12. Развитие Русской культуры в 14-16 веках.
С XIV в. начинается возрождение русской культуры, обусловленное освобождением русских земель от ордынского ига, образованием Русского централизованного государства и успехами хозяйственного развития. Постепенно начинает складываться общерусская культура.
В конце XIII в. возобновляется местное летописание в Ростове Великом, Рязани, Твери, Пскове, Новгороде. Летописи составляются при дворах князей, митрополитов, в монастырях. В них находят отражение жизнь, быт и взгляды бояр, духовенства и даже простых людей. Например, новгородские летописи часто описывали восстания «меньших» людей против «больших». В XIV—XV вв. больше всего летописей составляется в московских монастырях, переписываются Евангелия, жития святых, поучения.
Религиозная и общественно-политическая мысль на Руси. Публицистика в XVI в.
Развитие и укрепление Российского государства сопровождалось усилением позиций церкви во всех сферах духовной жизни. В XVI в. идеологическая деятельность церкви приобрела широкий размах. Церковь развернула борьбу со всякого рода инакомыслием, установила жесткую регламентацию всей духовной жизни. Церковь следила за правильностью понимания учения Христа, жестоко карала вольнодумцев-еретиков. Первой русской ересью было стригольничество. Ересь стригольников возникла в XIV в. в Новгороде и Пскове.
Живопись
Русская живопись в XIV—XV вв. достигла невиданного расцвета. Образы святых стали средством передачи человеческих чувств. Человек и его духовный мир — центральная тема русской живописи.
Великим художником был Феофан Грек, приехавший из Византии в 70-х годах XIV в. в Новгород. Здесь он расписал церковь Преображения на Ильиной улице, а в Москве — церковь Рождества Богородицы, Архангельский и Благовещенский соборы. На фресках Феофана Грека лики святых полны внутренних переживаний, сомнений, отражают стремление к возвышенному. До нашего времени дошли лишь иконы «Деисус» в Благовещенском соборе.
Центрами грамотности и просвещения в XVI в. оставались монастыри, церкви, где создавались училища, имелись библиотеки рукописных и печатных книг. До середины XVI в. все книги на Руси писались от руки. С 1553г. начинается русское книгопечатание, возникает Московский печатный двор (Никольская улица). В апреле 1564 г. дьяк Иван Федоров и его помощник Петр Мстиславец издали первую русскую датированную печатную книгу «Апостол» (о деятельности учеников Христа). Затем последовали «Часослов» и другие книги, которые отличались высоким уровнем полиграфии.
Научные знания в XVI в. носили прикладной характер (исчисление налогов и т. п.). Митрополит Зосима составил пасхалии — специальные таблицы с указанием дат Пасхи и других церковных праздников по годам.
1598-1613 (смута-распад государственности)
После смерти Ивана4(1584)престол унаследовал Федор — не способный для правления человек. Вся власть была у его шурина Бориса Годунова. Начало смуты положила гибель сына Ивана Грозного.
Летом 1607 г., когда войско Ивана Шуйского осаждало Тулу, в Стародубе появился второй самозванец, выдававший себя за царевича Дмитрия (Лжедмитрий II). Лжедмитрий II добился некоторых успехов. В июне 1608 г. Лжедмитрий II подступил к Москве, В Тушино перебралось немало дворян и представителей власти, недовольных правлением Шуйского.
В стране установилось двоевластие. Фактически в России стало два царя, две Боярские думы, две системы приказов. В Москве произошел дворцовый переворот.Причины смуты: 1. прервался род Рюриковичей (последователи от Бога) 2. Начало 17в являлось катастрофой для России (голод, всеобщее недовольство, люди начинают покидать родные села для путешествия по стране) 3. Нравственная проблема
ПОСЛЕДСТВИЯ ВЕЛИКОЙ СМУТЫ: Смутное время было не столько революцией, сколько тяжелым потрясением жизни Московского государства. В социальном составе общества Смута произвела дальнейшее ослабление силы и влияния старого родовитого боярства, которое в бурях Смутного времени частью погибло или было разорено, а частью морально деградировало и дискредитировало себя своими интригами и своим союзом с врагами государства. В конкретных геополитических условиях был избран дальнейший путь развития России: самодержавие как форма политического правления, крепостное право как основа экономики, православие как идеология, сословный строй как социальная структура
Русская культура второй половины 14-15-го веков
Рубрика: 15 векАвтор: admin
В развитии русской культуры этого периода появились первые признаки подъема. Это было связано с объединением русских земель вокруг Москвы, которая стала центром развивающейся культуры.
Во второй половине 14-го в. и первой половине 15-го в. центральной темой становится борьба русского народа за свержение монголо-татарского ига. На смену былинным героям приходят конкретные исторические личности. Победе Донского над Мамаем были посвящены наполненные глубоким патриотическим смыслом произведения. В поэме «Задонщина» автор объединяет православный героизм с глубокой скорбью о погибших, этой же теме посвящается произведение «Сказание о Мамаевом побоище».
Во второй половине 15-го в. в русской литературе продолжается развитие жанра хождений (описание путешествий). Россия, высвободившись из-под татарского ига, начинает осваивать мир. Наиболее значимым произведением стало «Хождение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина, достигшего Индии в 60-е гг. 15-го в. Наш соотечественник опередил великого Васко да Гама и первым купечествовал на берегу Малабара, беседуя с жителями о премудростях их веры.
Во второй половине 16-го в. в Москве открывается первый Печатный двор, в котором издается богословская православная литература. В 1564 г. Иван Федоров и Петр Мстиславцев издают первую книгу «Апостол», ставшую настоящим шедевром средневекового печатного дела. Всего русскими первопечатниками было издано более 20 книг.
Большой литературный и исторический интерес представляют послания политических противников — Ивана Грозного и Андрея Курбского. В своем послании царь дает обоснование самодержавию. В памфлете «История о великом князе московском» Курбский обвиняет царя в тирании и неоправданной жестокости.
В 60-е гг. 16-го в. продолжает развиваться зарожденный на Руси в 11-м в. жанр летописаний. Написана «Степенная книга», в которой систематизируется история русских земель по поколениям царской династии, дается жизнеописание митрополитов начиная со времен Киевского государства.
Создается Лицевой летописный свод, насчитывающий более 16 тыс. иллюстраций и охватывающий период от начала мира до середины 16-го в.Значительным явлением в литературе этого периода стал «Домострой» Сильвестра (священника московского Благовещенского собора) — обобщение культурно-бытового уклада жизни русского народа.
Этот период ознаменовался работами великих русских художников — Феофана Грека и Андрея Рублева. Выходцу из Византии Феофану Греку в творчестве были свойственны эмоциональность и экспрессивность. Он работал в Новгороде, писал фрески в церкви Спаса Преображения, в 1405 г. расписывал в Москве Благовещенский собор.
Монах Троице-Сергиева монастыря Андрей Рублев в своем искусстве выразил основные идеи русского православия — внутреннюю созерцательность и спокойствие. Андреи Рублев вместе с Даниилом Черным расписал Успенский собор во Владимире. Наиболее известная его работа — «Троица», написанная для собора Троице-Сергиевой лавры, — шедевр иконописного творчества.
К началу царствования Ивана 3-го в Москве не было ни одного по-настоящему величественного здания. Даже Псков, имевший к этому времени 60 каменных храмов, смотрелся более выигрышно.
Иван 3-й начинает интенсивное строительство в Москве. Он привлекает итальянских зодчих (Аристотель Фьораванти, Марк Руффо, Антонио Солари и др.). Опираясь на традиции русского градостроения, старую русскую архитектуру и черты стиля эпохи Возрождения, талантливые итальянцы совместно с русскими мастерами создали Успенский собор — архитектурный шедевр эпохи.
В 1485-1495 гг. начинается перестройка Кремля, возводятся кирпичные стены. Строятся Благовещенский и Архангельский соборы, колокольня Ивана Великого, великокняжеский дворец — Грановитая палата. Архитекторы Барма и Постник закончили строительство на Красной площади собора Покрова на Рву (храм Василия Блаженного).
Русская культура XIV-XVI веков: Самобытный восточноевропейский ренессанс I. Литература, переплетенная с национализмом и реализмом: Отражение страданий русской нации II.
Изменения господствующих сил культуры: упадок церковной власти, подъем монархии III. Повышение уровня науки и культуры: постепенное изменение мировоззрения людей ВыводыВ целом под Ренессансом понимается культурное движение в странах Западной Европы в период раннего Нового времени, охватывающее литературу, искусство, политологию, философию, историю, религию , науки и других областях. Возникновение Ренессанса положило начало культурной монополии католической церкви в Европе, а также было движением за эмансипацию разума. В то же время в России был и ренессанс в культурной сфере, который я назвал русским «Ренессансом». Посмотрим, что стало с этим «Ренессансом».
Во-первых, литература национализма и реализма: отражение страданий русской нации
Начиная с середины 13 века монголы завоевывают и поработили Русское государство, нанеся тяжелый экономический и культурный ущерб Руси. С конца 13 века Русское государство начало стабилизироваться, экономика и культура начали восстанавливаться. В это время славянские народы больше стремились изгнать татар и создать единое государство. В это время тематика литературно-исторических произведений в основном отражала борьбу против Монголии.
В начале монгольского нашествия были произведения о монгольском нашествии, такие как Битва на Калке, Батыевское нашествие, Рязанский обвал. В этих произведениях изображается катастрофа, принесенная Руси монгольским завоеванием, и причина бедствия сводится к ссорам князей, то есть к разделу страны.
Русская культура XIV-XVI веков: самобытный восточноевропейский ренессанс I. Литература, переплетенная с национализмом и реализмом: Отражение страданий русской нации II. Изменения господствующих сил культуры: упадок церковной власти, подъем монархии III. Повышение уровня науки и культуры: постепенно меняется мировоззрение людей ВыводыНачиная с 14 века, Московское княжество стало возглавить объединительное движение Руси. В 1380 году великий князь Московский Димитрий разбил на Дону 200-тысячное войско золотоордынского хана Мамая, что пробудило национальный подъем русского народа, и в большом количестве появились соответствующие литературные произведения, такие как «Кровь Битва на Дону», «По ту сторону Дона», «Сказание о Мамаевом кровавом побоище», «Жизнь и смерть князя Димитрия Ивановича» и др. В этих произведениях прославляются народные герои Руси. и подвиги Дмитрия.
Во времена монгольского рабства немцы, литовцы и шведы также вторгались в Русское государство с запада, а Новгородское и другие княжества продолжали сопротивляться этим нашествиям и добились успеха. На эти темы созданы произведения «Жизнеописание Довмонта» и «Жизнеописание Александра Невского». В жизнеописании Довмонта описываются подвиги князя Довмонта князя Псковского против нашествия германских рыцарей, а в жизнеописании Александра Невского описывается поражение немцев Александром Новгородским на Неве.
Русская культура XIV-XVI веков: Самобытный восточноевропейский ренессанс I. Литература, переплетенная с национализмом и реализмом: Отражение страданий русского народа II. Изменения господствующих сил культуры: упадок церковной власти, подъем монархии III. Повышение уровня науки и культуры: постепенное изменение мировоззрения людей ВыводыСанкт-Петербург на Неве
По мере объединения стран Московским княжеством на смену разрозненной региональной литературе пришла национальная литература. Например, биография новгородца Михаила Клопского и история грузинской царицы Диланы в основном отражают идею людей, поддерживающих единство и выступающих против местной знати. Это также отражает постепенную тенденцию к авторитаризму в русской культуре.
Эти литературные произведения патриотической тематики, получившие распространение в обществе, ускорили национальное пробуждение русского народа, а также способствовали объединению Русского государства. Мы часто говорим, что русские народ боевой, и, судя по этим произведениям, русские действительно полны боевого духа. Ранние иноземные нашествия со всех сторон придали русскому народу эту отличительную черту характера.
Русская культура XIV-XVI веков: самобытный восточноевропейский ренессанс I. Литература, переплетенная с национализмом и реализмом: Отражение страданий русской нации II. Изменения господствующих сил культуры: упадок церковной власти, подъем монархии III. Повышение уровня науки и культуры: постепенно меняется мировоззрение людей Выводыг. По мере того как Московское княжество продолжало объединять русские государства, социальные противоречия в России постепенно становились главными противоречиями. В частности, вопрос о крестьянах и крепостных стал самой большой социальной проблемой в России. Русская литература также продолжала обращаться к реализму, например, появление «Норм порядочности» и «Измарагды» и других антологий, разоблачающих притеснение крепостных помещиками. В некоторых работах предводители Крестьянских войн даже упоминаются как «ярко-красное солнце».
Национализм и критический реализм всегда были основными коннотациями русской литературы. Когда мы читаем русскую литературу, мы часто чувствуем себя очень тяжело и полно национальных страданий, и формирование этих характеристик неотделимо от исторических встреч России. Хотя литература этой эпохи не обладала блеском современной русской литературы, основные черты русской литературы сформировались и постоянно влияют на будущее.
два, доминирующая сила культуры меняется: упадок церковной власти, подъем монархии
Во время монгольского нашествия многие города были разрушены , церкви были сожжены, а религиозная культура сильно пострадала. После образования Золотой Орды царская и духовная власть княжеств возродилась при поддержке Золотой Орды. В 1328 году Русская епархия переселилась из Владимира в Москву, став орудием политической экспансии Москвы и идейно укрепив сплоченность русского народа. Например, в 1409 г.архиепископ Московский руководил составлением большой летописи, охватывающей все русские государства. В 1418 г. летопись была пересмотрена, вычеркнута часть о войне между русскими странами, подчеркнуто центральное положение Москвы, отражающее тенденцию к объединению.
Русская культура XIV-XVI веков: самобытный восточноевропейский ренессанс I. Литература, переплетенная с национализмом и реализмом: Отражение страданий русской нации II. Изменения господствующих сил культуры: упадок церковной власти, подъем монархии III. Повышение уровня науки и культуры: постепенно меняется мировоззрение людей ВыводыК единой России
Возрождение церкви породило и соответствующие социальные проблемы. Например, церковь занимала около трети земли, что усложняло жизнь крестьян, и даже у Ивана III не было земли для награждения отличившихся и ратных чинов. После объединения России обострилось противоречие между церковью и монархией. Церковь считает деспотизм грехом, запирающим Россию. В царствование Ивана IV власть церкви была ограничена такими реформами, как реорганизация церковной земли, отправление церковной юстиции, отмена дурных привычек. Годунов снова контролировал церковь через патриархат. Синод 1600 г. признал, что «Бог отдал Свою Церковь Царю».
Русская культура XIV-XVI веков: Самобытный восточноевропейский ренессанс I. Литература, переплетенная с национализмом и реализмом: Отражение страданий русского народа II. Изменения господствующих сил культуры: упадок церковной власти, подъем монархии III. Повышение уровня науки и культуры: постепенно меняется мировоззрение людей ВыводыИван IV
Церковь стала орудием монархии, религиозная культура стала подчиняться монархии, и с тех пор мейнстрим культуры России вращается вокруг царя . С точки зрения архитектуры, например, самое эффектное здание — это уже не церковь. В 1485 году в Москве началось строительство Кремля, которое было завершено в 1516 году и является высшим представителем уровня русской архитектуры и символом императорской власти. В музыкальном плане возникла придворная музыка, а самым известным музыкальным произведением в то время была «Приветственная песня», которую в основном исполняли на больших пирах, когда князья выезжали на осмотр и возвращались с боя.
Русская культура XIV-XVI веков: Самобытный восточноевропейский ренессанс I. Литература, переплетенная с национализмом и реализмом: Отражение страданий русского народа II. Изменения господствующих сил культуры: упадок церковной власти, подъем монархии III. Повышение уровня науки и культуры: постепенное изменение мировоззрения людей ВыводыКремль
И церковь, и монарх против ереси. В то время церковь строго запрещала ввоз книг из Западной Европы и сжигала их, как только обнаруживали. В это время в обществе появились мыслители-еретики в лице Феодосия Косого и Матви Башкина, которые выступали против захвата церковного имущества и против церковного контроля мысли и религиозных обрядов, подобных идеям Реформации Западной Европы. Всех их преследовала церковь. В эпоху Возрождения в Западной Европе возникла свобода мысли, но культура России так и не увидела этой свободы. От Ивана IV до Сталина в России почти никогда не было свободы мысли.
В это время в Западной Европе зародился гуманистический пыл, и религиозные идеи постоянно подвергались нападкам. Хотя русская религиозная мысль остается неизменной под защитой государства, в ней уже есть признаки расшатывания, что можно показать в живописи. В соборе Успения Пресвятой Богородицы в Новгороде есть акварельная фреска 1363 года, которая меняет серьезные характеристики православной живописи прошлого и кажется восторженной. В Москве Федор Глек привез в Москву византийское искусство и был известен как «философ» за способность изображать психический мир человека. В начале XV века Андрей Рублев написал картину иконографии очень простую, полную человечности, человечности, доброты и сильного гуманизма, так что он считался самым выдающимся живописцем в России того времени, сравнимым с Леонардо. да Винчи в Западной Европе.
Русская культура XIV-XVI веков: Самобытный восточноевропейский ренессанс I. Литература, переплетенная с национализмом и реализмом: Отражение страданий русского народа II. Изменения господствующих сил культуры: упадок церковной власти, подъем монархии III. Повышение уровня науки и культуры: постепенно меняется мировоззрение людей ВыводыТри иконы Андрея Рублева
В-третьих, повышение уровня науки и культуры: постепенно меняется мировоззрение людей
В период Киевской Руси появилась славянская письменность, но уровень грамотности общества был очень низким, а распространение культуры ограничивалось дворянством и церковными людьми. В 14 веке эта ситуация стала меняться. Это неразрывно связано с развитием образования. В 14 веке частные школы находились в ведении духовенства в городских и сельских районах Руси, и большинство из них были для светских учеников. Поскольку экономическая деятельность предъявляет все более высокие требования к уровню образования, в обществе также были учителя Монтессори, которые специализируются на обучении людей чтению.
В XVI веке книгопечатание проникло в Россию, постепенно вытеснив рукописное дело прошлого. В 1574 году в России был издан первый учебник грамматики — «Учебник грамоты». Впоследствии одна за другой печатались книги по воспитанию детей, такие как «Афоризмы для управления семьей» и «Как воспитывать и спасать детей со страхом». Видно, что внедрение полиграфической техники ускорило развитие культуры и образования.
Образование способствовало культурному прогрессу и повышению осведомленности о природе. В 15 веке русские значительно продвинулись в своем понимании астрономических и метеорологических знаний, начали изучать теорию земной широты и долготы, тектонику, молнию, скорость света, скорость звука и другие вопросы. Были переведены многие книги научных знаний из Западной Европы, такие как немецкий «Сад» 1543 года, в котором основное внимание уделяется медицинским знаниям. Первоначально Православная церковь использовала научные знания для объяснения религиозной доктрины, но со временем она также поставила под сомнение религиозные теории.
В начале монгольского нашествия Русское государство было отрезано от окружающего мира. Начиная с XIV века, люди расширяли свое понимание внешнего мира путем паломничества и бизнеса в Византию, Западную Европу и т. д. Самым известным из них был тверской купец Афанасий Никитин, который путешествовал по Западной Азии, Средней Азии, Индии и другим странам. местах и написал «Путешествие за три моря». Эти материалы расширяли кругозор людей, расширяли географические знания, давали исторический материал для составления истории России. Кроме того, последующая колониальная экспансия России также неотделима от этих книг. В 1552 году Иван IV заказал первую карту России.
Русская культура XIV-XVI веков: Самобытный восточноевропейский ренессанс I. Литература, переплетенная с национализмом и реализмом: Отражение страданий русского народа II. Изменения господствующих сил культуры: упадок церковной власти, подъем монархии III. Повышение уровня науки и культуры: постепенное изменение мировоззрения людей. ВыводыС подъемом и развитием экономики в России совершенствуются технологии производства и военной техники. Например, поскольку сбор налогов требует точных расчетов, это способствовало развитию использования математики. В борьбе с монголами русские научились изготавливать порох и артиллерию. В ремесленное производство люди преобразовали технологию плавки, добычи полезных ископаемых, мореплавания и т. д.
заключительные замечания
Упомянутое здесь русское «Возрождение» относится к Достижениям русской культуры в 13-16 исторических записях, которые в основном относятся к той же эпохе, что и Возрождение в странах Западной Европы. По достижениям русская культура того времени была гораздо менее блестящей, чем западноевропейская, которая уже поднималась на новую вершину человеческой цивилизации, тогда как Россия находилась лишь в стадии культурного возрождения и научного распространения. Однако между ними есть много общего.
Например, у обоих есть желание создать единое национальное государство. Ренессанс в Западной Европе был прежде всего против местных феодальных сил и хотел национального единства; Ренессанс выступал против контроля церкви над мыслью, утверждая, что светская власть выше церковной власти. Аналогичные идеи возникли в то же время в России, и русская церковь в конечном итоге оказалась под контролем монархии; Ренессанс в Западной Европе способствовал прогрессу науки, а культурное возрождение в России ускорило распространение и популяризацию научных знаний, как в разной степени, так и постоянно меняя мировоззрение людей.
Можно сказать, что культурное возрождение этого периода в России не завершилось из-за гнета абсолютизма. Из-за этого увеличился разрыв между Россией и Западом. Но их общность изначально открывала для России возможность учиться у Запада в больших масштабах.
Русская культура XIV-XVI веков: самобытный восточноевропейский ренессанс I. Литература, переплетенная с национализмом и реализмом: Отражение страданий русской нации II. Изменения господствующих сил культуры: упадок церковной власти, подъем монархии III. Повышение уровня науки и культуры: постепенно меняется мировоззрение людей ВыводыПересопницкое Евангелие, памятник искусства эпохи Возрождения XVI века юга России.
Об этом изделии
Заголовок
- Пересопницкое Евангелие, памятник южнорусского искусства эпохи Возрождения XVI века.
Резюме
- Настоящая работа посвящена одной из самых важных и прекрасно оформленных восточнославянских рукописей – Пересопницкому Евангелию, созданному в середине XVI века частично в Богородицком монастыре в Пересопнице на Волыни, а частично в Свято-Покровском монастыре. Троицы под Львовом, оба на территории современной Украины. Настоящая книга Александра Грузинского посвящена истории Евангелия, его орнаментации и графике.
Имена
- Грузинский Александр Сергеевич Автор.
Создано/опубликовано
- Киев: [издатель не указан], 1911.
Заголовки
- — Украина
- — с 1556 по 1561 год
- — Библия. Новый Завет
- — Освещение
- — Пересопницкое Евангелие
Примечания
- — Название разработано на английском языке сотрудниками библиотеки.
- — Объем оригинального ресурса: 47 страниц: иллюстрации.
- — Оригинальный ресурс: Национальная библиотека Украины имени Ярослава Мудрого.
- — Контент на русском языке.
- — Описание основано на данных, извлеченных из Мировой цифровой библиотеки, которые могут быть получены из учреждений-партнеров.
Середина
- 1 сетевой ресурс.
Цифровой идентификатор
- https://hdl.loc.gov/loc.wdl/wdl.10018
Контрольный номер Библиотеки Конгресса
- 2021666596
Онлайн формат
- сжатые данные
- пдф
- изображение
Постоянная ссылка LCCN
- https://lccn. loc.gov/2021666596
Дополнительные форматы метаданных
- MARCXML-запись
- МОДС Запись
- Дублинская основная запись
Манифест презентации IIIF
- Манифест (JSON/LD)
Права и доступ
Библиотеке Конгресса ничего не известно о каких-либо авторских правах или других ограничениях в коллекции Всемирной цифровой библиотеки. При отсутствии каких-либо таких ограничений эти материалы могут использоваться бесплатно и повторно. Исследователям рекомендуется ознакомиться с исходной информацией, прилагаемой к каждому пункту. Информацию о том, как связаться с организациями-партнерами WDL, см. в этом архивном списке партнеров 9.0003
Библиотека просит исследователей подходить к материалам этой коллекции с уважением к культуре и чувствам людей, чья жизнь, идеи и творчество описаны здесь.
Кредитная линия: [Ссылка на первоисточник], World Digital Library
Подробнее об авторских правах и других ограничениях
Для получения дополнительной информации и контактной информации многих партнерских организаций см. этот архивный снимок сайта World Digital Library от 2021 года.
Для получения рекомендаций по составлению полных ссылок обратитесь к Citing Primary Sources.
Процитировать этот товар
Цитаты генерируются автоматически из библиографических данных, как для удобства и может быть неполным или точным.
Чикагский стиль цитирования:
Грузинский Александр Сергеевич Автор. Пересопницкое Евангелие, памятник искусства эпохи Возрождения XVI века юга России . [Киев: Издательство не установлено, 1911] ПДФ. https://www.loc.gov/item/2021666596/.
Стиль цитирования АПА:
Грузинский А. С. А. (1911) Пересопницкое Евангелие, памятник южнорусского искусства эпохи Возрождения XVI века .