Хронологические и географические границы античной литературы – Понятие об античной литературе. Географические и хронологические рамки античной литературы.

Содержание

терминология, хронологические рамки, основные черты, художественное и историческое значение.

Античка

Ответ:

Термин «античность» происходит от латинского слова antiqvus — древний. Им принято называть особый период развития древней Греции и Рима, а также тех земель и народов, которые находились под их культурным влиянием. Хронологические рамки этого периода, как и любого другого культурно-исторического явления, не могут быть точно определены, однако они в значительной мере совпадают со временем существования самих античных государств: с XI-IX вв. до н.э., времени становления античного общества в Греции и до V н.э. — гибели римской империи под ударами варваров.

8 Век до нашей эры – начало греческой литературы, в это время жил поэт, музыкант Гомер.

Античная (или древняя) Греция была колыбелью европейской цивилизации и культуры. Именно здесь были заложены те материальные, духовные, эстетические ценности, которые в той или иной мере нашли своё развитие почти у всех европейских народов. На греческую литературу в эпоху формирования на основе фольклора было влияние восточной культуры.

Историю древней Греции принято делить на 5 периодов, которые являются одновременно и культурными эпохами:

— эгейский или критомикенский (III — II тыс. до н.э.),

— гомеровский (XI — IX вв. до н.э.),

— архаический (VIII — VI вв. до н.э.),

— классический (V — IV вв. до н.э.),

— эллинистический ( вторая половина IV — середина I вв. до н.э.).

Наибольшего расцвета культура древней Греции достигла в классический период.

В 3 веке до нашей эры начинает формироваться латинская литература.

Основные черты античной литературы:

а) Антропоцентризм — ненаучное идеалистическое воззрение, согласно которому человек есть центр Вселенной и цель всех совершающихся в мире событий.

Гуманность – человек прекрасен. Основным объектом гуманность сделала человека и воспела его. В греческой литературе создан идеал человеческой красоты.

Б) Многообразие жанров.: Почти все литературные жанры были созданы в античности (в основном греками): эпическая поэма, трагедия, роман, элегия, ода, лирика(разные виды). Были созданы смешанные (синкретические) жанры: историческая проза, философская проза, ораторская проза.

В античности была создана теория литературы – «Поэтика», а также теория ораторского искусства «Риторика» (Аристотель)

В) Античный реализм – правдоподобное воспроизведение действительности.

Г) Античные рецепции в мировой литературе и культуре. Античное наследие очень богато, очень разносторонне, разнообразно. Последующие века находили что-то важное для себя, соответствующее их требованиям.

О месте античного художественного наследия в мировой культуре.

Античная культура есть явление, представляющее всемирно-историческую ценность, есть культура, имеющая всемирно-историческое значение как один из важных истоков коммунистической культуры будущего.

Без занятия позиции по отношению к ней, без ее творческого переосмысления невозможен процесс действительно всестороннего овладения наследием прошлого, осуществляемого нами ради развития культуры сегодняшнего и завтрашнего дня.

Изучение античного наследия во всех его аспектах имеет огромное актуальное, а не только общепознавательное значение как средство духовно-художественного обогащения личности.

Билет №2

Основные жанры греческого фольклора: пословицы, басни, сказки.

Ответ:

К основным жанрам греческого фольклора относятся пословицы, басни, сказки.

Сказки – сохранилась лишь одна греческая сказка: «Об Амуре и Психее». Ее можно прочитать в романе «Метаморфозы». Психея – душа, душечка.

Почему не сохранились греческие сказки? —- Греки относились к сказкам пренебрежительно, и считали, что этот жанр для детей и поэтому должен быть только на женской половине.

Басни –

Крылов писал басни на основе басен Эзопа (5 в. до н. э.) Басни Эзопа – это небольшие прозаические произведения, персонажами которых являются животные. В конце басни есть обязательно мораль.

Басня «Лисица и виноград» основана на некоторых моментах из жизни Эзопа.

На латинском языке сюжеты басен Эзопа использовали Федр (1 век н.э.) и Авиан (4 век н.э.). Греческие басни на темы Эзопа писал Батрий (2 век н.э.)

В новое время басни писали – Лессинг, Лафонтен, а в России – Измайлов, Хемницер.

Пословицы и поговорки –

Греки относились к ним с большим уважением, потому что в пословицах отражается мудрость других людей. П. и П. связаны с мудростью мудрецов. (Солон, Питак, Пилон)

Пословицы связаны с именами 7 мудрецов: Сократ, Аристотель…

И в латинском, и в греческом и в русском языках есть пословицы, которые переведены с еврейского.

В греческом фольклоре прозаические и поэтические жанры сосуществовали с древнейших времен. В фольклорной прозе преобладали обычно малые формы: пословицы, поговорки, басни и сказки. Многочисленные пословицы и поговорки в качестве сентенций и афоризмов вошли затем в различные прозаические сборники, среди которых наиболее знаменита была народная книга о семи мудрецах, возникшая предположительно в конце VI в. до н. э., существовавшая в различных вариантах и известная нам лишь по поздним источникам. Басни, предназначенные для наставлений и поучений, были поэтическими и прозаическими. Первые басни в стихах известны у Гесиода и Архилоха. Однако происхождение басен очень древнее; старейшими среди них считаются прозаические басни о животных, возникшие в период, когда охота была основным источником человеческого существования, а звери представлялись могучими существами, во всем подобными людям. Несколько позднее появились басни о людях и сверхъестественных антропоморфизированных существах. Распространено предположение о восточном происхождении басен. Греки связывали их с именем горбатого и уродливого фригийского раба Эзопа, сказание о жизни и творчестве которого относится ко второй половине VI в. до н. э. Первоначально басни были неотделимы от полулегендарного жизнеописания Эзопа и существовали в устной традиции. Первая, не сохранившаяся запись басен была сделана в Афинах в конце IV в. до н. э., дошедшие до нас сборники возникли еще позднее. Из четырехсот с лишним басен Эзопа, ставших источниками сюжетов последующих басен, наиболее известны «Лиса и виноград», «Муравей и цикада», «Старик и смерть», «Волк и ягненок», «Лягушки, просящие царя», «Ворона и лисица» и многие другие.

studfiles.net

Географические и хронологические рамки античной культуры.

Древние греки занимали юг Балканского полуострова, острова Эгейского моря, побережье Малой Азии. Древние римляне первоначально населяли небольшую территорию вокруг Рима, затем завладели всем Средиземноморьем.

                    Парфенон. Акрополь, г.Афины

Понятие «античная культура» относится именно к этим двум народам. Началом греческой цивилизации считают III тысячелетие до нашей эры, а римской – VIII век до нашей эры (753 г. до н.э. – основание Рима). Первые письменные памятники античной литературы относятся к VIII веку до н.э., что считается началом античной культуры, а ее завершение относят к VI веку н.э. Корни античной литературы и культуры уходят в глубину мифологического сознания.

Мифология, воплощенная в литературе, рождает понятие о единстве внешней и внутренней красоты, физической  и духовной. Гуманистическую направленность античной культуры определяли следующие постулаты:

  • ценность человека как личности;
  • гармоническое развитие физического и духовного начал;
  • понятие о разумном единстве свободы личности и общественного порядка;
  • законность как норма жизни природы, человека, общества.

Античная литература входит в систему единой средиземноморской греко-римской культуры и делится на следующие этапы:

1) архаический период включает в себя развитие устного народного творчества в течение многих веков, вершиной которого является «Илиада» и «Одиссея» Гомера (VIII в. до н.э.).

Львиные ворота

г. Микены

2) классический период охватывает VII–IV в. до н.э. Литература на территории Древней Греции в этот период достигает наивысшего расцвета, развивается литературный язык. На этом этапе появляются многочисленные формы лирики и драмы, что отражает интерес к внутреннему миру личности. Высокого уровня развития достигает также прозаическая литература, состоявшая из произведений греческих философов, историков, ораторов.

3) эллинистический период датируется концом VI–I в. до н.э. Это время определяется как время упадка и кризиса древнегреческой литературы и культуры. Ряд неудачных войн, римская колонизация приводят к социально-общественным изменениям, что находит отражение и в литературе. Она становится достоянием избранных, изобилует множеством малоизвестных названий, имен. Наибольшей популярностью пользуются малые жанры – идиллия, эпилий, эпиграмма.

Император

Август

4) римский период начинается в 31 г. до н.э. с момента покорения Греции Римом и заканчивается в начале. VI в. н.э. Центр культурного и литературного процесса находится в Риме, который, соперничая с Грецией, все больше с ней взаимодействовал. Следовательно, можно говорить о развитии эллинско-римской средиземноморской цивилизации.

5) поздняя (христианская) античность является завершающим этапом в развитии античной культуры и охватывает IV–VI вв. н.э. Светская литература этого времени становится подражательной, развлекательной. В IV веке христианская религия становится государственной религией Римской империи, наиболее интенсивно в литературе развивается богословское направление.

students-library.com

Ответы на вопрос «2)Территориальные и хронологические границы античности.Гомеровская Греция.»

 

 

Предметом курса античной литературы является литература греко-римского рабовладельческого общества. Этим определяются хронологические и территориальные рамки, отделяющие античную литературу от художественного творчества доклассового общества, с одной стороны, от литературы Средних веков, — с другой, а также от прочих литератур древнего мира, каковыми являются литературы древнего Востока.

Древние греки занимали юг Балканского полуострова, острова Эгейского моря и побережье Малой Азии. Древние римляне населяли сначала небольшую территорию вокруг Рима, в средней Италии (Лациум), потом овладели всей Италией, странами Средиземноморья, в том числе и Грецией, и, наконец, всеми известными тогда странами в Европе и государствами Передней Азии.

Первые письменные памятники греческой литературы относятся к VIII в. до н.э., первые же письменные памятники римской литературы — к III в. до н.э. Падение Западной Римской империи и вместе с тем конец римской литературы относятся к V в. н.э., к этому же времени относится конец и античной греческой литературы, переходящей в дальнейшем на путь византийской литературы.

Таким образом, от своего зарождения и до средневековой литературы античная литература занимает огромный период времени — около 1200 лет.

Латинское слово antiquus значит «древний». Но когда говорят об античной литературе, то обыкновенно имеют в виду не древнюю литературу вообще (индийскую, персидскую, египетскую), а только древнюю литературу Европы, которая включает в себя литературы древнегреческую и древнеримскую.

Гомеровская Греция.

В начале I тысячелетия до н. э. племена Древней Эллады расселились по всему Средиземноморью. Дорийцы заняли весь Пелопонесский полуостров, остров Крит и другие острова. Ахейцы были оттеснены на острова Эгейского моря, в Малую Азию и на остров Кипр, в Среднюю Грецию, Аттику, где жили уже ионийцы. Ионийцы селились также на Кикладах, на западном берегу Малой Азии. Уже в VIII в. до н. э. греки колонизировали юг Италии, Сицилию, основали города Кумы и Неаполь, а коринфяне — город Сиракузы на Сицилии, и все это называлось «Великая Греция». Таким образом, вместе с Малой Азией и Северным Причерноморьем под влиянием греческого искусства были огромные территории. Период истории эллинов с XI до VIII в. до н. э. называется гомеровским, поскольку мы знаем о нем в основном из двух поэм, написанных в конце IX — начале VIII в. до н. э. и приписываемых Гомеру.

В этот период перехода от родового строя к раннему рабовладельческому классовому обществу складываются греческая мифология и эпос. Греки были язычниками. Они поклонялись многим богам, во главе которых стоял Зевс, и наделяли их чертами, свойственными человеческой натуре. Уже в греческой религии было заложено то, что так характерно для искусства греков: мерой всего видеть человека, его совершенство, его красоту. В мифах греки выразили свое представление о мироздании, в мифы они вложили свое поэтическое образное восприятие мира. Мифология «составляла не только арсенал греческого искусства, но и его почву».

Правда, от гомеровского периода почти не сохранилось памятников зодчества или монументальной скульптуры, однако мы имеем представление о гончарном ремесле, близком микенской керамике. Самые ранние глиняные сосуды были украшены геометрическим узором из горизонтальных полос коричневого лака, вероятно, имевшим символическое значение (X—VII вв. до н. э.), позже появились фигуры зверей и птиц. Сосуды многообразны по форме: амфоры — для хранения вина и масла, кратеры—для смешивания вина с водой, пиксиды с крышками в виде фигурок животных или птиц — для благовоний, кувшины с фигурным венчиком —энохоя —для разливания вина во время трапезы и т. д. С конца IX —начала VIII в. до н. э. на вазах появляется и изображение человеческих фигурок. Изображение предельно плоскостное, условное, с головами и ногами в профиль, а верхней частью торса — в фас, как в египетском искусстве. О монументальной скульптуре мы знаем только по описаниям древних: это так называемые ксоаны — статуи из дерева и камня.

www.konspektov.net

Территориальные и хронологические границы Античности. Гомеровская Греция.


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника
Стр 1 из 26Следующая ⇒

Предметом курса античной литературы является литература греко-римского рабовладельческого общества. Этим определяются хронологические и территориальные рамки, отделяющие античную литературу от художественного творчества доклассового общества, с одной стороны, от литературы Средних веков, — с другой, а также от прочих литератур древнего мира, каковыми являются литературы древнего Востока.

Древние греки занимали юг Балканского полуострова, острова Эгейского моря и побережье Малой Азии. Древние римляне населяли сначала небольшую территорию вокруг Рима, в средней Италии (Лациум), потом овладели всей Италией, странами Средиземноморья, в том числе и Грецией, и, наконец, всеми известными тогда странами в Европе и государствами Передней Азии.

Первые письменные памятники греческой литературы относятся к VIII в. до н.э., первые же письменные памятники римской литературы — к III в. до н.э. Падение Западной Римской империи и вместе с тем конец римской литературы относятся к V в. н.э., к этому же времени относится конец и античной греческой литературы, переходящей в дальнейшем на путь византийской литературы.

Таким образом, от своего зарождения и до средневековой литературы античная литература занимает огромный период времени — около 1200 лет.

Латинское слово antiquus значит «древний». Но когда говорят об античной литературе, то обыкновенно имеют в виду не древнюю литературу вообще (индийскую, персидскую, египетскую), а только древнюю литературу Европы, которая включает в себя литературы древнегреческую и древнеримскую.

Гомеровская Греция.

В начале I тысячелетия до н. э. племена Древней Эллады расселились по всему Средиземноморью. Дорийцы заняли весь Пелопонесский полуостров, остров Крит и другие острова. Ахейцы были оттеснены на острова Эгейского моря, в Малую Азию и на остров Кипр, в Среднюю Грецию, Аттику, где жили уже ионийцы. Ионийцы селились также на Кикладах, на западном берегу Малой Азии. Уже в VIII в. до н. э. греки колонизировали юг Италии, Сицилию, основали города Кумы и Неаполь, а коринфяне — город Сиракузы на Сицилии, и все это называлось «Великая Греция». Таким образом, вместе с Малой Азией и Северным Причерноморьем под влиянием греческого искусства были огромные территории. Период истории эллинов с XI до VIII в. до н. э. называется гомеровским, поскольку мы знаем о нем в основном из двух поэм, написанных в конце IX — начале VIII в. до н. э. и приписываемых Гомеру.

В этот период перехода от родового строя к раннему рабовладельческому классовому обществу складываются греческая мифология и эпос. Греки были язычниками. Они поклонялись многим богам, во главе которых стоял Зевс, и наделяли их чертами, свойственными человеческой натуре. Уже в греческой религии было заложено то, что так характерно для искусства греков: мерой всего видеть человека, его совершенство, его красоту. В мифах греки выразили свое представление о мироздании, в мифы они вложили свое поэтическое образное восприятие мира. Мифология «составляла не только арсенал греческого искусства, но и его почву».

Правда, от гомеровского периода почти не сохранилось памятников зодчества или монументальной скульптуры, однако мы имеем представление о гончарном ремесле, близком микенской керамике. Самые ранние глиняные сосуды были украшены геометрическим узором из горизонтальных полос коричневого лака, вероятно, имевшим символическое значение (X—VII вв. до н. э.), позже появились фигуры зверей и птиц. Сосуды многообразны по форме: амфоры — для хранения вина и масла, кратеры—для смешивания вина с водой, пиксиды с крышками в виде фигурок животных или птиц — для благовоний, кувшины с фигурным венчиком —энохоя —для разливания вина во время трапезы и т. д. С конца IX —начала VIII в. до н. э. на вазах появляется и изображение человеческих фигурок. Изображение предельно плоскостное, условное, с головами и ногами в профиль, а верхней частью торса — в фас, как в египетском искусстве. О монументальной скульптуре мы знаем только по описаниям древних: это так называемые ксоаны — статуи из дерева и камня.

mykonspekts.ru

1) Понятие и значение Античной культуры.

Античная культура — это культура древних греков и римлян. Термин возник в 18 веке(ввели фр. Ученые). Они использовали слово « антиквус» — древний. «Антэ» — предшествующий. АК- это генутип современной европейской культуры. Ее особенности привели к тому, что в новое время сложилась раздвоенность евр. к вост. культур. Под словом «античность» понимают совокупность проявления греко-римской древности, особенно в области литературы и искусства. Античные идеи и традиции оказали огромное влияние современную английскую культуру, которая сохранялась в течение многих веков. Культуру др. греков и римлян называют классической, а языки классические. «Классический» от латыни, значит, «образцовый». По словам Бердяева, всякая попытка оформления мысли, художественного творчества, правовой жизни – это обращение к античности.

Особенности античной культуры.

1) Светский характер. (антропоцентризм) «ЧЛК – мера всех вещей». Например, города строились где удобно людям, а не вокруг храма.

2) Древним грекам и римлянам присуще агональное мышление. «Агона» — состязание. Соревнование присутствовало везде: среди драматургов, школьников, публичное обсуждение законов или Олимпийские игры (в честь победы Зевса над Кроном).

3) Античная цивилизация основана на «схоле» — на досуге.

4) Рационализм и объективизм. АК основана на разуме. Боги – это идеи, которые устроили мир разумно, а разумное и красивое не разделимо.

5) Языки. Лингв. культура античн. — современная культура Европы.

6)  Античная культура космологична. Космос выступает ее абсолютом. Понимание мира как космоса (от «космео» — придание формы), как чего-то упорядоченного, в него включен и человек. Мир завершен из хаоса — отсюда стремление к оформлению как основная интенция греческой культуры в целом. В этом поле и возникает философская мысль как стремление к упорядочиванию смыслов. Главная сила мышление. Мышление как особое бытие, подлинное (Парменид).

7) Приоритет нравственных духовных интересов над материальными. Мудрость «sophia» — вот высшая ценность. Это знание о предметах возвышенных, обычно бесполезных с точки зрения практической. Интеллектуальная игра. Знание ради знания. Бескорыстная любовь к истине. Именно в этой атмосфере рождается наука и философия. В частности диалектика как искусство доказывать и опровергать какой-либо тезис. То есть, греки не признавали авторитетов, не считались с предками и заветами старины (даже к Гомеру).

8) Пантеизм, ибо космос есть абсолютное божество. Идеальные боги лишь обобщение соответствующих областей природы как разумной, так и неразумной. Природа есть абсолют. Только богам доступны законы природы. Человек живет в космосе, он дом для него, понятен и доступен ему. Человеку доступны космические ритмы через скульптурное воплощение космической гармонии, симметрии и меры.

2) Хронологические рамки (периоды), положение на географической карте

АК существовала 3, 5 тыс лет. Географические рамки античной культуры — территория Древней Греции и Рима, хронологические — от истоков крито-микенской культуры (рубеж III-II тысячелетий до н.э.) до первых веков нашей эры. Однако воздействие античной культуры на мировую выходит далеко за эти пределы. Античная культура — колыбель, отправная точка в развитии европейской культуры.

В развитии древнегреческой культуры выделяют следующие этапы:

  • Крито-микенский или эгейский (по названию Эгейского моря) — III тысячелетие до н. э. — XII в. до н.э.;

  • Гомеровский период — XI-IX в.в. до н.э.;

  • Архаический период — VIII-VI в.в. до н.э.;

  • Классический период — с конца VI в. — до последней трети IV в. до н.э.

  • Эллинистический период — с последней трети IV в. — до середины II в. до н.э.

Периодизация истории Древнего Рима основана на формах правления, которые, в свою очередь, отражали социально-политическую обстановку: от царского правления в начале истории до империи-домината в её конце.

  • Царский период (754/753 — 510/509 до н. э.).

  • Республика (510/509 — 30/27 год до н. э.)

  • Ранняя Римская Республика (509—265 гг. до н. э.)

  • Поздняя Римская Республика (264-27 гг. до н. э.)

  • Империя (30/27 г до н. э. — 476 г. н. э.)

  • Ранняя Римская империяПринципат (30/27 г до н. э. — 235 г. н. э.)

  • Кризис III века (235284 гг.)

  • Поздняя Римская империяДоминат (284476 гг.)

География Древней Греции

Территориальное ядро — южная часть Балканского полуострова (Балканская, или материковая, Греция), а также прилегающие к нему острова и западное побережье Малой Азии. На северо-западе граничила с Иллирией, на северо-востоке — с Македонией, на западе омывалась Ионическим (Сицилийским), а на востоке — Эгейским и Фракийским морями. Включала три региона — Северную Грецию, Среднюю Грецию и Пелопоннес. Северная Греция горным хребтом Пинд делилась на западную (Эпир) и восточную (Фессалия) части. Средняя Греция отграничивалась от Северной горами Тимфрест и Эта и состояла из десяти областей (с запада на восток):АкарнанияЭтолияЛокрида Озольская, ДоридаФокида, Локрида Эпикнемидская, Локрида Опунтская, БеотияМегарида и Аттика. Пелопоннес соединялся с остальной Грецией узким (до 6 км) Коринфским перешейком.

Центральной областью Пелопоннеса была Аркадия, которая граничила на западе с Элидой, на юге с Мессенией и Лаконией, на севере с Ахайей, на востоке с АрголидойФлиунтией и Сикионией; в крайнем северо-восточном углу полуострова располагалась Коринфия. Островная Греция насчитывала несколько сот островов (самые крупные — Крит и Эвбея), образовывавших три больших архипелага — Киклады на юго-западе Эгейского моря, Спорады в восточной и северной его части и Ионические острова в восточной части Ионического моря. Балканская Греция в основном — гористая страна (её пронизывают с севера на юг два ответвления Динарских Альп) с чрезвычайно изрезанной береговой линией и многочисленными заливами (самые крупные — АмбракийскийКоринфский, Мессенский, Лаконский, Арголидский,Саронический, Малийский и Пагасейский).

Природные условия

Горные цепи делят Грецию на множество узких и изолированных долин с выходом к морю. Здесь мало обширных плодородных равнин, если не считать Лаконии, Беотии, Фессалии и на Эвбее. В древнегреческий период три четверти территории составляли пастбища и только одна восьмая была занята пашней. Богатством и разнообразием отличался как растительный (дуб, дикий орех, кипарис, каштан, пихта, ель, мирт, лавр, олеандр и пр.), так и животный мир (медведи, волки, лисы, кабаны, лани, олени, косули, зайцы;), но особенно много давало море. Недра таили значительные залежи полезных ископаемых, прежде всего железа (Лакония, многие острова), а также серебра (Аттика, Фасос, Сифнос), меди (Эвбея), золота (Фессалия, Фасос, Сифнас), свинца (Кеос), белого мрамора (Аттика, Парос), темно-синей глины (Аттика)

studfiles.net

1. Особенности античной литературы и ее хронологические рамки. Периодизация греческой и римской литератур

1.Особенности античной литературы и ее хронологические рамки. Периодизация греческой и римской литератур.

Античная литра – др Греция и Рим.9-8 в до н э – 5 в. Н .Э.

Возникла античная цивилизация с появлением рабовладельчества. Рабовладение освободило небольшую прослойку населения, кот получила возможность развивать науки и иск-во. Освобождение от родовых авторитетов привело к большему развитию инд. мышления, способствовало развитию новой идеологии. Попытки изучения природы без вмешательства богов, попытки формулировать законы. Хотя мифологию никуда не исчезла.

Особенности:

Огромное влияние на формирование и развитие иск-ва в Европе.

Корни ант. литры в мифах.

Периоды:

1.Фольклорный( долитературный) до 9 в.

2.Архаичный (период формирования родового строя)

3. Классический (афинский) 6-4в. днэ

4. Эллинистический (период македонского владычества)

5. Римский период 1в днэ – 5 в нэ.

Значение литры: 1.Человекоподобие 2.Учение о жанрах, о соотношении фантастики и действительности, о времени и пространстве.

3.Историография 4.Ораторское искусство

5. Философия
2. Греческая мифология и фольклор. Типология и специфика греческих мифов.

Миф – представление древних людей и мире.

Мифология отражала первобытную философию. Общинно-родовые отношения им были ближе и понятнее.

Типы мифов:

1. Космогонический – о сотворении мира

2. Героические

3. Эсхатологический – о конце света

4. Теогонический — о богах.

Космогонический:

Хаос = Эрос( сила любви) = Уран (Небо)+Гея (Земля)= Дети (титаны – Хронос, Афродита), сторуке великаны, циклопы)= Хронос (вермя) +Рея (Пространство)=дети (Зевс, Посейдон, Аид, Гера, Деметра, Гестия) Война богов. Зевс=Гера.

12 олимпийских богов становятся правителями серебряного века (богатство, бездумная трата, разврат):

1.Зевс (верховная власть) 2. Посейдон (море) 3. Гера (супружеская верность) 4. Деметра (плодородие) 5. Гестия (гостеприимство) 5.1. Дионис (пьянство) 6. Афродита (любовь и красота) 7. Апполон (искусство и врачевание)

8. Артемида (охота) 9. Гефест (кузнечное дело) 10. Арес (Кровавая война) 11. Афина (справедливость) 12. Гермес (путники, воры, науки, бог-вестник).

Все боги антропоморфны.

Героический – подвиги о Геракле. В центре культурный герой. Прометей – несущий огонь, прикованный, освобожденный.

Пандора (эсхатологический миф)

Фольклор – Сказка, басня, обрядовая игра, рабочая песня, Эпическая песня. Эпос – старинное сказание, предание.

Аэд – немощный старец-старуха.

Текст не записывался, поэтому представлял собой импровизацию. Сюжет из мифологии.

5.Развитие лирики, разновидности поэзии.

Лирика – особый род литературы, отражающий мысль и чувства автора, его настроение и мгновенные душевные противоречия. Лирика не должна быть народной, это крик души одного поэта.

Виды:

1.Элегия (жанр стиха, который включает в себя размышления поэта на разные темы, но обязательно наставительного характера)Представители: Тиртей, Мимнерм (любовная, эротическая лирика, воспевает радости молодости и ужас надвигающей старости), Солон (автор политический элегия), Феогнид (пессимист, политический и нравоучительные стихи, 1400 штук)

2.Ямб (жанр, характеризующийся насмешливыми сатирическими чертами. Позже стал названием стихотворного размера). Представители: Архилох (военная тематика и тема любви), Семонид (ироническая, насмешливая поэзия, например описание женщин, от каких животных они произошли).

3.Мелика – песенная лирика.

Хоровая -тесная связь с обрядами и фольклором, включала в себя мифологический образы, высокий торжественный стиль.

Дифирамбы — торжественные песни, гимны.

Трены – песни-плачи

Парфении — песни девушки.

Эпикинии – хвалебная песнь в честь воинов.

Сольная – (о Лесбос) — Алкей (аристократ и политик, основная метафора – человек-корабль, жизнь – море). Сапфо – (женщина, жила на о. Сицилия, была изгнана с него. Главная тема – любовь и описание чувств, красиво то, что мы любим. Автор множества эпиталам (свадебных песен). Любовь – это мука. Простая лексика и использование аллегорий.

4.Дидактический эпос Гесиода. Своеобразие стиля в поэмах «Труды и дни» и «Теогония».

Дидактический эпос – мораль. Гесиод – дидактический эпос и генеалогический (собирательство и каталогизация). В это время потухли все старые идеалы, они превратились в мораль. Гесиод собрал в кучу и подытожил многовековой опыт. Гесиод относился к населению, не нажившемуся от распадения древней общины, поэтому столько пессимизма. Поэму труды и дни он писал своему брату Персу, который оттяпал у него часть земли, но вскоре все равно разорился. В трудах и денях он описывает как нужно трудится земледельцу, какую жену себе брать, когда, чтобы прислуга была бездетная, скопидомство. Апофеоз труда и справедливости. У него мещанская идеология, других горизонтов жизни для него нет. Гесиод очень консервативен. В теогонии сначала дана хвалебная песнь музам, а потом идет перечисление кто из богов на ком женился (теогонический миф). Стиль Гесиода везде сухой и краткий, например вТеогонии идет просто перечисление браков. Сильная наставительная мораль. «Не бери в жены сластену», «кто верит женщине, тот верит вору», «меру во всем соблюдай и делай дела вовремя». Хотя он и очень наблюдателен, красочно рисует как крестьянин берет плуг, как работает. Может любоваться пейзажами, наблюдать времена года, пролетающих птиц и т.д. Описывает зиму. В Теоговнии же кое где тоже даны красочные описания и картинки, например описание Ехидны и Тифона, борьба Зевса с титанами. Красочно описан и миф о пяти веках. ОН тяготеет к прошлому (о, как не хотел бы я жить с людьми пятого века). Особенно серебряный век, где он рисует картину человеческого падения, распад родовой общины. Миф о Пандоре лишний раз показывает негативное отношение к женщине, а Прометея (ремесленник) он не любит. Рисует его отрицательно. Так что Гесиод очень противоречивый поэт. Классовое общество в период Гесиода только зарождалось. Он, с одной стороны бедняк, а идеалы обогащения у него и в старом, родовом обществе, и в новом, рабовладельческом.

7. Происхождение и структура древней аттической комедии. Образец литературной критики в комедиях Аристофана «Облака» и «Лягушки»

В комедии «Облака» объектом пародирования стало учение Сократа, которое он, интерпретирует в духе софистов. Аристофан нападал и на Еврипида, высмеивая его трагедии в комедии «Лягушки». Главный упрек, который он делал великому трагику, заключался в том, что в его трагедиях отсутствовал героический идеал, который был так необходим греческому народу в период политических смут. Проблематика «Лягушек» сосредоточена во второй половине комедии, в «агоне» Эсхила и Эврипида. Состязание трагических поэтов в «Лягушках», частично пародирующее софистические методы оценки литературных произведений, является для нас древнейшим памятником античной литературной критики. Разбирается стиль обоих соперников, их прологи, музыкально-лирическая сторона их драм. Наибольший интерес представляет первая часть состязания, в которой рассматривается основной вопрос о задачах поэтического искусства и в частности о задачах трагедии. Поэт — учитель граждан.

Происхождение комедии:

Комедия – процессия людей, славящих бога. Включала острую критику соц. устройства общ-ва, протест против тирании, либо критику конкр. политика в шутливой форме. Смех, шутливые формы роста винограда, небольшие драм спектакли с драками и перебранками, ярмарочные балаганы – имели цель заручится поддержкой богов для получения следующего урожая. Смех служил для «отгоняния» злых духов, очиститься от грехов, набраться сил на след. год. Сюжеты типичны – Одиссей – плут, вор, глупец, обманывал богов, Геракл – обжора и пьяница, совершал «подвиги», покоряя женские сердца, К середине пятого века комедия ставилась 2 раза в год, хор играл главную роль, были постоянные маски – шут, ученый –шарлатан, трус, пьяная старуха, обжора….). 12, 15 или 24 человека.

Структура: 1. Пролог (диалог со зрителем), 2. Хор 3. Эписодии – песни хора. Конфликтная ситуация между хором и актером, доходящая до драки. 4. Парабаса – «Кого будем критиковать?» 5. Эксод – ряд шутливых сценок, посвященных празднику плодородия.

Простая форма комедии содержала острое политическое содержание.

6.Характеристика классического периода греческой литературы. Развитие драмы. Основной конфликт в трагедиях: «Прометей прикованный» Эсхила, «Царь Эдип» Софокла, «Медея» Еврипида.

«Мелос – состоит из трех элементов: слова, гармонии и ритма», то есть соединении музыки, поэзии и танцевального искусства. Греки – тонкие ценители музыки.

(Народная форма драмы)Характерной чертой обрядовой драмы является надевание маски какого-либо бога, демона или зверя. Этот обычай также коренится в первобытном мировоззрении: считают, что человек, надевающий маску, получает свойства того существа, которое маска изображает. Особенно широким распространением пользуются у первобытных народов звериные маски, а также маски духов и мертвецов («предков»).Драматические представления в Греции были связаны с культом земледельческого бога Диониса, из обрядов кот.они возникли. Важное обществ. Знач. Приобретает театр. Представления устраивались только во время празднеств в честь Дионисия.На представлениях присутствовали все граждане, а сами представления проходили как состязания между поэтами, каждый из кот.ставил 3 трагедии и одну сатировскую драму. Все участники получали награду, только первая означала победу. С этого времени и в течение всего 5-4 в.до н.э. драма в двух ее жанровых разновидностях – трагедия и комедия становится ведущим родом словесности. В VII – VI после антиаристократических переворотов у власти тираны. Они старались быть любимыми в народе → поощряли народные праздники (культ Диониса). Люди выходили на улицы и разыгрывали сценки из его жизни. Костюмы:

трагедия – старинные длинные одеяния, котурны – обувь с ходулеобразными подошвами;комедия, сатировская драма – приближены к обычным. Маски нарочито уродливые. Песни в честь Диониса – «козлиные песни» — tragos. Рассказывались разные мифические истории о боге. Ранняя аттическая трагедия конца VI и начала V вв. еще не была драмой в полном смысле слова. Она являлась одним из ответвлений хоровой лирики. Композиционное построение трагедии имело свою устойчивую структуру. Всё начиналось с пролога, который знакомил зрителей с героем, событиями его жизни, предшествовавшими начинающемуся действию. За прологом шёл монолог героя или диалог героев, в котором персонажи признавались в своих переживаниях. Выход хора на орхестру назывался парод. В дальнейшем герой вступал в диалог с корифеем или с другими героями. События делились на отдельные эписодии, а выступления хора именовались стасимами. Эксод — это развязка случившегося, все оставшиеся в живых участники событий, включая хор, покидали сценическую площадку. «Древняя» аттическая комедия представляет собой нечто исключительно своеобразное Архаические и грубые игры празднеств плодородия причудливо сплетены в ней с постановкой самых сложных социальных и культурных проблем, стоявших перед греческим обществом. Термин «комедия» (Komoidia) обозначает «песню комоса». Комос — «ватага гуляк», совершающих после пирушки шествие и распевающих при этом песни насмешливого или хвалебного, а иногда и любовного содержания.

Общее у произведений – Вина предков ложится на потомков, окутывает их туманом порока, написаны все по мифам, в центре герой с самостоятельными действиями, мыслями, Софокл ввел третьего актера на сцену, у Софокла – герой человек, у Эсхила род.

8.Развитие прозы. Своеобразие историографии Геродота («Музы»). Ораторское искусство Демосфена («Филиппики»).

Музыкально-ритмический стих запоминается проще, поэтому проза появилась позже стихотворных жанров. Исторические записи часто носили описательный характер, сказания. В исторические записи часто вносились рассказы не про мифическую личность, а про реального человека. Темы для таких рассказов давали жизни правителей, например. В 6 веке появляется басня – критика несправедливостей жизни низовым народным героем. Писал Эзоп, герои – звери.

Греческая художественная проза развивалась по трем направлениям: историография, красноречие, философия. Представителями греческой художественной историографии были Геродот, Фукидид, Ксенофонт. Геродот – «отец истории». Он – горячий патриот Афин, жило во времена роста демократический идей после Греко-персидских войн. Много важных записей – описал обычаи похорон, способ построения пирамид, мумификации. Материалы о жизни разных племен, героев, полумистические сказания. Просторы Причерноморья, описание.

«История»

Грамматики разделили на 9 частей, назвали «Музы»

Цель Геродота – сохранить в памяти людей значительные события и имена.

Не мог отличить истину от мифа → много мифов описано как реальность, верит в оракулы, зависть богов.

Скорее художник, чем историк, тк много вставных новелл, например «Перстень Поликрата»

Поликрат –один из тиранов (правители 7-6 вв)

Тема Геродота – история греко-персидских войн.

Не умеет отличать повод от причины: война из-за извечной вражды греков с европейцами, причина которой – взаимное похищение женщин (Елена, Европа, Медея), считал, что женщина изначально во всем виновата. Верил в сверхъестественное, из-за многократных путешествий – многие сведения перепутаны. Зато умел сочетать историю, географию с художественным описанием. Много этнографических подробностей.

Фукидид – война в 8 книгах. Экскурс в прошлое, рассматривал причины войны, исключая мифологию, анализ войны между Афинами и Спартой.

Красноречие, ораторское мастерство, горгианство – искусство публичной речи, кот включало в себя: 1. Мастерство говорить громко, выразительно, нараспев 2. Умело владеть жестами и мимикой 3. Пользоваться риторическими фигурами. Первый был Горгий, софист. Красноречие: Судебное, политическое, торжественное. Первое выступление Демосфена в суде против македонского владычества. Филиппики – сборник речей против Филиппа Македонского, против порабощения Греции с призывом восстания захватчиков. Первым их переводил Ломоносов. В XVIII Карамзин перевел и подготовил к изданию, но из-за их свободолюбия цензура запретила.

Характерно:

1.ритм, тон, сжатость речи

2.мощный стиль речей

3.благозвучие

4.периоды симметричны, очень длинные

9.Философские труды Платона («Федр», «Федон», «Тимей», «Государство», «Законы») и Аристотеля («Поэтика»).

Философия – («любовь к мудрости») – наука постичь мир. Платон – основоположник объективного идеализма. Был учеником Сократа, учителем императора, но был изгнан. . Ненавидел материалиста Демокрита. Слух – скупал его произведения и уничтожал. Никогда не упоминал его в своих произведениях. Гибель Сократа была страшным потрясением для Платона. Все ученики вынуждены были бежать, Платон тоже. Познакомился с философией Пифагора. 387 – вернулся в Афины уже немолодым человеком. Открыл школу в Академе (роща) философскую школу (там уже были гимнасии). Существовала >900 лет, пока Юстиниан не закрыл. Самый главный предмет – математика. Диалог Платона. Философия Платона.

Платону не нравилось ни одно из существующих гос. устройств, вообще реальность. Считал, что существует вечный мир идей, понятия – это образы, но мы не можем это видеть.

Осуждает искусство, приводя 1. этико-психологические и 2. социально-педагогические доводы. Считает, что искусство нарушает душевное самообладание. Оно 1. возбуждает страсти → развращает 2. люди воспроизводят дурные поступки, показанные в произведении.

Считает, что нужны только религиозные гимны и музыка. Сам же писал произведения разных жанров.

«Государство» — философский труд об идеальном государстве: демократическом, отбор людей, лучшие + лучшие, должны жить три типа людей – Аристократы, правители, ремесленники и земледельцы.

«Законы» — Учение Платона. Учение о двух мирах – земной и духовный, отрицание искусств, Душа – превосходит над всем.

«Федон» — диалог самого Платона с учеником Федоном. Яд богам.

«Пир» – речь Платона о сущности любви.

«Тимей» – речь об Атлантиде, решившей завоевать Грецию, без воли богов и погибла.

Аристотель – ученик Платона, учитель Македонского. Анализ конституции 158 государств. Идеальное государство – рабовладельческое. «Все происходящее в мире цепь причин и следствий» В Средние века Аристотель считался идеальным ученым, его переписывали. Аристотель развил современные ему научные знания. Его труды – основание для науки Средних веков. Странное соединение материализма с идеализмом.

Аристотель: искусство нужно, у него свои законы. Катарсис: Очищение, которое дает искусство / медицинское явление.

Значение Аристотеля:

разделил литературу на виды

описал структуру эпоса, трагедии, комедии

описал комических и трагических героев

описал природу комического

«Поэтика» – серьезное лит. исследование, образцом для которого послужили поэмы Гомера, теория Платона, древнегреческие драмы и изобразительные искусства, главным считает катарсис.

10. Характеристика эллинистического периода. Своеобразие новой аттической комедии. Социальная проблематика комедии Менандра «Третейский суд».

Государства, в которых происходило скрещение греческих и восточных элементов, принято называть эллинистическими, а весь период от Александра Македонского до установления римского владычества в Передней Азии и Египте — эпохой эллинизма, т. е. распространения эллинства и внедрения эллинской культуры в страны, завоеванные македонцами. В политическом, культурно-историческом и религиозном отношении происходят следующие изменения:1. На смену городам-полисам приходит первоначально централизованная монархия. 2. После смерти Александра Македонского (323 г. до н.э.) бывшие полководцы его армии (диадохи) возглавили отдельные монархии, провозгласили себя царями, а власть наследственной. 3. Основная масса населения отстраняется от управления страной и участия в государственных делах. 4. в культурном отношении происходит слияние греческих и восточных элементов во всех областях общественной жизни. 5. религиозный синкретизм, объединение греческих и восточных культов. Литература этого периода характеризуется резким сужением круга литературных тем, преобладанием семейно-бытовой тематики, при выборе которой предпочтение отдается выражению индивидуальных, интимных чувств над социальными. Ведущими литературными жанрами становятся: новоаттическая комедия, всевозможные разновидности поэтических жанров (идиллия, эпиллий, эпиграмма), продолжает свою жизнь эпос, хотя тематика его значительно изменилась, зарождается проза.

Комедия:

Характерно:

1.Появляются люди среднего круга: не цари и не боги

2.Натуры их обыденные, повседневные заботы

3.Типы статичны: строгий / похотливый старик, робкий юноша, неробкий старик, помогающий ему.

4.Неопределенное место и время действия

Сюжеты:

1.Освобождение девушки от сводника

2.Узнавание когда-то брошенного ребенка

3.Любовь и брак

4.Восстановление прав незаконнорожденного ребенка

5.Насилие и наказание.

Единственным представителем новоаттической комедии, на основании творчества которого мы судим о жанре в целом, является МЕНАНДР (342-291 гг.). Его комедии пользовались в античности большой популярностью, но впоследствии были забыты. Благодаря папирусным находкам в начале века и открытиям, сделанным в середине ХХ столетия, творчество Менандра стало доступно современному читателю. Написал 118 комедий. По своей структуре комедии Менандра делятся на 5 актов. Хор исключен из участников действия, его подменяют хоровые интермедии, которые выходят за пределы комедийного сюжета, однако наличие пролога связывает структуру новоаттической комедии с образцами ее древнеаттической предшественницы.

«Третейский суд» — Харисий вступает в связь в некоей Памфилой на празднике Таврополий. Потом женится на ней, не зная, что уже с ней трахался. Через 5 месяцев после брака, она рождает ребенка от Харисия, сама не зная, что он от него. Он бросает жену, обвинив в измене. Проводит время в веселье с арфисткой Габротонон, а Памфила в отчаянии подбрасывает ребенка рабу Харисия, он же отдает его другу Х., с которым тот проводит время. Рабы ссорятся между собой, тк, хотят оставить у себя вещи, что были при ребенке, например Перстень, потерянный Х и найденный П. в итоге ребенка присуждают рабу, который берет ребенка на воспитание. И раб Х узнает по перстню, кто истинный его отец, отдает ребенка Габротонон, которая по перстню доказала, что ребенок ее и Харисия. Но потом в ней вдруг просыпаются благородные чувства и она рассказывает всю правду Х и П.

11. Специфика греческой литературы периода римского владычества. Особенности жанра в романе Лонга «Дафнис и Хлоя»

”.Особое место среди греческих романистов занимает Лонг, роман которого “Дафнис и Хлоя” снискал наибольшую славу в мировой литературе. Дата написания этого произведения точно не установлена, в последних научных исследованиях ее приближают ко II веку нашей эры. Нет никаких сведений об авторе романа, самое имя которого также вызывает противоречивые толкования. Главной темой повествования является изображение любовных переживаний воспитанных пастухами и ведущих пастушеский образ жизни юноши и девушки, которым покровительствуют пастушеские божества. Обращает на себя внимание близость сюжетных мотивов романа Лонга к новой комедии, в которой мотив “подброшенного и найденного ребенка” играет важную роль. У Лонга этот мотив осложнен введением двоих подброшенных детей, мальчика, вскормленного козой и воспитанного козопасом Ламоном, а два года спустя пастух овец Дриас обнаруживает в гроте нимф девочку, вскармливаемую овцой. Как свидетельствуют оставленные при детях приметные знаки, оба они были подброшены богатыми родителями. В ходе развития действия будет выявлено благородное происхождение молодых людей, воспитанных приемными родителями. Главные симпатии автора на стороне людей сельского труда, которых он противопоставляет богатым бездельникам из города. Не играют решительной роли у Лонга и традиционные для романа вообще фигуры нежелательных претендентов на любовь героя или героини.

Романы:

1.рассказы о путешествиях или приключениях + любовная история = роман (название придумано в средневековье)

2.история возникновения жанра сложна и противоречива: помесь эпоса и эллинистической историографии + влияние востока

3.первые романы – герои – мифологические персонажи

4.основные персонажи романа связаны такой большой любовью, что её сила преодолевает все. По сюжету любовные романы однотипны, имеют устойчивую сюжетную схему. Это любовь с первого взгляда → свадьба → вынуждены расстаться → преодолевают все препятствия → до конца дней вместе

5.приключения тоже стандартизованы: буря, кораблекрушение, плен

6.неизменная составная часть романа являются эпизоды «мнимой смерти»

7.персонажи изображаются со стороны их частной жизни и личных переживаний. Если героями избираются исторические (мнимо-исторические) деятели, публичная сторона их деятельности, имеет второстепенное значение.

12.Характеристика римской литературы. Основные черты долитературного периода. Римская мифология и фольклор.
В середине III в. до н. э., когда у греков их классическая литература была позади, а эллинистическая уже успела достигнуть наивысшего расцвета, в западной части Средиземноморья, в Италии, начинает развиваться вторая литература античного общества — римская. Рим, центральная община племени латинов, возглавившая объединение Италии, создает свою литературу, параллельную греческой, и создает ее на своем, латинском языке. Римская литература служила передаточным звеном между литературами греческой и западноевропейской. Формирующая роль античности для западноевропейской литературы основывалась вплоть до XVIII в. на воздействии римского, а не греческого варианта. И в эпоху Возрождения и в XVII — XVIII вв. греческая литература воспринималась в Европе сквозь призму Рима. Мировоззрение и идеологические формы, вырабатывавшиеся в Греции на разных этапах ее исторического пути, оказывались пригодными для второго античного общества, римского, в соответствующие моменты его развития. «Заимствование» у греков играло поэтому очень значительную роль в самых различных областях римской культуры, в религии и в философии, в искусстве и в литературе. Однако, «заимствуя» у греков, римляне приспособляли заимствуемое к своим потребностям и развивали его соответственно специфическим особенностям своей истории. Стилевые формы римской литературы представляют собой повторение, но вместе с тем и видоизменение греческих стилевых форм, и римская литература в целом является вторым вариантом античной литературы, как особой ступени всемирноисторического литературного процесса. По традиции, восходящей в своих истоках к эпохе Возрождения, римскую литературу принято делить на периоды соответственно этапам развития литературного латинского языка, в котором различают «архаическую» латынь, «классическую» («золотую» и «серебряную») и «позднюю». С этой точки зрения римская литература периодизируется следующим образом. I. Древнейший период — до появления в Риме литературы по греческому образу (до 240 г. до н. э.). II. Архаический период — до начала литературной деятельности Цицерона (240 — 81 г. до н. э.). III. Золотой век римской литературы: а) время Цицерона — расцвет римской прозы (81 — 43 г. до н. э.), б) время Августа — расцвет римской поэзии (43 г. до н. э. — 14 г. н. э.). IV. Серебряный век римской литературы — до смерти императора Трояна (14 — 117 г. н. э.). V. Поздний императорский период (117 — 476 г. н. э.).

Это первая литература, вышедшая из другой литературы, заимствовано:

жанры

поэтические формы

стихотворные размеры

сюжеты

худож. приемы

Но римские писатели развивают имеющуюся проблематику и приносят новое.

Главное искусство – красноречие.

Черты р. литры:

1. Носила практический характер

2. отражала интересы отдельного человека

3. не допускались фантазии и романтические темы

4. Главное кредо – полезно лишь только то, что выгодно-> интерес к практической стороне жизни/

Периоды:

1.Мифологический —

2.Развитие у.н.т., римского фольклора

3.Раннеримская литература.

4.Литра конца республики

5.Литра начала империи

6.Ранней империи

7.Поздней империи

Римская мифология – литературный факт.

УНТ связано с первыми театральными постановками.

Сатурналии = Дионисии

Жанры:

Гимны богам

Заклинания

Молитвы


Поговорки и изречения

Сказания


Арвальский гимн – единственное полностью сохранившееся произведение в стих-ной форме.

Нении – песни-плачи по умершим.

Свадебные песни – сатирический характер.

СатУра – драма театральное действие трагедийного характера.

Аттелана – фарс, комедия, с участием 4 масок. Грубый древенский характре, непристойный. Книги главных жрецов – летописи. Законы, таблицы – юридический памятники. Пророчества, предсказания, договоры, пословицы, поговорки.

13. Особенности литературы эпохи республики. Специфика римской паллиаты в произведении Плавта «Псевдол». Прозаические произведения Катона.

1 в днэ


Вся литература эпохи республики отличалась особым взглядом на римскую историю, появлением сатиры, собственной римской драмы, особых форм прозы и поэзии и разнообразием тем, но недостатки в том, что подражая грекам они потеряли римскую индивидуальность и оригинальность.

Ливий Андроник – переложил сатурнийским стихом «Одиссею». Поставил на праздничных играх переделки с греческого, умели огромный успех. Ахилл, Троянский конь, Андромеда, Даная…

Гней Невий – драматург – Паллиата – Комедия на греческий сюжет.

Национальное римскоепретекстаты, где главный герой высшее должностное лицо, написание на латинском языке, например «Ромул – о создании Рима». Мог переработать две греческие пьесы в одну.

Квинт Энний – переделки Еврипида. Эпос «Анналы» — история Рима от начала до современников. «Сатуры» — собрание рассказов, басен, историй, заимствованных с греческого.

Тит Макций Плавт использовал сюжеты новоаттической бытовой комедии, кроме комедий Аристофана, потому что те были слишком политически остры. Плавт с успехом использовал, усиливая демократическую направленность, элемент грубоватого комизма, буффонады, придавая им специфическую римскую окраску. Действие комедий Плавта происходит на греческой земле, главные герои – тоже греки, но все же зрители чувствовали в них римский «запах». В своих паллиатах он убирал политический и социальный вопрос, оставляя лишь вопросы быта.

«Псевдол» – говорит о том, как верный раб Псевдол помогает хозяину юному Калидору похитить из рук сводника свою любимую девушку Феникию. Отец не согласен на брак сына с ней, а Калидора нет собственных денег, чтобы выкупить ее. Тогда раб Псевдол обещает помочь своему господину. Но даже держит пари на крупную сумму денег с отцом Калидора, что поможет ему. Отец Симон предупреждает сводника об их намерениях. Псевдол отправляется к дому сводника и встречает на улице какого-то приезжего, который ищет дом Баллиона – сводника, чтобы передать ему письмо и деньги от своего господина, который купил у сводника Феникию. Псевдол, назвавшись рабом сводника взял у приезжего письмо, денег одолжил и друга Калидора Хария. Все, Феникия их.

Много пословиц. Язык близок к разговорному народному языку.

Марк Порций Катон старший— развитие р прозы – летописи, архивы, хроники, анналы – на греческом языке, цель – прославление Рима.

В Риме Катон делает быструю политическую карьеру – полководец-нар. судья, консул-цензор. Выступал против эллинизации Рима и объдинения его с Грецией. Начало – книга из семи частей, о римской истории, создан в прозаичной форме, много этнографических подробностей, описания всех войн и процесса объединения р империи. «О земледелии» — рабство явление необходимое.

14. Стилевое своеобразие ораторского искусства Цицерона («Брут», «Оратор», «Об ораторе») и Цезаря («Записки о галльской войне») Лирика Катулла.

В красноречии были известны два направления – азианский и аттический. Азианский отличался цветистым языком, пристрастием к афоризмам, к метрическому построению концов периода его частей. Представитель – Цицерон, консул 69г днэ. Дошло 57 речей, 100 не дошло, 20 – в отрывках. Дошли трактаты по риторики и философии. Дошло 800 писем – только форма письма, так – литературное произведение. Дошли благодаря переписчику Терону. большие трактаты о красноречии «Оратор», «Об ораторе», философские трактаты «О законах», «О республике», «Об обязанностях», этические сочинения «О дружбе», «О старости», «О природе богов». Все эти работы не научные, а просветительские. Его письмам подражали многие авторы.

Заслуги:

1.сохранил недошедшие греческие идеи

2.создал φ-ую терминологию на лат. яз.

3.переписал утерянные φ-ие труды.

По стилю:

1.азионист (азианский стиль включает обилие слов, мысль должна быть исчерпывающе развернута, нечего домыслить. Демосфен – нельзя убавить, Ц. – нельзя прибавить)

2.умеренный азионист

3.выработал собственный стиль

Особенности:

1.много общих мест → мало сюжета

2.этимологические фигуры («безбоязненно их не бояться»)

3.тройственность («твердость, доблесть, мудрость», «не слыхали, не читали, не учили») – по ↑.

4.параллелизм («не словом, а делом», а _ и _»)

5.противопоставление (Клодий и Мелон)

6.не боялся не льстить, не пугать судей

7.очень театрален

8.очень честолюбив и тщеславен.

9.много повторов (его речи не столько для суда, колько для публики, его цель – убедить самого глупого слушателя)

10.есть и комический эффект.

Он умеет разнообразить свой слог в зависимости от адресата, и личность корреспондента создает каждый раз новые стилистические оттенки. Цицерон писал легко и быстро, и, несмотря на то, что ему приходилось вести обширную корреспонденцию, многие письма достигают довольно внушительных размеров. Незаменимые как исторический источник для последних десятилетий римской республики, письма Цицерона ценны также и тем, что раскрывают личность автора с совершенно необычайной для античных условий полнотой. В интимных письмах Цицерон открыто признает полное крушение своих политических планов. В адвокатской деятельности ближайших лет он оказывается, по существу, орудием в руках триумвиров, защитником их агентов на судебных процессах, и с жаром отдается литературной работе, которая предоставляла ему больше свободы и давала возможность хоть несколько оправдаться перед общественным мнением. В дружеских письмах он даже немножко подсмеивается над своей способностью импровизировать в торжественном стиле. Однако искусство его отнюдь не ограничивается только этой сферой. Постулат владения разнообразными «стилями» у Цицерона осуществлен, и он умеет менять тон на протяжении одной речи, чередовать пафос с шуткой, страстность с простотой и спокойствием. характер цицероновского красноречия был для современников неразрывно связан с его компромиссной политической позицией, и личность Цицерона со всеми ее недостатками еще слишком жива была в памяти. Но уже для следующего поколения эти моменты потеряли остроту, и Цицерон был признан величайшим мастером римской прозы, имя которого стало синонимом красноречия.


Записки о Галльской войне

О войне в Галлии, Германии, Британии. Дошел до Лондона, дальше помешал лес.

написано сознательно безыскусственно, рассказывает просто.

Сенат не поручал Ц. эти завоевания, поэтому он вынужден оправдаться этим докладом. Все правда, но многое умалчивает.

говорит о себе в 3-м лице. Воины его обожали ← делил добычу честно

важно не столько история, сколько замечания: в Ирландии день > ночи, в Британии не едят зайчатину, много олова, синятся перед боем, белые холмы. Его интересует гос устройство племен. В Британии нет частной собственности, жрецы-друиды учатся 20 лет. Сам объясняет эти явления, как считает.

Дошли записки о гражданской войне, которые не кончены. Объясняет в них, что эта война не по его воле.

Катулл из Вероны из богатой семьи. Принадлежал к кружку неотериков: считали, что время эпоса прошло, писали эпиграммы, эпилии, элегии. Для них поэзия – всего лишь форма, а содержание – минутная мысль. Называли стихи nugae – безделки, но были уверены, что они переживут века. От других неотериков дошли только имена. К. дошел благодаря веронскому патриотизму. Книга: стихотворения → поэмы → свадебные стихотворения → эпиграммы.

Лирика: любовная, насмешливая, дружеская, выпады против врагов. Темы случайны, интересен не сам объект.

Стихи:

лирическая сила

простота, простонародность

использует ругательства

искренность

в стихах к Л. – острейшая субъективность

впервые появляется раздвоение – и ненавижу и люблю

использует древнегреческие средства (их сравнения – поцелуи = песчинки, звезды)

сравнивал свою любовь к Лесбии с любовью к детям (семейные отношения особо почитаемы в Риме)

его чувство глубокое, серьезное, возвышающее

но не совпадает с действительностью → Лесбия изменяет → пишет стихотворения-издевки, полные боли

обращался к богам с просьбой излечить его от любви, анализировал своё состояние в эпиграммах.

Поэмы:

хорошо знал литературу греков

последователь Каллимаха, противник классического искусства

нестройная сложная композиция

отсутствие единой сюжетной линии – перескакивает, много вставных сюжетов – о изображении на ложе, о предсказании рождения Ахилла.
15. Общая характеристика литературы эпохи становления империи и принципата. Творчество Вергилия («Буколики», «Георгики»), Горация («Эподы», «Сатиры», «Оды»), Овидия («Метаморфозы».

С приходом Августа прекратилась гражданская смута в Риме, а вместе с тем затихли и бурные политические страсти. Хотя существовала и оппозиция Августу. Кружок Ная Юлия Мецената, куда входили Варий Руф, Вергилий, Проперций.

Были и те, кто старался забыть свое республиканское прошло – Горации, отличался добродушный свободомыслием, не мешающим политике Августа. Кружок Корвина Мессалы, куда входили Овидий, Тибулл и другие элегики. Историк Тит Ливий, Азиний Поллион – примыкал к легальной оппозиции Августу.

mognovse.ru

Понятие «античное общество», географические и хронологические рамки. Значение изучения древнегреческой и древнеримской истории


  1. Понятие «античное общество», географические и хронологические рамки. Значение изучения древнегреческой и древнеримской истории.

Анти́чность (восходит к лат. antiquitas — древность) — в общем смысле это слово означает «греко-римская древность», иначе говоря, цивилизация древней Греции и древнего Рима во всем многообразии ее исторических форм.

Также иногда Античностью называют любые очень старые времена, используя понятие синонимично слову «древность».

В Античности следует искать истоки многих ценностей, которые составили впоследствии европейскую культуру.

Поскольку на Античность приходится несколько тысячелетий человеческой истории, её принято подразделять на эпохи и периоды.

География
Территориальное ядро — южная часть Балканского полуострова (Балканская, или материковая, Греция), а также прилегающие к нему острова и западное побережье Малой Азии.
На северо-западе граничила с Иллирией, на северо-востоке — с Македонией, на западе омывалась Ионическим (Сицилийским), на востоке — Эгейским и Фракийским морями. Включала три региона — Северную Грецию, Среднюю Грецию и Пелопоннес. Северная Греция горным хребтом Пинд делилась на западную (Эпир) и восточную (Фессалия) части. Средняя Греция отграничивалась от Северной горами Тимфрест и Эта и состояла из десяти областей (с запада на восток): Акарнания, Этолия, Локрида Озольская, Дорида, Фокида, Локрида Эпикнемидская, Локрида Опунтская, Беотия, Мегарида и Аттика. Пелопоннес соединялся с остальной Грецией узким (до 6 км) Коринфским перешейком.
Центральной областью Пелопоннеса была Аркадия, которая граничила на западе с Элидой, на юге с Мессенией и Лаконией, на севере с Ахайей, на востоке с Арголидой, Флиунтией и Сикионией; в крайнем северо-восточном углу полуострова располагалась Коринфия. Островная Греция насчитывала несколько сот островов (самые крупные — Крит и Эвбея), образовывавших три больших архипелага — Киклады на юго-западе Эгейского моря, Спорады в восточной и северной его части и Ионические острова в восточной части Ионического моря. Балканская Греция в основном — гористая страна (ее пронизывают с севера на юг два ответвления Динарских Альп) с чрезвычайно изрезанной береговой линией и многочисленными заливами (самые крупные — Амбракийский, Коринфский, Мессенский, Лаконский, Арголидский, Саронический, Малийский и Пагасейский).
Самые крупные из греческих островов — Крит к юго-востоку от Пелопоннеса и Эвбея, отделенная от Средней Греции узким проливом. Многочисленные острова Эгейского моря образуют два больших архипелага — Киклады на юго-западе и Спорады в восточной и северной его части. Самые значительные из островов у западного побережья Греции — Керкира, Левкада, Кефалления и Закинф.

Хронологические рамки Античной цивилизации определяются VIII в. до. н.э. середина V в. н.э. В ее истории четко выделяются две локальных цивилизации Древнегреческая (VIII-I вв. до н.э.) и Древнеримская (VIII в. до н.э. V в. н.э.). Иногда между ними выделяют Эллинистическую цивилизацию или александрийский период (330-220 гг. до н.э.), когда эпицентр культуры переместился в Александрию.


  1. ^

Горные цепи делят Грецию на множество узких и изолированных долин с выходом к морю. Здесь мало обширных плодородных равнин, если не считать Лаконии, Беотии, Фессалии и на Эвбее. В древнегреческий период три четверти территории составляли пастбища и только одна восьмая была занята пашней. Богатством и разнообразием отличался как растительный (дуб, дикий орех, кипарис, каштан, пихта, ель, мирт, лавр, олеандр и пр.), так и животный мир (медведи, волки, лисы, вепри, кабаны, лани, олени, косули, зайцы; в древние времена львы), но особенно много давало море. Недра таили значительные залежи полезных ископаемых, прежде всего железа (Лакония, многие острова), а также серебра (Аттика, Фасос, Сифнос), меди (Эвбея), золота (Фессалия, Фасос, Сифнас), свинца (Кеос), белого мрамора (Аттика, Парос), темно-синей глины (Аттика).

Этнический состав и язык

Греческая народность включала четыре этнические группы — ахейцы, ионийцы, эолийцы и дорийцы, говорившие на своих особых, но близких друг другу диалектах (аттическо-ионийском, эолийском, дорийском, аркадском) и различавшиеся своими обычаями.

Периодизация:


  1. Крито-микенский (конец III—II тыс. до н. э.). Минойская и Микенская цивилизации. Возникновение первых государственных образований. Развитие мореплавания. Установление торговых и дипломатических контактов с цивилизациями Древнего Востока. Возникновение оригинальной письменности. Для Крита и материковой Греции на этом этапе выделяются различные периоды развития, поскольку на острове Крит, где в то время проживало негреческое население, государственность сложилась раньше, чем в Балканской Греции, подвергшейся в конце III тысячелетия до н. э. завоеванию греков-ахейцев.

          1. ^ (Крит):

    1. Раннеминойский период (XXX—XXIII вв. до н. э.). Господство родовых отношений, начало освоения металлов, зачатки ремесла, развитие мореплавания, сравнительно высокий уровень аграрных отношений.

    2. ^ (XXII—XVIII вв. до н. э.). Известен также как период «старых», или «ранних», дворцов. Появление раннегосударственных образований в разных уголках острова. Строительство монументальных дворцовых комплексов в ряде регионов Крита. Ранние формы письменности.

    3. ^ (XVII—XII вв. до н. э.). Расцвет Минойской цивилизации, объединение Крита, создание морской державы царя Миноса, широкий размах торговой деятельности Крита в бассейне Эгейского моря, расцвет монументального строительства («новые» дворцы в Кноссе, Маллии, Фесте). Активные контакты с древневосточными государствами. Природная катастрофа середины XV в. до н. э. становится причиной упадка Минойской цивилизации, что создало предпосылки для завоевания Крита ахейцами.

          1. ^ (Балканская Греция):

  1. Раннеэлладский период (XXX—XXI вв до н. э.). Господство в Балканской Греции родоплеменных отношений в среде догреческого населения. Появление первых крупных поселений и протодворцовых комплексов.

  2. ^ (XX—XVII вв. до н. э.). Расселение на юге Балканского полуострова первых волн носителей греческого языка — ахейцев, сопровождавшееся некоторым снижением общего уровня социально-экономического развития Греции. Начало разложения родоплеменных отношений у ахейцев.

  3. ^ (XVI—XII вв. до н. э.) или Микенская цивилизация. Возникновение раннеклассового общества у ахейцев, формирование производящей экономики в сельском хозяйстве, появление ряда государственных образований с центрами в Микенах, Тиринфе, Пилосе, Фивах и др., формирование оригинальной письменности, расцвет микенской культуры. Ахейцы подчиняют Крит и уничтожают Минойскую цивилизацию. В XII в. до н. э. в Грецию вторгается новая племенная группа — дорийцы, гибель микенской государственности.

  1. Полисный (XI—IV вв. до н. э.). Этническая консолидация греческого мира. Становление, расцвет и кризис полисных структур с демократической и олигархической формами государственности. Высшие культурные и научные достижения древнегреческой цивилизации.

          1. Гомеровский (предполисный) период, «тёмные века» (XI—IX вв. до н. э.). Окончательное разрушение остатков микенской (ахейской) цивилизации, возрождение и господство родоплеменных отношений, их трансформация в раннеклассовые, формирование уникальных предполисных общественных структур.

          2. ^ (VIII—VI вв. до н. э.). Формирование полисных структур. Великая греческая колонизация. Раннегреческие тирании. Этническая консолидация эллинского общества. Внедрение железа во все сферы производства, экономический подъём. Создание основ товарного производства, распространение элементов частной собственности.

          3. ^ (V—IV вв. до н. э.). Расцвет экономики и культуры греческих полисов. Отражение агрессии персидской мировой державы, подъём национального самосознания. Нарастание конфликта между торгово-ремесленными типами полисов с демократическими формами государственного устройства и отсталыми аграрными полисами с аристократическим устройством, Пелопонесская война, подорвавшая экономический и политический потенциал Эллады. Начало кризиса полисной системы и потеря независимости в результате македонской агрессии.

  2. Эллинистический (IV—I вв. до н. э.). Кратковременное утверждение мировой державы Александра Македонского. Зарождение, расцвет и распад эллинистической греко-восточной государственности.

          1. ^ (334—281 до н. э.). Походы греко-македонского войска Александра Македонского, краткий период существования его мировой державы и её распад на ряд эллинистических государств.

          2. ^ (281—150 до н. э.). Расцвет греко-восточной государственности, экономики и культуры.

          3. Третий эллинистический период (150—30 до н. э.). Кризис и распад эллинистической государственности.

  1. ^

Вещественные памятники: остатки зданий, орудий труда, оружия, бытовых предметов, монеты и другие предметы. Исследования ученых велись во всех областях Греции и на греческих островах. В Афинах и других, известных в античную эпоху греческих городах; в Дельфах и Олимпии – важных религиозных центрах; на острове Делосе и Родосе; на месте крупных малоазийских центров – Милета, Пергама и других городов, имевших значение к классическую эпоху или эпоху эллинизма; в причерноморских областях, на месте греческих колоний; в Египте, Сириии и других областях, находившихся под влиянием эллинизма. Открыто много памятников, знакомящих нас с греческим бытом; особенно большое значение имеют памятник греческого искусства, сохранившиеся, главным образом не в оригиналах, а в более поздних копиях.

Изучение изображений и надписей на монетах, районах распространения тех или иных монет, методов их чеканки – имеет значение для истории греческого хозяйства, и в первую очередь денежного обращения.

Данные греческого языка, в котором сохранились остатки раз¬личных наречий (диалектов). Изучение греческих диалектов поз¬воляет нам решать вопросы, связанные с расселением греческих племён. Исторический анализ происхождения тех или иных гре¬ческих слов, являющихся в наше время научными терминами, даёт материал для истории греческой культуры.

в) Устные предания. Далёкое прошлое греческого народа нашло отражение в различных легендах и сказаниях, мифах, как при¬нято их называть, переданных нам различными греческими пи¬сателями. Исключительную роль играет мифология для изу¬чения греческой культуры, в частности для истории религии.

г) Письменные документы: законы, договоры, почётные декреты и пр., сохранившиеся или в виде надписей, или же в передаче тех или иных греческих авторов.

д) Литературные произведения, из которых особое значение: для изучения греческой истории имеют труды греческих историков. Некоторые из них современны описываемым событиям.
^

Минойская цивилизация.

Раннеминойский период (XXX–XXIII). Изначальное население Крита принято именовать минойцами, которые создали очень развитую археологическую минойскую культуру. В начале III тысячелетия на Крите, как и во многих частях земного шара, осваивается производство меди, а позднее и бронзы. Со второй половины III тысячелетия на Крите появляются города, а также частная собственность. На Крите начинают править первые цари (басилеи), жившие в городах Кносс, Маллия и Фест.

Среднеминойский период (XXII–XVIII). На Крите уже сеют пшеницу. Развиваются садоводство и виноградарство; разводят мелкий рогатый скот, в основном овец и коз.

В ремесле широко применяется гончарный круг, развивается бронзолитейное дело, высокого уровня достигает ювелирное производство. Совершенствуется строительное дело: в Кноссе, Маллии и Фесте строятся крупные сооружения, по которым среднеминойский период обозначается как «период старых дворцов». «Дворцы» являлись центрами, вокруг которых, как и вокруг храмов на Востоке, сосредоточивалась хозяйственная жизнь населения острова. Особенность Крита данного времени состоит в полном отсутствии следов боевых действий. Поселения, несмотря на свою массивность, не были специально укреплены.

^ в основном осуществлял с Малой Азией и Египтом. В Малой Азии критяне торговали с населением знаменитой Трои и хеттами, а в Восточном Средиземноморье – с Кипром и сирийскими царствами. С Египтом торговые отношения были весьма развитыми: из Крита в Египет, где правила 12 династия (XIX–XVIII вв. до Р. Х.), ввозились лес, расписная посуда и другие вещи. Фараоны присылали на Крит послов и имели на острове свое постоянное представительство.

Позднеминойский период (XVII–XII). Около 1700 г. археологически зафиксированы пожаром и разрушение крупных вышеназванных дворцов в Кноссе, Фесте и Маллии. Пожар был связан с землетрясением или внутренними междоусобицами, которые могли совпасть. В прежнем виде «дворцы» перестают существовать. Они отстраиваются заново, поэтому начало позднеминойского времени (XVII–XV вв. до Р. Х.) еще называется периодом «новых дворцов», когда критские государства переживают максимальный расцвет.

Активно развивается судостроительство – начинается период владычества Крита на море, талассократия. Строятся грузовые и военные корабли (у военных на носу устанавливались тараны). Греческие законодатели последующего времени ссылались на Миноса как на творца самых древних законов Греции. Царь сочетал в себе функции жреца и светского правителя, поэтому критское общество можно назвать теократическим. Имя Миноса носили все представители царской династии.

На Крите строится сеть дорог – один из первых показателей роста производства. Продолжается развитие связей с Египтом и Восточным Средиземноморьем: в Угарите (Сирия) существовало целое поселение критских торговцев.

Крито-микенская письменность. Уже в III тысячелетии до Р. Х. на Крите было зафиксировано рисуночное письмо – пиктография, – позднее эволюционировавшее в идеографическое. С XVIII в. до Р. Х. на основе этой традиции появляется настоящая критская письменность, называемая линейным письмом А. Оно представляло собой слоговую письменность, в которой знак означал слог. Письмо А до сих пор не расшифровано. С XV века появляется другой вид письменности – линейное письмо Б. Письмо Б протогреческое, хотя и содержащее определенное количество доиндоевропейских слов. Один знак, как и в письме А (связь с которым очевидна), означал слог; в конце каждой строки могли стоять идеограммы – схематические рисунки, объяснявшие написанное.

Крито-микенское письмо называют линейным потому, что оно состояло из линий, нанесенных на глиняные таблички.

Гибель критской цивилизации. В середине XV в. на Крите происходит катастрофа. Ее объясняют землетрясением, вызванным мощнейшим извержением вулкана Санторин, находившегося в 110 километрах к северу от Кносса, на острове Фера. Возможно, хотя и сомнительно, этим было вызвано землетрясение на Крите. С другой стороны, извержение могло создать большую волну – цунами, смывшую дворцы. А после бедствия на Крит для грабежа могли прийти ахейцы. К этому происшествию восходит загадка Атлантиды.

После катастрофы Крит уже не оправился. В отличие от предыдущего катаклизма, когда дворцы были отстроены заново, Крит перестает существовать как независимое крупное государство: его эпоха завершается. После разрушения дворцов северо-восточная часть Крита заселяется ахейским населением, перебравшимся с материковой Греции – критская цивилизация, хотя и продолжает свое существование до XII века, тем не менее уже не самостоятельна.

userdocs.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *