Внешняя политика России во второй половине XVI века. Восточное и южное направления
Похожие презентации:
Внешняя политика во второй половине 16 века
Внешняя политика России во второй половине 16 века
Внешняя политика Российского государства во второй половине XVI века
Внешняя политика России в XVI веке
Внешняя политика России во второй половине XVI века
Россия в XVI веке
Внешняя политика Ивана Грозного. Основные направления
Внешняя политика Ивана IV Грозного
Внешняя политика Ивана IV (Грозного)
Внешняя политика России при Иване Грозном
1. Внешняя политика во второй половине XVI в.: восточное и южное направления
2. Домашнее задание
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ• Читать п. 7-8 стр. 58-64
3. Задачи внешней политики в восточном и южном направлениях:
ЗАДАЧИ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ ВВОСТОЧНОМ И ЮЖНОМ
НАПРАВЛЕНИЯХ:
• Восточное — борьба с Казанским и
Астраханским ханствами, освоение
Сибири.
• Южное — защита от набегов крымского
хана.
5. Восточное направление
ВОСТОЧНОЕНАПРАВЛЕНИЕ
6. Казанские походы
КАЗАНСКИЕ ПОХОДЫ1.1547-1548 гг.
2.1549-1550 гг.
Закончились неудачно!
3. 1552г.
8. Взятие казани
ВЗЯТИЕ КАЗАНИИкона «Благословенно воинство Небесного Царя»,
написанная в память Казанского похода 1552 года.
2 октября 1552 г. – взятие Казани,
присоединение Казанского ханства к
Российскому государству.
10. Покровский собор (собор Василия блаженного) – был построен в честь взятия Казани
ПОКРОВСКИЙ СОБОР (СОБОРВАСИЛИЯ БЛАЖЕННОГО) – был
построен в честь взятия Казани
11. 1557 г. – добровольное вхождение Башкортостана в состав российского государства
1556 г. присоединениеАстраханского
ханства
13. Освоение Сибири
ОСВОЕНИЕ СИБИРИЕрмак Тимофеевич
(1532 —1585) казачий атаман,
совершил поход в
Сибирь.
16. Южное направление
ЮЖНОЕНАПРАВЛЕНИЕ
17.
Борьба с крымским ханомБОРЬБА С КРЫМСКИМ ХАНОМ• Войска Крымского ханства устраивали
регулярные набеги на южные территории
Московской Руси с начала XVI века (набеги
1507, 1517, 1521 годов).
• Их целью было ограбление русских городов
и пленение населения. В царствование
Ивана IV набеги продолжились.
Девлет I Гирей –
правитель Крымского
ханства
Сулейман I
Великолепный –
султан Османской
империи
• После захвата Иваном Грозным Казанского и
Астраханского ханств Девлет I Гирей поклялся вернуть
их. В 1563 и 1569 гг. вместе с турецкими войсками он
совершает два безуспешных похода на Астрахань.
• В 1569 г. вместе с сухопутной турецкой армией и
татарской конницей по реке Дон поднялся турецкий
флот. Осада Астрахани окончилась ничем, все атаки
гарнизон под командованием князя Серебряного отбил.
• После этого совершается ещё три похода в московские
земли:
• 1570— разорительный набег на Рязань;
• 1571 — поход на Москву — закончился сожжением
Москвы.
• 1572 – нашествие повторилось.
• 1572 — последний большой поход крымского
хана в царствование Ивана IV, закончился
уничтожением крымско-турецкого войска.
Для
решительного
разгрома
русского
государства
двинулась
120-тысячная
крымско-турецкая орда. Однако в битве при
Молодях враг был уничтожен 60-тысячным
русским войском под водительством воевод
М. Воротынского и Д. Хворостинина. Гибель
отборной турецкой армии под Астраханью в
1569 году и разгром крымской орды под
Москвой в 1572 г. положили предел турецкотатарской экспансии в Восточной Европе.
21. Засечные черты – система оборонительных сооружений на южных и юго-восточных рубежах Российского государства
22. Итоги:
ИТОГИ:1. Расширение территории России за счёт
присоединения Казанского, Астраханского и
Сибирского ханств.
2. Укрепление международного авторитета
России.
3. Установление союзнических отношений с
Ногайской Ордой и кавказскими правителями
создание основы для продвижения на южном
направлении.
Внешняя политика во
второй половине XVI в.:
отношения с Западной
Европой, Ливонская война
24. Домашнее задание
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ• Читать п. 7-8 стр. 64-68
25. Задачи внешней политики на западном направлении:
ЗАДАЧИ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИНА ЗАПАДНОМ НАПРАВЛЕНИИ:
• Установление устойчивых торговых и
политических связей со странами
Европы
получение выхода к
Балтийскому морю.
27. Ливонская война 1558-1583 гг.
28. Причины Войны
ПРИЧИНЫ ВОЙНЫ1.Стремление к завоеванию Прибалтики.
2.Расширение выхода к Балтийскому морю
и торговли с Европой.
3.Недружественная политика Ливонского
Ордена.
ПОВОД
• Отказ Ливонского Ордена платить дань за город Юрьев (Дерпт).
31. 1 этап -1558-1561 гг.
1 ЭТАП -1558-1561 ГГ.• Победы русской армии, взяты
г. Нарва, Юрьев и др. Распад
Ливонского Ордена.
Взятие Иваном Грозным ливонского
г. Коконгасуена.
33. 2 этап – 1561 -1577 гг.
2 ЭТАП – 1561 1577 ГГ.Русские овладели
Полоцком, потерпели
поражение под Оршей и на
р. Уле. Противники Русского
государства – Швеция, Речь
Посполитая.
34. 3 этап. -1577 – 1583 гг.
3 ЭТАП. -1577 –1583 ГГ.
Оборона Пскова. Захват
Польшей Полоцка, шведами
Нарвы… Окончание войны.
Памятник, посвященный обороне Пскова.
Стефан Баторий под Псковом.
38. Итоги войны
ИТОГИ ВОЙНЫ1. Ям-Запольское
перемирие (1582 г.) договор с Речью
Посполитой.
Отказ Российского
государства от
Ливонии за возврат
приграничных русских
крепостей.
2. Плюсское перемирие
(1583 г.) — договор со
Швецией.
Отказ от Эстляндии,
уступка
шведам
Нарвы,
Копорья,
Корелы и Ивангорода.
39. Итоги:
ИТОГИ:1. Территориальные потери
2. Задача получения выхода к
Балтийскому морю решена не
была
English Русский Правила
Презентация к уроку истории России «Внешняя политика России во второй половине XVI в.
«Внешняя политика россии во второй половине XVI в.: восточное и южное направление
Аджаев А.В.
Учитель истории
План
- Вам предлагается составить план занятия
Вспоминаем!
- Почему после смерти Василия III в России установилось боярское правление?
- Какие реформы провела Елена Глинская ?
- Дайте характеристику личности Ивана IV
- Что такое Избранная рада?
- Какие реформы были проведены?
Задачи внешней политики в восточном и южном направлениях:
- Восточное — борьба с Казанским и Астраханским ханствами, освоение Сибири.
- Южное — защита от набегов крымского хана.
Восточное направление
Казанские походы
- 1547-1548 гг.
- 1549-1550 гг.
Закончились неудачно!
Взятие казани
Икона «Благословенно воинство Небесного Царя», написанная в память Казанского похода 1552 года.
2 октября 1552 г. – взятие Казани, присоединение Казанского ханства к Российскому государству.
Покровский собор (собор Василия блаженного) – был построен в честь взятия Казани
1557 г. – добровольное вхождение Башкортостана в состав российского государства
1556 г. — присоединение Астраханского ханства
Освоение Сибири
Ермак Тимофеевич (1532 —1585) — казачий атаман, завоеватель Сибири.
Битва за искер 26.10.1582 г.
Южное направление
Войска Крымского ханства устраивали регулярные набеги на южные территории Московской Руси с начала XVI века (набеги 1507, 1517, 1521 годов). Их целью было ограбление русских городов и пленение населения. В царствование Ивана IV набеги продолжились .
Девлет I Гирей –правитель Крымского ханства
Сулейман I Великолепный – султан Османской империи
После захвата Иваном Грозным Казанского и Астраханского ханств Девлет I Гирей поклялся вернуть их. В 1563 и 1569 гг. вместе с турецкими войсками он совершает два безуспешных похода на Астрахань.
После этого совершается ещё три похода в московские земли:
1570— разорительный набег на Рязань;
1571 — поход на Москву — закончился сожжением Москвы.
Битва при молодях 2 августа 1572 г.
Объединенное татаро-ногайско-турецкое войско потерпело поражение от русского земского и опричного войска.
Засечные черты – система оборонительных сооружений на южных и юго-восточных рубежах Российского государства
Итоги:
- Расширение территории России за счёт присоединения Казанского, Астраханского и Сибирского ханств.
- Укрепление международного авторитета России.
- Установление союзнических отношений с Ногайской Ордой и кавказскими правителями создание основы для продвижения на южном направлении.
Внешняя политика во второй половине XVI в.: отношения с Западной Европой, Ливонская война
Задачи внешней политики западном направлении:
- Установление устойчивых торговых и политических связей со странами Европы получение выхода к Балтийскому морю.
Ливонская война 1558-1583 гг.
Причины Войны
1.Стремление к завоеванию Прибалтики.
2.Расширение выхода к Балтийскому морю
и торговли с Европой.
3.Недружественная политика Ливонского Ордена.
Повод
- Отказ Ливонского Ордена платить дань за город Юрьев (Дерпт).
1 этап -1558-1561 гг.
Взятие Нарвы май 1558 г.
Взятие Юрьева, распад Ливонского ордена
Первый этап закончился победой русской армии, взятием г. Нарва, Юрьев и др. Распад Ливонского Ордена.
2 этап – 1561 -1577 гг.
Русские овладели Полоцком, потерпели поражение под Оршей и на р. Уле. Противники Русского государства – Швеция, Речь Посполитая.
3 этап. -1577 – 1583 гг.
Оборона Пскова. Захват Польшей Полоцка, шведами Нарвы… Окончание войны.
Памятник, посвященный обороне Пскова.
Стефан Баторий под Псковом.
Итоги войны
1. Ям-Запольское перемирие (1582 г.) — договор с Речью Посполитой.
Отказ Российского государства от Ливонии за возврат приграничных русских крепостей.
2. Плюсское перемирие (1583 г.) — договор со Швецией.
Отказ от Эстляндии, уступка шведам Нарвы, Копорья, Корелы и Ивангорода .
Причины Поражения России
1.Неверная расстановка сил в Прибалтике.
2.Ослабление государства в результате внутренней политики
Ивана Грозного.
3.Ведение войны Россией на два фронта.
4.Отсутствие союзников у России.
Итоги:
- Территориальные потери
- Невыполнение задачи по получению выхода к Балтийскому морю
Спасибо за внимание
Джордж Буш-старший: Иностранные дела
Во время своего президентства президент Буш уделял много времени иностранным делам, области, в которой у президентов обычно больше свободы, чем во внутренних делах. В своей первой инаугурационной речи Буш говорил о единстве между исполнительной и законодательной ветвями власти в международных делах, о представлении единого фронта перед остальным миром и о времени, когда «наши разногласия закончились у кромки воды». Он также собрал группу советников, включая советника по национальной безопасности Брента Скоукрофта, госсекретаря Джеймса Бейкера, министра обороны Дика Чейни и председателя Объединенного комитета начальников штабов Колина Пауэлла, которые в целом хорошо работали вместе. Президент Буш подходил к иностранным делам со свойственными ему консерватизмом и прагматизмом. Он не торопился с новыми действиями или изменениями политики, но дал себе время обдумать политику администрации. Когда он действовал, он делал это с твердой убежденностью и решимостью. Его прошлый опыт дал ему значительный опыт в международных делах, и он полагался на многочисленные контакты в международном сообществе, которые он установил в качестве посла в Организации Объединенных Наций, посланника США в Китае, директора Центральной разведки и вице-президента.
Один из примеров консервативного и прагматичного подхода Буша к иностранным делам произошел в начале его правления. В июне 1989 года китайские военные подавили демонстрацию продемократического движения на площади Тяньаньмэнь в Пекине. Используя танки и бронемашины, военные подавили демонстрации и открыли огонь по толпе, убив сотни протестующих. Хотя Буш ненавидел жестокие репрессии китайского правительства на площади Тяньаньмэнь, он не хотел выбрасывать за борт улучшившиеся американо-китайские отношения, слишком остро реагируя на события. Многие в Конгрессе призывали к жесткому, карательному ответу на убийство китайским правительством мирных демонстрантов, но администрация Буша ввела лишь ограниченные санкции. Позже в своей администрации Буш отправил Брента Скоукрофта и Лоуренса Иглбергера, заместителя госсекретаря, в Китай, чтобы попытаться восстановить испорченные, но не разрушенные отношения. В конце концов, американо-китайские отношения, хотя всегда были несколько хрупкими, в целом процветали, особенно в экономической сфере, где обе страны извлекли выгоду из надежного торгового партнерства.
Панама
На протяжении всей холодной войны Соединенные Штаты пытались остановить распространение коммунизма в Латинской Америке и установили контакты по всему региону. Одним из американских информаторов был Мануэль Норьега, панамец, который начал работать на ЦРУ еще в конце 1960-х годов. Буш впервые столкнулся с Норьегой в качестве директора ЦРУ, когда агентство полагалось на панамца в плане разведки. Администрация Рейгана изначально рассматривала Норьегу как союзника, потому что он выступал против сандинистского правительства в Никарагуа. Когда Норьега начал помогать сандинистам и все больше вовлекался в международную торговлю наркотиками, правительство США пыталось разорвать с ним связи. Но Норьега продолжал наращивать свою власть в Панаме; в 19В 83 г. он взял на себя управление панамскими вооруженными силами, став военным диктатором, фактически управлявшим страной. После того, как в 1988 году большое федеральное жюри предъявило Норьеге обвинение в незаконном обороте наркотиков, его отношения с американскими военными и разведывательными службами стали подвергаться все большей критике со стороны демократов в Конгрессе. Члены Конгресса потребовали, чтобы администрация Рейгана, а затем и администрация Буша привлекли панамского диктатора к ответственности.
После потери марионеточного кандидата Норьеги на выборах 19 мая89 президентских выборов в Панаме Норьега аннулировал результаты, и его сторонники напали на кандидатов от оппозиции. Президент Буш был потрясен тем, что Норьега подрывает демократию, и сосредоточился на его отстранении от власти. В октябре информация о внутреннем перевороте достигла американских вооруженных сил в Панаме, но администрация Буша предпочла не вмешиваться, поскольку план казался поверхностным и неорганизованным. Колин Пауэлл, председатель Объединенного комитета начальников штабов, рассказал, что «все это звучало как дилетантская ночь». Переворот провалился, и силы Норьеги казнили лидера переворота. Реакция в Соединенных Штатах была резкой, и многие критики обвинили президента в том, что он упустил возможность сместить Норьегу. После попытки государственного переворота президент Буш и его советники поняли, что с Норьегой нужно что-то определенное делать. Затем он приказал своей команде по иностранным делам составить план отстранения диктатора от власти.
В декабре 1989 года администрация Буша была уведомлена о том, что вооруженные силы Норьеги убили американского военнослужащего и напали на другого военнослужащего и его жену. Теперь администрация считала, что у нее есть все основания для отстранения Норьеги от власти. 20 декабря американские военные начали операцию «Правое дело», в которой около 10 000 военнослужащих высадились в Панаме и присоединились к уже находившимся там 13 000, чтобы быстро обогнать панамские вооруженные силы. Норьега ушел в подполье и в конце концов укрылся в посольстве Ватикана в Панама-Сити. В начале января он сдался американским войскам и был доставлен в Майами, штат Флорида, где в конце концов был осужден по обвинению в хранении наркотиков и отправлен в тюрьму.
Операция «Правое дело» была признана успешной и укрепила репутацию Буша как сильного и решительного лидера. Это было крупнейшее развертывание войск со времен войны во Вьетнаме, в результате которого погибло мало людей и США одержали победу. Хотя это нарушало международное право и было осуждено Организацией американских государств и Организацией Объединенных Наций, опросы показали, что подавляющее большинство панамцев поддержало вторжение США. Операция также дала администрации непреднамеренную выгоду в улучшении антикризисного управления, что помогло команде Буша несколько месяцев спустя, когда Ирак вторгся в Кувейт.
Окончание холодной войны и изменение американо-советских отношений
Когда Буш стал президентом в 1989 году, в отношениях Соединенных Штатов с Советским Союзом уже началось потепление. В качестве вице-президента он присутствовал на саммите президента Рональда Рейгана и премьер-министра СССР Михаила Горбачева в декабре 1988 года. Буш говорил о смягчении отношений в своей инаугурационной речи, утверждая, что «дует новый ветерок», и добавляя, что «великие страны мира движутся к демократии через дверь к свободе».
Отношения Буша с Горбачевым начались с того, что Советы называли pauza (пауза). С его инстинктивной осторожностью президент хотел время, чтобы изучить ситуацию, прежде чем приступить к своей собственной политике. Хотя Советы были обеспокоены тем, что пауза Буша указывает на новое направление внешней политики США, на самом деле она помогла укрепить улучшившиеся американо-советские отношения.
Когда Восточная Германия открыла свои границы и немцы разрушили Берлинскую стену, разделяющую Восточный и Западный Берлин в начале ноября 1989 г., он ознаменовал собой символический конец коммунистического правления в Восточной Европе. В сознании многих холодная война закончилась. На пресс-конференции 9 ноября Буш дал сдержанный ответ: «Я очень доволен». Когда пресса поставила под сомнение отсутствие у него энтузиазма по поводу падения Берлинской стены, Буш ответил, заявив: «Я не эмоциональный парень». Оглядываясь назад, многие люди признали, что, отказавшись злорадствовать или объявить о победе над Советским Союзом, Буш, вероятно, помог избежать негативной реакции со стороны сторонников жесткой линии в Восточной Европе. Он также не хотел ставить под угрозу будущие переговоры с Советским Союзом. Тем не менее, сдержанная реакция Буша на крах коммунизма в Европе, хотя и дипломатически искусная, дорого обошлась ему дома среди его консервативных сторонников, которые утверждали, что Рональд Рейган отпраздновал бы это историческое событие каким-то публичным обращением.
На саммите Буша и Горбачева в декабре 1989 года на Мальте лидеры двух стран обсудили сокращение вооружений и укрепление своих отношений. На саммите в Вашингтоне, округ Колумбия, в июне 1990 года эти двое мужчин подписали широкое соглашение о сокращении вооружений, в котором Соединенные Штаты и Советский Союз согласились сократить свои ядерные арсеналы. Буш и его госсекретарь Джеймс Бейкер усердно работали над установлением серьезных отношений с Горбачевым и Эдуардом Шеварднадзе, советским министром иностранных дел. По общему мнению, им очень удалось пересмотреть отношения с Советским Союзом в условиях после окончания холодной войны. 19 июляВ 1991 году Буш встретился с Горбачевым в Москве и подписал Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений, известный как СНВ.
Когда в следующем месяце противники Горбачева предприняли попытку государственного переворота, чтобы отстранить его от власти, администрация Буша с нетерпением ждала результатов. Переворот провалился, и Горбачев восстановил свои позиции, но Советский Союз находился в явном упадке. Всю осень советские республики начали заявлять о своей независимости от Советского Союза, а в декабре Россия, Украина и Беларусь объявили о создании новой конфедерации государств. Горбачев подал в отставку с поста президента СССР 25 декабря 19 года.91.
Усилия Буша, Горбачева, Бейкера и Шеварднадзе привели к таким результатам в улучшении американо-советских отношений, которые были немыслимы десять лет назад. Критики администрации Буша упрекали ее в том, что она слишком тесно связана с Горбачевым и слишком готова идти на компромисс; многие считали, что Бушу следовало сделать больше предложений Борису Ельцину, президенту России, который часто хотел, чтобы реформы проводились быстрее, чем Горбачев, и в конечном итоге руководил большей частью перехода России от коммунизма. Тем не менее отношения Буша с Горбачевым способствовали улучшению американо-советских отношений.
Объединение Германии
События 1989 года развивались с такой скоростью, что естественная склонность президента Буша к постепенным изменениям была серьезно подорвана. После падения Берлинской стены в ноябре того же года члены администрации Буша обсуждали воссоединение Германии как некую будущую реальность, возможно, даже через пять лет. Мало кто представлял себе, что единая Германия будет существовать менее чем через год. Еще более удивительным было то, что объединенная Германия стала членом Организации Североатлантического договора (НАТО).
После падения Берлинской стены перед администрацией Буша встало огромное количество проблем. Сначала было три основных предложения о том, как продолжить воссоединение Германии. Один заключался в том, чтобы позволить двум Германиям определять процесс, но из-за соглашений, заключенных в конце Второй мировой войны, четыре победителя — Соединенные Штаты, Советский Союз, Великобритания и Франция — все еще вносили свой вклад в ситуацию Германии. Другой подход заключался в том, чтобы позволить Совещанию по безопасности и сотрудничеству в Европе и его тридцати пяти членам выработать детали. Однако этот план не получил широкой поддержки из-за вероятности того, что процесс застопорится из-за вклада столь многих стран. Третье предложение заключалось в том, чтобы вовлечь две Германии с победителями во Второй мировой войне в схему, известную как «два плюс четыре».
В феврале 1990 года был официально утвержден подход «два плюс четыре». Восточная и Западная Германия занимались внутренними вопросами, в то время как четыре победителя во Второй мировой войне работали с двумя Германиями над внешними вопросами. Переговоры начались в мае и окончательно завершились в сентябре 1990 года. Главный камень преткновения на пути воссоединения Германии заключался в том, будет ли страна частью НАТО. Первоначально Советы выступали против того, чтобы объединенная Германия была частью НАТО, предпочитая, чтобы она была частью Варшавского договора или существовала как нейтральная неприсоединившаяся страна. В конце концов, администрация Буша помогла добиться компромисса: Германия стала частью НАТО, но в Восточной Германии не было размещено никаких войск НАТО. Кроме того, у советских войск было три-четыре года на вывод из Восточной Германии, и Германия согласилась оказать экономическую помощь Советскому Союзу.
Война в Персидском заливе
2 августа 1990 года Ирак вторгся в соседний Кувейт. Саддам Хусейн, президент Ирака, давно имел планы на землю, богатство и нефть Кувейта. Хотя спецслужбы наблюдали за наращиванием военной мощи Ирака вдоль его границы с Кувейтом, ни Соединенные Штаты, ни арабские соседи Ирака не верили, что у Хусейна были планы вторжения в маленькую страну к югу от них. Но они неверно истолковали намерения Хусейна. Вторжение нарушило международное право, и администрация Буша была встревожена перспективой того, что Ирак будет контролировать нефтяные ресурсы Кувейта.
Несмотря на то, что администрация Буша была несколько застигнута врасплох, она немедленно приступила к работе, пытаясь создать коалицию для противостояния Ираку. Одним из удачных поворотов событий для администрации было то, что во время вторжения президент Буш вместе с премьер-министром Великобритании Маргарет Тэтчер находился на конференции, а госсекретарь Бейкер находился в Сибири с Эдуардом Шеварднадзе, советским министром иностранных дел. Это позволило Соединенным Штатам решительно осудить Ирак с Великобританией и, что самое удивительное, с Советским Союзом. Джеймс Бейкер назвал этот момент, когда Соединенные Штаты и Советский Союз выступили с совместным заявлением, осуждающим действия Ирака, окончанием холодной войны, поскольку он ознаменовал начало беспрецедентного сотрудничества между Соединенными Штатами и Советским Союзом.
Когда началось вторжение, арабские страны объединились с Соединенными Штатами, чтобы сформировать коалицию, чтобы убедить Ирак уйти из Кувейта или столкнуться с последствиями. Когда Саудовская Аравия забеспокоилась о возможном вторжении после того, как иракские войска начали собираться на границе, президент Буш объявил о размещении американских войск в пустынном королевстве. Он также сформулировал четыре принципа, лежащих в основе операции «Щит пустыни»: немедленный и полный уход Ирака из Кувейта; восстановление законного кувейтского правительства; стабильность и безопасность на Ближнем Востоке; и защита американцев за границей.
В день вторжения Совет Безопасности ООН принял резолюцию 660, осуждающую вторжение и требующую от Ирака вывода войск «немедленно и безоговорочно». Соединенные Штаты также быстро заморозили кувейтские и иракские активы. Вскоре после этого ООН ввела экономические санкции против Ирака, призванные попытаться убедить Ирак уйти. Иракское вторжение позволило президенту Бушу подчеркнуть одну из своих самых сильных сторон — личную дипломатию. У него было много международных контактов, и он лично звонил мировым лидерам и союзникам США, чтобы начать создание коалиции, которая заставит Ирак уйти. Однако администрация не хотела, чтобы Израиль присоединился к коалиции, поскольку опасалась, что участие Израиля оттолкнет арабские страны, которые уже согласились присоединиться к альянсу. Израиль согласился не входить в коалицию и не отвечать в случае нападения, чтобы позволить коалиции больше ресурсов для борьбы с Хусейном.
После нескольких месяцев переговоров и дипломатических усилий ситуация не изменилась. Ирак, казалось, не желал уйти из Кувейта, и администрация Буша не была убеждена, что экономические санкции могут убедить Хусейна в обратном. В ноябре Совет Безопасности ООН принял резолюцию 678, которая уполномочила государства-члены «использовать все необходимые средства», чтобы заставить Ирак уйти из Кувейта, если он не сделал этого до 15 января. По мере приближения крайнего срока президент часто говорил о ситуации. с моральной точки зрения и назвал Саддама Хусейна воплощением зла, подчеркнув нарушения прав человека диктатором.
В декабре президент Буш выдвинул предложение обеспечить, чтобы администрация исчерпала все дипломатические усилия; он хотел, чтобы война была последним средством. Буш предложил отправить госсекретаря Бейкера на встречу с Хусейном в Ираке, чтобы попытаться найти решение. Однако президент ясно дал понять, что альтернативы полному и безоговорочному уходу Ирака из Кувейта нет. Хотя Бейкер в конце концов встретился с министром иностранных дел Ирака Тариком Азизом в Женеве, Швейцария, переговоры ни к чему не привели, поскольку Хусейн отверг усилия Буша. Администрация также хотела заручиться поддержкой предстоящих военных действий внутри страны, поэтому она обратилась к Конгрессу за разрешением Конгресса. Хотя некоторые в администрации утверждали, что в этом нет необходимости, другие считали важным заручиться поддержкой Конгресса. 12 января Конгресс с небольшим перевесом проголосовал за разрешение применения военной силы против Ирака. Голосование стало важной победой президента Буша.
Операция «Буря в пустыне» началась 17 января 1991 года, когда силы коалиции под руководством США начали массированные воздушные удары по Ираку. Коалиция начала наземную войну 24 февраля и быстро разгромила иракские силы. Войска коалиции достигли Кувейта к 27 февраля, и на следующий день было объявлено о прекращении огня. 3 марта главнокомандующий вооруженными силами США генерал Норман Шварцкопф встретился с иракским руководством, чтобы продиктовать условия прекращения огня. Война закончилась менее чем за два месяца, и администрация Буша успешно провела крупнейшую военную операцию со времен войны во Вьетнаме, не увязнув и не понеся больших потерь. (Сто сорок восемь солдат США были убиты в войне в Персидском заливе.) 6 марта президент Буш выступил на совместном заседании Конгресса и заявил: «Сегодня вечером Кувейт свободен».
Война в Персидском заливе помогла восстановить боевой дух американских военных и ослабила воспоминания о войне во Вьетнаме. Это также показало возможность того, что Буш назвал «Новым мировым порядком», разрушая союзы времен холодной войны и используя мирные нации, чтобы объединиться против государств-изгоев. Президент успешно сплотил коалицию и даже добился того, что многие страны коалиции предоставили рабочую силу (включая Францию, Великобританию, Саудовскую Аравию и Египет) и финансовую поддержку (включая Кувейт, Саудовскую Аравию, Японию и Германию). Однако критики утверждали, что победа была пустой, поскольку Саддам Хусейн остался у власти. Они обвинили Буша в том, что он не преследовал Хусейна и его армию в Ираке и не отстранил его от власти. Однако президенту Бушу и его команде с самого начала было ясно, что их главной целью войны было заставить Ирак уйти из Кувейта, и они достигли этой цели. Отстранение Хусейна от власти никогда не было одной из военных целей администрации. Многие в администрации утверждали, что преследование Хусейна в Ираке и попытка свергнуть его от власти дестабилизируют регион и приведут к длительным военным действиям.
Новый мировой порядок
11 сентября 1990 года президент Буш выступил на совместном заседании Конгресса по поводу иракского вторжения в Кувейт и обсудил «исторический период сотрудничества», который он назвал Новым мировым порядком. Буш утверждал, что этот новый порядок будет:
Более свободным от угрозы террора, более сильным в стремлении к справедливости и более безопасным в поисках мира. Эпоха, в которой народы мира, Восток и Запад, Север и Юг, могут процветать и жить в гармонии.
Опять же, 16 января 1991 года, в обращении к нации по поводу начала войны в Персидском заливе, президент Буш использовал этот термин для объяснения мотивов и оправданий применения силы против Ирака: для нас самих и для будущих поколений новый мировой порядок — мир, в котором верховенство закона, а не закон джунглей, управляет поведением наций. Когда мы добьемся успеха — а мы добьемся успеха — у нас появится реальный шанс на установление этого нового мирового порядка, порядка, при котором заслуживающая доверия Организация Объединенных Наций сможет использовать свою миротворческую роль для выполнения обещания и видения основателей ООН.
Новый мировой порядок президента Буша включал в себя коллективную безопасность и многонациональное сотрудничество, он разрушил концепции холодной войны и создал новых союзников. Многие люди спорили о том, был ли Новый мировой порядок реалистичным принципом внешней политики или просто идеалистическим подходом к будущему. Критики утверждали, что администрация Буша не полностью сформулировала цели Нового мирового порядка и то, как она надеялась их достичь. Некоторые не были уверены, имел ли этот термин в виду новый подход или просто крылатую фразу. Реалисты жаловались, что трудно оправдать вмешательство США в ситуации без явных национальных интересов. Но другие считали, что после окончания холодной войны Соединенным Штатам придется взять на себя большую роль мирового лидера, чтобы бороться с нарушениями прав человека, защищать демократические режимы и возглавить гуманитарную деятельность.
Одним из примеров изменения ландшафта внешней политики стал мирный процесс на Ближнем Востоке. В октябре 1991 года администрация Буша совместно с Советским Союзом и Испанией организовала конференцию в Мадриде, чтобы попытаться достичь консенсуса в отношении продвижения вперед мирного процесса. Соединенные Штаты обрели новую легитимность на Ближнем Востоке после войны в Персидском заливе. Арабские страны были более склонны к сотрудничеству с Соединенными Штатами, и предотвращение иракского вторжения показало всем участникам тщетность применения силы. После того, как Советский Союз присоединился к Соединенным Штатам в противодействии Хусейну, страны Ближнего Востока больше не могли полагаться на Советский Союз в качестве противовеса Соединенным Штатам. Когда-то арабские страны не могли полагаться на поддержку Советского Союза в блокировании израильско-американских отношений. инициатив, у них не было иного выбора, кроме как попытаться урегулировать ситуацию. Хотя Мадридская конференция не привела к каким-либо прочным соглашениям, она стала важным шагом на пути к будущим мирным соглашениям.
В Сомали и бывшей Югославии администрация Буша столкнулась с одним из первых вызовов Новому мировому порядку. Ближе к концу своего срока президент Буш направил американские войска в Сомали, чтобы облегчить гуманитарный кризис после распада гражданского общества и начала массового голода и голода. Хотя операция изначально была успешной и помогла накормить сомалийский народ, президент Билл Клинтон приказал вывести американские войска из Сомали после того, как 19 октября в Могадишо, столице страны, были убиты восемнадцать американских солдат. 93. «Операция «Восстановление надежды»» заставила многих задуматься о том, должны ли Соединенные Штаты вмешиваться в дела других стран, когда на карту явно не поставлены интересы США.
Когда Югославия начала распадаться, администрация Буша надеялась убедить различных игроков избегать насилия и кровопролития и продолжить процесс распада, используя демократический процесс. Администрация также надеялась, что Европейское сообщество возьмет на себя ведущую роль в урегулировании конфликта, происходящего на его собственном заднем дворе, особенно потому, что некоторые европейские страны, казалось, раздражались под руководством США во время войны в Персидском заливе. И хотя Соединенные Штаты работали с ЕС и ООН над политическими, дипломатическими и экономическими шагами, чтобы попытаться остановить эскалацию конфликта, они не увенчались успехом. Многие советники президента Буша считали, что военные действия в бывшей Югославии будут скорее напоминать болото Вьетнама, чем успех войны в Персидском заливе. Когда президент Буш покинул свой пост, республики бывшей Югославии находились в эпицентре войн, которые будут продолжаться долгие годы. Мало кто утверждал, что президент Буш несет исключительную ответственность за предотвращение насилия в бывшей Югославии; это была сложная ситуация со многими этническими группами, разделенными фракциями и длинной историей. Но некоторые люди считали, что если бы Соединенные Штаты начали решительные военные действия, они могли бы предотвратить некоторые из произошедших злодеяний. Другие, однако, утверждали, что американские военные увязли бы в этом районе. Ситуация показала некоторые слабости Нового Мирового Порядка. Джеймс Бейкер написал в своих мемуарах, что после окончания «холодной войны» международному сообществу необходимо было создать новые институты и процессы, чтобы заполнить пустоту в эпоху после «холодной войны»; без них не существовало бы эффективных средств, чтобы остановить начало насилия в бывшей Югославии.
Страны Балтии: демографические вызовы и независимость
(ноябрь 2000 г. ) Латвия, Эстония и Литва находятся в процессе перехода к независимости после почти 50 лет господства Советского Союза. Некоторые из первых законов, принятых новыми независимыми правительствами, устанавливали строгие ограничения на то, кто может стать гражданином, и активно поощряли использование родных языков. Латвийские законы были, вероятно, самыми суровыми — только латыши, семьи которых были гражданами до 1940 года, автоматически получали гражданство независимой Латвии — все остальные должны были соответствовать строгим требованиям — включая свободное владение латышским языком и 16 лет проживания. Законы оставили многих бывших советских граждан, многие из которых были постоянными жителями, без гражданства какой-либо страны. Международные критики, чаще всего из России, заявляли, что эти законы ущемляют гражданские права крупных этнических меньшинств в этих странах.
Реформы 1998 года расширили возможности гражданства для нелатышей, но новый закон о языке, вступивший в силу в сентябре 2000 года, усилил напряженность в отношениях между этническими группами. Новый закон требует, чтобы государственные чиновники демонстрировали свободное владение латышским языком, что является проблемой во многих крупных городах, где русский язык по-прежнему является преобладающим языком. Школы обязаны поэтапно вводить обучение латышскому языку, а некоторым учителям с большим стажем работы предлагается выучить латышский язык.
Некоторые требования к гражданству были изменены и в Эстонии, но прибалтийские националисты по-прежнему тверды в своем желании утвердить свою этническую идентичность. Их действия можно лучше понять в контексте их политической истории и текущих демографических реалий. После Второй мировой войны в регион были переброшены десятки тысяч советских войск и русских колонистов, чтобы укрепить советское господство. Русский язык был официальным языком в странах Балтии и преподавался в школах. Относительно немногие из иностранцев выучили балтийские языки.
После окончания советской власти в 1991 году тысячи россиян, а также меньшее количество украинцев, поляков, белорусов и других иностранцев остались жить в новых независимых странах. Многие русские колонисты и военнослужащие покинули регион в начале 1990-х годов, но большинство осталось. В конце 1990-х этнические русские все еще составляли не менее одной трети населения Эстонии и Латвии и около 9 процентов населения Литвы. Украинцы, поляки и другие иностранцы составляли еще от 5 до 10 процентов населения этих стран.
Независимость также привела к чрезвычайно низкой рождаемости и росту смертности, что в сочетании с первоначальным исходом десятков тысяч иммигрантов привело к сокращению населения в 1990-е годы. При низком уровне рождаемости и более медленном оттоке иностранцев это население будет по-прежнему включать крупные этнические меньшинства, а язык и гражданство, вероятно, останутся острыми политическими вопросами.
В совокупности три балтийских государства имеют 7,5 миллиона жителей на площади 67 600 квадратных миль. Регион состоит из относительно плоской и низменной влажной земли с небольшим количеством природных ресурсов, но его стратегическое расположение на Балтийском море обеспечивает ценный выход к морю. Доступ к морским портам побудил имперскую Россию, а затем и Советский Союз вторгнуться в этот район и управлять им.
Страны Балтии обрели государственность только в 1920-х годах, после русской революции и Первой мировой войны. Но их новая независимость была разрушена Второй мировой войной, когда Балтийский регион стал частью Советского Союза в рамках секретного пакта между нацистской Германией. и СССР. Их присоединение к СССР так и не было признано Соединенными Штатами, и каждая страна имела дипломатические представительства в Вашингтоне, которые после обретения независимости служили готовыми посольствами. Литва первой из бывших советских республик провозгласила независимость 11 марта 19 г.90. В следующем году их примеру последовали Эстония и Латвия.
Эстония: налаживание более тесных связей с Европейским сообществом
Эстония – самая маленькая из стран Балтии как по площади, так и по населению. Но она самая богатая из трех и, скорее всего, станет первой, кого допустят в Евросоюз. Он по-прежнему импортирует большую часть своего энергетического топлива из России и других бывших советских республик, но торговля с Финляндией и другими европейскими странами заменила утраченную торговлю с Россией. По мере того, как страна налаживает более тесные экономические связи с остальной Европой, усилилось давление с целью улучшения гражданских прав неэстонцев.
В Эстонии проживает около 1,4 миллиона жителей. Страна в основном равнинная, усеянная озерами и торфяными болотами. Северный берег, называемый Глинтом, изрезан известняковыми откосами, которые позволяют создавать хорошие гавани, в том числе гавань в Таллинне, столице.
Эстонский язык, относящийся к прибалтийско-финской группе финно-угорских языков и использующий латинские буквы, стал официальным языком в 1989 году. Преподавание и использование эстонского языка пропагандируются в обществе, однако этнические эстонцы составляют меньше чем две трети населения. Около 30 процентов населения составляют русские; Украинцы и белорусы составляют еще 5 процентов.
Население Эстонии в 1950 году составляло немногим более 1 миллиона человек, а в 1990 году достигло 1,6 миллиона человек. Уровень рождаемости в течение многих лет оставался постоянным на уровне около 16 рождений на 1000 населения; общий коэффициент рождаемости (СКР) — или среднее число детей, рожденных на одну женщину, — составлял около 2,2 ребенка на женщину, что чуть выше уровня, необходимого для поддержания стабильной численности населения. К 1998 году уровень рождаемости упал чуть ниже 9, а уровень смертности составлял 13 на 1000 населения, что означало, что каждый год умирало больше людей, чем рождалось. СКР был одним из самых низких в мире и составлял 1,2 ребенка на одну женщину. Эмиграция, прежде всего русских, вызвала чистую убыль населения около
человек в период с 1989 по 1994 год, но в конце 1990-х отток замедлился. К 2000 году население сократилось примерно до 1,4 миллиона человек и сокращалось примерно на 8000 человек в год.
Эстонцы после обретения независимости дольше ждут, чтобы вступить в брак, но не обязательно дольше, чтобы иметь детей. Средний возраст вступления в первый брак для эстонских женщин вырос с 22,5 лет в 1990 году до 24,3 лет в 1998 году. Средний возраст рождения первого ребенка у женщин рос медленнее: с 22,9 до 23,6 лет. Доля детей, рожденных незамужними женщинами, выросла с 27 процентов в 19от 90 до 52 процентов в 1998 году. Доступ к противозачаточным средствам был ограничен, особенно во время экономических и социальных потрясений 1990-х годов. Преобладают аборты. По оценкам, в 1997 г. на каждые 100 рождений приходилось 152 аборта.
Ожидаемая продолжительность жизни снизилась после обретения независимости, но начала восстанавливаться в конце 1990-х годов. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении для мужчин в Эстонии снизилась с 66,6 лет в 1988 году до 61,1 лет в 1994 году, а для женщин — с 75,0 до 73,1 лет. Состояние здоровья улучшилось по мере перехода страны к рыночной экономике, но ожидаемая продолжительность жизни при рождении все еще не вернулась к уровню до обретения независимости для мужчин и лишь немного выше для женщин. В 19В 1998 году ожидаемая продолжительность жизни составляла 64,4 года для мужчин и 75,5 лет для женщин, что значительно ниже среднего показателя по другим странам Северной Европы.
Учитывая низкий уровень рождаемости и большую иностранную общину, доля этнических эстонцев в населении страны вряд ли увеличится, и жители страны постепенно принимают свою новую реальность в качестве мультикультурного общества. В недавнем опросе, проведенном Балтийской службой новостей, подавляющее большинство этнических эстонцев заявили, что считают, что разные национальности могут уживаться и работать вместе, а около трех четвертей заявили, что разные языки и культуры обогащают общество. Тот же опрос показал, что подавляющее большинство неэстонских жителей заявили, что считают Эстонию своим домом и чувствуют себя лояльными к правительству. Эти отношения представляют собой заметное изменение по сравнению с 1993 опроса, в котором только 29 процентов русскоязычных заявили, что в стране к ним относятся справедливо.
Латвия: Борьба за идентичность
Латвия является страной средней Балтики, с Эстонией на севере и Литвой на юге. Сильный латвийский национализм может отражать тот факт, что этнические латыши составляют незначительное большинство населения и меньшинство во многих крупнейших городах страны. Латышский язык, использующий латинские буквы, принадлежит к балтийской группе индоевропейских языков. У него есть только один современный аналог — литовский.
На протяжении большей части своей истории Латвия находилась под властью чужаков. До распада СССР Латвия была независимой только в межвоенный период, с 1918 по 1940 год. В июне 1993 года Латвия, наконец, провела свои собственные выборы, заменив советскую законодательную власть и избрав президента. В 1995 году Совет Европы предоставил Латвии членство вопреки возражениям России. Сейчас Латвия подает заявку на вступление в Евросоюз, что принесет ряд экономических выгод.
Строгий закон о гражданстве Латвии стал камнем преткновения на пути его принятия европейскими странами. Даже после того, как некоторые требования были смягчены, относительно небольшое количество нелатышей стремилось или получило гражданство, и многие были возмущены обращением с ними со стороны латышей. К июню 1997 г. менее трех четвертей населения страны были гражданами, но менее 5% нелатышей, имеющих право на получение гражданства, подали заявления на получение гражданства.
Латыши разделились по поводу обращения с нелатышами – многие опасаются международной изоляции и осуждения, если не улучшат межэтнические отношения внутри страны. Другие настаивают на укреплении сильной национальной идентичности.
Население Латвии составляло 2,67 миллиона человек в январе 1991 года, когда она обрела независимость. В январе 1999 года оно упало до 2,44 миллиона человек, поскольку число славянских эмигрантов увеличилось, а уровень рождаемости начал падать. С 1990 по 1992 год страну покинуло около 90 000 эмигрантов. Однако именно падение рождаемости и рост смертности изменили демографические тенденции в Латвии.
В 1990 г. на 1000 населения приходилось 14 рождений, а у женщин в среднем было 2,0 ребенка. Между 19Однако в 1990 г. и 1998 г. ежегодное число рождений сократилось вдвое, а коэффициент рождаемости упал до 1,1 ребенка на одну женщину. Ежегодное число смертей резко возрастало до 1994 года, а затем упало до уровня 1990 года. В 1999 году в Латвии на каждые три рождения приходилось около пяти смертей.
Снижение рождаемости отражало отсрочку вступления в брак: средний возраст женщин при вступлении в первый брак вырос с 22,2 года в 1990 году до 24,0 лет в 1998 году. Но пары откладывали зачатие детей еще дольше или предпочитали не заводить их вообще. Доля рождений у незамужних женщин росла, но не так быстро и не так высоко, как в Эстонии. В 1990, около 17 процентов рождений были вне брака; к 1998 году около 37 процентов были вне брака. Также распространены аборты. В 1998 году в Латвии на каждые 100 родов приходилось 108 абортов.
Ожидаемая продолжительность жизни мужчин резко сократилась с 64,2 лет в 1990 году до 60,7 лет в 1994 году; ожидаемая продолжительность жизни женщин в этот период снижалась медленнее: с 74,6 до 72,9 лет. По мере улучшения условий во второй половине десятилетия ожидаемая продолжительность жизни вернулась к уровню, существовавшему до обретения независимости. В 1998 году ожидаемая продолжительность жизни составляла 64,1 года для мужчин и 75,5 лет для женщин.
Литва: Этнически однородная
Литва является крупнейшей балтийской страной по населению и территории. Он включает 3,7 миллиона человек на площади чуть более 25 000 квадратных миль. Страна физически отделяет материковую часть России от российской Калининградской области на побережье Балтийского моря. Литва когда-то была одной из сильнейших военных держав Европы. В 14 веке владения Великого княжества Литовского простирались по всей Европе до Украины. Но к концу 16 века Литва уменьшилась до сравнительно небольших размеров, которыми она является сегодня.
Литва является наиболее этнически однородной из стран Балтии. В 1998 году население составляло 82 процента литовцев, 8 процентов русских и 6 процентов поляков.
Коэффициент рождаемости в Литве снизился с 15 рождений на 1000 до 10 на 1000 в период с 1990 по 1999 г. , в то время как уровень смертности оставался немногим менее 11. СКР снизился с 2,0 рождений на одну женщину в 1989 г. до 1,3 в 1999 г. Женщины выходят замуж в относительно молодом возрасте. возраст, по сравнению с другими странами Балтии, и возраст снижается — в отличие от других стран Европы. В 19В 98 году средний возраст вступления в брак для женщин составил 22,9 года, а средний возраст первых родов — 26,3 года. Аборты здесь менее распространены, чем в Эстонии или Латвии, но все же относительно распространены. В 1997 году на каждые 100 родов приходилось 60 абортов.
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении для мужчин достигла пика в 67,9 лет в 1986–1987 годах, но упала до 64,8 к 1994 году. У женщин скольжение в этот период было намного меньше. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении женщин снизилась с 76,6 до 74,9 лет., а затем снова вырос до 76,8 в 1997 году.
В отличие от других стран Балтии, отношения с небольшим русским меньшинством довольно хорошие. Всем жителям разрешено получить гражданство, независимо от их этнического происхождения, что облегчило вступление Литвы в Совет Европы. Литва стремится к членству в Европейском Союзе, что может еще больше ослабить ее связи с бывшими советскими республиками.
Мэри Кент — редактор бюллетеня по вопросам народонаселения Справочного бюро по вопросам народонаселения.
Для получения дополнительной информации
Страны Балтии: демографические вызовы в процессе перехода к независимости
Балтийская служба новостей, «Большинство неэтнических эстонцев считают себя лояльными по отношению к Эстонии – опрос», 10 октября 2000 г. Доступ онлайн 26 октября 2000 г.
Совет Европы, Недавние демографические изменения в Европе, 1999 (Бельгия: Совет Европы, 1999).
Восточная Европа и Содружество Независимых Государств 1999 (Лондон: Europa Publications, 1998).
Европейская информационная служба, Европейский отчет, «Меньшинства вызывают проблемы Совместного парламентского комитета ЕС-Латвия», 11 октября 2000 г. Доступ онлайн 26 октября 2000 г.