Восточные славяне территория расселения занятия верования кратко – 1. Восточные славяне в древности, расселение , соседи, основные занятия, социальная организация, верования

расселение, занятия и верования. Расселение

Вопрос 1. Восточные славяне: расселение, занятия и верования.
Расселение.

Наши общие индоевропейские предки были немногочисленны и первоначально занимали какую-то небольшую территорию Восточной Турции или территорию по рекам Одер и Висла, а на нее они попали, отделившись раньше от более древнего племени. Это было так давно, что на момент отделения у них не образовался развитый язык. С увеличением численности отдельные семьи переселялись на другие земли в Европу и переднюю Азию, давая начало новым племенам и родам. Индоевропейцы – кельты, славяне, балтийцы, германцы, в наибольшей степени создали современную этническую карту Европы. Славяне обособились из индоевропейской общности в середине 2 тыс. до н.э. Прародиной славян признается территория от Карпат до Днепра. Распространение племен, кот. можно было назвать славянскими, началось в 4в. н.э., а на земли современной Белоруссии, Украины, европейской части России славяне пришли в 6-7 вв. До 7 в. ни одного русского на земле не существовало. Первые письменные свидетельства о славянах появляются в тысячах греческих, арабских и византийских источниках. В источниках появились названия славяне, или венеды или анды. Соседями восточных славян на западе были прибалтийские народы, западные славяне (поляки, чехи), на юге — печенеги и хазары, на востоке — волжские булгары и многочисленные угро-финские племена (мордва, марийцы, мурома).
Занятия

Основным занятием восточных славян было земледелие. Это подтверждается археологическими   раскопками, при которых были обнаружены семена злаков (рожь, ячмень, просо) и огородных культур (репа, капуста, морковь, свекла, редька). Выращивались также и технические культуры (лен, конопля). Южные земли славян обгоняли в своем развитии северные, что объяснялось различиями в природно-климатических условиях, плодородии почвы. Южные славянские племена имели более древние земледельческие традиции, а также имели давние связи с рабовладельческими государствами Северного Причерноморья.

У славянских племен существовали две основные системы земледелия. На севере, в районе густых таежных лесов, была подсечно-огневая система. Основными орудиями труда в лесной полосе были топор, мотыга. Убирали урожай при помощи серпов и размалывали зерно каменными зернотерками и жерновами.

В южных районах ведущей системой земледелия был перелог. При наличии большого количества плодородных земель участки засевали в течение нескольких лет, а после истощения почвы переходили на новые участки. В качестве основных орудий использовали рало, а впоследствии деревянный плуг с железным лемехом. Плужное земледелие было более эффективным и давало более высокие и стабильные урожаи.

С земледелием тесно было связано скотоводство. Славяне разводили свиней, коров, овец, коз. В качестве рабочего скота в южных районах использовали волов, в лесной полосе — лошадей.

Важное место в хозяйстве восточных славян играли охота, рыболовство и бортничество. Мед, воск, меха были основными предметами внешней торговли.
Город

Приблизительно в VII — VIII вв. ремесло   окончательно   отделяется от земледелия. Выделяются специалисты—кузнецы, литейщики, мастера золотых и серебряных дел, позднее гончары. Ремесленники обычно концентрировались в племенных центрах — градах или на городищах — погостах, которые из военных укреплений постепенно превращаются в центры ремесла и торговли — города. Одновременно города становятся оборонительными центрами и резиденциями носителей власти.

Города, как правило, возникали при слиянии двух рек, так как такое расположение обеспечивало более надежную защиту. Центральная часть города, окруженная валом и крепостной стеной, называлась кремлем или детинцем. Как правило, со всех сторон кремль был окружен водой, так как реки, при слиянии которых строился город, соединялись рвом, наполненным водой. К кремлю примыкали слободы — поселения ремесленников. Эта часть города называлась посадом.

Древнейшие города возникали чаще всего на важнейших торговых путях. Одним из таких торговых путей был путь из «варяг в греки». Через Неву или Западную Двину и Волхов с его притоками и далее через систему волоков суда достигали бассейна Днепра. По Днепру они доходили до Черного моря и далее до Византии. Окончательно этот путь сложился к IXв. Другим торговым путем, одним из древнейших на территории Восточной Европы, был Волжский торговый путь, связывавший Русь со странами Востока.
Культура восточных славян

Восточные славяне были язычниками. Они обожествляли различные силы природы. На ранней ступени своего развития они верили в добрых и злых духов. Впоследствии сложился довольно развитый пантеон славянских богов, включавший как местных, так и общеславянских богов. Главными божествами восточных славян являлись: божество Вселенной — Род, божество солнца Даждь-бог (у некоторых славянских племен он назывался Ярило, Хорос), бог скота и богатства — Велес, бог огня — Сварог, бог грозы и войны — Перун, богиня земли и плодородия — Мокошь.

Славяне изготавливали деревянные и каменные изваяния своих богов. Местами поклонения служили священные рощи, источники. Кроме того, у каждого племени существовали общие святилища, куда сходились все члены племени на особо торжественные праздники и для решения важных дел.

С возрастанием роли князя и военной дружины в жизни племени Перун — бог грозы и войны — становится главным богом славянского пантеона. Именем Перуна клялись послы, скреплялись дипломатические договоры. Священным считался домашний очаг или печь как символ семьи. Огню молились обычно под овином, в котором сушилось зерно.

У славян существовал годовой цикл земледельческих праздников в честь солнца и смены времен года. Языческие обряды должны были обеспечить высокий урожай, здоровье людей и скота. Особыми обрядами сопровождались важнейшие события в жизни человека — рождение, свадьба, смерть.

Важное место в религии древних славян занимал культ предков. Широко был распространен обычай сожжения покойников и возведения над погребальными кострами земляных насыпей — курганов. Вера в загробное существование проявлялась в том, что в погребальный костер вместе с умершими клали вещи, оружие, пищу. При погребении князя вместе с ним сжигали коня и одну из его жен или рабыню. В честь умершего устраивали пир — тризну и военные состязания.
Вопрос 2. Древняя Русь: от варяга Рюрика до Владимира Святого.
Согласно «Повести временных лет», русская княжеская династия берет свое начало в Новгороде. В 859 г. северные славянские племена, платившие тогда дань варягам, или норманнам (по мнению большинства историков, выходцам из Скандинавии), изгнали их за море. Однако вскоре после этих событий в Новгороде началась междоусобная борьба. Чтобы прекратить столкновения, новгородцы решили пригласить варяжских князей как силу, стоящую над противоборствующими группировками. В 862 г. князь Рюрик и его два брата были призваны на Русь новгородцами, положив начало русской княжеской династии. 882г.— приемник Рюрика, воряжский конунг (князь) Олег(879-912) пришел в Киев, здесь он вероломно убил князей днепровских полян Аскольда и Дира. У Рюрика был сын Игорь(912-945). (Он умер во время сбора дани в земле древлян в 945 г. остался сын Святослав, которому в это время было четыре года. Регентшей при нем стала вдова Игоря княгиня Ольга.) В результате объед.земель ильменских славян и днепровских полян, было создано Др.Русс. гос-во, Киевская Русь. Первоначально оно протянулось довольно узкой полосой вдоль торгового пути, кот.связал Балтийское море с Черным(из варяг в греки)( Через Неву или Западную Двину и Волхов с его притоками и далее через систему волоков суда достигали бассейна Днепра. По Днепру они доходили до Черного моря и далее до Византии.)

Великий князь Святослав Игоревич(957-972) нанес сокрушительный удар по враждебному Хазарскому каганату.965— он уничтожил столицы Хоз.ког. Итиль на Волге, Семендер на Терике.971— Свят.попытался создать Русско-Болгарское гос-во. Однако этот замысел ему не позволила воплотить в жизнь Византийская империя. К концу Хв. завершилось объединение Вост. Славян в сост.Др.Руси это произошло в период Вел.княжения Владимира Святославича(980-1015). 982-он покорил окских вятичей, а в 992г. Владимир Святой завоевал карпатских хорват.
Вопрос 3. Древняя Русь: от Ярослава Мудрого до Мстислава Великого.
Расцвет Др.Руси пришелся на время великого княжения Ярослава Владимировича Мудрого.(1019-1054).С ним стремились породниться лучшие королевские семьи Европы. Шведский король выдал за него свою старшую дочь Ирину.1036г.-у стен Киева рус.армия под командованием Яр.Мудрого окончательно разгромила печенегов. Яр.Муд. утвердил «Правду Ярослава». Она ограничила кровную месть, допуская ее лишь за убийство близких родственников. Сыновья Яр.Муд. приняли «Правду Ярославичей». Этот док.полностью отменял кровную месть и всячески защищал княжеское хоз-во.

В начале сущ-я Др.Руси кр-не явл.свободными членами сельской общины. Однако постепенно кр.стали попадать в личную зависимость от феодалов. Самыми обездоленными были холопы наход-ся на положении домашних рабов. В 1097г. сост. съезд русс.князей в г.Любече на нем они провозгласили принцип: «каждый держит вотчину свою». Создание местных княж.династий привело к тому что Др.русс. гос-во двинулось по пути феод.раздробл. В1103г. Русск. армия под командованием вел.князя Святополка Изяславовича нанесла половцем сокрушит.поражение у р.Сутень. Одним из самых выдающихся полководцев и управленцев был великий кн.Владимир Всеволодович Мономах. При нем появился «устав» запретивший ростовщикам брать больше 50%. Этот док.заметно снизил соц.напряженность. В 1132г. скончался вел.кн. Мстислав Владим. После смерти М.В. Др.Р. прекратила свое сущ-е, как единие гос-во.
Вопрос 4. Крещение Др.Руси.
В 988 г. при Владимире в качестве государственной религии было принято христианство. Это имело большое значение для дальнейшего развития Руси. Христианство с его идеей вечности человеческой жизни утверждало равенство людей перед богом. Путь в рай открыт и богатому вельможе и простолюдину, если они честно исполняли свои обязанности на земле. “Божий слуга” — государь был и справедливым судьей и доблестным защитником границ державы Крещение Владимира и его приближенных было совершено вХерсонесе(византия)– центре византийских владений в Крыму. Ему предшествовало участие киевской дружины в борьбе византийского императора Василия 2 с мятежом полководца Варды-Фоки. Император победил, но не выполнил своего обязательства – отдать за Владимира свою дочь Анну. Тогда Владимир осадил Корсунь и принудил византийскую царевну выйти замуж в обмен на крещение “варвара”, которого давно привлекала греческая вера. Владимир, крестившись сам, крестил своих бояр, а затем и весь народ. Распространение христианства зачастую встречало сопротивление населения. Принятие христианства имело большое значение для дальнейшего развития Руси. Принятие христианства укрепляло гос. власть и территориальное единство Киевской Руси. Но имело большое международное значение, заключавшееся в том, что Русь становилась теперь равной другим христианским странам, связи с которыми значительно расширились. Наконец принятие христианства сыграло большую роль в развитии русской культуры, испытавшей на себе влияние византийской, через нее античной. Во главе русской православной церкви был поставлен митрополит, назначенный константинопольским патриархом. Все население страны было обязано платить налог в пользу церкви. В руках церкви был суд, ведавший делами об антирелигиозных преступлениях, нарушениях нравственных и семейных норм.

Вопрос 5. Формир.нов.полит.центров в период феод.раздр.
Первый удар по единой Киевской Руси нанесли удельные князья – феодалы. 1097г. – Любечский съезд («Каждый да держит вотчину свою»). С этого момента началась борьба за обособление от власти Киевского князя.

Причины феодальной раздробленности на Руси:

  1. Сложный порядок престолонаследия

-Порядок занятия престолов в зависимости от старшинства в княжеском роду порождал обстановку нестабильности, неуверенности, что мешало дальнейшему развитию Руси. Новой формой государственно-политической организации стала политическая раздробленность, сменившая раннефеодальную монархию

  1. Относительная политическая самостоятельность удельных княжеств

-Дальнейшее экономическое развитие отдельных земель и княжеств вело к неизбежным социальным конфликтам. Для их разрешения была необходима сильная власть на местах. Местные бояре, опиравшиеся на военную мощь своего князя, теперь больше не хотели зависеть от центральной власти в Киеве

  1. Утрата Киевом роли центра торговли на пути «из варяг в греки»

-Падение престижа Киева было связано с тем, что он утратил свое прежнее значение торгового центра Руси. Крестоносцами были проложены новые торговые пути из Европы на Восток через Средиземное море

  1. Рост вотчинного землевладения

-Княжеские и боярские вотчины, платившие подати государству, имели натуральный характер. Они стремились максимально удовлетворить свои потребности за счет внутренних ресурсов. Их связи с рынком были весьма слабыми и нерегулярными. Господство натурального хозяйства открывало каждому региону возможность отделиться от центра и существовать в качестве самостоятельной земли или княжества.

  1. Усиления боярской олигархии в Новгороде и Пскове

-Главной силой разъединительного процесса выступило боярство. Опираясь на его мощь, местные князья сумели установить свою власть в каждой земле. Однако впоследствии между усилившимся боярством и местными князьями возникли неизбежные противоречия, борьба за влияние и власть.

  1. Внешнеполитический фактор

-Ослабление внешней угрозы — половецких набегов, интенсивность которых резко упала в результате активных военных действий Владимира Мономаха и его сына Мстислава

В результате дробления в качестве самостоятельных выделились княжества, названия которым дали стольные города: Киевское, Черниговское, Переяславское, Муромское, Рязанское, Ростово-Суздальское, Смоленское, Галицкое, Владимиро-Волынское, Полоцкое, Турово-Пинское, Тмутараканское; Новгородская и Псковская земли. В каждой из земель правила своя династия — одна из ветвей Рюриковичей. Сыновья князя и бояре-наместники управляли местными уделами. Междоусобицы как внутри отдельных ветвей князей Рюрикова дома, так и между отдельными землями во многом определяют политическую историю периода удельной раздробленности.
Вопрос 6. Борьба С-З Руси с нем-швед агрессией.
В 1238г. между немецкими и датскими крестоносцами было заключено соглашение о союзе против Руси. К походу присоединилась и Швеция. Борьбу с немецкими и шведскими рыцарями возглавил новгородский князь Александр Невский, родившийся в 1220г. В 1235г. его отец предпринял успешный поход против немцев на Днепр. Там был и Александр. Вскоре отец выделил Александру на княжение Новгород. Первой наступление на Русь начала Швеция. Цель – захват тер-ий по Неве и Ладоге, даже Новгорода. Прикрытие – распространение католицизма. Шведская флотилия остановилась на Неве у притока Ижоры для отдыха. 15 июля 1240г. русские скрыто подошли и напали. Всё решили внезапность нападения и талант полководца. Быстрая и славная победа русских. Битва за устье Невы была битвой всей Руси за сохранение выхода к морю. В том же 1240г. немецкие и датские рыцари, собранные из крепостей Ливонии, вновь двинулись на Русь. Разбили крепость Изборск, после осады взяли Псков. Новгородское боярство вступило в конфликт с Александром, он уехал. В начале 1241г. рыцари продвинулись дальше. Население захваченных тер-ий бежало в Новгород. По требованию Новгородского вече пригласили Александра. Он освободил Копорье и Псков. На побережье Чудского озера были встречены главные немецкие силы. Русские отступили на лёд, сконцентрировав основные силы на флангах. 5 апреля 1242г. немецкие рыцари напали на русское войско, но проиграли сражение. Победа русских была полной и решительной. В отношении Золотой Орды Александр Невский старался проводить мирную политику, насколько это было возможно. Сам неоднократно ездил к хану. Прекрасно понимая неготовность страны открыто противостоять Орде, Александр стремился улаживать все конфликты мирным путём.

h.120-bal.ru

расселение, соседи, занятия, общественный строй. Язычество

Восточнославянские племена на территории Древней Руси

В наше время восточные славяне (русские, украинцы, белорусы) составляют около 85 % населения России, 96 % — Украины и 98 % — Белоруссии.

Вопрос о времени появления славян на Балканском полуострове, в Центральной и Восточной Европе до сих пор является одним из самых дискуссионных в исторической науке.

Большинство историков считают древнейшими восточнославянскими археологическими культурами зарубинецкую и черняховскую. Зарубинецкая археологическая культура относится к железному веку и датируется III в. до н. э. — III в. н. э. Была распространена на территории современной западной и центральной Украины, южной Белоруссии, на западе России. Открыта в 1899 г. археологом В. Хвойкой и названа так по названию села Зарубинцы (Черкасская обл., Украина). Черняховская культура датируется II-IV вв. Охватывала территорию современной Украины, Крыма, Молдавии, Румынии. Название свое получила от села Черняхов (Киевская обл.), близ которого В. Хвойка в 1900 г. обнаружил могильник (кладбище), относящийся к данной археологической культуре.

Первые письменные сведения о славянах относятся к I в. н. э. Римские авторы в своих трудах описывали славянские племена под именами венеды, анты, склавины. Впервые сведения о племени венедов встречаются в «Естественной истории» римского историка Плиния Старшего (23-79 гг. н. э.). Плиний называет венедов в числе народов, живущих в бассейне реки Вислы. Римский историк Корнелий Тацит (ок. 56 — ок. 117 г. н. э.) указывает, что венеды жили в северной части Подунавья и в лесной полосе Восточной Европы от Прибалтики до Урала. Часть венедов на рубеже VII-VIII вв., по-видимому, переселилась восточнее Вислы.

Более полные сведения о славянах содержатся в труде готского епископа Иордана, жившего в VI в. Из его произведений следует, что в VI в. славяне заселяли территорию от Среднего Подунавья до Нижнего Днепра.

Арабский путешественник и писатель Ибн-Фадлан после 922 г. оставил уникальные описания быта и политического устройства славянских племен.

Византийские источники упоминают и славян, и антов, которые, по словам автора византийского военного трактата конца VI в. «Стратегикон», были похожи по своему образу жизни и обычаям. О близости славян и антов пишет и другой византийский автор VI в. — Прокопий Кесарийский.

Отечественным источником о древней истории славян является «Повесть временных лет» — наиболее ранний дошедший до нас летописный свод (сборник) начала XII в., написанный монахом Киево-Печерского монастыря Нестором. Летопись охватывает период славянской истории от библейских времен и заканчивается 1117 г. Датированная часть истории Киевской Руси начинается с 852 г.

Славянские племенные союзы

Согласно сведениям «Повести временных лет», на Восточно-Европейской равнине проживали 15 восточнославянских племен (племенных союзов).

Восточнославянские племена

  • Ильменские словене были названы так по озеру Ильмень, которое находилось в их владениях. Столицей племенного союза был город Новгород, стоявший на берегу реки Волхов, вытекавшей из озера Ильмень. Городами на территориях ильменских словен были Ладога, Старая Русса, Псков.
  • Кривичи жили в междуречье Днепра, Волги и Западной Двины, вокруг Смоленска, Изборска, Ярославля, Ростова Великого, Суздаля, Мурома. Название племени происходило от имени князя Крива, который объединил под своей властью все малочисленные племена, проживавшие на этой территории. На землях кривичей впоследствии возникла Москва.
  • Полочане расселились на берегах реки Полоти, впадающей в Западную Двину. Главным городом племени был Полоцк.
  • Дреговичи жили на берегах реки Припяти. Получили свое название от слова «дряговина» («болото»). Здесь находились города Туров и Пинск.
  • Радимичи, обитавшие в междуречье Днепра и Сожи, назывались по имени их первого князя Радима.
  • Вятичи проживали в бассейне Верхней и Средней Оки. Получили название от имени своего князя Вятко. На земле вятичей располагалась Рязань.
  • Северяне были самым северным восточнославянским племенем (междуречье Десны и Сейма). В их землях стояли города Новгород-Северский и Чернигов.
  • Поляне, населявшие земли вокруг Киева и Переяславля, назывались так от слова «поле». Их главным занятием было земледелие, что способствовало развитию у них сельского хозяйства и животноводства. Поляне вошли в историю как племя, начавшее процесс объединения всех восточнославянских племен в единое государство.
  • Русичи жили по течению реки Рось, от названия которой произошло название племени, а впоследствии и всей территории проживания славян (Русь, Россия).
  • Тиверцы занимали территорию по берегам Днестра до устья Дуная и берегов Черного моря. Название происходит от реки Тивр (Днестр).
  • Уличи занимали земли в Нижнем Поднепровье, на берегах Буга и побережье Черного моря. Их главным городом был Пересечень.
  • Древляне жили по течению рек Тетерев, Уж и Свига, в Полесье и на правом берегу Днепра. Главным городом был Искоростень на реке Уж. Свое название они получили от слова «древо» — дерево, потому что жили древляне преимущественно в густых лесах.
  • Белые хорваты жили вокруг города Перемышль на реке Сан. Название племени отождествляют с древнеиранским словом «пастух», что свидетельствует об основном их занятии — скотоводстве.
  • Волыняне селились по обоим берегам Западного Буга и в верховьях Припяти. Их главным городом был Червень.
  • Бужане размещались на берегах Южного Буга. Существует мнение, что волыняне и бужане были одним племенем, а их самостоятельные названия произошли только вследствие различных мест обитания.

Соседи славянских племен

На западе и юге Европы соседями восточных славян были западные и южные славяне, у которых в VI-VIII вв. также шел процесс образования государственности. К западным славянам относятся современные поляки, словаки, чехи. К южным славянам относятся современные сербы, болгары, хорваты.

На юге и востоке соседями восточнославянских племен были многочисленные кочевые и полукочевые народы. Они образовывали собственные государства и совершали набеги на соседние славянские территории.

Восточные славяне соседствовали с Византией. Византийская (Восточная Римская) империя (395-1453 гг.) — это государство, которое возникло после раздела Римской империи на западную и восточную части. Русско-византийские отношения IX-XI вв. — это и мирные экономические, политические, культурные связи, и острые военные столкновения. С одной стороны, Византия была удобным источником военной добычи для славянских князей и их дружинников. С другой стороны, византийская дипломатия стремилась помешать распространению русского влияния в Причерноморье, а затем попыталась превратить Русь в вассала Византии.

Занятия восточных славян

Основным занятием восточных славян было земледелие. Как и все земледельцы, древние славяне вели оседлый образ жизни (проживание на одном месте). У славянских племен сложились две основные системы земледелия:

  • Подсечно-огневая сформировалась на севере, в районе густых лесов. В первый год на новом участке вырубали деревья и оставляли их высыхать. На следующий год срубленные деревья сжигали и в золу сея ли зерно. Удобренный золой участок давал довольно неплохой урожай в течение нескольких лет, а потом земля истощалась, и приходилось осваивать новый участок. Основными орудиями труда в лесной полосе были топор, мотыга, заступ, борона. Убирали урожай при помощи серпов и размалывали зерно каменными зернотерками и жерновами.
  • Переложная преобладала в южных плодородных районах: участки засевали, а после истощения почвы переходили («перекладывались») на новые земли. В качестве основных орудий использовали рало и деревянный плуг с железным лемехом (наконечником). Плужное земледелие было более эффективным и давало высокие стабильные урожаи.

С земледелием было тесно связано скотоводство. Славяне разводили свиней, коров, овец, коз. В качестве рабочего скота использовали волов. Важная роль скотоводства подтверждается тем, что в древнерусском языке слово «скот» означало также «деньги».

В VII-VIII вв. у славян сформировались основные ремесленные специальности — кузнецы, литейщики, мастера золотых и серебряных дел, гончары.

Важное место в хозяйстве восточных славян играли сезонные промыслы — охота, рыболовство, бортничество (сбор меда диких пчел). Мед, воск, меха были основными предметами внешней торговли.

Общественный строй восточных славян

Поселения славян чаще всего располагались на берегах рек. Реки были источником воды, рыбы, а также служили естественной защитой от нападений врагов. В каждом поселке проживало несколько семей.

Жители нескольких поселков объединялись для совместной обработки земли в общины (вервь). Дом, приусадебная земля, скот, инвентарь были личной собственностью каждого общинника. Общую собственность составляли пашня, луга, леса, промысловые угодья, водоемы.

Ремесленники селились в племенных центрах — градах (городищах). Самые крупные поселения, в которых сосредотачивались ремесленники и торговцы, жили племенные вожди восточных славян (князья), огораживались крепостными стенами — оградами. Отсюда и пошло название «города». Центральная часть города, окруженная валом и крепостной стеной, называлась кремлем, или детинцем. К кремлю примыкали слободы — поселения ремесленников. Часть города, в которой жили ремесленники и торговцы, называлась посадом.

Вокруг князей складываются дружины — группы постоянных боевых соратников, друзей князя, своего рода профессиональных воинов и советников князя. Слово «дружина» происходит от слова «друг». Выделение дружины способствовало превращению власти князя из родоплеменной в государственную. Дружина делилась на старшую, из которой выходили княжеские управители, и младшую, жившую при князе и обслуживавшую его двор и хозяйство. Помимо профессиональной дружины, существовало также и общеплеменное ополчение (полк, тысяча).

Язычество

Древние славяне были язычниками, обожествлявшими силы природы. Главным богом был Род, бог неба и земли. Важную роль играли божества, связанные с теми силами природы, которые были особенно важны для земледелия: Ярило — бог солнца и Перун — бог грома и молнии. Известны также Волос (Велес) — покровитель скотоводов, Даждьбог — бог плодородия, считавшийся предком всех славян, Стрибог — бог ветров, Сварог — бог огня, покровитель ремесленников, Мокоша — богиня земли, покровительница женщин, Лада — богиня любви и красоты и др. Второстепенными божествами, которые «помогали» или «вредили» древним славянам, были русалки (речные существа), лешие (лесные обитатели), домовые.

Богам приносили жертвы, иногда даже человеческие. Языческий культ отправлялся в специально устроенных капищах, где помещался идол. Князья выступали в роли первосвященников, но были и особые жрецы — волхвы.

У славян существовал годовой цикл земледельческих праздников в честь солнца и смены времен года. Языческие обряды должны были обеспечить высокий урожай, здоровье людей и скота.

istorikonline.ru

Восточные славяне. Расселение. Основные занятия. — КиберПедия

Происхождение славян

В современной науке существуют 2 точки зрения на происхождение славян:

1) Согласно первой точке зрения славяне — коренное (автохтонное) население Восточной Европы. Они происходят от живших здесь в раннем железном веке создателей зарубинецкой и черняховской археологических культурАрхеологической культурой называется совокупность археологических памятников,
обладающих общими признаками, созданных в течение единой эпохи и обнаруженных
на сравнительно близкой территории..
 
2) Согласно второй точке зрения славяне переселились на территорию Восточноеропейской равнины из Центральной Европы, а конкретнее, — из района верховий Вислы, Одера, Эльбы и Дуная. С этой территории, являвшейся древнейшей прародиной славян, они расселились по Европе. Восточные славяне перешли с Дуная в Карпаты, оттуда — на Днепр, где появились в VI — VII вв. В настоящее время эта точка зрения более распространена в науке.
 

Ученые отмечают и другой путь переселения славян в Восточную Европу: с южного побережья Балтийского моря на берега Ладоги и Волхова (в район будущего Новгорода).

В Восточной Европе славяне встретились с угро-финскими племенами и расселились среди них. Расселение славян проходило мирно, так как плотность населения была низка и земли хватало всем. Постепенно угро-финнское население было ассимилировано славянами, носителями более высокой культуры.

 

Расселение восточно-славянских племён

Славяне расселились по всей Восточноевропейской равнине.

Летописец Нестор повествует о расселении восточнославянских племен, при этом современные археологические изыскания подтверждают эти сведения:

Кривичи расселились в верховьях реки Волги, Днепра, бассейне реки Оки.

Вятичи расселились вдоль бассейна реки Оки.

Ильменские славяне расселились по реке Волхов и вокруг озера Ильмень.

Радимичи расселились по реке Сожи.

Древляне расселились по реке Припяти.

Дреговичи расселились между реками Припятью и Березиной.

Поляне расселились по западному берегу Днепра.

Уличи расселились между реками Днестр и Южный Буг.

Тиверцы расселились между реками Днестр и Прут.

Полочанерасселились в бассейне реки Полоты.

Белые хорваты расселились в Прикарпатье.

Занятия древних славян

Главным занятием славян было земледелие. Однако оно было не пашенным, аподсечно-огневым и переложным.

Подсечно-огневое земледелие распространилось в лесной полосе. Деревья подрубались, засыхали на корню и сжигались. После этого пни выкорчевывались, земля удобрялась золой, рыхлилась (без пахоты) и использовалась до истощения. На ранее использованный участок земледельцы возвращались через 25-30 лет.


Переложное земледелие практиковалось в лесостепной полосе. Трава выжигалась, полученной золой удобрялась земля, рыхлилась и использовалась до истощения. Поскольку сжигание травяного покрова давало меньше золы, нежели сжигание леса, участки приходилось менять чаще — через 6 -8 лет.

Славяне занимались животноводством, но имело подсобное значение. Важную роль в хозяйстве славян играла охота, но не ради мяса, а только ради пушнины. Охоились на белку, куницу, соболя. Занимались бортничеством — собиранием меда диких пчел. Торговали мехами, медом, воском, обменивая их на ткани и драгоценности, главным образом в Византии.

Основной торговой дорогой Древней Руси стал путь «Из Варяг в Греки»: Нева — Ладожское оз. — Волхов — Ильмень-озеро — р. Ловать — волоки до притоков Днепра — Днепр — Черное море.

 

Язычество восточных славян.

В основе религиозных представлений восточных славян лежала вера в силу природа и почитание умерших родственников. Анализ религии восточных славян говорит нам о том, что славяне обожествляли силы природы, воспринимали мир природы и социальный мир как единое целое. Общим названием для всех дохристианских религиозных культов является – язычество. Ученые установили, что зарождение первых языческих культов относится к эпохе верхнего палеолита.

Пантеон славянских богов

Религиозные культы и пантеон славянских богов значительно различался в зависимости от племени и местности. Основу славянского языческого пантеона вне зависимости от племенной принадлежности составляли следующие культы:

 

Род и рожаницы – поклонение культу рода и рожаниц было тесно связано с поклонением умершим предкам и сильным родовым началом.


Сварог– бог-кузнец.

Даждьбог – сын Сварога, бог солнца.

Стрибог– сын Сварога, бог ветра.

Перун – бог-громовержец, покровитель Князя и дружины. Перун считался покровителем воинов и оттого особенно почитался княжеской дружиной, его культ укрепляется с развитием государства у восточных славян.

Велес – бог покровитель скота и хранитель подземного мира.

Макошь – богиня плодородия

 

Боги и культы балтийских славян:

Святовит – бог войны.

Триглав– бог-охранитель.

Радегаст – важнейший бог западнославянского племени ратарей.

Яровит – бог плодородия.

Чернобог — бог, приносящий беды и несчастье.

Марена – богиня смерти.

Жива – богиня, олицетворявшая женское начало.

Язычество на Руси

Язычеством называется религия, которая основана на веровании людей в нескольких божеств одновременно.

Язычеством древних славян историки привыкли обозначать комплекс культурных и религиозных воззрений на жизнь славянских древних племён до принятия ими христианской веры. Бытует мнение, что сам термин «язычество» относился к одному языку на котором говорила большая часть славянских племён, а не к религии, в целом.

Формироваться славянское язычество начало примерно во втором тысячелетии до нашей эры. Влияла на его становление индоевропейская культура. Занимая и перемещаясь по новым территориям славянские племена сталкивались с системой культуры своих соседей, не редко перенимая у них определённые черты. К примеру, именно благодаря такой «системе обмена» у славян в пантеоне появились образы матери-земли, бога скота, а также бога грозы. Немало общего у славянского язычества и с германо-скандинавской культурой, откуда в него попало немало таких элементов как древо жизни, драконы и пр.

После окончательного формирования славянских племён вместе с их отдельным друг от друга бытом трансформировалось и религия. Например, уже к шестому – седьмому веку язычество восточных славян кардинально отличалось от религии западных славян.

Язычество на Руси имело массу ритуалов, основной целью которых было взаимодействие простых людей и их защитников-богов. Довольно часто археологи находят места жертвоприношений.

 

В общеславянский пантеон богов входили:

· Мать-земля, являющаяся основным женским образом и богиней плодородия;

· Перун, выступающий главным богом в пантеоне славян и являющийся богом-громовержцем.

Среди других важных для восточных славян богов можно выделить:

· Хорс;

· Стрибог;

· Симаргл;

· Сварожич;

· Сварог;

· Род;

· Мокошь;

· Даждьбог;

· Волос;

· Велес.

Чем сильней объединялась славянская Киевская Руст, тем более она наращивала своё политическое влияние в мире, расширяя контакты с цивилизованным миром. Вместе с этим язычество стало синонимом невежества, а сами язычники подверглись гонениями представителями христианства, которые позже поняли, что для внедрения новой веры совсем не нужно уничтожать под корень старую. Таким образом, былые празднования заменялись новыми названиями, а пантеон богов преображался в соответствии с христианскими догматами (языческие боги становились христианскими святыми).

Сохранялось язычество до двенадцатого века, однако после этого рубежа оно начало постепенно угасать.

cyberpedia.su

расселение, занятия и верования. Расселение

Вопрос 1. Восточные славяне: расселение, занятия и верования.
Расселение.

Наши общие индоевропейские предки были немногочисленны и первоначально занимали какую-то небольшую территорию Восточной Турции или территорию по рекам Одер и Висла, а на нее они попали, отделившись раньше от более древнего племени. Это было так давно, что на момент отделения у них не образовался развитый язык. С увеличением численности отдельные семьи переселялись на другие земли в Европу и переднюю Азию, давая начало новым племенам и родам. Индоевропейцы – кельты, славяне, балтийцы, германцы, в наибольшей степени создали современную этническую карту Европы. Славяне обособились из индоевропейской общности в середине 2 тыс. до н.э. Прародиной славян признается территория от Карпат до Днепра. Распространение племен, кот. можно было назвать славянскими, началось в 4в. н.э., а на земли современной Белоруссии, Украины, европейской части России славяне пришли в 6-7 вв. До 7 в. ни одного русского на земле не существовало. Первые письменные свидетельства о славянах появляются в тысячах греческих, арабских и византийских источниках. В источниках появились названия славяне, или венеды или анды. Соседями восточных славян на западе были прибалтийские народы, западные славяне (поляки, чехи), на юге — печенеги и хазары, на востоке — волжские булгары и многочисленные угро-финские племена (мордва, марийцы, мурома).
Занятия

Основным занятием восточных славян было земледелие. Это подтверждается археологическими   раскопками, при которых были обнаружены семена злаков (рожь, ячмень, просо) и огородных культур (репа, капуста, морковь, свекла, редька). Выращивались также и технические культуры (лен, конопля). Южные земли славян обгоняли в своем развитии северные, что объяснялось различиями в природно-климатических условиях, плодородии почвы. Южные славянские племена имели более древние земледельческие традиции, а также имели давние связи с рабовладельческими государствами Северного Причерноморья.

У славянских племен существовали две основные системы земледелия. На севере, в районе густых таежных лесов, была подсечно-огневая система. Основными орудиями труда в лесной полосе были топор, мотыга. Убирали урожай при помощи серпов и размалывали зерно каменными зернотерками и жерновами.

В южных районах ведущей системой земледелия был перелог. При наличии большого количества плодородных земель участки засевали в течение нескольких лет, а после истощения почвы переходили на новые участки. В качестве основных орудий использовали рало, а впоследствии деревянный плуг с железным лемехом. Плужное земледелие было более эффективным и давало более высокие и стабильные урожаи.

С земледелием тесно было связано скотоводство. Славяне разводили свиней, коров, овец, коз. В качестве рабочего скота в южных районах использовали волов, в лесной полосе — лошадей.

Важное место в хозяйстве восточных славян играли охота, рыболовство и бортничество. Мед, воск, меха были основными предметами внешней торговли.
Город

Приблизительно в VII — VIII вв. ремесло   окончательно   отделяется от земледелия. Выделяются специалисты—кузнецы, литейщики, мастера золотых и серебряных дел, позднее гончары. Ремесленники обычно концентрировались в племенных центрах — градах или на городищах — погостах, которые из военных укреплений постепенно превращаются в центры ремесла и торговли — города. Одновременно города становятся оборонительными центрами и резиденциями носителей власти.

Города, как правило, возникали при слиянии двух рек, так как такое расположение обеспечивало более надежную защиту. Центральная часть города, окруженная валом и крепостной стеной, называлась кремлем или детинцем. Как правило, со всех сторон кремль был окружен водой, так как реки, при слиянии которых строился город, соединялись рвом, наполненным водой. К кремлю примыкали слободы — поселения ремесленников. Эта часть города называлась посадом.

Древнейшие города возникали чаще всего на важнейших торговых путях. Одним из таких торговых путей был путь из «варяг в греки». Через Неву или Западную Двину и Волхов с его притоками и далее через систему волоков суда достигали бассейна Днепра. По Днепру они доходили до Черного моря и далее до Византии. Окончательно этот путь сложился к IXв. Другим торговым путем, одним из древнейших на территории Восточной Европы, был Волжский торговый путь, связывавший Русь со странами Востока.
Культура восточных славян

Восточные славяне были язычниками. Они обожествляли различные силы природы. На ранней ступени своего развития они верили в добрых и злых духов. Впоследствии сложился довольно развитый пантеон славянских богов, включавший как местных, так и общеславянских богов. Главными божествами восточных славян являлись: божество Вселенной — Род, божество солнца Даждь-бог (у некоторых славянских племен он назывался Ярило, Хорос), бог скота и богатства — Велес, бог огня — Сварог, бог грозы и войны — Перун, богиня земли и плодородия — Мокошь.

Славяне изготавливали деревянные и каменные изваяния своих богов. Местами поклонения служили священные рощи, источники. Кроме того, у каждого племени существовали общие святилища, куда сходились все члены племени на особо торжественные праздники и для решения важных дел.

С возрастанием роли князя и военной дружины в жизни племени Перун — бог грозы и войны — становится главным богом славянского пантеона. Именем Перуна клялись послы, скреплялись дипломатические договоры. Священным считался домашний очаг или печь как символ семьи. Огню молились обычно под овином, в котором сушилось зерно.

У славян существовал годовой цикл земледельческих праздников в честь солнца и смены времен года. Языческие обряды должны были обеспечить высокий урожай, здоровье людей и скота. Особыми обрядами сопровождались важнейшие события в жизни человека — рождение, свадьба, смерть.

Важное место в религии древних славян занимал культ предков. Широко был распространен обычай сожжения покойников и возведения над погребальными кострами земляных насыпей — курганов. Вера в загробное существование проявлялась в том, что в погребальный костер вместе с умершими клали вещи, оружие, пищу. При погребении князя вместе с ним сжигали коня и одну из его жен или рабыню. В честь умершего устраивали пир — тризну и военные состязания.
Вопрос 2. Древняя Русь: от варяга Рюрика до Владимира Святого.
Согласно «Повести временных лет», русская княжеская династия берет свое начало в Новгороде. В 859 г. северные славянские племена, платившие тогда дань варягам, или норманнам (по мнению большинства историков, выходцам из Скандинавии), изгнали их за море. Однако вскоре после этих событий в Новгороде началась междоусобная борьба. Чтобы прекратить столкновения, новгородцы решили пригласить варяжских князей как силу, стоящую над противоборствующими группировками. В 862 г. князь Рюрик и его два брата были призваны на Русь новгородцами, положив начало русской княжеской династии. 882г.— приемник Рюрика, воряжский конунг (князь) Олег(879-912) пришел в Киев, здесь он вероломно убил князей днепровских полян Аскольда и Дира. У Рюрика был сын Игорь(912-945). (Он умер во время сбора дани в земле древлян в 945 г. остался сын Святослав, которому в это время было четыре года. Регентшей при нем стала вдова Игоря княгиня Ольга.) В результате объед.земель ильменских славян и днепровских полян, было создано Др.Русс. гос-во, Киевская Русь. Первоначально оно протянулось довольно узкой полосой вдоль торгового пути, кот.связал Балтийское море с Черным(из варяг в греки)( Через Неву или Западную Двину и Волхов с его притоками и далее через систему волоков суда достигали бассейна Днепра. По Днепру они доходили до Черного моря и далее до Византии.)

Великий князь Святослав Игоревич(957-972) нанес сокрушительный удар по враждебному Хазарскому каганату.965— он уничтожил столицы Хоз.ког. Итиль на Волге, Семендер на Терике.971— Свят.попытался создать Русско-Болгарское гос-во. Однако этот замысел ему не позволила воплотить в жизнь Византийская империя. К концу Хв. завершилось объединение Вост. Славян в сост.Др.Руси это произошло в период Вел.княжения Владимира Святославича(980-1015). 982-он покорил окских вятичей, а в 992г. Владимир Святой завоевал карпатских хорват.
Вопрос 3. Древняя Русь: от Ярослава Мудрого до Мстислава Великого.
Расцвет Др.Руси пришелся на время великого княжения Ярослава Владимировича Мудрого.(1019-1054).С ним стремились породниться лучшие королевские семьи Европы. Шведский король выдал за него свою старшую дочь Ирину.1036г.-у стен Киева рус.армия под командованием Яр.Мудрого окончательно разгромила печенегов. Яр.Муд. утвердил «Правду Ярослава». Она ограничила кровную месть, допуская ее лишь за убийство близких родственников. Сыновья Яр.Муд. приняли «Правду Ярославичей». Этот док.полностью отменял кровную месть и всячески защищал княжеское хоз-во.

В начале сущ-я Др.Руси кр-не явл.свободными членами сельской общины. Однако постепенно кр.стали попадать в личную зависимость от феодалов. Самыми обездоленными были холопы наход-ся на положении домашних рабов. В 1097г. сост. съезд русс.князей в г.Любече на нем они провозгласили принцип: «каждый держит вотчину свою». Создание местных княж.династий привело к тому что Др.русс. гос-во двинулось по пути феод.раздробл. В1103г. Русск. армия под командованием вел.князя Святополка Изяславовича нанесла половцем сокрушит.поражение у р.Сутень. Одним из самых выдающихся полководцев и управленцев был великий кн.Владимир Всеволодович Мономах. При нем появился «устав» запретивший ростовщикам брать больше 50%. Этот док.заметно снизил соц.напряженность. В 1132г. скончался вел.кн. Мстислав Владим. После смерти М.В. Др.Р. прекратила свое сущ-е, как единие гос-во.
Вопрос 4. Крещение Др.Руси.
В 988 г. при Владимире в качестве государственной религии было принято христианство. Это имело большое значение для дальнейшего развития Руси. Христианство с его идеей вечности человеческой жизни утверждало равенство людей перед богом. Путь в рай открыт и богатому вельможе и простолюдину, если они честно исполняли свои обязанности на земле. “Божий слуга” — государь был и справедливым судьей и доблестным защитником границ державы Крещение Владимира и его приближенных было совершено вХерсонесе(византия)– центре византийских владений в Крыму. Ему предшествовало участие киевской дружины в борьбе византийского императора Василия 2 с мятежом полководца Варды-Фоки. Император победил, но не выполнил своего обязательства – отдать за Владимира свою дочь Анну. Тогда Владимир осадил Корсунь и принудил византийскую царевну выйти замуж в обмен на крещение “варвара”, которого давно привлекала греческая вера. Владимир, крестившись сам, крестил своих бояр, а затем и весь народ. Распространение христианства зачастую встречало сопротивление населения. Принятие христианства имело большое значение для дальнейшего развития Руси. Принятие христианства укрепляло гос. власть и территориальное единство Киевской Руси. Но имело большое международное значение, заключавшееся в том, что Русь становилась теперь равной другим христианским странам, связи с которыми значительно расширились. Наконец принятие христианства сыграло большую роль в развитии русской культуры, испытавшей на себе влияние византийской, через нее античной. Во главе русской православной церкви был поставлен митрополит, назначенный константинопольским патриархом. Все население страны было обязано платить налог в пользу церкви. В руках церкви был суд, ведавший делами об антирелигиозных преступлениях, нарушениях нравственных и семейных норм.

Вопрос 5. Формир.нов.полит.центров в период феод.раздр.
Первый удар по единой Киевской Руси нанесли удельные князья – феодалы. 1097г. – Любечский съезд («Каждый да держит вотчину свою»). С этого момента началась борьба за обособление от власти Киевского князя.

Причины феодальной раздробленности на Руси:

  1. Сложный порядок престолонаследия

-Порядок занятия престолов в зависимости от старшинства в княжеском роду порождал обстановку нестабильности, неуверенности, что мешало дальнейшему развитию Руси. Новой формой государственно-политической организации стала политическая раздробленность, сменившая раннефеодальную монархию

  1. Относительная политическая самостоятельность удельных княжеств

-Дальнейшее экономическое развитие отдельных земель и княжеств вело к неизбежным социальным конфликтам. Для их разрешения была необходима сильная власть на местах. Местные бояре, опиравшиеся на военную мощь своего князя, теперь больше не хотели зависеть от центральной власти в Киеве

  1. Утрата Киевом роли центра торговли на пути «из варяг в греки»

-Падение престижа Киева было связано с тем, что он утратил свое прежнее значение торгового центра Руси. Крестоносцами были проложены новые торговые пути из Европы на Восток через Средиземное море

  1. Рост вотчинного землевладения

-Княжеские и боярские вотчины, платившие подати государству, имели натуральный характер. Они стремились максимально удовлетворить свои потребности за счет внутренних ресурсов. Их связи с рынком были весьма слабыми и нерегулярными. Господство натурального хозяйства открывало каждому региону возможность отделиться от центра и существовать в качестве самостоятельной земли или княжества.

  1. Усиления боярской олигархии в Новгороде и Пскове

-Главной силой разъединительного процесса выступило боярство. Опираясь на его мощь, местные князья сумели установить свою власть в каждой земле. Однако впоследствии между усилившимся боярством и местными князьями возникли неизбежные противоречия, борьба за влияние и власть.

  1. Внешнеполитический фактор

-Ослабление внешней угрозы — половецких набегов, интенсивность которых резко упала в результате активных военных действий Владимира Мономаха и его сына Мстислава

В результате дробления в качестве самостоятельных выделились княжества, названия которым дали стольные города: Киевское, Черниговское, Переяславское, Муромское, Рязанское, Ростово-Суздальское, Смоленское, Галицкое, Владимиро-Волынское, Полоцкое, Турово-Пинское, Тмутараканское; Новгородская и Псковская земли. В каждой из земель правила своя династия — одна из ветвей Рюриковичей. Сыновья князя и бояре-наместники управляли местными уделами. Междоусобицы как внутри отдельных ветвей князей Рюрикова дома, так и между отдельными землями во многом определяют политическую историю периода удельной раздробленности.
Вопрос 6. Борьба С-З Руси с нем-швед агрессией.
В 1238г. между немецкими и датскими крестоносцами было заключено соглашение о союзе против Руси. К походу присоединилась и Швеция. Борьбу с немецкими и шведскими рыцарями возглавил новгородский князь Александр Невский, родившийся в 1220г. В 1235г. его отец предпринял успешный поход против немцев на Днепр. Там был и Александр. Вскоре отец выделил Александру на княжение Новгород. Первой наступление на Русь начала Швеция. Цель – захват тер-ий по Неве и Ладоге, даже Новгорода. Прикрытие – распространение католицизма. Шведская флотилия остановилась на Неве у притока Ижоры для отдыха. 15 июля 1240г. русские скрыто подошли и напали. Всё решили внезапность нападения и талант полководца. Быстрая и славная победа русских. Битва за устье Невы была битвой всей Руси за сохранение выхода к морю. В том же 1240г. немецкие и датские рыцари, собранные из крепостей Ливонии, вновь двинулись на Русь. Разбили крепость Изборск, после осады взяли Псков. Новгородское боярство вступило в конфликт с Александром, он уехал. В начале 1241г. рыцари продвинулись дальше. Население захваченных тер-ий бежало в Новгород. По требованию Новгородского вече пригласили Александра. Он освободил Копорье и Псков. На побережье Чудского озера были встречены главные немецкие силы. Русские отступили на лёд, сконцентрировав основные силы на флангах. 5 апреля 1242г. немецкие рыцари напали на русское войско, но проиграли сражение. Победа русских была полной и решительной. В отношении Золотой Орды Александр Невский старался проводить мирную политику, насколько это было возможно. Сам неоднократно ездил к хану. Прекрасно понимая неготовность страны открыто противостоять Орде, Александр стремился улаживать все конфликты мирным путём.

l.120-bal.ru

1. Восточные славяне и их соседи в древности. (Происхождение, расселение, занятия, обычаи, быт, верования).

Занятия: земледелие, скотоводство,
рыболовство, охота – от природно-климатических
условий. Земледелие преобладало везде.
Сх орудия приспособлены к местности:
юг – плуг, север – соха. Экстенсивное
развитие. Пшеница, рожь, гречиха, ячмень,
просо. Скотоводство: скот = «деньги».
Свиньи, овцы, меньше лошади и коровы –
из-за долгой зимы и корма.

Сх год – 4 – 5 мес. Неритмичность
жиз.циклов. Отсюда нац.хар-р.

Устойчивость общинных порядков – способ
выживания восточно-славянского этноса.

В лесу – охота, воск, мёд, пушнина. –
ценились при обмене.

Изобилие рек и озёр – рыболовство. Реки
– гл.торг.пути. Из варяг в греки! Вдоль
него – племенные центры, в т.ч. Киев,
Новгород. Торговали и с Востоком, в
средней Волге — гос-во Булгар, в низовьях
– Хазарский каганат.

Для военных экспедиций – союзы племён
– 7 – 8 вв.

Родовой строй: во главе – старейшины.
Институт кровной мести. Был совет
старейшин. Народное собрание – вече,
вождь – военный предводитель.

Упадок родовых отношений – территориальная
или соседская община. Вожди возвышаются
(период военной демократии), сплачивается
дружина. Добыча распределялась между
соплеменниками. Веха в возникновении
неравенства.

Создание крупных племенных образований.
Поляне – Днепр возле Киева, древляне –
Искоростень, Ильменские славяне, между
Припятью и Западной Двиной – дреговичи.
Верховья Днепра, Зап.Двины и Волги –
кривичи (Смоленск), полочане – река
Полота (Полочк), северяне – к северу от
полян. Радимичи – р. Сож, вятичи – Ока.
Зап.и Юж. Буг – бужаен, южнее – тиверцы
и уличи.

Развитие в контакте с др.народами. Юг,
юго-восток – хазары и булгары (кочевое
скотоводство, ремёсла, земледелие). 8 в.
– столкновение в Поднепровье с
вост.славянами, дань. Хазары – язычники
– бог неба Тенгри-хан. 8 – 9 вв. часть
аристократии приняла иудаизм. Хазария
слабела. Дунайская Булгария – тюркоязычные
болгарские племена и южные славяне. В
9 в. часть отошли в междуречье Волги и
Камы – Волжская Болгария. Скотоводство,
потом земледелие, ремёсла. Принятие
ислама.

С ними торговля и войны.

При расселении славян – мирный хар-р
контактов, взаимопроникновение,
ассимиляция. Финно-угорские племена:
весь, чудь, мурома, корела, мордва.

Языческие представления: культ предков
и природы. Пантеон прежде всего
земледельческий: Род – бог неба и земли,
Рожаницы, Ярило – покровитель растит.мира,
Перун – бог грома и молнии. Волос (Велес)
– домашние животные и богатство. Даждьбог
и Стрибог. Мокошь. Капища, идолы, волхвы
и кудесники.

2. Возникновение государственности у восточных славян. Норманнская теория.

Кризис родовых отношений. Князь, дружина
– воюют. Имущественное нерав-во –
усл.нер-ва социального. Возникли союзы
племён – борьба за первенство. Общественная
и социальная жизнь усложняются, традиции
уже не могли быть всеобщими регуляторами.
Эта функция – у публичной власти. Она
создаёт свою систему управления.
Формируется гос-во: регул-ть отн-я внутри
общества и защищать тер-ю и нас-е от
внешней опасности. Позже гос-во стремилось
также защитить интересы привилегированных
слоёв.

Первые племенные княжества – на рубеже
8 – 9 вв.: Среднее Поднепровье и Киевом
и Северо-Запад с Новгородом. Княжеская
власть ещё не обрела династической
преемственности. Это предгос.образования.

Киев – племенной, ремесленный, торг.и
полит.центр. «Повесть временных лет»:
первые правители в земле полян братья
Кий, Щека и Хорив. Отсюда Киев.

В 9 в. появляются русы (вероятно, варяги).
Крупные военно-морские экспедиции на
Чёрное и Каспийское моря – грабительский
хар-р, но была и торговля. Тут же и осада
Константинополя в 860 г.

Северо-Запад: союз славянских и
финно-угорских племён – против варягов
(обложили данью). В сер. 9 в. изгнали
иноземцев. Но – распри. 862 г. – из
Скандинавии приглашены правители-князья:
братья Рюрик, Трувор и Синеус. После
смерти братьев Рюрик объединил земли.

Вече – собрание представителей племён,
призвавших варягов.

Эта легенда – основа для норманнской
теории: Древнерусское гос-во возникло
благодаря варягам, поскольку славянские
и финно-угорские племена были просто
неспособны создать его сами. Отсюда
низкий уровень развития и неспособность
в-с этноса к творческо-созидательной
д-ти. Теория возникла в 18 в. среди учёных
ин. (нем.) происхождения. Разделяли
Карамзин, Погодин, Соловьёв. Против –
Ломоносов, Татищев.

Возникновение государственности –
рез-т внутр.развития общ-ва. Его нельзя
экспортировать. Но в форм-и гос.институтов
могут участвовать представители иного
этноса.

Основа складывающейся гос-ти в новгородских
землях носила полиэтничный хар-р. Рюрик
– не завоеватель, а правитель по договору
с местными мужами. Рюрик передал своим
мужам центры подвластных тер-й.

Рюрик послал Аскольда и Дира на юг. Они
обосновались в Киеве (возможно ходили
на Царьград в 860 г.). С этого времени –
Русская земля. В 866 г. при императоре
Михаиле 3 и патр. Фотии Аскольд и Дир
возглавили поход на Византию, дошли до
стен Константинополя: молитва, образ
Богородицы, страшная буря разорила
флот. Славяне поражены, просят епископа
(положил Евангелие в огонь и не сгорело).
В 882 г. Олег, получивший власть после
Рюрика, на попечении кот-го был сын его
Игорь, собрал войско из разных племён,
убил Аскольда и Дира. Объединение 2-х
центров. 882 – год создания Древнерусского
гос-ва.

Олег подчинил древлян, северян и радимичей
(дань). Торговые отн-я.

Поход на Константинополь в 907 г. –
огромная контрибуция. Клялись языческими
богами.

912 г. – смерть Олега – Игорь. Впервые –
по наследству.

Игорь снова завоёвывает некоторые
племена, на юге – столкновение с
печенегами.

941 г. – поход на Константинополь. Греки
сожгли ладьи.

944 – новый торговый дог-р. Уже часть –
христиане.

Дань шла на содержания князя и его
окружения. Собиралась архаично.

945 г. – Игорь пожадничал, его убили
древляне. Ольга отомстила.

Ольга упорядочила сбор дани – начало
создания системы налогообложения. Места
сбора дани – административные центры.

Ольга – регентша при Святославе. Поняла
необх-ть сближения с Византией. 957 –
посольство в Византию. Политическое
сближение, крещение.

Святослав – всю жизнь в походах.
Расширение границ. Подчинил вятичей,
захватил столицу Волжской Болгарии –
Булгар. 965 – Хазарский каганат, закат
Хазарии. Причерноморье и Северный
Кавказ.

Византия боролась с Болгарским царством
и искала союзников. Обратились к
Святославу. 967 – Святослав разгромил
болгар. Перешла часть Дуная с г.
Переяславец. Святослав захотел сделать
его столицей. Греки натравили на Киев
печенегов. Святослав отошёл, но потом
пришёл. Там встретился с византийцами.
Война. 971 г. – мир. 972 – убили печенеги.

Норманнское влияние на культуру Руси
незначительное. Более ощутимо в
политической сфере. Скандинавы быстро
ассимилировались. Порядок наследования
– старший в роде.

studfiles.net

расселение, занятия и верования. Расселение

Вопрос 1. Восточные славяне: расселение, занятия и верования.
Расселение.

Наши общие индоевропейские предки были немногочисленны и первоначально занимали какую-то небольшую территорию Восточной Турции или территорию по рекам Одер и Висла, а на нее они попали, отделившись раньше от более древнего племени. Это было так давно, что на момент отделения у них не образовался развитый язык. С увеличением численности отдельные семьи переселялись на другие земли в Европу и переднюю Азию, давая начало новым племенам и родам. Индоевропейцы – кельты, славяне, балтийцы, германцы, в наибольшей степени создали современную этническую карту Европы. Славяне обособились из индоевропейской общности в середине 2 тыс. до н.э. Прародиной славян признается территория от Карпат до Днепра. Распространение племен, кот. можно было назвать славянскими, началось в 4в. н.э., а на земли современной Белоруссии, Украины, европейской части России славяне пришли в 6-7 вв. До 7 в. ни одного русского на земле не существовало. Первые письменные свидетельства о славянах появляются в тысячах греческих, арабских и византийских источниках. В источниках появились названия славяне, или венеды или анды. Соседями восточных славян на западе были прибалтийские народы, западные славяне (поляки, чехи), на юге — печенеги и хазары, на востоке — волжские булгары и многочисленные угро-финские племена (мордва, марийцы, мурома).
Занятия

Основным занятием восточных славян было земледелие. Это подтверждается археологическими   раскопками, при которых были обнаружены семена злаков (рожь, ячмень, просо) и огородных культур (репа, капуста, морковь, свекла, редька). Выращивались также и технические культуры (лен, конопля). Южные земли славян обгоняли в своем развитии северные, что объяснялось различиями в природно-климатических условиях, плодородии почвы. Южные славянские племена имели более древние земледельческие традиции, а также имели давние связи с рабовладельческими государствами Северного Причерноморья.

У славянских племен существовали две основные системы земледелия. На севере, в районе густых таежных лесов, была подсечно-огневая система. Основными орудиями труда в лесной полосе были топор, мотыга. Убирали урожай при помощи серпов и размалывали зерно каменными зернотерками и жерновами.

В южных районах ведущей системой земледелия был перелог. При наличии большого количества плодородных земель участки засевали в течение нескольких лет, а после истощения почвы переходили на новые участки. В качестве основных орудий использовали рало, а впоследствии деревянный плуг с железным лемехом. Плужное земледелие было более эффективным и давало более высокие и стабильные урожаи.

С земледелием тесно было связано скотоводство. Славяне разводили свиней, коров, овец, коз. В качестве рабочего скота в южных районах использовали волов, в лесной полосе — лошадей.

Важное место в хозяйстве восточных славян играли охота, рыболовство и бортничество. Мед, воск, меха были основными предметами внешней торговли.
Город

Приблизительно в VII — VIII вв. ремесло   окончательно   отделяется от земледелия. Выделяются специалисты—кузнецы, литейщики, мастера золотых и серебряных дел, позднее гончары. Ремесленники обычно концентрировались в племенных центрах — градах или на городищах — погостах, которые из военных укреплений постепенно превращаются в центры ремесла и торговли — города. Одновременно города становятся оборонительными центрами и резиденциями носителей власти.

Города, как правило, возникали при слиянии двух рек, так как такое расположение обеспечивало более надежную защиту. Центральная часть города, окруженная валом и крепостной стеной, называлась кремлем или детинцем. Как правило, со всех сторон кремль был окружен водой, так как реки, при слиянии которых строился город, соединялись рвом, наполненным водой. К кремлю примыкали слободы — поселения ремесленников. Эта часть города называлась посадом.

Древнейшие города возникали чаще всего на важнейших торговых путях. Одним из таких торговых путей был путь из «варяг в греки». Через Неву или Западную Двину и Волхов с его притоками и далее через систему волоков суда достигали бассейна Днепра. По Днепру они доходили до Черного моря и далее до Византии. Окончательно этот путь сложился к IXв. Другим торговым путем, одним из древнейших на территории Восточной Европы, был Волжский торговый путь, связывавший Русь со странами Востока.
Культура восточных славян

Восточные славяне были язычниками. Они обожествляли различные силы природы. На ранней ступени своего развития они верили в добрых и злых духов. Впоследствии сложился довольно развитый пантеон славянских богов, включавший как местных, так и общеславянских богов. Главными божествами восточных славян являлись: божество Вселенной — Род, божество солнца Даждь-бог (у некоторых славянских племен он назывался Ярило, Хорос), бог скота и богатства — Велес, бог огня — Сварог, бог грозы и войны — Перун, богиня земли и плодородия — Мокошь.

Славяне изготавливали деревянные и каменные изваяния своих богов. Местами поклонения служили священные рощи, источники. Кроме того, у каждого племени существовали общие святилища, куда сходились все члены племени на особо торжественные праздники и для решения важных дел.

С возрастанием роли князя и военной дружины в жизни племени Перун — бог грозы и войны — становится главным богом славянского пантеона. Именем Перуна клялись послы, скреплялись дипломатические договоры. Священным считался домашний очаг или печь как символ семьи. Огню молились обычно под овином, в котором сушилось зерно.

У славян существовал годовой цикл земледельческих праздников в честь солнца и смены времен года. Языческие обряды должны были обеспечить высокий урожай, здоровье людей и скота. Особыми обрядами сопровождались важнейшие события в жизни человека — рождение, свадьба, смерть.

Важное место в религии древних славян занимал культ предков. Широко был распространен обычай сожжения покойников и возведения над погребальными кострами земляных насыпей — курганов. Вера в загробное существование проявлялась в том, что в погребальный костер вместе с умершими клали вещи, оружие, пищу. При погребении князя вместе с ним сжигали коня и одну из его жен или рабыню. В честь умершего устраивали пир — тризну и военные состязания.
Вопрос 2. Древняя Русь: от варяга Рюрика до Владимира Святого.
Согласно «Повести временных лет», русская княжеская династия берет свое начало в Новгороде. В 859 г. северные славянские племена, платившие тогда дань варягам, или норманнам (по мнению большинства историков, выходцам из Скандинавии), изгнали их за море. Однако вскоре после этих событий в Новгороде началась междоусобная борьба. Чтобы прекратить столкновения, новгородцы решили пригласить варяжских князей как силу, стоящую над противоборствующими группировками. В 862 г. князь Рюрик и его два брата были призваны на Русь новгородцами, положив начало русской княжеской династии. 882г.— приемник Рюрика, воряжский конунг (князь) Олег(879-912) пришел в Киев, здесь он вероломно убил князей днепровских полян Аскольда и Дира. У Рюрика был сын Игорь(912-945). (Он умер во время сбора дани в земле древлян в 945 г. остался сын Святослав, которому в это время было четыре года. Регентшей при нем стала вдова Игоря княгиня Ольга.) В результате объед.земель ильменских славян и днепровских полян, было создано Др.Русс. гос-во, Киевская Русь. Первоначально оно протянулось довольно узкой полосой вдоль торгового пути, кот.связал Балтийское море с Черным(из варяг в греки)( Через Неву или Западную Двину и Волхов с его притоками и далее через систему волоков суда достигали бассейна Днепра. По Днепру они доходили до Черного моря и далее до Византии.)

Великий князь Святослав Игоревич(957-972) нанес сокрушительный удар по враждебному Хазарскому каганату.965— он уничтожил столицы Хоз.ког. Итиль на Волге, Семендер на Терике.971— Свят.попытался создать Русско-Болгарское гос-во. Однако этот замысел ему не позволила воплотить в жизнь Византийская империя. К концу Хв. завершилось объединение Вост. Славян в сост.Др.Руси это произошло в период Вел.княжения Владимира Святославича(980-1015). 982-он покорил окских вятичей, а в 992г. Владимир Святой завоевал карпатских хорват.
Вопрос 3. Древняя Русь: от Ярослава Мудрого до Мстислава Великого.
Расцвет Др.Руси пришелся на время великого княжения Ярослава Владимировича Мудрого.(1019-1054).С ним стремились породниться лучшие королевские семьи Европы. Шведский король выдал за него свою старшую дочь Ирину.1036г.-у стен Киева рус.армия под командованием Яр.Мудрого окончательно разгромила печенегов. Яр.Муд. утвердил «Правду Ярослава». Она ограничила кровную месть, допуская ее лишь за убийство близких родственников. Сыновья Яр.Муд. приняли «Правду Ярославичей». Этот док.полностью отменял кровную месть и всячески защищал княжеское хоз-во.

В начале сущ-я Др.Руси кр-не явл.свободными членами сельской общины. Однако постепенно кр.стали попадать в личную зависимость от феодалов. Самыми обездоленными были холопы наход-ся на положении домашних рабов. В 1097г. сост. съезд русс.князей в г.Любече на нем они провозгласили принцип: «каждый держит вотчину свою». Создание местных княж.династий привело к тому что Др.русс. гос-во двинулось по пути феод.раздробл. В1103г. Русск. армия под командованием вел.князя Святополка Изяславовича нанесла половцем сокрушит.поражение у р.Сутень. Одним из самых выдающихся полководцев и управленцев был великий кн.Владимир Всеволодович Мономах. При нем появился «устав» запретивший ростовщикам брать больше 50%. Этот док.заметно снизил соц.напряженность. В 1132г. скончался вел.кн. Мстислав Владим. После смерти М.В. Др.Р. прекратила свое сущ-е, как единие гос-во.
Вопрос 4. Крещение Др.Руси.
В 988 г. при Владимире в качестве государственной религии было принято христианство. Это имело большое значение для дальнейшего развития Руси. Христианство с его идеей вечности человеческой жизни утверждало равенство людей перед богом. Путь в рай открыт и богатому вельможе и простолюдину, если они честно исполняли свои обязанности на земле. “Божий слуга” — государь был и справедливым судьей и доблестным защитником границ державы Крещение Владимира и его приближенных было совершено вХерсонесе(византия)– центре византийских владений в Крыму. Ему предшествовало участие киевской дружины в борьбе византийского императора Василия 2 с мятежом полководца Варды-Фоки. Император победил, но не выполнил своего обязательства – отдать за Владимира свою дочь Анну. Тогда Владимир осадил Корсунь и принудил византийскую царевну выйти замуж в обмен на крещение “варвара”, которого давно привлекала греческая вера. Владимир, крестившись сам, крестил своих бояр, а затем и весь народ. Распространение христианства зачастую встречало сопротивление населения. Принятие христианства имело большое значение для дальнейшего развития Руси. Принятие христианства укрепляло гос. власть и территориальное единство Киевской Руси. Но имело большое международное значение, заключавшееся в том, что Русь становилась теперь равной другим христианским странам, связи с которыми значительно расширились. Наконец принятие христианства сыграло большую роль в развитии русской культуры, испытавшей на себе влияние византийской, через нее античной. Во главе русской православной церкви был поставлен митрополит, назначенный константинопольским патриархом. Все население страны было обязано платить налог в пользу церкви. В руках церкви был суд, ведавший делами об антирелигиозных преступлениях, нарушениях нравственных и семейных норм.

Вопрос 5. Формир.нов.полит.центров в период феод.раздр.
Первый удар по единой Киевской Руси нанесли удельные князья – феодалы. 1097г. – Любечский съезд («Каждый да держит вотчину свою»). С этого момента началась борьба за обособление от власти Киевского князя.

Причины феодальной раздробленности на Руси:

  1. Сложный порядок престолонаследия

-Порядок занятия престолов в зависимости от старшинства в княжеском роду порождал обстановку нестабильности, неуверенности, что мешало дальнейшему развитию Руси. Новой формой государственно-политической организации стала политическая раздробленность, сменившая раннефеодальную монархию

  1. Относительная политическая самостоятельность удельных княжеств

-Дальнейшее экономическое развитие отдельных земель и княжеств вело к неизбежным социальным конфликтам. Для их разрешения была необходима сильная власть на местах. Местные бояре, опиравшиеся на военную мощь своего князя, теперь больше не хотели зависеть от центральной власти в Киеве

  1. Утрата Киевом роли центра торговли на пути «из варяг в греки»

-Падение престижа Киева было связано с тем, что он утратил свое прежнее значение торгового центра Руси. Крестоносцами были проложены новые торговые пути из Европы на Восток через Средиземное море

  1. Рост вотчинного землевладения

-Княжеские и боярские вотчины, платившие подати государству, имели натуральный характер. Они стремились максимально удовлетворить свои потребности за счет внутренних ресурсов. Их связи с рынком были весьма слабыми и нерегулярными. Господство натурального хозяйства открывало каждому региону возможность отделиться от центра и существовать в качестве самостоятельной земли или княжества.

  1. Усиления боярской олигархии в Новгороде и Пскове

-Главной силой разъединительного процесса выступило боярство. Опираясь на его мощь, местные князья сумели установить свою власть в каждой земле. Однако впоследствии между усилившимся боярством и местными князьями возникли неизбежные противоречия, борьба за влияние и власть.

  1. Внешнеполитический фактор

-Ослабление внешней угрозы — половецких набегов, интенсивность которых резко упала в результате активных военных действий Владимира Мономаха и его сына Мстислава

В результате дробления в качестве самостоятельных выделились княжества, названия которым дали стольные города: Киевское, Черниговское, Переяславское, Муромское, Рязанское, Ростово-Суздальское, Смоленское, Галицкое, Владимиро-Волынское, Полоцкое, Турово-Пинское, Тмутараканское; Новгородская и Псковская земли. В каждой из земель правила своя династия — одна из ветвей Рюриковичей. Сыновья князя и бояре-наместники управляли местными уделами. Междоусобицы как внутри отдельных ветвей князей Рюрикова дома, так и между отдельными землями во многом определяют политическую историю периода удельной раздробленности.
Вопрос 6. Борьба С-З Руси с нем-швед агрессией.
В 1238г. между немецкими и датскими крестоносцами было заключено соглашение о союзе против Руси. К походу присоединилась и Швеция. Борьбу с немецкими и шведскими рыцарями возглавил новгородский князь Александр Невский, родившийся в 1220г. В 1235г. его отец предпринял успешный поход против немцев на Днепр. Там был и Александр. Вскоре отец выделил Александру на княжение Новгород. Первой наступление на Русь начала Швеция. Цель – захват тер-ий по Неве и Ладоге, даже Новгорода. Прикрытие – распространение католицизма. Шведская флотилия остановилась на Неве у притока Ижоры для отдыха. 15 июля 1240г. русские скрыто подошли и напали. Всё решили внезапность нападения и талант полководца. Быстрая и славная победа русских. Битва за устье Невы была битвой всей Руси за сохранение выхода к морю. В том же 1240г. немецкие и датские рыцари, собранные из крепостей Ливонии, вновь двинулись на Русь. Разбили крепость Изборск, после осады взяли Псков. Новгородское боярство вступило в конфликт с Александром, он уехал. В начале 1241г. рыцари продвинулись дальше. Население захваченных тер-ий бежало в Новгород. По требованию Новгородского вече пригласили Александра. Он освободил Копорье и Псков. На побережье Чудского озера были встречены главные немецкие силы. Русские отступили на лёд, сконцентрировав основные силы на флангах. 5 апреля 1242г. немецкие рыцари напали на русское войско, но проиграли сражение. Победа русских была полной и решительной. В отношении Золотой Орды Александр Невский старался проводить мирную политику, насколько это было возможно. Сам неоднократно ездил к хану. Прекрасно понимая неготовность страны открыто противостоять Орде, Александр стремился улаживать все конфликты мирным путём.

filling-form.ru

этногенез, основные занятия, общественный строй, религиозные верования и обычаи.

Существует
несколько теорий происхождения славян.
Одна из таких теорий Нестора. Он, опираясь
на библейское сказание о том, что после
«Великого потопа» сыновья Ноя разделили
между собой землю и один из них Аорет
взял под своё покровительство страны
Европы. Славяне вошли в часть мира,
который управлял Аорет. Прародиной
древних славян является бассейн реки
Вислы (территория современной Польши).
В 1 веке н. э. славяне начали расселяться
в верховья Днепра, Десны, Оки и остановились
у озера Ильмень и стали называться
славяне Ильменские. К югу от Вислы — в
бассейне реки Днепр (территория Киева),
а также в бассейн реки Дунай. Эта теория
хорошо подтверждена археологически.
Её придерживаются большинство ученых.

Другая
это теория Б. А. Рыбакова, по которой
славяне это часть населения, проживающего
под владычеством скифов в 5 веке до н.
э. Геродот называл их скифы-пахари.
Несмотря на то, что разработчик этой
теории был археологом, его теория не
подтверждена археологически.

Славяне
расселились на территории от Ладожского
озера по среднее течение реки Днепр. От
реки Буг до верховей Днепра. Особенностью
расселения славян было то, что племенные
союзы восточных славян сложились в
бассейнах крупных рек, где впоследствии
возникли центры племенных княжеств. В
районе озера Ильмень и Двины расселились
славяне Ильменские. В районе реки Припяти
расселились дреговичи и древляне. В
верховьях Днепра по рекам Сож и Сейм
жили радимичи. В среднем течении Днепра
расселились поляне. В бассейне реки
Десны — северяне. На северо-востоке, в
бассейне реки Оки — вятичи.

Основные
занятия славян исходили из особенностей
земли. В лесах практиковалось
подсечно-огневое земледелие. Степную
же землю осваивали путем переполоха.
Но все равно урожайность была низкая
по причине резко-континентального
климата. Другие промыслы славян:
рыболовство, охота, также было очень
распространено бортничество.
Новгородско-ильменский край был богат
лесами, там расцветал пушной промысел.
В южных областях практиковалась охота
на лосей и медведей. Обилие рек, озер,
хорошо разветвленная воднотранспортная
система способствовала развитию
мореходства, торговли, различных ремесел
производящих продукцию для обмена. На
перепутьях торговых путей основывались
крупные города, племенные центры, такие
как Киев и другие.

Накануне
образования государственности славяне
жили соседской общиной в которой
оформилась частная собственность. У
каждой семьи было право на расчищенную
земля — лядину. В славянском обществе
выделялись военные вожди и формировалась
дружина. Дружина это особый вид населения,
занимающейся только военной деятельностью,
в частности нападением. Для обороны же
существовало ополчение свободных
общинников. Дружинники занимались не
только завоевательными походами, но и
управляли присоединенными землями. На
Руси в то время сложилось предклассовое
общество. Во главе стоял князь, которому
подчинялись дружина и воеводы. Ниже шли
смерды или как их ещё называли мужи
(главы патриархальных семей у которых
было право участвовать в войске). Ещё
ниже шли челядь — это члены семей мужей
и холопы, у которых не было право
участвовать в войске.

Сложной,
разнообразной, с детально разработанными
обычаями была религия восточных славян.
Её истоки уходят в индо-европейское
древние верования и ещё дальше к временам
палиолита. Религия, существовавшая у
разных народов до принятия ими христианства
или ислама, называлась язычеством
(многобожие). Славяне населили мир
разными богами и богинями. Во главе
славянских богов стоял великий сварог
— бог вселенной. Его сыновья — сварожичи
— солнце и огонь, были носителями света
и тепла. Бог солнца Даждьбог весьма
почитался славянами. Молились славяне
роду и рожаницам — богу и богинями
плодородия. Этот культ был связан с
земледельческими занятиями населения
и был поэтому особенно популярен.

Бог
Велес почитался у славян в качестве
покровителя скотоводства, Стрибог
повелевал ветрами. По мере слияние
славян с некоторыми иранскими и
угро-финскими племенами их боги
перекочевали и в славянский пантеон.
Так в 8-9 веках у славян почитался бог
солнца Хорс. С началом военных походов
у славян все больше на первый план
выдвигается бог грома и молнии Перун.
Появляется особое отношение к погибшим
воинам (погребальные костры, курганы и
так далее). У славян существовал годовой
цикл земледельческих праздников: Коляда,
день весеннего равноденствия, масленица,
1-2 мая отмечают появление первых весенних
всходов, праздник Ивана Купалы и так
далее. Многие из этих праздников
сохранились и сейчас. В каждом доме у
славян были идолы богов, так же существовал
культ Щуров, небольших семейных идолов
домов.

studfiles.net

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о