Структура и состав Вооруженных Сил Российской Федерации
В состав Вооруженных Сил Российской Федерации входят разные войска (ракетные, сухопутные, воздушно-космические и т.д.), и все вместе они представляют собой организацию для организации обороны страны. Их основная задача — отражение агрессии и защита территориальной целостности государства, однако в последнее время задачи немного видоизменились.
Сегодня задачи личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации можно разделить на 4 направления:
- Сдерживание не только военных, но и политических угроз безопасности.
- Осуществление силовых операций в невоенное время.
- Обеспечение политических и экономических интересов государства.
- Использование силы для обеспечения безопасности.
На уроках ОБЖ состав Вооруженных Сил Российской Федерации изучается в 10-11 классах. Поэтому данная информация должна быть известна всем гражданам РФ.
Немного истории
Современный состав Вооруженных Сил Российской Федерации обязан истории. Он формировался в зависимости от возможных актов агрессии против государства. Наиболее значимый этап в истории развития армии — это победа на Куликовом поле (1380 год), под Полтавой (1709 год) и, конечно же, в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.
Постоянная армия в России образована при Иване Грозном. Именно он начал создавать войска с централизованным управлением и снабжением. В 1862-1874 годах была произведена реформа с введением всесословной воинской повинности, также были изменены принципы руководства, осуществлено техническое перевооружение. Однако после революции в 1917 году армии не стало. Вместо нее образовалась Красная Армия, а затем и Вооруженные Силы СССР, которые делились на 3 вида: сухопутные, военно-воздушные и флот.
Сегодня состав Вооруженных Сил Российской Федерации немного изменился, но основной костяк остался таким же.
Сухопутные войска
Именно этот вид является самым многочисленным. Он был создан для присутствия на суше и, по большому счету, сухопутные войска – это наиболее важный элемент армии. Невозможно захватывать и удерживать территории без данного рода войск, отражать вторжение десанта и т.д. Именно для этих целей и были созданы подобные подразделения. В свою очередь они делятся на следующие виды:
- Танковые войска.
- Мотострелковые.
- Артиллерию.
- Ракетные войска и ПВО.
- Специальные службы.
- Войска связи.
Самый большой личный состав Вооруженных Сил Российской Федерации включает сухопутные войска. Сюда входят все виды воинских подразделений, перечисленные выше.
Танковые (бронетанковые) войска. Они представляет собой главную ударную силу на земле и являются чрезвычайно мощным средством для решения задач первой важности.
Мотострелковые войска – подразделения с большой численностью состава и техники. Их назначение – самостоятельное ведение боевых действий на большой территории, хотя и в составе других родов войск они могут выступать в качестве поддержки.
Артиллерия и ракетные подразделения всегда состоят из соединений, частей тактических ракет, артиллерии.
ПВО – войска противовоздушной обороны, обеспечивающие защиту сухопутных частей и тыл от ударов с самолетов и других средств нападения с воздуха. Специальные службы выполняют узкоспециализированные функции.
Военно-космические силы
До 1997-го существовали военно-воздушные силы, но Указ Президента от 16 июля 1997 года обязал создать новый вид ВС. Начиная с этого времени состав Вооруженных Сил Российской Федерации несколько видоизменился: ВВС и подразделения космической обороны объединились. Так образовались Воздушно-космические силы.
Они занимаются разведкой воздушно-космической обстановки, определением вероятного начала воздушного или ракетного нападения и оповещения о нем органов военного и государственного управления. Само собой разумеется, ВКС России призваны в том числе отражать агрессию с воздуха или из космоса даже, если необходимо, с применением ядерного вооружения.
Состав ВКС
Современные ВКС России включают:
- ВВС.
- Космические войска.
- Войска противовоздушной- и ракетной обороны.
- Воинские части технического обеспечения.
- Войска связи и РЭБ.
- Военно-учебные заведения.
Для каждого рода войск есть свой спектр задач. ВВС, например, отражают агрессию в воздушной среде, поражают объекты и войска противника с использованием обычных и ядерных средств.
Космические войска наблюдают за объектами в космосе и выявляют угрозы России из безвоздушного пространства. При необходимости они могут парировать возможные удары. Также на космические силы возлагается запуск космических аппаратов (спутников) на орбиту Земли, их управление.
Флот
ВМФ предназначается для защиты государства с моря и океана, защиты интересов страны в морских районах. ВМФ состоит из:
- Четырех флотов: Черноморского, Балтийского, Тихоокеанского и Северного.
- Каспийской флотилии.
- Подводных сил, которые предназначены для уничтожения лодок врага, нанесения ударов по надводным кораблям и их группировкам, поражения наземных объектов.
- Надводных сил для ударов по подводным лодкам, высадки морского десанта, противодействия надводным кораблям.
- Морской авиации для уничтожения конвоев, подводной флотилии, корабельных группировок, нарушения систем наблюдения противника.
- Береговых войск, на которых возложена задача обороны побережья и объектов на берегу.
Ракетные войска
Состав и организация Вооруженных Сил Российской Федерации также включают ракетные войска, которые могут содержать сухопутный, воздушный, водный компонент. Ракетные войска (РВСН) в первую очередь предназначаются для уничтожения средств ядерной атаки, а также группировок противника. В частности, основными целями стратегических ракетных войск являются военные базы противника, промышленные объекты, крупные группировки, система управления, объекты инфраструктуры и т.д.
Основное и важное свойство РВСН – возможность точно нанести удары ядерным средством поражения на огромные расстояния (в идеале, в любую точку планеты) и одновременно по всем важным стратегическим объектам. Также они призваны создавать выгодные условия для других родов войск ВС. Если говорить об организации РВСН, то они состоят из частей, которые вооружены ракетами средней дальности и частей с межконтинентальными ракетами.
Самая первая часть была сформирована 15 июля 1946 года. Уже в 1947 году был произведен удачный первый тестовый запуск управляемой ракеты Р-1 (баллистической). К 1955 году существовало уже несколько частей, которые обладали ракетами дальнего действия. Но буквально через 2 года провели испытание межконтинентальной, с несколькими ступенями. Примечательно, что она была первой в мире. После испытания межконтинентальной ракеты появилась возможность создать новый род войск –стратегический. Этот логичный шаг последовал, и в 1960 году был организован еще один вид Вооруженных Сил – РВСН.
Дальняя или стратегическая авиация
Мы уже говорили про ВКС, однако такой род войск, как дальняя авиация, мы еще не затрагивали. Он достоин отдельной главы. В структуру и состав Вооруженных Сил Российской Федерации входят стратегические бомбардировщики. Примечательно, что они есть только у двух стран мира – США и России. Вместе с межконтинентальными ракетами и подводными ракетоносцами стратегические бомбардировщики являются частью ядерной триады и в первую очередь отвечают за безопасность государства.
Состав и задачи Вооруженных Сил Российской Федерации, в частности, дальней авиации, заключается в бомбардировке важных военно-промышленных объектов в тылу противника, уничтожении его инфраструктуры и больших скоплений войск, военных баз. Целями этих самолетов являются электростанции, заводы, мосты, и целые города.
Называются подобные самолеты стратегическими бомбардировщиками из-за возможности совершать межконтинентальные полеты и применять ядерное оружие. Некоторые виды самолетов могут использовать его, однако неспособны совершать межконтинентальные полеты. Они называются дальними бомбардировщиками.
Несколько слов о ТУ-160 – «Белом Лебеде»
Говоря о дальней авиации, нельзя не упомянуть ракетоносец ТУ-160 с изменяющийся геометрией крыла. В истории он является крупнейшим, мощнейшим и самым тяжелым сверхзвуковым самолетом. Его особенность – стреловидное крыло. Среди существующих стратегических бомбардировщиков, у него самая большая взлетная масса и боевая нагрузка. Пилоты дали ему прозвище – «Белый лебедь».
Вооружение ТУ-160
Самолет способен нести до 40 тонн вооружения, в том числе и разные виды управляемых ракет, свободнопадающих бомб и ядерные средства поражения. Бомбы «Белого Лебедя» носят негласное название «оружия второй очереди», то есть предназначается для уничтожения целей, которые сохранились после ракетного удара. Его огромный арсенал способен нести самолёт ТУ-160, из-за чего его статус стратегического полностью оправдывается.
Всего в состав Вооруженных Сил Российской Федерации входит 76 подобных бомбардировщиков. Но эта информация изменяется постоянно в силу списания старых и приема новых самолетов.
Мы описали основные моменты, касающиеся назначения и состава Вооруженных Сил Российской Федерации, но на самом деле вооруженные силы – это крайне сложная структура, которую понимают изнутри только специалисты, связанные с ней непосредственно.
fb.ru
Задачи Вооруженных Сил Российской Федерации : Министерство обороны Российской Федерации
Главная Наша миссия Задачи Вооруженных Сил Российской Федерации
Изменившаяся внешнеполитическая ситуация последних лет, новые приоритеты в сфере национальной безопасности поставили перед Вооруженными Силами Российской Федерации (ВС РФ) совершенно иные задачи, которые могут быть структурированы по четырем основным направлениям:
- сдерживание военных и военно-политических угроз безопасности или посягательств на интересы Российской Федерации;
- защита экономических и политических интересов РФ.
Особенности развития военно-политической обстановки в мире обуславливают возможность перерастания одной задачи в другую, поскольку наиболее проблемные военно-политические ситуации носят комплексный и многоплановый характер.
Под сдерживанием военных и военно-политических угроз безопасности РФ (посягательств на интересы РФ) подразумеваются следующие действия ВС РФ:
- своевременное выявление угрожающего развития военно-политической обстановки или подготовки вооруженного нападения на Российскую Федерацию и (или) ее союзников;
- поддержание состояния боевой и мобилизационной готовности страны, стратегических ядерных сил, сил и средств, обеспечивающих их функционирование и применение, а также систем управления для того, чтобы при необходимости нанести агрессору заданный ущерб;
- поддержание боевого потенциала и мобилизационной готовности группировок войск (сил) общего назначения на уровне, обеспечивающем отражение агрессии локального масштаба;
- поддержание готовности к стратегическому развертыванию при переводе страны на условия военного времени;
- организация территориальной обороны.
Обеспечение экономических и политических интересов РФ включает в себя следующие компоненты:
- поддержание безопасных условий для жизни граждан России в зонах вооруженных конфликтов и политической или иной нестабильности;
- создание условий для безопасности экономической деятельности России или представляющих ее экономических структур;
- защита национальных интересов в территориальных водах, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне России, а также в Мировом океане;
- проведение по решению Президента РФ операций с использованием сил и средств Вооруженных Сил в регионах, которые являются сферой жизненно-важных экономических и политических интересов РФ;
- организация и ведение информационного противоборства.
Силовые операции ВС РФ в мирное время возможны в следующих случаях:
- выполнение Россией союзнических обязательств в соответствии с международными договорами или иными межгосударственными соглашениями;
- борьба с международным терроризмом, политическим экстремизмом и сепаратизмом, а также предотвращение диверсий и террористических актов;
- частичное или полное стратегическое развертывание, поддержание готовности к применению и применение потенциала ядерного сдерживания;
- проведение миротворческих операций в составе коалиций, созданных в рамках международных организаций, где Россия состоит или в которые вступила на временной основе;
- обеспечение режима военного (чрезвычайного) положения в одном или нескольких субъектах Российской Федерации в соответствии с решениями высших органов государственной власти;
- защита государственной границы Российской Федерации в воздушном пространстве и подводной среде;
- силовое обеспечение режима международных санкций, введенных на основании решения Совета Безопасности ООН;
- предупреждение экологических катастроф и других чрезвычайных ситуаций, а также ликвидация их последствий.
Военная сила применяется напрямую для обеспечения безопасности страны в следующих случаях:
- вооруженный конфликт;
- локальная война;
- региональная война;
- крупномасштабная война.
Вооруженный конфликт – одна из форм разрешения политических, национально-этнических, религиозных, территориальных и других противоречий с применением средств вооруженной борьбы. При этом ведение таких боевых действий не предполагает перехода отношений государства (государств) в особое состояние, называемое войной. В вооруженном конфликте стороны, как правило, преследуют частные военно-политические цели. Вооруженный конфликт может стать следствием разрастания вооруженного инцидента, приграничного конфликта и других столкновений ограниченного масштаба, в ходе которых для разрешения противоречий применяется оружие. Вооруженный конфликт может иметь международный характер (с участием двух и более государств) или внутренний характер (с ведением вооруженного противоборства в пределах территории одного государства).
Локальная война – это война между двумя и более государствами, ограниченная по политическим целям. Военные действия ведутся, как правило, в границах противоборствующих государств, и затрагивают преимущественно интересы только этих государств (территориальные, экономические, политические и другие). Локальная война может вестись группировками войск (сил), развернутыми в районе конфликта, с их возможным усилением за счет переброски дополнительных сил и средств с других направлений и проведения частичного стратегического развертывания вооруженных сил. При определенных условиях локальные войны могут перерасти в региональную или крупномасштабную войну.
Региональная война – это война с участием двух и более государств (групп государств) региона. Она ведется национальными или коалиционными вооруженными силами с применением как обычных, так и ядерных средств поражения. В ходе боевых действий стороны преследуют важные военно-политические цели. Региональные войны проходят на территории, ограниченной пределами одного региона, а также в прилегающих к нему акватории, воздушном пространстве и космосе. Для ведения региональной войны требуется полное развертывание вооруженных сил и экономики, высокое напряжение всех сил государств-участников. В случае участия в этой войне государств, обладающих ядерным оружием, либо их союзников, может возникнуть угроза применения ядерного оружия.
Крупномасштабная война – это война между коалициями государств или крупнейшими государствами мирового сообщества. Она может стать результатом расширения вооруженного конфликта, локальной или региональной войны путем вовлечения в них значительного количества государств. В крупномасштабной войне стороны будут преследовать радикальные военно-политические цели. Она потребует мобилизации всех имеющихся материальных ресурсов и духовных сил государств-участников.
Современное российское военное планирование деятельности ВС основано на реалистичном понимании имеющихся ресурсов и возможностей России.
В мирное время и при чрезвычайных ситуациях ВС РФ совместно с другими войсками должны быть готовы к отражению нападения и к нанесению поражения агрессору, ведению как оборонительных, так и наступательных активных действий при любом варианте развязывания и ведения войн (вооруженных конфликтов). ВС РФ должны быть способны без проведения дополнительных мобилизационных мероприятий успешно решать задачи одновременно в двух вооруженных конфликтах. Кроме того, ВС РФ должны осуществлять миротворческие операции – самостоятельно и в составе многонациональных контингентов.
В случае обострения военно-политической и военно-стратегической обстановки ВС РФ должны обеспечить стратегическое развертывание войск и сдерживать обострение обстановки за счет сил стратегического сдерживания и сил постоянной готовности.
Задачи ВС в военное время – наличными силами отразить воздушно-космическое нападение противника, а после полномасштабного стратегического развертывания решать задачи одновременно в двух локальных войнах.
structure.mil.ru
Вооружённые силы Российской Федерации — WiKi
Вооружённые силы Российской Федерации (в официальных документах — Вооруженные Силы Российской Федерации[9]; неофициальное сокращение ВС РФ[10], на военной форме одежды официально предусмотрены нашивки с надписью «Вооружённые Силы России») — государственная военная организация Российской Федерации, предназначенная для отражения агрессии, направленной против Российской Федерации, для вооружённой защиты территориальной целостности и неприкосновенности её территории, а также для выполнения задач в соответствии с международными договорами России[11].
Флаг Министерства обороны Российской Федерации.Вооружённые силы Российской Федерации располагают одними из крупнейших в мире
Вооружённые силы Российской Федерации были созданы 7 мая 1992 года на основе бывших ВС СССР и на тот период насчитывали 2 880 000 чел.
Штатная численность Вооружённых сил устанавливается указами президента Российской Федерации. Согласно последнему опубликованному указу, вступившему в силу с 28 марта 2017 года, общая штатная численность Вооружённых Сил Российской Федерации с 1 июля 2017 года составит 1903 тыс. человек, штатная численность военнослужащих — 1013 тыс. человек[13][14].
Укомплектованность российской армии личным составом на конец 2014 года оценивалась в 82 %[15], на конец 2015 года была доведена до 92 %, при этом доля военнослужащих по контракту составила 352 тыс., впервые превысив численность призывников. На 2016 год армия была укомплектована на 93 %, службу по контракту проходили 384 тыс. человек. Впервые в истории России сержантский состав полностью стал профессиональным [16][17].
Мобилизационный ресурс России оценивается в 31 миллион человек[18].
17 ноября 2017 г. Президент РФ В. В. Путин подписал указ № 555 «Об установлении штатной численности Вооруженных сил Российской Федерации», которым численность Вооруженных сил РФ определена в 1 902 758 человек, в том числе 1 013 628 военнослужащих. Указ вступает в силу с 1 января 2018 года[19][20].
Верховным главнокомандующим Вооружёнными силами Российской Федерации является президент Российской Федерации — Владимир Владимирович Путин. В случае агрессии против России или непосредственной угрозы агрессии он вводит на территории России или в отдельных её местностях военное положение, с целью создания условий для её отражения или предотвращения, с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной думе для утверждения соответствующего указа.
Для решения вопроса о возможности использования Вооружённых сил России за пределами территории России необходимо соответствующее постановление Совета Федерации. В мирное время глава государства осуществляет общее политическое руководство Вооруженными силами, а в военное время руководит обороной государства и его Вооруженными силами по отражению агрессии.
Президент России также формирует и возглавляет Совет безопасности Российской Федерации[21]; утверждает военную доктрину России[22][23]; назначает и освобождает от обязанностей высшее командование Вооружённых сил России[24]. Президент в качестве Верховного главнокомандующего утверждает Военную доктрину России, концепцию и планы строительства Вооруженных сил, мобилизационный план Вооруженных сил, мобилизационные планы экономики, план гражданской обороны и другие акты в сфере военного строительства. Глава государства утверждает также общевойсковые уставы, положения о Министерстве обороны и Генеральном штабе. Президент ежегодно издает указы о призыве на военную службу, об увольнении в запас лиц определённых возрастов, отслуживших в ВС, подписывает международные договоры о совместной обороне и военном сотрудничестве[25].
Министерство обороны Российской Федерации
Министерство обороны Российской Федерации (Министерство обороны) является органом управления Вооруженными силами Российской Федерации. К основным задачам Минобороны России относятся выработка и проведение государственной политики в области обороны; нормативно-правовое регулирование в области обороны; организация применения вооружённых сил в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами и международными договорами России; поддержание в необходимой готовности вооружённых сил; осуществление мероприятий по строительству вооружённых сил; обеспечение социальной защиты военнослужащих, лиц гражданского персонала вооружённых сил, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей; выработка и реализация государственной политики в области международного военного сотрудничества. Министерство осуществляет свою деятельность непосредственно и через органы управления военных округов, иные органы военного управления, территориальные органы, военные комиссариаты[26].
Министерство обороны возглавляет Министр обороны Российской Федерации, назначаемый на должность и освобождаемый от должности президентом России по представлению председателя Правительства России. Министр подчиняется непосредственно президенту России, а по вопросам, отнесённым Конституцией России, федеральными конституционными законами, федеральными законами и указами президента к ведению правительства России, — председателю Правительства Российской Федерации. Министр несёт персональную ответственность за решение задач и реализацию полномочий, возложенных на Минобороны России и вооружённые силы, и осуществляет свою деятельность на основе единоначалия. В министерстве работает коллегия в составе министра, его первых заместителей и заместителей, начальников служб министерства, главнокомандующих видами вооружённых сил[26].
Действующий Министр обороны Российской Федерации — Герой Российской Федерации генерал армии Сергей Кужугетович Шойгу.
Генеральный штаб Вооружённых сил Российской Федерации
Генеральный штаб Вооружённых сил Российской Федерации — центральный орган военного управления и основной орган оперативного управления Вооружёнными силами. Генштаб осуществляет координацию деятельности пограничных войск и органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации (ФСБ России), Войск национальной гвардии Российской Федерации, Железнодорожных войск, федерального органа специальной связи и информации, войск гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формирований, Службы внешней разведки Российской федерации (СВР России), федеральных органов государственной охраны, федерального органа обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти по выполнению задач в области обороны, строительства и развития вооружённых сил, а также их применения. Генеральный штаб состоит из главных управлений, управлений и иных структурных подразделений[27].
К основным задачам Генштаба относятся осуществление стратегического планирования применения вооружённых сил, других войск, воинских формирований и органов с учётом их задач и военно-административного деления страны; проведение оперативной и мобилизационной подготовки вооружённых сил; перевод вооружённых сил на организацию и состав военного времени, организация стратегического и мобилизационного развёртывания вооружённых сил, других войск, воинских формирований и органов; координация деятельности по проведению в Российской Федерации мероприятий по воинскому учёту; организация разведывательной деятельности в целях обороны и безопасности; планирование и организация связи; топогеодезическое обеспечение вооружённых сил; осуществление мероприятий, связанных с защитой государственной тайны; проведение военно-научных исследований[27].
Действующий начальник Генерального штаба Вооружённых Сил Российской Федерации — Герой Российской Федерации генерал армии Валерий Герасимов (с 9 ноября 2012 года).
Первое республиканское военное ведомство появилось в РСФСР (см. РККА), позднее — в период развала СССР (14 июля 1990 года). Однако из-за неприятия большинством народных депутатов РСФСР идеи о самостоятельных ВС ведомство назвали не министерством обороны, а Государственным комитетом РСФСР по общественной безопасности и взаимодействию с Министерством обороны СССР и КГБ СССР. После попытки государственного переворота в Вильнюсе 13 января 1991 года, председатель Верховного Совета России Борис Ельцин выступает с инициативой о создании республиканской армии, и 31 января Госкомитет по общественной безопасности был преобразован в Госкомитет РСФСР по обороне и безопасности, во главе которого встал генерал армии Константин Кобец. В течение 1991 года Комитет неоднократно видоизменялся и переименовывался. С 19 августа (день попытки переворота в Москве) по 9 сентября временно функционировало Министерство обороны РСФСР[28].
Одновременно Ельциным была предпринята попытка создать Национальную гвардию РСФСР, начался даже приём добровольцев. До 1995 года планировалось сформировать не менее 11 бригад численностью по 3—5 тысяч человек, общей численностью не более 100 тысяч. Предполагалось развернуть части Национальной гвардии в 10 регионах, в том числе в Москве (три бригады), в Ленинграде (две бригады) и в ряде других важных городов и районов. Были подготовлены положения о структуре, составе, методах комплектования, задачах Национальной гвардии. К концу сентября в Москве в ряды Национальной гвардии успели записаться около 15 тысяч человек, большинство из которых — военнослужащие ВС СССР. В конце концов на стол Ельцину лег проект указа «О временном положении о российской гвардии», однако он так и не был подписан[29].
После подписания Беловежских соглашений 21 декабря государствами-участниками только что созданного СНГ был подписан протокол о временном возложении на последнего министра обороны СССР маршала авиации Шапошникова командования вооружёнными силами на их территории, в том числе стратегическими ядерными силами. 14 февраля 1992 года он формально стал Верховным главнокомандующим Объединенными вооруженными силами СНГ, а МО СССР преобразовано в Главкомат ОВС СНГ. 16 марта 1992 года Указом Ельцина были созданы Вооружённые силы Российской Федерации в оперативном подчинении Главкомата ОВС, а также Министерство обороны, которое возглавил сам президент. 7 мая был подписан указ о создании вооружённых сил, а Ельцин возложил на себя обязанности Верховного Главнокомандующего
ru-wiki.org
Сухопутные войска (СВ) – наиболее многочисленный и разнообразный по вооружению и способам боевых действий вид Вооруженных Сил Российской Федерации (ВС РФ), предназначенный для отражения агрессии противника на континентальных театрах военных действий, защиты территориальной целостности и национальных интересов РФ. Основные задачи Сухопутных войск
В угрожаемый период:
В военное время:
|
structure.mil.ru
Вооруженные Силы Российской Федерации: назначение, состав 🚩 ОГП
ПЛАН-КОНСПЕКТ
проведения занятия по общественно-государственной подготовке
с военнослужащими войсковой части
ТЕМА №2: «Вооруженные Силы Российской Федерации: назначение, состав».
Воспитательные цели:
— воспитать у военнослужащих готовность к достойному и самоотверженному служению Отечеству;
— формировать у них чувство любви и преданности Родине, гордость за принадлежность к великому российскому народу.
Учебные цели:
— поощрять стремление военнослужащих эффективно выполнять свои служебные обязанности, совершенствовать профессиональные навыки;
— формировать у военнослужащих готовность стойко переносить трудности военной службы по защите Отечества.
Вопросы: 1. Назначение и состав ВС РФ.
- Символика воинской доблести.
Дата: ________
Время: 2 часа
Место: клуб части
Метод проведения: рассказ.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1
Важнейшая государственная задача
Основной функцией вооруженных сил всегда являлась оборона страны от нападения извне. Человек в военной форме – привычная фигура в каждой стране. И не случайно. Ученые подсчитали, что за минувшие пятьдесят веков народы пережили более 14500 больших и малых войн. За все годы существования человечества только около 300 лет были абсолютно мирными. XX век породил новый тип войн мировые, в которых участвовали десятки стран и десятки миллионов людей. Человечество пережило две такие войны. В первой из них (1914 — 1918 гг.) участвовало 38 государств, было отмобилизовано 74 млн. человек. Вторая мировая война превзошла свою предшественницу по продолжительности, масштабам, числу жертв и далеко идущим последствиям. Она развернулась в Европе, Азии и Океании. В ней участвовало 61 государство с населением 1,7 млрд. человек (80 % населения земного шара), поставлено «под ружье” 110 млн. человек.
И сегодня человечество никак не может уверовать в реализацию возможности «мира без войн” в наступающем XXI столетии. За последние 50 лет на нашей планете вспыхнуло больше 200 войн и вооруженных конфликтов. Очевидна тенденция к их увеличению. Если в период с 1886 по 1914 гг. в мире было развязано примерно 40 войн (2 — 2,5 войны в год), то с 1917 по 1939 год уже более 80 войн (около 3 — 4 войн в год). После Второй мировой войны (1945 — 1985 гг.) их насчитывалось уже 260 (6 — 7 войн в год). Эти цифры свидетельствуют о несостоятельности пацифистских движений.
Исторический опыт России подтверждает, что совершенствование обороны для России всегда являлось объективной необходимостью. Не благодаря миролюбию наших соседей сумела Россия сохранить свою государственность, а благодаря мощным армии и флоту, благодаря высоким морально-психологическим качествам российских воинов.
И сегодня нашему государству необходимы мощные Вооруженные Силы, так как угрозы военной безопасности нашей Родине, несмотря на их снижение, сохраняются.
Угрозы военной безопасности России
Российские Вооруженные Силы – это неотъемлемый элемент государственности. Они представляют собой государственную военную организацию, составляющую основу обороны страны.
Вооруженные Силы Российской Федерации образованы Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 1992 года.
К решению задач обороны страны предназначены и другие войска, к которым относятся: Пограничные войска РФ, внутренние войска МВД РФ, Железнодорожные войска РФ, войска Федерального агентства правительственной связи и информации, войска гражданской обороны.
Вооруженные Силы предназначены для отражения агрессии, вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, а также для выполнения задач в соответствии с международными договорами России.
Сегодня одной из важнейших задач Вооруженных Сил является обеспечение ядерного сдерживания. Оно составляет стержень всей системы национальной безопасности страны. Кроме того, сегодня приходится решать и принципиально новую задачу – осуществлять миротворческую деятельность как самостоятельно, так и в составе международных организаций.
В соответствии с основными положениями военной доктрины Российской Федерации Вооруженные Силы и другие войска могут применяться для противодействия внутренним источникам военных угроз. Отдельные формирования Вооруженных Сил в соответствии с действующим законодательством могут привлекаться для содействия органам внутренних дел и внутренним войскам Министерства внутренних дел в локализации и блокировании района конфликта, пресечении вооруженных столкновений и разъединении противоборствующих сторон, а также защите стратегически важных объектов.
На Вооруженные Силы также могут возлагаться задачи по оказанию помощи Пограничным войскам в охране Государственной границы, содействию в охране морских коммуникаций, важных государственных объектов и экономических зон, в борьбе с терроризмом, незаконным оборотом наркотиков, пиратством.
Силы и средства Вооруженных Сил и других войск могут также привлекаться для оказания помощи населению при ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий.
Привлечение Вооруженных Сил к выполнению задач с использованием вооружения не по их предназначению производится Президентом РФ в соответствии с федеральными законами.
Свою деятельность армия и флот осуществляют на базе Конституции РФ, в соответствии с федеральными законами о Вооруженных Силах, а также с законами в области обороны. Предназначению и задачам, решаемым армией и флотом, соответствует их состав.
Состав Вооруженных Сил Российской Федерации
Вооруженные Силы РФ состоят из центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций, которые входят в виды и рода войск Вооруженных Сил, в Тыл Вооруженных Сил и в войска, не входящие в виды и рода войск.
Вид Вооруженных Сил – это их составная часть, отличающаяся особым вооружением и предназначенная для выполнения возложенных задач, как правило, в какой-либо среде (на суше, в водной среде, в воздухе). Это Ракетные войска стратегического назначения, Сухопутные войска, Военно-воздушные силы, Военно-Морской Флот.
Каждый вид Вооруженных Сил состоит из родов войск (сил), специальных войск и тыла.
Под родом войск понимается часть вида Вооруженных Сил, отличающаяся основным вооружением, техническим оснащением, организационной структурой, характером обучения и способностью к выполнению специфических боевых задач. Кроме того, имеются самостоятельные рода войск. В Вооруженных Силах России – это Воздушно-десантные войска.
Объединения – это воинские формирования, включающие несколько соединений или объединений меньшего масштаба, а также частей и учреждений. К объединениям относятся армия, флотилия, а также военный округ – территориальное общевойсковое объединение и флот – военно-морское объединение.
Военный округ – это территориальное общевойсковое объединение воинских частей, соединений, учебных заведений, военных учреждений различных видов и родов войск Вооруженных Сил. Военный округ, как правило, охватывает территорию нескольких субъектов Российской Федерации. В ходе реформы планируется преобразование округов в стратегические направления.
Флот – является высшим оперативным объединением Военно-морского флота. Командующие округами и флотами руководят своими войсками (силами) через подчиненные им штабы.
Соединениями являются воинские формирования, состоящие из нескольких частей или соединений меньшего состава, обычно различных родов войск (сил), специальных войск (служб), а также частей (подразделений) обеспечения и обслуживания. К соединениям относятся корпуса, дивизии, бригады и другие, приравненные к ним воинские формирования.
Войсковая часть – организационно самостоятельная боевая и административно-хозяйственная единица во всех видах Вооруженных Сил РФ. К войсковым частям относятся все полки, корабли 1, 2 и 3 рангов, отдельные батальоны (дивизионы, эскадрильи), а также отдельные роты, не входящие в состав батальонов и полков. Полкам, отдельным батальонам, дивизионам и эскадрильям вручается Боевое Знамя, а кораблям ВМФ – Военно-морской флаг.
К учреждениям Министерства обороны относятся такие структуры обеспечения жизнедеятельности Вооруженных Сил, как военно-медицинские учреждения, дома офицеров, военные музеи, редакции военных изданий, санатории, дома отдыха, турбазы и т. п.
К военно-учебным заведениям относятся: военные академии, военный университет, военные институты, высшие и средние военные училища, военные факультеты при гражданских вузах, суворовские и нахимовские училища, курсы подготовки и переподготовки офицерского состава.
Часть Вооруженных Сил Российской Федерации может входить в состав объединенных вооруженных сил (например, ОВС СНГ) или находиться под объединенным командованием в соответствии с международными договорами Российской Федерации (например, в составе миротворческих сил ООН или коллективных сил СНГ по поддержанию мира в зонах локальных военных конфликтов).
Сухопутные войска являются самым многочисленным видом Вооруженных Сил и составляют основу группировок войск на стратегических направлениях. Они предназначены для обеспечения национальной безопасности и защиты нашей страны от внешней агрессии на суше, а также для защиты национальных интересов России в рамках ее международных обязательств по обеспечению коллективной безопасности.
Сухопутные войска – это и самый древний вид Вооруженных Сил России. Свою историю они ведут от княжеских дружин Киевской Руси. Наиболее яркими страницами боевого пути Сухопутных войск являются: разгром Ливонского ордена дружинами Александра Невского на льду Чудского озера; образцы воинской доблести воинов войска великого князя Московского Дмитрия Донского в борьбе против монголо-татарских завоевателей; блистательная победа русской армии над шведами при Полтаве; стойкость, мужество, инициатива и решительность русских войск в борьбе с французами в Отечественной войне 1812 года.
Исключительно трудным испытанием для Сухопутных войск стала Великая Отечественная война (1941-1945 гг.). Важнейшие боевые задачи в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками – жестоким, опытным и сильным врагом, решались, прежде всего, Сухопутными войсками. В ходе войны Сухопутные войска получили значительное развитие. Наращивание их огневой и ударной мощи, маневренности и боеспособности шло на базе внедрения новых, более эффективных систем вооружения и боевой техники, роста боевого опыта войск, приобретения мастерства командным составом и совершенствования средств и методов управления. Все это привело к тому, что Сухопутные войска за годы войны стали первоклассными по своему вооружению, непревзойденными по моральному состоянию и самыми передовыми по искусству ведения операций и боев.
В настоящее время в состав Сухопутных войск входят 5 родов войск – мотострелковые, танковые, ракетные войска и артиллерия, войска ПВО, авиация.
Мотострелковые войска – самый многочисленный род войск, составляющий основу Сухопутных войск, ядро их боевых порядков. Они оснащены мощным вооружением для поражения наземных и воздушных целей, ракетными комплексами, танками, артиллерией и минометами, противотанковыми управляемыми ракетами, зенитными ракетными комплексами и установками, эффективными средствами разведки и управления.
Танковые войска составляют главную ударную силу Сухопутных войск и мощные средства вооруженной борьбы, предназначенные для решения наиболее важных задач в различных видах военных действий.
Ракетные войска и артиллерия – главная огневая мощь и важнейшее оперативное средство Сухопутных войск в решении боевых задач по разгрому группировок противника.
Войска противовоздушной обороны являются одним из основных средств поражения воздушного противника. Они состоят из зенитных ракетных, зенитных артиллеристских и радиотехнических частей и подразделений.
Авиация Сухопутных войск предназначена для действий непосредственно в интересах общевойсковых формирований, их авиационной поддержки, ведения тактической воздушной разведки, высадки тактических воздушных десантов и огневой поддержки их действий, радиоэлектронной борьбы, постановки минных заграждений и других задач.
В состав Сухопутных войск входят соединения и части специальных войск – разведывательные, связи, радиоэлектронной борьбы, инженерные, радиационной, химической и биологической защиты, ядерно-технические, технического обеспечения, автомобильные и охраны тыла. Организационно в состав Сухопутных войск включены воинские части и учреждения тыла. Специальные войска обеспечивают успешное выполнение общевойсковыми формированиями стоящих перед ними задач.
В настоящее время Сухопутные войска состоят:
из военных округов (Московского, Ленинградского, Северо-Кавказского, Приволжско-Уральского, Сибирского, Забайкальского и Дальневосточного), которые в ходе военной реформы преобразовываются в оперативно-стратегические командования;
общевойсковых (танковых) армий;
армейских корпусов;
мотострелковых (танковых), артиллерийских и пулеметно-артиллерийских дивизий;
укрепрайонов;
бригад, отдельных воинских частей;
военных учреждений, предприятий и организаций.
В ходе реформирования Сухопутных войск ставка сделана на повышение их мобильности и автономности действий, внедрение автоматизированных систем управления войсками и оружием.
2
История символов воинской чести неразрывно связана с борьбой российского народа за свою независимость. Особое место среди символов ратной славы занимают воинская символика и воинские ритуалы.
Основным символом чести, доблести и славы является Боевое Знамя – знак, объединяющий воинскую часть и указывающий на ее принадлежность к Вооруженным Силам государства.
Другим символом вооруженного защитника Отечества является его форма одежды. Военная форма одежды – общее название всех предметов обмундирования, снаряжения и знаков различия в армии государства. Появление формы одежды воинов относится к глубокой древности и связано с необходимостью отличать своих бойцов от воинов противника.
Знаки различия также являются воинскими символами и указывают на принадлежность военнослужащих к виду или роду войск и их воинские звания. К знакам различия относятся погоны, нагрудные и нарукавные знаки, знаки на головных уборах, погонах и петлицах, канты, лампасы и эмблемы.
Среди знаков различия особое место занимают эмблемы. Они появились в русской армии в 1700 году и назывались тогда «гербы». Носили их на головных уборах, пуговицах, патронных сумках и поясных ремнях. В Красной Армии они появились в 1918 году, к 1922 году их было около 40. В 1935 – 1936 годах произошло сокращение эмблем. Реформирование вооруженных сил в 1955 году привело к изменению системы эмблем. Последние изменения в воинской символике произошли в связи с распадом СССР и изменением социально-политического строя.
Красноармейская звезда как отличительный знак военнослужащих была введена в 1918 году для ношения на груди, а затем на головном уборе. Как важный составной элемент она присутствовала на всех советских орденах и большинстве медалей и знаков, размещалась на бортах кораблей, боевой техники, предметах обмундирования. Красная звезда – основная эмблема и Вооруженных Сил современной России.
Важным элементом одежды является кокарда, появившаяся на головных уборах в 1730 – 1732 годах под названием банта или полевого знака.
Погоны также являются важным атрибутом формы одежды военнослужащих. В русской армии погоны появились в 1763 году – их носили на левом плече. В 1801 – 1809 годах введены погоны определенного цвета на оба плеча. Кроме того, на парадной форме офицеров носились эполеты. В Вооруженных Силах СССР погоны введены в 1943 году. Возвращение к традиционным знакам различия свидетельствует о преемственности лучших традиций русской и Советской Армии, их ратной славы.
Важной формой материального и морального поощрения, символизирующей признание особых заслуг перед государством, за воинские отличия в боях и в мирные дни, является награда. На Руси воины за боевые заслуги и подвиги награждались гривнами, ценными подарками, доспехами, а позже – специально отчеканенными медалями. Наградная система в царской России носила ярко выраженный иерархический характер, что хорошо видно на примере награждения орденами. Ими в армии и на флоте награждались только офицеры и генералы.
Среди символов ратной славы почетное место отведено оружию. Награждение оружием в России производилось с древних времен. К таким наградам относятся шпаги, сабли, палаши, шашки и кортики с драгоценными украшениями и без них, с надписями на эфесе. С 1924 года почетным оружием стал револьвер с серебряной накладкой: «Честному воину РККА от ЦИК Союза ССР». В годы Великой Отечественной войны родилась новая традиция – в торжественной обстановке от одного воина к другому переходило оружие, покрывшее себя славой в боях; пулемет, снайперская винтовка, автомат.
Наряду с вручением коллективных и индивидуальных наград, знаков отличия существовала практика присвоения полкам, кораблям, батареям, крепостям исторических названий, связанных с именами военных и государственных деятелей, полководцев, ученых. Наименования полков были связаны с местами боевых подвигов частей.
Символика и наградная система Советского государства начала складываться сразу после революционных событий 1917 года. Высшими государственными наградами стали ордена и медали. Особое место среди наград в армии и на флоте занимали нагрудные знаки, прежде всего воинской доблести и отличия.
В предвоенные годы был введен ряд значков, имеющих оборонную направленность: «Ворошиловский стрелок», «За стрельбу». «За активную оборонную работу», «Готов к ПВХО» и другие.
В годы Великой Отечественной войны для рядового и старшинского состава введены знаки: «Снайпер», «Отличный пулеметчик», »Отличный минометчик» и т.д.
21 мая 1942 года был учрежден знак «Гвардия» для военнослужащих гвардейских частей.
В послевоенное время вводились новые воинские знаки отличия, наиболее известными из которых стали: «Отличник Советской Армии», «За разминирование», «Воин-спортсмен» и т.д.
Важными символами воинской славы являются памятники и монументы вооруженным защитникам Отечества. Их возведение возникло в глубокой древности с целью увековечивать память важных событий. Наиболее распространенным типом являлись скульптурные фигуры или группы.
Символическая значимость памятников заключается в тех многочисленных традициях и ритуалах, которые формируют чувство патриотизма, готовность честно выполнять свой долг.
shtab.su