Трезубец посейдона созвездие – «Легенды о созвездиях»

Содержание

«Легенды о созвездиях»

Получение: событие «Лунные торжества»


Лучник

Морозной зимой, когда дуют ледяные ветра, на небосклоне ярко сияет Лучник, даря людям надежду.

Давным-давно народ Висконии страдал под гнетом жестокого тирана и его вельможных лордов. Чтобы выжить, многие уходили в леса и промышляли кто браконьерством, кто грабежами.
Тогда-то и появилось Лесное братство, которое возглавлял Лучник, лучший вольный охотник и стрелок во всей Висконии, — поговаривали, что его отцом был мятежный лорд, окончивший свои дни на плахе. Людей Лучника называли благородными разбойниками: они грабили богачей и раздавали деньги беднякам, измученным поборами. король объявил щедрую награду за голову смельчака, но вреди наемников не находилось дураков лезть в лесную чащу, а крестьяне отказывались выдать своего героя даже под угрозой смерти.
Под знаменами лесного братства народ Висконии сплотился и обрел веру в свои силы. Грянуло восстание. Тиран был свергнут, а Лучника возвели на престол.

Говорят, Король-Лучник правил Висконией много лет, и при нем страна не знала ни голода, ни войн, ни бедствий. Говорят, когда пришел его смертный час, сама Сиоль протянула ему руку, и забрала в небеса, и подарила ему место в бархатной черноте среди звезд. Он и сейчас светит нам оттуда.


Лабиринт

Когда метели стихают и идут на убыль, в зените появляется Лабиринт, второе созвездие Небесного колеса.

Лабиринтом звался дремучий лес, простиравшийся на севере Изначального материка от Кандольской равнины до морского побережья. Поговаривали, что в самом сердце этого леса растет дерево, плоды которого даруют вечную жизнь.
Когда внуг Гигаса Хищника, третий король Оша, достиг преклонных лет, он решил отыскать это дерево и вернуть себе молодость. приказав гвардейцам ждать на опушке, он вошел в Лабиринт, и ветви сомкнулись за его спиной. Отряд ждал день, два, неделю, — но король не возвращался. Однажды утром гвардейцев разбудил детский плач. Под деревом лежал младенец, закутанный в королевскую мантию. Чуть ниже локтя у ребенка было родимое пятно — точь-в-точь как у владыки Оша.

Дальнейшая судьба короля-младенца, переданного на попечение его собственного сына, покрыта мраком, и это наводит на нехорошие размышления.
«Будьте осторожны в своих желаниях, ведь они могут сбыться», — напоминает нам с небес Лабиринт.


Рожок

Когда зима начинает неохотно уступать свои права весне, на небосклон выходит Рожок — третье созвездие Колеса.

… Армия, которой командовал один из военачальников Гигаса Хищника — имени его история не сохранила — вдесятеро превосходила численностью ополчение Мейра. Северяне стояли насмерть, но было ясно, что им не одолеть врага. Под покровом метели войско Мейра начало отступать. Опьяненные кровью, захватчики преследовали их по пятам. Не так-то это было просто: снег заметал все следы.
Прошел день, другой, третий.
Военачальник уже решил, что противнику удалось ускользнуть. Вдруг издалека донесся слабый звук рожка, возвещавший заход солнца. Видно, мейрцы решили, что находятся в безопасности, и утратили бдительность.

День за днем рожок, игравший как по часам на рассвете и на закате, вел захватчиков вперед. Вот из-за снежной пелены показалась гладкая стена: они достигли подножия скал. Вокруг царила тишина… Внезапно, словно гром среди ясного неба, раздался оглушительный звук десятков рожков одновременно. Эхо заметалось — и стихло. А затем послышался тревожный нарастающий гул. С гор сошла лавина. Она погребла под собой и сотню мейрских смельчаков, и многотысячное войско захватчиков. Когда весть об этом достигла Гигаса Хищника, тот восхитился отвагой и смекалкой противника — и поклялся оставить северный Мейр в покое.
Он сдержал свое слово.
«Как бы ни был силен враг, не сдавайся», — напоминает нам Рожок с небес.


Единорог

Когда по земле бегут веселые весенние ручьи и распускает белые венчики первоцвет, в зенит выходит Единорог — четвертое созвездие Колеса.

… Однажды во владениях короля Лафаллета, жестокого и алчного правителя, появился единорог. Как известно, рог этого зверя обладает могущественной силой, и Лафаллет решил непременно завладеть им, но единороги подпускают к себе только юных дев, невинных и чистых, а чистейшей из дев северных земель была принцесса Селия, единственная дочь короля. Лафаллет обманул ее, сказав, что хочет всего лишь поглядеть на чудесного зверя издали; и принцесса вышла на душистый луг, не догадываясь, что за деревьями прячутся стражники. Она запела, и зачарованный ее голосом единорог показался из чащи. Он приблизился к девушке и доверчиво ткнулся мордой ей в ладонь. В тот же миг их окружила стража. Лафаллет вышел вперед и занес топор… «Нет! — вскричала Селия, заслоняя собой единорога. — Не тронь его, отец!» Глаза короля горели безумием. Он размахнулся, чтобы уничтожить препятствие, вставшее между ним и его добычей… Внезапно единорог, вскинув голову, заржал, и король вздрогнул, словно очнулся от долгого сна. Его рука замерла… разжалась… и топор упал на землю. Лафаллет обнял Селию и разрыдался. Из алчности он чуть было не погубил любимую дочь!..

С тех пор Лафаллета словно подменили. Он стал щедрым и справедливым правителем — таким, каким и должен быть король.

«Никогда не поздно прозреть и изменить свою судьбу», — говорит нам с небес Единорог.


Кошачий Глаз

… Эфал был отважнейшим из воинов прайда, а Оноре — лучшей из охотниц, и на всем Великом лугу не было пары счастливее. Но однажды, когда Эфал выслеживал дичь, его ужалила пятнистая змея, чей яд смертелен. Эфал свалился в горячке, едва добравшись до шатра. Он оглох, почти ослеп, и было ясно, что жить ему оставалось считанные часы.
Оноре отказалась сдаваться. Она взвалила мужа на плечи и отправилась к Сердцу луга. Там она взмолилась Солнцу: «Отец всех ферре! Ты видишь, Эфел умирает. Он для меня — свет и весь мир. Спаси его!» И Отец-Солнце ответил: «Докажи, что иного света тебе не нужно, и я спасу его». Тогда Оноре вырвала себе глаза и протянула их Солнцу на ладони, таким образом отказавшись от света и от мира. В тот же миг дыхание Эфала выравнялось, и он пришел в себя. Вот только слух к нему так уже и не вернулся.

С тех пор Эфал стал глазами Оноре, а она — его ушами. Они прожили долгую жизнь, а когда пришла пора, рука об руку отправились на призрачные луга.
Весенними ночами Кошачий Глаз светит нам с небес, словно говоря: «Истинная любовь преодолеет все преграды».


Возничий

В теплую летнюю пору на ночной небосклон выходит Возничий — шестое созвездие Колеса.

… Как-то раз Эдра, супруга лиссенийского правителя, наблюдала за состязаниями колесниц и обратила свое царственное внимание на Арония, молодого командира легиона, который был прекрасен лицом, а сложением напоминал статую Акритеса. В ту же ночь она явилась к воину в опочивальню, но тот, верный царю и присяге, отверг её. Разгневанная Эдра поклялась отомстить. Она нашептала своему венценосному супругу, будто Ароний готовит мятеж. Правитель, безгранично доверявший жене, приказал схватить командира и всех преданных ему солдат. У стен столицы запылали костры из разбитых колесниц. А самый высокий, самый большой костер сложили на дворцовой площади. Арония привязали к столбу, старший палач поднес факел, и пламя взметнулось до небес…

Говорят, будто в последний миг Сиоль протянула Аронию руку и забрала его на небосклон, где они сияет и поныне. А оставшаяся без своей грозной силы — колесниц — Лиссения вскоре пала под натиском армий Гигаса Хищника.
«Опасайтесь наветов и злых языков», — говорит нам с небес Возничий.


Посох

Короткими летними ночами в зените стоит Посох — седьмое созвездие Колеса.

… Давным-давно Миметанское плато было цветущей землей, богатой и плодородной. На берегу широкой реки, впадавшей в Нами, возвышался город из Белого камня. Среди холмов пестрели многочисленные деревушки, на луках паслись тучные стада коров и овец. А у самых отрогов Ирамийского хребта жил Отшельник. Целыми днями он сидел на пороге своей небольшой хижины и глядел на посох, воткнутый в землю. На конце посоха зеленел один-единственный листок.

Среди народа ходило поверье, что на Отшельнике держится Миметан.
Однажды правитель Миметана задумал построить тракт, который соединял бы его королевство с Ирамкандом. Разглядывая чертежи, он удивился: «Отчего здесь дорога делает крюк?» «Чтобы обогнуть хижину Отшельника, владыка», — с поклоном ответил старший зодчий. «Я должен проводить лишний день в пути из-за какого-то нищего старика?» — разгневался правитель и приказал солдатам сжечь хижину. Те отказались даже под угрозой казни, так велико было в Миметане суеверное уважение к Отшельнику. Тогда король велел оседлать коня и отправился к горным отрогам сам. «Убирайся прочь, старик, пока я не погнал тебя плетьми!» — пригрозил он. Отшельник, не отрывая взгляда от посоха промолвил: «Люди говорят, на мне держится Миметан. Вдруг не лгут? Подумай, правитель». «Да ты, никак, за глупца меня принимаешь?! — вскричал король, доставая меч из ножен. — Прочь, иначе тебе не сносить головы!» «Будь по-твоему», — промолвил старик. Вынул из земли посох, топнул ногой — и… исчез. А Миметанское плато в тот же миг превратилось в сухую пустыню.
«Самая короткая дорога — не всегда самая верная», — напоминает нам с небес Посох.


Трезубец

Когда ночи становятся длиннее, а луговая трава начинает желтеть и жухнуть, на небосклоне появляется Трезубец — восьмое созвездие Колеса.

… У короля Дамира, правителя Надирии, было сорок сыновей. С приближением старости владыка все чаще задумывался о том, что станет с ними после его гибели. Не грянет ли война? Не восстанет ли брат против брата в борьбе за трон?.. Он отправился к святилищу Изы и взмолился о помощи. «Ты много лет служил мне верой и правдой, король Дамир. Я помогу тебе, — ответила богиня. — Вот мой трезубец. Когда придет твой смертный час, ударь им о землю».

Король так и сделал. Едва трезубец коснулся земли, Надирия раскололась на сорок крупных островов — по числу наследных принцев. Каждый из сыновей Дамира стал полновластным правителем своего государства. В час беды брат приходил на помощь брату, и во всем мире не было войска сильнее, чем объединенный флот Сорока острововю
«Порой нужно пожертвовать целым, чтобы сохранить его части», — напоминает нам Трезубец с небес.


Корона

Когда лето клонится к закату, а в полях наливается золотом спелый колос, на ночной небосклон выходит Корона — девятое созвездие Колеса.

… Верховный мудрец Маравии, ища способ защитить страну от Гигаса Хищника, предложил выковать корону из черного металла и наложить на нее чары усмирения, а затем преподнести этот коварный дар завоевателю. Несколько месяцев длилась работа, и вот, наконец, корона была готова. Чтобы избежать досадных оплошностей, мудрец лично отправился в замок Ош на встречу с южным варваром.

Грозен был гигант, восседавший на троне. На коленях — огромный двуручный меч, на шее — ожерелье из черепов. Собравшись с духом, мудрец произнес: «О, величайший из королей! Маравия преклоняет колени перед твоим могуществом и в знак покорности просит тебя принять жтот скромный дар». — И дрогнувшей рукой подал варвару заколдованную вещь.
«Милая безделушка, — хмыкнул Гигас и, повертев корону, небрежно бросил ее в ближайшую груду сокровищ. — Но мне она ни к чему. Твой череп, посланник, нравится мне куда больше». — И с удовольствием погладил зловещее ожерелье у себя на шее.
«Как бы ни был хитер человек, судьбу не перехитрить», — напоминает нам Корона.


Пантера

Когда начинают лить дожди, а землю устилает ковер из огненно-красных листьев, в зените появляется Пантера — десятое созвездие Колеса.

… Далеко на севере материка шумел зеленый лес. В нём жили эльфы и их верные спутники — могучие, гибкие пантеры. Затем явились люди. Посчитав такое соседство опасным, они решили сжечь лес, а его обитателей — истребить.
Зарево окутало небо. полыхали деревья, а среди дыма и искр метались, обезумев от ужаса, звери и эльфы. Тех, кто пытался спастись бегством, встречали клинки солдат.
Прошло пять лет, десять… Жизнь шла своим чередом, но среди людей все чаще ходили слухи о существах из разоренного леса, несущих смерть. Будто бы их кожа черна, словно ночь, в жилах течет огонь, а скакунами им служат ужасные звери с полыхающей шкурой.
Король Франбилии объявил охоту на чудовищ. Многие рыцари, жаждавшие подвигов и славы, откликнулись на призыв. Воинство под яркими знаменами, трубя в рога, въехало в лес. Чем дальше в чащу, тем явственнее тянуло гарью. На пути начали попадаться обугленные деревья, по стволам которых — невозможно! — до сих пор пробегали язычки огня. Внезапно впереди мелькнула тень. Пришпорив коня, король бросился в погоню. Рыцари сначала следовали за ним, затем отстали, но охваченный азартом, правитель этого не заметил. Медленно, но верно он настигал противника. Вот деревья расступились, и впереди показалась черная прогалина. Теперь беглецу не уйти… И верно — он ждал посреди пепелища: высокий эльф с черно-огненной, словно лава, кожей верхом на могучем звере, чья шкура полыхала огнем. Конь заржал и взвился на дыбы, сбросив седока. Король закричал — сперва от ужаса, затем от боли, когда раскаленные клыки вонзились в его плоть…
… Далеко на севере Франбилии стоит пылающий лес. Там по сей день живут эльфы, в чьих жилах вместо крови течет живой огонь, и пантеры с пламенной шкурой. А вожак этой стаи, ставший созвездием, присматривает за ними с небес.


Терновник

Последний месяц осени — время отдыха и сказок у костра. Одни из них правдивы, другие — выдумка от первого слова до последнего. Верить ли сказке о Поющей в терновнике?.. Решать вам.

… Возвращаясь с охоты, Дагир услышал детский плач. Раздвинув ветви терновника, росшего под скалой, он увидел золотоволосую девочку лет пяти-шести. «Папа!» — прошептала она и протянула к нему руки. Дагир жил один. Прошло уже несколько лет с тех пор, как его жену и маленького сына унесла лихорадка. Почему бы и нет? — подумал он, а вслух сказал: «Иди ко мне, дочка. Поедем домой».
Малышка росла тихоней. Она не играла с другими детьми, а все больше сидела у окна, водя пальчииком по стеклу и напевая что-то себе под нос. Между тем, в деревне стали умирать люди. Эдмар упал в колодец, Ноал свалился с крыши, Ленара задрал медведь… Несчастные случаи, не вызывавшие подозрений. Вот только происходили они слишком уж часто, один за другим.
… Собираясь на охоту, Дагир в первый раз прислушался к песенке дочери… «Э-эд-мар, Но-о-ал, Ле-е-нар, Да-арион…» — пела девочка. Дагир замер как вкопанный!. Тут раздался стук в дверь. «Дарион!.. — проговорил сосед, понижая голос, чтобы не напугать ребенка. — Телегу чинил, под ней его и нашли — придавило…»
Дагир с ужасом смотрел на дочь, а та отвернулась и пропела едва слышно: «Э-эд-мар, Но-о-ал, Ле-е-нар, Да-ри-он. Да-агир…»
Последний раз Дагира видели живым, когда он во весь опор мчался к лесу. К седлу коня был приторочен сверток. Через неделю искалеченное тело охотника нашли под скалой, в кустах терновника. А что стало с девочкой, так никто никогда и не узнал.


Хижина

Когда Колесо завершает круг, снег вновь укутывает землю мягкой пеленой.

Застывают реки, звери впадают в долгую спячку. Жизнь замирает до весны.
В эту пору всякий странник мечтает о доме. Глядя на звезды, сияющие в морозной выси, он видит в них очертания хижины, где уже растоплен очаг, мирно потрескивают дрова, а на столе дымится кружка чая, налитая заботливой рукой.
«Как мало нужно порой для счастья…» — словно говорит нам Хижина с небес.

Смотрите также:

archeageon.ru

Трезубец Посейдона | Риордан Вики

Трезубец Посейдона является неотъемлемым атрибутом этого древнегреческого бога – повелителя морей.

Его пристрастие к трезубцу вполне объяснимо, ведь изначально тот предназначался исключительно для рыболовства, то есть любимого занятия бога морей, и уж гораздо позже обитатели суши сообразили, что им можно с успехом протыкать не только зазевавшихся сомов, но и животы своих недругов. С этой целью они несколько изменили конструкцию трезубца, удалив крючки, предназначавшиеся для удержания рыбы, поскольку в бою после удачного удара удерживать никого уже не требовалось. Посейдон же остался со своим старым оружием.

В Древней Греции трезубцем владел бог морей и океанов Посейдон. Когда боги делили мир на частные владения, Посейдону по жребию досталось море. С тех пор он мчался на своей колеснице по морским просторам, грозным трезубцем вызывал бури, высоко вздымал волны морей, его ударом царь водных глубин рушил скалы. Но если Посейдон пожелает и протянет трезубец над волнами, они тот час успокаиваются, буря стихает и воды вновь спокойны для мореплавателей.

Сейчас предполагается, что по внешнему виду греческая буква «пси» (ψ) символизирует трезубец Посейдона. В Древней Греции считалось, что морской бог не только колеблет море трезубцем, но еще и разрывает землю, вспарывает сушу, создавая проливы и заливы. Есть миф, что он спас девочку, которую преследовал сатир. Посейдон так сильно метнул в жизнерадостного сатира свой трезубец, что он, пронзив его тело, глубоко впился в скалу. После того, как бог вытащил свое оружие из скалы, оттуда забил чистый источник. Позже на этом месте построили храм.

Трезубец и его владелец Посейдон

Каждое острие трезубца Посейдона имеет свое значение и это три сферы разделения мира: земная, небесная, и духовная. Также он символизирует три первоэлемента – воздух, воду и землю.

  • Призыв бури: трезубец способен вызывать сильнейшие ураганы и штормы.
  • Землятрясения: стукнув этим оружием о землю можно вызвать огромное сотрясение почвы. Недаром Посейдона зовут сотрясателем земли.

ru.riordan.wikia.com

Трезубец Посейдона: история и фото оружия

Трезубец Посейдона является неотъемлемым атрибутом этого древнегреческого бога – повелителя морей. О каком бы его изображении ни шла речь, перед зрителем всегда предстаёт немолодой бородатый атлет, держащий в руках своеобразное оружие, состоящее из древка, увенчанного наконечником с тремя зубцами.

Рыболовная снасть, ставшая грозным оружием

Его пристрастие к трезубцу вполне объяснимо, ведь изначально тот предназначался исключительно для рыболовства, то есть любимого занятия бога морей, и уж гораздо позже обитатели суши сообразили, что им можно с успехом протыкать не только зазевавшихся сомов, но и животы своих недругов. С этой целью они несколько изменили конструкцию трезубца, удалив крючки, предназначавшиеся для удержания рыбы, поскольку в бою после удачного удара удерживать никого уже не требовалось.

С этих пор достаточно безобидный прежде трезубец Посейдона, фото которого представлены в этой статье, стал грозным и универсальным оружием. Он использовался и для ближнего боя, и как метательное копьё, и для захвата оружия противника.

Жители древнего Рима, отличавшиеся любовью к кровавым зрелищам, вооружали им гладиаторов-ретиариев. Это была особая категория смертников, выходивших на арену с трезубцем и рыболовной сетью, изображая, таким образом, рыбаков, задачей которых было поразить вооружённого мечом и щитом противника, игравшего в этой сцене роль «рыбки».

Путь трезубца в глубину континентов

У исследователей нет общего мнения по поводу того, где впервые появился, ставший впоследствии столь популярным, трезубец Посейдона. Поскольку он начал своё шествие по свету в качестве рыболовной снасти, то вполне логично предположить, что его породила какая-то цивилизация, связанная с водными просторами, причём не обязательно морями – это могли быть участки разливов рек.

Принято также считать, что в более поздний период, когда народы начали расселяться вглубь континентов, они стали вооружать трезубцами богов, повелевавших иными стихиями, но так или иначе, связанными с водой – дождями, грозами, наводнениями и так далее.

Примером может служить древнеиранский бог Апам-Напат, в силу своего географического положения, лишённый возможности хозяйничать в морях, но зато всецело повелевавший реками. На местных рыбаков и случайных купальщиц он наводил страх, потрясая в воздухе таким же трезубцем, как и тот, что мы видим в руках его греческого коллеги.

Трезубцы древнешумерских богов

Трезубец Посейдона или нечто, очень на него похожее, исследователи обнаружили на изображениях древнешумерской богини Инанны, известной также под её аккадским именем Иштар. Из мифологии известно, что, посвятив себя в юности исключительно любви и плодородию, она со временем переключилась на распри, ссоры и, как следствие, военные конфликты (женскому характеру с годами свойственно портиться). С этих пор на изображениях богини появился трезубец, но, так сказать, в его дамском варианте – больше похожий на цветок тюльпана, чем на боевое оружие.

Совсем иначе трезубец Посейдона выглядел в руках её близкого знакомого – бога Ишкура, также знакомого нам по шумерско-аккадской мифологии. С момента появления на свет он повелевал громом, бурей и ветром, отчего приобрёл вспыльчивый и скандальный нрав. Не исправило положение даже вмешательство его отца – бога неба Ану, поручившего сыну приглядывать за водными стихиями, в число которых входили дожди, столь нужные людям в этих жарких и засушливых землях. В его руках трезубец выглядит безжалостно разящим оружием.

Грозное оружие хеттского бога Тешуба

Не мог обойтись без трезубца и хеттский бог грозы Тешуб, почитавшийся когда-то во всей Малой Азии. Прочие обитатели местного пантеона воздавали ему особые почести, так как он занимал среди них главенствующее положение. Однажды первенство Тешуба попытался оспорить отец богов Кумарби, натравив на него одного из своих сыновей – гиганта Улликумме, сделанного не из живой плоти, а из чистого нефрита.

Поскольку трезубцем тут было не справиться, Тешуб распилил своего врага священной пилой, той самой, которой когда-то была отделена земля от неба, после чего охотно позировал на его обломках, держа в одной руке молоток, ударами которого он вызывал гром, а в другой, свой могучий трезубец. Этот жезл Посейдона фигурирует в большинстве его изображений, одно из которых можно увидеть в нашей статье.

Индийские божества, неравнодушные к трезубцам

Однако настоящий ажиотаж трезубец вызвал среди богов и богинь Древней Индии. Его пожелали иметь сразу несколько обитателей местного ведического пантеона, главным из которых являлся бог мировых вод Варуна. Когда и где зародился его культ, не знает никто, но со временем на полуострове Индостан он укрепился настолько, что перед ним почтительно расступились все прочие божества.

Всеобщее поклонение и потоки лести настолько притупили бдительность Варуны, что он даже не заметил, как был свергнут коварным Шивой, многоруким богом скотоводческих племён, не связанным с водной стихией, но также поспешившим обзавестись трезубцем. Его почитатели и сегодня носят на лбу знак, называемый трешула и выполненный в виде трёх острых зубцов.

Примеру Шивы последовала также его жена – богиня-воительница Дурги. Но она-то украсилась этим оружием не из пустого тщеславия, а в силу, так сказать, «профессиональной необходимости». С трезубцем в руках был замечен и древнеиндийский бог огня Агни. Морская атрибутика в руках этого поджигателя явилась, по мнению учёных, трансформацией символов, связанных с ливнями, грозами и молниями.

Ещё более глубокое осмысление этот атрибут древних богов получил у буддистов, которые придали ему философско-мистическое значение, обозначив его словом «триратна», что означает – «три драгоценности» Будды. Не углубляясь в суть их мудрёного учения, заметим лишь, что изображение трезубца по сей день используется ими в тантрической йоге – системе буддийских и индуистских методов самосовершенствования человека.

Изображения трезубца, ставшие государственными символами

В древнем мире изображение трезубца часто бывало связано не только с отдельными мифическими личностями, но и с культурами целых народов, реально существовавших на земле. Например, его изображения были найдены при раскопках, проводимых на территориях древнейших городов острова Крит – Кносса, Феста и Закроса.

Когда-то они являлись центрами ушедшей в века крито-минойской цивилизации, частью эмблемы которой был трезубец Посейдона. Оружие морского бога неспроста сделалось символом культуры, просуществовавшей на острове с 2700 по 1400 год до нашей эры, то есть в течение тринадцати веков. Древние критяне, являясь безраздельными хозяевами Средиземноморья, своим процветанием были обязаны морской торговле, таким образом, атрибут морского божества имел для них не только символическое, но и сугубо сакральное значение.

В качестве государственного символа трезубец использовало и древнее Беспорское царство, обладавшее некогда обширными землями в Северном Причерноморье. Во время раскопок археологи обнаружили монеты, выпущенные ещё в III веке до нашей эры, на которых портретам царей всегда сопутствовали изображения трезубца. Оказалось, что беспорские монархи считали себя прямыми потомками бога морей Посейдона, и свою родословную вели от его сына – мифического героя Евмолпа.

Оружие Посейдона в славянских землях

И, наконец, не обошла мода на трезубцы и наши славянские земли. На протяжении многих веков он являлся династическим знаком рода Рюриковичей. Несмотря на то что каждый из его представителей пытался внести в него какие-то собственные изменения, пририсовывая крестики, кружочки, изгибы и линии, в целом сохранилось хоть и стилизованное, но вполне отчётливое изображение, напоминающее Трезубец Посейдона. Фото этого династического знака наших древних правителей предшествует данному абзацу.

Как свидетельствуют результаты археологических раскопок, княжеский, а начиная со времён Ивана Грозного и царский знак трезубец ставился не только на официальных грамотах, но и на самых различных предметах. Например, его можно увидеть на кирпиче, сохранившемся от Десятинной церкви, возведённой в Киеве в 996 году, на плитах, которыми устлан пол Успенской церкви во Владимире-Волынском (XII век), а также на многих кирпичах и камнях, из которых были сложены храмы, замки и дворцы той давней эпохи. В музеях страны экспонируется множество медальонов, перстней, монет, а также образцов оружия, посуды, и всякой домашней утвари украшенных изображением трезубца. В наши дни трезубец украсил собой герб Украины.

Трезубец на знамени Чингисхана

Обладателем отличительного знака, выполненного в виде трезубца, был также знаменитый Чингисхан, возглавивший в начале XIII века несметные орды степных кочевников, хлынувших на Русь. Его священное знамя – сульдэ — представляло собой вознесённый на древко трезубец, под которым укреплены девять свисающих вниз кистей, сделанных из шерсти яков. Сегодня в долине Делюн-Болдок (Монголия), на том месте, где, по свидетельству историков, родился завоеватель, установлена памятная стела, увенчанная его родовым знаком – трезубцем. После смерти Чингисхана этот символ перешёл к его прямым наследникам. В частности, он встречается на монетах, отчеканенных в период правления хана Батыя.

Европейская символика, включившая в себя трезубец

В эпоху Средневековья изображение трезубца широко использовалось в символике Западной Европы. В частности, его можно встретить на франкских, англосаксонских и чешских монетах. Древние пруссы ещё в языческий период им украшали мемориальные камни и культовые комплексы урочищ.

Не обошлись без трезубцев и скандинавы. Известен, например, исландский манускрипт XVIII века, посвящённый подвигам героя национального эпоса Одина. На его страницах многократно встречаются символические изображения трезубца, а главный персонаж представлен держащим в руках это оружие. Кстати, у него оно двустороннее, то есть разящие врага зубцы, расположены на обоих концах древка, что придаёт ему ещё более воинственный вид.

Трезубец Посейдона нашёл своё место и в христианской символике, причём порой в самых противоположных друг другу значениях. Наряду с использованием в качестве символа Святой Троицы, на многих иконах его можно увидеть в руках чертей, мучащих нераскаявшихся грешников. Таким образом, трезубец в христианстве может одновременно играть роль как символа святости, так и сатанинского знака.

Уран, Посейдон, Плутон (планета) – трезубец в звёздном небе

Упоминание греческого бога, обладателя грозного трезубца, можно встретить и на карте звёздного неба. Правда, здесь он выступает под своим вторым именем – Нептун. В 1905 году, американский астроном Персиваль Лоуэлл, обнаружив отклонения орбиты этой планеты, а также её ближайшего соседа Урана, пришёл к выводу, что на них влияет какое-то, невидимое с Земли, и неизвестное доселе космическое тело. Им оказалась открытая в 1930 году планета Уран. С тех пор оружие морского царя вписалось в космические карты, ведь нетрудно заметить, что Уран, Посейдон, Плутон (планета) – трезубец. Одним словом, греческие и римские божества в наши дни прочно завоевали звёздное небо. С развитием цивилизации многие планеты получили их имена – например, Марс, Венера, Юпитер и так далее.

Как сделать трезубец Посейдона своими руками

Морской бог древних греков уже в советский период истории нашей страны стал непременным персонажем морских праздников и связанных с ними костюмированных представлений. Для этой цели весьма несложно было изготовить трезубец Посейдона своими руками из бумаги, картона или фанеры. Аккуратно вырезали или выпиливали его контур, и затем оклеивали фольгой. В качестве древка использовалась тонкая палка или даже простая ручка от швабры. Люди старшего поколения, проводившие когда-то летние каникулы в пионерских лагерях, наверняка помнят эту нехитрую технологию.

Мода на татуировки, изображающие трезубец

В наши дни символика, включающая в себя изображение трезубца, используется представителями целого ряда молодёжных субкультур. Нередко можно встретить молодых людей, украсивших себя нанесённой на тело тату «трезубец Посейдона». Если большинство из них реализует таким путём свои эстетические потребности, то определённая часть молодёжи вкладывает в изображение конкретный смысл. Для них трезубец – это символ власти и силы. Он, по их мнению, может являться одним из элементов самоутверждения.

В последние десятилетия, когда миллионы россиян получили возможность свободно выезжать за границу, достаточно прочно вошла в обиход символика, изображающая трезубец Посейдона. Греция находится в числе наиболее частых маршрутов российских туристов, и этим во многом объясняется интерес к её истории и мифологии. Ежегодно её посещают тысячи наших соотечественников.

Одной из туристических компаний даже организована экскурсия «Трезубец Посейдона», участники которой получают возможность увидеть те места, где разворачивались события, героями которых были бессмертные обитатели Олимпа.

fb.ru

Легенда созвездия Андромеды | Легенды звездного неба

Легенда созвездия Андромеды . Andromeda — персонаж трогательного поэтичного древнегреческого мифа, в котором выступают и другие античные герои, увековеченные в названиях созвездий, — Персей, Пегас, Цефей, Кассиопея.

Однажды Кассиопея, супруга царя Эфиопии Цефея, похвалялась перед морскими нимфами — нереидами, что она и ее дочь Андромеда прекраснее даже самой богини Геры. Дочери Нерея, любимицы владыки морей Посейдона, разгневались и попросили могучего покровителя наказать Кассиопею.

Рис. Посейдон держит трезубец. Коринфская доска 550-525 до н.э. Pinakes из Penteskouphia

Посейдон затопил землю Эфиопии и послал морское чудовище в образе Кита опустошить страну и уничтожить людей. Испуганные Цефей и Кассиопея обратились к оракулу святилища Зевса — Аммона за помощью. И тот посоветовал принести в жертву Андромеду. Только так они смогут спасти страну и свой народ.

Андромеду приковали цепями к скале, и она стала ждать своей печальной участи. А в тот час над Эфиопией пролетал на крылатом коне Пегасе Персей — сын Данаи и Зевса. Он возвращался домой после победы над ужасной Медузой Горгоной, от взгляда которой все превращалось в камень.

Теперь голова Медузы лежала в сумке Персея. Увидев красавицу, прикованную к скале, Персей кинулся ее защищать от надвигавшегося из морских пучин чудовища. Трижды вонзал Персей свой меч в тело Кита, но Кит не слабел, а наоборот, становился сильнее и чуть не погубил героя. Уже изнемогая, Персей выхватил из сумки голову Медузы и показал ее Киту. Тот мгновенно окаменел, превратившись в остров. Персей освободил от оков прекрасную пленницу.

Рис. Андромеда, изображённая в звёздном атласе Urania’s Mirror

Таким образом легенда созвездия Андромеды попала на небо

И боги, как гласит предание, в назидание людям вознесли всех героев мифа на небо, превратив в созвездия. На старинных картах к северу от Андромеды изображена Кассиопея, несколько дальше — Цефей, а у ног Андромеды — ее освободитель Персей. Далее за созвездиями Овна и Рыб распластал свое неуклюжее туловище Кит. И светит блистательная Андромеда тысячелетия, хотя уже не раз ее пытались уничтожить или потеснить.

В VIII веке английский церковник Беда и еще несколько теологов хотели убрать богопротивные языческие названия созвездий и предлагали Андромеду именовать Гроб господен, а Персея — созвездием святого Павла.

В XVIII веке немецкий астроном И.Боде верноподданически назвал часть созвездия Андромеды в честь прусского императора — Регалии Фридриха. Как заметил по этому поводу известный немецкий астроном Г.Ольберс, Андромеда, чтобы уступить место Регалиям Фридриха, вынуждена была отодвинуть «левую руку» с места, которое она занимала три тысячи лет. Но астрономы, подобно Персею, защитили Андромеду.

Список использованной литературы и источники

Неяченко, И.И. Легенды о звездном небе: Андромеда / И. Неяченко // Земля и Вселенная. — 1975. — N 6. — С. 82-83

astropictures.ru

Трезубец, пси, знак мира. Многообразие символа

Миром правят не идеи и мысли, а знаки и символы.

Конфуций

Трезубец – в греческой мифологии скипетр или оружие морского бога Посейдона. Трезубцем и сетью вооружались и некоторые виды гладиаторов (ретиарии). С самого начала трезубец был водным символом и тесно связан с акватическими орнаментами.

Однако этот символ не всегда был связан с положительным отношением. Трезубец – символ очень древний и очень распространенный. Сила, власть, могущество – это основные значения символа. Однако со временем он трансформировался в знак мира, добра и свободной любви, который использует культура хиппи. С чем связана такая трансформация сакрального смысла этой фигуры?

Для начала разберем Трезубец как символ мужества, власти, силы.

– В Древней Индии – бог Агни изображался верхом на баране с трезубцем в руках.

– В Древней Индии Шива имел орудие в виде трезубца (три острия – созидание, существование, разрушение).

– У древних славян – сопровождается крестом, свастикой, изображением молнии. Символ языческого бога Перуна.

– Древняя Греция – символ морской стихии, грома, бури, орудие бога Посейдона.

– Современная Украина и Монголия. Трезубец – символ власти, изображен на гербах. Присутствовал на знаменах Чингисхана и монетах хана Батыя.

– Древний Рим – оружие бога Юпитера. Гладиаторы сражались на трезубцах для развлечения богов. Позже – для императоров, привыкших считать себя наместниками богов.

– Древняя минойская цивилизация – эмблема власти.

– Буддизм – три драгоценности Будды. Символизирует разрушение трех грехов – гнева, желания и лени.

Символ бога бразильской мистической традиции – Эшу-Рэя – многократно повторяющийся трезубец

Символ бога бразильской мистической традиции – Эшу-Рэя – многократно повторяющийся трезубец

Традиционный индийский трезубец – трешула – является религиозным символом в буддизме и индуизме. Помещается на макушках шиваитских храмов. Тришула является одним из основных атрибутов Шивы, означая его тройственную природу: творца, хранителя и разрушителя Вселенной. В ранних изваяниях и нумизматике тришула находится у Вишну. Тришулу также держит в одной из своих рук богиня Дурга. В шактизме считается, что она получила тришулу от Шивы.

Трешула, традиционный индийский трезубец

Существует несколько интерпретаций значения каждого из трех трезубцев тришулы. Согласно наиболее распространенному толкованию, они представляют творение, поддержание и разрушение Вселенной; прошлое, настоящее и будущее; три гуны материальной природы.

В одной из йогических практик три зубца связываются с тремя тонкими каналами: ида, пигала и сушумна, проходящие вдоль позвоночника от его основания до верхней чакры на макушке головы.[27]

В христианстве трезубец рассматривается и как символ Троицы, и как сатанинское оружие, которыми черти мучают грешников. В момент своего зарождения христианство отрицало все, что могла предложить римская власть, и все, что существовало в Риме. Под такую анафему попал и трезубец. В средневековой культуре Западной Европы это атрибут сатаны – инфернальная ипостась креста, символ тройственного извращения естества в пороках стяжательства, похоти и тщеславия.

Посейдон, сын Кроноса и Реи

«В клиппотической работе используется трезубец Самаэля и Лилит, которые в своем соитии извиваются вокруг Танинивера, исполняя пророчество антикосмической победы… В Сетианской традиции трезубец связан с нашим господином Сетом, чье экзотерическое число есть 3. Трезубец есть также символ Сета как высшего тройственного бога, властвующего над подземным миром, землей (пустыней) и небесами. Трезубец также связан с Хоронзоном, число которого 333 означает Разверзшуюся Бездну и Стража Врат, ведущих в бездонную глубину ярящегося Хаоса. Хоронзон выступает в качестве антикосмического Посейдона, который, вместо того чтобы своим трезубцем направлять морские волны, направляет дисгармоничные силовые потоки Хаоса. Трезубец также означает эволюцию посредством борьбы, то есть борьбу тезиса и антитезиса как постоянное создание нового синтеза. Поэтому трезубец также символизирует вечный, динамичный и становящийся Хаос. Помимо всего вышеназванного, трезубец также символизирует тройственность Тьмы и использование числа три в эзотерической сатанинской традиции».

Сатанинские символы MLO / http://exsecramentum.com/

Начиная с ранних, христианских времен, трезубец часто упоминается в христианской литературе как один из символов духовной власти князя тьмы. Его также можно увидеть на иконах, в православных храмах разных стран мира. В Почаевской лавре, в Киево-Печерской лавре, на Афоне, в Греции, в церквях на Святой Земле.

Вот что пишет об этом Александр Наговицын в своей книге «Мифология и религия этрусков»:

«Греческий Плутон/Аита имеет атрибутом двузубец (вилы), как обозначение его вторым братом царя богов громовержца Зевса. Его имя означает „безвидный, ужасный“ и соотносится с именем этрусского Аита. Характерно, что вилы у славян связывались с древнейшими представлениями о хтоническом божестве Вие (см. повесть Н.В. Гоголя „Вий“, написанную автором на основе народных преданий. Упоминание о Вие также встречается в фольклоре). В более позднее христианское время вилы стали атрибутом хтонических, адских бесов и чертей. Между греко-римским Аитой/Аидом и славянскими хтоническими персонажами прослеживается еще одна интересная параллель. Аид имеет шлем, делающий его невидимым, наподобие шапки-невидимки русских сказок. Шапка-невидимка интересна тем, что герой русских сказок получает ее от хтонических персонажей, хозяев Хтонического мира: Бабы-Яги или Кощея Бессмертного. Подобные представления и атрибутика имеют древнюю единую основу у ряда народов, в том числе у этрусков и славян».

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

esoterics.wikireading.ru

Трезубец, тризуб, тришула. История символа.

Ом Намо Шивайя!

Этот символ мне особенно близок по той простой причине, что с недавнего времени он присутствует в государственной символике моей родной страны. Именно трезубец (тризуб) составляет основу малого герба Украины, утвержденного 19 февраля 1992 года.

Тризуб.

История его происхождения достаточно туманная. Существует версия, что он был известен древним славянам еще в далекие дохристианские времена и символизировал тогда так называемую Тропу Трояна, то есть трехчастное строение мира – Явь, Навь и Правь.

Печать Святослава Игоревича

Часть историков считают, что более достоверным является предположение согласно которому трезубец представляет собой символ сокола – племенной знак князей Рюриковичей. Правда, у Рюриков эта огненная птица летела вверх, почему же в форме трезубца она стала направленной вниз? Непонятно…

Отметим, что в настоящее время существует более 30 версий происхождения и значения трезубца у древних славян. Ни одна из них на данный момент не получила точного научного подтверждения.

Как бы то ни было, но уже в 10 столетии появляются первые упоминания об этих знаках в летописях. Сообщается, что послы киевского князя Игоря (912-945 гг.) при составлении договора с византийцами имели свои печати с трезубцами. Со времен Киевской Руси трезубец становится великокняжеским знаком – его изображение археологи находят на монетах, печатях, посуде, кирпиче, настенных росписях.

Серебреник Владимира Святославовича

Киевский князь Владимир Святославович, за свою жестокость и полную безнравственность, прозванный Ясным Солнышком:), чеканил трезубец на монетах, где на одной стороне изображался портрет князя, а с другой – трезубец и надпись: «Владимир на столе, а это его серебро”. Трезубец был вырезан и на перстне князя Владимира. Его функцией было не только украшение – это была и печать и личное клеймо для отметки княжеской собственности.

Но, пожалуй, отвлечемся от украинской тематики, поскольку этот символ издавна использовался в разных культурах и традициях.

Интересно, что трезубец был личным знаком (тамгой) великого монгола – Чингисхана. В качестве родового знака использовался он у потомков старшего сына Чингиса — хана Джучи. Хан Батый чеканил его на своих монетах.

Посейдон.

Всем нам хорошо известно, что в греческой мифологии трезубец являлся оружием морского бога Посейдона. По легенде ему вручили это оружие циклопы. На праздниках Нептуна, столь популярных на наших азовском и черноморском побережьях, неизменным атрибутом грозного морского бога являлся трезубец – длинное древко и наконечник, увенчанный тремя зубцами.

Интересно, что трезубец Посейдона-Нептуна толкуется также и как символ Хаоса, поскольку мировой океан в данном случае выступает как первородный хаос.

Отметим также и то, что в греко-римской культуре трезубец, символизирующий удар молнии, являлся также и оружием главы небесного пантеона громовержца Зевса-Юпитера.

Бог Шива. Священный город Харидвар. Индия.

В Индии – трезубец именуемый тришулой является главным оружием и неизменным атрибутом одного из верховных богов Индуизма – бога Шивы. Он символизирует, во-первых, три основных аспекта божества – как творца, хранителя и разрушителя. Во-вторых, его власть над тремя мирами – земным, подземным и небесным. И, в-третьих, его власть и над временем – настоящим, прошлым и будущим.

В буддизме трезубец символизирует три Великих Драгоценности Будды – Дхарму (учение), Сангху (монашескую общину) и самого Будду. Кроме того, он является символом разрушение трех ядов – гнева, желания и лени.

В эпоху раннего христианства трезубец был замаскированным знаком Христа. Чуть позже его устремленные вверх концы стали выражением ортодоксальной идеи триединства, троицы. Но в таком качестве в настоящее время его используют не часто. Напротив, этот атрибут как символ Хаоса стали приписывать Дьяволу, как инфернальную ипостась креста, а также в качестве символа тройственного извращения естества в пороках стяжательства, похоти и тщеславия.

Активно использовался трезубец и в магических практиках. Легендарный Парацельс исцелял с его помощью больных. Он же отмечал, что многих европейских магов трезубец заменяет волшебный жезл, символизируя триаду человеческой жизни: дух, душу и видимую материю.

Надо сказать, что трезубец неразрывно связан с символикой троичности. Во многих культурах он символизировал разделение Вселенной на небесное, земное и потустороннее, единство Божественного, Отцовского и Материнского – священных начал, а также трех природных стихий – воздуха, воды и земли. Кроме того, трезубец является еще и символом главных возможностей мышления и действия: пассивности, инерции и активности.

Как видите, не так уж и прост символ, так хорошо знакомый каждому жителю Украины.

 

Получать сообщения о новых публикациях Сайта Востоколюба на e-mail.

 

Сергей Мазуркевич

 

08.01.2013

 

Если Вам понравился данный материал, Вы можете поддержать Сайт Востоколюба финансово. Спасибо!

с вашего сайта.

www.vostokolyub.info

Созвездие Дельфин — Всё о созвездиях

После самого большого по площади и одного из самых насыщенных по объектам дальнего космоса созвездия Дева, мы познакомимся с небольшим красивым созвездием Дельфин. Это семнадцатое по счёту в алфавитном порядке созвездие, которое доступно для всех жителей северного полушария неба, а ещё часть — и для южного.

Легенда и история

Созвездие Дельфин было «помещено» на небо уже очень давно. В своём каталоге Клавдий Птолемей его неоднократно вспоминает. Название означает посыльного бога морей Посейдона. По форме созвездие напоминает ромб: имеет 4 яркие (4-й звёздной величины) звезды. Их очень легко отыскать на звёздном небе. И пятая звезда отстоящая на некоторое расстояние от ромба, имеет такой же блеск, как бы является хвостом Дельфина.

Примечательно, что α Дельфина называется Суалоцин, а β — Ротанев. Такие странные названия имеют логическое объяснение. В 1814 году заместитель директора Палермской обсерватории Никколо Качиаторе (на латинском Nicolaus Venator) назвали эти звёзды в свою честь, прочитав наоборот свои имя и фамилию на латинском языке.

Характеристики

По своим размерам Дельфин занимает 69 место на небесной сфере и составляет 189 кв. градусов. Созвездие видно в широтах от +90° до −69°. По большей части расположено в северном полушарии неба и лишь небольшая его часть видна из южного. Наилучшее время для наблюдения на территории Беларуси, России и Украины — три летних месяца.

Созвездие Дельфин не имеет ярких звёзд (величина которых составляет менее 3 звёздной величины). Самая яркая — Суалоцин. Её блеск — 3,85m.

Соседние созвездия, по которым можно ориентироваться на звёздном небе — Лисичка, Стрела, Орёл, Водолей, Малый Конь, Пегас.

Сокращение Дельфина в справочниках — Del. Латинское полное название — Delphinus.

Наиболее заметные и интересные объекты для наблюдения в созвездии Дельфин

1. Шаровое звёздное скопление NGC 6934 (C 47)

NGC 6934 — шаровое звёздное скопление, видимая звёздная величина которого равна 8,9m. «Шаровик» небольшой по размерам и в любительские телескопы будет выглядеть как слегка размытое пятно чуть больших размеров чем звезда. Для более-менее информативного обозрения понадобится телескоп с апертурой 150+ мм.

Скопление находится в южной части созвездия и поиск следует попробовать начать от звезды κ (каппа) Дельфина.

2. Звёздное скопление NGC 7006 (C 42)

И ещё одним шаровым звёздным скоплением богато созвездие Дельфин — NGC 7006.

В некоторых источниках можно увидеть, что видимая звёздная величина превышает 11-ю, но на самом деле это не так. Яркость NGC 7006 — 10,6m. Оно достаточно большое (больше предыдущего) и в телескоп с диаметром объектива 150 мм можно вполне детально с ним познакомиться.

Как найти? Находим на небе ромб из ярких звёзд и от левой крайней его звезды смещаемся в левую сторону. Ориентиром хорошо служат пару звёзд. Смотрите на карту ниже:


На этом знакомство с созвездием Дельфин можно завершать. Больше доступных объектов для наблюдения увидеть в телескопы с диаметром объектива до 200 мм не получится. На самом деле и с бо́льшим диаметром вам добавится одно, максимум два скопления звёзд.

До новых статей, астролюбители.

Читайте также:

2i.by

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *