Под Игом, под опиумом — Курсы ЕГЭ Красноярск
Иллюстрация из мультфильма «Сказка о попе и о работнике его Балде»
«Религия — опиум для народа» — так сказал К. Маркс в своей «Критике гегелевской философии права». Опиум — сильдодействующее наркотическое средство, используется как мощное болеутоляющее. К. Маркс применяет метафору, имея ввиду одурманивающее действие религии, ее внушения счастья небесного — иллюзорного. Но ведь опиум снимает боль! Эти две функции религии — дурман и анестезия, позволили продержаться ей в различных формах в течении десятков сотен лет. Религиозным институтом, представляющим власть, является церковь — могущественный социальный институт. Как писал Э. М. Ремарк: «Не пренебрегайте мудростью церкви. Это единственная диктатура, которая устояла в течении двух тысячелетий».
На Руси церковь начинает складываться в самом конце X века — с принятием князем Владимиром христианства. Крещение Руси происходило под патронтажем Византии, поэтому первыми митрополитами были греки. В период правления Ярослава Мудрого впервые избирается русский митрополит — Илларион, автор религиозно-философского трактата «Слово о законе и благодати». В период раздробленности церковь имела небольшое влияние на враждующих князей, но уже с XIII-XIV веков наблюдается серьезный рост ее могущества. В ЕГЭ по истории может встретиться следующий вопрос:
В XIII-XIV вв. на Руси наблюдалось возрастание могущества церкви. Объясните причины этого явления (приведите 3 объяснения)
За этот вопрос можно получить максимум 3 балла — если будут четко сформулированы все 3 объяснения.
XIII-XIV вв. в истории Руси — это период татаро-монгольского Ига, самый его апогей, когда еще не сформировался новый центр будущей государственности — Москва. Период раздробенности и постоянными спорами между князьями, сопровождавшийся набегами ханов и грабительством баскаков (ордынских сборщиков дани). Довольно тяжелое время в нашей истории, время поражений, унижений и боли. Снятием последней активно и занималась церковь — так что сущность ответа кроется уже в названии. По-порядку:
1. В неблагоприятных политических условиях церковь оставалась единой и общей для раздробленных княжеств, выполняя роль духовных скреп и не позволяя Руси окончательно развалиться на мелкие государства. Церковь была духовным ориентиром в этот сложный период как для князей, так и для простых людей.
2. Налог в пользу церкви назывался десятиной, который требовалось уплачивать князю на ее содержания. Разоренные Ордой, князья часто предпочитали отдавать в счет десятины земли — которые и так пустовали из-за убитых или угнанных в плен крестьян. Приобретая множество земель таким образом, церковь расширяла сферу своего влияния и становилась могущественной.
3. Ордынский выход — или дань Орде. Дальновидные ханы, поняв влияние церкви на население, освободили ее от уплаты дани. И церковь довольна, и народ спокоен — благодаря церкви, интерпретирующей теперь Иго — как кару Божью, пред которой следует смириться.
Не уплачивая дань, в отличие от всех остальных на Руси, собирая земли, наращивая авторитет, церковь богатела и становилась все более могущественной. Однако первоначала восточного христианства — «власть светская над властью церковной» будут брать верх и с XVIII века, когда Петр Первый упразднит патриаршество, могущество РПЦ пошатнется — на неопределенный срок.
Записаться на курсы ЕГЭ по истории в Красноярске вы можете позвонив по телефону +7(391)2-950-216, +7(391)2-4141-23
Глушенкова Ольга Александровна,
преподаватель истории и обществознания
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Контрольные работы по истории — 10 класс | Тест по истории (10 класс) на тему:
Контрольная работа за первое полугодие
I вариант
- Расположите в хронологической последовательности исторические события
- Феодальная война
- Крещение Руси
- Правление Рюрика в Новгороде
- Установите соответствие между событиями и годами
А) Судебник Ивана III 1) 912-945гг
Б) Битва на реке Калке 2) 1240г
В) правление Игоря 3) 1223г
Г) Ледовое побоище 4) 1380г
5) 1242г
6) 1497г
3. Заполните пустые ячейки таблицы
События | Дата | Участники |
А | 1552 | Б |
Принятие судебника | 1497 | В |
Г | Д | Ермак |
- Ниже приведен список терминов. Все они за исключением двух, относятся к событиям (явлениям) истории России XIVв.
- ярлык; 2) ордынский выход; 3) мануфактура; 4) ассамблеи; 5) баскак; 6) посадник;
Найдите и запишите порядковые номера терминов, относящихся к другому историческому периоду.
- Запишите термин, о котором идет речь.
Вид пожалования великих и удельных князей своим должностным лицам, по которому княжеская администрация содержалась за счет местного населения в течение периода службы._____________
- Запишите термин, о котором идет речь.
Место сбора дани в Древней Руси, установленное княгиней Ольгой.___________
- Князь Владимир Мономах являлся автором:
а) «Устава»;
б) «Слова о полку Игореве»;
в) «Одиссеи»;
г) «Остромирова Евангелия».
- Первое летописное упоминание о Москве связано с именем князя:
а) Андрея Боголюбского;
б) Юрия Долгорукого;
в) Владимира Мономаха;
г) Ярослава Мудрого.
- Борьбу против монголов в Галицко-Волынском княжестве организовал князь:
а) Роман Мстиславич;
б) Даниил;
в) Мстислав;
г) Ярополк
10. Установите соответствие между датами и событиями.
а) 1113-1125 гг. 1) Невская битва.
б) 1223 г. 2) Правление князя Владимира Мономаха в Киеве.
в) 1240 г. 3) Битва на Калке.
11. Установите соответствие между понятиями и их значениями.
а) Удел 1) Общее собрание жителей покорённых Золотой Орде городов.
б) Численник 2) Владение младших членов княжеского рода.
в) Курултай 3) Ханский переписчик населения.
12. Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первой колонки подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) борьба древнерусских княжеств с половцами | 1)битва на реке Воже |
Б) реформы Избранной рады | 2) битва на реке Калке |
В) Создание Древнерусского государства | 3) создание коллегий |
Г) борьба Руси с монголами | 4) поход князя Владимира I на вятичей |
5)битва на реке Альте | |
6) создание стрелецкого войска |
13. Дискуссионная проблема
«Политика опричнины способствовало укреплению Российского государства»
Аргументы в подтверждения (1,2) и в опровержении (1,2)
14. Что из перечисленного относится к событиям (явлениям, процессам) XIVв.? Выберите три ответа и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) присоединения Новгорода к Московскому государству
2) Куликовская битва
3) денежная реформа Елены Глинской
4) набег хана Тохтамыша на Москву
5) начало правления в Москве Ивана Калиты
6) стояние на реке Угре
15.Недалеко от места впадения реки Непрядвы в Дон произошло крупное сражение в котором русское войско одержало победу. Назовите московского князя при котором была одержана эта победа. Укажите любые две причины (предпосылки) этой победы.
16. Вам необходимо написать историческое сочинение об одном из периодов России:
(2-события,личности,их роль, исторический факт, причины возникновения, оценка )
1) 978- 1054гг; 2) 1132-1223гг; 3) 1533-1584гг
Контрольная работа по теме: «Русь в средневековье»
II вариант
- Расположите в хронологической последовательности исторические события
- Нашествие хана Батыя на Русь
- Правление Владимира I
- Битва на реке Воже
- Установите соответствие между событиями и годами
А) Битва на реке Калке 1) 1550г
Б) Битва на реке Воже 2) 1223г
В) судебник Ивана IV 3) 1480г
Г) Стояние на реке Угре 4) 1378г
5) 1380г
6) 1551г
3. Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведенные ниже список пропущенный элемент:
События | Дата | Участники |
А | 1380г | Б |
Куликовская битва | В | Г |
Д | 1556г | Иван IV |
4.Ниже приведен список терминов. Все они за исключением двух, относятся к событиям (явлениям) истории Древнерусского государства :
1)Земский собор; 2) христианство; 3) вече; 4) старообрядцы; 5) закуп; 6) князь;
Найдите и запишите порядковые номера терминов, относящихся к другому историческому периоду.
5.Запишите термин, о котором идет речь.
Свод законов Российского государства, созданный в 1497г. в целях систематизации норм права.____________
6.Запишите термин, о котором идет речь.
Ханская грамота, подтверждающая права русских князей на правление в период ордынского владычества.____________
7. В результате восстания в Киеве в 1113 г. великим князем стал:
а) Ярослав Мудрый;
б) Владимир Красное Солнышко;
в) Владимир Мономах;
г) Юрий Долгорукий.
8. Верховная власть в Новгороде принадлежала:
а) князю;
б) вече;
в) Боярской думе;
г) архиепископу
9. Сражение, известное как «Ледовое побоище», связано с именем:
а) Александра Невского;
б) Андрея Боголюбского;
в) Владимира Мономаха;
г) Всеволода Большое Гнездо.
10. Установите соответствие между датами и событиями.
а) 1147 г. 1) Ледовое побоище.
б) 1237-1242 гг. 2) Первое упоминание о Москве.
в) 1242 г. 3) Монгольское нашествие на Русь.
11. Установите соответствие между понятиями и их значениями.
а) Посадник 1) Помощник посадника.
б) Выход 2) Выборная должность в Новгороде, глава суда.
в) Тысяцкий 3) Регулярная дань, которую собирали на Руси для хана Золотой Орды.
12. Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первой колонки подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) деятельность Избранной рады | 1)разгром Новгорода |
Б) формирования единого государства | 2) съезд князей в Любече |
В) антиордынское восстание на Руси | 3) создание коллегий |
Г) опричнина | 4) передача ярлыка на великое княжение московскому князю |
5)включение в состав Русского государства Тверского княжества | |
6) создание стрелецкого войска |
13. Дискуссионная проблема
«Ордынское владычество способствовало формированию российского самодержавия».
Аргументы в подтверждения (1,2) и в опровержении (1,2)
14. Что из перечисленного относится к событиям (явлениям, процессам) периода раздробленности Древнерусского государства? Выберите три ответа и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) заключение первого письменного договора Руси с Византией
2) первое упоминание Москвы в летописи
3) создание «Повести временных лет»
4) поход новгород-северского князя Игоря на половцев
5) создание первой редакции Русской правды
6) княжение Андрея Боголюбского во Владимире
15. С началом политической раздробленности Руси в Новгородской земле сложилась республиканская форма правления. Однако в Новгородской земле всегда были князья. Укажите названия высшего органа власти в Новгороде в период существования республиканской формы правления. Укажите любые две функции князя в Новгороде.
16. Вам необходимо написать историческое сочинение об одном из периодов России:
(2-события,личности,их роль, исторический факт, причины возникновения, оценка )
- 1019-1054гг; 2) 1237-1263гг; 3) 1462-1505гг
Церковь в средневековой Европе: ее роль и значение
Введение
Средневековый христианский мир был разделен на две части. Христиане Восточной Европы находились под руководством Константинопольского патриарха (современный Стамбул, Турция). Те, что в Западной Европе (о которых в основном идет речь в этой статье), находились под руководством епископа Рима, которого обычно называли папой ( papa , или «отец»). Эти две ветви постепенно переняли разные практики — например, Западная церковь запретила браки священников, а Восточная — нет, — и между ними росли трения. В конце концов, когда папа заявил о своем превосходстве над патриархом, и наоборот, обе стороны отлучили друг друга от церкви в 1054 году. Это положило начало расколу, который продлился на протяжении всего средневековья и позже.
Католическая церковь Западной Европы
В западном христианском мире католическая церковь оставалась центральным институтом на протяжении всего Средневековья. Он контролировал огромное количество богатств — он был крупнейшим землевладельцем в Европе, и люди ежегодно платили десятую часть своего дохода — «десятину» — церкви. Церковники практически монополизировали образование и обучение. Епископы и аббаты выступали в качестве советников королей и императоров. Папа утверждал (и использовал) право отлучать светских правителей от церкви и освобождать их подданных от присяги на послушание ему — мощное оружие в глубоко религиозную эпоху. Через свою сеть приходов, охватывающую каждый город и деревню Западной Европы, церковь представляла собой чрезвычайно мощную пропагандистскую машину. Средневековые короли игнорировали планы Церкви на свой страх и риск.
Кроме того, Церковь обладала исключительной юрисдикцией по широкому кругу вопросов: кровосмешение, прелюбодеяние, двоеженство, ростовщичество и невыполнение клятв, супружеские дела, законность детей. Все это решалось по церковному праву (или, как его называют, каноническому праву), в церковном, а не светском суде.
Будучи всеохватывающим многонациональным институтом, Церковь фактически сформировала альтернативный центр лояльности в западном христианском мире. Все церковники, какими бы скромными они ни были, пользовались иммунитетом от светских судов. Члены духовенства, составлявшие небольшое, но значительное меньшинство среди населения (от 1 до 2 процентов), обращались к своим епископам и архиепископам, а выше их — к папе, как к лидерам в той же мере, что и к своим королям.
Ранняя история
При римлянах
Чтобы понять центральную роль церкви в западном христианском мире, мы должны вернуться к римским временам. Христианская церковь восходит к истокам Римской империи, в служении, смерти и (верят христиане) воскресении Иисуса из Назарета. До IV века это была практически подпольная организация. Его часто преследовали на местном уровне, а иногда он становился объектом спонсируемых государством попыток всей империи полностью уничтожить его.
При таких обстоятельствах не могло быть единой сплоченной организации. Каждая община образовывала свою ячейку, собиралась в доме одного из своих членов и избирала своих пресвитеров и пасторов. Различные общины каждого города избирали общего лидера или епископа. Некоторые епископы стали более известными, чем другие, в основном в зависимости от размера и важности городов, в которых они базировались. Епископы Антиохии, Александрии, Рима и Карфагена стали считаться обладателями особого авторитета и особого авторитета в церковных дебатах. Они стали известны как «патриархи» (от греческого слова «отцы») Церкви.
Было много дебатов, поскольку на протяжении столетий церковные лидеры выясняли, во что именно они верят, во что можно, но не нужно верить, а во что верить нельзя. Эти дебаты происходили на соборах епископов, которые происходили время от времени. Кроме того, епископы часто переписывались друг с другом, и из всего этого обсуждения явилось ясное представление о том, что такое «православные» верования Церкви.
С обращением императора Константина в христианство Церковь перестала бояться гонений; как раз наоборот, он пользовался имперской милостью. Императоры и императрицы, помещики и сановники осыпали Церковь сокровищами и землей, и она стала очень богатой. В 380 году Церковь получила дальнейшее развитие, когда она стала официальной религией Римской империи.
Мраморная голова Константина Великого
После падения Римской империи
Престиж и авторитет Церкви пережили падение Римской империи на Западе нетронутыми. Действительно, когда по империи бродили варварские армии, люди искали защиты у епископов. Епископы (теперь часто набираемые из местной аристократии) имели моральное право вести переговоры с лидерами варваров и смягчать наихудшие последствия анархии того времени. Церкви были крупными землевладельцами и могли использовать свое богатство, чтобы поддерживать население, находящееся в затруднительном положении. В отсутствие имперских чиновников епископы стали ведущими фигурами в городах старых римских западных провинций.
Новые варварские правители западных провинций были в основном арианами, то есть христианами, верования которых немного отличались от верований римо-христиан (или католиков, как мы их теперь будем называть). Помимо некоторой напряженности на местном уровне, немецкие правители позволяли своим римским подданным продолжать исповедовать католическую веру и уважали статус епископов как лидеров католических общин.
Короли франков были заметным исключением. Когда они мигрировали в старые римские земли северной Франции, франки все еще были язычниками. В начале 6 века их король Хлодвиг был крещен в католической церкви. Затем он и его преемники установили тесные связи с церковью, которая оказала им мощную помощь в завоевании земель всех других варварских королевств в Галлии. Поддержка церкви была важным фактором в возвышении королевства франков до самого могущественного государства в Западной Европе; и это развитие, в свою очередь, укрепило авторитет католической церкви над народами Западной Европы.
Папство
Падение западных римских провинций под властью германских племен в 5 веке и последующий захват Ближнего Востока и Северной Африки исламскими армиями в 7 веке имели глубокие последствия для христианской церкви. Из четырех древних патриархатов Церкви три, Антиохия, Александрия и Карфаген, теперь находились под оккупацией мусульман. Со времен Константина возник другой патриархат, основанный в его новой столице в восточной половине Римской империи, Константинополе. Итак, к началу VII века патриархи Римский и Константинопольский были ведущими епископами христианской Церкви.
К этому времени, однако, Рим и Константинополь начали расходиться, поскольку Западная Римская империя уступила место варварским королевствам, а Восточная Римская империя превратилась в Византийскую империю. В то время как в более поздние римские времена оба епископства были двуязычными на латыни и греческом, теперь они были одноязычными: Рим говорил только на латыни, Константинополь говорил только на греческом. Кроме того, патриархи Константинополя находились в большой зависимости от византийских императоров, в то время как патриархи (или, в латинизированной форме, «папы») Рима в вакууме власти, оставшемся после падения западных римских императоров, сопротивлялись попыткам византийских императоров взять их под свой контроль.
В этих условиях епископы Рима, папы, стали выдающимися деятелями латиноязычной церкви на Западе. Однако на этом этапе их положение было по сути лишь одним среди всех остальных епископов. Папы ни в коем случае не были правителями Церкви. Тем не менее их престиж давал им определенный авторитет, распространявшийся на всю латинскоязычную церковь. Например, именно папа отправил миссию по обращению англосаксов в 597 году, и именно папы санкционировали создание новых епископств в Англии, Нидерландах и Германии. Короли франков установили особые отношения с папами, чтобы укрепить свою власть над епископами в своих владениях. Именно в Рим отправился Карл Великий, чтобы папа короновал его императором в 800 году; а позже императоры Священной Римской империи также ездили в Рим для коронации.
Независимый принц
Тем временем папы стали самостоятельными светскими правителями. В период после падения Римской империи епископы Рима, папы, стали доминирующими фигурами в этом городе. Жители Рима обращались к ним за помощью в переговорах с варварскими царями, и не напрасно.
Когда Византийская империя отвоевала Италию в 6 веке, они признали власть папы над Римом; и когда византийская власть быстро испарилась на большей части Италии с приходом новых варварских захватчиков — лангобардов — в 7 веке власть перешла к местным правителям, что в Риме и его окрестностях означало пап. По мере того как угроза Риму со стороны лангобардов возрастала, папа обратился за военной защитой не к далекому византийскому императору, а к королю франков. Он победил лангобардов и утвердил папу во владении Римом и частями центральной Италии.
Папы продолжали править этим княжеством как частью Франкской империи при Карле Великом, а с упадком этой империи стали самостоятельными правителями. Земли в центральной Италии, которыми они правили, стали называться Папской областью и должны были играть важную роль в итальянской и европейской истории вплоть до 19 века.
Церковь в Средневековье
Моральный упадок
Возвышение пап как светских правителей сопровождалось моральным упадком церкви в Западной Европе.
Епископы в древние времена избирались собраниями городов, в которых они должны были служить. Со временем епископы стали избираться только духовенством. Назначение священников в местные приходы давно перешло в руки епископов и даже местных правителей-мирян. Нередко приходы переходили от отца к сыну. Такое развитие событий позволило светским правителям легко манипулировать выборами епископов, и к 10 веку короли контролировали назначение епископов в своих владениях.
Поскольку епископы имели такой вес в народе, правители позаботились о том, чтобы епископства достались верным сторонникам. Некоторые из них стали хорошими епископами; большинство этого не сделало. Обычно они были представителями местной знати и часто были лучшими политиками, чем церковными деятелями. В результате духовные нормы в Церкви стали сильно скользить.
Этот процесс усугубился подъемом феодализма в Западной Европе. Поскольку церковная собственность была настолько обширной, она не могла избежать феодализации. К церковным поместьям стали относиться так же, как и к другим феодальным владениям, при условии, что они будут служить светскому лорду. Центральной частью этой службы была военная служба, так что каждое церковное поместье должно было предоставить рыцарей для службы королю или магнату.
Мирские правители начали проводить церемонии посвящения епископов и аббатов в пределах своих владений, как если бы они были вассалами; и действительно, они были вассалами, от которых ожидалось, что они будут воздавать дань уважения своему господину и оказывать те же услуги, что и другие вассалы. Епископы и аббаты служили высшими должностными лицами в окружении светских правителей и даже военачальниками, которых в гуще сражений видели лежащими вокруг них с мечами и боевыми топорами.
Этот нравственный упадок коснулся монастырей не меньше, чем епископств и приходов. Действительно, жизнь в монастырях — именно в тех местах, где наиболее преданные христиане должны были оттачивать свое призвание, — многие считали особенно расслабленной.
Церковь была в таком низком положении, что церковные должности открыто покупались и продавались. Во всем этом папство не помогло; действительно, это была основная часть проблемы. Выборы пап находились под контролем небольшой, жестокой, раздираемой фракциями группы римской знати, и люди, которых они избирали на эту должность, были ужасно неадекватными: аморальными, жестокими и невежественными. У них не было ни сил, ни мотивации, чтобы использовать свое служение, чтобы помочь вывести Церковь из ее плачевного состояния.
Реформа
В ответ на такое положение дел в начале 10 века на севере Франции был основан новый монашеский орден Клуниак. Его члены серьезно относились к своим обетам и исповедовали строгую форму христианства. Их стали широко уважать за их образ жизни, и их влияние росло по мере того, как призывы к очищению и реформе церкви начали звучать по всей Европе.
Наконец, в 1049 году император Священной Римской империи навязал выборщикам в Риме нового папу Льва IX (годы правления 1049-54). Лев начал реформу, осудив продажу церковных должностей и призвав всех священников соблюдать целомудрие. В 1073 году был избран папа Григорий VII, человек, связанный с Клуниакским орденом, и он начал развивать реформы Льва.
Рукопись XI века с изображением папы Григория VII
Григорий вновь подтвердил осуждение Львом продажи церковных должностей, а также запретил инвеституру епископов мирянами. Он настаивал на том, что он, как папа, является всеобщим главой католической церкви и что миряне не должны участвовать в назначении епископов — они должны избираться, как это было в церкви издавна. Более того, только папы могли утверждать или смещать епископов с их должностей. Он также подтвердил приверженность Церкви целибату священнослужителей. Священническое безбрачие не только является признаком преданности церковной жизни, но и предотвратит возможность наследования церковных должностей и уменьшит искушение клириков поставить интересы своей семьи выше интересов Церкви.
Этими мерами Григорий стремился отделить Церковь от светских властных структур, поставив ее под гораздо более жесткий контроль со стороны папства. Основанием для такой политики было то, что Церковь не могла должным образом заботиться о душах людей христианского мира, в то время как она мало контролировала свой собственный персонал и организацию.
Церковь против государства
Григорий также ясно выразил свое мнение о том, что папа, как наместник Бога на Земле, имеет власть над всеми светскими правителями. Примечательно, что он претендовал на право низлагать императоров и королей, освобождать подданных от присяги на послушание правителю, который не подчинялся ему, и право рассматривать все серьезные споры между светскими правителями.
Естественно, правители Западной Европы с тревогой отнеслись к заявлениям Григория: если они будут реализованы в полном объеме, то королям и императорам останется лишь остаток их королевской власти. Однако вопрос, который вызывал у них наибольшее беспокойство, касался инвеституры епископов, поскольку это были такие важные фигуры на национальном и местном уровнях. Потеря контроля над ними означала бы серьезное ослабление власти. Поэтому столкновение между папством и светскими правителями в средневековой Европе известно как «Спор об инвеститурах».
Император Священной Римской империи Генрих IV (годы правления 1056-1106) бросил вызов папе Григорию в этом вопросе. Затем папа отлучил его от церкви, что фактически освободило всех вассалов Генриха от их клятв послушания и создало серьезную угрозу его положению как императора — против него действительно вспыхнул крупный мятеж. Генрих отправился в Италию и в монастыре Каносса умолял Григория о прощении (1077 г.). Папа простил Генриха, и кризис миновал.
Преемники папы Григория сохранили его позицию, и в начале XII века светские правители Западной Европы один за другим пришли к соглашению. Был достигнут компромисс, который варьировался от места к месту, но который в целом давал как папе, так и правителям участие в назначении епископа, при этом король утверждал его в своих светских владениях, а папа подтверждал его духовную роль.
Императоры Священной Римской империи последними пришли к такому соглашению (на Вормском конкордате, 1122 г.). К этому времени длительный период гражданской войны серьезно подорвал их власть во всем их большом королевстве, склонив Священную Римскую империю на путь превращения в собрание практически независимых государств, а не в единое сплоченное царство.
Церковь и государство в гармонии
«Григорианские реформы» Церкви привели к заметному улучшению нравственного состояния Церкви. Самые грубые формы вмешательства мирян в назначение епископов исчезли, продажа церковных должностей на время более или менее прекратилась, а священство приняло безбрачие как повсеместную практику. Однако на местном уровне приходские священники по-прежнему часто назначались светскими лордами, и даже в случае с епископами правила выборов были настолько двусмысленными, что короли могли легко ими манипулировать. В любом случае папам было удобно иметь епископов, к которым прислушивались короли. Это давало им хорошие возможности влиять на светских правителей в пользу церкви.
Окончание спора об инвеститурах (так называлась эта борьба за инвеституры епископов), конечно, не означало отзыва папских претензий на ограничение власти светских правителей над Церковью. Церковь настаивала на своем праве судить духовенство в своих собственных судах, и это привело к ожесточенным столкновениям в Англии между королем Генрихом II (годы правления 1158–1189) и архиепископом Кентерберийским Томасом Бекетом. Это закончилось убийством архиепископа в 1170 году. Вызванный этим скандал означал, что Генриху пришлось отказаться от всех попыток поставить духовенство под контроль королевских дворов.
Тем временем короли Франции ловко объединились с папами, утверждая, что интересы церкви заключаются в поддержке королевской власти против власти (очевидно менее набожных!) местных магнатов. Французские короли вышли из этого периода с усилением своей королевской власти. Когда папа, в конце концов, настаивал на праве церкви не платить налог светскому правителю, было уже слишком поздно: французский король Филипп Прекрасный (годы правления 1285–1314) избил папу (1296 г. ) — опыт, из которого Папа так и не выздоровел.
Этот эпизод положил конец активным попыткам пап утвердить превосходство над светскими правителями. Различные привилегии, полученные Церковью, вызывали раздражение у светских правителей и их чиновников, но в целом они научились с ними жить. Монархи по-прежнему имели большое влияние на церковь в пределах своих владений — мы видели, что они могли манипулировать выборами епископов в свою пользу, а епископы и аббаты по-прежнему владели обширными поместьями, с которыми были связаны феодальные обязательства. Хотя они в основном больше не должны были отдавать дань уважения королям за эти земли, епископы и аббаты по-прежнему должны были выполнять по отношению к ним обязанности вассала сеньора. Церковники составляли самых способных и лучших из королевских советников и чиновников; а дополнительным преимуществом для светских правителей было то, что им можно было платить из доходов от церковных должностей, которые они занимали, а не из королевского кошелька.
Упадок папства
В начале 14 века папство должно было вступить в длительный период упадка. С середины 13 века насильственная нестабильность в городе Риме вынудила пап обосноваться в другом месте, и в 1309 году папа обосновался со своим двором в Авиньоне, Франция. Здесь он и его преемники проживали до 1378 года под пятой французского короля. Это навлекло на папство дурную славу. Дальше было хуже. Между 1378 и 1418 годами было два, затем три соперничающих папы, каждого из которых поддерживали разные страны. Эти махинации могли только подорвать престиж папства и церкви как института.
За Церковь, несмотря на то, что первоначальное реформаторское движение в XI веке было мотивировано желанием освободить Церковь от светских затруднений, следствием спора об инвеститурах и последующими попытками навязать свою волю императорам и королям , должен был сделать его более, а не менее, запутанным со светской политикой. По мере того как лидеры церкви становились более политическими, их духовный авторитет снижался. Даже когда расколы были устранены и из Рима правил один папа, он и его преемники мало что сделали для восстановления моральной целостности и духовной силы папства.
Ордены
Люди все больше и больше уважали Церковь, но не руководство Церкви в целом, а членов орденов монахов и монахинь.
Ранние монахи западного христианского мира в основном следовали бенедиктинским правилам монашеской жизни, но они формировали независимые общины, каждая из которых подчинялась своему избранному аббату. Что отличало более поздние ордена, так это то, что их монастыри подчинялись центральному штабу, который подчинялся непосредственно папе.
Первым из них был орден Клуниак, с которым мы уже сталкивались. Это датируется 10 веком и было движущей силой великого движения за реформы 11 века. Картезианцы и цистерцианцы возникли в конце 11 века с целью вернуться к более простой форме христианской жизни.
Два «нищенствующих» ордена (странствующих монахов, живших попрошайничеством) были основаны в начале 13 века. Францисканцы были основаны Святым Франциском Ассизским с конкретной целью заботы о бедных и изгоях. Доминиканцы были основаны для проповеди Евангелия. Они приехали специализироваться в образовании.
Франциск Ассизский Чимабуэ
Эти ордена распространились по всей Европе, и благодаря их деятельности – и работе бесчисленного количества верных приходских священников в городах и деревнях Европы, многие из которых были едва ли более образованными или лучше – чем их стада – христианство как религия сохранило свою власть над жизнями людей. Несмотря на богатство, помпезность и светскость церковной иерархии, европейцы все же считали себя живущими в христианском мире, и расширение Европы шло рука об руку — было неотличимо от — расширения христианской церкви.
Расширение христианского мира
Серия крестовых походов — смесь религиозного паломничества и военной экспедиции — раздвинула границы христианского мира. Самые известные из них были на Ближнем Востоке, против мусульман. Они длились с 1095 по 1291 год и в конечном итоге не увенчались успехом (одним из устойчивых результатов было то, что они превратили христианство из религии большинства среди местного населения Сирии и Леванта в религию меньшинства).
Другие крестовые походы были гораздо более успешными: Северные крестовые походы (конец 12-начало 15 веков) против языческих народов Балтийского региона навсегда присоединили к Христианская Европа (Литва не была обращена насильственно, а стала христианской по собственному желанию в середине 14 века).
Между тем, Реконкиста — многовековая кампания по отвоеванию центральной и южной Испании у мусульман — была окончательно завершена в самом конце Средневековья, в 1492 году.
Одна из особенностей Крестового похода было появление орденов монашеских рыцарей, посвятивших себя продвижению христианского мира через боевую службу. Такие ордена, как рыцари-госпитальеры (или рыцари Святого Иоанна), рыцари-тамплиеры, ливонские рыцари (рыцари Меча) и тевтонские рыцари стали могущественными и богатыми организациями. Одна из них, тамплиеры, вызывала такой страх даже в христианском мире, что была жестоко подавлена (1307/12).
Ереси
Однако крестовый поход не ограничивался границами Европы и за ее пределами. Время от времени на протяжении всей истории христианской церкви возникали ереси, последователи которых придерживались учений, незначительно или радикально отличающихся от учений господствующей церкви. Самыми известными из них в средневековой Европе были альбигойцы, или катары, как их еще называли.
Окситанский крест был сплоченным символом катаров.
Сделано Huhsunqu, воспроизведено под Creative Commons 2.5
Они учили, что есть два бога, а не один: один добрый, а другой злой – идеи восходят к зороастризму, древней персидской религии, пришедшей в Европу во времена Римской империи.
Эти идеи задержались в уголках средневекового христианского мира, чтобы выйти наружу в катарском движении 12-го и 13-го веков. Это прочно завладело жителями большой территории на юге Франции. Потребовалась серия крупных и часто жестоких кампаний, известных под общим названием Альбигойский крестовый поход (1209 г.-29), чтобы восстановить эту территорию в католическом христианстве.
В то время как катары отвергли учение христианства, другие движения, такие как вальденсы и униматисты, проповедовали более простую форму христианства, чем та, которая преобладала в государственной церкви. Они появились в начале 12 века, но в более позднем средневековье другие движения, такие как лоллардизм в Англии, Братство общинной жизни в Нидерландах и гуситы в Богемии, приобрели широкую популярность среди всех слоев общества. . Все учили, что христиане должны жить простой, скромной и нравственной жизнью. Все они также подчеркивали использование в своем обучении и богослужении местного языка, а не латыни, чтобы неученые могли иметь такой же доступ к учениям христианской веры, как и ученые. И все они были заклеймены церковной иерархией как ереси и безжалостно преследовались как таковые.
Они выжили, иногда уходя в подполье, чтобы сформировать основу, из которой зародилась Реформация 16-го века.
Дальнейшее изучение
Обзор средневековой европейской цивилизации
Феодализм в средневековой Европе
Средневековое европейское правительство и война
Средневековая европейская экономика
Помните, что экзамен AP World History проверяет глубину ваших знаний, а не только вашу способность вспоминать факты. Хотя мы предоставили здесь краткие определения, вам нужно будет знать эти термины еще глубже для экзамена AP, включая то, как термины связаны с более широкими историческими темами и пониманиями. Modern — Примечания периода 1 (1200-1450) — Подготовка к тесту Каплана
Modern Key Takeaways
— AP World History Period 1 (1200-1450) Ключевые термины AP World History: Период 1 (1200-1450)
Развитие культуры и системы верований