Жизнь и судьба державина – Гавриил Романович Державин: жизнь и творчество

Ответы@Mail.Ru: Сообщение о Державине.

Гавриил (Гаврила) Романович Державин – русский поэт, крупнейшая фигура русского классицизма, литературы эпохи Просвещения. Появился на свет 14 июля (3 июля по ст. ст.) 1743 г. в родовом имении в д. Кармачи Казанской губернии. Был сыном небогатого помещика и потомком рода, основателем которого, как утверждало семейное предание, был татарский мурза. Сами не имевшие образования, родители Державина заботились о том, чтобы их дети были воспитанными и образованными. В 1750 г. Гаврилу отправили в немецкий пансион, а с 1759 по 1762 г. он был учеником Казанской гимназии.

Девятнадцатилетним юношей Державин поступил на военную службу, служил в Преображенском полку солдатом лейб-гвардии; в составе этого воинского формирования принимал участие в государственном перевороте, в результате которого трон достался Екатерине П. В 1772 г. Державин получает офицерскую должность, но его военная карьера складывается таким образом, что ему приходится уйти в отставку и поступить на гражданскую службу.

В 1773 г. журнал «Старина и Новизна» публикует «Ироиду, или Письма Вивлиды к Кавну» – дебютное произведение Гавриила Державина, представлявшее собой перевод с немецкого отрывка из Овидия. Поначалу творя в русле традиций, заложенных Ломоносовым и Сумароковым, он в 1779 г. начинает идти по собственной литературной стезе, создавая произведения в стиле, который затем почитался как образец философской лирики.

Воспевавшая Екатерину II ода «Фелица», написанная в 1782 г., изменила дальнейшую биографию Державина, принеся ему известность – не только литературную, но и общественную. Благодаря этому он в 1784 г. попал на пожалованную императрицей должность наместника Олонецкой губернии, которую занимал всего до 1785 г. из-за конфликта с местными властями. Не сложились у него отношения и с тамбовскими чиновниками, когда в 1786 г. его назначили губернатором Тамбовской губернии, поэтому на посту Г. Р. Державин продержался до 1788 г., пока не был отозван императрицей в столицу. За недолгий срок губернаторства поэт проявил себя непримиримым противником различных злоупотреблений со стороны чиновников, немало сделал на стезе просвещения населения.

В 1789 г. Державин возвратился в столицу. В 1791-1793 гг. находился на должности кабинет-секретаря Екатерины II, после чего императрица за излишнее рвение лишила его поста. Привыкший говорить правду в лицо, слишком независимый и деятельный, Державин нажил себе немало недоброжелателей за время госслужбы. С 1793 г. он заседал в Сенате, с 1794 г. занимал должность президента Коммерц-коллегии, в 1802-1803 гг. – министра юстиции, после чего в 60-летнем возрасте ушел в отставку.

Уволившись с госслужбы Гавриил Романович живет не только в Санкт-Петербурге, но и в Новгородской губернии, где у него было имение Званка. Даже будучи чиновником, он не прекращал литературной деятельности, написал множество од, а после ухода в отставку получил возможность полностью на ней сосредоточиться. Ближе к концу творческого пути Гавриил Романович попробовал себя жанре драматургии, написав ряд трагедий. В 1808 г. был издан сборник его сочинений в четырех томах.

Петербургский дом Державина был местом встреч литераторов, в 1811 г. круг завсегдатаев стал официально зарегистрированным литературным обществом «Беседа любителей русского слова», главой которого был он сам и А. С. Шишков. Взгляды его на язык и литературу были достаточно консервативными, но это не мешало Державину с интересом и благосклонно относиться к новаторским явлениям в поэзии. Широко известен факт из биографии Пушкина, когда его заметил и «в гроб сходя, благословил» «старик Державин». Его творчество в русле классицизма стало той почвой, на которой взросла поэзия Пушкина, Батюшкова, поэтов-декабристов.

Умер Державин 20 (8 июля по ст. ст.) 1816 г.

Гавриил (Гаврила) Романович Державин – русский поэт, крупнейшая фигура русского классицизма, литературы эпохи Просвещения. Появился на свет 14 июля (3 июля по ст. ст.) 1743 г. в родовом имении в д. Кармачи Казанской губернии. Был сыном небогатого помещика и потомком рода, основателем которого, как утверждало семейное предание, был татарский мурза. Сами не имевшие образования, родители Державина заботились о том, чтобы их дети были воспитанными и образованными. В 1750 г. Гаврилу отправили в немецкий пансион, а с 1759 по 1762 г. он был учеником Казанской гимназии.

Державин Гавриил Романович, (1743-1816), русский поэт, государственный деятель
Родился в небогатой дворянской семье. Детство его прошло под Казанью. В1758, когда в Казани открылась гимназия, он был отправлен туда учиться. По ходатайству директора гимназии Державина зачислили в Петербургский Инженерный корпус. Однако судьба его переменилась, и он с 1762 вынужден был пойти служить солдатом. Вместе с Преображенским полком участвовал в дворцовом перевороте 1762.
В 1772 получил первый офицерский чин, а в 1773 началась крестьянская война. Одновременно вышли первые литературные труды Державина. Он стал ярким представителем русского классицизма.
В 1776 изданы отдельной книгой торжественные оды, проникнутые идеей сильной государственности. Они включали также сатиру на вельмож, пейзажные и бытовые зарисовки, размышления о жизни и смерти. В 1777 он был уволен из армии, но за заслуги получил имение в Белоруссии.
Появление оды «Фелица» (1782) способствовало головокружительной карьере Державина. Он становится губернатором сначала в Олонецкой губернии, затем в Тамбове.
С 1791 кабинет-секретарь Екатерины II. Министр юстиции и член Государственного совета (1802-1803).
Одна из вершин поэзии Державина – религиозно-философская ода «Бог»

Державин Гавриил Романович, (1743-1816), русский поэт, государственный деятель
Родился в небогатой дворянской семье. Детство его прошло под Казанью. В1758, когда в Казани открылась гимназия, он был отправлен туда учиться. По ходатайству директора гимназии Державина зачислили в Петербургский Инженерный корпус. Однако судьба его переменилась, и он с 1762 вынужден был пойти служить солдатом. Вместе с Преображенским полком участвовал в дворцовом перевороте 1762.
В 1772 получил первый офицерский чин, а в 1773 началась крестьянская война. Одновременно вышли первые литературные труды Державина. Он стал ярким представителем русского классицизма.
В 1776 изданы отдельной книгой торжественные оды, проникнутые идеей сильной государственности. Они включали также сатиру на вельмож, пейзажные и бытовые зарисовки, размышления о жизни и смерти. В 1777 он был уволен из армии, но за заслуги получил имение в Белоруссии.
Появление оды «Фелица» (1782) способствовало головокружительной карьере Державина. Он становится губернатором сначала в Олонецкой губернии, затем в Тамбове.
С 1791 кабинет-секретарь Екатерины II. Министр юстиции и член Государственного совета (1802-1803).
Одна из вершин поэзии Державина – религиозно-философская ода «Бог»

гаврил раманавищ ета гамна ед вот сабшиение

Державин Гавриил Романович, (1743-1816), русский поэт, государственный деятель
Родился в небогатой дворянской семье. Детство его прошло под Казанью. В1758, когда в Казани открылась гимназия, он был отправлен туда учиться. По ходатайству директора гимназии Державина зачислили в Петербургский Инженерный корпус. Однако судьба его переменилась, и он с 1762 вынужден был пойти служить солдатом. Вместе с Преображенским полком участвовал в дворцовом перевороте 1762.
В 1772 получил первый офицерский чин, а в 1773 началась крестьянская война. Одновременно вышли первые литературные труды Державина. Он стал ярким представителем русского классицизма.
В 1776 изданы отдельной книгой торжественные оды, проникнутые идеей сильной государственности. Они включали также сатиру на вельмож, пейзажные и бытовые зарисовки, размышления о жизни и смерти. В 1777 он был уволен из армии, но за заслуги получил имение в Белоруссии.
Появление оды «Фелица» (1782) способствовало головокружительной карьере Державина. Он становится губернатором сначала в Олонецкой губернии, затем в Тамбове.
С 1791 кабинет-секретарь Екатерины II. Министр юстиции и член Государственного совета (1802-1803).
Одна из вершин поэзии Державина – религиозно-философская ода «Бог»

Родился 3 июля (14 н. с.) в деревне Кармачи Казанской губернии в небогатой дворянской семье. Три года учился в Казанской гимназии (1759 — 62). С 1762 служил солдатом в гвардейском Преображенском полку, который участвовал в дворцовом перевороте, возведшем Екатерину II на трон.

В 1772 был произведен в офицеры, участвовал в подавлении восстания Пугачева. Обиженный тем, что его службу не оценивают по достоинству, обходят наградами, ушел на гражданскую службу. Недолго служил в Сенате, где пришел к убеждению, что “нельзя там ему ужиться, где не любят правды”.

В 1782 написал “Оду к Фелице”, обращенную к императрице, за что получил награду от Екатерины II — назначение губернатором Олонецким (с 1784) и Тамбовским (1785 — 88). Приложил много стараний для просвещения тамбовского края, пытался бороться с бюрократией, отстаивать справедливость.

Энергичный, независимый и прямой, Державин не мог “ладить” с высшими вельможами, поэтому места его службы часто менялись. В 1791 — 1793 был кабинет-секретарем Екатерины II, но, не угодив ей, был отставлен от службы; назначенный сенатором, нажил много врагов из-за своего правдолюбия. В 1802 — 1803 был министром юстиции. В возрасте шестидесяти лет ушел в отставку.

Державин начал печататься в 1773, пытаясь следовать традициям Ломоносова и Сумарокова, но с 1779 “избрал совсем другой путь”. Он создал собственный стиль, ставший образцом философской лирики: ода “На смерть кн. Мещерского” (1799), ода “Бог” (1784) о величии мироздания и его Творца, о месте и предназначении человека: “Я — царь, я — раб, я — червь, я — бог”; “Осень во время осады Очакова” (1788), “Водопад” (1791 — 94) и др.

В 1790-е Державиным созданы лирические произведения “К лире”, “Похвала сельской жизни”. Эстетические воззрения Державина выражены в трактате “Рассуждение о лирической поэзии или об оде” (1811 — 15).

В последние годы жизни Державин обратился к драматургии, написав несколько трагедий: “Добрыня”, “Пожарский”, “Ирод и Мариамна” и другие.

В его доме собирались петербургские литераторы, а в 1811 кружок оформился в утвержденное правительством литературное общество “Беседа любителей русского слова”, в котором Державин занимал особые позиции. Он благожелательно относился к Жуковскому и “заметил” юного Пушкина. Творчество Державина подготовило почву для поэзии Батюшкова, Пушкина, поэтов-декабристов.

Умер 8 июля (20 н. с.) в селе Званки Новгородской губернии. Похоронен в Петербурге.

Державин Гавриил Романович, (1743-1816), русский поэт, государственный деятель
Родился в небогатой дворянской семье. Детство его прошло под Казанью. В1758, когда в Казани открылась гимназия, он был отправлен туда учиться. По ходатайству директора гимназии Державина зачислили в Петербургский Инженерный корпус. Однако судьба его переменилась, и он с 1762 вынужден был пойти служить солдатом. Вместе с Преображенским полком участвовал в дворцовом перевороте 1762.
В 1772 получил первый офицерский чин, а в 1773 началась крестьянская война. Одновременно вышли первые литературные труды Державина. Он стал ярким представителем русского классицизма.
В 1776 изданы отдельной книгой торжественные оды, проникнутые идеей сильной государственности. Они включали также сатиру на вельмож, пейзажные и бытовые зарисовки, размышления о жизни и смерти. В 1777 он был уволен из армии, но за заслуги получил имение в Белоруссии.
Появление оды «Фелица» (1782) способствовало головокружительной карьере Державина. Он становится губернатором сначала в Олонецкой губернии, затем в Тамбове.
С 1791 кабинет-секретарь Екатерины II. Министр юстиции и член Государственного совета (1802-1803).
Одна из вершин поэзии Державина – религиозно-философская ода «Бог»

Державин Гавриил Романович, (1743-1816), русский поэт, государственный деятель
Родился в небогатой дворянской семье. Детство его прошло под Казанью. В1758, когда в Казани открылась гимназия, он был отправлен туда учиться. По ходатайству директора гимназии Державина зачислили в Петербургский Инженерный корпус. Однако судьба его переменилась, и он с 1762 вынужден был пойти служить солдатом. Вместе с Преображенским полком участвовал в дворцовом перевороте 1762.
В 1772 получил первый офицерский чин, а в 1773 началась крестьянская война. Одновременно вышли первые литературные труды Державина. Он стал ярким представителем русского классицизма.
В 1776 изданы отдельной книгой торжественные оды, проникнутые идеей сильной государственности. Они включали также сатиру на вельмож, пейзажные и бытовые зарисовки, размышления о жизни и смерти. В 1777 он был уволен из армии, но за заслуги получил имение в Белоруссии.
Появление оды «Фелица» (1782) способствовало головокружительной карьере Державина. Он становится губернатором сначала в Олонецкой губернии, затем в Тамбове.
С 1791 кабинет-секретарь Екатерины II. Министр юстиции и член Государственного совета (1802-1803).
Одна из вершин поэзии Державина – религиозно-философская ода «Бог»

Державин Гавриил Романович, (1743-1816), русский поэт, государственный деятель
Родился в небогатой дворянской семье. Детство его прошло под Казанью. В1758, когда в Казани открылась гимназия, он был отправлен туда учиться. По ходатайству директора гимназии Державина зачислили в Петербургский Инженерный корпус. Однако судьба его переменилась, и он с 1762 вынужден был пойти служить солдатом. Вместе с Преображенским полком участвовал в дворцовом перевороте 1762.
В 1772 получил первый офицерский чин, а в 1773 началась крестьянская война. Одновременно вышли первые литературные труды Державина. Он стал ярким представителем русского классицизма.
В 1776 изданы отдельной книгой торжественные оды, проникнутые идеей сильной государственности. Они включали также сатиру на вельмож, пейзажные и бытовые зарисовки, размышления о жизни и смерти. В 1777 он был уволен из армии, но за заслуги получил имение в Белоруссии.
Появление оды «Фелица» (1782) способствовало головокружительной карьере Державина. Он становится губернатором сначала в Олонецкой губернии, затем в Тамбове.
С 1791 кабинет-секретарь Екатерины II. Министр юстиции и член Государственного совета (1802-1803).
Одна из вершин поэзии Державина – религиозно-философская ода «Бог».

Державин Гавриил Романович, (1743-1816), русский поэт, государственный деятель
Родился в небогатой дворянской семье. Детство его прошло под Казанью. В1758, когда в Казани открылась гимназия, он был отправлен туда учиться. По ходатайству директора гимназии Державина зачислили в Петербургский Инженерный корпус. Однако судьба его переменилась, и он с 1762 вынужден был пойти служить солдатом. Вместе с Преображенским полком участвовал в дворцовом перевороте 1762.
В 1772 получил первый офицерский чин, а в 1773 началась крестьянская война. Одновременно вышли первые литературные труды Державина. Он стал ярким представителем русского классицизма.
В 1776 изданы отдельной книгой торжественные оды, проникнутые идеей сильной государственности. Они включали также сатиру на вельмож, пейзажные и бытовые зарисовки, размышления о жизни и смерти. В 1777 он был уволен из армии, но за заслуги получил имение в Белоруссии.
Появление оды «Фелица» (1782) способствовало головокружительной карьере Державина. Он становится губернатором сначала в Олонецкой губернии, затем в Тамбове.
С 1791 кабинет-секретарь Екатерины II. Министр юстиции и член Государственного совета (1802-1803).
Одна из вершин поэзии Державина – религиозно-философская ода «Бог».
<a rel=”nofollow” href=”http://citaty.su/kratkaya-biografiya-derzhavina” target=”_blank”>http://citaty.su/kratkaya-biografiya-derzhavina</a>
<a rel=”nofollow” href=”http://www.wisdoms.ru/avt/b75.html” target=”_blank”>http://www.wisdoms.ru/avt/b75.html</a>

Державин Гавриил Романович, (1743-1816), русский поэт, государственный деятель
Родился в небогатой дворянской семье. Детство его прошло под Казанью. В1758, когда в Казани открылась гимназия, он был отправлен туда учиться. По ходатайству директора гимназии Державина зачислили в Петербургский Инженерный корпус. Однако судьба его переменилась, и он с 1762 вынужден был пойти служить солдатом. Вместе с Преображенским полком участвовал в дворцовом перевороте 1762.
В 1772 получил первый офицерский чин, а в 1773 началась крестьянская война. Одновременно вышли первые литературные труды Державина. Он стал ярким представителем русского классицизма.
В 1776 изданы отдельной книгой торжественные оды, проникнутые идеей сильной государственности. Они включали также сатиру на вельмож, пейзажные и бытовые зарисовки, размышления о жизни и смерти. В 1777 он был уволен из армии, но за заслуги получил имение в Белоруссии.
Появление оды «Фелица» (1782) способствовало головокружительной карьере Державина. Он становится губернатором сначала в Олонецкой губернии, затем в Тамбове.
С 1791 кабинет-секретарь Екатерины II. Министр юстиции и член Государственного совета (1802-1803).

вот краткое содержание

Гавриил Романович Державин. Общественный деятель, поэт и писатель. Рожден в дворянском сословии, учился в гимназии ( г. Казань). 1762 – 1772 – гвардеец ( Преображенский полк), впоследствии – офицер. Принимал участие в подавлении восстания Емельяна Пугачева ( 1773- 1775 ). 1777 по  1788 – наместник в русских городах. Он помогал развитию экономики края, налаживал работу в губерниях.  

 С 1791 Гавриил Романович   кабинет – секретарь Екатерины Второй. Позже, стал тайным советником . С 1795 Гавриил Романович Державин – президент Коммерц – коллегии, позже президент Коммерц-коллегии. С 1802 по 1803 работает в министерстве юстиции. После отставки живет в имении Званка. Он посвящает себя литературе и благославляет юного Пушкина, чье стихотворение ” Воспоминания в Царском Селе” считает гениальным. 1816 г. – умер.

 Державин сочетал государственные должности и занятия литературой. Современному читателю до сих пор интересны его ” Фелица ” , ” Бог”и ” Памятник ” , произведения классицизма. В них проявляется индивидуальность поэта и его убеждения, который  с улыбкой говорил правду царям и учил их служить “делу, а не лицам. “

можно покороче

touch.otvet.mail.ru

Жизнь и творчество Г. Р. Державина

Гавриил Романович Державин – крупнейший русский поэт XVIII в. Родился в Казани, в семье мелкопоместных дворян. Образование будущий поэт получил слабое, поскольку обучался у церковников, немецкого каторжника в частной школе, после поступил в Казанскую гимназию, которую не окончил. С 1762 г. Державин поступает на службу и служит в течение 10 лет солдатом в гвардейском Преображенском полку. Первое время он жил в казарме со “сдаточными” солдатами из крестьян и наравне с ними выполнял самую черную работу. Вместе с полком участвовал в перевороте, возведшем на престол Екатерину II.
Служба была самым трудным периодом в жизни Державина. Находясь после смерти отца в крайне стесненном материальном положении, Державин пристрастился к карточной игре, сделался отъявленным шулером, повел распутную жизнь, совершил ряд

уголовных проступков. Позднее, будучи офицером, Державин по собственному почину принял деятельное участие в усмирении пугачевского бунта в качестве члена секретной следственной комиссии. Деятельность Державина во время пугачевщины во многом загадочна. Сам он ставил себе в особую заслугу, что, имея возможность добиться “всего”, чего бы ни захотел, не изменил Екатерине. Несмотря на это, он восстановил против себя высшее начальство: главнокомандующий хотел “повесить Державина вместе с Пугачевым”. В дальнейшем будущий поэт поступил на гражданскую службу, достиг высоких чинов: губернатора, секретаря Екатерины II, сенатора, государственного казначея, наконец, министра юстиции. В 1803 г., ввиду резкой оппозиции либеральным тенденциям Александра I, был “уволен от всех дел” и последние годы жизни прожил в полном покое в Петербурге.
Деятельность Державина, который буквально из низов поднялся до министра юстиции, на самом деле представляла собой ряд побед и поражений, взлетов и падений.
Во время пугачевского бунта Державина признали “недостойным продолжать военную службу”, а его пребывание в кресле губернатора закончилось отставкой и преданием суду. Следующей ступенью в карьере Державина стала должность царского секретаря, но в этой должности он долго не продержался. Императрица жаловалась на него, что он “не только грубил при докладах, но и бранился”.
Правители, пришедшие после Екатерины (Павел, а потом Александр), подверти его опале “за непристойный ответ” и за то, что “он слишком ревностно служит”.
Современники приписывали злоключения Державина его резкому, неуживчивому характеру (“бранится с царями и не может ни с кем ужиться”). Сам Державин считал, что он страдает за свою неуклонную приверженность к “правде” всегда и во всем (“я тем стал бесполезен, что горяч и в правде чорт”). На самом деле в истории служебной деятельности Державина резко сказались особенности того социального слоя бедного служилого дворянства, который в эпоху дворцовых переворотов, пугачевщины, временщиков с исключительной энергией выдвинулся в первые ряды класса, оттесняя родовитую знать, сделавшись главной “подпорой” незаконного екатерининского трона. Вся служебная деятельность Державина направлена по линии борьбы с родовитой знатью, “мишурными царями” (стародворянскими крупнопоместными феодалами) – борьбы, в которой он опирается на временщиков, “случайных” людей (Г. Потемкина, А. Зубова) и саму императрицу. Однако временщики для Державина были всего лишь более удачливыми представителями того социального слоя, к которому он сам принадлежал. Императрица всем своим самодержавным могуществом опять-таки была обязана поддержке социально подобного Державину дворянского “множества”. Отсюда тот “якобинский” пафос независимости, личного достоинства, который наряду с необходимостью “толкаться в передней” у временщиков, готовностью ревностно служить своим пером императрице и ее “орлам” так свойственен Державину – царедворцу и Державину-поэту.
На свою литературную деятельность сам Державин склонен был смотреть преимущественно как на орудие в той борьбе, которую он вел, из бедности и низов пробиваясь к “почетным чинам”, подымаясь к самому подножию трона. Если верить его собственным неоднократным заявлениям, все его стихи за самыми малыми исключениями носят неуклонно-попитический характер, все написаны “на случай”, проникнуты острой злободневностью. Боясь, что они станут непонятными новому читателю, Державин впоследствии составил особый “ключ”, подробный автокомментарий, в котором детально объяснил, что именно послужило целью или толчком к написанию той или иной вещи. По поводу одной из наиболее удаленных, казалось бы, от всякой злободневности од Державина, знаменитой религиозной оды “Бог”, один из осведомленных современников замечал: “Нет строки, нет выражения в шуточных и важных стихотворениях Державина, которые бы были им написаны без намерения, без отношения к лицам или обстоятельствам того времени.
Екатерина и другие особы, для которых он преимущественно писал, понимали все это и умели ценить”. Это замечание приобретает особый вес, если мы обратимся к датам биографии: 15 февраля 1784 г. Державин уволен князем Вяземским от службы. “Бог” напечатан 23 апреля того же года. 22 мая Державин получает важное назначение – олонецким губернатором. По-видимому, “Бог” был воспринят Екатериной как пламенный гимн самодержавию, и она, как всегда в таких случаях, поспешила щедро наградить своего “собственного автора” (поэт так и подписывал некоторые свои письма – “ее величества собственный автор”). И в трудных обстоятельствах Державин постоянно “прибегает к своему таланту”. Служебная карьера Державина начинается знаменитой одой “Фелица”, посвященной прославлению Екатерины, впервые после нее обратившей внимание на Державина и пожаловавшей ему табакерку, осыпанную бриллиантами, и 500 червонцев. Свое положение после отставки от губернаторства он поправляет новой одой ей же, называемой “Изображение Фелицы”, и “возвращает себе благоволение” Павла I одой на восшествие его на престол и т. д.
Свои оды Державин определял как “пустяки”, которые не представляют собой никакой ценности: “…все это так, около себя и важного значения для потомства не имеет: все это скоро забудут”. Однако именно оды занимают важное место в его творчестве и выходят далеко за те служебные рамки, в которые он их поставил. Поэзия Державина является памятником русской литературы и екатерининской России.

rus-lit.com

Поэт Державин: жизнь и творчество

«Здесь лежит Державин, который поддерживал правосудие, но, подавленный неправдою, пал, защищая законы» — такую эпитафию придумал себе крупнейший русский поэт XVIII столетия, даже не сочтя нужным отметить свои поэтические заслуги. Это, пожалуй, объясняется честолюбием Державина, который с ревностным удовольствием принимал ниспосылаемые ему чины и награды. Но ведь и то сказать — служебная карьера его поистине удивительна: в екатерининскую пору, когда везло одни только выскочкам и авантюристам, рядовой солдат собственным трудом достиг высших ступеней государства.

Но так или иначе, «река времен» сохранила нам прежде всего Державина-поэта. Тем более что поэтом он был истинным. И поэтом огромным.


Из ранней биографии будущего поэта

Потомок татарского мурзы Багрима, Державин родился 14 июля 1743 года в небольшой деревушке под Казанью, в бедном, хоть и дворянской семье. Отец его, Роман Николаевич, начав службу рядовым, дослужился до полковника, но особых благ при этом не получил.

Младший брат Гавриила умер в юности, сестра — во младенчестве, да и сам он, казалось, не протянет долго. Хилого, слабенького ребенка лечили народным средством — сажали на лопате в теплую русскую печь, предварительно закатав в тесто. Если вспомнить еще, что при крещении окунали его в купель, станет понятна шутка взрослого Державина: мол, я еще в детстве прошел огни и воды.

Почти неграмотная мать его, Фекла Андреевна, с великим трудом могла подписать свою фамилию; но пользу просвещения понимала и при любой возможности старалась усадить сына за книгу. А того и уговаривать не стоило: он сам тянулся к чтению. Правда, книги у него были почти сплошь церковные.

Первые учителя у Гавриила были, можно сказать, те же, что у фонвизинского Митрофанушки: сперва учили его дьячок и пономарь, а после попал он в частную школу немца Розе. Вральман из «Недоросля» был истинно ученым мужем в сравнении с Розе — уголовным преступником, который чудом избежал Сибири. К тому же он нещадно бил своих учеников. Но терпеливый и охочий до грамоты Гавриил даже из такой «школы» сумел извлечь для себя пользу: научился читать, писать и говорить по-немецки.

Гимназия, открывшаяся в 1759 году в Казани, завершила курс наук будущего поэта. Больше учиться ему не пришлось. И хотя он и из гимназии извлек все что можно: жадно читая Ломоносова, Сумарокова, зарубежных авторов, пробовал писать стихи, отлично проявил себя в черчении и рисовании — все же недостаток образования позднее дал себя знать. «Придай полное воспитание такому мужу — не было бы поэта выше Державина», — заметил потом Гоголь.

Служба

Сразу после гимназии Державин облачается в военную форму. Десять лет тянет он нелегкую солдатскую лямку, вместе со своим полком возводит на престол Екатерину; позднее, уже офицером, учатвует в подавлении пугачевского восстания. Рьяный защитник трона от «бунтовщиков», Державин, однако, сознавал, что восстание вспыхнуло не случайно: народ не вынес поголовного лихоимства царских и особенно местных чиновников, на каждом шагу нарушавших законы. Борьба за строжайшее соблюдение законов становится отныне делом всей жизни Державина.

Не поладив с армейским начальством, он переходит на службу в сенат, но и здесь оказывается не ко двору со своим гордым и открытым характером. Пришлось подать в отставку. Впрочем, она оказалась кстати: в это время к Державину пришло главное счастье его жизни — он вдруг влюбился с первого взгляда и скоропалительно женился.

Семья

Немногим поэтам так везло! Екатерина Яковлевна Бастидон, хоть и была придворного происхождения, но помимо выдающейся красоты отличалась необычайной скромностью, что очень расположило к ней сердце будущего поэта. Позднее он посвятил своей Пленире немало пылких, взволнованных строк. Да и как было не гордиться ею: Екатерина Яковлевна оказалась умной, доброй и заботливой подругой. Она заучивала стихи мужа наизусть, охотно читала их гостям (гораздо лучше, чем сам автор), на досуге переписывала в свою тетрадь и тем сберегла многие из них для потомства. Слабое здоровье и постоянные переживания за нелегкую судьбу мужа рано свели ее в могилу — в тридцать четыре года. Для Державина это был удар необычайно тяжкий.

Стихи и оды в творчестве Гавриила Державина

А пока что счастливая женитьба дала бурный толчок творческой энергии поэта, и уже через год, в 1779 году, появилось его первое выдающееся произведение — ода «На смерть князя Мещерского», даже нас поражающая и глубиной философских раздумий, и стиховым мастерством. А такие строки, как «глагол времен, металла звон», «где стол бы яств, там гроб стоит», стали известными афоризмами, вошли в языковую сокровищницу русского языка.

Еще через год было написано, пожалуй, самое смелое произведение Державина. Называлось оно скромно — «Преложение 81 псалма». Но как злободневно, как грозно звучало оно в те годы — ведь в России лишь пять лет назад было потоплено в крови пугачевское восстание, а на Западе уже сгущались тучи великой французской революции! Последние строки «Преложения», суровые, призывные, заставляют вспомнить концовку лермонтовского стихотворения «На смерть поэта». На самих царей призывает поэт божий гнев:

И вы подобно так падете,
Как с древ увядший лист падет!
И вы подобно так умрете,
Как ваш последний раб умрет!
Воскресни, боже! боже правых!
И их молению внемли!
Приди, суди, карай лукавых
И будь един царем земли!

Известность поэта Державин приобрел в 1783 году, когда после долгих колебаний, решился опубликовать оду «Фелица». Именно здесь он нашел себя, создал тот «забавный русский слог», которым потом так гордился («первый я дерзнул в забавном русском слоге о добродетелях Фелицы возгласить…»). Дерзость тут была и человеческая, и литературная: поэт ввел в свою оду (притом обращенную к самой царице!) обыденные, повседневные слова («А я, проспавши до полудня, курю табак и кофе пью…» и т. п.), и ода от этого не только не «испортилась», но засветилась живым человеческим светом, вплотную приблизившись к реальности.

Державин создал тот необычный сплав высокой, «одической» поэзии (мастером которой был до него Ломоносов) и поэзии «низкой», сатирической (ее родоначальником был у нас Кантемир), который и сделал его творчество новаторским. Но хотя в «Фелице» сатира явно преобладала над одой, вещь эта все же понравилась Екатерине, потому что Державин показал царицу именно такой, какой она сама старалась себя преподносить: я, дескать, и простая, и скромная, и правду выслушивать не гнушаюсь — вот только «мурзы», то бишь придворные мои, несколько подкачали…

Державин — поэт и государственный деятель

С «Фелицы» начинается и стремительный взлет служебной карьеры Державина. Взлет этот прерывался падениями — гордый правдолюбец, Державин наживал себе множество врагов, но и они бессильны были остановить его продвижение. Сенат, губернаторство — олонецкое и тамбовское, высокий пост статс-секретаря Екатерины… Державин проделывал титаническую работу по благоустройству губерний, по распутыванию сложнейших судебных дел, по отысканию истины. Наивный российский Дон Кихот, он свято верил, что царица тоже заинтересована в истине. Ему и в голову не приходило, что Екатерина старается создать лишь видимость служения правде, а над ним потихоньку посмеивается. Сам же он отдал этому служению всю жизнь. Служил и при Павле, который сначала прогнал его, а потом осыпал милостями; служил и при Александре, который сперва назначил его министром юстиции, а потом уволил в отставку: «Слишком усердно служишь».

А он не мог иначе. И в поэзии, и в жизни он есегда оставался самим собой. Убежденный монархист, он не закрывал глаза на «гнусную расейскую действительность», видел многие ее язвы и откровенно высказывался о них.

Последние годы жизни поэт провел в имении Званка, на берегу Волхова, в обществе своей второй жены, сухой, расчетливой женщины, и среди дорогих его сердцу богатств русской природы, которую так полно и с такой чудесной силой отразил он в своих стихах. Смерть, настигшая его 20 июля 1816 года, нашла на его столе грустное философское стихотворение — «Река времен в своем стремленьи уносит все дела людей…».

Но его дела, особенно поэтические, «река времен» унести не смогла…

Державину не повезло: он остался по ту сторону языковой реформы, проведенной Пушкиным, создателем русского литературного языка. Поэтому стихи Державина кажутся нам архаичными, устаревшими. Но ведь без Державина не было бы и Пушкина. Так можем ли мы проходить мимо своего великого поэта, обходясь общеизвестными пушкинскими строками «Старик Державин нас заметил…»?!

И. АДРИАНОВ, журнал «Семья и школа», 1963 год

Похожие статьи:

mamotvet.ru

Биография и творчество Державина Гавриила Романовича / Державин Г.Р.

Жизненный путь одного из крупнейших русских поэтов (и не только XVIII века) Гавриила Романовича Державина (1743-1816), сына своего, “безумного и мудрого” времени, представляет собой картину захватывающего воображение превращения обыкновенного солдата в министра, одного из крупнейших и влиятельнейших сановников, превращения вполне заурядного по происхождению и образу мыслей человека в поэта, открывшего современникам красоту русского стиха и создавшего произведения, в которых “сердечная простота” органично соединялась с высоким гражданским звучанием и художественным совершенством.

В стихотворении “Арфа” Державин рассказывает о своем детстве, прошедшем в провинции, в деревне недалеко от Казани, называя это время “колыбелью своих первоначальных дней”, рассказывает с легкой грустью, потому что воспоминания детства большей частью были тяжелыми: “бешеный нрав” отца, бесконечные тяжбы его с соседями, мелкие “победы и поражения”… В этом же стихотворении, оглядывая прошлое, Гавриил Державин написал удивительные слова о том, какое место в душе человека занимает Родина: “Отечества и дым нам сладок и приятен”…

В 1762-м году Державина, тогда гимназиста, вытребовали в Петербург, т.к. выяснилось, что он с детства был записан в Преображенский полк и должен был стать солдатом. Казарма, в которой жили солдаты (некоторые – с семьями) была не самым лучшим местом для жизни, а тем более – для творчества, но именно здесь Державин, вперемежку с письмами для сослуживцев, “марал стихи”, здесь же проявились унаследованные им от отца “бешеный нрав”, горячность, страсть к азартным играм. Только в 1772-м году, в очень зрелом по тем временам возрасте для этого, Державин получил первый офицерский чин, что несколько улучшило его материальное положение.

В 1773-м году в печати появляются первые “литературные опыты” Державина, в конце этого же года он добровольно отправляется на подавление восстания под предводительством Емельяна Пугачева, видя в этом хороший шанс для продвижения по службе. Об умонастроениях Державина в этот период можно судить по его оде “На знатность” (1774), в которой поэт утверждает, что главным достоинством дворянина являются “Заслуга, честь и добродетель”, и призывает тех, кто богат и знатен: “О князи мира, не гордитесь…”

В 1776-м году выходит отдельная книга од писателя, которая фактически остаётся незамеченной, и Державин, у которого уже есть опыт потери (ему пришлось однажды, в марте 1770-го года, сжечь все свои вещи, в том числе и созданные к тому времени стихотворения), относится к этому спокойно. Тем более, что у него были в это время более важные проблемы: после подавления восстания Пугачева он так и не получил ожидаемого вознаграждения, а в конце 70-х годов его вообще увольняют из армии. В это же время Гавриил Державин начинает свою службу в Сенате, в 1778-м году женится, становится центром литературного кружка, в который входят В. В. Капнист, Н. А. Львов, И. И. Хемницер. Все эти изменения в жизни приводят к тому, что с 1779-го года для Державина, как он сам признается, начинается “новый путь” в литературе.

Однако подлинная литературная слава пришла к поэту только в 1883-м году, когда была напечатана его знаменитая ода “Фелица“, которая до этого долгое время “ходила в списках”. Она представляет собой “гимн просвещенному монарху”, который вынужден противостоять косности, лености и развращенности своих вельмож, наставляя их на путь истинной добродетели. Уже само название оды однозначно указывало на то, что Державин обращается к императрице Екатерине (ведь сам образ Фелицы взят из “Сказки о царевиче Хлоре”, сочинённой Екатериной), добродетели которой и воспевает. Разумеется, это произведение было воспринято “Фелицей” весьма благосклонно, оно отличалось несомненным поэтическим дарованием и могло быть очень полезным в создании образа “просвещенной государыни”.

После появления “Фелицы” служебная деятельность Державина приняла совсем другие масштабы: он становится губернатором сначала в Олонецкой губернии, а позднее и в Тамбовской, где ему удалось провести значительные преобразования, улучшить жизнь горожан, но… вспыльчивый нрав и здесь дал себя знать: его губернаторство закончилось судебным разбирательством в Сенате, отстранением от должности. Это благоприятно сказалось на поэтическом творчестве Державина, который создает ряд од, участвует в “Московском журнале”, сближается с Карамзиным и Дмитриевым.

В 1791-м году поэт назначен кабинет-секретарем императрицы, что было весьма значительной придворной должностью. Однако желание императрицы получить в лице своего кабинет-секретаря придворного поэта не исполнилось, “птичка” не стала петь, наоборот, Державин, со свойственной ему горячностью, посвятил себя государственным делам, за что и был отстранен от должности… А попытка снова добиться монаршей милости (в 1795-м году поэт преподнёс государыне рукописный том своих избранных стихотворений) закончилась объяснениями по поводу того, что ода “Властителям и судиям” никоим образом не связана с событиями французской революции, что она представляет собой всего лишь “переложение” 81-го псалма…

После смерти Екатерины Державин рассчитывал, что Павел I воспользуется его услугами как государственного деятеля, но всё произошло с точностью до наоборот: несдержанный поэт и несдержанный император разошлись во взглядах на то, подобает ли Державину быть правителем канцелярии Государственного совета, и последний “в бешенстве” выставил поэта из кабинета… И, хотя он вынужден был занять указанное место, его отношение к возможности положительных изменений в жизни общества благодаря “мудрому правителю”, существенно изменилось, что нашло выражение в творчестве конца 90-х годов. “К правде“, “На гроб неудачного” – в этих произведениях можно увидеть следы душевного надлома “неудачного”, коим он себя почитает, столкнувшегося с тем, что “верность та моя напрасна…”.

С приходом к власти Александра I Гавриил Державин надеется на изменения в общественной жизни и своей судьбе, и вначале эти надежды оправдываются: он получает назначение на должность министра юстиции, однако “слишком ревностно служит”, и ему приходится уйти в отставку. Начался последний период литературной деятельности поэта, которому теперь не приходилось разрываться между службой и служением музам. В 1804-м году выходит книга “Анакреонтические стихи“, это была по преимуществу любовная лирика, которая была воспринята читателями с подлинным восторгом, книга имела огромный успех. Значительным событием в культурной жизни начала XIX века стал выход четырехтомного собрания сочинений Державина, в трех томах лирики которого впервые были напечатаны многие стихотворения поэта, известные до этого только по спискам. Это Собрание сочинений в полной мере показало гуманистическую позицию писателя, его гражданственность, восхищение человеческой душой, которая для него была намного выше чинов, званий и прочих, столь ценимых в обществе, “знаков отличия”. Гордое звание “Человек” – вот что превыше всего ценил Державин.

В 1811-м году литературный кружок Державина превратился в “Беседу любителей российского слова”, “официальное” литературное общество, против которого впоследствии активно выступал небезызвестный “Арзамас” – такой была литературная (и не только!) полемика тех лет. К этому же времени относится создание Державиным своих автобиографических “Записок“, в которых практически нет Державина-поэта, это “великолепный донос потомству на самого себя” как на чиновника…

Скончался Державин в своем имении Званке, которое было прославлено им в послании “Евгению. Жизнь званская” и в котором ему долгие годы было так отрадно заниматься поэзией.

Поэтическое творчество Державина, безусловно, принадлежит своему времени и отражает свою эпоху. Его оды достаточно типичны для просветительской поэзии, в них наличествуют присущие ей образы и идеи, в целом критика Державиным современной ему жизни не выходит за рамки просветительства. Однако нельзя не заметить, что поэзия Державина восходит к общечеловеческим нравственным ценностям, в лучших своих произведениях он предстает человеком, для которого высшей ценностью в мире являются равенство между людьми, свобода, милосердие и готовность помочь ближнему, справедливость в общечеловеческом, восходящему к христианскому, понимании этого слова. В оде “Властителям и судиям” (окончательная редакция относится к 1787-му году) он, опираясь на текст библейского псалма, утверждает равенство “земных богов” и “последнего раба” перед “всевышним богом”, перед которым каждый из смертных предстает в свой час для того, чтобы ответить за содеянное им на земле. По мысли Державина, “земной бог” ответственен за ту власть, которой он наделён, поскольку эта власть дана ему для воплощения и утверждения в жизни высшей воли, а вместо этого – “Злодейства землю потрясают, Неправда зыблет небеса”. Поэтому лирический герой стихотворения обращается к Богу с просьбой восстановить справедливость, попранную темными владыками “Воскресни, боже! боже правых! И их молению внемли: Приди, суди, карай лукавых И будь един царем земли!”.

Творчество Державина высоко оценивали современники и потомки, и, наверное, уместно привести слова декабриста А. А. Бестужева: “К славе народа и века явился Державин…”. Его поэтическое наследие неоднородно, но в лучших своих произведениях он и в самом деле стал “славой народа и века”.

Источник: Гладышев В.В. Краткий справочник по литературе. – М.: ФЛИНТА, 2014

classlit.ru

“Совершенно особый путь”. Личность и судьба Державина Готовые сочинения

Гавриил Романович Державин
Литература XVIII века представлена в учебнике творчеством Г. Р. Державина. С личностью поэта, воина, государственного деятеля учащиеся уже встречались в средних классах и убедились, что произведения Державина сложны и неоднозначны. Поэтому надо внимательно отнестись к их комментированию, проследить, какие проблемы они поднимают и какой отклик находят в произведениях русских поэтов XIX и XX веков. На изучение творчества Державина отводим два урока. В центре первого урока – знакомство с удивительной биографией поэта и периодизация его творчества. Этот материал может быть дан в лекции учителя и сообщениях специально подготовленных учеников.

“Бывший статс-секретарь при императрице Екатерине Второй, сенатор и Коммерц-коллегии президент, потом при императоре Павле член верховного Совета и государственный казначей, а при императоре Александре министр юстиции, действительный тайный советник и разных орденов кавалер” – так начинаются автобиографические “Записки” Державина, над которыми он увлеченно работал в последние годы жизни. Биографический материал может быть взят из этих “Записок”, а также из романа В. Ходасевича “Державин”. В качестве индивидуального задания можно предложить сопоставить “Записки” Державина с “Капитанской дочкой” Пушкина. Много сходного можно найти в судьбах Г.

Державина и Петра Гринева. Они близки во взглядах на жизнь, судьбы их соответствуют духу времени, образ мыслей – настроениям прогрессивного дворянства. Основные этапы жизни и творчества Державина
I.

1743-1770 годы.
“Ученичество”. 1. Рождение.

Учеба в Казанской гимназии. Смерть отца. Петербург. Служба рядовым в Преображенском полку. Участие в дворцовом перевороте.

Первый офицерский чин. Борьба с повстанцами в период крестьянской войны под предводительством Пугачева. 2. “Кропание стихов”. Подражание А. Кантемиру и В. Тредиаковскому, основоположникам русской литературы XVIII века, “просветителям” М.

В. Ломоносову и А.

П. Сумарокову, Ф.

А. Козловскому, прапорщику Преображенского полка, где Державин был рядовым. Увлечение живописью. Рисовать и писать стихи Державин начал одновременно, профессиональным художником не стал, но интерес к живописи сохранил на всю жизнь.

П. 1776-1803 годы.
“Особый путь”. 1. “Хотел парить и не мог… а для того в 1779 году избрал… совершенно Особый путь”, – вспоминал Державин. Пойти по особому, не ломоносовскому пути – это значило, прежде всего, не писать торжественных од.

Поиски новой поэтической манеры, “особого пути” Державин ведет по разным направлениям. Он смело нарушает теорию “трех штилей” и смешивает в своих стихах слова “высокие” и “низкие”.

Возникает новое поэтическое качество: стихотворный образ превращается в картину, в словесную живопись. Эти положения можно аргументировать на примере стихотворения “Ключ”: 1) Найдите в стихотворении сменяющие друг друга картины источника при разном освещении, в разное время суток. Какие изобразительно – Выразительные средства языка использует поэт для создания этих картин? 2) Как поэту удается создать “говорящие”, “живые” картины, воспроизвести словом цвет? Какое настроение придает тексту его живописный колорит? Стремление Державина “живописать” словом получило поддержку в львовском кругу. Поэт сближается с молодыми литераторами Н.

А. Львовым, И.

И. Хемницером, В.

В. Капнистом, художниками В. Л. Боровиковским и Д. Г.

Левицким. 2. Идя по своему “особому пути”, Державин обращается к философской Проблематике. В конце 70-х годов XVIII века в русском обществе распространяется учение о религиозно-нравственном самоусовершенствовании и самовоспитании как наиболее действенном пути построения разумного и гармоничного миропорядка. В этом аспекте можно провести анализ оды “Бог”. Обращаясь к истории ее создания, можно поставить основные проблемные вопросы урока: Почему именно это стихотворение Державин считал вершиной своего творчества? Почему оно получило мировую известность и переведено на многие языки мира? Вопросы и задания для анализа оды “Бог”
1 Каким настроением проникнута ода? Меняется ли это настроение по ходу текста? 2.

Каковы ключевые образы оды? Как они взаимосвязаны?

3. Каким предстает в оде человек? Что характерно для его личности? Какие слова и выражения рисуют образ человека?

В качестве индивидуального задания можно предложить сопоставить оду “Бог” Державина со стихотворением “Плач, или Ночные мысли” Э. Лонга (перевод А. М. Кутузова). Итог анализа оды “Бог”. Гимн Богу, созданный Державиным, есть одновременно и гимн Человеку, выражение веры в его божественную сущность, которая могла бы стать спасительной для современного поэту человечества.

“Бог” – произведение чрезвычайно емкое, многослойное, при анализе очень важен его подтекст, выявляющий космизм мысли, энергию чувств. III. 1804-1816 годы.

“Анакреонтические песни”. В 1804 году выходит сборник стихов Державина, в котором воспеваются радости частной жизни, любовь, веселье. Вопросы и задания к стихотворению “Русские девушки”
1.

Прочитайте выразительно стихотворение “Русские девушки”. Какое настроение является в нем главным?

2. Какие образные картины вам представились? 3. Какие художественные средства использует поэт, передавая динамику и своеобразие русского танца?

IV. Державин и Суворов. Поэт был близким другом великого полководца и посвятил ему несколько стихотворений. Одно из них – “Снигирь”. (Название дается в авторской орфографии.) Стихи эти поразили читателей именно суворовским единством простоты и величия.

Можно посвятить финальную часть урока обучению выразительному чтению, обращая внимание на особенности ритма стихотворения, Цезуру в середине каждого стиха и особенности рифмовки последних стихов каждого шестистишия. Вывод урока.
Произведения Державина по выбору тематики и особенностям поэтического стиля стали художественным открытием в русской литературе конца XVIII – начала XIX века.

Загрузка…

“Совершенно особый путь”. Личность и судьба Державина

ege-russian.ru

«Совершенно особый путь». Личность и судьба Державина

Гавриил Романович Державин

Литература XVIII века представлена в учебнике творчеством Г. Р. Державина. С личностью поэта, воина, государственного деятеля учащиеся уже встречались в средних классах и убедились, что произведения Державина сложны и неоднозначны. Поэтому надо внимательно отнестись к их комментированию, проследить, какие проблемы они поднимают и какой отклик находят в произведениях русских поэтов XIX и XX веков. На изучение творчества Державина отводим два урока.

В центре первого урока — знакомство с удивительной биографией поэта и периодизация его творчества. Этот материал может быть дан в лекции учителя и сообщениях специально подготовленных учеников.

«Бывший статс-секретарь при императрице Екатерине Второй, сенатор и Коммерц-коллегии президент, потом при императоре Павле член верховного Совета и государственный казначей, а при императоре Александре министр юстиции, действительный тайный советник и разных орденов кавалер» — так начинаются автобиографические «Записки» Державина, над которыми он увлеченно работал в последние годы жизни. Биографический материал может быть взят из этих «Записок», а также из романа В. Ходасевича «Державин». В качестве индивидуального задания можно предложить сопоставить «Записки» Державина с «Капитанской дочкой» Пушкина. Много сходного можно найти в судьбах Г. Державина и Петра Гринева. Они близки во взглядах на жизнь, судьбы их соответствуют духу времени, образ мыслей — настроениям прогрессивного дворянства.

Основные этапы жизни и творчества Державина

I. 1743—1770 годы. «Ученичество».

1. Рождение. Учеба в Казанской гимназии. Смерть отца. Петербург. Служба рядовым в Преображенском полку. Участие в дворцовом перевороте. Первый офицерский чин. Борьба с повстанцами в период крестьянской войны под предводительством Пугачева.

2. «Кропание стихов». Подражание А. Кантемиру и В. Тредиаковскому, основоположникам русской литературы XVIII века, «просветителям» М. В. Ломоносову и А. П. Сумарокову, Ф. А. Козловскому, прапорщику Преображенского полка, где Державин был рядовым. Увлечение живописью. Рисовать и писать стихи Державин начал одновременно, профессиональным художником не стал, но интерес к живописи сохранил на всю жизнь.

П. 1776—1803 годы. «Особый путь».

1. «Хотел парить и не мог… а для того в 1779 году избрал… совершенно

Особый путь», — вспоминал Державин. Пойти по особому, не ломоносовскому пути — это значило, прежде всего, не писать торжественных од. Поиски новой поэтической манеры, «особого пути» Державин ведет по разным направлениям. Он смело нарушает теорию «трех штилей» и смешивает в своих стихах слова «высокие» и «низкие». Возникает новое поэтическое качество: стихотворный образ превращается в картину, в словесную живопись. Эти положения можно аргументировать на примере стихотворения «Ключ»: 1) Найдите в стихотворении сменяющие друг друга картины источника при разном освещении, в разное время суток. Какие изобразительно-

Выразительные средства языка использует поэт для создания этих картин?

2) Как поэту удается создать «говорящие», «живые» картины, воспроизвести

словом цвет? Какое настроение придает тексту его живописный колорит?

Стремление Державина «живописать» словом получило поддержку

в львовском кругу. Поэт сближается с молодыми литераторами Н. А. Львовым,

И. И. Хемницером, В. В. Капнистом, художниками В. Л. Боровиковским и Д.

Г. Левицким.

2. Идя по своему «особому пути», Державин обращается к философской

Проблематике. В конце 70-х годов XVIII века в русском обществе распространяется учение о религиозно-нравственном самоусовершенствовании и самовоспитании как наиболее действенном пути построения разумного и гармоничного миропорядка. В этом аспекте можно провести анализ оды «Бог». Обращаясь к истории ее создания, можно поставить основные проблемные вопросы урока:

Почему именно это стихотворение Державин считал вершиной своего творчества?

Почему оно получило мировую известность и переведено на многие языки мира?

Вопросы и задания для анализа оды «Бог»

1 Каким настроением проникнута ода? Меняется ли это настроение по ходу текста?

2. Каковы ключевые образы оды? Как они взаимосвязаны?

3. Каким предстает в оде человек? Что характерно для его личности? Какие слова и выражения

рисуют образ человека?

В качестве индивидуального задания можно предложить сопоставить оду «Бог» Державина со стихотворением «Плач, или Ночные мысли» Э. Лонга (перевод А. М. Кутузова).

Итог анализа оды «Бог». Гимн Богу, созданный Державиным, есть одновременно и гимн Человеку, выражение веры в его божественную сущность, которая могла бы стать спасительной для современного поэту человечества. «Бог» — произведение чрезвычайно емкое, многослойное, при анализе очень важен его подтекст, выявляющий космизм мысли, энергию чувств.

III. 1804—1816 годы. «Анакреонтические песни».

В 1804 году выходит сборник стихов Державина, в котором воспеваются радости

частной жизни, любовь, веселье.

Вопросы и задания к стихотворению «Русские девушки»

1. Прочитайте выразительно стихотворение «Русские девушки». Какое настроение является в нем главным?

2. Какие образные картины вам представились?

3. Какие художественные средства использует поэт, передавая динамику и своеобразие русского танца?

IV. Державин и Суворов.

Поэт был близким другом великого полководца и посвятил ему несколько

стихотворений. Одно из них — «Снигирь». (Название дается в авторской

орфографии.) Стихи эти поразили читателей именно суворовским единством

простоты и величия. Можно посвятить финальную часть урока обучению

выразительному чтению, обращая внимание на особенности ритма стихотворения,

Цезуру в середине каждого стиха и особенности рифмовки последних стихов каждого шестистишия.

Вывод урока. Произведения Державина по выбору тематики и особенностям поэтического стиля стали художественным открытием в русской литературе конца XVIII — начала XIX века.

www.testsoch.com

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА Г. Р. ДЕРЖАВИНА. Державин

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА Г. Р. ДЕРЖАВИНА

1743, 3 июля — в семье небогатых казанских помещиков подполковника Романа Николаевича Державина и его жены Феклы Андреевны родился сын Гавриил — будущий поэт.

1750 — «Явлен» в Оренбурге вместе с другими дворянскими сыновьями на смотр губернатору и «отпущен» для получения образования.

1759 — поступил во вновь открытую в Казани гимназию.

1761 — участвовал в летней гимназической экспедиции в г. Болгары, где составил план города, описание к нему, сделал зарисовки и собрал археологические находки.

1762, февраль — получил паспорт из Преображенского полка и отбыл в полк.

март — в Петербурге зачислен солдатом мушкетерской роты Преображенского полка. Пробовал писать стихи,

1763, май — произведен в капралы. Выехал в отпуск в Казань.

1768, январь — произведен в сержанты.

июнь — прикомандирован к Комиссии по составлению нового уложения и назначен сочинителем в частную комиссию о разных установлениях, касающихся до лиц.

1769, январь — отпуск, поездка в Казань и в Москву.

1770, март — возвратился в Петербург и начал нести полковую службу.

1772, январь — получил первый офицерский чин прапорщика.

1773 — в журнале «Старина и Новизна» напечатал перевод с немецкого «Ироида Вивлиды к Кавну». Отдельным изданием вышла ода «На бракосочетание великого князя Павла Петровича».

ноябрь — выехал в Казань как прикомандированный к секретной следственной комиссии.

1774 — служба в Заволжье, в войсках, действовавших против Пугачева.

1775, июль — возвратился в Москву.

1776 — выпустил первую книжку «Оды, переведенные и сочиненные при горе Читалагае 1774 года».

1777, февраль — переведен в статскую службу с чином коллежского советника.

август — назначен экзекутором первого департамента сената.

1778, апрель — женился на Екатерине Яковлевне Бастидон (1760–1794). Осенью ездил в Казань и в Оренбург.

1779 — в «Санкт-Петербургском вестнике» и «Академических известиях» напечатал оду «На смерть князя Мещерского», «Ключ», «На рождение в Севере порфирородного отрока» и другие стихотворения. Н. А. Львов, И. И. Хемницер, В. В. Капнист вместе с Державиным составили кружок друзей-поэтов.

1780 — написал стихотворения «Властителям и судиям», «К первому соседу» и другие; перешел советником в экспедицию доходов.

1782–1783 — напечатал в первом номере нового журнала «Собеседник любителей российского слова» оду «Фелица». Избран членом Российской академии. Сочинил оды «Благодарность Фелице», «Решемыслу».

1784 — закончил оду «Бог», начатую в 1780 году.

В мае назначен правителем Олонецкой губернии. Выехал в Петрозаводск.

1785 — совершил в июне — сентябре путешествие по Олонецкой губернии. В октябре уехал в Петербург.

1785, декабрь — назначен правителем Тамбовской губернии.

1786, март — прибыл в Тамбов. Учредил типографию, театр, народные училища в Тамбове и уездных городах.

1788 — указом сената отрешен от должности и отдан под суд за превышение власти. Сочинил стихотворения «На смерть графини Румянцевой» и «Осень во время осады Очакова».

1789 — возвратился в Москву. Оправдан сенатом. Работал над одами «На счастие», «Победителю», «Изображение Фелины».

1790–1791 — жил в Петербурге, написал стихотворения «Любителю художеств», «Анакреон в собрании», «Прогулки в Сарском селе», «Ко второму соседу», «Водопад» и другие. Принял участие в «Московском журнале» Н. М. Карамзина. Познакомился с И. И. Дмитриевым.

1791 — назначен кабинет-секретарем Екатерины II по принятию прошений.

1793 — освобожден от должности секретаря и назначен сенатором.

1794 — назначен президентом коммерц-коллегии. Опубликовал оду «Вельможа». Написал «Песнь на победы Суворова». В июле умерла Екатерина Яковлевна Державина.

1795 — женился на Дарье Алексеевне Дьяковой. Составил рукописный том стихотворений.

1797 — приобрел имение «Званка», где стал проводить ежегодно по нескольку месяцев.

1798 — вышел в свет первый том сочинений.

1799 — был командирован в город Шклов Могилевской губернии. Написал стихотворения «На победы в Италии», «На переход Альпийских гор».

1800 — предпринял во время голода вторую поездку в Белоруссию, где добился раздачи крестьянам помещичьего хлеба.

1800 — в августе снова назначен президентом коммерц-коллегии. В ноябре назначен вторым министром при государственном казначействе, и вскоре государственным казначеем; получил повеление присутствовать в императорском совете; переведен из межевого департамента в первый департамент сената. Введен в советы двух учебных заведений — Екатерининского и Смольного институтов.

1801 — освобожден от поста государственного казначея и оставлен в сенате.

1802 — назначен министром юстиции.

1803 — ушел в отставку.

1804 — занимался сочинением либретто театрального представления с музыкой «Добрыня». Издал сборник «Анакреонтические песни».

1805 — работал над стихотворениями и пьесами.

1806 — написал героическое представление «Пожарский или Освобождение Москвы», комедию «Кутерьма от Кондратьев», стихи «Облако», «Гром», «Радуга» и другие.

1807 — закончил трагедию «Ирод и Мариамна», стихотворения «Евгению. Жизнь Званская», «Атаману и войску Донскому» и другие. Работал над запиской «Мнение о обороне империи на случай покушений Бонапарта». Участвовал в собраниях кружка консервативных писателей во главе с А. С. Шишковым, будущей «Беседе любителей русского слова».

1808 — вышли из печати сочинения Державина в четырех томах.

1810 — представил проект «Мечты о хозяйственном устройстве военных сил Российской империи».

1811 — писал «Рассуждение о лирической поэзии или об оде». В литературном обществе «Беседа любителей русского слова» занял место председателя второго разряда.

1812 — сочинил поэму «Гимн лиро-эпический на прогнание французов из отечества», стихи М. И. Кутузову, написал «Записку о мерах к обороне России во время нашествия французов». Составлял автобиографические «Записки».

1813 — поехал на Украину навестить В. В. Капниста.

1814 — работал над либретто оперы «Грозный или Покорение Казани».

1815 — на экзамене в Царскосельском лицее слушал стихи юного Пушкина.

1816, 8 июля — скончался в своем имении «Званка».

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

biography.wikireading.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о