В гончаров – Гончаров, Василий Михайлович — Википедия

Биография Гончарова Ивана Александровича

Великий русский писатель Иван Александрович Гончаров родился в Симбирске 6 июня 1812 г. в небогатой купеческой семье. Предки писателя были военными: прадед – Иван Лаврентьевич – происходил из «солдатских детей» и сам служил, его дед – Иван Иванович – дослужился до капитанского чина и в 1759 году вернулся из-под Оренбурга на жительство в Симбирск. Отец Гончарова – Александр Иванович – был купцом 3-й гильдии, занимался хлеботорговлей и имел небольшой свечной завод. Писатель своего отца практически не помнил: тот умер, когда мальчику было всего 7 лет.

Воспитанием четверых детей Гончаровых занималась мать Авдотья Матвеевна (урожд. Шахторина). В письмах, в очерке «На родине» Гончаров всегда вспоминал о матери с чувством благоговения. Всю жизнь писатель был благодарен матери за любовь и заботу, которыми она согрела его детство, и за разумную, строгую требовательность, в которой Гончаров видел основу нравственного воспитания. Чувство долга, серьёзное, вдумчивое отношение к жизни, трудолюбие, стойкость – все эти качества, свойственные многим русским женщинам, составляли суть характера Авдотьи Матвеевны. Эти качества она старалась воспитать в своих детях. «Можно сказать, что прочную основу нравственного воспитания, – писал Гончаров позже, – заложила в нас эта умная, заботливая, любящая мать! Зато она во всю нашу жизнь и до конца своей была для нас нравственным авторитетом».

Особое влияние на формирование личности Гончарова оказал его крёстный отец, симбирский дворянин Николай Николаевич Трегубов. В очерке-воспоминаниях «На родине» И. А. Гончаров вывел Н. Н. Трегубова под фамилией Якубов. «Это был чистый самородок честности, чести, благородства … с добрым, тёплым сердцем», – пишет Иван Александрович.

Образование Гончаров получил в Москве, вначале в Императорском коммерческом училище, а затем в университете.

Весной 1835 года молодой Гончаров, окончивший к этому времени словесное отделение Московского университета и проработавший год в канцелярии симбирского губернатора, решает уехать в Петербург. Наверное, так же, как и Александр Адуев – герой его будущего романа «Обыкновенная история» – он мечтал о «карьере, счастье, фортуне». Только в отличие от героя романа мечта Ивана Гончарова имела чёткий характер – его самым заветным желанием было стать профессиональным литератором.

Две трети своей долгой жизни Гончаров прожил в Петербурге, там протекала его служебная и литературная деятельность. Жизнь складывалась так, что почти тридцать лет он должен был отдать службе, жалованье многие годы было единственным источником его существования. Позже, в одном из писем Иван Александрович с горечью признавался: «…хотелось мне всегда и призван я был писать, а между тем должен был служить…» Около 20 лет Гончаров был чиновником Департамента Внешней Торговли Министерства Финансов, наблюдал и осмысливал многие экономические процессы, происходившие в России и Европе. В 1852-1855 гг. он принимал участие в дипломатической миссии адмирала Е. В. Путятина в Японию для установления торговых и дипломатических отношений. В составе миссии Гончаров путешествует на фрегате «Паллада» (Англия – Атлантический океан – Африка – Индийский океан – Азия – Тихий океан – Япония – Дальний Восток и Сибирь), о чём рассказывает в своей книге «Фрегат «Паллада»» (1858). Как чиновник И.А.Гончаров дослужился до чина Действительного Статского Советника, был членом Государственного Совета по делам печати. Именно такая многогранность жизни и личности Гончарова позволила ему в своём творчестве выразить позицию той части русского общества, которая несла в себе созидающую роль, направленную на сохранение связи времён, здоровый прогресс России.

Только в тридцать пять лет осуществилась мечта Гончарова – в №№ 3 и 4 журнала «Современник» за 1847 год он опубликовал свой первый роман «Обыкновенная история». После публикации этого романа Иван Гончаров занял в русской литературе, по словам В. Г. Белинского, «одно из самых видных мест». А Л. Н. Толстой так отозвался о гончаровском романе: «Прочтите эту прелесть. Вот где учишься жить. Видишь различные взгляды на жизнь, на любовь, с которыми можешь ни с одним не согласиться, но зато свой собственный становится умнее и яснее».

Роман «Обломов» стал самым знаменитым романом Гончарова. Главного героя этого романа знают во всём мире и ставят в один ряд с образами Гамлета, Фауста, Дон-Кихота. Опубликованный в 1859 году, «Обломов» был восторженно встречен читателями и русской критикой. В откликах известных литераторов того времени (И. С. Тургенева, В. П. Боткина, Л. Н. Толстого) повторялся один и тот же эпитет: «Обломов» – «вещь капитальная». «Обломов» и «обломовщина» – эти слова быстро стали нарицательными. Слово «обломовщина» Василий Даль включил в свой знаменитый словарь с пометой «усвоено из повести Гончарова».

Над задуманным в Симбирске летом 1849 года романом «Обрыв» Гончаров проработал в общей сложности двадцать лет. Писатель сознавал, что это его последнее крупное произведение. Этот роман был очень дорог ему: «…любимое дитя моего сердца и моей фантазии», – писал он об «Обрыве». Роман получился многоплановым и многосюжетным, в нём автор стремился выразить своё понимание времени и жизни вообще, свои мысли о России и надежды на её будущее. В июне 1868 года, работая над четвёртой частью романа, Гончаров писал о своём труде: «Невольно, бессознательно высказалась там и объяснилась и мне самому – и любовь к людям, и к России…»

Ярким событием в жизни писателя стало плавание на фрегате «Паллада» к берегам Японии. Мечта о кругосветном путешествии зародилась у Гончарова в детстве под впечатлением рассказов крёстного Н.Н.Трегубова о морских походах и сражениях на Чёрном море, участником которых он был. В сорок лет судьба дала шанс осуществить эту мечту. Вице-адмирал Е.В.Путятин, возглавлявший дипломатическую миссию, искал для неё секретаря, причём человека, «который бы хорошо писал по-русски, желательно литератора». Среди русских писателей не нашлось охотника отправиться навстречу опасностям долгого и тяжёлого плавания. Иван Александрович узнал о предложении Путятина случайно и сразу начал хлопотать о назначении.

Десять месяцев через Атлантический, Индийский и Тихий океаны плыл фрегат в Японию. Всё это время Гончаров подчинялся морскому распорядку, совершенно иному, непривычному укладу жизни. По окончании путешествия Гончаров напишет: «Это вглядывание, вдумывание в чужую жизнь, в жизнь целого народа или одного человека отдельно, даёт наблюдателю такой общечеловеческий и частный урок, которого ни в книгах, ни в каких школах не отыщешь».

Книга очерков И.А.Гончарова «Фрегат «Паллада»» до сегодняшнего дня считается эталоном в жанре путешествий в мировой литературе. Бесспорно, сам автор дорожил этой книгой. В 1879 году, когда после литературного чтения на петербургских Высших женских педагогических курсах среди курсисток зашла речь о романе «Обрыв», писатель вмешался в разговор со следующими словами: «Я бы вам рекомендовал моё любимое произведение, которое мне никогда не надоедает … Читайте «Фрегат «Палладу»»!»

Жизненный путь писателя завершился 15 сентября 1891 г. на восьмидесятом году жизни. По завещанию его похоронили на Новоникольском кладбище Александро-Невской лавры в Петербурге. В 1956 г. прах Гончарова был перенесён на «Литераторские мостки» Волковского кладбища.

Источник: uokm.ru

www.ivan-goncharov.ru

Биография Гончарова :: Litra.RU :: Лучшие биографии




Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!


/ Биографии / Гончаров И.А.

-Вариант 1
-Вариант 2
-Вариант 3
-Вариант 4
-Вариант 5
-Вариант 6
-Вариант 7

    Иван Александрович Гончаров родился 6 (18) июня 1812 года в городе Симбирске.
    Отец Гончарова, Александр Иванович, был зажиточным купцом. Занимался хлеботорговлей, имел репутацию уважаемого и порядочного торговца. Умер, когда Ивану было всего три года.
    Мать Гончарова, Авдотья Матвеевна, воспитывала детей одна (у Гончарова был старший брат и две младших сестры). Даже после смерти отца семья не знала нужды, и мать имела возможность не жалеть средств на их образование.
    Крестный отец Гончарова, Николай Николаевич Трегубов, был отставным офицером-моряком. Иван Александрович вырос на его рассказах о морских странствиях и приключениях и мечтал кругосветном путешествии, совершить которое попытался много лет спустя.
    Первым учебным заведением, куда был отдан будущий писатель, стал популярный среди дворян того времени пансион, располагавшийся в имении княгини Хованской. Хозяевами пансиона были образованный священник и его жена, немка по национальности. Именно в этом пансионе Иван Гончаров приобщается к литературе, читает Хераскова, Державина, Палласа.

    1822 – 1830 годы – Гончаров учится в Московском коммерческом училище.
    1831 – 1834 годы – Иван Александрович студент отделения словесности Московского университета. За весь период учебы Гончаров не состоит ни в одном кружке, что нетипично для просвещенной молодежи тех лет.
    Получив диплом, Гончаров едет сначала в родной Симбирск, и даже устраивается там на службу секретарем канцелярии симбирского губернатора А. М. Загряжского, но спустя год увольняется и приезжает в Петербург, где быстро находит работу переводчика в Министерстве финансов. Здесь Иван Александрович служит до начала пятидесятых годов. В Петербурге у Гончарова появляются знакомства в среде деятелей искусства. Вторая половина 1830-х годов – Гончаров сближается с семьей академика живописи Н.А. Майкова. 1838 год – Гончаров пишет свое первое произведение «Лихая болесть». 1839 год – появляется второе произведение Ивана Александровича «Счастливая ошибка». Оба первых произведения были помещены в рукописные альманахи «Лунные ночи» и «Подснежник», издававшиеся в семье Майкова. Гончаров не подписывался под ними, публикация произошла на условия анонимности. В этот же период Гончаров пробует писать стихи, подражая романтическим поэтам. 1842 год – написан очерк «Иван Саввич Поджабрин». 1846 год – написан первый роман И.А. Гончарова «Обыкновенная история». 1846 год – Гончаров знакомится с В.Г. Белинским, которого привела в восторг «Обыкновенная история». Однако друзьями Гончаров и Белинский не стали. Иван Александрович не поддерживал увлечения Белинского французскими резолюционными идеями, Виссарион Григорьевич в ответ называл Гончарова «филистером1», а в рецензии на «Обыкновенную историю» высказался об авторе «…художник и ничего более». 1848 год – в «Современнике» опубликован очерк «Иван Саввич Поджабрин». 1852 – 1854 годы – Иван Александрович принимает участие в экспедиции адмирала Е. В. Путятина на военном фрегате «Паллада» в качестве секретаря адмирала. Путятин направлялся в Японию, недоступную тогда для большинства иностранцев. Путешествие пришлось прервать из-за начала Восточной войны. 1856 год – Гончаров начинает сотрудничать с газетой «Северная почта» в качестве цензора. 1858 год – выходит цикл очерков Гончарова о путешествии, который называется «Фрегат “Паллада”». 1859 год – написан роман «Обломов». 1862 – 1863 годы – Гончаров занимает пост главного редактора «Северной почты», входит в Совет по делам печати. 1869 год – написан последний роман И.А. Гончарова «Обрыв». В этом же году произведение опубликовано в «Вестнике Европы». Особого успеха у читателей роман не имел. 1870-е годы – Гончаров в отставке. С этого времени и до конца жизни пишет мало. Самое значимое произведение последнего периода жизни писателя – статья «Мильон терзаний», посвященная комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Также были написаны рассказы «Литературный вечер», «Заметки о личности Белинского», авторская исповедь «Лучше поздно, чем никогда» и др. 1870 год – выходит из печати отдельное издание романа «Обрыв». 1872 год – в «Вестнике Европы» опубликован «Мильон терзаний». Осень 1873 года – Гончаров преподает русскую словесность детям Великого князя Константина Николаевича. Критические очерки Гончаров пишет также и о своих собственных произведениях: «Предисловие к роману “Обрыв”» (опубликованное лишь в 1938 году), «Намерения, задачи и идеи романа “Обрыв”». 1876 год – Иван Александрович избран русским членом-корреспондентом Общества литераторов Франции. 1885 год – Гончаров избран почетным членом Общества любителей российской словесности при Московском университете. Последние годы своей жизни Гончаров живет тихо и замкнуто, в Петербурге, на ул. Моховой. Иван Александрович не был женат, у него не осталось потомков. Свою литературную собственность он завещал семье своего старого доверенного слуги. 15 (27) сентября 1891 года – Иван Александрович Гончаров умирает в Петербурге. Похоронен в Александро-Невской лавре.


Добавил: bogbox009

/ Биографии / Гончаров И.А.


Смотрите также по Гончарову:


Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

100% гарантии от повторения!

www.litra.ru

Иван Александрович Гончаров, краткая биография

Детство

Иван Александрович Гончаров родился в 1812 городе Симбирске в купеческой семье. Спокойное детство в большом доме с садом он дарил героям всех своих романов.

Семилетний Иван остался без отца. Но его крёстный, отставной моряк Трегубов, взял на себя заботу о воспитании, обучении и духовном становлении мальчика.

Образование

Домашнее обучение под руководством крёстного сменилось обучением в частном пансионе. Гончаров по настоянию матери в 10 лет был определён в коммерческое училище в Москве, где проучился 8 лет. У Гончарова не было тяги к коммерции, поэтому он оставил училище в 18 лет, не окончив его.

Ещё в пансионе будущий писатель увлёкся литературой, читал русских классицистов, затем, уже в училище, Карамзина и Пушкина. «Евгений Онегин» потряс юношу поэзией и правдой современной жизни. Неудивительно, что для продолжения образования Гончаров выбрал словесный факультет Московского университета, куда успешно сдал экзамены в 1831 году и где проучился 3 года.

Карьера и первые литературные опыты

По окончании университета Гончаров вернулся погостить в Симбирск к матери и сёстрам. Он целый год провёл на скучной бюрократической должности секретаря губернатора Симбирска. Потом Гончаров уехал в Петербург и получил должность переводчика иностранной переписки в министерстве финансов. Кроме того, он стал учителем латыни старших сыновей живописца Николая Майкова и с головой окунулся в культурную жизнь. Опыт учительства очень пригодился Гончарову в конце жизни, в 1873 г., когда он был учителем словесности у детей Великого князя Константина Николаевича.

В семье Майковых вышли в рукописных альманахах первые произведения Гончарова «Лихая болесть» и «Счастливая ошибка».

Литературное творчество и общественная жизнь

В 1846 г. был написан, а в 1847 г. опубликован в журнале «Современник» первый роман Гончарова «Обыкновенная история». Это история становления романтического молодого человека Александра Адуева и превращения его в предприимчивого реалиста.

Больше двух лет, в 1852-54 гг., Гончаров провёл в экспедиции в должности секретаря при адмирале Путятине, который отправился налаживать с Японией торговые отношения. С первых дней путешествия писатель вёл путевые записки, ставшие основой путевого очерка «Фрегат Паллада», изданного в 1858 году отдельной книгой.

Гончаров не противопоставляет другие культуры своей собственной как враждебные и непонятные, а пытается увидеть их специфику, понять их. Гончаров ищет общее у разных культур, прослеживает тенденции развития от невежества к цивилизации, свойственные любой из них.

Работа для денег и дело всей жизни

По возвращении Гончаров находит место цензора, а с 1862 г. главного редактора в газете «Северная почта», через год становится членом совета по делам печати. Гончаров выходит в отставку в 1867 г. Работа отнимала много сил, но в 1859 г. в «Отечественных записках» вышел главный роман Гончарова «Обломов», начатый ещё в 1848 г. Роман имел успех.

Гончаров писал Обломова с себя. Недаром петербургские друзья звали его «принц Лень». Роман описывает судьбу духовно развитой личности в современном мире. В обыкновенном дне Обломова представлена вся его жизнь. В «Сне Обломова» описана жизнь нескольких поколений Обломовых и истоки личности героя.

Понятие «обломовщина» оказалось типичным для русского общества и для русского характера. Через судьбу и характер одного героя Гончаров показал общественное явление: не все могут реализоваться в полезной деятельности.

В 1869 г., уже выйдя в отставку, Гончаров заканчивает роман «Обрыв», который он называл «дитя моего сердца». Гончаров работал над ним 20 лет.

Три романа Гончарова описывают последовательно сменяющиеся эпохи русской жизни, а также три типа героев, каждый из которых – часть личности самого Гончарова: и Александр Адуев, сумевший преодолеть в себе сентиментальность и ставший предприимчивым; и ленивый, но благородный и нравственный Обломов; и пессимистичный Райский, трагически бездействующий в общественной и частной жизни. Романы Гончарова считаются эталоном этого жанра.

В последние годы жизни Гончаров писал очерки и этюды, из которых самый известный – «Мильйон терзаний» о комедии Грибоедова «Горе от ума».

Гончарову не посчастливилось умереть, как его герою Обломову, на руках у любящей женщины. Последние годы Гончаров был болен и одинок. Зато у него, как у Обломова, был верный слуга, которому писатель оставил наследство. Гончаров умер в возрасте 79 лет, простудившись и заболев воспалением лёгких.

По писателю: Гончаров Иван Александрович


goldlit.ru

Биография Ивана Гончарова — биография Гончарова И.А.

Дата рождения: 18 июня 1812 года
Дата смерти: 27 сентября 1891 года
Место рождения: город Симбирск (Ульяновск)

Иван Александрович Гончаров — известный русский писатель и член Академии наук, Гончаров И.А. родился 18 июня 1812 года в Симбирске. Его отец умер, когда будущему писателю было всего 7 лет, его воспитывал и воодушевлял Трегубов Николай Николаевич, его крестный отец. Он помог Ивану получить образование и наставлял его на жизненном пути, он же был его первым учителем.

В раннем возрасте Иван начал обучение в частном пансионе, а затем его мать пристроила его в коммерческое училище Москвы. Он учился в училище 8 лет, но всю жизнь считал, что эти годы были скучными, не дали ему ничего важного и были очень трудными. Коммерческое образование не привлекало его и в 1830 году он попросил мать отчислить его, в следующем году он поступил в Московский университет на словесный факультет.

В 1834 году он закончил свое обучение. Несмотря на свое желание остаться в Москве он все же переехал обратно в Симбирск, во многом из-за заманчивого приглашения от губернатора Симбирска. Иван стал его секретарем, служба была очень скучно и Гончаров решил опять уехать, но теперь в Петербург, где долгое время работал переводчиком в министерстве финансов. В этот период он познакомился с семейством Майковых, которые покровительствовали многим литераторам, художникам и музыкантам, их дом всегда принимал их с большим радушием.

Именно в Петербурге Гончаров решил серьезно заняться литературой, в 40-х годах он стал действительно популярным, а начался его творческий путь с романа «Обыкновенная история». Он много писал и до этого романа, но именно «Обыкновенная история» стала произведением, которое сам автор оценил как достойное печати. Сначала он читал отрывки из романа в кружке Белинского и у Майковых. Напечатан роман был в журнале «Современник», а чуть позднее, в 1848, стал самостоятельным изданием.

В 1852 году, после длительной службы в министерстве финансов, он стал секретарем в адмиралтействе при Путянине. Вместе со своим начальником он отправился в Японию на фрегате «Паллада». Миссия направлялась в страну Восходящего солнца для ведения мирных переговоров. Именно в этот период Иван Гончаров начинает работать над путевым журналом. Этот журнал стал основой для книги «Фрегат «Паллада». Путешествие продлилось два года, в течение которых он побывал не только в Японии, но и в Южной Африке, в Китае, Англии, на Филиппинах и в Индонезии.

Он вернулся в Петербург в 1855 году, проделав огромный путь по суше с берегов Охотского моря. В том же году он опубликовал интересный очерк в «Отечественных записках», еще несколько эпизодов книги он опубликовал в «Морском сборнике». В 1858 году книга вышла отдельным изданием и сразу же заслужила внимание публики и критиков.

После окончания экспедиции Гончаров проработал в министерстве финансов недолго, получил должность цензора несколькими месяцами позднее. Это была ответственная и сложная должность, которая, впрочем, была напрямую связана с литературой и искусством. Эта должность вскоре стала слишком тяжелой ношей и в 1860 году Гончаров покидает эту должность. В 1859 году он закончил работу на романом «Обломов».

Именно тогда появился термин «обломовщина», который охарактеризовал целое культурное явление, которое приметил Гончаров и раскрыл в своем романе. Многие критики говорили о воплощении в Обломове русского менталитета, говорили о качественно новом нравственном пути для всех, кто был поглощен буйством прогресса в те годы. Это было литературное открытие, которое было значительным эпизодом в культурной жизни России.

Этот роман сразу же обеспечил Гончарову популярность. После невероятного фурора, который произвела книга, ему пришлось много работать. Он хотел закончить работу над романом «Обрыв» как можно быстрее, но необходимость зарабатывать на жизнь стала причиной большой активности на посту редактора газеты «Северная почта». Через некоторое время ему пришлось вернуться на государственную службу и продолжить работать в качестве цензора. Работа над романом «Обрыв» заняла почти двадцать лет, Гончаров регулярно впадал в состояние творческого кризиса, не верил в то, что у него выйдет закончить роман.

Это было последнее крупное произведение, вышедшее из-под пера писателя и стоившее ему огромных душевных сил. После окончания работы над романом Гончаров отдалился от публики, он был болен и постоянно находился в депрессии. Болезни не мешали ему продолжать активную литературную деятельность, а также продолжать общение с друзьями.

Он умер от воспаления легких в 1891 году в полном одиночестве. Он был человеком, который сумел переложить в художественный облик различные периоды развития России. Он сумел создать удивительные по своей завершенности литературные образы, которые были символом увядания крепостной системы.

Важные вехи в жизни Ивана Гончарова:

— Родился в Симбирске в 1812
— Начал обучение в коммерческом училище Москвы в 1822
— Поступил в Московский университет на словесный факультет в 1831
— Начал работу в министерстве финансов в 1834
— Публикация романа «Обыкновенная история» в «Современнике» в 1847
— Публикация романа «Обыкновенная история» отдельным тиражом в 1848
— Экспедиция в Японию в 1852-1855 годах
— Публикация «Фрегата «Паллада» в 1855
— Публикация романа «Обломов» в 1959
— Отставка с государственной службы на посту цензора в 1960
— Публикация романа «Обрыв» в 1868
— Смерть писателя в 1891 году из-за воспаления легких

Занимательные факты из биографии Ивана Гончарова:

Иван Гончаров был ценителем русской литературы с самого раннего возраста. Он считал своим духовным наставником Карамзина, а заставил его задуматься над литературной карьерой «Евгений Онегин», который публиковался отдельными главами. Гончаров до конца своей жизни боготворил великого русского поэта.

the-biografii.ru

Иван Гончаров: биография, произведения, даты

Гончаров Иван Александрович (6.06.1812г. – 15.09.1891г.) – русский писатель, а также член-корреспондент Академии наук.

Биография

Родился Иван Гончаров 6.06.1812г. в Симбирске в семье, принадлежащей купеческому сословию. Отец умер, когда Ивану было семь лет. Важную роль в судьбе Ивана Гончарова сыграл его крестный, Трегубов Николай Николаевич, бывший отставным моряком, который вложил немало сил в воспитание мальчика, а также в его образование.

Начальное свое образование Иван получал дома, под началом крестного, а потом в частном пансионе. В десять лет Иван Гончаров поступил (по настоянию матери) в Московское коммерческое училище, где проучился восемь лет, однако вспоминал он впоследствии проведенные в училище годы как трудные и малоинтересные. Учеба в коммерческом училище Гончарова не увлекала, зато истинным наставником его стала отечественная литература. Достигнув восемнадцати лет, Гончаров сумел убедить мать добиться его отчисления из училища в 1830 году. Год спустя, в 1831 он поступил на словесный факультет Московского университета, сдав успешно экзамены.

В 1834г. Иван Гончаров окончил университет, но в Симбирск возвращаться после этого он не хотел. Однако, получив заманчивое предложение от симбирского губернатора занять место его секретаря, Гончаров согласился. Служба оказалась скучной, и, проведя долгих и неинтересных одиннадцать месяцев в Симбирске, Гончаров все же уехал в Петербург, где устроился переводчиком иностранной переписки в министерстве финансов.

В Петербурге произошло сближение Гончарова с семьей Майковых, чей дом был одним из культурных очагов Петербурга.

Постепенно Гончаров занялся серьезным литературным творчеством. Сороковые годы стали началом расцвета его творчества. В это время Гончаров написал первый свой роман, получивший название «Обыкновенная история». Это произведение Гончаров первым из своих литературных трудов признал достойным печати. Вначале писатель читал его в салоне Майковых и кружке Белинского, затем «Обыкновенная история» напечатана была в 1847 году на страницах журналах «Современник», а в 1848 она вышла уже отдельным изданием.

В 1852г. Гончаров, который служил переводчиком в министерстве финансов (во внешнеторговом департаменте) назначен был секретарем адмирала Путянина, с которым отправился на фрегате «Паллада» к берегам Японии для ведения мирных переговоров. С самого начала этого своего путешествия Иван Гончаров начал вести путевой журнал. Материалы данного журнала легли впоследствии в основу книги «Фрегат «Паллада». Длилась данная экспедиция два с половиной года, за это время Ивану Гончарову удалость побывать в Китае, Индонезии, Японии, В Южной Африке, Англии, на Филиппинах, а также на множестве океанских островов. По окончании экспедиции, высадившись на побережье Охотского моря, Гончаров сухим путем проехал через всю территории России, возвратившись в Петербург в феврале 1855г.

Уже в апреле 1855 опубликован был первым очерк о проделанном путешествии в «Отечественных записках», а последующие фрагменты – в «Морском сборнике». В 1858 сочинение это вышло уже отдельным изданием, став крупным литературным событием.

После завершения путешествия Иван Гончаров возвратился ненадолго в департамент министерства финансов, а вскоре получил место цензора. Должность эта была связана уже непосредственно с литературой, хотя и являлась трудной и хлопотной. Вскоре должностью цензора Гончаров начал тяготиться и вышел в 1860 году в отставку.

В 1859г. вышел роман «Обломов», после чего впервые прозвучал термин «обломовщина». Гончаров через судьбу главного героя романа «Обломов» показал целое социальное явление. Многие читатели в образе «Обломова» также увидели философское осмысление национального русского характера, а также намек на возможность иного, особого нравственного пути, в противовес суете всепоглощающего «прогресса» В романе «Обломов» Гончаров совершил художественное открытие, создав произведение гигантской обобщающей силы.

Слава одного из наиболее выдающихся русских литераторов пришла к Гончарову именно после выхода в свет и огромного успеха у читателей романа «Обломов». Вскоре после этого фурора Гончаров начал работу над романом «Обрыв». Одновременно, вынужденный зарабатывать на жизнь, Гончаров занял должность редактора газеты «Северная почта», а годом позже он назначен был членом совета по делам печати, вновь перейдя к цензорской деятельности. В 1867 году Гончаров вышел в отставку по собственному прошению.

Над последним романом «Обрыв» Иван Гончаров трудился около двадцати лет. Периодически он впадал в апатию, полагая, что закончить это произведение у него не хватит сил. Однако, превозмогая нравственные и физические недуги, ценой огромных усилий, Гончаров закончил такие роман «Обрыв», ставший завершающей частью трилогии и последним крупным литературным произведением Гончарова. После его завершения писатель, бывший одиноким и больным, часто стал поддаваться душевной депрессии. При этом он не оставлял литературную деятельность, написав ряд очерков. Помимо этого, Гончаров переписывался и общался с другими литераторами.

Оставшись в полном одиночестве, в сентябре 1891г. Гончаров простудился и спустя несколько дней умер на восьмидесятом году жизни от воспаления легких.

Литературное наследие Гончарова

  • Иван Гончаров создал масштабную литературную трилогию, состоящую из романов, каждый из которых отражает определенный период исторического развития России. В произведениях «Обыкновенная история», «Обломов», а также «Обрыв» Гончаров создал литературные образы, характерные для каждого из этих этапов развития и являющиеся составными элементами общей картины угасающей эпохи крепостничества.

Важные даты биографии Гончарова

  • 6.06.1812г. – родился в городе Симбирске.
  • 1822 год – отправлен в Москву на учебу в коммерческом училище.
  • 1830 год – оставил учебу в училище.
  • 1831 год – поступил в Московский университет, на словесный факультет.
  • 1834 год – окончание университета. Переезд в Санкт-Петербург, работа переводчиком иностранной переписки.
  • 1847 год – «Обыкновенная история» печатается в журнале «Современник.
  • 1848 год – выход «Обыкновенной истории» отдельным тиражом.
  • 1852-1855 – путешествие на фрегате «Паллада».
  • 1855 – публикация в журналах глав из «Фрегата «Паллада».
  • 1858 – выход «Фрегата «Паллада» отдельным изданием.
  • 1959 – выход романа «Обломов».
  • 1960 – Гончаров уходит в отставку с занимаемой им должности цензора.
  • 1867 – окончательный уход Гончарова со службы в цензурном департаменте.
  • 1868 – выход заключительного романа «Обрыв».
  • 15.091891г. – смерть Гончарова после внезапно развившейся болезни.

Интересные факты из жизни Гончарова

  • Обучаясь в московском коммерческом училище, юный Иван Гончаров взахлеб читал, открыв для себя русскую литературу. Иван зачитывался Карамзиным, ставшим его наставником в нравственной сфере, но настоящим открытием для юноши стал «Евгений Онегин» Пушкина, который выходил в то время отдельными главами. Интересно, что это молитвенное почти отношение к имени Пушкина и к его творчеству Иван Гончаров сохранил на протяжении всей жизни.

biografix.ru

Гончаров Иван Александрович — биография

Иван Александрович Гончаров – писатель, классик русской литературы. Действительный статский советник, член-корреспондент Петербургской академии наук (1860).

Детство и юность

Иван Гончаров появился на свет 6 июня 1812 г. в городе Симбирске, что на волжском берегу, ныне город носит имя Ульяновск, в честь вождя мирового пролетариата. Будущий писатель родился в суровую годину наполеоновского нашествия. Однако, слава Богу, до их далёких краев так и не добрался, споткнулся на полпути. Мальчик рос в обеспеченной семье: оба его родителя происходили из зажиточных купеческих родов. Отец – Александр Иванович, мать – Авдотья Матвеевна, урождённая Шахторина. Их большой каменный дом находился в самом центре Симбирска. В этом доме в окружении многочисленной дворни мальчик и провёл своё детство. Многие картинки быта дворовых людей, сделанные Гончаровым в детстве, впоследствии нашли своё отражения в творчестве писателя.

Гончаров рано потерял отца, когда это случилось, ему было всего семь лет. Однако, его крёстный отец Николай Николаевич Трегубов принял самое деятельное участие в воспитании мальчика. Николай Николаевич был интересным, образованным человеком, бывший моряк, он многое успел повидать на своём веку. Демократ по натуре, Трегубов оказал сильнейшее влияние на духовное развитие мальчика. Крёстный несколько лет обучал мальчика различным наукам.

В десять лет Гончарова определили на обучение в Москву в коммерческое училище. Это была традиция зажиточных купеческих семей. В училище Гончаров провёл восемь лет. Обучение не сильно занимало его, ему было скучно. Однако юноша много читал, активно занимался самообразованием. По воспоминаниям писателя, в те годы главным его учителем была русская литература. В годы юности Гончарова на свет появилась бессмертная поэма Пушкина – «Евгений Онегин». Поэма печаталась отдельными главами, юный Гончаров очарованный пушкинскими строками, с нетерпением ожидал выхода каждой новой главы. Любовь и преклонение перед пушкинским талантом писатель пронёс через всю свою жизнь. Творчество Пушкина укрепило в юноше желание заниматься исключительно литературной деятельностью.

В августе 1831 г. Гончаров поступил в Московский университет, на факультет словесности. Его однокашниками по университету были многие выдающиеся люди того времени. Молодого Гончарова буквально окружало целое созвездие в будущем великих имён: Лермонтов, Белинский, Тургенев, Огарёв, Аксаков, Станкевич, Герцен. В университете Гончаров провёл три интересных плодотворных года. Покинув Альма-матер, молодой человек принимает решение остаться жить в одной из столиц. Общение с интереснейшими людьми и многообещающие творческие перспективы влекли его в самый центр жизни. Однако перед этим Гончаров решил съездить на родину, с целью навестить матушку, сестёр и крёстного отца.

Начало творческого пути

Прибыв в Симбирск, Гончаров, привыкший к деятельной и шумной столичной жизни, поразился его патриархальной тишине. Как показалось юноше, за годы, проведённые им в Москве, в родном городе ничего не изменилось. Затхлая атмосфера провинции навевала на Гончарова скуку и оцепенение. Подобные наблюдения ещё более укрепили его в мысли об отъезде. Однако симбирский губернатор, весьма впечатлённый образованным юношей, сделал предложение Гончарову занять должность его секретаря. После многих колебаний молодой человек всё-таки согласился. Чиновничья доля оказалась серой и нудной и быстро надоела Гончарову. Спустя всего лишь одиннадцать месяцев он уехал в Петербург.

В северной столице Гончаров устроился в департамент внешней торговли министерства финансов – на должность переводчика иностранной переписки. Служба была не обременительной и не занимала много времени, но в тоже время давала скромный доход. Молодой писатель получил реальную возможность для осуществления своих мечтаний о серьёзной литературной деятельности. В тот же период Гончаров познакомился с Николаем Аполлоновичем Майковым, академиком русской живописи. Он был представлен ему в качестве репетитора латинского языка и русской словесности. Гончаров занимался с сыновьями Николая Майкова – в будущем знаменитыми Аполлоном и Валерианом. Дом Николая Майкова являлся одним из культурных центров тогдашнего Петербурга. Лучшие люди искусства и науки были постоянными гостями Майкова.

В доме Николая Аполлоновича Гончаров познакомился и общался со многими интереснейшими людьми своего времени. Одним из них был знаменитый русский критик Белинский. Между ними завязались дружеские отношения, Гончаров был частым гостем Белинского в его доме на Невском проспекте. В 1846 г. в доме Литераторов Гончаров прочитал Белинскому свой первый роман «Обыкновенная история». Великий критик по достоинству оценил и писательский талант автора, и глубину нового произведения. Дружба с Белинским сыграла серьёзнейшую роль в становлении Гончарова как личности и как автора. В 1847 г. роман был опубликован в журнале «Современник». Произведение пришлось впору к настроениям русского общества той поры и получило множество самых благоприятных откликов у читателей.

Фрегат «Паллада»

В XIX в. между Россией и Североамериканскими Соединёнными штатами (САСШ) существовала серьёзнейшая конкуренция в районе Азиатско-Тихоокеанского региона. Каждая из держав претендовала на экономическое и военное доминирование над многими азиатскими территориями. Одним из объектов этих споров являлась Япония, страна, которая с 1639 г. была закрыта для иноземцев. По законам Японии любой незваный пришелец, ступивший на землю Страны восходящего солнца, должен быть немедленно казнён. Страна микадо ревниво оберегала свои традиции. Однако девственный японский рынок являлся весьма лакомым кусочком и для русских, и для американских капиталистов. Синхронно правительствами России и Америки было принято решение о направлении к берегам Японии военных эскадр. Целью каждой из них было заключение торгового договора. Русская эскадра под командованием адмирала Путятина, помимо заключения торгового договора, также имела целью посещение и инспектирование американских владений Российской империи на Аляске. Гончаров, служивший переводчиком в департаменте внешней торговли, был откомандирован в личные секретари адмирала Путятина. Писатель отправился в путешествие на флагмане русской эскадры – 52-пушечном фрегате «Паллада».

В 1853 г. и русские и американцы появились близ берегов Японии. По прошествии некоторого времени, миссии обеих эскадр увенчались успехом, вот только методы были применены абсолютно различные. Американский коммодор Мэтью Перри выполнил свою миссию с помощью теперь уже стандартных традиций американской политики, поставив эскадру на траверзе Эдо – столицы Японии (ныне город Токио). Он под угрозой пушек просто заставил японцев подписать торговый договор. Русский же адмирал Путятин пошёл по иному пути. Посредством мирных переговоров и налаживанием дружеских отношений он в 1855 г. подписал с японцами договор, идентичный американскому.

С самого начала плавания Гончаров стал вести подробнейший дневник о событиях, происходивших вокруг. Путешествие продлилось два с половиной года, а дневник стал основой для написания книги «Фрегат Паллада». Где только не довелось побывать писателю: Англия, Южная Африка, Индонезия, Япония, Китай, Филиппины. Обратно Гончаров возвращался не по морю, а по суше, из края в край он проехал всю Россию. Столь длительный и обширный вояж принёс писателю огромное количество различных впечатлений и эмоций – эмоций, которые всегда так ценны и необходимы в жизни творческого человека. Кого только не повстречал и с кем только не познакомился писатель за время своих странствий. Люди разных характеров, профессий, социальных статусов стали для него прототипами будущих персонажей.

Гончаров прибыл в Санкт-Петербург 13 февраля 1855 г., и уже совсем скоро в журнале «Отечественные записки» появился его первый очерк об этом замечательном путешествии. Следующие очерки на протяжении нескольких лет с успехом публиковались в различных популярных изданиях. В 1858 г. книга «Фрегат Паллада» вышла отдельным изданием. Талантливое перо Гончарова подарило русскому читателю яркое, полнокровное описание природы других стран, обычаев жизни людей, традиции других культур. Книга получилась справедливой, объективной и остро социальной. Автор, исповедовавший высокие культурные принципы, выступил в роли независимого наблюдателя. Он метко описывал события, происходившие, как на борту корабля, так и за его пределами.

Писательская зрелость

По возвращении Гончаров некоторое время проработал в министерстве финансов. Чуть позднее он смог заполучить должность цензора, что несказанно обрадовало его, поскольку подобная служба имела непосредственное отношение к литературе. В 1857 г. Гончаров вышел в отставку с целью полностью посвятить себя литературе.

Минуло два года, и в 1859 г. на свет появилось интереснейшее произведение того времени, роман «Обломов». Название этого романа послужило названием для целого социального явления, широко распространённого на Руси – «обломовщина». Появление романа «Обломов» было отмечено громогласным успехом у публики. Комично-трагический персонаж Обломова вызвал острейшую полемику в интеллигентном русском обществе. Созданный Гончаровым барин Обломов, карикатурное существо, появившееся на свет в результате социальных несуразностей, существовавших в России, стал притчей во языцех. Роман яростно обсуждали люди всех политических воззрений – от реакционеров до социалистов. Высказывались разные мнения, но никто не оставался безразличен. После публикации романа Гончаров заслуженно стал в один ряд с величайшими русскими писателями.

По иронии судьбы следующий роман автора «Обрыв» выйдет в свет лишь через двадцать лет. Остро нуждаясь в средствах, писатель был вынужден вновь пойти на службу. Около года проработав редактором новой газеты «Северная почта», являвшейся печатным органом министерства внутренних дел, он был назначен членом совета по делам печати, другими словами, писатель вновь вернулся к цензорской деятельности. На этой должности Гончаров показал себя как убеждённый консерватор. Некрасовский «Современник», а также журнал Писарева «Русское слово» подвергались постоянному давлению со стороны цензора Гончарова. Особенно яростно писатель выступал против нигилизма, социализма и коммунизма. Гончаров проводил активную проправительственную политику.

В 1867 г. по состоянию здоровья Гончаров подал прошение об отставке. Прошение было удовлетворено, писателю была назначена пенсия. Гончаров вновь смог вернуться к работе над романом «Обрыв». Написание романа шло тяжело, физическое состояние Ивана Александровича оставляло желать лучшего. Иногда, как видно из писем друзьям, Гончаров был не уверен в том, что сможет завершить роман. Однако он его дописал и таким образом завершил свою гениальную трилогию романов: «Обыкновенная история» – «Обломов» – «Обрыв». Гончаров создал объективное и талантливое описание эпохи упадка крепостничества в России. Он дал нам полнейшее впечатление о жизненных и социальных реалиях того времени.

Последние годы

Роман «Обрыв» стал последним крупным произведением Гончарова. В письмах к Тургеневу он называл роман «Обрыв» дитём своего сердца. В последующие годы Гончаров не занимался активной литературной деятельностью. Он написал всего лишь несколько очерков и этюдов и вёл оживлённую переписку с друзьями-писателями. Для написания нового большого романа, как говорил сам Гончаров, у него не хватает ни нравственных, ни физических сил.

15 сентября 1891 г. Иван Александрович Гончаров скончался в возрасте 79 лет от воспаления лёгких. Писатель был похоронен в Александро-Невской лавре, впоследствии его прах перенесли на Волково кладбище.

Наследие

Писатель Иван Александрович Гончаров стал одним столпов великого и нерушимого здания под названием Русская литература. В наше время созданы блестящие экранизации произведений Гончарова, позволяющие окунуться и прочувствовать непередаваемую атмосферу России крепостнической. Увидеть удивительные типы людей, рождённые уникальной социальной обстановкой того времени.

Дмитрий Сытов

www.bankgorodov.ru

Гончаров Иван Александрович

Гончаров Иван Александрович

ГОНЧАРОВ Иван Александрович родился [6(18).VI. 1812, Симбирск (ныне Ульяновск)] в купеческой семье — писатель.

В детстве и юности воспитывался под влиянием отставного моряка, богатого помещика Н. Н. Трегубова, проживавшего в Сим­бирске в доме вдовы Гончаровой. К Трегубову наезжали в гости соседние поме­щики; один из них — Козырев читал с подрастающим Иваном Александровичем Расина, Корнеля, Вольтера.

Гончаров обучался в дворянском пан­сионе в имении княгини Хованской, затем в Московском коммерческом училище.

С 1831-34 Иван Александрович учится в Московском университете, на словесном факультете. По окончании университета он возвращается в Симбирск и поступает на службу чиновником особых поручений при губернаторе Загряжском и сближается с дво­рянским обществом.

В 1835 переезжает в Петербург и поступает на службу в мини­стерство финансов, по департаменту внеш­ней торговли, переводчиком иностранной корреспонденции.

В конце 30-х гг. Гончаров знакомится с семьей художника Н. А. Май­кова и входит в литературный кружок Майковых. В рукописных альманахах кружка «Подснежник» и «Лунные ночи» помещает свои стихи и повести

«Лихая болесть»,

«Счастливая ошибка»

«Стари­ки» — 1844 (неоконченная) повесть.

В 1846 Иван Александрович начинает сотрудни­чать с Белинским в журнале «Современник». Идейное общение с Белинским было опреде­ляющим для всей его литературной деятель­ности. Гончаров испытал тогда еще одно сильное влияние — Герцена. Эти влияния живо отра­зились в первом крупном произведении Гончарова — «Обыкновенная история» (1847). Центральный образ романа — молодой дворя­нин-романтик Александр Адуев.

Белинский писал: «Он был трижды романтик — по натуре, по воспитанию и по обстоятель­ствам жизни». В письме к Боткину о том же романе-повести Белинский писал еще: «А какую пользу принесет она обществу! Какой она страшный удар ро­мантизму, мечтательности, сентименталь­ности, провинциализму!» Превращение сентиментального барича в «положительного человека» изображено Гончаровым тоже убедительно и реалистично; в эпилоге романа дядя и племянник Адуевы слива­ются в единый образ дельца-бюрократа.

В 1852 Иван Александрович уходит на два года в круго­светное плавание на фрегате «Паллада» секретарем адмирала Путятина. На фре­гате Гончаров находился в тесном общении с осо­бой дворянской группой — морскими офицерами, среди которых были представители титулованных родов; это в известной мере воздействовало на формирование умеренных социально-политических взглядов Гончарова. Но не менее сильно отозвалось иное влияние. Путешествие отложило в сознании писателя чет­кий образ европейского капиталиста — «хозяина исторической сцены». Вопреки устойчивым буржуазным симпатиям Гончарова его писательская честность, правдивость и зоркость помогли ему понять в Англии показную филантропию и лицемерную добродетельность, при которой «от бед­ноты гибнут не только отдельные лица, семейства, но целые страны под англий­ским управлением». «Англичане не при­знают эти народы за людей, а за какой-то рабочий скот». С негодованием пишет он о принудительной продаже англичанами опиума китайцам, о тяжелом труде коло­ниальных народов. Но и другие европей­цы — португальцы, испанцы, французы, голландцы — хозяйничают не лучше анг­личан.

В 1855-57 по возвращении из путешествия Иван Александрович печатает свои «Путевые очерки» — этюды к «Фрегату Паллада». Отдельное издание появилось в 1858; оно имело большой успех у читателей.

В 1855 Петербур­ге Гончаров переходит на службу в мини­стерство народного просвещения на долж­ность цензора. В качестве цензора он боролся с атеистической пропагандой, например в писаревском «Русском слове».

В 1858 Иван Александрович преподавал литературу цесаре­вичу Николаю Александровичу.

В 1862 при мини­стре внутренних дел П. Валуеве становится редактором официозной газе­ты «Северная почта».

В 1863 вступает в должность члена Совета по делам книго­печатания.

В 1865 — член Главного управления по делам печати.

Под­готовив отдельное издание «Фрегата Пал­лада», Иван Александрович обратился к созданию «Обломова». В этот свой труд писатель вложил все глубочайшие мысли, все зрелые прие­мы художественного мастерства — все лучшее, что только он мог принести в дар национальной русской и мировой лите­ратуре. Задачей он ставил изобразить великое социальное зло: развращающее влияние крепостнического строя на лич­ность, на общество — то, что созревало в его творческом сознании еще при Бе­линском.

В 1849 вышел в свет «Сон Обломова» — вступление в эпопею, беспощад­ное разоблачение корней «обломовщины».

Во «Сне Обломова» Иван Александрович дает гениальную картину воспитания барчука. Впоследствии Обло­мов в Москве получает хорошее образова­ние, затем служит в Петербурге. Однако влияние социальной среды и воспитания таково, что и в столице Обломов устраи­вает на Гороховой вторую Обломовку, а потом на Выборгской и третью. Писатель создал в романе второй яркий портрет, параллельный портрету барина,— Захара. Основная мысль здесь та же — развращаю­щее влияние крепостничества. История Захара — это, в сущности, драма. На старости лет, после смерти барина, Захар нищенствует на церковной паперти. Об­ломовщина так же губительно отозва­лась и на слуге-крепостном, как и на барине.

Отдельное издание «Обломова» появилось в печати в 1859 — после оскорбительного для русского национального достоинства Парижского мирного договора (1856) и до освобождения крестьян (1861), и не было тогда более сильного художественного произведения, разоблачающего старую Россию. Немедленно вслед за напечатанием романа Добролюбов опубликовал в «Современнике» (1859, № 5) статью «Что такое обломовщина?». Роман и статья гармонически сомкнулись в одно целостное общественно-литературное со­бытие.

Гончаров в «Обломове» рисует глухую уездную усадьбу и упадоч­ный помещичий быт в условиях натураль­ного хозяйства. Обломовы идеалом жизни считали покой и бездействие.

Писатель подверг Обломова высочай­шему испытанию — испытанию любви. В изображении любви Обломова Иван Александрович вскры­вает предопределенность душевных дви­жений героя. Девушка с богатыми духовными силами, воспитанная в столичной среде, задалась гуманной целью «под­нять» Обломова. Обломов горячо откли­кается, борется со своей сонливостью, начинает читать, следить за газетами, посещает общество, бывает в театре. Он хочет духовно стать в уровень с Ольгой, но ему это не по силам. Беспощадный автор не захотел завершить разрыв с Ольгой смертью Обломова от горячки; он заставляет Обломова выздороветь телес­но, чтобы медленно умирать духовно. На Выборгской стороне, сильно напоми­навшей старую Обломовку, Обломов схо­дится со вдовой-чиновницей Пшеницыной. Образ Агафьи Матвеевны создан прав­диво, гуманистически. Реально обрисованы наружность, быт, характер бедной женщины. Тепло описано ее молчаливое счастье, когда она полюбила Обломова, и молчаливое горе, когда Обломов претер­певает беды, ее самоотверженность и бес­корыстие, когда она продает свои послед­ние вещи, чтобы сберечь привычные удоб­ства любимому человеку. Образ Пшеницы­ной нарисован в духе и стиле той «натураль­ной школы», в какой воспитывался моло­дой Гончаров при Белинском.

Своей кульминации драма Обломова достигает, когда и он и Ольга видят, что счастье вдвоем невозможно. Ольга в тоске спрашивает: «Отчего погибло все?.. Кто проклял тебя, Илья?.. Что сгубило тебя? Нет имени этому злу…— Есть,— сказал он чуть слышно…— Обломовщина!» Про­клятие, гибель — такими формулами опре­деляет автор ход и исход драмы. Сам Обломов, с ясным самосознанием, заявил Штольцу: «Да я ли один? Смотри: Ми­хайлов, Петров, Семенов, Алексеев, Сте­панов… не пересчитаешь: наше имя ле­гион!» Этим утверждалась величайшая типичность Обломова.

Для Гончарова И.А. такой при­говор не был проявлением социально­го пессимизма. По ироническому слову Добролюбова, Гончаров нашел «противоядие» Обломову — Штольца. Разоблачение об­ломовщины шло в духе демократической литературы, а выдвижение Штольца зна­меновало уклон в сторону буржуазного либерализма. Осудив Обломова, писатель хотел создать ему противовес в Штольце, «как образец энергии, знания, труда, вообще всякой силы». Домовладелец, капиталист, коммерсант, землевладелец, светский че­ловек — таково социальное бытие Штоль­ца. Гончаров доволен его деятельностью, любует­ся душевной и житейской его слаженно­стью. В социально-исторической оценке Штольца Иван Александрович колебался.

Неизжитыми оста­вались от времен Белинского элементы гуманизма, просветительства, служения обществу. Правдивый реалист-писатель не мог и не хотел скрыть индивидуализ­ма, приобретательства, эгоизма своего героя. И вот неожиданно из уст Ольги мы слышим: «Что ж это? — с ужасом ду­мала она.— Ужели еще нужно и моя?- но желать чего-нибудь? Куда же идти? Некуда!., ужели ты совершила круг жизни?» Словно подхватывая слова Ольги, Добролюбов писал о Штольце: «…мы не можем удовлетвориться его лично­стью». Необходимо было оберечь демокра­тического читателя от пропаганды бур­жуазно-либерального «положительного» героя. И Добролюбов создает необычайно смелое иносказание о социальной борьбе, которая велась в годы опубликования «Обломова». Изображая русскую жизнь как дремучий лес, Добролюбов помещает забравшихся на деревья обломовцев, лиш­них людей и вообще умеренных либералов, изображает их как отвлеченных умни­ков, размышляющих о том, как выбрать­ся из дремучего леса. А под деревьями находятся «путники», народ, ждущий помощи и руководства от умников. Путники «вязнут в болоте, их жалят змеи, пугают гады, хлещут по лицу сучья…». Не полу­чая помощи от умников, «наконец, толпа решается приняться за дело». Всех «пере­довых людей» объявляет обломовцами, «затем начинается деятельная, неутомимая работа: рубят деревья, делают из них мост на болоте, образуют тропинку, бьют змей и гадов, попавшихся на ней, не заботясь более об этих умниках». Ясно, что критик на стороне не штольцев-постепеновцев, а на стороне народа, «страшной, смертель­ной борьбы с обстоятельствами, которые давили» народ.

Высоко оценил типичность и психоло­гическую характерность обломовщины В. И. Ленин. Многократно отзываясь о ней в своей публицистике, Ленин указывал на живучесть обломовщины в ду­шевном складе людей (спячка, халат­ность, бестолковщина, мечтательность, ис­конная рутина производства, безделье, отсталость, патриархальщина). Вражда к обломовщине и широта понимания ее типичности и живучести была высказана В. И. Лениным в речи «О международном и внутреннем положении Советской рес­публики» (1922): «…старый Обломов ос­тался, и надо его долго мыть, чистить, трепать и драть». Но Ленин не преувели­чивал значение обломовщины как пере­житка эксплуататорского прошлого: «Против этого врага и против этой бестолковщины и обломовщины вся беспар­тийная рабоче-крестьянская масса пой­дет поголовно за передовым отрядом коммунистической партии». Разоблачение обломовщины было великой заслугой Гончарова.

Творческая история третьего романа Ивана Александровича Гончарова — «Обрыв» — очень сложна и длитель­на. Роман был задуман одновременно с «Обломовым» — около 1849. Сам автор настаивал на связи «Обрыва» с «Обломо­вым». «Райский — прямой, ближайший сын Обломова». В автобиографической «Необыкновенной истории» (окончена в 1879) Гончаров сообщает: «Была у меня пред­положена огромная глава о предках Рай­ского, с рассказами мрачных, трагичес­ких эпизодов из семейной хроники» — в плане истории дворянского рода долж­ны были раскрыться картины барской жизни как социально-историческая дра­ма, с насилиями, кровавыми событиями, жестокостью, крепостными гаремами. В об­разе бабушки-Бережковой явственно про­ступали черты крепостницы. Помещик- предприниматель Тушин отсутствовал. Волохов рисовался сочувственно. Волохов — личность «сильная, почти дерзская волей, не ужившаяся, по своим но­вым и либеральным идеям, в службе». Волохова ссылают в Сибирь. Вера следует за Волоховым в Сибирь, подобно женам декабристов.

Если бы Гончаров разработал роман в таком направлении и напечатал бы его в конце 50-х или начале 60-х гг., «Обрыв» оказался бы органическим продолжением «Обломова» и занял бы место в первом ряду крупнейших произведений тех лет. Но роман был напечатан только в 1869.

В 60-х гг. романист подпал под тлетвор­ное влияние реакционных сил. Гончаров пере­строил роман: исчезла «генеалогия» рода Райских, смягчен бунтарский характер Веры, идеализирована бабушка-Бережкова, появился образцовый помещик-пред­приниматель Тушин. Некоторые черты ранней редакции сохранились: разоблаче­ны обломовские черты Райского, полна драматизма борьба Веры и Волохова, критически изображено губернское обще­ство. В описании усадьбы Малиновки выдвигались черты тяжелого положения дворни. Однако вся демократическая кри­тика, во главе с Шелгуновым и Салтыко­вым, отнеслась отрицательно к консер­вативным социально-политическим тен­денциям романа, к полемике автора с материализмом, к враждебной оценке ре­волюционного движения, к апологии ста­родворянских традиций, к идеализации представителя «партии действия» помещика-экспортера Тушина. Особенно отри­цательно воспринималось изображение ре­волюционера в образе окарикатуренного Волохова. От типа дворянского протестанта 40-х гг. Марк Волохов у Гончарова эволюционирует к условному типу нигилиста, как его изображали в антиреволюционной беллетристике, — pазночинца-материали­ста, грубого в манерах, речах и поведе­нии, циничного в делах любви, опустив­шегося до кражи яблок, присвоения чу­жого пальто, варварской порчи ху­дожественных изданий, подделки по­черка Веры (чтобы получить от Райского деньги) и так далее,— словом, антиподу героев романа Чернышевского и других демократических писателей. Волохов контра­стен подлинным революционерам 60-х гг. Параллельно переработке образа Волохова деформировался и образ Веры. В литератур­ной критике этот образ завышен без доста­точных оснований. Он, наоборот, снижен Гончаровым в сравнении с первоначальной редак­цией. Так, указывают, что Вера читала Фейербаха. Но читала она его под руко­водством заволжского священника и в соответствующей оценке. В окончательном тексте Вера покоряется бабушкиной прав­де, по воле автора проявляется религиоз­ность; религиозный дух усиливается в ро­мане не только в молитвах Веры в часовне, не только в сентенциях бабушки, но и в общей направленности романа, чего нет ни в «Обыкновенной истории», ни в «Обломове».

Под суровым обличением передовой публицистики Гончаров пережил целую писа­тельскую драму. Она была бы не столь тягостной, если бы писатель был твердо уверен, что вполне прав. Но с полной ясностью своего сознания понимал историческую огра­ниченность своего круга. Однажды он сам раскрыл эту ограниченность — в неко­тором иносказании, совершенно, однако, прозрачном,— в статье об Островском (1874): «Он не пошел и не пойдет за новой Россией,— в обновленных детях ее нет уже более героев Островского»; «У него как будто опускаются руки. Впереди у него ничего нет: новая Россия — не его дело»; «Он сам усердно разрушал свой темный мир, в котором видел так ясно — этот свой Карфаген, и остается на разрушенных остатках — с праздной кистью»; «Пишет все одну картину», «другого писать не может»; «Почва уходит из-под ног писателя». Как Островский описал купеческое царство, так Гончаров изобразил в громадной картине барскую обломовщину. Он усердно разрушал этот Карфаген. Но новая Россия — не его дело. Он остается с праздной кистью.

В 70-х гг. Иван Александрович Гончаров пережил некоторый идей­ный и творческий подъем. Ценны критиче­ские статьи и мемуары Гончарова. Они десятками лет оставались в рукописях и опублико­ваны посмертно. Это «Материалы, заго­товляемые для критической статьи об Островском», «Предисловие к роману «Об­рыв»,

«Намерения, задачи и идеи романа «Обрыв»,

статья о

«Гамлете»,

«Отзыв о драме «Гроза» Островского»,

отзыв о кар­тине Крамского. Несколько крупных критических этюдов Гончаров напечатал сам:

«В. Н. Майков»,

«Заметки по поводу юби­лея Карамзина»,

«Мильон терзаний»,

«Луч­ше поздно, чем никогда»,

«Литературный вечер»,

письмо о Пушкине,

«Заметки о личности Белинского».

Вся эта часть ли­тературного наследия писателя обога­щается еще целой вереницей частных пи­сем Гончарова, где он, всегда осторожный и связанный в своих печатных высказыва­ниях, говорил смелее и свободнее, нередко о самых существенных вопросах литера­туры, искусства и общественности. Из этого круга особо выделяются три ста­тьи: «Заметки о Белинском», «Мильон терзаний» и отзыв о картине Крамского. Статья о Белинском цитировалась выше.

Статья о «Горе от ума» была напечатана в 1872. Превосходный анализ постановки «Горе от ума» (в 1871 в Александринском театре) сочетался с тонкими суждениями об игре отдельных актеров, анализ самой пьесы как «сценического действия» — с гениальным раскрытием ее драматургичес­кой композиции и общей эстетической, психологической и социально-исторической оценкой произведения. В истолкова­нии образа Чацкого и «борьбы, важной и серьезной, целой битвы», какую он ведет с обществом, сказалась прогрессив­ная тенденция. А в горячей защите Софьи Фамусовой и раскрытии моральных сил и достоинств девушки, изуродованной окружающей средой, проявился вновь гуманизм Гончарова. Критик мастерски раскры­вает «тонкую, умную, изящную и страст­ную комедию в тесном, техническом смыс­ле», комедию интимную, но гениально связанную с общественной борьбой Чацкого. Иван Александрович высоко ставит Чацкого-борца в сравнении с Онегиным и Печориным, считая, что Чацкий «несравненно выше и умнее Онегина и лермонтовского Печо­рина». Впрочем, связи Чацкого с декаб­ризмом остались, не раскрыты. Подобно тому, как образы «Обломова» настолько ти­пизированы, что могут быть истолкованы смелее и шире, чем хотел бы автор, так и формулы «Мильона терзаний» даны в такой обобщенности, что также могут понимать­ся шире. Многое в этих статьях продолжа­ет сохранять свою силу и по сей день.

С молодости Гончаров живо интересовался искусством. С искусством античным и за­падноевропейским Гончаров знакомился в своих продолжительных путешествиях.

В преди­словии к «Обрыву» Гончаров пишет о Рафаэле, Корреджио. В других случаях он ссылает­ся на фламандскую живопись, на Рубенса, Гвидо Рени, Тициана, Рембрандта, на Ораса Берне.

Столь же хорошо осведом­лен был Гончаров о русской живописи.

Интерес­ны его суждения об А. А. Иванове и его картине «Явление Христа народу» и о картине Н. Ге «Что есть истина?» и других. Передвижничество зародилось и разви­валось на глазах Гончарова и нашло в нем силь­ного сторонника. Он был личным другом художника Верещагина.

О картине Крам­ского «Христос в пустыне» Гончаров написал замечательное рассуждение. Он обсуждает чрезвычайно щекотливый для того времени вопрос: о свободе художника в трактова­нии религиозных сюжетов, о приемах живописного изображения Христа. И вот его общий вывод: «Современным реали­стам остается придерживаться одной исто­рической правды… бессильно становится искусство, когда оно вздумает из человеческих границ выступить в среду чудес­ного и сверхъестественного!»

Еще в большей степени Гончаров является знатоком мировой литературы. Он изучал античных и западных авторов — Данте, Шекспира, Гёте, Сервантеса, Байрона, Тассо. Иван Александрович прошел через увлечение фран­цузской литературой, «физиологическим очерком», Бальзаком. Он высоко ценил Шекспира, Байрона, но ближе ему был английский роман.

Обладавший высокой литературной и художественной культурой, Гончаров явился но­ватором в области социально-психологиче­ского романа. О его мастерстве ярко ска­зал Добролюбов как о «художнике, умею­щем выразить полноту явлений жизни», «остановить саму жизнь, навсегда укре­пить и поставить перед нами самый неумо­лимый миг ее…». Гончаров был энтузиастом художественной правды. В предисловии к «Обрыву» он говорил: «Художественная верность изображаемой действительности, то есть «правды», есть основной закон искус­ства, и этой эстетики не переделает никто. Имея за себя «правду», истинный худож­ник всегда служит целям жизни, более близко или отдаленно». Иван Александрович, однако, был врагом натурализма, мертвенной правды отъединенного факта. В письмах Гончаров утвер­ждал, что «художественная обработка» «никогда не прикроет собою и не выпол­нит отсутствия идей, серьезного и глубо­кого взгляда на жизнь — и вообще скуд­ности содержания». Иван Александрович Гончаров мастерски создавал не только индивидуальные образы-типы, но и образы коллективные, собирательные. Таковы образы Обломовки, а также Малиновки и провинциального города в «Обрыве». Простота и правдивость в рома­нах писателя сочетаются со стройностью; тако­ва в особенности композиция «Обломова»— драма трех восхождений героя и его трех срывов, с прологом и эпилогом. Прост и правдив у Гончарова и пейзаж — даже там, где, как во «Фрегате Паллада», было легко впасть в экзотическую эффектность. Прост и художественный язык, по определению Белинского, «чистый, правильный, лег­кий, свободный, льющийся». Все эти достоинства завоевали романам Гончарова И.А. миро­вую известность.

Умер — [15(27).IX. 1891], Петербург.

Русские писатели. Биобиблиографический словарь.

www.znaniy.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *