Русское общество в 11 веке кратко: Русское общество в XI в.

Русское общество в XI в.

Сахаров А. Н., Буганов В. И. История России с древнейших времен до конца XVII века: Учебник Русское общество в XI в.

     Города. Города у восточных славян зародились задолго до возникновения единого государства. Но поначалу это были либо центры племенных княжений, либо места, где стояли языческие боги и находились языческие капища. Уже в это время некоторые города превращались в центры оживленного торгового обмена и ремесленного производства, в укрепленные «детинцы» (замки), стоящие в неприступных для врагов местах на высоких горах, на речных кручах, куда население близлежащей округи сбегалось в случае нашествия врагов.

     По мере развития хозяйственной жизни на Руси, совершенствования ремесла, сельского хозяйства, торговли, по мере создания единого государства и затухания прежних родоплеменных порядков городская жизнь стала заметно меняться. Зачахли прежние городки, где жила племенная знать.

Так случилось с центром древлянских земель городом Искоростенем, который во времена Игоря и Ольги соперничал с Киевом. С принятием христианства многие священные языческие места оказались в запустении, а люди, селившиеся вокруг них и обслуживавшие потребности волхвов и верующих, разбрелись по другим краям. Зато набирали силу города, которые стояли на оживленных торговых путях, где оседали купцы, куда тянулись ремесленники, стремящиеся выгодно продать свои изделия.
     Однако наибольшую экономическую мощь, богатство, известность приобрели города, которые сочетали в себе целый комплекс наиболее важных городских черт. Они были политическими и административными центрами. Одновременно они росли и расширялись как торговые и ремесленные центры. Здесь же сосредоточивалась религиозная жизнь, стояли наиболее важные храмы княжества, жили и исправляли христианские службы митрополит и епископы, стояли крупные монастыри.
     В то же время эти города, как правило, занимали весьма выгодные военно-стратегические позиции и являлись неприступными твердынями.
Такие города были и центрами культуры. В них расцветало искусство, создавались летописи, организовывались библиотеки. Причем все эти черты возникали в зародыше с самого начала формирования крупных городов Руси и определяли городскую жизнь.
     Точно так же возникали известные города Западной Европы. Однако там развитие городской жизни определялось еще одной весьма важной чертой, которой не знала Русь. Многие западные города возникали на месте старых римских городских поселений или римских крепостей. Таким центром римского владычества в Британии был, например, Лондон. В таких центрах сосредоточивалось наиболее подготовленное в хозяйственном отношении население, наиболее грамотные люди, военные, юристы. С переходом этих римских городских центров под власть варваров их экономический и культурный потенциал был поставлен на службу новым властям. И хотя варвары в ходе завоеваний, грабежей, разрушений значительно затормозили городскую жизнь, все же со временем эта жизнь вошла в плоть и кровь наиболее крупных западных городских центров — таких, как Лондон в Англии, Кельн в Германии, Арль, Марсель во Франции и, конечно, многие города на территории Италии, включая последнюю столицу Римской империи Равенну, да и сам «вечный город» Рим.

     Русь не имела этого наследства и питалась в основном лишь собственными силами, что во многом замедляло русскую городскую жизнь по сравнению с ведущими странами Запада. Но все же города на Руси возникли ранее, чем в ряде стран Европы, скажем, в Венгрии, Польше, в Скандинавии (Швеции и Норвегии).
I     X в., время складывания государства на Руси, стал и рубежом появления всех наиболее крупных древнерусских городов. В X — начале XI в. на Руси насчитывалось уже около 30 крупных городских центров с укрепленными «детинцами», кремлями, площадь которых была свыше 2,5 га. В середине XI — первой половине XII в. таких городов было уже 42, а к середине XIII в.— 62 города.
     Среди них выделялись те центры, которые обладали всеми характерными чертами городской жизни. К ним относились Киев, Чернигов, Смоленск, Полоцк, Новгород, Суздаль, Ростов, Ладога, Любеч, Переяславль, Перемышль и др. Они сложились как крупные городские центры в X — XI вв. Все они были обнесены мощными стенами, имели сложную систему укреплений, являлись княжескими резиденциями. Сюда свозились дани, военные контрибуции. Здесь князь творил «суд и расправу», здесь собирались судебные и торговые пошлины.
     Торговля. Значительную часть жителей городов составляло купечество — от богатых купцов, ведущих иноземную торговлю, так называемых «гостей», до мелких торговцев-разносчиков. В городах зарождались купеческие объединения, имевшие свои уставы, свои общие денежные фонды, из которых оказывалась помощь купцам, попавшим в беду.
     В Киеве, Новгороде, Чернигове, других крупных городах Руси находились дворы иноземных купцов. Существовали целые районы, где жили торговцы из Хазарии, Польши, Скандинавских стран. Большую общину составляли купцы и ростовщики евреи и армяне, в руках которых был значительный торговый и ростовщический капитал. Еврейское купечество, пользуясь своими постоянными контактами с единоверцами в других странах, связывало русские торговые центры не только с ближними, но и с отдаленными частями Европы, включая Англию и Испанию. Армянские купцы осуществляли торговые связи Руси со странами Кавказа и Передней Азии. Немало в русских городах было и торговцев из Волжской Булгарии, стран Востока — Персии, Хорезма и др. И русские купцы были желанными гостями на рынках Константинополя и Кракова, Регенсбурга и Будапешта, в Скандинавии, Прибалтике и в немецких землях. В Константинополе существовало русское подворье, где постоянно останавливались торговцы из Руси.
     По многим большим и малым городам Руси шумели торги. По широким степным шляхам, по тенистым лесным дорогам, в зимнюю стужу — по ледяной глади замерзших рек к крепостным воротам русских городов тянулись нескончаемые купеческие караваны. В Новгород, вокруг которого было мало плодородных земель, шли возы с зерном; из Волыни по всем русским городам везли соль. С севера на юг шла рыба всех видов. Из Киева, Новгорода и других больших городов коробейники развозили по весям и градам изделия искусных ремесленников. В окрестные страны русские «гости» везли воск, скору (пушнину), льняное полотно, разные поделки из серебра, знаменитые русские кольчуги, кожи, пряслица, замки, бронзовые зеркальца, изделия из кости.
Нередко купцы гнали на продажу и челядь — захваченных дружинами во время военных походов пленников, которые высоко ценились на невольничьих рынках.
     На Русь же отовсюду иноземные купцы везли свои товары — из Византии дорогие ткани, оружие, церковную утварь, драгоценные камни, золотые и серебряные вещи и украшения, из стран Кавказа, Персии, Прикаспия — благовония и пряности, бисер, который так ценили русские женщины, и вино, из Фландрии — тонкие сукна. Из прирейнских городов, венгерских, чешских, польских земель шли металлические вещи, оружие, вина, кони. Большие мыта (пошлины) собирали с этой разнообразной торговли киевские и местные князья. В торговых делах участвовали и представители княжеских домов: они либо поверяли свои товары купцам, либо имели своих торговых представителей в многочисленных торговых караванах, которые под усиленной охраной шли из русских земель во все концы света.
     Каждый город был к тому же центром торговли всей близлежащей округи. К нему тянулись ремесленники из окрестных городов и смерды из сельской местности, чтобы продать плоды своих трудов, купить что-либо необходимое в хозяйстве.

     На рынках Руси звенели различные монеты. Здесь были и собственной чеканки серебряные гривны и куны, и арабские, и византийские, и немецкие монеты. В северной глуши и на степном юге, как и в старину, еще использовали в качестве денежных единиц шкурки ценных зверей, скот.
     Храмы, монастыри. Описание древнерусского города было бы неполным, если бы мы не упомянули расположенные там храмы и монастыри. В каждом городе стояли свои главные городские соборы. В Киеве это были сначала Десятинная церковь, а потом храм святой Софии, в Чернигове — храм Спаса, в Новгороде — также по киевскому образцу — рано умерший старший сын Ярослава Мудрого Владимир построил Софийский собор.
     В XI в. в Киеве уже существовали кроме Печерского монастыря Выдубицкий монастырь, принадлежавший княжеской семье, а также женский монастырь. Монастырская жизнь тесно вплеталась в общий городской уклад.
     Помимо главных, кафедральных соборов, где церковную службу вели главы местных церковных приходов — архиепископы и епископы, в каждом крупном городе стояли десятки других церквей, которые строились князьями, боярами, богатыми купцами, а то и ремесленниками на собственные деньги. У богатых людей близ собственных хором или внутри этих хором нередко были свои домовые церкви, где молились лишь члены семьи и слуги.
     Армия. Прошли те времена, когда против врага поднималось все племенное население или когда князья вели с собой в далекие походы десятки тысяч своих соплеменников, ставя под свои боевые стяги значительную часть мужского населения различных племенных княжений. На долю этих временных боевых формирований приходилась часть военной добычи и ежегодной дани, уплачиваемой побежденным врагом. На их долю приходились и тяжкие поражения и тысячи смертей, обескровливающие развивающуюся страну.
     С созданием сильного и относительно единого государства военное дело оказалось в руках профессиональных воинов, для которых война стала смыслом жизни. Эти профессиональные воины служили князю и находились на его содержании. Для старшей дружины это была раздача «кормлений», позднее земель, для младшей — содержание на довольстве, выплата денег, части добычи и т. д.
     Дружина отныне становилась ядром армии, наиболее сильной и хорошо вооруженной частью княжеского войска. У киевского великого князя дружина насчитывала от 500 до 800 человек. Эти воины передвигались либо на конях по суше, либо в быстрых и легких ладьях по рекам и морям. Вооружены они были мечами, копьями, саблями. Щиты, брони, кольчуги защищали их тела, а «шишаки» — изящные остроконечные шлемы — закрывали голову. Каждая дружина дралась рядом со своим князем, и князь или боярин сам руководил во время боя своей дружиной.
     Но дружина была лишь частью русского войска. Другой его частью был «полк», простые «вои» — смерды и ремесленники. Великий князь и другие князья привлекали их к военной деятельности либо тогда, когда государству, всему населению грозила смертельная опасность, как это бывало во время страшных набегов печенегов, а позднее половцев, либо тогда, когда вся Русь поднималась на большой поход, как это было во время войн с Византией, Польшей, Хазарией. В этом случае горожане приходили в «полк», где они делились на десятки и сотни во главе со своими десятскими и сотскими. Сельские жители являлись в «полк» во главе со своими старостами и тоже затем делились на десятки и сотни. Всем «полком» командовал тысяцкий. «Вои» были вооружены попроще. За их спинами висели луки, а на боку — колчаны со стрелами, в руках были копья либо тяжелые боевые топоры, у каждого на поясе был нож на случай тесных рукопашных схваток. Броней «вой» не носили. Они были слишком дороги. Кольчуги здесь были тоже в редкость. Зато щиты имелись в руках у каждого.
Войско выступало в поход под княжескими знаменами. Трубачи трубили поход. Впереди ехал князь, за ним гарцевала дружина, далее шли пешие «вои». Следом тянулся обоз, в котором находилось вооружение воинов и съестные припасы. Незадолго до битвы воины разбирали оружие, готовили его к бою.
     Сражения нередко начинались с поединка богатырей, которых выставляла каждая сторона. Успех своего богатыря исторгал из уст войска восторженный крик, и воодушевленные воины бросались в атаку. Перед битвой с касогами тмутараканский князь Мстислав сам выехал на поединок с касожским князем — богатырем Редедей. Противники договорились не биться с оружием, но бороться. Во время поединка русский князь стал изнемогать под натиском силача Редеди, но в критический момент, как рассказывает летопись, обратился к помощи Богородицы и поклялся в случае победы поставить в ее честь храм в Тмутаракани. Мстислав собрал все силы, приподнял Редедю и ударил его о землю, а затем вынул нож и зарезал врага. Затем русичи победили касогов, а Мстислав выполнил обет и поставил в Тмутаракани новый храм.
     Во время боя все русское войско, как правило, разделялось на «чело» — центр, где находились самые надежные воины, могущие выдержать удары вражеской конницы. Сюда ставились пешие воины, вооруженные щитами, копьями и топорами. На правом и левом «крыльях» располагались конные воины, княжеская дружина. Задача «крыльев» заключалась в окружении противника и нанесении ему фланговых ударов после того, как «чело» выдержит удар врага.
     Нередко поодаль от основного войска вместе с русскими в поход выступали наемные или союзные иноплеменные войска. Здесь шли либо наемные варяги, либо отряды дружественных кочевников — торков, берендеев. Привлекали киевские князья на службу также печенегов, а позднее половцев.
     Если русское войско отправлялось на штурм вражеской крепости, то в обозе находились специальные осадные приспособления: тараны (огромные бревна, обитые железом), камнестрелы, приступные лестницы, вежи (передвижные деревянные башни).
     Общественные потрясения. Человеческая природа, человеческая жизнь и человеческое общество устроены так, что противоречия между отдельными людьми, между спаянными одними интересами социальными группами и сословиями неизбежны.
     Неизбежность этих противоречий объясняется многими причинами. Во-первых, тем, что люди от рождения отличаются разными способностями. Это не позволяет им одинаково воспринимать мир и при равных условиях обретать равные возможности. Во-вторых, неравенством самих этих условий, определяемых социальным положением людей, в которых даже более одаренные люди вынуждены занимать низшие ступени общественной лестницы. В-третьих, сочетанием различных жизненных ситуаций, в которых люди проходят свой жизненный путь. Человек весьма редко осознает свою истинную ценность, которая определяется как его врожденными способностями, так и объективными условиями его существования. Зато каждый человек прекрасно понимает и ощущает превосходство другого, в первую очередь в сфере общественного положения. Именно это во многом сближает весьма разных людей в большие группы по интересам: в одном случае по ущемленным интересам, в другом — по защите своего привилегированного положения.
     Но это вовсе не значит, что люди находятся в постоянной борьбе друг с другом. Люди, группы, сословия нуждаются друг в друге, и в то же время индивидуальные интересы людей, их общественные интересы порой прямо противоположны. Личные интересы человека — двигатель общества, но они одновременно являются взрывоопасным «материалом», который может это общество взорвать, если накал противоречий переходит в накал страстей, овладевающих большими массами людей.
     Первые крупные общественные схватки на Руси возникли тогда, когда Киев подминал под себя другие племенные княжения. Древлян, вятичей, членов других племен сплачивало желание отстоять свою независимость, и здесь сходились интересы, скажем, древлянского князя Мала и безвестного древлянского смерда. Несколько раз поднимали в X в. восстание против Киева древляне, вятичи, самостоятельный путь исторического развития искали полочане. Племенной сепаратизм был главным общественным чувством, которое сплачивало людей и поднимало их на борьбу.
     К концу XI в. Русь, кажется, более не тревожили племенные или региональные (от слова «регион» — область, часть страны) распри и ничто не нарушало ее внутреннего государственного покоя. Но это было обманчивое впечатление. Угли политического сепаратизма, который уходил еще в прошлую племенную жизнь, тлели постоянно. Это чувствовалось в постоянной угрюмой настороженности вятичей, в особой позиции Полоцка, который десятилетиями вел нескончаемую войну с Киевом, и в извечной оппозиции Новгорода, не забывшего свои былые вольности варяжской поры.
     По мере развития общественных отношений на Руси, появления богатых и бедных, складывания княжеско-боярско-дружинной верхушки, начала ее наступления на земли свободных крестьян племенной сепаратизм отступал в тень. Другие противоречия выходили на первый план.
     С конца X в., со времени введения христианства на Руси появились противоречия между теми, кто был предан старой языческой вере, и носителями идей христианства. Язычество было сильно на севере и северо-востоке страны. Именно на новгородском севере, на вятичском северо-востоке вспыхнули первые пожары неповиновения. Нежелание принять христианство в качестве новой религии шло рука об руку со старыми племенными традициями. Ряд мятежей произошел в связи с введением христианства в Новгородской земле.
     В 1024 г. в Суздальской земле был большой голод. Среди населения прошел слух, что богатые люди скрывают хлеб. Народ бросился в их дворы и стал избивать их и разыскивать хлеб. Во главе движения встали волхвы. Так в этом мятеже сплелись мотивы социальные, религиозные и племенные. Потребовалось вмешательство самого киевского князя Ярослава. Он явился в Суздальскую землю с дружиной, похватал и казнил руководителей мятежа — волхвов, утихомирил край.
     В 1068 г. от половцев потерпели поражение великий князь Изяслав, сын Ярослава Мудрого, и его братья Святослав и Всеволод. Княжеская дружина заперлась за киевскими стенами. Именно в это время началось брожение среди горожан. Они требовали у князя оружия и были готовы защитить город. Ремесленно-торговый Подол гудел. Там шло нескончаемое вече. Люди требовали освободить из тюрьмы вероломно захваченного сыновьями Ярослава их соперника полоцкого князя Всеслава, разорившего перед тем Новгород. Народ хотел поставить его во главе войска в борьбе с половцами.
     Одновременно раздавались голоса о злоупотреблении княжеских воевод и управителей, о притеснении народа, несправедливых поборах. С Подола сотни людей двинулись к княжескому дворцу. Другая часть направилась к тюрьме, где томился полоцкий князь Всеслав.
     Близкие к Изяславу люди советовали князю послать воинов к тюрьме и убить Всеслава, но киевский князь колебался. Время было упущено. Народ пошел на приступ дворца. Великий князь, его брат Всеволод бежали. Толпа разгромила и разграбила княжеский дворец. Оттуда было унесено много золотых и серебряных изделий, дорогие меха. Князь Всеслав был освобожден из тюрьмы и возведен восставшим народом на киевский трон. Изяслав бежал в Польшу.
     Семь месяцев правил в Киеве Всеслав. К этому времени Святослав.черниговский разгромил половцев и обезопасил на время русские границы. Изяслав собрал в Польше большую рать и двинулся на Киев, вместе с ним шли польские отряды. Всеслав с киевлянами выступил настречу. Войска сошлись близ самого Киева. Ночью Всеслав тайно покинул киевлян и бежал к себе в Полоцк. Оставшееся без вождя войско побежало. Вскоре войско Изяслава было уже около стен Киева. Восставший город открыл ворота великому князю и повинился.
     Пламя мятежа, охватившее Киев, распространилось и на другие русские земли. Бунтовали смерды вокруг Киева. Отказывалось платить дань и налоги население в Смоленской земле. Поднялось далекое Белоозеро. Оттуда смятение перекинулось в Ростово-Суздальскую землю, в край вятичей. Мятеж возглавили здесь два волхва, которые призывали простых людей к расправе над имущими. Были разграблены житницы, амбары богатых людей. Вскоре волхвы были схвачены и убиты воеводой Яном Вышатичем.
     В Новгороде в 1071 г. начался мятеж, направленный против епископа. И снова волхв встал во главе восставших. На епископском дворе стояла княжеская дружина. Весь остальной город оказался в руках восставших. И только убийство волхва во время переговоров помогло рассеять восставших.
     Лишь к 1072 г. на Руси был восстановлен порядок и трое Ярославичей — Изяслав, Святослав и Всеволод предприняли мфы по успокоению земли. Был разработан новый свод законов, так как старая Ярославова «Русская Правда» уже не отвечала запросам времени.
     «Русская Правда» Ярославичей. Новый свод законов в основном был направлен на защиту собственности состоятельных людей, на установление порядка, который бы исключал на будущее общественные потрясения. Суровые наказания устанавливались за разбой, поджог, убийство, увечья, кражи, нарушение межевых знаков. За убийство княжеских огнищанина и тиуна полагался штраф в 80 гривен, за убийство княжеского старосты — 12 гривен. Штрафы были установлены за покражи собственности, скота, птицы, нарушение бортных владений, запашки чужой земли и т. д.
     Особо оговаривались наказания за кражу и укрывательство холопов. Но не надо думать, что новая «Русская Правда» защищавшие право на жизнь и собственность любого жителя Руси. Так, за убийство смерда или холопа полагался штраф в 5 гривен. Наказание назначалось не только за убийство княжеского коня (3 гривны), но и за убийство коня смерда (2 гривны). Вводился новый порядок судопроизводства, появился институт свидетелей и свидетельских показаний.
     Новый государственный закон отразил не только развитие новых социально-экономических отношений в стране, но и возросший уровень самой русской государственности.

???
1. Какие задачи выполняли города в период образования государства, развития Руси?
2. Чем и с кем торговали купцы Руси?
3. Составьте краткий план ответа на вопрос «Войско Древней Руси».
4. Чем были вызваны общественные потрясения на Руси?
5. Какое влияние они оказали на составителей новой «Русской Правды»?
6. Сравните «Русскую Правду» времен Ярослава Мудрого и «Русскую Правду» Ярославичей.

Понравилась статья? Поддержите нас донатом. Проект существует на пожертвования и доходы от рекламы

События на Руси в 11 веке кратко

Территории и государство Русь в 11 веке

Начатое в 10 веке формирование единого российского государства в 11 веке получило новый виток развития. Киевские князья, которые активно совершали походы на окрестные земли, подчиняли себе все большие территории с проживающим здесь местным населением. Центром объединения славянских племен был Киев, откуда и осуществлялось управления, принимались самые важные решения. Население Руси в этот период было достаточно пестрым – в состав государства входили не только славянские племена, но и часть финских племен, прибалтийских и некоторых других.

Русская территория в 11 веке простиралась от ладожского озера до устьев реки Роси, правобережного Днепра, а также от устья реки Клязьмы (город Владимир Залесский) до верховьев Западного Бута (город Владимир Волынский). Русь сохранила за собой Тмутаракань, также от Руси к Польше постоянно переходила Галиция (место проживания хорватов), подчиняясь власти то одного князя, то другого. Однако важнее всего было то, что разрозненные племена и народы, наконец, начали образовывать более современное и мощное государство.

Разноплеменно население, которое проживало раньше на этих землях, теперь вошло в состав Киевской Руси или Русского государства, однако в полном смысле назвать это государство территорией русского народа было нельзя, так как сам русский народ еще окончательно не сформировался – на территории Руси проживали разрозненные племена, которые все еще во многом придерживались своих собственных древних традиций и очень медленно сливались в единую народность под влиянием христианства, однако само христианство еще не стало главной религией для всех (в 12 веке на некоторых землях все еще жили язычники).

Главным механизмом, который связывал все эти племена, была государственная власть и государственная администрация. Главой государства считался великий князь киевский – потомок варяга Рюрика, призванного на Русь для княжения. Постепенно формировались и другие государственные органы, были проведены попытки реформировать налоговую систему и систему управления – государство развивалось.

Религия и общество на Руси в 11 веке

В 988 году было принято христианство, и оно оказало огромное влияние на развитие Руси в 11 веке. Вместе с христианством стали появляться новые политические и общественные веяния, новые типы отношений. Князь становился наместником Божьим, и должен был заботиться не только о политической состоятельности Руси, но и об общественной и духовной жизни своих подчиненных.

Появляется княжеская дружина, которая постепенно из охраны превращается в своеобразный орган власти, имеющий все больше полномочий и свобод. Представители княжеской дружины считались людьми высшего сорта, она состояла из высшей(бояре) и низшей (отроки и дети). Несмотря на то, что в 11 веке дружина все еще больше несла военный характер, уже начали формироваться ее экономические функции и политические – началось выделение аристократии, разделение общества, формирование сословного государства, которое будет только укрепляться на протяжение следующих двух веков.

Культура Руси в 11 веке

В культуре и архитектуре Руси в 11 веке, как и во всех прочих областях жизни, начался новый виток, связанный с принятием христианства. В живописи начали появляться религиозные мотивы, началось активное строительство церквей – был построен Софийский собор в Киеве, считающийся одним из самых главных памятников архитектуры того периода. На Руси активно начинает распространяться просвещение, грамотность и письменность, начинают строиться школы.

Основные события 11 века на Руси

  • 1017—1037 — Сооружение около Киева укреплений и Софийского собора;
  • 1019—1054 — великим князем киевским становится Ярослав Мудрый;
  • 1036 — победа Ярослава над печенегами;
  • 1043 — последний вооруженный конфликт между Русью и Византией;
  • 1095 — основание Переяславля-Рязанского;
  • 1096 — первое упоминание о Рязани;
  • 1097 — Любечский съезд князей;

Итоги 11 века на Руси

В целом, 11 век оказался довольно благоприятным периодом для формирования и развития Руси. Несмотря на постоянные междоусобицы у князей, а также феодальную раздробленность, государство продолжает формироваться, объединяя под своим началом все новые земли, появляется единая религия, формируется сословный состав общества, распространяется грамота. Русь постепенно становится сильным государством, способным развиваться и диктовать свои условия во внешней политике, а также противостоять набегам кочевых племен.

Активно строятся новые города, население переезжает из деревень в более крупные поселения, начинает развиваться торговля и ремесла. Экономика и культура растут, появляются новые виды искусства (это связано, прежде всего, с принятием христианства), междуплеменные различия постепенно сходят на нет, формируется единый русский этнос.

Кошмар населения России станет еще хуже

Европа | Российская демография

Война в Украине усугубила кризис, который возник задолго до конфликта

В России разворачивается ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ТРАГЕДИЯ . За последние три года страна потеряла примерно на 2 миллиона человек больше, чем обычно, в результате войн, болезней и исхода. Продолжительность жизни российских мужчин в возрасте 15 лет снизилась почти на пять лет, до уровня Гаити. Число россиян, родившихся в апреле 2022 года, не превысило количество месяцев гитлеровской оккупации. И поскольку так много мужчин боеспособного возраста мертвы или находятся в изгнании, женщин сейчас больше, чем мужчин, по крайней мере, на 10 миллионов.

Послушайте эту историю. Наслаждайтесь аудио и подкастами на iOS или Android.

Ваш браузер не поддерживает элемент

Война не единственная и даже не главная причина этих бед, но она усугубила их. По западным оценкам, за последний год погибло или было ранено 175–250 000 российских солдат (данные России ниже). Где-то от 500 000 до 1 миллиона, в основном молодых, образованных людей, избежали мясорубки, бежав за границу. Даже если бы у России не было других демографических проблем, потерять так много за такое короткое время было бы болезненно. Как бы то ни было, военные потери ложатся тяжелым бременем на сокращающееся, больное население. Россия может войти в гибельную петлю демографического спада.

Корни российского кризиса уходят в прошлое на 30 лет. Страна достигла пика численности населения в 1994 году, когда проживало 149 миллионов человек. Общая сумма с тех пор зигзагом вниз. В 2021 году оно составляло 145 миллионов человек (эта цифра из ООН не включает 2,4 миллиона жителей Крыма, которые Россия захватила в 2014 году и включила в свои национальные счета). Согласно прогнозам UN , общее количество может составить всего 120 м через 50 лет, если сохранятся нынешние модели. Это сделало бы Россию 15-й самой густонаселенной страной в мире, по сравнению с шестой в 1995. По словам Алексея Ракши, независимого демографа, работавшего в госстате, если смотреть только на мирные годы, то число рождений, зарегистрированных в апреле 2022 года, было самым низким с 18 века. Апрель был особенно жестоким месяцем, но это был показательный проблеск хронической проблемы.

Сокращение населения характерно не только для России: в большинстве посткоммунистических государств наблюдались спады, хотя и не такие. Их снижение было медленным, но также управляемым. Население России в последние десятилетия испытало резкий спад, затем частичное восстановление (благодаря периоду высокой иммиграции из некоторых частей бывшего Советского Союза и более щедрым детским пособиям после 2007 г.), а затем новое падение.

По данным госстата, в 2020 и 2021 годах население страны сократилось на 1,3 млн человек; смертность превысила рождаемость на 1,7 млн. ( ООН также показывает падение, но оно более мелкое.) Наибольшее снижение было среди этнических русских, численность которых, по данным переписи 2021 года, сократилась на 5,4 млн в 2010–2021 годах. Их доля в населении упала с 78% до 72%. Вот вам и хвастовство г-на Путина расширением Russki mir (Русский мир).

Все это началось еще до войны и отражает страшную пандемию коронавируса в России. Официальное число умерших от болезни составило 388,09 человек.1, что было бы относительно низким; но The Economist оценивает общее количество избыточных смертей в 2020–2023 годах на уровне от 1,2 до 1,6 миллиона человек. Это было бы сопоставимо с числом в Китае и Соединенных Штатах, население которых намного больше. Россия, возможно, имела самое большое число смертей от Covid в мире после Индии и самый высокий уровень смертности из всех: 850-1100 смертей на 100 000 человек.

Если добавить смертность от пандемии к потерям на войне и бегству от мобилизации, Россия потеряла от 1,9м и 2,8 млн человек в 2020-2023 годах сверх нормального демографического ухудшения. Это было бы даже хуже, чем в катастрофические 2000-е, когда население сокращалось примерно на полмиллиона в год.

Что это может означать для будущего России? Демография не всегда судьба; а в середине 2010-х Россия на какое-то время начала обращать вспять свой спад. Как показывает военная мобилизация в России, влияние изменения численности населения часто бывает комплексным. Сокращение числа этнических русских призывного возраста (которое увеличивается с 18-27 лет до 21-30 лет) затруднит проведение вооруженными силами регулярного весеннего призыва, который начинается в апреле.

Несмотря на все эти сложности, общий эффект демографического спада приведет к глубоким изменениям в России — и к худшему. Большинству стран, переживших демографический спад, удалось избежать крупных социальных потрясений. Россия может быть другой. Его популяция сокращается необычайно быстро и к середине столетия может сократиться до 130 миллионов человек. Снижение связано с усилением нищеты: ожидаемая продолжительность жизни при рождении российских мужчин резко упала с 68,8 лет в 2019 году до 64,2 лет в 2021 году частично из-за ковида, частично из-за алкогольной болезни. Теперь российские мужчины умирают на шесть лет раньше, чем мужчины в Бангладеш, и на 18 лет раньше, чем мужчины в Японии.

И Россия может не достичь того, что позволяет другим странам становиться богаче с возрастом: высокого и повышающегося уровня образования. Николас Эберштадт, демограф из Американского института предпринимательства в Вашингтоне, утверждает, что страна представляет собой своеобразное сочетание смертности в странах третьего мира и образования в странах первого мира. У него одни из самых высоких показателей образования среди людей старше 25 лет в мире. Но отток хорошо образованной молодежи сводит на нет это преимущество. По данным Минсвязи, 10% из IT рабочих покинули страну в 2022 году. Многие из них были молодыми людьми. Их бегство еще больше искажает несбалансированное соотношение полов в России, которое в 2021 году означало, что на каждые 100 мужчин приходится 121 женщина старше 18 лет.

Судя по всему, роковая демографическая петля не уменьшила стремление г-на Путина к завоеваниям. Но это быстро превращает Россию в маленькую, менее образованную и бедную страну, из которой бегут молодые люди и где мужчины умирают в возрасте 60 лет. Вторжение стало человеческой катастрофой — и не только для украинцев.

Эта статья появилась в разделе «Европа» печатного издания под заголовком «Исчезнувшие»

Европа 11 марта 2023

  • Украина наращивает силы для наступления
  • Франция находится в тупике против Эммануэля Макрона пенсионная реформа
  • Турецкая оппозиция выбрала своего человека
  • Самый преданный сторонник Украины одерживает крупную победу на выборах в Эстонии
  • Германия позволяет внутренней ссоре загрязнять зеленые амбиции Европы

Из выпуска от 11 марта 2023 г.

Откройте для себя истории из этого раздела и другие в списке содержания

Ознакомьтесь с выпуском Повторно используйте этот контент

Год, который решил судьбу России и ее соседей

Делиться

Россия вступила в 1922 год с шатким правительством, правившим в основном на основе военного положения, все еще бушующей гражданской войной, голодом, охватившим Поволжье, частями страны, все еще оккупированными силами иностранной интервенции, и изолированными как международный изгой.

Но к концу года большевики отметили пятую годовщину переворота 1917 года, известного как Октябрьская революция, почти закончили гражданскую войну против так называемых белых монархических и капиталистических сил, в значительной степени вытеснили иностранные войска и подписали свой первый международный договор мирного времени — с Веймарской Германией.

А 30 декабря 1922 года представители советских правительств России, Украины, Белоруссии и Закавказской республики вышли на сцену Большого театра в Москве, чтобы провозгласить образование новой страны, которая менее чем через два поколения станет мировая сверхдержава — Союз Советских Социалистических Республик.

Но если оглянуться на столетие 20/20, 1922 год предстает судьбоносным для народов России и ее соседей, годом, когда страна решительно порвала со своим прошлым. Что касается политики, иностранных дел и культуры, произошли события и были приняты решения, которые положили конец десятилетиям институционализированного тоталитарного угнетения.

В этом году будет много столетий, о которых президент России Владимир Путин и другие, утверждающие, что распад Советского Союза был «геополитической катастрофой», предпочли бы не вспоминать.

Восстание «социопата»

«Это первый год, когда у нас есть возможность посвятить наши усилия реальным, главным и фундаментальным задачам социалистического строительства», — революционный лидер и основатель СССР Владимир Ленин сказал на заключительном заседании 11-го съезда большевистской партии в Москве 2 апреля 1922 года в речи, посвященной его экономическим планам.

«Мы за последний год совершенно ясно показали, что не можем вести хозяйство», — признал Ленин. «Либо мы докажем обратное в ближайший год, либо Советская власть не сможет существовать».

Но в ретроспективе самым знаменательным решением съезда стало назначение нового генерального секретаря партии: Иосифа Сталина, 43-летнего бывшего семинариста, ставшего революционером.

Войска Красной Армии проходят парадом мимо Кремля на Красной площади 7 ноября 1922 года в ознаменование пятой годовщины захвата власти большевиками.

«Это был один из самых судьбоносных моментов русской революции и, по сути, 20-го века», — написал английский историк культуры Кевин Джексон в своей книге 2012 года Constellation Of Genius: 19.22 Модернизм. Год первый. Хотя этот пост все еще был далек от тотальной власти, которой Сталин будет обладать в последующие годы, он позволял ему контролировать бюрократию, которая будет все больше доминировать в стране.

Решение назначить Сталина генеральным секретарем было тем, о чем Ленин будет сожалеть, даже если он умрет менее чем через два года.

Революционер-большевик Иосиф Сталин в 1920 году, когда он был политическим командиром Украинской трудовой армии во время гражданской войны. Два года спустя он будет назначен генеральным секретарем большевистской партии.

Уже испытывая слабое здоровье в 1921 году, Ленин перенес инсульт в мае 1922 года и второй в декабре. В том же месяце Сталин взял на себя личный контроль над заботой о Ленине и над тем, кто имел к нему доступ. В последние недели 1922 года и в первые дни нового года Ленин продиктовал последнее завещание, в котором, как известно, призвал своих товарищей «подумать о способе смещения Сталина» с его поста.

Призыв к смещению Сталина был единственным конкретным предложением во всем завещании Ленина.

«Это обстоятельство может показаться незначительной деталью… но это деталь, которая может иметь решающее значение», — писал он.

«Сталин был социопатом», — сказал историк Принстонского университета и биограф Сталина Стивен Коткин в интервью RFE/RL в 2017 году. «[Он] не проявлял даже элементарного сочувствия или сомнений в своей политике». — преобразовано в Государственное политическое управление (ГПУ) при Наркомате внутренних дел (НКВД)9.0003

При беспощадном Феликсе Дзержинском чекистская полиция проводила в жизнь ленинскую политику «красного террора», провозглашенную в сентябре 1918 года. журнал «Красный террор» в ноябре 1918 г. «Мы уничтожаем буржуазию как класс… В этом суть красного террора».

Жертвы большевистской политики «красного террора» на выставке в Черноморском регионе Крыма в 1918.

Якобы преобразование ВЧК в ГПУ было частью общего стремления к созданию устойчивых институтов и политического контроля над государственными органами. Однако жалобы на бурно развивающуюся бюрократию уже становились настолько заметными, что породили целый советский сатирический жанр, начиная с поэмы Владимира Маяковского 1922 года Совещавшихся-сумасшедших (Прозаседавших).

Реорганизация ЧК могла бы остановить красный террор. Однако вместо этого он институционализировал многие из наиболее вопиющих практик кампании, в том числе целенаправленное преследование политических оппонентов.

Владимир Ленин в своей резиденции в подмосковных Горках летом 1923 года, примерно за полгода до смерти.

«ЧК была преобразована в ГПУ, что поставило ее под определенный политический контроль, что означало ослабление террора, — сказал Русской службе Радио Свобода петербургский историк Борис Колонский в 2021 году. — С другой стороны, террор стал более организованным».

«В 1922 году состоялся суд над эсерами, — сказал Колонский, имея в виду главного оставшегося политического соперника большевиков. — И одним из главных закручиваний гаек было ограничение свободы обсуждения и фракционности внутри большевистского сама партия».

Когда угроза, исходившая от Белых армий в гражданской войне, уменьшилась, эта новая структура повернулась внутрь. Реформа означала, что полномочия ВЧК по осуществлению внесудебных казней были временно устранены, но ГПУ быстро расширило практику отправки политических и экономических «врагов» в ссылку в Сибирь и на Крайний Север.

Первый лагерь, переросший в систему ГУЛАГа, был открыт на Соловецких островах в Белом море в 1923 году.

Год спустя агентам ГПУ снова было разрешено проводить расстрелы «при определенных обстоятельствах».

«Щедрая помощь… Страшное бедствие»

Самым ужасным событием в России и мире в 1922 году был непрекращающийся голод в Поволжье и за его пределами. По оценкам, не менее 5 миллионов человек погибли в результате одной из самых страшных невоенных катастроф в Европе со времен Средневековья.

«В 1921–1922 годах мы были свидетелями массового голода с ужасающим числом жертв», — сказал Радио Свобода в сентябре российский историк Виктор Кондрашин. «Это было чем-то напоминающим начало XVII века, голод Смутного времени, как по количеству людей в пострадавшем районе, так и по количеству погибших».

Голодающие дети Самарской области во время голода 1921-22 гг.

Голод был вызван идеальной бурей событий — сильная засуха поразила страну, уже истощенную Первой мировой и Гражданской войнами. Кроме того, большевики, лишенные Белыми армиями доступа к продовольственным районам Украины и Сибири, производили в этом районе бесчеловечные хлебные реквизиции.

— Задокументированы ужасающие факты, — сказал Кондрашин. «Каннибализм, массовые захоронения и самоубийства целых семей, движимые голодом».

В 1918 году Ленин отправил Сталина в южный город Царицын, позже названный Сталинградом, а ныне Волгоградом, для реквизиции продовольствия. Его приказ: «Будь беспощаден».

«Будьте уверены, у нас рука не дрогнет», — ответил Сталин. «Мы никому не проявим милосердия».

В июле 1921 года писатель Максим Горький выступил с обращением «ко всем честным людям» с просьбой помочь голодающим. Обращение попало на стол министра торговли США Герберта Гувера, который ответил, что готов создать программу Американской администрации помощи (АРА) в России, если Советское правительство запросит это официально и с пониманием того, что помощь не означает признание американцами большевистского правительства.

Кормят детей в столовой в Покровске (ныне Энгельс) Самарской области.

Предложение вызвало большие споры в Соединенных Штатах, где многие правые утверждали, что голод может положить конец большевизму в России. Однако Гувер настаивал на том, что «мы должны проводить некоторое различие между русским народом и группой, захватившей власть».

Многие в советском правительстве, особенно пламенный Лев Троцкий, также выступали против этого плана, утверждая, что помощь была тонким лезвием клина, который вскоре приведет к созданию американских предприятий и банков в России, согласно The Russian Job: The Forgotten Story. О том, как Америка спасла Советский Союз от разорения, 2019 г. монография Дугласа Смита.

Советы, тем не менее, немедленно приняли условия Гувера. Соглашение было подписано в августе 1921 года, и Конгресс США выделил на программу 20 миллионов долларов. С учетом вклада российского правительства в размере 18 миллионов долларов и частных пожертвований Гувер собрал на эти усилия около 78 миллионов долларов.

Жертвы голода в России преклоняют колени перед сотрудником американской службы помощи в 1922 году в Самаре.

В 1922 году ARA кормила 10 миллионов человек в день, доставляя не менее 768 миллионов тонн еды. В рамках программы также было задействовано 125 000 россиян в пострадавших районах. ARA также предоставила одежду, обувь и лекарства. Он помог примерно 16 000 больниц, которые ежедневно лечили более полумиллиона человек. Проект улучшил санитарию и предотвратил вспышки холеры и других заболеваний в регионе. Он также принес тысячи тонн семенного зерна, что способствовало небывалым урожаям — и прибыльной экспортной прибыли для советского правительства — в 1919 году. 22 и 1923.

«Правительство русского народа никогда не забудет щедрой помощи, оказанной им в ужасных бедствиях и опасностях, обрушившихся на них», — писал лидер большевиков Лев Каменев, заместитель председателя Русского фонда помощи голодающим. письмо представителю ARA Уильяму Хаскеллу.

В феврале 1923 года, когда АРА подсчитала, что 8 миллионов россиян все еще нуждаются в помощи голодающим, советское правительство объявило о планах возобновить экспорт зерна. Западная поддержка программы АРА Россия еще больше ослабла в марте, когда советское правительство предало суду дюжину православных священнослужителей и одного католического священника Константина Будкевича за организацию мирных акций протеста против конфискации государством церковной собственности. Все подсудимые были приговорены к длительным срокам заключения, кроме Будкевича, который был казнен в выходные дни католической Пасхи и похоронен в братской могиле.

Голодающая семья в селе Асекеево на территории современного Татарстана, 1921 год.

АРА решила свернуть свою операцию.

«Мистер Гувер сказал, что он никогда не был так рад закончить работу, как эта русская работа», — сообщил представитель Госдепартамента. «…[Он] испытывал полное отвращение к большевикам и не верил, что под их руководством когда-либо может быть создано практическое правительство».

При Сталине в 1930-х годах и позднее «история АРА вычеркивалась или искажалась до неузнаваемости», — писал Смит в своей книге. Чиновники и простые россияне, участвовавшие в проекте, подверглись чистке и преследованию в 19 веке.50-е годы. В издании Большой советской энциклопедии 1950 года писалось, что АРА предназначалась «для создания в Советской России аппарата для шпионско-вредительской деятельности и поддержки контрреволюционных элементов». В школьном учебнике 1962 года говорилось, что целью АРА была «тайная организация повстанческих сил», добавляя, что предполагаемому заговору помешало ГПУ.

Усилия ARA были сопоставимы, утверждал Смит, с помощью, оказанной Европой и Соединенными Штатами бывшим советским странам после распада Советского Союза.

«В период с 1992 по 2007 год правительство США предоставило помощь странам бывшего Советского Союза на сумму 28 миллиардов долларов, — написал Смит. «Только в 1999 году Россия запросила у Соединенных Штатов 5 миллионов тонн продовольственной помощи на сумму почти 2 миллиарда долларов… За 1999–2000 годы продовольственная помощь США и Европы России превысила помощь, оказанную всему африканскому континенту».

Тайные встречи

16 апреля 1922 года Советская Россия прорвала свою полную международную изоляцию, подписав Рапалльский договор с Веймарской Германией. После Первой мировой войны и Версальского договора обе страны были дипломатически изолированными изгоями.

Рапалльский договор восстановил дипломатические отношения между двумя странами и проложил путь к расширению экономического сотрудничества. Хотя пакт не содержал никаких военных положений, он открыл путь для интенсивного сотрудничества — в нарушение Версальского договора — которое было начато на серии секретных встреч летом 1922 года. В течение следующих нескольких лет Германия открыла авиационный школа, завод химического оружия и танковый полигон в Советском Союзе.

«Эти базы помогли модернизировать Красную Армию и сыграли центральную роль в разработке военных технологий, которые позволили возродить немецкую армию при Гитлере», — написал аналитик Ян Джонсон в блоге War On The Rocks в 2016 году.

В Германии подписание Рапалльского договора было воспринято некоторыми как признак надвигающейся «еврейско-большевистской угрозы» для их страны. Это привело к усилению активности крайне правых и тех, кто их финансировал. 19 июня22 декабря, всего через два месяца после подписания договора, министр иностранных дел Германии Вальтер Ратенау был убит праворадикальной террористической группой. В одном из своих первых крупных выступлений в Мюнхене в августе 1922 года Адольф Гитлер предупредил о «приближении еврейского большевизма под защитой республики» на митинге, где его «штурмовики» впервые появились в своих пресловутых коричневых рубашках. В октябре того же года премьер-министром Италии стал фашистский лидер Бенито Муссолини.

Нет места для «еретиков, мечтателей, мятежников»

1922 год был также судьбоносным для России в культурном отношении. Сравнивая контуры русской культуры 1920-х годов — от изобразительного искусства до литературы, музыки, танца, прикладного искусства и т. д. — с контурами, обнаруженными всего 15 лет спустя, поражаешься резкой трансформации, происшедшей за столь короткое время. охватывать.

Историк искусства Камилла Грей в своем исследовании «Русский эксперимент в искусстве: 1863-1922» считает 1922 год годом окончания одного из самых замечательных культурных взрывов в истории.

Русский писатель Борис Пильняк, который, наряду с Максимом Горьким, был самым популярным русским писателем начала 1920-х годов. Он был расстрелян сталинской охранкой в ​​1938 году как «японский шпион».

В 1922 году Борис Пильняк опубликовал шедевр импрессионизма «Голый год» — первый русский роман, целиком написанный после октябрьского переворота 1917 года.

21 апреля 1938 года был осужден за заговор с целью убийства Сталина и в тот же день расстрелян в затылок и похоронен в братской могиле на Коммунарке в Москве.

В том же 1922 году Евгений Замятин проводил закрытые чтения своего антиутопического романа «Мы», которые он закончил в прошлом году — в том же году, когда он написал пророческое эссе под названием «Я боюсь», в котором утверждалось, что в большевистском государстве нет места «сумасшедшим, отшельникам, еретикам, мечтателям, мятежникам и скептикам».

Замятин умер в эмиграции, в Париже, в 1937 г.

Хотя роман «Мы» был опубликован в Нью-Йорке на английском языке в 1924 г.52, он не публиковался в Советском Союзе до 1988 года, за три года до его распада. В 1967 году родившийся в России критик-эмигрант Мирра Гинзбург писала: «Подобно [Михаилу] Булгакову и [Исааку] Бабелю, Замятин дает нам представление о том, какой могла бы стать послереволюционная русская литература, если бы независимость, смелость и индивидуальность не были искоренены так безжалостно. диктатурой».

Евгений Замятин, изображенный здесь на недатированной фотографии с женой Людмилой, писал в романе-антиутопии «Мы»: «Как может быть окончательная революция? Окончательного нет; революции бесконечны».

По мере того, как большевики закрепляли власть с ослаблением гражданской войны, руководство все больше обращало свое внимание на переустройство общества. В 1921 году правительство нацелилось на Русскую православную церковь. Первоначально целью кампании было конфисковать как можно больше церковного имущества, но к 1922 году у Ленина появились более амбициозные планы.

В докладной записке от 19 марта 1922 года Ленин призвал к «тайной встрече» политических руководителей с руководителями ГПУ и Наркомата юстиции. Он писал, что будет принято «секретное постановление», предписывающее полное лишение церкви «провести с беспощадной решимостью, не оставляя никаких сомнений и в кратчайшие сроки».

Лидер большевиков Владимир Ленин перенес два инсульта в 1922 году и был практически отстранен от политической жизни страны. Умер 21 января 1924 года.

«Чем большее число реакционного духовенства и реакционной буржуазии нам удастся расстрелять по этому поводу, тем лучше, потому что этой «аудитории» надо именно теперь преподать урок таким образом, чтобы она не смела думать о какое бы то ни было сопротивление в течение нескольких десятилетий», — написал вождь большевиков.

Санкт-Петербургский историк Александр Марголис в интервью Азаттыку в 2016 году сказал, что кампания против церкви велась «самым варварским образом».

«Конечно, духовенство пыталось как-то остановить это», — сказал он. «Но ответ был ясен: чем больше мы их повесим, тем лучше».

В ночь с 12 на 13 августа большевики сбрили бороды Петроградскому митрополиту Вениамину и нескольким другим старшим духовным лицам города и одели их в лохмотья. Хитрость нужна была для того, чтобы солдаты в расстрельной команде не знали, что казнят священнослужителей. Их казнили на окраине города и похоронили в братской могиле.

В 1992 году, через несколько месяцев после распада Советского Союза, Вениамин и несколько расстрелянных вместе с ним были причислены к лику православных святых, и им был поставлен кенотаф в Александро-Невской лавре в Санкт-Петербурге. Указ о канонизации повелевает, чтобы «их драгоценные останки, если они когда-либо будут найдены, считаться святыми реликвиями».

Аналогичные планы у Ленина были и в отношении российской интеллектуальной элиты.

В статье, опубликованной 12 марта 1922 года и озаглавленной «О значении воинствующего материализма», Ленин осуждал интеллигенцию как «законченных лакеев клерикализма», а демократию — как «не что иное, как свободу проповедовать все, что выгодно буржуазии, проповедовать именно самые реакционные идеи, религию, мракобесие, защиту эксплуататоров и т. д.».

Немецкий корабль Oberburgermeister Haken, который был одним из так называемых «философских кораблей», доставивших на Запад в 1922 году депортированных русских интеллектуалов.

Поход завершился в сентябре-ноябре 1922 г., когда из Петрограда на запад отплыли три корабля. На борту агенты ГПУ собрали многих самых выдающихся мыслителей страны и членов их семей, в основном лишенных собственности и отправленных в изгнание. Так называемые философские корабли унесли философов Николая Лосского, Юлия Айхенвальда, Николая Бердяева, Сергея Булгакова, Семена Франка.

Забрали и Ивана Ильина, фашистского мыслителя, написавшего в 1933 году статью «Национал-социализм: новый дух». Путин хвалил Ильина, и в 2005 году Путин лично участвовал в усилиях по перезахоронению останков Ильина в Москве. Освятил могилу в 2009 году.

В мае 2009 года тогдашний премьер-министр России Владимир Путин возложил цветы к могиле профашистского русского философа Ивана Ильина, депортированного из России в 1922 году и чьи останки были перезахоронены в Москве в 2005 году.

Не все из почти 300 интеллектуалов, высланных из страны в 1922 году, были знамениты. Среди них были врачи, юристы, педагоги, экономисты и другие.

Российский кинорежиссер Алексей Денисов, чей документальный фильм «Русский исход» 2002 года рассказывает о первой волне русской эмиграции, заявил в 2012 году, что в целом, по оценкам, русские, изгнанные из страны в период с 1922 по 1939 год, после отъезда опубликовали более 13 000 академических работ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *