Сергий Радонежский.
Святой Христианской Православной Церкви
Место рождения: Россия, село Варницы близ Ростова
Основное место деятельности и жительства:
Россия, Московская область, город Сергиев Посад (Троице-Сергиева Лавра)
Рождение и детство
В своём рассказе первый биограф Сергия Радонежского Епифаний Премудрый сообщает, что будущий святой, получивший при рождении имя Варфоломей, родился в селе Варницы (близ Ростова) в семье боярина Кирилла, служилого ростовских удельных князей, и его жены Марии.
В литературе встречается несколько различных дат его появления на свет. Высказывалось мнение, что Сергий появился на свет или в 1315, или в 1318 году. Днём рождения Сергия также называлось или 9 мая, либо 25 августа 1322 года. В сочинениях XIX века фигурировала дата 3 мая 1319 года. Этот разнобой мнений дал основание известному писателю Валентину Распутину с горечью утверждать, что «год рождения отрока Варфоломея потерян». Русская Церковь традиционно считает его днём рождения 3 мая 1314 года.
В возрасте 10 лет юного Варфоломея отдали обучаться грамоте в церковную школу вместе с братьями: старшим Стефаном и младшим Петром. В отличие от своих успешных в учёбе братьев Варфоломей существенно отставал в обучении. Учитель ругал его, родители огорчались и усовещивали, сам же он со слезами молился, но учёба вперед не продвигалась. И тогда случилось событие, о котором сообщают все жизнеописания Сергия.
Когда мальчику было 13 лет, по заданию отца он отправился в поле искать лошадей. Во время поисков он вышел на поляну и увидел под дубом старца-схимника, «святого и чудного, саном пресвитера, благообразного и подобного Ангелу, который стоял на поле под дубом и усердно, со слезами, молился». Увидев его, Варфоломей сначала смиренно поклонился, затем подошёл и стал вблизи, ожидая, когда тот кончит молитву. Старец, увидев мальчика, обратился к нему: «Что ты ищешь и чего хочешь, чадо?». Земно поклонившись, с глубоким душевным волнением, поведал ему своё горе и просил старца молиться, чтобы Бог помог ему одолеть грамоту. Помолившись, старец вынул из-за пазухи ковчежец и взял из него частицу просфоры, благословил и велел съесть, сказав: «то тебе дается в знамение благодати Божией и понимания Священного Писания <…> о грамоте, чадо, не скорби: знай, что отныне Господь дарует тебе хорошее знание грамоты, большее, чем у твоих братьев и сверстников». После этого старец хотел уйти, но Варфоломей молил его посетить дом его родителей. За трапезой родители Варфоломея рассказали старцу многие знамения, сопровождавшие рождение сына их, и тот сказал: «знамением истинности моих слов будет для вас то, что после моего ухода отрок будет хорошо знать грамоту и понимать священные книги. И вот второе знамение вам и предсказание — отрок будет велик пред Богом и людьми за свою добродетельную жизнь». Сказав это, старец собрался уходить и напоследок промолвил:
«Сын ваш будет обителью Святой Троицы и многих приведет вслед за собой к пониманию Божественных заповедей.»
Около 1328 года сильно обедневшая семья Варфоломея была вынуждена перебраться в город Радонеж. После женитьбы старшего сына Стефана, постаревшие родители приняли схиму в Хотьково-Покровский монастырь.
Начало монашеской жизни
После смерти родителей Варфоломей сам отправился в Хотьково-Покровский монастырь, где уже иночествовал его овдовевший брат Стефан. Стремясь к «строжайшему монашеству», к пустынножитию, он оставался здесь недолго и, убедив Стефана, вместе с ним основал пустынь на берегу реки Кончуры, на холме Маковец посреди глухого Радонежского бора, где и построил (около 1335 года) небольшую деревянную церковь во имя Святой Троицы, на месте которой стоит теперь соборный храм также во имя Святой Троицы. Не выдержав слишком сурового и аскетичного образа жизни, Стефан вскоре уехал в московский Богоявленский монастырь, где позднее стал игуменом. Варфоломей, оставшись в полном одиночестве, призвал некоего игумена Митрофана и принял от него постриг под именем Сергия, так как в тот день праздновалась память мучеников: Сергия и Вакха. Ему было 22 года.
Образование Троице-Сергиевого монастыря
Года через два или три к нему стали стекаться иноки; образовалась обитель, которая в 1345 оформилась как Троице-Сергиев монастырь (впоследствии Троице-Сергиева лавра) и Сергий был её вторым игуменом (первый — Митрофан) и пресвитером (с 1354), подававшим всем пример своим смирением и трудолюбием. Запретив принимать подаяние, Сергий поставил правилом, чтобы все иноки жили от своего труда, сам подавая им в этом пример. Постепенно слава его росла; в обитель стали обращаться все, начиная от крестьян и кончая князьями; многие селились по соседству с нею, жертвовали ей своё имущество. Сначала терпевшая во всем необходимом крайнюю нужду пустынь обратилась в богатый монастырь. Слава Сергия дошла даже до Царьграда: Вселенский Патриарх Филофей прислал ему с особым посольством крест, параман, схиму и грамоту, в которой восхвалял его за добродетельное житие и давал совет ввести в монастыре киновию (строгое общинножитие). По этому совету и с благословения митрополита Алексея Сергий ввёл в монастыре общинножительный устав, принятый потом во многих русских монастырях. Высоко уважавший радонежского игумена митрополит Алексей перед смертью уговаривал его быть ему преемником, но Сергий решительно отказался.
Общественное служение Сергия Радонежского
После смерти святителя Алексия преподобный Сергий Радонежский предлагал великому князю Димитрию избрать на митрополичью кафедру суздальского епископа Дионисия. Но великий князь Дмитрий пожелал иметь митрополитом своего духовника Новоспасского архимандрита Михаила (Митяя). По повелению князя Михаил был избран в Москве собором епископов в митрополита Московского. Святитель Дионисий смело выступил против великого князя, указав ему на то, что поставление первосвятителя без воли Вселенского патриарха будет незаконно. Митяй вынужден был ехать в Константинополь. Дионисий хотел опередить Митяя и ехать в Константинополь сам, но был задержан и взят под стражу великого князя. Желая освободиться, Дионисий дал обещание не ехать в Константинополь и представил за себя порукою преподобного Сергия. Но как только получил свободу, по вызову патриарха, поспешил в Грецию вслед за Митяем. Своим поступком он причинил много неприятностей Сергию.
По словам одного современника, Сергий «тихими и кроткими словами» мог действовать на самые загрубелые и ожесточённые сердца; очень часто примирял враждующих между собой князей, уговаривая их подчиняться великому князю московскому (например, ростовского князя — в 1356, нижегородского — в 1365, рязанского Олега и др.), благодаря чему ко времени Куликовской битвы почти все русские князья признали главенство Дмитрия Иоанновича. По версии жития, отправляясь на эту битву, последний в сопровождении князей, бояр и воевод поехал к Сергию, чтобы помолиться с ним и получить от него благословение. Благословляя его, Сергий предрёк ему победу и спасение от смерти и отпустил в поход двух своих иноков, Пересвета и Ослябю.
Существует также версия (В. А. Кучкин), согласно которой рассказ Жития Сергия Радонежского о благословении Сергием Радонежским Дмитрия Донского на борьбу с Мамаем относится не к Куликовской битве, а к битве на реке Воже (1378 г.) и связан в более поздних текстах («Сказание о Мамаевом побоище») с Куликовской битвой уже впоследствии, как с более масштабным событием.
Приблизившись к Дону, Димитрий Иоаннович колебался, переходить ли ему реку или нет, и только по получении от Сергия ободрительной грамоты, увещевавшей его как можно скорее напасть на татар, приступил к решительным действиям.
В 1382 году, когда войско Тохтамыша подступило к Москве, Сергий бросил свой монастырь «и от Тахтамышова нахожения бежа в Тферь» под защиту князя Михаила Александровича Тверского.
После Куликовской битвы великий князь стал относиться ещё с большим благоговением к радонежскому игумену и пригласил его в 1389 скрепить духовное завещание, узаконивающее новый порядок престолонаследия от отца к старшему сыну.
Кроме Троице-Сергиева монастыря, Сергий основал ещё несколько монастырей (Благовещенский монастырь на Киржаче, Старо-Голутвин близ Коломны, Высоцкий монастырь, Георгиевский на Клязьме), во все эти обители он поставил настоятелями своих учеников. Более 40 обителей было основано его учениками: Саввой (Савво-Сторожевский близ Звенигорода), Ферапонтом (Ферапонтов), Кириллом (Кирилло-Белозерский), Сильвестром (Воскресенский Обнорский) и др., а также его духовными собеседниками, такими, как Стефан Пермский.
Согласно житию, Сергий Радонежский совершил множество чудес. Люди приходили к нему из разных городов для исцеления, а иногда даже для того, чтобы просто увидеть его. Как утверждает житие, однажды он воскресил мальчика, который умер на руках отца, когда он нёс ребёнка к святому для исцеления.
Старость и кончина преподобного Сергия
Достигнув глубокой старости, Сергий, за полгода прозрев свою кончину, призвал к себе братию и благословил на игуменство опытного в духовной жизни и послушании ученика, преподобного Никона. Накануне кончины преподобный Сергий в последний раз призвал братию и обратился со словами завещания:
«Внимайте себе, братие. Прежде имейте страх Божий, чистоту душевную и любовь нелицемерную…»
25 сентября 1392 Сергий скончался, а через 30 лет, 18 июля 1422 были обретены нетленными его мощи, о чём свидетельствовал Пахомий Логофет; день 18 июля является одним из дней памяти святого. При этом на языке древней церковной литературы нетленные мощи — это не нетленные тела, а сохранившиеся и неистлевшие кости. В 1919 году, во время кампании по вскрытию мощей, мощи Сергия Радонежского подвергались вскрытию в присутствии специальной комиссии с участием представителей церкви. Останки Сергия были найдены в виде костей, волос и фрагментов грубого монашеского одеяния, в котором он был похоронен. В 1920—1946 гг. мощи находились в музее, помещавшемся в здании лавры. 20 апреля 1946 г. мощи Сергия были возвращены церкви.
Наиболее известным источником сведений о нём, равно как и замечательным памятником древнерусской словесности, является легендарное Житие Сергия, написанное в 1417—1418 годах его учеником Епифанием Премудрым, а в середине XV века значительно переработанное и дополненное Пахомием Логофетом.
Канонизация
Церковь отмечает память Сергия в день кончины 25 сентября (8 октября), а также 5 (18) июля, в день обретения мощей и 7 (20) июля.
Почитание Сергия Радонежского возникло раньше, чем появились формальные правила канонизации святых (до Макарьевских соборов русская церковь не знала обязательной соборной канонизации). Поэтому нет документальных известий о том, когда и как началось его почитание как православного святого и кем оно было установлено. Возможно, что Сергий «сделался общерусским святым сам собою, по причине своей великой славы».
Максим Грек открыто высказывал прямые сомнения в святости Сергия. Причина сомнений была в том, что Сергий, как и московские святители «держали города, волости, сёла, собирали пошлины и оброки, имели богатства». (Здесь Максим Грек примыкает к нестяжателям.)
Церковный историк Е. Е. Голубинский не даёт однозначных сообщений о начале его почитания. Он упоминает две княжеские грамоты, написанные до 1448 года, в которых Сергий называется преподобным старцем, но считает, что в них он указан пока как местночтимый святой. По его мнению, фактом причисления Сергия к лику святых для общецерковного почитания служит грамота митрополита Ионы к Дмитрию Шемяке, датируемая 1449 или 1450 годом (неопределённость года вызвана тем, что неизвестно, когда именно старое мартовское летоисчисление было заменено сентябрьскимВ ней предстоятель Русской церкви называет Сергия преподобным и ставит его рядом с другими чудотворцами и святителями, угрожая лишить Шемяку «милости» московских святых. Голубинский считает, что общецерковное прославление Сергия Радонежского вместе с преподобным Кириллом Белозерским и святителем Алексием было одним из первых деяний митрополита Ионы после воззведения его на кафедру.
В ряде светских энциклопедий указано, что Сергий причислен к лику святых в 1452 году.
С одобрения папы римского Сергий Радонежский почитается лишь восточнокатолическими церквями.
Светские историки отмечают, что Сергий причислен к святым по политическим мотивам волей великого князя Василия Тёмного. Великий князь включил Сергия в число московских святых не специальным актом, а по частному случаю, в договорной грамоте 1448 года с князем Иваном Можайским.
smalltalks.ru
Преподобный Сергий Радонежский — Святые
Сергий Радонежский — один из самых известных русских святых, духовный покровитель Русской земли и основатель первого в России Троицкого храма (ныне — Троице-Сергиева лавра). Преподобный Сергий возродил на Руси традиции строгого монашества и сам стал символом русского монашества.
Варфломей (так звали преподобного до монашеского пострига) родился в благочестивой семье ростовских бояр. Позже семья переселилась в селение Радонеж (существует и поныне). Мальчик с детства любил молиться. Он жил в тяжелую для Руси эпоху татаро-монгольского ига. Окружающая обстановка укрепила его в желании оставить мирскую суету. После смерти родителей Варфоломей поселился в глухом лесу недалеко от Радонежа, на холме Маковец, и построил там церковь во имя святой Троицы. Теперь на этом месте стоит Троице-Сергиева лавра. В 23 года Варфоломей постригся в монахи с именем Сергий. Постепенно вокруг Сергия стали собираться другие монахи, его пустынь стала Троицким монастырем, а Сергий стал его игуменом.
Игумен Сергий не стремился к власти и желал уединенной молитвы, жил просто и бедно и подавал монахам пример смирения и трудолюбия: сам делал одежду и обувь для братии, строил кельи, пек просфоры. Посетители монастыря часто принимали его за простого монаха. Митрополит Московский Алексий хотел назначить преподобного своим преемником, но Сергий отказался, желая продолжать простую монашескую жизнь.
Сергий сыграл большую роль в освобождении Руси от татаро-монгольского ига, благословив войско князя Дмитрия Донского на Куликовскую битву. Уже тогда его духовный авторитет был очень высок: он мирил враждовавших русских князей и способствовал сплочению русских земель. Сергий Радонежский оказал огромное влияние на русское монашество и на русскую культуру. Для верующих он является образцом твердости и духовной силы.
Почитание преподобного Сергия Радонежского началось сразу после его кончины. Его ученик Епифаний Премудрый в 1412 году написал «Похвальное слово Сергию Радонежскому», а в 1418-м — развернутое житие святого. В 1422 году мощи святого были обретены нетленными и поставлены в Троицком соборе Троице-Сергиева монастыря. В 1449 или 1450 году митрополит Московский Иона установил его общецерковное почитание. Через 10 лет после этого в Новгороде появилась первая церковь, освященная во имя преподобного Сергия Радонежского.
rublev.com
Сергий Радонежский | История Вики
Файл:Mikhail Nesterov 001.jpg Файл:Vasnetsov sergij radonezh.jpgСергий (в миру Варфоломей) Радонежский (3 мая 1314 — 25 сентября 1392) — святой, преподобный, величайший подвижник земли русской, преобразователь монашества в Северной Руси.
Родился в боярской семье в селе Варницы (близ Ростова) у родителей Кирилла и Марии. У Варфоломея был старший брат Стефан и младший Пётр. Уже в младенчестве по преданию отказывался от молока матери в постные дни среды и пятницы. Сначала обучение его грамоте шло весьма неуспешно, но потом, благодаря терпению и труду, он успел ознакомиться со Священным Писанием и пристрастился к церкви и иноческому житию. В 1328 родители Сергия, доведенные до нищеты, должны были покинуть Ростов и поселились в городе Радонеже (54 км от Москвы).
После смерти родителей Варфоломей отправился в Хотьково-Покровский монастырь, где иночествовал его старший брат, Стефан. Стремясь к «строжайшему монашеству», к пустынножитию, он оставался здесь недолго и, убедив Стефана, вместе с ним основал пустынь на берегу реку Кончуры, на холме Маковец посреди глухого Радонежского бора, где и построил (около 1335) небольшую деревянную церковь во имя св. Троицы, на месте которой стоит теперь соборный храм также во имя св. Троицы. Вскоре Стефан уехал в московский Богоявленский монастырь. Оставшись один, Варфоломей принял в 1337 постриг под именем Сергия.
Года через два или три к нему стали стекаться иноки; образовалась обитель, которая в 1345 оформилась как Троице-Сергиев монастырь (впоследствии Троице-Сергиева лавра) и Сергий был её вторым игуменом (первый — Митрофан) и пресвитером (с 1354), подававшим всем пример своим смирением и трудолюбием. Запретив принимать подаяние, Сергий поставил правилом, чтобы все иноки жили от своего труда, сам подавая им в этом пример. Постепенно слава его росла; в обитель стали обращаться все, начиная от крестьян и кончая князьями; многие селились по соседству с нею, жертвовали ей своё имущество. Сначала терпевшая во всем необходимом крайнюю нужду пустынь обратилась в богатый монастырь. Слава Сергия дошла даже до Царьграда: патриарх константинопольский Филофей прислал ему с особым посольством крест, параманд, схиму и грамоту, в которой восхвалял его за добродетельное житие и давал совет ввести в монастыре киновию (строгое общинножитие). По этому совету и с благословения митрополита Алексея Сергий ввёл в монастыри общинножительный устав, принятый потом во многих русских монастырях.
Файл:Sergii Radonezhsky monument.jpgВысоко уважавший радонежского игумена митрополит Алексей перед смертью уговаривал его быть ему преемником, но Сергий решительно отказался. По словам одного современника, Сергий «тихими и кроткими словами» мог действовать на самые загрубелые и ожесточенные сердца; очень часто примирял враждующих между собой князей, уговаривая их подчиняться великому князю московскому (напр., ростовского князя — в 1356, нижегородского — в 1365, рязанского Олега и др.), благодаря чему ко времени Куликовской битвы почти все русские князья признали главенство Дмитрия Иоанновича. Отправляясь на эту битву, последний в сопровождении князей, бояр и воевод поехал к Сергию, чтобы помолиться с ним и получить от него благословение. Благословляя его, Сергий предрёк ему победу и спасение от смерти и отпустил в поход двух своих иноков, Пересвета и Ослябю.
Приблизившись к Дону, Димитрий Иоаннович колебался, переходить ли ему реку или нет, и только по получении от Сергия ободрительной грамоты, увещевавшей его как можно скорее напасть на татар, приступил к решительным действиям. После Куликовской битвы великий князь стал относиться ещё с большим благоговением к радонежскому игумену и пригласил его в 1389 скрепить духовное завещание, узаконивающее новый порядок престолонаследия от отца к старшему сыну.
Достигнув глубокой старости, Сергий, за полгода прозрев свою кончину, призвал к себе братию и благословил на игуменство опытного в духовной жизни и послушании ученика, преподобного Никона. Накануне кончины преподобный Сергий в последний раз призвал братию и обратился со словами завещания: «Внимайте себе, братие. Прежде имейте страх Божий, чистоту душевную и любовь нелицемерную…»
25 сентября 1392 Сергий скончался, а через 30 лет были обретены нетленными его мощи и одежды; в 1452 он был причислен к лику святых. Церковь отмечает его память в день кончины 25 сентября (8 октября), а также 5 (18) июля, в день обретения мощей.
Кроме Троице-Сергиева монастыря, Сергий основал ещё несколько монастырей(Благовещенскую на Киржаче, Андроников и Симонов в Москве, Борисоглебский близ Ростова, Старо-Голутвинский близ Коломны, Георгиевский, Высотский и др.), во все эти обители он поставил настоятелями своих учеников. Более 40 обителей было основано его учениками: Саввой (Савво-Сторожевский близ Звенигорода), Ферапонтом (Ферапонтов), Кириллом (Кирилло-Белозерский) и др., а также его духовными собеседниками, такими, как Стефан Пермский.
Наиболее известным источником сведений о нем, равно как и замечательным памятником древнерусской словесности является Житие Сергия, написанное в 1417–1418 его учеником Епифанием Премудрым, а в середине XV в. значительно переработанное и дополненное Пахомием Логофетом.
- Трудолюбие
- Отшельничество
- Пост
- Скромность
- Целительство
- Видения святых
- Преподобный Сергий Радонежский. По поводу 500-летия со времени его блаженной кончины // Христианское чтение. — 1892. — № 9—10.
- Жизнь и труды преподобного Сергия Радонежского // Странник. — 1892. — № 9.
- А. Г—в О значении преподобного Сергия Радонежского в истории русского монашества // Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. — 1892. — № 9.
- Шаблон:Книга
- Шаблон:Книга
- Шаблон:Книга
- Шаблон:Книга
ru.history.wikia.com
Сергий Радонежский — Википедия (с комментариями)
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Се́ргий Ра́донежский[Коммент. 1], игумен Радонежский, игумен земли Русской, всея России чудотворец (в миру Варфоломе́й; 3 мая 1314 года[Коммент. 2] или май 1322 года[Коммент. 3] — 25 сентября 1392 года) — иеромонах Русской церкви, основатель ряда монастырей, в том числе Свято-Троицкого монастыря под Москвой (ныне Троице-Сергиева лавра).
Духовный собиратель русского народа, с которым связаны культурный идеал Святой Руси и возникновение русской духовной культуры (и русской культуры вообще)[1]. Письменного наследия не оставил, однако известны его духовные наставления[2].
Известен также как представитель деятельного исихазма, основоположник русского старчества[1] и возобновитель монашеского общежития[⇨], которое идёт от Антония и Феодосия Печерских.
С XV века почитается Русской православной церковью святым в лике преподобных[⇨] и считается величайшим подвижником земли Русской. С древних времён почитается православными и старообрядцами. Считается покровителем учащихся.
До начала XX века почитание Сергия Радонежского ограничивалось почти исключительно территорией исторической Руси, однако после революции 1917 года оно распространилось далеко за её пределы, что стало заслугой русской эмиграции[3].
В 1940 году папа Пий XII признал допустимым почитание святых Восточной церкви, канонизированных до Ферраро-Флорентийского собора, включая Сергия Радонежского, — в первую очередь греко-католиками. С 1969 года по распоряжению папы Павла VI имя преподобного Сергия включено в богослужебный календарь римско-католической церкви[4].
Дни памяти у православных, старообрядцев и восточных католиков:
В Русской православной церкви имеются и другие дни памяти[⇨].
В приходах западных обрядов римско-католической церкви и в церквах англиканского сообщества день памяти — 25 сентября по григорианскому календарю.
Биография
Основной первичный источник сведений о преподобном Сергии — «житие, написанное его учеником Епифанием Премудрым»[5], которое входит в «число вершин русской агиографии»[6] и «является ценнейшим источником сведений о жизни Московской Руси XIV века»[6].
Епифаний, составляя «Житие», подходил к работе как исследователь, пользуясь многими источниками, включая рассказы о жизни Сергия его старшего брата[7].
Для «Жития» характерны сообщения о чудесах[⇨] и отсутствие прямых указаний на год появления на свет будущего святого.
Нерешенная проблема датировки
Первый жизнеописатель будущего святого, Епифаний Премудрый, указал год его появления на свет, пользуясь затейливой формулировкой[8]:
Хочу также сказать о времени и годе, когда преподобный родился: в годы правления благочестивого, славного и державного царя Андроника, самодержца греческого, который царствовал в Царьграде, при архиепископе Константинополя Каллисте, патриархе вселенском; родился он в земле Русской, в годы княжения великого князя тверского Дмитрия Михайловича, при архиепископе преосвященном Петре, митрополите всея Руси, когда приходило войско Ахмыла. |
В результате исследователи сталкиваются с нелегкой проблемой интерпретации этих данных. В житии, составленном Никоном (Рождественским) в XIX веке, фигурировала дата 3 мая 1319 года[9], а в «Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона» В. Е. Рудаков указал в качестве вариантов 1314 и 1319 годы[10].
Современные варианты жития в качестве дня его рождения дают 3 мая 1314 года[12]. Современные светские исследователи также не единодушны по вопросу о дате рождения Сергия Радонежского[11] (см. таблицу).
Вообще, важнейшая проблема для историков — отсутствие в житии преподобного Сергия каких-либо дат, за исключением даты кончины[11]. Это и порождает разногласия, связанные с датировками событий его жизни.
В частности, дату рождения преподобного Сергия историки определяют отталкиваясь от даты его смерти и прожитых им лет. Впрочем, сведения о возрасте при кончине расходятся, и приходится выбирать между 70 и 78 годами жизни[11].
Варианты датировки
Епифаниева датировка | Пахомиева датировка | |
---|---|---|
Рождение | 1322 год | 1314 год |
Монашеский по́стриг | 1342 год | 1337 год |
Кончина | 1392 год | 1392 год |
Лет жизни | 70 | 78 |
Проблема датировки не ограничивается одной лишь датой рождения. По сути, источники содержат два варианта датировки — «епифаниевский» и «пахомиевский»[13] (см. таблицу).
Как считает Н. С. Борисов, на раннюю дату рождения Сергия (1314 год) указывает сообщение Вкладной книги Троице-Сергиева монастыря, согласно которой преподобный Сергий был игуменом в продолжение 48 лет, и следовательно, он возглавил монашескую общину в 1344 году. Если взять 1314 год, то он стал игуменом в 30 лет; если же взять 1322 год, то он стал игуменом в 22 года. Однако монашеские уставы требовали от игумена достижения «возраста Иисуса», то есть 33 лет. В такой ситуации, продолжает своё рассуждение Борисов, допустить 30-летний возраст игумена как-то можно, но 22 года исключены совершенно[13].
Место и обстоятельства рождения
«Преподобный отец наш Сергий родился от родителей благородных и благоверных: от отца, которого звали Кириллом, и матери, по имени Мария», — сообщает Епифаний Премудрый[8].
В повествовании Епифания не указано точное место рождения преподобного, сказано лишь, что до переселения из Ростовского княжества семья преподобного проживала «в деревне в той области, которая находится в пределах Ростовского княжества, не очень близко от города Ростова»[8]. Принято считать, что речь идёт о селе Варницы под Ростовом[5][7][9][12]. Будущий святой получил при крещении имя Варфоломей[8] в честь апостола Варфоломея[9].
Как отмечает церковный исследователь Т. Крючков, Ростовское княжество ко времени рождения преподобного Сергия представляло собой примечательное явление русской жизни: его территория уходила далеко на север, в нынешнюю Вологодчину; княжество соперничало с Великим Новгородом в освоении нынешнего русского Севера; Ростовская земля была осколком русской домонгольской цивилизации; общий упадок, разделивший русскую историю на Киевский и Московский периоды, коснулся его примерно на столетие позже, и на это время Ростов стал негласным культурным центром Руси[14].
В Ростове существовали библиотеки и школы, одну из которых посещал отрок Варфоломей, хотя в разорённой Русской земле школы были редкостью[14].
Ростовскую культурную и религиозную жизнь того времени характеризовало «грекофильство». В Ростове сохранялась греческая церковная и культурная традиция: «тогда было в церкви Святой Богородицы так, что левый клирос пел по-гречески, а правый — по-русски». Святитель Стефан Пермский, прежде чем создать письменность зырян и перевести на язык зырян Священное Писание, отправился в Ростов, чтобы выучить греческий язык. Епифаний, первый составитель Сергиева жития, познакомился со Стефаном в так называемом Григорьевского затворе — училище при монастыре святителя Григория Богослова. Путешествия Епифания по христианскому Востоку (посещение Иерусалима, проживание на Афоне) означают, что он владел греческим языком. Это также указывает на греческий характер обучения в ростовских учебных заведениях[14].
Существует мнение, что греческим языком овладел и Сергий Радонежский[⇨].
Детские годы
Согласно Епифанию, Кирилл и Мария, родители преподобного, имели трёх сыновей: «первый Стефан, второй — этот Варфоломей, третий Пётр…». Когда Варфоломей был в возрасте семи лет, «родители его отдали учиться грамоте», но учёба не продвигалась: хотя «Стефан и Пётр быстро изучили грамоту», Варфоломей учился «как-то медленно и не прилежно». Старания учителя не приносили плодов: «отрок не слушал его и не мог научиться». Варфоломея бранили родители, учитель наказывал, товарищи укоряли, он же «со слезами молился Богу»[8].
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона так описывал обучение Варфоломея: «Сначала обучение его грамоте шло весьма неуспешно, но потом, благодаря терпению и труду, он успел ознакомиться со Священным писанием и пристрастился к церкви и иноческому житию»[10].
Чудесное научение грамоте
Совершенно иначе рассказывает об этом житие преподобного, которое сообщает о неожиданной встрече Варфоломея с таинственным старцем[8]:
…он увидел некоего черноризца, старца святого, удивительного и неизвестного, саном пресвитера, благообразного и подобного ангелу, на поле под дубом стоящего и прилежно со слезами молящегося. |
По окончании молитвы старца Варфоломей сообщил ему о своей неспособности овладеть грамотой и попросил его помолиться Богу. После усердной молитвы старец подал мальчику кусок святой просфоры, который Варфоломей съел, получив от старца предсказание, что с этого дня он будет знать грамоту лучше своих братьев и сверстников, которое вскоре и подтвердилось[8].
Этот рассказ лёг в основу знаменитой картины «Видение отроку Варфоломею» работы художника Нестерова (см. иллюстрацию), а также установленного в Радонеже памятника работы скульптора Клыкова.
Первые подвиги
Как сообщает Епифаний, ещё до достижения двенадцатилетнего возраста Варфоломей «стал поститься строгим постом и от всего воздерживался, в среду и в пятницу ничего не ел, а в прочие дни хлебом питался и водой; по ночам часто бодрствовал и молился», что послужило источником некоторых разногласий между сыном и матерью, которую беспокоили такие подвиги её сына[8].
Иные сведения о занятиях Сергия в детские годы до нас не дошли[7].
Полученное образование
Существует мнение, что в Ростове Варфоломей овладел греческим языком, которое высказывает церковный исследователь Т. О. Крючков, выставляя в поддержку этой точки зрения как греческий характер образования в Ростове, так и другие факты, среди которых — предполагаемая начитанность Сергия в святоотеческой литературе (ещё бедной в те времена на переводы) и свободное владение греческим языком Сергиева племянника (святителя Феодора Ростовского), который с 11 лет жил в Троицкой обители: овладеть греческим будущий святитель мог только в стенах монастыря, будучи научен кем-то из троицкой братии[14].
Переселение в Радонеж
Через какое-то время сильно обедневшая семья Варфоломея была вынуждена перебраться в город Радонеж. Епифаний указывает в своем житии, каким образом отец преподобного утратил своё богатство[8]:
Скажем и о том, как и почему он обнищал: из-за частых хождений с князем в Орду, из-за частых набегов татарских на Русь, из-за частых посольств татарских, из-за многих даней тяжких и сборов ордынских, из-за частого недостатка в хлебе. |
Но наихудшим бедствием, как сообщает Епифаний, стало «великое нашествие татар, во главе с Федорчуком Туралыком», переход великого княжения к московскому князю Ивану Даниловичу и лишение ростовской знати её власти, имущества, почестей и всего прочего. Назначение и приезд в Ростов московского воеводы Василия сопровождались насилием и многочисленными злоупотреблениями москвичей, которые, согласно Епифанию, вкупе с татарскими набегами, посольствами и данями, а также частыми неурожаями побудили Кирилла к переселению: «собрался он со всем домом своим, и со всеми родными своими поехал, и переселился из Ростова в Радонеж»[8].
В XIX веке считали, что переселение произошло, когда Варфоломею было примерно 12 лет[7]. Сходно и мнение Б. М. Клосса, который считает, что переселение произошло примерно в 1334 году (а рождение — в 1322 году)[15].
Н. С. Борисов не указывает конкретную дату переезда в Радонеж и описывает событие не как собственное решение боярина Кирилла, а как принудительное переселение: «Иван Калита уплатил в Орде долги ростовчан и теперь мог поступать с ними по своему усмотрению», поскольку по тогдашним законам «неисправный должник попадал в полную личную зависимость от своего кредитора»[13].
Другой современный историк, Аверьянов, считает, что переселение произошло в 1341 году, когда Варфоломею было примерно 19 лет[7]. Современный церковный исследователь Т. О. Крючков также полагает, что переселение могло произойти на рубеже 1330-х и 1340-х годов, после неурожаев и голода в Ростовской земле, которые окончательно разорили боярина Кирилла[16].
Крючков также указывает, что при таких сроках переезда будущий преподобный Сергий вполне мог закончить полный курс обучения в греческих школах Ростова[16], подкрепляя этим наблюдением мнение о том, что преподобный Сергий свободно владел греческим языком[14].
Принятие монашеств
wiki-org.ru
Преподобный Се́ргий Радонежский, игумен
Краткое житие преподобного Сергия Радонежского
Дивен Бог во святых Своих! Прославляя Своих избранников, Он через них же устрояет и наше спасение.
В трудные для Церкви времена, когда благопотребна была особенная помощь Божия к укреплению веры православной в сердцах людских или когда нечестие людское грозило подавить собою благочестие и веру, в такие трудные времена Бог нарочито посылал особых избранников Своих, которые, будучи преисполнены благодати Божией, своей дивной жизнью, своим смирением привлекали к себе сердца людей и делались наставниками и руководителями в духовной жизни для всех.
Одним из таких великих избранников Божиих был преподобный Сергий, дарованный Богом земле Русской именно в такое тяжкое время, когда татары заполонили почти все пределы ее, когда междоусобия князей доходили до кровавых побоищ, когда эти усобицы, бесправие, татарское насилие и грубость тогдашних нравов грозили русскому народу совершенной гибелью. Полтораста с лишком лет томилась многострадальная Русь под тяжелым игом татарским. И вот наконец призрел Господь Бог мольбы Руси Православной – приближался час освобождения, в котором Сергий явился истинным печальником родной земли.
Но чтобы сбросить варварское иго и ввести инородцев в ограду Христианской Церкви, для этого нужно было приподнять и укрепить нравственные силы, приниженные вековым порабощением и унынием. Этому нравственному воспитанию народа и посвятил свою жизнь преподобный Сергий. Самым сильным средством, доступным и понятным тому веку, был живой пример, наглядное осуществление нравственного правила. Он начал с самого себя и продолжительным уединением, исполненным трудов и лишений среди дремучего леса, приготовился быть руководителем других пустынножителей. Жизнеописатель, сам живший в братстве, воспитанном Сергием, живыми чертами описывает, как оно воспитывалось, с какой постепенностью и любовью к человеку, с каким терпением и знанием души человеческой. На страницах древнего жития повествуется о том, как Сергий, начав править собиравшейся к нему братией, был для нее поваром, пекарем, мельником, дровоколом, портным, плотником, каким угодно трудником, служил ей, как раб купленный, по выражению жития, ни на один час не складывал рук для отдыха; как потом, став настоятелем обители и продолжая ту же черную хозяйственную работу, он принимал искавших у него пострижения, не спускал глаз с каждого новичка, возводя его со степени на степень иноческого искуса, указывал дело всякому по силам, ночью дозором ходил мимо келлий, легким стуком в дверь или окно напоминал празднословящим, что у монаха есть лучшие способы проводить досужее время, а поутру осторожными намеками, не обличая прямо, не заставляя краснеть, «тихой и кроткой речью» вызывал в них раскаяние без досады. В этом повествовании видно практическую школу благонравия, в которой сверх религиозно-иноческого воспитания главными житейскими науками были уменье отдавать всего себя на общее дело, навык к усиленному труду и привычка к строгому порядку в занятиях, помыслах и чувствах. Наставник вел ежедневную терпеливую работу над каждым отдельным братом, над отдельными особенностями каждого брата, приспособляя их к целям всего братства. Наблюдение и любовь к людям дали умение тихо и кротко настраивать душу человека и извлекать из нее, как из хорошего инструмента, лучшие ее чувства.
Так воспитывалось дружное братство, производившее, по современным свидетельствам, глубокое назидательное впечатление на мирян. Мир приходил к монастырю, пытливым взглядом смотрел на чин жизни, и то, что он видел, быт и обстановка пустынного братства, поучали его самым простым правилам, которыми крепко людское христианское общежитие. В монастыре все было бедно и скудно или, как выразился разочарованно один мужичок, пришедший в обитель преподобного Сергия повидать прославленного величественного игумена, «все худостно, все нищетно, все сиротинско». Случалось, все братия по целым дням сидели чуть не без куска хлеба. Но все были дружны между собой и приветливы к пришельцам, во всем следы порядка и размышления, каждый делал свое дело, каждый работал с молитвой, и все молились после работы. Во всех чуялся скрытый огонь, который без искр и вспышек обнаруживался живительной теплотой, обдававшей всякого, кто вступал в эту атмосферу труда, мысли и молитвы. Мир видел все это и уходил ободренный и освеженный. Пятьдесят лет делал свое тихое дело преподобный Сергий в Радонежской пустыни; целые полвека приходившие к нему люди вместе с водой из его источника черпали в его пустыни утешение и ободрение и, воротясь в свой круг, по каплям делились им с другими. И эти капли нравственного влияния, подобно закваске, вызывающей живительное брожение, западая в массы, незаметно изменяли направление умов, перестраивали весь нравственный строй души русского человека XIV века.
Преподобный Сергий примером своей святой жизни, самой возможностью такой жизни дал почувствовать заскорбевшему народу, что в нем еще не все доброе погасло и замерло, помог ему заглянуть в свой собственный внутренний мрак и разглядеть там еще тлевшие искры того же огня, которым горел сам он. И народ, привыкший дрожать при одном имени татарина, собрался наконец с духом, встал на поработителей и не только нашел в себе мужество встать, но и пошел искать татарские полчища в открытой степи и там повалился на врагов несокрушимой стеной, похоронив их под своими многотысячными костями.
Чувство нравственной бодрости, духовной крепости, которое преподобный Сергий вдохнул в русское общество, еще живее и полнее воспринималось русским монашеством. В жизни русских монастырей со времени Сергия начался замечательный перелом: заметно оживилось стремление к иночеству. Древнерусское монашество было точным показателем всего мирского общества: стремление покинуть мир усиливалось не от того, что в миру скоплялись бедствия, а по мере того, как в нем возвышались нравственные силы. Преподобный Сергий со своей обителью и своими учениками был образцом и начинателем в этом оживлении монастырской жизни, «начальником и учителем всем монастырям, иже в Руси», как называет его летописец. Он уподобил и продолжает уподоблять своей духовной природе и всех близко соприкасающихся с ним людей. Он напитал своим крепким духом целые сонмы, целые поколения монашествующих. До 70-ти монастырей было основано его учениками и учениками его учеников; его духовное потомство было одной из главных духовных сил, содействовавших духовному претворению разных полуязыческих племен, раскинутых по пространству Северной и Средней России, в одно целое великорусское племя, объединенное, одушевленное, скрепленное духом Православия. И наши летописцы имели полное основание именовать преподобного Сергия игуменом всея Руси, и Святая Церковь достойно и праведно величает его возбранным воеводою Русской земли!
Родиной преподобного Сергия была земля Ростовская, поэтому «он вышел из нас, был плоть от плоти нашей и кость от костей наших, а поднялся на такую высоту, о которой мы и не чаяли, чтобы она кому-нибудь из наших была доступна». А преподобный прошел общим путем скорбей и подвига крестного прежде, чем явился тем дивным благодатным мужем, каким мы видим его в последние годы жизни. Сбылось дивное обетование Господа: Аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет; и Отец Мой возлюбит его, и Аз возлюблю его, и к нему приидем и обитель у него сотворим (Ин.14,21-23). Преподобный Сергий опытно познал тайну Живоначальной Троицы, потому что жизнью своей соединился с Богом, приобщился к самой жизни Божественной Троицы, то есть достиг возможной на земле меры обожения, став причастником Божеского естества (2Пет.1,4). И в душе его «сотворила обитель» Святая Троица; он сам сделался «обителью Святой Троицы», и всех, с кем общался преподобный, он возводил и приобщал к ней. Справедливо замечает его ученик и описатель жития его, что Сергий был «яко един от древних великих отцев». За свою крепкую веру он удостоился лицезреть камня веры – Петра; за свою девственную чистоту – девственника и друга Христова Иоанна, а за свое величайшее смирение – смиреннейшую из земнородных Владычицу мира, Пресвятую Богородицу. В смиренном сердце подвижника тихо сиял неизреченный свет благодати Божией, согревая все его духовное существо. Ему преизобильно сообщены были все дары Божии: и дар чудотворений, и дар пророчества, и дар утешения и назидания, совета и разума духовного. Для его духовного взора как бы не существовало ни преград вещественных, ни расстояния, ни самого времени: он видел далече отстоящее яко близ сущее, зрел будущее как бы настоящее. За святость жития своего он был почти от всех любим и почитаем и уважаем более, чем сколько позволило это его тогдашнее смиренное состояние. Многое множество приходило к нему из разных стран и городов, и в числе приходивших были и иноки, и князья, и вельможи, и простые люди, «на селе живущие».
Как корабль, обремененный множеством сокровищ, тихо приближается к доброму пристанищу, так богоносный Сергий приближался к исходу из сей временной жизни. Вид смерти не страшил его, потому что он готовился к ней подвигами всей своей жизни. Ему было уже за 70 лет. Непрестанные труды изнурили его старческие силы, но он никогда не опускал ни одной службы Божией и «чем больше состаревался возрастом, тем больше обновлялся усердием», подавая собою юным поучительный пример.
За полгода до кончины великий подвижник удостоился откровения о времени своего отшествия к Богу. Он созвал к себе братию и в присутствии всех передал управление обителью присному ученику своему преподобному Никону (память 17/30 ноября), а сам начал безмолвствовать. Наступил сентябрь 1391 года, и преподобный старец тяжко заболел… Еще раз собрал он вокруг себя всех учеников своих и еще раз простер к ним свое последнее поучение.
Сколько простоты и силы в этом предсмертном поучении умирающего отца иноков! Сколько любви к тем, которых оставляет! Он желал и заповедал, чтобы его духовные дети шли тем же путем к Царству Небесному, каким шествовал он сам в продолжение всей своей жизни. Прежде всего он учил их пребывать в православии: «основанием всякого доброго дела, всякого доброго намерения, по учению слова Божия, должна быть вера; без веры угодить Богу невозможно. Но вера православная, основанная на учении апостолов и отцов, чуждая высокомудрствования, которое часто ведет к маловерию и неверию и сбивает с пути спасения». Далее преподобный завещал братии хранить единомыслие, блюсти чистоту душевную и телесную и любовь нелицемерную, советовал удаляться от злых похотей, предписывал умеренность в пище и питии, смирение, страннолюбие и всецелое искание горнего, небесного, с презрением суеты житейской. Он многое напомнил им из того, что говорил прежде, и наконец заповедал не погребать его в церкви, а положить на общем кладбище, вместе с прочими усопшими отцами и братиями.
Безмолвно стояли с поникшими главами скорбящие чада Сергиевы и с болью сердечной внимали последним наставлениям любимого старца. Особенно грустно им было слышать последнюю волю своего смиренного игумена относительно места его последнего покоя. Один вид могилы его в храме Божием среди собора молящихся братий мог бы служить для них некоторым утешением. Но старец не желал этого, а ученики не хотели огорчать его смирение своим противоречием, и всякое слово невольно замирало на их устах. «Не скорбите, чада мои, – с любовью утешал их старец, – я отхожу к Богу, меня призывающему, и вас поручаю Всемогущему Господу и Пречистой Его Матери: Она будет вам прибежищем и стеной от стрел вражиих!».
Перед самым исходом души своей старец пожелал в последний раз приобщиться Пречистого Тела и Крови Христовых. Весь исполненный благодатного утешения, он возвел горе свои слезящиеся от радости очи и еще раз, при помощи учеников, простер к Богу свои преподобные руки… «В руце Твои предаю дух мой, Господи!» – тихо произнес святой старец и в дыхании сей молитвы отошел чистой своей душой ко Господу, Которого от юности возлюбил.
Это было 25 сентября 1392 года. Лишь только преподобный Сергий испустил последний вздох, несказанное благоухание разлилось по его келлии. Лицо усопшего праведника сияло небесным блаженством, и смерть не посмела наложить свою мрачную печать на светолепный лик новопреставленного старца Божия.
Немедленно старейшие из братии отправились в Москву со скорбной вестью к митрополиту Киприану. Они сообщили ему как завещание старца о месте погребения, так и усердное желание всей братии положить его в церкви Пресвятой Троицы, им самим созданной, и просили его архипастырского о том распоряжения. И святитель не затруднился благословить их на погребение смиренного игумена в церкви, хотя сам он не желал того. Весть о его преставлении привлекла в обитель множество народа не только из окрестных селений, но и из ближайших городов. Каждому хотелось приблизиться и прикоснуться если не к самому телу богоносного старца, то, по крайней мере, ко гробу его. Тут были и князья, и бояре, почтенные старцы-игумены, и честные иереи столицы, и множество иноков, кто со свечами, кто с кадилами и святыми иконами, провожая святые останки блаженного старца к месту последнего их упокоения. И похоронили его у правого клироса в церкви Пресвятой Троицы.
Трогательными чертами изображает скорбь осиротевших учеников Сергиевых блаженный описатель жития его, сам свидетель и участник этой скорби. «Все сетовали, – говорил он, – все плакали, воздыхали, ходили с поникшей головой». И в горести души своей часто приходили они на могилу старца, и здесь в слезной молитве припадали к его мощам святым, и беседовали с ним, как бы с живым, поверяя ему скорбь свою. «О, святче Божий, угодниче Спасов, избранниче Христов! – говорили они. – О, священная главо, преблаженный авва Сергие Великий! Не забуди нас, убогих рабов твоих, не забуди нас, сирот своих; поминай нас всегда во святых своих и благоприятных молитвах ко Господу, поминай стадо, тобою собранное. Молись за нас, отче священный, за детей твоих: ты имеешь дерзновение у Царя Небесного, – не промолчи же, вопия за нас ко Господу! Тебе дана благодать за нас молитися… Мы не считаем тебя умершим, нет! Хотя телом ты и преставился от нас, но дух твой с нами; не отступи же от нас, пастырь наш добрый».
Так оплакивали святые ученики святого старца, так крепко веровали они в его благодатное сопребывание духом с ними. И по вере их угодник Божий не оставлял их без утешения. Так, однажды благочестивый инок Игнатий видел наяву во время всенощного бдения, что преподобный Сергий стоит на своем месте игуменском и поет вместе с братией. Это видение было как бы ответом любвеобильного старца своим присным ученикам из загробного мира, ответом на их сердечный молитвенный плач над гробом его.
5/18 июля – Обретение мощей
Спустя 30 лет по преставлении преподобного Сергия Бог благоволил явить миру сокровище святыни. Незадолго перед построением нового храма во имя Живоначальной Троицы преподобный Сергий явился одному благочестивому мужу, жившему близ обители, и повелел возвестить игумену и братии: «Вскую мя остависте толико время во гробе, землею покровена, воде утесняющей тело мое?». И преподобный Никон, приступая к созданию каменного храма, в присутствии крестного сына Сергиева, князя Звенигородского и Галичского Юрия Димитриевича, при копании рвов обрел и изнес из земли мощи отца своего 5 июля 1422 года. При открытии гроба разлилось благоухание необыкновенное. И не только тело чудотворца оказалось нетленным, но и одежды его были невредимы, хотя с обоих сторон гроба стояла вода. Мощи на время были поставлены в деревянной Троицкой церкви (на том месте находится теперь церковь Сошествия Святаго Духа.) Каменный храм, как место покоя великого Сергия, созидался и украшался с благоговейной любовью и с усердными молитвами. Над украшением сего святилища потрудились преподобные иконописцы Даниил и Андрей Рублев (память 4/17 июля). При освящении в 1426 году каменного Троицкого собора святые мощи были перенесены в него. И доныне стоит этот храм Никонова строения, не потрясаемый веками, и освящает молящихся, и руки нечестивых доныне не прикасались к нему.
Все нити духовной жизни Русской Церкви сходятся к великому Радонежскому угоднику и чудотворцу, по всей Православной России благодатные животворящие токи распространяются от основанной им Троицкой обители. Духовный вклад преподобного Сергия в богословское учение о Святой Троице особенно велик, ибо он глубоко прозирал сокровенные тайны «умными очами» подвижника – в молитвенном восхождении к Триипостасному Богу, в опытном богообщении и богоуподоблении.
Радонежский подвижник, его ученики и собеседники обогатили Русскую
azbyka.ru
Святой Сергий Радонежский
История жизни будущего подвижника Сергия — пример того, как иногда с самого детства определяется судьба человека. Ростовские бояре Кирилл Иванчин и его жена Мария не знали, что делать со средним сыном. Варфоломей (так звали Сергия до пострига) совсем не походил ни на братьев, ни на других детей. Шумным играм он предпочитал уединение и мог часами сидеть в укромном месте, размышляя о чем-то неведомом.
Когда по обычаю чад боярских отдали в ученье к деревенскому дьячку, выяснилось, что грамота дается мальчику куда хуже старшего брата Стефана, да и младший Петруша учился значительно лучше. Остаться Варфоломею неучем, но тут случилось первое из чудес, так часто встречавшихся затем на его пути. Однажды в лесу он повстречался со старцем-монахом и слезно просил его .помолиться о том, чтобы Господь наставил, наконец, неразумного в науках. Старец помолился вместе с ребенком, дал ему частицу просфоры и велел съесть, пообещав, что отныне мальчик будет учиться лучше сверстников, а впоследствии станет «велик пред Богом и людьми за свою добродетельную жизнь».
С этого дня Варфоломей быстро выучил грамоту и стал много читать — особенно ему нравились жития святых, повествующие о подвижничестве во имя православной веры. По их примеру сам он много молился, держал строгий пост по средам и пятницам и постепенно склонялся к уходу от мира. Пока отрок выбирал свой жизненный путь, Ростовское княжество отошло под руку Москвы трудами «собирателя земель русских» Ивана Калиты. Новый господин выжимал из своих владений все соки, семья Варфоломея совершенно обеднела и решилась перебраться в городок Радонеж, где переселенцам обещали на первое время снижение податей и прочие льготы.
В Радонеже Варфоломей прожил до 20 лет, а затем принял окончательное решение принять постриг и стал просить родителей отпустить его в монахи. Родители не возражали против его намерения, попросили только, чтобы он дождался в отчем доме их кончины, после чего мог посвятить себя Господу. Спустя несколько лет родители умерли, и Варфоломей собрался посвятить себя Господу, но не в монастыре, а в пустыни. Разделить свое затворничество он пригласил брата Стефана, который уже был к тому времени иноком в Хотьково-Покровском монастыре. Братья отправились выбирать уединенное место для жития и остановились на берегу речки Кончуры, именно там, где теперь стоит Троице-Сергиева лавра. Там они поставили себе келью, а чуть позже — небольшую церковь Святой Троицы, и стали жить в молитвах и воздержании. Стефан не выдержал ежедневных трудностей и лишений и вернулся в Хотьково, а Варфоломей остался в пустыни один, приняв от некоего игумена Митрофана монашеский постриг под именем Сергий.
В пустыни, по разным сведениям, преподобный прожил от двух до четырех лет. Людей вокруг не было совершенно, зато Радонежский бор населяло множество зверья. Стаи волков, лисы; медведи бродили мимо кельи пустынника, но вреда ему никто не причинял. Один из медведей даже завел с монахом подобие дружбы — посещал его ежедневно в надежде получить угощение. Сергий делился со зверем скудной трапезой, и это приятельство продолжалось около года. Прошло время, и в пустыню стали сходиться иноки из окрестных монастырей, привлеченные слухами о святости пустынножителя. Скоро их собралось столько, что сама собою образовалась Троице-Сергиева обитель, и Сергию, посвященному в сан игумена, пришлось задуматься об организации монашеского быта.
За одинокие годы, прожитые в пустыни, преподобный пришел к мысли о полезности введения в монастыре общежитного устава взамен существовавшего до того особножительства. Организация братии в коллектив, где каждый наделен равными правами и между всеми поделены ежедневные труды, превращала обитель в сообщество, единое не только в быту, но и в духовных устремлениях.
Монастырский устав предписывал всем инокам равное участие в любой хозяйственной работе. Сергий трудился не только наравне с остальными, но даже больше других, поскольку был человеком сильным и выносливым. Кроме того, он со смирением брался за любое послушание, от столярных и плотницких занятий до приготовления пищи и шитья одежды и обуви для братии. Одежду для всех шили из одинаковой материи, а Троицкий игумен всегда одевался хуже других иноков — в похожую на рубище сермягу.
Монахи усердно трудились, вели благочестивую жизнь, постепенно обитель стала процветать и приобрела множество почитателей в среде бояр и купечества, проживавших поблизости. Летописи говорят о том, что братия постоянно занималась, кроме прочего, чтением святых книг. Вероятно, дела монастыря шли настолько хорошо,; что Сергий организовал их изготовление прямо в его стенах либо располагал средствами на покупку дорогих фолиантов. С тех пор собрать хоть небольшую библиотеку считал своим долгом каждый русский монастырь. Еще одну традицию ввел Сергий для русского монашества — милосердие по отношению к сирым и убогим. Из его обители ни один несчастный не уходил с пустыми руками и не окормленным духовно. Интересно, что Сергий Радонежский не оставил после себя ни единого текста — все, что известно о его высказываниях, содержится в летописных источниках. Очевидно, тому было две причины. Во- первых, глава Троицкой обители предпочитал учить не словом, а личным примером, и это касалось как ревности в вере, так и обычной ежедневной жизни.
Во-вторых, по свидетельству современников, Сергий обладал необычайным даром красноречия и наставлял паству словесно, не записывая собственных речей. При этом преподобный обладал абсолютно кротким, незлобивым нравом и умел успокоить и разрешить любой спор. Авторитет Троицкого игумена был настолько велик, что едва ему исполнилось 50 лет, как его прозвали «святым старцем», хотя по возрасту, казалось бы, это звание ему и не полагалось. Примирял Сергий не только паству монастыря, но и русских князей, не желавших признавать объединение своих земель вокруг Москвы. Не однажды отправлялся он увещевать князей Ростовского, Нижегородского, Рязанского, и его наставления приносили плоды: со временем главенство Москвы над Русью признали почти все княжества. Готовясь выступить на хана Мамая, московский правитель, сын Ивана Калиты Дмитрий Иванович, приехал в Троицкую обитель за благословением преподобного игумена. Тот напутствовал князя на битву такими словами: «Иди, господине, небоязненно! Господь поможет тебе на безбожных врагов!» И для воодушевления воинства послал с Дмитрием Ивановичем двух монахов своей обители: знаменитых Ослябю и Пересвета. Оба они прославили свои имена подвигами на Куликовом поле. Покуда длилась битва, Сергий молился за успех участвующих в сражении, время от времени вслух поминал по именам павших воинов, читал по ним заупокойную молитву и, наконец, известил братию о победе русского оружия.
Святые чудеса Сергия Радонежского
Поскольку Радонежский старец вел праведную жизнь, он получил возможность творить чудеса еще при жизни. Вот один из случаев, описанный в его житии. Однажды в монастырь явился мужчина с тяжело больным сыном на руках. Мальчик был так плох, что пока Сергий готовился к молитве, он перестал дышать. Отец был в отчаянии: он говорил, что лучше бы ребенок умер в родных стенах, раз уж в обители ему не смогли помочь. Горько плача, он удалился готовить гроб для сына, а преподобный принялся горячо молиться о даровании мальчику жизни. Едва он закончил молитву, как ребенок очнулся. Когда вернулся отец со всем необходимым для погребения, Сергий объявил несчастному, что сын его жив и здоров. Отец упал в ноги святому, благодаря его за спасение дитяти, а старец сказал, что мальчик был в обмороке, и строго воспретил мужчине рассказывать о том, что явил ему чудо.
О собственной кончине Сергий узнал за полгода. Он успел распорядиться о передаче игуменства своему ученику Никону и о том, чтобы его похоронили на общем кладбище вместе с другими усопшими монахами. После этой речи он «предался безмолвию» и 25 сентября 1392 года скончался. Вторая часть завещания старца не была выполнена: по указанию митрополита святого погребли «в церкви на правой стороне». Спустя 60 лет он был причислен к лику святых, и до наших дней его имя — одно из наиболее почитаемых в православии. В Троице-Сергиеву лавру, некогда основанную преподобным Сергием, приезжают паломники со всего мира. Православные верующие обращаются к нему за помощью в обретении смирения, обуздании гордыни, о развитии разума детей и помощи им в учении, о сбережении жизни воинов на полях сражений. И всякий, кто возносит Сергию Радонежскому искреннюю молитву, получает его помощь и утешение.
vedmochka.net
Сергий Радонежский, подробная биография
(1314 или 1322-1392) русский подвижник
О жизни и учении Сергия Радонежского известно очень немного. До наших дней не дошло в рукописи ни одного его произведения — послания, поучения, проповеди. То немногое, что мы знаем об этом великом старце, содержится главным образом в его «Житии». Хотя оно написано почти через двадцать лет после смерти святого, его автор — ученик и близкий друг Сергия Епифаний — оставил нам живой и яркий рассказ об этом незаурядном человеке. Он показал не только величие религиозного подвига, но и своеобразие личности Сергия Радонежского.
Сергий Радонежский родился в первой четверти XIV века в Ростовской земле Древней Руси. По преданию, его родители боярин Кирилл и его жена Мария, жили в своей усадьбе поблизости от Ростова Великого. Позже на этом месте возник Троице-Варниевский монастырь.
Ростов в то время был одним из крупнейших религиозных центров Северо-Восточной Руси. Несмотря на разрушительные татарские набеги, здесь сохранялась древняя киевская и византийская традиция. Видимо, она и повлияла на формирование личности юного Варфоломея (так звали Сергия до пострижения в монахи).
Согласно житию, Варфоломей еще во чреве матери был отмечен божьей благодатью. Незадолго до его рождения, когда мать была в церкви на воскресной обедне, он трижды прокричал во время литургии.
В первый год жизни Сергий Радонежский отказывался от молока матери в постные дни недели — среду и пятницу. Достигнув семи лет, Варфоломей чудесным образом овладел грамотой с помощью ангела, явившегося к нему в образе старика. Этот эпизод изображен на картине известного русского художника М. Нестерова «Видение отрока Варфоломея».
Все эти легендарные сведения являются неотъемлемой частью жития любого святого. Однако вряд ли следует сомневаться в том, что юный Варфоломей был незаурядным ребенком.
Около 1328 года родители Сергия Радонежского были принудительно переселены в московские земли. Они поселились на окраине княжества в небольшом селе Радонеж. Именно отсюда Варфоломей вместе со своим братом Стефаном, принявшим монашество после смерти жены, ушел в дремучий лес и поселился в небольшой бревенчатой келье. Историки установили, что это произошло в 1337 году.
Постепенно около кельи братья построили небольшую церковь во имя пресвятой Троицы. Однако Стефан вскоре ушел, не выдержав суровой жизни в лесу. Сергий же остался в полном одиночестве, и постепенно вокруг него образовалась небольшая монашеская община. Со временем монастырь стал расти, в нем появились хозяйственные службы, и от прежней глухомани не осталось и следа.
В 1354 году Сергий Радонежский был рукоположен в священники и назначен игуменом монастыря, получившего наименование Троицкого.
Принято считать, что жизнь монахов, обитающих внутри монастырской ограды, размеренна и небогата событиями. Сергий же, напротив, принимал активное участие в политических событиях того времени. Он неоднократно покидал монастырь и отправлялся с миссией мира к князьям, призывая их прекратить гибельные для страны междоусобицы. Так, известно, что Сергий Радонежский побывал в Нижнем Новгороде, Рязани и Твери.
Но при этом сам не стремился к какой-либо власти и решительно отказался от предложения митрополита Алексия занять его место. Ученики Сергия Радонежского разошлись по всей Руси и основали несколько десятков новых монастырей. Это явление, получившее название «монастырской колонизации», как это отмечено у В. О. Ключевского, привело к освоению огромных территорий, расположенных за Волгой и на русском Севере.
Авторитет Сергия был настолько высок, что в августе 1380 года великий князь московский Дмитрий Иванович обратился к нему за моральной поддержкой и благословением на борьбу с татарами.
Сергий Радонежский не только ободрил и благословил князя, но и послал вместе с ним двух своих монахов — Пересвета и Ослябю. Своим поступком Сергий не только нарушал все церковные каноны, но и рисковал собственным спасением души, поскольку монахам ни при каких обстоятельствах не разрешалось брать в руки оружие. Но подвижник пошел на это для того, чтобы победа в войне с Мамаем стала священным долгом христиан.
После победы на Куликовом поле, Сергий постепенно отошел от активной политической жизни и занялся духовным самосовершенствованием. Его высшей точкой стало чудесное явление ему пресвятой Богородицы. Этот эпизод также имел большое политическое значение в обстановке всенародной борьбы с татарами. Богородица всегда осмысливалась как невидимая защитница и покровительница русской земли. Поэтому иконы, на которых изображен этот эпизод, сопровождали русских воинов во многих сражениях вплоть до конца Первой мировой войны.
В сентябре 1392 года Сергий Радонежский умер и менее чем через двадцать лет был причислен к лику святых. Его мощи были помещены в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры и с тех пор являются одной из главных святынь Русской православной церкви.
biografiivsem.ru