количество беглых холопов и бедных казаков, что привело к социальному напряжению и разрыву с казацкой старшиной, поддерживающих царскую политику.

Изначально казаки под предводительством атамана заявляли о том, что бояре узурпировали власть и среди них имеется заговор против царя. Поэтому Разин преподносил себя, как защитник Алексея Михайловича и уничтожитель бояр и дворян, а также объявлял о том, что хочет установить по всей России казацкие порядки и вольности.

С 1667 по 1670 года восстание носило локальный характер — казаки больше были заняты грабежом персидских пограничных городов. Тем не менее, в ходе боевых действий было освобождено множество угнанных в рабство русских, которые пополнили ряды войска Разина, а также это подняло его авторитет как среди казаков, так и среди жителей Астрахани и Царицына.

С весны 1670 года восстание переходит на более масштабный уровень после того, как отряды Разина захватили Астрахань, Камышин и Царицын, где казнили царских чиновников и организовали собственное правительство. Часть городов Среднего Поволжья, а также татары, мордва и другие народы, признали власть Разина. Успехи восставших, а также новость о том, что вместе с Разиным идет царевич Алексей Алексеевич, привлекли на сторону атамана множество людей. Поэтому казацкие отряды, подкрепленные крестьянами, к осени 1670 года без труда овладели Саранском, Алатырем, Козьмодемьянском и Цивильском, осадили Симбирск и Тамбов.

Для того, чтобы подавить восстание, к осажденному Симбирску были отправлены два войска: одно под командованием князя Барятинского, другое – под командованием князя Долгорукого. Осада Симбирска была снята, а восставшим нанесли несколько сокрушительных поражений. До декабря 1670 года царские войска сумели освободить захваченные повстанцами города и в крупном сражении разгромить основные силы восставших. Скрывавшийся на Дону Степан Разин был схвачен казацкой старшиной и выдан в Москву, где его пытали и четвертовали на Болотной площади 6 июня 1671 года.

К середине 1671 года практически все очаги восстания были подавлены. Последним пала Астрахань, которую царские отряды заняли 27 ноября 1671 года.

Этап Ход событий
Первый этап, 1667-69 гг. «Поход за зипунами» Беглые крестьяне и бедные казаки под командованием атамана Степана Разина блокируют Волгу, где грабят персидские и русские торговые суда и караваны. Разграблены персидские пограничные на Каспии. Разгромлен шахский флот, посланный против казаков, из плена освобождено множество угнанных в рабство людей, которые примкнули к восставшим.  
Второй этап, 1670 год, крестьянская война.  Большое войско, состоящее из беглых крестьян, бедных казаков, освобожденных из персидского плена невольников, а также татар, мордвы, чувашей, за короткий период с апреля по сентябрь 1670 года захватывают контроль над Средним Поволжьем. Взяты Астрахань, Царицын, Камышин, Черный Яр. Восстание распространяется на другие уезды. Саратов и Самара взяты без боя, осаждены Тамбов и Симбирск.
Заключительный этап, осень 1670 – осень 1671 года.  Осаждающие Симбирск отряды восставших разбиты войском князя Барятинского и сняло осаду. 7 декабря восставшие потерпели крупное поражение и были разбиты наголову. Многие города, занятые бунтовщиками, освобождены. 14 апреля отряд атамана Корнила Яковлева захватил Разина и выдал их в Москву, где Разина казнили 6 июня. К августу 1671 года разбиты почти все отряды ближайших сподвижников Разина. 27 ноября пал последний оплот восставших – Астрахань.  

английских революций: уроки земли свободы

Рэйчел Хаммерсли рассказывает о том, как события 1640-х и 1680-х годов в Англии заложили традицию, вдохновившую французских мыслителей на путь революции столетие спустя.

С тех пор как в августе беспорядки и грабежи распространились по всей Англии, комментаторы поспешили указать, что в этой стране существует давняя традиция часто жестоких городских протестов, восходящая к Гордонским бунтам 18-го века и ранее. Революции тоже сейчас в новостях: от «арабской весны» до студенческих сидячих забастовок против платы за обучение и демонстраций против сокращений в Великобритании. Этот тип демонстрации может представлять проблему для британцев, поскольку преобладает мнение, что, в отличие от наших французских соседей, мы не являемся революционной нацией. Как прокомментировал Андреас Уиттам Смит в Independent в 2002 году:

У нас… нет революционных традиций, которым можно было бы соответствовать или вдохновлять нас. Британцы редко выходят на улицы, чтобы выступать за политические перемены. Каждое поколение или около того французы делают именно это — в 1789, 1830, 1848, 1870, 1936 и 1968 годах.

Но так было не всегда. В 18 веке именно англичане считались революционной нацией , и, когда они двинулись к революции в конце века, французы обратились к английской истории и идеям английских «революционеров» 17-го века, чтобы руководствоваться ими. их.

Революционная репутация Англии была построена на том факте, что она пережила не один, а два революционных потрясения: гражданские войны и Междуцарствие 1640-60 годов и Славную революцию 1688-89 годов. События 1640–1660 годов предвосхитили в нескольких важных аспектах те события, которые развернулись во Франции в 1790-х годах: народные волнения; призывает к признанию естественных прав и народного суверенитета; гражданские беспорядки; цареубийство; республиканское правительство; составление письменных конституций; попытки восстановить порядок с помощью военного правления; и, наконец, восстановление монархии. Более того, французы признали эти события своими собственными антецедентами, используя для их описания термин «революция». начало 19Историка X века Франсуа Гизо часто называют пионером в этом отношении, но на самом деле такое описание английских событий 1640–1660 годов уже было обычным явлением во Франции в начале 1790-х годов.

Хотя современники не использовали слово «революция» для описания Гражданских войн и Междуцарствия, оно было быстро принято для обозначения событий 1688-89 годов. Хотя то, что привело к «отречению» Якова II и преемственности Вильгельма III и Марии II, на первый взгляд не было связано ни с радикальными изменениями, ни с таким уровнем насилия, которые традиционно ассоциируются с революциями, урегулирование, которое непосредственно привело к бросил вызов принципу наследственного и божественного права монархии и ввел новую форму монархического правления. Более того, участники оправдывали свои действия ссылками на естественные права и народный суверенитет. В то же время, хотя насилия в 1688-89 гг. , этому моменту предшествовало как минимум десятилетие народных восстаний, покушений, преследований и публичных казней. Действительно, термин «толпа» был придуман в 1680-х годах.

Взгляды французов восемнадцатого века на Англию ни в коем случае не были единообразными. Тем не менее представление об Англии как о свободной нации, в которой люди занимаются политикой и открыто выступают против неблагоприятных правительственных мер, популяризировалось ведущими мыслителями эпохи Просвещения, такими как Монтескье и Вольтер, оба из которых проводили время в Англии. Монтескье изображал «политическую свободу» как источник, оживляющий английскую политическую систему, в то время как в его Письма о английской нации , опубликованные в 1730-х годах, Вольтер заметил:

Если я когда-нибудь почувствую запах Воскресения или приду на Землю во второй раз, я буду молить Бога, чтобы я родился в Англии, Стране Свободы. .

Особое впечатление на Монтескье произвела английская конституция, которую он подробно описал в своем большом труде «Дух законов » (1748 г. ). Его отчет об этом во многом обязан трудам британских настоящих вигов и других противников партии страны администрации Роберта Уолпола (1721-42), которые адаптировали идеи английских республиканцев середины 17-го века в поддержку ограниченной конституционной монархии.

Идеи Монтескье сразу же оказали влияние. Женевец Жан-Луи де Лольм развил положительное видение Монтескье английской конституции в своем отчете 1771 года. Другие французские писатели разделяли интерес Монтескье к идеям деревенской партии, опираясь на французские переводы своих произведений и переводы их предшественников 17-го века. протестантские изгнанники. Были переведены произведения цареубийцы Эдмунда Ладлоу (1616/17–92), мученика свободы Алджернона Сиднея (1623–1683), настоящего вига Томаса Гордона (ум. 1750) и третьего графа Шефтсбери (1671–1713). гугенотами в первой половине 18 в. Примерно в это же время были переведены многие произведения ведущего деятеля сельской партии виконта Болингброка (1678–1751). Французский философ аббат Мабли (1709 г. -85) сделал свой долг перед этими идеями явным, включив вымышленного реального вига, Милорда Стэнхоупа, в качестве главного героя в его диалоге Права и обязанности гражданина . Стэнхоуп из Мабли не только выражал восхищение британской конституцией, сдерживаемое опасениями, что революция 1688–1689 годов не зашла достаточно далеко, но и выступал за применение этих идей во Франции.

Хотя текст Мабли был написан в 1750-х годах, он был впервые опубликован в 1789 году. Начало Французской революции вызвало новый интерес к этим английским идеям, и ряд французских революционеров стали обращаться к Англии за советом. Примерно в это же время была переиздана большая часть настоящих вигских и республиканских переводов, наряду с новыми переводами произведений английских мыслителей, таких как Джон Мильтон (1608–1674), республиканец Джеймс Харрингтон (1611–1677) и другие.

Британская конституция была признана некоторыми потенциальной моделью для подражания. Так называемые Monarchiens опирались на работы Монтескье и Де Лольме, чтобы поддержать введение двухпалатной законодательной системы и абсолютного королевского вето. В качестве членов конституционного комитета Национального собрания летом 1789 года они имели возможность продвигать свое видение, но осенью его затмила однопалатная система, одобренная влиятельным политическим теоретиком аббатом Сийесом (1748–1836). Еще более ярым сторонником британской модели был граф де Мирабо (1749 г.-91). Он обратился за советом к английским друзьям по законам и институтам и организовал перевод и публикацию отчета о режиме работы Палаты общин и нескольких других английских работ. Среди них были две брошюры Мильтона, одна из которых поддерживала свободную прессу, а другая защищала цареубийство, а также «Настоящая история вигов Англии» Кэтрин Маколей (опубликована в 1763–1783 годах). В предисловии переводчика к интерпретации Маколеем Англии XVII века подчеркивается восприятие Мирабо ее актуальности:

Учитывая наши обстоятельства, это необычная работа… Существует так много точек соприкосновения и связи между этими событиями, этими людьми и нами, что, ограничиваясь привлечением к ним внимания в сносках, мы обнаружим, что у нас есть написал историю двух революций.

Цель Мирабо, похоже, заключалась в том, чтобы найти кратчайший путь от 1642 до 1689 года, средство обеспечить французов конституционной монархией в британском стиле, не влекущей за собой анархии и кровопролития, от которых пострадали англичане. То, что начало Французской революции совпало со столетием Славной революции в Англии, также способствовало проведению параллелей между этими двумя событиями. Осенью 1789 г.Общество памяти революции Великобритании направило поздравительный адрес Национальному собранию Франции. Несколько французских ответов признали параллель. Член Патриотического общества Дижона утверждал:

Почему нам должно быть стыдно, господа, признавать, что революция, устанавливающаяся теперь в нашей стране, обязана примеру, данному Англией сто лет назад?

Интересно, что это сравнение было использовано 200 лет спустя на мероприятии, посвященном двухсотлетию Французской революции, не кем иным, как Маргарет Тэтчер. В ответ президент Миттеран указал, что цареубийство 1649 г.представляет собой более очевидную параллель. Такого же мнения придерживались и сами французские революционеры. Как заметил переводчик трудов Харрингтона в 1795 году:

Неурядицы Французской революции так сильно напоминают бедствия английской революции [под которой он имел в виду 1640–1660], что те, кто любит рассуждать от следствий к причинам [должны] не колеблясь, изучите одно, чтобы лучше определить влияние другого.

В частности, были проведены параллели с цареубийством и составлением республиканской конституции.

Как отмечает историк Блэр Уорден, англичане казнили своего короля, а затем задумались, что делать дальше, установив республиканскую форму правления лишь почти через четыре месяца после цареубийства. Французы, напротив, начали с создания республики, а затем обсуждали, что делать со своим бывшим королем. В ходе этих дебатов неоднократно делались аллюзии на пример Карла I. Тон дискуссии задавал представитель комитета по законодательству Жан-Батист Малье:

Как и Людовик XVI, Карл Стюарт был неприкосновенен, но, как и Людовик XVI, предал страну, посадившую его на трон.

В частности (как это ни парадоксально) возникло желание узнать на примере англичан, как французам не оказаться ни с Кромвелем, ни с Карлом II. Мэйле настаивал на том, что англичане ошиблись, позволив палате общин, а не нации в целом, принять решение о судьбе короля. Другие сослались на дело Англии, чтобы выступить за изгнание, а не казнь.

В вопросе построения конституции французы стремились подчеркнуть свою оригинальность. Однако несколько ведущих революционеров черпали вдохновение в конституционной модели, предложенной Джеймсом Харрингтоном. План Харрингтона для большой современной республики был включен в его работу Содружество Океании 1656 года. Хотя он был написан во время Междуцарствия и под властью Кромвеля, он критиковал различные республиканские модели, которые были приняты в Англии и предлагались. своеобразная альтернатива.

Актуальность работы Харрингтона была впервые доведена до сведения французов в 1780-х годах, когда Жан-Жак Рутледж, второстепенный деятель французского Просвещения, предложил отчет об идеях Харрингтона и подчеркнул, в какой степени они повлияли на ведущих французских мыслителей. . К началу 1790-х Ратледж был ведущим членом радикального Клуба кордельеров и принимал непосредственное участие в практических политических действиях, но он не забыл о своей приверженности Харрингтону. Он включил несколько длинных, но непризнанных выдержек из книги Харрингтона «9».0005 A System of Politics в своем периодическом издании Le Creuset и применил некоторые из этих идей непосредственно к современным обстоятельствам. После провозглашения первой Французской республики он даже ответил на призыв Национального собрания к конституционным идеям, отправив им несколько харрингтоновских работ, в том числе проект конституции, созданный по образцу Oceana .

Проект Ратледжа, вероятно, мало повлиял на строителей конституции Национальной ассамблеи, но некоторые идеи Харрингтона нашли воплощение во французском законодательстве другими путями. Члены комитета, разработавшего Конституцию 179 г.5 включал в себя идею Харрингтона о том, что один законодательный орган должен предлагать законы, а другой — принимать или отклонять их. Судя по всему, они заимствовали этот механизм из выдержек из работ Харрингтона, опубликованных в году «Защита конституций Соединенных Штатов Америки» года американским революционером Джоном Адамсом (1735–1826), которые были переведены на французский язык в 1792 году. Аббат Сийес был еще одним важным проводником. Он сделал заметки о работах Харрингтона и включил несколько его идей в свои конституционные предложения. Его план по разделу территории и населения Франции, его система ротации должностей и его настойчивость в необходимости отделять предложение законов от их одобрения — все это чем-то обязано Харрингтону. Национальное собрание приняло первое из этих предложений в 179 г.0, а два других нашли свое отражение в конституциях 1795 и 1799 годов.

Эти заимствования не остались незамеченными британскими наблюдателями. В статье Morning Chronicle от 22 сентября 1797 г. отмечалось:

Способ, принятый в настоящее время французской конституцией для ежегодного частичного обновления своих законодательных собраний, кажется, был заимствован из аналогичной идеи, начатой ​​ранее. нашим Рота-клубом [основанным Харрингтоном в 1659 году].

Интерес французов к английским моделям и идеям не угас после 1799 г., как показывают работы Гизо. Статья во французской газете Le Globe в августе 1830 г. вывела параллель между Английской и Французской революциями на новый уровень, предложив соответствующие списки ведущих деятелей и учреждений 1640–89 и 1789–1830 гг. и даже употребив термин . Славная революция , чтобы описать самый последний революционный момент во Франции.

Хотя верно то, что Британия оставалась в стороне от революционных потрясений, затронувших большую часть континентальной Европы в XIX20-го века ошибочно делать вывод, что у англичан нет революционных традиций. Фактически, в 17 веке англичане были пионерами революционных перемен и служили источником вдохновения и руководства для французов, когда они начали свою собственную революцию в конце 18 века.

Рэйчел Хаммерсли — старший преподаватель истории в Университете Ньюкасла и автор книги «Английская республиканская традиция и Франция восемнадцатого века между древними и современными» (Издательство Манчестерского университета, 2010).

Project MUSE — Восстание и революция в Европе раннего Нового времени: очерк истории политического насилия и: Деревенские восстания: социальный протест и народные беспорядки в Англии, 1509–1640 (обзор)

  • Восстание и революция в Европе раннего Нового времени: очерк истории политического насилия и: Деревенские восстания: социальный протест и народные беспорядки в Англии, 1509 г. -1640 (обзор)
  • Иэн А. Кэмерон
  • Парергон
  • Австралийская и новозеландская ассоциация исследований средневековья и раннего Нового времени (Inc.)
  • № 7, 1989 г.
  • стр. 114-115
  • 10.1353/pgn.1989.0020
  • Обзор
    • Посмотреть цитату
  • Дополнительная информация
  • Возможны варианты покупки/аренды:
    • Аренда у DeepDyve

Вместо аннотации приведу краткую выдержку из содержания:

114 Рецензии Берс, Ю.-М., Восстание и революция в Европе раннего Нового времени: очерк истории политического насилия, пер. J. Bergin, Manchester, U. Manchester P., 1987; стр. 236; Р.Р.П. 80 долларов США. Мэннинг, Р.Б., Деревенские восстания: социальный протест и народные беспорядки в Англии, 1509–1640 гг., Оксфорд, Clarendon Press, 1988; стр.xiii, 354; 2 карты, 8 таблиц; Р.Р.П. 120 долларов США. Перед нами две совершенно разные книги. «Восстание и революция» — это английский перевод книги профессора Берка «1980 краткий, но блестящий обзор моделей политического насилия в Европе раннего Нового времени; «Деревенские восстания» следует тому, что профессор Мэннинг называет «лабиринтным путем» сельскохозяйственной, социальной и многолетней истории Англии эпохи Тюдоров и раннего Стюарта. Первые прыжки из кабаков в Спдоне к разорению башкир через басни из Мондгне; второй углубляется в 299 дел против огораживания, рассмотренных по большей части в Суде Звездной палаты. Берсе устанавливает «типологии» поведения, повторяющиеся мифы, роль окружающей среды, функции восстания, связи между восстанием и праздником, обширные направления интеллектуальной и политической истории от средневековья до середины XIX века.век; Мэннинг погружает нас в осушение болот, бесхозяйственное земледелие, обнищание населения, протоиндустрию и расы алчных землевладельцев, отмеченные термином «фискальный сеньориализм». Обе учетные записи прекрасно работают на своих условиях, но у них есть свои проблемы. Существует несбалансированность и упрощение рассказов Берсе об английской революции, Реформации или восстании Пугачева. Помимо его конкретного обсуждения восстаний крепостных или османской границы, его аргументы сильно перевешиваются в пользу Западной Европы. Однако Мэннинг не пытается учитывать европейский контекст. Даже «праздничное бесчинство» кажется еще одной мрачной категорией лондонских беспорядков. Глава о лондонских беспорядках сознательно оправдывается тем, что проблемы учеников были локальными и парохийными, хотя беспорядки в других городских центрах не включены. Не нашлось места для крупных восстаний Тюдоров, но есть еще одно обсуждение бедности и «людей без хозяина», основанное в основном на вторичных источниках. Что общего у этих противоположных исследований, так это приверженность науке и враждебность к экономическому детерминизму. Исследование Берке, практически не загроможденное сносками, несколько умаляет его эрудицию. Было бы полезно, если бы каждая глава была снабжена избранной библиографией. Английское издание, по крайней мере, предлагает библиографические дополнения к работам, в основном на французском или английском языках, появившимся после 19 г.80. Оба автора четко понимают долгосрочное экономическое развитие и краткосрочную конъюнктуру, но подчеркивают, что восстание в Европе раннего Нового времени было реакцией не угнетенного класса, а испуганной или возмущенной общины. Сообществу в Мэннинге угрожает ограждение его общин, в Берке — разрушение государством традиционных привилегий, введение нового налога или иностранное должностное лицо. Фундаментальный лоидизм по отношению к доброму королю и принятый кодекс справедливости ведут повстанцев Берке в мифологическое золотое прошлое; Повстанцы Мэннинга, руководствуясь традициями и обычаями, «только пытались восстановить потерянный мир, которого, возможно, никогда не было». Оба историка подчеркивают, что восстания часто возглавляли представители элиты или образованных классов: дворяне, ремесленники, священники. .. Враждебность к «марксистской вульгаризации» особенно сильна в Берке6. Мэннинг действительно смягчает постепенное появление «запутанного» социального конфликта. Он находит это неявным в возросшем числе бунтов против огораживания в 159 г.0s и явным образом во время восстания в Мидленде 1607 года: «Они пойдут на компромисс с представителями духовенства, и им будет дан совет убивать джентльменов, и они сровняют с землей dl штаты, как они сровняли с землей насыпи и рвы». Для Берка неприятные последствия нового сельского хозяйства можно отнести к 18 веку, а отсутствие мелких крестьян в Англии предотвратило рост сельского самосознания. Чтобы проиллюстрировать «британский эдентизм» в своем обсуждении крестьянских войн, он выбирает «Паломничество благодати». В конечном счете природа восстания определяется автономными интеллектуальными и политическими силами — силой религиозной веры и ростом централизованного государства. В 18 веке…

крах

В настоящее время вы не аутентифицированы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *