Таблица по истории культура серебряного века – Серебряный век русской культуры кратко в таблице

«Сравнительная таблица по истории на тему «Серебряный век русской культуры»


Практическое занятие № 10
Тема: «Серебряный век русской культуры»
Форма работы: Заполнение сравнительной таблицы
Деятель Направление Что сделал?
Н.Е.Жуковский Наука и техника Создатель гидро- и аэродинамики, работы по теории авиации, которые послужили основой для авиационной науки
Г.Е.Котельников Наука и техника Сконцентрировал первый ранцевый парашют
К.Э.Циолковский Наука и техника Изложил теорию движения ракет, основ будущих космических полетов
В.И.Вернадский Наука и техника Основы биохимии, биогеохимии, радиогеологии
И.П.Павлов Наука и техника Создал учение об условных рефлексах, в котором он материалистическое объяснение высшей нервной деятельности человека и животного
Н.А.Бердяев
С.Н.Булгаков
П.Б.Струве
С.Л.Франк «Вехи» После революции 1905-1907гг. известные публицисты выпустили книгу «Вехи».Сборник статей о русской интеллигенции
И.А.Бунин Литература Проповедовал идеалы русской культуры 19 в. Рассказы «Антоновские яблоки», «Жизнь Арсеньева», принесли ему мировую известность, подтверждением чему стала Нобелевская премия
М.Горький Литература Вошел в историю как «буревестник революции». Произведения: «Мать» «Фома Гордеев» «Дело Артамоновых» «Макар Чудра».
В.С.Соловьев Литературное направление-символизм Основоположник символизма 20 в. Символисты считали, что высшие сферы жизни невозможно познать традиционными путями, они доступны лишь через познание тайных смыслов символов.
Н.С.Гумилёв Литературное направление-акмеизм Основоположник акмеизма. Акмеисты провозглашали возраст от многозначности образов, метафоричности к предметному миру и точному значению слова.
В.Маяковский
А.Кручёных
Д.Д.БурлюкВ.В.Хлебников
В.В.Каменский Литературное направление-футуризм Футуристы были поэтами улицы- их поддерживали радикальное студенчество и люмпен-пролетариат. Это была поэзия протеста, стремящаяся к разрушению существующих порядков.
В.И.Суриков
И.Е.Репин
Васнецовы Живопись В конце 19-начале 20 в. Продолжали свою творческую деятельность.
К.А.Коровин Живопись
Пейзажи его отличались яркими красками и романтической приподнятостью.
М.А.Врубель Живопись Ярчайший представитель символизма в живописи. Его картина мозаики, слеплены из искрящихся кусочков.
А.Н.Бенуа Живопись Идейный вождь «Мира искусства». Живописец, график, театральный художник, историк искусств.
П.Н.Филонов Живопись В своей живописи тяготел к футуризму
В.В.Кандинский Живопись Отец-русской абстрактной живописи.
Тяготел к новейшему искусству, нередко изображая лишь очертания предметов.
А.И.Скрябин
С.В.Рахманинов Музыка Крупнейшие русские композитор 20 в.

Приложенные файлы

schoolfiles.net

Серебряный век русской культуры. История России. 9 класс. - Объяснение нового материала.

Комментарии преподавателя

Серебряный век русской культуры.

Эволюция российской науки и культуры на рубеже веков отразила в себе всю сложность и противоречивость духовного надлома в обществе, неизбежность социального конфликта. Состояние тревожного ожидания в среде российской интеллигенции сопровождалось напряженными нравственными исканиями, которые привнесли в общественное сознание России уникальную атмосферу невиданного взлета научных и творческих достижений. Недаром в историю отечественной культуры предреволюционная эпоха вошла как время духовного ренессанса.

В России в начале века широко велись научные исследования. Достижения русских ученых обеспечивали потребности бурно развивавшегося народного хозяйства. В результате в ряде областей - физике, химии, физиологии, медицине, географии, авиастроении российская наука достигла передовых рубежей научно-технического прогресса. Физик П. Н. Лебедев открыл и экспериментально доказал давление света на твердые тела и газы (1907) и измерил его величины. В области химии продолжали свою работу великие ученые, получившие мировое признание еще во второй половине XIX в., - Д. И. Менделеев и Н. Н. Бекетов, один из основоположников физической химии. Особой широтой научных интересов отличалась в этот период деятельность энциклопедиста и мыслителя мирового масштаба В. И. Вернадского. Он стал основоположником генетической минералогии, геохимии, биогсохимии, учения о живом веществе, теории биосферы.

В области точных наук мировое значение имели работы русского ученого-математика Н. Е. Жуковского, заложившего основы современного самолетостроения. В 1910 г. Б. Н. Юрьев сконструировал геликоптер (вертолет). В том же году Я. М. Гаккель построил самолет биплан, показавший на испытаниях высокие летно-технические данные. В 1903 г. гениальный ученый-самоучка К. Э. Циолковский опубликовал работу "Исследование мировых пространств реактивными приборами", в которой впервые излагалась теория реактивного движения. В дальнейшем он разработал важнейшие принципы, впоследствии послужившие основой для осуществления космических полетов.

К началу XX в. относятся важнейшие исследования русского ученого-естествоиспытателя И. П. Павлова, создавшего учение о высшей нервной деятельности и основавшего крупнейшую физиологическую школу современности. А в 1904 г. за труды в области физиологии кровообращения и пищеварения Павлову была присуждена Нобелевская премия. В 1908 г. этой престижной премией были отмечены и заслуги ученого-биолога И. И. Мечникова.

Главные достижения в исторической науке этого периода связаны с именами В. О. Ключевского, П. Н. Милюкова, Н. П. Павлова-Сильванского, А. С. Лаппо-Данилевского, А. Е. Преснякова, А. А. Шахматова и других ученых, их работы получили мировое признание.

В историю мировой культуры творческий подъем в отечественной философии начала XX в. вошел как

русский духовный ренессанс, оказавший огромное влияние на развитие философской науки. Призыв к возрождению идеалистической философии в противовес материалистическим концепциям был провозглашен в программном сборнике статей "Проблемы идеализма". В нем были опубликованы работы Н. А. Бердяева, С. Н. Булгакова, С. Л. Франка, отошедших от "легального" марксизма. В 1909 г. увидел свет знаменитый сборник статей русской интеллигенции "Вехи". Его авторы подвергли критике воззрения вождей русско

www.kursoteka.ru

Культура Серебряного века - История

"Серебряный век" - одна из самых творческих эпох в российской истории.

Просмотр содержимого документа
«Культура Серебряного века»

Культура России в XIX – начале XX веках Серебряный век

Образование в России на рубеже веков

Три ступени:

  • Начальная (церковно-приходские школы, училища)
  • Средняя (гимназии)
  • Высшая (университеты, институты)
  • Грамотность – около 30% всего населения

Народный университет Шанявского

Развитие науки

  • И.П.Павлов – физиолог, разработавший новую методику исследования живых организмов. Первый получил нобелевскую премию в 1904г.
  • И.И.Мечников – естествоиспытатель в области исследования микробиоло- гии и иммунологии.
  • В.И. Вернадский – ученый, заложивший основы биохимии, радиогеологии.

Радиотелеграф Попова

А. С. Попов

       Основы религиозно-философского Ренессанса, которым отмечен «Серебряный век» русской культуры, были заложены В.С. Соловьевым. Его система – опыт синтеза религии, философии и науки.

В.С. Соловьев

Литература

А.П. Чехов «Чайка» «Ионыч»

Л.Н. Толстой «Живой труп» «Воскресение»

А.И. Куприн

Направления в литературе

  • 1. Символизм - одно из крупнейших направлений в искусстве (в литературе, музыке и живописи), возникшее во Франции в 1870-80-х гг. и достигшее наибольшего развития на рубеже XIX и XX веков.
  • Символисты использовали символики, недосказанность, намеки, таинственность, загадочность.
  • Представители: В. Брюсов, К. Бальмонт, Ф. Сологуб, Д. Мережковский, А. Блок.
  • 2. Акмеизм - (от греч. — «высшая степень, вершина, цветение, цветущая пора») — литературное течение, противостоящее символизму и возникшее в начале XX века в России. Акмеисты провозглашали материальность, предметность тематики и образов, точность слова.
  • Представители: Н. Гумилев, С. Городецкий, А. Ахматова, О. Мандельштам, В. Нарбут, М. Кузьмин.
  • 3. Футуризм - (лат.  futurum — будущее ) — общее название художественных авангардистских движений 1910-х — начала 1920-х гг. XX в., прежде всего в Италии и России.
  • Представители: Д. Д. Бурлюк, В. В. Маяковский, В. Хлебников и др

Живопись «серебряного века»

  • Импрессионизм – представителями являются В.А.Серов, К.А.Коровин, М.А.Врубель
  • Абстракционизм – В.В.Кандинский, К.С.Малевич
  • Примитивизм – М.Ф.Ларионов, М.З.Шагал
  • «Мир искусства» 1898г. – А.Н.Бенуа, Л.С.Бакист
  • «Союз Русских художников» 1903г. – К.Ф.Юон, А.А.Рылов и др.
  • «Голубая роза» 1907г. – П.В.Кузнецов, А.В.Фонвизин и др.

Картина   В . А . Серова . Миропомазание императора Николая Александровича

Серов. Купание лошади

Малевич

Кандинский Василий  

Марк Шагал

Художественный театр, основанный в 1898 году

К. С. Станиславским и В.И. Немировичем-Данченко

Театр и музыка

Скульптура

  • Для всех сфер искусства в России того времени было характерно проявление внимания к внутреннему миру человека. Художники и писатели стремились создавать своих персонажей, передавать их эмоции путем воззрения на мир глазами своих героев. Не обошло это новое веяние и скульптуру Большой вклад в развитие скульптуры того времени внесли Конненков, Трубецкой и Эрзи . Конненков внес в скульптуру значительную степень народности в оформлении резьбы на избах, игрушках. Эрзя в своих произведениях изящно передавал красоту человеческого тела и внутреннего состояния человека, выражая его в мраморе, дереве и даже цементе и железобетоне. А памятник Александру Третьему в исполнении Трубецкого принес ему победу в конкурс.

Хотя мы зовем это время «серебряным», а не «золотым веком», может быть, именно оно было самой творческой эпохой в российской истории.

multiurok.ru

Русская культура начала XX века (серебряный век)

Конец XIX - начало XX века - переломное время не только в политической и социально-экономической жизни России, но и в духовном состоянии общества. Индустриальная эпоха диктовала свои условия и нормы жизни, разрушающие традиционные ценности и представления людей. Это порождало растерянность, тревожное чувство надвигающейся катастрофы. Все выстраданные предшествующими поколениями представления о добре и зле казались теперь несостоятельными и требовали срочного и кардинального пересмотра.

Процессы переосмысления принципиальных проблем человечества затронули, в той или иной степени, и философию. и науку, и литературу, и искусство. И хотя подобное положение было характерно не только для нашей страны, в России духовные искания проходили более болезненно, более пронзительно, нежели в странах западной цивилизации. Расцвет русской культуры в тот период был беспрецедентным. Этот социокультурный феномен вошел в историю под названием Серебряного века русской культуры.

Наука

Россия на рубеже XIX - XX веков внесла весомый вклад в мировой научно-технический прогресс, который был назван "революцией в естествознании", так как сделанные в этот период научно-технические открытия привели к пересмотру устоявшихся представлений об окружающем мире.

Физик П. Н. Лебедев впервые в мире установил общие закономерности, присущие волновым процессам различной природы, сделал иные открытия в области физики волн. Он создал первую в России физическую школу.

Выдающийся русский ученый В. И. Вернадский получил мировую известность энциклопедическими трудами, послужившими основой для появления новых научных направлений в геохимии, биохимии, радиологии. Его учения о биосфере и ноосфере заложили основу современной экологии. Новаторство высказанных им идей в полной мере осознается только теперь, когда мир очутился на пороге экологической катастрофы.

Русский физиолог И. П. Павлов создал учение о высшей нервной деятельности, об условных рефлексах. В 1904 году ему была присуждена Нобелевская премия за исследования в области физиологии пищеварения. В 1908 г. Нобелевскую премию получил И. И. Мечников за труды по иммунологии и инфекционным заболеваниям.

Ряд выдающихся открытий в теории и практике самолетостроения сделал Н. Е. Жуковский. Учеником и соратником Жуковского был выдающийся механик и математик С. А. Чаплыгин.

У истоков современной космонавтики стоял самородок, учитель калужской гимназии К. Э. Циолковский. В 1903 г. он опубликовал ряд блестящих трудов, обосновавших возможность космических полетов и определяющих пути достижения этой цели.

В начале XX века в России появилось множество научно-технических обществ: географических, ботанических, астрономических и т.д., объединяющих ученых, практиков, энтузиастов. Это общества не только были центрами научно-исследовательской работы, но и широко пропагандировали научно-технические знания среди населения.

Вступление России в новую эпоху сопровождалось поисками идеологии, способной не только объяснить происходившие перемены, но и наметить перспективы развития страны. Наиболее популярной философской теорией в России начала XX века был марксизм. Он подкупал своей логичностью, кажущейся простотой, а главное - универсальностью. К тому же в России марксизм имел благодатную почву в лице революционной традиции русской интеллигенции и своеобразия русского национального характера с его жаждой справедливости и равенства, склонностью к мессианству.

Однако часть русской интеллигенции очень скоро разочаровалась в марксизме, в его безоговорочном признании первенства материальной жизни над духовной. А после революции 1905 года был подвергнут пересмотру революционный принцип переустройства общества.

Большое место в трудах русских философов Н. Бердяева, С. Булгакова, И. Ильина и др. занимала так называемая русская идея - проблема самобытности исторического пути России, своеобразие его духовной жизни, ее особое предназначение.

Литература

Неоднозначный характер русского общества начала XX века наиболее выпукло отразился в русской художественной культуре Серебряного века. С одной стороны, в произведениях писателей сохраняются устойчивые традиции "критического реализма" XIX века. Ведущие позиции занимают корифеи - Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, В. Г. Короленко, Д. Н. Мамин-Сибиряк. На смену им идут И. А. Бунин, А. И. Куприн, М. Горький. Вместе с тем все громче начинают звучать голоса иного поколения.

Движение символистов возникло как протест против оскудения русской поэзии, вызванного, по их мнению, увлечением общества материалистическими воззрениями русской литературной критики. Первоначально символизм принял форму декаданса. Под этим термином подразумевается настроение упадничества. Эти черты свойственны ранней поэзии К. Бальмонта, А. Блока, В. Брюсова.

Русский символизм стал явлением мирового масштаба. Именно с ним связано, прежде всего, понятие "Серебряный век".

Оппонентами символистов выступали акмеисты. Основным критерием для оценки художественного творчества для акмеистов (Н. Гумилев, С. Городецкий, А. Ахматова, О. Мандельштам) был безупречный эстетический вкус.

Вместе с тем русская художественная культура начала XX века испытала влияние зародившегося на Западе и охватившего все виды искусства авангардизма. Яркими представителями русского авангарда были футуристы. Поэзия футуристов отличалась повышенным вниманием не к содержанию, а к форме стихосложения. К поэтической конструкции.

Российский футуризм был представлен несколькими поэтическими группировками. Наиболее яркие имена собрала петербургская группа "Гилея" - В. Хлебников, Д. Бурлюк, А. Крученых, В. Маяковский.

Изобразительное искусство

Прочные позиции удерживали представители русской академической школы и наследники передвижников. Но законодателем моды стал стиль, получивший название "модерн" Последователи этого направления объединились в творческом обществе "Мир искусства". Они считали, что искусство - это самостоятельная, самоценная сфера человеческой деятельности и оно не должно зависеть от политических и социальных влияний.

Представители другого общества - "Голубая роза" - были тесно связаны с поэтами-символистами, выступления которых являлось непременным атрибутом вернисажей.

Ряд крупнейших русских художников - В. Кандинский, М. Шагал, П. Филонов и др. - вошли в историю мировой культуры как представители уникальных стилей.

Новые возможности открылись перед архитектурой. Это было связано с общим техническим прогрессом. Быстрый рост городов, их промышленное оснащение, развитие транспорта, перемены в общественной жизни постоянно требовали новых архитектурных форм и решений. Не только в столицах, но и сотнях провинциальных городов строились вокзалы, магазины, рестораны, рынки, театры и банковские здания. Вместе с тем продолжалось традиционное строительство дворцов, особняков, усадеб. Поэтому главной проблемой архитектуры стал поиск нового стиля. И так же как и в живописи, новое направление в архитектуре получило название "стиль модерн". Одной из особенностей этого направления стала стилизация русских архитектурны мотивов - так называемы неорусский стиль.

Музыка, театр, балет, кинематограф

Начало XX века - это время творческого взлета великих русских композиторов-новаторов А. Скрябина, И. Стравинского, С. Танеева, С. Рахманинова. Русская вокальная школа была представлена именами выдающихся певцов - Ф. Шаляпина, А. Неждановой, Л. Собинова.

К началу XX века русский балет занял ведущие позиции в мировом балетном искусстве. Русская балетная школа опиралась на академические традиции конца XIX века, на ставшие классикой мировой хореографии сценические постановки выдающегося балетмейстера М. Петипа. Русская балетная школа начала XX века дала миру плеяду блестящих артистов - А. Павлову, Т. Карсавину, В. Нижинского и др.

Примечательной чертой культуры Серебряного века стали поиски нового театра. Они были связаны с именами выдающихся режиссеров - К. Станиславского, В. Мейерхольда, Е. Вахтангова.

Нэачало XX века - это время появления нового вида искусства - кинематографа. С 1903 года в России стали появляться первые кинотеатры. В России появляются деятели кинематографа с мировыми именами: режиссер Я. Протазанов, актеры И. Мозжухин, В. Холодная, В. Максимов, А. Коонен и др.



biofile.ru

Серебряный век русской культуры (9 класс)

Урок по теме: «Серебряный век русской культуры»

9 класс (история России)

Цель урока: охарактеризовать культурную и духовную жизнь российского общества начала ХХ века, наиболее значительные достижения культуры этого периода, ведущие направления литературы и живописи.

Задачи урока:

- доказать, что период к.19- н.20 в.в. был действительно «серебряным веком русской культуры»

- познакомиться с новыми направлениями в искусстве и литературе

- охарактеризовать духовное состояние общества и социокультурный феномен «серебряного века

План урока:

1. Просвещение

2. Наука

3. Литература

4. Живопись

5. Скульптура, Архитектура.

6. Музыка. Кино.

Ход урока.

I. Организационный момент.

В начале урока учитель объявляет тему, ставит цели и задачи (слайды 1-3). Перед учащимися ставится вопрос: «Докажите, что был серебряным веком русской культуры?

II. Объяснение нового материала.

Заранее подготовленные учащиеся сообщают о развитии просвещения в России (слайд 4).

III. Наука.

Учитель выясняет вместе с ребятами, какие научные открытия были сделаны в этот период. Работа сопровождается показом слайдов и выступлением заранее подготовленных учащихся (слайды 5-9). Заполняется таблица, которую необходимо завершить дома. Следует добавить материал об обучении в гимназии, образовании девочек и жизни русского студенчества. Модернизация страны требовала грамотных специалистов. Расходы на образование выросли в 5 раз. В школах обучалось около 6 млн. человек. Выросло число гимназий и реальных училищ. Появились коммерческие училища и др. профессиональные заведения. Новые технические ВУЗы появились в Петербурге, Новочеркасске, Томске. В Саратове открылся университет. В столицах открылись пединституты.60% всех студентов не являлись дворянами. В н.20 в. в России быстрыми темпами развивалась наука. Физик П.Лебедев разработал единую волновую теорию. Н.Жуковский и С.Чаплыгин создали в стране самолетостроение. К.Э.Циолковский в 1903 г. обосновал возможность космических полетов и определил пути достижения этой цели. В.Вернадский разработал учение о ноосфере. И.П.Павлов разработал учение о высшей нервной деятельности и об условных рефлексах, за что получил Нобелевскую премию. Другой Нобелевский лауреат - И.Мечников, заложил основы иммунологии. В исторической науке работали такие светила как В.Ключевский, С.Платонов, Р.Виппер, Е.Тарле. Философия развивалась усилиями Н.Бердяева, С.Булгакова, В.Соловьева, П.Флоренского. В стране действовало около двадцати научно-технических обществ, которые являясь центрами научных работ, широко пропагандировали их среди населения.

1

IV. Литература.

Образ «серебряного века» наиболее отчетливо проявился в литературе. Критический реализм сохранил яс в творчестве Л.Н.Толстого, а его письма к царю вызвали широкий отклик в обществе. А.Чехов в своем творчестве отразил изменения в структуре общества. И.Бунин исследовал жизнь крестьянства, а А.Куприн армейские будни. А.Горький впервые описал жизнь пролетариата. В русскую поэзию пришли - С. Есенин, Н.Клюев и др. (слад 10-11). Яркими представителями русского авангарда были футуристы. Основное внимание они уделяли не содержанию, а форме поэтической конструкции. Они использовали вульгарную лексику, язык плаката и афиши. Сборники футуристов носили характерные названия - «Дохлая луна», «Пощечина общественному вкусу» и др. Наиболее яркие представители направления - В.Маяковский, В. Хлебников и др., объединились в группу «Гилея» (слайд12). Следует привести отрывки из литературных произведений, чтобы ярче понять дух эпохи, время появления пролеткульта (прил.1). На уроке будет интересным провести мини-театрализованное представление, с использованием произведения Булгакова «Собачье сердце» (прил.2) и диалог «о пленарном заседании» из произведения М. Зощенко «Обезьяний язык» (прил.2).

V. Живопись. Скульптура. Архитектура. Музыка. Кино.

Следует обсудить ведущие направления в искусстве. Дать определение понятиям с записью их в тетрадь: импрессионизм, авангардизм, символизм, реализм, модернизм, акмеизм, футуризм, эклектика. В скульптуре успешно развивался импрессионизм. П.Трубецкой создал бюсты С.Витте, Л.Толстого и памятник Александру III. А.Голубкина пыталась создавать скульптуры в виде обобщенного образа. С.Коненков отразил новые веяния в реализме («Камнебоец», «Нищая братия»). В то же время он сохранил черты индивидуальности, что хорошо видно в бюсте А.П.Чехова (слайд 13). В архитектуре популярностью пользовался модерн и его разновидность - неорусский стиль. Ф.Шехтель построил здание Ярославского вокзала, особняк С.Рябушинского. Затем он переходит к «рационалистическому модерну» (Банк Рябушинского). В.Валькотт, используя эклектику, построил в Москве здание гостиницы «Метрополь». Многие здания в столицах возводились в стиле неоклассицизма (слайд 14). В н.20 в. в музыке появились композиторы новаторы - А.Скрябин, И.Стравинский, С.Рахманинов, которые стремились выйти за рамки традиционной классической музыки Вокальная школа дала миру таких выдающихся певцов как Ф.Шаляпин, А.Нежданова, Л.Собинов, И.Ершова (слайд 15). В начале века на русской сцене появились выдающиеся режиссеры - К.Станиславский, В.Мейерхольд, Е.Вахтангов (слайд 16). В балетном искусстве взошла звезда М.Петипа. Другим выдающимся постановщиком был А.Горский. Для своих спектаклей они использовали декорации К.Коровина, А.Бенуа Н.Рериха и др. В 1908-9 г.г. С.Дягилев организовал в Париже «Русские сезоны». В России в н. века появился кинематограф (слайд 17). В 1908 г. вышла 1-я русская картина - «Степан Разин» в 1911- «Оборона Севастополя». Режиссер Протазанов, актриса В.Холодная, кинопредприниматель В.Ханжонков стали видными фигурами русской культуры.

VI. Закрепление материала.

Учащиеся приводят аргументы и доказывают, что начало 20 века действительно являлось «серебряным веко» русской культуры. Проблемное задание. Серебряный век русской культуры отмечен невиданным многообразием стилей направлений, методов. В научной литературе 30-80-х гг. это обстоятельство было принято ставить культуре начала ХХ в. в упрек. Как вы думаете, почему? Согласны ли вы с этой оценкой?

Затем выполняется проверочный тест (слайд18-19).

Домашнее задание: пар. 8, закончить таблицу, синквейны (прил.3) (слайд 20).

2

Приложение № 1 (к уроку: «серебряный век русской культуры»)

А.А. Ахматова «Вечером»

Звенела музыка в саду

Таким невыразимым горем.

Свежо и остро пахли морем

На блюде устрицы во льду.

Он мне сказал: «Я верный друг!» -

И моего коснулся платья.

Как не похожи на объятья

Прикосновенья этих рук!

Так гладят кошек или птиц,

Так на наездниц смотрят стройных…

Лишь смех в глазах его спокойных

Под легким золотом ресниц

А скорбных скрипок голоса

Поют за стелющимся дымом:

«Благослови же небеса –

Ты первый раз одна с любимым».

А.А. Блок «И очи синие...»

И очи синие бездонные

Цветут на дальнем берегу

Шлейф, забрызганный звездами,

Синий, синий, синий взор.

И. Северянин «Промельк»

Голубые голуби на просторной палубе,

А дождинки капали, - голуби их попили.

На просторной палубе голубые голуби

Все дождинки попили, а дождинки капали.

И. Северянин …

Сонным вечером жасминовым,

Под лимонный плеск луны

Повстречалась ты мне, грешница,

С белой лилией в руке.

Ландыши воздушные, реющие ландыши

Вечером зимеющим льдяно зацвели…

Хлебников

Бобэоби пели губы,

Вээоми пелись взоры,

Пиээо пелись брови;

Лиээй пелся облик,

Гзи-гзи –гзэо пелась цепь.

Такм на холсте каких-то соответствий

Вне притяжений жило Лицо.

Маяковский «Загадка»

У Лица

Лица У

Догов годов

Резче через

Железных коней.

Приложение № 2 (к уроку: «серебряный век русской культуры»)

М.А. Булгаков отрывок из произведения «Собачье сердце»

Голос: Глухой, смягченный потолками и коврами, хорал донесся откуда-то сбоку.

Филипп Филиппович (профессор Преображенский): Зинушка, что это такое означает?

Зина: Опять общее собрание сделали, Филипп Филиппович.

Ф.Ф.(горестно восклицая): «Опять! Ну, теперь стало быть пошло…Вначале каждый вечер пение, затем в квартирах замерзнут трубы, потом лопнет котел в паровом отоплении и т.д…Если я, вместо того, чтобы оперировать, каждый день начну у себя в квартире петь хором, у меня настанет разруха!..разруха сидит не в клозетах, а в головах!...когда он вылупит из себя мировую революцию, Энгельса и Н. Романова, угнетенных малайцев и тому подобные галлюцинации, а займется чисткой сараев, прямым своим делом – разруха исчезнет сама собой. … В Большом пусть поют, а я буду оперировать. Вот и хорошо – и никаких разрух!...»

М. Зощенко отрывок из произведения «Обезьяний язык»

Первый: «Трудный этот русский язык, дорогие граждане! Беда, какой трудный. Главная причина в том, что иностранных слов в нем до черта…Я вот на днях слышал разговор.

Второй: А что, товарищ, это заседание пленарное будет, али как?

Первый (небрежно отвечает): Пленарное

Второй (удивляясь): Ишь ты, то-то я и гляжу, что такое? Как будто оно и пленарное.

Первый (строго отвечает): Да уж будьте покойны. Сегодня пленарное и кворум такой подобрался – только держись.

Второй: Да ну? Неужели и кворум подобрался?

Первый: Ей – богу!

Второй: И что же он, кворум – то этот?

Первый (несколько растерявшись): Да ничего, подобрался, и все тут.

Второй (с огорчением): Скажи на милость. С чего бы это он?

Приложение № 3 (к уроку: «серебряный век русской культуры»)

Синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк, в котором человек высказывает свое отношение чему-либо.

Алгоритм написания синквейна:

Первая строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна.

Вторая строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие.

Третья строка – три глагола, показывающие действие понятия.

Четвертая строка – короткое предложение, в котором автор высказывает свое отношение.

Пятая строка - одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, связанные с данным понятием.

Модернизм

Современный, свободный

Синтезирует, пытается понять

Отвечает на «вечные русские вопросы»

Искусство

Импрессионизм

Мимолетный, изменчивый

Развивает, впечатляет

Живописная система

Настроение

Символизм

Четкий, яркий

Предчувствует, страшится, тоскует

Сакральное действо

«Жизнетворчество»

infourok.ru

Урок-лекция по истории "Серебряный век русской культуры" - К уроку - История и обществознание

Цель урока: сформировать представление о сущности социо­культурного феномена Серебряного века; на конкретных приме­рах показать достижения русской науки и философии; раскрыть социальную суть и художественную ценность новых направле­ний в искусстве,

Основные понятия: ренессанс; декаданс; импрессионизм; мо­дерн; символизм; акмеизм; футуризм.

Тип урока: лекция.

Оборудование урока: компьютер, мультимедийная установка.

План изучения нового материала.

Духовное состояние русского общества: утрата старых и поиск новых жизненных ориентиров. Серебряный век русской культуры – социокультурный феномен. Понятие «социокультурный» феномен рассматривает культуру как широ­кий комплекс социальных явлений. Это не только искусство, наука, но и весь комплекс материальной культуры, социальных политических отношений. Для создания проблемной ситуа­ции учитель предлагает учащимся объяснить, почему период развития русской культуры в начале XX в. назван Серебряным веком.

Достижения науки.  В.И.Вернадский – экология, биология. Нобелевский лауреат И.И.Мечников. Н.Е. Жуковский- самолетостроение. К.Э.Циолковский – космонавтика. Вопрос о достижениях русской науки начала XX в. уча­щиеся изучают самостоятельно. Целесообразно заполнение таблицы с использованием учебника и других источников.

Ученый

Предметная область

Научные открытия

 

 

 

Русская философия в поисках общественного идеала. Марксизм – идеология начала XX века. Идеализм, русская идея - Н.А.Бердяев, С.Н.Булгаков, П.Б.Струве. Возможно  использование

Электронных  учебников  А.А.Данилова «История России XX век» или Кирилл и Мефодий «История Отечества в XIX- XX веках».

Лите­ратура: новые поэтические течения.    

Презентация «Серебряный век русской культуры»

Начиная изложение материала о достижениях русской художественной    культуры, необходимо сформулировать  проблему: определить общие   тенденции, характерные для всех направлений художественной культуры начала XX в., и их принципиальное отличие от художественных традиций XIX века.

  • Критический реализм – критическое отношение к изображаемой реальности; введено в литературный обиход М.Горьким. Л.Н.Толстой, А.П.Чехов, В.Г.Короленко, Д.Н.Мамин-Сибиряк. На смену им идут И.А.Бунин, А.И.Куприн, М.А.Горький.
  • Символизм (декаданс) - Земная жизнь лишь "сон", " тень" Реальности противопоставлен мир мечты и творчества - мир, где личность обретает полную свободу.К.Бальмонт, А.Блок, В.Брюсов.
  • Акмеизм («акме» - высшая сила чего-либо).  Н.Гумилев, А.Ахматова, О.Мандельштам
  • Футуризм («футурум» - будущее).  В.Маяковский, И.Северянин, В.Хлебников.
  • Имажинизм явился реакцией, как против музыкальности поэзии символизма, так и против вещественности акмеизма и словотворчества футуризма. Он отверг всякое содержание и идеологию в поэзии, поставив во главу угла образ. Он гордился тем, что у него "нет философии" и "логики мыслей".  С.Есенин.

Архитектура.  Модерн, неорусский стиль, неоклассицизм. Музыка, балет, театр, кинематограф. Уча­щиеся самостоятельно готовят презентации по данной теме. Возможно также использование электронных  учебников  А.А.Данилова «История России XX век» или Кирилл и Мефодий «История Отечества в XIX- XX веках».

Задание на дом. Параграф в учебнике. Презентации по заданным темам.  Таблица: «Основные стилевые направления в литературе и живописи серебряного века русской культуры».  Таблица «Достижения науки в начале XX».  Подготовиться к повторительно-обобщающему    уроку.


Полный текст материала Урок-лекция по истории "Серебряный век русской культуры" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Есть мнение?
Оставьте комментарий

Оставить комментарий

pedsovet.su

Trojden | Серебряный век российской культуры: Ляшенко Л. М.

В чём выражались особенности развития российской культуры в начале XX в.?

• ноосфера

• Нобелевская премия

• модернизм

• символизм

• акмеизм

• футуризм

• Серебряный век

• В. И. Вернадский

• К. Э. Циолковский

• П. Н. Милюков

• И. А. Бунин

• М. Горький

• В. А. Серов

• М. А. Врубель

• А. А. Ахматова

• О. Э. Мандельштам

• В. В. Маяковский

• К. С. Станиславский

• В. И. Немирович-Данченко

• Ф. И. Шаляпин

• А. П. Павлова

• В. Ф. Нижинский

• С. В. Рахманинов

• А. Н. Скрябин

1. Просвещение. Процесс модернизации включал в себя не только индустриализацию и урбанизацию, социально-экономические и агротехнические преобразования в сельском хозяйстве, реформы в политическом строе, но и серьёзные перемены в культурном облике страны. Эти перемены в первую очередь проявлялись в распространении просвещения.

Увеличивалось число грамотных людей. Если в 1897 г. из каждых 100 человек грамотным был 21, то к 1917 г. таковых насчитывалось уже 30. Грамотность среди взрослого населения особенно быстро росла в возрастной группе от 20 до 30 лет. В 1914 г. в городах более 46% детей в возрасте от 8 до 11 лет обучалось в школе, в сельской местности — свыше 28%. Всё больше становилось людей, оканчивавших среднюю школу и высшие учебные заведения. В стране шла подготовка к введению всеобщего начального образования. Менялся и сословный состав учащихся: в 1913 г. в мужских гимназиях детей мещан и крестьян было уже примерно в 1,5 раза больше, чем дворянских детей, а в женских гимназиях — почти в 3 раза.

Начальное образование крестьянские дети получали разными путями. Имелись государственные сельские одноклассные (три-четыре года обучения) и двухклассные (четыре—шесть лет обучения) школы. Широкое распространение получили церковноприходские школы и земские сельские училища. Учителями в церковноприходских школах были преимущественно священники. В первом классе преподавались русский язык, арифметика и Закон Божий, во втором к ним добавлялись история, география, естествоведение и черчение. Более основательным было начальное образование в городских училищах. После реорганизации этих училищ в 1912 г. в их учебные планы стали включаться даже алгебра, геометрия и физика.

Общее среднее образование давали мужские и женские гимназии, прогимназии, реальные и коммерческие училища. В классических гимназиях особое внимание уделялось изучению древних (церковнославянского, латинского и древнегреческого) и современных (немецкого и французского) языков. Прогимназии имели сокращённый по сравнению с гимназиями курс обучения и более облегчённую учебную программу. Реальные училища готовили к получению высшего технического образования. Существовали также ремесленные училища, низшие и средние технические училища.

Накануне Первой мировой войны в России имелось 63 государственных высших учебных заведения, в том числе 10 университетов, и 54 частных. Доля обучавшихся в них детей дворян и чиновников снизилась с 1900 по 1914 г. с 52 до 36%. Таким образом, довольно быстро происходил процесс демократизации среднего и высшего образования.

Возникали и новые формы просвещения: школы и курсы дополнительного образования для взрослых. Они ставили своей задачей преодоление неграмотности, а также повышение уровня образования тех, кто окончил только начальную школу. Создавались добровольные общества по народному школьному и внешкольному образованию, в том числе рабочие просветительские общества. Многие рабочие занимались в воскресных и вечерних школах, на образовательных курсах. Уровень грамотности среди рабочих (64%) более чем в 2 раза превышал уровень грамотности среди крестьян.

В 1914/15 учебном году в России насчитывалось свыше 77 тыс. общеобразовательных школ с 5,7 млн учащихся. И всё же по уровню грамотности Россия заметно отставала от стран Западной Европы. Женская часть населения получала образование по преимуществу в негосударственных учебных заведениях или же в рамках семейного воспитания.

В столицах, губернских и даже в отдельных уездных городах открывались народные университеты. Наиболее известным был народный университет им. А. Л. Шанявского в Москве, названный в честь общественного деятеля, на средства которого он строился. В этом университете практиковалось вечернее обучение для всех желающих получить среднее или высшее образование.

1. Охарактеризуйте систему начального, среднего и высшего образования в Российской империи.

2. Какие новшества вошли в систему народного просвещения на рубеже столетий?

2. Развитие научной мысли. Новые открытия и достижения науки на рубеже XIX—XX вв. оказывали всё большее влияние на развитие общества, меняли научную картину мира. Среди крупных учёных, которые определяли магистральные пути развития научной мысли, пытались разобраться в изменениях, вносимых ею в общество и природу, особо выделяется В. И. Вернадский.

Учёный энциклопедического кругозора, Вернадский был не только блестящим естествоиспытателем, но и одним из основоположников такой отрасли научного знания, как история науки и техники. Ему был присущ новаторский подход к изучению Земли как планеты. Этот подход отличали, во-первых, стремление рассматривать науки о Земле (геологию, минералогию, биологию и др.) в их взаимосвязи, а во-вторых, учение о биосфере и планетарной роли живого вещества.

В науках о Земле Вернадский разрабатывал новые направления — радиогеологию, геохимию, биогеохимию. Рост научных знаний и технический прогресс учёный рассматривал как планетарное явление. С его точки зрения, духовное творчество человека — это особый этап в развитии биосферы, превращающейся в ноосферу (сферу разума).

Выдающимся учёным, нацеленным на прорыв в будущее, был один из основоположников теории космонавтики — К. Э. Циолковский.

Циолковский — яркий пример развития научной мысли вне академических и университетских стен. Будучи учителем гимназии в Калуге, он в самом начале XX века, ставшего веком космонавтики, опубликовал труд «Исследование мировых пространств реактивными приборами». В нём были приведены математические и технические доказательства возможности космических полётов человека на Луну и околосолнечные планеты. Циолковскому принадлежат как инженерные идеи по конструированию ракет с двигателем на жидком топливе, так и идеи-прогнозы о создании космических станций и заселении людьми планет Солнечной системы.

В. И. Вернадский. Фотография

К. Э. Циолковский. Фотография

Российские учёные достигли больших, уже в то время получивших мировое признание успехов в развитии естественных наук — физики, химии, биологии.

Глава первой русской научной школы физиков П. Н. Лебедев измерил давление света на газы и твёрдые тел

trojden.com

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о