3.5 Развитие русской культуры в XI-XII веках. Культура Древней Руси после принятия христианства
Похожие главы из других работ:
Анализ развития культуры России во второй половине XIX века
3. Развитие русской художественной культуры
…
Великие географические открытия
2. Развитие хозяйства Украины в 16-18 веках
Развитие хозяйства Украины в 16-18 веках коротко можно характеризовать, как феодализм. Однако, как и в каждой стране экономическое развитие имело свои особенности, связанные с развитием производительных сил и производственных отношений…
Владимирский край в ХIV-XV веках
2. Роль иконописцев Владимирского края в создании русской культуры
Одной из ярких страниц культуры и искусства русской нации является иконопись, головожившая начало искусству живописи на Руси. Живописцы не только превосходно владели композицией и колоритом…
Восстание Чомпи во Флоренции
Глава 1. Социально-экономическое и политическое развитие государств Северной и Средней Италии в XIII-XV веках
…
Екатерина II. Эпоха «Просвещенного абсолютизма»
2.10 Развитие русской науки и литературы
В 1765 г. возникает Вольное экономическое общество, предназначенное для популяризации передовых агрономических знаний. В трудах этого общества печатались многочисленные статьи по организации и ведению сельского хозяйства…
Западники и Славянофилы. Проблема «Россия-Запад». Евразийство.
Евразийство. Восточная ориентация русской культуры
«right»>…завяжутся русским узлом «right»>Эти кручи и бездны Востока. «right»>Ю.Кузнецов Одно из популярных и расхожих мнений состоит в том, что для русской культуры и мысли точкой отсчета и системой ориентации всегда был Запад…
Культура Киевской Руси
1. Роль городов киевской Руси как центров формирования и развития русской культуры
культура киевский русь Во второй половине IX в. на территории Восточной Европы сложилось Древнерусское государство. Это было раннефеодальное государство, производственную основу которого составляло земледелие…
Культура средневекового Казахстана
1.2 Развитие материальной культуры
Развитие материальной культуры нашло свое выражение в изготовлении орудий труда. В VI — VIII веках основные виды орудий труда преимущественно изготавливались из железа…
Культура средневекового Казахстана
1.3 Развитие духовной культуры
К духовной культуре мы относим продукты деятельности человека в сфере сознания. Это в первую очередь язык, письменность, устное творчество и литература, наука и искусство, религия. Начавшиеся в VI в., бурные политические процессы…
М.В. Ломоносов, как ученый и педагог
2.3 Развитие М.В. Ломоносовым русской педагогической терминологии
Любая отрасль науки имеет определенную терминологию, отражающую систему и специфику научного знания. Педагогическая терминология представляет собой совокупность терминов, закрепляющих важнейшие понятия педагогической науки…
Общество и власть в правление Екатерины II
2.3 Развитие русской науки
Большой шаг вперёд делает русская наука. В 1783 году была основана особая Российская академия для изучения языка и литературы. Существовавшая с петровских времён Академия наук за 1768-1774 годы провела пять географических экспедиций…
Русская православная церковь в XIV-XV вв
I. Роль русской православной церкви в объединении Руси в XIV — XV веках
…
Развитие русской литературы в первой половине XIX века
Среди прочих видов искусства на первое место выходит литература, она задает тон общественному мнению. В условиях огосударствления культуры литература выжила, не снизив уровня идейности. Этого ей удалось достичь благодаря иносказанию…
Утверждение монголо-татарского ига на Руси
Глава 2. Влияние Орды на развитие Руси в XIII-XV веках
Дальнейший внутренний распад Руси происходил уже в связи с установлением нового, удельного порядка княжеского владения, которое совершилось не без влияния новых условий жизни, созданных татарским нашествием…
Экономика Руси периода монгольского владычества
2.3 Развитие русской торговли в 13-15 вв.
Контроль над торговыми путями был важным аспектом монгольской политики, а международная торговля являлась одной из основ монгольской империи. Золотоордынские ханы, и особенно Менгу Тимур, много делали для развития торговли и с Новгородом…
hist.bobrodobro.ru
Вопрос 11. Русская культура 12-15 век.
Конец XIII века – первые признаки нового подъёма культуры. Во второй половине XIV века русская культура вступила в новый этап своего развития, связанный с объединением русских земель вокруг Москвы, которая становится центром развивающейся русской культуры. Устное народное творчество «Песня о Щелкане Дудентьевиче» – одна из древнейших русских исторических песен, первое фольклорное произведение о восстании против иноземного ига, которое произошло в Твери в 1327 году. Летописание С XIV века начинается использование бумаги вместо дорогого пергамента. В Новгороде летописание не прерывалось даже в период монголо-татарского нашествия и ига. С1325 года летописные записи стали вестись и в Москве. В 1408 году был составлен общерусский летописный свод – Троицкая летопись, а к 1479 году относят создание Московского летописного свода. В их основе – идея общерусского единства, исторической роли Москвы в государственном объединении всех русских земель.
Вопрос 12. Вопрос №12. Образование русского централизованного государства. Политика Ивана 3 и Василия 3.
Образование русского централизованного государства.
В XIII-XIV веках сложились предпосылки образования русского централизованного государства — экономические и политические. Отправным пунктом в развитии феодальной экономики стало быстрое развитие сельского хозяйства, происходит освоение заброшенных земель. Возникла необходимость в большем количестве новых, более совершенных орудий труда, что привело к отделению ремесла от сельского хозяйства, а значит и росту городов. Происходит процесс обмена в виде торговли между ремесленником и земледельцем, т.е. между городом и деревней. Разделение труда между отдельными районами страны требовало политического объединения русских земель. Особенно в этом были заинтересованы дворяне, купцы, ремесленники. Усиление экономических связей стало одной из причин образования единого русского государства. В этот период усиливается эксплуатация крестьян, что приводит к обострению классовой борьбы. Феодалы стремятся юридически подчинить себе крестьян, закрепить их за своей собственностью. Такую функцию способно выполнить только централизованное государство. Угроза нападения извне ускорила процесс централизации Русского государства, т.к. в борьбе против внешнего врага были заинтересованы все слои общества.
В процессе образования единого русского государства можно выделить три этапа.
Первый этап (конец 13 века) – возвышение Москвы, начало объединения. Москва становится главным претендентом считаться центром русских земель.
Второй этап (1389-1462 гг) – борьба с монголо-татарами. Усиление Москвы.
Третий этап (1462-1505 гг) – завершение образования единого русского государства. Свергнуто монголо-татарское иго, завершился процесс объединения Руси.
В отличие от стран Западной Европы образование русского централизованного государства имело свои особенности:
Объединение происходило на фоне позднего феодализма, а не расцвета, как в Европе;
Объединением русских земель руководили московские князья, а в Европе – городская буржуазия;
В первую очередь Русь объединялась по политическим причинам, а потом уже по экономическим, в то время как для европейских стран главными были экономические причины.
Первым царем всея Руси и высшим судьей стал Иван IV Васильевич Грозный, сын Василия 3. Удельные князья были теперь под контролем ставленников из Москвы.
Молодое централизованное государство в XVI в. стало называться Россией. Страна вступила на новую ступень своего развития.
Внешняя и внутренняя политика Ивана 3
Внутренняя политика Ивана 3
В возрасте двадцати двух лет, Иван Васильевич, по завещанию своего отца вступил на Московский престол. К моменту вступления Ивана 3 в «должность» правителя Московского княжества в 1462 году территория Руси представляла собой множество фактически независимых друг от друга княжеств.
В процессе присоединения земель к Московскому княжеству, которые были основным направлением внутренней политики, действия Ивана 3 были, возможно, немного медлительными, но это окупалось с лихвой тем, что он старался решать вопросы, не используя военной силы, и всегда действовал, когда был уверен в положительном результате. Однако это не всегда получалось.
Добиваясь признания новгородцами главенства над собой Московского княжества, Иван 3 применил силу. Не получив обещанной помощи от польского короля и боясь жестокой расправы, жители Новгорода запросили мира. Иван 3 согласился, новгородцы уплатили «копейное» и под власть Московского князя перешла часть Двинской земли. Окончательный переход, Великого Новгорода в зависимость от Москвы, произошел спустя семь лет после описанных событий. А именно в 1478 году, 15 января горожане Новгорода согласились стать вассалами Москвы. Все это следствием внутренней политики Ивана 3, направленной на продолжение процесса объединения русских земель.
Однако царь многое делал не только для объединения, но и для развития государства. Так, по приказу Ивана 3 был введен судебник, это событие произошло в 1497 году.
Внешняя политика Ивана 3
После подчинения Новгорода, границы Московского княжества расширились, что привело к напряженности в российско-ливонских отношениях. Ливонцы осадили Псков, но потерпели поражение. В 1481 году был подписан мирный договор на десять лет. Однако, для усиления защищенности границы с Ливонией, было возведена крепость Ивангород, в 1492 году. Впоследствии, на протяжении трех лет с 1501 по 1503 годы, вновь происходили стычки русских войск с ливонскими рыцарями, но, в конце концов, было заключено перемирия на шесть лет.
В 1480 году произошло важное событие в политической жизни страны. На протяжении уже многих лет Русь не являлась зависимым от Орды государством, но, тем не менее, до конца этот вопрос решен не был. Ордынский князь Ахмат, периодически присылающий послов к Московскому князю с требованием дани, перешел к активным действиям в 1480 году. Собрав войско, Ахмат двинул его к Москве. «Стояние на реке Угре» продолжалось до 11 ноября этого же года. Без поддержки литовскими войсками Ахмат не посмел перейти реку и отступил. Это событие воспринимается, как окончание подчиненности Орде.
Во времена правления Ивана Васильевича, Россия, практически не прекращая, вела войны с Литвой, которая не желала объединения русских земель. В период, русско-литовских войн, длившихся, с 1492 по 1503 годы к Московскому княжеству присоединилось множество городов.
Также во внешней политике Иван 3 был ориентирован на дружбу с крымским ханством, вплоть до заключения союзного договора и хан Менгли-Гирей неоднократно помогал Руси.
После свадьбы Ивана Васильевича и Софьи Палеолог, московский герб был объединен с византийским двуглавым орлом и появился обычай венчания на царство.
За время своего правления Иван 3, из фактически раздробленной Руси создал мощное централизованное государство, имевшее серьезный вес и на международной арене.
Внешняя и внутренняя политика Василия 3
Внутренняя политика Василия 3, являлась закономерным продолжением действий Ивана 3, предпринятых им для отстаивания интересов православной церкви и централизации государства. Его деятельность привела к присоединению к княжеству Московскому значительных территорий. В 1510 г. – Пскова, в 1514 г. – Смоленска, в 1521 г. – Рязани. Через год, в 1522-м были присоединены Стародубское и Новгород-Северское княжества. Реформы Василия 3 привели к тому, что привилегии княжеско-боярских русских родов были заметно ограничены. Все серьезные государственные решения принимал князь лично, советуясь лишь с узким кругом доверенных лиц.
Внешняя политика Василия 3 имела четко определенную цель – оградить земли княжества от набегов, периодически совершаемых отрядами Крымского и Казанского ханств. С этой целью была введена довольно своеобразная практика. На службу стали приглашать татар из знатнейших родов, выделяя им при этом земельные владения. Дружественно был настроен князь и к более далеким государствам. Он стремился к развитию торговли с европейскими державами. Рассматривал возможности заключения унии (направленной против Турции) с Папой Римским и так далее.
studfiles.net
Краткая характеристика культуры Руси 12-го века
Истоки и основы культуры Древней Руси в 12-м в.
В 12-м в. культура Руси находилась все еще на своей ранней стадии развития и представляла собой довольно сложный синтез двух религиозных систем, которые пытались вытеснить друг друга, — христианства, которое было принято немногим больше века назад и, несмотря на огромную поддержку государства, все еще не могло полностью завоевать умы людей, и язычества, которое никак не хотело уходить и было основой уклада и жизни многих племен, вошедших в состав Руси несколько веков назад. Процесс духовных и культурных изменений, связанных с принятием христианства, шел не очень быстро — во многих сферах человеческой деятельности все еще очень сильно было выражено влияние язычества, что вполне естественно, так как последнее служило культурной основой много веков. Язычество не уступало место христианству во многом благодаря тому, что племена, которые его исповедовали, не были варварами (как думали многие соседние государства), напротив, они имели свою развитую культуру, язык, письменность, изменить которую было очень непросто.
В результате в этот период наряду с христианскими мотивами в творчестве проглядывали и языческие мотивы — мотивы природы, уважения к земле, животным и птицам, что особенно ярко прослеживалось в различных ремеслах. Таким образом, культура разделилась на христианскую (к ней относились иконопись и зодчество) и языческую (народные ремесла).
Двоеверие просуществовало достаточно долго, чтобы породить новый тип культуры, соединяющий в себе самые разные мировоззренческие позиции. В крупных городах культура все чаще представляла собой христианский взгляд на мир, строилось огромное количество церквей, монастырей, на фресках изображались библейские мотивы. В то же время в более мелких поселениях можно было встретить редкие ремесла, которыми люди занимались несколько веков и которые представляли собой торжество языческого видения мира. Существовали регионы, где христианство не проявлялось никак, а люди продолжали жить по старому укладу.
Особенности культуры 12-го в.
Однако следует отметить, что, несмотря на двоеверие, христианство все прочнее входило в повседневную жизнь и дало огромнейший толчок к развитию культуры в Древней Руси. Больше всего христианство повлияло на архитектуру, живопись и литературу. Начавшийся в 11-м в. процесс насаждения грамотности получил новый виток, стало появляться все больше образованных людей, что не могло не отразиться на культуре и стало наиболее заметно в литературе.
Культура Руси в 12-м в. вслед за христианством переняла многие традиции из Византии и Греции. Основной принцип культуры этих стран заключался в том, чтобы показать человеку всю бренность его земного существования и обратить его взгляд на духовное развитие, духовную сферу в целом. Все чаще художники стали изображать сцены из Библии и писать картины, которые, по их мнению, относились к духовной сфере жизни, и все реже можно было увидеть на полотнах изображения обыденной жизни человека. Образы потеряли связь с реальностью и стали все более эфемерными — предпочтение отдавали священному, непостижимому, божественному.
Акцент в культуре в 12-м в. сместился от внимания к человеку как существу из крови и плоти к божественному духу, заключенному в каждом.
Архитектура 12-го в.
Зодчество и иконопись стали основными отраслями культуры, в которых было наиболее заметно влияние Византии и Греции, так как именно они были тесно связаны с религией и, в частности, с христианством. От Византии Древняя Русь переняла традицию строить храмы купольно-крестовой формы, первым из которых стал Софийский собор в Киеве (он имел 13 куполов), а затем был возведен Собор Святой Софии в Новгороде и другие, более мелкие храмы.
К середине 12-го в. зодчество Руси начинает потихоньку отходить от византийских традиций и принимать собственные черты, в частности большую помпезность и богатое убранство. Связано это было с развитием феодализма — каждый феодал стремился выделиться и строил на своей земле храм, который украшал как можно богаче, чтобы показать свое благосостояние соседям. Архитектура стала помпезной, яркой, изощренной, что совершенно не свойственно храмам в Греции и Византии. Примером таких храмов стали церковь Покрова на Нерли, Успенский собор во Владимире (украшен особой системой арок, что придает ему легкость и ажурность).
Живопись и иконопись в 12-м в.
Изобразительное искусство также развивалось под влиянием христианства. Все больше художники стали обращаться к созданию церковных фресок и мозаик, стала появляться русская школа иконописи со своими традициями и принципами, зародились первые мастера в этом жанре. Ярким примером изобразительного искусства того периода можно назвать мозаику Богоматери в Софийском соборе в Киеве.
Иконопись становится русской: стали появляться русские мастера, которые заняли место греков и византийцев, которых раньше нанимали для создания икон. Русские мастера постепенно перестают копировать технику и сюжеты своих зарубежных учителей и создают собственные работы, отличающиеся от традиционных греческих и византийских икон. В этот период появляются работы, ставшие известными на весь мир.
Литература в 12-м в.
Литература развивается не такими быстрыми темпами, как другие отрасли искусства, однако в этот период происходит важный толчок к ее дальнейшему процветанию. В основном в 12-м в. занимались переводами различных религиозных греческих трактатов и летописей, однако вскоре появляется и собственная летопись — «Повесть временных лет». После ее появления в литературе происходит огромный прорыв, появляются многочисленные жития святых, автобиографические записи, написанные уже самими русскими мастерами.
В этот же период появляется «Слово о полку Игореве» — произведение, которое считается основой всей русской художественной литературы.
ПОМОГЛО? ЛАЙКНИ!
historynotes.ru
Культура Руси в 12 веке
Культура Руси в 12 веке находилась на своей самой ранней стадии культурного развития. Она представляла из себя весьма сложный синтез двух совершенно различных систем религии. Оба этих религиозных направления пытались вытеснить друг друга. Христианская религия, которую уже приняли более века назад, всё ещё не могло полностью заполонить разум народа. Во многих племенах, которые уже стали входить в состав российской империи, никак не хотели избавляться от язычества, которое тут давно укоренилось. Довольно медленными шагами происходил процесс культурных и духовных изменений, которые были тесно связаны с христианским принятием. В большинстве сферах деятельности человеческой жизни, всё ещё присутствовало язычество. Хотя так и должно было происходить, ведь эта культура служила религиозной опорой на протяжении многих веков. Очень важно знать, что язычество не могло сильно уступать христианству, потому, что практически все племена, которые шли в ногу с язычеством не были варварскими племенами. Хотя большинство соседних королевств так не считало. Он наоборот имели личную и весьма развитую культуру, а также письменность и свой язык, на смену которых могло потребоваться огромное количество времени.
В результате этого, в эти годы можно было заметить в местном творчестве как христианский уклон, так и языческий. Присутствовали природные мотивы, уважение к своей земле, к окружающим птицам и животным. Это превосходно было подчёркнуто практически во всех ремёслах. В следствии этого, культура Руси 12 века плавно распределялась на христианский тип, в котором присутствовали зодчество а также иконопись и языческий тип религии, в котором в основном наблюдались ремёсла народа.
Доверие к язычеству существовало не одно столетие, и просто не возможно было искоренить его сразу после появления христианства в котором были тесно переплетены различные позиции мировоззрения иных государств. Во многих больших городах, на мир смотрели с христианских позиций. Начинали возводить множество христианских церквей и храмов, на фресках которых были изображены мотивы библии. В свою очередь маленькие деревеньки были переполнены ремесленниками, которые трудились по языческим обычаям. Было множество различных регионов, в которых отказывались принимать христианство и старались жить также как и их предки, по законам язычества.
Если не обращать внимание на то, что на Руси было две веры, христианская вера всё более крепче укоренялась в умах народа, что стало огромным толчком для развития Древней культуры на Руси. Христианство значительно затронуло живопись, литературу и архитектурные строения. В 11 веке начался массовый процесс получения грамотности. На улицах стало всё больше порядочных и образованных людей. Это прекрасно отразилось на культуре Руси 12 века и стало более заметно в литературе.
В 12 веке культура Руси помимо христианства решила перенять у Греции и Византии многие традиции и праздники. Весь смысл этой религии заключался в том, чтобы довести до человека, что его земное существование даже и близко не сравниться с духовным равновесием. Художники той пора стали гораздо чаще изображать на своих полотнах сцены из библейского наследия а не простую обыденную жизнь народа. Образы на картина постепенно теряли связь со всем реальным и стали более священными и божественными.
www.istmira.com
Тема № 14. Культура Древней Руси.
Древняя Русь существовала с 9 века. В социально-экономическом и политическом отношениях она представляла собой средневековое феодальное государство, ставшее логическим следствием формирования славянских этносов, одним из которых являлся русский.
Начало становления русского этноса восходит к 1 веку н.э., когда славяне были втянуты в так называемое Великое переселение народов, в ходе которого они, находясь первоначально между Вислой и Тисой, распространились затем на огромные территории — от Балтики на севере до Адриатики и Балкан на юге, от Эльбы на западе до Днепра на востоке. В формировании русского этноса принимали участие не только собственно славянские племена, но и древние русичи (русы), балтийские, угро-финские, тюркские, монголо-татарские и иные племена. К 9 веку русские славяне имели все необходимые предпосылки для создания государства: большая численность населения, огромная территория, тесные социально-экономические связи и т.д. Инициативу его создания взяли на себя древние русы, которые под водительством варяга Рюрика одержали верх над славянами и в 862 г. в Новгороде основали державу, к которой в 882 г. был присоединен Киев, где такжежили славяне.
Так возникла Киевская Русь — первое русское государство, основу которого составлял древнерусский этнос.
К этому времени, наряду с государственностью, Русь имела все статусные элементы древней цивилизации. Основой экономики были земледелие и скотоводство. Высокого уровня достигли выплавка металла и чеканка, гончарное производство и вышивка, изготовление тонких эмалей и изящных ювелирных украшений. Высочайшего мастерства достигли наши предки в обработке дерева. Благодаря славянским просветителям Кириллу и Мефодию Русь получила письменность. Помимо Киева и Новгорода — главных административных и культурных центров — строились другие города.
До 988 г. Киевская Русь была языческой, а после принятия Православия стала христианской, хотя в западный «христианский мир» полностью так и не была принята.
13 век в истории Руси оказался исключительно, сложным и трудным. Его можно назвать даже судьбоносным. Он стал последним веком существования Киевской Руси. В это время она оканчательно распалась на Юго-Западную, Северо-Восточную и Новгородскую земли, между которыми шли бесконечные усобицы, все это происходило на фоне критической ситуации, в которой оказалась Русь. Ей одновременно угрожала потеря независимо и с Запада — от литовцев, немцев и шведов, и с Востока — со стороны монголо-татарской Золотой Орды. Исключительно ответственные и поистине исторические решения пришлось принимать Александру Невскому — великому князю Новгородскому, а позднее Владимирскому.
Он пришел к выводу, что угроза с запада является для Руси смертельной. Поражение на этом направлении означало исчезновение Руси и ассимиляцию русского народа. Поскольку здесь победа в открытом сражении была вполне возможной, князь Александр решил принять идущий с этой стороны вызов. Победа над шведами в Невской битве (1240) и немецкими рыцарями в Ледовом побоище (1242 ) подтвердили правильность сделанного выбора и устранили западную угрозу для Руси.
Что касается восточной угрозы, то здесь открытое противостояние было практически невозможно: военное превосходство явно было на стороне Орды. Поэтому Александр Невский и его преемники использовали другие политические способы и средства: искусная дипломатия, компромиссы, личные дружеские связи с Батыем и другими ханами. Русь при этом оказалась в вассальной зависимости от Золотой Орды, которая длилась около двух с половиной веков (1243 — 1480). Эта зависимость, конечно, нанесла большой вред Руси. Она затормозила ее социально-экономическое и культурное развитие, стала одной из главных причин отставания от западноевропейских стран. Однако материальные, денежные и иные потери позволили Руси сохранить свое существование и относительную свободу.
В 14 веке на развалинах Киевской Руси шло строительство новой Руси, в ходе которого Москва постепенно выдвигается на ведущие позиции. В 1380 г. Дмитрий Донской — великий князь Московский — одержал победу на Куликовом поле над монголо-татарскими войсками, после чего зависимость Руси от Орды стала во многом номинальной. Дмитрий Донской впервые передал свое княжение Василию 1 без санкции Золотой Орды. 15 веке Русь получает название «Святая», что свидетельствует о том, что на месте прежней возникла новая Русь — Московская. В 1480 г. произошло знаменитое «стояние на Угре», когда по берегам реки Угры с лета до конца осени стояли лицом к лицу, не решаясь вступить в прямые военные деиствия войска хана Большой Орды Ахмата и великого князя Ивана III — в связи с отказом последнего (1476) платить Орде очередную дань. В ноябре месяце войска хана отступили и ушли, или, вернее, «бежали никем не гонимы», что означало конец русской зависимости от Орды. Русь стала суверенным государством и фактически, и юридически. В 15 столетии из общерусского этноса выделяются три новых: великороссы, украинцы и белорусы. С конца 15 века Русь называется Россией.
В 16 веке Россия становится единым централизованным царством со столицей в Москве. Поэтому уже в начале столетия Иван III имел все основания именовать себя «Великим князем всея Руси». Россия приобретает все большую экономическую и политическую стабильность.
В начале 17 века Россия переживает смутные времена. Она отражает польско-литовскую и шведскую интервенции. В середине столетия (1654) Украина воссоединяется с Россией. До этого Украина с середины 14 века находилась под властью Литвы и Польши.
Становление и самобытность древнерусской культуры. Не менее сложным был процесс становления и развития древнерусской культуры. Она складывалась под влиянием культур Византии, Западной Европы и Востока и при тесном взаимодействии с ними.
Византия сыграла огромную роль в развитии древнерусской культуры. Если быть точным, то правильнее будет говорить именно о влиянии византийской культуры на русскую, а не их взаимодействии. У Византии Русь позаимствовала свой государственный герб — двуглавого орла, взирающего на Запад и Восток. Оттуда же на Русь пришла идея о неразделимости церкви и царства.
При этом следует иметь в виду, что Византия того времени достигла наивысшего уровня средневековой культуры. Так что влияние было самым благотворным. К тому же через нее Русь осваивала богатейшее наследие античной греко-римской культуры. Разумеется, Русь не просто копировала чужую культуру, но творчески преобразовывала ее в соответствии со своими представлениями, традициями и вкусами, делая ее своей и неповторимой.
Главным каналом влияния византийской культуры была религия. Принятие православного христианства открыло для Руси доступ к богатейшим и неисчерпаемым духовным ценностям. Особое значение имел перевод Библии на старославянский язык, что сделало идеи и содержание христианства более доступными и понятными простому народу. Огромным было также влияние византийской художественной культуры. Наиболее сильно оно сказалось в архитектуре, мозаике, фреске, иконописи, а также в прикладном искусстве — в ювелирном деле и обработке камня.
В архитектуре византийское воздействие продолжалось главным образом с 10 века до середины 12 века. По-особому ярко оно проявилось в храмовом и дворцовом строительстве Киева, который поддерживал самые тесные связи с Константинополем и даже соперничал с ним. Именно из Византии в Древнюю Русь пришло строительство величественных по размерам и изящных по красоте каменных зданий с использованием сводчатых и купольных перекрытий.
В живописи византийское влияние было более продолжительным. Наиболее ярко оно проявилось во фреске и особенно в иконографии. Однако, хотя иконопись пришла на Русь из Византии, именно на Руси она достигла наивысшего уровня и непревзойденных форм. В иконописи Древняя Русь не знает себе равных.
Западная Европа также играла весьма важную роль в культурном развитии Древней Руси. Причем в данном случае вполне можно говорить о взаимодействии, ибо в домонгольский период Русь находилась примерно на том же уровне, что и европейские страны. Культурному взаимодействию способствовала обоюдная принадлежность к христианству, а также взаимовыгодные торгово-экономические и политические связи. В частности, предметы работы западноевропейских ремесленников и мастеров прикладного искусства- подсвечники, водолеи, чаши, ювелирные изделия, резьба по кости — обнаружены во многих городах Древней Руси. В свою очередь, изделия древнерусских мастеров пользовались широким спросом в западных странах.
В художественной культуре западное влияние наиболее ощутимо проявилось в зодчестве. Уже в 11 веке в храмах городов Северо-Западной Руси (Новгород, Полоцк и др.) встречаются некоторые элементы романской архитектуры, затрагивающие главным образом внешний облик зданий: украшение поверхности стен каменной резьбой, использование контрфорсов и т.д.
В 12-13 веках воздействие романского стиля становится гораздо более значительным, о чем свидетельствуют храмы и другие постройки Владимиро-Суздальской Руси. В целом, после падения Византии (1453) Россия все чаще устремляет свой взор на Запад. Данная тенденция заметно усиливается в 17 веке, особенно после открытия Славяно-греко-латинской академии в Москве (1687).
Что касается контактов и связей Древней Руси с Востоком, то они в домонгольский период носили в основном торгово-экономический характер. Во время монголо-татарского нашествия связи существенно меняются, становятся тесными и всесторонними. Древняя Русь восприняла от Золотой Орды некоторые элементы политического устройства, а также многие особенности духовной культуры и бытового уклада жизни.
Несмотря на тесное взаимодействие с другими народами и государствами, древняя Русь смогла создать и сохранить свою неповторимую и самобытную культуру. С самого начала русская культура была евразийской, то есть включающей в себя черты и западной и восточной культур. В то же время она существенно отличается от той и другой. По сравнению с западной русская культура менее рациональна и прагматична, в ней гораздо большее значение имеют чувства и эмоции. Русская культура ограничивает проявления индивидуализма и эгоизма, в ней преобладает коллективное начало. Вместе с тем в ней нет растворения личности в коллективе.
Русская культура более контрастна, чем западная и восточная. Она отмечена крайностями, которые, как отмечает С.Аверинцев, не опосредованы духом юридической цивилизованности. Так, для русской культуры весьма трудным является вопрос о власти над людьми, о соотношении насилия и ненасилия. Запад нашел решение данного вопроса через меру того и другого. Русские предпочитают иной принцип: казнить — так казнить, миловать — так миловать. То же самое наблюдается применительно к соотношению между кротостью и грозностью. Если кротость и смирение — то до рабства и любви к своим палачам. Если грозность и суровость — то до исступления. В русской культуре, видимо, наиболее полно воплотился христианский тезис о непротивлении злу насилием.
Русского человека отличают открытость и отзывчивость, дружелюбие и готовность придти на помощь, широта и щедрость души, жертвенность. У него нет выраженного стремления к богатству, а если таковое возникает, он с легкостью может все пустить на ветер. Для него характерны удивительная терпимость и редкое терпение ко злу, хотя это долготерпение нередко заканчивается всесокрушающим бунтом и взрывом. Во многом именно эти черты и составляют своеобразие русской культуры, русского менталитета, загадку «русской души».
Эволюция древнерусской культуры. Языческий период. В своей эволюции культура Древней Руси прошла несколько этапов. Первый из них — языческий, или дохристианский, который приходится на время возникновения и становления Киевской Руси (9-10 века).
Язычество возникло у славян в глубокой древности, в первобытном обществе, задолго до появления древнерусского государства. Основная его черта — многобожие. Как и в других культурах, в славяно-русском язычестве большое значение имеют самые древние формы религии — магия, фетишизм и особенно тотемизм. Наиболее почитаемыми у славян тотемами среди птиц были сокол, орел и петух, а среди животных — конь, медведь.
В начале 1 тыс. н. э. божества принимают антропоморфную форму. Главными среди них становятся боги Солнца, Неба и Огня — Сварог, Даждьбог и Хорос, Ветра — Стрибог, домашних животных и богатства — Велес (Волос). Почитались также покровители предков, семьи и домашнего очага — Род и Рожаницы, бог плодородия Ярило, женское божество Мокошь. Славяно-русская мифология не была зафиксирована в литературных произведениях, и потому не известны четкое распределение ролей между божествами и строгая иерархия. Тем не менее, более поздний бог Грозы Перун в 9 веке становится главой языческого пантеона, а также покровителем князя и его дружины.
Поклонения и жертвоприношения языческим культам проходили в специальных культовых святилищах — капищах, которые представляли собой округлые деревянные или земляные сооружения, возведенные на насыпях или холмах. В центре святилища находилось деревянное или каменное изваяние божества — идол, вокруг которого горели жертвенные костры.
Самым знаменитым культовым памятником язычества стал Збручский идол (9-10века) — четырехгранный каменный столб, установленный на холме над рекой Збруч. Грани столба покрыты барельефами в несколько ярусов. На верхнем изображены боги и богини с длинными волосами. Затем идут еще три яруса, раскрывающие представления наших предков о космосе, небе, земле и подземном мире.
Из последних памятников язычества заслуживает выделения турий рог из княжеского курганного погребения «Черная могила» в Чернигове (9-10 века). На серебряной оковке рога и с помощью чеканки изображен полусказочный звериный мир, а также эпизод из жизни былинного героя Ивана Годиновича: показана похожая на орла «вещая птица», а рядом с ней — две бегущие фигуры: длиннокосая девица с луком и колчаном — видимо, невеста Ивана Годиновича, и бородатый мужик – скорее всего, Кощей Бессмертный.
В языческой Руси высокого уровня достигает прикладное икусство. Многие изделия — браслеты и височные кольца, амулеты и обереги, подвески и фибулы, предметы быта и игрушки — в руках искусных мастеров становились настоящими произведениями искусства. Успешно развивается также устное народное творчество. Создаются былины — эпические песни, сказки, а также свадебные песни, колядки, ритуальные надгробные плачи и т.д.
Болыиое значение имело проникновение на Русь славянской письменности, созданной Кириллом и Мефодием на основе греческого алфавита, хотя на языческом этапе письменность еще не получила широкого распространения.
Культура Киевской Руси. Второй этап эволюции древнерусской культуры продолжался примерно два с половиной столетия — с конца 10 века и до середины 13 века. Его можно называть домонгольским, поскольку он предшествует монголо-татарскому нашествию и приходится на время существования Киевской Руси, когда та, в течение полутора веков, была единым и процветающим государством, а затем постепенно распалась на отдельные княжества.
Начало второго периода совпадает с принятием христианства. Как отмечается в летописи, в 988 г. над Киевом «воссиял свет» Христовой веры, радикально изменившей судьбу Руси. Следует подчеркнуть, что принятие византийского православия не было случайным или неожиданным актом. Напротив, оно стало ответом на требование исторической необходимости, и ему предшествовала большая и серьезная подготовительная работа.
Князь Владимир и его окружение подвергли критическому изучению и сопоставлению католицизм, ислам и хазарский иудаизм. Владимир также предпринял попытку создания своего варианта монотеизма (единобожия), возвысив культ Перуна над всеми другими. Однако эта попытка потерпела неудачу. Только после этого выбор был сделан в пользу византийского православия. Летопись сообщает, что на решение Владимира заметно повлияли красота и великолепие богослужения и Константинопольском храме св. Софии, а также возможность вести богослужение не на латыни, как того требует католицизм, а на родном славянском языке.
Приход христианства вызвал глубокие изменения во всей древнерусской культуре, которые сразу же проявились в архитектуре и градостроительстве.
В домонгольский период на Руси — наряду с традиционным деревянным зодчеством — невиданный размах получает каменное строительство. Ведущие позиции в этом деле занимает Киев, который бурно растет и не без успеха соперничает с Константинополем. Наряду с Киевом быстро растут другие города, самыми крупными среди которых были Новгород, Чернигов, Галич, Смоленск, Полоцк, Владимир, Суздаль. Судя по летописям, если в 9-10 веках в Древней Руси было около 25 городов, то в 11-12 века их насчитывалось уже более 200. Поэтому не случайно иностранцы называли Русь «страной городов» — «Гардарик». Среди монументальных городских построек преобладали культовые — храмы и церкви.
Первым выдающимся памятником древнерусского каменного зодчества стала Десятинная Церковь св. Богородицы (989 — 996 гг.), возведенная Владимиром в Киеве. Она представляла собой величественный трехнефный крестово-купольный храм.
Вершиной древнерусского зодчества стал Киевский храм св. Софии (11 век), сооруженный Ярославом Мудрым. Он является грандиозным пятинефным крестово-купольным храмом с 13 куполами, гармоничное расположение которых делает все сооружение удивительно стройным и прекрасным. «Софии Киевская» перекликается и явно соперничает с Константинопольской, ни в чем ей не уступая. Этот шедевр зодчества оказал влияние на другие архитектурные произведения, в частности Софийские соборы в Новгороде и Полоцке. В этих сооружениях сказалось влияние не только Византии, но и европейского романского стиля. В то же время в них ярко проявилась неповторимая самобытность именно русского зодчества, главными чертами которого являются суровое величие, эпически-былинное спокойствие и торжественность.
Среди памятников светской архитектуры особого внимания заслуживают Золотые врата Киева (11 век), построенные в подражание константинопольским вратам. Они представляют собой опирающуюся на мощные пилоны громадную арку, увенчанную надвратной Церковью Благовещения.
В 12 веке ведущие позиции в зодчестве переходят к Владимиро-Суздальскому княжеству – сопернику и преемнику Киева. Сначала развитие архитектуры идет здесь под влиянием Киева, но затем складывается вполне самостоятельное и неповторимое белокаменное зодчество.
Одним из замечательных его памятников является Успенский собор (12 век) во Владимире, представляющий собой пятинефное, шестистолпное сооружение с пятью главами. Вторым знаменитым памятником во Владимире является Дмитриевский собор (12 век) — четырехстолпный одноглавый храм. Он отличается редкой стройностью и пропорцией частей, его стены с внешней стороны покрыты великолепной резьбой. Исключительным шедевром владимиро-суздальской школы является небольшая Церковь Покрова на Нерли (12 век), возведенная при впадении реки Нерли в Клязьму. Этот одноглавый крестово-купольный храм покоряет редчайшим изяществом и поразительной гармонией форм. Он удивительным образом сливается с природным ландшафтом. Принятие христианства способствовало возникновению и быстрому развитию на Руси литературы. Одним из первых литературных памятников стало «Слово о законе и благодати» (11 век) митрополита Иллариона, где прославляется Русская земля и проводится мысль о равенстве «всех христианских народов». В начале 12 века монах Нестор написал первую летопись – «Повесть временных лет», раскрывающую вопрос – «откуда есть пошла Русская земля». Еще одним великим памятником древнерусской литературы стало «Слово о полку Игореве» (12 век), повествующее о причинах бед и неудач Руси.
Наряду с архитектурой и литературой не менее успешно развивается изобразительное искусство — монументальная и станковая живопись. Первую из них представляют мозаика и фреска. Наиболее яркие образцы мозаичных и фресковых творений имеются в «Софии Киевской». Ее полы покрыты мозаичной смальтой. Центральный купол и подкупольное пространство собора, центральная часть алтаря, восточны столбы, паруса и подпружные арки украшены драгоценной мозаикой, а все остальные части стен — фресковой росписью В технике мозаики выполнен погрудный Христос — Вседержитель, находящийся в куполе в окружении четырех архангелов; апостолы — между окон; евангелисты — в парусниках, а также монументальное изображение Богоматери Оранты в алтарной апсиде. В технике фрески выполнены сцены из жизни Христа, Богоматери, архангела Михаила, а также групповые портреты семьи Ярослава Мудрого, светские сюжеты и т. д.
В 12 веке мозаика на Руси сходит на нет, возможно, из-за слишком сложной и трудоемкой технологии. Зато фреска заметно расширяет свои владения. В ней все меньше ощущаете и византийское влияние, она все более становится русской по стилю и духу. Об этом свидетельствуют прекрасно сохранившиеся фрески в Новгородской церкви Спаса Нередицы (Спас на Нередице) и особенно фресковые росписи Дмитровского собора во Владимире, которые сохранились лишь отчасти.
Станковую живопись представляет икона. В домонгольский период русские мастера осваивают трудные канонические формы византийской иконографии и ищут свой, неповторимый стиль, соответствующий духу русского гения. Но и на этом этапе им удается создавать настоящие шедевры. К их числу относится икона «Ангел Золотые власы» (12 век), в которой уже вполне видны особые черты русской иконописи. Русская икона преодолевает излишнюю суровость и холодность византийских икон, в ней гораздо больше человеческой жизни, теплоты и грусти. Наиболее почитаемыми в этот период иконами являются византийские, и прежде всего икона Владимирской Богоматери (12 век), которая стала на Руси одной из главных святынь и остается таковой до наших дней.
Монголо-татарский период. Третий — монгольский период охватывает время монголо-татарского нашествия. Он продолжался около двух с половиной столетий — с 1243 г. до 1480 г. В этот период русская культура понесла значительные потери, сказавшиеся в первую очередь на ремеслах. Некоторые из них – производство украшений, изделий из драгоценных металлов, техника перегородчатой эмали — исчезли совсем. Другие же из-за упрощения технологии заметно снизили уровень качества. На целое столетие — с середины 13 века до середины 14 века – почти полностью прекратилось каменное строительство. Данное обстоятельство в свою очередь отрицательно сказалось на развитии живописи, в особенности на фресковой росписи.
В монгольский период главными центрами русского зодчества становятся Новгород и Псков, а также Москва и Тверь. Основным типом постройки по-прежнему остаются культовые — храм и церковь. Классический стиль новгородского храма, сложившийся во второй половине 14 века, сохраняет традиции русского деревянного зодчества, его отличают народность, праздничность и живописность. Именно такими предстают Церковь Федора Стратилата на Ручье и Церковь Спаса на Ильине улице в Новгороде. В псковских творениях омеченные черты еще более усиливаются. Московская архитектура складывается в 15 веке и достигает своего расцвета концу века, вместе с избавлением от монголо-татарской зависимости.
Наиболее успешно в монгольский период развивается иконопись. К 14 веку русская иконография завершает освоение византийской живописи и становится вполне зрелой и самостоятельной. В ней складывается множество оригинальных школ — новгородская, псковская, московская, тверская, ростовская, вологодская, каждая из которых создает выдающиеся произведения.
Огромный вклад в развитие русской иконописи внес Феофан Грек, переселившийся в 70-е годы 14 века на Русь из Византии. В Новгороде он создал прекрасные фресковые росписи в Церкви Спаса на Ильине. В Москве вместе с Андреем Рублевым и Прохором из Городца расписал иконостас старого Благовещенского собора в Кремле. Ему принадлежат иконы «Донская Богоматерь», «Святые апостолы Петр и Павел» в Успенском соборе Московского Кремля. Его произведения отличаются внутренним напряжением и драматизмом, яркой выразительностью.
Наивысшего расцвета иконография достигает в творчестве Андрея Рублева (ок. 1360 — ок. 1430 гг.). Помимо упомянутого выше участия в росписи Благовещенского собора в московском Кремле, он вместе с Даниилом Черным участвовал в создании росписей и икон Успенского собора во Владимире, Троицкого собора в Троице-Сергиевой лавре, а также Спасского собора Андроникова монастыря в Москве.
Высшим достижением творчества Андрея Рублева стила знаменитая «Троица», написанная на сюжет из библейского мифа о трех ангелах, воплощающих триединство Бога. Икона покоряет идеальной композицией, поразительной гармонией удивительного голубого цвета с розовым и зеленым. От нее исходит какое-то благостное умиротворение, необыкновенная чистота, загадочный свет.
Андрей Рублев оказал огромное воздействие на всю последующую иконопись. Его влияние проявилось в творчестве одного выдающегося живописца — Дионисия, который участвовал в росписи Успенского собора в Московском Кремле , написал иконы митрополитов Петра и Алексия, «Спас в Силах», создал прекрасные фрески в Ферапонтовом монастыре в Белозерском крае.
Благодаря творчеству Андрея Рублева, Феофана Грека, Даниила Черного, Дионисия и других художников русская иконопись достигла непревзойденных высот. В этом виде искусства за Русью признается такое же первенство, как за Египтом — в рельефе, Древней Греции — в скульптуре, Винизантии — в мозаике. Основная тема русской иконы — Богоматерь, имеющая множество вариантов: «Милостивая», «Утешительница», «Нечаянная Радость» и т. д. Всего насчитывается около 800 наименований различных типов икон Богоматери, почитаемой как покровительница русского народа и государства.
Наряду с иконописью в третьем периоде также развиваются литература и общественная мысль. Здесь главными выступают тема патриотизма, идея объединения Руси для борьбы с монголо-татарским засильем, прославление героизма в этой борьбе. Именно это составляет содержание поэтической повести «Задонщина», а также «Сказания о Мамаевом побоище», посвященных Куликовской победе. В развитие общественной мысли огромный вклад внес Сергий Радонежский (1321-1391) — выдающийся церковный деятель и мыслитель.
Развитие культуры России. Четвертый — последний — этап в эволюции древнерусской культуры приходится на 16-17 века и продолжается с 1480 г. до 1698 г. В этот период вместе с освобождением от монголо-татарства происходит также формирование единой общерусской культуры. Это стало одним из величайших достижений в развитии России.
В 16 веке в русской культуре возникают совершенно новые явления. Главное из них — книгопечатание, за которым следуют радикальные изменения во всей культуре. Россия в этой области отстала от Западной Европы на столетие. И вот в 1564 г. дьякон Иван Федоров издает первую свою книгу – «Апостол». Оказавшись во Львове, он издает первый русский букварь (1574) – «для пользы русского народа». Всего в 16 веке в Москве вышло 20 книг — в основном богословского содержания.
В 16 веке происходит резкий подъем национального самосознания русского народа. Россия разрабатывает политическую концепцию происхождения Российского государства, его места и роли в мире. В «Сказании о князьях Владимирских» излагается основанная на легендах история происхождения русских великих князей от римского императора Августа и получения Владимиром Мономахом царских регалий от византийского императора Константина Мономаха.
Возникает идея о Москве как о «третьем Риме», сформулированная псковским старцем Филофеем в его посланиях Василию III (1510- 1511), где он, в частности, пишет: «два Рима пали, третий стоит, а четвертому не бывать». Согласно Филофею, центр христианства последовательно перемещался от Рима «ветхого» во «второй Рим» — Константинополь, а оттуда в Москву. Византия изменила христианству, согласившись в 1439 г. на унию с католической Церковью. Только Москва осталась верна Православию и потому является мировым центром христианства. Отсюда выводится мысль о мессианской роли России, которая, сохраняя и продолжая истинную христианскую веру, сохраняя подлинную духовность, тем самым спасает мир от зла и скверны.
В середине 16 века наблюдается мощный всплеск русской общественной мысли, который вызвал появление в литературе нового жанра — публицистики. Русская мысль активно обсуждает характер складывающегося государства, роль закона и самодержавной воли, соотношение «церкви» и «царства», духовной и светской власти. О природе самодержавной власти идет спор между Иваном Грозным и князем Андреем Курбским. Опираясь на идею о божественном происхождении царской власти, Иван Грозный утверждает, что он имеет право судить и наказывать не только за дела, но и за мысли.
В целом в 16 веке происходит оживление во всех областях жизни, включая художественную культуру.
В архитектуре к числу главных событий относится создание Московского Кремля, ставшего одним из красивейших архитектурных ансамблей мира. Он как бы венчает победу русского народа в освободительной борьбе и окончательное утверждение Москвы как центра России. В его ансамбль входят три великолепных собора. Первый из них — пятиглавый Успенский собор (1475 -1479), построенный итальянским архитектором Аристотелем Фиораванти, служил местом возведения на великокняжеский престол. Он поражал современников «величеством, высотою, светлостью, звонкостью и пространством». Его отличают парадность, строгость и сдержанность.
Второй — трехглавый Благовещенский собор (1484 — 1489) — изящный и изысканный придворный собор с Церковью Ризоположения (1484 — 1486), соединен с дворцовым комплексом, в состав которого входил приемный зал — Грановитая палата (1487 -1492), построенная Марко Руффо и Пьетро Солярио.
Третий — Архангельский собор (1505 — 1509) — был построен с использованием светских элементов и служил великокняжеской усыпальницей. Ансамбль включает также высокий и внушительный столпообразный храм — колокольню «Иван Великий» (1500 — 1508). Кроме этого, Кремль был обнесен новыми кирпичными стенами длиной более двух километров с 18 башнями, ставшими не только надежными укреплениями, но и настоящими произведениями искусства.
Московский Кремль стал своеобразным итогом всего предшествующего развития русской архитектуры. Он вобрал и себя лучшие достижения Владимиро-Суздальской, Новгородско-Псковской и других школ, и в то же время заложил основы для дальнейшего подъема русского зодчества, для формирования общерусской национальной архитектуры.
К числу новых явлений относится шатровый стиль, возникший в начале 16 века, который продолжает традиции русского деревянного зодчества и порывает с византийским типом крестово-купольного храма.
Прекрасным памятником каменной шатровой архитектуры явилась Церковь Вознесения в селе Коломенском (1530 -1532). Самым знаменитым памятником такой архитектуры стал Собор Покрова на Рву, известный также как храм Василия Блаженного (1555 — 1561), построенный русскими зодчими Бармой и Постником в память о взятии Казани. Ансамбль римского собора состоит из 9 столпообразных храмов, размещенных на общем основании. Центральный храм увенчан большим шатром, а вокруг него расположены луковичные купола остальных восьми храмов. Смелая и оригинальная композиция, яркая красочность и нарядность куполов сделали собор редчайшим шедевром мирового искусства. Покровский собор стал также величественным символом объединения русских земель и княжеств в единое государство.
Не менее богатым на события в истории русской культуры был и 17 век. В это столетие завершается эволюция средневековой культуры и в ней рождаются элементы культуры нового времени, для которой характерны усиление светского и рационального начал, секуляризация и «обмирщение». Заметно расширяются и углубляются связи со странами Западной Европы. Все области культуры значительно усложняются и дифференцируются, в них возникают совершенно новые явления. Одним из важных событий в духовной жизни стал раскол Православной Церкви, вызванный реформами патриарха Никона (1653 — 1656), направленными на усиление роли Церкви и государства и проводившимися силовыми методами. В результате иозникло старообрядчество, имевшее весьма противоречивый характер и ставшее во главе оппозиции официальной идеологии.
К числу важных явлений следует также отнести начало формирования системы образования. В стране появляются государственные и частные средние школы, издаются книги и учебные пособия, среди которых издания религиозного содержания соседствуют со светскими. В 1687 г. в Москве было открыто первое в России высшее учебное заведение — Славяно-греко-латинская академия — для подготовки кадров высшего духовенства и чиновников государственной службы.
В художественной культуре также происходят важные изменения. Литература обогащается целым рядом новых жанров. Один из них — сатира. Тематика сатирических произведений весьма разнообразна. В «Повести о Шемякином суде» и в «Повести о Ерше Ершовиче» изобличаются порядки в суде. В «Азбуке о голом и небогатом человеке» осуждается падение нравов среди горожан, а в «Празднике кабацких ярыжек» — государственная монополия на торговлю водкой.
Среди новых видов и жанров искусства — театр, драматургия и стихосложение. Основоположником русской драматургии стал Симеон Полоцкий, написавший такие пьесы, как «Трагедия о Навуходоносоре царе», «Комедия притчи о блудном сыне». Он явился также зачинателем стихосложения, создав «Псалтырь рифмотворную» и два рукописных сборника «Рифмологион» и «Вертоград многоцветный». Первые театральные представления состоялись в придворном театре царя Алексея Михайловича в 1672 г.
Архитектура 17 века также претерпевает серьезные изменения. В ней наблюдается усиление светского начала, отход от строгих церковных канонов, явное сближение культового и гражданского зодчества.
По-прежнему высокий уровень и широкое распространение имеет деревянное зодчество. Прекрасным памятником светской деревянной архитектуры был не сохранившийся дворец Алексея Михайловича в Коломенском (1667 — 1668), в котором по-особому отчетливо проявилось стремление к высшей нарядности, живописности и декоративности.
К середине 17 века широкий размах получает светское каменное строительство. Ярким образцом в этом плане является построенный в Московском Кремле Теремной дворец, сочетавший в себе традиции деревянных сооружений с новейшими мотивами каменной архитектуры. Другим примером гражданской постройки стал Гостиный двор в Китай-городе (1668 — 1684).
Под влиянием светской архитектуры культовые сооружения также становятся все более праздничными, нарядными, многоцветными, украшенными богатым декором. Воздействие гражданской архитектуры оказалось настолько сильным, что патриарх Никон, стремясь сохранить канонические традиции, в середине 17 века запретил строительство шатровых храмов и модернизацию культовых сооружений. Однако этот запрет не соблюдался, и популярный шатер широко использовался для венчания колоколен и крылец.
В конце 17 века в русском зодчестве складывается новый стиль, условно названный «московским» или «нарышкинским барокко», поскольку большинство таких храмов строилось для бояр Нарышкиных. Сходство этого стиля с европейским барокко проявляется главным образом во внешнем декоре. Для него характерны четкая симметрия и равновесие масс, много ярусность, создающая устремленность вверх, многоцветность и декоративность. Прекрасным образцом такого стиля является Церковь Покрова в Филях (1693 — 1694).
В живописи 17 века — особенно в иконописи — произошла наиболее глубокая ломка устоявшихся традиций. Уже в начало века здесь сложились два соперничающих направления. Одно них, представленное «годуновской школой», стремилось сохранить классические формы и каноны, доказать их жизненность. Другое же, представленное «строгановской школой», не ограничивало себя рамками древнего канона, придавало большое значение чисто живописному, художественно-эстетическому началу, все дальше отходило от средневекового религиозного символизма в сторону реализма. Это направление во второй половине 17 века становится преобладающим.
Происходящие изменения ярко проявились в творчестве Симона Ушакова (1626- 1686). Первые его работы выполнены в традационной иконописи. Однако уже в 50-е годы в его искусстве заметно усиливаются реалистические тенденции. Он пишет свои иконы, учитывая анатомическое строение лица, опираясь на тонкий рисунок, широко используя светотень, придавая большое значение богатству цветовой гаммы. Именно в такой манере написаны его иконы «Великий Архиерей», «Спас Нерукотворный».
С. Ушаков полагал, что высокое искусство должно соответствовать правде жизни. В его поздних работах реалистические тенденции еще более усиливаются, что особенно проявилось в «парсунах», то есть портретах реальных лиц. Парсуна еще сохраняет некоторые черты иконописи и в то же время выступает первым чисто светским жанром русской живописи. Возникнув в начале 17 века, она достигла к его завершению значительных успехов, вплотную подойдя к знаменитому русскому портрету 18 века.
К целом же 17 век завершает историю средневековой русской культуры и создает все необходимые предпосылки для будущего взлета культуры 18 века.
studfiles.net
Культура Древней Руси
РЕФЕРАТ
по дисциплине «Культурология»
по теме: «Культура Древней Руси»
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
2. ПИСЬМЕННОСТЬ И ЛИТЕРАТУРА
3. АРХИТЕКТУРА
4. ЖИВОПИСЬ
5. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ РЕМЕСЛА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Культура Древней Руси – явление уникальное. По словам исследователя, «древнерусское искусство – это плод подвига русского народа, который на краю европейского мира отстаивал свою независимость, свою веру и свои идеалы». Ученые отмечают открытость и синтетичность (от слова «синтез» – сведение в единое целое) древнерусской культуры. Взаимодействие наследия восточных славян с византийскими и, следовательно, античными традициями создало самобытный духовный мир. Время его формирования и первого расцвета – X-первая половина XIII в. (домонгольский период).
Русский народ внес ценный вклад в мировую культуру, создав уже сотни лет назад немеркнущие в веках произведения литературы, живописи и зодчества. Знакомство с культурой Киевской Руси и русских княжеств эпохи феодальной раздробленности убеждает нас в ошибочности существовавшего некогда мнения об исконной отсталости Руси.
Русская средневековая культура Х-XIII вв. заслужила высокую оценку как современников, так и потомков. Восточные географы указывали пути к русским городам, восхищались искусством русских оружейников, готовивших особенную сталь (Бируни). Западные хронисты называли Киев украшением Востока и соперником Константинополя (Адам Бременский). Ученый пресвитер Теофил из Падерборна в своей технической энциклопедии XI в. восхищался изделиями русских златокузнецов – тончайшими эмалями на золоте и чернью на серебре. В списке стран, мастера которых прославили свои земли тем или иным видом искусства, Теофил поставил Русь на почетном месте – впереди нее только Греция. Утонченный византиец Иоанн Тцетцес был настолько очарован русской резьбой по кости, что воспел в стихах присланную ему пиксиду (резную коробочку), сравнивая русского мастера с легендарным Дедалом.
Устное народное творчество включает пословицы и поговорки, песни и сказания, частушки и заговоры. Составной частью искусства Руси являлось музыкальное, певческое искусство. В «Слове о полку Игореве» упоминается легендарный сказитель-певец Боян, который «напускал» свои пальцы на живые струны и они «сами князьям славу рокотали». На фресках Софийского собора мы видим изображение музыкантов, играющих на деревянных духовых и струнных инструментах – лютне и гуслях. Из летописных сообщений известен талантливый певец Митус в Галиче. В некоторых церковных сочинениях, направленных против славянского языческого искусства, упоминаются уличные скоморохи, певцы, танцоры; существовал и народный кукольный театр. Известно, что при дворе князя Владимира во время пиров присутствующих развлекали певцы, сказители, исполнители на струнных инструментах.
Важным элементом всей древнерусской культуры являлся фольклор – песни, сказания, былины, пословицы, афоризмы. В свадебных, застольных, похоронных песнях отражались многие черты жизни людей того времени. Так, в древних свадебных песнях говорилось и о том времени, когда невест похищали, «умыкали», в более поздних – когда их выкупали, а в песнях уже христианского времени шла речь о согласии и невесты, и родителей на брак.
Особое место в исторической памяти народа занимали былины – героические сказания о защитниках родной земли от врагов, зафиксированные на бумаге в XIX в. Народные сказители воспевают подвиги Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алеши Поповича, Вольги, Микулы Селяниновича и других былинных богатырей (всего в былинах действуют более 50 главных героев). К ним обращают они свой призыв: «Вы постойте-тко за веру, за отечество, вы постойте-тко за славный стольный Киев-град!» Интересно, что в былинах мотив защиты отечества дополнен мотивом защиты христианской веры. Крещение Руси было важнейшим событием в истории древнерусской культуры.
С принятием христианства началось быстрое развитие письменности. Письменность была известна на Руси в дохристианские времена (упоминание о «чертах и резах», середина I тыс.; сведения о договорах с Византией, составленных на русском языке; находка под Смоленском глиняного сосуда с надписью, сделанной кириллицей – азбукой, созданной просветителями славянства Кириллом и Мефодием на рубеже X-XI вв.). Православие принесло на Русь богослужебные книги, религиозную и светскую переводную литературу. До нас дошли древнейшие рукописные книги – «Остромирово Евангелие» (1057) и два «Изборника» (сборника текстов) князя Святослава (1073 и 1076). Утверждают, что в XI-XIII вв. в обращении находилось 130-140 тыс. книг нескольких сот названий: уровень грамотности в Древней Руси был по меркам средневековья весьма высок. Есть и другие доказательства: берестяные грамоты (их археологи обнаружили в середине XX в. в Великом Новгороде), надписи на стенах соборов и ремесленных изделиях, деятельность монастырских школ, богатейшие книжные собрания Киево-Печерской лавры и Софийского собора в Новгороде и др.
Бытовало мнение, что древнерусская культура была «немой» – она, как полагали, не имела самобытной литературы. Это не так. Древнерусская литература представлена различными жанрами (летописание, жития святых, публицистика, поучения и путевые заметки, замечательное «Слово о полку Игореве», не принадлежащее ни к одному из известных жанров), она отличается богатством образов, стилей и направлений.
В XI-XII вв. на Руси появляется летописание. В летописях описывается не только последовательность происходивших событий, но и содержатся библейские тексты, фиксируются документы, приводятся комментарии составителей летописей. Древнейшая из дошедших до нас летописей – «Повесть временных лет» – создана около 1113 г. монахом Киево-Печерской лавры Нестором. Знаменитые вопросы, которыми открывается «Повесть временных лет»: «Откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити и как Русская земля стала есть», – уже говорят о масштабе личности создателя летописи, его литературных способностях. После распада Киевской Руси возникли самостоятельные летописные школы в обособившихся землях, но все они, как к образцу, обращались к «Повести временных лет».
Другим жанром древнерусской литературы является житие. Житие (агиография) повествует о святой жизни церковнослужителя или светского лица, возведенного в ранг святого. Житие требовало от своего автора твердого следования установленным правилам. Житие композиционно делилось на три части: введение, центральную часть, заключение. Во введении автор должен был обязательно извиняться за недостаточное умение в писании. А заключение посвящалось восхвалению героя жития. В центральной части описывается непосредственно биография святого. Житие относится к дореалистичному жанру, т.к. описываются только положительные свойства героя. Отрицательные опускаются. В результате получается « приторный» образ святого. В данном случае житие близко подходит к иконописи. Летописцу Нестору приписывают, по преданию, авторство жития, посвящённого убиенным Борису и Глебу, а также основателю Киево-Печерской лавры – игумену Феодосию.
Из произведений ораторско-публицистического жанра выделяется «Слово о Законе и Благодати», созданное Иларионом, первым русским по происхождению митрополитом, в середине XI в. Это размышления о власти, о месте Руси в Европе. Замечательно «Поучение» Владимира Мономаха, написанное для сыновей. Князь должен быть мудр, милосерден, справедлив, образован, снисходителен и тверд в защите слабых. Силы и доблести, верного служения стране требовал от князя Даниил Заточник, автор блестящего по языку и литературной форме «Моления».
К согласию и примирению князей призывал и неизвестный автор величайшего произведения древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» (конец XII в.). Реальное событие – поражение северского князя Игоря от половцев (1185- 1187) – стало лишь поводом к созданию «Слова», изумляющего богатством языка, стройностью композиции, силой образного строя. Автор видит «Русскую землю с огромной высоты, охватывает мысленным взором огромные пространства. Опасность угрожает Руси, и князья должны забыть распри, чтобы спасти ее от погибели.
Существенным отличием русской культуры от культуры большинства стран Востока и Запада является применение родного языка. Арабский язык для многих неарабских стран и латинский язык для ряда стран Западной Европы были чуждыми языками, монополия которых привела к тому, что народный язык государств той эпохи нам почти неизвестен. Русский же литературный язык применялся везде – в делопроизводстве, дипломатической переписке, частных письмах, в художественной и научной литературе. Единство народного и государственного языка было большим культурным преимуществом Руси перед славянскими и германскими странами, в которых господствовал латинский государственный язык. Там невозможна была столь широкая грамотность, так как быть грамотным означало знать латынь. Для русских же посадских людей достаточно было знать азбуку, чтобы сразу письменно выражать свои мысли; этим и объясняется широкое применение на Руси письменности на бересте и на «досках» (очевидно, навощенных).
Серьезным вкладом в историю мировой культуры является русская средневековая архитектура. Русь долгие годы была страной деревянной, и ее архитектура, языческие молельни, крепости, терема, избы строились из дерева. В дереве русский человек, прежде всего, выражал свое восприятие строительной красоты, чувство пропорций, слияние архитектурных сооружений с окружающей природой. Если деревянная архитектура восходит в основном к Руси языческой, то архитектура каменная связана с Русью уже христианской. К сожалению, древние деревянные постройки не сохранились до наших дней, но архитектурный стиль народа дошел до нас в позднейших деревянных сооружениях, в древних описаниях и рисунках. Для русской деревянной архитектуры была характерна многоярусность строений, увенчивание их башенками и теремами, наличие разного рода пристроек – клетей, переходов, сеней. Затейливая художественная резьба по дереву была традиционным украшением русских деревянных строений.
mirznanii.com
Культура Киевской Руси
Культура Киевской Руси – совокупность всех материальных и духовных ценностей, накопленных в процессе развития русских княжеств с момента зарождения государства в 10 веке и до 13 века включительно.
Культура и быт Киевской Руси складываются из дохристианских традиций и язычества, преобразовавшихся после крещения Руси.
Письменность
Одним из главных показателей наличия собственной культуры является письменность. На Руси письменность в её современном понимании появилась в 10 веке, однако ещё в 9 веке монахами Кириллом и Мифодием был создал алфавит, который потом преобразовался в кириллицу (которая используется поныне). Активное развитие культуры Киевской Руси, в том числе письменности, началось после принятия христианства.
Первыми свидетельствами наличия письменности стали берестяные грамоты – кусочки бересты с выдавленными или начертанными записками о повседневной жизни. Первыми книгами стали летописи государства, а также Библия. До появления технологии книгопечатания книги переписывались вручную монахами, которые часто добавляли к тексту свои комментарии и замечания, в результате чего переписанные книги могли сильно отличаться от оригинала.
Развитие письменности привело к появлению первых учебных заведений, а также зарождению литературы. Важным этапом в становлении культуры Киевской Руси стало написание и приятие первого свода законом – «Русской правды».
Зодчество
Особенностью культуры Киевской Руси была её религиозная направленность. На смену деревянному зодчеству пришло каменное строительство. Активно начали возводиться каменные храмы взамен деревянным церквям. Архитектурные традиции каменного строительства на Руси сформировались под воздействием Византийской архитектуры, ведь именно на основе проектов византийских архитекторов строились первые каменные церкви.
989 г. – построена первая каменная церковь в Киеве.
1037 г. – основание Софийского собора в Киеве, одного из ярчайших представителей каменного зодчества Киевской Руси.
Живопись
На развитие живописи огромное влияние оказало Крещение Руси, которое дало толчок к развитию духовной и материальной культуры Киевской Руси. Появились такие виды изобразительного искусства как фреска и мозаика, которыми стали украшать церкви. Также на Руси появилась иконопись, которая стала занимать одно из самых заметных мест в культуре.
Стандарт иконописи пришёл из Византии и первыми мастерами-иконописцами на Руси были приезжие греки, от которых русские мастера переняли мастерство. Также греки привезли с собой искусство росписи, которой украшались стены храмов. Фрески, а зависимости от их расположения, изображали библейские сюжеты или сюжеты из обыденной жизни.
К концу 12 века живопись развилась настолько, что стали выделять несколько живописных центров на Руси, у каждого из которых были свои собственные традиции и особенности.
Декоративно-прикладное искусство
Помимо живописи на Руси было сильно развито декоративно-прикладное искусство – создавались уникальные вещи из эмали, игрушки из глины с особенной росписью, ювелирные украшения и многое другое. Многие из существовавших тогда стилей росписи и ремесленничества остались и по сей день. Основными сюжетами для росписи ДПИ были былины, сказания и сюжеты из фольклора.
Фольклор
Фольклор на Руси был очень развит и имел огромное значение для культуры Киевской Руси. С древних времён из уст в уста передавались различные сказания и легенды. Особое место занимала обрядовая поэзия – заговоры, песни, заклинания. Активно развивались частушки, присказки, пестушки и многое другое.
В середине девятого века появился новый жанр – эпос, который рассказывал о похождениях великих героев, о битвах и завоеваниях. Гораздо позже народный устный эпос и былины легли в основу первых литературных произведений, в том числе знаменитого «Слова о полку Игореве».
С развитием письменности и литературы фольклор не только не исчез, но продолжал активно развиваться.
В целом, на культуру Киевской Руси огромное влияние оказали следующие события:
- Появление письменности;
- Зарождение государственности;
- Становление христианства.
historykratko.com