Васька пепел история жизни – Челкаш и Васька Пепел (сравнительная характеристика героев) | Раздел I. Тема сопоставительного характера  |  Читать онлайн, без регистрации

Характеристика и образ Васьки Пепла в пьесе На дне Горького сочинение

Васька Пепел является одним из главных персонажей произведения, собравшихся волею судьбы в ночлежном доме.

Писатель представляет героя в качестве молодого мужчины, двадцати восьми лет от роду, потомственного вора, отец которого провел свою жизнь по тюрьмам.

Отличительными чертами Василия оказываются природная жизнерадостность, доброта, мягкость, великодушие, поэтому мужчина мечтает изменить свою жизнь и стать нормальным человеком. Но будучи слабовольным человеком, не может разом порвать с прошлым и вырваться на заветную свободу.

Пепел становится любовником жены собственника приюта Костылева, жестокой и жадной женщины Василисы, которая постоянно подстрекает Ваську к кражам и мечтает избавиться от опостылевшего мужа. Василиса держит Ваську на коротком поводке, шантажируя полицией, но Пепел не перестает думать о необходимости перемен в своей жизни.

Через некоторое время Васька начинает испытывать нежные чувства к сестре любовницы Наташе, хорошей девушке, вынужденной сносить издевательства Василисы. Пепел понимает, что влюблен, и хочет вместе с Наташей начать новую счастливую жизнь. Странник Лука рекомендует влюбленным поехать в Сибирскую губернию на заработки, якобы именно там они смогут познать прекрасную жизнь.  

Пепел просит бывшую любовницу отпустить Наташу вместе с ним, хитрая и гнусная баба, хоть и соглашается на это, но ставит перед Васькой условие убить ее мужа. Пепел, являясь честным, открытым, порядочным человеком, не способным на низкие поступки, глядя в глаза Василисы заявляет ей о подлости и мерзости предложенного.

Васька искренне верит, что у них с Наташей будет светлое прекрасное будущее. Но мечты молодых людей остаются нереализованными, поскольку ревнивая и мстительная Василиса жестоко избивает Наташу, обваривая ее кипятком, а Василий в случайной драке невольно убивает хозяина ночлежного приюта Костылева.

Попавшая в больницу Наташа не верит Ваське Пеплу в том, что он не желал смерти Костылеву, считая Василису и Пепла – сообщниками, состоящими в преступном сговоре, лишая Ваську надежды на сострадание,  необходимую ему поддержку и помощь.

Раскрывая образ Васьки Пепла в пьесе, писатель изображает героя в качестве положительного персонажа, имеющего предопределенную трагическую судьбу, верящего до конца в истинные человеческие чувства и надеющегося на лучшую жизнь.

Сочинение Васька Пепел

Много персонажей, которые имеют каждый свою историю и свои взгляды на жизнь, описаны М.Горьким в его пьесе «На дне», которая отображает проблемы человеческого общества. У каждого из героев трагическая судьба, но одна из самых трагичных историй – это история Васьки Пепла.

Васька Пепел – молодой человек, от природы обладающий такими качествами, как доброта, мягкость и жизнерадостность. Ему всего 28 лет, и казалось бы, у него впереди вся жизнь, только вот он – воришка. Он с детства привык к тому, что все его называли сыном вора, вот только ему не нужна такая жизнь, он хочет жить нормально. Однако, он сталкивается с тем, что общество его не понимает. Даже Сатин говорит Ваське, что ему не нужна другая жизнь, потому что все знают про него правду, да и он сам про себя все знает.

Однако, Васька не перестает бороться с собой. Он влюбляется в сестру Василисы, добрую девушку Наташу. Василиса – женщина жестокая, мечтающая избавиться от своего старого мужа Костылева. Причем Василиса изменяла с Васькой своему мужу, но Василий оставил ее, так как она будила в нем все только плохое. А вот Наташу он полюбил по-настоящему, она пробуждала все хорошее, что в нем было. И решает Васька Пепел жениться на Наташе, а вместе с тем начать новую честную жизнь.

Однако всё это осталось только в мечтах Пепла, так как, заступаясь за Наташу, в очередной ссоре он убивает Костылева и должен сесть в тюрьму. А ревнивая Наташа решила, что Пепел и Василиса специально всё это подстроили, чтобы быть вместе. Из-за этого Наташа попадает в больницу и Васька в самый нужный для него момент лишается ее поддержки и доверия.

Очень жаль, что надежда на лучшую жизнь вскоре покинула Пепла, он понял, что уже не сможет выбраться из этого мира и не станет честным человеком. И пусть его мечтам не суждено было сбыться, однако, он не принимал свою судьбу молча, а пытался сделать хоть что-то, чтобы всё изменить, и если бы не тот несчастный случай, который был уготован ему судьбой, всё могло бы быть иначе.

Также читают:

Картинка к сочинению Характеристика и образ Васьки Пепла в пьесе На дне

Популярные сегодня темы

  • Характеристика и образ Швондера в повести Булгакова Собачье сердце сочинение

    Швондер — главный антагонист ученого Преображенского в повести Булгакова Собачье Сердце. Этот герой управляет жилтовариществом жилища, в котором и проживает профессор

  • Сочинение по картине Юона Волшебница зима 4 класс

    В центре картины находится пруд, покрытый льдом. На пруду художник изобразил компанию детей, весело катающихся на коньках. Некоторые развлекаются, играя в сугробах. Также изображены сани, запряженные лошадьми

  • Сочинение Вид из моего окна зимой 6, 5 класс

    Наступает зима, и за окошком меняется, преображается мир. Я люблю первый снег, робко заметающий желтые осенние листья, кружащий в воздухе, легкий и колючий.

  • Характеристика и образ Вронского в рассказе Толстого Анна Каренина сочинение

    Алексей Кириллович Вронский – один из главных персонажей в романе Л. Н. Толстого «Анна Каренина». Вронский спокойный, красивый и подающий большие надежды человек; добрый, честный и благородный.

  • Сочинение Роль книги в жизни человека

    Книги сопровождают нас всю жизнь. Мы познаем мир и развиваемся благодаря литературе.

sochinimka.ru

Образ и характеристика Васьки Пепла в пьесе На дне Горького сочинение

В пьесе «На дне» Горького, участвуют разные персонажи, попавшие в ночлежку Костылева по различным причинам. Люди, когда-то имевшие определенный статус, относящиеся к разным социальным слоям, а теперь просто опустившиеся на дно жизни изгои. У всех них трагическая судьба, затянувшая их в болото, и все эти спившиеся, обнищавшие бродяги, не живут, а просто существуют. Всех их связывает одно общее: им ничего не надо, для них утрачены все цели и идеалы, осталось только прозябать и смиренно ожидать смерти.

На фоне этих опустившихся людей, выделяется образ Васьки Пепла. Его судьба была предначертана уже с рождения. Он родился в семье вора, с детства жил в воровском обществе, и это было само собой, что и он станет вором, как и произошло. В душе Василий совершенно другой человек, он любит жизнь, и стремится к лучшему. Внутри него постоянно происходит борьба, ему хочется вырваться на свободу из лап окружающего бездушного общества. Пепел понимает, что жить надо по-другому, и в другом мире. Но у него не хватает силы воли, чтобы разом покончить с прошлым, и вынырнуть из этого гнилого болота, которое засасывает все глубже и глубже. Большую роль в этом играет Васькина любовница, жена хозяина ночлежки. Вместе с мужем, она использует любовника в своих корыстных целях, и он идет на поводу, занимаясь воровством. Костылевы держат его в руках тем, что в любой момент могут сдать полиции, и Васька просто плывет по течению.

Долгое время наблюдая за Наташей, сестрой хозяйки, Пепел постепенно влюбляется в нее. Ему нравится эта чистая и непорочная девушка. Ради нее Васька готов на все. Полюбив Наташу, Пепел видит в ней свое избавление, он готов начать новую жизнь. Василиса же, его любовница, узнав о любви Васьки к сестре, старается утопить его. Она обещает Ваське отдать Наташу, если он убьет Костылева. Пепел хоть и вор, и опустившийся человек, но он ясно понимает, к чему клонит Василиса. Он честный и открытый человек, и понимает всю низость просьбы неверной жены хозяина. Прямо в глаза Васька говорит своей любовнице о вероломстве ее поступка, о подлости ее характера, и наотрез отказывается идти на преступление.

Он надеется стать нормальным человеком, начать новую жизнь с нуля, но его намерениям никогда не сбыться. В драке с Костылевым происходит непредвиденное: от толчка Васьки, хозяин ночлежки так ударился головой, что наступила смерть. Так Васька Пепел становится невольным убийцей человека, и теперь ему уже никогда не выбраться из поглотившего его болота. И даже Наташа, в чьей поддержке он нуждался больше всего, неправильно поняв ситуацию, отказывается от несчастного Васьки. Все надежды и мечты рухнули в один миг.

Сочинение Васька Пепел в пьесе Горького На дне

Васька Пепел – персонаж из пьесы М. Горького «На дне».

Имя Василий означает как «Царственный», но в данном случае может иметь смысл «кот Васька» (человек как кот, не разбирающийся в любовницах). Пепел можно понять как «перегорелое, бывшее».

Васька Пепел родился в Ярославле. В пьесе ему двадцать восемь лет. Отец его был вором и всю жизнь сидел в тюрьме. Из-за этого его априори стали считать вором и называть «Васька, сын вора».

Васька был против подлости, жадности. Но воровать он стал из-за жизни в ночлежке среди «падших» людей. Два раза сидел в тюрьме из-за этого (его предавал хозяин ночлежки Костылев, для которого он воровал). Но верил, что когда-нибудь будет вести честную жизнь без воровства.

Пепел по своей природе добрый и светлый человек, у которого есть совесть, про которую рассказывал в пьесе. Он встречался с женой хозяина ночлежки Василисой. У него могла бы быть с ней «роковая» любовь, но Ваське не понравилась, что она без души, жадная и ушел от нее. Он обратил внимание на сестру Василисы — Наташу, потому что та была добрая и ему стало жаль ее. Он обещал увезти ее в Сибирь и начать жить честным трудом (по мнению Луки, который тоже недолго был обитателем ночлежки, только там он мог жить, как тот хотел).

Василиса пыталась подговорить Ваську убить ее мужа. Она говорила, что хочет от него освободиться и взамен отдаст Наташу. Но Пепел, зная ее «коварность» и мстительность, отказался от этого.

Однажды между некоторыми обитателями ночлежки (в том числе и Васьки Пепла) и мужем Василисы Костылевым завязалась драка. Васька сильно ударил его, и тот упал замертво. Но по следующим репликам видно, что неизвестно из-за чего хозяин ночлежки умер, так как в драке его били все. Также можно подумать, что его могла добить и сама Василиса, потому что в пьесе автор обратил внимание, что у Костылева была видна только верхняя часть тела, а ее крик о смерти мужа прозвучал не сразу.

Однако виновным будет именно Васька Пепел, даже если он и не виноват. Наташа от него откажется, подумав, что он спланировал убийство с ее сестрой. Василису, как и Пепла тоже обвинят, как соучастницу. И имя Васьки Пепла, как назвал его Горький, будет полностью оправдано, так как он проведет большую (если не всю) часть жизни на каторге.

Другие сочинения:

Образ и характеристика Васьки Пепла в пьесе На дне

Несколько интересных сочинений

sochinite.ru

Образ Васьки Пепла | Инфошкола

3 Декабрь 2013       админ      Главная страница » Характеристика героев      Просмотров:   8132

Васька Пепел, 28 лет. — Василий (греч. «царь, царский, царственный»), обращает на себя внимание тот факт, что в списке действующих лиц этот персонаж фигурирует не под полной, а под краткой формой имени — Васька. В словаре В.И.Даля можно найти нарицательное существительное васька со значением «мальчик, служка», которое М.Горький  вряд ли имел в виду. Более вероятным кажется соотнесение имени персонажа с распространенной кличкой для кота. По крайней мере, с этим толкованием можно соотнести два аспекта: усы, которые носит Пепел, и его функцию неразборчивого любовника. Нельзя исключать и чисто пародийного мотива: Пепел жалуется, что его с малолетства иначе никто не называл, как «вор Васька, воров сын Васька», что не может не напомнить знаменитое крыловское: «Кот Васька вор … » Кроме того, в сознании писателя имя Василий могло ассоциироваться с обобщенным наименованием человека «мужского пола» — точно так же, как имя Марья — женского.

Чрезвычайно интересно и значимо прозвище Пепел. В.И.Даль толкует лексическое значение этого слова как «изгарь, зола, все пережженное и перегорелое в прах». Думается, здесь кроется один из ключей к образу Васьки Пепла.

Легко заметить, что с образом грязи/тени/пепла/сгоревшего — чего-то темного, неясного, потерявшего форму — в сознании писателя прочно ассоциирована тема прошлого/былого, а кроме того — печали, отчаяния, скорби. Таким образом, Пепел можно соотнести с прозвищами типа Объедок». И все же нельзя забывать и о том, что пепел — продукт горения. И это во многом меняет суть дела. Хорошо известно, что одним из ведущих в творчестве М.Горького является образ горящего сердца, «душевной искры» (например, финал «Песни о Соколе»: « … капли крови твоей горячей, как искры, вспыхнут во мраке жизни и много смелых сердец зажгут безумной жаждой свободы, света!», легенду о Данко и др.), который всегда соотнесен с мотивами свободы, подвига любви, красоты и человечности.

Есть и еще один возможный источник прозвища Васьки — Священное Писание. Вообще в христианском искусстве пепел символизировал бренность человеческой жизни, а также покаяние», однако мотив покаяния, звучащий в сцене объяснения Васьки с Наташей в акте 3, трудно соотнести с христианской традицией вообще и православной в частности. «В совесть я не верю», — утверждает Васька. Другое дело, если обратиться к Книге  премудрости Соломоновой: «Сердце его — пепел, и надежда его ничтожнее земли, и жизнь его презреннее грязи; ибо он не познал Сотворившего его и вдунувшего в него деятельную душу и вдохнувшего в него дух жизни. Они считают жизнь нашу забавою и житие прибыльною торговлею, ибо говорят, что должно же откуда-либо извлекать прибыль, хотя бы и из зла» . В этом месте Священного Писания речь идет об изготовителях языческих кумиров — «суетных тружениках», делающих «суетных богов». Не беремся утверждать справедливости этой догадки, но нельзя не заметить, что очень многое из процитированного текста находит четкие соответствия в образе Васьки Пепла: «жизнь его презреннее грязи» («вор, воров сын»), он не только «не познал Сотворившего его и < … > вдохнувшего в него дух жизни», но даже не знает, существует ли Он. Наконец, Васька извлекает «прибыль из зла» — живет воровством … В конце концов Васька постоянно «творит» кумиров: вначале в качестве такого «суетного бога» его выступают Костылев и Василиса «Спросят: кто меня на воровство подбил и место указал? Мишка Костылев с женой!»), затем — Сатин (и даже Барон), на мнения которого ссылается «воров сын, потом — Лука, которому Васька не просто готов повиноваться, но уже повинуется … «И надежда его ничтожнее земли» … «Дно» оказывается сильнее — может, потому, что так никто и не назвал его иначе, как «вор, воров сын». Но даже в этом трагически страшном признании — « … Я, может быть, со зла вор-то … оттого я вор, что другим именем никто никогда не догадался назвать меня … » — на первом, решающем месте оказываются именно те, кто называли вором. Те, кому, ненавидя и презирая, Васька все-таки поклоняется …

Образ Васьки Пепла на протяжении всей пьесы связан с темой совести. «А куда они — честь, совесть? На ноги, вместо сапогов, не наденешь ни чести, ни совести … Честь-совесть тем нужна, у кого власть да сила есть … » — констатирует он в акте 1, лениво споря с Клещом  «В совесть я не верю … » — заявляет в 3 и продолжает: «Но — Я одно чувствую: надо жить иначе! Лучше надо жить! Надо так жить, чтобы самому себя можно мне было уважать …

Образ Васьки Пепла

Поставь оценку статье     Метки: На дне     

info-shkola.ru

Характеристика Васьки Пепла из пьесы «На дне» с цитатами — Сочинения по литературе

Васька Пепел — сильный и страстный человек. Вся жизнь его — воровская удача.

«Право — не боюсь! Хоть сейчас — смерть приму! Возьмите вы нож, ударьте против сердца… умру — не охну! Даже — с радостью, потому что — от чистой руки…»

Он – потомственный вор и мошенник. Он занимает в ночлежке привилегированное положение — отдельная комната, уважительное отношение хозяина, любовь его жены. Васька считает, что путь его был предопределен и не верит в возможность измениться.

«Мой путь — обозначен мне! Родитель всю жизнь в тюрьмах сидел и мне тоже заказал… Я когда маленький был, так уж в ту пору меня звали вор, воров сын…»

И все же он мечтает вырваться и жить честной жизнью с возлюбленной Наташей. Поэтому предлагает ей сбежать с ним.

«Ты… пожалей меня! Несладко живу… волчья жизнь — мало радует… Как в трясине тону… за что ни схватишься… все — гнилое… все — не держит… Сестра твоя… я думал, она… не то… Ежели бы она… не жадная до денег была — я бы ее ради… на все пошел!.. Лишь бы она — вся моя была… Ну, ей другого надо… ей — денег надо… и воли надо… а воля ей — чтобы развратничать. Она — помочь мне не может… А ты — как молодая елочка — и колешься, а сдержишь…»

Василиса уговаривает Пепла устроить убийство её мужа, хозяина ночлежки. При этом она якобы отпустит его вместе со своей сестрой.

«Вася! Зачем — каторга? Ты — не сам… через товарищей! Да если и сам, кто узнает? Наталья — подумай! Деньги будут… уедешь куда-нибудь… меня навек освободишь… и что сестры около меня не будет — это хорошо для нее. Видеть мне ее — трудно… злоблюсь я на нее за тебя… и сдержаться не могу… мучаю девку, бью ее… так — бью… что сама плачу от жалости к ней… А — бью. И — буду бить!»

Но Пепел не верит коварной и жадной Василисе, отказывает ей. История Васьки заканчивается печально. Из мести Василиса обварила Наташу кипятком, а в драке убивают Костылева, и Василиса обвиняет в его убийстве Пепла. Самое страшное, что Наташа подумала о сговоре между Пеплом и сестрой.

«Люди добрые… сестра моя и Васька убили! Полиция — слушай… Вот эта, сестра моя, научила… уговорила… своего любовника… вот он, проклятый! — они убили! Берите их… судите…
Возьмите и меня… в тюрьму меня! Христа ради… в тюрьму меня!..»

Итог становится понятен. Пепла ждет каторга в Сибири.

Рекомендуем посмотреть

sochineniya-na5.ru

Какую роль в пьесе «На дне» играет история любви Васьки Пепла?

Очень часто сюжет драматургического произведения строится на любовной истории («Русалка» А.С.Пушкина, «Гроза» и «Бесприданница» А.Н.Островского, «Иванов» А.П.Чехова и т.д.), так как в любви герои могут ярко и интересно проявить свои характеры, убеждения и т.п. Любовная сюжетная линия есть и в пьесе «На дне». Она строится на описании взаимоотношений Василия Пепла, Наташи, четы Костылёвых.

Экспозиция любовной сюжетной линии выясняется из разговора Пепла и Сатина в первом действии: у молодого, ловкого вора и хозяйки ночлежки в недавнем прошлом был роман, однако к началу действия Пепел уже разочаровался в своей любовнице. Он устал от лютости и порочности Василисы, о чём говорит ей прямо: «Души в тебе нет, баба … В женщине — душа должна быть… мы —звери… (…) надо нас — приучать… а ты — к чему меня приучила?..» (II). Молодой парень тяготится своей жизнью, тянется к другой, честной и осмысленной, поэтому так заинтересованно будет слушать рассказы Луки о «золотой стране» Сибири (II). Вскоре после разговора Васьки и Сатина в подвале появляется Наташа, и по ласковому обращению с ней Васьки можно догадаться, что вот сейчас завязывается новая любовная история. Сцена объяснения в любви Пепла и Наташи, подслушанная Василисой, становится кульминацией этой сюжетной линии. Кажется, всё складывается удачно: Васька уговорил Наташу выйти за него замуж, а она согласилась, хотя и не очень любит его. Сцена объяснения в любви заканчивается зловещей фразой Василисы: «Устрою я тебе свадебку» (III). Развязка следует практически сразу за кульминацией: за сценой Василиса калечит Наталью, обваривая ей ноги кипятком из самовара; на сцене Пепел в страшном возбуждении убивает Костылёва. Так рушатся все мечты Васьки о счастье, так заканчивается любовная (бытовая) сюжетная линия пьесы.

Но совершенно очевидно, что бытовая сюжетная линия не исчерпывает содержания горьковской драмы. История любви Пепла и Наташи оттесняется на второй план социальным содержанием произведения. Трагическая история любви двух молодых героев важна в пьесе не только сама по себе, но и как иллюстрация к идее автора: уйти, подняться со «дна» жизни почти невозможно. Ограниченное значение бытовой сюжетной линии подчёркивается ещё и тем, что в ней никак не участвует большинство героев пьесы. Ночлежники предпочитают оставаться наблюдателями любовной драмы. Кроме того, после развязки бытовой сюжетной линии (конец третьего действия) Горький пишет четвёртое действие, где Пепел, Василиса и Наташа вообще не появляются. Ночлежники между делом упоминают только, что Пепел в тюрьме и судится с Василисой, а Наташа ушла из больницы куда глаза глядят.

Главным в пьесе «На дне» становится не бытовое содержание, но социальное и философское. Уже само существование ночлежки Костылёва, людей-отбросов есть горький упрёк, предъявленный драматургом обществу. Да, эти люди-отбросы сами во многом виноваты. Но ведь это люди! Гуманизм Горького заключается в том, что обитателей «дна» он изображает не как озверевших выродков, а как людей с умом, способных к духовным исканиям. Мечты Насти, Пепла, Актёра, Клеща свидетельствуют о благородных душевных порывах героев.

В пьесе Горького социальное обличение современной России закономерно связывается с философскими вопросами: что делать, чтобы облегчить или, может быть, даже изменить жизнь обитателей ночлежки; что для них важнее — утешение или правда? И вот в подвале, похожем на пещеру, герои начинают размышлять над вопросами человеческого бытия. Социально-бытовая пьеса наполняется философским содержанием, которое становится главным в произведении.

В споре о лжи-утешении и правде принимают участие буквально все герои. Именно этот спор становится основой сквозного сюжета пьесы, объединяющего и всех героев, и все частные сюжетные линии, к которым относится любовная история Васьки Пепла.

Итак, если вспомнить историю русской драматургии, то можно отметить: пьесы, основанные на социально-философском конфликте, встречаются столь же часто, что и пьесы, построенные на любовном конфликте: к первым относятся комедии «Горе от ума» А.С.Грибоедова, «Ревизор» Н.В.Гоголя, «Лес» А.Н.Островского, «Вишнёвый сад» А.П.Чехова и т.д. Драма М.Горького «На дне» является социально-философской, а бытовая сюжетная линия (любовный треугольник между Пеплом, Наташей, Василисой и Пеплом, Василисой, Костылёвым) играет в ней вспомогательную роль. Через взаимоотношения четырёх названных героев показаны хозяева и ночлежники — нравственные принципы, характеры, мечты тех и других.

Общий сюжет в пьесе Горького развивается многолинейно (социальный, философский и бытовой сюжеты сложно переплетаются), композиция связывает все сюжетные линии и, таким образом, помогает выразить сложное идейное содержание. Постепенно разрозненные бытовые, семейные, личные столкновения перерастают в идеологические и моральные конфликты. По мере развёртывания действия пьесы становится ясно, что ночлежники вместе с автором пытаются решить «вечный» вопрос о правде и лжи-утешении.

lit-helper.com

Характеристика Васьки Пепла в пьесе «На дне»


      Множество персонажей вовлечено в отображение проблем человеческого общества в пьесе М.Горького «На дне». Каждый из героев имеет свои убеждения, свои идеалы, свою судьбу. Но одна их самых трагичных судеб – это судьба Васьки Пепла.

      Василий – это молодой, от природы добрый, мягкий и жизнерадостный человек. Ему всего лишь 28 лет, и у него впереди – вся жизнь. Однако, с самого рождения ему предначертана роль воришки. Ему всегда твердили, что он – сын вора, и он вырос именно с такими напутствиями. Но Василий не хочет принимать такую жизнь. Он ищет другую правду. Однако, эти поиски натыкаются на закостенелость общества, безжалостного и отверженного миром. «Какой тебе, Васька, правды надо? И зачем? Знаешь ты правду про себя… да и все её знают»… — говорит Сатин о Василии.

      Но Пепел продолжает вести борьбу с самим собой. Он влюбляется в Наташу, добрую и светлую девушку, сестру Василисы. Василисы – это жестокая и деспотичная женщина, мечтающая избавиться от мужа, который вдвое старше ее. К тому же, она изменяла Костылеву с Пеплом. Но Пепел бросил Василису, которая пробуждала в нем только плохие качества. Он по-настоящему полюбил только Наташу. Именно она пробудила в нем теплые искренние чувства. Он решает  жениться на ней, решает начать свою жизнь с самого начала, стать честным человеком.

       Но этим мечтам не суждено сбыться. Васька Пепел в случайной драке убивает Костылева. Он будет осужден и посажен в тюрьму. Наташа, из-за ревности подумавшая, что Василий и Василиса специально задумали убить Костылева, чтобы быть вместе, попадает в больницу. Она бросает Василия именно тогда, когда ему больше всего нужна была поддержка Наташи, ее доверие.

      Наивно было бы верить, что Пепел сумеет найти свой путь в будущее. Надежда, едва промелькнувшая у него перед глазами, скоро же угасла. Из этого мира ему было не выбраться. Однако Василий прилагал усилия к тому, чтобы «выйти в люди». Он, в отличие от Сатина, не принимал безропотно свою судьбу, он хотел ее изменить. Возможно, будь у него счастливый шанс, ему бы удалось осуществить свою мечту. Но судьба решает все за него. 

      И все же, я считаю, что из всех героев пьесы именно Василий заслуживает настоящего уважения.



  • < Назад
  • Вперёд >

getsoch.ru

Наташа и Васька Пепел (На дне Горький)

Во все века человек стремился к познанию своего «я». Одна из основных, может быть, главных целей искусства — раскрытие этой тайны. Открыть человеку глубины его души, сделать его лучше, сильнее — в той или иной степени этого добивается каждый писатель. Особенно это свойственно русской литературе с ее глубочайшими нравственно-философскими корнями.

Проблему добра и зла, силы и слабости человека пытались разрешить великие умы, люди, много выстрадавшие и испытавшие, — Пушкин, Толстой, Достоевский. М.Горький столкнулся с этой проблемой очень рано. Уже в первых произведениях молодого писателя проявился не только незаурядный талант рассказчика и художника, но и умение отстаивать свои убеждения. И позже опыт жизни не притупил таланта, вера в свою правоту лишь окрепла. В связи с этим возникает важнейший вопрос: как действительно сильный человек относится к окружающим? Это один из основных вопросов, ответ на который не может дать вся мировая литература.

В более поздних произведениях Горький усложняет вопрос: одиночество среди людей — следствие ли это силы или слабости? И дает ответ: сильный не может быть одинок, он всегда среди людей — пусть чуждых ему по духу, но страдающих. И это понимает Сатин после встречи с Лукой. Но взгляды этих героев все же расходятся в главном. Лука считает, что слабый должен найти в жизни опору и обязанность сильного — помочь ему в этом. Сатин уверен, что на самом деле сильному не нужна опора и ждать лучшего будущего в бездействии — не для настоящего человека.

Он приходит к этому убеждению не сразу. Вполне возможно проследить за его развитием по ходу пьесы. При первой встрече с обитателями ночлежки видно, что перед нами люди глубоко страдающие и одинокие. Попав на самое «дно» жизни после многих лишений, они стали безжалостны к себе и к другим. Каждый замкнут на своем горе и ведет о нем нескончае мый рассказ, не слушая никого и не желая быть услышанным. Ответ на жалобы — смех, издевательства. Барона, живущего за счет Насти, лишь забавляют ее слезы и фантазии. Клещ презирает всех, он, «рабочий человек», вырвется из ночлежки, он не таков, как все ее обитатели. И только после смерти Анны, продав все свои инструменты и потеряв всякую надежду, он понимает и принимает их как товарищей по несчастью.

Каждый герой пьесы ищет опору в уходе от жестокой реальности. Наташа и Васька Пепел мечтают о будущем. Анна надеется на успокоение после смерти. Актер грезит о прошлом, с каждым разом расцвечивая его все более яркими красками. Настя, у которой нет ни прошлого, ни будущего, уходит от настоящего в воображаемый мир «чистой любви». Лука попытался перенести их мечты в реальный мир, и они потерпели крах одна за другой. Ведь эти мечты не облегчают реальности, а лишь в малой степени заменяют ее. Всем им остается лишь беспробудное пьянство, ибо пробуждение страшно.

Только сильный человек, утверждал Горький, способен смотреть в лицо реальности. Но без цели в жизни, без уверенности в своих возможностях изменить мир он не способен и не может противостоять невзгодам. И мы видим людей сильных духом, но не знающих долга перед собой и окружающими. Бубнов, которому многое дано, уже утратил себя. Барон издевается над всеми и быстро теряет человеческие черты. Сатин лишь в начале этого пути. Кто знает, какая судьба ждала его, не появись в ночлежке Лука. Недаром Сатин позже скажет, что Лука подействовал на-‘него, как кислота на потускневшую монету. Сатин понимает, что назначение сильного — не утешать страдающих, а искоренят/ страдание, зло. Это одно из самых твердых убеждений Горького.

Для Горького сила — в стремлении вперед, «к свободе, к свету». Лишь горячее сердце и сильная воля, вера в победу помогут пройти этот путь. И память о тех, кто на этом пути пожертвовал собой ради других, как звезды — искры сердца Дан-ко будут освещать дорогу идущим следом.

Творческий замысел пьесы «На дне» относится к самому началу 1900 года. М. Горький собирался создать «цикл драм» из четырех пьес, каждая из которых посвящена изображению определенного слоя русского общества. О последней из них он пишет в середине 1901 года К. П. Пятницкому: «Еще одну: босяки. Татарин, еврей, актер, хозяйка ночлежного дома, воры, сыщик, проститутки. Это будет страшно. У меня уже готовые планы, я вижу — лица, фигуры, слышу голоса, речи, мотивы действий — ясны, все ясно!..» Задумывая пьесу как описание жизни беднейшего населения городов России, Горький прежде всего определил ее как социально-философскую драму, в которой главным является конфликт оказавшихся на дне жизни людей с окружающим миром. В одной из рукописных редакций пьеса так и называлась: «На дне жизни». Но вместе с тем эти люди находятся также и на дне чувств, мыслей, каждому из них приходится бороться с упадком в самом себе. Эти конфликты развиваются параллельно на протяжении всей пьесы.

В начале пьесы мы видим обитателей ночлежки, недовольных жизнью, собой, друг другом. Многие из них раньше жили лучше, а сюда попали из-за какого-то несчастья. Так, Барон и Сатин оказались здесь после тюрьмы, Бубнов ушел от жены, оставив ей свою мастерскую, Актер спился. Некоторые же, например Настя, никогда и не видели другой жизни. Одни уже смирились с таким положением и понимают, что подняться со дна невозможно, другие же надеются, что все это происходит с ними временно. Так, Клещ думает, что после смерти жены он будет много работать и сумеет обеспечить себе лучшее существование. Он считает, что если жить «по чести», то можно всего добиться. Актер, наоборот, пытается найти успокоение в алкоголе, тем самым еще более усугубляя свое бедственное положение.

Он уже не рассчитывает покинуть эту ночлежку и с горечью вспоминает свою прежнюю жизнь. И вот среди этих угнетенных людей появляется посторонний человек — Лука, странствующий беспаспортный старик.

Полный сострадания ко всем людям, он приносит многим обитателям ночлежки надежду. Анна, жена Клеща, лежит при смерти и испытывает ужасные страдания. А этот старик облегчает ей последние часы. Ожидая после смерти такую же муку, она с надеждой слышит его слова: «Ничего не будет! Ничего! Ты — верь! Спокой и — больше ничего!..» Актеру он говорит о существовании бесплатной лечебницы для алкоголиков, и тот даже в течение одного дня воздерживался от пьянства и работал, подметая улицу. Пеплу Лука советует уехать с Наташей в Сибирь и начать там новую жизнь. В обитателях ночлежки появляется уверенность, что они могут вырваться из плена тяжелой жизни на свободу. И тут автор поднимает глубоко философский вопрос: «А нужна ли этим людям ложь?» Ведь большая часть слов Луки — это ложь, произнесенная из жалости, с целью утешить, помочь. Он же поддерживает Настю в ее рассказах о «настоящей любви», хотя совершенно очевидно, что ничего подобного с ней не происходило, что все это вычитано из книг. Ответ на этот вопрос звучит в словах Сатина: «Кто слаб душой… и кто живет чужими соками — тем ложь нужна… одних она поддерживает, другие -прикрываются ею… А кто — сам себе хозяин… кто независим и не жрет чужого — зачем тому ложь? Ложь — религия рабов и хозяев… Правда — бог свободного человека!»

Ответом служит все развитие действия. Мы видим крушение всех надежд: умирает Анна, и инструменты Клеща распроданы на ее похороны — он остается без средств к существованию; Васька Пепел убивает в драке Костылева, что, по-видимому, приведет его в тюрьму; Татарин раздавил руку и лишился работы. Создается впечатление, что Лука привнес в их жизни только худшие перемены, так как после его ухода обстановка в ночлежке становится еще более плачевной, чем в начале пьесы. Эти босяки еще глубже погрузились на «дно», они проиграли еще одно столкновение со своей судьбой, окончательно потеряли веру в свои силы.

Все это подчеркивается в конце пьесы. Актер, лишенный поддержки Луки и постоянно убеждаемый Сатиным, что все разговоры о бесплатной лечебнице для алкоголиков — ложь, кончает жизнь самоубийством. И, как иллюстрация безысходности положения ночлежников, звучат обыденные слова Сатина: «Эх… испортил песню… дур-рак!»

Взяв за основу своей пьесы конфликт низов общества с их непростой жизнью, Горький сумел выполнить главную задачу — показать все грани существования этих людей, надолго или навсегда остающихся «на дне», все возможные проявления их характеров. Мы видим практическую невозможность каких-либо положительных изменений в их жизни, несмотря на все их старания и надежды, поскольку они не являются свободными людьми. Свободный человек, по Горькому, должен смело смотреть правде в глаза, а не находить утешение в красивой лжи, довольствуясь своим положением. И только когда человек станет свободным, он сможет преодолеть трудности и вырваться из пучины ночлежки. Только тогда можно осуществить надежды на лучшую жизнь не только для одного человека, но и для всего общества.

www.allsoch.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *