В чём заключается смысл веры в предопределение Аллаха?
Значение веры в предопределение Аллаха состоит в том, что всё происходящее во Вселенной – будь это действие, совершённое человеком, животным или произошедшее в природе, будь это хорошее или плохое – происходит лишь по могуществу и воле Аллаха. Но это не значит, что Всевышний, лишив Своего раба воли, заставит его работать как робота. Всевышний мог бы насильно заставить человека делать определённые поступки. Но Всевышний так не сделал. Он захотел, чтобы раб сам избрал одно: добро или зло. Поэтому говорят, что всё хорошее и плохое совершается по воле Аллаха. Потом, когда человек выберет одно из двух, Всевышний создаёт условия для этого. Поэтому говорят, что действия человека и предопределения Аллаха проистекают вместе. Деяния человека, как и он сам, созданы Всевышним.
Если бы человеку не было дано право выбрать между плохим и хорошим, то Аллах не отправил бы пророков и не ниспослал бы книги. Отправив пророков и ниспослав книги, пояснив, что хорошо и что плохо, и описав вознаграждение тому, кто сделает хорошее, и кару за ослушание, дал разум, дабы различить всё это и выбрать лучшее.
Поэт сказал:
Если и любит добро и зло,
Со злом Он не доволен.
Если даже для пробы создал Он зло,
За совершенье его пояснил Он кару.
Поэтому человек, совершивший зло, во избежание кары Всевышнего и наказания людей не имеет права говорить, что, мол, так было предписано Аллахом и нет его вины в этом.
Шариат в таком случае поясняет: «Раб не заглядывал в тайну предопределения Аллаха, и Он насильно не заставил его делать зло, и раб равно как мог совершить зло, так мог и не совершить его. Ты выбрал зло, и за это тебя наказывают». Именно поэтому Аллах в Ахирате не будет наказывать животных, несовершеннолетних, неразумных и общину, к которой не пришёл пророк. Потому что им не был предписан Шариат.
Да сделает Аллах так, чтобы мы видели истину истиной и следовали ей, а ложь – ложью и отдалялись от неё. Аминь!
islamdag.ru
Основы веры мусульманина | islam.ru
Слово «иман» в переводе с арабского означает «вера». Иман – это полное принятие всего того, с чем пришёл Пророк Мухаммад (мир ему и благословение), то есть вера во всё то, что он говорил и передал народу от Всевышнего Аллаха.
Что будет с человеком, не признающим хоть один из столпов веры?
Тот, кто не уверует хоть в один из этих шести составляющих имана или засомневается в них, отойдёт от веры, т. е. станет кяфиром. Он должен сожалеть об этом, покаяться от всей души и просить Всевышнего о прощении. Затем он должен прочитать шахаду, понимая смысл читаемого. Нужно уверовать во все шесть столпов имана и в то, что всё, с чем пришёл Пророк Мухаммад (мир ему и благословение), является истиной. Во всё это человек должен уверовать сердцем и произносить вслух.
Вера (иман) состоит из шести столпов. Кто отрицает хоть один из столпов веры или сомневается в нём, тот не является мусульманином, его ждут вечные муки на том свете.
Столпы веры:
1. Вера в Аллаха.
2. Вера в ангелов.
3. Вера в книги.
4. Вера в посланников.
5. Вера в Судный день.
6. Вера в предопределение судьбы, в то, что всё хорошее и плохое происходит по воле Аллаха.
Вера во Всевышнего Аллаха заключается в нашей глубокой убеждённости в том, что у Него есть двадцать обязательно присущих Ему качеств или атрибутов, двадцать недопустимых (невозможных) и один допустимый для Него атрибут. Эти качества, которые называются сыфатами, обязан знать каждый мусульманин.
Качества, обязательно присущие Всевышнему Аллаху
Такими качествами Всевышнего являются: 1. Существование. 2. Вечность без начала. 3. Бесконечность. 4. Независимость. 5. Бесподобие. 6. Единственность. 7. Всемогущество. 8. Воля. 9. Всезнание. 10. Вечная жизнь. 11. Речь. 12. Всеуслышание. 13. Всевидение. 14. Всемогущий. 15. Имеющий волю. 16. Всезнающий. 17. Вечно живой. 18. Разговаривающий. 19. Всеслышащий. 20. Всевидящий.
Истинная религия и разум требуют утверждения этих двадцати качеств по отношению к Аллаху. Кроме вышеназванных качеств у Всевышнего Аллаха есть ещё 99 прекраснейших имён-эпитетов («аль-Асмаъ аль-хусна»). Есть также неисчислимое множество совершенных качеств и великих имён, сущность которых знает только Он Сам.
Качества, не присущие Аллаху и недопустимые по отношению к Нему
Качества, противоположные двадцати перечисленным выше, не присущи Всевышнему Аллаху, они недопустимы для Него: 1. Небытие. 2. Наличие начала. 3.
Аллах чист от этих качеств, они являются не достойными Его. Недопустимость этих качеств по отношению к Аллаху доказывают истинная религия и разум. Аллах вообще чист от всех качеств, не соответствующих Его Величию и Совершенству.
Аллах не меняется во времени, и время не меняется для Него. Он сам меняет времена. По отношению к Аллаху нельзя пользоваться такими пространственными ориентирами, как верх, низ, правая и левая стороны, вперёд, назад и т. д. Бессмыслен вопрос «где Аллах?», ибо ответ на вопрос «где?» указывает на место в пространстве, например на небесах или на Арше, или что Он везде, а такое утверждение делает Аллаха похожим на Его творения. Всевышнему Аллаху не присущи движение или статичность, Он не состоит из каких-либо органов или частей, Он не делится на какие-либо части. Аллах чист от этих и других несовершенных качеств, уподобляющих Всевышнего Его созданиям и не достойных Его. Кто бы и в каком бы образе ни пытался представить Аллаха, Он абсолютно не похож на этот образ. Он един в сущности, в качествах и в делах. Его видение, слышание, знание, могущество и все другие качества были всегда и не являются созданными, они ни в чём не похожи на качества людей.
У Всевышнего есть ещё не обязательное, но возможное, допустимое для Него качество. Это сотворение чего-либо. Если Он захочет что-то, то Он создаёт его, если не захочет – не создаёт.
Истинное величие, сущность Аллаха, Его совершенство, истину о Нём никто не в состоянии полностью осознать, кроме Самого Аллаха. Необходимые и достаточные знания о Нём человечество получает от Него Самого через Его пророков и из Его книг. На этом свете никто не видит Всевышнего, а в вечной жизни Его увидят верующие.
Доказательством существования Аллаха являются этот устроенный удивительным и совершенным образом окружающий нас мир и Его творения. Как мы знаем, каждая вещь нуждается в создателе. К примеру, часы сделаны мастером, автомобиль или самолёт свидетельствуют о существовании их конструктора и т. п. Небеса, Земля, планеты, Солнце, Луна, звёзды, горы, реки, моря, люди, животные, растения и другие творения, от атома до галактик, свидетельствуют об их Создателе, устроившем такой порядок, управляющем ими и охраняющем их. Они сами по себе, без Создателя, не могут образовываться. Именно Аллах является Тем, Кто создал всё и управляет всем.
Человек, который, видя такие творения, тем не менее не верит в существование Аллаха, является тем, кто опровергает свой разум, не доверяет ему и не получает от него никакой пользы.
Верить в ангелов необходимо в общем виде, а также конкретно по именам, как об этом упоминается в священном Коране и благородных хадисах. Существование этих ангелов является истиной.
Как необходимо верить в ангелов в общем виде?
Мусульманин должен верить, что ангелы являются чистыми, безгрешными и почтенными рабами Аллаха, созданными Им из света (нура). Они строго выполняют повеления Аллаха и никогда не ослушаются Его. Им не надоедает поклоняться Аллаху. Они не едят, не пьют, не спят и не имеют пола. Ими заполнены небеса и земли, и их количество знает только Всевышний. Они умрут вместе с другими созданиями и в Судный день воскреснут.
Как необходимо верить в ангелов по именам?
Мусульманин должен знать поимённо и верить в существование нижеперечисленных ангелов: Джабраил – передаёт откровения от Аллаха пророкам; Микаил – раздаёт блага и имущество на земле; Исрафил – вострубит в Рог (Сур), возвещая о наступлении Конца Света, и в Судный день, чтобы воскресить творения из мёртвых; Азраил – забирает души людей по окончании их жизненного срока (ангел смерти). Они являются архангелами, то есть главными ангелами.
Необходимо верить и в то, что является истиной существование ангелов Ракиба и Атида – записывающих хорошие и плохие деяния рабов Аллаха; Мункара и Накира – уполномоченных и ответственных за могильный допрос; Ризвана – руководящего ангелами, которые содержат Рай, и Малика – руководящего ангелами, которые следят за порядком в Аду; ангелов, совершающих обход вокруг Арша, несущих на себе Арш, и других ангелов.
Если спросят, откуда вы знаете о существовании ангелов, то ответ таков: это известно из Корана и хадисов, ибо в них содержится только истина.
Мусульманин должен знать и верить, что от Всевышнего Аллаха ангел Джабраил (мир ему) передал посланникам книги и свитки. Всего было ниспослано 104 книги, 100 из них в виде свитков и 4 в виде книг. Из них самыми главными являются четыре следующие книги: Таврат (Тора) – ниспосланный пророку Мусе (мир ему), Забур (Псалтырь) – Давуду (мир ему), Инжил (Евангелие) – Исе (мир ему) и Коран – Мухаммаду (мир ему и благословение). Из свитков же пророку Адаму (мир ему) было ниспослано 10, Шису (мир ему) – 50, Идрису (мир ему) – 30, Ибрахиму (мир ему) – 10.
Книги Всевышнего учат людей истинной религии и правильному образу жизни на земле. Коран – последняя книга Всевышнего, в которой заключается смысл всех предыдущих писаний. Это самое большое чудо Аллаха, которое никто не в состоянии исказить до Конца Света. А также никто не в состоянии сочинить подобное Корану, даже самую маленькую суру.
Мусульманин должен верить, что посланники – это самые почтенные и любимые рабы Аллаха, которых Он избрал из всего человечества, ниспослал им откровение и послал их к народам, чтобы призывать их к истинной религии Творца. Первым из них является Адам (мир ему), а последним – Мухаммад (мир ему и благословение). Предыдущие посланники были направлены Всевышним в определённые страны, к определённым народам и в определённое время. А Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) был послан ко всему человечеству. Его посланничество будет иметь силу и сохранится до Конца Света. Он является последним Пророком и Посланником (мир ему и благословение), завершающим звеном в цепочке пророков.
Необходимо знать по именам и верить в следующих пророков, чьи имена упомянуты в священном Коране: Адам, Идрис, Нух, Худ, Салих, Ибрахим, Лут, Исмаил, Исхак, Якуб, Юсуф, Шуайб, Аюб, Зулькифли, Муса, Харун, Сулайман, Давуд, Ильяс, Альяса, Юнус, Закарья, Яхья, Иса, Мухаммад (да благословит их всех Аллах и приветствует).
Посланники (расуль) – это особые рабы Аллаха, избранные Им из всего человечества и получившие от Аллаха откровение и повеление довести его до людей. Пророки (наби) – это тоже особые рабы Аллаха, избранные Им из человечества и получившие откровение от Аллаха, однако они не получили повеление довести его до людей. Посланники одновременно являются и пророками. Точное количество пророков знает лишь Аллах. Некоторые учёные говорят, что пророков всего было 124 тысячи, из них 313 являются посланниками.
Доказательством истинности посланников и пророков являются чудеса (муджизаты), которыми их одаривал Всевышний Аллах, и особые качества, свойственные им.
Качества пророков
Качества, обязательно присущие пророкам
Всевышний Аллах наделил пророков следующими совершенными качествами, обязательно присущими им: честность, правдивость во всём, что говорят, абсолютная безгрешность, умственное совершенство, получение откровения и его полное доведение до людей; пророками бывают только мужчины, и все они были свободными от рабства.
Качества, недопустимые для пророков
Качества, противоположные перечисленным выше, пророки иметь не могут, то есть они недопустимы для них, и все пророки чисты от них. Это: нечестность, лживость, греховность, интеллектуальное несовершенство, сокрытие от людей откровений, переданных Всевышним для доведения до них; пророками не могут быть женщина или раб.
Качества, допустимые для пророков
Допустимыми для пророков являются различные качества и свойства, присущие всем людям. Например, приём пищи и питья, сон, женитьба, занятие торговлей, гнев, недомогание, смерть, выражение радости и печали, усталость, отдых и т. д. Однако болезни (например, эпилепсия, шизофрения и т. д.), которые могут подорвать их авторитет и принизить их степень в глазах людей, пророкам не присущи.
Пророки являются самыми лучшими, самыми ценными творениями Всевышнего Аллаха. Среди пророков наиболее почитаемыми являются посланники, а среди посланников – следующие пятеро: Мухаммад, Ибрахим, Муса, Иса и Нух (мир им всем). Этих пятерых пророков называют «улюль-азми» («обладатели твёрдой решимости»). Из них самым почитаемым, избранным из всего человечества, самым ценным и лучшим из созданий Аллаха, посланным Им как милость для всех миров, является Пророк Мухаммад (мир ему и благословение).
Каждый мусульманин должен быть убеждён в том, что допросы в могиле, начиная со дня смерти, воскрешение из мёртвых в Судный день, Рог Исрафила, в который он вострубит, сбор всех людей на местности под названием Арасат, и то, что люди в соответствии со своими деяниями будут утопать там в поту (кроме особых категорий людей), что Всевышний будет отчитывать Своих рабов, что праведники получат свои «Книги деяний» справа, после чего Аллах направит их в Рай по Своей милости, а грешники – слева, после чего Аллах направит их в Ад по Своей справедливости, взвешивание благих и дурных деяний на Весах справедливости, также заступничество в Судный день, мост Сират, перекинутый через Ад и служащий испытанием для верующих, сам Ад и все наказания и мучения в нём, Рай и все блага в нём, Хавз Пророка (мир ему и благословение) (источник, вода которого утоляет жажду навечно) и т. д., – всё это является истиной. Об этом нам повествуют Коран и хадисы, а в них содержится только истина.
В потустороннем мире не бывает смерти, он является вечным и непреходящим пристанищем человека.
Мусульманин должен верить в то, что всё в этом мире, будь то хорошее или плохое, происходит по воле Аллаха, согласно предначертанной Им судьбе, о которой Он ведал ещё до сотворения Вселенной. Однако людям дано право выбора между добром и злом. Всевышний Аллах одарил людей разумом, чтобы они могли различать добро и зло, послал к ним пророков, чтобы обучить их совершению благого и отдалению от запретного, и ниспослал им книги. Он рассказал о вознаграждении, которое ждёт в Вечном мире совершившего добро, и о наказании, предназначенном совершившему зло. Поэтому тем, кто совершает добро, Всевышний Аллах доволен, а совершивший зло навлекает на себя Его гнев.
Канонический отдел портала islam.ru
islam.ru
Ислам вера в аллаха — хадисы в исламе
Ислам, вера и чистосердечие
Сообщается, что Умар, да будет доволен им Аллах, также сказал:
«(Однажды) когда мы находились в обществе посланника Аллаха, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), к нам неожиданно подошёл какой-то человек в ослепителъно белых одеждах с иссиня чёрными волосами, по виду которого нельзя было сказать, что он находится в пути, и которого никто из нас не знал.
Он сел напротив пророка, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), так, что колени их соприкоснулись, положил руки себе на ноги и сказал:
«О Мухаммад, поведай мне об исламе».
Посланник Аллаха, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал:
«(Суть) ислама заключается в том, чтобы ты засвидетельствовал, что нет бога, кроме Аллаха, и что Мухаммад — посланник Аллаха, совершал молитвы, давал закят, соблюдал пост во время рамадана и совершил хаджж к Дому, если сумеешь сделать это».
(Этот человек) сказал:
«Ты сказал правду»,
— а мы подивились тому, что он задаёт пророку, (салляллаху ‘алейхи уа саллям) вопросы и подтверждает правдивость его слов.
(Потом) он сказал: «А теперь поведай мне о вере».
(Посланник Аллаха, (салляллаху ‘алейхи уа саллям),) сказал:
«(Суть веры заключается в том,) чтобы ты уверовал в Аллаха, и в Его ангелов, и в Его Писания, и в Его посланников и в Последний день, а (также в том, чтобы) уверовал ты в предопределённость как хорошего, так и дурного»,
— (и этот человек снова) сказал: «Ты сказал правду».
(Потом) он сказал: «Поведай мне о чистосердечии’ «.
(Посланник Аллаха, салляллаху ‘алейхи уа саллям,) сказал:
«(Суть чистосердечия в том,) чтобы ты поклонялся Аллаху так, будто видишь Его, а если ты Его не видишь, тo, ( помня о том, что) Он, поистине, видит тебя».
(Потом) он сказал. «(А теперь) поведай мне об этом Часе».
Посланник Аллаха, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал:
«Тот, кого спрашивают о нём, знает не больше задающего вопрос».
Он сказал: «Тогда поведай мне о его признаках «.
Посланник Аллаха, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал:
» (Признаком приближения этого Часа станет то, что) рабыня породит свою госпожу, и то, что ты увидишь, как босые, нагие и неимущие пастухи овец будут стараться превзойти друг друга по высоте своих жилищ».
А потом (этот человек) ушёл, когда же прошло некоторое время, посланник Аллаха, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), спросил:
«О Умар, известно ли тебе, кто задавал эти вопросы?»
Я сказал: «Аллах и посланник Его знают об этом лучше «.
(Тогда) он сказал: «Поистине это — Джибрил, явившийся к вам, чтобы научить вас вашей религии. «»
(Муслим, Ат-Тирмизи, Абу Дауд, ан-Наса’и.)
ВАЖНОСТЬ ЭТОГО ХАДИСА
Ибн Дакик аль-‘Ид сказал:
«Это — великий хадис, в котором говорится обо всех предназначениях явных и тайных дел. Все шариатские науки восходят к нему и ответвляются от него, поскольку в целом он заключает в себе знание сунны и является как бы матерью сунны (умму-с-сунна). Точно также «Аль-Фатиху» называют «матерью Корана» (умму-ль-Куран) по той причине, что в целом она заключает в себе весь смысл Корана «.
ПОНИМАНИЕ ЭТОГО ХАДИСА И ТОГО, К ЧЕМУ ОН НАПРАВЛЯЕТ
• 1. Необходимо следить за своей одеждой и внешним видом.
Прежде чем зайти в мечеть или принять участие в собрании стремящихся к знанию желательно одеть чистую одежду. Присутствуя на таких собраниях и встречаясь с улемами, необходимо соблюдать правила приличия, что же касается Джибрила, мир ему, то он пришёл к людям, чтобы учить их как с помощью своих поступков и внешнего вида, так и с помощью своих слов.
• 2. Что такое ислам?
Слово «ислам» означает повиновение и покорность Аллаху Всевышнему.
С точки зрения шариата ислам основывается на пяти столпах:
— свидетельстве о том, что нет бога, кроме Аллаха, и что Мухаммад — посланник Аллаха;
— своевременном совершeнии молитв,
— выплате закята,
— соблюдении поста во время рамадана,
— совершении хаджжа к Священному Дому раз в жизни для тех, кто будет иметь возможность сделать это.
• 3. Что такое вера?
В арабском языке слово «вера» (иман) означает «внутренней согласие или подтверждение».
Если же говорить о вере с точки зрения шариата, то имеется в виду глубокая уверенность существовании Аллаха как Творца и в том, что Он Един и нет у Него сотоварища.
И это — вера в таких созданий Аллаха, каковыми являются ангелы. Они — почтенные рабы Аллаха, которые не допускают ослушания Аллаха. Аллах создал их из света, они не вкушают пищи, не различаются по родам, не размножаются и не знает о количестве их никто, кроме Аллаха.
И это — вера в ниспосланные от Аллаха Всевышнего Писания.
И это — вера во всех посланников, которых Аллах избрал для руководства Своими созданиями и которым Он ниспослал Писания свыше.
И это — вера в Последний день, когда Аллах выведет людей из их могил и произведёт с ними расчёт за их дела, и воздаст благом за благое, и злом — за зло.
И это — вера в то, что всё происходящее во Вселенной происходит в силу предопределения Аллаха Всевышнего.
Всё вышеупомянутое относится к числу столпов веры, и тот, кто будет убеждён в этом, спасётся и преуспеет, тот же, кто станет отрицать это, собьётся с пути истинного и потерпит неудачу.
• 4. Ислам и вера
Таким образом, из всего вышеупомянутого ясно, что «ислам» и «вера» представляют собой две различные истины. Однако в шариате подход к этому может быть более широким, и иногда ислам метафорически именуется верой, а вера — исламом, ведь вера без ислама также как и ислам без веры лишены всякого смысла.
Вера в Аллаха и вера в чудеса
Они неотделимы друг от друга.
• 5. Что такое чистосердечие (ихсан)?
Чистосердечие есть искренность и совершенство, иначе гoворя, речь идёт об искреннем и совершенном поклонении одному лишь Аллаху, осуществляемом так, будто ты видишь Егo в процессе этого поклонения, если же ты неспособен на это, тo следует поклоняться Аллаху, помня о том, что Он наблюдае за тобой и видит абсолютно всё, что ты делаешь.
• 6. Час этот и его признаки
Знанием о времени наступления Дня воскресения обладает один лишь Аллах, и не знает об этом никто из Его творений, будь то ангелы или посланники. Вот почему пророк, (САС), сказал Джибрилу:
— «Тот, кого спрашивают о нём, знает не больше задающего вопрос».
Однако он упомянул о некоторых предзнаменованиях Этогo Часа,
• 7. Вопрос о знании.
Мусульманин спрашивает только о том, что может оказаться для него полезным в мире этом или в мире вечном, и не задаёт вопросов о бесполезных вещах. Так следует поступать человеку, пришедшему в собрание стремящихся к знанию и почувствовавшему, что присутствующие нуждаются в знании о чём-либо, но никто об этом не спрашивает. В подобных обстоятельствах вопрос необходимо задать ему самому, даже если ответ на него будет ему известен, чтобы это пошло на пользу другим собравшимся. Если же кого-нибудь спросят о том, чего он не знает, человек должен сказать: «Я не знаю», — что послужит свидетельством его благочестия, богобоязненности и правильности знания.
• 8. Методы воспитания
То, как именно задаются вопросы и даются ответы, относилось и относится к числу успешных методов воспитания, о чём сообщается во многих хадисах пророка, (САС), в которых говорится о том, как он обучал своих сподвижников. Объясняется это тем, что таким способом можно привлечь внимание слушателей и подготовить их разум к восприятию правильного ответа.
Хадисы (арабск. «новость», «история») это записи рассказов о поступках или высказываниях пророка Мухаммада, к которым верующие относятся с огромным уважениям и принимают их как основной источник религиозного права и нравственных наставлений, уступающий по авторитетности только Корану – Священному писанию Ислама. Можно сказать, что это биография пророка, запечатленная в памяти его общины как пример для подражания. Хадисы широко передавались в течение первых трех веков существования Ислама, их изучение позволяет понять исламское мировоззрение и этику.
Природа и происхождение
Термин «хадис» происходит от арабского корня «хадаса», означающего «случаться, происходить», и отсюда «рассказывать о случившемся», «получать или передавать новость», «говорить о чем-то». Этот термин обозначает традицию, первоначально устную, позже записанную. Отсюда происходит сунна (буквально «хорошо протоптанная тропа», т.е. то, что воспринимается как прецедент или авторитетное указание), которой следуют правоверные, подчиняясь указаниям, содержащимся в хадисах, и на которую могут опираться правоведы. Таким образом, традиция в Исламе, это и содержание, и следующие из него ограничения – хадисы как биографическая основа законодательства, и сунна как выводимая из них система обязанностей. Можно сказать, что пророк Мухаммад своими поступками, запечатленными в хадисах, заложил основы поведения в Исламе. Этому, в основном, способствовали два фактора. Один из них — та уникальная роль, которую сыграл Пророк в возникновении Ислама, другой – стремительное распространение, в географическом плане, новой религии в первые два столетия ее существования, и возникающие в связи с этим контакты различных культур. Хадисы невозможно оценить должным образом, если не принимать во внимание эти два элемента и их взаимосвязь.
Жизнь мусульман на покорившихся территориях Ближнего Востока, Средней Азии и Северной Африки была связана с более ранней традицией. Исламская традиция прочно основывалась на понимании пророческой миссии Мухаммада – передатчика Корана и посланника Аллаха. Ключ к пониманию традиции как установления в Исламе можно найти в произнесении шахады – «свидетельства веры» («Нет бога кроме Аллаха, и Мухаммад – Его раб и посланник») – в которой видна неразрывная связь между Богом и посланником. Исламская традиция происходит из первичного феномена Корана, полученного лично пророком Мухаммадом и прочно связанного с его личностью и высоким предназначением. Признание мусульманской общиной Корана как Священного писания неотделимо от признания Мухаммада как его избранного получателя. В этом призвании у него не было помощников или товарищей, ведь Аллах, как сказано в Коране, говорил только с пророком Мухаммадом. С его смертью в 632 г. н.э. завершилось Откровение, воплотившееся в Коране.
Но это резкое прекращение одновременно и Писания, и жизни Пророка, хотя и было в некотором смысле триумфальным, сулило определенные трудности, особенно в виду изменяющихся условий, как временных, так и пространственных, складывающихся в процессе географического распространения ислама. Где теперь было искать наставлений в изменяющихся исторических обстоятельствах, приносящих новые вопросы, если не у того же самого источника, через который было ниспослано Священное писание, и который благодаря своему исключительному положению стал надежным и проверенным передатчиком божественных наставлений? Стремление к следованию традиции и ее формирование стали, таким образом, неотъемлемыми элементами Ислама. Ход истории и дальнейшее распространение ислама вызвали необходимость и способствовали составлению сборников хадисов.
Историческое развитие
Воспоминания о поступках и высказываниях пророка Мухаммада, мир ему, не сразу приняли свою нынешнюю законченную и строго определенную форму. Напротив, существуют свидетельства того, что процесс этот был медленным и неравномерным.
Литературная традиция в доисламской Аравии
Первое поколение мусульман имело свой непосредственный опыт Ислама, как во время жизни Пророка, так и в первую четверть века после его смерти. Оно было знакомо также с традицией племенных хроник в виде песен и саг. Доисламская поэзия прославляла отдельные племена и их воинов, поэтические произведения декламировались в честь племенных предков. Ранний Ислам, с его стремительной мощью, впитал эти элементы, предварительно преобразовав их. Его славная история, ключевую роль в которой играл, естественно, пророк Мухаммад, была главной темой сначала хроник, а затем исторических сочинений. И те, и другие нуждались в традиции и способствовали ее развитию. Из того же источника черпали, в свою очередь, выводы и заключения и правоведы. Пока продолжалось ниспослание Корана, отношение к записыванию слов и поступков Пророка было настороженным и скорее неодобрительным: существовали опасения, что эти записи могут быть спутаны с уникальным текстом Священного писания. Свидетельством того, что такая практика все же существовала, может служить тот факт, что сам посланник Аллаха не одобрял записывание своих слов. Когда же Коран был завершен и принял свой канонический вид, подобные опасения стали беспочвенны, и начался процесс сбора и фиксации хадисов.
События 1-го и 2-го веков по хиджре
Уже в течение первого века после смерти Пророка традиция стала основным фактором развития правовой системы и формирования общества. Связь посредством хадисов с именем и личным примером посланника Аллаха становилась все более весомым доказательством достоверности и правомочности. Во втором столетии этот процесс приобрел более формальные черты – традицию требовалось подтвердить авторитетным научным свидетельством, соответствующим строгим критериям, устанавливающим связь с пророком Мухаммадом через его сподвижников, посредством непрерывной цепи передатчиков.
Коранические комментарии, развивавшиеся вслед за формированием новых законов и обычаев, также в основном опирались на фиксируемую традицию, поскольку эпизоды коранического повествования и обстоятельства, в которых ниспосылалось откровение, лучше всего можно было понять именно через повествующие об этом хадисы. Далее, поскольку коранические комментарии носили по большей части назидательный характер, хадисы оказались настоящим кладезем, из которого черпались примеры, иллюстрирующие Писание. За исключением редких случаев (так называемых «хадисов кудси», или «божественных хадисов»), эти факторы устной традиции у коранической интерпретации носили только пояснительный характер, и содержание хадисов никоим образом не могло замещать собой или оспаривать имеющий первостепенной значение и не подвергаемый сомнениям текст Корана. Ведь все эти обитер дикта (сопутствующие замечания) Пророка все же не имели статуса божественного откровения, присущего только Корану. Среди наиболее ранних примеров оформившихся хадисов — повествования биографа Ибн Исхака (ум. в 150г. по хиджре ), и собрание законов Малика ибн Анаса, (ум. в 179г. по хиджре ), известное как «аль-Муватта». Но они почти на полстолетия опередили формирование теории, сделавшей хадисы неотъемлемым элементом развития исламского права.
3-й век по хиджре и последующее развитие
Главным защитником точки зрения, тесно увязывающей хадисы и систему права, был Мухаммад аш-Шафии (ум. в 204г. по хиджре ), считавший хадисы своего рода продолжением божественного откровения. Таким образом Коран и Сунна стали основными авторитетными источниками в суннитском Исламе (основное тр
lezgidin.ru
В чём заключается смысл веры в предопределение Аллаха?
Значение веры в предопределение Аллаха состоит в том, что всё происходящее во Вселенной – будь это действие, совершённое человеком, животным или произошедшее в природе, будь это хорошее или плохое – происходит лишь по могуществу и воле Аллаха. Но это не значит, что Всевышний, лишив Своего раба воли, заставит его работать как робота. Всевышний мог бы насильно заставить человека делать определённые поступки. Но Всевышний так не сделал. Он захотел, чтобы раб сам избрал одно: добро или зло. Поэтому говорят, что всё хорошее и плохое совершается по воле Аллаха. Потом, когда человек выберет одно из двух, Всевышний создаёт условия для этого. Поэтому говорят, что действия человека и предопределения Аллаха проистекают вместе. Деяния человека, как и он сам, созданы Всевышним.
Если бы человеку не было дано право выбрать между плохим и хорошим, то Аллах не отправил бы пророков и не ниспослал бы книги. Отправив пророков и ниспослав книги, пояснив, что хорошо и что плохо, и описав вознаграждение тому, кто сделает хорошее, и кару за ослушание, дал разум, дабы различить всё это и выбрать лучшее.
Поэт сказал:
Если и любит добро и зло,
Со злом Он не доволен.
Если даже для пробы создал Он зло,
За совершенье его пояснил Он кару.
Поэтому человек, совершивший зло, во избежание кары Всевышнего и наказания людей не имеет права говорить, что, мол, так было предписано Аллахом и нет его вины в этом.
Шариат в таком случае поясняет: «Раб не заглядывал в тайну предопределения Аллаха, и Он насильно не заставил его делать зло, и раб равно как мог совершить зло, так мог и не совершить его. Ты выбрал зло, и за это тебя наказывают». Именно поэтому Аллах в Ахирате не будет наказывать животных, несовершеннолетних, неразумных и общину, к которой не пришёл пророк. Потому что им не был предписан Шариат.
Да сделает Аллах так, чтобы мы видели истину истиной и следовали ей, а ложь – ложью и отдалялись от неё. Аминь!
islamkursk46.ru
В чем заключается иман?
«Верующими являются только те, сердца которых испытывают страх при упоминании Аллаха, вера которых усиливается, когда им читают Его аяты, которые уповают на своего Господа, которые совершают намаз и расходуют из того, чем Мы их наделили. Они являются истинно верующими» (сура «аль-Анфаль», аяты 2-4).
Как часто нам приходилось слышать о том, что любое действие, любой путь к цели начинается с веры. С веры в свои силы, с веры в то, что тебя окружают добрые и понимающие люди, с веры в то, что помощь придет оттуда, откуда не ждали. Вера – это то, что, несмотря на обстоятельства и слова других людей, всегда остается с тобой, позволяя двигаться вперед, продолжать дышать и смотреть на мир с улыбкой и глазами, полными счастья.
Вера – основа любой из религии. Вера – это признание Всевышнего, не требуя взамен никаких доказательств. О том, что такое иман (вера) и в чем она заключается, рассказали в рамках лекции, прошедшей в стенах Галеевской мечети. Тимергали хазрат Юлдашев пояснил собравшимся все шесть столпов имана.
Это непоколебимая вера в правильность и истинность всех откровений, религиозных основ и решений, ниспосланных Всевышним Аллахом и переданных Пророком Мухаммадом (мир ему и благословение), подтверждение их истинности и их признание посредством понимания и принятия. То есть это полная и непоколебимая вера в Аллаха, вера в то, что Мухаммад (да мир ему и благословение) является последним пророком и в то, что Коран, переданный от Пророка в виде сообщений и не нуждающийся в обоснованных доказательствах, является словом Аллаха, вера в то, что такие основы, решения и положения Ислама, как воскрешение после смерти, намаз, пост, закят и хадж, являющиеся фардом, зина (прелюбодеяние) и ложь, являющиеся недозволенными деяниями, были ниспосланы от Аллаха, это их полное понимание, принятие и признание.
Помимо веры в душе, так же нужно подтвердить свою веру словами и произнести свидетельство об этом. Если даже человек, который скрывает свой иман в душе, будет считаться перед Всевышним Аллахом верующим, но если человек, скрывающий свой иман в душе, не будет подтверждать свой иман словами, поведением и делами, люди ничего не будут о нем знать и не подумают, что он мусульманин.
Каждый верующий должен помнить и верить, что Всевышний Создатель не меняется во времени, и время не меняется для Него. Он сам меняет времена. Вопрос «где Аллах?» не имеет смысла, ибо Он везде. Всевышнему Аллаху не присущи движение или статичность, Он не состоит из каких-либо органов или частей, Он не делится на какие-либо части. Аллах чист от этих и других несовершенных качеств, уподобляющих Всевышнего Его созданиям и не достойных Его.
— Самым ярким доказательством существования Создателя являются этот устроенный удивительным и совершенным образом окружающий нас мир и Его творения. Ни одна вещь не может быть создана сама по себе, у нее есть создатель. Именно Аллах является Тем, Кто создал все и управляет всем.
Если говорить о вере в ангелов, то здесь мусульманин должен верить, что ангелы являются чистыми, безгрешными и почтенными рабами Аллаха, созданными Им из света. Они строго выполняют повеления Аллаха и никогда не ослушаются Его. Они не едят, не пьют, не спят и не имеют пола. Ими заполнены небеса и земли, и их количество знает только Всевышний. Они умрут вместе с другими созданиями и в Судный день воскреснут.
Также важно верить в то, что Коран есть слово Всевышнего, переданное через Пророка Мухаммада (мир ему и благословение). Это самое большое чудо Аллаха, которое никто не в состоянии исказить до Конца Света. А также никто не в состоянии сочинить подобное Корану, даже самую маленькую суру.
Одним из столпов имана является вера в посланников Создателя. Каждый мусульманин должен верить, что посланники – это самые почтенные и любимые рабы Аллаха, которых Он избрал из всего человечества, ниспослал им откровение и послал их к народам, чтобы призывать их к истинной религии Творца. Первым из них является Адам (мир ему), а последним – Мухаммад (мир ему и благословение). Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) был послан ко всему человечеству. Его посланничество будет иметь силу и сохранится до Конца Света. Он является последним Пророком и Посланником (мир ему и благословение), завершающим звеном в цепочке пророков. Для пророков характерны такие качества, как честность, правдивость во всем, что говорят, абсолютная безгрешность, умственное совершенство, получение откровения и его полное доведение до людей. Пророками бывают только мужчины, и все они были свободными от рабства.
— Каждый мусульманин должен верить в Судный день. Верить в то, что его ждут допросы в могиле, начиная со дня смерти, воскрешение из мертвых в Судный день, трубный зов Рога Исрафила, сбор всех людей на местности под названием Арасат, и то, что люди в соответствии со своими деяниями будут утопать там в поту (кроме особых категорий людей), что Всевышний будет отчитывать Своих рабов, что праведники получат свои «Книги деяний» справа, после чего Аллах направит их в Рай по Своей милости, а грешники – слева, после чего Аллах направит их в Ад по Своей справедливости, взвешивание благих и дурных деяний на Весах справедливости, также заступничество в Судный день, мост Сират, перекинутый через Ад и служащий испытанием для верующих, сам Ад и все наказания и мучения в нем, Рай и все блага в нем.
Зачастую самым тяжелым является вера в предопределение судьбы, в то, что и плохое, и хорошее происходит по воле Всевышнего. Однако не стоит забывать, что людям дано право выбора между добром и злом. Всевышний Аллах одарил людей разумом, чтобы они могли различать добро и зло, послал к ним пророков, чтобы обучить их совершению благого и отдалению от запретного, и ниспослал им книги. Он рассказал о вознаграждении, которое ждет в Вечном мире совершившего добро, и о наказании, предназначенном совершившему зло.
«Среди людей есть такие, которые говорят: «Мы уверовали в Аллаха и в Последний день». Однако они суть неверующие. Они пытаются обмануть Аллаха и верующих, но обманывают только самих себя и не осознают этого» (сура «аль-Бакара», аяты 8-9).
Если вы нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter.
islam-today.ru
Вера в Аллаха — ДУММО
Вера в Аллаха
· Существование и Единственность Аллаха;
· Атрибуты Аллаха;
· Любовь к Аллаху;
· О важности веры.
СУЩЕСТВОВАНИЕ И ЕДИНСТВЕННОСТЬ АЛЛАХА
Первым из шести столпов веры является вера в Бога. Самая главная обязанность совершеннолетнего и разумного человека – верить в Существование Одного Единого Бога – Аллаха. В последнем Священном Писании – Коране Бог по-арабски назван Аллах.
Если мы посмотрим на окружающий нас мир, то увидим, что ни что не происходит само по себе. Если есть часы, то есть часовщик, смастеривший их; если есть картина, украшающая нашу комнату, то есть и художник, написавший ее; если есть здание, то есть тот, кто его построил. Существование Вселенной говорит о существовании ее Создателя – Аллаха,обладающего Бесконечной Силой и Могуществом. Удивительная гармония и порядок во Вселенной доказывают Единственность Аллаха, который, создав нас, дал нашим сердцам устремленность к Нему. Все творения нуждаются в Нем, в Его Милости, они не могут существовать без Творца ни одного мгновения. Нашему Создателю присущи самые величественные Атрибуты (сыфаты), достойные только Его. Атрибуты Аллаха вечны, они ни на что не похожи. Аллаху не присущи недостатки. Для того, чтобы быть истинно верующими в Аллаха, необходимо изучить и верить в Его Атрибуты.
АТРИБУТЫ АЛЛАХА
Четырнадцать из Атрибутов Аллаха должен знать каждый мусульманин, ибо знание и убежденность в них определяет правильную веру в Него.Эти Атрибуты упоминаются в Священном Коране дословно или по смыслу. В них входят 6 Сущностных Атрибутов «Зати» и 8 Обязательных Атрибутов«Субути».
Сущностные атрибуты– Сыфаты «Зати»:
1. Существование (бытие) Аллаха – Аль—Вуджуд. Аллах существует, Его небытие невозможно. Как нет письма без написавшего и нет строения без построившего, так и существование этого мира невозможно себе представить без Того, Кто его создал.
2. Аллах Вечный без начала– Аль-Кыдам. Аллах существовал, и ничего не было, кроме Него.Все остальное было сотворено Им и имеет начало, в том числе время и пространство.
3. Аллах Вечен без конца– Аль-Бака. Все созданное имеет конец, а существование Аллаха Вечно.Бесконечное существование Рая и Ада, душ людей и джиннов даровано Аллахом и поэтому отличается от Бесконечности Аллаха, так как Он Бесконечен Сам по Себе.
4. Аллах Един и Один–Аль-Вахданият. У Него нет подобия и нет сотоварища. Он неделим.
5. Отличие от созданных– Аль-Мухаляфату Лиль—хавадис. Аллаха нельзя представить, придав Ему какой-то образ. Аллах не похож на свои творения.
6. Самодостаточность– Аль-Кыяму бинафсихи. Аллах существует Сам по Себе. Он не нуждается ни в ком и ни в чем, а все создания Аллаха нуждаются в Нем. Время и пространство также являются творениями Всевышнего Аллаха. Так как Творец не нуждается в Своих творениях, Он не нуждается ни во времени, ни в пространстве.
Обязательные Атрибуты– Сыфаты «Субути»:
7. Аллах Вечно Живой – Аль-Хаят.Жизнь Аллаха вечна. Его жизнь не похожа на жизнь его творений. Он не испытывает нужду в чем-либо для поддержанияжизни. Доказательством того, что Аллаху обязательно присуща Жизнь, является существование нашего мира.
8. Аллах Всезнающий–Аль-Ильм. Аллах изначально знает все, что было, есть и будет. Он знает все явное и тайное, сокрытое в сердце. Его Знание – вечно и абсолютно, оно не изменяется, не уменьшается и не пополняется.
9. Аллах Всеслышащий– Ас-Сами. Аллах слышит абсолютно все. Для этого Он не нуждается в органах слуха. Слышание Аллаха вечно.
10. Аллах Всевидящий– Аль-Басар. Аллах видит абсолютно все. Для этого Он не нуждается в органе зрения. Видение Аллаха вечно.
11. Абсолютная Воля Аллаха– Аль-Ирада. Аллах делает все, что пожелает. Все происходит по Его Воле. Ничто не может произойти без Его воли, случайно или вопреки Его желанию. Происходит только то, что хочет Аллах. Он создал как добро, к которому Он призывает, так и зло, которое Он не одобряет. Ошибочным является утверждение о том, что «добро – от Аллаха, а зло – от Шайтана (Сатаны)», так как не может существовать «двух Создателей». Аллах одарил человека разумом и дал ему право выбора между добром и злом. А для наставления людей на путь Истины Аллах направлял к ним Пророков, сделав их учителями, примером для подражания.
12. Аллах Всемогущий– Аль-Кудра. Его Могущество Вечно. Аллах может все; нет ничего, что бы Он не смог. Он творит все, не нуждаясь в каких-либо органах или орудиях труда. Аллах одинаково легко может сотворить и маленькую пылинку, и Вселенную. Все, что Он хочет совершить, совершается сразу.
13. Речь Аллаха– Аль-Калям. Его Речь не нуждается ни в буквах, ни в звуках, ни в словах, ни в паузах между ними. Речь Аллаха вечна и не является сотворенной. Аллах дал слышать Свою Речь Пророкам.
14. Аллах – Создатель всего– Ат-Таквин. Все, что есть во Вселенной, создано Им. Если Он хочет существования чего-либо, это обязательно будет. Если же Он хочет уничтожить,то уничтожит.
Таким образом, вера в Аллаха заключается в следующем:
Аллах есть, и Он Един. Нет Начала и Конца Его Существования. Аллах не похож на то, что создано Им. Аллах существует Сам по Себе, Он не нуждается ни в ком и ни в чем, но все нуждается в Нем. Аллах Вечно Живой. Он Всемогущий, Всеслышащий, Всевидящий. Аллах делает все, что хочет, и никто не может помешать Ему. Аллах обладает Бесконечной Силой и Могуществом, Он может все. Аллах – Создатель всего. Он может создать то, что желает, из ничего. Аллаху присуща Речь. Он дал Пророкам услышать Свою Речь и постигнуть Свои повеления. Коран – это Речь Аллаха.
ЛЮБОВЬ К АЛЛАХУ
Аллах дал людямглаза, чтобы видеть, уши, чтобы слышать, язык, чтобы говорить, руки, чтобы делать разную работу, ноги, чтобы передвигаться. Он наделил человекаразумоми возвысил над другими творениями.
Всевышний сотворилна землевсевозможные дары для комфортной и счастливой жизни человека: от воздуха, которым мы дышим, до воды, которую мы пьем. Даже если на короткое время приостановить дыхание человека, он не сможет жить и умрет. Если мы будем обращать внимание на все, что нас окружает, и размышлять, то сможем убедиться в безграничной милости Создателя к нам.
ВСвященном Коранеговорится:
«Он[Всевышний] низвел (низводит) воду снебес, которая является питьем для вас, отнее произрастают зеленые насаждения, где пасутся ваши животные. Взращивает Ондля вас изнее (воды) растения, масличные деревья, пальмы, виноградники ивсе остальное, кормящее вас своими плодами. Вовсем этом– знамение для людей размышляющих. Онподчинил вам ночь идень, атакже Солнце иЛуну. Извезды привлечены для служения вам поЕго приказу. Вэтом– знамениядлялюдей разумных. Онподчинил вам моря, чтобы питались вынежным мясом,и чтобы доставаливы украшения, которыми украсилибы себя. Иты видишь, как корабли курсируют поморям. [Они] помогают вам (людям) устремляться кпроявлению милости Творца. Будьтеже благодарны заэто!И«бросил» Онвземлю горы, чтобы устойчивее была земля, и реки,идороги для того, чтобы выимели возможность найти верный путь, и знаки.Атакже находят люди верный путь позвездам. Есливы [пожелаете] подсчитать блага, дары, что предоставлены вам Всевышним, тосделать этого несможете. Несомненно, Он– Всепрощающ ибесконечно Милостив. Всевышний вполной мере осведомлен отом, что выскрываете, иотом, что делаете открыто, придаете огласке»[1].
Человек любит и благодарит того, кто делает ему добро. Поэтому самой большой любви и благодарности достоин именно Аллах, даровавший человеку наибольшее благо. Осознав, что все, что у него есть, включая его жизнь, – это дар от Всевышнего Аллаха, человек начнет испытывать любовь к Нему. Однако, любовь заключается не только в словах. Человек проявляет уважение к тому, кого любит, и не делает того, что не нравится любимому. Любовь к Аллаху – это постоянное поминание Его (зикр), выполнение с любовью всех повелений и избегание того, что Он запрещает. Если мы так будем любить Аллаха, то и Он будет любить нас и вознаградит нас по Своей милости в Вечности еще большими дарами.
Любить Аллаха и быть любимым Им – это самое большое счастье для человека.
[1]Св. Коран, 16:10-19.
dummo.ru
Иман – искренняя вера в Аллаха — Основы ислама — Статьи
В переводе с арабского слово “иман” означает надеяться, быть уверенным, убежденным, верить от чистого сердца. В религиозном понятии это означает вера в Аллаха, его пророков, Судный день, и безоговорочное подчинение системе взглядов мусульманской веры. Правоверного, истинно верующего человека называют «момином».
По мазхабу суннитов существует пять столпов веры: вера в Аллаха, вера в пророков, вера в небесные книги, вера в Судный день, вера в судьбу (в предписание). Это называется тафсили иман (подробная вера), поскольку здесь основы имана поделены на главы (статьи, разделы). Вторая степень имана называется иджмали иман. Это доказывается произнесением от чистой души и чистыми намерениями шахады (кальмеи-шахадата).
Человек, произнесший шахаду, свидетельствует этим, что он принимает все предписанное Аллахом и донесенное пророками, и тем самым признает все положения тафсили имана.
Основная особенность, отделяющая веру от Ислама, заключается в том, в каких моральных условиях была произнесена шахада.
Для того чтобы считаться мусульманином, достаточно озвучить шахаду, чтобы это услышали другие. Но то, как эти слова были сказаны — искренне или нет, это может знать только Аллах.
Поскольку иман является понятием, которое остается между человеком и Аллахом, истинное значение его никому не известно.
И если даже внешне кто-то показывает себя набожным мусульманином, но не является таковым на самом деле, такой человек до конца своих дней считается мунафигом (лицемером).
Настоящим момином считается тот, кто от чистой души произносит шахаду, верит в это от всей души, и доказывает это своими деяниями.
По мазхабу шиитов основы имана принимаются наравне с усулуд-дином (об этом мы сообщали на сайте).
Исламские историки писали, что во время пророка Мухаммеда (с) однажды в Аравии царил голод. Представители племени Бани-Асад прибыли в Медину и при пророке произнесли шахаду, засвидетельствовав тем самым веру в Аллаха. Но потом они начали делать одолжения пророку, напомнив, что как другие племена не сражаются против пророка. Основная цель этих людей заключалась не в том, чтобы засвидетельствовать прилюдно, что они пришли к вере, а в том, чтобы попросить у мусульман продовольственную помощь. И тогда пророку было ниспослано от Аллаха следующее откровение: «Сказали бедуины: «Мы уверовали!» Скажи: «Вы уверовали, но говорите: «Мы покорились», ибо еще не вошла вера в ваши сердца. А если вы будете повиноваться Аллаху и Его посланнику, Он ни в чем не умалит ваших дел». Поистине, Аллах прощающ, милосерд! Верующие – только те, которые уверовали в Аллаха и Его посланника, потом не испытывали сомнений и боролись своими имуществами и своими душами на пути Аллаха. Они – искренние» (сура аль-Худжурат, аяты 14-15).
Из этих аятов становится ясно, что Аллах разрешил считать людей, которые из корысти произнесли шахаду, не моминами, а мусульманами. Ислам только внешняя сторона веры. Человек, произнесший шахаду и осуществляющий свои молитвы на лицезрение другим, считается мусульманином, и этим уберегает себя от опасностей и обездоленности. Но это не позволит понять, чисты ли его побуждения.
В хадисах говорится: «Ислам это то, посредством чего оберегаются души, вещи возвращаются хозяину, браки узакониваются». Но саваб воздается по вере. Пророк Мухаммед (с) велел: «Ислам — это лицевая сторона, а истинная вера — это золото души».
Все момины мусульмане, но некоторые мусульмане не могут стать моминами.
В хадисах Ислам сравнивали с мечетью Харам, расположенный в Мекке, а веру с Домом Каабы, расположенном в этой мечети.
Каждый вошедший в Каабу считался вошедшим в Запретную мечеть, но не каждый, вошедший в мечеть считался вошедшим в Дом Каабы. Таким образом, каждый возвысившийся до момина является мусульманином, но не каждый мусульманин является момином.
Если для мусульманина достаточно подтвердить словом, и соблюсти некоторые обряды, момин обязательно должен все свои деяния построить на основе приказов и запретов Аллаха, быть высоконравственным.
Исламский пророк велел: «С точки зрения веры самый совершенный из моминов тот, чья нравственность прекрасна и он добропорядочен по отношению к своей семье».
Имам Али ибн Абу Талиб (а) говорил об этом: «Вера это то, что следует осознать сердцем, подтвердить языком, и приводить в исполнение все это частями всего тела». Соединение всех этих трех свойств воедино приводит к появлению веры. А отсутствие этого приводит человека в ряды трех низших групп. Тот, кто неискренен к своей вере, является мунафигом.
Тот, кто не подтверждает на словах, то есть отрицает веру, является неверным (кафиром). А тот, кто не подтверждает этого на деле, является виновным (фасигом).
Хадис имама Джафари Садыга (а) прекрасно раскрывает суть веры: «Аллах разделил веру на семь частей: добро, правда, точность, согласие, верность, наука и терпение».
В Коране так говорится о моминах: «Момины (верующие) – только те, сердца которых страшатся, когда поминают Аллаха; а когда читаются им Его знамения, они увеличивают в них веру, и они полагаются на своего Господа; которые простаивают молитву и расходуют из того, что Мы им даровали. Они – верующие по истине. Им – степени у их Господа, и прощение, и щедрый надел» (сура аль-Анфаль, аяты 2-4).
В другом аяте указывается на единство моминов: «Верующие ведь братья. Примиряйте же обоих ваших братьев и бойтесь Аллаха, – может быть, вы будете помилованы» (сура Худжурат, 10).
Вера момина проявляет себя во всех сферах. Все его поступки, поведение, разговор, общение с окружающими пропитано верой. Именно поэтому пророк говорил, что у веры более семидесяти направлений, течений. Верховной его степенью считается произнесение «Ла илаха иллаллах», а степенью пониже считается убрать с пути преграды, приносящие страдания людям, и отложить их в сторону от дороги; стыд, смущение также является одним из направлений веры.
Исламские святые считали невозможным присутствие у моминов жадности, грубости, скупердяйства, обмана, измены, опечаленности вследствие отсутствия достатка, и других отрицательных черт.
Пророк Мухаммед (с) говорил: «В доме Аллаха момин уважаем даже больше, чем самый приближенный ангел». Имам Джафар Садиг (а) говорил о том, что уважение к момину даже больше Каабы.
В хадисах исламского пророка перечисляются некоторые свойства моминов.
Например, «Момин не будет мучить того, к кому испытывает ненависть и не совершит грех ради любимого человека. Его расходы будут малы, а другим он окажет больше помощи. Каждую работу он исполнит хорошо, так, словно делает ее для себя. Он умеет дарить и никому из просящих не откажет в этом. Он все обдумает, прежде чем что-то сказать. Он не примет обмана, даже если это исходит от его друга, а правды, если она сказана даже его врагом, не станет отрицать».
Момином считается тот, кому люди могут доверить свое добро и себя». «Момин поздоровается первым, а мунафиг скажет: «Пусть сначала поздороваются со мной, потом поздороваюсь я».
По имаму Али ибн Абу Талыбу (а) момином может считаться тот, кто имеет следующие качества: «Во время веселья момин будет сдержан, во время невзгод он будет терпелив, во время богатства он будет бояться Аллаха». Вера тех моминов выше, которые получают и отдают, гневаются и радуются во имя Аллаха.
Имам Зейнал-абидин (а) считал важным условием наличие у настоящих моминов пяти качеств: «Воздержание даже наедине, раздача садаги даже если сам нуждаешься, терпение перед невзгодами, спокойствие при гневе, правдивость, даже если тебя обуревает страх».
Нерушимую волю момина имам Мухаммед Багир (а) характеризовал так: «Момин крепче горы. Гора расколется, но от «веры момина» не убудет».
Автор: islam.az
www.islam.az