Золотой ковш ивана грозного – Загадки истории. Рубрика «Сокровище нации». Ковш царя Ивана

Загадки истории. Рубрика «Сокровище нации». Ковш царя Ивана

Столовая посуда при царских и княжеских дворах на Руси в XVI-XVII веках была предметом, которому уделяли первостатейное значение. Но золотой ковш Ивана Грозного хорош не только своей красотой и изысканностью: в некотором роде это военный трофей, с которым связана одна неразрешенная пока тайна…

В 1558 году русский государь Иван Грозный, желая получить выход к Балтийскому морю, начал войну против Ливонии. Так как в течение нескольких лет решающего успеха добиться не удалось, в 1563 году Грозный с военачальниками решил захватить Полоцк — важнейший стратегический пункт того времени, который тогда входил в состав Великого княжества Литовского. Кроме военного интереса, царь рассчитывал захватить в Полоцке большую добычу — ведь это был богатейший город, в котором имелось множество храмов, домов и состоятельных горожан.

Осада Полоцка, длившаяся в течение двух недель, сломила защитные порядки литовского войска. Русская армия вошла в город, где действительно нашлось множество разнообразных ценностей, редких икон и золотых изделий. Часть из них воины царя Ивана присвоили, а часть сдали в казну. Вернувшись в Москву, царь приказал пустить золото на переплавку. Московские золотых дел мастера, недолго думая, изготовили для царя-батюшки из захваченного золота ковш, который украсили тремя крупными сапфирами и другими драгоценными камнями. В надписи, выбитой по краю ковша, рассказали об истории его создания.

Сразу после этого уникальное изделие признали шедевром русского ювелирного искусства. Какое-то время ковш находился при царском дворе и был украшением пиров и застолий.

Однако со временем уникальная вещь покинула Москву и каким-то образом оказалась на Западе. Как это могло случиться, в точности неизвестно. По одной из версий, ковш похитили из Московского Кремля во времена Смуты.

По другой, его отправили за рубеж по личному распоряжению Петра I, который решил отблагодарить таким образом Августа Сильного. Правитель Саксонии, носивший титул короля польского и великого князя литовского, был союзником Петра I в Северной войне (1700-1721) против Швеции. Август был создателем Дрезденского музея «Грюнес Гевёльбе» («Зеленые своды»), в котором в течении десятилетий формировался «Кабинет драгоценностей».

Украшения Августа II и его сына Августа III поражают воображение пышностью барочных форм, захватывающей магией и красотой драгоценных камней и самоцветов, соединенных с мастерством выдающихся ювелирен своего времени.

Но ковш царя Ивана не затерялся даже среди изысканного великолепия того времени. Ведь древнерусские чаши, братины и ладьевидные ковши (как наш экспонат) заметно отличаются от изделия других стран. Их округлые, спокойные формы и характер орнамента близки к деревянной и керамической народной утвари, формы которой со свойственном русским мастерам смелостью и талантливостью воплощены в золоте. Ковш царя Ивана выкован из цельного куска и имеет тонкую, плавно изогнутую рукоять.

Длина ковша 23 сантиметра, сегодня он хранится в Дрездене, в музее «Зеленые своды».

Страховая стоимость золотого ковша держится в тайне: ведь для подарков правители отбирали вещи, которыб даже по тем временам стоили несметных денег.

Сегодня же цена такого изделия буквально баснословна.

Игорь РОДИОНОВ

zagadki-istorii.ru

Драгоценная посуда Древней Руси: Ковши

 

Ковши

Доброе угощение на Руси издавна было принято сопровождать хмельным питием.

Обычай этот шел еще со времен языческих, и Владимир Красное Солнышко прославился достопамятными словами: «Руси есть веселие питии, не может без того бытии».

Наиболее распространенный на Руси хмельной напиток мед пили из ковшей. Приготовленные по разнообразным рецептам, настоянные на ягодах, фруктах, они различались между собой как по вкусу, так и по цвету. В серебряных ковшах подавали к столу белые меды, в золотых — красные. В зависимости от назначения ковши носили самые разные названия: «выносные», «хоромные», «жалованные», «погребные».

Предполагают, что ковши происходят с Севера Руси. Древние ковши вырезались из дерева и имели вид старинных лодий или водоплавающих птиц — лебедей, гусей, уток. Первые металлические ковши, по мнению некоторых исследователей, были изготовлены в XIV веке новгородскими мастерами.

Самым древним в собрании Оружейной палаты является один из уцелевших металлических ковшей второй четверти XV века. (из.1). Принадлежал он новгородскому архиепископу Евфимию — влиятельному политическому деятелю, строителю новгородской Грановитой палаты, ярому противнику Москвы. Позднее его владельцем оказался сын Ивана Грозного — царевич Иван.

В XV- начале XVI века московские мастера еще подражали новгородским. Примером тому служит большой серебряный ковш князя Ивана Кубенского, кравчего юного Ивана IV. (из.2). По форме он напоминает новгородский ковш XV века, но в оформление его уже чувствуется столичный вкус.

К концу XVI века в московском искусстве вырабатывается особый тип ковша, низкого, широкого, с плоским дном. Типичным изделием московской школы является ковш, принадлежащий царю Борису Годунову. (из.3). Он единственный дошедший до нашего времени из принадлежавших Борису Годунову ковшей, которых, судя по сохранившейся описи его имущества, было когда-то значительное количество.

В XVII веке облик ковшей заметно меняется. Исчезает строгая нарядная простота, уступая место пышному украшению, сложному орнаменту, обилию драгоценных камней. У ковшей появляются поддоны или ножки в виде шариков. К этому времени ковш обретает дополнительное, новое предназначение: он становится почетной наградой за труды и заслуги. Наградные ковши бережно хранились как знаки высоких заслуг, передавались по наследству. Иногда вместе с другим имуществом они возвращались в царскую казну, в случае, если владелец попадал в опалу.

Ковш, принадлежащий царю Михаилу Федоровичу, выполнен в 1618 году в Мастерских Московского Кремля. (из.4). Выкован ковш из цельного куска золота и весит почти два килограмма.

Заслуживают внимание два ковша, выполненные во второй половине XVII века. (из.5, из.6.). Один из них принадлежал царю Алексею Михайловичу, другой — купцу Филату Хлебникову, о чем свидетельствуют надписи. Они являются яркими образцами искусства 17 века — искусства как предмета роскоши, привилегии двора и знати.

Из таких ковшей пили редко, по большим праздникам, а остальное время они хранились в так называемой «Большой казне». Они использовались лишь во время торжественных приемов в Грановитой палате — парадном приемном зале дворца, где служили украшением особых ступенчатых поставцов, демонстрируя перед иноземными гостями богатство царского двора и искусное мастерство русских златокузнецов.

Ковш

Россия, Новгород, XV в. Серебро, чеканка. Принадлежал архиепископу Евфимию.

Ковш

Мастерские Московского Кремля, 1535 г. Серебро, чеканка, резьба, золочение. Принадлежал князю Ивану Ивановичу Кубенскому.

Ковш

Мастерские Московского Кремля, 1591-1600. Чеканка, резьба, чернь, золото. Принадлежал Борису Годунову.

Ковш

Мастерские Московского Кремля, 1618. Золото, серебро, драгоценные камни, ковка, чернь. Принадлежал царю Михаилу Федоровичу Романову.

Ковш

Россия, 1645-1676 г. Серебро, чеканка, резьба. Принадлежал царю Алексею Михайловичу.

Ковш

Россия, Москва, 1698. Серебро, чеканка, резьба, литье. Принадлежал купцу Филату Хлебникову.

 

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

historicaldis.ru

КИРИЛЛОВ Сергей Алексеевич (р. 1960): the_morning_spb

КИРИЛЛОВ Сергей Алексеевич (р. 1960)
► «Боярин с ковшом государевым». Портрет из серии «Русские люди». 1992 г. Холст, масло. 100 x 75 см.
► «Ковш Ивана Грозного». 1989 г. Холст, масло. 35 x 25 см.



Столовая посуда при царских и княжеских дворах на Руси в XVI-XVII веках была предметом, которому уделяли первостатейное значение. Но золотой ковш ИВАНА ГРОЗНОГО, хранящийся в Дрездене, в музее «Зелёные своды», хорош не только своей красотой и изысканностью: в некотором роде это военный трофей, с которым связана неразрешённая тайна…

В 1558 году русский государь Иван Грозный, желая получить выход к Балтийскому морю, начал войну против Ливонии. Так как в течение нескольких лет решающего успеха добиться не удалось, в 1563 году Грозный с военачальниками решил захватить Полоцк – важнейший стратегический пункт того времени, который входил в состав Великого княжества Литовского. Кроме военного интереса, царь рассчитывал захватить в Полоцке большую добычу – ведь это был богатейший город, в котором имелось множество храмов, домов и состоятельных горожан.

Осада Полоцка, длившаяся в течение двух недель, сломила защитные порядки литовского войска. Русская армия вошла в город, где действительно нашлось множество разнообразных ценностей, редких икон и золотых изделий. Часть из них воины царя Ивана присвоили, а часть сдали в казну. Вернувшись в Москву, царь приказал пустить золото на переплавку. Московские золотых дел мастера изготовили для царя-батюшки из захваченного золота ковш, который украсили тремя крупными сапфирами и другими драгоценными камнями. В надписи, выбитой по краю ковша, рассказано об истории его создания.

Сразу после этого уникальное изделие признали шедевром русского ювелирного искусства. Какое-то время ковш находился при царском дворе и был украшением пиров и застолий.

► Современная фотография.

Однако со временем уникальная вещь покинула Москву и каким-то образом оказалась на Западе. Как это могло случиться, в точности неизвестно. По одной из версий, ковш похитили из Московского Кремля отступавшие польские интервенты во времена Смуты, а впоследствии ковш через Польшу попал в Саксонию.

По другой, его отправили за рубеж по личному распоряжению ПЕТРА I, который решил отблагодарить таким образом АВГУСТА СИЛЬНОГО. Правитель Саксонии, носивший титул короля польского и великого князя литовского, был союзником Петра I в Северной войне (1700-1721) против Швеции. Август был создателем Дрезденского музея «Грюнес Гевёльбе» («Зеленые своды»), в котором в течение десятилетий формировался «Кабинет драгоценностей».

Ковш царя Ивана не затерялся даже среди изысканного великолепия того времени. Ведь древнерусские чаши, братины и ладьевидные ковши заметно отличаются от изделий других стран. Их округлые, спокойные формы и характер орнамента близки к деревянной и керамической народной утвари, формы которой со свойственной русским мастерам смелостью воплощены в золоте.

Ковш царя Ивана выкован из цельного куска и имеет тонкую, плавно изогнутую рукоять. Длина ковша 23 сантиметра.

the-morning-spb.livejournal.com

Ковш Ивана Грозного и тетрадь Достоевского из Германии — Рамблер/финансы

740 экспонатов из 75 музеев и хранилищ России и Германии размещены в трех больших залах Государственного исторического музея. Впервые вместе собраны уникальные археологические находки и произведения искусства старых мастеров, подлинные международные документы и редкие рукописи великих писателей, древнейшие рукописные книги и драгоценные дипломатические подарки царскому двору. Многие экспонаты демонстрируются впервые.

— Год Германии в России — Россия и Германия: пазл под открытым небом— Перекрестный Год России и Германии открыт

Выставку открывает раздел «Политика и торговля X-XVI вв. : от Рейна до Сибири» — география работ немецких мастеров на Руси и русских в Германии. В прошлом, как и сегодня, политические связи развивались наряду с торговыми. И главным условием для этого был мир.

Торговые и политические связи русских и немцев начали складываться на заре появления национальных государств в X веке. Еще задолго до Ганзейского союза немцы торговали с новгородцами, рассказала «Голосу России» куратор выставки, ведущий научный сотрудник Исторического музея Наталья Каргаполова.

«Свидетельство первых торговых контактов — грамота Александра Невского, дающая право торговать немецким купцам на новгородской земле. На тему торговли на выставке можно увидеть также подлинный договор 1894 года, который предоставляет исключительные права Германии для торговли в России», — отметила она.

Зримыми следами торговых контактов России и Германии эпохи Средневековья стали изделия немецких мастеров, найденные археологами не только в европейской части России, но и за Уралом, а также находки предметов русского импорта в прибалтийских немецких городах.

«Мы встречаем раннеславянские вещи на границе Германии, Австрии и Швейцарии, — рассказала Наталья Каргаполова. — Это височные кольца, яйца-писанки. И роскошные немецкие предметы периода ранней готики, найденные в Пермской области. Исследования проводились, но до конца так и не выяснилось, как они туда попали. Скорее всего, торговыми путями».

Дипломатическая линия на российско-германской выставке представлена такими замечательными памятниками, как потрет Сигизмунда Герберштейна — первого немецкоговорящего посла в России и автора первого бестселлера о России в Европе — «Записки о Московии».

«Именно он открыл обывателю Западной Европы новую страну Московию, — пояснила куратор выставки. — Из его родового замка в Штирии прибыл роскошный ростовой портрет знаменитого дипломата. Не менее известен дипломат Адам Олеарий, чей портрет предоставили наши немецкие коллеги.

С его именем связан Готторпский глобус — первый и некогда самый большой в мире академический глобус (диаметром 3,1 м) XVII века. Он был сделан в Германии по проекту Олеария. Во время великого посольства глобус был подарен Петру Первому.

Три года он добирался до России и был установлен в здании нынешней Кунсткамеры. В XVIII веке во время пожара глобус сгорел, но его дверца сохранилась, т.к. находилась в это время в другом помещении. И эту подлинную дверцу Кунсткамера предоставила на нашу выставку».

В дипломатическом разделе есть также модель танка — так называемого «большого трактора». В 1930-е годы они испытывались на секретных полигонах под Казанью в России. По секретному соглашению немецкая военная техника испытывалась на советских полигонах и аэродромах. Есть здесь и фотографии секретного аэродрома в Липецке.

Дело в том, что после подписания в 1919 году Версальского мира военно-воздушные силы Германии были упразднены без возмещения. Их восстановление было не только запрещено, но и практически невозможно. Хотя в 1922 году запрет на производство самолетов был снят, разработка и производство военной авиации по-прежнему не разрешались.

И вот правительство Веймарской республики установило в 1924 году контакт с советским правительством — так была создана немецкая школа летчиков. В Липецком авиационном центре обучались не только немецкие летчики, но и советские. Однако после Женевской конференции, признавшей военное равноправие Германии в 1932 году, немецкий центр был упразднен.

Духовные связи России и Германии тесно переплетались на протяжении всей истории взаимоотношений двух стран. В разделе литературы представлены подлинные автографы Гете и Шиллера, Тютчева и Достоевского.

«Впервые выставляется рабочая тетрадь Достоевского с набросками романа «Бесы», который Федор Михайлович написал в Германии, — сообщила Наталья Карпаголова. — И тут же мы видим фишки и шарик для игры в рулетку, которой был заражен русский писатель. На соседнем стенде — уникальные листы рисунков русских писателей, которые жили в эмиграции в Берлине в 1920-е годы. Тему художественных параллелей и взаимосвязей можно проследить на полотнах русских и немецких художников XVIII века. Здесь же замечательные работы Эля Лисицкого по оформлению экспозиций выставок в Германии (это 20-30-е годы) в городах Ганновере, Штутгарте, Берлине, Лейпциге».

Эти экспонаты также впервые представлены публике. А уникальные литературные памятники древности были специально привезены из хранилищ к открытию перекрестного года России и Германии.

«Самая древняя вещь на выставке — это рукописная книга X века и сборник Святослава XI века, — сообщила Наталья Каргаполова. — Конечно, он никогда не может быть выставлен в постоянной экспозиции, только на временной выставке. Из XI века до нас дошли всего лишь 11 рукописных книг, и в нашем музее они хранятся в специальном сейфе. Здесь же вы можете увидеть раритет воочию, книга открыта на той странице, где изображена первая русско-немецкая семья — князь Святослав и его немецкая жена Ода».

Золото, серебро, эмаль, драгоценные камни, Мейссенский и Петербургский фарфор — настоящий праздник для ценителей ювелирного искусства и росписи. Золотой ковш Ивана Грозного, предоставленный впервые Дрезденским музеем «Золотые своды», — один из наиболее интересных экспонатов. Он был отлит из золота, взятого после осады Полоцка во время Литовской войны, и подарен затем Петром Первым курфюрсту Августу Саксонскому.

«Совершенно чудные деревянные резные панели XVI века были привезены из Штральзунда, — расcказала куратор выставки. — Они служили спинками скамей в храме. На них немецкие мастера изобразили рельефные сцены охоты на пушного зверя в России. Русских купцов и охотников немцы хорошо знали, так как торговали с ними.

Совершенная резьба и необычный вид охотников привлекает внимание, потому что бороды у русских изображены не лопатой, как обычно, а заплетены в две косички. Мы впервые увидели такое изображение. А может, новгородские охотники и северяне так и ходили? Ведь то, что мы знаем из лицевых сводов и миниатюр, было написано обязательно по канонам, а здесь трактование вольное — что вижу, то и пишу».

Историю антинаполеоновской коалиции представляют на выставке мемориальные вещи знаменитых полководцев Блюхера и Платова — сабли и награды, а также портреты знаменитых участников сражений войны 1812 года. Среди них — портрет прусского генерала-фельдмаршала Йорка фон Вартенберга, заключившего с русскими Таурогенскую конвенцию против Наполеона.

«Масштабная тема — история российских немцев, по приглашению Екатерины Великой и Александра Первого переселявшихся в Россию. Московские немцы представлены уникальным памятником — это колокол, отлитый немецким мастером Иваном Фальком, который находился на звоннице в Церкви Троицы в Никитниках», — добавила Наталья Каргаполова.

Самый большой зал выставки посвящен династическим связям между императорскими дворами России и Германии. Первый в ряду портретов — портрет супруги Николая Второго — императрицы Александры Федоровны, урожденной принцессы Гессен-Дармштадтской кисти Маковского. Трогательное юное лицо императрицы, грустный взгляд, устремленный вдаль. Как будто она предвидит свой трагический конец — вся императорская семья была расстреляна в Екатеринбурге в 1918 году большевиками.

«Кроме портретов, воображение поражают великолепием вышитые золотом и драгоценными камнями царские одежды, подарки, предметы обихода. Сегодня, отправляясь в путешествие, мы берем необходимые медикаменты. Как правило, они не занимают много места — спасибо прогрессу. Несчастным царям приходилось возить с собой целую фармацевтическую лабораторию», — сказала куратор выставки.

Такова походная аптечка Петра Первого, позволявшая изготавливать лекарства в любой обстановке. Огромная шкатулка — шкаф черного дерева, настоящее произведение искусства, была изготовлена в начале XVII века мастерами из Аугсбурга, она содержит 16 стеклянных флаконов с серебряными крышками, 7 серебряных баночек, медную позолоченную ступку с пестиком, ножницы, пинцет, воронку, лопатку и т.д. и т.п.

Среди династических даров — предметы из убранства Янтарной комнаты Екатерининского дворца в Санкт-Петербурге — подарок Фридриха Петру Первому. Экспозицию завершает большая янтарная рама с флорентийской мозаикой «Вкус», утраченная во время Второй мировой войны и восстановленная в 2008 году русскими мастерами-камнерезами. Различные оттенки янтаря, от светло-желтого до темно-красного, переливаются в неярком свете, подчеркивая филигранную работу наших современников, не утративших опыта старых мастеров.

Выставка «Русские и немцы: 1000 лет истории, искусства и культуры» переезжает осенью в Берлин и будет показана в октябре на Музейном острове в Новом музее. Не целиком, только по теме Средневековья и XX века. Таково было решение немецкой стороны.

finance.rambler.ru

Декоративно-прикладное искусство в XVI веке

Золотой ковш Ивана IV с чеканными украшениями и камнями

Высоким уровнем развития отличались тонкие художественные ремёсла. Благодаря применению разнообразных технических приёмов русские ювелиры достигли совершенства в технике скани (филиграни), перегородчатой эмали и т. п. К образцам ювелирного искусства XVI в. принадлежит ряд вещей, изготовленных для Ивана Грозного и Бориса Годунова. В числе их — золотая чаша с изумрудами и яхонтами, покрытая тончайшим орнаментом, наведённым чернью.

Большого совершенства достигли русские мастера в резьбе по дереву и кости. Образцом рельефной резьбы по дереву может служить находящееся в Успенском соборе Кремля царское место, боковые стенки которого покрыты рельефными изображениями эпизодов из легенды о передаче византийским императором Константином царских регалий Владимиру Мономаху. Резьба по кости процветала особенно в крупных северных городах, где существовали специальные мастерские, изготовлявшие в массовом количестве высокохудожественные рукоятки и орнаментированные пластинки для тростей и посохов, гребни и тому подобные изделия.

Декоративно-прикладное искусство в XVI веке

Замечательными образцами прикладного искусства являлись работы русских вышивальщиц. Высокой техникой исполнения и большим художественным вкусом отличалась вышитая шёлком по заказу княгини Елены Стефановны пелена в память венчания на царство в 1498 г. ее сына Дмитрия Ивановича, сохранившая портретные изображения Ивана III и других представителей великокняжеской семьи. В середине XVI в. большой известностью пользовались мастерские художественного шитья царицы Анастасии Романовны, князей Старицких и некоторые другие. Особенно распространённым в шитье XVI в. был так называемый живописный стиль, создававший красочный силуэт путём умелого сочетания разноцветных тёмных и светлых тонов.

www.history-at-russia.ru

Пир у Ивана Грозного. Россия, век XVI: alekseletskih

Действие романа А.К.Толстого «Князь Серебряный» происходит в XVI веке.
Царь Иван Грозный пирует в Александровой слободе со своими опричниками.


Художник Ю. Сергеев

КНЯЗЬ СЕРЕБРЯНЫЙ
Глава 8. Пир

Царский пир в огромной двусветной палате, между узорчатыми расписными столбами, стояли длинные столы в три ряда. В каждом ряду было по десяти столов, на каждом столе по двадцати приборов. Для царя, царевича и ближайших любимцев стояли особые столы в конце палаты. Гостям были приготовлены длинные скамьи, покрытые парчою и бархатом; государю — высокие резные кресла, убранные жемчужными и алмазными кистями. Два льва заменяли ножки кресел, а спинку образовал двуглавый орел с подъятыми крыльями, золоченый и раскрашенный.

В середине палаты стоял огромный четвероугольный стол с поставом из дубовых досок. Крепки были толстые доски, крепки точеные столбы, на коих покоился стол; им надлежало поддерживать целую гору серебряной и золотой посуды. Тут были и тазы литые, которые четыре человека с трудом подняли бы за узорчатые ручки, и тяжелые ковши, и кубки, усыпанные жемчугом, и блюда разных величин с чеканными узорами. Тут были и чары сердоликовые, и кружки из строфокамиловых яиц, и турьи рога, оправленные в золото. А между блюдами и ковшами стояли золотые кубки странного вида, представлявшие медведей, львов, петухов, павлинов, журавлей, единорогов и строфокамилов. И все эти тяжелые блюда, суды, ковши, чары, черпала, звери и птицы громоздились кверху клинообразным зданием, которого конец упирался почти в самый потолок.

Чинно вошла в палату блестящая толпа царедворцев и разместилась по скамьям. На столах в это время, кроме солонок, перечниц и уксусниц, не было никакой посуды, а из яств стояли только блюда холодного мяса на постном масле, соленые огурцы, сливы и кислое молоко в деревянных чашах.

Опричники уселись, но не начинали обеда, ожидая государя.

Вскоре стольники попарно вошли в палату и стали у царских кресел; за стольниками шествовали дворецкий и кравчий.

Наконец загремели трубы, зазвенели дворцовые колокола, и медленным шагом вошел сам царь, Иван Васильевич.

…С появлением Иоанна все встали и низко поклонились ему. Царь медленно прошел между рядами столов до своего места, остановился и, окинув взором собрание, поклонился на все стороны; потом прочитал вслух длинную молитву, перекрестился, благословил трапезу и опустился в кресла. Все, кроме кравчего и шести стольников, последовали его примеру.

Множество слуг, в бархатных кафтанах фиялкового цвета, с золотым шитьем, стали перед государем, поклонились ему в пояс и по два в ряд отправились за кушаньем. Вскоре они возвратились, неся сотни две жареных лебедей на золотых блюдах.

Этим начался обед.

Старинная утварь из Оружейной палаты. Худож. Н.УсачевКогда съели лебедей, слуги вышли попарно из палаты и возвратились с тремя сотнями жареных павлинов, которых распущенные хвосты качались над каждым блюдом в виде опахала. За павлинами следовали кулебяки, курники, пироги с мясом и с сыром, блины всех возможных родов, кривые пирожки и оладьи. Пока гости кушали, слуги разносили ковши и кубки с медами: вишневым, можжевеловым и черемховым. Другие подавали разные иностранные вина: романею, рейнское и мушкатель. Особые стольники ходили взад и вперед между рядами, чтобы смотреть и всказывать в столы.

Напротив Серебряного сидел старый боярин, на которого царь, как поговаривали, держал гнев. Боярин предвидел себе беду, но не знал, какую и ожидал спокойно своей участи. К удивлению всех, кравчий Федор Басманов из своих рук поднес ему чашу вина.

— Василий-су! — сказал Басманов, — великий государь жалует тебя чашею!

Старик встал, поклонился Иоанну и выпил вино, а Басманов, возвратясь к царю, донес ему:
— Василий-су выпил чашу, челом бьет!

Все встали и поклонились старику; ожидали себе и его поклона, но боярин стоял неподвижно. Дыхание его сперлось, он дрожал всем телом. Внезапно глаза его налились кровью, лицо посинело, и он грянулся оземь.

— Боярин пьян, — сказал Иван Васильевич, — вынести его вон! — Шепот пробежал по собранию, а земские бояре переглянулись и потупили очи в свои тарелки, не смея вымолвить ни слова.

Серебряный содрогнулся. Еще недавно не верил он рассказам о жестокости Иоанна, теперь же сам сделался свидетелем его ужасной мести.

«Уж не ожидает ли и меня такая же участь?» — подумал он. Между тем старика вынесли, и обед продолжался, как будто ничего не случилось. Гусли звучали, колокола гудели, царедворцы громко разговаривали и смеялись. Слуги, бывшие в бархатной одежде, явились теперь все в парчовых доломанах. Эта перемена платья составляла одну из роскошей царских обедов. На столы поставили сперва разные студени; потом журавлей с пряным зельем, рассольных петухов с инбирем, бескостных куриц и уток с огурцами. Потом принесли разные похлебки и трех родов уху: курячью белую, курячью черную и курячью шафранную. За ухою подали рябчиков со сливами, гусей со пшеном и тетерек с шафраном.

Тут наступил прогул, в продолжение которого разносили гостям меды, смородинный, княжий и боярский, а из вин: аликант, бастр и малвазию.

Разговоры становились громче, хохот раздавался чаще, головы кружились.

… — Никита-ста! Великий государь жалует тебя чашею!

Серебряный вздрогнул. За ним стоял, с наглою усмешкой, Федор Басманов и подавал ему чашу.

Не колеблясь ни минуты, князь поклонился царю и осушил чашу до капли. Все на него смотрели с любопытством, он сам ожидал неминуемой смерти и удивился, что не чувствует действий отравы. Вместо дрожи и холода благотворная теплота пробежала по его жилам и разогнала на лице его невольную бледность. Напиток, присланный царем, был старый и чистый бастр. Серебряному стало ясно, что царь или отпустил вину его, или не знает еще об обиде опричнины.

Старинная утварь из Оружейной палаты. Худож. Н.УсачевУже более четырех часов продолжалось веселье, а стол был только во полустоле. Отличились в этот день царские повара. Никогда так не удавались им лимонные кальи, верченые почки и караси с бараниной. Особенное удивление возбуждали исполинские рыбы, пойманные в Студеном море и присланные в Слободу из Соловецкого монастыря. Их привезли живых, в огромных бочках; путешествие продолжалось несколько недель. Рыбы эти едва умещались на серебряных и золотых тазах, которые вносили в столовую несколько человек разом. Затейливое искусство поваров выказалось тут в полном блеске. Осетры и шевриги были так надрезаны, что походили на петухов с простертыми крыльями, на крылатых змиев с разверстыми пастями.

Хороши и вкусны были также зайцы в лапше, и гости, как уже ни нагрузились, но не пропустили ни перепелов с чесночною подливкой, ни жаворонков с луком и шафраном. Но вот, по знаку стольников, убрали со столов соль, перец и уксус и сняли все мясные и рыбные яства. Слуги вышли по два в ряд и возвратились в новом убранстве. Они заменили парчовые доломаны летними кунтушами из белого аксамита с серебряным шитьем и собольею опушкой. Эта одежда была еще красивее и богаче двух первых. Убранные таким образом, они внесли в палату сахарный кремль, в пять пудов весу, и поставили его на царский стол.

Кремль этот был вылит очень искусно. Зубчатые стены и башни, и даже пешие и конные люди, были тщательно отделаны. Подобные кремли, но только поменьше, пуда в три, не более, украсили другие столы. Вслед за кремлями внесли около сотни золоченых и крашеных деревьев, на которых вместо плодов висели пряники, коврижки и сладкие пирожки. В то же время явились на столах львы, орлы и всякие птицы, литые из сахара. Между городами и птицами возвышались груды яблоков, ягод и волошских орехов. Но плодов никто уже не трогал, все были сыты. Иные допивали кубки романеи, более из приличия, чем от жажды, другие дремали, облокотясь на стол, многие лежали под лавками, все без исключения распоясались и расстегнули кафтаны. Нрав каждого обрисовался яснее.
Отрывок взят из книги Толстого А.К. «Князь Серебряный»

Оригинал взят у margaritael в Пир у Ивана Грозного. Россия, век XVI

alekseletskih.livejournal.com

Русский двор от Ивана Грозного до Петра Первого. Между Западом и Востоком : philologist

c 30 ноября 2012 по 4 марта 2013, Москва

Место проведения: Государственные Художественные Собрания Дрездена, Дрезденский Дворец-резиденция
Организаторы: Музеи Московского Кремля, Государственные Художественные Собрания Дрездена

Oсновная задача выставки — показать широкой публике уникальные черты образа двора русских государей, представлявшего собой настоящий «перекресток культур». Элитарная придворная среда объединяла в себе и «великолепие Востока» и знакомство с художественным и политическим языком западноевропейской культуры. Значительный раздел экспозиции посвящен изделиям русских мастеров, выполненных в кремлевских мастерских в 16-17 веках. Эти произведения воплотили в себе плодотворный синтез национальных русских, восточных и западных традиций. Среди них особый интерес представляет парадный бахтерец царя Михаила Федоровича — редкий вид доспеха, состоящий из рядов металлических пластин соединенных кольчужным плетением.

Группу восточных памятников составляют оружие, доспех, предметы парадного конского убранства, ювелирные вещи, созданные в Турции и Иране в XVI — XVII веках и оказавшиеся в казне русских государей. Особого внимания заслуживает ряд предметов исключительной исторической, художественной и материальной ценности, как например драгоценный саадак константинопольской работы и сабли «Большого наряда».


Экспозиция включает обширную группу памятников западноевропейского художественного серебра — вещей разного назначения, игравших важную роль в парадно-репрезентативном оформлении жизни русского двора. Среди них особое место занимают немецкие серебряные сосуды, которые многие европейские монархи присылали в качестве дипломатических даров русским царям. Впоследствии они выставлялись на всеобщее обозрение в составе так называемого царского «поставца». Вместе с произведениями немецких златокузнецов в Россию проникал язык классической мифологии, а также модные в Европе стилистические веяния.

Большую ценность представляют принадлежности и атрибутика важнейших государственных и церковных церемоний, культовые предметы, мемориальные вещи русских царей династии Романовых — Михаила Федоровича, Алексея Михайловича, царя Петра Алексеевича, а также личные вещи и парадные облачения высшего духовенства.

Два ценных экспоната выставки принадлежат немецкой стороне. Это хранящийся в Дрездене золотой ковш царя Ивана Грозного и причудливый сапфир в форме носа — дар Петра Великого Саксонскому курфюрсту Августу Сильному.

Тема экспозиции выставки как нельзя лучше подходит для Дрездена, расположенного в самом сердце Европы и являющего собой своего рода перекресток культур. Выставка открывает еще одну интересную страницу истории взаимоотношений между Россией, Востоком и Западом.

»» Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль»
Адрес: город Москва, Кремль, Музеи Московского Кремля
Проезд: Ст. м. «Библиотека им.Ленина», «Боровицкая», «Арбатская»
Телефоны: (495) 697-0349, 697-4611, в выходные дни: 695-4146
URL: www.kreml.ru
EMail: [email protected]

http://www.museum.ru/N47421


philologist.livejournal.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *