Культура и искусство россии 17 века: Ошибка 403 — доступ запрещён

Содержание

«Культура России 17 века»

ВВЕДЕНИЕ

Культура России 17 века отличается большим разнообразием артефактов оставленных в истории. По сравнению со всеми предыдущими эпохами, упоминаемыми в источниках дошедших до наших дней, этот век очень богат на исторические памятники культуры. Русская культура 17 века стала смешением культур многих центров Киевской земли, дополненная влияниями и заимствованиями из иностранных культур, что определило равномерное развитие многих сфер науки, быта, народного хозяйства и общественных отношений данного периода. Быстрый рост научного самосознания и бурное развитие искусства послужили прекрасной основой для строительства новой структуры общества, смещения акцента интересов многих слоев населения, выделения многих ремесел церковного искусства в отдельные светские виды деятельности, развитием духовного отражения и освоения действительности, т.е. Искусства, появлением в нем стремления к описательности и декоративности.

«Век перелома» — так часто называют данный период. Меняется не только светское, происходит смещение всей духовной сферы жизни российского общества. Вершиной кризиса средневековой идеологии становится реформа патриарха Никона и, как следствие, возникновение старообрядчества. Активно прививаются прозападные идеи, дополняющие нюансы самобытной культуры России.

МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА

Семнадцатый век занимает особое место в истории России феодального периода. Примерно XVII столетием датируется начальная стадия зарождения буржуазных связей в недрах феодально-крепостнического строя. Развитие городских посадов, прогресс общественного разделения труда, рост товарного производства и обмена стали условиями начинающихся изменений в общественно-экономической жизни России. Новые явления в области культуры затрагивают, прежде всего, города. Сосредоточение больших масс населения в крупных, по тому времени, городах, начало промышленного производства, поиски полезных ископаемых, далекие походы в Сибирь, развитие торговли, общения с другими странами подрывали вековую замкнутость, вели к расширению кругозора людей.

Светские элементы в культуре XVII века становятся более заметными, они проникают в церковное зодчество, в живопись, в прикладное искусство, науку и другие сферы жизни общества. Происходит смешение и бурный рост различных отраслей народного хозяйства.

События первого десятилетия XVII в. привели к разорению значительной территории Российского государства и подрыву его материальной культуры. Военные действия того времени тяжело отразились на положении многих городов и сел. Главной отраслью народного хозяйства оставалось земледелие. Орудия же земледельческого хозяйства остались прежними — сохи, бороны, косы, серпы, плуги.

В области ремесленного производства произошли значительные сдвиги. Как и прежде, существовала домашняя промышленность в крестьянском хозяйстве, производившая холсты, канаты, сермяжные сукна, обувь, одежду, посуду, рогожи, деготь и другие предметы. Но в городах, особенно наиболее крупных, отчетливо определяется процесс массового превращения ремесла в мелко товарное производство.

Более того, в XVII в. возникли первые русские мануфактуры, что привело к значительному обогащению материальной культуры.

Широкое распространение получила обработка металлов — в Москве, Устюжне Железопольской, Тихвине. Кузнецы и другие мастера обработки железа производили в массовом количестве топоры и дверные петли, подковы и сабли, ножи и шашки и другие изделия. С большим мастерством изготовлялись сложные и хитроумные замки. Было налажено производство многих видов огнестрельного и холодного оружия.

Русские мастера-крестьяне в 20-х годах XVII века сделали башенные часы для новой Спасской башни Кремля (по проекту англичанина Христофора Галовея). Все более применялись разные воздействующие механизмы. В 1615 г. была сделана первая пушка с винтовой нарезкой.

Высокого технического уровня достигла обработка благородных металлов — золота и серебра, особенно в специальных мастерских — золотой и серебряной палатах Оружейного приказа. В этих мастерских изготовлялись различные предметы царского обихода и другие драгоценные вещи — серебряные ковши, братины, кольца, серьги, крестики и многое другое. Важное значение имела чеканка монет. В середине XVII века по царскому заказу в течение одного года был отлит колокол весом 12500 пудов.

Многовековую традицию имела к XVII веку обработка дерева. Особенно большого искусства достигли в этом мастера в северных, богатых лесом районах. Там возводились замечательные постройки. Поморские плотники умели строить прочные и удобные не только речные, но и морские суда. Большого прогресса достиг в XVII веке смоляной промысел, а также производство поташа. Возникли центры массового производства изделий изо льна и пеньки, холстов, канатов в Пскове и Новгороде, Ярославле и Ржеве, Вологде и Нижнем Новгороде. Во многих городах работали скорняки, изготовляя разные меховые вещи.

Гораздо большее развитие, по сравнению с предшествующими временами, получило каменное строительство. В XVII веке в России изготовлялся высококачественный кирпич, делались обеспечивающие большую прочность растворы извести. Техника возведения крупных сооружений достигла высокого уровня. В 30-х годах XVII века появился первый стекольный завод в России.

Материальная культура в XVII столетии получила большое развитие. Ее творцами и создателями были многие тысячи народных мастеров-умельцев, воплотивших в своих творениях творческую силу народа.

В этот период сложились устойчивые группы высококвалифицированных мастеров на различных предприятиях. Хотя в ряде случаев производство на этих предприятиях начиналось с приглашения иностранных мастеров, русские люди быстро овладевали необходимым мастерством и выполняли сложные технические работы с большим искусством.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

В XVII в. появились первые записи фольклора, дошедшие до нас, благодаря чему мы имеем более конкретное представление о народном творчестве того времени. Семнадцатый век с его острыми социальными конфликтами и длительной борьбой России против внешних врагов был временем значительного подъема народного творчества. Характерно широкое распространение исторических песен, пронизанных чувством глубокого патриотизма. Были популярны различные былины, песни, сказки, сложенные еще в предыдущее время.

Весьма интересны пословицы, записанные в особых сборниках конца XVII века. В пословицах явно прослеживалась народная оценка человеческих качеств и общественных отношений. Недаром многие из них дожили до наших дней, как, например: «баснями соловья не кормят», «взялся за гуж не говори, что не дюж». Народные пословицы отразили критические отношения простых людей к церковникам и церковным обрядам: «из одного дерева икона и лопата». Для XVII века характерна насмешка над людьми, не желающими учиться грамоте: «Аз, буки, веди страшат, что медведи». В пословицах отражалось недоверие крестьян к феодалам: «в боярский двор ворота широки, а со двора узки», «обещать — по-дворянски, а слово держать по-крестьянски»; протест против притеснений властей: «наказал бог народ — послал воевод», лошадь любит овес, земля — навоз, а воевода — привоз»; возникающее в народе сознание своей силы: «холопье слово, что рогатка».

Одним из любимых героев произведений народного творчества стал вождь крестьянской войны Степан Тимофеевич Разин. Вокруг его имени уже в XVII веке стали складываться многочисленные легенды, песни сказания. Степан Разин наделялся богатырскими чертами, оказывался «заговоренным от смерти». Древние былины перерабатывались, и Степан Разин оказывался в одном кругу былинных героев, вместе с Ильей Муромцем. Народные песни рисуют восстание как праздник:

На матушке Волге праздник —

Сходись, голытьба, на праздник.

Готовьтесь, бояре на праздник.

Очевидно, народное творчество в XVII веке приобрело определенные и антицерковные тенденции. Оно стало сильнее оказывать влияние на письменную литературу. Народное творчество явилось настоящей основой развития демократического, светского направления в литературе XVII века.

Усиление влияния народного творчества на литературу имело одной из важных своих предпосылок значительное расширение количества грамотных людей в семнадцатом веке. Хотя масса населения крепостной страны продолжало оставаться неграмотной, тем не менее, количество грамотных людей в XVII в. значительно возросло, особенно в среде посадских людей. Развитие городской жизни, а также системы государственного управления вызвало большую потребность в грамотных людях. Помимо того, что грамотность была необходима для торговых и других занятий, грамотные люди могли вступить на службу в государственные учреждения, приказы и тем самым освободиться от тягла. К концу семнадцатого века в московских приказах работало 178 дьяконов и 1450 подьячих. Кроме того, в городах были еще так называемые «площадные подьячие», которые за плату составляли всякие челобитные и другие документы. Грамотными были земские и церковные дьячки, ведшие текущее делопроизводство.

Помимо значительно расширявшейся письменности, все большее распространение получали и рукописные книги. Несмотря на развитие книгопечатания, рукописные книги пользовались все более возраставшим спросом. Расширялось производство книг. Расширился круг потребителей книг.

Не только феодальная знать и духовенство, но и многие посадские люди хранили книги. Большое распространение получали рукописные сборники, в которых содержались различные материалы духовного, и светского содержания, отрывки из летописей, сказания. В монастырях были специальные хранилища книг во главе с хранителями. Часть книг принадлежала монахам и хранилась в кельях. Значительно возросло письменное делопроизводство государственных учреждений — московских приказов, приказных изб в городах.

С 1671 г. для царя стали изготовляться рукописные «Куранты» — своеобразные газеты, состоящие из переводных иностранных известий.

В середине века были предприняты попытки организации производства бумаги в России. В 60-70-х г.г. в Москве действовали две «бумажные мельницы», отданные правительством на оброк голландским предпринимателям. Бумаги своего производства, однако, не хватало, и в Россию по-прежнему привозили бумагу из-за границы — из Франции и Голландии.

Кроме того, в XVII веке писали также на бересте — сохранились берестяные грамоты и даже целые книги сбора ясака в Сибири.

Как и прежде, писали специально приготовленными чернилами, присыпая написанный текст песком для просушки. В московские приказы возили песок целыми возами. Особенно ценился чистый и сухой песок с Воробьевых гор.

Книги «одевали» в деревянные, обитые кожей доски. На коже выделывались различные металлические украшения. В виде украшений выполнялись и обычно массивные застежки на книге, нередко переплеты покрывались тканями — бархатом, атласом. Искусство изготовления рукописных книг в XVII веке достигло наивысшего расцвета.

Большим совершенством отмечена книжная миниатюра семнадцатого века. Так называемый растительный «травный орнамент» получил в этот период широкое распространение наряду со старопечатным орнаментом.

Со второй половины столетия стал заметен переход к новому стилю книжной миниатюры — так называемому «прусскому барокко», характерной чертой которого было сочетание изображения растительного мира с геометрическими фигурами — эллипсами и спиралями. Особенно богато украшались орнаментами, заставками, инициалами царские грамоты, писавшиеся на пергаменте.

Наряду с рукописными книгами и грамотами все более распространялись печатные книги. Московский Печатный двор представлял собой в середине XVII века крупное предприятие, на котором работало 165 человек. В первой половине столетия было издано около 200 названий книг. В больших количествах распространялась переводная литература. Стали составлять обширные библиотеки. Большие собрания книг на русском, латинском, польском, греческом языках были у патриарха Никона, князя В.В. Голицина, А.С. Матвеева. Большая библиотека была в царском дворце.

Дальнейшее распространение рукописи печатной литературы выдвигало потребность более организованного обучения грамоте и письму.

Обычно дети и подростки обучались грамоте у духовных лиц, подьячих или родителей, причем женщины, как правило, даже в семьях знати оставались неграмотными. Возможность печатного издания учебных пособий значительно улучшала условия обучения грамоте. Характерно, что печатавшиеся в Москве дешевые (по 1 копейке) буквари пользовались широким спросом. Изданные в 1651 году 2400 экземпляров «Азбуки» патриаршего дьякона Василия Бурцева были распроданы за один день.

В 40-х г.г. XVII в. один из видных правительственных деятелей — Ф.М. Ртищев пригласил из Киева около 30 ученых монахов для организации школ в Андреевском монастыре. Молодые дворяне и сам Ртищев стали обучаться греческому и латинскому языком, риторике, философии. Многие представители знати косо смотрели на школу Ртищева. Тем не менее, частные школы все же существовали и возникали вновь. Епифаний Славинецкий возглавил греко-латинскую школу в Чудовом монастыре. В 60-х г.г. священник Иван Фомин на свои средства построил школу в Барашах при Введенской церкви. В 1665 г. открылась школа в Заиконоспасском монастыре, во главе которой стал Семен Полоцкий. В этой школе обучали подьячих русской грамматике и латинскому языку. Спустя два года открылся «гимнасион» (приходская школа) при церкви Иоанна Богослова в Китай-городе. В 1680 г. была основана школа при Печатном дворе. Монах Тимофей учил в этой школе греческому языку 30 учеников, набранных при ее открытии.

Первые частные школы в Москве подготовили основание в 1687 г. Славяно-греко-латинского училища (академии) во главе с учеными греками Иоанием и Софронием Лихудами. Это было первое учебное заведение, ставившее своей целью широкое образование. Славяно-греко-латинская академия открывалась для людей «всякого чина, сана и возраста» и предназначалась для подготовки высшего духовенства и чиновников государственной службы. Академия сыграла большую роль в развитии русского просвещения в конце XVII в. и первой половины XVIII века.

Распространение грамотности и просвещения в России подрывало вековое господство религии и церкви, все более расходилась по рукам светская литература и иностранных сочинений. XVII в. занял важное место в истории русского просвещения.

ЗОДЧЕСТВО

Как и в истории всей русской культуры, XVII в. занимает особое место в развитии русского зодчества. И в этой области с большой силой проявилась стремление к отказу от вековых канонов.

По-прежнему подавляющее большинство построек не только в деревнях, но и в городах возводилось из дерева. Каменные храмы и отдельные светские здания были в городах окружены морем деревянных строений. Частые пожары, среди которых были также громадные, как пожар 1626 года, уничтоживший значительную часть Москвы, опустошили города и села. Но взамен погибших деревянных строений быстро возводились новые. Веками сложившиеся искусство строительства из дерева достигло в XVII в. высокого технического и художественного уровня. Выдающимся произведением деревянного зодчества был знаменитый дворец в Коломенском, построенный в 1667-1678 г.г. под руководством плотничного старосты Семена Петрова и стрельца Ивана Михайлова.

В деревянном зодчестве с большой силой проявилась народная художественная культура. Светские элементы проникали все более и в каменное зодчество. Важнейшим фактором, определившим подъем каменного зодчества, было развитие производительных сил. Ремесленное производство поднялось на более высокий уровень. Каменные постройки появились теперь не только в городах, но иногда и в селах.

Значительной перестройке подвергся Московский Кремль. В 1624-1625 г.г. англичанин Фристофор Галовей вместе с Баженом Огурцовым возвели Спасскую башню в ее теперешнем виде. Новая башня создала парадный въезд в Кремль и связала своей вертикалью кремлевские соборы с Храмом Василия Блаженного на Красной площади в единый ансамбль. Перестройка кремлевских башен придала Кремлю совершенно новый вид. Строго крепостной его облик уступил место торжественному ансамблю, воплотившему в себе величие и мощь Российского государства. Замечательные постройки появились в Ярославле, Толчкове — церковь Иоанна Предтечи, Воскресенские церкви в Костроме и Романове и другие. Строгая церковная регламентация оказалась, в конечном счете, бессильна воспрепятствовать развитию народного, светского начала в зодчестве. Как и в других сферах культуры, влияние религии и церкви в зодчестве оказалось в XVII в. заметно подорванным. Последние два столетия XVII в. ознаменовались новым, высоким подъемом зодчества.

СКУЛЬПТУРА И РЕЗЬБА

Общее для русского искусства XVII в. стремление к нарядности и декоративности проявилось и в усиленном развитии резьбы по дереву, камню, а также скульптуры. Высоким образом искусства по дереву является многочисленные разные иконостасы, «царские врата» и другие детали церквей. Богатейшей резьбой украшен Коломенский дворец.

Резьба по дереву, украшавшая дворцы и храмы, была ярким воплощением этого глубокого народного искусства. Деревянной резьбой украшались дома простых людей. Разные наличники и карнизы, обработка резьбой крылец и других частей здания, своеобразие приемов этой обработки и ее рисунков в разных местах составляют одну из характерных особенностей русской национальной культуры.

Искусство резьбы, веками развивавшееся в народе, было использовано феодальной знатью для украшения воздвигавшихся по ее заказу строений. Резчиков собирали в Оружейной палате для выполнения государственных заказов.

Дальнейшее развитие получила и скульптура, хотя в ней сохранилось много архаических черт. Скульптуры были обычно раскрашены и по большей части выполнялись в плоскостной манере, как горельефы.

Скульптурные детали помещались на многих предметах, в т.ч. и на оружии.

В целом развитие скульптуры шло в направлении придания изображению более округлых форм, горельеф вытеснял барельеф, лица становились более индивидуализированными. Реалистические тенденции определились и в этой области искусства.

ЖИВОПИСЬ

Церковь прекрасно понимала огромную силу воздействия искусства на народные массы и, как и в других областях культуры, всеми силами старалась обеспечить сохранение контроля над живописью, проповедовала глубоко консервативные идеи с целью полного подчинения ее строго религиозной догматике.

Церковь особенно гневно преследовала распространение в селах и городах произведений народных мастеров-иконописцев, которые далеко отходили от установленных канонов. Среди этих мастеров было немало живописцев, наделенных большим талантом.

Реалистические тенденции в живописи XVII в. развивались еще очень медленно. Большое место занимала унаследованная от XVI в. традиция отвлеченно-догматического и аллегорического изображения. Хорошо прорабатывались детали, но обобщенного реалистического изображения художники XVII в. еще не могли дать. Росписи и иконы были перегружены мелкими сценами и предметами, вокруг главных изображений нанизывалась масса клейм со всеми подробностями жития. Помимо этого делались еще пояснительные надписи. Внутренний мир человека, как правило, не умели раскрыть, главное внимание уделялось изображению внешних поступков и действий. Эмоциональность отступала перед описанием.

Высшая ступень развития живописного искусства в XVII веке связана с деятельностью выдающегося художника Симена Ушакова (1626-1686). Его знаменитые произведения «Спас нерукотворный», в котором художник изобразил классически правильное лицо, а также большая икона «Насаждение древа государства Российского». В 1671 г. С.Ушаков создал икону на традиционный сюжет «Троицы».

Примечательным явлением в живописи, отразившим возросший, как и в литературе того времени, интерес к человеческой личности, было распространение портретных изображений. Это оказалось не только в направлении творчества С.Ушакова. Многие представители знати стали заказывать свои портреты за границей, но и в самой России тоже появились попытки создания портретов.

Таким образом, русская живопись XVII в. вступила в переломную эпоху, все более выявляя новые тенденции, ведшие ее по пути становления реалистического начала и освобождения от церковно-иконаических традиций.

МУЗЫКА И ТЕАТР

К XVII в. русская музыкальная культура имела устойчивые многовековые традиции. Как и другие области народного творчества, она была безымянна. Существовали местные певческие школы со своими особенностями «распевов». Но повсюду господствовало хоровое многоголосье, столь характерное для русской народной музыки. Народные песни были богаты и жанровым разнообразием, и мелодичностью, и глубокой выразительностью, с огромной силой, передающей самые различные психологические состояния человека. Особенности народного хорового творчества были восприняты в немалой степени и церковной музыкой.

Большой популярностью, как и в предыдущее время, пользовался народный театр. По всей России бродили скоморохи. Народ любил традиционный театр Петрушки с его веселыми и меткими выступлениями.

Новым явлением было возникновение первого придворного театра.

Инициатором его создания был широко образованный по тому времени боярин А.С.Матвеев. Театр был организован для того, чтобы по-новому отпраздновать рождение царевича Петра в 1672 году. Труппа театра (60 человек) была первоначально набрана из жителей Немецкой слободы, где под руководством пастора И.Г.Грегори ставились иноземцами любительские спектакли.

После смерти царя Алексея Михайловича в 1676 году под влиянием патриарха Иоакима, враждебно относившегося ко всему иноземному, театр прекратил существование.

Оторванный от народного искусства и предназначенный для узкого круга феодальной знати, театр пастора Грегори не оставил серьезных следов в истории русской театральной культуры.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Определяя основное содержание и направление историко-культурного процесса средневековой России, можно с полным основанием говорить, что эта культура уходила своими корнями в народное творчество и имела в нем главную питательную среду своего развития. В условиях феодального общества, крепостничества Россия обнаружила замечательные богатства творческих сил народа в культуре.

Культура народа проникнута светлым чувством оптимизма, она жизнеутверждающая по своему духу. Беспредельная самоотверженная любовь к родной земле, красота трудового и ратного подвига, высокое нравственное благородство, твердая вера в победу добра над злом, справедливости над неправдой и обманом и вместе с тем глубокая поэтичность, неистощимый юмор, меткое выделение типичных жизненных явлений, здравость и точность их оценок — все это характерно для произведений народного творчества феодальной эпохи. В той или иной степени, в разных формах эти замечательные качества народного творчества пробивали дорогу не только в литературе, но зодчестве, живописи.

Развитие русской культуры XVII века отразило свойственные этому времени особенности и противоречия. Они были обусловлены, в конечном счете, социально-политическими и экономическими процессами, проходившими на Руси. Феодальный способ производства с присущими ему консерватизмом в развитии производительных сил, господством замкнутого натурального хозяйства, слабо развитым обменом, традициями к сохранению политической системы феодальной раздробленности, замедлял также развитие культуры, формирование местных традиций и особенностей.

Несомненно, что на развитие русской культуры громадное влияние оказало господство религиозного мировоззрения. Церковь сыграла определенную роль и в распространении грамотности, и в развитии зодчества и живописи. Но в то же время церковь ревниво оберегала свои догматы и враждебно относилась к новым явлениям в культуре, являясь тормозом в развитии наук, технических знаний, литературы, искусства.

И, тем не менее, русская культура развивалась не изолированно от мировой культуры, обогащаясь ее достижениями и внося свой вклад в ее развитие.

Культурные достижения семнадцатого века вошли в круг непреходящих художественных ценностей нашей страны, они — части нашего национального богатства, славы и величия нашего народа.

Культура России в 17 веке [Русская] — искусство, образование, литература, архитектура, живопись, наука, вики — WikiWhat

Основные статьи: История культуры, Россия в 17 веке

Содержание (план)

1. Влияние Смутного времени на культуру

2. Образование в 17 веке в России

3. Искусство

3.1. Прикладное искусство

3.2. Театр

4. Жизнь и быт

5. Картинки (фото, рисунки)

Влияние Смутного времени на культуру

Смута разру­шила многие барьеры, отделявшие Россию от Запада. Она показа­ла военно-техническое превосходство западных соседей, заставила приступить к освоению их достижений. Вскоре после Смуты в Рос­сии опять появляется множество иностранцев — на сей раз всяко­го рода специалистов, приглашённых правительством. В Москве им была отведена для постоянного проживания особая территория — так называемая Немецкая слобода.

Огромное значение для преодоления культурной изоляции России имело воссоединение с Украиной. В Московское государство пере­селилось много учёных-монахов из украинских монастырей. Право­славные иерархи украинского происхождения заняли высокие посты в Русской церкви. В большинстве своём это были люди образован­ные, хорошо знакомые с внутренним устройством и культурой Речи Посполитой. Они были гораздо лучше большинства своих московских собратьев подготовлены не только к полемике с «латинством», но и к восприятию достижений западноевропейской культуры.

Готовность воспринять духовный опыт других народов, даже взять его за образец проявилась и в церковной реформе патриарха Ни­кона. Исправление русских богослужебных книг и обрядов по грече­ским образцам разрушало традиционное представление об абсолютном превосходстве отечественных правил и обычаев над иностранными.

Рост личностного начала, интерес к достижениям «латинско­го» и протестантского Запада исподволь подготавливали почву для стремительной европеизации русской жизни и русской культуры, предпринятой Петром Великим.

Загрузка…

Образование в 17 веке в России

Подавляющее большинство населения России в 17 веке было неграмотным. В городах и богатых сёлах страны открывались «палаты учительные», где за плату грамот­ные люди из подьячих обучали «малых робяток». Знатные приглашали учителей домой. В Москве были школы, где учили греческому языку, латыни, грамматике и риторике, арифметике и геометрии, ис­тории и географии. Особые училища для подготовки грамотных чиновников суще­ствовали при московских приказах.

Образованному человеку было легче устроиться в новом мире. Количество гра­мотных стремительно росло. Однако священ­ники, чиновники, многие купцы и ремесленники по роду своих за­нятий должны были уметь читать и писать. В середине XVII в. в Москве священники были гра­мотны на 100 %, монахи и купцы — на 70 %, а горожане — на 20 %. К концу столетия в столице уже отсутствовали неграмотные дво­ряне и купцы, а многие из них владели иностранными языками. В среднем по России были грамотны (т. е. умели писать, читать, считать и петь по нотам) 96 % купцов, 75 % монахов и более 40 % посадских людей. При этом учились мальчики и девочки; среди чи­тателей книг было много женщин.

В XVII в. в России ещё не су­ществовало какой-либо системы учебных заведений. В 80-х гг. XVII в. открылась Славяно-греко-латинская академия. Возглавляли её учёные греки. Обучение начиналось на греческом, потом переходили на латынь. Изучались духовные и философские науки, логика. Для лучшего усвоения знаний устраивались диспуты.

Известно, что в 80-е гг. XVII в. уже каждый четвёртый житель московского по­сада был грамотным.

Искусство

  • Литература 17 века в России.
  • Архитектура 17 века в России.
  • Живопись 17 века в России.

Прикладное искусство

Высокого уровня в XVII в. в России достигло прикладное искусство. Это — богато украшенное оружие; создание золотых и серебряных пред­метов и украшение их драгоценными камнями; резьба по дереву и художественное шитье. Вышивки украшались жемчугом, золотом, серебром и драгоценными камнями. Такой наряд был очень красив, но носить его было тяжело, потому что он много весил. Центром шитья была «Цари­цына мастерская Палата». Большого худо­жественного уровня достигли золотошвеи мастерской Строгановых. Их шитье поражало сложностью узора, тонкостью работы, разнообразием швов, удлинённо­стью фигур. Материал с сайта http://wikiwhat.ru

Театр

В XVII в. в народе России пользовались попу­лярностью представления скоморохов — актёров-комедиантов. Они были музыкан­тами, певцами, дрессировщиками (в ос­новном медведей), исполнителями коме­дийных и сатирических сцен из тогдашней жизни (высмеивали жадность, глупость, пороки людей). На ярмарках народ потешал также тради­ционный театр Петрушки.

Царь Алексей Михайлович любил театральные представления. Спектакли, которые смотрел царь со своими приближенными, бы­ли на библейские сюжеты. В селе Преображенском под Москвой построили «специальную хоромину«. Это был первый на Руси при­дворный театр. И уж совсем необычным стало то, что царь смотрел эти представления не один, а с семьёй. Правда, женщины не сидели рядом с мужчинами. Они могли наблюдать за театральным предста­влением из особого помещения.

Жизнь и быт

  • Жизнь крестьян в 17 веке в России.
  • Русский город в 17 веке.

Картинки (фото, рисунки)

Категории:

Культура Русского государства Россия в XVII веке

На этой странице материал по темам:

  • Культура россии 17 века краткое сообщение

  • Образование и культура россии в 17 веке кратко

  • Образование и культура в 17 веке литература кратко

  • Исскуство 17 века россия

  • Читать образование и культура в 17 веке россии

Вопросы к этой статье:

  • Как развивалась культура России в XVII в.

    ?
  • Как взаимодействовали «старое» и «новое» в культуре России XVII в.?

  • Какие события и процессы оказали особое влияние на культуру России в XVII в.?

  • Назовите особенности модернизационных процессов культуры в России в XVII в.

  • Расскажите об обмирщении русской культуры в XVII в.

  • Где могли выучиться грамоте дети в России в XVII в.?

  • Где можно было получить высшее образование в России в XVII в.?

  • Как можно было получить образование в России в XVII в.?

Материал с сайта http://WikiWhat.ru

Живопись

В истории Российский Fine Arts Один может различить два периодов . Петр Великий Реформы отмечены границы между им. Разница чрезвычайно глубока и касается самой сути художественного восприятия мира и человека.

В Старой Руси живопись возникла и развивалась в тесной связи с иконопочитанием, основой которого является учение о Воплощении. . Отныне в русских княжествах икона- живопись 9Образовались 0009 школ , имеющих свои особенности живописи ( Новгородская , Псковская , Ярославская , Тверская иконописная живописная школы).

высший расцвет русский средневековый живопись относится к XIV-XV вв. Топ Русский значок картина — Троица (1422 — 1427) А. Рублева, которую он создал как символ духовного согласия и единения русских людей.

Начиная с середины 16 века икона живопись подвергается влиянию западного изобразительного искусства. Разработана икона росписи придворной школы использованы западные европейские сюжетные схемы. Конец XVI века и начало 9009 года XVII в. отмечен развитием «строгановской школы» (несмотря на название, состоял в основном из придворных мастеров), отличающейся утонченностью колорита и тщательной проработкой деталей, тенденцией к некоторой декоративности и ‘ красота’ картина .

В второй половине 17 века появляются иконы так называемой ‘фряг живопись ‘. Они включали в себя элементы западноевропейского картина : масляные краски и большое правдоподобие в изображении людей и природы . Наиболее ярким представителем направления является Симон Ушаков (XVII век). К этому же времени можно отнести первых попыток создания временного портрета.

Конец XIX века отмечен пробуждением интереса к иконе как к «великому мировому искусству» (Е. Трубецкой). Это стало возможным благодаря расчистке древних 9Образцы 0010 выросли из темных и открыли свой настоящий цвет. Художественные принципы иконы живописи творчески использовались как одиночными русскими иконописцами (В. Васнецов , М. Нестеров , К. Петров-Водкин ), иностранными (А. Матисс) и целыми течениями и авангардными школами.
В 18 веке и в начале 19 века изобразительное искусство в России , следуя культурным потребностям общества, переживает все основные этапов западноевропейского искусства: барокко, классицизм, романтизм. Иностранные живописцы и скульпторы, приглашенные в Россию , играют важную роль, но во времена Елизаветы I появляются очень талантливые отечественные мастера.

В середине XVIII в. характеризуется строгой манерой росписи , соблюдением определенных правил в композиции, некоторой условностью колорита, использованием сюжетов из Библия, из древней истории и мифологии. Однако высшим достижением эпохи является не историческая картина а портрет (А. Аргунов, А. Антропов , Ф. Рокотов , Д. Левицкий , В. 0 Боровиковский 0 , О. Кипренский ). F Шубин стал первым великим русским мастером скульптурного портрета.

Расцвет академической школы относится к первой половине XIX в.век. Полотна К. Брюлова характеризуются сочетанием академического классицизма с романтизмом, новизной сюжетов, театральностью пластики и освещения, сложностью композиции и блестящей виртуозностью кисти живописца. А. Иванов придал идее характер жертвенной преданности и сумел преодолеть множество шаблонов, относящихся к академической технике. Позднее лучшие традиции академической манеры нашли свое дальнейшее развитие в большом историческом полотне Г. Семирадского.
В скульптуре Н. Пименов и И. Мартос впервые потрясли традиции классицизма. Они придали своим произведениям некоторые современные черты. В то время П. Федотов пошел своим путем. Его считали блестящим дилетантом, тонким наблюдателем и остроумным сатириком, предвосхитившим дальнейшие тенденции русского жанра — живописи .

Социальное стремление 1860 — 1870-х годов пробуждает интерес художников к темам, связанным с народным жизнь . В 1872 г. в отличие от Академии Художеств основано Товарищество передвижных художественных выставок (И. Крамской , Г. Мясоедов, К. Савицкий, И. Прянишников, В. Маковский, И. Ярошенко , В. Перов и др.). Жанровая картина приобретает в их произведениях разоблачительный характер.

Обращение к национальной тематике вылилось в небывалый расцвет исторической и батальной картина . В. Суриков , И. Репин , М. Ге, В. Васнецов, В. Верещагин, Ф. Рубо создали настоящие шедевры в этих жанрах.
Первые русских художественных галерей были открыты в течение тех лет ; произведения русских художников экспонировались регулярно на международных выставках и зарубежных художественных салонах.

Достигнув самостоятельности в творческой деятельности с конца XIX в. век русский живопись следует тому же европейскому курс изобразительного искусства. Пейзаж живопись вытесняет жанр живопись . Стремление к изображению воздуха и света, свойственное импрессионизму, можно найти и в работах Ф. Васильева, И. Левитана , В. Серова , К. Коровина , А. Архипова . Символизм, неоклассицизм и модерн оказали большое влияние на А. Врубель , художники из «Мира искусств» (А. Бенуа, Л. Бакст , Э. Лансере) и художники из «А Синяя Роза» (С. Сидейкин, Н. Крымов, В. Борисов -Мусатов ). 1910-е годы отмечены появлением русского авангарда, как стремления перестроить самую сущность искусства вплоть до отрицания самого искусства. Ряд художников и творческих объединений заложили новые школы и новые направления, коренным образом повлиявшие на развитие мирового изобразительного искусства — суперматизм (К. Малевич), «стиль импровизации» и абстракционизма (т. 9).0009 Кандинский ).

Ренессанс Русский авангард относится к 1960-м годам.
Так называемая «разрешенная», но не официальная часть Русское искусство 1960-х годов представлено работами мастеров «сурового стиля» (Т. Салахов, С. Попков). В 1970-1980-е годы произведения советских живописцев (Р. Бичунс, П. Тордиа, Д. Жилинский, Э. Штейнберг, М. Ромадин, М. Лейс, Калинин, и др.) получили общепризнанных . Эти художники доказали, что в XIX веке существовала не только «пропаганда».0009 СССР .

Крах Коммунизм в СССР разрушил искусственные культурные барьеры между Россией и остальным мира. Сегодня Русское искусство является желанным гостем практически во всех уголках мира. Это внушает оптимизм, так как межкультурная коммуникация является реальным знаком, показывающим состояние мирового искусства.

Русское искусство и музыка | ТОТА

Традиционное искусство России

Русское искусство объединило влияние извне и народные традиции, чтобы создать одни из самых знаменитых произведений современности. В средние века рост грамотности благодаря русскому православию привел к процветающей индустрии рукописей и религиозных икон. Точно так же архитектура черпала вдохновение в сложных, красочных стилях Византийской империи. Отличительные купола многих русских православных церквей являются давним символом византийского влияния.

Русская живопись

На протяжении многих веков в регионе преобладало религиозное искусство. Однако к 17 и 18 векам российская знать начала перенимать аспекты европейского искусства, музыки и литературы. Его художники исследовали новые темы, в том числе исторические события, фольклор и яркие изображения крестьянской жизни в России. Известные художники, такие как Валентин Серов, Василий Кандинский, Марк Шагал, Алексей Саврасов, Илья Репин и Борис Кустодиев, входят в число самых широко известных художников.

Русская музыка и танец

Русские музыкальные традиции в значительной степени восходят к крестьянству. Эпические народные песни, или былины, рассказывали о мифических героях, таких как богатырей, богатырей и знатных киевских князей. Они могли сопровождаться флейтами и струнными инструментами, такими как гусли . Позже балалайка стала предпочтительным струнным инструментом во многих областях. Народные танцы типа пляски контрастировали с балетом и дворянскими балами. Высшие классы в основном спонсировали композиторов европейского стиля с 18 века. Самым популярным из них был Петр Ильич Чайковский, написавший такие произведения, как Щелкунчик и 1812 Увертюра . Балет и опера стали особенно популярными, и русский балет превратился в отдельную школу танца.

В советское время эти отдельные стили объединились, чтобы создать волнующие оркестровые и хоровые произведения, прославляющие народную самобытность нации. Поп-музыка, которая поначалу не поощрялась, в конце 20 века становилась все более популярной.

Русская литература

Помимо изобразительного и исполнительского искусства, Российская империя также известна золотым веком литературы. Первые писатели и поэты, такие как Александр Пушкин, впервые привлекли внимание международного сообщества к русской литературе. В 19ХХ века Николай Гоголь, Лев Толстой, Антон Чехов и Федор Достоевский написали одни из самых известных когда-либо написанных романов. Национальное внимание вернулось к мифам и сказкам в советское время, особенно благодаря знаменитому кинематографу. По мере того как космическая гонка с Соединенными Штатами разгоралась, советские писатели также написали много произведений научной и художественной литературы.

Современное искусство России

Сегодня российские художники черпают вдохновение из этих исторических влияний, а также из новых идей, что привело к созданию разнообразной и мощной сцены современного искусства. В стране проживает ряд богатых коллекционеров произведений искусства и известные музеи, в том числе Эрмитаж в Санкт-Петербурге. Однако некоторые формы выражения были встречены цензурой и подавлением со стороны правительства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *