Значение вестфальского мира для международного права – Значение Вестфальского мира для развития международного права

Содержание

Вестфальский мир

Вестфальский мир — ряд мирных договоров, заключенных в период с мая по октябрь 1648 г. в епископствах Мюнстер и Оснабрюке в Вестфалии, фактически положивших конец европейским религиозным войнам.

Вестфальский мир официально завершил Тридцатилетнюю войну (1618-1648) – продолжительную борьбу за религиозную и политическую власть, затронувшую в той или иной степени практически все европейские страны. Тридцатилетняя война была религиозным конфликтом, обострением противостояния между католиками и протестантами, начавшегося с Реформации XVI века. Это была борьба за доминирование в Европе; Франция и Швеция выступали против Императора Священной Римской империи, принадлежавшего дому Габсбургов. Наконец, это был конфликт между Императором и крупными немецкими княжествами, которые стремились к обретению независимости.

Вестфальский мир также привел к окончанию Восьмидесятилетней войны (1568-1648) между Испанией и Нидерландской республикой, а Испания официально признала независимость Нидерландской Республики.

Процесс переговоров был длительным и сложным. Обсуждение условий Вестфальского мира проходило в двух разных городах – между императором Священной Римской империей с католическими странами и Францией в епископстве Мюнстер, а с протестантскими странами и Швецией в епископстве Оснабрюк, поскольку ни католики, ни протестанты не желали проводить встречи на «чужой» территории. В общей сложности съехалось 109 делегаций, представлявших интересы всех государств, вовлеченных в войну.

Вестфальский мирный договор.

В результате переговоров было подготовлено три отдельных договора:

  • Мюнстерский мир – заключен между Нидерландской Республикой и Королевством Испании 30 января 1648 года и ратифицирован в Мюнстере 15 мая 1648 года; и
  • два взаимосвязанных соглашения, заключенных 24 октября 1648 года и ратифицированных в период с ноября 1648 года по январь 1649 года:
    • Мюнстерский мирный договор между Священной Римской Империей и Францией и ее союзниками;
    • Оснабрюкский мирный договор между Священной Римской империей и Швецией и ее союзниками.

В совокупности эти три договора составляют Вестфальский мир.

Итоги Вестфальского мира.

Мюнстерская ратуша – место проведения переговоров о заключении Вестфальского мира между Священной Римской империей и Францией.

Вестфальский мир был как религиозным, так и политико-территориальным урегулированием. Условия Вестфальского мира определили политический ландшафт Европы на долгие годы вперед. Поскольку его положения распространялись на большинство европейских держав – среди них Савойя, Англия, Дания, Норвегия, Польша, княжества и республики Италии, Нидерландов и швейцарские города – это был по истине общеевропейский мир. Хотя от территориального порядка, установленного в 1648 году, мало что осталось, итоги Реформации после Вестфальского мира в Европе больше никогда не пересматривались. В Вестфальском мирном договоре также содержались важные нормы о конституции Священной Римской империи, которые продолжали оставаться в силе до падения Империи в 1806 году.

Многолетние Мюнстерская и Оснабрюкская мирные конференции были важным событием в современной истории дипломатии. Компромиссы по вопросам протокола, многие из которых были достигнуты только после длительных переговоров, послужили прецедентом для последующих международных конференций и конгрессов.

Религиозные вопросы.

Главной целью Вестфальского мира было урегулирование религиозных отношений и конфессиональных противоречий. Хотя Вестфальский мирный договор подтвердил право князей менять по желанию и свою веру, и веру своих подданных, в них предусматривались определенные правовые гарантии. Было введено несколько положений, ограничивающих и ослабляющих прежнюю власть князей над религиозной сферой.

Вестфальский договор официально признал свободу вероисповедания для католиков, живущих в протестантских областях, и наоборот, в том числе разрешалось молиться в своих домах, посещать религиозные службы и воспитывать своих детей в соответствии с личными убеждениями. Инакомыслящие не должны были «исключаться из гильдий купцов, ремесленников или компаний, лишаться права преемственности, наследования, доступа к общественным больницам, инфекционным больницам, домам престарелых (богадельням), а также других прав и привилегий». Более того, Вестфальский договор поощрял равноправие между католиками и протестантами в Имперских советах и других законодательных учреждениях Империи.

Территориальные договоренности.

Второй предмет Вестфальского мира касался вопроса территориального урегулирования, а практически – удовлетворения территориальных притязаний Швеции и Франции.

  • Швеция получила Западную Померанию с портом Штеттин, Макленбургский город Висмар, Бременское архиепископство и Ферденское епископство. Эти приобретения дали Швеции контроль над Балтийским морем и устьями рек Одер, Эльба и Везер.
  • Франция получила суверенитет над графством Эльзас и подтвердила свои права на три епископства Мец, Туль и Верден, которые она захватила столетием раньше. Таким образом, Франция упрочила свою границу к западу от реки Рейн.
  • Бранденбург получил Восточную Померанию и несколько небольших епископств и монастырей.
  • Пфальц был разделен между протестантами и католиками на Верхний и Нижний Пфальц:
    • Верхний Пфальц остался за Баварией;
    • Нижний Пфальц, вместе с вновь созданным восьмым курфюршеством, был возвращен Карлу I Людвигу, сыну Фридриха V Пфальцского.

Важным итогом Вестфальского мира было международное признание в качестве независимых государств Нидерландской республики и Швейцарской конфедерации. Таким образом договоры официально закрепили статус, которым эти два государства уже фактически обладали в течение многих десятилетий.

Ратификация Мюнстерского мира 15 мая 1648 года. Картина Герарда Тербоха, 1648 год.

Всеобщая амнистия.

В соответствии с христианской мирной этикой Вестфальский договор объявил всеобщую амнистию всем, кто участвовал в военных действиях Тридцатилетней войны. Амнистия была абсолютной и без каких-либо исключений; должно было быть «вечное забвение» всего, что было сказано и сделано во время войны.

Соглашения о конституции Священной Римской империи.

Учреждение восьмого курфюршества, пожалованного Карлу I Людвигу Пфальцскому, означало существенное изменение положений «Золотого Булла» 1356 года, одного из основных законов Империи, в котором, в частности, определялась процедура избрания императора. В «Золотой булле» прямо указывалось, что семь курфюрстов или князей-выборщиков должны выбрать Римского короля, которого Папа Римский затем короновал главой Священной Римской империи.

Вестфальский мирный договор изменили процедуру голосования Императорского собрания (Рейхстага), установив, что решения по религиозным вопросам должны приниматься единогласно, то есть по взаимному согласию католических и протестантских государств. Имперским городам (т. е. подчиненным непосредственно императору) были предоставлены места и права голоса в Имперском собрании. В дополнение к Совету курфюрстов и Совету имперских князей города образовывали третий совет, разделенный на две коллегии, Швабскую и Рейнскую.

Вестфальский договор включал положение о признании права отдельных Государств «вступать в альянсы с другими сторонами для своего сохранения и безопасности» при условии, «что данные альянсы не направлены против Императора, Империи, Общего мира и данного Соглашения». Право Государств на вступление в альянсы связано не только с правом проводить собственную внешнюю политику и устанавливать дипломатические отношения, но также и с правом вести войну и содержать постоянную армию. Это означало признание индивидуальной международной правосубъектности князей и территорий империи, которые, хотя все еще входили в Империю, приблизились к суверенному статусу.

С другой стороны, Вестфальский мир закрепил за Имперским собранием всю власть, которая обычно ассоциируется с осуществлением высших полномочий над территорией, например, такими, как написание и интерпретация законов, объявление войны, обложение налогами.

Императорский совет 1653-1654 года признал Вестфальский мирный договор чем-то вроде «основного закона» Империи до того, как появилось такое понятие. Вестфальские договоры были включены в последующие электоральные капитуляции, которые историки-правоведы рассматривают в качестве прекурсоров сегодняшних конституций.

Значение Вестфальского мира в истории международного права.

Многими юристами-международниками и политологам Вестфальский мир рассматривается как поворотный момент в истории международного права и международных отношений, разделяющий старый европейский порядок, характеризуемый религиозным и политическим единством «христианского мира» под властью Императора и Папы Римского, и современную светскую систему суверенных и равноправных государств, существующую и в настоящее время или, по крайней мере, просуществовавшую до конца Второй мировой войны. В литературе последний порядок часто описывается как Вестфальская система международного права и международных отношений, отличающаяся четким, главным образом территориальным, разграничением политической власти и социальных связей.

Оснабрюкская ратуша – место проведения переговоров о заключении Вестфальского мира между Священной Римской империей и Швецией.

Хотя «Вестфальский мир» допустимо использовать в качестве символического начала эпохи международного права, характеризуемой преобладанием суверенных государств, тем не менее подобное допущение проблематично с исторической точки зрения. Оно сводит к единому знаменателю события, постепенное развитие которых частично началось за долго до 1648 года, и частично продолжалось еще в течение по меньше мере двухсот лет. Современное международное право зародилось не в середине 17-го века, а в еще позднем средневековье, достигнув высокой степени зрелости как с точки зрения международной практики, так и доктрины в «испанский период» 16 – середины 17 века. Во многих отношениях Вестфальский мир предполагал существование современного светского международного порядка, который он скорее подтвердил нежели создал.

К моменту проведения Вестфальских мирных переговоров концепция суверенитета как верховенства власти над определенной территорией и ее независимости от «чужих» полномочий была доктринально хорошо развита. Поэтому Мюнстер, несомненно, не был родиной идеи государственного суверенитета. Более того, данное слово не фигурирует в длинном тексте Вестфальских договоров. И Мюнстерский, и Оснабрюкский договоры осторожно избегали называть государства империи «суверенными». Вместо этого в договорах использовалось выражение

ius territoriale или территориальная власть, тем самым подчеркивая их принадлежность к империи.

Таким образом, было бы несправедливо рассматривать Вестфальский мир 1648 года как краеугольный камень в развитии современной международной системы государств. Скорее, результаты конгресса являются не чем иным, как дальнейшим шагом — можно даже сказать, что довольно скромным шагом — в постепенном переходе от идеала универсальной власти к идее отдельных самостоятельных политических единиц, обладающих суверенитетом на вверенных им территориях.

interlaws.ru

Значение Вестфальского мира в формировании новых международных правовых принципов

В результате Реформации и особенно Тридцатилетней войны, которая политически закрепила итоги религиозных реформ, произошел фактический распад Священной Римской империи и начался процесс формирования национальных государств. Те, кто преуспел на этом пути (Франция, Англия, Испания, Швеция), и стали главными центрами силы в Европе. Возникавшие национальные государства утверждали новый принцип границ, которые начинали проводиться по естественно-географическому и языковому признакам. Во внешней политике на смену династическому принципу постепенно приходит национально-государственный.

В рамках собственных границ государство после Вестфальского мира стало иметь монополию на принятие решений. На международном уровне это означало принцип невмешательства во внутренние дела других государств. Мирный договор установил международно одобренный режим религиозной терпимости в Германии, а не разрешил правителям устанавливать нормы, связанные с религией на собственной территории. Принципы невмешательства во внутренние дела других государств были введены в конце восемнадцатого столетия Э.де Ваттелем и Кристианом Вольфом.

Территориальная функция государства неотрывно связана с экономической функцией. Именно суверенное государство стало вырабатывать систему юридических прав и политических гарантий отношений собственности. Как отмечал Ф. Бродель, «власть накапливается, как и деньги… В доиндустриальной Европе в силу определенного детерминизма мощь политическая и мощь экономическая совпадали»[12].

Проявились и стабилизационные функции вестфальского государства. Оно должно было разрешать (или хотя бы сглаживать) конфликты между конфликтующими экономическими интересами и в то же время поддерживать легитимность процесса. В периоды же стремительных общественных и экономических изменений государство должно создавать систему правовых и административных рычагов для минимизации последствий политического или электорального конфликта.

Наряду с государством-нацией и правовым закреплением национально-государственного суверенитета в меж­дународных отношениях закрепляется система политического равновесия. Основной ее смысл - компромисс между принци­пом суверенитета и принципом общего интереса. В процессе своего функционирования данная система вынуждает каждого из акто­ров ограничивать свои экспансионистские устремления, чтобы не оказаться в ситуации, когда подобное ограничение будет на­вязано ему другими. Одним из главных средств поддержания рав­новесия является тот или иной вид коалиции: либо объединение «всех против одного», либо - когда этот «один» предусмотри­тельно окружил себя союзниками, - коалиция блокады, в кото­рую вступают те, кто хочет сохранить сложившееся соотношение сил. Коалиция направлена на устрашение государства, которое потенциально в той или иной форме нарушает политическое рав­новесие. В случае неудачи устрашения, средством обуздания та­кого государства, используемым коалицией, становится локальная война за ограниченные цели. Таким образом, в этой системе одно­стороннее использование силы является фактором создания бес­порядка, тогда как ее коллективное использование рассматрива­ется как инструмент поддержания порядка.[13]



В дальнейшем понятие политического равновесия приобрело более широкий смысл и стало означать: а) любое распределение силы; б) политику какого-либо государства или группы государств, направленную на то, чтобы чрезмерные амбиции другого государства были обузданы с помощью согласованной оппозиции тех, кто рискует стать жертвами этих амбиций; в) многополярную совокупность, в которую время от времени объединяются великие державы с целью умерить чрезмерные амбиции одной из них.[14]

Основная идея принципа политического равновесия, провозглашенного в Вестфале, по мнению С.А.Жигарева, заключалась, с одной стороны, в намерении оградить независимость и свободу государств путем справедливого и пропорционального распределения между ними территорий и населения, с другой – противодействовать стремлению отдельных государств к мировому господству и их попыткам внести изменения в баланс сил[15].

Идея равновесия как принцип международных отношений и международного права просуществовала до 1815 г., когда пора­жение Наполеона и временная победа монархических реставра­ций были закреплены на Венском конгрессе в принципе «легити­мизма», означавшем в данном случае попытку победителей вос­становить феодальные порядки. Из этого не следует, что механизм равновесия в дальнейшем уже не исполь­зуется для поддержания порядка. Напротив, в приведенном выше широком понимании он становится едва ли не универсальным средством, которое в той или иной степени находит себе приме­нение вплоть до наших дней.



Уже во второй половине XIX в. рушится созданный в результате Венского конгресса Свя­щенный союз, а к концу столетия в Европе происходит форми­рование двух основных военно-политических группировок - Тройственного союза и Антанты, развязавших в началеXX в. первую мировую войну. Ее итогом стали новый раскол Европы и мира в целом, Октябрьская революция и образование СССР.

Согласно традиционным принципам вестфальской системы, гражданские права являлись сугубо внутренним делом государств. Однако, начиная с запрета пиратства в ХVIII веке и работорговли в ХIХ веке, этот принцип стал размываться. Венский конгресс 1815 года был, пожалуй, первым в новое время обращением международных элит к проблеме гражданских прав. На конгрессе обсуждались вопросы религиозной свободы, гражданских и политических прав и отмены рабства. За ним последовал ряд договоров по отмене рабства. К примерам относятся Берлинская конференция по Африке 1885 года, Брюссельская конференция 1890 года, Женевская конференция 1926 года. Гаагские мирные конференции 1899 и 1907 годов ввели принцип права индивидов обращаться в апелляционный суд. Версальская мирная конференция 1919 года обсуждала среди прочего и вопрос о защите меньшинств. Попытки установить всеобщие стандарты гражданских прав начались после Второй мировой войны с принятием Конвенции о геноциде 1948 года и Всеобщей декларации гражданских прав 1949 года.

Таким образом, история международных отношений получила развитие с 1648 г, с конца Тридцатилетней войны.

Заключение

 

Принципы, заложенные в Вестфальском договоре, легли в основу современных международных отношений. После подписания Вестфальского мира ведущую роль стали играть не монархии, связанные династическими и прочими связями, а суверенные государства. Решающую роль играет теперь государственный интерес, а исторические и конфессиональные принципы отошли в прошлое. Появился принцип веротерпимости: протестанты и католики были уравнены в правах. Все противоречия, из-за которых началась Тридцатилетняя война, нашли свое разрешении. Появился также принцип исконной Германской свободы, упал авторитет Габсбургов. Была подтверждена германская раздробленность. С одной стороны это предоставило свободу германским правителям, они перестали зависеть от крупных монархов, однако с другой стороны, Вестфальский мир не разрешил проблему объединения Германских земель, германский вопрос (как и итальянский) перекочевал в венскую систему отношений.

Также в результате Тридцатилетней войны сложилось определенное равновесие, баланс сил между государствами того времени, при котором ни одно из них не имело решающего превосходства над другими. Если одна держава нарушала мир и спокойствие, тут же складывалась коалиция, целью которой было восстановление мира и противостояние агрессору. В основе всех коалиций традиционно находилась Великобритания. Они никогда не обладали мощной сухопутной армии, однако всегда оказывали финансовую поддержку.

Вестфальский мир внес изменения в систему международных отношений. В ХVIII столетии Вестфальская система во многом зависела от воли и желаний пяти крупных государств: Англия, Германия, а также Россия, Австрия и Пруссия.

 

Список литературы

 

1. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм XV- XVIII вв. Т.3. Время мира. М., 1992.

2. Жигарев С.А. Россия в среде европейских народов. - СПб., 1910.

3. История Европы. Т. 3. От Средневековья к новому времени. - М.: «Наука» 1993.

4. Кайзер К. Смена эпох // Международная политика.- 2003.-№ 3.

5. Косолапов Н. Внешняя политика и внешнеполитический процесс субъектов международных отношений // МЭМО. - 1999. - № 3.

6. Курс международного права. Т. 1. - М., 1989.

7. Мартенс Ф.Ф. Собрание трактатов и конвенций, заключенных Россией с иностранными государствами. - Т. XI.

8. Мурадян А.А. Буржуазные теории международной политики. - М., 1988.

9. Поршнев Б. Ф., Франция, Английская революция и европейская политика в середине XVII в., - М., 1970.

10. Поршнев Б.Ф. Тридцатилетняя война и вступление в нее Швеции и Московского государства. - М., 1976.

11. Прокопьев А.Ю. Тридцатилетняя война в современной немецкой историографии. //Альманах «Университетский историк». - СПБ.: Изд-во Санкт-Петербургского университета. 2002. Вып. 1.

12. Прокопьев А.Ю. Германия в эпоху религиозного раскола. 1555-1648. - СПб., 2002.

13. Тарле Е.В.Три катастрофы. Вестфальский мир. Тильзитский мир. Версальский мир. Петроград- Москва,1923.

14. Цыганков П.А.Международные отношения: Учебное пособие. - М.: Новая школа, 1996.

 

1 Косолапов Н. Внешняя политика и внешнеполитический процесс субъектов международных отношений // МЭМО. - 1999. - №3.

2 Поршнев Б. Ф., Франция, Английская революция и европейская политика в середине XVII в., М., 1970; Поршнев Б.Ф. Тридцатилетняя война и вступление в нее Швеции и Московского государства. - М., 1976.

3 Прокопьев А.Ю. Тридцатилетняя война в современной немецкой историографии. //Альманах «Университетский историк». - СПБ.: Изд-во Санкт-Петербургского университета. 2002. Вып. 1; Он же: Германия в эпоху религиозного раскола. 1555-1648. СПб., 2002.

4 Тарле Е.В.Три катастрофы. Вестфальский мир. Тильзитский мир. Версальский мир. Петроград - Москва, 1923.

5 Цит. по: Прокопьев А.Ю. Тридцатилетняя война в современной немецкой историографии. Альманах «Университетский историк» .- СПБ.: Изд-во Санкт-Петербургского университета. 2002 г. Вып. 1. С. 128.

6 История Европы. Т. 3. От Средневековья к новому времени. - М.: «Наука» 1993. С. 431.

7 Поршнев Б. Ф., Франция, Английская революция и европейская политика в середине XVII в., М., 1970.

8 Цит. по: Прокопьев А.Ю. Тридцатилетняя война в современной немецкой историографии. С. 130.

9 Мартенс Ф.Ф. Собрание трактатов и конвенций, заключенных Россией с иностранными государствами. - Т. XI. - С. 86.

10 Кайзер К. Смена эпох // Международная политика.- 2003.-№ 3.

11 Цит. по: Прокопьев А.Ю. Тридцатилетняя война в современной немецкой историографии. С.132-133.

12 Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм XV- XVIII вв. Т.3. Время мира. М., 1992. С.44.

13 Цыганков П.А.Международные отношения: Учебное пособие. - М.: Новая школа, 1996. С.274.

14 Цит. по Цыганков П.А.Международные отношения, С.274.

15 Жигарев С.А. Россия в среде европейских народов. - СПб., 1910. - С. 62.

 

[1] Прокопьев А.Ю. Тридцатилетняя война в современной немецкой историографии. //Альманах «Университетский историк». - СПБ.: Изд-во Санкт-Петербургского университета. 2002. Вып. 1; Он же: Германия в эпоху религиозного раскола. 1555-1648. СПб., 2002. С 51

[2] Косолапов Н. Внешняя политика и внешнеполитический процесс субъектов международных отношений // МЭМО. - 1999. - №3

 

[4] Цит. по: Прокопьев А.Ю. Тридцатилетняя война в современной немецкой историографии. Альманах «Университетский историк» .- СПБ.: Изд-во Санкт-Петербургского университета. 2002 г. Вып. 1. С. 128

[5] Тарле Е.В.Три катастрофы. Вестфальский мир. Тильзитский мир. Версальский мир. Петроград - Москва, 1923

[6] История Европы. Т. 3. От Средневековья к новому времени. - М.: «Наука» 1993. С. 431.

[7] Поршнев Б. Ф., Франция, Английская революция и европейская политика в середине XVII в., М., 1970.

[8] Цит. по: Прокопьев А.Ю. Тридцатилетняя война в современной немецкой историографии. С. 130

[9] Мартенс Ф.Ф. Собрание трактатов и конвенций, заключенных Россией с иностранными государствами. - Т. XI. - С. 86.

 

[10] Кайзер К. Смена эпох // Международная политика.- 2003.-№ 3.

 

[11] Цит. по: Прокопьев А.Ю. Тридцатилетняя война в современной немецкой историографии. С.132-133.

 

[12] Прокопьев А.Ю. Германия в эпоху религиозного раскола. 1555-1648. - СПб., 2002.

 

[13] Тарле Е.В.Три катастрофы. Вестфальский мир. Тильзитский мир. Версальский мир. Петроград- Москва,1923

[14] Цыганков П.А.Международные отношения: Учебное пособие. - М.: Новая школа, 1996

[15] Жигарев С.А. Россия в среде европейских народов. - СПб., 1910. - С. 62.

 

cyberpedia.su

По условиям Вестфальского мира Испания признала независимость Голландии. Условия Вестфальского мира. 30-летняя война (1618-1648)

Одно из важнейших событий 17 века - 30-летняя война 1618-1648 годов. В ней участвовали практически все европейские страны, она оставила после себя миллионные человеческие жертвы. Решающую точку в этой войне поставил договор под названием «Вестфальский мир». Итоги его имели важнейшее значение для всей дальнейшей европейской истории. Он был заключен 15 и 24 октября 1648 года после длительных переговоров, которые тянулись с 1644 года и не могли удовлетворить условия всех участников.

Он объединил Мюнстерский и Оснабрюкский мирные договоры, заключенные в этом году в Вестфалии. В городе Мюнстере проводились переговоры с представителями католичества, а в Оснабрюке – с протестантской стороной. Иногда к Вестфальскому миру относят и договор, заключенный 30 января того же года Испанией и Соединенными провинциями Нидерландов, которым завершилась Восьмидесятилетняя война, поскольку борьбу между этими государствами исследователи считают и частью Тридцатилетней.

Что представляли собой объединенные договоры?

Оснабрюкский договор представлял собой соглашение, заключенное между римским императором, Швецией и ее союзниками.

Мюнстерский же Римская империя подписала с Францией и теми странами, которые поддерживали ее (к ним относились Голландия, Венеция, Савойя, Венгрия). Именно эти два государства принимали такое активное участие в судьбе большой части Европы потому, что в третий и наиболее важный, переломный период Тридцатилетней войны они способствовали расшатыванию сил римлян, что способствовало их раздроблению в дальнейшем. Вестфальский мир главным образом обозначал положения, которые определяли территориальные изменения, политическое устройство и религиозные особенности в Священной Римской империи.

Итоги 30-летней войны

Чем же закончилось противостояние стран? По условиям Вестфальского мира Испания признала независимость Нидерландов. Также, согласно этому документу, страны, победившие в Тридцатилетней войне – Франция и Швеция, назначались гарантами соблюдения мира. Эти могущественные державы контролировали действие подписанного договора, и без их согласия в нем не могли изменить ни одну статью. Таким образом, вся Европа была надежно защищена от каких-либо глобальных изменений, что могло повлечь за собой угрозу безопасности многих стран. А поскольку, благодаря условиям договора, германский император был бессилен, остальные сильные державы могли не бояться его влияния. Вестфальский мир способствовал значительным территориальным перекраиваниям, прежде всего в пользу держав-победительниц Франции и Швеции.

Одним из таких кардинальных изменений на карте было то, что по условиям Вестфальского мира Испания признала независимость Республики Соединенных Провинций. Это государство, начав свою освободительную войну против католической Испании как мятеж, получило в 1648 году международное признание.

Что получили страны, победившие в войне?

По решению, принятому при подписании Вестфальского мира, империя выплачивала Швеции контрибуцию, составлявшую 5 миллионов талеров. Кроме того, ей отходили остров Рюген, Западная Померания и часть Восточной (вместе с Штеттином), город Висмар, епископство Верден и архиепископство Бремен (сам город Бремен туда не входил).

Швеции достались также устья многих судоходных рек в Северной Германии. Получив в свое распоряжение германские княжества, король Швеции имел возможность отправлять депутатов на имперский сейм.


Франции подписание Вестфальского мира дало возможность получить владения Габсбургов, находящиеся в Эльзасе, правда, без города Страсбурга, а также суверенитет над несколькими епископствами в Лотарингии. Новые владения после подписания договора и увеличившееся влияние страны помогли ей в дальнейшем занять позицию гегемона в Европе.

Германские княжества Мекленбург-Шверин, Брауншвейг-Люнебург и Бранденбург, которые поддержали победившие страны, также получили преимущества – они смогли расширить свои владения в результате присоединения секуляризованных епископств и монастырей. К Саксонии в результате действия этого договора была присоединена Лузация, а в состав Баварии вошел Верхний Пфальц. Курфюрст Брандегбургский также получил в свои владения обширные земли, на которых в дальнейшем сформировалась Пруссия.

Что принес этот мир германцам?

Условия Вестфальского мира были таковы, что германский император потерял значительное количество своих былых прав. При этом германские князья стали независимыми от римского правителя и смогли проводить самостоятельную внешнюю и внутреннюю политику. Например, они могли участвовать в принятии решений относительно развязывания войны и заключения мира, в их ведомстве было определение размера податей, во многом от них зависело принятие законов в Римской империи.

Удельные князья могли также заключать договоры с другими государствами. Единственное, что им было недоступно, – заключение союзов с другими державами против правителя Римской империи. Если говорить современным языком, после подписания этого договора удельные германские князья становились субъектами международного права и могли принимать активное участие в политической жизни Европы. Усиление их позиций способствовало формированию федеративного устройства современной Германии.

Религиозная жизнь после 1648 года

Что касается религиозной сферы, в результате Вестфальского мира в Германии были уравнены в правах католики, кальвинисты и лютеране, а также узаконена секуляризация церковных земель, которая была проведена в 20-х годах XVII века. Отныне курфюрсты не могли определять за своих подданных их религиозную принадлежность. Кроме того, по условиям Вестфальского мира Испания признала независимость Голландии. Напомним, что освободительное движение в этой стране началось с выступления против католической Испании. По сути, этот договор узаконил политическую раздробленность Германии, окончив на этом имперскую историю этой державы.

Тем самым Вестфальский мир значительно усилил мощь Франции, избавив ее от главного соперника, Испании, претендовавшего на первую роль среди всех европейских государств.

Еще одна важнейшая функция этого договора, о которой говорят историки: он являлся основой для всех последующих европейских соглашений вплоть до XVIII в., когда состоялась Французская буржуазная революция. По условиям Вестфальского мира Испания признала независимость Северных Нидерландов. Также международное правовое признание получил Швейцарский союз.

Значение Вестфальского мира

Таким образом, этот договор называют событием, положившим начало современному мировому порядку, который предусматривает наличие в мире национальных государств и действие определенных принципов международного права. Принцип политического равновесия, вероятно, сложился именно в результате появления положений Вестфальского мира. Традиция решения сложных территориальных, правовых, религиозных проблем в отношениях двух и более государств при помощи вмешательства других сильных и влиятельных европейских держав появилась именно с тех пор.

Значение 30-летней войны для формирования нынешней правовой системы

Понятие «вестфальская система», которое относится к области мирового права и появилось после 1648 года, обозначает обеспечение суверенитета любого государства на его законной территории. Вплоть до XIX столетия нормы договора и условия Вестфальского мира во многом определяли законы Священной Римской империи.

После появления соглашения особенно укрепились права реформированного христианства с традиционным римо-католическим христианством, что важно с точки зрения культурологии. Правда, многие ученые находят определенные недостатки в положениях, по которым после подписания договора должны были жить жители Германии. Так, они вынуждены были исповедовать религию, выбранную правителем, то есть по сути свободы вероисповедания еще не было. Но, несмотря на все недостатки, Вестфальский мир действительно был первой (и удачной) попыткой создать систему международного права.

fb.ru

2.2. Значение Вестфальского мира в формировании новых международных принципов мировой политики. Вестфальский мир

Похожие главы из других работ:

А.Д. Сахаров: человек, ученый, политик

Роль семьи в формировании его характера

Андрей Дмитриевич Сахаров родился 21 мая 1921 г. в Москве. Большое влияние на формирование человека, его взглядов, отношения к другим людям, выбор профессии, да и на его позицию в жизни всегда оказывает семья. Так было и у А.Д.Сахарова...

Буржуазные реформы Александра II

2.3 Судебная реформа 1864 г. и формирование принципов буржуазного судопроизводства

В истории государства и права России Судебная реформа 1864 года занимает совершенно особое место. Уникальность данной реформы заключается в том...

Вестфальский мир

Глава 1. Политические предпосылки заключения Вестфальского договора

...

Вестфальский мир

2.1. Историческая оценка Вестфальского мира

Геополитическая эпоха, начало которой положила Вестфальская система международных отношений, отражала новые - по сравнению со средневековьем реалии. Мирный договор, заключенный в Мюнстере и Оснабрюке...

Внешняя политика Великобритании после Второй мировой войны

1.2. Итоги второй мировой войны и изменение статуса Великобритании на мировой арене

Углубление общего кризиса мировой капиталистической системы, происшедшее в результате второй мировой войны, привело к ослаблению экономических и политических позиций Британского государства. Расходы страны на войну превысили 25 млрд...

Вступление США в Первую мировую войну. Вудро Вильсон и его 14 пунктов

Глава 3. Окончание мировой войны и роль американской программы мира

...

Значение Николаевского и Свято-Троицкого кафедрального собора в формировании исторического центра города Симбирска в XIX веке

Глава 2. Значение Николаевского и Свято-Троицкого кафедрального собора в формировании исторического центра

...

Конституция 1815 года в Царстве Польском

§3. Отношение к Конституции в обществе и претворение ее принципов в жизнь.

Сам факт создания Королевства Польского и его довольно прогрессивная для своего времени конституция встретили положительное отношение со стороны значительной части польской общественности...

Палестино-израильские отношения (1991–1993 гг.)

ГЛАВА II ПЕРЕГОВОРЫ В ОСЛО И ПОДПИСАНИЕ ДЕКЛАРАЦИИ ПРИНЦИПОВ

...

Правление Франсиско Франко в Испании

Глава 2. Особенности принципов правления Франко

...

Просвещенный абсолютизм в России и его социально-правовая программа

2.2 «Наказ» Екатерины II - обоснование политических принципов абсолютистского государства

Широко заимствуя идеи передовых западных мыслителей, Екатерина II составила для этой Комиссии “Наказ комиссии о составлении проекта нового уложения”...

Русские земли XII-XV в

1. Образование новых государственных центров на Руси и появление новых внешних врагов, нашествие татар в XIII веке

...

Формирование многопартийности в России

1.1 Динамика организационных принципов, численности и социального состава партийных структур

Институт многопартийности - один из важнейших признаков формирования в современной России гражданского общества и демократической системы. А политические партии как основа и важный компонент многопартийности...

Франция как пример правового государства после Второй мировой войны

ГЛАВА 1. особенности ВНУТРЕННей ПОЛИТИКи ФРАНЦИИ ПОСЛЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ и в годы четвёртой республики

...

Эволюция франко-германских отношений в послевоенный период

1.1 Развитие международных отношений после Второй Мировой войны

Послевоенное урегулирование международных отношений было отмечено острой политической борьбой. Главная роль в процессе урегулирования принадлежала двум странам, которые вскоре из-за их влияния и роли в мире назвали сверхдержавами - СССР и США...

hist.bobrodobro.ru

Вестфальский мир

В 1648 году, 24 октября и 15 мая, были подписаны два документа: Мюнстерский договор и Договор Оснабрюка. Процесс переговоров и подписания этих договоров получил название Вестфальский мир. Часто к процессу Вестфальского мира относят еще и договор Пиренеев, заключенный между Испанией и Францией в 1659 году и завершивший войну.

Вестфальский мир положил конец двум затяжным войнам: Тридцатилетней и Восьмидесятилетней. Инициатором подписания мира выступила Священная Римская империя, во главе с Фердинандом III. Другими сторонами соглашения выступали Испания, Франция, Швеция и Голландская республика.

Большинство ученых и исследователей сходятся во мнении, что подписание Вестфальского мира стало ключевым историческим событием, зародившим современную систему международных отношений. Благодаря этому соглашению возникло само понятие суверенного национального государства, имеющего право на самоопределение. Принципы Вестфальского мира легли в основу создания Организации Объединенных Наций, где все государства-члены имеют равные права и свой голос в Генеральной Ассамблее.

Ко второй половине двадцатого века стало очевидно, что вершиной политической эволюции является демократическое государство. Доказательством этому послужило то, что с момента основания ООН, количество стран-членов союза возросло с 50 до 192 всего за пару лет. Однако, стоит заметить, что многие государства, образованные путем самоопределения, были искусственно созданными пост-колониальными структурами, которые продолжали действовать в угоду интересов колониста. На территориях таких государств религиозные, культурные, этнические и иные традиции постепенно были заменены традициями, принесенными колонизаторами извне. Такие тенденции не способствовали сплочению общества и позволяли вчерашним колонизаторам продолжать преследовать свои экономические интересы в отношении бывших колоний.

Стремление к независимости было настолько сильно, что вдохновленные этой возможностью страны даже не рассматривали таких альтернатив, как конфедерация. Процесс деколонизации захватил мир. Вестфальский договор зародил принципы уважения территориальной целостности для государств, однако, он не остановил имперскую экспансию. Европейские империи вели двойную игру, применяя одни правила для себя и другие для народов за пределами Европы, чьи земли можно было с легкостью присвоить, разграбить и эксплуатировать.

Таким образом, заложенная Вестфальским миром система международных отношений нашла большое количество противников среди людей, выступающих за глобальное управление и справедливое распределение ресурсов Земли между всеми государствами на равных условиях. Вестфальские принципы позволяли манипулировать международным правом в угоду своих государственных интересов. Европейские государства были склонны предотвращать любые попытки захвата власти извне, называя это нарушением своих суверенных прав. В то же время, позволяя себе нарушать суверенные права других стран, принимающих ,по сути, внешнее управление под видом международных норм. В Европе начал развиваться Европейский Союз, который постепенно взял на себя функцию всеобщего европейского правительства. Однако, многие его государства-члены сопротивляются ему, видя в этом угрозу своему суверенитету.

Место проведения

Мирные переговоры проходили в городах Мюнстер и Оснабрюк, которые расположены приблизительно в 50 километрах друг от друга в Германии на Северном Рейне и в Нижней Саксонии. Эти города были предложены Швецией, Франция же настаивала на проведении встречи в Гамбурге и Кельне. В любом случае, для переговоров требовалось два города, потому что протестантские и католические лидеры отказывались встречаться друг с другом. Для католиков был выбран Мюнстер, а для протестантов Оснабрюк.

Итоги мирных соглашений

Фердинанд III был лишен власти, которую он взял на себя, нарушив конституцию Священной Римской империи. Это уравняло в правах всех германских правителей, которые теперь могли самостоятельно выбирать религию для своих земель. Новый закон провозгласил равенство между протестантами и католиками, а кальвинизм получил юридическое признание.

Стороны приняли условия Аугсбургского мира 1555 года, согласно которым каждый герцог теперь имел право выбрать религию для своего государства из установленных вариантов: католицизма, протестантизма (лютеранства), а теперь еще и кальвинизма. Закон определял свободу вероисповедания для христиан и защищал их право практиковать свою веру в общественных местах.

Составителем Вестфальского мирного договора принято считать кардинала Мазарини, который являлся де-факто лидером Франции, пока Людовик XIV был еще ребенком. Это объясняет тот факт, что для Франции условия мирного договора обеспечивали лучшее положение, чем для других участников войны. Франция получила контроль над епископствами Мец, Туль и Верден, расположенными в Лотарингии. Так же ей перешли гамбургские земли Эльзаса.

Швеции был возмещен ущерб, а также она получила контроль над землями Западной Померании и епископством Бремен. Таким образом влияние Швеции распространилось на устья рек Одер, Эльба и Везер, и она получила три места в Совете князей германского рейхстага.

Сын и наследник Фердинанда V Людвиг I был восстановлен в правах пфальцграфа Баварии. Бранденбург (позже Пруссия) получила в распоряжение земли Дальней Померании и епископства Магдебурга, Хальберштадта, Каммина и Миндена.

Был решен вопрос о наследовании территории покойного герцога Клеве-Юлиха Берга. Герцогства Юлих и Берг перешли пфальцграфству Нойбурга, а Клеве, Равенсберг и  Бранденбург-Пруссии. Торговые запреты, наложенные во время войны, были отменены, и на Рейне была гарантирована «Свободная навигация».

Значение Вестфальского мира

Традиционно считается, что Вестфальский мир имел решающее значение для современной теории международных отношений. Он имел несколько ключевых принципов, которые применяются и сегодня практически в неизменном виде.

  • Принцип суверенитета государств и право на политическое самоопределение.
  • Принцип правового равенства между государствами.
  • Принцип невмешательства одного государства во внутренние дела другого.

Эти принципы называют «Вестфальской системой», и они представляют собой парадигму современных международных отношений. У этой системы немало критиков, но за многие века своего существования она показала высокую эффективность и смогла урегулировать отношения между ключевыми государствами Европы и мира. Помимо прочего, на основе положений Вестфальского мира зародилась современная межгосударственная правовая система.

Не пропустите новые материалы. Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен.

Подписаться

history-doc.ru

123-124 – Вестфальский мир – кратко

123. Значение Вестфальского мира для Германии

Тридцатилетняя война окончилась Вестфальским миром в 1648 г. Религиозный вопрос был на нем решен в пользу равноправности с католиками и лютеранами также и кальвинистов, и правило «cujus regio, ejus religio» («чья земля, того и вера») было отменено. Для секуляризованных духовных княжеств был принят 1624 г. (средний между 1618 и 1630 гг.), как срок, до которого все совершившиеся секуляризации были признаны. В политическом отношении были произведены кое-какие территориальные изменения внутри Германии, но самое главное – князья и вольные города были признаны совершенно самостоятельными, т. е. могли заключать союзы даже с иностранными государствами (но только не против императора и империи). Императорская власть сделалась пустым титулом, имперский сейм превратился (в 1667 г.) в постоянное собрание «послов» и разделился на три коллегии (курфюршескую, княжескую и городскую), а по вероисповедным вопросам на два «корпуса» – католический и евангелический. Наиболее крупные князья были сделаны неподсудными имперскому суду (рейхскаммергерихту). Всех княжеств, на которые распалась Германия, было более трехсот, кроме полусотни имперских городов. Привыкши во время войны без согласия земских чинов налагать подати и собирать войска, князья поступали так и впоследствии. Поэтому ландтаги, ограничивавшие их власть, пришли в упадок. Во второй половине XVII в. у князей явилось желание во всем подражать французскому королю Людовику XІV, и они страшно разоряли своих подданных налогами, которые тратили на постройку дворцов, на покупку дорогих вещей и на роскошный образ жизни. Тридцатилетняя война, таким образом, лишь завершила процесс усиления княжеской власти, начавшийся еще до реформации, а порядок вещей, созданный в Германии войною и Вестфальским миром, сохранялся без всякого изменения до времен Французской революции. Только в Пруссии и Австрии, да и то главным образом лишь с середины XVIII в., сделались заметными новые веяния жизни.

 

124. Значение Вестфальского мира для Европы

Вестфальский мир имеет в высшей степени важное значение в истории международных отношений. В переговорах, ведшихся в Мюнстере и Оснабрюке, участвовали, представители разных наций, и трактатами, здесь заключенными, были определены положение и взаимные отношения всех западноевропейских государств. Вестфальский мир сделался даже главным основанием для всех международных трактатов второй половины XVII и почти всего XVIII в., вплоть до французской революции. Священной Римской империи, а тем самым и австрийским Габсбургам, стоявшим в её главе, наносился удар, как политической силе, совершенным раздроблением Германии на отдельные княжества и признанием независимости от неё за Швейцарией и Голландией. На счет Германии притом поживились главные враги Габсбургов – Франция и Швеция. Первая из них, закрепив за собою «три епископства», приобрела еще Эльзас, отделенный от её территории Лотарингией, вторая – значительную часть Померании и другие важные пункты (Висмар, Бременское епископство и т. д.). Во второй половине XVII в. Франция и Швеция сделались уже самыми могущественными державами в Европе. В 1648 г. окончилась и борьба Испании с Нидерландами, за которыми испанские Габсбурги должны были особым договором признать полную независимость. Из территориальных изменений, произведенных Вестфальским миром в самой Германии, особенно важное значение для общеевропейских дел получило приращение территории Бранденбурга, превратившегося в начале XVIII в. в королевство Прусское. Установлением равноправности между католиками и протестантами Вестфальский мир вообще положил конец религиозным распрям, раздиравшим Западную Европу в течение целого столетия; притом сделано это было без согласия папы. Когда последний протестовал особою буллою против такого нарушения его прав и против введения религиозной нравственности, на протест его не было обращено никакого внимания даже католическими правительствами.

rushist.com

Буроменский М.В. (ру) Международное публичное право (2006)

Выделение Вестфальского конгресса как точки отсчета очередного этапа в истории международного права не случайно, оно связано с особым значением этого события в истории международных отношений и международного права. Мюнстерский и Оснабрюкський трактаты, закрепили Вестфальский мир, имели очень важные последствия для всего человечества.

Во-первых, Вестфальский конгресс стал первым международным собранием, что не только имели целью по-новому организовать международные отношения, но и приняли решение, радикально повлияли на дальнейшее развитие международного права. Сформулированные в Мюнстерском и Оснабрюкському трактатах международно-правовые принципы стали определяющими на два последующие века.

Во-вторых, проведение Вестфальского конгресса совпало с началом так называемой эпохи великих географических открытий, сопровождалась стремительным колонизацией европейскими государствами новых земель. Именно в это время были заложены основы крупнейших мировых колониальных империй. Это означало резкое сокращение, а затем и полное прекращение самостоятельных международно-правовых отношений в тех неевропейских регионах, где такие отношения сохранялись. Метрополии приступили к массированной культурной экспансии на новые земли. Поэтому именно идеология Вестфальского мира оказалась основой евроцентристськои концепции международного права. Как таковое оно развивалось до середины XX в. Некоторые элементы евроцентристськои концепции сохранились до наших дней.

Какие же важные последствия Вестфальского мира для международного права? Прежде построение нового международного правопорядка. История прежде не знала таких грандиозных политических катаклизмов, как распад Священной Римской Империи, в результате которого на карте появились десятки новых государств. В Европе сложилась принципиально новая ситуация, которая потребовала правового решения. Перед создателями Вестфальского мира стояла задача создать такой международный правопорядок, в условиях которого выводы Конгресса сохранили бы свою силу. Новый правопорядок должен основываться на отношениях суверенных государств и основы таких международно-правовых отношений в общем виде были заложены Мюнстерского и Оснабрюкським трактатами.

Далее, Вестфальский мир ввел в международном праве принцип политической равновесия, должен зафиксировать сложившееся в Европе соотношение сил2. Новые границы многих европейских государств стали основой для большинства заключенных впоследствии договоров. Правовые гарантии сохранения политического равновесия имели основываться на использовании мирных средств разрешения международных споров и на возможности применения коллективных санкций против нарушителя. По сути это означает, что источники современных международно-правовых принципов территориальной целостности государств, нерушимости государственных границ, а также некоторых других принципов и норм достигают 1648 Кроме этого, положения Мюнстерского и Оснабрюкського трактатов влияние на становление и развитие таких институтов международного права, как международно-правовое признание, международно-правовая ответственность и т.д.. Трактаты также впервые ввели в международном праве некоторые нормы, касающиеся статуса консулов, режима международных рек. По итогам Конгресса была признана независимость Швейцарии и Нидерландов.

Наконец, решение конгрессов первой половины XVII в. повлияли и на развитие других норм и институтов международного права. В XVII-XVIII вв. получил повсеместное признание принцип свободы открытого моря, возникло понятие территориального моря. Под воздействием принципа суверенного равенства государств происходило развитие дипломатического права (появились постоянные посольства, получили международно-правовое признание дипломатические и консульские привилегии и иммунитеты). Произошли изменения в сторону смягчения правил и обычаев ведения войны.

Вместе с тем образ правления в государствах был преимущественно тираническим, что даже при наиболее прогрессивных на то время международно-правовых нормах оставляло международные отношения непредсказуемыми и опасными. На это обращали внимание мыслители того времени. Фактически уже со второй половины XVII в. стало очевидно, что международный правопорядок требует новой перестройки. Эпоха Просвещения была источником эпохи Великой французской революции.

readbookz.net

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о