Тамара характеристика демон – Образ и характеристика Тамары в поэме «Демон» Лермонтова: описание в цитатах |LITERATURUS: Мир русской литературы

Содержание

Образ и характеристика Тамары в поэме «Демон» Лермонтова: описание в цитатах |LITERATURUS: Мир русской литературы

Тамара.
Иллюстрация А. Эберлинга
Тамары является главной героиней знаменитой поэмы «Демон» великого русского поэта и прозаика М. Ю. Лермонтова.

В этой статье представлен образ и характеристика Тамары в поэме «Демон» Лермонтова: описание внешности, характера и судьбы героини в цитатах.

Смотрите: 
Краткое содержание поэмы «Демон»
Характеристика Демона в цитатах
Все материалы по поэме «Демон»

Образ и характеристика Тамары в поэме «Демон» Лермонтова: описание в цитатах


Тамара является молодой грузинкой и носит титул княжны:
«Княжна Тамара молодая…»
Отца Тамары зовут Гудалом. Судя по всему, это уже не молодой человек с седой головой:
«…Седой Гудал себе построил…»
Судя по всему, отец Тамары, является состоятельным человеком. Он владеет высоким домом и широким двором в горах возле реки Арагвы:
«Высокий дом, широкий двор 
Седой Гудал себе построил… 
Трудов и слез он много стоил 
Рабам послушным с давних пор.»
Судя по всему, Тамара выросла в «беззаботной семье», не знавшей горя:
«На беззаботную семью 
Как гром слетела божья кара!»
О внешности Тамары известно следующее:
«Ты прекрасна!» (Демон о Тамаре)  
«…И влажный взор ее блестит 
Из‑под завистливой ресницы; 
То черной бровью поведет, 
То вдруг наклонится немножко, 
И по ковру скользит, плывет 
Ее божественная ножка…»
«И были все ее движенья 
Так стройны, полны выраженья, 
Так полны милой простоты…»  
«…Волною шелковых кудрей…»
Княжна Тамара является удивительно красивой девушкой:
«С тех пор как мир лишился рая, 
Клянусь, красавица такая 
Под солнцем юга не цвела.»
Тамара является веселой и резвой девушкой с живой улыбкой (до встречи с Демоном):
«И улыбается она, 
Веселья детского полна. 
Но луч луны, по влаге зыбкой 
Слегка играющий порой, 
Едва ль сравнится с той улыбкой, 
Как жизнь, как молодость, живой.» (о веселости Тамары)
«Ее, наследницу Гудала,  
Свободы резвую дитя…» (о резвости Тамары) 
Судя по всему, Тамара является незлобной девушкой:
«Незлобных уст твоих дыханьем…» (Демон о Тамаре)
Юная княжна Тамара сосватана и готовится выйти замуж за молодого князя. Однако жених Тамары погибает от рук разбойников в день свадьбы:
«Гудал сосватал дочь свою, 
На пир он созвал всю семью.» 
«…и бубен свой 
Берет невеста молодая.»
Убитая горем Тамара рыдает по покойному жениху и вдруг слышит загадочный голос (голос Демона). Он утешает девушку и просит не тосковать по жениху. Голос также обещает девушке посещать ее каждую ночь. Под утро, когда Тамара засыпает, Демон является к ней во сне в виде красавца с печальным влюбленным взглядом:
«К тебе я стану прилетать; 
Гостить я буду до денницы 
И на шелковые ресницы 
Сны золотые навевать…» 
«…Недаром он являлся ей,  
С глазами, полными печали,   
И чудной нежностью речей.»  
Так, сама того не подозревая, княжна Тамара становится жертвой Демона:
«И Ангел грустными очами 
На жертву бедную взглянул…» (о том, что Тамара — жерта Демона)
Связь с Демоном превращает Тамару в грешницу:
«Сквозь них мелькала, в окнах кельи, 
Лампада грешницы младой.»  
«…Хранитель грешницы прекрасной…»
После встречи с Демоном Тамара страдает и «вянет». Она оказывается во власти «лукавого духа», который терзает ее «неотразимой мечтой»:
«О, не брани, отец, меня. 
Ты сам заметил: день от дня 
Я вяну, жертва злой отравы! 
Меня терзает дух лукавый 
Неотразимою мечтой; 
Я гибну, сжалься надо мной!» 
Тамара объявляет отцу, что не хочет выходить замуж ни за кого. Девушка отправляется жить в монастырь, чтобы там справиться со своими терзаниями и побороть «лукавый дух»:
«Напрасно женихи толпою 
Спешат сюда из дальних мест… 
Немало в Грузии невест; 
А мне не быть ничьей женою!..» 
«Отдай в священную обитель 
Дочь безрассудную свою; 
Там защитит меня Спаситель…» 
«И в монастырь уединенный 
Ее родные отвезли…»



Став монахиней, Тамара все равно не может побороть свою одержимость. «Знакомый образ» продолжает преследовать ее, маня и зовя куда-то:
«Но и в монашеской одежде … «…» 
В ней сердце билося как прежде.»
«…Знакомый образ иногда 
Скользил без звука и следа 
В тумане легком фимиама; 
Сиял он тихо, как звезда; 
Манил и звал он… но – куда?..»
Теперь, после знакомства с Демоном, весь мир для Тамары одевается в «угрюмую тень». Сердце девушки больше не способно на чистые восторги: 
«Но, полно думою преступной, 
Тамары сердце недоступно 
Восторгам чистым. Перед ней  
Весь мир одет угрюмой тенью;  
И всё ей в нем предлог мученью –  
И утра луч и мрак ночей.»
В монастыре Тамара часто сидит у окна и ждет «его», загадочного красавца, а в это время какой-то голос (голос Демона) обещает ей, что «он придет»:
«Тоской и трепетом полна, 
Тамара часто у окна 
Сидит в раздумьи одиноком  
И смотрит в даль прилежным оком,  
И целый день вздыхая, ждет…  
Ей кто‑то шепчет: он придет!» 
«Святым захочет ли молиться –  
А сердце молится ему…» 
Однажды Демон является к Тамаре и умоляет ее быть с ним. Он рассказывает о том, как любит ее, а также о том, как страдает и мучается:
«Мой рай, мой ад в твоих очах. 
Люблю тебя нездешней страстью…»

Очарованная красивыми речами Демона, Тамара верит ему. Демон целует девушку, но его поцелуй оказывается ядовитым, и Тамара тут же умирает:
«Увы! злой дух торжествовал! 
Смертельный яд его лобзанья 
Мгновенно в грудь ее проник. 
Мучительный, ужасный крик  
Ночное возмутил молчанье.  
В нем было всё: любовь, страданье, 
Упрек с последнею мольбой  
И безнадежное прощанье –  
Прощанье с жизнью молодой.»
После смерти Тамары один из ангелов летит в рай, держа в руках душу Тамары. Демон пытается помешать ему и заполучить душу девушки, однако остается ни с чем. Ангел улетает в рай вместе с душой умершей Тамары:
«Один из ангелов святых 
Летел на крыльях золотых, 
И душу грешную от мира  
Он нес в объятиях своих.»
Тем временем тело покойной Тамары хоронят возле далекой церкви, где позже похоронят и ее отца:
«Как пери спящая мила, 
Она в гробу своем лежала…» 
«…И не напомнит ничего 
О славном имени Гудала, 
О милой дочери его!»  
«Но над семьей могильных плит 
Давно никто уж не грустит.»

Таковы цитатный образ и характеристика Тамары в поэме «Демон» Лермонтова: описание внешности, характера и истории героини в цитатах.

www.literaturus.ru

Образ и характеристика Тамары в поэме Демон Лермонтова

Одним из основных персонажей произведения является Тамара, образ которой противопоставляется главному герою поэмы Демону.

Тамара описывается в полуреалистичном образе необычайно красивой женщины, обладающей божественными ножками, влажным, таинственным взором, неуловимой улыбкой.

Героиня характеризуется поэтом в образе женской прелести, неискушенности, чистоты, душевной гармонии, детской незащищенности, черты которых полностью отсутствуют в фантастическом образе Демона.

Сюжетная линия произведения выстроена вокруг любви Демона к Тамаре, являющейся представителем иного мира, в котором главный герой не в состоянии существовать в гармонии. Демон увлекается героиней, желая избавиться от чувства горделивой тоски в одиноком холодном мире вечного скитания.

Исполненная Тамарой песня в виде полета ее чистейшей души с обращением к небесам завораживает изгнанного из рая Демона, чувства которого носят пагубный оттенок. Демон понимает, что его любовь без будущего, но он не имеет сил отказаться от настигшего его чувства, при этом не желая жертвовать собой. Любовное чувство Тамары изображается поэтом в виде болезни, наваждения, выражающихся как разгоревшийся любовный пожар, заставляющий героиню испытывать болезненное смятенье души, невозможные страдания и рвущиеся мучения.

Финал произведения несет трагический смысл и завершается гибелью Тамары, готовой пожертвовать своей жизнью ради душераздирающих страстей, охвативших все естество женщины. Девушка принимает единственное правильное решение, поскольку ее жизнь не имеет прежнего смысла, поскольку душой овладевает бурная страсть, ставшая как арена в борьбе между темными и светлыми силами.

Изображая упокоившуюся героиню, поэт описывает Тамару в виде ангельски чистой, неиспорченной души, лицо которой сохраняет тепло ярких красок, дремлющий под ресницами взор и улыбкой, напоминающей закатный луч солнца, золотящий ночным вечером снежные горные вершины.

Образ смерти героини представлен поэтом в виде таинственной непостижимости потустороннего мира, связанного с земным существованием романтической любовью.

Раскрывая образ героини поэмы, поэт затрагивает вечную проблему противостояния зла и добра, показывая на примере драматической судьбы Тамары, способность человека на самопожертвование ради истинных всепоглощающих чувств.

Сочинение Тамара в произведении Лермонтова Демон

В произведении Лермонтова “Демон” рассказывается удивительная история, наполненная различными фантастическим событиями, которые заставляют читателя внимательнее вчитываться в произведении, ища скрытые смыслы и  посылы. Хоть и персонажей в произведении немного, но автор раскрывает каждого из них по особенному, что даёт каждому из персонажей свой уникальный запоминающийся образ. Одним из таких персонажей стала Тамара.

Тамара – прекрасной внешности женщина, по повествованию ожидающая приезда своего жениха в замке. Замученная тоской по любимому она уходит прогуляться, и во время прогулки встречает демона. Эта встреча оказывается для неё роковой.

Характером Тамара по началу не раскрывается перед читателем, вообще, стоит сказать, что каждого персонажа Лермонтов сделал весьма неопределенным, что затрудняет возможность анализа их личности и образа, но, в тоже время, даёт читателю ясное понимание того, что это фантастическое произведении, так как образы в нём расплывчаты.

Но, так или иначе, мы всё-таки знакомимся с характером Тамары намного ближе. Она весьма мечтательный человек, который мечтает об истинной любви до конца своей жизни, дабы она смогла ощутить эту любовь, с полнотой прочувствовать всё то, о чем так сильно мечтает,  что так же в конце произведения выходит ей боком. Автор создает её образ как некую идеализацию и обобщенность общего образа романтической личности. Она создает впечатление юной влюбленной девушки, которой и должна казаться, поэтому автор отлично выполнил свою задумку.

Также Тамаре присущи другие, более возвышенные черты, например та же храбрость. Она со всей её волей борется с демоном, не давая ему пройти в свою жизнь, дабы не подвергнуться его уловкам, она не верит ему, несмотря на все его сладкие речи, что показывает нам, что она человек с весьма сильной волей. Из всего её образа можно сделать вывод, что автор пытался донести её образ так, чтобы он вышел максимально расплывчатым, но в тоже же время понятным для восприятия, что, по моему мнению, у него вышло.

Я считаю, что именно это пытался донести Лермонтов через образ Тамары в своём произведении “Демон”

Другие сочинения:

Образ и характеристика Тамары в поэме Демон

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Анализ Мещанин во дворянстве Мольера

    Главный герой произведения Журден, вышедший из низших слоев общества, хочет, во что бы то ни стало стать дворянином. Для этого он нанимает людей, которые его учат, как правильно одеваться, говорить, учат музыке и фехтованию.

  • Сочинение на тему Образование будущего рассуждение

    Какой же будет система образования будущего? По моему мнению, она будет глобальной. Любой ученик сможет получать качественное образование независимо от того, где он живет.

  • Сочинение по картине Нечитайло Материнство 7 класс (описание)
  • Cочинение на тему Лес после дождя

    Лес после дождя скрывает в своих зарослях много интересного. Там, где раньше встречалось пересохшее русло, теперь бегут журчащие ручейки. Все ямки на земле заполнены водой.

  • Сочинение эссе Человек и закон

    Современное общество невозможно без существования законов. Законы ограничивают преступность человека, ставят его в определенные морально-ценностные рамки. Ведь что было бы с нашим обществом, если бы вокруг процветало беззаконие и анархия

sochinite.ru

характеристика литературного героя (Демон Лермонтов)

Сочинение


ТАМАРА — героиня «восточной повести» М.Ю. Лермонтова «Демон» (1829-1841). Самое сокровенное творение Лермонтова, «Демон» в сущности является опытом самопознания поэта, а условные герои и ситуации произведения — способом непосредственного переживания кардинальных проблем человеческого существования. Сюжет повести строится на взаимодействии двух персонажей, представляющих взаимоисключающие миры, — «неба» и «земли». Небожитель Демон, наделенный бессмертием, обольщает земную женщину Т.; история их любви завершается смертью героини. В отличие от фантастического героя Т. предстает в произведении как будто реальным лицом. Но такое впечатление обманчиво. В портрете героини нет ничего индивидуального. Он составлен из обобщенных представлений о женской красоте: божественная ножка, влажный (т.е. глубокий, таинственный ) взор. Подчеркнуты бесплотность, нематериальность всех проявлений ее существа: ножка в танце «скользит, плывет», ее улыбка более неуловима, чем «играющий во влаге зыбкой» лунный луч. В характеристике Т. важен мотив «детской» незащищенности, ясности, цельности, противопоставленных мучительной сложности сумрачного Демона. Песня Т., перевернувшая судьбу героя, построена на скоплении гласных, многократном использовании ласкающего звука «л». Прекрасная, чистая душа без всяких усилий изливается в потоке летящих нежных звуков. Качества Т.: женская прелесть, неискушенность и чистота, душевная гармония — складываются в архетип романтического представления об идеальной красоте и совершенстве. В некотором отношении Т. Лермонтова не более реальна, чем Демон; и в то же время гораздо более реальна для поэта, чем реальная жизнь. Если Демон снится Т., то и Т. тоже снится герою. Услышав песню Т., Демон вдруг постигает, что ее образ был запечатлен в его душе по крайней мере «с начала мира», именно с тех пор ему «имя сладкое звучало». Семантика «сладкого» имени Т.— финиковая пальма. С этим деревом связано представление о юге как стороне света. Юг вообще ассоциируется с солнечным светом, теплом, роскошью красок, избыточностью проявлений сверх возможностей жизни. В «Демоне» «юг» выявляется в любовной страсти Т. Ее чувство изображается как нарушение нормы, как болезнь и наваждение. Метафора «пожар любви» раскрыта буквально: подушка жжет, пылает грудь, туман в очах, нет сил дышать. Лермонтов подчеркивает невозможность четкой обрисовки происходящего с героиней, т.к. оно выходит за пределы материального и видимого. Т. испытывает «невыразимое смятенье», мучается «неотразимой мечтой», ее душа «рвет свои оковы». Имя героини позволяет сопоставить отношения Демона и Т. с сюжетом лирического стихотворения «На севере диком», в котором сосне «снится» прекрасная пальма. Стихотворение представляет классическую для поэзии романтизма модель, в которой противоположности разведены во времени и пространстве, но стремятся друг к другу для воплощения целого (абсолюта). На одном полюсе в этой модели — холод, север, угрюмость, глубина знания, одиночество, страдание; на другом — юг, тепло, солнечный свет, яркость красок, доверчивость и ясность. «Восточная повесть» завершается картиной смерти Т. Она в гробу «как пери спящая мила», цвет ее лица хранит теплоту живых красок, взор как будто дремлет под ресницами. Странная улыбка замерла на устах Т.— она сродни . закатному лучу, золотящему перед наступлением ночи снега Кавказа. В изображении мертвой Т. Лермонтов передает загадочную красоту, таинственную непостижимость смерти, в эстетике романтизма неразрывно связанной с любовью. Что же касается психологического аспекта образа Т., то он исключительно серьезен. Лермонтов обратился к исследованию глубин человеческой психологии и показал, что даже такая ангельски чистая, неиспорченная душа, как Т., ничем не может защитить себя от Демона, беззащитна перед ним и — более того — неудержимо стремится к нему. Лермонтов показывает притягательность зла для человека. Душа Т., терзаемая страстью к Демону, описана как поле столкновения, трагического противоборства Добра и Зла. Эта тема в дальнейшем станет центральной в творчестве Ф.М.Достоевского.

Другие сочинения по этому произведению


Образ Демона в одноименной поэме М.Ю. Лермонтова Поэма М. Ю. Лермонтова «Демон» Анализ реалистической поэмы Лермонтова «Демон» Философские вопросы и их решение в поэме М.Ю.Лермонтова «Демон» Демон и Тамара в одноименной поэме Лермонтова Мятежный характер Демона (по поэме М. Ю Лермонтова «Демон») Поэма «Демон» Своеобразие одной из романтических поэм М.Ю.Лермонтова («Демон»). Сравнение поэмы Лермонтова «Мцыри» и «Демон» Работа Лермонтова над поэмой «Демон» Проблема противостояния свет и тьмы в фантастическом рассказе типа Манфреда и Демона Развязка сюжета поэмы Лермонтова «Демон» Мотив возрождения падшего ангела в поэме Лермонтова «Демон» Мистический финал поэмы Лермонтова «Демон» Библейская легенда о духе зла в поэме «Демон» Трагизм Демона в одноименной поэме Лермонтова Героиня «восточной повести» Лермонтова «Демон» Почему Тамара жертвует собой в поэме «Демон» О незамеченном библейском источнике поэмы М.Ю. Лермонтова «Демон» Романтическая фантастика в поэме Лермонтова «Демон» Трагический образ типического героя в поэме «Демон» Земной и потусторонний миры в поэме М. Ю. Лермонтова «Демон» «Демон» Пушкина и «Демон» Лермонтова Характер и стиль диалога Демона и Тамары в одноименной поэме Лермонтова Поэма «Демон» венец всей творческой жизни Лермонтова Центральный момент поэмы «Демон» – появление Тамары «Мцыри» и «Демон» – высочайшие достижения романтической поэмы Лермонтова Анализ второй части поэмы Лермонтова «Демон» Фольклор в поэме Лермонтова «Демон» Значение поэмы «Демон» как поэтически обобщенного свидетельства эпохи Разобщенность Демона с естественно природным миром

www.allsoch.ru

Образ и характеристика Демона в поэме «Демон» Лермонтова: описание в цитатах |LITERATURUS: Мир русской литературы

Тамара и Демон.
Художник М. В. Врубель
Демон является центральным персонажем одноименной поэмы «Демон» М. Ю. Лермонтова.

В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Демона в поэме «Демон» Лермонтова: описание героя в цитатах.

Смотрите: 
Краткое содержание поэмы «Демон»
Характеристика Тамары в цитатах
Все материалы по поэме «Демон»

Образ и характеристика Демона в поэме «Демон» Лермонтова: описание в цитатах


Демон является существом из «потустороннего мира», беспокойным и порочным «духом изгнания»:
«Печальный Демон, дух изгнанья…» 
«Дух беспокойный, дух порочный, 
Кто звал тебя во тьме полночной?»
Демон – «злой дух», коварное существо, полное яда и ненависти:
«Злой дух коварно усмехнулся; 
Зарделся ревностию взгляд; 
И вновь в душе его проснулся 
Старинной ненависти яд.» 
О внешности Демона известно следующее:
«Он хочет в страхе удалиться… 
Его крыло не шевелится!» (о крыльях Демона)
«…И на челе его высоком 
Не отразилось ничего.»  (о лице Демона)
«Каким смотрел он злобным взглядом, 
Как полон был смертельным ядом 
Вражды, не знающей конца, – 
И веяло могильным хладом 
От неподвижного лица.»
Когда-то Демон был херувимом (ангелом) и обитал в «жилище света», то есть в раю:
«Тех дней, когда в жилище света 
Блистал он, чистый херувим…» 
«Во дни блаженства мне в раю  
Одной тебя недоставало.» (Демон о своей жизни в раю) 
Когда-то давно герой верил и любил, не зная злобы и уныния:
«Когда он верил и любил, 
Счастливый первенец творенья! 
Не знал ни злобы, ни сомненья, 
И не грозил уму его  
Веков бесплодных ряд унылый…» 
Будучи ангелом, Демон был проклят и отвержен (изгнан из рая) и с тех пор блуждает по миру без приюта:
«Давно отверженный блуждал 
В пустыне мира без приюта…» 
«Лишь только божие проклятье 
Исполнилось, с того же дня 
Природы жаркие объятья 
Навек остыли для меня»

«Изгнанников, себе подобных, 
Я звать в отчаянии стал…»
Вот уже много веков Демон сеет зло на земле, но делает это без наслаждения. Ему стало скучно творить зло:
«Вослед за веком век бежал, 
Как за минутою минута, 
Однообразной чередой. 
Ничтожной властвуя землей, 
Он сеял зло без наслажденья. 
Нигде искусству своему 
Он не встречал сопротивленья – 
И зло наскучило ему.»
Демон научил людей греху и погасил в них пламень чистой веры. По его словам, это было легко сделать:
«И я людьми недолго правил,  
Греху недолго их учил,  
Всё благородное бесславил  
И всё прекрасное хулил;  
Недолго… пламень чистой веры  
Легко навек я залил в них…»
По словам самого Демона, он является врагом небес и злом природы и его никто не любит:
«Я тот, чей взор надежду губит; 
Я тот, кого никто не любит; 
Я бич рабов моих земных, 
Я царь познанья и свободы, 
Я враг небес, я зло природы…»
Внутри Демона живет печаль, которая не дает ему покоя. Он считает, что нет способа заглушить ее:
«Моя ж печаль бессменно тут, 
И ей конца, как мне, не будет; 
И не вздремнуть в могиле ей! 
Она то ластится, как змей, 
То жжет и плещет, будто пламень, 
То давит мысль мою, как камень – 
Надежд погибших и страстей 
Несокрушимый мавзолей!..»
Демон является гордым существом:
«…но гордый дух 
Презрительным окинул оком 
Творенье бога своего…»
Демон — лукавое существо:
«Его коварною мечтою 
Лукавый Демон возмущал…»
Демон — бессмертное и властное существо:
«И тайно вдруг возненавидел 
Бессмертие и власть мою.» 
Видя красивую природу, Демоне не чувствует ничего, кроме зависти, презрения или ненависти:
«Но, кроме зависти холодной, 
Природы блеск не возбудил 
В груди изгнанника бесплодной 
Ни новых чувств, ни новых сил; 
И всё, что пред собой он видел, 
Он презирал иль ненавидел.» 


Однажды Демон пролетает над Грузией и видит молодую красавицу Тамару. Девушка вызывает в нем давно забытое чувство любви. Демон снова мечтает о счастье, которое когда-то знал:

«И Демон видел… На мгновенье 
Неизъяснимое волненье 
В себе почувствовал он вдруг. 
Немой души его пустыню 
Наполнил благодатный звук – 
И вновь постигнул он святыню 
Любви, добра и красоты!..» 
«В нем чувство вдруг заговорило 
Родным когда‑то языком. 
То был ли признак возрожденья?»
Тамара готовится выйти замуж, но в тот же день перед свадьбой ее жених погибает (вероятно, в его гибели виновен Демон):
«Но презрел удалой жених 
Обычай прадедов своих. 
Его коварною мечтою 
Лукавый Демон возмущал: 
Он в мыслях, под ночною тьмою, 
Уста невесты целовал.» 
Когда Тамара рыдает от горя, Демон является к ней в виде «волшебного, чудно-нового голоса». Он утешает девушку и обещает посещать ее каждую ночь:
«И вот она как будто слышит 
Волшебный голос над собой: 
«Не плачь, дитя! не плачь напрасно!»»
«И этот голос чудно‑новый, 
Ей мнилось, всё еще звучал.»  
«К тебе я стану прилетать;

Гостить я буду до денницы 
И на шелковые ресницы 
Сны золотые навевать…» 
В ту же ночь Демон является к Тамаре в обличье неземного красавца с грустным влюбленным взглядом:
«Пришлец туманный и немой, 
Красой блистая неземной, 
К ее склонился изголовью; 
И взор его с такой любовью, 
Так грустно на нее смотрел, 
Как будто он об ней жалел.» 
Являясь Тамаре во сне, Демон выглядит не как ангел и не как «дух ада», а напоминает «ясный вечер»:
«То не был ангел небожитель, 
Ее божественный хранитель: 
Венец из радужных лучей 
Не украшал его кудрей. 
То не был ада дух ужасный, 
Порочный мученик – о нет! 
Он был похож на вечер ясный: 
Ни день, ни ночь, – ни мрак, ни свет!»
Демон является Тамаре в виде существа с печальными глазами и нежными речами:
«Недаром он являлся ей, 
С глазами, полными печали, 
И чудной нежностью речей.»
В конце концов Тамара, сама того не зная, становится жертвой Демона:
«И Ангел грустными очами 
На жертву бедную взглянул…»
Тамара попадает под очарование этого загадочного существа (Демона). Она страдает, тоскует и отказывается выходить замуж за кого-либо. Тамара уходит в монастырь, чтобы там бороться со своими странными чувствами. Однако и в монастыре девушку преследует «знакомый образ», который манит и зовет ее куда-то:
«И в монастырь уединенный 
Ее родные отвезли…»
«Знакомый образ иногда 
Скользил без звука и следа
В тумане легком фимиама;

Сиял он тихо, как звезда;

Манил и звал он… но – куда?..»
Однажды Демон, как обычно, прилетает в монастырь к Тамаре. Ему приходит мысль оставить свой злой замысел и улететь прочь. Вдруг он слышит чудесную песню, которая трогает его. Он решает оставить свои злые замыслы и покинуть Тамару, но его крылья не слушаются. Тогда из глаз Демона капает слеза, которая прожигает камень насквозь: 
«Привычке сладостной послушный, 
В обитель Демон прилетел. 
Но долго, долго он не смел 
Святыню мирного приюта

Нарушить. И была минута,

Когда казался он готов

Оставить умысел жестокой.»

«Он хочет в страхе удалиться… 
Его крыло не шевелится! 
И, чудо! из померкших глаз 
Слеза тяжелая катится…»
Наконец Демон все-таки входит в келью Тамары. Он видит там Ангела, прилетевшего к девушке, и прогоняет его. Демон признается Тамаре в любви и рассказывает ей о том, как страдает и мучается:
«Я раб твой, – я тебя люблю!» 
«Люблю тебя нездешней страстью…»
Демон просит Тамару быть с ним и обещает ей счастье:
«Меня добру и небесам 
Ты возвратить могла бы словом.»
Красивые речи Демона очаровывают Тамару, и та соглашается быть с ним. Демон целует девушку, однако его поцелуй оказывается ядовитым, и Тамара тут же умирает:
«Увы! злой дух торжествовал! 
Смертельный яд его лобзанья 
Мгновенно в грудь ее проник. 
Мучительный, ужасный крик 
Ночное возмутил молчанье. 
В нем было всё: любовь, страданье, 
Упрек с последнею мольбой 
И безнадежное прощанье – 
Прощанье с жизнью молодой.»
После смерти Тамары Демон пытается завладеть ее душой, однако Ангел не позволяет ему это сделать и уносит душу девушки в рай. Таким образом, Демон терпит поражение и вновь остается один:
«И проклял Демон побежденный 
Мечты безумные свои,  
И вновь остался он, надменный,  
Один, как прежде, во вселенной  
Без упованья и любви!..»

www.literaturus.ru

Тамара – героиня повести М. Ю. Лермонтова «Демон». Готовое домашние задание

Тамара — характеристика персонажа

ТАМАРА — героиня «восточной повести» М. Ю. Лермонтова «Демон» (1829-1841). Самое сокровенное творение Лермонтова, «Демон» в сущности является опытом самопознания поэта, а условные герои и ситуации произведения — способом непосредственного переживания кардинальных проблем человеческого существования. Сюжет повести строится на взаимодействии двух персонажей, представляющих взаимоисключающие миры, — «неба» и «земли». Небожитель Демон, наделенный бессмертием, обольщает земную женщину Т.; история их любви завершается смертью героини. В отличие от фантастического героя Т. предстает в произведении как будто реальным лицом. Но такое впечатление обманчиво. В портрете героини нет ничего индивидуального. Он составлен из обобщенных представлений о женской красоте: божественная ножка, влажный (т. е. глубокий, таинственный ) взор. Подчеркнуты бесплотность, нематериальность всех проявлений ее существа: ножка в танце «скользит, плывет», ее улыбка более неуловима, чем «играющий во влаге зыбкой» лунный луч. В характеристике Т. важен мотив «детской» незащищенности, ясности, цельности, противопоставленных мучительной сложности сумрачного Демона. Песня Т., перевернувшая судьбу героя, построена на скоплении гласны

х, многократном использовании ласкающего звука «л». Прекрасная, чистая душа без всяких усилий изливается в потоке летящих нежных звуков. Качества Т.: женская прелесть, неискушенность и чистота, душевная гармония — складываются в архетип романтического представления об идеальной красоте и совершенстве. В некотором отношении Т. Лермонтова не более реальна, чем Демон; и в то же время гораздо более реальна для поэта, чем реальная жизнь. Если Демон снится Т., то и Т. тоже снится герою. Услышав песню Т., Демон вдруг постигает, что ее образ был запечатлен в его душе по крайней мере «с начала мира», именно с тех пор ему «имя сладкое звучало». Семантика «сладкого» имени Т.— финиковая пальма. С этим деревом связано представление о юге как стороне света. Юг вообще ассоциируется с солнечным светом, теплом, роскошью красок, избыточностью проявлений сверх возможностей жизни. В «Демоне» «юг» выявляется в любовной страсти Т. Ее чувство изображается как нарушение нормы, как болезнь и наваждение. Метафора «пожар любви» раскрыта буквально: подушка жжет, пылает грудь, туман в очах, нет сил дышать.

Лермонтов подчеркивает невозможность четкой обрисовки происходящего с героиней, т. к. оно выходит за пределы материального и видимого. Т. испытывает «невыразимое смятенье», мучается «неотразимой мечтой», ее душа «рвет свои оковы». Имя героини позволяет сопоставить отношения Демона и Т. с сюжетом лирического стихотворения «На севере диком», в котором сосне «снится» прекрасная пальма. Стихотворение представляет классическую для поэзии романтизма модель, в которой противоположности разведены во времени и пространстве, но стремятся друг к другу для воплощения целого (абсолюта). На одном полюсе в этой модели — холод, север, угрюмость, глубина знания, одиночество, страдание; на другом — юг, тепло, солнечный свет, яркость красок, доверчивость и ясность. «Восточная повесть» завершается картиной смерти Т. Она в гробу «как пери спящая мила», цвет ее лица хранит теплоту живых красок, взор как будто дремлет под ресницами. Странная улыбка замерла на устах Т.— она сродни. закатному лучу, золотящему перед наступлением ночи снега Кавказа. В изображении мертвой Т. Лермонтов передает загадочную красоту, таинственную непостижимость смерти, в эстетике романтизма неразрывно связанной с любовью. Что же касается психологического аспекта образа Т., то он исключительно серьезен. Лермонтов обратился к исследованию глубин человеческой психологии и показал, что даже такая ангельски чистая, неиспорченная душа, как Т., ничем не может защитить себя от Демона, беззащитна перед ним и — более того — неудержимо стремится к нему. Лермонтов показывает притягательность зла для человека. Душа Т., терзаемая страстью к Демону, описана как поле столкновения, трагического противоборства Добра и Зла. Эта тема в дальнейшем станет центральной в творчестве Ф. М.Достоевского.

www.rlspace.com

Сочинение Тамара в поэме Демон Лермонтова

Произведение «Демон» Михаил Юрьевич Лермонтов писал в течение десяти лет. Ее сюжетом, предполагается, стала часть жизни самого писателя. Порой он говорил, что считает свою душу схожей с характером Демона. Поэма длительное время не печаталась из-за цензурных запретов, но в конце концов была опубликована. Писатель знакомит читателей с княжной Тамарой.

Известно, что героиня является молодой княжной. Она живет в огромном доме с широким двором в горах. Тамара была счастлива, а семья не знала горя. О внешности можно судить из самого текста. Тамара — прекрасная, удивительно красивая девушка. У нее черные брови, божественные ноги, шелковые кудри. Ее историю Михаил Юрьевич начал рассказывать со свадьбы. Она улыбается, резвится. Демона заинтересовывает эта светлая душа. Кстати, имя Тамара в переводе означает «финиковая пальма». Ее плоды такие же сладкие, как и, видимо, характер самой героини. Вдруг по пути на свадьбу убивают жениха. Итак, теперь все изменится.

Загадочный голос Демона начинает искушать, привлекать Тамару. Он утешает ее и обещает приходить каждую ночь. Так, со временем она становится жертвой «лукавого духа». Княжна понимает, что вянет из-за этого непреодолимого влечения к Демону. Мы видим ее решительность. Она сделала выбор — уйти в монастырь. При этом Тамаре все равно не удается избавиться от искушения. Вероятно, она слаба духом, хоть и пытается что-либо изменить. Княжна продолжает смотреть в окно, ожидая «знакомый образ». Демон говорит красивой речью, манит к себе. Теперь все вокруг становится в ее глазах мрачным.

Завершением столкновения Демона и Тамары оказались ее очарование речами главного героя и смерть. Она поверила обещаниям злого духа. Интересно, почему же Ангел забрал девушку в рай. По сути, она совершила грех. Княжна в монастыре молилась «лукавому духу». Демон пытался забрать у Ангела девушку, но остался ни с чем.

Михаил Юрьевич Лермонтов пишет о Тамаре, что она имеет чистую душу. Возможно, Ангел забрал ее в рай, потому что верит в ее искреннюю любовь. С другой стороны, она предалась искушению. На протяжении всей поэмы заметно, как мучаются оба героя. Писатель столкнул две абсолютные противоположности: добро и зло. В конце концов Демон не смог противостоять силе, которая была выше него. Я думаю, что Тамара останется в спокойствии и умиротворении. Она теперь в раю, а Демон продолжит бродить во Вселенной.

Также читают:

Картинка к сочинению Тамара в поэме Демон

Популярные сегодня темы

  • Лесков

    Николай Семенович Лесков — известный русский писатель, драматург и публицист 19-го века. Рассматривая его творчество хочется отметить, что произведения Николая Семеновича вышли в свет довольно поздно, лишь когда ему исполнилось 26 лет

  • Обломов и Манилов сравнительная характеристика сочинение

    Манилов и Обломов — герои произведений разных авторов, но во многом схожи. Они оба – помещики, которые не занимаются хозяйственными делами, не ведут книгу приходов. Оба довели свои имения до запустения.

  • Сочинение Николенька Иртеньев в повести Детство Толстого

    Николенька Иртеньев ключевой герой рассказа Льва Толстого под названием «Детство». Мальчику недавно исполнилось десять, дворянин по происхождению, он живет в достаточно любящей и заботливой семье

  • Сочинение Анализ повести Олеся Куприна

    Повесть «Олеся» одно из самых первых и самых любимых произведений Александра Ивановича Куприна. Идея создания «Олеси» возникла у Куприна не случайно. Однажды, писатель был в гостях у одного помещика

  • Сочинение Парфен Рогожин в романе Идиот Достоевского характеристика и образ

    Роман Достоевского «Идиот» заставляет читателей задуматься о многих важных вещах, которые происходят в человеческой жизни. Интересными характерами и образами наполнен роман.

sochinimka.ru

Образ Демона в поэме «Демон» Лермонтова

Образ Демона в поэме «Демон» – это одинокий герой, преступивший законы добра. Он испытывает презрение к ограниченности человеческого существования. М.Ю.Лермонтов долгое время работал над своим творением. А данная тема волновала его на протяжении всей жизни.

Образ Демона в искусстве

Образы нечистой силы, потустороннего мира издавна волновали сердца деятелей искусств. Множество имен у исчадья Ада: Демон, Дьявол, Люцифер, Сатана. Каждый человек должен помнить, что зло многолико, поэтому всегда нужно быть предельно осторожным. Ведь коварные искусители постоянно провоцируют людей на совершение греховных дел, чтобы их души попадали в ад. А вот силы добра, которые защищают и оберегают человека от лукавого, – это Бог и Ангелы.

Образ Демона в литературе начала 19 века — это не только злодеи, но и «тираноборцы», выступающие против Бога. Такие персонажи встречались в творчестве многих писателей и поэтов той эпохи.

Если говорить о данном образе в музыке, то в 1871-1872 гг. А.Г.Рубинштейн написал оперу «Демон».

М.А.Врубель создал превосходные полотна, изображающие исчадье ада. Это картины «Демон летящий», «Демон сидящий», «Демон поверженный».

Лермонтовский герой

Образ Демона в поэме «Демон» почерпнут из библейского мифа про изгнанника из рая. Лермонтов по-своему переработал содержание. Кара главного героя заключается в том, что он вынужден вечно скитаться в полном одиночестве. Образ Демона в поэме «Демон» — это источник зла, разрушающий все на своем пути. Однако он находится в тесном взаимодействии с противоположным началом. Так как Демон – это превращенный ангел, он хорошо помнит былые времена. Он словно мстит всему миру за свое наказание. Важно обратить внимание на тот факт, что образ Демона в поэме Лермонтова отличается от Сатаны или Люцифера. Это субъективное видение русского поэта.

Характеристика Демона

В основе поэмы заложена идея о стремлении Демона к перевоплощению. Он недоволен тем, что ему отведена участь сеять зло. Неожиданно он влюбляется в грузинку Тамару – земную женщину. Он стремится таким образом преодолеть Божью кару.

Образ Демона в поэме Лермонтова характеризуется двумя основными чертами. Это небесное обаяние и манящая загадочность. Перед ними не в силах устоять земной женщине. Демон — это не просто плод воображения. В восприятии Тамары он материализуется в видимых и осязаемых формах. Он приходит к ней во снах.

Он подобен стихии воздуха и воодушевляется через голос и дыхание. Отсутствует описание внешности Демона. В восприятии Тамары он «похож на вечер ясный», «сияет тихо, как звезда», «скользит без звука и следа». Девушку волнует его чарующий голос, он манит ее. После того как Демон убил жениха Тамары, он является к ней и навевает «сны золотые», освобождая ее от земных переживаний. Образ Демона в поэме «Демон» воплощается через колыбельную песню. В ней прослеживается поэтизация ночного мира, столь характерная для романтической традиции.

Его песни заражают ее душу и постепенно отравляют сердце Тамары тоской по тому миру, который не существует. Все земное ей становится постылым. Поверив своему обольстителю, она умирает. Но эта смерть только усугубляет положение Демона. Он понимает свою несостоятельность, что приводит его к наивысшей точке отчаяния.

Авторское отношение к герою

Позиция Лермонтова к образу Демона неоднозначна. С одной стороны, в поэме присутствует автор-рассказчик, который излагает «восточную легенду» былых времен. Его точка зрения расходится с мнениями героев и характеризуется объективностью. В тексте есть авторский комментарий к судьбе Демона.

С другой стороны, Демон – это сугубо личностный образ поэта. Большинство медитаций главного персонажа поэмы тесно связаны с лирикой автора и проникнуты его интонациями. Образ Демона в творчестве Лермонтова оказался созвучным не только самому автору, но и молодому поколению 30-х годов. В главном герое отразились чувства и стремления, присущие людям искусства: философские сомнения в правильности бытия, огромная тоска за потерянными идеалами, вечный поиск абсолютной свободы. Лермонтов тонко ощутил и даже пережил многие стороны зла как некого типа поведения личности и мировосприятия. Он распознал демоническую природу мятежного отношения к вселенной при нравственной невозможности принять ее неполноценность. Лермонтов смог понять опасности, скрывающиеся в творчестве, из-за которого человек может погрузиться в выдуманный мир, заплатив за это равнодушием ко всему земному. Многие исследователи отмечают, что Демон в поэме Лермонтова навсегда останется загадкой.

Образ Кавказа в поэме «Демон»

Тема Кавказа занимает особое место в творчестве Михаила Лермонтова. Изначально действие поэмы «Демон» должно было происходить в Испании. Однако поэт переносит его на Кавказ после того, как он вернулся из кавказской ссылки. Благодаря пейзажным зарисовкам писателю удалось воссоздать определенную философскую мысль в разнообразных поэтических образах.

Мир, над которым пролетает Демон, описан весьма удивительным образом. Казбек сравнивается с гранью алмаза, который сиял вечными снегами. «Глубоко внизу» чернеющий Дарьял характеризуется как жилище змея. Зеленые берега Арагвы, Кайшаурская долина, угрюмая Гуд-гора являются прекрасной обстановкой для поэмы Лермонтова. Тщательно подобранные эпитеты подчеркивают необузданность и силу природы.

Затем изображены земные красоты великолепной Грузии. Поэт концентрирует внимание читателя на увиденном Демоном с высоты его полета «земном крае». Именно в этом фрагменте текста строки наполняются жизнью. Здесь появляются различные звуки и голоса. Далее из мира поднебесных сфер читатель переносится в мир людей. Смена ракурсов происходит постепенно. Общий план сменяется крупным.

Во второй части картины природы передаются глазами Тамары. Контраст двух частей подчеркивает многоликость природы Кавказа. Она может быть как буйной, так и безмятежной и спокойной.

Характеристика Тамары

Трудно сказать, что образ Тамары в поэме «Демон» намного реалистичнее самого Демона. Ее внешний облик описывается обобщенными понятиями: глубокий взор, божественная ножка и прочие. В поэме акцент сделан на бесплотности проявлений ее образа: улыбка «неуловима», ножка «плывет». Тамара характеризуется как наивная девушка, в чем прослеживаются мотивы детской незащищенности. Описывается и ее душа – чистая и прекрасная. Все качества Тамары (женское очарование, душевная гармония, неискушенность) рисуют образ романтической натуры.

Итак, образ Демона занимает особое место в творчестве Лермонтова. Данная тема интересовала не только его, но и других деятелей искусства: А.Г.Рубинштейна (композитора), М.А.Врубеля (художника) и многих других.

fb.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *