Культура 16 века: Русская культура в 16 веке – история периодов развития, особенности

Содержание

Русская культура в 16 веке – история периодов развития, особенности

4.1

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 2110.

4.1

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 2110.

Русская культура 16 века развивалась стремительными темпами: на объединенных землях велось активное и масштабное строительство, живопись и литература не отставали от архитектуры. По-прежнему большое влияние на жизнь общества и, в частности, культуру, оказывает религиозное мировоззрение, однако в культуре уже закладываются принципы идей просвещения.

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Александровой Екатериной Валерьевной.

Опыт работы учителем истории и обществознания — 11 лет.

Архитектура: церковное и светское зодчество

Именно это направление стало в архитектуре XVI века основным. Образцы архитектурного творчества того периода, сохранившиеся до наших дней – это московский храм Василия Блаженного и церковь Вознесения в Коломенском. В основном, в церковном строительстве распространяется шатровый стиль, влияние Византии также все еще заметно.

Рис. 1. Храм Василия Блаженного.

Но церковным строительством архитектурное творчество не ограничивалось: возводились также крепости (например, в Смоленске) и кремли (Москва).

Строить продолжали преимущественно из дерева, но каменное зодчество также активно развивалось.

В этот период была отстроена Москва – Китай-город, в котором явно чувствовалось восточное влияние, Белый и Земляной города.

Живопись

Основное направление этого вида искусства – написание икон. Каноном становятся иконы Андрея Рублева – такое решение принимается на Стоглавом соборе (в 1551 году), после которого все иконы содержат характерные черты его стиля. То есть иконы перестали устрашать – их особенности заключаются в том, что они исцеляют душевные раны, приятны глазу и несут утешение.

Одна из самых известных икон этого исторического периода посвящена взятию Казани. Она называется “Церковь воинствующая” и позиционирует покорение Казанского ханства как победу православия.

Проникновение портретной и других видов светской живописи в церковную не поощрялось, однако в росписи Золотой палаты Кремля в Москве несложно увидеть влияние западной культуры. Там запечатлены важные для России исторические события.

Светские жанры также получают активное развитие, предвосхищая развитие этого вида искусства в XVII веке.

Типография

Именно в XVI веке на Руси была напечатана книга. Первым книгопечатником стал Иван Федоров. Его “Апостол” сохранился до наших дней, он датируется 1553-1555 годами. Первый русский букварь был напечатан несколько позже, во Львове.

Рис. 2. Апостол.

Стоили первые напечатанные книги гораздо дороже, чем рукописные.

Литература

Продолжают писаться летописи (создано несколько известных летописных сводов) и агиографии (жития святых), однако распространение получает и светская литература – книги с занимательным сюжетом и беллетристика. Самыми известными произведениями такого рода являются “Повесть о Дракуле” за авторством Федора Курицына, и история жизни Александра Македонского – это не оригинальное произведение, а перевод под названием “Александрия”.

Также в это время получает закрепление идея о Москве как о “третьем Риме”, которая была обоснована в литературных трудах старца Филофея. Она основывается на том, что первый Рим и второй Рим (Византия) пали, третий Рим – Москва, а четвертому не быть. Данная теория укрепляла государственность, способствовала становлению Российского государства как центра православия во всем мире.

В этот период зарождается и публицистика. Она еще не до конца свободна от влияния религии, но все же основные черты рационализма в ней прослеживаются. Интересной в этом плане является переписка Андрея Курбского с Иваном Грозным. В этом же веке создан свод правил домашней жизни – “Домострой”. Автором этого произведения был Сильвестр.

Рис. 3. Андрей Курбский.

В своих письмах к царю Андрей Курбский высказывал смелые для своего времени идеи о том, что царь должен считаться с мнением своих подданных.

Что мы узнали?

Из статьи по истории для 7 класса мы узнали, каким был XVI век в истории русской культуры: каковы были основные направления развития живописи, архитектуры и литературы, как постепенно они отходили исключительно от церковных канонов. Хотя религиозное мировоззрение оставалось господствующим. Узнали, что повлияло на развитие русской культуры в XVI веке, каким образом развивалась православная традиция и какие особенности этого периода были самыми важными. Также рассмотрели ряд персоналий и их влияние на культуру, отследили зарождение ряда светских направлений в живописи, архитектуре и литературе, а также предположили, как их особенности повлияли на культурные события в дальнейшем.

Тест по теме

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Виктория Даниленко

    9/10

  • Ирина Склюева

    9/10

  • Марк Капралов

    9/10

  • Руслан Юрченко

    10/10

  • Даша Кузнецова

    10/10

  • Роберт Манукян

    9/10

  • Алексей Гудырёв

    8/10

Оценка доклада

4.1

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 2110.


А какая ваша оценка?

кратко о развитии народа Руси в этот период

История

12.11.21

12 мин.

Толчком к развитию русской культуры в 16 веке послужило ослабление влияния на Русь монгольского ига. С приходом к власти Ивана III началось становление единого российского государства. Это сказалось на общем подъеме культурной жизни населения. Безусловно, сильное давление оказывало религиозное мировоззрение. Однако уже в то время стали проявляться черты, характерные для эпохи Просвещения.

Оглавление:

  • Общее культурное развитие
  • Строительство архитектурных объектов
  • Русская живопись
  • Изменения в литературе
  • Музыка и песнопение
  • Театральная деятельность
  • Грамотность слоев населения

Общее культурное развитие

Особенности развития культуры России в 16 веке заключались в резком подъеме духовных ценностей народа. Это требовалось для формирования политики становившегося на ноги государства. Устранение монгольского влияния требовало от Руси формирования из разрозненных княжеств единого государства.

Общая численность населения в XVI веке составляла 9 млн человек. Из них только в Москве проживало 100 тысяч. Среди других городов выделялись Новгород, Ярославль, Великий Устюг, Вологда. В остальных районах плотность проживавших людей была невелика. Кратко развитие культуры 15—16 веков в России представлено в таблице.

Направление развитияКраткое описание
АрхитектураВелось строительство шатровых и пятиглавых сооружений. Расширялись города
ЖивописьОтразилось в виде иконописной деятельности
ЛитератураВелись рукописи, началось книгопечатанье
МузыкаИсполнялось былинное, историческое и религиозное песнопение
ТеатрВ балаганах свои выступления вели скоморохи
ОбразованиеШло постепенное повышение грамотности всех слоев населения

Строительство архитектурных объектов

Развитие культуры 15—16 веков в России началось со времен правления Ивана III, продолжено Василием III и Иваном Грозным. Заключалось оно в расширении и строительстве новых городов. Для этой цели в Москву приглашались иностранные зодчие, которыми были возведены монастыри, соборы и храмы.

Сложные архитектурные объекты стали изготавливаться из камня или нового материала, каким стал красный кирпич. Работы носили следующий характер:

  1. Произошла реконструкция Кремля. Были выложены более высокие стены из кирпича с дозорной башней.
  2. С помощью итальянцев был построен Архангельский собор.
  3. Началось строительство каменных крепостей в ряде городов. Так, в это время был выложен Тульский кремль.
  4. Появились новые сооружения — шатровые храмы. Отличительной чертой конструкции являлось отсутствие подпорок.
  5. К историческому памятнику культуры 16 века относится Храм Василия Блаженного. Он был построен в честь взятия Казани.

Вместе с шатровыми храмами развернулось строительство пятиглавых сооружений. Примером крестово-купольных конструкций стали Смоленский и Успенский соборы.

Русская живопись

Изобразительное искусство 16 века в России проявилось в виде иконописной деятельности. При этом она была поставлена в строгие рамки, которые ограничил Стоглавый собор 1551 года. Все росписи должны были соответствовать древним образцам. Введение новшеств запрещалось.

Для этого при царском дворе создались художественные мастерские. В них были приглашены на работу лучшие иконописцы страны. В итоге искусство живописи вышло на официальный уровень. Это отрицательно сказалось на его развитии, поскольку отсутствовало проникновение новых идей.

К работам XVI века относились:

  1. Фрески Благовещенского собора 1508 года. В работе принимал участие сын Дионисия Феодосий.
  2. Более сложные фрески были выполнены в Успенском соборе. Работа датируется 1515 годом.
  3. После случившегося пожара в Москве псковские мастера восстановили фрески на кремлевских соборах.
  4. В 1561 г. на куполе Свияжского монастыря были выполнены портреты государя Ивана Грозного, митрополита Макария и настоятеля Германа.

Некоторые послабления допускались при изображении исторических сюжетов. Результатом стало появление работы под названием «Лицевой летописный свод». Он включал в себя примерно 16 тыс. различных рисунков. Наступил период расцвета изготовления книжных миниатюр.

Изменения в литературе

Существенные изменения происходили в литературе. Теперь летописные издания не только фиксировали исторические факты, но и давали им характеристику. Они описывали характер и мысли исторических личностей. К этому периоду относятся труды:

  1. «Степная книга». В вышедшей книге имелись портреты великих князей. Дано описание их жизнедеятельности.
  2. «Летописец начала царства». Здесь велся рассказ о первых годах царствования Ивана Грозного.
  3. Был выпущен ряд исторических сочинений, среди которых «Хронограф» и «Повесть о Вавилонском царстве».
  4. «Житие митрополита Филарета». Книга анализировала проблемы морали.
  5. «Домострой». Настольное произведение XVI века. Здесь затрагивались все бытовые стороны жизни граждан. Главы были посвящены проблемам воспитания детей, описанию кулинарных рецептов, нормам поведения в обществе.

Огромным научным достижением стало открытие в 1553 году книгопечатанья. Первая книга, которая была выпущена таким способом, называлась «Апостол». Занимались этим делом Иван Федоров и Петр Мстиславец. Несмотря на появление печатных книг, летописные издания продолжали пользоваться спросом.

Музыка и песнопение

На музыкальную культуру существенное влияние оказывала религия. Стало развиваться церковное песнопение в художественном стиле. Певчие рукописи создавались даже самим Иваном Грозным.

Развитие музыки в таком направлении требовало возведения новых храмов. В них поступали лучшие ученики певчих школ. Именно им доверялось участие в богослужебных песнопениях. Кроме того, песни развивались и в других направлениях:

  1. Былинное. Здесь прославлялись русские богатыри.
  2. Историческое. Тексты песен описывали реальные события, которые происходили в мирной жизни князей и во время их походов.

Церковь не допускала проникновения музыки в светскую жизнь, считая это нарушением норм православия. По этой причине в боярских хоромах звучали мелодии иностранных держав, исполняемые на привезенных из Европы инструментах.

Театральная деятельность

Театральное искусство в классическом понятии отсутствовало. Оно было представлено скоморохами. Такие люди не имели фиксированного жалования и постоянного места жительства. Для своих выступлений они строили временные жилища под названием балаганы.

Показ номеров проводился для простых людей. Среди выступающих артистов были танцоры, певцы и дрессировщики. Обычно выступления проводились во время праздников или ярмарок. Часто сцены носили сатирический характер. В них высмеивались богатые слои общества. Это вызывало недовольство властей, поэтому такие люди подвергались гонениям.

Показ представлений в балаганах стал начальной стадией появления настоящих театров. Однако это произошло только в следующем столетии.

Грамотность слоев населения

В XVI веке стала повышаться грамотность среди населения. В первую очередь это относилось к боярам и дворянам. Меньше образованных было среди посадских людей. Только 15% крестьян владели знаниями.

Начитанными людьми были государи Иван III и Иван IV. Собранные ими книги содержались в библиотеке. Там были представлены лучшие экземпляры, написанные европейскими авторами.

Государство нуждалось в грамотных людях. С этой целью в 1551 году были созданы «Книжные училища». Для работы в них привлекались как духовные лица, так и светские учителя.

Кроме того, обучение детей проводилось в монастырях и церквях. Здесь на первый план выдвигалась религиозная грамота. Арифметике и грамматике отводилась второстепенная роль.

В XVI веке начались явные сдвиги в культурном развитии Руси. Государство крепло, усиливалось его единство. Это дало возможность повышать духовную среду народа.

Не успеваете написать работу?

Заполните форму и узнайте стоимость

Вид работыПоиск информацииДипломнаяВКРМагистерскаяРефератОтчет по практикеВопросыКурсовая теорияКурсовая практикаДругоеКонтрольная работаРезюмеБизнес-планДиплом MBAЭссеЗащитная речьДиссертацияТестыЗадачиДиплом техническийПлан к дипломуКонцепция к дипломуПакет для защитыСтатьиЧасть дипломаМагистерская диссертацияКандидатская диссертация

Контактные данные — строго конфиденциальны!

Указывайте телефон без ошибок! — потребуется для входа в личный кабинет.

* Нажимая на кнопку, вы даёте согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Подтверждение

Ваша заявка принята.

Ей присвоен номер 0000.
Просьба при ответах не изменять тему письма и присвоенный заявке номер.
В ближайшее время мы свяжемся с Вами.

Ошибка оформления заказа

Кажется вы неправильно указали свой EMAIL, без которого мы не сможем ответить вам.
Пожалуйста проверте заполнение формы и при необходимости скорректируйте данные.

Новые тенденции в мысли шестнадцатого века

Новые вопросы.

Характер интеллектуальной жизни в Европе шестнадцатого века был традиционным и не поддавался драматическим переоценкам или изменениям. Тем не менее, во многих сферах жизни возникали новые вопросы, на которые нелегко было ответить мудростью, полученной от Античности или Средневековья. Открытие других частей земного шара, например, подняло вопросы о культурах и истории, которые, по-видимому, не упоминались ни в Библии, ни в древних источниках. Большинство мыслителей продолжали пытаться приспособить свои новые знания об этих обществах и экзотических землях к текстуальным знаниям, полученным ими из традиции. Авторитет церкви также подвергался нападкам в шестнадцатом веке. Протестантская Реформация началась с драматических ударов по власти духовенства и папы, однако в течение оставшейся части века протестантские лидеры воссоздавали политическую власть способами, которые были по существу традиционными и консервативными. Большинство интеллектуалов выступали против радикальных изменений и революционных идей, и даже самые радикальные религиозные и социальные реформаторы века обычно утверждали, что они восстанавливают, а не разрушают традицию. В то же время в шестнадцатом веке работали поистине революционные мыслители, чьи идеи в конечном итоге изменили ход интеллектуальных дебатов. Хотя их исследования не были полностью интегрированы в ткань интеллектуальной жизни шестнадцатого века, они подняли вопросы, к которым европейские интеллектуалы снова возвращались в раннее Новое и Новое время. Эти мыслители были обучены традициям средневековой схоластики и гуманизма эпохи Возрождения, но они сломали шаблоны этих традиций, чтобы задать новые вопросы и ответить на них таким образом, что в конечном итоге привели к более драматическим изменениям.

Аристотелизм.

В то же время, когда платонизм стал одним из интеллектуальных направлений позднего Возрождения, происходило и возрождение Аристотеля, особенно в Италии в Падуанском университете, учреждении давно ассоциируется с идеями великого греческого философа. В Северной Европе схоластика полагалась на философию и логику Аристотеля, чтобы поддержать учение церкви. Однако в Падуе ученые были больше озабочены изучением 9 Аристотеля.0009 Физика и с идеями, которые его философия предложила в натурфилософии (отрасль знаний, связанная с природой и материей) и медицине. Падуанские аристотелиане уже давно разработали почтенную традицию комментировать работы Аристотеля. Они также были в значительной степени ответственны за передачу знаний о великом аристотелевском Аверроэсе среди европейцев. Аверроэс, живший в двенадцатом веке, был испанским арабом, и в его работах подчеркивалось превосходство разума над верой. Хотя традиция изучения и комментирования Аристотеля и Аверроэса оставалась сильной в Падуе пятнадцатого века, теперь на нее повлияло возрождение знания греческого языка. Теперь, просветленные своим знанием оригинального языка Аристотеля, падуанцы заново изучили его работы. В результате произошла переоценка философии Аристотеля, аналогичная той, которая происходила с Платоном среди флорентийских платоников.

Помпонацци.

Величайшим мыслителем этого нового исследования был Пьетро Помпонацци (1462–1525), уроженец Мантуи, который учился в Падуе, а затем стал там профессором. Помпонацци затрагивал многие темы в своих популярных лекциях в Падуе, поскольку его интересы простирались от натурфилософии, психологии и логики. Его самой известной опубликованной работой была « О бессмертии души », в которой отрицалось, что философия может доказать вечное существование души. Позиция Помпонацци не была совершенно новой, но методы, которые он использовал для доказательства смертной природы человеческой души, были новаторскими. Они очаровали его учеников, хотя и вызвали споры. Помпонацци отождествлял человеческую душу с интеллектом и утверждал, что интеллект человека — это просто органическое явление, погибающее вместе с телом. Помпонацци понял, что его идеи были вызовом морали. Ибо если душа не пережила смерти, то зачем кому-то вести нравственную жизнь? На этот вопрос Помпонацци ответил, что добродетельная жизнь сама по себе является наградой. Другими словами, человек, который ведет хорошую жизнь, никогда не должен страдать от чувства вины. Но многие интеллектуалы по всей Италии ответили на вызов Помпонацци человеческому бессмертию, осудив его работу, опубликовав трактаты против него, а в Венеции даже сожгли его книгу. В 1514 году на Пятом Латеранском соборе церковь подтвердила концепцию бессмертия души вопреки вызову Помпонацци. Со своей стороны, Помпонацци защищал свое отрицание бессмертия души, настаивая на том, что он пришел к этим выводам не на религиозных основаниях, а с помощью логических методов философии. Иными словами, философия не могла доказать бессмертного существования души; что истина должна быть принята через веру. И вера, как указывал Помпонацци уже к концу своего О бессмертии , это сфера, превосходящая философию. Вопрос о том, действительно ли Помпонацци считал, что христианская вера превосходит человеческий разум, остается открытым. В оставшиеся годы своей жизни он продолжал посвящать себя смелым философским исследованиям, опубликовав перед своей смертью в 1525 году еще два важных трактата. Первый из них, О судьбе , был строго детерминирован и во многом отрицал свободу человеческой воли. , а второй, Заклинаний, объяснял чудеса натуралистическими объяснениями. Натуралистическая философия Помпонацци, хотя и была популярна в некоторых кругах в начале шестнадцатого века, не создала постоянного круга последователей. В эпоху обострения религиозных противоречий, возникших в результате протестантской Реформации, церковь препятствовала попыткам, подобным попыткам Помпонацци, объяснить такие понятия, как человеческое бессмертие. Однако в семнадцатом и восемнадцатом веках европейские философы воскресили для обсуждения поставленные им вопросы.

Макиавелли.

Еще один вызов традиционной морали появился в Италии позднего Возрождения в политических идеях Никколо Макиавелли (1469–1527). Макиавелли родился во Флоренции, которую жестко контролировал Лоренцо Медичи. О его ранней жизни известно очень мало. Он получил гуманистическое образование, но не выучил греческий язык. Его отец был обедневшим юристом, и поэтому Макиавелли вступил в общественную жизнь в 1498 году в качестве члена флорентийского правительства. Карьера Макиавелли во флорентийской политике пришлась на республиканский период, последовавший за изгнанием Медичи и продлившийся до 1512 года. Как член правительства Макиавелли вскоре получил важные дипломатические миссии, и это позволило ему стать свидетелем предательства, которое произошло в Италии. Иностранные отношения. В 1512 году карьера Макиавелли оборвалась, когда Медичи вернулись к власти и устранили тех, кто служил Республике. Он удалился в свой загородный дом и провел оставшиеся годы своей жизни, сочиняя пьесы, сатиры, стихи и другие литературные произведения. Некоторые из наиболее важных работ, выполненных в этот период, включают Принц , Флорентийские истории и Рассуждения о первых десяти книгах Ливия . В 1526 году флорентийское правительство Медичи вновь отозвало Макиавелли к общественной жизни, но уже через несколько месяцев семья снова была изгнана. Офицеры новой республики отстранили Макиавелли от должности, и через несколько месяцев он умер.

СОЗДАНИЕ РЕСПУБЛИКИ

Введение: Флорентийский Никколо Макиавелли давно известен своим портретом правителя, содержащимся в Принц . Однако Макиавелли провел свою юность и средний возраст, работая во Флорентийской республике в качестве гражданского чиновника, а когда его отстранили от власти, он написал свои « дискурсов» , работу, в которой анализируются причины первоначальных успехов и последующих неудач Римская республика. В следующем отрывке Макиавелли обсуждает и одобряет убийство Рема его братом Ромулом (мифологическими близнецами, считающимися основателями Рима), потому что оно дало начало эффективному государству — государству, которое, другими словами, достигло наибольшей хорошо для наибольшего числа его субъектов. Оправдание убийства ради большего политического блага — пример аморальности Макиавелли.

Мы должны исходить из общего правила, что никогда или редко случается, чтобы республика или монархия были хорошо устроены или их старые институты были полностью реформированы, если только это не было сделано одним человеком; необходимо даже, чтобы тот, чей ум задумал такую ​​конституцию, был один в осуществлении ее. Поэтому проницательный законодатель республики, целью которого является содействие общественному благу, а не своим личным интересам, и который предпочитает свою страну своим собственным преемникам, должен сосредоточить всю власть в себе; и мудрый ум никогда не осудит никого за то, что он применил какие-либо необычные средства с целью создания королевства или учреждения республики. Хорошо, когда действие обвиняет его, а результат оправдывает его; а когда результат хороший… это всегда снимает с него вину. Ибо порицается тот, кто совершает насилие с целью разрушения, а не тот, кто употребляет его для благих целей. Законодатель, однако, должен быть достаточно мудрым и добродетельным, чтобы не оставить эту власть, которую он принял, ни своим наследникам, ни кому-либо другому; ибо человечество, будучи более склонным ко злу, чем к добру, его преемник мог использовать для злых целей силу, которую он использовал только для добрых целей. Кроме того, хотя один человек и должен организовать правительство, но оно не продержится долго, если управление им останется на плечах одного человека; поэтому хорошо доверить это многим, ибо таким образом оно будет поддержано многими. Поэтому, поскольку человек не может организовать что-либо, потому что расхождение их мнений мешает им прийти к соглашению о том, что лучше, однако, когда они это поймут, они не охотно согласятся отказаться от этого. Что Ромул заслуживает прощения за [убийство] своего брата и его сообщника, и что то, что он сделал, было для общего блага, а не для удовлетворения его собственного честолюбия, доказывается тем фактом, что он немедленно учредил сенат, с которым консультировался и на основании мнения которого мог принимать решения. И если внимательно рассмотреть власть, которую Ромул сохранил за собой, то мы увидим, что он сохранил только командование армией на случай войны и право созывать сенат. Это было видно, когда Рим стал свободным, после изгнания Тарквиний, когда не было никакого другого новшества в существующем порядке вещей, кроме замены наследственного короля двумя консулами, назначаемыми ежегодно; что ясно доказывает, что все первоначальные учреждения этого города больше соответствовали требованиям свободного и гражданского общества, чем абсолютному и тираническому правительству.

источник: Никколо Макиавелли, Принц и Беседы. Пер. Кристиан Детмольд (Нью-Йорк: Современная библиотека, 1950): 138–140.

Политическая теория.

Хотя Макиавелли наиболее известен благодаря Принцу , в нескольких своих работах Макиавелли разработал последовательную теорию государства, которая была новой по своей проницательности. Он написал эти работы в один из самых низких периодов политической истории Италии, когда французские, немецкие и испанские войска вторглись на полуостров и использовали разобщенность Италии, чтобы натравить одно государство на другое. Макиавелли занимался этими вопросами в своих работах и ​​пытался представить решения проблем Италии. Но он также теоретизировал в своих политических трактатах о правительстве в целом. Он утверждал, что политикой правят непреложные законы, законы, которые не действуют в соответствии с соображениями личной морали. Он выступал за светское правительство, огражденное от всякого вмешательства со стороны церкви. Хотя он считал, что организованная религия необходима обществу, он видел в ней не более чем таинственную силу, связывающую подданных государства вместе общим набором верований. Он также поддерживал сильную армию даже в республике как необходимого защитника общественного благосостояния. Макиавелли часто обвиняли в аморальности, в том, что он оправдывает в своих произведениях все средства для достижения цели. Этот сбор чаще всего взимался с Князь , произведение, задуманное Макиавелли как руководство, чтобы вдохновить итальянского правителя на создание объединенной коалиции, которая изгонит иностранных захватчиков из Италии. Однако даже в « Принц » Макиавелли не выступает за то, чтобы правитель использовал любые средства для получения и сохранения своей власти. Вместо этого он замечает, что, сталкиваясь с определенными обстоятельствами, он должен отложить в сторону свою мораль и действовать таким образом, чтобы принести наибольшую пользу наибольшему числу людей. Этот тот же аргумент появляется в трактате Макиавелли о республиканском правительстве, Рассуждения о первых десяти книгах Ливия . Там он одобряет решение древнего Ромула убить своего брата Рема, потому что это позволило создать сильную республику, задача, которую должен выполнить один человек. Всю оставшуюся жизнь Ромул оправдывал убийство, посвятив себя построению эффективного государства, обеспечивающего свободу своих граждан. Отрывки, подобные этим, прославляли доблесть и храбрость древних римлян, ценности, которых Макиавелли часто считал недостатком в свое время. Но хотя он иногда пессимистично относился к способности своих современников достичь добродетелей древних римлян, чаще он был осторожным оптимистом. В его произведениях выражалось горячее желание, чтобы возрожденная Италия, вдохновленная древним духом воинской доблести, успешно изгнала своих иноземных захватчиков.

Сопротивление.

Принц выступал за сильное правительство под руководством решительного монарха как решение политических проблем Италии. В шестнадцатом веке «макиавеллизм», как политическая философия года, стал известен как принц , стал синонимом зла и аморальности в общественной жизни, и, таким образом, политическая философия не сразу последовала примеру, который Макиавелли изложил в своей работе. . В Германии, Франции, Нидерландах, Англии и Шотландии религиозные разногласия способствовали новому критическому анализу власти правительств, результатом чего стали теории сопротивления государственной тирании. Протестантизм был в значительной степени инкубатором этого нового отношения к правительству, и именно в Германии эти идеи впервые начали появляться. Мартин Лютер в своей карьере религиозного реформатора всегда старался подчеркивать обязанность христиан подчиняться власти государства. Политическая власть была частью божественно установленных реалий, которые должны были принять благочестивые. Его в основном консервативная позиция помогла защитить его реформаторское движение от обвинений в политической подрывной деятельности, особенно в 1520-х и 1530-х годах, когда другие более радикальные группы, такие как лидеры Крестьянской войны 1524–1525 годов и анабаптисты, выступали за более радикальные социальные меры. и политические изменения (см. Религия: радикальная реформация). Однако к середине шестнадцатого века группа лютеранских консерваторов столкнулась с дилеммой. Их государства стали требовать от них исповедовать учения, противоречащие их совести и их теологическим толкованиям. Встречаясь в Магдебурге в 1550–1551 годах, группа написала собственный манифест. Документ, известный как Магдебургское исповедание, вскоре распространился по всей Европе, где его напряжение сопротивления государственной власти вдохновило ряд групп. Сторонники этого «сопротивления теория» вскоре выпустила поток трактатов и брошюр, в которых описывалось, при каких обстоятельствах подданные могут не подчиняться своим правителям. Во Франции протестантские писатели, в том числе Теодор Беза (1519 г.–1605) и Филипп дю Плесси Морне (1549–1623) были особенно активны в развитии этой политической теории, особенно после массовых убийств протестантов, которые произошли во время Варфоломеевской резни 1572 года. Джон Нокс, кальвинистский реформатор церкви в Шотландии голландские кальвинисты, восставшие против Испании в конце шестнадцатого века, и английские пуритане также разработали теории сопротивления. Однако работы Безы пользовались особенно широкой популярностью, потому что он тщательно обрисовывал, как, когда и почему подданные могут выступать против своих правителей. В его произведениях не утверждалось, что каждый имеет право сопротивляться воле монарха. Вместо этого он сосредоточился на французской знати, которая долгое время делила власть с королем в национальном собрании Франции, известном как Генеральные штаты. Многие дворяне Франции были кальвинистами, и Беза надеялся вдохновить их на противодействие королевским планам по подавлению кальвинизма. В его работах подчеркивалось, что послушание Богу важнее, чем послушание королю, и что естественный закон дает подданным право свергнуть монарха, действовавшего вопреки воле Бога. чтение Беза библейских и древняя история была широкой, и его работы указывали на многочисленные случаи, когда низшие чиновники, такие как французская знать, сопротивлялись власти тирана.

КУЛЬТУРНЫЙ РЕЛЯТИВИЗМ

введение:

[Этот текст был исключен из-за авторских ограничений]

источник:

Politiques.

Противники Безы рассматривали его попытки санкционировать сопротивление как рецепт анархии, а во второй половине шестнадцатого века были отмечены многочисленные попытки защитить суверенную власть монарха от тех, кто поддерживал сопротивление. Политическая волна того периода была на стороне тех, кто поддерживал сильную центральную власть монарха над государством, хотя Беза и другие протестантские протестанты продолжали вдохновлять читателей и бунтовщиков в Европе семнадцатого и восемнадцатого веков. Раздираемые внутренними гражданскими конфликтами, порожденными религиозной разобщенностью страны, некоторые французские ученые-правоведы преуменьшали роль, которую религия должна играть в общественной жизни. Вместо этого они утверждали, что выживание государства важнее, чем религиозные различия между католиками и протестантами. По этой причине их противники издевались над ними в то время, как politiques , потому что они подчеркивали политические цели за счет духовных вопросов. Жан Боден (1530–1596) был одним из самых важных представителей этой группы, и его идеи оказали влияние не только во Франции, но и во всей Европе. Они помогли сформировать основы теории абсолютизма конца семнадцатого века, но, когда он писал, Боден видел в своих идеях решение политических и религиозных интриг, распространенных в его время. Он умолял своих соотечественников — как католиков, так и протестантов — уважать власть монарха. В его Шесть книг Содружества , впервые опубликованных в 1576 году, он утверждал, что власть короля над государством должна уважаться. Выживание государства — организации, способной принести наибольшую пользу наибольшему количеству людей, — было важнее, чем цель обеспечения религиозного единообразия. Подобные призывы к ограниченной терпимости к религиозным различиям для укрепления гражданского мира появились в работах других политиков , в том числе знаменитого эссеиста конца шестнадцатого века Мишеля де Монтеня. В то время как политическая программа, отстаиваемая этой группой, в последние два десятилетия шестнадцатого века оказывалась в фаворе у королевской власти, программа монархического единства в условиях религиозной разобщенности, которую 9Предполагается, что 0009 politiques в конечном итоге будет создан Генрихом IV (годы правления 1594–1610). Новообращенный католик, Генри в конце концов предоставил ограниченную степень религиозной терпимости своему бывшие соотечественники-протестанты, гугеноты, помогли заложить основы сильной централизованной монархии, сложившейся во Франции XVII века.

Монтень.

Политика изначально сформировала поразительно оригинальные взгляды Мишеля де Монтеня (1533–1592), одного из величайших умов конца шестнадцатого века. Монтень получил образование гуманиста, и как сын преуспевающего дворянина он был воспитан, чтобы играть роль в общественной жизни. Он занимался юридической практикой и стал членом королевского двора, но пришел в ужас от религиозных войн и удалился от общественной жизни в свое загородное поместье. Там он вскоре приступил к делу, которое поглотит всю его оставшуюся жизнь: написанию своего Очерки , сборник внутренних мыслей и дискуссий, которые он вел с собой на протяжении двух десятилетий. Эссе показывают, что Монтень не был систематическим мыслителем, хотя его работы богаты моральными прозрениями. В них Монтень излагал свои мысли на самые разные темы. Он обнаружил, что идеологический догматизм как современных католиков, так и кальвинистов недостаточен, и в целом скептически относился ко всем попыткам установить моральные абсолюты. Вместо этого его проповеди призывали к терпимости к различным мнениям. Монтень был одним из наиболее важных выразителей позиций 9-го0009 politiques , партия, которая утверждала, что религиозные различия менее важны, чем необходимость сохранения мира в государстве. Идеи Монтеня, записанные в его эссе , кажется, не имеют большого отпечатка его собственного католического воспитания. Он решает интеллектуальные дилеммы и проблемы, которые он рассматривает в этих коротких произведениях, совершенно светским способом, почти не прибегая к традиционной христианской морали или церковному учению. Монтень был также либеральным мыслителем, способным направлять свой проницательный взгляд на поведение своих соотечественников, критиковать их варварство и выражать свое отвращение к их экстремизму во всех его формах. Он также проявлял интеллектуальное любопытство к тем областям земного шара, которые были недавно открыты исследователями. Одно из его самых известных эссе, О каннибалах подвергает обычаи, обнаруженные у индейцев Нового Света, пытливым вопросам и сравнивает их с поведением европейцев. Монтень приходит к выводу, что все культуры относительны и создаются сочетанием истории, религии и окружающей среды. Более того, он заключает, что у всех народов есть намек на варварство, и мало что указывает на то, что европейцы более цивилизованы, чем жители Нового Света. Этим и многими другими способами Монтень подвергал сомнению общепринятую мудрость, давно принятую большинством европейских интеллектуалов, и он начал процесс исследования основополагающих допущений интеллектуальной культуры способами, которые будут продолжены философами более позднего семнадцатого века.

Последствия.

В то время как характер религиозной и интеллектуальной жизни в Европе шестнадцатого века оставался консервативным, такие мыслители, как Монтень, Беза, Макиавелли и Боден поставили новые вопросы, расширившие границы интеллектуальных дебатов. Их идеи не были полностью интегрированы, и вопросы, которые они поднимали, не исчерпывались спорами, которые они вызывали в свое время. В течение следующих двух столетий европейская философия вернулась к тому скептицизму, который Монтень выразил в своих проницательных Очерки . Мыслители исследовали претензии Макиавелли, Бодена и politiques к центральной власти государства. И они вновь обратились к критике со стороны участников сопротивления неограниченной власти монархов над человеческой совестью. Таким образом, шестнадцатый век представляет собой время, когда новая порода интеллектуалов определила повестку дня интеллектуальных дебатов, которые должны были продолжаться в период раннего Нового времени.

источники

Э. Кэмерон, Ранняя современная Европа (Оксфорд, Англия: Oxford University Press, 1999).

Р. Данн, Эпоха религиозных войн, 1559–1715 (Нью-Йорк: Нортон, 1970).

Д. Фрейм, Монтень: Биография (Нью-Йорк: Харкорт, 1965).

Дж. Франклин, Жан Боден и рост абсолютистской теории (Кембридж: издательство Кембриджского университета, 1973).

П. Френч и др., ред., Ренессанс и философия раннего Нового времени (Оксфорд, Англия: Блэквелл, 2002).

ID Macfarlane and I. Maclean, eds., Montaigne (Оксфорд, Англия: Clarendon Press, 1982).

С. Озмент, Эпоха реформ, 1250–1550 (Нью-Хейвен, Коннектикут: издательство Йельского университета, 1980).

см. также Литература: Северное Возрождение ; Религия: истоки Реформации

История Европы | Резюме, Войны, Карта, Идеи и Колониализм

22 мая 2023 г., 13:13 по восточному времени (AP)

Стратегические партнеры Польша и Украина спорят о болезненном прошлом

Официальные лица Польши и Украины, верных стратегических партнеров, неожиданно обменялись горькими замечаниями по поводу болезненного взаимного прошлого, включающего массовые убийства

история Европы , история европейских народов и культуры от доисторических времен до наших дней. Европа — более неоднозначный термин, чем большинство географических выражений. Его этимология сомнительна, как и физические размеры области, которую он обозначает. Его западные границы кажутся четко очерченными береговой линией, однако положение Британских островов остается двусмысленным. Для посторонних они кажутся явно частью Европы. Однако для многих британцев и некоторых ирландцев «Европа» в основном означает континентальную Европу. На юге Европа заканчивается на северных берегах Средиземного моря. Тем не менее, для Римской империи это было mare nostrum («наше море»), внутреннее море, а не граница. Даже сейчас некоторые задаются вопросом, является ли Мальта или Кипр европейским островом. Наибольшая неопределенность лежит на востоке, где естественные границы, как известно, неуловимы. Если Уральские горы отмечают восточную границу Европы, то где она лежит к югу от них? Можно ли, например, Астрахань считаться европейской? Вопросы имеют не только географическое значение.

Эти вопросы приобрели новое значение, поскольку Европа стала больше, чем географическое выражение. После Второй мировой войны много было слышно о «европейской идее». По существу, это означало идею европейского единства, первоначально ограничивавшуюся Западной Европой, но к началу XIX в.90-е, кажется, способны наконец охватить Центральную и Восточную Европу.

Единство Европы — древний идеал. В некотором смысле она была имплицитно предвосхищена Римской империей. В Средние века она была несовершенно воплощена сначала империей Карла Великого, а затем Священной Римской империей и Римско-католической церковью. Позже ряд политических теоретиков предложили планы европейского союза, и Наполеон Бонапарт, и Адольф Гитлер пытались объединить Европу путем завоевания.

Однако только после Второй мировой войны европейские государственные деятели начали искать способы мирного объединения Европы на основе равенства, а не господства одной или нескольких великих держав. У них было четыре мотива: предотвратить дальнейшие войны в Европе, в частности, путем примирения Франции и Германии и помощи в сдерживании агрессии со стороны других; отказаться от протекционизма и политики «нищего соседа», которая практиковалась в период между войнами; соответствовать политическому и экономическому влиянию новых мировых сверхдержав, но на гражданской основе; и начать цивилизовать международные отношения, вводя общие правила и институты, которые будут определять и продвигать общие интересы Европы, а не национальные интересы входящих в нее государств.

Викторина «Британника»

Викторина «Любитель истории»

В основе этой политики лежит убеждение, что у европейцев больше общего, чем разъединяющего, особенно в современном мире. По сравнению с другими континентами Западная Европа мала и чрезвычайно разнообразна, разделена реками и горами, изрезана заливами и ручьями. Он также густонаселен — мозаика разных народов с множеством языков. Очень широко и неадекватно его народы можно разделить на нордический, альпийский или кельтский и средиземноморский типы, а большую часть их языков отнести либо к романским, либо к германским. В этом смысле европейцев больше всего объединяет их разнообразие; и, может быть, именно это сделало их такими энергичными и воинственными. Хотя плодородные почвы и умеренный климат им исключительно благоприятны, они уже давно доказали свою воинственность. За последовательными волнами вторжений, в основном с востока, последовали столетия соперничества и конфликтов как внутри Европы, так и за ее пределами. Многие европейские поля были полями сражений, и многие европейские города, как говорят, были построены на костях.

Тем не менее, европейцы также были в авангарде интеллектуальной, социальной и экономической деятельности. Будучи мореплавателями, исследователями и колонистами, они долгое время господствовали над большей частью остального мира и оставили в нем отпечаток своих ценностей, своих технологий, своей политики и даже своей одежды. Они также экспортировали как национализм, так и оружие.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.

Подписаться

Тогда, в 20-м веке, Европа была близка к самоуничтожению. Первая мировая война унесла более 8 миллионов жизней европейцев, Вторая мировая война унесла более 18 миллионов жизней в боях, бомбардировках и систематическом нацистском геноциде, не говоря уже о 30 миллионах погибших в других местах.

Помимо погибших, войны оставили неизгладимые раны, как психологические, так и физические. Но если Первая мировая война обострила национализм и идеологический экстремизм в Европе, то Вторая мировая война имела почти противоположный эффект. Обожженный ребенок боится огня; и Европа была сильно сожжена. Через пять лет после окончания войны министр иностранных дел Франции Робер Шуман, подстрекаемый Жаном Монне, предложил Германии первый практический шаг к европейскому единству, и канцлер ФРГ Конрад Аденауэр согласился. Среди других участников этого первого шага были государственные деятели Альсид де Гаспери и Поль-Анри Спаак. Все, кроме Монне, были выходцами из языковых и политических границ Европы: Шуман из Лотарингии, Аденауэр из Рейнской области, де Гаспери из северной Италии, Спаак из двуязычной Бельгии. Таким образом, разнообразие Европы способствовало ее стремлению к объединению.

Статья посвящена истории европейского общества и культуры. Для обсуждения физической и человеческой географии континента см. Европа. Чтобы узнать об истории отдельных стран, см.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *