Тоска кто написал произведение – Краткое содержание рассказа «Тоска» Чехова: краткий пересказ сюжета, рассказ в сокращении |LITERATURUS: Мир русской литературы

«Тоска» (Чехов): краткое содержание произведения

В январе 1886 года в «Петербургской газете» было опубликовано произведение «Тоска» (Чехов). Краткое содержание рассказа приведено в этой статье. Знатоками литературного творчества Антона Павловича Чехова «Тоска» признается лучшим его произведением в начальном периоде творчества писателя. К этому времени автор уже был знаком широкой публике своими юмористическими рассказами. Это же творение совершенно другого склада. В нем говорится о равнодушии и черствости людей, не способных проникнуться чужим горем, об одиночестве и беззащитности бедного пожилого человека. Сложно сказать, что именно натолкнуло молодого сатирика на написание такого произведения. Возможно, что стимулом для этого стала его поездка в Петербург в 1885 году, где он окунулся в совершенно новую жизнь. Итак, рассказ «Тоска» (Чехов): краткое содержание творения автора.

Попытка Ионы рассказать о беде военному

Главный герой рассказа – бедный извозчик Иона Потапов – неделю назад схоронил своего сына. На душе у него смятение и тоска. Ему хочется с кем-нибудь поговорить о своем горе. На дворе зима. Извозчик сидит на козлах, сгорбившись. Его и лошадь засыпает снегом. В это время Иону окликает военный и велит везти его на Выборгскую улицу. Этот пассажир становится первым, кому Иона пытается поведать о смерти сына. Два раза в темноте повозка главного героя едва не столкнулась с кем-то. Это очень сердит военного, который спешит по своим делам. Ему совершенно нет дела до чужого горя. Прибыв на место, пассажир покидает своего извозчика. Иона вновь сидит, сгорбившись, и ждет новых седоков. Здесь приведено краткое содержание. «Тоска» (Чехов) – это рассказ, который нужно обязательно прочитать в полном объеме. Ведь проблемы человеческого равнодушия, которые он поднимает, актуальны и в наши дни.

Иона и веселые молодые люди

Вскоре его окликают трое веселых подвыпивших молодых людей. За небольшую плату они уговаривают извозчика доставить их на место. Иона согласен, ему все равно кого везти и за сколько. Лишь бы были собеседники. Этим людям он также пытается поведать о своем горе. Один из седоков коротко отвечает ему: «Все помрем». А второй спрашивает, есть ли у него жена. На этот вопрос Иона отвечает, что жена его – это могила. Главному герою хочется услышать слова утешения от людей. Но молодежь занята своими делами. Седоки ругаются и велят ехать Ионе побыстрее. Прибыв на место, они покидают извозчика. Рассказ «Тоска» (Чехов), краткое содержание которого здесь приведено, – крик автора о необходимости сочувствия и сопереживания со стороны окружающих человеку, который в это нуждается.

Единственный слушатель Ионы

Вновь герой остается один. Его сердце сжимается от тоски. Несмотря на небольшой заработок в этот день, он отправляется домой, где живут такие же извозчики. Там Иона пытается заговорить с товарищем. Но тот отворачивается к стенке и вскоре засыпает. После этого извозчик идет в конюшню, чтобы накормить лошадь сеном. Здесь он рассказывает о своем горе. Лошадь молчит, смотрит не него умными глазами. Кажется, что животное понимает его. Рассказ «Тоска» (Чехов), краткое содержание которого дано в этой статье, заканчивается исповедью Ионы своей лошадке. Чудовищным кажется то, что не нашлось ни одного человека, способного выслушать и пожалеть его. Все попытки извозчика поведать о смерти своего сына наталкивались на стену непонимания и равнодушия.

О людском эгоизме и черствости повествует произведение «Тоска» (Чехов). Краткое содержание рассказа вряд ли сможет передать всю глубину переживаний главного героя. Я советую прочесть его в полном объеме.

fb.ru

Короткий грустный рассказ и его краткое содержание. «Тоска», Чехов А. П., 1886 год :: SYL.ru

Антон Павлович в ранние годы творчества публиковал свои рассказы в юмористических журналах «Зритель», «Будильник», «Стрекоза» и прочих популярных изданиях Москвы и Петербурга. Его новеллы этого периода смешны, но в них еще не хватает того «второго дна», характерного для писателя, достигшего творческой зрелости. Об этом говорит их краткое содержание. Чехова тоска «заела» в более поздних произведениях, начиная с 1886 года. Человеком писатель был совсем еще молодым, ему было всего-навсего 26 лет, но смена жанра от «беллетристики-миниатюристики» в пользу грустного произошла не только под влиянием писем собратьев по перу (Григоровича, Суворина, Плещеева и Билибина), призывавших уж лучше голодать, чем разменивать талант на мелочи, но и в силу пересмотра собственного мировоззрения. Рассказ Чехова «Тоска», краткое содержание и анализ которого предлагается вниманию читателя, может послужить примером зрелого подхода к вечным человеческим проблемам.

Главный персонаж

Героем назвать его трудно. Извозчик Потапов Иона – человек заурядный, он ничем не выделяется из огромного количества себе подобных. По косвенным признакам можно догадаться, что несколько лет тому назад он вместе со своей лошадкой занимался крестьянским трудом, но желание пожить по-городски побудило его покинуть деревню. Затея его, впрочем, особым успехом не увенчалась. Он, подобно современным «бомбилам», ждет седоков, сидит, согнувшись, на козлах и даже не обращает внимания на снег, толстым слоем покрывающий и его самого, и лошадь. Таково начало рассказа, по крайней мере, его краткое содержание. Чехова тоска берет даже при мысленном взгляде на его лошадь, которая даже с близкого расстояния своими тонкими и прямыми ногами напоминает детский леденец. По реплике одного из седоков, худшей шапки, чем у Ионы, во всей Москве не сыскать. Все это говорит о бедности, переходящей в нищету. Но не нужда угнетает извозчика.

Горе

У Потапова недавно, неделю назад, умер в больнице сын. Он пытается выговориться, заводя беседы с окружающими или случайно попадающимися на его пути людьми. Отвечать никто не хочет, а ему очень нужно, чтобы кем-то были услышаны его мысли или хотя бы их краткое содержание, тоска. Чехов сочувствует своему персонажу, он вкладывает в его рассуждения простое желание рассказать о сыне, о том, каким толковым извозчиком он был, о том, что смерть, очевидно, ошиблась дверью и выбрала молодого вместо него, старого. Еще ему хочется поведать о том, какие удалось справить похороны. Лучшими слушателями были бы женщины, они бы хоть поплакали, хотя мнение об умственных способностях «слабого пола» у Ионы невысокое.

Диалоги

В течение всего повествования у Ионы происходит четыре разговора с людьми. Сначала он пытается беседовать с пассажирами, делясь с ними своей бедой. Во всех случаях Потапов излагает свою историю, в которой краткое содержание – тоска. Чехов мастерски передает манеру речи и самого Потапова, и военного, ставшего первым седоком, и сутулого молодого человека, который в компании двух своих товарищей (высоких и худых) нанимает извозчика, чтобы доехать до Полицейского моста. Платят они безобразно мало, двугривенный, то есть двадцать копеек, но Иона даже не пытается торговаться. Мысли его заняты другим. Он, как и его лошадь, постоянно думает. У моста он долго и тщетно ожидает, но ехать никому никуда не нужно. Зато появляется дворник, потенциальный собеседник. Между ними происходит лаконичный диалог, имеющий очень краткое содержание. Тоска… Чехов подчеркивает равнодушие окружающих к беде постороннего человека стандартностью ответных фраз.

Совсем же краткий разговор происходит внутри некоего спального помещения, которое Иона мысленно называет «домом». Там есть печь, и спят люди, другие извозчики. Один из них встает попить воды, затем вновь засыпает, укрывшись с головой и совершенно не слушая Потапова, желающего излить душу.

Разговор с лошадью

Подходит к кульминации рассказ «Тоска». Чехов краткое содержание главного монолога излагает бегло, но вполне понятно.

Не найдя собеседника среди людей, Иона обращается к самому близкому для него живому существу – его кормилице и подруге, лошади. Это происходит спонтанно, в момент кормления соломой (на овес в тот день заработать им не удалось). В глазах животного извозчик видит больше понимания и сострадания, чем в человечьих. Остается неизвестным весь разговор человека с лошадью, писатель приводит лишь его краткое содержание. «Тоска» – Чехов так назвал рассказ не только по причине печали своего главного персонажа, он распространяет это чувство намного шире, на всю окружающую одинокого человека обстановку.

К величайшему сожалению, это произведение остается злободневным. Если вместо кучера ввести в повествование его современного коллегу, зарабатывающего не на овес, а на бензин, и ездящего по ночному городу на подержанной иномарке или «Жигулях», то история эта станет еще печальнее. Современному извозчику пришлось бы разговаривать даже не с лошадью, а с железной машиной. Прогресс…

www.syl.ru

Анализ рассказа «Тоска» (А. П. Чехов)

Рассказ «Тоска» — это совсем небольшое, но глубокое произведение, которое необходимо в своей жизни прочитать каждому образованному человеку. Его написал признанный классик русской литературы конца девятнадцатого – начала двадцатого века – Антон Павлович Чехов. На его счету немало подобных рассказов – небольших, жизненных и остросоциальных. Даже спустя многие годы его читают последующие поколения, потому что в его книгах прописаны вечные истины. Данная статья посвящена подробному анализу его известного рассказа «Тоска».

История создания

Рассказ был опубликован «Петербургской газете» в январе 1886 года в отделе «Летучие заметки». Затем он был занесён в сборник «Пёстрые рассказы» с небольшими поправками. Позже, в 1898-1901 годах, Чехов включил его в свой третий том сочинений.

В литературных кругах рассказ встретил одобрительные отклики в изданиях «Петербургские ведомости», «Русское богатство» и «Вестник Европы». Лев Толстой также выделил это произведение как одно из лучших чеховских творений.

Жанр и направление

«Тоска» является по жанру рассказом, так как это прозаическое произведение небольшого объема с повествовательным содержанием. Повествование ведётся от третьего лица.

Рассказ описывает реальную жизнь, максимально правдоподобные ситуации, чувства, в нем используется простонародный язык. Это значит, что он восходит к такому направлению, как реализм. Можно смело утверждать, что все произведения Чехова относятся именно к реализму, как и проза других писателей второй половины девятнадцатого века. То, что произошло с Ионой в рассказе, – это очень реалистичная и даже обыденная ситуация, но это не значит, что она не заслуживает внимания. Иногда в простых вещах и кроется проблема, решив которую, можно добраться до истины.

Смысл названия

«Тоска» — это центральный образ произведения, воплощённый в главном герое. Это – и чувство, поглотившее его, и в то же время это важная и сложная проблема, над которой автор предлагает задуматься читателям. Значение слова «тоска» в данном случае равнозначно значению слова «одиночество».

Вот, как можно объяснить название: «Тоска» отражает не только внутреннее состояние героя, но и своеобразную болезнь целого равнодушного города.

Суть

О чем же книга? Рассказ о старом извозчике Ионе, у которого умер сын. Его тоска была необычно огромна, беспредельна, и единственное, что могло облегчить ему страдания – это одна единственная живая душа, готовая выслушать его историю о сыне полностью. Но никто не был настроен слушать и вникать. Все люди, которые ему встречались, жили своими заботами, и никому не было дела до горя Ионы.

В конце концов, так и не найдя себе собеседника, он рассказал свою историю лошади. Таковые основные события, описанные в произведении. Подробно сюжет рассказывается здесь.

Композиция

В рассказе присутствует эпиграф, задающий эмоциональную тональность произведению: «Ком повем печаль мою?». Далее следует небольшая экспозиция, описывающая условия, в которых будет развиваться конфликт. Это описание времени года и суток, погоды, а также знакомство с главными героями. Так, первое, что узнаёт читатель, это то, что на улице города сгущаются сумерки, идёт мокрый крупный снег, который набело красит извозчика и его лошадь, делая их почти неприметными.

Но уже совсем скоро статика повествования заменяется динамическим развитием событий: Иона начинает искать выход своему чувству. Он ищет людей, которым можно излить душу, но каждый раз его попытка рассказать о гибели сына заканчивается провалом. Напряжение держится почти до конца, затем следует развязка – это исповедь своего горя собственной лошадёнке.

Главные герои и их характеристика

  1. Главный герой рассказа – старый извозчик Иона. Он относится к такому популярному типу литературного героя, как «маленький человек». Это значит, что он — обладатель низкого социального статуса, не наделённый какими-либо особыми способностями и качествами, но и не причинивший никому никакого вреда. Иона – простой дворовый извозчик, зарабатывающий себе крохи на хлеб. Его желание очень скромное и простое – поделиться с кем-нибудь горем. Он не несёт этому миру никакого зла, но и героическими качествами также не наделён. Даже на грубость своих седоков он не отвечает той же грубостью, а лишь пытается завязать приятный разговор. Образ маленького человека подробно описан тут.
  2. Другим главным героем рассказа можно называть лошадь Ионы, так как без неё это произведение не имело бы той законченности, глубины, которой сумел добиться Чехов. Именно она – жалкое, обессиленное животное, является истинным другом Ионы, в конце концов, спасшим его от неизбывной тоски.

Темы

  1. Основная тема рассказаэто тоска главного героя, у которого умер сын. Он — «маленький человек», которого никто не замечает. В огромном и суровом внешнем мире, где свирепствует метель и где мимо проходят сотни равнодушных людей, Иона — просто пылинка, но его внутренний мир наполнен чувствами. Его горе не излить, оно теснится внутри, и он остро нуждается в чужом сострадании. Но даже маленькая доля этого сострадания не достаётся старому извозчику, и он вынужден оставаться со страшной тоской один на один. Никто не желает облегчить его горе. В данном эссе подробнее описаны боль и тоска в изображении Чехова.
  2. Взаимоотношения людей и их питомцев. Однако, не всё так плохо, лучик света всё-таки находится. Удивительно, но «лошадёнка» Ионы оказывается как будто «человечнее» других людей. Она — единственный друг старика, друг, которому он может поведать всё как родственной душе. Потому что она хоть и лошадь, но действительно родственная душа. Иногда животные могут помочь хозяину даже больше окружения, и это – наглядный тому пример.

Проблемы

Проблематика произведения, несмотря на его размер, очень богата. Мы рассмотрим лишь главные ее аспекты.

  1. Основная проблема, поднимаемая автором в данном произведении, – это проблема одиночества «маленького человека» в большом многолюдном городе. Боль и тоска овладевают Ионой, и читатели проникаются к нему сочувствием, чего не скажешь об остальных героях произведения, с которыми он взаимодействует. Одиночество бывает страшным внутренним состоянием, и Чехов ярко и выразительно доносит это до умов и сердец читателей.
  2. Помимо этого, ещё одной проблемой, освещаемой в тексте, является проблема равнодушия. Никто из встретившихся Ионе за день пассажиров не проявил к нему должного внимания. Что военный, что трое молодых людей, которых он подвозил, что дворник и мужик со двора – все они, хотя знали о горе извозчика, но были заняты сугубо своими мыслями и планами. Более того, седоки грубо обращались с ним, когда старик правил не так умело, как им бы хотелось. Здесь мы можем увидеть и некоторую жестокость горожан по отношению друг к другу.

Смысл

А. Чехов хотел показать читателям, как страшны на самом деле одиночество и равнодушие окружающих. Главная мысль заключается в том, что все мы должны быть более внимательными к другим людям, помогать в трудных ситуациях, быть чуткими и сострадательными. Ведь в подобной ситуации, как у Ионы, мог бы оказаться каждый, а это очень тяжело. Рисуя грустную историю Ионы, автор позволяет нам взглянуть на ситуацию со стороны. Ведь в обычной жизни мы могли бы не обратить внимания на обособленного от мира сего старика, хотя возможно, именно ему нужна наша помощь.

Поэтому крайне важно заботиться о других, а не только о себе. Добро умножает добро, и наоборот. Если идея сострадания не будет распространяться в мире, то никто не поможет другому в беде.

Чему учит автор? Учитесь быть чуткими к чужому горю, приходить на помощь людям, — как бы говорит Чехов, не поучая в своём рассказе напрямую, но подталкивая читателей на самостоятельные выводы. Такова его авторская позиция.

Особенности: выразительные средства и художественная деталь

Внутреннее состояние главного героя и общую атмосферу всей картины Чехов передаёт с помощью пейзажа. Холодная зима с сумерками и крупным мокрым снегом выражает тоску, боль, равнодушие окружающего мира по отношению к отдельному человеку. Мир чужой, колючий, неприветливый к герою, и это отлично чувствуется благодаря окружающей его обстановке.

Имеет место в произведении также и художественная деталь. С её помощью Чехов выделяет только наиболее важные черты качества, образы, важные для понимания смысла, а остальное опускает. Этим обусловлен небольшой объем его произведений.

Пример художественной детали в тексте: автор называет лошадь Ионы «лошадёнкой». Это слово с уменьшительным суффиксом имеет определённую смысловую и эмоциональную нагрузку – лошадь жалкая, измотанная, такая же, как и её хозяин.

И, конечно, в рассказе используются некоторые художественные приёмы. Наиболее важные из них – это эпитеты про душевное состояние: «тоска громадная, не знающая границ». Они важны, ведь создают понимание масштабности личной драмы Ионы. Самые мощные метафоры, заслуживающие нашего внимания, тоже относятся к чувству тоски: «весь свет залила бы», «поместилась в скорлупу», «распирает грудь». Выразительные средства важны для понятия темы и проблемы произведения, они выражают позицию автора.

Автор: Ксения Афанасьева

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

literaguru.ru

А.П. Чехов "Тоска": описание, герой, анализ рассказа

Одиночество человека в окружении множества людей - вот суть рассказа «Тоска». Опубликован он был в январе 1886 года в «Петербургской газете». Многими исследователями творчества Чехова этот рассказ признаётся вершиной мастерства. Писатель впервые оказался в Петербурге в декабре 1885 г., который произвёл на него своей суетой не самое благоприятное впечатление. Это впечатление в определённой степени подвигло его к написанию рассказа. Рукопись рассказа не сохранилась. Чехов имел привычку не сохранять черновики после завершения работ.

Идея произведения проста и грустна. Человек живёт в окружении множества других людей и, при этом, остаётся совершенно одиноким до такой степени, что лучшим его собеседником является животное.

Сюжет рассказа незамысловат и прост. Главный и единственный герой рассказа - старый извозчик Иона похоронил недавно своего сына, умершего от горячки. Рана от горя ещё свежа и у него есть настоятельная необходимость поделиться с кем-нибудь своим горем, чтобы его кто-то выслушал, посочувствовал, повздыхал вместе с ним, он хочет выговориться. Старик всё время делает попытки заговорить со своими седоками. Но людям нет никакого дела до его горя, у каждого свои проблемы. В конечном итоге единственный, кому он смог излить свою душу - это его лошадь.

Писатель удивительно точно рисует образ и внутреннее состояние героя, который напоминает маленького заблудившегося мальчика, до которого никому нет дела. Его седоки озабочены своими проблемами, им нет дела до какого-то старого извозчика, их души и сердца закрыты для сострадания. Что говорить о них, если даже коллега Ионы, такой же извозчик, только моложе, остался равнодушен к душевному порыву коллеги. Проблематика в том, что люди не хотят его слушать не от того, что они настолько злы и недоброжелательны. Нет, просто у каждого свои проблемы. Единственное, что услышал Иона от своих пассажиров, это то, что «все помрём».

Рассказ об Ионе Потапове единственном главном персонаже рассказа, о его горе до боли реалистичен. Жизнь предстаёт в своей неприглядной реальности без прикрас. В первую очередь, это социальная несправедливость. Ведь, если бы был старик побогаче, то смог бы вылечить и сына и был бы он сейчас с ним рядом, помощник и опора в старости. По мере того, как читатель углубляется в сюжет, всё глубже раскрываются внутреннее состояние старика. Чувствуется его одиночество, особенно ближе к финалу рассказа. Здесь автор делает акцент на том, что старому извозчику жизненно необходимо кому-нибудь рассказать, что у него умер сын, услышать слова сочувствия, пусть даже неискренние, но даже эта видимость могла бы ему помочь справиться сего горем. Проявил бы хоть один попутчик извозчика простое человеческое участие, просто выслушал старика и стало бы ему полегче.

Рассказ «Тоска» это лишнее доказательство того, что Антон Павлович Чехов непревзойдённый мастер слова. В небольшом объеме рассказа, автор помнит о всех деталях. С первых минут чтения невольно погружаешься в обстановку рассказа, видишь как наяву застывшего на облучках заснеженного извозчика с его лошадкой, слышишь шум улицы и крики прохожих. Трудно не проникнуться участием к горю главного героя, не получается остаться равнодушным.

Рассказ, к сожалению, современен и актуален по сей день. Большинство людей, живя даже относительно благополучно, в окружении семьи, родственников и друзей, остаются, тем не менее, так же одиноки, потому что в суматохе ежедневных забот, проблем мы порой не замечаем тех, кто находится рядом с нами. А ведь как было бы хорошо, если бы у каждого нашлось бы немного времени, несколько тёплых слов для тех, кто находится рядом, кому необходимо наше тёплое участие для человека, нуждающегося в поддержке. Жизнь наша во многом бы изменилась в лучшую сторону.

xn----8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai

Тоска — ТОП КНИГ

Автор: А. П. Чехов

Год издания рассказа: 1886

Многие произведения Антона Павловича Чехова попали в списки лучших книг мировой литературы, многие его произведения включены в школьную программу учебных заведений по всему миру. Его книги переведены на более чем 50 языков мира, а сам автор до сих пор входит в список самых читаемых писателей. И рассказ Чехова «Тоска» отличное подтверждение гениальности писателя.

Рассказа «Тоска» краткое содержание

В кратком содержании «Тоска» Чехова читать можно о извозчике Ионе Потапове. С обеда он сидит за вожжами, а почина все нет. Его самого и его лошадь засыпало снегом, и создается впечатление, что он приведение. Он согнулся настолько, насколько это возможно и кажется спит. Выводит его из этого состояния выкрик военного: «Извозчик на Выборгскую!». Иона долго не может сообразить, а затем не очень удачно выезжает, за что получает крики от извозчика кареты и прохожего, который столкнулся с мордой его лошади. Затем он поворачивается к военному и со второй попытки говорит, что у него на той неделе умер сын. Но военный не расположен слушать его.

Далее в рассказе Чехова «Тоска» кратком содержании вы узнаете, как Иона подбирает за двухгривневый троих молодых людей до Полицейского моста. Это малая цена, но Ионе главное седоки. Молодые люди долго спорят кто будет стоять, и стоять приходится самому молодому и горбатому. Молодые люди начинают хвастаться кто сколько выпил вчера на приеме. А на слова главного героя рассказа «Тоска» Чехова о смерти сына они лишь говорят: «Все помрем» и подгоняют извозчика. На вопрос же молодых людей женат ли он, Иона отвечает, что у него теперь одна жена – «сера земля».

И вновь Иона сидит на козлах, а снег медленно насыпает на его спине сугроб. Он решает заговорить с дворником, но тот требует дабы он проехал. Посидев еще немного он отправляется домой. Часа через полтора он заходит в избу, где на печи лавках и полу спят извозчики. Он видит, как один молодой тянется за водой. Иона пытается заговорить с ним, но тот уже спит. Как этому молодому извозчику хотелось пить на похмелье, так главному герою рассказа Чехова «Тоска» хотелось поговорить о смерти сына. Обсудить как он три дня мучился в горячке, что говорил в больнице, как прошли похороны и что у него осталась дочь Анисья в деревне. Ведь прошло уже почти неделя, а он так не с кем и не поговорил толком. Иона идет посмотреть лошадей. За сегодняшний день он не наездил даже на овес. Он гладит лошадь и постепенно, сам того не замечая, рассказывает ей о смерти Кузьмы Ионыча.

Рассказ «Тоска» на сайте Топ книг

Рассказ «Тоска» Чехова читать настолько популярно, что он занял достойное место среди лучших книг классики. Он даже занял попал в наш рейтинг топ книг. И учитывая, что он включен в школьную программу это его не последнее попадание в наши рейтинги. И вполне возможно в следующем году он займет более высокое место.

 

Рассказ А. П. Чехова «Тоска» читать онлайн на сайте Топ книг вы можете здесь.

 

Рассказ А. П. Чехова «Тоска» скачать бесплатно на сайте Топ книг вы можете здесь.

 

top-knig.ru

грусть, печаль и нойка сердца

В январе 1986 года в «Петербургской газете» впервые публикуется рассказ А. П. Чехова «Тоска». К этому времени автор уже был известен как мастер коротких юмористических рассказов. Однако новое произведение в корне отличалось от тех иронических сценок, с которыми ассоциировалось имя писателя. Прежде чем начать краткое содержание Чехова «Тоска», хотелось бы обратить внимание на два сюжетных плана, которые находятся друг с другом в неразрывной связи. Первый – призыв к сочувствию, сопереживанию и состраданию к душевным мукам отдельно взятого человека, а второй – вопрос, который рано или поздно встает в душе каждого человека: тоска по родной душе, по теплу, по любви, которая, с одной стороны, приводит к оцепенению и пустоте, а с другой – толкает на поиски истины.

Краткое содержание рассказа Чехова «Тоска»

Произведение начинается с описания заснеженной улицы в свете уличных фонарей. Среди белого безмолвия сидит на козлах кучер Иона Потапов. Тишина. Снег медленно кружится, покрывая толстым слоем все вокруг. Но главный герой ничего не замечает. Он сидит, недвижим и бел. Стоит без движения и лошадь. Выехал он еще до обеда, но с того времени никто так к нему и не подсел. Однако его это мало волнует. Незаметно спускаются сумерки, и беззвучные краски приобретают другие оттенки. Шум, громкие возгласы. Иона вздрагивает. Неожиданно к нему в сани садится военный и просит ехать на Выборгскую. Он выводит Иону из душевного оцепенения. Однако то ли от неожиданности, то ли от долгого ожидания без движения кучер не может выровнять движение повозки, и несколько раз чудом избегает столкновения с прохожими. Но его это не волнует, не пугает, и не тревожит… Единственное желание – это поговорить с седоком. Он заводит разговор и прямо, решительно и где-то даже неожиданно откровенно рассказывает о смерти сына, который скончался неделю назад от горячки. Но военный, выразив сухое сочувствие, не поддержал беседу, и Иона вынужден был замолчать. Он довез его и высадил. И вновь, согнувшись, он замер и погрузился в свое одиночество: «Проходит час, другой…»

На этом краткое содержание Чехова «Тоска» не заканчивается, потому что через некоторое время к Ионе подходят трое изрядно подвыпивших молодых человека. Они долго и громко спорят, назначают кучеру маленькую плату и, наконец, усаживаются в сани. Их поведение вызывающе. Но Ионе это безразлично. У него одно желание – это говорить с людьми о своем горе, о том, как сын заболел, как он страдал и что говорил перед смертью, о том, что происходит у него в деревне, о дочери. Веселая компания шумно обсуждает свои дела, не замечая его, а он как бы ненароком пытается вклиниться в их разговор и рассказать о своем усопшем сыне. Но им нет дела до него, и они грубо ему отвечают, что все рано или поздно будем на том свете. И вновь конец пути, и снова пассажиры спешно покидают его: «Иона долго глядит им вслед». Что делать? Денег заработал он мало, и он решает вернуться домой, туда, где могут его выслушать. Он живет вместе с другими извозчиками. Но к его приходу все уже легли. И снова он остается один. Неужели никто не может его выслушать? Сын умер неделю назад, и с тех самых пор ему ни с кем не удается поделиться своими переживаниями, своей грустью, своей тоской. Ему не нужно сочувствие или понимание. Он жаждет быть услышанным. Ему надо выговориться. Он хочет, чтобы кто-то стал свидетелем его жизни в эти злосчастные дни, пусть единственным, пусть безмолвным, но настоящим. Он идет в конюшню, чтобы покормить свою лошадь, и рассказывает ей все, что легло «пластом снега» на его душу.Этот короткий рассказ – небольшое краткое содержание Чехова «Тоска». Однако не хочется останавливаться лишь на сухом пересказе произведения, кто куда пошел и что сказал. Дело не в словах или действиях главных героев. Они лишь отражение того, что происходит с человеком внутри, его душевных переживаний, желаний и надежд. Бесшумно падающий снег, застывшая согнутая фигура Ионы, который «бел, как привидение», бесконечное ожидание и полная тишина вокруг – все говорит о той невыразимой тоске, которая пришла после смерти его сына, растеклась по всему телу, медленно, уверенно, без камней и преград, и стала полноправной хозяйкой души и тела. Если бы лопнула грудь Ионы, как пишет автор, то тоска, кажется, весь свет залила. Она захватила его полностью, укутала и заморозила, как этот белый снег. Ему трудно сопротивляться ей, он подчиняется, сам не понимая этого, и вместе с тем надежда, желание тепла, поиск истины, почему так произошло, почему «смерть дверью обозналась» и пришла не к нему, а к сыну, заставляют его искать общения. Он заводит трудный для него разговор, терпит равнодушие и безучастность людей к его горю, продолжает ждать суматошного вечера с яркими красками, пусть даже он сейчас так далек от этого праздника жизни. Ему надо избавиться от этой нескончаемой тоски, мучительной тревоги, безутешного одиночества и отыскать среди тысячи снующих по улицам людей хотя бы одного, с кем он мог бы поговорить «с толком, с расстановкой». Но никто не хочет ему в этом помочь. Все остаются безразличны и скупы на чувства. Он не обижается. Он продолжает свой путь, иначе «тоска громадная, не знающая границ» победит, а этого не должно случиться.

Чехов, «Тоска», краткое содержание: заключение

«Кому повем печаль мою?...» - именно с этой строчки начинается рассказ. Наверное, краткое содержание Чехова «Тоска» следовало бы начать также с этого эпиграфа. Однако первые слова, первая мысль – это то, что предлагается нам осмыслить и прочувствовать в течение всего действия, а заключительное изречение, конечный образ – это подтверждение, доказательство того, что было сказано в самом начале. «Кому повем печаль мою?...» - горький плач Иосифа Прекрасного, призывающего в любой скорби или унынии обращаться за помощью к Владыке, который единственно знает обо всех наших невзгодах. Каждый человек, всякое животное, растение – есть часть Создателя, однако душа человеческая, поглощенная беспрерывной суетой, не всегда готова открыться и поделиться с другими своей теплотой, не всегда готова к безусловной любви и глубокому состраданию к боли другого. Поэтому поиски Ионы тщетны. Он не находит слушателя среди людей, но находит его в безмолвной лошади, в своей «лошаденке», которая изначально улавливала малейшие вибрации в душе хозяина. Она часами стояла неподвижно под мокрым снегом, «погруженная в мысль», когда Иона отдался во власть печали и одиночества, и бежала рысцой, почуяв, что тоска хозяина становится нестерпимой и рвется поскорее наружу. И теперь тихое, немое животное «жует, слушает и дышит на руки своего хозяина…», и между ними происходит настоящее общение, безгласный обмен душевным теплом и пониманием. «Кому повем печаль мою?...» Истинно ищите помощи, она истинно придет к вам, и здесь неважно, как, когда и в каком образе.

fb.ru

Чехов «Тоска» – читать онлайн

Кому повем печаль мою?..

 

Вечерние сумерки. Крупный мокрый снег лениво кружится около только что зажженных фонарей и тонким мягким пластом ложится на крыши, лошадиные спины, плечи, шапки. Извозчик Иона Потапов весь бел, как привидение. Он согнулся, насколько только возможно согнуться живому телу, сидит на козлах и не шевельнется. Упади на него целый сугроб, то и тогда бы, кажется, он не нашел нужным стряхивать с себя снег… Его лошаденка тоже бела и неподвижна. Своею неподвижностью, угловатостью форм и палкообразной прямизною ног она даже вблизи похожа на копеечную пряничную лошадку. Она, по всей вероятности, погружена в мысль. Кого оторвали от плуга, от привычных серых картин и бросили сюда, в этот омут, полный чудовищных огней, неугомонного треска и бегущих лошадей, тому нельзя не думать…

 

Чехов. Тоска. Аудиокнига

 

Иона и его лошаденка не двигаются с места уже давно. Выехали они со двора еще до обеда, а почина все нет и нет. Но вот на город спускается вечерняя мгла. Бледность фонарных огней уступает свое место живой краске, и уличная суматоха становится шумнее.

– Извозчик, на Выборгскую! – слышит Иона. – Извозчик! Иона вздрагивает и сквозь ресницы, облепленные снегом, видит военного в шинели с капюшоном.

– На Выборгскую! – повторяет военный. – Да ты спишь, что ли? На Выборгскую!

В знак согласия Иона дергает вожжи, отчего со спины лошади и с его плеч сыплются пласты снега… Военный садится в сани. Извозчик чмокает губами, вытягивает по-лебединому шею, приподнимается и больше по привычке, чем по нужде, машет кнутом. Лошаденка тоже вытягивает шею, кривит свои палкообразные ноги и нерешительно двигается с места…

– Куда прешь, леший! – на первых же порах слышит Иона возгласы из темной движущейся взад и вперед массы. – Куда черти несут? Пррава держи!

– Ты ездить не умеешь! Права держи! – сердится военный.

Бранится кучер с кареты, злобно глядит и стряхивает с рукава снег прохожий, перебегавший дорогу и налетевший плечом на морду лошаденки. Иона ерзает на козлах как на иголках, тыкает в стороны локтями и водит глазами как угорелый, словно не понимает, где он и зачем он здесь.

– Какие все подлецы! – острит военный. – Так и норовят столкнуться с тобой или под лошадь попасть. Это они сговорились.

Иона оглядывается на седока и шевелит губами… Хочет он, по-видимому, что-то сказать, но из горла не выходит ничего, кроме сипенья.

– Что? – спрашивает военный.

Иона кривит улыбкой рот, напрягает свое горло и сипит:

– А у меня, барин, тово… сын на этой неделе помер.

– Гм!.. Отчего же он умер?

Иона оборачивается всем туловищем к седоку и говорит:

– А кто ж его знает! Должно, от горячки… Три дня полежал в больнице и помер… Божья воля.

– Сворачивай, дьявол! – раздается в потемках. – Повылазило, что ли, старый пес! Гляди глазами!

– Поезжай, поезжай… – говорит седок. – Этак мы и до завтра не доедем. Подгони-ка!

Извозчик опять вытягивает шею, приподнимается и с тяжелой грацией взмахивает кнутом. Несколько раз потом оглядывается он на седока, но тот закрыл глаза и, по-видимому, не расположен слушать. Высадив его на Выборгской, он останавливается у трактира, сгибается на козлах и опять не шевельнется… Мокрый снег опять красит набело его и лошаденку. Проходит час, другой…

 

 

По тротуару, громко стуча калошами и перебраниваясь, проходят трое молодых людей: двое из них высоки и тонки, третий мал и горбат.

– Извозчик, к Полицейскому мосту! – кричит дребезжащим голосом горбач. – Троих… двугривенный!

Иона дергает вожжами и чмокает. Двугривенный – цена не сходная, но ему не до цены… Что рубль, что пятак – для него теперь все равно, были бы только седоки… Молодые люди, толкаясь и сквернословя, подходят к саням и все трое сразу лезут на сиденье. Начинается решение вопроса: кому двум сидеть, а кому третьему стоять? После долгой перебранки, капризничанья и попреков приходят к решению, что стоять должен горбач, как самый маленький.

– Ну, погоняй! – дребезжит горбач, устанавливаясь и дыша в затылок Ионы. – Лупи! Да и шапка же у тебя, братец! Хуже во всем Петербурге не найти…

– Гы-ы… гы-ы… – хохочет Иона. – Какая есть…

– Ну ты, какая есть, погоняй! Этак ты всю дорогу будешь ехать? Да? А по шее?..

– Голова трещит… – говорит один из длинных. – Вчера у Дукмасовых мы вдвоем с Васькой четыре бутылки коньяку выпили.

– Не понимаю, зачем врать! – сердится другой длинный. – Врет, как скотина.

– Накажи меня бог, правда…

– Это такая же правда, как то, что вошь кашляет.

– Гы-ы! – ухмыляется Иона. – Ве-еселые господа!

– Тьфу, чтоб тебя черти!.. – возмущается горбач. – Поедешь ты, старая холера, или нет? Разве так ездят? Хлобысни-ка ее кнутом! Но, черт! Но! Хорошенько ее!

Иона чувствует за своей спиной вертящееся тело и голосовую дрожь горбача. Он слышит обращенную к нему ругань, видит людей, и чувство одиночества начинает мало-помалу отлегать от груди. Горбач бранится до тех пор, пока не давится вычурным, шестиэтажным ругательством и не разражается кашлем. Длинные начинают говорить о какой-то Надежде Петровне. Иона оглядывается на них. Дождавшись короткой паузы, он оглядывается еще раз и бормочет:

– А у меня на этой неделе… тово… сын помер!

– Все помрем… – вздыхает горбач, вытирая после кашля губы. – Ну, погоняй, погоняй! Господа, я решительно не могу дальше так ехать! Когда он нас довезет?

– А ты его легонечко подбодри… в шею!

– Старая холера, слышишь? Ведь шею накостыляю!.. С вашим братом церемониться, так пешком ходить!.. Ты слышишь, Змей Горыныч? Или тебе плевать на наши слова?

И Иона больше слышит, чем чувствует, звуки подзатыльника.

– Гы-ы… – смеется он. – Веселые господа… дай бог здоровья!

– Извозчик, ты женат? – спрашивает длинный.

– Я-то? Гы-ы… ве-еселые господа! Таперя у меня одна жена – сырая земля… Хи-хо-хо… Могила то есть!.. Сын-то вот помер, а я жив… Чудное дело, смерть дверью обозналась… Заместо того, чтоб ко мне идтить, она к сыну…

И Иона оборачивается, чтобы рассказать, как умер его сын, но тут горбач легко вздыхает и заявляет, что, слава богу, они наконец приехали. Получив двугривенный, Иона долго глядит вслед гулякам, исчезающим в темном подъезде. Опять он одинок, и опять наступает для него тишина… Утихшая ненадолго тоска появляется вновь и распирает грудь еще с большей силой. Глаза Ионы тревожно и мученически бегают по толпам, снующим по обе стороны улицы: не найдется ли из этих тысяч людей хоть один, который выслушал бы его? Но толпы бегут, не замечая ни его, ни тоски… Тоска громадная, не знающая границ. Лопни грудь Ионы и вылейся из нее тоска, так она бы, кажется, весь свет залила, но тем не менее ее не видно. Она сумела поместиться в такую ничтожную скорлупу, что ее не увидишь днем с огнем…

Иона видит дворника с кульком и решает заговорить с ним.

– Милый, который теперь час будет? – спрашивает он.

– Десятый… Чего же стал здесь? Проезжай!

Иона отъезжает на несколько шагов, изгибается и отдается тоске… Обращаться к людям он считает уже бесполезным. Но не проходит и пяти минут, как он выпрямляется, встряхивает головой, словно почувствовал острую боль, и дергает вожжи… Ему невмоготу.

«Ко двору, – думает он. – Ко двору!»

И лошаденка, точно поняв его мысль, начинает бежать рысцой. Спустя часа полтора Иона сидит уже около большой, грязной печи. На печи, на полу, на скамьях храпит народ. В воздухе «спираль» и духота… Иона глядит на спящих, почесывается и жалеет, что так рано вернулся домой…

«И на овес не выездил, – думает он. – Оттого-то вот и тоска. Человек, который знающий свое дело… который и сам сыт и лошадь сыта, завсегда покоен…»

В одном из углов поднимается молодой извозчик, сонно крякает и тянется к ведру с водой.

– Пить захотел? – спрашивает Иона.

– Стало быть, пить!

– Так… На здоровье… А у меня, брат, сын помер… Слыхал? На этой неделе в больнице… История!

Иона смотрит, какой эффект произвели его слова, но не видит ничего. Молодой укрылся с головой и уже спит. Старик вздыхает и чешется… Как молодому хотелось пить, так ему хочется говорить. Скоро будет неделя, как умер сын, а он еще путем не говорил ни с кем… Нужно поговорить с толком, с расстановкой… Надо рассказать, как заболел сын, как он мучился, что говорил перед смертью, как умер… Нужно описать похороны и поездку в больницу за одеждой покойника. В деревне осталась дочка Анисья… И про нее нужно поговорить… Да мало ли о чем он может теперь поговорить? Слушатель должен охать, вздыхать, причитывать… А с бабами говорить еще лучше. Те хоть и дуры, но ревут от двух слов.

«Пойти лошадь поглядеть, – думает Иона. – Спать всегда успеешь… Небось выспишься…»

Он одевается и идет в конюшню, где стоит его лошадь. Думает он об овсе, сене, о погоде… Про сына, когда один, думать он не может… Поговорить с кем-нибудь о нем можно, но самому думать и рисовать себе его образ невыносимо жутко…

– Жуешь? – спрашивает Иона свою лошадь, видя ее блестящие глаза. – Ну жуй, жуй… Коли на овес не выездили, сено есть будем… Да… Стар уж стал я ездить… Сыну бы ездить, а не мне… То настоящий извозчик был… Жить бы только…

Иона молчит некоторое время и продолжает:

– Так-то, брат кобылочка… Нету Кузьмы Ионыча… Приказал долго жить… Взял и помер зря… Таперя, скажем, у тебя жеребеночек, и ты этому жеребеночку родная мать… И вдруг, скажем, этот самый жеребеночек приказал долго жить… Ведь жалко?

Лошаденка жует, слушает и дышит на руки своего хозяина…

Иона увлекается и рассказывает ей всё…

 

1886

 

rushist.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *