Зал 11. Культура Древней Руси. IX – первая половина XIII в.
Широкий спрос в Древней Руси имела продукция ремесленников-ювелиров, занимающихся обработкой цветных металлов. «Кузнецы по злату, серебру и меди» изготовляли огромный набор разнообразных женских украшений и принадлежностей костюма (поясных наборов), предметов культа и церковной утвари, декоративной и столовой посуды, конской сбруи, украшений для оружия и многое другое.
Древнерусские ювелиры использовали разную технику обработки драгоценных металлов: скань (филигрань), зернь, эмаль (финифть), чернь, тиснение, чеканку.
Сканью и зернью украшали серебряные бусы, пуговицы, колты, височные кольца, медальоны. При изготовлении двустворчатых браслетов-наручей и барм-оплечий, которые пользовались широким спросом в городах в XII веке, применяли чернение.
Сложнейшей ювелирной техникой было искусство перегородчатых эмалей. Его принесли на Русь греческие мастера. Во второй половине XI века в Киеве сложилась местная эмальерная художественная школа, а в XII веке эмальерное производство возникает и в других древнерусских городах.
Высшим достижением древнерусских ювелиров можно назвать украшения женского аристократического (княжеско-боярского) парадного костюма, которые были найдены в составе кладов конца XII – первой трети XIII вв.
Древнерусские клады – одни из самых ярких вещественных источников по истории культуры и искусства Древней Руси XI–XIII веков. Еще в глубокой древности кладом считали «серебро или злато, скрытое в земле», как записано в «Чтении о Борисе и Глебе» (конец XI – начало XII века). В минуты опасности люди закапывали свои ценные вещи и, как правило, уже не могли за ними вернуться. Чаще всего клады указывают на районы, подвергшиеся опустошительным набегам. Отсутствие кладов XI–XIII веков в Новгороде, Полоцке, Смоленске – дополнительное свидетельство того, что эти города не были разгромлены монгольским нашествием, когда была спрятана значительная часть кладов.
Чаще всего клады находят случайно. В спешке люди прятали свои ценности в земле, в своих усадьбах, под печками, в тайниках.
Археологические исследования дают многочисленный массовый материал христианских культовых предметов, принадлежавших частным лицам. К ним, прежде всего, относятся каменные кресты-корсунчики, металлические кресты-тельники, кресты-энколпионы и небольшие каменные или литые подвесные иконки. Самые ранние из этих предметов традиционно датируются X веком.
Как считают исследователи, кресты, вырезанные наспех из серебряных монет специально для погребения, тельники на груди захороненных мужчин без других вещей, позволяют утверждать, что крест в памятниках Древней Руси является свидетельством соприкосновения населения с христианской религией.
Еще одним свидетельством распространения христианства являются небольшие металлические иконки с христианскими изображениями, которые могли носить отдельно или в составе мониста. Они более поздние, чем кресты-тельники, появляются не ранее XII века.
Произведения художественного ремесла, связанные с христианским богослужением, как и предметы христианского культа, применявшиеся в быту, демонстрируют разнообразие ювелирных техник и художественных приемов, с которыми были знакомы древнерусские мастера. Это художественное литье, ковка, чеканка, гравировка, скань, позолота в чернение, эмаль, оправка жемчуга и драгоценных камней, золотое письмо по меди и резьба по камню.
В качестве образцов русским мастерам служили привозные изделия из Византии, мастера которой унаследовали от античности многовековой опыт в области прикладного искусства.
Русские мастера быстро перешли от неизбежного на первых порах ученичества к самостоятельному творчеству.
Археологические раскопки, проведенные в наиболее древних русских городах, свидетельствуют, что все строительство на Руси вплоть до X века велось исключительно из дерева.
Принятие христианства из Византии стало отправной точкой появления и развития монументального каменно-кирпичного зодчества. На Руси началось храмовое строительство. Происхождение древнерусского церковного зодчества от византийского определило канонический для Руси тип крестово-купольного храма и вид строительной техники: кладку из тонкого кирпича — плинфы на розовом растворе (цемянке).
Начало собственного древнерусского храмового каменного зодчества следует связывать с 1030-ми гг. , когда в Киеве был поставлен кафедральный Софийский собор — главный храм Древней Руси. Вскоре после этого в Чернигове возвели Спасский собор, позднее, в 1040–1050-е гг. были построены Софийские соборы в Новгороде и Полоцке.
Уже первые русские храмы отличались от византийских сложным завершением верхов — многоглавием, поднятым на высокие барабаны с прорезями окон, благодаря чему обеспечивалось освещение обширных княжеских хор, располагавшихся существенно выше пола храмов. Возведение княжеских соборов конца X — середины XI вв. стало школой мастерства для русских строителей и художников, работавших рядом с византийскими зодчими, фрескистами и иконописцами.
Наивысший уровень каменной архитектурной резьбы продемонстрирован во владимирской архитектуре, в становлении которой участвовали галицкие и романские мастера. Владимирские соборы (Георгиевский в Юрьеве-Польском, Дмитриевский во Владимире) украшены сплошным орнаментом из библейских сцен, изображениями святых, фантастических существ, растительных узоров.
После принятия христианства, когда на Руси стали строить каменные храмы, а в них совершаться богослужение, возникла необходимость познакомить новообращенную паству со Священным писанием и его толкованием, с житиями святых и проповедями, с христианской интерпретацией мироздания и историей христианской церкви, т.е. перенести на Русь уже существовавшую в других странах культовую и христианскую литературу. Это и явилось первым этапом развития книжного дела и создания древнерусской литературы.
Первые русские книги были рукописными. Материал, на котором их писали, назывался пергамен (пергамент). Изготовляли его из кожи молодых животных – телят, ягнят. Пергамен был толще бумаги, поэтому книги из него были более объемными.
Переписывали книги монахи, главным образом, для своего монастыря или по заказу князя. Вне монастырей переписывали книги по преимуществу духовные лица: священники, диаконы, дьячки, пономари.
Кроме писцов, над созданием книг трудились художники, писавшие золотом и киноварью орнаментированные заставки, инициалы и миниатюры.
Написанная книга переплеталась. Переплет делали из деревянных досок, которые затем обтягивали кожей или какой-либо ценной тканью, например, шелковой; иногда переплет покрывался золотыми или серебряными украшениями, особенно любили украшать напрестольные Евангелия.
Книги были очень дорогими, поэтому позволить себе их могли только князья, бояре и богатые монастыри.
Культура Руси 10-начала 13 века и др.
Культура Руси 10-начала 13 века.
1. Как зарождалась культура Руси.
В понятие культуры входит, естественно, всё, что создано умом, талантом, руками народа, всё, что выражает его духовную сущность, его взгляд на мир, на природу, на человеческое бытие, на человеческие отношения. Открытость и синтетичность древнерусской культуры, её мощная опора на народные истоки и народное восприятие, выработанные всей многострадальной историей восточного славянства, переплетение христианских и народно-языческих влияний привело к тому, что в мировой истории называют феноменом русской культуры. Её характерными чертами являются стремление к монументальности, масштабности, образности в летописании; народность, цельность, простота в искусстве; изящество, глубоко гуманистическое начало в архитектуре; мягкость, жизнелюбие, доброта в живописи; постоянное биение пульса исканий, сомнений, страсти в литературе. И над всем этим господствовала большая слитность творца культурных ценностей с природой, его ощущение сопричастности всему человечеству, переживания за людей, за их боль и несчастья.
2. Письменность, грамотность, школы.
3. Летописи.
Свод, за который взялся монах Киево-Печерского монастыря Нестор и который вошёл в нашу историю под именем «Повести временных лет», оказался, по меньшей мере, лишь пятым по счёту и создавался в первое тысячелетие 12в. при дворе князя Святополка.
4. Литература.
В начале 40-х гг. 11в. священник княжеской церкви в Берестове, впоследствии митрополит Иларион, создал своё знаменитое «Слово о законе и благодати», в котором в яркой публицистической форме изложил своё понимание места Руси в мировой истории. Во второй половине 11в. появляются и другие яркие литературно-публицистические произведения: «Память и похвала Владимира» монаха Иакова, в котором идеи Илариона получают дальнейшее развитие и применяются к исторической фигуре Владимира I. В это же время создаются «Сказание о первоначальном распространении христианства на Руси», «Сказание о Борисе и Глебе», святых покровителях и защитниках Русской земли. До летописи Нестор создал знаменитое «Чтение о житии Бориса и Глеба». На склоне лет Владимир Мономах пишет своё знаменитое «Поучение детям», ставшее одним из любимых чтений русских людей раннего средневековья. В начале 12в. один из сподвижников Мономаха игумен Даниил создаёт «Хождение игумена Даниила в святые места». Среди сочинений 12-начала 13в. «Слово» и «Моление» Даниила Заточника, который, побывав в заточении, испытав ряд других житейских драм, размышляет о смысле жизни, о гармоничном человеке, об идеальном правителе. Автор середины 12в. киевский митрополит Климентий Смолятич в своём «Послании» священнику Фоме, ссылаясь на греческих философов Аристотеля, Платона, на творчество Гомера, также воссоздаёт образ высоконравственного человека, чуждого властолюбию, сребролюбию, тщеславию. В «Притче о человеческой душе» (конец 12в.) епископ города Турова Кирилл, опираясь на христианское миропонимание, даёт своё толкование смысла человеческого бытия, рассуждает о необходимости постоянной связи души и тела. Но, конечно, наиболее ярко синтез русской культуры, переплетение в ней языческих и христианских черт, религиозных и светских, общечеловеческих и национальных мотивов прозвучали в «Слове о полку Игореве».
5. Архитектура.
6. Искусство.
В 11в. строгая аскетическая манера византийской иконописи превращалась под кистью русских художников в портреты, близких к натуре, хотя русские иконы и несли в себе все черты условного иконописного лика. Наряду с иконописью развивалась фресковая живопись, мозаика. Позднее складывалась новгородская школа живописи. В начале 13в. прославилась ярославская школа иконописи. На протяжении долгих веков истории Руси там постоянно развивалось, совершенствовалось искусство резьбы по дереву, позднее – по камню. Изящные украшения, подлинные шедевры создавали древнерусские ювелиры – золотых и серебряных дел мастера. Составной частью искусства Руси являлось музыкальное, певческое искусство. И конечно, важным элементом всей древнерусской культуры являлся фольклор – песни, сказания, былины, пословицы, поговорки, афоризмы, сказки. Целый мир русской жизни открывается в былинах.
7. Быт народа.
Русь в 13-15вв.
Большинство княжеств представляли собой монархии во главе с великим князем, ему подчинялись, в пределах его земля – княжества, владетели более мелких уделов – князья удельные. Лишь в Новгороде Великом, затем в Пскове установились своеобразные республиканские порядки.
Начало татаро-монгольского вторжения на Русь.
1. Рождение Монгольской державы.
С конца 12в. у монгольских племён, кочевавших в степях Центральной Азии, шёл процесс разложения родоплеменного строя и становления раннефеодальных отношений. Здесь начала выделяться родоплеменная знать – нойоны (князья) и багатуры (богатыри), окружённые дружинниками – нукерами. Складывается особый тип кочевого феодализма, для которого характерна феодальная собственность не на землю, а на стада и пастбища.
2. Чингисхан.
В ходе междоусобной борьбы победу одержал Темучин (или Темуджин), которому на хурале (съезде монгольской знати) в 1206г. было присвоено почётное имя Чингисхан. Всё войско делилось на десятки, десятки объединялись в сотни, сотни – в тысячи, десять тысяч составляли один тумен, или по-русски тьму.
3. Завоевания монголов.
В 1219г. войска Чингисхана вторглись в Среднюю Азию. Большая её часть входила в улус (удел) второго сына Чингисхана – Чагатея.
4. Трагедия на Калке.
Битва между русско-половецкими и монгольскими войсками произошла 31 мая 1223г. на реке Калке в Приазовье. В 1231г. войско полководца Угэдея Чармагана вторглось в Закавказье.
Храмовая подвеска с двумя сиренами, обрамляющими Древо жизни (спереди) и столкнувшимися птицами (сзади) | Храмовая подвеска Киевской Руси
с двумя сиренами, обрамляющими Древо жизни (спереди) и противостоящими птицами (сзади) | Киевская Русь | Метрополитен-музей ×Обрежьте изображение:
Отсканируйте свой QR-код:
С благодарностью создан с помощью ACNLPatternTool
Детали обложки
Используйте клавиши со стрелками для перемещения по вкладкам ниже и клавишу табуляции для выбора элемента
Заголовок: Храмовая подвеска с двумя сиренами, обрамляющими Древо жизни (спереди) и столкнувшимися птицами (сзади)
Дата: 11–12 века
География: Сделано в Киеве, Украина
Культура: Киевская Русь
Середина: Перегородчатая эмаль, золото
Размеры: В целом: 2 3/8 x 2 1/4 x 9/16 дюйма (6 x 5,7 x 1,4 см)
Классификация: Эмали-Cloisonné
Кредитная линия: Дар Дж. Пирпонта Моргана, 1917 г.
Регистрационный номер: 17.190.680
Узнайте больше об этом произведении
Хронология истории искусств
Музейные публикации
«Сокровища Древнего Киева в Метрополитен-музее и Думбартон-Оукс»: Журнал Метрополитен-музея, т. 32 (19).97)
Слава Византии: искусство и культура средневизантийской эпохи, 843–1261 гг.
«Искусство Византии»: Бюллетень Метрополитен-музея, т. 58, вып. 4 (весна 2001 г.)
Похожие произведения искусства
- В той же галерее
- Средневековое искусство
- перегородчатая
- Эмали
- Золото
- Металл
- Подвески
- Храмы
- Из Киева
- Из Украины
- С 1000 по 1400 год нашей эры
Ресурсы для исследований
Библиотеки и исследовательские центры Метрополитена предоставляют беспрецедентные ресурсы для исследований и приветствуют международное сообщество студентов и ученых.
API Met Collection — это место, где все создатели, создатели, исследователи и мечтатели могут получить доступ к самым последним данным и общедоступным изображениям для коллекции The Met. Данные открытого доступа и общедоступные изображения доступны для неограниченного коммерческого и некоммерческого использования без разрешения или платы.
Обратная связь
Мы продолжаем исследовать исторический и культурный контекст предметов в коллекции The Met. Если у вас есть комментарии или вопросы об этой записи объекта, пожалуйста, заполните и отправьте эту форму. Музей с нетерпением ждет ваших комментариев.
Средневековое искусство и монастыри в Метрополитене
Коллекция музея средневекового и византийского искусства является одной из самых полных в мире и охватывает искусство Средиземноморья и Европы от падения Рима до начала эпохи Возрождения.
История русской культуры
- Главная
- Россия
- Культура
- История русской культуры
Как именно началось развитие русской культуры? Какие изменения претерпела она с течением времени? Как сегодня выражается русская культура? Чтобы ответить на эти вопросы, мы сначала должны сделать шаг назад во времени…
Историю русской культуры можно разделить на пять этапов:
- Культура Древней Руси — В X веке Киевская Русь попала под влияние Византийской империи. Приход христианства оказал большое влияние на быт местного населения, что отразилось на развитии архитектуры, традиций и литературы. После монгольского нашествия византийская культура стала сдавать свои позиции и часть наследия предыдущего периода была утрачена навсегда. Новая административная система основывалась на принципах, отличных от западноевропейских.
- Русская культура XIII-XVII веков — Этот этап в развитии русской культуры называют периодом Московской Руси. Территория, которая на протяжении многих веков была раздроблена, объединилась в единое государство с центром в Московии. В этот период был построен Московский Кремль и возродилась роспись церквей фресками. Живописцы снова обратились к византийской культуре и сформировали школу русской иконописи. Одним из самых известных живописцев и иконописцев этого периода был Андрей Рублев.
- Культура Императорской России — Реформы Петра Великого открыли Россию западноевропейским влияниям. Эпоха Просвещения подчеркнула ценность человека и необходимость образования и целостного развития. Началась оживленная дискуссия между сторонниками славянской культуры и поклонниками западного образа жизни. Вместе они искали баланс между двумя культурами и определяли, как должна развиваться Россия, сохраняя при этом свою национальную идентичность и традиционные ценности. В этот период закладывались основы русского литературного языка, писались великие русские классики. С упором на сохранение истории и просвещение людей начали развиваться музеи.
- Русская культура в составе Советского Союза — Под влиянием советской власти русская культура существенно изменилась. С приходом большевиков многие творческие и научные деятели царской России эмигрировали в Европу. Репрессии унесли жизни видных представителей интеллигенции. Советская власть решительно избавлялась от остатков прошлого, уничтожая многие артефакты церковной жизни. В то же время коммунисты работали над ликвидацией неграмотности, сделав образование бесплатным и обязательным для всех. Возникла новая интеллектуальная и творческая элита, появились литературные классики советской эпохи, получили развитие театр, кино и другие виды искусства.
- Русская культура в наше время — После распада Советского Союза финансовая поддержка многих научно-исследовательских институтов и культурных учреждений сократилась. Люди переехали в коммерческие районы, и социальное неравенство увеличилось. Вакуум, возникший в результате кризиса коммунистической системы, был заполнен западными ценностями, в частности, индивидуализмом.