В каком году горький вторично эмигрировал из россии – Тест м.горкий | Образовательный портал EduContest.Net — библиотека учебно-методических материалов

Максим Горький. Жизнь и творчество под призмой эмиграции



Максим Горький — русский советский писатель, публицист, драматург и общественный деятель, родоначальник социалистического реализма.

Родился 16 марта 1868 года в г. Нижний Новгород, в небогатой семье столяра. Настоящее же его имя — Алексей Максимович Пешков, а Максим Горький — это псевдоним, который он придумал для себя сам. Как утверждали старые нижегородцы он был взят в память об отце — Максиме Саввантеевиче, который погиб, когда Алексею было 3 года. Причиной его смерти стала холера, которой он заразился от сына. Мать Алексея — Варвара Васильевна, умерла от чахотки.

Рано потеряв родителей Алексей остался жить с дедушкой — Савватием Пешковым и бабушкой — Акулиной Ивановной, которая заменила мальчику родителей и стала его наставницей в литературе. Позже, он писал о ней кратко, но с большой любовью: «В те годы я был наполнен стихами бабушки, как улей медом; кажется, я и думал в формах ее стихов».

Детство маленький Алексей провел в Нижнем Новгороде в доме деда. С 11 лет будущий русский писатель был вынужден зарабатывать сам. В 1884 году Алексей Максимович приезжает в Казань с целью поступить в университет, но у него не получается из-за недостатка средств, поэтому он начинает самостоятельное обучение. В Казани он знакомится с марксисткой литературой и пропагандистской деятельностью.

С лета 1888 по октябрь 1892 года Горький путешествует по стране, тогда же он начинает пропаганду революции, за что был под особым надзором полиции, а после в 1888 году был взят под стражу за связь с Н. Е. Федосеевым — одним из первых пропагандистов в России.

Летом 1882 года, прибывая в Тифлисе, Алексей Максимович Пешков общался с участником революционного движения Александром Калюжным. Слушая истории будущего писателя о странствованиях, Калюжный предложил ему записывать эти истории. Когда рассказ «Макар Чудра» был готов, Александр Калюжный с помощью знакомого журналиста Цветницкого сумел напечатать его в газете «Кавказ». Именно с этого и началась его литературная карьера. Позже, В 1925 году он благодарил Александра Калюжного в своем письме: «Вашему толчку я обязан тем, что уже с лишком тридцать лет служу русскому искусству».

Весной 1906 года из-за угрозы ареста Алексей Пешков отправляется в США. В эмиграции он пишет очерки «В Америке», «Враги». В конце 1906 года он едет в Италию и остается там до амнистии 1913 года. Там он встречается с А. А. Богдановым, В. А. Базаровым, В. А. Луначарским. После 1913 года он возвращается на родину, останавливается в Петербурге, трудится в издательствах и занимается общественной деятельностью.

В отличии от взглядов на революцию 1905 года, к революции 1917 года у М. Горького складывалось довольно скверное отношение. Горький остерегался разгула анархии. Он видел в происходящем только бунт инстинкта, бунт примитива.

Революция могла вызвать восторг только у политзаключенных и ссыльных, которым она возвращала свободу. Остальные отлично понимали, чем всё кончится. Среди них был и Горький — он не испытывал восторгов по поводу Февраля и сердился, когда при нем их высказывали другие. Дело было в том, что Горький единственный из всех увидел недостаточность преобразований, а не их чрезмерность и понял, что это подмена. По его мнению, революция, погубила всю культуру, раскрепостив все дикое и отвратительное, что могло быть в народе. Горький ценил культуру как в духовных, так и в материальных ее проявлениях. Он считал, что культура — это один из главных столпов на котором держится общество.

Именно поэтому политическая позиция М. Горького в 1917 году крайне расходилась с другими точками зрения, в связи с этим он попросту не мог подобрать для себя ни одной подходящей для него трибуны и поэтому создал ее сам. Таким образом появилась газета «Новая жизнь», которая просуществовала с 1 мая 1917 по 16 июня 1918 года. В газете Горький публиковал свои заметки: «Ожидаю, что кто-нибудь из «реальных политиков» воскликнет с пренебрежением: «Чего вы хотите? Это — социальная революция! Нет, – в этом взрыве зоологических инстинктов я не вижу ярко выраженных элементов социальной революции. Это русский бунт без социалистов по духу, без участия социалистической психологии. А иные рабочие говорят и пишут мне: «Вам бы, товарищ, радоваться, пролетариат победил!» Радоваться мне нечему, пролетариат ничего и никого не победил. Как сам он не был побежден, когда полицейский режим держал его за глотку, так и теперь, когда он держит за глотку буржуазию, — буржуазия еще не побеждена. Идеи не побеждают приемами физического насилия. Победители обычно — великодушны, — может быть, по причине усталости, — пролетариат не великодушен».

Летом и весной 1917 года в своих заметках М. Горький поздравляет русский народ с свободой, которую он обрел и тут же ставит вопрос: готова ли Россия к ней? Практически вся его предоктябрьская публицистика является призывом к занятию творчеством и наукой, к преодолению невежества и сохранению культуры.

Практически сразу в «Несвоевременных мыслях» поднялась тема крестьянства- Горький недружелюбно воспринимал крестьянство. В своей газете он писал следующее: «Вот недавно разграблены мужиками имения Худекова, Оболенского и целый ряд других имений. Мужики развезли по домам все, что имело ценность в их глазах, а библиотеки — сожгли, рояли изрубили топорами, картины — изорвали. Предметы науки, искусства, орудия культуры не имеют цены в глазах деревни — можно сомневаться, имеют ли они цену в глазах городской массы?». Идеалы, под которыми боролись против самодержавия оказались забыты сразу после того как оно рухнуло. Нельзя сказать, что Горький хотел возвращения романовской России, но то, что происходило вокруг, заставляло его начать достаточно критично воспринимать социал-демократов, которых он поддерживал последние двадцать лет. Он резко негативно воспринял и саму революцию, и последовавшие за ней события, фактически, Горький прервал своё членство в партии.

Со второй половины 1918 г. он начинает выступать против репрессий в стране, ходатайствуя за невинно арестованных, основывает издательство «Всемирная литература», активно помогает работникам науки, пишет известную характеристику Ленина в «Коммунистическом интернационале» (1920). Большевистская власть проявляла полное недоверие к писателю: его квартира в Петербурге в 1920 г. была подвергнута обыску, проверялась его личная переписка.

В октябре 1921 года, возмущенный беззаконием Советской власти, Максим Горький выезжает за границу на лечение. Первое время добровольной эмиграции он проводит в Германии и на чешских курортах, а после 1924 года едет в Италию, где находится до конца 1931 года. Он не перестаёт интересоваться событиями, происходящими в СССР и активно выступает в зарубежной прессе с осуждениями «красного террора».

В это время складывается новый зарубежный этап его жизни. Он пишет роман «Дело Артамоновых» (1925 г.), здесь же была написана большая часть романа-эпопеи «Жизнь Клима Самгина» (1927–1936 гг.). В 20-е годы Горький сосредоточивается на жанре художественной мемуаристки. В 1923 году он создает повесть «Мои университеты», которая стала продолжением повестей «Детство», «В людях». В основе автобиографической трилогии лежит рассказ Максима Горького о своей собственной нелегкой судьбе на фоне повествования о жизни целого поколения 70–80 годов 19 века.

Современники выделяли экспериментальный характер работ Горького этого периода, который формировался с очевидной оглядкой на формальные поиски в русской прозе 20-х годов.

В годы второй иммиграции Горький пересматривает многие свои взгляды на революцию и Советскую власть. В 1923–1925 гг. он совместно с поэтом В. Ходасевичем издает в Берлине журнал «Беседа» для русской интеллигенции, который до русского читателя не дошел, так как был запрещен в Советском Союзе, второй журнал — «Русский современник», созданный при участии писателя в Ленинграде, цензура закрыла.

Власть в Советах была недовольна выступлениями Максима Горького в защиту политзаключенных. Но его взаимосвязи с деятелями культуры и русскими писателями не прекращались. Он был широко известен за рубежом как общественный деятель и писатель, пользовался уважением среди прогрессивной интеллигенции.

Политические власти Советского Союза хорошо это понимали и во второй половине 20-х годов были заинтересованы в возвращении М. Горького на родину, всячески содействуя этому. Мечта писателя о новой культуре и одиночество в эмигрантской среде все-таки привели его на родину. Весной 1928 года он приезжает в СССР, где широко празднуется его 60-летие. Писатель совершает поездки по Союзу (Харьков, Курск, Днепрострой, Крым, Кавказ, Запорожье, Сталинград, Нижний Новгород, Самара). Впечатления о путешествиях он собирает в книге очерков «По Советскому Союзу» (1929). Его надежды на формирование творческого потенциала народа после революции, о которых он писал еще в 1917 году в «Несвоевременных мыслях», казалось, оправдались. В стране он увидел уже не разрушение и хаос, а созидание: народ и страна преображались.

Этот приезд стал переломным в отношении писателя к СССР и народу в целом. В 1931 году Горький окончательно возвращается в Союз, постоянным местом жительства выбирает Москву. Он создаёт такие журналы как: «Наши достижения» и «Литературная учеба», также он издает «Историю фабрик и заводов», «Историю гражданской войны» и другие книги. В 1934 году он возглавляет Союз Советских писателей, созданный по его инициативе. Тем не менее, последние годы жизни М. Горького были трагичными: он был под тайным надзором ГПУ, по сути, его изолировали от советской и мировой общественности.

Писатель скончался 18 июля 1936 года, при неизвестных обстоятельствах накануне массовых репрессий. Смерть Горького, по версии властей, была последствием «троцкистско-бухаринского заговора». Тем не менее версии о насильственной смерти до сих пор не нашли документального доказательства.

Деятельность и позиция М. Горького, в последние годы его жизни, была довольно противоречива. Он беспокоился о развитии культуры в стране, но почему-то не замечал непрекращающихся репрессий.

В писателе словно жили два человека: публицист и художник. Первый призывал своих собратьев по перу писать о сталинских репрессиях и о труде заключенных, как о великом достижении Советской власти в перековке заблудших, не замечая трагедийности происходящего, второй писал о личности и ее судьбе в страшной реальности 20 века, отнимающей у человека естественную для него социальную и творческую свободы. Именно эта тема является одной из основных в творчестве М. Горького 30-х годов. Дар творца оказывался как бы сильнее личности, которая несла его в себе, заставляя преодолевать вольные или невольные заблуждения.

По факту, трудно назвать второй отъезд Горького эмиграцией. Это был долгий, вынужденный выезд из страны, во время которого писатель лечился, занимался творчеством и пытался проводить сложную политику по сближению эмиграции и СССР.

Ho удивительным образом эмиграция Горького не оказала на художественное творчество писателя влияния. Он черпал материал только в русской дореволюционной реальности, не написав не одной работы ни о зарубежье, ни о жизни после Октябрьской революции в СССР.

Литература:
  1. Википедия. Максим Горький. [Электронный ресурс] Режим доступа. — URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Максим_Горький свободный (дата обращения: 15.11.2016).
  2. Семейные истории. Отношение Максима Горького к революции// [Электронный ресурс] Режим доступа — URL: http://www.famhist.ru/famhist/gorky/0005dcb3.htm свободный (дата обращения 15.11.2016).
  3. Диссертация Кравец В. С. Либеральная интеллигенция русского зарубежья 20-х годов XX века о национально-государственном строительстве в пост большевистской России// [Электронный ресурс] Режим доступа. — URL: http://www.dissercat.com/content/liberalnaya-intelligentsiya-russkogo-za…, свободный (Дата обращения: 15.11.2016).

Основные термины (генерируются автоматически): СССР, Нижний Новгород, Советская власть, Советский Союз, писатель, Казань, Италия, социальная революция, общественный деятель, Петербург.

moluch.ru

Максим Горький. Подробная биография

Настоящие имя и фамилия – Алексей Максимович Пешков.

Русский писатель, публицист, общественный деятель. Максим Горький родился 16 (28) марта 1868 года в Нижнем Новгороде в мещанской семье. Рано потерял родителей, воспитывался в семье деда. Окончил два класса слободского начального училища в Кунавине (ныне Канавино), пригороде Нижнего Новгорода, образование не смог продолжать из-за бедности (разорилось красильное заведение деда). М. Горький с десяти лет был вынужден работать. Обладавший уникальной памятью, Горький всю жизнь напряженно занимался самообразованием. В 1884 году отправился в Казань, где участвовал в работе подпольных народнических кружков; связь с революционным движением во многом определила его жизненные и творческие устремления. В 1888-1889 и 1891-1892 гг. скитался по югу России; впечатления от этих «хождений по Руси» в последующем стали важнейшим источником сюжетов и образов для его творчества (прежде всего раннего).

Первая публикация – рассказ «Макар Чудра», напечатанный в тифлисской газете «Кавказ» 12 сентября 1892 года. В 1893-1896 гг. Горький активно сотрудничал с приволжскими газетами, где опубликовал множество фельетонов и рассказов. Всероссийскую и общеевропейскую известность имя Горького получило вскоре после выхода его первого сборника «Очерки и рассказы» (т. 1-2, 1898), в котором острота и яркость в передаче жизненных реалий сочеталась с неоромантическим пафосом, со страстным призывом к преобразованию человека и мира («Старуха Изергиль», «Коновалов», «Челкаш», «Мальва», «На плотах», «Песня о Соколе» и др.). Символом растущего революционного движения в России стала «Песня о Буревестнике» (1901).

С началом работы Горького в 1900 году в издательстве «Знание» началась его многолетняя литературно-организаторская деятельность. Он расширил программу издательства, организовал с 1904 выпуск знаменитых сборников «Знания», сплотил вокруг издательства крупнейших писателей, близких к реалистичному направлению (И. Бунин, Л. Андреев, А. Куприн и др.), и фактически возглавил это направление в его противостоянии модернизму.

На рубеже 19-20 вв. вышли первые романы М. Горького «Фома Гордеев» (1899) и «Трое» (1900). В 1902 в МХТ были поставлены его первые пьесы – «Мещане» и «На дне». Вместе с пьесами «Дачники» (1904), «Дети Солнца» (1905), «Варвары» (1906) они определили своеобразный горьковский тип русского реалистичного театра начала 20 века, основанный на острой социальной конфликтности и ясно выраженной идеологичности характеров. Пьеса «На дне» поныне сохраняется в репертуаре многих театров мира.

Вовлеченный в активную политическую деятельность в начале первой русской революции, Горький был вынужден в январе 1906 года эмигрировать (вернулся в конце 1913). Пик сознательной политической ангажированности (социально-демократической окраски) писателя пришелся на 1906-1907 гг., когда были опубликованы пьесы «Враги» (1906), роман «Мать» (1906-1907), публицистические сборники «Мои интервью» и «В Америке» (оба 1906).

Новый поворот в миросозерцании и стилевой манере Горького обнаружился в повестях «Городок Окуров» (1909-1910) и «Жизнь Матвея Кожемякина» (1910-1911), а также в автобиографической прозе 1910-х гг.: повестях «Хозяин» (1913), «Детство» (1913-1914), «В людях» (1916), сборнике рассказов «По Руси» (1912-1917) и др.: Горький обратился к проблеме русского национального характера. Те же тенденции отразились и в т. н. втором драматургическом цикле: пьесы «Чудаки» (1910), «Васса Железнова» (1-я ред. – 1910), «Старик» (создана в 1915, опубликована в 1918) и др.

В период революций 1917 года Горький стремился бороться с антигуманистическим и антикультурным произволом, ставку на который делали большевики (цикл статей «Несвоевременные мысли» в газете «Новая жизнь»). После октября 1917 года он, с одной стороны, включился в культурную и общественную работу новых институтов, а с другой – критиковал большевистский террор, пытался спасти от арестов и казней (в ряде случаев – удачно) представителей творческой интеллигенции. Усилившиеся разногласия с политикой В. Ленина привели Горького в октябре 1921 года к эмиграции (формально она была представлена как выезд за границу для лечения), которая фактически (с перерывами) продолжалась до 1933 года.

Первая половина 1920-х годов отмечена поисками Горького новых принципов художественного мировосприятия. В экспериментальной мемуарно-фрагментарной форме написана книга «Заметки из дневника. Воспоминания» (1924), в центре которой – тема русского национального характера и его противоречивой сложности. Сборник «Рассказы 1922-1924 годов» (1925) отмечен интересом к тайнам человеческой души, психологически усложненному типу героя, тяготением к необычным для прежнего Горького условно-фантастическим ракурсам видения. В 1920-е годы началась работа Горького над широкими художественными полотнами, освещающими недавнее прошлое России: «Мои университеты» (1923), роман «Дело Артамоновых» (1925), роман-эпопея «Жизнь Клима Самгина» (ч. 1-3, 1927-1931; незавершенная 4 ч., 1937). Позднее эта панорама была дополнена циклом пьес: «Егор Булычов и другие» (1932), «Достигаев и другие» (1933), «Васса Железнова» (2-я редакция, 1936).

Окончательно вернувшись в СССР в мае 1933 года, Горький принял активное участие в культурном строительстве, руководил подготовкой 1-го Всесоюзного съезда советских писателей, участвовал в создании ряда институтов, издательств и журналов. Его выступления и организационные усилия сыграли существенную роль в утверждении эстетики социалистического реализма. Публицистика этих лет характеризует Горького как одного из идеологов советского строя, косвенно и прямо выступающего с апологетикой сталинского режима. Одновременно он неоднократно обращался к Сталину с ходатайствами за репрессированных деятелей науки, литературы и искусства.

К вершинам творчества М. Горького относится цикл мемуарных портретов современников (Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, Л.Н. Андреева и др.), созданных им в разное время.

18 июня 1936 года Максим Горький умер в Москве, похоронен на Красной площади (урна с прахом захоронена в Кремлевской стене).

Биография

Произведения

Критика

Ключевые слова: Максим Горький, биография Максима Горького, скачать подробную биографию, скачать бесплатно, русская литература 20 века, русские писатели 20 века, жизнь и творчество Максима Горького

md-eksperiment.org

Тест м.горкий | Образовательный портал EduContest.Net — библиотека учебно-методических материалов

М. Горький

I Вариант

1. Уроженцем какого города был М. Горький?
а) Москвы
б) Петербурга
в) Нижнего Новгорода
г) Саратова

2. Укажите годы жизни М. Горького.
а) 1868-1936 гг.
б) 1870-1921 гг.
в) 1890-1940 гг.
г) 1895-1925 гг.

3. Какое образование получил М. Горький?
а) учился в гимназии
б) закончил Казанский университет
в) получил домашнее образование
г) не получил никого систематического образования

4. Как относится М. Горький к первой русской революции?
а) сочувствовал
б) активно поддерживал, помогал материально
в) настороженно
г) отрицательно

5. Почему М. Горький вынужден был эмигрировать из России в 1906 году?
а) чтобы поправить здоровье
б) чтобы увидеть мир
в) боялся ареста и преследований за революционную деятельность
г) без причины

6. В каком году М. Горький вторично эмигрировал из России?
а) в 1918 г.
б) в 1921 г.
в) в 1923 г.
г) в 1929 г.

7. Когда состоялся I съезд Советских писателей, на котором было объявлено о существовании и принципах нового литературного направления – социалистического реализма?
а) в 1930 г.
б) в 1932 г.
в) в 1936 г.
г) в 1934 г.

8. Определите жанр пьесы М. Горького «На дне».
а) бытовая драма
б) социально-философская драма
в) трагедия
г) мелодрама

9. Кто из персонажей пьесы «На дне» не хочет примириться с жизнью на «дне» и заявляет: «Я рабочий человек и с малых лет работаю Вылезу Кожу сдеру, а вылезу»?
а) Сатин
б) Барон
в) Клещ
г) Пепел

10. Кто из персонажей пьесы «На дне» утверждал: «Ложь – религия рабов и хозяев Правда – бог свободного человека!»?
а) Лука
б) Клещ
в) Сатин
г) Бубнов

11. В пьесе М. Горького «На дне» основным средством раскрытия характеров героев является речевая характеристика. По высказываниям героев определите персонаж драмы.
а) «Сделай так, чтоб работа мне была приятна – я, может быть, буду работать Когда труд – удовольствие, жизнь – хороша! Когда труд – обязанность, жизнь – рабство!»
б) «На что совесть? Я — небогатый»
в) «Не помню, когда я сыта была Всю жизнь мою дрожала мучилась как бы больше другого не съесть»
г) «Тюрьма добру не научит, и Сибирь не научит а человек – научит»
д) «А то воображу себе,

educontest.net

Максим Горький. Биография писателя — РИА Новости, 28.03.2008

С лета 1888 по октябрь 1892 года Горький странствовал «по Руси». За четыре года он исходил всю Южную Россию — от Астрахани до Москвы, побывал в Южной Бесарабии, Крыму и на Кавказе. Он батрачил в деревнях, работал на рыбных и соляных промыслах, был мойщиком посуды, служил железнодорожным сторожем и работником ремонтных мастерских.

В эти годы Горький приобрел немало знакомств в среде творческой интеллигенции, пережил увлечение народничеством, толстовством и социал-демократическими учениями, писал стихи и прозу. В сентябре 1892 года в газете «Кавказ» (Тифлис) был напечатан его рассказ «Макар Чудра», подписанный псевдонимом «М.Горький».

До 1909 года Горький по своим взглядам ближе всего стоял к большевикам. В 1909 году, благодаря своей симпатии к «впередовцам» и «богостроителям», он разошелся с Лениным. После февральской революции основал, вместе с рядом левых социал-демократических публицистов и литераторов, интернационалистическую газету «Новая жизнь», которая стала объединяющим центром своеобразного течения в социал-демократической партии, получившего название «новожизненского».

Октябрьскую революцию «Новая жизнь» и сам Горький встретили с пессимизмом, предрекая ее скорый провал. В первые недели и месяцы после революции писатель выступил с циклом статей под общим заголовком «Несвоевременные мысли», в которых резко критиковал взятый Лениным курс, подчеркивал преждевременность революции и ее разрушительные последствия. Горький высказывался в защиту буржуазной прессы, находя, что именно особенности переходного периода требуют свободного соревнования различных политических партий. Однако уже в 1919 году он сделался горячим сторонником Советской власти.

Однако сами большевики не считали его близким себе по духу, и с 1921 по 1928 год Горький жил в эмиграции, куда отправился после крайне настойчивых советов Ленина. Горький поселился в Сорренто (Италия), но не прерывал связей с молодой советской литературой (Л.М.Леонов, В.В.Иванов, А.А.Фадеев, И.Э.Бабель). Написал цикл «Рассказы 1922-1924 годов», «Заметки из дневника», роман «Дело Артамоновых».

С 1925 года Горький начал работу над исторической эпопеей «Жизнь Клима Самгина» (первоначальное название романа — «Сорок лет»), которая, по замыслу писателя, должна была стать летописью переломной эпохи в истории России и русской интеллигенции. Работу над романом он продолжал до самой смерти, но так и не успел закончить его.

В мае 1928 года Горький вернулся в СССР и все лето путешествовал по стране (Курск, Харьков, Днепрострой, Запорожье, Крым, Ростов-на-Дону, Баку, Тифлис, Коджори, Ереван, Владикавказ, Сталинград, Самара, Казань, Нижний Новгород). Впечатления об этих поездках были собраны им в книгу «По Союзу Советов» (1929).

В 1933 году Горький переехал в Москву. По его инициативе были созданы журналы «Наши достижения» (1929-1936) и «Литературная учеба» (1930-1941), издание «История фабрик и заводов», выпустившее в 1931-1933 годах около 250 книг различного характера, издание «История гражданской войны», выпускался литературно-художественный альманах, была учреждена серия «Библиотека поэта».

Горький сыграл ключевую роль в образовании Союза советских писателей, явившись организатором и председателем I Всесоюзного съезда советских писателей (1934). По инициативе Горького был основан Литературный институт, затем названный его именем.

Умер Максим Горький 18 июня 1936 года. Его смерть была окутана слухами. Еще во времена сталинских репрессий официальной стала версия о том, что великого пролетарского писателя якобы «залечили до смерти» врачи-убийцы. Впоследствии, еще в советские годы, эта версия была предана забвению. Сейчас обстоятельства и причины смерти Горького (и его сына Максима в мае 1934 года) остаются предметом дискуссии.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Все справки>>

ria.ru

Максим Горький: буревестник революции и разочаровавшийся отец «новых людей»

Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Отправить еще раз

2017-11-09T13:54Z

2018-06-13T14:45Z

https://ria.ru/20171109/1505058322.html

https://cdn23.img.ria.ru/images/149646/75/1496467542_0:197:1384:982_1036x0_80_0_0_6ec9d1ffa23770df8cca129cc4f934c8.jpg

РИА Новости

https://cdn22.img.ria.ru/i/export/ria/logo.png?837

РИА Новости

https://cdn22.img.ria.ru/i/export/ria/logo.png?837

9 ноября 2017, 13:54

0

Максим Горький (настоящее имя Алексей Максимович Пешков) в советское время был одним из самых издаваемых российских писателей. Основателя социалистического реализма называли «буревестником революции», однако сам Горький Октябрьскую революцию встретил с пессимизмом, критиковал взятый большевиками курс и постоянно подчеркивал преждевременность таких преобразований и их разрушительные последствия. Все эти мысли писатель в 1917-1918 годах изложил в цикле статей, опубликованных в издаваемом им журнале «Новая жизнь». Критическая оценка событий тех дней не понравилась советским властям и журнал был закрыт. А статьи, объединенные в книгу под общим названием «Несвоевременные мысли», не издавались в Советском Союзе следующие 70 лет.

 

 

 

© РИА Новости / Перейти в фотобанкАлексей Максимович Пешков был сыном маляра. Отец умер, заразившись от Алексея холерой, когда мальчику было всего три года. С отчимом отношения не сложились, поэтому в детстве он жил в доме деда по материнской линии, который был владельцем красильной мастерской. Пешков много времени проводил на улице, выполняя простую работу или собирая тряпье. Среднего образования будущий литератор не получил, до 30 лет писал с массой орфографических и пунктуационных ошибок, однако много читал и благодаря хорошей памяти мог с легкостью цитировать классиков.

1 из 13

Алексей Максимович Пешков был сыном маляра. Отец умер, заразившись от Алексея холерой, когда мальчику было всего три года. С отчимом отношения не сложились, поэтому в детстве он жил в доме деда по материнской линии, который был владельцем красильной мастерской. Пешков много времени проводил на улице, выполняя простую работу или собирая тряпье. Среднего образования будущий литератор не получил, до 30 лет писал с массой орфографических и пунктуационных ошибок, однако много читал и благодаря хорошей памяти мог с легкостью цитировать классиков.

© РИА Новости / Перейти в фотобанкС революционными идеями будущий писатель познакомился в Казани, куда приехал поступать в университет. В вуз Пешкова не взяли, однако с этого времени он стал вхож в марксистские кружки. В конце 80-х — начале 90-х годов он много путешествовал по стране и брался за любую работу: был весовщиком и железнодорожным мастером, рыболовом, сторожем, пекарем. Рассказы о своих странствиях по совету друга он начал записывать на бумаге. «Макар Чудра» стал его первым опубликованным произведением, подписанным псевдонимом «Максим Горький».

2 из 13

С революционными идеями будущий писатель познакомился в Казани, куда приехал поступать в университет. В вуз Пешкова не взяли, однако с этого времени он стал вхож в марксистские кружки. В конце 80-х — начале 90-х годов он много путешествовал по стране и брался за любую работу: был весовщиком и железнодорожным мастером, рыболовом, сторожем, пекарем. Рассказы о своих странствиях по совету друга он начал записывать на бумаге. «Макар Чудра» стал его первым опубликованным произведением, подписанным псевдонимом «Максим Горький».

© РИА Новости / Перейти в фотобанкСочинения Горького стали очень быстро популярны, «Очерки и рассказы» моментально распродавались. Параллельно с литературной деятельностью он участвовал в марксистских кружках, писал прокламации, призывавшие к борьбе с самодержавием. За это его даже арестовывали. В 1902 году Императорская Академия наук избрала Горького почетным академиком по разряду изящной словесности, однако это решение возмутило Николая II. Избрание было аннулировано правительством, поскольку новоизбранный академик «находился под надзором полиции». В 1905 году писатель вступил в РСДРП, тогда же познакомился с Лениным. В начале 1906 года Горький покинул Россию, где его начали преследовать за политическую деятельность.

3 из 13

Сочинения Горького стали очень быстро популярны, «Очерки и рассказы» моментально распродавались. Параллельно с литературной деятельностью он участвовал в марксистских кружках, писал прокламации, призывавшие к борьбе с самодержавием. За это его даже арестовывали. В 1902 году Императорская Академия наук избрала Горького почетным академиком по разряду изящной словесности, однако это решение возмутило Николая II. Избрание было аннулировано правительством, поскольку новоизбранный академик «находился под надзором полиции». В 1905 году писатель вступил в РСДРП, тогда же познакомился с Лениным. В начале 1906 года Горький покинул Россию, где его начали преследовать за политическую деятельность.

© РИА Новости / Перейти в фотобанкЗа время эмиграции Горький побывал в Финляндии, Швеции, Германии, Швейцарии, Франции и Америке, где, по поручению Ленина, собирал средства для подготовки революции в России. Большую часть времени из-за туберкулеза Горький проводил в Италии. На Капри писатель увлекся идеями богостроителей Луначарского и Богданова, которые призывали использовать религию как социальный регулятор. В центре этого философского направления была идея обожествления прогресса, коллектива или общества в целом. Однако под влиянием Ленина, с которым Горький был в постоянной переписке, от идей богостроителей писатель вернулся к марксизму. После объявления всеобщей амнистии по случаю 300-летия дома Романовых в конце 1913 года Горький вернулся в Россию, где занялся изданием и редактированием большевистских газет и журналов.

4 из 13

За время эмиграции Горький побывал в Финляндии, Швеции, Германии, Швейцарии, Франции и Америке, где, по поручению Ленина, собирал средства для подготовки революции в России. Большую часть времени из-за туберкулеза Горький проводил в Италии. На Капри писатель увлекся идеями богостроителей Луначарского и Богданова, которые призывали использовать религию как социальный регулятор. В центре этого философского направления была идея обожествления прогресса, коллектива или общества в целом. Однако под влиянием Ленина, с которым Горький был в постоянной переписке, от идей богостроителей писатель вернулся к марксизму. После объявления всеобщей амнистии по случаю 300-летия дома Романовых в конце 1913 года Горький вернулся в Россию, где занялся изданием и редактированием большевистских газет и журналов.

© РИА Новости / Перейти в фотобанкГорький, мечтавший о «новых идеальных людях», не принял революцию и был поражен ее жестокостью. После октября 1917 года он стал задаваться вопросом, готов ли русский народ к свободе. В колонках, опубликованных в журнале «Новая жизнь» и позже изданных книгами «Несвоевременные мысли» и «Революция и культура», он резко осуждал погромы усадеб, уничтожение предметов искусства и книг. Кроме того, он критиковал методы большевиков и их отношение к старой интеллигенции. Горький часто обращался к Ленину, Троцкому и Дзержинскому с ходатайствами об осужденных, но после расстрела Гумилева стал задумываться об отъезде из страны. По настоянию Ленина, Горький покинул СССР 16 октября 1921 года, официально, чтобы лечиться за границей.

5 из 13

Горький, мечтавший о «новых идеальных людях», не принял революцию и был поражен ее жестокостью. После октября 1917 года он стал задаваться вопросом, готов ли русский народ к свободе. В колонках, опубликованных в журнале «Новая жизнь» и позже изданных книгами «Несвоевременные мысли» и «Революция и культура», он резко осуждал погромы усадеб, уничтожение предметов искусства и книг. Кроме того, он критиковал методы большевиков и их отношение к старой интеллигенции. Горький часто обращался к Ленину, Троцкому и Дзержинскому с ходатайствами об осужденных, но после расстрела Гумилева стал задумываться об отъезде из страны. По настоянию Ленина, Горький покинул СССР 16 октября 1921 года, официально, чтобы лечиться за границей.

© РИА Новости / Сайков / Перейти в фотобанкПисатель жил в Гельсингфорсе (Хельсинки), Берлине и Праге, а с 1924 года — в Сорренто. В эмиграции Горький не раз выступал против политики, проводимой советскими властями. Его открытое письмо против суда в Москве над эсерами Ленин даже назвал «предательством» друга. Досталось от писателя и одной из основных движущих сил революции. В брошюре «О русском крестьянстве», вышедшей в 1922 году, Горький возложил ответственность за трагические события в России и «жестокость форм революции» на село с его «зоологическим инстинктом собственника». Именно крестьяне, по словам писателя, свели все революционные идеи гуманизма к примитивной рационализации, к упрощенной жестокости и деградации.

6 из 13

Писатель жил в Гельсингфорсе (Хельсинки), Берлине и Праге, а с 1924 года — в Сорренто. В эмиграции Горький не раз выступал против политики, проводимой советскими властями. Его открытое письмо против суда в Москве над эсерами Ленин даже назвал «предательством» друга. Досталось от писателя и одной из основных движущих сил революции. В брошюре «О русском крестьянстве», вышедшей в 1922 году, Горький возложил ответственность за трагические события в России и «жестокость форм революции» на село с его «зоологическим инстинктом собственника». Именно крестьяне, по словам писателя, свели все революционные идеи гуманизма к примитивной рационализации, к упрощенной жестокости и деградации.

© РИА Новости / Макс Альперт / Перейти в фотобанкВ марте 1928 года Горький в Италии отметил свой 60-летний юбилей. Однако масштабные торжества по этому поводу прошли и в Советском Союзе. Спустя два месяца по приглашению лично Сталина впервые за 7 лет Горький приехал в СССР. На площади перед Белорусским вокзалом его ждала многотысячная толпа, часть пути до дома писателя несли на руках.

7 из 13

В марте 1928 года Горький в Италии отметил свой 60-летний юбилей. Однако масштабные торжества по этому поводу прошли и в Советском Союзе. Спустя два месяца по приглашению лично Сталина впервые за 7 лет Горький приехал в СССР. На площади перед Белорусским вокзалом его ждала многотысячная толпа, часть пути до дома писателя несли на руках.

© РИА Новости / Перейти в фотобанкВо время пребывания в СССР Горький много ездил по стране. Он был в Курске, Харькове, Крыму, Ростове-на-Дону, Баку, Тбилиси, Ереване, Владикавказе, Царицыне, Самаре, Казани и Нижнем Новгороде. Однако везде писателя водили по заранее подготовленным местам. После этой поездки Горький вернулся в Италию, объяснив свой отъезд медицинскими предписаниями.

8 из 13

Во время пребывания в СССР Горький много ездил по стране. Он был в Курске, Харькове, Крыму, Ростове-на-Дону, Баку, Тбилиси, Ереване, Владикавказе, Царицыне, Самаре, Казани и Нижнем Новгороде. Однако везде писателя водили по заранее подготовленным местам. После этой поездки Горький вернулся в Италию, объяснив свой отъезд медицинскими предписаниями.

© Фото : МАММ/МДФВ 1929 году Горький во второй раз с момента эмиграции приехал в СССР. На теплоходе «Глеб Бокий», перевозившем заключенных, писатель в июне приезжал в Соловецкий лагерь. Эту поездку он позже описал в очерки «Соловки». В октябре того же года Горький снова вернулся в Италию.

9 из 13

В 1929 году Горький во второй раз с момента эмиграции приехал в СССР. На теплоходе «Глеб Бокий», перевозившем заключенных, писатель в июне приезжал в Соловецкий лагерь. Эту поездку он позже описал в очерки «Соловки». В октябре того же года Горький снова вернулся в Италию.

© Public Domain В 1931 году власти предоставили писателю для постоянного проживания в Москве особняк Рябушинского на Малой Никитской улице, а в 1933 году еще и дачу в Крыму. После этого Горького в Италию больше не выпускали.

10 из 13

В 1931 году власти предоставили писателю для постоянного проживания в Москве особняк Рябушинского на Малой Никитской улице, а в 1933 году еще и дачу в Крыму. После этого Горького в Италию больше не выпускали.

© РИА Новости / Перейти в фотобанкВ последние годы своей жизни главной работой писателя был роман «Жизнь Клима Самгина», в котором Горький попытался изобразить путь «революционера поневоле», «интеллигента средней стоимости, который проходит сквозь целый ряд настроений, ища для себя наиболее независимого места в жизни, где бы ему было удобно и материально и внутренне».

11 из 13

В последние годы своей жизни главной работой писателя был роман «Жизнь Клима Самгина», в котором Горький попытался изобразить путь «революционера поневоле», «интеллигента средней стоимости, который проходит сквозь целый ряд настроений, ища для себя наиболее независимого места в жизни, где бы ему было удобно и материально и внутренне».

© РИА Новости / М. Бессмертный / Перейти в фотобанкПисатель скончался на своей даче в Горках 18 июня 1936 года. Его тело, по решению Сталина, было кремировано, а прах помещен в урне в Кремлевскую стену на Красной площади в Москве. При этом вдове Горького, Екатерине Пешковой, власти отказали в захоронении части праха в могиле его сына Максима на Новодевичьем кладбище.

12 из 13

Писатель скончался на своей даче в Горках 18 июня 1936 года. Его тело, по решению Сталина, было кремировано, а прах помещен в урне в Кремлевскую стену на Красной площади в Москве. При этом вдове Горького, Екатерине Пешковой, власти отказали в захоронении части праха в могиле его сына Максима на Новодевичьем кладбище.

13 из 13

Русский писатель Максим Горький (Алексей Максимович Пешков). Берлин, 1921 год.

Ваш аккаунт заблокирован администратором сайта Ваш аккаунт разблокирован администратором сайта Вы подписаны на подкаст «». Управлять своими подписками вы можете в личном кабинете Вы подписаны на тему «». Управлять своими подписками вы можете в личном кабинете Вы получили -е предупреждение. Уважайте других участников и не нарушайте правила комментирования. После третьего нарушения вы будете заблокированы на 12 часов.

ria.ru

Почему М. Горький во время революции был вынужден жить за границей?

Горький, который одним из первых ратовал за установление Советской власти впоследствии стал разочаровываться в методах, которыми власть сметала все на своем пути. Диктатура поначалу рассматриваемая как необходимость в борьбе за смену и закрепление власти, была не краткосрочным инструментом, а постоянным жерлом новой власти. Горький наблюдал постоянные репрессии, они ему казались несправедливыми и жестокими, среди репрессированных было много его знакомых и талантливых людей. Он недоумевал, как творческие люди могут обвиняться в действиях против власти и лично ходатайствовал перед Лениным. И как вел себя Ильич? Он был внимателен и сдержан. Его глаза выражали полное понимание и сочувствие. Но это только на первый взгляд. На самом деле Ленин предпочитал перевести стрелки разговора в иное русло, и потом еже письмом писал ему: «Вопль сотен
интеллигентов по поводу «ужасного» ареста на несколько недель Вы слышите и слушаете, а голоса массы, миллионов, рабочих и крестьян, коим угрожает Деникин, Колчак, Лианозов, Родзянко, красногорские (и другие кадетские) заговорщики, этого голоса вы не слышите и не слушаете».

По воспоминаниям Луначарского Горький жаловался Ленину на обыски, досмотры и аресты интеллигентов Петрограда, которые ранее помогали большевикам, а Ленин, усмехнувшись, ответил: «Да, славные, добрые люди.. . Ведь они славные и добрые, ведь их сочувствие всегда с угнетенными, ведь они всегда против преследователей. А что сейчас они видят перед собой? Преследователи — это наша ЧК, угнетенные — это кадеты и эсеры, которые от нее бегают. Очевидно, долг, как они его понимают, предписывает им стать их союзниками против нас. А нам надо активных контрреволюционеров ловить и обезвреживать».
Все это настолько стало убивать Горького, что жизнь в Петрограде казалась ему невыносимой, но не мог заниматься творчеством, он не мог спокойно помогать подающим надежды писателем, как это он ранее старался приобщать желающих к литературе.
Именно тогда в 21 году он принял решение уехать за границу и до 28 года до официального приглашения Сталина он жил в Италии. Затем в 32 году по просьбе Сталина вернулся в Союз и приступил к работе. Сталин знал, что Горький слово революции, народник, блестящий оратор, именно такой человек сможет вести необходимую агитационную работу, поэтому и предложил ему создавать, открывать редакции, выпускать газеты, журналы и т. д.

otvet.mail.ru

Максим Горький.Личность о которой мы знаем очень мало правды

Происхождение, образование, мировоззрение Максима Горького

ОтецМаксим Савватиевич Пешков (1840-71) — сын солдата, разжалованного из офицеров, столяр-краснодеревщик. В последние годы работал управляющим пароходной конторой, умер от холеры. Мать,Варвара Васильевна Каширина (1842-79) — из мещанской семьи; рано овдовев, вторично вышла замуж, умерла от чахотки. Детство писателя прошло в доме деда Василия Васильевича Каширина, который в молодости бурлачил, затем разбогател, стал владельцем красильного заведения, в старости разорился. Дед обучал мальчика по церковным книгам, бабушка Акулина Ивановна приобщила внука к народным песням и сказкам, но главное — заменила мать, «насытив», по словам самого Горького, «крепкой силой для трудной жизни» («Детство»).
Настоящего образования Горький не получил, закончив лишь ремесленное училище. Жажда знаний утолялась самостоятельно, он рос «самоучкой». Тяжелая работа (посудник на пароходе, «мальчик» в магазине, ученик в иконописной мастерской, десятник на ярмарочных постройках и др.) и ранние лишения преподали хорошее знание жизни и внушили мечты о переустройстве мира. «Мы в мир пришли, чтобы не соглашаться…» — сохранившийся фрагмент уничтоженной поэмы молодого Пешкова «Песнь старого дуба».
Ненависть к злу и этический максимализм были источником нравственных терзаний. В 1887 году пытался покончить с собой. Принимал участие в революционной пропаганде, «ходил в народ», странствовал по Руси, общался с босяками. Испытал сложные философские влияния: от идей французского Просвещения и материализма И. В. Гете до позитивизма Ж. М. Гюйо, романтизма Дж. Рескина и пессимизма А. Шопенгауэра. В его нижегородской библиотеке рядом с «Капиталом» К. Маркса и «Историческими письмами» П. Л. Лаврова стояли книги Э. Гартмана, М. Штирнера и Ф. Ницше.
Грубость и невежество провинциального быта отравили его душу, но и — парадоксальным образом — породили веру в Человека и его потенциальные возможности. Из столкновения противоречащих друг другу начал родилась романтическая философия, в которой Человек (идеальная сущность) не совпадал с человеком (реальным существом) и даже вступал с ним в трагический конфликт. Гуманизм Горького нес в себе бунтарские и богоборческие черты. Любимым его чтением была библейская Книга Иова, где «Бог поучает человека, как ему быть богоравным и как с п о к о й н о встать рядом с Богом» (письмо Горького В. В. Розанову, 1912).

Ранние произведения Горького (1892-1905)

Горький начинал как провинциальный газетчик (печатался под именем Иегудиил Хламида). Псевдоним М. Горький(письма и документы подписывал настоящей фамилией — А. Пешков; обозначения «А. М. Горький» и «Алексей Максимович Горький» контаминируют псевдоним с настоящим именем) появился в 1892 в тифлисской газете «Кавказ», где был напечатан первый рассказ «Макар Чудра». В 1895, благодаря помощи В. Г. Короленко, опубликовался в популярнейшем журнале «Русское богатство» (рассказ «Челкаш»). В 1898 в Петербурге вышла книга «Очерки и рассказы», имевшая сенсационный успех. В 1899 появились поэма в прозе «Двадцать шесть и одна» и первая большая повесть «Фома Гордеев». Слава Горького росла с невероятной быстротой и вскоре сравнялась с популярностью А. П. Чехова и Л. Н. Толстого.
С самого начала обозначилось расхождение между тем, что писала о Горьком критика, и тем, что желал видеть в нем рядовой читатель. Традиционный принцип толкования произведений с точки зрения заключенного в них социального смысла применительно к раннему Горькому не срабатывал. Читателя меньше всего интересовали социальные аспекты его прозы, он искал и находил в них настроение, созвучное времени. По словам критика М. Протопопова, Горький подменил проблему художественной типизации проблемой «идейного лиризма». Его герои совмещали в себе типические черты, за которыми стояло хорошее знание жизни и литературной традиции, и особого рода «философию», которой автор наделял героев по собственному желанию, не всегда согласуясь с «правдой жизни». Критики в связи с его текстами решали не социальные вопросы и проблемы их литературного отражения, а непосредственно «вопрос о Горьком» и созданном им собирательном лирическом образе, который стал восприниматься как типический для России конца 19 — начала 20 вв. и который критика сравнивала со «сверхчеловеком» Ницше. Все это позволяет, вопреки традиционному взгляду, считать его скорее модернистом, чем реалистом.
Общественная позиция Горького была радикальной. Он не раз подвергался арестам, в 1902 Николай II распорядился аннулировать его избрание почетным академиком по разряду изящной словесности (в знак протеста Чехов и Короленко вышли из Академии). В 1905 вступил в ряды РСДРП (большевистское крыло) и познакомился с В.И.Лениным. Им оказывалась серьезная финансовая поддержка революции 1905-07.
Быстро проявил себя Горький и как талантливый организатор литературного процесса. В 1901 встал во главе издательства товарищества «Знание» и вскоре стал выпускать «Сборники товарищества «Знание», где печатались И. А.Бунин, Л.Н.Андреев,А.И.Куприн, В.В.Вересаев, Е.Н.Чириков, Н.Д.Телешов, А.С.Серафимович и др.
Вершина раннего творчества, пьеса «На дне», в огромной степени обязана своей славой постановке К. С. Станиславского в Московском художественном театре(1902; играли Станиславский, В.И.Качалов, И.М.Москвин, О.Л.Книппер-Чехова и др.) В 1903 в берлинском Kleines Theater состоялось представление «На дне» с Рихардом Валлентином в роли Сатина. Другие пьесы Горького — «Мещане» (1901), «Дачники» (1904), «Дети солнца», «Варвары» (обе 1905), «Враги» (1906) — не имели такого сенсационного успеха в России и Европе.

Горький между двух революций (1905-1917)

После поражения революции 1905-07 Горький эмигрировал на остров Капри (Италия). «Каприйский» период творчества заставил пересмотреть сложившееся в критике представление о «конце Горького» (Д. В. Философов), которое было вызвано его увлечениями политической борьбой и идеями социализма, нашедшими отражение в повести «Мать» (1906; вторая редакция 1907). Он создает повести «Городок Окуров» (1909), «Детство» (1913-14), «В людях» (1915-16), цикл рассказов «По Руси» (1912-17). Споры в критике вызвала повесть «Исповедь» (1908), высоко оцененная А. А. Блоком. В ней впервые прозвучала тема богостроительства, которое Горький с А. В. Луначарским и А. А. Богдановым проповедовал в каприйской партийной школе для рабочих, что вызвало его расхождения с Лениным, ненавидевшим «заигрывание с боженькой».
Первая мировая война тяжело отразилась на душевном состоянии Горького. Она символизировала начало исторического краха его идеи «коллективного разума», к которой он пришел после разочарования ницшевским индивидуализмом (по мнению Т. Манна, Горький протянул мост от Ницше к социализму). Безграничная вера в человеческий разум, принятая как единственный догмат, не подтверждалась жизнью. Война стала вопиющим примером коллективного безумия, когда Человек был низведен до «окопной вши», «пушечного мяса», когда люди зверели на глазах и разум человеческий был бессилен перед логикой исторических событий. В стихотворении Горького 1914 года есть строки:

«Как же мы потом жить будем?
Что нам этот ужас принесет?
Что теперь от ненависти к людям
Душу мою спасет?»

Годы эмиграции Максима Горького (1917-28)

Октябрьская революция подтвердила опасения Горького. В отличие от Блока, он услышал в ней не «музыку», а страшный рев стомиллионной крестьянской стихии, вырвавшейся через все социальные запреты и грозившей потопить оставшиеся островки культуры. В «Несвоевременных мыслях» (цикл статей в газете «Новая жизнь»; 1917-18; в 1918 вышли отдельным изданием) он обвинил Ленина в захвате власти и развязывании террора в стране. Но там же назвал русский народ органически жестоким, «звериным» и тем самым если не оправдывал, то объяснял свирепое обращение большевиков с этим народом. Непоследовательность позиции отразилась и в его книге «О русском крестьянстве» (1922).
Несомненной заслугой Горького была энергичная работа по спасению научной и художественной интеллигенции от голодной смерти и расстрелов, благодарно оцененная современниками (Е. И. Замятин, А. М. Ремизов, В. Ф. Ходасевич, В. Б. Шкловский и др.) Едва ли не ради этого задумывались такие культурные акции, как организация издательства «Всемирная литература», открытие «Дома ученых» и «Дома искусств» (коммун для творческой интеллигенции, описанных в романе О. Д. Форш «Сумасшедший корабль» и книге К. А. Федина «Горький среди нас»). Однако многих писателей (в т. ч. Блока, Н. С. Гумилева) спасти не удалось, что стало одной из основных причин окончательного разрыва Горького с большевиками.

С 1921 по 1928 Горький жил в эмиграции, куда отправился после слишком настойчивых советов Ленина. Поселился в Сорренто (Италия), не прерывая связей с молодой советской литературой (Л. М. Леоновым, В. В. Ивановым, А. А. Фадеевым, И. Э. Бабелем и др.) Написал цикл «Рассказы 1922-24 годов», «Заметки из дневника» (1924), роман «Дело Артамоновых» (1925), начал работать над романом-эпопеей «Жизнь Клима Самгина» (1925-36). Современники отмечали экспериментальный характер произведений Горького этого времени, которые создавались с несомненной оглядкой на формальные искания русской прозы 20-х гг.

Возвращение Горького в Советский Союз

В 1928 Горький совершил «пробную» поездку в Советский Союз (в связи с чествованием, устроенным по поводу его 60-летия), до этого вступив в осторожные переговоры со сталинским руководством. Апофеоз встречи на Белорусском вокзале решил дело; Горький возвратился на родину. Как художник он целиком погрузился в создание «Жизни Клима Самгина», панорамной картины России за сорок лет. Как политик фактически обеспечивал Сталину моральное прикрытие перед лицом мирового сообщества. Его многочисленные статьи создавали апологетический образ вождя и молчали о подавлении в стране свободы мысли и искусства — фактах, о которых Горький не мог не знать. Он встал во главе создания коллективной писательской книги, воспевшей строительство заключенными Беломорско-Балтийского канала им. Сталина. Организовал и поддерживал множество предприятий: издательство «Аcademia», книжные серии «История фабрик и заводов», «История гражданской войны», журнал «Литературная учеба», а также Литературный институт, затем названный его именем. В 1934 возглавил Союз писателей СССР, созданный по его инициативе.
Смерть Горького была окружена атмосферой таинственности, как и смерть его сына — Максима Пешкова. Однако версии о насильственной смерти обоих до сих пор не нашли документального подтверждения. Урна с прахом Горького помещена в Кремлевской стене в Москве.

П. В. Басинский

maxpark.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *