Русские земли в конце XIV — первой половине XV века. Какие государства возникли в XV веке в бывших владениях Золотой Орды. Как складывались их отношения с Московским княжеством?
6 класс
Русские земли в конце XIV — первой половине XV века. Какие государства возникли в XV веке в бывших владениях Золотой Орды. Как складывались их отношения с Московским княжеством?
Золотая Орда распалась на ханства Крымское, Казанское, Астраханское, Сибирское, Узбекское, также Большую и Ногайскую Орды. Московское княжество боролось с Большой Ордой, которая хотела на правах наследницы Золотой заставить Москву платить дань. В этой борьбе Москве помогало Крымское ханство, которое последующие три века было одним из сильных противников Русского государства, совершало на его земли разорительные набеги. Казанское, Астраханское и Сибирское ханства в XVI веке были подчинены Москве.
6 класс История России Простая 1931
Ещё по теме
Юго-Западная Русь. Чем объяснялась жёсткая борьба между княжеской властью и боярством в Галицко-Волынской земле? В чём она проявлялась? Дайте оценку её последствий.
6 класс История России Простая 4561
Судьбы Северо-Западной и Северо-Восточной земель после монгольского нашествия. Почему историки называют Новгород и Псков республиками. Кто управлял этими землями?
6 класс История России Простая 778
Искусство во второй половине XIII-XV веке. Какие соборы, другие крупные сооружения были построены в Московском Кремле в конце XV века? О чём свидетельствовало их возведение?
6 класс История России Простая 1204
Новгородская земля. Каковы основные занятия населения Новгородской земли? Что служило главным источником благосостояния и могущества Господина Великого Новгорода?
6 класс История России Простая 4347
Первые русские князья. Как известно, подлинные портретные изображения героев ранней русской истории до потомков не дошли. Вместе с тем существует множество посвящённых первым русским князьям картин и скульптур. Проанализируйте соответствующие иллюстрации к тексту учебника и доступные вам изобразительные материалы. Какими представляют этих героев художники XIX-XXI веков? Выскажите мнение, что требуется художнику, чтобы написать портрет исторической личности.
6 класс История России Простая 900
Русь при Ярославе Мудром. Почему после смерти князя Владимира, укрепившего русское государство, начались усобицы.
6 класс История России Простая 3641
Восточная Европа в середине I тысячелетия н. э. Известно, что у кочевых племён были распространены языческие верования. При каких обстоятельствах эти племена принимали новую для них религию (ислам, христианство, иудаизм)? Какое значение это имело?
6 класс История России Простая 792
Новгородская земля. Географическое положение и природные условия.
6 класс История России Простая 444
Православная церковь в древней Руси. Почему монастыри были духовными и культурными центрами Руси?
6 класс История России Простая 1422
Развитие городов и быт жителей Руси. Жилище и хозяйство боярина, крестьянина, купца.
6 класс История России Простая 1716
Если материал понравился Вам и оказался для Вас полезным, поделитесь им со своими друзьями!
Русь в конце XIV — начале XV вв.
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Э
Ю
Я
Победитель татар Дмитрий Донской в своей внутренней политике следовал принципам, которые восстанавливали и углубляли раздробленность. Он был первым их Даниловичей, оставившим после себя многочисленное потомство. Разделив отчину между пятью сыновьями, Дмитрий подготовил почву для усобиц, грозивших навсегда подорвать могущество Москвы.
Князь Дмитрий благословил сына-наследника Василия «своею отчиной великим княжением» Владимирским. Что касается Москвы, то она становилась совместным владением четырех старших сыновей государя. Старший сын кроме того получил Коломну, Юрий — Звенигород, Андрей — Можайск, Петр — Дмитров. Младшему сыну Константину княжество было выделено позже.
Пока Владимирское княжество оставалось ядром государства и главной опорой великокняжеской власти, передача его наследнику обеспечила ему «старейшинство» среди братии и всех прочих русских князей. Однако в XV в. ситуация существенно изменилась. Владимир пришел в полный упадок, а основой могущества великого князя стала собственно Московская земля. Продолжая делить московскую отчину, государь собственными руками разрушал фундамент сильной великокняжеской власти.
Примитивный строй организации московской государственной власти лишал ее необходимой устойчивости. Владетелем государства — отчины — выступала вся княжеская семья, которую после смерти князя формально возглавляла его вдова. Она улаживала конфликты между сыновьями, делила между ними выморочные удельные княжества и пр.
Василий I (1389-1425) не выделялся способностями среди братьев. В юности он четыре года провел в ордынском плену. Когда княжич достиг совершеннолетия, доброхоты помогли бежать ему из Орды в Литву. По-видимому там он был помолвлен с дочерью правителя Литвы князя Витовта. Взойдя на трон, Василий I проводил политику покорности Орде и старался использовать ее мощь для расширения московских владений. От Тохтамыша московский государь получил ярлык на великое княжество Нижегородское. Местные князья пытались вернуть себе наследственные владения, что привело к многолетней междоусобице.
Разгром Золотой Орды среднеазиатским завоевателем Тимуром создал благоприятные возможности для освобождения Руси от иноземного ига. Но Василий I не решился продолжить дело отца. С другой стороны, подчиняя себе русские земли, Литва брала на себя функции защиты их от татар. Литва никогда не признавала власти Орды. Дань, которую платили ханам южнорусские города, не равнозначна была татарскому игу. В 1399 г. литовский великий князь Витовт, собрав многочисленные силы, попытался нанести Орде решающий удар и отбросить ее от своих границ. Сражение развернулось на берегу реки Воркслы и закончилось бегством Витовта. Победителем Витовта был воинственный ногайский правитель Едигей, усиливший войско золотоордынского хана.
В 1408 г. Едигей совершил опустошительный набег на Москву. Тверь выступила в качестве его союзника. Татарам не удалось захватить столицу, но они подвергли страшному разгрому окрестности Москвы, Ростов и Нижний Новгород.
В дни набега Едигей направил грамоту Василию I, упрекая его в неверности. Грамота давала наглядное представление о роли бояр в управлении Московским государством. Едигей хвали Федора Кошку, отстаивавшего в думе традиционную политику подчинения татарам и ругал сына Кошки казначея Ивана Кошкина, не желавшего посылать дань в Орду. Василий I, по утверждению Едигея, покорно следовал всем советам — «слову и думе» своего боярина-любимца. (Кошкины были прямыми предками бояр Романовых).
Церковная смута, происходившая при Дмитрии Донском, завершилась поражением великокняжеской власти. Василий I не помышлял о том, чтобы поставить на митрополию доверенного чиновника. Русскую церковь возглавил Киприан, византиец славянского происхождения. В отличие от своего предшественника Алексея, он не собирался подчинять церковную политику целям Москвы. Восстановив единую церковную организацию на всей территории Руси и Литвы, Киприан старался потушить религиозную рознь и ради этой цели первым предложил объединить православную и католическую церковь в пределах Литвы. Гибнущая Византийская империя давно искала пути к военному союзу с католическим Западом. Покровитель Киприана император Иоанн V принял католичество, рассчитывая на поддержку Рима. Патриарху пришлось смириться с таким неслыханным отступничеством монарха. Идея унии давно обсуждалась в европейских столицах, и Киприан надеялся впервые практически осуществить на практике унию в своей митрополии. Поскольку в Москве никаких католиков не было, унию предполагалось ввести, по-видимому, только на территории Литвы и Польши. Литовский великий князь Ягайло, ставший польским королем в 1386 г., сменил православную веру на католическую. Он с полным основанием рассчитывал на то, что уния поможет ему насадить католицизм в пределах Литвы. Ягайло выступил как инициатор унии вместе с Киприаном. Однако патриарх отклонил их предложение. В Москве идея унии вызвала настороженное отношение. Василий I на всякий случай воспретил поминать имя императора на богослужениях в Успенском соборе. Патриарх был встревожен этим и отправил в Москву обширное увещевательное послание. При Василии I Москва все больше втягивалась в орбиту литовского влияния. Киприан использовал весь авторитет церкви, чтобы не допустить войны между Литвой и Русью. Население Смоленского княжества тщетно просило Москву о помощи в войне с литовцами. Василий I отклонил призывы Смоленска. В 1401 г. Литва завоевала Смоленскую землю. Литовское нашествие грозило Пскову. Москва отказала в помощи также и псковичам.
Киприан оставил заметный след в истории русского летописания. Составленный при его дворе «свод 1408 г.» явился, по существу, первым московским летописным сводом общерусского значения. Характерной чертой свода, законченного уже после смерти Киприана, было критическое отношение к Дмитрию Донскому. Назначив своего любимца Митяя митрополитом, князь положил начало долгой церковной смуте. «Повесть о Митяе», включенная в свод, изображала деятельность претендента в сатирическом свете. Составитель свода резко осудил князя Дмитрия и владыку Алексея за вероломство в отношении тверского князя, которого пригласили в Москву и, нарушив клятву, арестовали.
Киприан предал анафеме князя Дмитрия накануне его похода против Мамая. О Мамаевом побоище грек узнал в Киеве по слухам. Знаменитая битва была в глазах митрополита-изгнанника маловажным событием. В своде 1408 г. ход битвы описан кратко и тусклым штампом («бысть… брань крепка зело и сеча зла»). Летописец не упоминает имени героя битвы Владимира Андреевича. Лишь рассказ о погибших в битве воеводах носит конкретный характер: сводчик включил в текст источник церковного происхождения — синодик побиенных на поле Куликовом.
Значительно подробнее, чем Куликовскую битву, летописец описал злополучное нападение на Москву Тохтамыша в 1382 г. На Дону Дмитрий победил Мамая, который отнюдь не был «царем» Орды. Его мужество подверглось испытанию, когда на Русь нагрянул хан. Князь Дмитрий, «слыша, что сам царь (Тохтамыш. — Р. С.) идет на него всею силою своею, не ста на бой, ни противу его поднял русы… но поеха в свой град на Кострому». Летописец не счел нужным сослаться на необходимость собрать полки. Его слова ставили под сомнение доблесть князя Дмитрия Донского. Сводчик упоминает имя князя Остея, внука литовского князя Ольгерда, взявшего на себя оборону Москвы и погибшего от рук татар. Он указывает на активные действия князя Владимира Андреевича, разбившего татарские разъезды под Волоколамском. Но о Дмитрии лишь замечает, что тот оставался в Костроме ничего не предпринимая. В момент татарского нападения Москву покинул не только Дмитрий Иванович, но и Киприан. Сведения об этом в летописи не фигурировали. Киприан укрылся в Твери, что дало Дмитрию Донскому повод ко вторичному изгнанию Киприана за рубеж.
По традиции летописцы сопровождали известие о «преставлении» государя панегириком в его честь. В московском своде 1408 г. кончине Дмитрия Ивановича уделено совсем немного строк, нет указания на его воинские заслуги, победу на поле Куликовом, отсутствует перечень его добродетелей.
Более чем сдержанно относясь к православному московскому князю, автор свода слагает хвалу «безбожному» язычнику Ольгерду, с помощью которого Киприан в свое время занял киевскую митрополичью кафедру. Ольгерд, подчеркивал летописец, всех литовских князей «превзыде властию и саном, но не пива и меду не пиаше, ни вина, ни кваса кисла, и великоумство и възддержание приобрете себе, крепку думу от себе. На войне Ольгерд побеждал, потому что «не толма силою. Елико уменьем воеваше». С преемниками Ольгерда Киприан поддерживал дружеские отношения до конца жизни. В глазах Киприана, действия Дмитрия Донского грозили расколом единой церковной организации, так как он старался превратить общерусскую церковь в московскую. Действия литовских князей до поры до времени не мешали митрополиту управлять общерусской церковью и расширять ее пределы. Это и определило необъяснимую на первый взгляд тенденциозность свода 1408 г.
Благодаря Киприану связи русской церкви с Византией расширились. Митрополит позаботился о проведении на Руси литургической реформы патриарха Филофея. Киприан исповедовал идеи нестяжания и исихазмии, плодотворно воздействовавшие на развитие русской духовности. Усиление византийского влияния в XIV в. ощущалось в разных областях культуры. Живопись Феофана Грека и его учеников явилась самым ярким тому примером.
После смерти Киприана в 1406 г. митрополичий стол занял грек Фотий, прибывший в Москву из Константинополя в 1410 г. За время церковного безначалия имущество митрополичьего дома понесло немалый ущерб и Фотию пришлось употребить массу усилий, чтобы вернуть церкви утраченные земли и богатства. Аналогичные попытки, предпринятые в пределах Литвы, не привели к успеху. Вскоре же литовский князь Витовт изгнал Фотия из Киева. Десятилетие спустя сближение Руси и Литвы позволило Фотию восстановить единство русской митрополии.
Источники:
1. Скрынников Р.Г. История Российская. IX-XVII вв. (www.lants.tellur.ru)
См. также:
Россия
Образование норманнских княжеств на территории России в IX в.
Возникновение Киева
Первые русские князья
Отношения Руси с Византией и Хазарией в X в.
Славянские племена на территории России в X в.
Внутренний строй Киевского княжества в X в.
Русь в X в. Правление Игоря и Ольги
Русь во второй половине X в. Проникновение христианства
Киевская Русь и норманны в X в.
Русь в X в. Правление Святослава Игоревича
Русь на рубеже X — XI веков. Войны Владимира Святославича
Русь в XI в. Правление Ярославичей
Начало раздробленности Руси. Новгород в XI — XII вв.
Начало раздробленности Руси. Юго-Западная Русь
Начало Новгородской республики
Монгольское нашествие
Последствия монгольского нашествия на Русь. Александр Невский
Борьба московский и тверских князей за великое княжение
Русь после смерти Василия I
Борьба Василия Темного и Дмитрия Шемяки
Присоединение Ярославля, Ростова и Новгорода к Московскому княжеству
Русь в конце XV в. Софья Палеолог. Свержение татарского ига. Присоединение Твери
Русь в конце XV в. Двор Ивана III
Русь на рубеже XV — XVI вв. Конец правления Ивана III
Придворная медицина в России в X – XVIII вв.
Россия после смерти Ивана Грозного
Политическая борьба в России в первые годы правления Федора I
Россия при Федоре I. Династический кризис
Смутное время в России. Вторжение Лжедмитрия I
Смутное время в России. Конец правления Бориса Годунова
Смутное время в России. Начало правления Федора Годунова. Мятеж под Кромами
Смутное время в России. Вступление Лжедмитрия I в Москву
Смутное время в России. Начало правления Лжедмитрия I
Смутное время в России. Правление Лжедмитрия I
Смутное время в России. Конец Лжедмитрия I
Смутное время в России. События после смерти Лжедмитрия I
Смутное время в России. Бунт Болотникова
Смутное время в России. Появление Лжедмитрия II
Смутное время в России. Осада Москвы Лжедмитрием II. Польское вторжение
Смутное время в России. Распад Тушинского лагеря. Смерть Скопина
Смутное время в России. Низложение Шуйского. Семибоярщина
Смутное время в России. Смерть Лжедмитрия II. Земское ополчение
Краткая история Средневековой Руси
Первые государственно-подобные образования на территории современной России возникли вокруг Новгорода и Киева в IX веке. В России тогда господствовали варяги. После 250 лет монгольского господства, с 13 века, Москва стала важнейшей опорой власти в России. Именно из Москвы твердой рукой правил Иван Великий.
Предыстория
Название Россия происходит от группы варягов (варягов), называемых «Русь». Они создали государство, в середине 9 в.века на севере России, вокруг важного торгового центра Новгорода. Примерно через двадцать лет их опора власти переместилась на Днепровский торговый путь к грекам, где процветала их столица Киев. После этого государство стало называться «Киевская Русь». В основном меха, рабы и воск обменивались на арабское серебро, а также на византийские предметы роскоши.
Варяжские князья составляли господствующий класс, но вскоре они ассимилировались с местными славянами и финнами.
Государство и обществоГосударство Киевская Русь представляло собой рыхлую конфедерацию княжеств, вождями которых были князья (князи). Они постоянно спорили из-за верховного титула великого князя киевского (великого князя).
Каждого князя поддерживала дружина (дружина) верных воинов (дружинников). Старшие члены этого товарищества назывались «боярами», и они образовывали совещательный совет, называемый «Думой».
Необычно то, что городами Новгородом и Псковом управляло большое купеческое собрание под названием «вече». Вече было настолько могущественным, что могло именовать и низлагать князей.
Когда монголы завоевали Русь, важнейшим центром был не Киев, а Владимир, князь которого был выше других и называл себя великим князем. Под властью монголов князья сохраняли свои владения, но были обязаны платить налоги монголам. После этого титул «великий князь» перешел к правителю Москвы.
КультураРусские находились под сильным влиянием византийской культуры и православной веры. Менталитет, обычаи и искусство были заимствованы из Византии.
882
Kievan State is founded
988
Vladimir adopts Christianity
1237
Mongol invasion begins
1380
Russian victory at Kulikovo
Kievan Rus882-1283
The первый предшественник государства, которое находилось на территории восточных славян, называлось «Русь» и было основано кланом викингов, называемым «Русь», в 9 веке. Богатая культура и процветающая торговля с Византийской империей сделали ее доминирующим правителем современной Западной России.
ВарягиЖизнь на Руси была сосредоточена вокруг ее длинных рек. Реки Днепр, Дон, Волга и Волхов были торговыми путями, соединявшими Скандинавию с Константинополем и Багдадом. Варяги установили контроль над этими территориями. Они пришли к власти славян и постепенно смешались с ними.
Киевская РусьЛегенда, записанная в Первом летописи, гласит, что в середине IX века славянские и финно-угорские племена Северной Руси устали воевать друг с другом и пригласили варягов к власти над собой. В 862 году варяг, князь Рюрик, основал в Новгороде «Династию Рюриковичей», правившую Русью 700 лет. Преемник Рюрика, Олег, основал государство Киевская Русь в 882 году, соединив Новгород с Киевом и сделав последний своей новой столицей.
Следующие правители, Игорь I, его вдова Ольга и сын Святослав I, расширили свое господство на территории нынешней Южной Руси, сражаясь с Византией, печенегами и половцами.
В 988 году Владимир I, ища способ духовного объединения своего народа, принял православную веру из Византии.
Время правления Ярослава Мудрого, в первой половине XI века, стало кульминацией киевской власти. Ярослав расширил государство, построил укрепления, ввел свод законов, способствовал развитию культуры.
УпадокПоследовавшая за этим раздробленность Киевского государства была лишь временно остановлена Владимиром II (Владимиром Мономахом) в начале XII века. После правления Юрия Долгорукого, во второй половине XII века, значение Киева уменьшилось. Его сын, Андрей Боголюбский, совершил набег на Киев. После этого Владимиро-Суздальское княжество и Новгородская республика стали важнейшими государствами на территории России.
Монгольское нашествие
1237-1480
Монголы были самой большой угрозой для христианского мира в 13 веке. Они основали самую большую континентальную империю всех времен. Большая часть Западной Руси находилась под властью монголов в течение 250 лет.
МонголыВ 13 веке с востока напал новый и сильный враг. Монголы были среднеазиатским кочевым народом, уже подчинившим себе многие могущественные государства Азии. Их правителем был Чингисхан.
Впервые русские столкнулись с ними в битве на Калке в 1223 году. Они помогли половцам бороться с монголами, но с треском проиграли.
НашествиеВ 1237 году началось нашествие при Бату-хане. Целые города были разрушены, а целые жители обезглавлены. Всего за три года монголы одного за другим сломили сопротивление князей Руси. Пощадили только Новгород и Галицию.
Монголы разграбили и разрушили Киев в 1240 году, а затем двинулись на запад. Монголы основали самую большую континентальную империю, которую когда-либо видел мир, простирающуюся от Тихого океана до Восточной Европы. Под командованием Бату-хана они собирались завоевать остальную Европу. Вместо этого они внезапно решили вернуться домой из-за смерти великого хана в 1241 году. В последующие годы монголы разделили свою обширную империю на более мелкие государства. Большинство из них назывались Ордами.
Золотая ОрдаЗолотая Орда управляла княжествами Руси, а также степью, что к югу от них. Монголы не желали селиться в княжествах. Вместо этого они ввели высокие налоги и позволили править князьям Руси.
Князья должны были получать свой аттестат власти (ярлык) из Сарая, столицы хана. Это правило держало князей в состоянии постоянного соперничества за власть.
Александра НевскогоСамым успешным князем в борьбе за власть был Александр Невский Новгородский, ставший впоследствии великим князем. Он достиг власти, сотрудничая с монголами. Особое место для многих русских историков занимает Александр Невский как мифический спаситель России от западников: шведов и германских тевтонских рыцарей. Он победил их в двух решающих битвах. Шведы были отброшены в Невской битве 1240 г., а немецкие рыцари потерпели поражение в Ледовом побоище 1242 г.
Великое княжество Московское1283-1547
В непрекращающейся борьбе за власть московские князья оказались самыми ловкими в борьбе с монгольскими завоевателями. Их Великое княжество Московское постепенно присоединило к себе все соседние княжества и стало сердцем государства, которое позже стало известно как Россия.
МоскваК 1200-м годам крупнейшими городами Руси были Киев, Новгород, Владимир, Тверь, Рязань и Ростов. Москва не имела значения до 14 века. Он был основан Юрием Долгоруким в 1147 году посреди дремучих лесов.
Восстание МосквыВ 1283 году князем Даниилом было основано Великое княжество Московское. Государство также было известно как «Великое княжество Московское» или просто «Московия». Московские князья, которые вначале еще предпочитали именоваться великими князьями владимирскими, научились угождать монгольским ханам и зарабатывали особые привилегии за счет других княжеств.
Иван I (Иван Калита) умел собирать все налоговые деньги с братьев-князей и отдавать их монголам. Они взамен признали его великим князем московским, стоящим выше всех прочих князей.
Значение Москвы еще более возросло, когда русский митрополит (глава церкви) перенес свою резиденцию из Владимира в Москву. Великое княжество Московское постепенно поглотило все соседние земли и стало центральной властью на территории нынешней Западной России.
Победа над монголамиВ 1380 году князь Дмитрий Донской почувствовал себя достаточно сильным, чтобы противостоять монголам на поле боя. Он разбил монгольское войско в Куликовской битве 1380 года. Однако через два года монгольский хан Тохтамыш снова завоевал Москву и восстановил над ней свою власть.
Таким образом, конец монгольского владычества был не разовым событием, а очень длительным процессом. Еще сто лет понадобилось московским правителям, чтобы навсегда избавиться от монгольского ига.
Иван Великий1462-1505
Иван III (Иван Великий), был «…собирателем земель русских». Отдельные княжества князей Рюриковичей он подчинил непосредственно Москве и утроил размеры своей территории. Иван Великий заложил основы того, что впоследствии стало называться Русским государством.
Конец монгольского владычества
В 1476 году Иван отказался платить дань Золотой Орде и, как известно, разорвал письмо монгольского хана на куски. Его войска и войска хана встретились на противоположных берегах реки Угры в 1480 году. Ни одна из сторон не хотела атаковать первой, и через несколько недель хан отправился домой. Это был конец монгольского владычества над Москвой. Сама Золотая Орда распалась, а Казанское ханство стало вассалом Ивана.
Собирание земель русскихСредневековый Новгород был огромным богатым государством, связанным с западноевропейской торговой сетью через Ганзейский союз. В 1478 году Иван Великий послал свою армию на захват Новгорода. Он разрушил вече, перебил большое количество его жителей, выслал семьи и привязал его к Москве.
В 1497 году Иван издал свод законов, названный Судебник, который еще больше привязывал крестьян к своей земле. Это было истолковано как один из первых шагов в процессе превращения русских крестьян в крепостных сто лет спустя.
Третий РимВ 1453 году Византийская империя пала перед турками-мусульманами. Иван Великий женился на Софье Палеологине, племяннице последнего византийского императора Константина XI. Она принесла византийские культурные влияния ко двору Ивана.
Двор Ивана Великого смотрел в сторону византийского великолепия, а себя видел наследниками наследия Византии. Потомки Ивана развили эту идею еще дальше в теории Третьего Рима (Римская империя была первой, Византия — второй, а Россия — третьей и последней).
Иван Великий также принял императорского двуглавого орла в качестве своей эмблемы и иногда называл себя «царем» (происходит от латинского титула «цезарь»). Он пригласил лучших архитекторов из Юго-Восточной Европы, чтобы превратить Москву в имперскую столицу. В числе прочих Аристотель Фиорованти реконструировал Московский Кремль, Успенский и Благовещенский соборы.
Царство Российское
Следующий
История чумы. Часть 1. Три великие пандемии
Чума — острое инфекционное заболевание, вызываемое бациллой Yersinia pestis , которое до сих пор эндемично для коренных популяций грызунов Южной и Северной Америки, Африки и Средней Азии. В эпидемиях чума передается человеку через укусы восточной или индийской крысиной блохи и человеческой блохи. Основными хозяевами блох являются черная городская крыса и коричневая канализационная крыса. Чума также передается от человека к человеку в ее легочной форме.
В 541, 1347 и 1894 годах нашей эры было зарегистрировано три великие мировые пандемии чумы, каждый раз приводившие к опустошительной смертности людей и животных в разных странах и континентах. Неоднократно чума безвозвратно меняла социальную и экономическую структуру общества.
При большинстве эпидемий чумы среди людей заражение первоначально принимало форму крупных гнойных абсцессов лимфатических узлов, бубонов (L. bubo = ‘пах, греч. boubon = ‘припухлость в паху’), это была бубонная чума. Когда последовала бактериемия, она вызвала кровотечение и некроз кожи, за которыми быстро последовал септический шок и смерть, септическая чума. Если болезнь распространялась в легкие через кровь, она неизменно вызывала смертельную пневмонию, легочную чуму, и в этой форме чума могла напрямую передаваться от человека к человеку.
Три великие пандемии чумы имели разное географическое происхождение и пути распространения. Юстинианская чума 541 года началась в Центральной Африке и распространилась на Египет и Средиземное море. Черная смерть 1347 года возникла в Азии и распространилась в Крым, затем в Европу и Россию. Третья пандемия, возникшая в 1894 году, возникла в провинции Юньнань, Китай, и распространилась на Гонконг и Индию, а затем на остальной мир2
.Возбудитель Yersinia pestis не был обнаружен до 1894 пандемии и был обнаружен в Гонконге французским бактериологом из Пасториен Александром Йерсеном.
Основными переносчиками болезни от крыс к человеку были восточная или индийская крысиная блоха, Xenopsylla cheopis и северная или европейская крысиная блоха Nosopsyllus fasciatus . Вторичными переносчиками были человеческие блохи Pulex irritans и собачьи и кошачьи блохи Ctenocephalides canis и felis, . Во время пандемий зараженные блохи могли распространять чуму на большие расстояния, поскольку их переносили крысы и люди, путешествующие по торговым путям на море и по суше, а также заражая рис и пшеницу, одежду и торговые товары. При заражении преджелудок блохи блокируется массой бактерий.
Блоха продолжает питаться, кусая все чаще и взволнованнее, и, пытаясь устранить непроходимость, срыгивает скопившуюся кровь вместе с массой Yersinia pestis бациллы непосредственно в кровоток хозяина. Блохи обильно размножаются на своем хозяине, и когда хозяин умирает, они сразу же покидают его, заражая новых хозяев и тем самым создавая основу для эпидемии.10, 11Юстинианова чума 541-544
Первой крупной пандемией бубонной чумы, когда люди были зарегистрированы как страдающие от характерных бубонов и септицемии, была Юстинианская чума 541 г. н.э., названная в честь Юстиниана I, римского императора Византийской империи в то время. Эпидемия возникла в Эфиопии в Африке и распространилась на Пелусий в Египте в 540 году. Затем она распространилась на запад в Александрию и на восток в Газу, Иерусалим и Антиохию, затем была перенесена на кораблях по морским торговым путям по обеим сторонам Средиземного моря, прибыв в Константинополь (ныне Стамбул) осенью 541.
Византийский придворный историк Прокопий Кесарийский в своей работе «История войн» описывал людей с лихорадкой, бредом и бубонами. Прокопий писал о симптомах болезни:
«…с большинством случилось так, что они были охвачены болезнью, не осознавая того, что грядет, ни в видении наяву, ни во сне. … У них была внезапная лихорадка, у некоторых, когда они только что проснулись, у других во время ходьбы, а у третьих, когда они были чем-то заняты, независимо от того, что они делали. И тело не изменило своего прежнего цвета, и оно не было горячим, как можно было бы ожидать при приступе лихорадки, и действительно не возникло никакого воспаления, но лихорадка была такой вялой с самого начала и до вечера, что ни у самих больных, ни у прикасавшихся к ним врачей это не вызывало подозрения в опасности. Поэтому было естественно, что ни один из заразившихся этой болезнью не ожидал смерти от нее. Но в одних случаях в тот же день, в других на следующий день, а в остальных через несколько дней развивалась бубонная опухоль; и это происходило не только в той части тела, которая называется бубоном, то есть «ниже живота», но и внутри подмышек, а в некоторых случаях и около ушей, и в разных местах на бедрах.
14Центром эпидемии Юстиниана был Константинополь, пик которой пришелся на весну 542 г., когда в городе ежедневно умирало 5000 человек, хотя по некоторым оценкам до 10 000 в день, и она продолжала уносить жизни более трети населения города. Жертв было слишком много, чтобы их можно было хоронить, и они были сложены высоко в городских церквях и башнях городских стен, поскольку их христианская доктрина запрещала их утилизацию путем кремации. В течение следующих трех лет чума свирепствовала в Италии, на юге Франции, в долине Рейна и в Иберии. Болезнь распространилась на север до Дании и на запад до Ирландии, затем дальше в Африку, Ближний Восток и Малую Азию. Между 542 и 546 годами эпидемии в Азии, Африке и Европе унесли жизни почти 100 миллионов человек.15, 16
Пандемия оказала сильное влияние и навсегда изменила социальную структуру западного мира. Это способствовало закату царствования Юстиниана. Производство продуктов питания было серьезно подорвано, и последовал восьмилетний голод. Аграрная система империи была реструктурирована и в конечном итоге превратилась в трехпольную феодальную систему. Социальные и экономические потрясения, вызванные пандемией, ознаменовали конец римского правления и привели к рождению самобытных в культурном отношении социальных групп, которые позже сформировали нации средневековой Европы.12
Дальнейшие крупные вспышки произошли в Европе и на Ближнем Востоке в течение следующих 200 лет – в Константинополе в 573, 600, 698 и 747 годах, в Ираке, Египте и Сирии в 669, 683, 698, 713, 732 и 750 годах. и Месопотамии в 686 и 704 годах. В 664 году чума опустошила Ирландию, а в Англии она стала известна как чума времен Кадваладира, в честь валлийского короля, который заразился чумой, но выжил в 682 году. Чума продолжалась прерывистыми циклами в Европе в середине 8-го века и не появлялась как крупная эпидемия до 14-го века.
«Черная смерть» Европы с 1347 по 1352 год
Черная смерть 1347 года была первой крупной европейской вспышкой второй великой пандемии чумы, которая произошла в 14-18 веках. В 1346 году в европейских портах стало известно, что на Востоке свирепствует эпидемия чумы. В 1347 г. чума была занесена в Крым из Малой Азии татарскими войсками хана Джанибега, осадившего город Каффу (ныне Феодосия на Украине), генуэзский торговый город на берегу Черного моря. Осада татар не увенчалась успехом и перед уходом, по описанию Габриэля де Мюсси из Пьяченцы, в отместку они катапультировали над стенами Каффы трупы людей, умерших от Черной смерти. В панике генуэзские торговцы бежали на галерах с «болезнью, прилипшей к их костям» в Константинополь и через Средиземное море в Мессину, Сицилию, где началась великая эпидемия Европы. К 1348 году он достиг Марселя, Парижа и Германии, а затем в Испании, Англии и Норвегии в 1349 году., и Восточная Европа в 1350 году. Татары покинули Каффу и унесли с собой чуму, распространив ее дальше в Россию и Индию.17
Описание симптомов чумы было дано Джованни Боккаччо в 1348 году в его книге «Декамерон», сборнике рассказов о группе флорентийцев, которые уединились в деревне, спасаясь от чумы:
«. . как у мужчин, так и у женщин сначала проявляется появлением некоторых опухолей в паху или под мышками. Одни из них вырастали величиной с обычное яблоко, другие — с яйцо, одни больше, другие меньше, которые в народе назывались гавоччоло. Из двух указанных частей тела это смертоносное гавоччоло вскоре начало безразлично распространяться во всех направлениях; после чего форма болезни начала меняться, во многих случаях на руке, бедре или в другом месте появлялись черные пятна или багровые пятна…» 17
Термин «черная смерть» не использовался в истории намного позже, и в 1347 году он был известен просто как « чума » или « чума », и существуют различные объяснения происхождения термина. Butler [11] утверждает, что этот термин относится к геморрагической пурпуре и ишемической гангрене конечностей, которые иногда возникают в результате септицемии. Ziegler17 утверждает, что оно происходит от перевода латинского pestis atra или atra mors , где «атра» означает «ужасный» или «ужасный», коннотация которого была «черный», а «морс» означает «смерть». поэтому «атра морс» переводится как «черная смерть».
Социальные последствия Черной смерти в Европе в XIV веке
Общий уровень смертности варьировался от города к городу, но в таких местах, как Флоренция, по наблюдениям Боккаччо, погибло до половины населения, причем итальянцы называли эпидемию mortalega grande, «великой смертностью». [18] Люди умирали с такой быстротой, что надлежащее захоронение или кремация не могли произойти, трупы были сброшены в большие ямы, а разлагающиеся тела лежали в их домах и на улицах. Люди боялись духовной смерти так же, как и физической, так как не было священнослужителей для совершения погребальных обрядов:
«Ничего не было; церкви и часовни были открыты, но ни священник, ни кающиеся не входили — все шли на усыпальницу. Пономарь и врач были брошены в одну и ту же глубокую и широкую могилу; наследодатель и его наследники и душеприказчики вместе были брошены с одной телеги в одну и ту же яму»18
Считалось, что болезнь передается миазмами, парами, переносящими болезнь, исходящими от трупов и гнилостных веществ или от дыхания инфицированного или больного человека. Другие думали, что Черная смерть была наказанием от Бога за их грехи и аморальное поведение или была вызвана астрологическими и природными явлениями, такими как землетрясения, кометы и соединения планет. Люди обращались к святым покровителям, таким как св. Рох и св. Себастьян, или к Деве Марии, или присоединялись к процессиям бичевателей, хлеставших себя бичами с гвоздями и распевающих гимны и молитвы, переходя из города в город.17, 19, 20
«Когда бичеватели — их называли также крестоносцы и крестоносцы — входили крестным ходом в город, поселок или деревню, их вход сопровождался колокольным звоном, пением и огромным скоплением народа. Поскольку они всегда шли по двое в ряд, процессия многочисленных кающихся простиралась дальше, чем мог видеть глаз». [20]
Единственными средствами лечения были вдыхания ароматических паров цветов и трав, таких как роза, териака, алоэ, тимьян и камфара. Вскоре возникла нехватка врачей, что привело к увеличению количества шарлатанов, продающих бесполезные лекарства, амулеты и другие украшения, которые, как утверждалось, обеспечивают магическую защиту.
Во время этой второй пандемии чума снова вызвала большие социальные и экономические потрясения. Часто целые семьи были уничтожены, а деревни покинуты. Урожай нельзя было собирать, путешествия и торговля сократились, а продовольствия и промышленных товаров стало не хватать. Поскольку рабочей силы не хватало, выжившие крестьяне-рабочие, «виллены», вымогали непомерную заработную плату у оставшихся аристократических землевладельцев. Виллены процветали и приобретали землю и недвижимость. Чума разрушила обычное разделение между высшими и низшими классами и привела к появлению нового среднего класса17, 9.Чума привела к озабоченности смертью, о чем свидетельствуют мрачные произведения искусства, такие как «Триумф смерти » Питера Брейгеля Старшего в 1562 году, на котором в панорамном пейзаже изображены армии скелетов, убивающие людей всех социальных слоев, от крестьян до королей. и кардиналов различными жуткими и жестокими способами.
В период с 1347 по 1350 год Черная смерть унесла жизни четверти населения Европы, более 25 миллионов человек и еще 25 миллионов в Азии и Африке. [15] Смертность была еще выше в таких городах, как Флоренция, Венеция и Париж, где более половины умерло от чумы. Вторая крупная эпидемия произошла в 1361 г.0223 pestis secunda , от которой погибло от 10 до 20% населения Европы.13 В это время произошли другие эпидемии вирулентных инфекционных заболеваний с высокой смертностью, такие как оспа, детская диарея и дизентерия. К 1430 г. население Европы было ниже, чем в 1290 г., и восстановится до пандемического уровня только в 16 веке13, 21
.Карантин
В 1374 году, когда в Европе снова вспыхнула новая эпидемия Черной смерти, Венеция ввела различные меры общественного здравоохранения, такие как изоляция жертв от здоровых людей и предотвращение посадки в порт больных кораблей. В 1377 г. в республике Рагуза на Адриатическом море (ныне Дубровник в Югославии) вдали от города и гавани была создана пристань для кораблей, где путешественники, подозреваемые в чуме, должны были провести тридцать дней.0223 trentena , чтобы узнать, заболели ли они и умерли или же остались здоровыми и могут уйти. trentena оказался слишком коротким, и в 1403 году в Венеции путешественники из Леванта в восточном Средиземноморье были изолированы в больнице на сорок дней, quarantena или quaranta giorni , от которых мы получили термин карантин .8,18 Это изменение на сорок дней могло также быть связано с другими библейскими и историческими отсылками, такими как христианское соблюдение Великого поста, период, в течение которого Христос постился в пустыне, или древнегреческое учение о «критических днях», эта заразная болезнь разовьется в течение 40 дней после воздействия.22 В 14-м и 15-м веках в большинстве стран Европы был введен карантин, а в 18-м веке Габсбурги установили карантин.0223 санитарный кордон , линия между зараженными и чистыми частями континента, протянувшаяся от Дуная до Балкан. Он был укомплектован местными крестьянами с контрольно-пропускными пунктами и карантинными пунктами, чтобы предотвратить переход зараженных людей из Восточной Европы в Западную8.
Кожаный костюм чумных врачей в Неймегене
В 15-м и 16-м веках врачи носили своеобразный костюм, чтобы защитить себя от чумы, когда они посещали инфицированных пациентов, впервые проиллюстрированных на рисунке Паулюса Фюрста в 1656 году, а позже Жан-Жак описал похожий костюм, который носили чумные врачи в Неймегене. , старый голландский город в Гелдерланде, в его работе 1721 года «Трактат о чуме». Они были одеты с ног до головы в защитную одежду с кожаными или клеенчатыми халатами, леггинсами, перчатками и капюшоном, широкополой шляпой, обозначавшей их медицинскую профессию, и клювовидной маской со стеклянными глазами и двумя дыхательными ноздрями, наполненными ароматическими травами и цветы для защиты от миазмов. Они избегали контакта с пациентами, измеряя их пульс палкой или выписывая рецепты на ингаляции ароматическими травами, проходя через дверь, а бубоны прокалывали ножами длиной в несколько футов.19
Великая чума в Лондоне с 1665 по 1666 год
Чума продолжала возникать небольшими эпидемиями по всему миру, но крупная вспышка легочной чумы произошла в Европе и Англии в 1665–1666 годах. Эпидемия была описана Сэмюэлем Пеписом в его дневниках в 1665 году и Даниэлем Дефо в 1722 году в его книге «А». Журнал чумного года. Людей держали взаперти в своих домах, двери были расписаны крестом. Эпидемия достигла пика в сентябре 1665 года, когда только в Лондоне умирало 7000 человек в неделю. Между 1665 и 1666 годами умерла пятая часть населения Лондона, около 100 000 человек. Великий лондонский пожар 1666 года и последующая перестройка домов из дерева и соломы из кирпича и черепицы нарушили нормальную среду обитания крыс, привели к сокращению их численности и, возможно, способствовали прекращению эпидемии.9
Старый английский детский стишок, опубликованный в книге Кейт Гринуэй «Мать Гусыня 1881», напоминает нам о симптомах чумы:
‘Ring, a-ring, o’rosies, (красная волдырная сыпь)
Карман, полный букетов (ароматных трав и цветов для защиты от «миазмов»)
Atishoo, atishoo (чихание и кашель, предвестники пневмонии)
Мы все падаем». (Все мертвы)
Чума нарастала и угасала в Европе до конца 18 века, но не с такой вирулентностью и смертностью, как европейская черная смерть 14 века.
Третья пандемия 1894 года
В 1855 г. чума вновь вышла из резервуара диких грызунов в отдаленной китайской провинции Юньнань. Оттуда болезнь распространилась по оловянным и опиумным путям и достигла столицы провинции Куньмин в 1866 г., Тонкинского залива в 1867 г. , и порт провинции Гуандун Пакхой (ныне Пей-хай) в 1882 году. В 1894 году он достиг Кантона, а затем распространился на Гонконг. К 1896 г. он распространился в Бомбей, а к 1900 г. достиг портов на всех континентах, переносимый зараженными крысами, путешествующими по международным торговым путям на новых пароходах. Это было в Гонконге в 189 г.4, что Александр Йерсен открыл бациллу, известную теперь как Yersinia pestis , а в Карачи в 1898 году Поль-Луи Симон обнаружил, что коричневая крыса была основным хозяином, а крысиная блоха — переносчиком болезни.3, 4, 24, 25
В 1900 году чума пришла в Австралию, где первая крупная вспышка произошла в Сиднее, ее эпицентр находился на пристанях Дарлинг-Харбор, затем она распространилась на город, Сарри-Хиллз, Глеб, Лейххардт, Редферн и Рокс и унесла жизни 100 человек. Джон Эшбертон-Томпсон, главный врач, зарегистрировал эпидемию и подтвердил, что крысы были источником, а их блохи были переносчиками эпидемии. В Австралии было 12 крупных вспышек чумы с 19 по 19 мая.с 00 по 1925 год с 1371 случаем и 535 смертельными исходами, большинство случаев произошло в Сиднее.26
Третья пандемия нарастала и угасала по всему миру в течение следующих пяти десятилетий и не прекращалась до 1959 года, когда чума унесла жизни более 15 миллионов человек, большинство из которых пришлось на Индию. С тех пор имели место вспышки чумы, например, в Китае и Танзании в 1983 г., в Заире в 1992 г., в Индии, Мозамбике и Зимбабве в 1994 г.15, 27. На Мадагаскаре в середине 1990-х гг. выявлено15, 28. В настоящее время ежегодно регистрируется около 2000 случаев заболевания, в основном в Африке, Азии и Южной Америке, с глобальным уровнем летальности от 5% до 15%.28
Бубонная чума — это вирулентное заболевание со значительным уровнем смертности, передающееся в основном при укусе крысиной блохи или от человека к человеку в легочной форме. На протяжении всей истории было бесчисленное множество эпидемий чумы, но именно пандемии 6-го, 14-го и 20-го веков оказали наибольшее влияние на человеческое общество не только с точки зрения высокой смертности, но и социальных, экономических и культурных последствий. последствия, которые возникли. Курс развития сообществ и наций несколько раз менялся. Многое изменилось для предотвращения повторения пандемической чумы, например, развитие микробной теории и бактериологии, меры общественного здравоохранения, такие как карантин, и антибиотики, такие как стрептомицин, но сегодня чума по-прежнему представляет собой важную и потенциально серьезную угрозу для человечества. здоровье людей и животных.