Кто такие гугеноты во франции 16 века: за что истребляли гугенотов – статьи

Содержание

за что истребляли гугенотов – статьи

В 1572 г. Папа Римский Григорий XIII устроил торжества с фейерверками и отправил французскому королевскому двору поздравления. Папа радовался резне гугенотов — Варфоломеевской ночи. «Эта кровавая расправа лучше пятидесяти побед над турками», — говорил он. Уничтоженные гугеноты описываются порой как угнетённое меньшинство и вызывают сочувствие как попавшие под пресс религиозной нетерпимости. Но у католиков были причины их ненавидеть. Гугеноты — вот кто действительно знал, что такое чувства верующих и как их правильно оскорблять.

Война католиков и гугенотов

Гугеноты (от нем. Eidgenossen — «сотоварищи») — это французские протестанты, кальвинисты. Именно над ними учинили католики расправу во время Варфоломеевской ночи 1572-го. Войны католиков и гугенотов во Франции длились уже много лет, с 1559 года. Кальвинизм распространился на западе и юго-западе страны в 1530−1540 гг. Доктрина предопределения (только бог заранее решает, кто спасётся, человек никак не в силах это изменить) снимала с кальвиниста ответственность и избавляла от постоянных забот о спасении.

Кроме того, кальвинисты освобождали себя от уплаты церковной десятины. В результате число гугенотов, в том числе знатных, быстро росло. В 1534 г. король Франциск I обнаружил на дверях своих покоев листовки с высмеиванием католицизма. С этого момента началось преследование гугенотов. Вскоре за отправление их культа корона уже угрожала смертью.

Портрет Жана Кальвина, ок. 1550 г. Анонимный автор. (Музей монастыря Святой Екатерины, Нидерланды)

Кальвинисты боролись за свободу отправления своего культа, но со временем война стала главным образом борьбой политических кланов за корону — Бурбонов (протестантов), с одной стороны, и Валуа и Гизов (католиков), с другой. Бурбоны были первыми после Валуа в очереди на трон, что подогревало их готовность к войнам.

К Варфоломеевской ночи с 23 на 24 августа 1572 г. они пришли следующим образом. После очередной войны в 1570 г. был заключён мир. Хотя гугеноты не выиграли ни одного крупного сражения, корона продолжать войну не могла — слишком дорого.

И пошла на мир с большими уступками гугенотам. Им разрешались богослужения везде, кроме Парижа, а также было позволено занимать государственные должности. Они получали 4 крепости (в том числе мощную Ла-Рошель). Кроме того, их лидер адмирал де Колиньи получил место в королевском совете и начал оказывать сильное влияние на монарха.

Ни королеве-матери Екатерине Медичи (мать короля), ни Гизам это понравиться не могло. Чтобы скрепить мир, Екатерина решила отдать свою дочь Маргариту в жёны Генриху IV Наваррскому, знатнейшему гугеноту. Съехалось огромное количество гостей-гугенотов. Но спустя 4 дня по приказу герцога Генриха де Гиза было совершено покушение на адмирала Колиньи. Де Гиз мстил за убитого 9 лет ранее Франсуа де Гиза (по приказу адмирала, нанявшего убийцу). Кроме того, он был раздосадован, что принцессу Марго отдали не за него. Но пуля, выпущенная из аркебузы убийцы, лишь ранила Колиньи. Протестанты требовали наказать виновных. Собравшийся королевский совет, опасаясь мести гугенотов, навязал зависимому от окружения королю решение нанести превентивный удар и враз покончить с врагами.

К 1572 г. высшая власть ненавидела гугенотов — правящая династия Валуа опасалась за свою безопасность. Дважды за историю религиозных войн гугеноты пытались похитить короля Карла IX Валуа и королеву-мать Екатерину Медичи, чтобы навязать им свою волю. Важно было и то, что в окружении короля ведущую роль играли герцоги Гизы, ревностные католики.

Причины Варфоломеевской ночи

Кроме того, гугеноты приглашали себе в помощь иностранные войска (англичан и немцев-протестантов) и, разумеется, обещали уступки за счёт королевства. Гугеноты были в меньшинстве (около 10% населения, т. е. почти 2 млн человек), но желали всех привести к своей вере и были очень энергичны. Войны с ними разоряли Францию. Так что они стали большой угрозой.

Совет планировал только устранение раненого Колиньи (что и было сделано) и ещё десятка гугенотских вождей, захват Генриха Наваррского и его кузена Конде (это тоже было сделано, и Генриха заставили принять католичество; потом он сбежал и вновь принял протестантство). Однако парижане давно просили короля огнём и мечом истребить всех гугенотов. Как только в ночь на 24 августа начались расправы над их вождями, горожане высыпали на улицы и начали погромы.

Обыкновенно одетых в чёрное гугенотов легко было отличить от католиков. Женщины, дети, старики — убивали всех без разбора. Погибли от 2 до 3 тыс. человек. Расправы длились несколько дней во многих городах: Париж, Орлеан, Мо, Труа, Сомюр, Руан, Тулуза, Лион… В результате в провинции были убиты ещё 6−10 тыс. гугенотов. В погромах участвовали даже дети (их жертвами становились дети враждебного лагеря). Поэт Агриппа д’Обинье писал, что «ветер обратился в стон и крики», а в Сене — «не вода, а кровь». Устроенную католиками кровавую баню осудил даже не склонный к гуманности Иван Грозный. До 200 тыс. гугенотов в панике бежали из страны. С большим трудом по приказу короля войска навели порядок.

Чем была обусловлена такая жестокость? С одной стороны, всё усугублялось тем, что во время безумств толпы многие люди сводили личные счёты с кредиторами, оппонентами в суде, просто врагами. Кто там потом разберёт, кто был гугенот, а кто его убийца?! Многие во время Варфоломеевской ночи обогатились. Безнаказанность увеличивала количество жертв. Например, граф де Бюсси д’Амбуаз зарезал своего кузена гугенота Антуана де Клермона, тем самым устранив конкурента за наследство, из-за которого они долго судились. Философ П. Рамус был убит по заказу другого мыслителя, Ж. Шарпантье: они по-разному понимали философию Аристотеля и сломали в спорах много копий.

«Канун Варфоломеевской ночи», 1868 г. Карл Гун. (Государственный Русский музей)

Но главной причиной стихийного буйства католиков стала всеобщая ненависть к гугенотам. Ведь по плану королевского совета, убиению подлежали единицы, а не десятки тысяч людей: это была народная инициатива. Несколько факторов способствовало ненависти толпы.

Во-первых, в то время любые изменения в религиозной жизни воспринимались как покушение на давно устоявшийся порядок, выстроенный для спасения души.

Господь, как считалось, покарает всю страну за неспособность христианского общества хранить верный уклад жизни. А именно гугеноты внесли раскол. Примерно так же восприняли старообрядцы реформы Никона в середине 17-го века, из-за чего русское общество раскололось на непримиримые группы.

Во-вторых, когда гугеноты прибыли в Париж, население которого составляли в основном фанатичные католики, они раздражали их ещё и своим богатством, ведь на свадьбу людей королевских кровей прибыли знатные гости. Франция того времени переживала тяжёлый экономический кризис, и толпы бедняков не могли сдержать агрессию при виде роскоши религиозных врагов. А самое главное, гугеноты заслужили недовольство той же нетерпимостью, которую проявляли и католики. Сам Кальвин давал пример своим последователям: он казнил противников, сжигая их на костре.

Гугеноты действовали не менее решительно. Обе стороны обвиняли друг друга в пособничестве сатане. Там, где гугеноты преобладали, они требовали от католиков навсегда уйти из города или села.

Они разрушали и грабили католические храмы, ломали и жгли реликварии, иконы, разбивали распятия, ломали статуи, пытали и калечили монахов и священников, вешали их. Иконоборчество стало у гугенотов ещё в конце 1550-х хорошим тоном: на погромы отправлялись целыми семьями, как на праздник. Ритуалы католиков они считали идолопоклонничеством и суеверием.

«Массовое убийство гугенотов-протестантов в Париже», 1572−1584 гг. Франсуа Дюбуа. (Кантональный музей изящных искусств, Лозанна)

4 июля 1560 г. гугеноты Лиможа прикрепили голову статуи Святой Девы к позорному столбу. Как пишет историк Ж. М. Констан, такие символические казни происходили нередко. В другом случае, в Труа в том же году, гугеноты забросали статую Святой Девы помоями, а на шею ей повесили дохлую кошку. Иногда оскорбления католиков и убийства настолько повышали накал в обществе и доводили католиков до такой исступлённой ненависти, что самому Колиньи и даже Кальвину приходилось просить гугенотов умерить пыл.

Самый жуткий случай произошёл в Ниме в 1567 г.: гугеноты за одну ночь убили десятки местных католических священников, а тела сбросили в колодец (погибли от 80 до 90 человек). В Париже обо всех этих случаях отлично знали. Гугеноты были так же жестоки к католикам, как и католики к ним. И за это получили Варфоломеевскую ночь.

Резня католиков в Ниме. (midilibre.fr)

Варфоломеевская ночь ничего не решила. Лишь обострилась вражда и начался новый конфликт. Войн было ещё несколько. В ходе последней (1584−1589) от рук наёмных убийц погибли все основные претенденты на корону (включая короля Генриха III), кроме гугенота Генриха Наваррского. Он и взял власть. Чтобы это сделать, ему пришлось принять католичество. Без особых переживаний он стал католиком (уже во второй раз, первый был как раз в Варфоломеевскую ночь). По легенде, Генрих произнёс: «Париж стоит мессы». Тем самым он показывал, что готов ради власти пожертвовать верой. Война двух партий, оформленная в религиозное противостояние, завершилась победой Бурбонов. Десятки тысяч жертв ради победы одного клана над другим.

Но выиграли, наконец, и гугеноты. В 1598 г. король Генрих IV издал Нантский эдикт, давший гугенотам равные с католиками права.


Сборник: Бурбоны

Одна из ветвей древнейшей европейской династии продолжает существовать и сегодня.

  • Статьи
  • Европа
  • XVIII век

Дофин: тайна замка Тампль

Дофин: тайна замка Тампль

Людовик ХVII — одна из самых загадочных фигур истории Франции. Смерть мальчика в тюрьме породила легенды о его спасении, в которые некоторые верят до сих пор.

  • Статьи
  • Европа
  • XIX век

Последний из Бурбонов

Последний из Бурбонов

6 ноября 1836 года скончался Карл X — последний представитель старшей линии Бурбонов, реально царствовавший во Франции.

  • ЕГЭ
  • Европа
  • XVI-XXI вв.

Бурбоны

Бурбоны

Бурбоны – одна из самых разветвлённых европейских династий. В разное время они правили Францией, Неаполем, Сицилией, Пармой. Сегодня занимают престолы Испании и Люксембурга. Династию не раз свергали революции, после чего она упрямо возвращалась к власти. Пройди тест и проверь свои знания о Бурбонах!…

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Бурбоны в ожидании престола

Бурбоны в ожидании престола

Что делают Бурбоны, пока ждут официального признания?

  • Статьи
  • Европа
  • XVI век

За что истребляли гугенотов? (18+)

За что истребляли гугенотов? (18+)

Кровавое событие, унёсшее жизни тысяч мирных граждан. Что привело к резне в Варфоломеевскую ночь?

  • Статьи
  • Европа
  • XVII-XVIII вв.

«Король-солнце»: блеск и затмение абсолютизма

«Король-солнце»: блеск и затмение абсолютизма

Людовик XIV превратил Францию в супердержаву, но сам же создал условия, при которых страна начала необратимо клониться к упадку.

  • Статьи
  • Европа
  • XVIII-XIX вв.

Луи-Филипп: король баррикад и олигархов

Луи-Филипп: король баррикад и олигархов

«Король-буржуа» мечтал стать основателем династии орлеанских Бурбонов. Но оказался последним Бурбоном на троне Франции.

  • Статьи
  • Европа
  • XVIII век

Дофин: тайна замка Тампль

Людовик ХVII — одна из самых загадочных фигур истории Франции. Смерть мальчика в тюрьме породила легенды о его спасении, в которые некоторые верят до сих пор.

  • Статьи
  • Европа
  • XIX век

Последний из Бурбонов

6 ноября 1836 года скончался Карл X — последний представитель старшей линии Бурбонов, реально царствовавший во Франции.

  • ЕГЭ
  • Европа
  • XVI-XXI вв.

Бурбоны

Бурбоны – одна из самых разветвлённых европейских династий. В разное время они правили Францией, Неаполем, Сицилией, Пармой. Сегодня занимают престолы Испании и Люксембурга. Династию не раз свергали революции, после чего она упрямо возвращалась к власти. Пройди тест и проверь свои знания о Бурбонах!…

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Бурбоны в ожидании престола

Что делают Бурбоны, пока ждут официального признания?

  • Статьи
  • Европа
  • XVI век

За что истребляли гугенотов? (18+)

Кровавое событие, унёсшее жизни тысяч мирных граждан. Что привело к резне в Варфоломеевскую ночь?

  • Статьи
  • Европа
  • XVII-XVIII вв.

«Король-солнце»: блеск и затмение абсолютизма

Людовик XIV превратил Францию в супердержаву, но сам же создал условия, при которых страна начала необратимо клониться к упадку.

  • Статьи
  • Европа
  • XVIII-XIX вв.

Луи-Филипп: король баррикад и олигархов

«Король-буржуа» мечтал стать основателем династии орлеанских Бурбонов. Но оказался последним Бурбоном на троне Франции.

Рекомендовано вам

Лучшие материалы

  • Неделю
  • Месяц
  • Статьи
  • Европа
  • XI век

Разгром печенегов: конец истории знаменитых кочевников

  • Статьи
  • Европа
  • XIX-XX вв.

Александр Засс — сильнейший человек в мире

  • Статьи
  • Европа
  • XIX-XX вв.

Циолковский: человек, который доказал, что смерти нет

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Лавочники и государство

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Жизнь Никиты Хрущёва на пенсии

  • Статьи
  • Европа
  • I век

Самый развратный сапожок

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Особое мнение Александра Керенского

  • Статьи
  • Европа
  • XV-XVI вв.

Сердце красавицы

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

«Елисеевское дело»

  • Статьи
  • Европа
  • XVII-XVIII вв.

Невозвращенец

  • Статьи
  • Европа
  • XI век

Разгром печенегов: конец истории знаменитых кочевников

  • Статьи
  • Европа
  • XIX-XX вв.

Александр Засс — сильнейший человек в мире

  • Статьи
  • Европа
  • XIX-XX вв.

Циолковский: человек, который доказал, что смерти нет

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Кто предал Зою?

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Лавочники и государство

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Жизнь Никиты Хрущёва на пенсии

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

«Факел смерти»: самая крупная железнодорожная катастрофа в СССР

  • Статьи
  • Европа
  • I век

Самый развратный сапожок

  • Статьи
  • Европа
  • VIII-XV вв.

«Средневековый танк»: как устроен рыцарский доспех

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Была ли успешной денацификация в Германии?

  • Неделю
  • Месяц
  • 📚 Статьи
  • 👀 692870
Разгром печенегов: конец истории знаменитых кочевников
  • 📚 Статьи
  • 👀 636201
Александр Засс — сильнейший человек в мире
  • 📚 Статьи
  • 👀 511615
Циолковский: человек, который доказал, что смерти нет
  • 📚 Статьи
  • 👀 189164
Лавочники и государство
  • 📚 Статьи
  • 👀 187102
Жизнь Никиты Хрущёва на пенсии
  • 📚 Статьи
  • 👀 158991
Самый развратный сапожок
  • 📚 Статьи
  • 👀 113160
Особое мнение Александра Керенского
  • 📚 Статьи
  • 👀 85215
Сердце красавицы
  • 📚 Статьи
  • 👀 67245
«Елисеевское дело»
  • 📚 Статьи
  • 👀 66130
Невозвращенец
  • 📚 Статьи
  • 👀 692870
Разгром печенегов: конец истории знаменитых кочевников
  • 📚 Статьи
  • 👀 636201
Александр Засс — сильнейший человек в мире
  • 📚 Статьи
  • 👀 511615
Циолковский: человек, который доказал, что смерти нет
  • 📚 Статьи
  • 👀 213218
Кто предал Зою?
  • 📚 Статьи
  • 👀 189164
Лавочники и государство
  • 📚 Статьи
  • 👀 187102
Жизнь Никиты Хрущёва на пенсии
  • 📚 Статьи
  • 👀 163332
«Факел смерти»: самая крупная железнодорожная катастрофа в СССР
  • 📚 Статьи
  • 👀 158991
Самый развратный сапожок
  • 📚 Статьи
  • 👀 142079
«Средневековый танк»: как устроен рыцарский доспех
  • 📚 Статьи
  • 👀 133196
Была ли успешной денацификация в Германии?

Гугеноты



Гугеноты

XVI-XVIII вв.

ИСТОРИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ

Гугеноты

Гугеноты (фр. huguenots) — прозвище, данное католиками французским протестантам, сторонникам кальвинизма в XVI-XVIII вв. Название произошло, по-видимому, от нем. Eidgenossen (конфедераты, союзники), как называли женевских противников герцога Савойского, сторонников Швейцарской конфедерации.

+ + +

Гугеноты — в широком смысле сторонники кальвинистской (протестантской) религии во Франции XVI—XVII веков, в узком смысле — особая религиозно-политическая группировка французских кальвинистов, существовавшая в 60-х годах XVI — 20-х годах XVII века. Социальный состав гугенотов был крайне пестрым: представители буржуазии и плебейства, для которых кальвинизм стал знаменем борьбы против феодальной эксплуатации, с одной стороны; и часть дворянства и феодальной знати, выступавшие с феодально-сепаратистских позиций против крепнувшего королевского абсолютизма, с другой. Борьба между гугенотами и католиками вылились в так называемые Религиозные войны. По мере усиления абсолютизма при Ришелье с политической самостоятельностью гугенотов было покончено («эдикт милости» 1629).

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ


ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,
Редактор Вячеслав Румянцев
При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС

15 увлекательных фактов о гугенотах: протестантском меньшинстве Франции

Семьи гугенотов, бегущие из Ла-Рошели, 1661

 

Когда дело доходит до религии, Франция в основном известна как своими сильными традициями римского католицизма, так и иногда воинствующей формой секуляризма. Однако религиозный состав страны состоит не только из этих двух крайностей. На самом деле, Франция имеет долгую и сложную религиозную историю, часто покрытую кровью. Хотя сегодня их численность не так уж значительна по сравнению с населением Франции в целом, группа протестантов, известная как гугеноты, с 1500-х годов называла Францию ​​своим домом. На протяжении всей истории Франции люди вели войны и умирали миллионами во имя религии. Сама идея религиозной терпимости и разнообразия — довольно недавнее явление в европейской истории.

 

Итак, кто такие протестанты Франции? Какие факты и истории мы можем узнать от этих верующих, сопротивлявшихся «старшей дочери Церкви» сотни лет?

 

1. Гугеноты следовали кальвинистской ветви протестантизма
Портрет Джона Кальвина , Английская школа, 17 век, через Sotheby’s

 

Духовным родоначальником гугенотов был Жан Кальвин, французский священнослужитель и один из самых важных деятелей протестантской Реформации как во Франции, так и в Швейцарии. Родился в 1509 г., Кальвин получил юридическое образование в молодости до своего разрыва с католической церковью в начале 1530-х годов. Будучи реформистским проповедником, он много писал, писал комментарии к Библии и многочисленные письма. Его самая известная работа, которая актуальна и по сей день, — это « Институт христианской религии », несколько изданий которой было опубликовано даже при его жизни. Кальвин закончил свои дни в Женеве, протестантском оплоте, оказав значительное влияние на протестантское движение.

 

Кальвинистское богословие уделяло больше внимания учению о предопределении, чем другие протестантские деноминации, такие как лютеранство. Согласно Кальвину, Бог не примет на небеса кого попало. Вместо этого Бог избрал определенное количество людей для достижения вечной жизни после смерти до того, как кто-либо родился. Однако для Кальвина это было не так просто, как Бог, выбирающий чье-то имя из поговорки. Индивидуальная идентичность «избранных» была менее важна, чем их отношение к церкви и таинствам.

 

2. Происхождение термина «гугенот» не совсем ясно
Из Grandes Chroniques de France, XIV век , 14 век, через Wikimedia Commons

Получайте последние статьи на свой почтовый ящик

Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку новостей

Никто точно не знает, как французские протестанты стали называться гугенотами. Некоторые историки считают, что это произошло от городской легенды о призраке французского короля Хью Капета X века. Другие считают, что это слово имеет немецкие корни, происходящие от слова 9.0021 Eidgenossen (имеется в виду присягающие конфедерации в истории Швейцарии). Единственное, что мы знаем с относительной уверенностью, это то, что слово «гугенот» когда-то использовалось французскими католиками как оскорбление. Сами протестанты никогда бы не назвали себя «гугенотами». Только в конце восемнадцатого и девятнадцатого веков французские потомки восстановили этот термин в качестве этнорелигиозного идентификатора.

 

3. В период своего расцвета протестанты могли составлять до восьми процентов населения Франции
Французская Библия, 16 век, через Музей гугенотов, Рочестер, Великобритания

 

В шестнадцатом веке число протестантов во Франции резко возросло. Вдохновленные проповедями Кальвина и других местных служителей, к концу шестнадцатого века более миллиона человек могли перейти из католицизма. По словам ученого Ханса Дж. Хиллербранда (2004 г.), это составляет примерно восемь процентов всего населения Франции. Многие из самых страстных новообращенных были выходцами из высших классов Франции. Дворяне, ремесленники и купцы особенно находили протестантское послание особенно привлекательным. Однако во многих областях протестантизм также оказался подходящим для менее обеспеченных слоев населения. Самый большой процент кальвинистов проживал в южных и западных провинциях.

 

4. Гугеноты прошли через периоды привилегий и преследований
Резня в день Святого Варфоломея , с картины Франсуа Дюбуа, ок. 1572-1584, через Кантональный музей изящных искусств, Лозанна, Швейцария

 

История неизменно включает в себя изучение изменений во времени. Религиозная история Франции раннего Нового времени не является исключением из этого правила. Так что, возможно, неудивительно, что французские протестантские общины пережили множество взлетов и падений. Вторая половина шестнадцатого века, несомненно, была пиком протестантизма во Франции.

 

Дворяне, торговцы и простые люди обратились в христианство, а кальвинисты содержали свои собственные армии. Однако не все было радужно для гугенотов. В 1572 году тысячи протестантов были убиты по всей Франции в День святого Варфоломея — жестокое время во время французских религиозных войн. В более старых отчетах утверждалось, что королева Екатерина Медичи была одним из главных зачинщиков насилия, но некоторые современные ученые ставят это утверждение под сомнение. Протестанты получат больше религиозных свобод после окончания войн в 159 г. 8, но это продлится недолго. В течение семнадцатого века Корона урезала протестантские свободы. Это достигло точки кипения после 1680 года, во время правления короля Людовика XIV.

 

5. Гугенотская диаспора увидела первое современное использование слова «беженец» в английском языке
Les Nouveaux Missionnaires , Годфруа Энгельманн, 1686, через Europeana.eu

 

К концу октября 1685 года Людовик XIV чувствовал себя триумфально. По его мнению, преследование французских кальвинистов окупилось. Людовик издал Эдикт Фонтенбло, официально объявивший протестантизм незаконным в его владениях и запретивший мирянам эмигрировать. Запрет на эмиграцию не был особенно эффективен. К началу восемнадцатого века более 150 000 протестантов бежали из своей родной страны. Соседние державы с протестантским большинством, такие как Англия и Нидерланды, приветствовали их, презирая тесные связи Франции с католической церковью. Именно с этого момента в истории слово беженец (от французского réfugié ) вошел в обиход в английском языке.

 

6. Около 2000 гугенотов бежали из Франции в американские колонии
Карта Чарльстона, Южная Каролина, 18 век, через публичную библиотеку округа Чарльстон

 

Бегство в Северную Америку не было первым выбором большинства французских беженцев. В конце концов, это был целый океан от их родины. Тем не менее, некоторые гугеноты все-таки совершили путешествие через Атлантику. Историк Джон Батлер (1983) подсчитал, что примерно две тысячи французских протестантов совершили трансатлантический переход между 1680 годом и началом восемнадцатого века. Эти вновь прибывшие собрались в определенных регионах Британской Северной Америки. Наиболее известные районы расселения гугенотов включали Нью-Йорк, Новую Англию, Южную Каролину и Вирджинию.

 

Оказавшись в Северной Америке, гугеноты впервые попытались основать собственные поселения. Некоторые из этих городов существуют до сих пор, например, Нью-Рошель, штат Нью-Йорк. Другим не так повезло. Изолированные деревни, такие как Нью-Оксфорд, штат Массачусетс, и Наррагансетт, штат Род-Айленд, довольно быстро распались из-за вооруженного конфликта или внутренней финансовой борьбы. Французская церковь в Бостоне просуществовала немного дольше, но в конце концов в середине восемнадцатого века распалась из-за нехватки средств и сокращения количества членов9.0005

 

7. Многие известные французские беженцы были ремесленниками и торговцами
Габриэль Бернон , 18 век, через Мемориальное общество гугенотов Оксфорда, Оксфорд, Массачусетс

 

Среди гугенотов, бежавших из Франции, было много купцов и ремесленников. Ученый Оуэн Стэнвуд акцентировал внимание на экономической деятельности беженцев, отслеживая их перемещения по миру. В регионах от Северной Америки и Британских островов до Южной Африки они присоединились к имперским проектам, присоединившись к британцам и голландцам против католической Франции (Stanwood, 2020).

 

Одним из известных торговцев был Пьер Бодуэн — патриарх-основатель знаменитой семьи Боудоэн в Новой Англии. Первоначально Бодуэн поселился в Ирландии, но позже поселился в штате Мэн после обращения к губернатору колонии Эдмунду Андросу в 1687 году. Другим торговцем был Габриэль Бернон, который пытался основать французское поселение в Оксфорде, штат Массачусетс. Хотя эта попытка в конечном итоге потерпела крах, Бернон переехал в Бостон и, наконец, в Род-Айленд, где он обратился в англиканскую церковь.

 

8. В британо-американских колониях гугеноты вступали в брак с английскими протестантами
Дом Авраама Хасбрука, Нью-Палц, Нью-Йорк, 2013 г., через Университет штата Нью-Йорк

 

Как сказано выше, французов в британо-американских колониях никогда не было много. Возможно, неудивительно, что через некоторое время они начали вступать в смешанные браки со своими соседями английского происхождения. Джон Батлер (1983) проследил записи о колониальных браках начала восемнадцатого века и обнаружил, что французские поселенцы сначала женились среди своих общин, но постепенно начали жениться на английских протестантах по мере того, как восемнадцатый век продолжался. Из-за относительно небольшого числа католиков в колониях и сильной стигматизации межконфессиональных браков протестантско-католические союзы были редкостью.

 

9. Французские министры установили связи с ведущими пуританами Новой Англии
Коттонус Материс (Коттон Мазер) , Питер Пелхэм, 1728 г., через Музей Метрополитен

 

И гугеноты, и пуритане стояли в центре все более взаимосвязанного мира. Пуританские министры обратили внимание на бедственное положение своих французских коллег почти сразу, как только оно началось. Коттон Мэзер, прославившийся в Бостоне, особенно интересовался затруднительным положением гугенотов. В 1689 г., он подружился с французским министром по делам беженцев Эзекиэлем Карре и даже написал предисловие к проповеди Карре о притче о добром самаритянине.

 

Для Мазера кризис во Франции был частью более крупной апокалиптической битвы, в которой злая католическая церковь противостояла истинному протестантскому христианству. Пуритане и гугеноты были религиозным авангардом против дальнейшего распространения католицизма по всему миру.

 

10. Одна французская община все еще существует в Чарльстоне, Южная Каролина
Французская гугенотская церковь Чарльстона , через Историческое общество Южной Каролины

 

К концу девятнадцатого века почти все французские собрания в Соединенных Штатах исчезли. Однако одна независимая церковь все еще существует в Чарльстоне, Южная Каролина. Нынешнее здание церкви в готическом стиле восходит к 1845 году, после разрушения первоначальной постройки в 1796 году. С момента своего основания гугенотская церковь Чарльстона изменилась. Служители теперь проводят службы исключительно на английском языке, за исключением одного дня каждую весну. Воскресные службы заканчиваются трапезой для посетителей, в которую входит вино. Церковь даже стала популярной остановкой для посетителей из-за пределов Чарльстона. Членам конгрегации не обязательно иметь гугенотское происхождение, чтобы присоединиться к

 

11. Пол Ревир — один из самых известных гугенотов
Пол Ревир , с картины Джона Синглтона Копли, ок. 1768 г., через Музей Нормана Роквелла

 

Каждый американский школьник слышал имя Пола Ревера — «полуночная поездка» и все такое. Но не так много людей знают, что Пол Ревир имел гугенотское происхождение. Его отец, Аполлос Ривуар, бежал из Франции в 1715 году в возрасте тринадцати лет. Серебряный мастер по профессии, Ривуар англизировал свою фамилию во время пребывания в колониях и имел двенадцать детей от своей жены Деборы Хитчборн. Молодой Пол, прославившийся «полуночной поездкой», был вторым по старшинству сыном и следовал карьере своего отца в качестве ювелира до начала американской революции. Хотя Пол Ревир был убежденным протестантом, неясно, что он думал о своем французском происхождении. Другие известные деятели революционного периода французского происхождения включают Джона Джея и Александра Гамильтона 9.0005

 

12. Некоторые гугеноты во Франции после 1702 г. подняли восстание против короля Людовика XIV
Король Людовик XIV , Гиацинт Риго, 1701, Лувр, через New York Times

 

Исход 1680-х годов не был концом протестантского присутствия во Франции. В одном районе на юге королевства, называемом Севенны, оставшиеся гугеноты вели партизанскую войну против королевской армии. В отличие от шестнадцатого века, когда многие гугеноты принадлежали к высшим классам французского общества, повстанцы (называемые камисарами) в основном происходили из сельской бедноты. Основная фаза восстания продолжалась с 1702 г. по декабрь 1704 г., хотя вялотекущие боевые действия продолжались в некоторых районах примерно до 1710 г.

 

13. Протестанты не вернули T Право наследника на отправление культа до Французской революции
Портрет короля Людовика XVI , Антуан-Франсуа Калле, 18 век, музей Прадо

 

Хотя Людовик XIV умер в 1715 году, французская монархия не прекращала преследований своего протестантского населения. Хотя с течением времени монархия уделяла все меньше и меньше внимания проблеме гугенотов, кальвинисты не могли публично исповедовать свою религию до самого начала Французской революции. Версальский эдикт 1787 г. предлагал несовершенное решение этого вопроса. Закон сохранил католицизм как государственную религию и поддержал запрет на право протестантов занимать какие-либо должности. Тем не менее, это стало кульминацией многолетних дебатов во Франции о статусе некатолических меньшинств. С этого момента кальвинисты снова могли поклоняться.

 

14. Общества памяти гугенотов существуют в диаспоре
Полдоллара к трехсотлетию гугенотов и валлонцев, 1924 г., через Монетный двор США

 

В конце девятнадцатого века гугенотское самосознание действительно пробудилось в англоязычном мире. Ученые написали подробные истории французского протестантского опыта, и общества гугенотов были сформированы как в Великобритании, так и в Соединенных Штатах. Одно из крупнейших, основанное в Нью-Йорке Гугенотское общество Америки, было основано внуком Джона Джея в 1883 году в преддверии двухсотлетия эдикта Фонтенбло. Общество гугенотов Великобритании и Ирландии было основано двумя годами позже, в 1885 году, в память о более чем 50 000 французских беженцев, бежавших в Англию в семнадцатом веке. В 1924 мая Монетный двор США даже выпустил монету в полдоллара в память об основании Новой Голландии (сейчас это современные Нью-Йорк и Нью-Джерси). Эти памятные общества занимаются генеалогическими исследованиями, предлагают стипендии студентам колледжей французского протестантского происхождения и содержат библиотеки.

 

15. Сегодня гугеноты остаются предметом широкого изучения
Всемирное убежище: гугеноты в эпоху империи , (обложка) Оуэна Стэнвуда, 2020, Oxford University Press, через Oxford University Press

 

Большинство людей, вероятно, никогда не слышали о гугенотах, особенно за пределами университетского класса. Тем не менее протестантское меньшинство во Франции играет большую роль в науке с 1980-х годов. Книга Джона Батлера « Гугеноты в Америке » положила начало современной фазе изучения гугенотов в 1983 году.

 

С тех пор историки использовали различные точки зрения в своем анализе первого в мире настоящего кризиса с беженцами. Некоторые написали книги для более широкой аудитории, в то время как другие исследовали религиозные и экономические связи гугенотов не только в Соединенных Штатах, но и в так называемом атлантическом мире. К сожалению, мало что написано о протестантах, оставшихся во Франции после того, как Людовик XIV отменил Нантский эдикт. Возможно, однажды историки взглянут на этих недооцененных людей и условия, в которых они жили.

Людовик XIV и гугеноты

Цель обучения

  • Проанализировать преследование Людовиком XIV гугенотов и его последствия для Франции

Ключевые моменты

  • Нантский эдикт был издан в 1598 году Генрихом IV Французским. Он предоставил кальвинистским протестантам Франции существенные права в преимущественно католической нации. Эдикт приобрел новое значение, когда Людовик XIV нарушил посленантскую традицию относительной религиозной терпимости во Франции и, стремясь полностью централизовать королевскую власть, начал преследовать протестантов.
  • Людовик изначально поддерживал традиционное галликанство, которое ограничивало папскую власть во Франции. Однако его конфликт с папой не помешал ему сделать католицизм единственной законно терпимой религией во Франции.
  • Людовик видел в стойкости протестантизма позорное напоминание о королевском бессилии. Отвечая на петиции, он первоначально отстранил протестантов от должности, ограничил собрания синодов, закрыл церкви за пределами оговоренных Указом территорий, запретил протестантских проповедников на открытом воздухе и запретил протестантскую миграцию внутри страны.
  • В 1681 году Людовик резко усилил гонения на протестантов. Он запретил эмиграцию и фактически настаивал на том, чтобы все протестанты были обращены. Он также начал расквартировывать драгун в протестантских домах.
  • В 1685 году Людовик издал Эдикт Фонтенбло, в котором указывалось на избыточность привилегий для протестантов, учитывая их дефицит после обширных обращений. Эдикт Фонтенбло отменил Нантский эдикт.
  • Аннулирование привело к ранней утечке мозгов из Франции, поскольку она потеряла большое количество квалифицированных мастеров. Протестанты по всей Европе были в ужасе от обращения со своими единоверцами, и общественный имидж Людовика в большей части Европы, особенно в протестантских регионах, сильно пострадал.

Термины

Декларация духовенства Франции

Документ из четырех статей Ассамблеи французского духовенства 1681 года, обнародованный в 1682 году, в котором впервые систематизированы принципы галликанства в официальной и окончательной формуле.

Эдикт Фонтенбло

Эдикт 1685 года, также известный как Отмена Нантского эдикта, изданного французским Людовиком XIV. Нантский эдикт (1598 г.) предоставил гугенотам право исповедовать свою религию без преследований со стороны государства.

cuius regio, eius religio

Латинская фраза, буквально означающая «Чье царство, его религия», что означает, что религия правителя должна была диктовать религию тех, кем он правил. По Аугсбургскому миру 1555 года, положившему конец периоду вооруженного конфликта между римско-католическими и протестантскими войсками в пределах Священной Римской империи, правители немецкоязычных государств и император Карл V согласились принять этот принцип.

Галликанство

Вера в то, что народная гражданская власть над католической церковью, часто представленная властью монархов или властью государства, сравнима с властью папы.

Нантский эдикт

Указ, подписанный королем Франции Генрихом IV в 1598 году, предоставлявший протестантам-кальвинистам Франции (также известным как гугенотам) существенные права в нации, которая в то время все еще считалась преимущественно католической. В эдикте Генрих стремился в первую очередь способствовать гражданскому единству. Документ отделял гражданское от религиозного единства, впервые рассматривал некоторых протестантов как нечто большее, чем просто раскольников и еретиков, и открывал путь секуляризму и терпимости.

Нантский эдикт был издан в 1598 году Генрихом IV Французским. Он предоставил протестантам-кальвинистам Франции, известным как гугеноты, существенные права в преимущественно католической нации. Посредством эдикта Генрих стремился содействовать гражданскому единству. Эдикт относился к некоторым, хотя и не ко всем, протестантам с терпимостью и открывал путь секуляризму. Он предлагал общую свободу совести   и множество конкретных уступок протестантам, таких как амнистия и восстановление их гражданских прав, включая право работать в любой области или на государство и подавать жалобы непосредственно королю. Это положило конец религиозным войнам , которые поразили Францию ​​​​во второй половине 16 века. Эдикт приобрел новое значение, когда Людовик XIV, известный как Король-Солнце, нарушил посленантскую традицию относительной религиозной терпимости во Франции и, стремясь полностью централизовать королевскую власть, начал преследовать протестантов.

Людовик XIV работы Гиацинта Риго (1701 г.). Людовик XIV (1638–1715), известный как Людовик Великий или Король-Солнце, был монархом из дома Бурбонов , который правил как король Франции с 1643 года до своей смерти в 1715 году. Его правление длилось семьдесят два года и 110 дней. является самым длинным из всех монархов крупной страны в европейской истории. В этот век абсолютизма в Европе Франция Людовика XIV была лидером в растущей централизации власти.

Людовик изначально поддерживал традиционное галликанство, которое ограничивало власть папы во Франции, и созвал собрание французского духовенства в ноябре 1681 года. Перед своим роспуском восемь месяцев спустя собрание приняло Декларацию духовенства Франции, которая усилила королевскую власть в за счет папской власти. Без королевского одобрения епископы не могли покинуть Францию ​​и не могли обращаться к папе. Кроме того, государственные служащие не могли быть отлучены от церкви за действия, совершенные при исполнении своих обязанностей. Хотя король не мог издавать церковные законы, все папские постановления без королевского согласия были недействительны во Франции. Неудивительно, что папа отверг это заявление.

Людовик видел в стойкости протестантизма позорное напоминание о королевском бессилии. В конце концов, Нантский эдикт был прагматичной уступкой его деда Генриха IV, направленной на прекращение давних французских религиозных войн. Дополнительным фактором в мышлении Людовика был господствовавший в то время в Европе принцип обеспечения социально-политической стабильности, cuius regio, eius religio («чье царство, его религия»), представление о том, что религия правителя должна быть религией народа. царство (принцип, первоначально подтвержденный в Центральной Европе в Аугсбургском мире 1555 г.).

Отвечая на петиции, Людовик сначала исключил протестантов из офиса, ограничил собрания синодов, закрыл церкви за пределами оговоренных Эдиктом территорий, запретил протестантских проповедников на открытом воздухе и запретил протестантскую миграцию внутри страны. Он также запрещал протестантско-католические смешанные браки, против которых возражали третьи лица, поощрял миссии к протестантам и вознаграждал обращенных в католицизм. Затем последовало насильственное, но неуклонное обращение протестантов, особенно среди знатной элиты.

В 1681 году Людовик резко усилил гонения на протестантов. Принцип cuius regio, eius religio обычно означал, что подданные, отказавшиеся от обращения, могли эмигрировать, но Людовик запретил эмиграцию и фактически настаивал на том, чтобы все протестанты были обращены. Во-вторых, по предложению Рене де Марильяка и маркиза Лувуа он начал расквартировывать драгунов (конную пехоту) в протестантских домах. Хотя это было в пределах его законных прав, политика (известная как dragonnades) нанесли серьезный финансовый ущерб протестантам и жестоко обращались с ними. От 300 000 до 400 000 гугенотов обратились в христианство, так как это влекло за собой финансовое вознаграждение и освобождение от драконий .

В 1685 году Людовик издал Эдикт Фонтенбло, в котором указывалось на избыточность привилегий для протестантов, учитывая их дефицит после обширных обращений. Эдикт Фонтенбло отменил Нантский эдикт и отменил все вытекающие из него привилегии. Этим указом Людовик больше не допускал существования протестантских групп, пасторов или церквей во Франции. Больше протестантских церквей не строилось, а уже существующие подлежали сносу. Пасторы могли выбрать либо ссылку, либо светскую жизнь. Те протестанты, которые сопротивлялись обращению, должны были быть крещены насильно в официальной церкви.

Историки сравнивают Эдикт Фонтенбло с декретом Альгамбры 1492 г., предписывающим изгнание евреев из Испании, и с изгнанием морисков в 1609–1614 гг. Все трое похожи как по вспышкам религиозной нетерпимости, заканчивающимся периодами относительной терпимости, так и по своим социальным и экономическим последствиям. На практике аннулирование привело к ранней утечке мозгов из Франции, поскольку она потеряла большое количество квалифицированных мастеров. Некоторые правители, такие как Фридрих Вильгельм, герцог Пруссии и курфюрст Бранденбургский, призывали протестантов искать убежища в своих странах. Историки ссылаются на эмиграцию около 200 000 гугенотов (примерно четверть протестантского населения, или 1% населения Франции), которые бросили вызов королевским указам. Однако другие считают это преувеличением. Они утверждают, что большинство выдающихся протестантских бизнесменов и промышленников Франции обратились в католицизм и остались. Протестанты по всей Европе были в ужасе от обращения со своими единоверцами, и общественный имидж Людовика в большей части Европы, особенно в протестантских регионах, сильно пострадал. Однако большинство католиков во Франции приветствовали этот шаг.

Отмена Нантского эдикта создала положение дел во Франции, подобное почти любой другой европейской стране того периода (за кратким исключением Великобритании и, возможно, Речи Посполитой), где только большинство государств религия была юридически терпима.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *