Внешняя политика олега 879 912 таблица – Внутренняя и внешняя политика Князя Олега (879 (882) – 912 гг.)

Схожесть и отличия княжений Олега Вещего и Игоря Старого

Схемы и таблицы

Разложение родового общества и переход к соседской общине сопряжен с возникновением неравенства. Процесс стимулировало

Схемы и таблицы

По схеме можно просто усвоить узловые точки начала государственности Древней Руси от князей Рюрика

Схемы и таблицы

Сильное влияние природы на древних славян связано с активным использованием ими во всех сферах

Схемы и таблицы

Народы, окружавшие племена восточных славян находились во взаимодействии. Покоряя слабых и платя дань сильным

zapolni-probel.ru

Iteach

Материал из ИнтеВики — обучающей площадкой для проведения тренингов программы Intel

Текущие события

Проектная деятельность в информационной образовательной среде 21 века/Нижний Новгород НГПУ январь 2014 года


Учебный Курс «Проектная деятельность в информационно-образовательной среде ХХI века», Ижевск, ноябрь 2013 г.


Основной курс программы Intel Обучение для будущего Новокузнецк октябрь-декабрь 2013


Основной курс программы Intel Обучение для будущего Ростовская область октябрь 2013


Проектная деятельность в информационной образовательной среде 21 века/НИРО/Курс для тьюторов/23 сентября — 20 октября 2013 года


Дистанционный курс ТЕО (Омская обл, осень 2013) преподаватель — Маркер Надежда Юрьевна


Семинар Созвездия Веб 2.0/Екатеринбург сентябрь 2013 преподаватель — Ирина Нургалеева


Обучение тьюторов, группа TEO РК, май-июнь 2013 преподаватель — Ольга Урсова


Очно-дистанционный курс программы Intel Обучение для будущего НИРО Нижний Новгород март-май 2013


Очно-дистанционный курс программы Intel Обучение для будущего НИРО Нижний Новгород февраль-апрель 2013


Курс «Информационно-коммуникационные технологии как средство реализации ФГОС» Екатеринбург — Арамиль март 2013


Тренинг по основному курсу программы «Обучение для будущего», ВГПУ, 1 курс магистратуры, исторический факультет — 6 февраля — 20 мая 2013г. — преподаватель — Ирина Суслова


Курс «Информационные технологии в практике работы учителя» 04.01.13 — 02.02.2013 — преподаватель — Анна Кологерманская


Курс для руководителей ИКТ: стратегия развития образовательного учреждения (Омский МР, декабрь 2012) — преподаватель —Любовь Мальцева


Курсы Проектная деятельность в информационной образовательной среде 21 века, Балаковская площадка, декабрь 2012 — преподаватель — Светлана Морозова


Тренинг Информационно-коммуникационные технологии в управлении воспитательным процессом,Тюкалинск,декабрь 2012 — преподаватель — Наталья Ильяш


Тренинг по основному курсу программы «Обучение для будущего»,октябрь 2012, ЯНАО г.Ноябрьск — преподаватель — Елена Ремизова


В рамках он-лайн конференции «Новая школа: мой маршрут» проводится сетевое мероприятие Проектный инкубатор-2012





Архив событий


  • Окружающий мир – мир сложных систем (информатика, 11 класс, автор Круподерова К.Р.)
  • Информационная цивилизация (информатика, 11 класс, автор Кошелев В. Г.)
  • Математика для будущих банкиров (алгебра, 9 класс, автор Склемина Г. А.)
  • Волшебная сила музыки (музыка, биология и др., 5-8 классы, автор Красноперова Т. В.)
  • Полуостров сокровищ (окружающий мир, краеведение, 4 класс, автор Тимохина Е.Г.)
  • Удивительное рядом (окружающий мир, краеведение, русский язык, 2-4 классы, автор Тимохина Е.Г.)

Нам уже…

www.wiki.iteach.ru

Внешняя и внутренняя политика князя Олега

Княжение Олега (879 — 912).Олег оказался воинственным и предприимчивым правителем. Он захватил второй крупный древнерусский город Киев, сделал его главным городом своего княжества. К своим владениям он присоединил земли смоленских кривичей и киевских полян. Так Киев стал первой столицей нового складывающегося государства, а Олег первым великим князем. Олег стал стремиться к завоеванию других славянских племен. В Новгород, Смоленск, Любеч он посылает своих наместников — мужей. В 883 г. он подчиняет своей власти древлян, обложив их данью по черной курице. В 884 г. он присоединяет северян, обложив небольшой данью. В 885 г. были присоединены радимичи, их дань была равна шлягу — серебряной монете. К началу X в. в состав владений великого князя киевского Олега входили поляне, древляне, словене, кривичи, вятичи, радимичи, северяне, хорваты, дулебы, тиверцы, финно-угорские племена — чудь и меря. Управление территориями осуществлялось через наместников великого князя. Олег со своими дружинниками регулярно объезжал свои владения, собирал дань, вершил суд по Закону Русскому (вероятно, своду правил, существовавшему в устной форме), наказывал виновных, охранял свои владения от посягательств соседей.

Но дань нужно было сбывать. Для Олега очень важна была возможность торговли с южной соседкой — Византией. Чтобы обеспечить возможность сбыта дани, Олег задумал большой поход на Византию. В 907 и 911 гг. он совершил два удачных похода на Константинополь. Греки были вынуждены заключить договор на выгодных для русских условиях. До появления «Русской Правды» складывалось и законодательство. В договоре с греками упоминалось о «Законе русском», по которому судили жителей Киевской Руси. По договору русские купцы имели право месяц жить за счёт греков в Константинополе, но обязаны были ходить по городу без оружия. При этом купцы должны были иметь при себе письменные документы и заранее предупреждать византийского императора о своём приезде. Заключенный договор обеспечивал возможность вывоза собираемой на Руси дани и продажи её на рынках Византии. Кроме того, Олег взял с Константинополя громадную дань, которой хватило не только ему и его дружинникам, которые были с ним в походе, но и тем, что стояли в разных русских городах.

Киевская Русь — первое устойчивое крупное государственное объединение восточных славян периода феодализма. Центром объединения стало племя полян, которое во второй половине IX века было наиболее сильным в экономическом отношении.

По определению Б. А. Рыбакова — «Киевская Русь IX — XII вв. — это, во-первых, колыбель государственности трех братских народов: русских, украинцев, белорусов, а во-вторых, это одна из крупнейших держав средневековой Европы, игравшая важную историческую роль в судьбах и государств Запада, Востока и отдаленного Севера».Географическое положение Киевской Руси на великих водных торговых путях обусловило ее отношения со своими соседями: Скандинавией, Византией и Хазарией. Византия проводила двойственную политику по отношению к восточнославянскому государству. Византия пыталась втянуть могущественную Русь в свою политическую систему, стремясь при этом, во-первых, ослабить опасность, грозившую империи со стороны воинственных восточных славян, а во-вторых, использовать «великий народ русов» для защиты собственных интересов. В силу этого обстоятельства отношения Киева и Царьграда (Константинополя) носили характер как мирного сотрудничества, так и военных столкновений.

Ведущими отраслями производства в период Киевской Руси было сельское хозяйство и ремесло. Основу сельского хозяйства составляло пашенное земледелие. В то время землю обрабатывали уже более совершенными орудиями — ралом или плугом с двойной упряжкой волов либо сохой с железным лемехом, в которую запрягалась лошадь. Сеяли разнообразные сельскохозяйственные культуры: рожь, пшеницу, полбу, овес, ячмень, просо, горох, чечевицу. Сравнительно широко разводили технические культуры — лен и коноплю. В огородах сажали репу. Были уже известны двух- и трехпольные системы земледелия с яровыми и озимыми посевами. В лесных районах сохранялось подсечное земледелие. В крестьянских хозяйствах содержались лошади, коровы, овцы, свиньи, козы, домашняя птица. Заметным подспорьем были рыболовство, бортничество и охота. Хотя используемые для обработки земли орудия труда по сравнению с периодом родовой общины были более совершенными, в целом сельскохозяйственное производство находилось на низком уровне. Частые неурожаи и различные стихийные бедствия угрожали многим земледельцам голодом.

Промыслы и ремесло продолжали развиваться и все более отдаляться от сельского хозяйства. Натуральный способ ведения хозяйства требовал совершенствования обработки льна, конопли, кожи, дерева и железа. Ремесленное производство насчитывало не один десяток видов ремесла, в том числе оружейное, ювелирное, кузнечное, литейное, гончарное, кожевенное и ткацкое дело. Русские ремесленные изделия славились и за рубежом. В этот период продолжался рост числа русских городов. В летописи до начала XIII века упоминается 224 города. Город в эпоху Киевской Руси являлся и административным центром и центром ремесла и торговли. Внутренняя торговля была развита из-за натурального характера хозяйства. Внешняя торговля Киевской Руси развивалась быстрее. Торговали с Византией, Западной Европой, Средней Азией, Хазарией.

Первые сведения о русах мы находим в византийских источниках в связи с их набегами на Константинополь. В 860 году столица Византии подверглась внезапному нападению языческого народа, пришедшего из Скифии, то есть от северных берегов Черного моря. Этот скифский народ назывался русь, или рось. Но 200 ладьях русы, проникли в залив, осадили Константинополь и начали разорять окрестности. В X веке русские князья, сделавшие своей столицей Киев, продолжали периодически совершать грабительские набеги на богатую Византийскую империю и ее столицу Царьград (Константинополь). Целью этих походов был богатый откуп империи, платившийся язычникам, чтобы избежать разорения.

Год Князь Поход
Олег Пошел на конях и на кораблях к Царьграду, греки откупились от разорения большой данью.
Игорь Предупрежденные болгарами, греки оказали сопротивление. Русские впервые столкнулись с «греческим огнем» и потерпели поражение.
Игорь Князь нанял печенегов и собрал большое войско. Греки откупились большой данью, и русские ушли воевать болгарские земли.

Однако отношения с Византией не ограничивались только грабежом. Русские князья и купцы охотно торговали с Византией. С наступлением весны туда вывозилась собранная зимой дань, в основном меха, а также мед, воск и рабы.

Нам известны два договора русских с греками — договор Олега (911) и договор Игоря (944). В них регулировались условия пребывания и торговли русских купцов в Царьграде. Купцы должны были находиться в городе не больше 6 месяцев. По договору Игоря никто из них не имел права остаться в Константинополе на зиму. Отправлявшиеся в Царьград русские купцы снабжались княжеской грамотой с указанием количества кораблей, имен торговых послов и простых купцов. В Константинополе сильно опасались, что под видом русских купцов в город могут приникнуть русские же пираты и без оружия. Оружие у всех прибывших изымалось. Попадать в город они могли только оговоренным путем: через одни ворота, партиями не более 50 человек в сопровождении императорского чиновника. Условия пребывания купцов были льготными: они пользовались правом беспошлинной торговли, получали от императора посольские оклады и пропитание, им бесплатно предоставлялась баня. В.О. Ключевский полагает, что эти льготы — признак того, что на пребывание русских купцов смотрели не как на частную торговлю, а как на торговые посольства союзного киевского князя.

Согласно ПВЛ, в 879 году умер Рюрик, оставив малолетнего сына Игоря, вместо которого, стал управлять родственник князя Олег (879 — 912). Дата эта, как и другие в ПВЛ, разумеется, условная. Но, в отличие от Рюрика, историчность Олега и Игоря не подвергается никакому сомнению. Вряд ли приходится сомневаться и в общей канве дальнейших событий, описанных в ПВЛ, прежде всего походе Олега на юг. По сути северный правитель закрепился в земле кривичей (Смоленске) и других пунктах вдоль «пути из варяг в греки». Уже это ясно показывает направленность действий Олега. По словам ПВЛ, Олег, достигнув Киева, обманом умертвил Аскольда и Дира, и сам закрепился в южном городе, объявив его «матерью городов русских». Несомненно, этот термин более позднего происхождения (он — калька с греческого), но сам факт захвата Олегом Киева сомнений не вызывает.

Столь же закономерны (отвлекаясь от датировок) и дальнейшие действия Олега: он победил ближайших соседей полян — древлян и северян, из которых последние до этого платили дань хазарам. Древляне, согласно летописи, издавна были недругами Киева (по выражению летописца, «обижали полян»). Затем князь освободил от хазарской зависимости радимичей. По сути дела, есть основания говорить о русско-хазарской войне при Олеге, причем союзниками его выступали, согласно восточным известиям, печенеги. Союзниками хазар были мадьяры (венгры, угры). Еще в 30-х годах мадьяры обосновались в области между Днепром и Днестром и как союзники хазар неоднократно тревожили Киев и другие славянские земли. Война закончилась победой нового киевского князя. Мадьяры же под ударами печенегов вскоре ушли через Карпаты в Паннонию. Это случилось, по данным современного источника, в 889 году. Исходя из этого, надо и войну Олега с хазарами датировать 80-ми гг. IX века, что приблизительно совпадает и с данными русской летописи.

Время княжения Олега примечательно его военным походом к Царьграду в 907 — 911 гг. Летописцы пишут, что Олег, приплыв к стенам византийской столицы, велел своим дружинникам вытащить ладьи на берег, поставить их на колеса и, развернув паруса, подступить к городу. Изумленные греки признали себя побежденными, заплатили Олегу дань и подписали с ним выгодный для Руси договор в 911 году. Предание гласит, что победоносный князь прибил к воротам Царьграда свой щит.

Русские летописи оставили об Олеге противоречивые сообщения:

  • Лаврентьевская летопись — Олег родственник Рюрика, а значит князь, имевший право на престол. Умер в Киеве в 912 году от укуса змеи. Новгородская I летопись — Олег воевода Рюрика. Умер своей смертью в Ладоге в 922 году.
  • Новгородская I летопись — Олег воевода Рюрика. Умер своей смертью в Ладоге в 922 году.

Есть еще и другие вопросы ответы на которые ищут историки: каков бы возраст Игоря в год смерти Рюрика и узурпировал ли власть Олег?

В силу этого обстоятельства историки по-разному относятся к Олегу Вещему. Одни считают его безвестным конунгом разбойничьи захватившим Киев, а другие, наоборот, идеализируют его. Академик Б. А. Рыбаков считает княжение Олега в Киеве незначительным эпизодом, излишне раздутый позднее летописцами и норманистами.

После смерти Олега княжить начал Игорь (912-945). Его княжение было долгим и деятельным. Игорь принял власть уже в зрелом возрасте, по подсчетам С. М. Соловьева, приблизительно в 35 лет. «Повесть временных лет» мало упоминает об Игоре до начала его княжения: в 903 году Игорь женился на псковитянке Ольге, в 907 году во время похода Олега на Царьград Игорь оставался в Киеве.

В самом начале княжения Игорю пришлось вновь подчинять власти Киева древлян. Недовольные данью Олега, древляне отказались платить дань новому князю. Игорь не только нанес поражение древлянам, но и обложил их большей данью, чем Олег. Однако второе столкновение с древлянами закончилось гибелью князя. После сбора дани в 945 году Игорь с малой дружиной решил собрать ее повторно. Древляне во главе со своим князем Малом перебили малочисленную дружину Игоря и самого князя.

Игорь совершил два военных похода на Царьград. В первом походе русские суда были сожжены «греческим огнем». Во втором походе Игорь принял предложение греков о мире и подписал с ними в 944 году договор, менее выгодный для Руси по сравнению с договором 911 году.

Надо иметь в виду, что договоры Киевской Руси с Византией отражали самую раннюю стадию международных отношений. Тогда подданные различных государств смотрели друг на друга как на скрытых врагов и каждый, кто попадал в чужую страну, чувствовал себя в ней, как во вражеском стане.

По договору 944 года русский князь должен был всех посланных от себя в Царьград снабжать специальными грамотами, в которых указывать, сколько послал кораблей, чтобы греки знали, что русские прибыли к ним с миром. Прибывших без грамот византийское правительство задерживало и сообщало о них киевскому князю. В случае, если задерживаемые пытались оказать сопротивление властям, те снимали с себя ответственность за жизнь прибывших. Русским послам и купцам запрещалось творить какие-либо бесчинства по пути в столицу Византии. По прибытии в Царьград они обязаны были зарегистрироваться и жить на подворье монастыря Святого Мамы, в предместье города.

В город русских людей пропускали с предосторожностями: они входили в одни воротами группами по 50 человек, без оружия, в сопровождении императорского чиновника, который являлся посредником между русскими и подданными византийского императора и следил за торговыми сделками.

Покупками приезжих подвергались контролю: каждый из них мог приобрести и вывезти за пределы страны ценных парчовых материй не более чем на 50 золотых. Прибывшим из Руси запрещалось задерживаться в столице Византии на зиму, то есть и переговоры, и торговые сделки они должны были завершать в течение одной навигации.

Процедуре разрешения взаимных обид и исков между русскими и греками посвящалась большая часть статей в договорах 911 и 944 гг. Приезжие в Царьград судились не по греческому, а по русскому закону, то есть по тем правовым нормам, которые были приняты в Киевской Руси.

Русские послы и приравниваемые к ним гости (купцы) во время своего пребывания в Царьграде (но не более шести месяцев) имели право на содержание за счет византийского правительства и на бесплатное пользование правительственными банями. Послы получали «слебное», а гости — «месячину» (хлеб, вино, мясо, рыбу, фрукты). На обратный путь их должны были обеспечить продовольствием и судовой снастью (якори, канаты, паруса). Поскольку в Византию приходили послы и купцы не только от великого князя, но и от его вассальных (подручных) князей, между ними была установлена определенная иерархия: первое место предоставлялось Киеву, за ним — Чернигову, Переяславлю и т. д.

Договор 944 года ограждал от нападения и притеснения со стороны Руси крымские владения империи. Кроме того, оба договора обязывали Русь помогать греческим послам и купцам в случае кораблекрушения. В договорах очень важными были статьи об условиях обмена и выкупа пленных.

Договоры киевских князей с Византией показывают, что Киевская Русь не была еще прочно спаянным единым государством. Договоры заключались от имени не только «князя великого русского», но и «всех светлых и великих князей», которые были «под рукой его», т. е. «сидели» в отдельных городах, подвластных киевскому князю. В договоре 944 года рядом с послами князя Игоря перечисляются «общие послы» от его жены Ольги, сына Святослава, двух племянников и «ото всего княжья», т. е. от 20 подручных князей

Уже последовательность походов на Византию и на восток заставляет предполагать их связь, скорее всего, какую-то договоренность между Киевом и Костантинополем, заинтересованным в нанесении ущерба его мусульманским соседям. К этому же подводит и характер военных действий русов на Каспии. Согласно нашему основному источнику, арабу ал-Масуди, младшему современнику событий, который получил информацию о походе на южном берегу Каспийского моря, русы для прохода на Каспий заключили договор с хазарским правителем. По этому договору они обязались затем отдать хазарам часть своей военной добычи. Русское войско было весьма велико, что заставляет предполагать большую общегосударственную акцию, хотя вряд ли в походе участвовал сам великий князь. Пройдя столицу Атиль, русы затем рассеялись по западному и южному побережью Каспийского моря. Но у них было два главных направления: одно против Ширвана (территория современного Азербаджана), другое — на южно-каспийские области ( Гилян и Табаристан). Участие в сопротивлении русам среднеазиатских Саманидов, верных вассалов халифа, позволяет предполагать, что поход русов был организован для поддержки византийцев в борьбе с арабами. Русы находились на Каспии несколько месяцев и одержали ряд побед. На обратном пути, однако, их ожидала засада в устье Волги. Антильские мусульмане, очень влиятельные при дворе хазарского царя, опиравшегося на придворную гвардию, состоящую из среднеазиатских мусульман, склонили его нарушить договор с русами. В засаде значительная часть русов погибла, и на родину вернулись не многие.

Держава, созданная Олегом, была весьма своеобразным политическим объединением. Олег и его ближайшее окружение были варягами, но на юге эти пришельцы быстро ославянились, очевидно, вступая в брачные связи с местным населением и сливались с ним уже в следующем поколении. Однако термин «русы» еще в первой половине в. имел, скорее, социальное значение, охватывая княжескую дружину и его ближайшее окружение. Вместе с тем в это же время с утверждением постоянной столицы в Киеве складывается понятие «Русская земля, Русь» (у византийцев «Россия»). К середине X в. это понятие уже обнимало Киевскую землю, корме нее термин применялся и к Новгородской земле, именуемой Внешней Русью. Не случайно в договорах с греками русскими городами названы в первую очередь Киев, Чернигов и Переяславль, но возможно, к ним причислялись и другие города, находившиеся под непосредственным княжеским управлением. Здесь мы подходим к важнейшей черте раннего Древнерусского или Киевского государства, которое по всем признакам представляло из себя своеобразную федерацию полунезависимых княжеств, подчинявшихся великому князю киевскому или русскому хакану. Последний титул имел значение в X в. до падения Хазарского каганата, хотя хаканом называли еще Владимира и некоторых его приемников. Позже этот титул использовался только для князей Тмутаракани, в числе подданных которых были хазары.

Киевскому же князю подчинялись местные князья, по терминологии летописи и договоров, находившиеся «под рукою великого князя». Но под его рукою находились и бояре, т. е. высшая знать государства, и они также фиксируются в договорах. Сколько было таких местных князей, пока неизвестно. Но известно, что великий князь должен был действовать от их имени во внешнеполитических актах, а в посольство Ольги в Константинополь были включены их представители. Можно предположить, что Олег первоначально непосредственно подчинил себе большую часть земель вдоль «пути из варяг в греки», а также отнятую у хазар землю северян с центром в Чернигове. В остальных славянских землях (и, возможно, в части финских) сохранялись местные князья, с которыми заключался своеобразный договор (ряд, пакт) об условиях такого союза. Условия эти, очевидно, сводились, во-первых, к праву великого князя на полюдье в землях союзных князей; во-вторых, последние были обязаны поставлять военные ополчения в случае больших внешнеполитических акций, типа походов на греков или на восток. В остальном местные князья, по-видимому, еще долго сохраняли независимость.

Киевские правители стремились укрепить свою власть и при возможности ликвидировать такие местные княжения, но борьба за это была долгой и, видимо, растянулась почти на весь X век. Например, местное княжение у древлян было ликвидировано только Ольгой, в Полоцке — Владимиром и т. д.

Раннее Киевское государство, с политической точки зрения представлявшее федерацию княжеств и непосредственно подчиненных великому князю территорий, с точки зрения социально-экономической являлось совокупностью территориальных общин с элементами родовых отношений. Понятие «род», часто фигурирующее в русских источниках, включало разные типы родственных связей, от собственно рода до большой семьи. В состав рода включались, однако, не только кровные родственники, но, как, например, в Древнем Риме, разного рода лица, не имевшие родства по крови.

Славяне в ту пору жили не родовым строем, и объединяющим началом была сельская община или зарождающийся город. Употребляя термин именно «зарождающийся», мы имеем в виду, что, согласно новейшим исследованиям, города как такового, т. е. экономического центра, на Руси до конца X в., вероятно, еще не было. Древнерусский термин «град» означал огороженное место, укрепление, которое естественно являлось центром группы сельских общин, но далеко не всегда попадало под понятие города. Специалисты утверждают, что «только 18 городов возникли на поселениях IX — середины X в. (и более раннего времени), 15 — на поселениях второй половины X — начала XI в.».

Даже Киев вплоть до Ярослава Мудрого был относительно небольшим городком, куда не включался даже район расположения Св. Софии. Расцвет древнерусских городов падает уже на XI — начало XIII в. Более же ранние города представляли из себя либо центры местных князей (типа древлянской столицы Искоростеня), либо торговые фактории, ставшие центрами так называемого полюдья.

Институт полюдья характерен не только для Древней Руси, но известен во многих раннеклассовых обществах разных эпох. Для ранней Руси он имел исключительно важное значение, по сути дела определяя социальное лицо этого государства.

Наиболее полное описание полюдья, к тому же очень раннее (середина X в.), сохранилось у Константина Багрянородного. Вот что писал просвещенный император: «Зимний же суровый образ жизни тех самых росов таков. Когда наступает ноябрь месяц, тотчас их архонты (князья. — Авт.) выходят со всеми росами из Киева и отправляются в полюдье, что означает «кружение», а именно в земли славян древлян, дреговичей, кривичей, северян и прочих славян, которые являются пактиотами (данниками по договору. — Авт.) росов. Кормясь там в течении всей зимы, они затем, начиная с апреля, когда растает лед на реке Днепр, возвращаются в Киев. Потом, взяв свои моноксилы (однодеревки — Авт.), они оснащают их т отправляются в Романию (Византию. — Авт.)». В другом месте Константин поясняет, что такие моноксилы собираются в Киев с разных мест (из Новгорода, Смоленска, Чернигова и т. д.).

Но русы отправляясь для торговли и по Волге в Булгар и хазарскую столицу Атиль, где существовала большая русско-славянская колония. Функционировал и путь на запад через Чехию в германские земли, о чем говорят сохранившийся торговый так называемый Рафельштедский устав 907 года, а также хазарские источники.

Таким образом, едва ли не главной задачей русских князей первой половины X века была организация полюдья, а затем военно-торговых экспедиций с целью сбыта полученного в ходе полюдья добра. Эти экспедиции носили регулярный характер (по Константину — ежегодный), и их не следует путать с большими военными мероприятиями Олега и Игоря, результатом которых были заключения договоров, обусловливавших регулярную торговлю.

Вместе с тем, утвердившись в Киеве, русские князья должны были постоянно бороться с местным сепаратизмом, поскольку, местные князья стремились вернуть независимость. По летописи, уже после смерти Олега его преемнику пришлось подчинять отложившихся было древлян, уличей и других славян. С такого рода фактами мы сталкиваемся и позже на протяжении всего X века. Уже Олег пытался в ряде подчиненных городов поставить своих наместников («мужей»). Такую же политику проводили и его преемники.

Сам великий князь опирался прежде всего на дружину, которая при преемниках Олега была значительно расширена за счет местной коренной знати. В договоре Игоря с греками есть имена скандинавские, славянские, болгарские, иранские, финские и даже тюркские. Наконец, великий князь все больше обязан считаться со знатью Киева и его земли. На местах же тамошние князья опирались на местную знать и местные собрания общинников (вече). Местная знать была также заинтересована в военно-торговых мероприятиях Киева, но одновременно не упускала случая попытаться вернуть самостоятельность.

Внешнеполитические мероприятия первых киевских князей выглядят двояко. С одной стороны, это обеспечение сбыта товаров, собранных во время полюдья, с другой — это уже чисто государственные акты, имеющие и политическую подоплеку. Именно такой характер носили походы Олега и Игоря.



Читайте также:

lektsia.info

Основные направления внутренней и внешней политики

Поиск Лекций

Первых киевских князей

 

Политика первых киевских князей — Олега (879-912), Игоря (912-945), Ольги (945-957), Святослава (957-972) ,Владимира (970-1015), Ярослава Мудрого (1015-1054)- имела следующие составляющие:

во внутренней политике
-расширение территории за счет присоединения славянских племен (древлян, северян, радимичей, кривичей), отторжение от Хазарского каганата земли вятичей и их объединение;
— сбор дани с этих территорий;

-укрепление власти Великого князя.

во внешней политике

-взаимоотношения с Византией и Хазарским каганатом;

-защита границ и торговых путей от кочевников;

-укрепление международного авторитета Руси.

Таблица

«Внутренняя и внешняя политика первых русских князей»

Имя князя Внутренняя политика Внешняя политика
Олег (879-912 гг.) Согласно летописи, в 882г. произошло объединение двух восточнославянских центров: Киева и Новгорода. Главным центром стал Киев. Удалось объединить северные и южные земли в единое государство. Сбор натуральной дани – полюдье, во время которого, князь разбирал жалобы и вершил суд   907г. – поход Олега на Константинополь. Он хотел покорить великую Византию. Получить признание Киевской Руси и обрести богатства. Без боя Олег победил. Испугавшись сильного войска, греки предложили мир и дань. Русский народ прозвал князя Олега «Вещим» за славу и богатства, привезённые им. 911г. Новый договор с Византией. В нём свод правил поведения и наказаний в случае преступлений. Было предусмотрено, что русские и греки могут выкупать своих пленных и рабов за 20 золотых. Русских послов, а было их двенадцать, проводили с честью и подарками.  
Игорь (912-945 гг.) Сбор дани При полюдье встречалось злоупотребление, приводившее к столкновению князя с местным населением. Самым крупным конфликтом стало восстание древлян в 945года, во время которого был убит князь Игорь 932г. — неудачный поход на Каспийское море. 941г. – неудачный поход Игоря на Константинополь. Царьград не соблюдал соглашения с Русью. Князь Игорь с 10ю тысячью кораблями вынужден был отступить. Византийцы использовали «греческий огонь» — зажигательная смесь в бочках и горшках. На дружинников – руссов он произвёл неизгладимое впечатление. «Будто молнию небесную имеют у себя греки, и, пуская её, пожгли нас. Оттого и не одолели их» – рассказывали они. 944г. — новый поход на Константинополь. Греческие послы встретили русских в устье Дуная, испугавшись огромного войска: «Идут руссы – не счесть…их, покрыли всё море корабли». Итог: договор и выплата дани
Ольга (регент при малолетнем Святославе) (945-959) Трижды отмстила за убийство своего мужа, совершая походы в земли древлян. Их столица –Искоростень была разрушена, а жители убиты или обращены в рабство. Но были установлены «уроки» и «погосты» в киевской Руси: -назначала лиц для сбора дани (даньщиков) -установила размер дани (уроки) -Указала места для сбора для сбора княжеской дани (погосты). Способствовала распространению христианства после его принятия самой Язычество оставалось господствующей религией славян 957 г. Мирный договор с Константинополем Крестилась в Константинополе, крёстный – Император Византии Посольство в Германию за поддержкой
Святослав (945-972) Из-за долгих военных походов Святослав вместо себя и племенных князей ставил править своих сыновей в крупнейших землях: наместником в Киеве назначил старшего сына –Олега, в земле древлян младшего –Ярополка,а в Новгород отправил Владимира. Усмирял племена вятичей. Ослабление центральной власти заложило основы кровавой междуусобице, победил в ней Владимир и занял княжеский престол в Киеве. В 964 г. пошел на Хазар, пройдя «сквозь вятичей» В 965 г. разбил хазар, взял города Белую Вежу (Саркел), Итиль и Семендер В 966 г. Разгромил Хазарию летом 967 года русское войско (60 000 человек – Карамзин) , взяв у византийцев несколько пудов золота на вооружение, двинулось на Болгарию. Святослав завоевал Болгарию и остался жить в г.Переяславце. 968 г. печенеги осадили Киев Святослав вернулся, прогнал печенегов в степь, но в Киеве не остался. Вернулся в Болгарию, вновь захватив ее (за его отсутствие болгары снова захватили власть). 969-972 русско-византийская война, поражение и пленение князя. По заключенному миру византийцы выпустили отпустили Святослава с его воинами 972 убит печенегами по возвращении из похода.    
Владимир (980-1015) Первоначально осуществлял гонения на христиан. Попытка реформировать язычество в 980г., но безуспешно Стремится к укреплению союзу славянских племен, непокорных усмиряет. Совершает успешные походы в 981 и 982 годах в земли вятичей, а 984 – на родимичей Посадил править своих сыновей. Ввёл христианство на Руси в 988г.(крещение Руси). Строил церкви, школы. Защита государства: удаление варягов из войска. Защищал русские земли от печенегов: построил крепости на юге – 4 линии с сигнальными огнями. Переселял с севера на юг для укрепления границ славянские племена. Походы на Дунай против Болгарии, на запад против Польши, на юго-запад, где взял Перемышль.  
Ярослав Мудрый (1019 -1054) Проводил политику преемственности наследования. Ввёл родовой принцип передачи власти (старшему в роду). Ввёл первый свод законов русского государства –Русская Правда. Временно прекратил усобицы, Обосновал божественность княжеской власти. (первый русский митрополит – Иллариона.) Много сделал для распространение христианства: строил церкви, соборы, первые монастыри. Способствовал развитию школ и библиотек для повышения уровня грамотности. Ярослав продолжал усилия отца по организации обороны государства от кочевников. Утвердился на западном берегу Чудского озера. Вёл войны с Византией. Строил крепости на юге. Разбил печенегов. Проводил политику династических браков –с Польшей, Норвегией, Францией, Венгрией и др. сцелью укрепления международного авторитета Руси. Ликвидировал внешние угрозы на Востоке( до своей смерти).

 

Итоги правления:

1. Становление государственности Древней Руси;

2. Расширение территории и укрепление Древней Руси;

3.Принятие христианства;

4. Принятие первого письменного сборника законов — «Русская правда»;

5. Укрепление международного авторитета молодого государства. Русь окончательно заняла достойное место среди европейских государств;

Подводя итоги политики первых киевских князей, В. О. Ключевский определил не только ее суть, но и главные результаты: «Первые русские князья очертили своим мечом довольно широкий круг земель, политическим центром которого был Киев».

 

 

Домашняя контрольная работа

по истории

студентки 1 курса группы 104

Сафиной Татьяны Станиславовны

 

 

Гатчина 2015 год


Рекомендуемые страницы:



poisk-ru.ru

Помогите пожалуйста! ! Внутреннюю и внешнюю политику первых русских князей Олега, Игоря, ольги, Святослава

Княжение Олега (879 — 912). Олег оказался воинственным и предприимчивым правителем. Он захватил второй крупный древнерусский город Киев, сделал его главным городом своего княжества. К своим владениям он присоединил земли смоленских кривичей и киевских полян. Так Киев стал первой столицей нового складывающегося государства, а Олег первым великим князем. Олег стал стремиться к завоеванию других славянских племен. В Новгород, Смоленск, Любеч он посылает своих наместников — мужей. В 883 г. он подчиняет своей власти древлян, обложив их данью по черной курице. В 884 г. он присоединяет северян, обложив небольшой данью. В 885 г. были присоединены радимичи, их дань была равна шлягу — серебряной монете. К началу X в. в состав владений великого князя киевского Олега входили поляне, древляне, словене, кривичи, вятичи, радимичи, северяне, хорваты, дулебы, тиверцы, финно-угорские племена — чудь и меря. Управление территориями осуществлялось через наместников великого князя. Олег со своими дружинниками регулярно объезжал свои владения, собирал дань, вершил суд по Закону Русскому (вероятно, своду правил, существовавшему в устной форме) , наказывал виновных, охранял свои владения от посягательств соседей. Но дань нужно было сбывать. Для Олега очень важна была возможность торговли с южной соседкой — Византией. Чтобы обеспечить возможность сбыта дани, Олег задумал большой поход на Византию. В 907 и 911 гг. он совершил два удачных похода на Константинополь. Греки были вынуждены заключить договор на выгодных для русских условиях. До появления «Русской Правды» складывалось и законодательство. В договоре с греками упоминалось о «Законе русском», по которому судили жителей Киевской Руси. По договору русские купцы имели право месяц жить за счёт греков в Константинополе, но обязаны были ходить по городу без оружия. При этом купцы должны были иметь при себе письменные документы и заранее предупреждать византийского императора о своём приезде. Заключенный договор обеспечивал возможность вывоза собираемой на Руси дани и продажи её на рынках Византии. Кроме того, Олег взял с Константинополя громадную дань, которой хватило не только ему и его дружинникам, которые были с ним в походе, но и тем, что стояли в разных русских городах.

Княжение Игоря (912 — 945). После Олега в Киеве стал княжить сын Рюрика Игорь. После смерти Олега от Киева сразу же отошел племенной союз древлян. В 913 г. Игорь совершил поход на древлян, обложил их данью, но своего наместника не посадил. Править древлянами он стал через древлянского князя Мала и его знать Он также совершал военные походы, но они были не столь удачны. В 913 г. набег Игоря на прикаспийских жителей закончился разгромом его дружины. По примеру Олега он задумал поход на Византию. Но византийский император откупился богатыми дарами. В 944 г. был подтвёрждён договор с Византией, но на менее выгодных условиях. Под старость Игорь сам не ходил за данью к подчинённым народам, а поручил своему дружиннику Свенельду. Свенельд в 922 и 942 гг. собирал с древлян дань выше установленной нормы. Древляне были этим недовольны и отказывали Игорю в военной поддержке, в частности, не принимали участия в военных походах Игоря против Византии. Игорь решил наказать их, и в 945 г. собрал у них богатую дань. Дружина Игоря, завидуя Свенельду, постоянно собиравшему богатую дань с древлян, заставили его вновь вернуться к древлянам, заявив: «Отроки Свенельда изоделись оружием и портами, а мы наги. Пойдём, князь, с нами за данью, и себе добудешь и нам».
Игорь вернулся с небольшой частью дружины. Древляне возмутились и собрались на вече со своим старшиной Малом. Вече решило: «Повадится волк к овцам, то перетаскает всех, если не убить его». Когда Игорь стал силой собирать дань, то древляне перебили всю его дружину. Древлянская земля вновь отложилась от Киева.
http://vitaliy-grigoriev1992.narod2.ru/9

otvet.mail.ru

Помогите пожалуйста! ! Внутреннюю и внешнюю политику первых русских князей Олега, Игоря, ольги, Святослава

Княжение Олега (879 — 912). Олег оказался воинственным и предприимчивым правителем. Он захватил второй крупный древнерусский город Киев, сделал его главным городом своего княжества. К своим владениям он присоединил земли смоленских кривичей и киевских полян. Так Киев стал первой столицей нового складывающегося государства, а Олег первым великим князем. Олег стал стремиться к завоеванию других славянских племен. В Новгород, Смоленск, Любеч он посылает своих наместников — мужей. В 883 г. он подчиняет своей власти древлян, обложив их данью по черной курице. В 884 г. он присоединяет северян, обложив небольшой данью. В 885 г. были присоединены радимичи, их дань была равна шлягу — серебряной монете. К началу X в. в состав владений великого князя киевского Олега входили поляне, древляне, словене, кривичи, вятичи, радимичи, северяне, хорваты, дулебы, тиверцы, финно-угорские племена — чудь и меря. Управление территориями осуществлялось через наместников великого князя. Олег со своими дружинниками регулярно объезжал свои владения, собирал дань, вершил суд по Закону Русскому (вероятно, своду правил, существовавшему в устной форме) , наказывал виновных, охранял свои владения от посягательств соседей. Но дань нужно было сбывать. Для Олега очень важна была возможность торговли с южной соседкой — Византией. Чтобы обеспечить возможность сбыта дани, Олег задумал большой поход на Византию. В 907 и 911 гг. он совершил два удачных похода на Константинополь. Греки были вынуждены заключить договор на выгодных для русских условиях. До появления «Русской Правды» складывалось и законодательство. В договоре с греками упоминалось о «Законе русском», по которому судили жителей Киевской Руси. По договору русские купцы имели право месяц жить за счёт греков в Константинополе, но обязаны были ходить по городу без оружия. При этом купцы должны были иметь при себе письменные документы и заранее предупреждать византийского императора о своём приезде. Заключенный договор обеспечивал возможность вывоза собираемой на Руси дани и продажи её на рынках Византии. Кроме того, Олег взял с Константинополя громадную дань, которой хватило не только ему и его дружинникам, которые были с ним в походе, но и тем, что стояли в разных русских городах. Княжение Игоря (912 — 945). После Олега в Киеве стал княжить сын Рюрика Игорь. После смерти Олега от Киева сразу же отошел племенной союз древлян. В 913 г. Игорь совершил поход на древлян, обложил их данью, но своего наместника не посадил. Править древлянами он стал через древлянского князя Мала и его знать Он также совершал военные походы, но они были не столь удачны. В 913 г. набег Игоря на прикаспийских жителей закончился разгромом его дружины. По примеру Олега он задумал поход на Византию. Но византийский император откупился богатыми дарами. В 944 г. был подтвёрждён договор с Византией, но на менее выгодных условиях. Под старость Игорь сам не ходил за данью к подчинённым народам, а поручил своему дружиннику Свенельду. Свенельд в 922 и 942 гг. собирал с древлян дань выше установленной нормы. Древляне были этим недовольны и отказывали Игорю в военной поддержке, в частности, не принимали участия в военных походах Игоря против Византии. Игорь решил наказать их, и в 945 г. собрал у них богатую дань. Дружина Игоря, завидуя Свенельду, постоянно собиравшему богатую дань с древлян, заставили его вновь вернуться к древлянам, заявив: «Отроки Свенельда изоделись оружием и портами, а мы наги. Пойдём, князь, с нами за данью, и себе добудешь и нам». Игорь вернулся с небольшой частью дружины. Древляне возмутились и собрались на вече со своим старшиной Малом. Вече решило: «Повадится волк к овцам, то перетаскает всех, если не убить его». Когда Игорь стал силой собирать дань, то древляне перебили всю его дружину. Древлянская земля вновь отложилась от Киева. <a rel=»nofollow» href=»http://vitaliy-grigoriev1992.narod2.ru/9″ target=»_blank»>http://vitaliy-grigoriev1992.narod2.ru/9</a>

Княжение Игоря (912 — 945). После Олега в Киеве стал княжить сын Рюрика Игорь. После смерти Олега от Киева сразу же отошел племенной союз древлян. В 913 г. Игорь совершил поход на древлян, обложил их данью, но своего наместника не посадил. Править древлянами он стал через древлянского князя Мала и его знать Он также совершал военные походы, но они были не столь удачны. В 913 г. набег Игоря на прикаспийских жителей закончился разгромом его дружины. По примеру Олега он задумал поход на Византию. Но византийский император откупился богатыми дарами. В 944 г. был подтвёрждён договор с Византией, но на менее выгодных условиях. Под старость Игорь сам не ходил за данью к подчинённым народам, а поручил своему дружиннику Свенельду. Свенельд в 922 и 942 гг. собирал с древлян дань выше установленной нормы. Древляне были этим недовольны и отказывали Игорю в военной поддержке, в частности, не принимали участия в военных походах Игоря против Византии. Игорь решил наказать их, и в 945 г. собрал у них богатую дань. Дружина Игоря, завидуя Свенельду, постоянно собиравшему богатую дань с древлян, заставили его вновь вернуться к древлянам, заявив: «Отроки Свенельда изоделись оружием и портами, а мы наги. Пойдём, князь, с нами за данью, и себе добудешь и нам». Игорь вернулся с небольшой частью дружины. Древляне возмутились и собрались на вече со своим старшиной Малом. Вече решило: «Повадится волк к овцам, то перетаскает всех, если не убить его». Когда Игорь стал силой собирать дань, то древляне перебили всю его дружину. Древлянская земля вновь отложи

Для славяно-арийской империи нужны были безопасные торговые пути, защита от грабительских набегов, чему препятствовала власть в Хазарском каганате. И не было князя, который защитил бы славяно-арийскую империю, в то время, от этого, кроме князя Светослава. Не случайно, после смерти князя Светослава, на Руси и навязали христианскую религию. Князь Светослав не был язычником, т. к. язычник — языче никакой, не имеющий языка. Князь Светослав прекрасно знал грамоту, умел и писать и читать. Князь Светослав не был христианином, не был отцом Владимира, т. к. сам во время его рождения был подростком. Поэтому Владимир не стал бы князем, если бы не христианизировал Русь. За насильную христианизацию народа Руси — русов, его назначили князем. Княгиня Ольга, мать князя Светослава, приняла христианство и предлагала князю Светославу, но князь Светослав отказался принимать греческую религию, как тогда называли христианство.» Религия — опиум для народа.» Князь Светослав убрал только управление, опору власти (и крепости в т. ч.) Хазарского каганата, власть в котором захватил иудеи (не путать с евреями). В Хазарском каганате простой народ, ремесленники был народ русов ( вятичи в т. ч.). Имя князя — СвЕтослав, потому, что на Руси не было корня свЯт до принятия христианства. Византия во времена князя Светослава, называлась Греческой империей.

touch.otvet.mail.ru

Внутренняя и внешняя политика первых киевских князей

Олега, Игоря, Ольги, Святослава

Вещий Олег(т.е. знающий будущее) –великий древнерусский князь, что пришёл к власти после легендарного Рюрика – первого правителя Руси. Именно Вещему Олегу принадлежит заслуга образования Древнерусского государства – Киевская Русь, с центром в Киеве. Прозвище Олега – «вещий» – относилось исключительно к его склонности к волхованию. Другими словами, князь Олег как верховный правитель и предводитель дружины одновременно выполнял ещё и функции жреца, волхва, кудесника, чародея. По преданиям, Вещий Олег умер от укуса змеи; этот факт лёг в основу ряда песен, легенд и преданий.

В древнерусских летописях говорится, что, умирая, первый правитель Руси Рюрик передал власть родственнику своему Олегу (879-912 г.г.), так как сын Рюрика, Игорь, был мал годами. Сей опекун Игорев скоро прославился своей отважностью, победами, благоразумием и любовью подданных. Он успешно правил 33 года. За это время он покняжил в Новгороде, занял Любеч и Смоленск, сделал Киев столицей своего государства, покорил и обложил данью ряд восточнославянских племён, совершил удачный поход на Византию и заключил с ней выгодные торговые переговоры.

Подвиги Вещего Олега начались с того, что в 882 г. Он совершил поход в землю кривичей и захватил их центр Смоленск. Затем, спустившись вниз по Днепру, взял Любеч, обманув и убив правивших в Киеве варяжских князей Аскольда и Дира. Олег захватил город, где и утвердился, став новгородским и киевским князем. Это событие, относимое летописью к 882 году, традиционно считается датой образования Древнерусского государства – Киевской Руси, с центром в Киеве.

В 907 году киевский князь Олег привёл (морем и берегом) к столице Византии многочисленное войско. В результате похода были опустошены окрестности Константинополя и в 911 году заключён выгодный для Руси мирный договор. Согласно договору, русские, приезжающие в Византию с торговыми целями, имели привилегированное положение.

В знаменитом договоре Олега с греками 912 года, заключённым после блистательной осады Царьграда и капитуляции византийцев, нет ни слова о князе Игоре (877–945 гг.) – номинальном властителе Киевской Руси, опекуном которого был Олег. То, что Олег Вещий – первый подлинный строитель Русской державы, прекрасно осознавали во все времена. Он расширил её пределы, утвердил власть новой династии в Киеве, отстоял легитимность Рюрикова престолонаследника, нанёс первый смертельный удар по всевластию Хазарского каганата.

До появления на берегах Днепра Вещего Олега и его военной дружины «неразумные хазары» абсолютно безнаказанно собирали дань со всех соседних славянских племён. Несколько веков сосали они русскую кровь, а под конец попытались даже насильно навязать совершенно чуждую русскому народу идеологию, религию, исповедуемую хазарами – иудаизм.

Один из самых больших пробелов «Повести временных лет» падает на годы княжения Олега. Из 33 лет его княжения поздние редакторы полностью вычеркнули из летописей записи, касающиеся 21 (!) года. Как будто в эти годы ничего не происходило. Происходило да ещё как! Только вот Олеговым престолонаследником что-то не понравилось в его деяниях или родословной. С 885 года (покорение радимичей и начало похода против хазар, о чём первоначального текста не сохранилось) и по 907 год (первый поход на Царьград) в летописи зафиксированы всего лишь три события, относящиеся собственно к истории Руси.

Какие же чисто русские реалии остались в летописи? Первая – прохождение в 898 году мимо Киева мигрирующих угров (венгров). Вторая – знакомство Игоря со своей будущей женой – Ольгой. Согласно Нестору, сие случилось в 903 году. Наконец, третье событие, воистину эпохальное, появление письменности на Руси. Имена солунских братьев – Кирилла и Мефодия, создатели славянской письменности, появляются в «Повести временных лет» также под 898 годом. Князю Олегу мы обязаны не только утверждением авторитета державы, но и величайшим деянием, значение которого сравнимо разве что со свершившимся спустя 90 лет принятием христианства. Это деяние – утверждение грамотности на Руси, реформы письменности, принятие азбуки на основе кириллического алфавита, коим мы пользуемся по сей день.

После его смерти процесс дальнейшего формирования державы Рюриковичей сделался уже необратимым. Его заслуги в этом деле неоспоримы. Так склоним же голову в знак неоплатной признательности перед великим сыном земли Русской – Вещим Олегом: князь- язычник и великий воитель-жрец сумел подняться над собственной религиозной ограниченностью во имя развития культуры, просвещения и великого будущего народов России, которое стало уже неизбежным после обретения ими одного из своих главных сокровищ – славянской письменности и русской азбуки.

Игорь (912–945) продолжил деятельность своего предшественника-опекуна (дяди или племянника) Олега. Став после смерти Олега (912 г.) великим князем, он подчинил своей власти восточнославянские племенные объединения между Днестром и Дунаем, подавил антикиевское восстание древлян. В 915 году на Русь впервые напали печенеги – объединённые племена заволжских кочевников – упорная борьба между Русью и Великой Степью продолжалась.

Неспокойная обстановка на южных рубежах Киевской Руси не помешала Игорю предпринять поход на Константинополь (941 г). Этот поход не имел успеха: ладьи Игоря на подходе к Константинополю были сожжены так называемым «греческим огнём». В 943 году Игорь вновь пошёл войной на Византию, желая отомстить за первую неудачу. Византийский император Роман Лакапин предпочёл уклониться от новой войны, откупившись богатыми дарами. Игорь принял предложение императора, так как древляне во главе с князем Малом вновь восстали против гегемонии Киева.

Вернувшись на Русь, Игорь с небольшим войском поспешил к городу Искоростень – главному городу древлянской земли. Осада Искоростеня длилась почти год. Однажды ночью (945 г.) древляне напали на лагерь Игоря. Нападение это было настолько стремительным и ожесточённым, что Игорь с небольшой свитой обратился в бегство. Древляне догнали беглецов и взяли их в плен. Великий князь Игорь был предан позорной смерти: его привязали к вершинам двух наклонённых берёз и разорвали пополам. По другой версии, жадный до богатства Игорь, собрав с древлян положенную дань (полюдье), вернулся и потребовал выплатить новую полную дань. Тогда древлянский князь Мал произнёс: «…повадится волк в стадо, всё стадо перетаскает». Ополчение древлян, предводительствуемое князем Малом, окружило лагерь Игоря и предало его смерти вместе «со всею дружиною».

Сведения о семье Игоря противоречивы. Вероятнее всего у него было несколько жён, в их числе и Ольга, мать будущего великого князя киевского Святослава.

Княгиня Ольга (890–969 гг.) – Великая Княжна, вдова убитого древлянами Великого Князя Игоря Рюриковича, что правила Русью за малолетством их сына Святослава. Имя Княгини Ольги находится в истоке русской истории, и связанно с величайшими событиями основания первой династии, с первым утверждением на Руси христианства и ярких черт западной цивилизации. После смерти простой народ назвал её хитрой, церковь – святой, история – мудрой.

В чём же заключается историческое значение Ольги? Она праматерь нашего православия. Именно на её мудрой голове корона впервые украсилась православным крестом. До Ольги (945–957 гг.) было три более или менее смутного варяжского царствования; все три образуют эпоху не столько мирного управления, сколько постепенного завоевания огромной страны от Балтийского до Чёрного моря. В сущности, весь этот почти 100-й период правления варягов до Игоря был не столько русской историей, сколько варяжской – это была история их походов на Византию. Завоевание Руси было попутным. Оно было не целью, а лишь средством другого великого завоевания, захвата второго Рима.

Огромный напор с севера в центр тогдашней цивилизации прекратился лишь в веке Ольги. Она первая остановила варягов и внесла в варяжскую стихию, как славянка, начало более мирной и мягкой культуры. В лице Ольги варяжская национальность ломается и становится народно-русской.

После смерти князя Игоря Ольга унаследовала крайне трудное государственное положение дел: первый серьёзный бунт, мог грозить полным развалом ещё не до конца сросшемуся из отдельных племён государства. Осложнялся бунт тем, что он вспыхнул среди недавно покорённого литовского населения. Успех мятежа мог явиться роковым соблазном и для других недавно покорённых племён. Поэтому Ольга действовала хладнокровно и особо жестоко. Послы древлян были убиты, уничтожена столица древлян Искоростень, большая часть древлян обращена в рабство. Подавив древлянский мятеж, Ольга восстановила единодержавие, усмирила страсти и спасла от смерти поставленное под удар молодое государство.

Для древних славян месть считалась благородной, так как защищая нарушенные права убитого, мститель подвергает смертельной опасности собственную жизнь. Месть Княгини Ольги не в коем случае нельзя рассматривать как личную месть – её месть, прежде всего, – укрощение государственного мятежа. Погасив мятеж, Ольга начала борьбу с причиной вызвавшей мятеж, в вопиющими недостатками тогдашней государственности.

Чего не было до Ольги – это культурного устроения земли, бросив военные походы, Ольга принялась за мирные, чисто хозяйственные походы. Летопись отмечает, что в укрощении древлянской земли Ольга ходила не как грабитель, а как управитель «и идёт Вольга по Дерьвостей земли с сыном своим и с дружиною, уставляющи уставы и уроки, суть становища её и ловища». Отдохнув после тяжёлой войны всего лишь «единое лето» в следующем году идёт Вольга Новгороду и устави по Месте посты и дани, и по Лузе оброки и дани».

Ольга ездила по огромной и дикой стране всюду, устраивая государственную и культурную организацию. Её предшественники – варяги, как и все германцы, строили только замки: рубили города, как опорные пункты своей власти. До народного быта им, кроме взятия дани, не было дела. Ольга повела себя как первый государь Руси, она вспомнила о мирных – обязанностях власти. Она, говорит Карамзин: «Разделила Землю на погосты или волости».

Власть государственная в то время была путешествующего, так сказать амбулаторного типа. От ноября до апреля ежегодно князья отправлялись в «полюдье» – не только для сбора дани, но и для суда и расправы. Ольга учредила погосты, т. е. станции для угощения. Она же установила оброки, т. е. определила содержание дани.

Великая женщина сама училась, путешествуя, и во всю заставляла учиться других. Может быть этой наукой следует объяснить тот удивительный авторитет, который она приобрела у Игоревой дружины и мирного населения. При княгине Ольге не записано летописцем ни ропота войск, ни мятежей народных.

Укрепив единодержавие и придав стране, вид государственно-культурный, Ольга приступила к своему третьему подвигу – к введению христианства. Понимая, что религиозная совесть свободна, Ольга крестилась только сама, не насилуя ни своей семьи, ни подданных. Она верила в могущество своего примера и знала, что добровольно принятая религия истинная.

Главная заслуга Ольги в том, что после смерти Князя Игоря, она не дала распасться ещё слабой русской государственности. Подавив восстания древлян, Ольга разделила Русь на волости, что явилось весьма дальновидным политическим решением. Она отменила опасное «полюдье», установив твёрдый размер дани «уроки», сроки её сдачи и место сбора «погосты». Эти погосты становились затем опорными центрами княжеской власти.

Не следует забывать, что именно Ольга явилась праматерью христианства на Руси. Дальнейший процесс Крещения Руси продолжил её внук – Князь Владимир. Без сомнения Ольга сделала всё для блага и рассветы государства.

После княжения Ольги на престол взошёл Святослав (957–972 гг.).

Святослав Игоревич – великий князь Киевский, сын князя Игоря и княгини Ольги, вошёл в историю как великий полководец и завоеватель. С юных лет Святослав воспитывал в себе привычку к лишениям. Был суровый и сильный воин. При князе Святославе границы Киевской Руси были значительно расширенны как на Восток, так и на Запад. По числу одержанных военных побед, князя Святослава по праву можно назвать Александром Македонским Восточной Европы.

Святослав в ходе своих многочисленных походов начал присоединение земель витячей, нанёс поражение Волжской Болгарии, покорил мордовские племена, разгромил Хазарский каганат, успешно воевал на Северном Кавказе и Азовском побережье, овладел Тмутараканью на Таманском полуострове, отразил натиск печенегов. Он попытался приблизить границы Руси к Византии и включился в болгаро-византийский конфликт, а затем повёл упорную борьбу с константинопольским императором за Балканский полуостров. В период успешных военных действий Святослав даже подумывал о перенесении столицы своего государства на Дунай в город Переяславец, куда, как он считал, будут сходиться «блага из разных стран»: шёлк, золото, утварь Византии, серебро и скакуны из Венгрии и Чехии, воск, мёд, меха и пленные рабы из Руси. Однако борьба с Византией окончилась неудачно, Святослав был окружён стотысячным греческим войском. С большим трудом ему удалось уйти на Русь. Был заключён договор с Византией о ненападении, но дунайские земли пришлось вернуть.

По дороге в Киев Святослав в 972 году попал в засаду, которую печенеги устроили у Днепровских порогов, и был убит. Печенежский хан приказал сделать из черепа Святослава чашу, окованную золотом, и пил из неё на пирах, считая, что к нему перейдёт слава убитого.



biofile.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *