Живопись в россии в 16 веке: Русская живопись 16 века кратко и понятно – главное и важное

Содержание

кратко о развитии народа Руси в этот период

История

12.11.21

12 мин.

Толчком к развитию русской культуры в 16 веке послужило ослабление влияния на Русь монгольского ига. С приходом к власти Ивана III началось становление единого российского государства. Это сказалось на общем подъеме культурной жизни населения. Безусловно, сильное давление оказывало религиозное мировоззрение. Однако уже в то время стали проявляться черты, характерные для эпохи Просвещения.

Оглавление:

  • Общее культурное развитие
  • Строительство архитектурных объектов
  • Русская живопись
  • Изменения в литературе
  • Музыка и песнопение
  • Театральная деятельность
  • Грамотность слоев населения

Общее культурное развитие

Особенности развития культуры России в 16 веке заключались в резком подъеме духовных ценностей народа. Это требовалось для формирования политики становившегося на ноги государства. Устранение монгольского влияния требовало от Руси формирования из разрозненных княжеств единого государства.

Общая численность населения в XVI веке составляла 9 млн человек. Из них только в Москве проживало 100 тысяч. Среди других городов выделялись Новгород, Ярославль, Великий Устюг, Вологда. В остальных районах плотность проживавших людей была невелика. Кратко развитие культуры 15—16 веков в России представлено в таблице.

Направление развитияКраткое описание
АрхитектураВелось строительство шатровых и пятиглавых сооружений. Расширялись города
ЖивописьОтразилось в виде иконописной деятельности
ЛитератураВелись рукописи, началось книгопечатанье
МузыкаИсполнялось былинное, историческое и религиозное песнопение
ТеатрВ балаганах свои выступления вели скоморохи
ОбразованиеШло постепенное повышение грамотности всех слоев населения

Строительство архитектурных объектов

Развитие культуры 15—16 веков в России началось со времен правления Ивана III, продолжено Василием III и Иваном Грозным. Заключалось оно в расширении и строительстве новых городов. Для этой цели в Москву приглашались иностранные зодчие, которыми были возведены монастыри, соборы и храмы.

Сложные архитектурные объекты стали изготавливаться из камня или нового материала, каким стал красный кирпич. Работы носили следующий характер:

  1. Произошла реконструкция Кремля. Были выложены более высокие стены из кирпича с дозорной башней.
  2. С помощью итальянцев был построен Архангельский собор.
  3. Началось строительство каменных крепостей в ряде городов. Так, в это время был выложен Тульский кремль.
  4. Появились новые сооружения — шатровые храмы. Отличительной чертой конструкции являлось отсутствие подпорок.
  5. К историческому памятнику культуры 16 века относится Храм Василия Блаженного. Он был построен в честь взятия Казани.

Вместе с шатровыми храмами развернулось строительство пятиглавых сооружений. Примером крестово-купольных конструкций стали Смоленский и Успенский соборы.

Русская живопись

Изобразительное искусство 16 века в России проявилось в виде иконописной деятельности. При этом она была поставлена в строгие рамки, которые ограничил Стоглавый собор 1551 года. Все росписи должны были соответствовать древним образцам. Введение новшеств запрещалось.

Для этого при царском дворе создались художественные мастерские. В них были приглашены на работу лучшие иконописцы страны. В итоге искусство живописи вышло на официальный уровень. Это отрицательно сказалось на его развитии, поскольку отсутствовало проникновение новых идей.

К работам XVI века относились:

  1. Фрески Благовещенского собора 1508 года. В работе принимал участие сын Дионисия Феодосий.
  2. Более сложные фрески были выполнены в Успенском соборе. Работа датируется 1515 годом.
  3. После случившегося пожара в Москве псковские мастера восстановили фрески на кремлевских соборах.
  4. В 1561 г. на куполе Свияжского монастыря были выполнены портреты государя Ивана Грозного, митрополита Макария и настоятеля Германа.

Некоторые послабления допускались при изображении исторических сюжетов. Результатом стало появление работы под названием «Лицевой летописный свод». Он включал в себя примерно 16 тыс. различных рисунков. Наступил период расцвета изготовления книжных миниатюр.

Изменения в литературе

Существенные изменения происходили в литературе. Теперь летописные издания не только фиксировали исторические факты, но и давали им характеристику. Они описывали характер и мысли исторических личностей. К этому периоду относятся труды:

  1. «Степная книга». В вышедшей книге имелись портреты великих князей. Дано описание их жизнедеятельности.
  2. «Летописец начала царства». Здесь велся рассказ о первых годах царствования Ивана Грозного.
  3. Был выпущен ряд исторических сочинений, среди которых «Хронограф» и «Повесть о Вавилонском царстве».
  4. «Житие митрополита Филарета». Книга анализировала проблемы морали.
  5. «Домострой». Настольное произведение XVI века. Здесь затрагивались все бытовые стороны жизни граждан. Главы были посвящены проблемам воспитания детей, описанию кулинарных рецептов, нормам поведения в обществе.

Огромным научным достижением стало открытие в 1553 году книгопечатанья. Первая книга, которая была выпущена таким способом, называлась «Апостол». Занимались этим делом Иван Федоров и Петр Мстиславец. Несмотря на появление печатных книг, летописные издания продолжали пользоваться спросом.

Музыка и песнопение

На музыкальную культуру существенное влияние оказывала религия. Стало развиваться церковное песнопение в художественном стиле. Певчие рукописи создавались даже самим Иваном Грозным.

Развитие музыки в таком направлении требовало возведения новых храмов. В них поступали лучшие ученики певчих школ. Именно им доверялось участие в богослужебных песнопениях. Кроме того,

песни развивались и в других направлениях:

  1. Былинное. Здесь прославлялись русские богатыри.
  2. Историческое. Тексты песен описывали реальные события, которые происходили в мирной жизни князей и во время их походов.

Церковь не допускала проникновения музыки в светскую жизнь, считая это нарушением норм православия. По этой причине в боярских хоромах звучали мелодии иностранных держав, исполняемые на привезенных из Европы инструментах.

Театральная деятельность

Театральное искусство в классическом понятии отсутствовало. Оно было представлено скоморохами. Такие люди не имели фиксированного жалования и постоянного места жительства. Для своих выступлений они строили временные жилища под названием балаганы.

Показ номеров проводился для простых людей. Среди выступающих артистов были танцоры, певцы и дрессировщики. Обычно выступления проводились во время праздников или ярмарок. Часто сцены носили сатирический характер. В них высмеивались богатые слои общества. Это вызывало недовольство властей, поэтому такие люди подвергались гонениям.

Показ представлений в балаганах стал начальной стадией появления настоящих театров. Однако это произошло только в следующем столетии.

Грамотность слоев населения

В XVI веке стала повышаться грамотность среди населения. В первую очередь это относилось к боярам и дворянам. Меньше образованных было среди посадских людей. Только 15% крестьян владели знаниями.

Начитанными людьми были государи Иван III и Иван IV. Собранные ими книги содержались в библиотеке. Там были представлены лучшие экземпляры, написанные европейскими авторами.

Государство нуждалось в грамотных людях. С этой целью в 1551 году были созданы «Книжные училища». Для работы в них привлекались как духовные лица, так и светские учителя.

Кроме того, обучение детей проводилось в монастырях и церквях. Здесь на первый план выдвигалась религиозная грамота. Арифметике и грамматике отводилась второстепенная роль.

В XVI веке начались явные сдвиги в культурном развитии Руси. Государство крепло, усиливалось его единство. Это дало возможность повышать духовную среду народа.

Не успеваете написать работу?

Заполните форму и узнайте стоимость

Вид работыПоиск информацииДипломнаяВКРМагистерскаяРефератОтчет по практикеВопросыКурсовая теорияКурсовая практикаДругоеКонтрольная работаРезюмеБизнес-планДиплом MBAЭссеЗащитная речьДиссертацияТестыЗадачиДиплом техническийПлан к дипломуКонцепция к дипломуПакет для защитыСтатьиЧасть дипломаМагистерская диссертацияКандидатская диссертация

Контактные данные — строго конфиденциальны!

Указывайте телефон без ошибок! — потребуется для входа в личный кабинет.

* Нажимая на кнопку, вы даёте согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Подтверждение

Ваша заявка принята.

Ей присвоен номер 0000.
Просьба при ответах не изменять тему письма и присвоенный заявке номер.
В ближайшее время мы свяжемся с Вами.

Ошибка оформления заказа

Кажется вы неправильно указали свой EMAIL, без которого мы не сможем ответить вам.
Пожалуйста проверте заполнение формы и при необходимости скорректируйте данные.

История культуры — Живопись и архитектура в России в XVI в

« Предыдущий вопрос

Наука и грамотность в России в XVI в. Появление в России книгопечатания

В этот период на Руси развивается грамотность. Знание письма и счета требовалось во многих отр

Загрузка

СкачатьПолучить на телефон

например +79131234567

txt fb2 ePub html

на телефон придет ссылка на файл выбранного формата

Что это

Шпаргалки на телефон — незаменимая вещь при сдаче экзаменов, подготовке к контрольным работам и т. д. Благодаря нашему сервису вы получаете возможность скачать на телефон шпаргалки по истории культуры. Все шпаргалки представлены в популярных форматах fb2, txt, ePub , html, а также существует версия java шпаргалки в виде удобного приложения для мобильного телефона, которые можно скачать за символическую плату. Достаточно скачать шпаргалки по истории культуры — и никакой экзамен вам не страшен!

Сообщество

Не нашли что искали?

Если вам нужен индивидуальный подбор или работа на заказа — воспользуйтесь этой формой.

Следующий вопрос »

Общие тенденции русской культуры XVII в. Литература, образование, наука, живопись XVII в

XVII в. в истории русской культуры, как и в целом для истории России, – начало нового периода.

В XVI в. существенно стала расширяться тематика древнерусской живописи. Гораздо чаще, чем раньше, художники обращаются к сюжетам и образам Ветхого завета, к назидательным повествованиям притч и, что особенно важно, к легендарно-историческому жанру.

В то же время в живописи XVI в. ощутимо тяготение к отвлеченному «мудрствованию». Церковь и государство жестко контролировали иконопись, поэтому в то время получили распространение иконописные подлинники (сборники образцов).

Московская живопись конца XV в. отмечена немалыми достижениями. Связано это с творчеством выдающихся мастеров – Дионисия и его школы.

На рубеже XV–XVI столетий, с одной стороны, определяется преобладание московской живописной школы в России; с другой – усвоение ею традиций местных школ, которые постепенно нивелировались под влиянием общерусского культурного центра, каким стала Москва с ее мастерами, идеями, устремлениями.

Красочность и тщательная проработка деталей, изящество и тонкость рисунка характерны для икон «строгановской школы». Ее представители (Прокопий Чирин, Никифор Савин и др. ) работали в Москве, но часто выполняли заказы сольвычегодских богачей Строгановых.

Но одновременно наблюдается известный отход от могучих образцов Андрея Рублева и Феофана Грека, снижение богатырского «дыхания» искусства эпохи Куликовской битвы. При этом поступательное развитие живописи подготовило его будущие успехи.

Самым выдающимся достижением русского зодчества рубежа XV–XVI в. стало возведение зданий Московского Кремля. Старые, обветшавшие постройки заменили новыми; это:

1) Успенский;

2) Архангельский;

3) Благовещенский соборы;

4) Храм-столп Ивана Великого.

Для торжественных приемов построили Грановитую палату.

В XVI в. строили с еще большим размахом. По всей стране возводили много церквей, соборов.

Столь же сказочным видением выглядит Покровский собор (храм Покрова Богоматери), или храм Василия Блаженного на Красной площади в Москве, величайший памятник шатровой архитектуры, по существу – комплекс из девяти церквей. Строили его русские зодчие – Барма и Постник в 1555–1560 гг. Первоначально храм был белым, а свою пеструю раскраску он получил только в XVII в.

В целом русская культура XVI в. имеет огромное значение. Во-первых, она в полной мере отразила окончательный переход от раздробленной Руси к централизованному государству с его новыми требованиями к искусству. Далее, она смогла выдержать идеологический напор второй половины века и подготовить сознание русского человека к значительным изменениям и сдвигам, произошедшим в культурном развитии XVII столетия.


Русский Художник | Святой Георгий

Русский Художник | Святой Георгий | Метрополитен-музей ×

Обрежьте изображение:

Отсканируйте свой QR-код:

С благодарностью создан с помощью ACNLPatternTool

Детали обложки

Используйте клавиши со стрелками для перемещения по вкладкам ниже и клавишу табуляции для выбора элемента

Заголовок: Святой Георгий

Художник: Русский Художник (возможно 16 век)

Середина: Дерево, темпера

Размеры: 27 1/4 x 19 3/4 дюйма (69,2 x 50,2 см)

Классификация: Картины

Кредитная линия: Дар гуманитарного фонда Inc. , 1972 г.

Регистрационный номер: 1972.145.13

Узнайте больше об этом произведении

Хронология истории искусств

Музейные публикации

Человек и лошадь: иллюстрированная история конной одежды

Европейские картины в Метрополитен-музее художников, родившихся до 1865 года: сводный каталог

Похожие произведения искусства

  • Русский художник
  • Европейские картины
  • Иконки
  • Картины
  • Темпера
  • Дерево
  • Из Азии
  • Из России
  • С 1400 по 1600 г. н.э.

Обратная связь

Мы продолжаем исследовать исторический и культурный контекст предметов в коллекции The Met. Если у вас есть комментарии или вопросы об этой записи объекта, пожалуйста, заполните и отправьте эту форму. Музей с нетерпением ждет ваших комментариев.

Европейские картины в Метрополитене

Знаменитая коллекция европейских картин Метрополитен-музея включает более 2500 произведений искусства с тринадцатого по начало двадцатого века.

DataSpace: Раннее русское искусство XIV-XVI веков: исследование настроений

  1. Докторские диссертации Принстонского университета, 2011-2022
  2. Искусство и археология

Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы процитировать или дать ссылку на этот элемент: http://arks. princeton.edu/ark:/88435/dsp01pz50h016d

Название:  Раннее русское искусство XIV-XVI веков: исследование настроений
Authors:  Willson, Justin
Advisors:  Barber, Charles
Kitzinger, Beatrice
Contributors:  Art and Archaeology Department
Keywords:  Art discourse
Iconography
Иконы
Настроения
Москва
Стиль
Темы:  Искусствоведение
Дата выпуска:  2021
Издатель: Принстон, Нью-Джерси: Принстонский университет
Резюме: Приход Москвы к власти в пятнадцатом веке ознаменовал собой новую эру покровительства, реконфигурацию статуса изображений в российском обществе. До этого времени в восточнославянской литературе было мало теоретизирования или тщательного анализа образов, но множество социальных факторов объединились, чтобы породить беспрецедентную эру споров об иконах. Вспышка ересей, конкурентные торги среди клиентов, основание новых культов икон и реформы мастерских — все это наделяло образы новым культурным весом. Литература, возникшая в этот период, стремилась повлиять как на художественную практику, так и на интерпретацию зрителя. Исследуя множество объектов наряду с этими текстами, эта диссертация стремится восстановить историческую непосредственность ключевых артефактов через дискурсы, которые руководили восприятием зрителей. Группируя изображения под заголовком настроения — или парадигматических способов встречи — четыре главы этого исследования показывают, как споры давили на интерпретацию композиционных и стилистических элементов по заранее заданным путям, овеществляя образцовую позу. В свою очередь, такой способ организации текстовых и визуальных свидетельств раскрывает тонкие корректировки, которые зрители вносили в течение почти двух столетий. Обсуждая эстетические и буквалистические настроения в первых двух главах и мифические и транзакционные настроения в последних двух главах, я утверждаю, что интересы зрителей постепенно смещались от поверхностных элементов (стиля, иконографии) к внутренней, культовой силе образов, вытесняя влияние художников на сами образы. Ожидая, что изображения будут творить чудеса исцеления, зрители стали пассивными, а изображения — активными, перевернув с ног на голову типичные отношения субъекта и объекта. Главы, изображающие все более и более внутреннюю концепцию образа, предвещают траекторию культового образа в современность. Хронологические параметры исследования пересматривают то, что рассматривалось как сползание русского искусства в «упадок» (spad). Для многих ученых «кризис» шестнадцатого века был чем-то, что случилось, а не было выбрано теми, кто создавал, заказывал, интерпретировал и наслаждался этим искусством. Однако если поместить исторические произведения искусства в локальные контексты просмотра, становится ясно, что русские относились к изображениям иначе, чем византийские авторы. В диссертации исследуются причины такого изменения отношения.
URI:  http://arks.princeton.edu/ark:/88435/dsp01pz50h016d
Альтернативный формат:  Библиотека рукописей Мадда сохраняет одну переплетенную копию каждой диссертации Библиотеки рукописей Мадда.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *