Культура Русского государства в 15-м веке
Рубрика: 15 векАвтор: admin
Культура Руси 14-15-го вв.
Расцвет культуры Руси в 14-15-м вв. связывают с экономическим и политическим улучшением страны, с возрастанием сопротивляемости народа к внешним агрессорам, победой в Куликовской битве. Искусство русской живописи достигло наивысшего уровня развития, русский художник Андрей Рублев способствовал возведению новой школы.
Сергий Радонежский, преподобный, известный своим участием в подготовке к Куликовской битве, борьбой за прекращение междоусобиц и содействием в присоединении русских земель к Москве, был духовным наставником одного из главных художников того времени.
Главная роль в живописи в 14-15-го вв. принадлежала иконописи. В 14-м в. в Новгороде появился художник из Константинополя — Феофан Грек, имевший большое значение для развития московских школ живописи.
Во время формирования централизованного государства перед архитекторами стояла главная задача: улучшить строительство крепостей в городах и монастырях, а в Москве воздвигать новые храмы и дворцы. Для этих целей были приглашены каменщики и зодчие из других русских городов, итальянские архитекторы и инженеры.
Возник каменный Кремль, Красная площадь, монастыри-крепости, защищавшие доступ к Москве. Были построены Успенский и Архангельский соборы.
В русской культуре 14-15-го вв. обширное строительство влияло и на навыки в области техники. Появившиеся позднее в Москве и Новгороде часы говорят о том, что русские мастера были знакомы с системой зубчатых колес.
Русская культура 15-16-го вв.
Кузнечное дело, производство оружия, чеканка монет, изготовление труб для добычи соли, создание известкового грунта для настенной живописи — все это развивалось благодаря росту знаний в прикладном искусстве. В России пытались дать объяснение явлениям окружающего мира: летописцы делали записи наблюдаемых астрономических явлений, развивались и знания в медицине.
Благодаря присоединению новых земель в состав государства вырос интерес к географическим наукам. Торговцы и путешественники России устанавливали связи с соседними странами, вели записи о посещенных ими странах. Одним из самых известных путешественников 15-го в. был тверской купец Афанасий Никитин, известным своим путешествием в Индию и записками «Хождение за три моря».
Освобождение от татаро-монгольского ига и создание национального государства положительно отразились на иных отраслях русской культуры 15-го в. Развивается образованность жителей, книжность. Геннадий Новгородский предложил Ивану 3-му построить училища для обучения людей грамоте и богословию.
Создается «Хронограф», появляются притчи, послания и иные произведения духовной литературы. С ростом государственного аппарата увеличивается число различных законов. Появляются сказки, былины.
С освобождением государства от Золотой Орды росла и крепла русская культура.
Культура Руси 15 века.
История российского государства охватывает несколько этапов или циклов. Каждый из них представлен характерными культурными особенностями. Упадком Киевской Руси заканчивается первый этап в развитии русской культуры. XIV – XVII век – зарождение Московского царства и формирование московской культуры, которая будет отлична от прежней. Время раздробленности закончилось, присоединение русских княжеств сформировало могучую централизованную державу: Россию. С падением Константинополя Русь становится защитницей православного христианства в связи с чем, возрастает роль церкви, оказывающей большое влияние на жизнь государства и людей.
С ликвидацией зависимости от Золотой Орды начинает развиваться русская культура, очагами её были города, получившие в XV веке статус самоуправления. Заново отстраивается Москва. Приглашенные итальянские мастера сооружают из кирпича стены и башни Кремля. Замечательными произведениями искусства становятся соборы Успенский, Благовещенский и Архангельский, где органично соединены традиции русского зодчества и передовых технических достижений западноевропейской архитектуры. Знаменитая Грановитая палата, сооруженная в 1487-1491 годах, являясь тронным залом царского дворца, считается одним из лучших сооружений на территории Кремля. Её стены расписаны картинами с изображениями сцен из священного писания и русской истории.
Кроме Москвы строятся Псков, Новгород, Владимир. В первую очередь воздвигаются церкви. Лучшим образцом новых церквей становятся новгородские: церковь Федора Стратилата и Спаса на Ильинке. В Пскове начинается грандиозное строительство Псковского кремля-крепости, который будет полностью закончен к XVI веку. Строятся и каменные мирские дома, боярские хоромы, формируются соборные площади. В XV веке при строительстве каменных домов стали употреблять стекло. Его привозили из Царьграда, оно было очень дорогое, и стеклили окна только в богатых боярских постройках. Самобытный русский историк А.В.Терещенко так описывал хозяйские дворы в Москве: «…почти при каждом московском боярском доме находился сад, где встречаются в изобилии орешники, малинники, вишенники. Груши, сливы, дыни и арбузы только что начали разводиться, но наилучшее украшение составляли рыбные пруды.»
Новое развитие получает живопись. Становятся известны имена Феофана Грека и Андрея Рублева. Гениально владея мастерством тональной живописи, они наполняли создаваемые образы выразительностью и душевностью. Именно их пригласили расписать иконостас Благовещенского собора в Москве. Кисти Рублева принадлежит знаменитая «Троица »– вершина мировой иконописи. В ней мастер показал гармоничное сочетание чистых красок, раскрывших внутреннее достоинство и силу образов, их философскую глубину. Его фрески Успенского собора во Владимире и Троицкого в Сергиевом Посаде являют миру шедевры фресковой росписи.
Интересные культурные изменения происходят в русской литературе. На первый план начинает выдвигаться летописание Москвы. В знаменитой Троицкой летописи 1408 года митрополит Фотий впервые высказывает идею единого русского государства с централизованной властью. В жанре житийной литературы составлялись жизнеописания великих церковных отцов Руси: митрополита Петра, покровителя Москвы святого Сергия Радонежского. А тверской купец Афанасий Никитин написал «Хождение за три моря», где впервые рассказал об Индии, которую спустя 30 лет откроет для европейцев Васко да Гамма. Это произведение до сих пор впечатляет читателей красочным описанием жизни, обычаев, вероисповедания далекой страны.
Постепенно происходит замена пергамента бумагой и громоздкий «устав» с квадратными буквами переходит в полуустав, представляющий беглое и свободное письмо, что подготовило появление русского книгопечатания в следующем веке.
Путешествия русских купцов, присоединения завоёванных земель, интерес к всемирной истории приводит к появлению картографии и хронографов (события всемирной истории того времени).
Материальная культура Руси 15 века навёрстывала упущенные за время золотоордынского ига возможности созидать. Для возведения церквей, крепостей и новых городов необходимы знания. Были написаны пособия по прикладным наукам математике и геометрии.
По деревням и городам отбиралась смышленая детвора. При монастырях их обучали грамоте. Государству требовались технические работники. Нужно соединять каналами озера, строить мосты, мельницы. Освоили литье медных пушек. В это же время появились государственные учреждения. Их называли приказами. Были земельные , войсковые, судебные, мирские, посольские, градоустроительные и другие приказы. Ими заведовали бояре, помощников набирали из среды монашества или служивого дворянства.
Христианская мораль оказывала влияние на бытовую жизнь: брак, семейную жизнь, воспитание детей. Были установлены церковные праздники и воскресение, когда запрещалось работать, нужно посвящать время молитвам и благочестивым делам. На Пасху, Рождество, Крещение устраивались уличные представления и народные гуляния. Разрешались всякие игры и забавы: карусели, качели, скоморошные театры, выступления акробатов, кукольников. Любимыми играми были городки, жмурки, чехарда, бабки. Азартные игры в карты не одобрялись. На увеселительные кабаки была государственная монополия. В праздники на площадях устраивали общественные пиры, где угощали за одним столом всех собравшихся. Еда была простая – каша, пироги с горохом, капустой, яйцами, овсяный кисель.
Русская культура 15 века отразила идеи духовного единения народа в становлении централизованного государства.
Добавить комментарий
Русский мистицизм — Межкультурное понимание
В «Любви народов» в 1950 году Андре Зигфрид стремился определить устойчивые черты русского мышления. Что из этого применимо и сегодня?
После их азиатского наследия, за которыми последовали попытки европеизации при Петре Великом, а затем советская революция, есть ли какие-либо устойчивые черты русского мышления? Можем ли мы сегодня ответить на этот вопрос, заданный Андре Зигфридом в 1950 году?
Может быть трудно понять тайны России, страны, которая не является ни полностью европейской, ни полностью азиатской. Некоторые люди выдвигают идею шестого континента: Евразии. Азиатский по своему происхождению и географии, этот народ также имеет долгую европейскую историю.
Огромность, однородность и отсутствие естественной защиты — все это факторы, характеризующие эту страну, пережившую несколько волн захватчиков:
- Славяне, вероятно, выходцы из Ирана, среди которых мы находим русских, поляков и литовцев. .
- Монголы из Азии: гунны Аттилы, Чингисхан в 13 веке и Золотая Орда в 15 веке.
Русские постепенно отвоевали всю страну, и славяне составляют ядро этого населения с сильным татарским контингентом. «Последовательные вклады популяций, которые вытесняли друг друга, накладывались друг на друга и перекрывали друг друга» создают впечатление разнообразия и сложности.
Откуда русский народ черпает свое единство?
География и суровый континентальный климат навязали обычный образ жизни в этой стране, известной своей дисциплиной и страданиями, где природа, конечно, не самая добрая.
Эти люди осознают свою идентичность. Есть что-то мистическое в том, как они относятся к себе и своей судьбе.Восточные и западные влияния
Русский народ обогатился многочисленными влияниями, которые накладывались одно на другое, не сочетаясь.
- Византия привила им любовь к тонким дискуссиям и дипломатическим навыкам, которые резко контрастируют с более примитивным видом.
- Из Западной Европы они получают свою православную и евангельскую христианскую традицию, которая проникла в россиян своей щедростью и чувством милосердия. Их мистический идеализм хорошо сочетается с идеей жертвенности и преданности.
- Своим азиатским происхождением они обязаны своим терпением и выносливостью. Они терпят трудности и принимают их, принимая их на борт, даже если они все равно обижаются на них. Ничево, значит «не важно» главное выжить. «Это отношение проистекает из замечательной способности приспосабливаться к трудностям, которые исходят от плохой погоды, вторжений и традиций жестокости, преобладающих в этой части мира», и раскрывает «восточную философию народа, сформированную веками страданий».
Русские не совместили восточных и западных влияний и живут с их противоречиями. Это отчасти объясняет довольно причудливый и чрезмерный характер русского, который, кажется, никогда не находит правильного баланса. «Он удачно сочетает в себе обаяние и брутальность, приятность и грубость: гибкость и буйство, и никогда не знаешь, на каком ты с ним месте. В одном и том же человеке мы видим сосуществование смирения и гордыни, идеализма и цинизма, святости и порока, причем переход от одного к другому прямой, без перехода, часто с умопомрачительными результатами».
Русский характер
После анализа различных влияний, которыми отмечены русские люди, Андре Зигфрид пытается определить ключевые черты их характера.
Он отмечает, что их способность к страданию не сопровождается пессимизмом, а даже наоборот, поскольку они проявляют оптимизм, динамизм, уверенность и абсолютно не имеют комплекса неполноценности.
Эти причудливые и спонтанные люди одарены, креативны, но не всегда эффективны; если мы сравним полученные результаты с затраченными усилиями, выход будет довольно низким. «Кажется, у времени не больше пределов, чем у степей… У русского, вечного богемы нет чувства времени».
Эмоциональные и страстные, человеческие отношения русских очень интенсивны. Они могут посвятить себя делу и жить почти мистической страстью. Они любят бесконечно говорить, обсуждать, не обязательно делая выводы, и с удовольствием исследуют теоретические аспекты проблем.
Нематериальные, но умеющие жонглировать цифрами и техническими заметками, они не жалеют своего времени и могут проявлять восточное терпение.
Россия и Запад
«Запад существенно недооценил Россию» и сегодня не понимает, почему эти эмоциональные люди могут быть такими жестокими, одновременно идеалистичными и циничными, как за их дипломатической гибкостью скрывается жестокость и как они могут переходить из одного состояния в другое с нет перехода между ними.
Русские разные. По их мнению, например, собственность не является священной, а те, кто зарабатывает деньги, считаются «немного нечестными», что никоим образом не мешает им гнаться за богатством, как и все остальные, и видеть в этом доказательство своего успеха. Но, по выражению Бердяева, «русским народом всегда двигал дух оторванности от земли, неведомый народам Запада. Они никогда не чувствовали себя связанными и привязанными к земным вещам, к собственности…».
Эти характеристики далеки от конструктивного англо-саксонского пуританства. Как сравнить такое отношение с прагматичной эффективностью американца? Русские также с трудом отождествляют себя с порядком и дисциплиной немцев. Они разные, уникальные в своих противоречиях и их трудно классифицировать, если не заглянуть глубоко в русскую душу.
Андре Зигфрид задается вопросом, не будет ли ошибкой полагать, что фундаментальные изменения произошли после 19-го века.17 оборот. Обновлял ли большевизм русский народ или он мог укорениться в России именно потому, что не расходился с существенными русскими чертами?
Что можно сказать о событиях после падения Берлинской стены? Русская душа остается загадкой для жителей Запада, которые не видят признаков ностальгии по империи у народа, униженного потерей статуса и в результате обиженного.