Великое переселение народов конспект – Великое переселение народов кратко — Краткое содержание истории древнего мира, средневековья, нового и новейшего времени

Великое переселение народов кратко — Краткое содержание истории древнего мира, средневековья, нового и новейшего времени

 

В начале I тысячелетия нашей эры на просторах Евразии и Сибири начались массовые миграционные процессы, которые полностью изменили этнический и культурный облик всего континента. Этот процесс получил название – великое переселение народов. Кратко говоря, это массовое вторжение варварских племен на территорию Великой Римской империи.
Массовая миграция племен началась во II веке и закончилась к VII веку, продолжавшись в общей сложности, четыре столетия.  Хотя процесс этот был непрерывным, его разделяют на три основных этапа.


Причины массовой миграции племен
Если говорить о причинах великого переселения народов кратко, то в исторической науке есть несколько версий, почему это происходило:
1.    Ко II веку население варварских племен возросло до такой степени, что им стало не хватать земель для своего примитивного хозяйства.
2.    Образование крупных племенных союзов, военные вожди которых стремились к обогащению.

3.    Всеобщее ухудшение климата (похолодание).

В великом переселении народов принимали участие германские и тюркские племена, славянские и финно-угорские народы.


1 этап переселения
Он начался с переселения германского племени готов. До этого они населяли территорию современной Центральной Швеции. В 239 году готы перешли границу Римской империи. В III веке на эти же земли стали вторгаться остальные германские племена: франки, вандалы, саксы. Закончился германский этап переселения народов Адрианопольским сражением, в котором римские войска были разбиты готами.


2 этап
Он связан с тюркскими и монгольскими племенами гуннов, которые из степей Центральной Азии в 378 году вторглись на земли Европы. Римлянам удалось остановить их нашествие в середине V века, но оттесненные ими племена и народы продолжили свое вторжение вглубь Римской империи. В 455 году вандалы захватили Рим. В 476 году варварами был свергнут последний император ослабевшей Западной Римской империи, а их племена расселились по всей территории бывшей могущественной державы.


3 этап
В V веке начался процесс переселения славянских племен на территорию Византии и Балканского полуострова. В результате они заселили Восточную Европу.
 Великое переселение народов привело к уничтожению многих племен и народов. Племена-завоеватели или ассимилировали местное население или сами вошли в его состав. Некоторые из них, вообще, исчезли как народ, например, гунны.

Великое переселение народов

antiquehistory.ru

Конспект урока «Великое переселение народов»

  1. Почему Средние века называют средними?

  2. По каким источникам можно изучать Средневековье?

Мы с вами начинаем увлекательное путешествие в мир Средневековья. И наша первая остановка – Западная Европа, сегодня мы отправимся в земли древних германцев. Запишите тему урока:

Великое переселение народов и образование германских государств.

План:

  1. Мир варваров приходит в движение.

  2. Падение Западной Римской империи.

  3. Германские королевства

  4. Франки и их король Хлодвиг.

  5. Выбор веры.

1. Прежде чем начать, откройте учебники на с. 14. Обратите внимание на вопрос в начале § со стрелочкой на голубом фоне. Если вы внимательно читали раздел «Как работать с учебником», вы без труда мне ответите, что значит эта стрелочка. Итак, это главный вопрос §, мы должны будем ответить на него в конце урока. Почему королевство франков оказалось самым прочным по сравнению с другими германскими королевствами?

Давайте вспомним, откуда пошло слово «варвар», что оно значило. В античные времена варварами считались все иностранцы, не владевшие греческим языком и латынью, и отношение к ним было презрительное. Из всех варваров именно германцы сыграли главную роль в судьбе Римской империи.

Давайте посмотрим на карте территорию их расселения (с. 18 или форзац). Они жили к востоку от р. Рейн в лесистой местности. Основные занятия – охота, земледелие и скотоводство, ремесло и торговля. Отличались воинственностью. Читаем с. 14. Во время войн возрастала роль вождей, верной опорой которых была дружина. Для дружины война была лучшим занятием, потому что в случае победы они приобретали богатую добычу и воинскую славу. Поэтому естественно, что германцы стремились к новым походам и битвам, и воевали они с Римом в течение многих веков.

В конце 4 века германское племя вестготов укрылось на территории Римской империи от натиска азиатских кочевников – гуннов. Но вели себя вестготы достаточно воинственно, начали грабить римские провинции. Вслед за вестготами пришли в движение многие германские племена. Так началось

Великое переселение народов – эпоха массовых перемещений племен, которое в конечном итоге и привело к гибели Западной Римской империи.

2. Вспомните дату распада Римской империи. 395 год – империя разделилась на Западную и Восточную. О Восточной Римской империи мы поговорим позже, а вот век Западной оказался недолгим. Уже в 410 г. она была захвачена вестготами. А в 476 г. последний римский император был лишен своей власти. Этим событием заканчивается история Древнего мира.

Постепенно германские племена расселялись по территории бывшей Римской империи. В 418 году вестготы основали в южной Галлии первое германское королевство со столицей в Тулузе. Позже они захватили и Пиренейский полуостров. Одно за другим возникали все новые королевства: вандалов в Северной Африке, англов и саксов в Британии, бургундов и франков в Галлии, остготов в Италии (показать на карте). Прежде германцы не знали государства, они жили родоплеменным строем. И все эти образования – это попытки приспособиться к новым условиям жизни на завоеванных землях. Т.е.

с помощью образования государства германцы пытались закрепить свою власть. Так как своих государственных традиций у них не было, они пытались использовать римские традиции. Но, как правило, родоплеменные обычаи были слишком сильны, что, несомненно, ослабляло власть германцев, и их государства оказались непрочными.

Поговорим о государстве остготов. Читаем с. 16. Их вождь Теодорих захватил власть над Италией. Потомки назвали его Великим, ведь ему удалось более чем на 30 лет установить мир в многострадальной Италии. Он был прославленным воином и мудрым правителем. Он прекрасно знал и почитал римскую культуру и стремился стать приемником римских традиций. Он приблизил к себе многих знатных римлян, отстраивал полуразрушенный Рим и основал новую столицу – Равенну. Пышный двор Теодориха в Равенне стал одним из крупнейших центров международной жизни того времени. В своей внутренней политике он ориентировался на союз готов и римлян в рамках единого государства, т.е. на готский

синтез (соединение, слияние, взаимная связь) в экономике, государственной политике и культуре. «Римляне – соседи вам по владениям, — говорил он готам, так пусть их с вами объединяет любовь». В королевстве остготов по-прежнему сохранялось римское право и заседал сенат. В этих условиях многие римляне перешли на службу к Теодориху. Его религиозная политика также отличалась веротерпимостью. Ведь остготы, как и римляне хоть и были христианами, но они приняли христианство в форме арианства – учения священника Ария, осужденного официальной церковью. Т.е., можно сказать, что остготы и римляне в религиозном плане были разделены.

В 6 веке королевство остготов пало под ударами Византии – наследницы Восточной Римской империи, а затем эти земли перешли к другим германцам – лангобардам, что переводится как «длиннобородые». На севере Италии до сих пор есть область под названием Ломбардия, которая именно от этого народа получила свое название.

4. Во время Великого переселения народов пришел в движение и племенной союз франков, живших по нижнему течению Рейна и у побережья Северного моря. Возглавлял франков юный Хлодвиг, который стал основателем династии Меровингов. Под предводительством Хлодвига франки завоевали довольно обширную территорию – Галлию. И перед франками встала большая проблема – как управлять такой большой территорией. Хлодвиг из обычного вождя племени превратился в правителя обширной страны. Одно дело завоевать, но надо еще и удержать. Вот в этом вопросе и проявилась мудрость Хлодвига.

Читаем с. 19. Какую политику проводил Хлодвиг? Франков было в десятки раз меньше, чем завоеванного населения. Поэтому каждый франк получил земельный участок, который сам и обрабатывал. Т.е. они закрепились на земле, завели свое хозяйство. Хлодвиг щедро одаривал своих соратников, и они были готовы признать за ним гораздо больше власти, чем прежде. Ну а местному населению, галло-римлянам, ничего не оставалось, как также признать его власть.

Теперь давайте поговорим об организации управления во франкском королевстве. Открывайте учебники (п. 4, предпоследний абзац). По ходу чтения мы с вами составим схему. «Единолично» → король. Королевский двор, ополчение (ниже), дружина, графы. Т.о. все нити управления сходятся к королю. Управленческие функции – королевский двор, который был проводником власти короля. При дворе находились слуги и придворные, часть дружины, являвшейся военной опорой власти короля. На местах политику короля проводили графы, которые назначались из числа его приближенных. Королевское ополчение напрямую было подчинено монарху.

Серьезным шагом к укреплению королевской власти в новом государстве стало появление первого письменного сборника законов, записанных по приказу Хлодвига – «Салической правды». Салическая правда – уникальный документ, который дал историкам возможность проанализировать экономическую и социальную жизнь франков. Так что Хлодвигу нужно сказать большое спасибо, что ему пришло в голову записать эти древние судебные обычаи.

5. Хлодвиг укрепил свое положение раздачей земель, расправился с возможными претендентами на престол, укрепил свою власть с помощью сборника законов. Следующий его шаг – принятие крещения по римскому образцу в отличие от других германцев, которые приняли арианство. Что это значит? Поддержка местного населения, церкви, местного населения в соседних германских государствах, которые недолюбливали своих правителей ариан. Это облегчило ему последующие завоевания. Церковь стала верной союзницей франкских королей, а франки и римляне постепенно стали сливаться в один народ.

Теперь давайте вспомним главный вопрос сегодняшнего урока. Почему королевство франков оказалось самым прочным по сравнению с другими германскими королевствам?

— раздача земель (закрепление на земле, укрепление власти Хлодвига)

— система управления, основанная на сильной королевской власти (у остготов – римское право, сенат)

— привлечение римлян к власти

— принятие христианства по римскому образцу.

Использование наследия уже не существующей империи способствовало продвижению вперед в историческом развитии германских народов.

Д.з. § 1, вопросы и задания к тексту.

infourok.ru

Конспект урока на тему «»Великое переселение народов и образование германских королевств

Урок 2 по истории 6 класс

Тема: Западная Европа в раннее Средневековье.

Великое переселение народов и образование германских королевств.

Цель урока:

  1. Познакомить с жизнью древних германцев в IV-VI веках и подвести к пониманию причин появления у них неравенства и возникновения первых германских государств.

  2. Усвоить понятие «великое переселение народов».

  3. Продолжить формирование умений работать с исторической картой, историческими источниками, давать развернутый ответ на вопрос.

Оборудование:

учебник В.А. Ведюшкин «История Средних веков», М.Просвещение, 2003г., Е.Н. Сорокина «поурочные разработки по всеобщей истории.История Средних веков»,  ноутбук, проектор, презентация.

Ход урока.

Актуализация знаний учащихся по пройденным материалам по истории древнего мира в 5 классе.

Работа с классом.

а) Название каких наук, дающих информацию о жизни людей, зашифрованы ниже: А******я (археология), Э******я (этнография), Н*********а (нумизматика).

б) Работа по карте «Римская империя в IV-VI веках. Падение Западной Римской империи».

— В 395 году Римская империя была разделена на два государства – Восточную и Западную. Какие территории вошли в состав Восточной империи? (Северная Африка, Испания, Галлия, Италия).

— Какие территории вошли в состав Западной империи? (Балканский полуостров, полуостров Малая Азия, восточное Средиземноморье, Египет)

— Какие племена римляне называли варварами? (Племена готов, гуннов, франков, вандалов, бургундов).

— В 476 году Западная Римская империя пала. Назовите причины.

Причины: 1. Упадок хозяйства, большинство крестьян было разорено. 2. Обострение классовой борьбы. Выступление рабов и крестьян. 3. Ослабление римского войска. 4. Вторжение «варваров».

Изучение новой темы.

План.

  1. Мир варваров приходит в движение. Великое переселение народов.

  2. Германские королевства.

  3. Франки и их король Хлодвиг.

  4. Выбор веры.

Беседа с учащимися.

В курсе истории Древнего мира мы с вами выяснили причины образования государств в Древнем Египте, Междуречье, Греции, Риме.

?- Вспомните, что называется государством? Дайте определение этому понятию. (Государство – это такая организация общества, в которой существуют границы, судебная и исполнительская власть, законы, сбор налогов, армия)

Почему появляется государство? (Изменяются орудия труда, происходит распад родовых общин, появляется неравенство, классы и государство.)

Подобное явление происходило и с германскими племенами.

Рассказ учителя.

для того, чтобы решать вопросы войны и мира, разбирать споры между членами рода, все свободные мужчины по зову старейшины собирались на поляне. Это было народное собрание. Но в начале нашей эры у германцев появляется неравенство.

?— Вспомните, что называется неравенством? (Появление людей богатых и бедных.)

Почему появляется неравенство? Дело в том, что германцы научились обрабатывать металл, а значит, изменились орудия труда. Теперь каждая семья могла самостоятельно обрабатывать свой участок земли, поэтому на смену родовой общине, приходит соседская. Деление земли производит старейшина. Он сам и его ближайшие родственники, военные вожди становятся богатыми или знатными. Они решают все самые важные вопросы, выступают на народных собраниях, а простые люди либо соглашаются, либо не соглашаются с их предложениями.

Неравенство еще более усилилось, когда германцы начали набеги на территорию Римской империи. Вожди и воины их дружины обогащались за счет ограбления новых территорий: Многие из них перестали обрабатывать свои участки сами, а заставляли это делать рабов.

С конца IV века от отдельных набегов на Римскую империю германцы перешли к крупномасштабным завоеваниям. Началось Великое переселение народов, т. е. эпоха массовых перемещений племен, в результате которых папа Западная Римская империя. (запись в тетрадь).

Главной причиной этого явления стало вторжение из глубин Азии кочевников гуннов. К концу V века германцы расселились на всей территории Римской империи. Посмотрите на карту.

Работа по карте (стр. 20 в учебнике).

?— Каким знаком на карте обозначены направления вторжений германских племен в VVI веков. (Стрелочкой.)

Где расселились германцы к началу VI века? (Вандалы — в Северной Африке, вестготы — в Испании, остготы — в Италии, франки — в Галлии, англы и саксы — в Британии.)

Что произошло с Западной Римской империей? (Она была разрушена и перестала существовать.)

Работа учащихся с учебником. Прочитать пункты 3.4,5 стр. 18-24

?Выяснить, какие причины способствовали образованию германских государств? (стр. 21 германские королевства возникли в результате попыток германцев, прежде не знавших государства, приспособиться к новым условиям жизни на завоеванных территориях. Укрепить на них свою власть)

Какие личные качества одного из вождей франков Хлодвига позволила ему быть выше всех и образовать государство франков? Какие причины принятия христианства франками.

Беседа с учащимися.

— Как называлось государство у франков (королевство)

— Как стал называться Хлодвиг. (Хлодвиг стал королем франков)

— Как король управлял королевством? (Единолично)

Закрепление изученного материала на уроке. Заполнить таблицу, используя текст в учебнике.

Изменения в управлении франков к началу VI века.

Племенное управление

стр. 16 учебника

Государство в начале VI века.

стр. 23 учебника

Кому принадлежала высшая власть?

Каков был состав войска?

Кто проводил суд?

На основе чего выносились решения на суде?

Подведение итогов урока, выставление оценок в журнал.

Домашнее задание:

  1. Прочитать §1.

  2. Подготовить устный развернутый ответ на вопрос: Каковы причины появления государства у франков?

  3. Прочитайте рассказ в конце параграфа о суассонской чаше. Ответьте на вопрос: О чем свидетельствует случай с чашей?

infourok.ru

Великое переселение народов. Видеоурок. Всеобщая история 6 Класс

Великое переселение народов

Грандиозный процесс передвижения народов из Азии в Европу, а точнее, в центральные части Римской империи (Италию, Испанию, Галлию), вызванный множеством факторов – в том числе глобальным похолоданием в Европе и ослаблением Римской империи. Происходил в IV-VII вв. н. э.

Предыстория

В ходе хунно-китайских войн к концу II века народ хунну (гунны) оказался вытеснен с Великой Китайской равнины. Его след заново обнаруживается уже в конце IV века, когда гунны вторгаются в Восточную Европу. Под напором гуннов и вместе с гуннами народ за народом двинулся в пределы Римской империи. К тому времени Римская империя находилась в упадке: некогда плодородные земли начали запустевать, культура становилась все более примитивной, шла постоянная чехарда императоров, центральная власть ослабела.

События

354 г. – начало вторжения гуннов в Восточную Европу.

378 г. – битва при Адрианополе. Полный разгром римской армии готами – представителями германского племени.

395 г. – разделение Римской империи на Западную и Восточную. Западная Римская империя более уязвима для нападений германцев и гуннов.

410 г. – взятие и разграбление Рима готами Алариха.

441–453 гг. – походы Аттилы, вождя гуннов, нанесшие большой ущерб обеим частям Римской империи.

Середина V в. – вестготы захватывают Испанию.

476 г. – германский военачальник Одоакр свергает последнего императора Западной Римской империи Ромула Августула.

486 г. – предводитель германского племени франков Хлодвиг захватывает крупнейшую римскую провинцию Галлию (современная Франция).

493 г. – Теодорих основывает в Италии королевство остготов.

Заключение

Великое переселение народов завершило эпоху античности, ускорив агонию угасавшей античной цивилизации, положив начало средневековой цивилизации. В результате смешения варваров с населением Римской империи началось формирование народов, населяющих Европу до сих пор. Смешение римской культуры и культуры варваров, как называли римляне тех, кто участвовал в Великом переселении, во многом определило контуры западной культуры от Средневековья и до современности.

Параллели

Движение монголов из монгольской степи и создание ими огромной империи.

Миграции тюрков, происходившие на территории Ближнего Востока на протяжении всего Средневековья, в итоге приведшие к падению Восточной Римской империи (Византии).

 

Конспект

Период с IV по VII в. вошел в историю Европы как эпоха Великого переселения народов, названная так потому, что на эти четыре столетия приходится пик миграционных процессов, захвативших практически весь континент и радикально изменивших его этнический, культурный и политический облик. Территория Римской империи, обладавшая плодородными землями, стала объектом постоянных нападений. Те же причины вынуждали степняков искать новые земли под пастбища.

Во время Великого переселения народов конца IV–V вв. произошли в невиданных ранее масштабах перемещения многочисленных народов, племенных союзов и племен Восточной и Центральной Европы. К середине IV в. из объединения готских племен выделились союзы западных и восточных готов (иначе вест- и остготов), занимавшие соответственно земли между Дунаем и Днепром и между Днепром и Доном, включая Крым. В состав союзов входили не только германские, но также фракийские, сарматские, возможно, и славянские племена. В 375 г. остготский союз был разгромлен гуннами — кочевниками тюркского происхождения, пришедшими из Центральной Азии. Теперь эта участь постигла и вестготов.

Рис. 1. Великое переселение народов (Источник)

Спасаясь от гуннского нашествия, вестготы в 376 г. обратились к правительству Восточной Римской империи с просьбой об убежище. Они были поселены на правом берегу нижнего Дуная Мезии в качестве союзников с обязательством ох­ранять дунайскую границу в обмен на поставки продовольствия. Буквально через год вмешательство римских чиновников во внут­ренние дела вестготов (которым было обещано самоуправление) и злоупотребления с поставками вызвали восстание вестготов; к ним примкнули отдельные отряды из других варварских племен и многие рабы из поместий и рудников Мезии и Фракии. В ре­шающем сражении у Адрианополя в 378 г. римская армия была наголову разбита, при этом погиб император Валент.

В 382 г. новому императору Феодосию I удалось подавить вос­стание, но теперь вестготам для поселения была предоставлена не только Мезия, но также Фракия и Македония. В 395 г. они снова восстали, опустошив Грецию и вынудив римлян выделить им новую провинцию — Иллирию, откуда они начиная с 401 г. совершали набеги в Италию. Армия Западной Римской империи состояла к этому времени по большей части из варваров, во главе ее стоял вандал Стилихон. В течение нескольких лет он достаточ­но успешно отбивал нападения вестготов и других германцев. Хороший полководец, Стилихон вместе с тем понимал, что силы империи истощены, и стремился по возможности откупиться от варваров. В 408 г., обвиненный в потворстве своим соплеменни­кам, разорявшим тем временем Галлию, и вообще в чрезмерной уступчивости варварам, он был смещен и вскоре казнен. После гибели Стилихона достойных противников у германцев не было. Вестготы снова и снова вторгались в Италию, требуя римских сокровищ, рабов и новых земель. Наконец в 410 г. Аларих после долгой осады взял Рим, разграбил его и двинулся на юг Италии, намереваясь переправиться в Сицилию, но по пути внезапно умер. Сохранилась легенда о его невиданных похоронах: готы заставили пленников отвести русло одной из рек, на дне ее похоронили Алариха с несметными богатствами. Затем возвратили воды реки в русло, а пленников убили, чтобы никто не узнал, где похоронен великий вождь готов.

Рис. 2. Аларих (Источник)

Рим уже не мог противостоять варварам. В мае 455 г. флот вандалов (германское племя) внезапно появился в устье Тибра; в Риме вспыхнула паника, император Петроний Максим не сумел организовать сопротивление и погиб. Вандалы без труда захватили город и подвергли его 14-дневному разгрому, уничтожив при этом множест­венных памятников культуры. Отсюда происходит термин «вандализм», которым обозначают намеренное бессмысленное уничтожение культурных ценностей.

Рис. 3. Захват Рима вандалами в 455 г. (Источник)

С гуннами Рим столкнулся еще в 379 г., когда те, идя по пятам вестготов, вторглись в Мезию. С тех пор они неоднократно напа­дали на балканские провинции Восточной Римской империи, иногда терпели поражение, но чаще уходили лишь по получении откупа. В 436 г. гунны, возглавляемые Аттилой (за свои насилия прозванным христианскими писателями Бичом Божьим), разгроми­ли королевство бургундов; это событие легло в основу сюжета «Песни о Нибелунгах». В результате часть бургундов влилась в состав гуннского союза, другая была переселена римлянами к Женевскому озеру, где позднее, в 457 г., возникло так называемое Бургундское королевство с центром в Лионе. B конце 40-х годов ситуация изменилась. Аттила стал вмешиваться во внутренние дела Западной Римской империи и претендовать на часть ее территории. В 451 г. гунны в союзе с германскими племенами вторглись в Галлию. В решающем сражении на Каталаунских полях римский полководец Аэций с помощью вестготов, франков и бургундов раз­бил войско Аттилы. Это сражение по праву считается одним из важнейших в мировой истории, поскольку на Каталаунских полях в известной мере решалась судьба не только римского влады­чества в Галлии, но и всей западной цивилизации. Однако силы гуннов отнюдь еще не были исчерпаны. На сле­дующий год Аттила предпринял поход в Италию, взяв Милан и ряд других городов. Лишенная поддержки германских союзников, римская армия оказалась не в состоянии ему противостоять, но Аттила, опасаясь поразившей Италию эпидемии, сам ушел за Альпы. В 453 г. он умер, и среди гуннов начались усоби­цы. Два года спустя восстали подчиненные им германские племе­на. Держава гуннов распалась.

В 476 г. варвары потребовали земель в Италии для поселения; отказ римлян удовлетворить это требование привел к государственному перевороту: предводитель германских наемников Одоакр сместил последнего западно-римского императора Ромула Августула и был провозглашен солдатами конунгом Италии. Одоакр отослал знаки императорского достоинства в Константинополь. Восточноримский василевс Зенон, вынужденный признать сложившееся положение вещей, пожаловал ему титул патриция, тем самым узаконив его власть над италийцами. Так прекратила существование Западная Римская империя. На территории Западной Римской империи были созданы германские государства.

Рис. 4. Варварские королевства в VI в. (Источник)

 

Список литературы

1. Агибалова Е. В., Донской Г. М. История Средних веков. — М., 2012.

2. Атлас Средневековья: История. Традиции. — М., 2000.

3. Иллюстрированная всемирная история: с древнейших времен до XVII в. — М., 1999.

4. История Средних веков: Кн. для чтения / Под ред. В. П. Будановой. — М., 1999.

5. Калашников В. Загадки истории: Средние века / В. Калашников. — М., 2002.

6. Рассказы по истории Средних веков / Под ред. А. А. Сванидзе. — М., 1996.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

1. Janaberestova.narod.ru (Источник).

2. Paxromana.narod.ru (Источник).

3. Исчезнувшие народы (Источник).

 

Домашнее задание

1. Какой период называют Великим переселением народов?

2. Какие государства были образованы на территории Римской империи?

3. Какие племена принимали участие в Великом переселении народов?

4. Как возникли крылатые слова «вандалы», «вандализм»? Что они означают?

interneturok.ru

Конспект урока «Великое переселение народов и образование германских королевств» 6 класс

Тема: § 1. Великое переселение народов и образование германских королевств. Дата: _______

Цель урока:

  1. Познакомить с жизнью древних германцев в IV-VI веках и подвести к пониманию причин появления у них неравенства и возникновения первых германских государств.

  2. Усвоить понятие «великое переселение народов».

  3. Продолжить формирование умений работать с исторической картой, историческими источниками, давать развернутый ответ на вопрос.

Оборудование:

карта «Великое переселение народов». «Римская империя в IV-VI веках. Падение Западной Римской империи», иллюстрации, атласы.

Ход урока.

Актуализация знаний учащихся по пройденным материалам по истории древнего мира в 5 классе.

Работа с классом.

а) Название каких наук, дающих информацию о жизни людей, зашифрованы ниже: А******я (археология), Э******я (этнография), Н*********а (нумизматика).

б) Работа по карте «Римская империя в IV-VI веках. Падение Западной Римской империи».

— В 395 году Римская империя была разделена на два государства – Восточную и Западную. Какие территории вошли в состав Восточной империи? (Северная Африка, Испания, Галлия, Италия).

— Какие территории вошли в состав Западной империи? (Балканский полуостров, полуостров Малая Азия, восточное Средиземноморье, Египет)

— Какие племена римляне называли варварами? (Племена готов, гуннов, франков, вандалов, бургундов).

— В 476 году Западная Римская империя пала. Назовите причины.

Причины: 1. Упадок хозяйства, большинство крестьян было разорено. 2. Обострение классовой борьбы. Выступление рабов и крестьян. 3. Ослабление римского войска. 4. Вторжение «варваров».

Изучение новой темы.

План.

  1. Мир варваров приходит в движение. Великое переселение народов.

  2. Германские королевства.

  3. Франки и их король Хлодвиг.

  4. Выбор веры.

Беседа с учащимися.

В курсе истории Древнего мира мы с вами выяснили причины образования государств в Древнем Египте, Междуречье, Греции, Риме.

— Вспомните, что называется государством? Дайте определение этому понятию. (Государство – это такая организация общества, в которой существуют границы, судебная и исполнительская власть, законы, сбор налогов, армия)

— Почему появляется государство? (Изменяется орудия труда, происходит распад родовых общин, поя неравенство, классы и государство.)

Подобное явление происходило и с германскими племенами.

Рассказ учителя.

для того, чтобы решать вопросы войны и мира, разбирать споры между членами рода, все свободные мужчины по зову старейшины собирались на поляне. Это было народное собрание. Но в начале нашей эры у германцев появляется неравенство.

— Вспомните, что называется неравенством? (Появление людей богатых и бедных.)

— Почему появляется неравенство? Дело в том, что германцы научились обрабатывать металл, а значит, изменились орудия труда. Теперь каждая семья могла самостоятельно обрабатывать свой участок земли, поэтому на смену родовой общине, приходит соседская. деление земли производит старейшина. Он сам и его ближайшие родственники, военные вожди становятся богатыми или знатными. Они решают все самые важные вопросы, выступают на народных собраниях, а простые люди либо соглашаются, либо не соглашаются с их предложениями.

Неравенство еще более усилилось, когда германцы начали набеги на территорию Римской империи. Вожди и воины их дружины обогащались за счет ограбления новых территорий: Многие из них перестали обрабатывать свои участки сами, а заставляли это делать рабов.

С конца IV века от отдельных набегов на Римскую империю германцы перешли к крупномасштабным завоеваниям. Началось Великое переселение народов, т. е. эпоха массовых перемещений племен, в результате которых папа Западная Римская империя. Главной причиной этого явления стало вторжение из глубин Азии кочевников гуннов. К концу V века германцы расселились на всей территории Римской империи. Посмотрите на карту.

Работа по карте (стр. 20 в учебнике).

— Каким знаком на карте обозначены направления вторжений германских племен в V-VI веков. (Стрелочкой.)

— Где расселились германцы к началу VI века? (Вандалы — в Северной Африке, вестготы — в Испании, остготы — в Италии, франки — в Галлии, англы и саксы — в Британии.)

— Что произошло с Западной Римской империей? (Она была разрушена и перестала существовать.)

Работа учащихся с учебником. Прочитать пункты 3.4,5 стр. 18-24

Выяснить, какие причины способствовали образованию германских государств?

Какие личные качества одного из вождей франков Хлодвига позволила ему быть выше всех и образовать государство франков? Какие причины принятия христианства франками.

Беседа с учащимися.

— Как называлось государство у франков (королевство)

— Как стал называться Хлодвиг. (Хлодвиг стал королем франков)

— Как король управлял королевством? (Единолично)

Закрепление изученного материала на уроке. Заполнить таблицу, используя текст в учебнике.

Изменения в управлении франков к началу VI века.

Вопросы для сравнения

Подведение итогов урока, выставление оценок в журнал.

Домашнее задание:

  1. Прочитать §1.

  2. Подготовить устный развернутый ответ на вопрос: Каковы причины появления государства у франокв?

  3. Прочитайте рассказ в конце параграфа о суассонской чаше. Ответьте на вопрос: О чем свидетельствует случай с чашей?

Племенное управление

Государство в начале VI века.

Кому принадлежала высшая власть?

Каков был состав войска?

Кто проводил суд?

На основе чего выносились решения на суде?

doc4web.ru

Конспект урока «Великое переселение народов и образование германских королевств» 6 класс

Здесь Вы можете скачать Конспект урока «Великое переселение народов и образование германских королевств» 6 класс для предмета : История. Данный документ поможет вам подготовить хороший и качественный материал для урока.

Тема: § 1. Великое переселение народов и образование германских королевств. Дата: _______

Цель урока:

  1. Познакомить с жизнью древних германцев в IV-VI веках и подвести к пониманию причин появления у них неравенства и возникновения первых германских государств.

  2. Усвоить понятие «великое переселение народов».

  3. Продолжить формирование умений работать с исторической картой, историческими источниками, давать развернутый ответ на вопрос.

Оборудование:

карта «Великое переселение народов». «Римская империя в IV-VI веках. Падение Западной Римской империи», иллюстрации, атласы.

Ход урока.

Актуализация знаний учащихся по пройденным материалам по истории древнего мира в 5 классе.

Работа с классом.

а) Название каких наук, дающих информацию о жизни людей, зашифрованы ниже: А******я (археология), Э******я (этнография), Н*********а (нумизматика).

б) Работа по карте «Римская империя в IV-VI веках. Падение Западной Римской империи».

— В 395 году Римская империя была разделена на два государства – Восточную и Западную. Какие территории вошли в состав Восточной империи? (Северная Африка, Испания, Галлия, Италия).

— Какие территории вошли в состав Западной империи? (Балканский полуостров, полуостров Малая Азия, восточное Средиземноморье, Египет)

— Какие племена римляне называли варварами? (Племена готов, гуннов, франков, вандалов, бургундов).

— В 476 году Западная Римская империя пала. Назовите причины.

Причины: 1. Упадок хозяйства, большинство крестьян было разорено. 2. Обострение классовой борьбы. Выступление рабов и крестьян. 3. Ослабление римского войска. 4. Вторжение «варваров».

Изучение новой темы.

План.

  1. Мир варваров приходит в движение. Великое переселение народов.

  2. Германские королевства.

  3. Франки и их король Хлодвиг.

  4. Выбор веры.

Беседа с учащимися.

В курсе истории Древнего мира мы с вами выяснили причины образования государств в Древнем Египте, Междуречье, Греции, Риме.

— Вспомните, что называется государством? Дайте определение этому понятию. (Государство – это такая организация общества, в которой существуют границы, судебная и исполнительская власть, законы, сбор налогов, армия)

— Почему появляется государство? (Изменяется орудия труда, происходит распад родовых общин, поя неравенство, классы и государство.)

Подобное явление происходило и с германскими племенами.

Рассказ учителя.

для того, чтобы решать вопросы войны и мира, разбирать споры между членами рода, все свободные мужчины по зову старейшины собирались на поляне. Это было народное собрание. Но в начале нашей эры у германцев появляется неравенство.

— Вспомните, что называется неравенством? (Появление людей богатых и бедных.)

— Почему появляется неравенство? Дело в том, что германцы научились обрабатывать металл, а значит, изменились орудия труда. Теперь каждая семья могла самостоятельно обрабатывать свой участок земли, поэтому на смену родовой общине, приходит соседская. деление земли производит старейшина. Он сам и его ближайшие родственники, военные вожди становятся богатыми или знатными. Они решают все самые важные вопросы, выступают на народных собраниях, а простые люди либо соглашаются, либо не соглашаются с их предложениями.

Неравенство еще более усилилось, когда германцы начали набеги на территорию Римской империи. Вожди и воины их дружины обогащались за счет ограбления новых территорий: Многие из них перестали обрабатывать свои участки сами, а заставляли это делать рабов.

С конца IV века от отдельных набегов на Римскую империю германцы перешли к крупномасштабным завоеваниям. Началось Великое переселение народов, т. е. эпоха массовых перемещений племен, в результате которых папа Западная Римская империя. Главной причиной этого явления стало вторжение из глубин Азии кочевников гуннов. К концу V века германцы расселились на всей территории Римской империи. Посмотрите на карту.

Работа по карте (стр. 20 в учебнике).

— Каким знаком на карте обозначены направления вторжений германских племен в V-VI веков. (Стрелочкой.)

— Где расселились германцы к началу VI века? (Вандалы — в Северной Африке, вестготы — в Испании, остготы — в Италии, франки — в Галлии, англы и саксы — в Британии.)

— Что произошло с Западной Римской империей? (Она была разрушена и перестала существовать.)

Работа учащихся с учебником. Прочитать пункты 3.4,5 стр. 18-24

Выяснить, какие причины способствовали образованию германских государств?

Какие личные качества одного из вождей франков Хлодвига позволила ему быть выше всех и образовать государство франков? Какие причины принятия христианства франками.

Беседа с учащимися.

— Как называлось государство у франков (королевство)

— Как стал называться Хлодвиг. (Хлодвиг стал королем франков)

— Как король управлял королевством? (Единолично)

Закрепление изученного материала на уроке. Заполнить таблицу, используя текст в учебнике.

Изменения в управлении франков к началу VI века.

Вопросы для сравнения

Племенное управление

Государство в начале VI века.

Кому принадлежала высшая власть?

Каков был состав войска?

Кто проводил суд?

На основе чего выносились решения на суде?

Подведение итогов урока, выставление оценок в журнал.

Домашнее задание:

  1. Прочитать §1.

  2. Подготовить устный развернутый ответ на вопрос: Каковы причины появления государства у франокв?

  3. Прочитайте рассказ в конце параграфа о суассонской чаше. Ответьте на вопрос: О чем свидетельствует случай с чашей?

docbase.org

Конспект урока истории на тему «Великое переселение народов»

  1. Почему Средние века называют средними?

  2. По каким источникам можно изучать Средневековье?

Мы с вами начинаем увлекательное путешествие в мир Средневековья. И наша первая остановка – Западная Европа, сегодня мы отправимся в земли древних германцев. Запишите тему урока: Великое переселение народов и образование германских государств.

План:

  1. Мир варваров приходит в движение.

  2. Падение Западной Римской империи.

  3. Германские королевства

  4. Франки и их король Хлодвиг.

  5. Выбор веры.

1. Прежде чем начать, откройте учебники на с. 14. Обратите внимание на вопрос в начале § со стрелочкой на голубом фоне. Если вы внимательно читали раздел «Как работать с учебником», вы без труда мне ответите, что значит эта стрелочка. Итак, это главный вопрос §, мы должны будем ответить на него в конце урока. Почему королевство франков оказалось самым прочным по сравнению с другими германскими королевствами?

Давайте вспомним, откуда пошло слово «варвар», что оно значило. В античные времена варварами считались все иностранцы, не владевшие греческим языком и латынью, и отношение к ним было презрительное. Из всех варваров именно германцы сыграли главную роль в судьбе Римской империи.

Давайте посмотрим на карте территорию их расселения (с. 18 или форзац). Они жили к востоку от р. Рейн в лесистой местности. Основные занятия – охота, земледелие и скотоводство, ремесло и торговля. Отличались воинственностью. Читаем с. 14. Во время войн возрастала роль вождей, верной опорой которых была дружина. Для дружины война была лучшим занятием, потому что в случае победы они приобретали богатую добычу и воинскую славу. Поэтому естественно, что германцы стремились к новым походам и битвам, и воевали они с Римом в течение многих веков.

В конце 4 века германское племя вестготов укрылось на территории Римской империи от натиска азиатских кочевников – гуннов. Но вели себя вестготы достаточно воинственно, начали грабить римские провинции. Вслед за вестготами пришли в движение многие германские племена. Так началось Великое переселение народов – эпоха массовых перемещений племен, которое в конечном итоге и привело к гибели Западной Римской империи.

2. Вспомните дату распада Римской империи. 395 год – империя разделилась на Западную и Восточную. О Восточной Римской империи мы поговорим позже, а вот век Западной оказался недолгим. Уже в 410 г. она была захвачена вестготами. А в 476 г. последний римский император был лишен своей власти. Этим событием заканчивается история Древнего мира.

Постепенно германские племена расселялись по территории бывшей Римской империи. В 418 году вестготы основали в южной Галлии первое германское королевство со столицей в Тулузе. Позже они захватили и Пиренейский полуостров. Одно за другим возникали все новые королевства: вандалов в Северной Африке, англов и саксов в Британии, бургундов и франков в Галлии, остготов в Италии (показать на карте). Прежде германцы не знали государства, они жили родоплеменным строем. И все эти образования – это попытки приспособиться к новым условиям жизни на завоеванных землях. Т.е. с помощью образования государства германцы пытались закрепить свою власть. Так как своих государственных традиций у них не было, они пытались использовать римские традиции. Но, как правило, родоплеменные обычаи были слишком сильны, что, несомненно, ослабляло власть германцев, и их государства оказались непрочными.

Поговорим о государстве остготов. Читаем с. 16. Их вождь Теодорих захватил власть над Италией. Потомки назвали его Великим, ведь ему удалось более чем на 30 лет установить мир в многострадальной Италии. Он был прославленным воином и мудрым правителем. Он прекрасно знал и почитал римскую культуру и стремился стать приемником римских традиций. Он приблизил к себе многих знатных римлян, отстраивал полуразрушенный Рим и основал новую столицу – Равенну. Пышный двор Теодориха в Равенне стал одним из крупнейших центров международной жизни того времени. В своей внутренней политике он ориентировался на союз готов и римлян в рамках единого государства, т.е. на готский синтез (соединение, слияние, взаимная связь) в экономике, государственной политике и культуре. «Римляне – соседи вам по владениям, — говорил он готам, так пусть их с вами объединяет любовь». В королевстве остготов по-прежнему сохранялось римское право и заседал сенат. В этих условиях многие римляне перешли на службу к Теодориху. Его религиозная политика также отличалась веротерпимостью. Ведь остготы, как и римляне хоть и были христианами, но они приняли христианство в форме арианства – учения священника Ария, осужденного официальной церковью. Т.е., можно сказать, что остготы и римляне в религиозном плане были разделены.

В 6 веке королевство остготов пало под ударами Византии – наследницы Восточной Римской империи, а затем эти земли перешли к другим германцам – лангобардам, что переводится как «длиннобородые». На севере Италии до сих пор есть область под названием Ломбардия, которая именно от этого народа получила свое название.

4. Во время Великого переселения народов пришел в движение и племенной союз франков, живших по нижнему течению Рейна и у побережья Северного моря. Возглавлял франков юный Хлодвиг, который стал основателем династии Меровингов. Под предводительством Хлодвига франки завоевали довольно обширную территорию – Галлию. И перед франками встала большая проблема – как управлять такой большой территорией. Хлодвиг из обычного вождя племени превратился в правителя обширной страны. Одно дело завоевать, но надо еще и удержать. Вот в этом вопросе и проявилась мудрость Хлодвига.

Читаем с. 19. Какую политику проводил Хлодвиг? Франков было в десятки раз меньше, чем завоеванного населения. Поэтому каждый франк получил земельный участок, который сам и обрабатывал. Т.е. они закрепились на земле, завели свое хозяйство. Хлодвиг щедро одаривал своих соратников, и они были готовы признать за ним гораздо больше власти, чем прежде. Ну а местному населению, галло-римлянам, ничего не оставалось, как также признать его власть.

Теперь давайте поговорим об организации управления во франкском королевстве. Открывайте учебники (п. 4, предпоследний абзац). По ходу чтения мы с вами составим схему. «Единолично» → король. Королевский двор, ополчение (ниже), дружина, графы. Т.о. все нити управления сходятся к королю. Управленческие функции – королевский двор, который был проводником власти короля. При дворе находились слуги и придворные, часть дружины, являвшейся военной опорой власти короля. На местах политику короля проводили графы, которые назначались из числа его приближенных. Королевское ополчение напрямую было подчинено монарху.

Серьезным шагом к укреплению королевской власти в новом государстве стало появление первого письменного сборника законов, записанных по приказу Хлодвига – «Салической правды». Салическая правда – уникальный документ, который дал историкам возможность проанализировать экономическую и социальную жизнь франков. Так что Хлодвигу нужно сказать большое спасибо, что ему пришло в голову записать эти древние судебные обычаи.

5. Хлодвиг укрепил свое положение раздачей земель, расправился с возможными претендентами на престол, укрепил свою власть с помощью сборника законов. Следующий его шаг – принятие крещения по римскому образцу в отличие от других германцев, которые приняли арианство. Что это значит? Поддержка местного населения, церкви, местного населения в соседних германских государствах, которые недолюбливали своих правителей ариан. Это облегчило ему последующие завоевания. Церковь стала верной союзницей франкских королей, а франки и римляне постепенно стали сливаться в один народ.

Теперь давайте вспомним главный вопрос сегодняшнего урока. Почему королевство франков оказалось самым прочным по сравнению с другими германскими королевствам?

— раздача земель (закрепление на земле, укрепление власти Хлодвига)

— система управления, основанная на сильной королевской власти (у остготов – римское право, сенат)

— привлечение римлян к власти

— принятие христианства по римскому образцу.

Использование наследия уже не существующей империи способствовало продвижению вперед в историческом развитии германских народов.

Д.з. § 1, вопросы и задания к тексту.

www.alllessons.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *