Волошин м фото – Максимилиан Волошин – биография, фото, личная жизнь, стихи

Содержание

Максимилиан Волошин – биография, фото, личная жизнь, стихи

Максимилиан Волошин: биография

Отчисленный из университета поэт и художник Максимилиан Волошин удивлял современников разносторонностью своих интересов. Творец, который умел заключать страсти, бушующие внутри, в рамки стихотворного жанра, помимо живописи и поэзии, писал критические статьи, занимался переводами, а также увлекался астрономическими и метеорологическими наблюдениями.

Портрет Максимилиана Волошина

Его яркая, полная бурных событий и разнообразных встреч жизнь с начала 1917 года сосредоточилась в России. На литературных вечерах, проводимых писателем в построенном им лично доме в Коктебеле, неоднократно присутствовали и сын Корнея Чуковского – Николай, и Осип Мандельштам, и Михаил Булгаков, и даже Марина Цветаева.

Детство и юность

Максимилиан Александрович Волошин родился 16 мая 1877 года в Киеве. Мать поэта Елена Оттобальдовна была женщиной волевой и самобытной. Вскоре после рождения сына она разошлась с мужем. В Максе женщина хотела воспитать бойцовский характер, а мальчик рос, как впоследствии сказала о нем Марина Цветаева, «без когтей», был ко всем миролюбив и дружелюбен.

Максимилиан Волошин в детстве с мамой

Известно, что в Коктебеле, куда Волошин переехал с матерью в 16 лет, Елена даже нанимала окрестных мальчишек, чтобы они вызывали Максимилиана на драку. Мать приветствовала интерес сына к оккультизму и нисколько не огорчалась, что в гимназии тот вечно оставался на второй год. Один из учителей Макса однажды сказал, что научить чему-либо идиота невозможно. Не прошло и полугода, как на похоронах того самого преподавателя Волошин декламировал свои чудесные стихи.

Максимилиан Волошин в молодости

Хотя писатель с 1897 по 1899 год был студентом юридического факультета Московского университета и исправно посещал лекции, свои удивительно разносторонние знания он уже тогда получал самостоятельно. Из биографии публициста известно, что получить диплом Максимилиан так и не сумел. Отчисленный за участие в беспорядках, парень решил не продолжать обучение и заняться самообразованием.

Литература

Первая книга Волошина – «Стихотворения» – вышла в 1910 году. В работах, вошедших в сборник, четко прослеживалось стремление автора познать судьбы мира и историю человечества в целом. В 1916-ом писатель выпускает в свет сборник антивоенных стихов «Anno mundi ardentis» («В год пылающего мира»). В этом же году прочно обосновывается в любимом Коктебеле, которому он позже посвятил пару сонетов.

Книги Максимилиана Волошина

В 1918 и 1919 годы выходят две его новые книги стихов — «Иверни» и «Демоны глухонемые». В каждой строке неизменно чувствуется рука литератора. Особенно красочны стихотворения Волошина, посвященные природе Восточного Крыма.

Статуя Максимилиана Волошина

С 1903 года Волошин печатает свои репортажи в журнале «Весы» и газете «Русь». В дальнейшем он пишет статьи о живописи и поэзии для журналов «Золотое руно», «Аполлон», газет «Русская художественная летопись» и «Утро России». Общий объем работ, которые по сей день не утратили своей ценности, составляет не один том.

Максимилиан Волошин в Коктебеле

В 1913-ом, в связи с нашумевшим покушением на картину Ильи Ефимовича Репина «Иван Грозный и сын его Иван», Волошин выступил против натурализма в искусстве, опубликовав брошюру «О Репине». И хотя после этого редакции большинства журналов закрыли перед ним свои двери, посчитав работу выпадом против почитаемого публикой художника, в 1914 году вышла книга статей Максимилиана «Лики творчества».

Живопись

Живописью Волошин занялся, чтобы профессионально судить об изобразительном искусстве. Летом 1913 года он освоил технику темперы, а уже в следующем году написал свои первые этюды акварелью («Испания. У моря», «Париж. Площадь Согласия ночью»). Плохого качества акварельная бумага приучила Волошина работать сразу нужным тоном, без исправлений и помарок.

Картина Максимилиана Волошина «Библейская земля»

Каждое новое произведение Максимилиана несло в себе частицу мудрости и любви. Создавая картины, художник размышлял о соотношении четырех стихий (земли, воды, воздуха и огня) и о глубинном смысле космоса. Каждый нарисованный Максимилианом пейзаж сохранял свою плотность и фактуру и оставался светопроницаемым даже на холсте («Пейзаж с озером и горами», «Розовые сумерки», «Холмы, иссушенные зноем», «Лунный вихрь», «Свинцовый свет»).

Картина Максимилиана Волошина «Кара-Даг в облаках»

Максимилиана вдохновляли классические произведения японских живописцев, а также картины его друга – феодосийского художника Константина Богаевского, чьи иллюстрации украсили первый волошинский сборник стихов 1910 года. Наряду с Иваном Айвазовским, Эммануилом Магдесяном и Львом Лагорио, Волошина сегодня причисляют к представителям Киммерийской школы живописи.

Личная жизнь

Полнота в совокупности с маленьким ростом и непокорной гривой волос на голове создавала у противоположного пола обманчивое впечатление о мужской несостоятельности Волошина. Женщины рядом с чудаковатым писателем чувствовали себя в безопасности и считали, что мало похожего на настоящего мужчину литератора не зазорно позвать с собой в баню потереть спинку.

Максимилиан Волошин и дети с соседних дворов

На протяжении всей жизни Волошин пользовался этим заблуждением, пополняя свою амурную копилку новыми именами. Первой женой критика была художница Маргарита Сабашникова. Их роман начался в Париже. Молодые люди посещали лекции в Сорбонне, на одной из которых писатель и приметил девушку, как две капли воды похожую на царицу Таиах.

В день знакомства литератор отвел избранницу в музей и показал ей изваяние правительницы Египта. В письмах друзьям Максимилиан признавался, что никак не может поверить в то, что Маргарита – настоящий человек из плоти и крови. Приятели в ответных посланиях шутливо просили влюбчивого поэта не брать в жены барышню из алебастра.

Максимилиан Волошин и Маргарита Сабашникова

После свадьбы, состоявшейся в 1906 году, влюбленные переехали в Петербург. Их соседом был популярный поэт Вячеслав Иванов. В квартире писателя каждую неделю собирались символисты. Частым гостем был и Волошин с супругой. Пока Максимилиан увлеченно декламировал, спорил и цитировал, его благоверная вела тихие разговоры с Ивановым. В беседах Маргарита неоднократно заявляла, что в ее представлении жизнь настоящей художницы должна быть пронизана драматизмом и что дружные супружеские пары нынче не в моде.

В период, когда у Вячеслава и Маргариты только зарождались романтические чувства, Волошин воспылал любовью к драматургу Елизавете Дмитриевой, с которой он в 1909 году сочинил весьма успешную литературную мистификацию – таинственную красавицу-католичку Черубину де Габриак, чьи произведения публиковались в журнале «Аполлон».

Максимилиан Волошин и Елизавета Дмитриева (Черубина де Габриак)

Мистификация продлилась всего 3 месяца, затем Черубину разоблачили. В ноябре этого же года Николай Гумилев, который в свое время познакомил Дмитриеву с Волошиным, при Максимилиане нелицеприятно высказался сторону поэтессы, за что незамедлительно получил от автора стихотворения «Венеция» пощечину.

В итоге некрасивая хромоногая девушка стала причиной, по которой Волошин и Гумилев устроили дуэль на Черной реке. После скандального поединка, в ходе которого чудом никто не пострадал, жена Максимилиана сообщила погруженному в омут амурных страстей мужу о намерении развестись. Как выяснилось позже, супруга Иванова предложила Маргарите жить втроем, и та согласилась.

Максимилиан Волошин и его жена Мария Заболоцкая

В 1922 году в Крыму начался голод. Мать публициста, Елена Оттобальдовна, стала заметно сдавать. Макс переманил для горячо любимой родительницы из соседнего селения фельдшерицу Марию Заболоцкую. Именно на этой доброй и отзывчивой женщине, стоявшей подле него во время похорон матери, он женился в марте 1927 года.

И хотя у супругов так и не получилось обзавестись детьми, Мария Степановна была рядом с писателем и в радости, и в печали вплоть до его смерти. Овдовев, она не изменила коктебельских порядков и также продолжала принимать в доме Волошина странствующих поэтов и художников.

Смерть

Последние годы жизни поэта были насыщены работой – Максимилиан много писал и рисовал акварелью. В июле 1932-го давно беспокоившая публициста астма осложнилась гриппом и воспалением легких. Волошин скончался после инсульта 11 августа 1932 года. Его могила находится на расположенной в паре километров от Коктебеля горе Кучук-Янышар.

Могила Максимилиана Волошина

После смерти именитого литератора скульптор Сергей Меркуров, создавший посмертные маски Льва Толстого, Владимира Маяковского, Михаила Булгакова и Владимира Ильича Ленина, снял слепок и с лица почившего Волошина. Жене писателя, Марии Заболоцкой, удалось сохранить творческое наследие горячо любимого мужа. Благодаря ее стараниям в августе 1984 года расположенный в Крыму дом Максимилиана получил статус музея.

Библиография

  • 1899 – «Венеция»
  • 1900 – «Акрополь»
  • 1904 – «Я шел сквозь ночь. И бледной смерти пламя…»
  • 1905 – «Таиах»
  • 1906 – «Ангел мщенья»
  • 1911 – «Эдварду Виттигу»
  • 1915 – «Парижу»
  • 1915 – «Весна»
  • 1917 – «Взятие Тюильри»
  • 1917 – «Святая Русь»
  • 1919 – «Написание о царях московских»
  • 1919 – «Китеж»
  • 1922 – «Меч»
  • 1922 – «Пар»
  • 1924 – «Анчутке»

Фото

24smi.org

Волошин Максимилиан Александрович — биография поэта, личная жизнь

Максимилиан Волошин, поэт, художник, литературный критик и искусствовед. Его отец, юрист и коллежский советник Александр Кириенко-Волошин, происходил из рода запорожских казаков, мать – Елена Глазер – из обрусевших немецких дворян.

Детство Волошина прошло в Таганроге. Отец умер, когда мальчику было четыре года, и мать с сыном перебрались в Москву.

«Конец отрочества отравлен гимназией», – писал поэт, которому учеба была не в радость. Зато он с упоением отдавался чтению. Сначала Пушкин, Лермонтов, Некрасов, Гоголь и Достоевский, позднее – Байрон и Эдгар По.

В 1893 году мать Волошина приобрела небольшой участок земли в татарско-болгарской деревушке Коктебель и перевела 16-летнего сына в гимназию в Феодосии. Волошин влюбился в Крым и пронес это чувство через всю жизнь.

В 1897 году по настоянию матери Макс поступил в Московский университет на юридический факультет, но проучился недолго. Примкнув к Всероссийской студенческой забастовке, был отстранен от занятий в 1899 году за «отрицательное мировоззрение и агитационную деятельность» и выслан в Феодосию.

«Мое родовое имя Кириенко-Волошин, и идет оно из Запорожья. Я знаю из Костомарова, что в XVI веке был на Украине слепой бандурист Матвей Волошин, с которого с живого была содрана кожа поляками за политические песни, а из воспоминаний Францевой – что фамилия того молодого человека, который возил Пушкина в цыганский табор, была Кириенко-Волошин. Я бы ничего не имел против того, чтобы они были моими предками».

В последующие два года Волошин совершил несколько путешествий в Европу. Он посетил Вену, Италию, Швейцарию, Париж, Грецию и Константинополь. А заодно передумал восстанавливаться в университете и решил заняться самообразованием. Странствия и ненасытная жажда познания окружающего мира стали тем двигателем, благодаря которому и раскрылись все грани дарования Волошина.

Все видеть, все понять, все знать, все пережить
Все формы, все цвета вобрать в себя глазами,
Пройти по всей земле горящими ступнями,
Все воспринять и снова воплотить.

Он изучал литературу в лучших европейских библиотеках, слушал лекции в Сорбонне, посещал уроки рисования в парижской мастерской художницы Елизаветы Кругликовой. Кстати, заняться живописью он решил, чтобы профессионально судить о чужом творчестве. В общей сложности он пробыл за границей с 1901 по 1916 год, живя попеременно то в Европе, то в Крыму.

Более всего он любил Париж, куда и наведывался часто. В этой Мекке искусства начала ХХ века Волошин общался с поэтом Гийомом Аполлинером, писателями Анатолем Франсом, Морисом Метерлинком и Роменом Ролланом, художниками Анри Матиссом, Франсуа Леже, Пабло Пикассо, Амедео Модильяни, Диего Риверой, скульпторами Эмилем Антуаном Бурделем и Аристидом Майолем. Интеллектуал-самоучка удивлял современников своей разносторонностью. На родине легко вошел в круг поэтов-символистов и художников-авангардистов. В 1903 году Волошин начинает отстраивать в Коктебеле дом по собственному проекту.

«…Коктебель не сразу вошел в мою душу: я постепенно осознал его как истинную родину моего духа. И мне понадобилось много лет блужданий по берегам Средиземного моря, чтобы понять его красоту и единственность…».

В 1910 году вышел первый сборник его стихов. В 1915-м – второй – об ужасах войны. Он не принял Первую мировую, как позже не принял и революцию – «космическую драму бытия». В Советской России выходят его «Иверия» (1918) и «Демоны глухонемые» (1919). В 1923 году начинается официальная травля поэта, его перестают издавать.

Серебряный век как субкультураПоэзия серебряного века. Символизм, футуризм, акмеизмЛитература 1920-х годов

С 1928 по 1961 год в СССР не было издано ни одной его строчки. А ведь кроме поэтических сборников, творческий багаж Волошина-критика содержит 36 статей о русской литературе, 28 – о французской, 35 – о русском и французском театре, 49 – о событиях французской культурной жизни, 34 статьи о русском изобразительном искусстве и 37 – об искусстве Франции.

После революции Волошин постоянно живет в Крыму. В 1924 году он создал «Дом поэта», напоминающий своим обликом одновременно средневековый замок и средиземноморскую виллу. Здесь бывали сестры Цветаевы, Николай Гумилев, Сергей Соловьев, Корней Чуковский, Осип Мандельштам, Андрей Белый, Валерий Брюсов, Александр Грин, Алексей Толстой, Илья Эренбург, Владислав Ходасевич, художники Василий Поленов, Анна Остроумова-Лебедева, Кузьма Петров-Водкин, Борис Кустодиев, Петр Кончаловский, Аристарх Лентулов, Александр Бенуа…

Максимилиан Волошин. Крым. В окрестностях Коктебеля. 1910-е

В Крыму по-настоящему раскрылся и дар Волошина-художника. Живописец-самоучка оказался талантливым акварелистом. Свою Киммерию, однако, писал не с натуры, а по собственному методу законченного изображения, благодаря которому из-под его кисти выходили безукоризненные по форме и свету виды Крыма. «Пейзаж должен изображать землю, по которой можно ходить, – говорил Волошин, – и небо, по которому можно летать, то есть в пейзажах… должен ощущаться тот воздух, который хочется вдохнуть полной грудью…»

Максимилиан Волошин. Коктебель. Закат. 1928

«Почти все его акварели посвящены Крыму. Но это не тот Крым, который может снять любой фотографический аппарат, а это какой-то идеализированный, синтетический Крым, элементы которого он находил вокруг себя, сочетая их по своему произволу, подчеркивая то самое, что в окрестностях Феодосии наводит на сравнение с Элладой, с Фиваидой, с некоторыми местами в Испании и вообще со всем тем, в чем особенно обнаруживается красота каменного остова нашей планеты».

Макс Волошин был поклонником японской гравюры. По примеру японских классиков Хокусая и Утамаро свои акварели он подписывал строками своих же стихов. Каждый цвет для него имел особое символическое значение: красный – это земля, глина, плоть, кровь и страсть; синий – воздух и дух, мысль, бесконечность и неизвестность; желтый – солнце, свет, воля, самоосознанность; лиловый – цвет молитвы и тайны; зеленый – растительного царства, надежды и радости бытия.

М.А. и М.С. Волошины. Проводы гостей. Коктебель. 1920–е годы. Собрание Дома-музея М. А. Волошина.

В 1922 году Волошин познакомился с Марией Заболоцкой. В 1927 году они поженились. Эта женщина не только была рядом с художником до самой его смерти в 1932 году, но и сумела сохранить его творческое наследие и «Дом поэта», в котором сегодня находится дом-музей поэта-живописца. Волошин был, наверное, самым талантливым самоучкой своего времени.

Максимилиан Волошин. Феодосия. 1927

«Не так уж много в истории живописи, посвященной только «настоящим» художникам, найдется произведений, способных вызывать мысли и грезы, подобные тем, которые возбуждают импровизации этого «дилетанта».

www.culture.ru

биография, творческое наследие, личная жизнь

Волошин Максимилиан (годы жизни — 1877 — 1932) — поэт, художник, искусствовед, литературный критик. Волошин — это псевдоним. Настоящая его фамилия — Кириенко-Волошин.

Детство, студенческие годы

Будущий поэт родился в Киеве в 1877 году, 16 (28) мая. Его предки по отцу были запорожскими казаками. Со стороны матери в роду были немцы, обрусевшие в 17 веке. Максимилиан в 3 года остался без отца. В Москве прошли детство и отрочество будущего поэта. Мать его в 1893 году приобрела в расположенном близ Феодосии Коктебеле земельный участок. Здесь в 1897 году Волошин Максимилиан окончил гимназию. Он поступил в Московский университет (факультет — юридический). Максимилиан в студенческие годы втянулся в революционную деятельность. Он был причастен к состоявшейся в феврале 1900 года Всероссийской студенческой забастовке. В результате этого, а также за склонность к агитациям и «отрицательное миросозерцание» Волошин Максимилиан был отстранен от занятий.

Начало путешествий

Для того чтобы избежать худших последствий, он отправился на строительство железной дороги осенью 1900 года. Волошин этот период позднее называл «решающим моментом», определившим его дальнейшую духовную жизнь. На строительстве он прочувствовал древность, Восток, Азию, относительность европейской культуры.

Однако именно активное приобщение Максимилиана к достижениям интеллектуальной и художественной культуры Западной Европы с первых путешествий его становится жизненной целью поэта. Он побывал в 1899-1900 годах в Италии, Франции, Греции, Швейцарии, Германии, Австро-Венгрии. В особенности Максимилиана притягивал Париж. Именно в нем он видел центр европейской, а значит, и всеобщей духовной жизни. Максимилиан Александрович, возвратившись из Азии из-за опасения дальнейших преследований, решает отправиться на Запад.

Жизнь в Париже, дальнейшие путешествия, «дом поэта» в Коктебеле

В Париже Волошин Максимилиан (фото его представлены в этой статье) бывал неоднократно в период с 1901 по 1916 год, подолгу жил здесь. В промежутках поэт совершал путешествия по «древнему Средиземному миру». Кроме того, он бывал наездами в обеих российских столицах. Волошин в это время жил также в своем «доме поэта» в Коктебеле, который превратился в своеобразный культурный центр, место отдыха и пристанище писательской элиты. Г. Шенгели, переводчик и поэт, назвал его «Киммерийскими Афинами». В разное время в доме этом побывали Андрей Белый, Вячеслав Брюсов, Алексей Толстой, Максим Горький, Николай Гумилев, Осип Мандельштам, Марина Цветаева, В. Ходасевич, Е. Замятин, Вс. Иванов, К. Чуковский, М. Булгаков и многие другие писатели, артисты, художники, ученые.

Волошин — литературный критик

Как литературный критик Волошин Максимилиан дебютировал в 1899 году. В журнале «Русская мысль» появились его маленькие рецензии без подписи. В мае 1900 года в этом же журнале была напечатана большая статья под названием «В защиту Гауптмана». Она была подписана «Макс. Волошин». Статья эта была одним из первых в России манифестов модернистской эстетики. После этого появились и другие его статьи. Всего Волошин написал их 36 — о русской литературе, 35 — о французском и русском театре, 28 — о французской литературе, а также 49 статей о событиях французской культурной жизни. В них были утверждены и провозглашены художественные принципы модернизма. Волошин новые явления литературы нашей страны (прежде всего, творчество так называемых младших символистов) ввел в контекст современной культуры Европы.

Волошин Максимилиан Александрович, биография которого нас интересует, был также литературным агентом, консультантом, антрепренером, ходатаем и экспертом издательств «Гриф», «Скорпион» и братьев Сабашниковых. Свою просветительскую миссию сам он именовал буддизмом, магией, католичеством, теософией, оккультизмом, масонством. Все это Максимилиан воспринимал в своем творчестве через призму искусства. В особенности он ценил «пафос мысли» и «поэзию идей», поэтому статьи его были похожи на стихи, а стихи — на статьи (это отметил И. Эренбург, который посвятил ему очерк в вышедшей в 1923 году книге «Портреты современных поэтов»).

Первые стихи

Поначалу не много стихов писал Волошин Максимилиан Александрович, поэт. Практически все они были помещены в книгу, появившуюся в 1910 году («Стихотворения. 1900-1910»). Руку «ювелира», «настоящего мастера» увидел в ней В. Брюсов. Волошин считал своими учителями виртуозов стихотворной пластики Ж. М. Эредиа, Готье и др. поэтов-«парнасцев» из Франции. Их произведения находились в противовесе с верленовским «музыкальным» направлением. Эту характеристику творчества Волошина можно отнести к его первому сборнику, а также ко второму, который был составлен Максимилианом в начале 1920-х годов и не был опубликован. Назывался он «Selva oscura». В него были включены стихотворения, созданные в период с 1910 по 1914 гг. Основная их часть вошла позже в книгу избранного, вышедшую в 1916 году («Иверни»).

Ориентация на Верхарна

Можно долго говорить о творчестве такого поэта, как Волошин Максимилиан Александрович. Биография, кратко изложенная в этой статье, содержит лишь основные факты о нем. Нельзя не отметить, что явственным политическим ориентиром поэта становится с начала 1-й мировой войны Э. Верхарн. Брюсовские переводы его еще в статье 1907 года «Эмиль Верхарн и Валерий Брюсов» были подвергнуты Максимилианом сокрушительной критике. Волошин сам переводил Верхарна «с разных точек зрения» и «в разные эпохи». Отношение к нему он подытожил в своей книге 1919 года «Верхарн. Судьба. Творчество. Переводы».

Волошин Максимилиан Александрович — русский поэт, который сочинял стихи и о войне. Вошедшие в сборник 1916 года «Anno mundi ardentis», они вполне созвучны верхановской поэтике. В них обрабатывались образы и приемы стихотворной риторики, ставшей устойчивой характеристикой всей поэзии Максимилиана революционных времен, гражданской войны и дальнейших лет. Часть стихотворений, написанных в то время, была опубликована в книге 1919 года «Демоны глухонемые», другая часть в 1923 году была издана в Берлине под заглавием «Стихи о терроре». Однако в большинстве своем произведения эти остались в рукописи.

Официальная травля

В 1923 году началась травля Волошина со стороны государства. Имя его предали забвению. В СССР в период с 1928 по 1961 год ни одной строчки этого поэта не появилось в печати. Когда Эренбург в 1961 году почтительно упомянул в своих мемуарах о Волошине, это сразу же вызвало отповедь А. Дымшица, который указал на то, что Максимилиан был декадентом из самых незначительных и отнесся отрицательно к революции.

Возвращение в Крым, попытки пробиться в печать

Весной 1917 года Волошин возвратился в Крым. В автобиографии 1925 года он писал, что больше не покинет его, никуда не эмигрирует и ни от чего не спасается. Ранее он заявлял о том, что не выступает ни на одной из борющихся сторон, однако живет лишь Россией и совершающимся в ней; а также писал, что ему нужно остаться в России до конца. Дом Волошина, находящийся в Коктебеле, в период гражданской войны оставался странноприимным. Здесь находили приют и скрывались от преследований и белые офицеры, и красные вожди. Об этом Максимилиан написал в своем стихотворении 1926 года «Дом поэта». «Красным вождем» являлся Бела Кун. После того как был разгромлен Врангель, он путем организованного голода и террора заправлял усмирением Крыма. По всей видимости, в награду за укрывательство Куна при советской власти Волошину был сохранен дом, а также обеспечена относительная безопасность. Однако ни его заслуги, ни хлопоты В. Вересаева, влиятельного в то время, ни отчасти покаянное и умоляющее обращение к Л. Каменеву, всесильному идеологу (в 1924 году) не помогли Максимилиану пробиться в печать.

Два направления мыслей Волошина

Волошин писал о том, что для него стих остается единственным способом выражения мыслей. А они устремлялись у него в двух направлениях. Первое — историософское (судьбы России, произведения о которой принимали у него нередко условно-религиозную окраску). Второе — антиисторическое. Здесь можно отметить цикл «Путями Каина», в котором отразились идеи универсального анархизма. Поэт писал, что в этих произведениях он формирует практически все его социальные идеи, которые были по большей части отрицательными. Следует отметить общий иронический тон этого цикла.

Признанные и непризнанные произведения

Несогласованность мыслей, характерная для Волошина, приводила нередко к тому, что его творения воспринимались порой как высокопарная мелодекламация («Преосуществление», «Святая Русь», «Китеж», «Ангел времен», «Дикое поле»), эстетизированные умствования («Космос», «Левиафан», «Таноб» и некоторые другие произведения из «Путями Каина»), претенциозная стилизация («Дметриус-император», «Протопоп Аввакум», «Святой Серафим», «Сказание об иноке Епифании»). Тем не менее можно сказать, что многие его стихотворения революционного времени получили признание как емкие и точные поэтические свидетельства (например, типологические портреты «Буржуй», «Спекулянт», «Красногвардеец» и др., лирические декларации «На дне преисподней» и «Готовность», риторический шедевр «Северовосток» и другие произведения).

Статьи об искусстве и занятие живописью

После революции деятельность его как искусствоведа прекратилась. Тем не менее Максимилиан смог опубликовать 34 статьи, посвященные русскому изобразительному искусству, а также 37 статей об искусстве французском. Первая его монографическая работа, посвященная Сурикову, сохраняет свое значение. Книга «Дух готики» осталась незавершенной. Над ней Максимилиан трудился в 1912 и 1913 году.

Волошин занялся живописью для того, чтобы судить профессионально об изобразительном искусстве. Как оказалось, он был даровитым художником. Крымские акварельные пейзажи, выполненные со стихотворными надписями, стали его излюбленным жанром. В 1932 году (11 августа) в Коктебеле умер Максимилиан Волошин. Краткая биография его может быть дополнена сведениями о личной жизни, интересные факты из которой мы приводим ниже.

Интересные факты из личной жизни Волошина

Дуэль Волошина и Николая Гумилева состоялась на Черной речке, той самой, где в Пушкина стрелял Дантес. Произошло это 72 года спустя и также из-за женщины. Однако судьба сберегла тогда двух знаменитых поэтов, какими являлись Гумилев Николай Степанович и Волошин Максимилиан Александрович. Поэт, фото которого представлено ниже, — Николай Гумилев.

Стрелялись они из-за Лизы Дмитриевой. Она училась на курсе староиспанской и старофранцузской литературы в Сорбонне. Первым этой девушкой пленился Гумилев. Он ее привез в гости к Волошину в Коктебель. Тот соблазнил девушку. Николай Гумилев уехал, так как почувствовал себя лишним. Однако история эта через некоторое время продолжилась и привела в итоге к дуэли. Суд приговорил Гумилева к неделе ареста, а Волошина — к одному дню.

Первая жена Максимилиана Волошина — Маргарита Сабашникова. С ней он в Сорбонне слушал лекции. Брак этот, однако, вскоре распался — девушка влюбилась в Вячеслава Иванова. Жена его предложила Сабашниковой жить втроем. Однако семья «нового типа» не сложилась. Второй супругой его была фельдшер Мария Степанова (на фото выше), ухаживавшая за престарелой матерью Максимилиана.

fb.ru

Максимилиан Волошин

Творчество М. А. Волошина универсально. Он проявил себя и как самобытный художник, и как поэт, переводчик, художественный и литературный критик.


 Интеллигенция России в первой трети XX в. имела в его лице уникального вестника, так сказать осмыслителя всех основных современных идей, явлений и тенденций в искусстве и литературе Европы и России.

Дом Волошина, построенный им в 1903 г. в Коктебеле, на восточном берегу Крыма, был центром притяжения для русской творческой интеллигенции того времени.

Исполняет: Boris Vetrov
Автор: Волошин Максимилиан
Музыка: Джузеппе Верди

 В собственном художественном творчестве Волошину удалось возродить традицию, уходящую корнями в японскую пейзажную гравюру, — новыми выразительными средствами воссоздать в акварели жанр пейзажа-медитации. Хотя Волошин около двух лет учился в Московском университете (1897-99), свои удивительно разносторонние знания он получил самостоятельно, в 1900-х гг. углубленно занимаясь в библиотеках Европы, слушая лекции в Сорбонне, путешествуя. В Париже он берет уроки рисования и гравюры у художницы Е.С. Кругликовой.

1.

 В годы ученичества Волошин стремится максимально расширить круг знакомств, он учится у всех. Он находится в центре художественной и интеллектуальной жизни Парижа и Петербурга. Среди важных знакомств тех лет — встреча с тибетским хамбуламой А. Доржиевым, теософами А. Р. Минцловой и А. Безант, антропософом Р. Штейнером.

2.

 С 1903 г. Волошин печатает свои репортажи в журнале «Весы» и газете «Русь». В дальнейшем он пишет статьи о живописи и поэзии для журналов «Золотое руно», «Аполлон», газет «Русская художественная летопись», «Утро России» и др. Общий объем его статей, которые и сейчас не утратили своей ценности, составляет не один том.

3. Испания. Пейзаж с кипарисами.
Размер: 31,6х47,4 см

 Период ученичества закончился в 1907 г., когда тридцатилетний Волошин, пройдя трудную школу враждовавших друг с другом столичных идей (хотя он никогда не участвовал в каких бы то ни было раздорах), принимает решение об отъезде в Коктебель.

 

4.


 С 1910 г. он много работает над монографическими статьями о К.Ф. Богаевском, А. С. Голубкиной, М. С. Сарьяне, защищает в прессе художественные объединения «Бубновый валет» и «Ослиный хвост».

5.

 В 1912 г. в связи с нашумевшим покушением на картину И.Е.Репина «Иван Грозный и сын его Иван» Волошин выступает против натурализма в искусстве, против изображения насилия. В 1913 г. выходит его брошюра «О Репине», и редакции большинства журналов закрываются перед ним. Общественность восприняла его выступление как личный выпад против Репина — мэтра и академика, почитаемого публикой. Однако в 1914 г. выходит книга статей Волошина о культуре «Лики творчества». В 1916 г. он работает над монофафией о В. И. Сурикове — одной из лучших книг о художнике по силе проникновения в суть его творчества.

6.

С годами в жизни Волошина все большее место занимает живопись. С лета 1913 г. он осваивает технику темперы, в 1914-м пишет первые этюды акварелью: «Испания. У моря», «Париж. Площадь Согласия ночью» и др. В июле 1914 г. едет в Швейцарию — в Дорнах, под Базелем, где принимает участие в строительстве антропософского храма Гетеанума.

7.

 Еще одним важным фактом смелости и честности гражданской позиции Волошина является его письмо (1914) военному министру России с отказом от военной службы и участия в кровавой бойне Первой мировой войны по причине несовместимости призвания поэта и художника с насилием над человеком. Он давно предвидел, что России суждено первой ступить на путь великого испытания, и поэтому принял Октябрьскую революцию без паники, мудро, сострадательно, с готовностью помочь каждому, кто нуждается в поддержке, — независимо от его политических убеждений. Так, не раз в Коктебеле в своем доме он укрывал от преследования и белых, и красных, не питая ненависти ни к кому.

8.

 Еще в начале 1917 г. Волошин выступил с проектом создания Всероссийского союза художников в статье «Гильдия Святого Луки», в которой звал художников перед грядущим испытанием объединиться на принципах доброй воли, чтобы культура могла противостоять надвигающемуся хаосу. Дом Волошина, завещанный впоследствии Союзу советских писателей, являлся местом, куда стекалась литературная и художественная молодежь, где она получала понимание хозяина и мощный творческий импульс. 
Очень тонко и мягко Волошин умел найти ключик к каждому, ненавязчиво помочь ему, направить талант к светлому и доброму. Игра, театр, добрые шутки, шумные сборища и уединенные вечерние беседы с хозяином — такова неповторимая атмосфера волошинского дома. В солнечной колыбели уютной коктебельской бухты только слепой и глухой от рождения мог не взяться за кисть или перо.

9.

 Каждая акварель Волошина — а он часто дарил их своим друзьям и даже не очень близким людям — несет частицу света, мудрости и любви. Создавая их на протяжении многих лет, художник размышлял о соотношении четырех стихий: Земля, Вода, Воздух и Огонь (Солнце, звезды), о глубинном смысле Космоса. Почти каждый реальный или фантастический пейзаж увиден как бы с точки зрения Творца, поэтому стихии в акварелях Волошина — море, холмы, небо, облака, — сохраняя свою плотность и «фактуру», светопроницаемы и светоносны («Два дерева в долине. Коктебель», «Пейзаж с озером и горами», оба 1921; «Розовые сумерки», «Холмы, иссушенные зноем», оба 1925; «Лунный вихрь», «Свинцовый свет», оба 1926, и др.).

http://www.artsait.ru/art/v/voloshin/main.htm

http://www.maxvoloshin.ru/gallery/

10.

11. Радужная ночь.
Год: 1928.

12.

13.

14.

15.

16.

17. Ореолы облаков.
Год: 1928.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

http://www.liveinternet.ru/users/4468278/post197206358/

26.

27. Коктебель.
Год: 1929.

28.

29. Библейская земля

30. Громады дымных облаков.
Год: 1929.


31. Лунное безмолвие. 
Год: 1930.

32.

33.

34. Шторм у Топрак-Кая.
Год: 1924.

35. Восход луны встречали чаек клики.
Размер: 18×27 см.
Год: 1926. 
Симферопольский художественный музей

36. С Меганома.
Год: 1926.

37. Заливы гулкие земли глухой и древней.
Размер: 24,5×35 см.
Год: 1928. 
Симферопольский художественный музей

38. Лунное видение.
Год: 1928.

39. Настороженная земля.
Год: 1928.

40. Не в свитках бурь…
Год: 1928.

41. Пейзаж.
Год: 1929.


42. Ведет сквозь волны и туманы
мой лунный одинокий путь.

Размер: 17х32 см.
Год: 1929. 
Феодосийская картинная галерея
им. И.К. Айвазовского

43. Коктебель.
Год: 1929.

44. Холмы из мрамора и горы из стекла.
Размер: 26,6×35,9 см.
Год: 1929. 
Феодосийская картинная галерея
им И.К. Айвазовского

45. Вид Коктебеля. 
Год: 1931.

46. Карадаг в облаках

47. Карадаг на рисунке М.А. Волошина

48. Крым. В окрестностях Коктебеля. 
1910-е.

49.

50.

Максимиллиан Волошин

Коктебель

Как в раковине малой — ОкеанаВеликое дыхание гудит,Как плоть ее мерцает и горитОтливами и серебром тумана,А выгибы ее повтореныВ движении и завитке волны, —Так вся душа моя в твоих заливах,О, Киммерии темная страна,Заключена и преображена.С тех пор как отроком у молчаливыхТоржественно-пустынных береговОчнулся я — душа моя разъялась,И мысль росла, лепилась и ваяласьПо складкам гор, по выгибам холмов,Огнь древних недр и дождевая влагаДвойным резцом ваяли облик твой, —И сих холмов однообразный строй,И напряженный пафос Карадага,Сосредоточенность и теснотаЗубчатых скал, а рядом широтаСтепных равнин и мреющие далиСтиху — разбег, а мысли — меру дали.Моей мечтой с тех пор напоеныПредгорий героические сныИ Коктебеля каменная грива;Его полынь хмельна моей тоской,Мой стих поет в волнах его прилива,И на скале, замкнувшей зыбь залива,Судьбой и ветрами изваян профиль мой.6 июня 1918
http://www.rupoem.ru/voloshin/all.aspx

http://www.stihi-rus.ru/1/Voloshin/

http://slova.org.ru/voloshin/index/

Песня «В эту ночь я буду лампадой…» на стихи М. Волошина. Исполняет автор, Павел Можаев, на презентации сборника «Серебряные строки» в поэтическом клубе КГМУ «Вдохновение» 10.12.2009.

Русь изначальная. Поэма для хора и оркестра русских народных инструментов. Э.Виторган, чтение.

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

art.mirtesen.ru

биография и творчество :: SYL.ru

Волошин Максимилиан Александрович – русский художник-пейзажист, критик, переводчик и поэт. Много путешествовал по Египту, Европе и России. Во время Гражданской войны старался примирить конфликтующие стороны: в своём доме спасал белых от красных и красных от белых. Стихи тех лет были наполнены исключительно трагизмом. Также Волошин известен как художник-акварелист. Произведения Максимилиана Александровича выставлены в феодосийской галерее имени Айвазовского. В статье будет представлена его краткая биография.

Детство

Максимилиан Волошин появился на свет в Киеве в 1877 году. Отец мальчика работал коллежским советником и юристом. После его смерти в 1893 году Максимилиан переехал с матерью в Коктебель (юго-восточный Крым). В 1897 г. будущий поэт окончил в Феодосии гимназию и поступил в Московский университет (юридический факультет). Также молодой человек ездил в Париж, чтобы взять несколько уроков гравюры и рисования у художницы Е. С. Кругликовой. В будущем Волошин очень сожалел о годах, потраченных на обучение в гимназии и университете. Полученные там знания совершенно ему не пригодились.

Годы странствий

Вскоре Максимилиан Волошин был выслан из Москвы за участие в студенческих восстаниях. В 1899 и 1900 годах он много путешествовал по Европе (Греция, Австрия, Германия, Франция, Швейцария, Италия). Памятники древности, средневековая архитектура, библиотеки, музеи – всё это являлось предметом неподдельного интереса Максимилиана. 1900-й был годом его духовного рождения: будущий художник странствовал с караваном верблюдов по среднеазиатской пустыне. Он мог взглянуть на Европу с «высоты плоскогорий» и ощутить всю «относительность её культуры».

Максимилиан Волошин путешествовал на протяжении пятнадцати лет, переезжая из города в город. Он проживал в Коктебеле, Петербурге, Москве, Берлине и Париже. В те годы герой данной статьи познакомился с Эмилем Верхарном (бельгийский поэт-символист). В 1919 г. Волошин перевёл на русский язык книгу его стихов. Помимо Верхарна, Максимилиан встретил и других ярких личностей: драматурга Мориса Метерлинка, скульптора Огюста Родена, поэта Юргиса Балтрушайтиса, Александра Блока, Андрея Белого, Валерия Брюсова, а также художников «Мира искусства». Вскоре молодой человек начал печататься в альманахах «Гриф», «Северные цветы» и журналах «Апполон», «Золотое руно», «Весы» и др. В те годы для поэта было характерно «блуждание духа» – от католичества и буддизма до антропософии и теософии. А ещё во многих его произведениях отразились и романтические переживания (в 1906 году Волошин женился на художнице Маргарите Сабашниковой. Отношения у них были довольно натянутыми).

Масонство

В марте 1905 г. герой данной статьи стал масоном. Посвящение прошло в ложе «Труд и верные истинные друзья». Но уже в апреле поэт перешёл в другой отделение – «Гора Синайская».

Дуэль

В ноябре 1909 года Максимилиан Волошин получил вызов на поединок от Николая Гумилёва. Причиной дуэли стала поэтесса Е. И. Дмитриева. Вместе с ней Волошин сочинил очень удачную литературную мистификацию, а именно – личность Черубины де Габриак. Вскоре произошло скандальное разоблачение, и Гумилёв нелестно высказался о Дмитриевой. Волошин нанёс ему личное оскорбление и получил вызов. В итоге оба поэта остались живы. Максимилиан спустил курок два раза, но произошли осечки. Николай же просто выстрелил вверх.

Творчество Максимилиана Волошина

Герой данной статьи был щедро одарённой натурой и совмещал в себе разные таланты. В 1910 году он выпустил свой первый сборник «Стихотворения. 1900-1910». В нём Максимилиан предстал зрелым мастером, который прошёл школу «Парнаса» и постиг сокровенные моменты поэтического ремесла. В том же году вышли ещё два цикла – «Киммерийская весна» и «Киммерийские сумерки». В них Волошин обратился к библейским образам, а также славянской, египетской и греческой мифологии. Также Максимилиан экспериментировал со стихотворными размерами, пытаясь передать в строках отголоски древних цивилизаций. Пожалуй, его самыми значимыми произведениями того периода стали венки сонетов «Лунария» и «Звёздная корона». Это было новым веянием в русской поэзии. Произведения состояли из 15 сонетов: каждый стих главного сонета был первым и одновременно замыкающим в остальных четырнадцати. А конец последнего, повторял начало первого, образуя тем самым венок. Стихотворение Максимилиана Волошина «Звёздная корона» было посвящено поэтессе Елизавете Васильевой. Именно с ней он придумал упомянутую выше мистификацию Черубины де Габриак.

Лекция

В феврале 1913 года Волошин Максимилиан Александрович, стихи которого обеспечили ему известность, был приглашён в Политехнический музей для прочтения публичной лекции. Тема была следующей: «О художественной ценности повреждённой картины Репина». В лекции Волошин высказал мысль о том, что в самой картине «заложены саморазрушительные силы», и именно художественная форма, а также содержание вызвали против неё агрессию.

Живопись

В культуре Серебряного века особое место заняла литературная и художественная критика Волошина. В собственных эссе Максимилиан Александрович не разделял личность живописца и его произведения. Он стремился создать легенду о мастере, передав читателю его «цельный лик». Все статьи, написанные на тему современного искусства, Волошин объединил в сборнике «Лики творчества». В 1914 году вышла первая часть. Потом началась война, и у поэта не получилось осуществить свой замысел по выпуску многотомного издания.

Помимо написания критических статей, герой данного повествования сам занимался живописью. Поначалу это была темпера, а потом Волошин увлёкся акварелью. По памяти он часто рисовал колоритные крымские пейзажи. С годами акварели стали ежедневным хобби художника, став буквально его дневником.

Постройка храма

Летом 1914 года Максимилиан Волошин, картины которого уже активно обсуждались в сообществе художников, увлёкся идеями антропософии. Вместе с единомышленниками из более чем 70 стран (Маргарита Волошина, Ася Тургенева, Андрей Белый и другие), он приехал в Швейцарию в коммуну Дорнах. Там вся компания приступила к постройке Гетеанума – известного храма святого Иоанна, который стал символом братства религий и народов. Волошин больше работал в качестве художника – создавал эскиз занавеса и рубил барельефы.

Отказ от службы

В 1914 году Максимилиан Александрович написал В. А. Сухомлинову письмо. В своём послании поэт отказывался от участия в Первой мировой войне, называя её «кровавой бойней».

Неопалимая купина

Волошин отрицательно относился к войне. Всё его отвращение вылилось в сборник «В год пылающего мира 1915». Гражданская война и Октябрьская революция застали его в Коктебеле. Поэт сделал всё, чтобы помешать соотечественникам истреблять друг друга. Максимилиан принимал историческую неизбежность революции и помогал гонимому в независимости от его «окраски» – «и белый офицер, и красный вождь» находили в его доме «совета, защиты и убежища». В послереволюционные годы кардинально поменялся поэтический вектор творчества Волошина: на смену импрессионистическим зарисовкам и философским медитациям пришли страстные размышления о судьбе страны, её избранничестве (книга стихов «Неопалимая купина») и истории (поэма «Россия», сборник «Демоны глухонемые»). А в цикле «Путями Каина» герой данной статьи затронул тему материальной культуры человечества.

Бурная деятельность

В 1920 годы Максимилиан Волошин, стихи которого становились всё более популярными, тесно сотрудничал с новой властью. Он работал в сфере краеведения, охраны памятников, народного просвещения – ездил с инспекциями по Крыму, выступал с лекциями и т. п. Неоднократно устраивал выставки своих акварелей (в том числе в Ленинграде и Москве). Также Максимилиан Александрович получил охранную грамоту на свой дом, вступил в Союз писателей, ему назначили пенсию. Однако после 1919 года стихи автора в России почти не печатались.

Свадьба

В 1927 г. поэт Максимилиан Волошин женился на Марии Заболоцкой. Она разделила с супругом самые трудные его годы (1922-1932). В тот период Заболоцкая была опорой во всех начинаниях героя данной статьи. После смерти Волошина женщина сделала всё для сохранения его творческого наследия.

«Дом поэта»

Пожалуй, этот особняк в Коктебеле стал главным творением Максимилиана Александровича. Поэт построил его на берегу моря в 1903 году. Просторный дом с башней для наблюдения за звёздным небом и художественной мастерской стал вскоре местом паломничества художественно-литературной интеллигенции. Здесь гостили Альтман, Остроумова-Лебедева, Шервинский, Булгаков, Замятин, Ходасевич, Мандельштам, А. Н. Толстой, Гумилёв, Цветаева и многие другие. В летние месяцы число приезжавших доходило до нескольких сотен.

Максимилиан был душой всех проводимых мероприятий – ловля бабочек, собирание камешков, прогулки на Карадаг, живые картины, шарады, турниры поэтов и т. д. Своих гостей он встречал в сандалиях на босу ногу и парусиновом балахоне, с массивной головой Зевса, которая была украшена венком из полыни.

Смерть

Максимилиан Волошин, биография которого была представлена выше, скончался после второго инсульта в Коктебеле в 1932 году. Художника решили похоронить на горе Кучук-Янышар. После смерти героя данной статьи завсегдатаи продолжали приходить в Дом поэта. Их встречала его вдова Мария Степановна и старалась поддерживать прежнюю атмосферу.

Память

Одна часть критиков ставит весьма разнородную по ценности поэзию Волошина намного ниже произведений Ахматовой и Пастернака. Другая же признаёт наличие в них глубокого философского прозрения. По их мнению, стихи Максимилиана Александровича рассказывают читателям о русской истории намного больше, чем произведения других поэтов. Некоторые мысли Волошина относят к пророческим. Глубина идей и цельность миросозерцания героя данной статьи привели к сокрытию его наследия в СССР. С 1928 по 1961 год не опубликовали ни одного стихотворения автора. Если бы Максимилиан Александрович не умер от инсульта в 1932 г., то наверняка стал жертвой Большого Террора.

Коктебель, вдохновивший Волошина на создание многих произведений, до сих пор хранит память о своём знаменитом обитателе. На горе Кучук-Янышар находится его могила. Описанный выше «Дом поэта» превратился в музей, привлекающий людей со всех уголков света. Это строение напоминает посетителям о гостеприимном хозяине, собиравшем вокруг себя путешественников, учёных, актёров, художников и поэтов. На данный момент Максимилиан Александрович входит в число самых замечательных стихотворцев Серебряного века.

www.syl.ru

ИЛЛЮСТРАЦИИ. Максимилиан Волошин, или себя забывший бог

Александр Максимович Кириенко-Волошин, отец поэта.

Елена Оттобальдовна Кириенко- Волошина с сыном. Москва. 1882.

Макс Волошин — гимназист. Феодосия. 1894.

А. М. Петрова. Феодосия. 1897.

М. Волошин и А. Пешковский. Феодосия. 1897.

Владимир Соловьёв. Фото из архива Государственного литературного музея (ГЛМ).

Фридрих Ницше. Работа художника Н. Н. Вышеславцева.

Фёдор Сологуб. Работа художника Н. Н. Вышеславцева.

Валерий Брюсов.1902. Фото из архива ГЛМ.

М. А. Волошин. Керчь. 1900.

Ю. А. Галабутский и М. А. Волошин. Керчь. Август 1900 г. Фото из архива Дома-музея М. А. Волошина (ДМВ).

Лидия Зиновьева-Аннибал, ее дочь Вера Шварсалон и Вячеслав Иванов. Загорье. 1907.

Константин Бальмонт. Начало 1900-х гг. Фото из архива ГЛМ.

Михаил Кузмин. Портрет работы К. А. Сомова.

«Башня» Вячеслава Иванова. Санкт-Петербург, Таврическая улица, 25 (ныне 35).

После театрального действа на «Башне». Слева стоит В. Мейерхольд, в центре сидит М. Кузмин, ниже — предположительно М. Волошин.

Париж. Монпарнас. Фото. 1915.

Одилон Редон. Автопортрет.

Ангел с чёрными крыльями. Офорт О. Редона.

М. Волошин. Париж. 1905.

Евгения Герцык. Середина 1900-х гг. Фото из архива ГЛМ.

Интерьер парижского ателье М. Волошина. 1908.

Вайолет Харт. Санкт-Петербург. Конец 1900-х гг. Фото из архива ДМВ.

Маргарита Сабашникова. 1905–1906. Фото М. Волошина. Из архива ДМВ.

Слева направо: М. Сабашникова, С. Соловьёв, М. Волошин, А. Орлова. Коктебель. Восточный балкон Дома Поэта. 1908. Фото из архива ДМВ.

М. Сабашникова и М. Волошин в день бракосочетания. Москва. 12 апреля 1906 г.

Алексей Толстой. Париж. 1908(?). Фото из архива ДМВ.

А. Р. Минцлова. Париж. 1905.

Рудольф Штейнер. Дорнах. 1913.

М. А. Волошин. Конец 1900-х гг.

А. В. Гольштейн.

Алексей Ремизов

Екатерина Бальмонт. Портрет маслом работы М. В. Сабашниковой. 1909.

Елизавета Дмитриева (Черубина де Габриак). Май 1906 г.

Сергей Маковский. 1909.

Николай Гумилёв. Фото из архива ГЛМ.

М. А. Волошин. Литография А Я. Головина. 1909.

Слева направо: Л. Ю. Бердяева, Н. А. Бердяев, А. К. Герцык, Е. К. Герцык, М. А. Волошин, Л. А. Жуковская. Судак. 1909. Фото из архива ГЛМ.

Иннокентий Анненский.

Марина Цветаева. Коктебель. 1911 (?). Фото из архива Дома-музея М. И. Цветаевой.

Гости Коктебеля. Слева направо: В. Эфрон, С. Эфрон, М. Цветаева, Е. Эфрон, В. Соколов, М. Кювилье, Ю. Фельдштейн, Л. Фейнберг. 1913. Фото из архива ГЛМ.

Максимилиан Волошин. Париж. 1916. Фото П. И. Шумова.

Вид из окна Дома Поэта на «профиль Поэта». Фото из архива ГЛМ.

Хозяева и гости Дома Поэта. Стоят слева направо: Е. О. Волошина, Б. Е. Фейнберг, С. Я. Эфрон, М. Л. Гехтман, М. А. Волошин, М. С. Лямин; сидят: М. И. Цветаева, А. И. Цветаева, Е. Я. Эфрон, Н. М. Беляев.

Фото Л. Е. Фейнберга. 1911. Фото из архива ГЛМ.

У Дома Поэта. Слева направо: Л. Е. Фейнберг, С. Я. Эфрон, М. П. Кювилье (в глубине), М. И. Цветаева, Е. О. Волошина, В. А. Рогозинский, М. А. Волошин, неустановленные лица. 1913. Фото из архива ГЛМ.

Владислав Ходасевич. Портрет работы художника Н. Н. Вышеславцева. 1922.

Андрей Белый. Портрет работы художника Н. Н. Вышеславцева. 1920.

Рабочее место художника и поэта. Коктебель. Фото из архива ГЛМ.

В. И. Ребиков.

В. И. Суриков.

Эмиль Верхарн. Рисунок Ю. П. Анненкова.

Константин Богаевский. Рисунок М. А. Волошина. Около 1907–1910 гг.

Фрагмент картины И. Е. Репина «Иван Грозный и сын его Иван», изрезанной А. Балашовым. 1913.

Илья Репин.

Первый Гётеанум. Южный фасад. Дорнах.

Обложка второй книги М. А. Волошина. Художник Л. С. Бакст. 1916.

Иван Шмелёв. 1914. Фото из архива Алуштинского музея И. С. Шмелёва.

Борис Савинков.

Работа М. Б. Воробьёвой-Стебельской (Маревны). В центре: автор картины; слева направо: М. Волошин, X. Сутин, М. Горький, И. Эренбург, О. Цадкин. 1915.

М. А. Волошин в своей мастерской. 1911 (?). Фото из архива ГЛМ.

София Парнок.

Мария (Майя) Кювилье (Кудашева).

Н. Маркс с Н. Агапьевой и дочерью Татьяной.

М. Волошин с матерью. Около 1919–1921 гг.

Евгения Ребикова.

Александр Грин с ястребом Гулем. 1920-е гг.

А. В. Миних, М. С. Петровых (сидит в центре), М. С. Волошина, Е. Н. Ребикова, М. С. Альтман, М. А. Волошин, неустановленные лица. 1931. Фото из архива ГЛМ.

М. А. Волошин, М. С. Волошина, Ю. Л. Оболенская, К. В. Кандауров. Коктебель. 1928. Фото из архива ГЛМ.

Сценка-импровизация: Н. А. Габричевская, М. А. Волошин, Н. И. Жинкин. Коктебель. 1926. Фото из архива ДМВ.

Мария и Максимилиан Волошины под сенью царицы Таиах. Начало 1930-х гг. Фото из архива ДМВ.

Одна из последних фотографий Максимилиана Волошина.

Лестница в Доме Поэта, ведущая на антресоли мастерской, в библиотеку. Среди портретов выделяется картина Диего Риверы в стиле кубизма.

Фото Г. Астафьевой.

Дом Поэта. Коктебель.

Памятник М. А. Волошину в Париже, на бульваре Эксельман. Работа скульптора Э. Виттига.

Могила М. А. Волошина на горе Кучук-Енишар в Коктебеле. На переднем плане — место захоронения М. С. Волошиной.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

biography.wikireading.ru

Экскурсия на могилу Волошина в Коктебеле (ФОТО)

Экскурсия на гору Кучук-Енишар и могилу Максимилиана Волошина в Коктебеле. Чем знаменито это место и каким образом оно исполняет желания.

Содержание:

  1. Кучук-Енишар — гора Волошина
  2. Экскурсия на могилу Волошина 2019
  3. М. Волошин — последнее желание

Могила М. А. Волошина — это одна из главных достопримечательностей Коктебеля и всего Крымского полуострова. Выдающийся русский поэт, мыслитель, художник-пейзажист, литературный и художественный критик похоронен на вершине горы Кучук-Енишар (Малый Янычар). Это самая высокая точка в окрестностях Коктебеля. Над уровнем моря гора возвышается почти на 193 м. С нее открывается потрясающий вид на живописную Коктебельскую бухту, величественный мыс Хамелеон и знаменитый заповедник «Кара-Даг».

Кучук-Енишар — гора Волошина

При жизни Максимилиан Александрович часто поднимался на Кучук-Енишар, чтобы насладиться неповторимыми пейзажами своей Киммерии, которая никогда не переставала удивлять поэта. Жизненный и творческий путь Волошина был неразрывно связан с крымской землей. Он сам завещал похоронить себя на этой горе. По преданию, талантливый художник и литератор еще при жизни выложил на месте собственной могилы крест из разноцветных камней.

Могила Волошина заслуженно входит в число наиболее значимых мемориально-исторических достопримечательностей Крыма.

Могила Максимилиана Волошина (Коктебель, Крым)

Двери дома Максимилиана всегда были открыты для друзей. Волошин постоянно знакомился с новыми людьми и приглашал их в гости. В разное время у него успели побывать такие известные личности, как П. Кончаловский, К. Боневский, М. Горький, К. Петров-Водкин, А. Грин, О. Мандельштам, М. Булгаков, А. Толстой и др. Тесная дружба связывала Волошина с семейством Цветаевых — поэтессой Мариной и ее сестрой Анастасией. Цветаевы надолго приезжали в Феодосию. Волошин частенько их навещал и приглашал к себе.

Мини-отели и гостиницы Гурзуфа →
Цены на трансфер в Ялту из аэропорта →
Отдых в Алупке — что посмотреть →

В Коктебель один из самых талантливых представителей Серебряного века переехал жить в начале прошлого столетия. Именно на полуострове Крым полностью раскрылись его способности к рисованию и написанию стихов. Максимилиан создал здесь сотни прекрасных пейзажей с натуры, запечатлев на них самые живописные места Коктебеля, и написал множество замечательных стихотворений, посвятив немало строк покорившей его сердце Киммерии.

Максимилиан Александрович восхищал своих современников неиссякаемой творческой энергией и разносторонностью интересов. Гений Волошина признан во всем мире. Он внес свое имя не только в историю литературы, но и оставил заметный след в философии и живописи. Именно Волошин во многом способствовал превращению Коктебеля в один из культурных центров Крыма. В доме поэта, где когда-то собирался цвет русской интеллигенции, сегодня открыт музей.

Поэтому гора Малый Янычар в окрестностях Коктебеля имеет второе, неофициальное название — «Гора Волошина».

Экскурсия на могилу Волошина 2019

На вершину, где находится могила Волошина, ведет подъем средней сложности. Его без особых усилий преодолеет любой человек без серьезных проблем со здоровьем. На гору традиционно поднимается большинство туристов, посещающих этот район Крыма. Только лично побывав на вершине, можно не только понять умом, но и прочувствовать душой, почему великий поэт завещал похоронить его именно здесь. Кучук-Енишар сегодня входит в число лучших смотровых площадок в Феодосийском регионе.

Подъем к могиле Волошина в Крыму

Панорама окрестностей Коктебеля

Ландшафты в районе могилы М. Волошина

Волошин просил, чтобы после его ухода в мир иной рядом с могилой не садили деревья и кустарники — так горячо любимые пейзажи оставались открытыми для него даже после смерти.

В 1932 г., 11 августа, завещание Максимилиана Александровича было исполнено. На протяжении длительного времени на месте захоронения Волошина не имелось надгробия — эту достопримечательность Крымского полуострова обозначал небольшой земляной холм, заросший травой. Установку каменной плиты провели почти полвека спустя после кончины поэта — в 1976 г. Поклонники творчества Волошина соблюдают особую традицию: в годовщину его смерти они поднимаются на горную вершину, чтобы отдать дань памяти своему кумиру.

Многие почитатели творчества выдающегося поэта говорят, что в этот день им удается увидеть Киммерию совсем по-другому — как бы глазами самого Максимилиана.

Последнее желание М. Волошина

Волошин успел оставить еще одну просьбу потомкам. Он просил приносить к могиле камни — самоцветы, гальку и другие, которые коллекционировал всю жизнь. Поэтому рядом с надгробием лежат целые россыпи различных камней, принесенных местными жителями и туристами. Многие люди наносят на камни надписи со своими мечтами. Они надеются, что дух Максимилиана, который умел воплощать в реальность самые смелые мечты и видел проявление божественного начала в земном мире, поможет и им претворить в жизнь их сокровенные желания и обрести гармонию с миром.

Могила М. Волошина — самоцветы с желаниями

Испытайте фортуну и вы — не забудьте камушек!

Отели возле Массандровского пляжа →
Отели Гурзуфа для отдыха с детьми 2019 →
Экскурсия в Ливадийский дворец →

Подведем итоги

Если у вас уже запланирован отдых в Коктебеле, посетите могилу Максимилиана Волошина. Пусть вас не смущает антураж — в этом месте ничто не напоминает о кладбищенской тематике. Удивительному человеку даже после смерти удалось создать вокруг себя атмосферу легкости и абсолютной гармонии с окружающим миром.

Да и кто знает — вдруг именно ваше желание, начертанное на камушке, исполнится. Благодаря прижизненному обаянию и гостеприимству Максимилиана Александровича.

Похожие статьи:

fountravel.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *