Господствующей формой землевладения в 16 веке была: Основные формы земельной собственности в 15-16 веке

Содержание

Основные формы земельной собственности в 15-16 веке

Виды землевладения

Землевладение – это пользование землей на конкретных условиях. Теоретически всеми участками владел князь. Он имел неограниченное право распоряжаться собственностью по своему усмотрению (раздавать, подарить или отбирать в случае кончины вассала).

Форма землевладения зависела от должности лица, разделялась по величине участка на: мелкую, среднюю, и крупную. К последней относятся: князья, бояре, духовные феодалы. Для каждой категории был установлен конкретный правовой порядок.

Существовало четыре формы земельного владения:

  1. Дворцовая.
  2. Владельческая (вотчина, поместье).
  3. Церковно-монастырская.
  4. Черносошная.

Вотчина

Собственность принадлежала феодалу, и передавалась по наследству (от отца к сыну). Он имел право самостоятельно распоряжаться участком. Владелец мог продать, заложить, и подарить свою часть земли. Обратите внимание, что вотчина включала в себя весь комплекс, находящийся на участке.

Вкупе с инвентарем феодал имел право на зависимых крестьян.

В период VIII — X вотчина представляла собой господствующую форму землевладения. Она создавала органы властного управления, и различалась по:

  • величине;
  • экономической структуре;
  • социальной принадлежности.

Стоит отметить, что феодалы имели право возводить постройки в пределах земельного владения. В этом случае они становились их собственностью, и относились ко всему земельному комплексу. В большинстве случаях феодальный участок не облагался налогами.

Отличительная черта феодального землевладения – территориальная раздробленность. Владения бояр могли располагаться в нескольких, удаленных друг от друга, княжеств.

Поместье

Условная форма землевладения, участок которой выдавался вассалам на момент несения военной или государственной службы. Помещик не мог самостоятельно распоряжаться землей, однако, он имел право на зависимых крестьян. Изначально поместье не передавалось по наследству.

Поместный участок запрещалось продать, но его можно было обменять.

В 1714 году Петром I был издан указ, в котором отменялись различия между вотчиной и поместьем. Окончательная ликвидация условного владения произошла после выхода «Манифеста о вольности дворян», благодаря которому государственная служба перестала быть обязательной. Стало возможным передавать наследственный участок по мужской линии от отца к сыну (в случае его отсутствия, только часть земли передавалась женам и дочерями).

Монастырское землевладение

Данный вид собственности увеличивался за счет пожертвования и колонизации. Монастыри имели льготы от княжеской власти, и могли не платить налоги и дань татарам. Церковь выступала в качестве субъекта земельной собственности.

Монастырская вотчина занимала существенную часть земель Московской Руси. Государству было невыгодно обеспечивать землей церкви, в связи с чем, неоднократно применялись попытки устранить данный вид землевладения.

Черносошная

Форма землевладения представляла собой основу экономического государства, так как именно крестьянин был основным налогоплательщиком.

Черносошный крестьянин не был зависимый. Земли находились в распоряжении общин. Допускалась продажа и обмен участка.

Формирование землевладения важный процесс для Московского государства, определяющий экономическое развитие и социальную составляющую.

Положение народа, развитие торговли и освоение новых территорий в XVI веке

  1. 1 Территория и население
  2. 2 Города и торговля

Территория и население

К концу XVI в. территория России увеличилась почти вдвое по сравнению с серединой века. В нее вошли земли Казанского, Астраханского и Сибирского ханств, Башкирии. Шло освоение плодородных земель на южной окраине страны — Диком поле. Были предприняты попытки выхода к Балтийскому побережью.

Население России в конце XVI в. насчитывало 9 млн. человек. Основная его часть была сосредоточена на северо-западе (Новгород) и в центре страны (Москва). Однако его плотность даже в наиболее населенных землях России, по подсчетам историков, составляла лишь 1—5 человек на 1 кв. км. В Европе в то же время плотность населения достигала 10—30 жителей на 1 кв. км.

Территория страны к концу правления Ивана IV увеличилась более чем в 10 раз по сравнению с тем, что унаследовал его дед Иван III в середине XV столетия. В ее состав вошли богатые и плодородные земли, но их еще нужно было осваивать. С вхождением земель Поволжья, Приуралья, Западной Сибири еще более усиливался многонациональный состав населения страны.

Сельское хозяйство. Экономика страны носила традиционный феодальный характер, основанный на господстве натурального хозяйства.

Боярская вотчина оставалась господствующей формой землевладения. Наиболее крупными были вотчины великого князя, митрополита и монастырей. Бывшие местные князья стали вассалами Государя всея Руси. Их владения превращались в обычные вотчины («обояривание князей»).

Расширялось, особенно со второй половины XVI в., поместное землевладение. Государство в условиях недостатка денежных средств для создания наемной армии, желая поставить под контроль центральной власти бояр-вотчинников и удельных князей, пошло по пути создания государственной поместной системы. Например, в центре страны, в районе Тулы, 80% владений в конце XVI в. были поместьями.

Раздача земель привела к тому, что во второй половине XVI в. значительно сократилось черносошное крестьянство в центре страны и на северо-западе (крестьяне, жившие в общинах, платившие подати и несшие повинности в пользу государства). Значительное количество черносошных крестьян осталось лишь на окраинах (север с фаны, Карелия, Поволжье и Сибирь).

В особом положении находилось население, жившее на осваиваемых землях Дикого поля (на реках Днепре, на Дону, на Средней и Нижней Волге, Яике). Во второй половине XVI в. на южных окраинах России значительную роль стало играть казачество (от тюркского слова «удалец», «вольный человек»). Крестьяне бежали на свободные земли Дикого поля. Там они объединялись в своеобразные военизированные общины; все важнейшие дела решались на казацком кругу. В среду казачества рано проникло имущественное расслоение, что вызвало борьбу между беднейшими казаками — голытьбой и старейшинами — казацкой верхушкой. С XVI в. правительство использовало казаков для несения пограничной службы, снабжало их порохом, провиантом, выплачивало им жалованье. Такое казачество в отличие от «вольного» получило название «служилого».

Города и торговля

К концу XVI в. в России насчитывалось примерно 220 городов. Крупнейшим городом была Москва, население которой составляло около 100 тыс. человек (в Париже и Неаполе в конце XVI в. проживало 200 тыс. человек, а Лондоне, Венеции, Амстердаме, Риме — 100 тыс.). Остальные города России, как правило, имели по 3—8 тыс. человек. В Европе же средний по размеру город XVI в. насчитывал 20—30 тыс. жителей.

В XVI в. продолжалось развитие ремесленного производства в русских городах. Специализация производства, тесно связанного с наличием местного сырья, тогда носила еще исключительно естественно-географичсский характер. Тульско-Серпуховской, Устюжно-Железопольский, Новгород-Тихвинский районы специализировались на производстве металла, Новгородско-Псковская земля и Смоленский край были крупнейшими центрами производства полотна и холста. Кожевенное производство получило развитие в Ярославле и Казани. Вологодский край производил огромное количество соли и т. п. По всей стране велось крупное по тем временам каменное строительство. В Москве появились первые большие казенные предприятия — Оружейная палата, Пушечный двор, Суконный двор.

Значительную часть территории городов занимали дворы, сады, огороды, луга бояр, церквей и монастырей. В их руках были сосредоточены денежные богатства, которые отдавались под проценты, шли на покупку и накопление сокровищ, а не вкладывались в производство.

В результате экспедиции англичан X. Уиллоби и Р. Ченслера, искавших путь в Индию через Ледовитый океан и оказавшихся в устье Северной Двины, в середине XVI в. были установлены морские связи с Англией. С англичанами заключали льготные соглашения, была основана Английская торговая компания. В 1584 г. возник город Архангельск. Однако климатические условия этого района ограничивали судоходство по Белому морю и Северной Двине тремя-четырьмя месяцами в году. Великий Волжский торговый путь после присоединения поволжских ханств (остатков Золотой Орды) связал Россию со странами Востока, откуда везли шелк, ткани, фарфор, краски, пряности и т. д. Из Западной Европы через Архангельск, Новгород, Смоленск Россия ввозила оружие, сукно, драгоценности, вина в обмен на меха, лен, пеньку, мед, воск.

Анализ социально-экономического развития России в XVI в. показывает, что в стране в это время происходил процесс укрепления традиционной феодальной экономики. Рост мелкотоварного производства в городах и торговли не привели к созданию очагов буржуазного развития.

История Европы | Резюме, войны, карта, идеи и колониализм

история Европы , история европейских народов и культур с доисторических времен до наших дней. Европа — более неоднозначный термин, чем большинство географических выражений. Его этимология сомнительна, как и физические размеры области, которую он обозначает. Его западные границы кажутся четко очерченными береговой линией, однако положение Британских островов остается двусмысленным.

Для посторонних они кажутся явно частью Европы. Однако для многих британцев и некоторых ирландцев «Европа» в основном означает континентальную Европу. На юге Европа заканчивается на северных берегах Средиземного моря. Тем не менее, для Римской империи это было mare nostrum («наше море»), внутреннее море, а не граница. Даже сейчас некоторые задаются вопросом, является ли Мальта или Кипр европейским островом. Наибольшая неопределенность лежит на востоке, где естественные границы, как известно, неуловимы. Если Уральские горы отмечают восточную границу Европы, то где она лежит к югу от них? Можно ли, например, Астрахань считаться европейской? Вопросы имеют не только географическое значение.

Эти вопросы приобрели новое значение, поскольку Европа стала больше, чем географическое выражение. После Второй мировой войны много было слышно о «европейской идее». По существу, это означало идею европейского единства, сначала приуроченную к Западной Европе, но к началу XIX в.90-е, кажется, способны наконец охватить Центральную и Восточную Европу.

Единство Европы — древний идеал. В некотором смысле она была имплицитно предвосхищена Римской империей. В Средние века она была несовершенно воплощена сначала империей Карла Великого, а затем Священной Римской империей и Римско-католической церковью. Позже ряд политических теоретиков предложили планы европейского союза, и Наполеон Бонапарт, и Адольф Гитлер пытались объединить Европу путем завоевания.

Однако только после Второй мировой войны европейские государственные деятели начали искать способы мирного объединения Европы на основе равенства, а не господства одной или нескольких великих держав. У них было четыре мотива: предотвратить дальнейшие войны в Европе, в частности, путем примирения Франции и Германии и помощи в сдерживании агрессии со стороны других; отказаться от протекционизма и политики «нищего соседа», которая практиковалась в период между войнами; соответствовать политическому и экономическому влиянию новых мировых сверхдержав, но на гражданской основе; и начать цивилизовать международные отношения, вводя общие правила и институты, которые будут определять и продвигать общие интересы Европы, а не национальные интересы входящих в нее государств.

Викторина «Британника»

Европейская история: правда или вымысел?

В основе этой политики лежит убеждение, что у европейцев больше общего, чем разъединяющего, особенно в современном мире. По сравнению с другими континентами Западная Европа мала и чрезвычайно разнообразна, разделена реками и горами, изрезана заливами и ручьями. Он также густонаселен — мозаика разных народов с множеством языков. Очень широко и неадекватно ее народы можно разделить на нордический, альпийский или кельтский и средиземноморский типы, а большую часть их языков отнести либо к романским, либо к германским. В этом смысле европейцев больше всего объединяет их разнообразие; и, может быть, именно это сделало их такими энергичными и воинственными. Хотя плодородные почвы и умеренный климат им исключительно благоприятны, они уже давно доказали свою воинственность. За последовательными волнами вторжений, в основном с востока, последовали столетия соперничества и конфликтов как внутри Европы, так и за ее пределами.

Многие европейские поля были полями сражений, и многие европейские города, как говорят, были построены на костях.

Тем не менее, европейцы также были в авангарде интеллектуальной, социальной и экономической деятельности. Как мореплаватели, исследователи и колонисты, они долгое время господствовали над большей частью остального мира и оставили в нем отпечаток своих ценностей, своих технологий, своей политики и даже своей одежды. Они также экспортировали как национализм, так и оружие.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.

Подписаться

Тогда, в 20-м веке, Европа была близка к самоуничтожению. Первая мировая война унесла более 8 миллионов жизней европейцев, Вторая мировая война унесла более 18 миллионов жизней в боях, бомбардировках и систематическом нацистском геноциде, не говоря уже о 30 миллионах погибших в других местах.

Помимо погибших, войны оставили неизгладимые раны, как психологические, так и физические.

Но если Первая мировая война обострила национализм и идеологический экстремизм в Европе, то Вторая мировая война имела почти противоположный эффект. Обожженный ребенок боится огня; и Европа была сильно сожжена. Через пять лет после окончания войны министр иностранных дел Франции Робер Шуман, подстрекаемый Жаном Монне, предложил Германии первый практический шаг к европейскому единству, и канцлер ФРГ Конрад Аденауэр согласился. Среди других участников этого первого шага были государственные деятели Альсид де Гаспери и Поль-Анри Спаак. Все, кроме Монне, были выходцами из языковых и политических границ Европы: Шуман из Лотарингии, Аденауэр из Рейнской области, де Гаспери из северной Италии, Спаак из двуязычной Бельгии. Таким образом, разнообразие Европы способствовало ее стремлению к объединению.

Статья посвящена истории европейского общества и культуры. Для обсуждения физической и человеческой географии континента

см. Европа. Для истории отдельных стран см. конкретных статей по названию. Статьи, посвященные конкретным темам европейской истории, включают Византийскую империю; Степь; Первая Мировая Война; и Вторая мировая война. Чтобы узнать о жизни выдающихся европейских деятелей, см. конкретных биографий по именам, например, Карла Великого, Эразма и Бисмарка. Связанные темы обсуждаются в таких статьях, как статьи о религии (например, кельтская религия, греческая религия, германская религия, христианство и иудаизм), литературе (например, английская литература, скандинавская литература и русская литература) и изобразительном искусстве (например, английская литература). , живопись, история и музыка, история).

Ричард Дж. Мейн

1.4: Общество раннего Нового времени — Пол Сарджент делает историю

Европейское общество и опыт повседневной жизни все больше формировались под влиянием коммерческого и сельскохозяйственного капитализма, несмотря на продолжающееся существование средневековых социальных и экономических структур.

В 16-17 веках в Европе произошли глубокие экономические и социальные изменения. Приток драгоценных металлов из Америки и постепенное восстановление населения Европы после Черной смерти вызвали к 16 веку значительный рост стоимости товаров и услуг, известный как революция цен. Новая модель экономического предпринимательства и инвестиций, возникшая в результате этих изменений, стала называться капитализмом. Семейные банкирские дома были вытеснены широко интегрированными рынками капитала в Генуе, затем в Амстердаме, а затем в Лондоне. Эти и другие городские центры становились все более активными потребительскими рынками для различных предметов роскоши и предметов потребления. Правители вскоре осознали, что капиталистическое предпринимательство предлагает им источник дохода для поддержки государственных функций, и конкуренция между государствами распространилась на экономическую арену. Стремление к экономической прибыли и увеличение масштабов торговли стимулировали создание акционерных обществ для ведения заморской торговли и колонизации.

Эти демографические и экономические изменения изменили повседневную жизнь многих европейцев. По мере роста населения в 16 веке цены на зерно росли, а рацион ухудшался, и все это из-за того, что монархи увеличивали налоги для поддержки своих более крупных государственных вооруженных сил. Все, кроме богатых, были уязвимы к нехватке продовольствия, и даже у богатых не было иммунитета к повторяющимся смертельным эпидемиям. Хотя иерархия и привилегии продолжали определять социальную структуру, дворянство и дворянство расширились за счет притока новой крови из коммерческого и профессионального классов. К середине 17 века войны, экономический спад и замедление роста населения способствовали распаду старых общинных ценностей. Все большее число бедняков становилось нищими или бродягами, нарушая традиционные системы благотворительности и социального контроля. В Восточной Европе коммерческое развитие отставало, а традиционные социальные модели сохранялись; дворянство фактически усилило свою власть над крестьянством.

Традиционные городские власти, в которых преобладали ремесленные гильдии и традиционные религиозные учреждения, изо всех сил пытались справиться с растущей бедностью. Реформация и Контрреформация стимулировали стремление регулировать общественную мораль, досуг и распределение помощи бедным. И в городе, и в деревне семья оставалась доминирующей ячейкой производства, а брак оставался инструментом семейной социальной и экономической стратегии. Вместе с родителями часто трудились дети крестьян и ремесленников. В низших слоях общества мужчины и женщины не занимали отдельных сфер, хотя и выполняли разные задачи. Экономика часто диктовала более поздние браки (европейский образец брака). Однако из этой закономерности были исключения: в городах Италии эпохи Возрождения мужчины в возрасте 30 лет часто женились на женщинах-подростках, а в Восточной Европе ранние браки как для мужчин, так и для женщин продолжали оставаться нормой. Несмотря на рост рыночной экономики, в которой люди все больше и больше добивались своего, досуг, как правило, был коллективным, а не индивидуалистическим и потребительским, как сегодня. Местные сообщества навязывали свои обычаи и нормы с помощью массовых акций и, в некоторых случаях, ритуалов публичного порицания.

1.4.1: Экономические изменения породили новые социальные модели, в то время как традиции иерархии и статуса сохранились.

1.4.1.A: Инновации в банковском деле и финансах способствовали росту городских финансовых центров и денежной экономики.

  • Двойная бухгалтерия
  • Банк Амстердама
  • Голландская Ост-Индская компания
  • Британская Ост-Индская компания

1.4.1.B: Рост торговли породил новую экономическую элиту, связанную с традиционной землей — по-разному удерживать элиты в различных географических регионах Европы.

  • Gentry в Англии
  • ДОВОВАННЫЙ ЗАБОТЫ РАБОТЫ во Франции
  • Городские элиты (банкиры и торговцы)


1.4.1.c: Установленные иерархии классов, религии и пола продолжались для определения социального состояния и ощущения. как в сельских, так и в городских условиях.

  • Сохранение престижа владения землей
  • Аристократические привилегии, включая налоги, плату за услуги и правовую защиту
  • Сохранение политической изоляции женщин

1.4.2: Большинство европейцев получали средства к существованию за счет сельского хозяйства и ориентировали свою жизнь на времена года, деревни или поместья, хотя экономические изменения начали изменять сельское производство и власть.

1.4.2.A: Натуральное сельское хозяйство было правилом в большинстве районов, с чередованием полей с тремя культурами на севере и севооборотом с двумя культурами в Средиземноморье; во многих случаях фермеры платили арендную плату и трудовые повинности за свои земли.

1.4.2.B: Революция цен способствовала накоплению капитала и расширению рыночной экономики за счет коммерциализации сельского хозяйства, что принесло пользу крупным землевладельцам в Западной Европе.

  • Ограждение
  • Ограниченное использование деревенских общин
  • Право собственности

1.4.2.C: По мере того, как Западная Европа продвигалась к свободному крестьянству и коммерческому сельскому хозяйству, крепостное право было кодифицировано на востоке, где дворяне продолжали доминировать хозяйственная жизнь в больших поместьях.

1.4.2.D: Попытки помещиков увеличить свои доходы за счет ограничения или отмены традиционных прав крестьян привели к восстанию.

​1.4.3: Перемещение населения и растущая торговля вызвали расширение городов, что часто делало упор на их традиционные политические и социальные структуры.

1.4.3.A: Население восстановилось до уровня, существовавшего до Великой чумы, в 16 веке, и продолжающееся демографическое давление способствовало неравномерному росту цен; сельскохозяйственные товары росли быстрее, чем заработная плата, что привело к снижению уровня жизни некоторых.

1.4.3.B: Мигранты в города бросили вызов способности торговой элиты и ремесленных гильдий управлять и истощили ресурсы.

  • Санитарные проблемы, вызванные перенаселенностью
  • Занятость
  • Бедность
  • Преступность

1.4.3.C: Социальные потрясения в сочетании с изменением власти религиозных институтов во время Реформации оставили городским властям задачу регулирования общественной морали.

  • Новые светские законы, регулирующие частную жизнь
  • Ужесточение законов о проституции и попрошайничестве
  • Отмена или ограничение карнавала
  • Calvin’s Geneva 

1.4.4: Семья оставалась основным социальным и экономическим институтом Европы раннего Нового времени и принимала несколько форм, включая нуклеарную семью.

1.4.4.A: Сельские и городские домохозяйства работали как единицы, при этом мужчины и женщины выполняли отдельные, но дополняющие друг друга задачи.

1.4.4.B: Движения Возрождения и Реформации вызвали споры о женском образовании и роли женщин в семье, церкви и обществе.

  • Женский интеллект и образование
  • Женщины-проповедницы
  • La Querelle des Femmes

откладывание брака и деторождения. Эта европейская модель брака сдерживала рост населения и в конечном итоге улучшала экономическое положение семей.

1.4.5: Популярная культура, досуг и ритуалы, отражающие неизменную популярность народных идей, укрепляли, а иногда и бросали вызов общинным связям и нормам.

1.4.5.A: Досуг по-прежнему организовывался в соответствии с религиозным календарем и сельскохозяйственным циклом и оставался общинным по своему характеру.

  • Праздники в честь Дня святого
  • Карнавал
  • Кровавый спорт

1.4.5.B: Местные и церковные власти продолжали навязывать общинные нормы посредством ритуалов публичного унижения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *