Анализ комедии «Недоросль» Фонвизина: суть и смысл пьесы, анализ героев |LITERATURUS: Мир русской литературы
(фрагменты из статьи В. О. Ключевского ««Недоросль» Фонвизина»)
«…В «Недоросле» показана зрителю зажиточная дворянская семья екатерининского времени в невообразимо хаотическом состоянии. Все понятия здесь опрокинуты вверх дном и исковерканы; все чувства выворочены наизнанку; не осталось ни одного разумного и добросовестного отношения; во всем гнет и произвол, ложь и обман и круговое, поголовное непонимание.Жена-хозяйка [госпожа Простакова] вопреки закону и природе гнетет мужа, не будучи умнее его, и ворочает всем, т. е. все переворачивает вверх дном, будучи гораздо его нахальнее. Она одна в доме лицо, все прочие — безличные местоимения, и когда их спрашивают, кто они, робко отвечает: «я — женин муж, а я — сестрин брат, а я — матушкин сын».
Она ни в грош не ставит мнение мужа и, жалуясь на господа, ругается, что муж на все смотрит ее глазами. Она заказывает кафтан своему крепостному, который шить не умеет, и беснуется, негодуя, почему он не шьет, как настоящий портной. С утра до вечера не дает покоя ни своему языку, ни рукам, то ругается, то дерется: «тем и дом держится», по ее словам. <…>
Она любит сына любовью собаки к своим щенятам, как сама с гордостью характеризует свою любовь, поощряет в сыне неуважение к отцу, а сын, 16-летний детина, платит матери за такую любовь грубостью скотины.
Она позволяет сыну объедаться до желудочной тоски и уверена, что воспитывает его, как повелевает родительский долг. Свято храня завет своего великого батюшки воеводы Скотинина, умершего с голоду на сундуке с деньгами…., верная фамильным традициям дочь ненавидит науку до ярости, но бестолково учит сынка для службы и света…
Самый дорогой из учителей Митрофана, немец, кучер Вральман, подрядившийся учить всем наукам, не учит ровно ничему и учить не может, потому что сам ничего не знает, даже мешает учить другим, оправдывая перед матерью свою педагогику тем, что головушка у ее сынка гораздо слабее его брюха, а и оно не выдерживает излишней набивки; и за это доступное материнско-простаковскому уму соображение Вральман — единственный человек в доме, с которым хозяйка обращается прилично, даже с посильным для нее респектом.
Обобрав все у своих крестьян, госпожа Простакова скорбно недоумевает, как это она уже ничего с них содрать не может — такая беда! Она хвастается, что приютила у себя сиротку-родственницу со средствами, и исподтишка обирает ее. Благодетельница хочет пристроить эту сиротку Софью за своего братца без ее спроса, и тот не прочь от этого не потому, что ему нравится «девчонка», а потому что в ее деревеньках водятся отличные свиньи, до которых у него «смертная охота». <…>
Но самодур-баба — страшная трусиха и подличает перед всякой силой, с которой не надеется справиться, — перед богатым дядей Стародумом, желая устроить нечаянно разбогатевшую братнину невесту за своего сынка; но когда ей отказывают, она решается обманом насильно обвенчать ее с сыном, т. е. вовлечь в свое безбожное беззаконие самую церковь.
Рассудок, совесть, честь, стыд, приличие, страх божий и человеческий — все основы и скрепы общественного порядка горят в этом простаковско-скотининском аду, где черт — сама хозяйка дома, как называет ее Стародум <…>
… Митрофан стал именем нарицательным…, Митрофан — синоним глупого неуча и маменькина баловня. «Недоросль» Фонвизина — карикатура, но не столько сценическая, сколько бытовая: воспитание изуродовало его больше, чем пересмеяла комедия… <…>
Митрофану Фонвизина скоро 16 лет; но он еще состоит в недорослях… Митрофан по состоянию своих родителей учится дома, а не в школе: … закон дозволял воспитываться дома недорослям со средствами.
Комедия Фонвизина «Недоросль». «Успех был полный…». : Daily Culture
Если Вы не слышали о комедии Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль», то, наверное, Вы просто не учились в школе. А может, прогуливали, руководствуясь высказыванием главного героя «Не хочу учиться — хочу жениться». В любом случае мы исправим эту оплошность и расскажем Вам об этом золотом произведении русской литературы.
Для начала немного об авторе. Им является Денис Иванович Фонвизин – литературный деятель времен Екатерины II. Именно ему отдают авторство по созданию жанра русской бытовой комедии.
Д.И. Фонвизин – человек довольно знатного происхождения родился в 1745 году. Его предок в свое время оказался в плену у русских во времена Ливонской войны и перешел в православие. Сам Денис Иванович получил хорошее образование. Сначала он учился в гимназии при Московском университете, а затем продолжил обучение там же уже на философском факультете. Во время учебы начал активно заниматься литературной деятельностью. Переводил различные сочинения маститых писателей. Затем состоял на государственной службе. А последние годы жизни всецело посвятил литературе.
Комедия «Недоросль», написанная автором в 1782 году после пугачевского бунта, стала вершиной его творчества, вызвав резонанс в обществе.
В произведении описывается жизнь различных слоев населению в эпоху правления императрицы Екатерины II. Здесь и государственные служащие, и дворяне, и другие представители общества. Главными героями в комедии выступают недоросль Митрофанушка и его маменька – госпожа Простакова, владеющая хозяйством и слугами. Отец Митрофанушки задвинут женой на второй план и даже бывает ею поколочен. Воспитание сына для матери всего лишь показательное выступления перед обществом, дань моде.
Основная мысль «Недоросли» это высмеивание дворянского подхода к воспитанию и его дикости. В комедии герои четко делятся на хороших и плохих. Их фамилии сами за себя говорят: Простаковы, Скотинины, Стародум, Правдин и другие.
Образы отрицательных персонажей притягивают читателя своей яркостью, комичностью. А имена Митрофанушки и Простаковой стали попросту нарицательными.
Как отмечают современники, на пути постановки комедии «Недоросль» стояла масса трудностей. Фонвизин получил отказ в Петербурге. После чего поехал в Москву вместе с актером Дмитриевским. Однако и тут его не приняли, опасаясь того, что реплики комедии весьма смелые и на сцену их пропускать нельзя.
После череды отказов Фонвизин все-таки одержал победу. Комедия была поставлена в Петербурге в Вольном Российском театре. Успех был настолько колоссальным, что об этом даже написали в «Драматическом словаре». Дескать «несравненно театр был наполнен, и публика аплодировала пьесу метанием кошельков». Д.И. Фонвизин также отметил в письме своему знакомому из Москвы, что «успех был полный…».
Есть даже такая легенда, что после премьеры «Недоросли» в Петербурге к Фонвизину подошёл князь Потёмкин и сказал: «Умри, Денис, лучше не напишешь». По другой версии, эти слова принадлежат Державину.
В Москве произведение было поставлено в 1783 году в театре Медокса. Пьеса стала пользоваться огромной популярностью. Ее стали ставить на сцене студенты университета. Затем комедия перешла и на сцены императорских театров.
По мотивам комедии был даже снят фильм «Господа Скотинины» в 1926 году.
Надо отметить, что свободомыслие, которое проявил Денис Иванович Фонвизин в своем произведении «Недоросль», а затем в дальнейшем творчестве, настроило против него императрицу Екатерину, которая препятствовала распространению его произведений. Но несмотря на это, главный его труд дошел до наших дней и по сию пору является очень злободневным литературным шедевром. Времена меняются, а людские пороки остаются…
Анна Филькина
dailyculture.ru
Смысл названия комедии «Недоросль» Фонвизина (пьеса «Недоросль» как комедия о воспитании) |LITERATURUS: Мир русской литературы
Комедия «Недоросль». Художник Д. Дубинский |
В этой статье представлены ответы на вопросы о смысле названия комедии «Недоросль» Фонвизина, о том, почему Фонвизин назвал свою комедию «Недорослем», почему пьесу называют комедией о воспитании и т.д.
Смысл названия комедии «Недоросль» Фонвизина
Почему Фонвизин назвал свою комедию «Недорослем»? Почему, например, не «Госпожа Простакова» или «Жизнь Простаковых»?
Название «Недоросль» напрямую отражает идею и задачу пьесы — осмеять недостатки дворянского образования, которые порождают другие проблемы в обществе. В «Недоросле» автор высмеивает недостатки дворянского образования конца XVIII века на примере недоросля Митрофана Простакова, 15-летнего ленивого, глупого и избалованного «маменькиного сынка».
Важно понимать, что слово «недоросль» во времена Фонвизина имело официальное значение. В XVIII веке «недорослями» называли молодых дворян, которые еще не получили свидетельства об образовании, без которого нельзя было поступить на службу.
Критика о названии комедии «Недоросль»
Известный критик Д. Д. Благой считает, что главная тема пьесы «Недоросль» — тема воспитания, поэтому она отражена в названии произведении. Однако в пьесе также поднимаются и другие темы, как «злонравие», жестокость помещиков и т.д.:
«Воспитание, вернее — отсутствие сколько-нибудь нормального воспитания Митрофанушки, составляет тему … окончательной редакции «Недоросля». Это подчеркивается самымназванием пьесы. <…>
Но вместе с тем нарисованная в «Недоросле» картина по своему содержанию гораздо шире, чем просто показ дурного воспитания. Воспитание Митрофанушки выражается не только в том, что его плохо учат. Сама обстановка, в которой он растет, делает его таким, каков он есть. С самого раннего детства он окружен злыми примерами. Комедия заканчивается словами Стародума, указывающего на Простакову: «Вот злонравия достойные плоды!».
Пьеса о воспитании вырастает в пьесу о помещичьем, крепостническом злонравии, в первую у нас социальную комедию-сатиру.
(Д. Д. Благой, статья «Д. И. Фонвизин»)
Критик В. Н. Малинин также считает, что главная задача комедии «Недоросль» — высмеять недостатки дворянского образования («воспитания»). И конечно, эта задача отражена в названии пьесы:
«Задача комедии — осмеять недостатки современного воспитания. <…> Бытовая обстановка, в которой наблюдается нами процесс воспитания, есть крепостная помещичья семья. При такой постановке дела Фонвизин неизбежно должен был высказаться по вопросу о крепостном праве и отношении помещиков к крестьянам.«
(В. Н. Малинин, книга «Д. И. Фонвизин» под ред. В. И. Покровского, 1905 г.)
Пьеса «Недоросль» как комедия о воспитании
Известный литератор Г. А. Гуковский называет «Недоросль» комедией о воспитании:
«Воспитание для Фонвизина … — это основа и оправдание дворянских привилегий. Дворянское воспитание делает человека дворянином; невоспитанный дворянин недостоин пользоваться чужим трудом. <…>
Для Фонвизина тема воспитания — основная в его литературном творчестве…
И «Недоросль», прежде всего, комедия о воспитании. <…> Воспитание для Фонвизина — не только тема общих нравоучительных рассуждений, а животрепещущая злободневная политическая тема.»
(Г. А. Гуковский, статья из книги «Недоросль. Фонвизин Денис Иванович», 1935 г.)
Это были материалы о смысле названия комедии «Недоросль» Фонвизина», анализ причин, по которым Фонвизин назвал свою комедию «Недорослем», почему «Недоросль» — это комедия о воспитании и т.д.
www.literaturus.ru
Анализ произведения Недоросль Фонвизина (комедия)
В 1714 году в России был издан указ об обязательном образовании дворян. В случае неисполнения предписания царя недоучкам-недорослям, считавшимися несознательными, было запрещено вступать в брак. Данный документ и дал название комедии Фонвизина.
В произведении автор рассматривает дворянство, а в частности проблему становления личности молодых людей в среде развращенных помещиков. Писатель огромное значение придавал именно воспитанию, считая, что лишь придерживающиеся определенных установленных правил дворяне смогут обеспечить достойное будущее страны. И тут мы видим Митрофана – молодой дворянин, чье окружение составляют люди с мракобесными взглядами и дурным нравом. Противопоставляются ему образованные и деятельные Стародум, Милон, Правдин и Софья.
Эти герои олицетворяют все те качества, которые автор ценил в своих знакомых. Через их речи Фонвизин выразил все те идеи, витающие среди своего образованного окружения. Простаковы и Скотинины же, напротив, являются воплощением всего стереотипного и самого скверного, присущего дворянам того времени. Матушка Митрофана своей слепой любовью и безмерным обожанием душит сына настолько, что даже сам Митрофанушка хладнокровно отмахнется от нее в конце комедии. Это «злонравия плоды» не только Простаковой, но и всей России в целом.
Интересна разница в речи героев, ставшей основной характеристикой для каждого персонажа: скудный и блёклый язык Митрофана; богатый словарный запас Правдина; изящная речь Софьи; речь Простаковой, пестрящая грубыми словечками, присущими крестьянам; обилие цитат из духовных книг в речи Кутейкина и жаргонизмы сержанта.
Автору неприятна эта среда малообразованных, грубых, невежественных людей, забывших о дворянском и человеческом достоинстве. Для дворянства того времени стало нормой абсолютное отсутствие культуры в старшем поколении и поверхностный, фальшивый лоск недоучившего нового поколения.
Анализ комедии Недоросль Фонвизина 8 класс
В этой комедии всё строится по классической схеме, то есть завязка (знакомство с героями), основная часть сюжета, финал, в котором торжествует добро. И кажется, что тут понятно, кто плохой, а кто хороший, всё довольно ясно. Эта комедия, конечно, высмеивает плохое в воспитании, в отношении к окружающим людям.
Мы попадаем в дом к тому самому «недорослю» (Митрофанушке), точней, в дом его семьи. Но на деле правит там он сам, ведь он крутит своей мамочкой, которая в нём души не чает. А уж отца она задвинула куда-то давным-давно! Так вот этот необразованный дылда думает только о себе, страшно представить, что он мог бы натворить дальше!
Фоном проходят его бедные учителя, хотя они иногда дураки и обманщики. Есть и прекрасная Софья, которую тут держат за Золушку. Но когда оказывается, что она стала богатой наследницей, то всё сразу меняется. Её хотят выдать замуж, читателю смешно это – они совсем не пара. Кроме того, Софья встречает своего возлюбленного.
Несколько небольших кульминаций – ссор между героями происходит. Каждый рассказывает о себе (душу открывает) в монологе своём. По-моему, кульминация всей пьесы – в момент похищения Софьи. То есть отрицательные герои готовы пойти даже на преступление, только бы добиться своего. Матушка Простакова, конечно, «хороша», сколько глупых и злых слов она произносит! И вообще, очень много в нашей жизни, как я понял, цитат из этой пьесы. Начиная с «не хочу учиться…». Главные герои – все яркие, интересные, хоть и не всегда приятные.
В финале дядюшка Стародуб, как говорится, обличает негодяев. За плохое отношение к крестьянам практически лишает Простакову состояния, именья. Самое грустное, что она практически теряет сына. Нет, его не забирают в армию, тюрьму или столицу, он сам отказывается от матери, нехороший человек.
Мораль, конечно, ясна. Нельзя так баловать сына… И вообще, никого. Это не краткое содержание, поэтому я не вдаюсь в сюжетные повороты, но все они захватывающие, неожиданные.
Могу сделать вывод, что это очень сильное произведение, что и так понятно, но самое главное – оно до сих пор сильно, до сих пор актуально.
Лично мне было очень интересно читать пьесу. Ещё есть очень симпатичный фильм. Если вдруг я увижу в театральной афише этот спектакль, но я с удовольствием на него пойду. Ещё и друзей возьму! И это будет не скучно, а мы точно посмеёмся.
В общем, это классическая пьеса с яркими персонажами, неожиданными поворотами сюжета, запоминающимися фразами и хорошим финалом.
Другие сочинения:Анализ комедии Недоросль Фонвизина
Несколько интересных сочинений
- Сочинение на тему Лицемерие рассуждение 9, 11 класс
Лицемерие – основа взаимоотношений современных людей. В обществе действуют весьма полезные законы и нормы, но во многом они явно не дотягивают до внутреннего мира людей и развитости нравственности.
- Сочинение на тему Кумир моего детства
В детстве у каждого ребенка существует свой выдуманный мир, который создан его фантазией. Детки часто выдумывают необычные сюжеты для игр
- Сочинение Загрязнение окружающей среды
Человечество погрязло в эпохе потребления. Да, именно погрязло, как в болоте. Каждый день изготавливают новые товары, предлагаются разные услуги. Производство невозможно без спроса, и мы его создаем.
- Тема судьбы в творчестве Пушкина (в произведениях, в лирике)
Александр Сергеевич Пушкин, написал множество произведений, которые известны разному поколению людей, от детей до стариков. Многие в детстве читали его красивые сказки о золотом петушке, о царе «Салтане», о рыбаке и золотой рыбке.
- Хутор Татарский в романе Шолохова Тихий Дон
Хутор Татарский – центральное место, где происходят все центральные события романа Шолохова под названием «Тихий дон». Промежуток развития повествования делиться на промежуток до Первой мировой войны
sochinite.ru