Святой олег вещий – Олег Вещий — Википедия

Содержание

Вещий Олег. Мифы и реальность

Сегодня, 3 февраля, отмечается День памяти великого князя Олега. Человека, чьи подвиги пережили его более чем на тысячелетия, а благодаря Пушкину – «И примешь ты смерть от коня своего», продлившему свое «долголетие» еще на несколько веков…

Какой была жизнь великого князя? Все ли то, о чем говорят является правдой? Вещий ли он на самом деле?

Рождение

Существует по крайней мере два источника, на которые опираются историки. Традиционная – «Повесть временных лет», а также более ранняя – Новгородская Первая летопись. Сторонники обоих источников не очень щадят друг друга. Первые говорят, что Новгородская летопись изобилует множеством хронологических ошибок, вторые обвиняют первых в плагиате, мол, переписывать историю по готовым текстам всегда проще.

ПВЛ сообщает нам лишь о том, что Олег был родичем Рюрика (иначе бы он как минимум не стал бы князем). Новгородцы подчеркивают, что Олег был регентом при малолетнем сыне Рюрика Игоре, так что после смерти Рюрика власть сама упала ему в руки.

Однозначно известно только одно: поскольку Олег жил в новгородской земле, скорее всего он там и родился. Если, конечно, не последовал за Рюриком из «варягов». Такой версии тоже нельзя исключать. Сегодня на то, чтобы признать Олега «своим», помимо славян претендуют датчане с норвежцами.

Киевский престол

По обоим источникам Олег начал княжить в Новгороде в 879 году. Но очень скоро ему стало тесно на этом престоле. Уже спустя три года он отправляет часть своих дружин в Смоленск и Любеч, где воинствующие «северяне» легко сломили сопротивление местных жителей. И только после того Олег решил атаковать Киев, где княжили варяги Аскольд и Дир.

И здесь нет единого мнения о том, как будущий великий князь захватил мать городов русских. Одни настаивают на том, что Аскольд и Дир не захотели кровавой бойни и сдали Киев без боя. Другие – уверены, что город был захвачен обманом, мол, Олег часто прибегал к подобным трюкам и в дальнейшем. Но как бы там ни было оба варяга были схвачены и по приказу Олега убиты.

Никоновская летопись сообщает о том, что Олег пригласил Аскольда и Дира в качестве послов на переговоры на свою ладью, обвинил их в том, что они не являются княжеского роду, после чего оба посла были убиты. А город сдался без боя.

А править Киевом по замыслу Олега должен был представитель княжеского рода – Игорь. Кстати, самому Олегу в Киеве очень понравилось, и возвращаться в Новгород он не собирался. Более того «навесил» на Новгород дань – новгородцы должны были платить 300 гривен варягам.

Воссоединение земель

В чем едины представители нескольких ветвей истории – в том, что последующие четверть века Олег занялся «собиранием» земель. Обычная его практика была следующей: он посылал в очередной «стольный град» того или иного племени свою дружину с предложением присоединиться к Киевскому княжеству. В случае отказа ослушников ждала смерть.

Разобщенные племена не могли сопротивляться такому напору, чаще всего они признавали главенство киевского князя, откупаясь от него щедрыми дарами. Но были и «отказники». Вот только расправлялись с ними жестоко, и ни одного имени безумно храбрых история не сохранила.

Примечательно, что тактику великого князя Олега по объединению земель во второй половине XIX в. с успехом применили «собиратели прусских земель» Бисмарк и Мольтке. О Бисмарке, полагаю, слышали многие, а вот Хельмут Карл Бернхард фон Мольтке являлся одновременно германским генерал-фельдмаршалом и русским генерал-фельдмаршалом. Фигура очень интересная.

Мольтке и Бисмарк объединили несколько десятков германских княжеств путем «выкручивания рук». Слышали ли они о вещем Олеге? Полагаю, что несомненно.

Смерть Олега

В обоих источниках – ПВЛ и НПЛ – есть упоминание о том, что Олег погиб от укуса ядовитой змеи. Выползла ли она при этом из черепа любимого коня – доподлинно неизвестно. Лично я сомневаюсь в такой интерпретации. Олегу были чужды какие-либо сантименты, со своими врагами он расправлялся безжалостно. И вряд ли бы «лил слезы» над останками коня.

А вот по дате есть расхождения. ПВЛ утверждает, что это случилось в 912 году, НПЛ «возвращает» Олега на княжение в Новгород и называет другую дату – 922 год.

Кроме того, место захоронения великого князя фактически не установлено. Киевляне полагают, что он похоронен в Киеве, новгородцы уверены, что именно в Новгороде. А вот скандинавы утверждают, что нашли указание о том, что Олег похоронен «за морями».

Но не суть важно: есть ли жизнь на Марсе, нет ли жизни на Марсе – главное Олегу удалось собрать русские земли под своим началом. И это главные итог его жизни.

Юрий Москаленко

nivenskoe.com

почему олега называли вещим или святым

Вещий Олег (т. е. знающий будущее) (умер в 912 г.) , - великий древнерусский князь, что пришёл к власти сразу после легендарного Рюрика - первого правителя Руси. Именно Вещему Олегу принадлежит заслуга образования Древнерусского государства – Киевская Русь, с центром в Киеве.

Прозвище Олега - "вещий" - относилось исключительно к его склонности к волхвованию. Другими словами, князь Олег как верховный правитель и предводитель дружины одновременно выполнял еще и функции жреца, волхва, кудесника, чародея. По преданиям, Вещий Олег умер от укуса змеи; этот факт лег в основу ряда песен, легенд и преданий.

В древнерусских летописях говориться, что, умирая, первый правитель Руси Рюрик передал власть родственнику своему Олегу, так как сын Рюрика, Игорь, бал мал годами. Сей опекун Игорев скоро прославился своей отважностью, победами, благоразумием и любовью подданных. Он успешно правил 33 года. За это время он покняжил в Новгороде, занял Любеч и Смоленск, сделал Киев столицей своего государства, покорил и обложил данью ряд восточнославянских племен, совершил удачный поход на Византию и заключил с ней выгодные торговые договоры.

Подвиги Вещего Олега начались с того, что в 882 г. он совершил поход в землю кривичей и захватил их центр Смоленск. Затем, спустившись вниз по Днепру, взял Любеч, обманув и убив правивших в Киеве варяжских князей Аскольда и Дира. Олег захватил город, где и утвердился, став новгородским и киевским князем. Это событие, относимое летописью к 882 году, традиционно считается датой образования Древнерусского государства – Киевской Руси, с центром в Киеве.

В 907г. киевский князь Олег привел (морем и берегом) к столице Византии многочисленное войско, в состав которого, кроме киевской дружины, вошли отряды воинов из зависимых от Киева славянских союзов племенных княжеств и наемники - варяги. В результате похода были опустошены окрестности Константинополя и в 911 г. заключен выгодный для Руси мирный договор. Согласно договору, русские, приезжающие в Византию с торговыми целями, имели привилегированное положение.

В знаменитом договоре Олега с греками 912 года, заключенном после блистательной осады Царьграда и капитуляции византийцев, нет ни слова о князе Игоре (877-945) - номинальном властителе Киевской Руси, опекуном которого был Олег. То, что Олег Вещий - первый подлинный строитель Русской державы, прекрасно осознавали во все времена. Он расширил ее пределы, утвердил власть новой династии в Киеве, отстоял легитимность Рюрикова престолонаследника, нанес первый смертельный удар по всевластию Хазарского каганата. До появления на берегах Днепра Олега и его дружины "неразумные хазары" безнаказанно собирали дань с соседних славянских племен. Несколько веков сосали они русскую кровь, а под конец попытались даже навязать и совершенно чуждую русскому народу идеологию-исповедуемый хазарами иудаизм.

Один из самых больших пробелов "Повести временных лет" падает на годы княжения Олега. Из 33 лет его княжения поздние редакторы полностью вычеркнули из летописей записи, касающиеся 21 (!) года. Как будто в эти годы ничего не происходило. Происходило - да еще как! Только вот Олеговым престолонаследникам что-то не понравилось в его деяниях или родословной. С 885 года (покорение радимичей и начало похода против хазар, о чем первоначального текста не сохранилось) и по 907 год (первый поход на Царьград) в летописи зафиксированы всего лишь три события, относящиеся собственно к истории Руси.

otvet.mail.ru

Почему Олега Вещим прозвали? Князь Олег Вещий: биография

История – интереснейшая наука, которая хранит сведения о жизни человечества, легендарных событиях и личностях, оказавших влияние на ход исторических событий на Земле. Особенно эти знания важны сейчас, когда происходят события негативного порядка в таких странах, как бывшая Югославия или сегодняшняя Украина. А ведь еще Вещим Олегом Киев был назначен «матерью городов русских»! Сегодня не все знают, почему Олега Вещим прозвали. Может быть, он был предсказателем?

«Повесть временных лет»

Личность Олега появилась в летописях историков, когда описывались события, связанные со смертью новгородского князя Рюрика. Умирая, Рюрик передал ему под опеку своего малолетнего сына Игоря. В 879 году и Новгород, и сын Игорь стали заботой Олега, которого историки считают родственником жены Рюрика. Современные исследователи настаивают на том, что Олег был всего лишь талантливым воином, ставшим воеводой и приближенным человеком новгородского князя. Кем бы ни был Олег – он стал регентом при Игоре, князем Новгорода и Киева, личностью, стоявшей у власти в период создания единой Руси. Летописец Нестор в своей «Повести…» описывает деятельность князя и указывает на то, почему Олег Вещий.

Поход на Киев

Став регентом и князем новгородским, Олег через три года задумал расширять территорию княжества и отправился в поход на Смоленск. Собрав огромное войско, в 882 году он идет в южном направлении и захватывает этот город. За Смоленском последовал Любеч. В этих городах он поставил своих наместников с достаточным количеством воинов и двинулся дальше по Днепру. На его пути стоял Киев. В это время правление киевским княжеством осуществляли Аскольд и Дир. Князь Олег обладал достоинством опытного военного стратега и хитрого умного человека. Оказавшись у Киевских гор, он спрятал свою дружину и показался только с Игорем на руках. Убедив Аскольда и Дира в том, что это визит вежливости по пути в Греки, выманил их из города. Воины расправились с правителями, а Киевом овладел князь Олег.

Почему – Вещий? Этим именем стали его называть только после византийского похода, в 907 году. А пока он стал князем Киевским и объявил этот город «матерью городов русских». С тех пор Олег проводил политику объединения славян, расширял границы земель, освобождал от дани, которая платилась племенам кочевников.

Поход в Византию

Если обратиться к толковому словарю, то можно убедиться в том, что имя Вещий означает не только «предсказатель», но и «рассудительный человек». Таким и был князь Олег. Именно в походе на Византию в 907 году Вещий Олег и проявил свою смекалку. Задумав поход, он собрал огромное войско, не только на конях, а и на кораблях. Это были всякие народы: и варяги, и чуди, и кривичи, и словены, и многие другие, которых греки именовали «Великой Скифью». Князь Игорь оставался править Киевом, а Олег отправился в поход. Именно после похода становится понятно, почему Олега «Вещим» прозвали. Желание расширения границ русских, установления торговых отношений с другими странами толкало Олега в поход на Византию, куда он и отправился в 907 году.

Боевые действия

Придя к Царьграду (Константинополю) с войском и кораблями, которых было две тысячи, Олег высадился на берег. Это пришлось сделать, потому что город со стороны моря был защищен цепями, которыми запирался залив Золотой Рог, и корабли их преодолеть не могли. Сойдя на берег, князь Олег принялся воевать вокруг Царьграда: убил много людей, поджигал дома и церкви, сделал много злого. Но город не сдавался. И тогда Олег придумал хитрость: приказал поставить свои корабли на колеса. Когда подул попутный ветер – были раскрыты паруса и корабли пошли по направлению к Царьграду. Поняли греки, что пора посылать послов и договариваться о дани. Обещали они Олегу отдать все, что он пожелает. Поднесли ему разных яств и вина, которые князь не принял, опасаясь, что все это отравлено – и не ошибся. Этот факт также указывает на то, почему Олега «Вещим» прозвали: предусмотрительность спасла ему жизнь.

Меч на вратах Царьграда

И обложил Вещий Олег греков данью. Приказал заплатить по 12 гривен на каждого воина в кораблях: а их было по сорока человек. А кораблей – две тысячи. Приказал дать дани и для городов: для Киева, Чернигова, Любеча, Ростова, Полоцка, Переяславля и еще для других мест, над которыми властвовал Олег. Греки были согласны на все условия ради сохранения мира на своей земле. Чтобы утвердить мир, они дали друг другу клятву: греческие цари целовали крест и обещали платить дань. А князь Олег и его мужи клялись своим оружием и богами: русичи были язычниками. Они обещали, что не будут воевать, и заключили мир. В знак победы над греками Олег повесил свой щит на воротах города и только после этого отправился обратно. Возвращался Олег в Киев с огромными богатствами, и прозвали его после этого – «Вещим». Так впервые был подписан мирный договор между двумя странами — Русью и Византией, завязались отношения: они позволяли вести беспошлинную торговлю. Но однажды совершил роковую ошибку и Олег Вещий: события его смерти говорят об этом.

Предсказание волхвов

Обратился Олег Вещий к волхвам с вопросом о своей смерти: отчего предстоит ему умереть? Те предсказывали гибель от его любимого коня. И тогда приказал Вещий Олег поставить коня, кормить, но никогда не приводить к нему. Поклялся никогда не садиться на него. Так продолжалось несколько лет. Олег ходил в походы, княжил в Киеве, заключая мир со многими странами. С тех пор прошло четыре лета, наступило пятое, 912 года. Князь воротился из похода от Царьграда и вспомнил о своем любимом коне. Позвав конюха, он учинил допрос о состоянии его здоровья. На что получил ответ: конь умер. И тому – три года. Олег сделал вывод, что обманывают волхвы в своих предсказаниях: конь уже умер, а князь – жив! Почему Олег Вещий не поверил им и решил увидеть останки коня? Это никому не известно. Захотел Олег увидеть кости его и отправился на то место, где лежат они. Увидев череп коня, он наступил на него со словами: "От сего ли черепа смерть мне принять?"

Из черепа появилась змея и ужалила Вещего Олега в ногу. После этого он заболел и вскоре умер. Сбылось предсказание о том, как умрет князь Олег Вещий, биография которого описана в летописях Нестора, где и приведена эта легенда.

Годы княжества

Великий князь Киевский и Новгородский Вещий Олег получил известность в 879 году и умер в 912. Годы его княжения не остались незамеченными: в этот период произошло объединение славянских племен, был организован единый центр – Киев. Значительно расширились границы Руси, установились добрососедские отношения с Византией. Почему Олега «Вещим» прозвали? За его ум, прозорливость, за умение выбирать правильную стратегию и грамотно вести внешнюю политику.

fb.ru

Олег Вещий — Циклопедия

Олег

Олъг

 

Князь Новгородской Руси

1-й Князь Киевской Руси

Предшественник

Правитель Киева

Дата смерти912 (922) г.

Олег Вещий — один из известнейших князей Руси, первый из правителей Новгородской Руси. Стал править в Ладоге и будущем Новгороде Великом после смерти Рюрика в Кореле (Карелии) в 879 году. В 882 году объединил её с Полянским Княжеством, которое базировалось в Киеве, названном им «матерью городов русских».

Олег и Игорь при захвате Киева.

[править] Юность и служба

Прибыл с Рюриком в Ладогу и Приильменье между 858 и 862 гг. После смерти Рюрика в 879 году Олег стал единоличным князем Новгородской Руси.

[править] Правление

В 882 году Вещий Олег ходил в походы на Смоленск и Любеч, которые вскоре присоединил к княжеству. Далее он спустился по Днепру и вошёл в киевский порт. Представившись купцом, он позвал к себе князей Киева Аскольда и Дира, последних Рюриковичей, и сказал им:

«Вы неста кнѧзѧ ни роду кнѧжѧ, но азъ єсмь роду кнѧжѧ.» («Вы не князья и не княжего роду, а я - княжего роду.»)

— Олег Вещий

После чего вместе со своей дружиной убил их и захватил Киев. Расширенная Новгородская Русь стала именоваться Киевской Русью. Тогда же Олег произнёс знаменитую фразу:

«... се буди мт҃и градомъ рускими.» («... да будет это (Киев) мать городам русским.»)

— Олег Вещий

882-907 гг. были посвящены расширению княжества. В 883 году были покорены древляне, в 884 — северяне, в 885 — радимичи, а также уличи и тиверцы. Последние два племени были вассалами хазар. Олег значительно понизил налоги, чтобы племена процветали. Подчинение уличей и тиверцев завершило объединение восточных славян.

В 898 году под Киевом проходили угры в ходе миграции на запад. По данным венгерской хроники, князь Альмош разгромил Олега, осадив его в Киеве, и ушёл, лишь когда ему дали 10 тыс. марок серебром.

В 907 году Олег выступил в поход на Константинополь. Его армия состояла из 2 000 ладей по 40 воинов в каждой, то есть на его стороне воевало 80 000 ратников. Император Византии Лев VI Философ приказал закрыть ворота города и загородить цепями гавань, предоставив таким образом войскам Олега возможность грабить и разорять пригороды Константинополя. Несмотря на это, Олег начал штурмовать крепость.

Страница из летописи. Завоевание Киева.

И повелел Олег своим воинам сделать колёса и поставить на колёса корабли. И когда подул попутный ветер, подняли они в поле паруса и пошли к городу.

Испуганные византийцы предложили Олегу мир и дань. Согласно договору, Олег получил по 12 гривен за каждую уключину, и Византия обещала платить дань русским городам. В знак победы Олег прибил свой щит к вратам Константинополя. Главным результатом похода стал торговый договор о беспошлинной торговле Киевской Руси с Византийской империей.

В 911 году князь Олег отправил в Константинополь посольство, чтобы заключить обновлённый договор, правда, не включив в него беспошлинную торговлю.

[править] Встреча с мудрецом

В 909 году волхв предсказал Олегу смерть от собственного коня. Тогда Олег отказался от коня и взял себе нового. В 912 году ему сообщили, что конь мёртв. Олег приехал к его костям, взглянул на череп и сказал:

От этого, что ли, коня я смерть приму?

Из черепа тотчас выползла змея и укусила князя. Тот заболел и умер. По всей Руси, и в Киеве, и в Новгороде, была справлена большая тризна. Народ оплакивал усопшего князя, как ни одного последующего.

[править] Смерть

Согласно легенде, князь Олег погиб в 912 году от укуса змеи, как предсказали ему волхвы. По другой версии он ушёл из Киева в Ладогу, затем — «за море» (в Норвегию), где умер в 922 году.

Поход Олега на Константинополь 907 г. Картина Тихоновского В. Г.

[править] Достижения Олега

В государство Олега входили варяги, чудь, меря, словене,весь, кривичи, поляне, древляне, северяне, уличи, тиверцы. Перед ним трепетала Византия.

[править] Дань

Для Новгорода в 882 году была установлена дань в 300 гривен:

И ѹста́ви варѧ́гомъ дань даꙗ́ти · Ѿ Но́ваго̀рода т҃ гривенъ на лѣто · мира дѣлѧ єже до смерти Ꙗрославлѧ даꙗшє варѧгомъ

В 883 году была установлена дань древлянам:

В лето 6391 начал Олег воевать против древлян и, покорив их, брал дань по чёрной кунице.

[править] Поэма Пушкина

Вещий Олег стал главным героем одноимённой поэмы А. С. Пушкина.

[править] Летописи

Вещий Олег упоминается в «Повести временных лет».

[править] Музыка

«Песня о Вещем Олеге» В. Высоцкого

Также князь Олег — главный герой известной композиции Владимира Высоцкого «Песня о вещем Олеге».

[править] Кино и документальные фильмы

Князь Олег. 01. Первые князья
Новгородские князьяРюрик (862—879) • Олег Вещий (879—882) 
Киевские великие князьяОлег Вещий (882—912) • Игорь Рюрикович (912—945) • Ольга (945—957) • Святослав Игоревич (957—972) • Ярополк Святославич (973—978) • Владимир Святославич (978—1015) • Святополк Окаянный (1015—1016) • Ярослав Мудрый (1016—1018) • Святополк Окаянный (1018—1019) • Ярослав Мудрый (1019—1054) • Изяслав Ярославич (1054—1068) • Всеслав Брячиславич (1068—1069) • Изяслав Ярославич (1069—1073) • Святослав Ярославич (1073—1076) • Всеволод Ярославич (1076—1077) • Изяслав Ярославич (1077—1078) • Всеволод Ярославич (1078—1093) • Святополк Изяславич (1093—1113) • Владимир Мономах (1113—1125) • Мстислав Великий (1125—1132) • Ярополк Владимирович (1132—1139) • Вячеслав Владимирович (1139) • Всеволод Ольгович (1139—1146) • Игорь Ольгович (1146) • Изяслав Мстиславич (1146—1149) • Юрий Долгорукий (1149—1150) • Изяслав Мстиславич (1150) • Юрий Долгорукий (1150—1151) • Изяслав Мстиславич (1151—1154) • Вячеслав Владимирович (1151—1154) (соправитель) • Ростислав Мстиславич (1154) • Изяслав Давыдович (1154—1155) • Юрий Долгорукий (1155—1157) • Изяслав Давыдович (1157—1159) • Ростислав Мстиславич (1161—1167) • Мстислав Изяславич (1167—1169) • Глеб Юрьевич (1169—1170) • Мстислав Изяславич (1170) • Глеб Юрьевич (1170—1171) • Владимир Мстиславич (1171) • Михалко Юрьевич (1171) • Роман Ростиславич (1171—1173) • Всеволод Большое Гнездо, Ярополк Ростиславич (соправитель) (1173) • Рюрик Ростиславич (1173) • Ярослав Изяславич (1173—1174) • Святослав Всеволодович (1174) • Роман Ростиславич (1174—1176) • Святослав Всеволодович (1176—1181) • Рюрик Ростиславич (1181) • Святослав Всеволодович (1181—1194) • Рюрик Ростиславич (1194—1201) • Ингварь Ярославич (1201—1203) • Ростислав Рюрикович (1204—1205) • Рюрик Ростиславич (1205—1206) • Всеволод Святославич Чермный (1206) • Рюрик Ростиславич (1206—1207) • Всеволод Святославич Чермный (1207) • Рюрик Ростиславич (1207—1210) • Всеволод Святославич Чермный (1210—1212) • Мстислав Романович (1212—1223) • Владимир Рюрикович (1223—1235) • Изяслав Мстиславич (или Владимирович) (1235) • Владимир Рюрикович (1235—1236) • Ярослав Всеволодович (1236—1238) • Михаил Всеволодович (1238—1239) • Ростислав Мстиславич (1239—1240) • Даниил Романович (1240—1241) • Михаил Всеволодович(1241—1243) • Ярослав Всеволодович (1243-1246) • Александр Невский (1249—1263) 
Владимирские великие князьяАндрей Боголюбский (1157—1174) • Михалко Юрьевич (1174) • Ярополк Ростиславич (1174—1175) • Всеволод Большое Гнездо (1176—1212) • Юрий Всеволодович (1212—1216) • Константин Всеволодович (1216—1218) • Юрий Всеволодович (1218—1238) • Ярослав Всеволодович (1238—1246) • Святослав Всеволодович (1246—1248) • Михаил Ярославич Хоробрит (1248—1249) • Андрей Ярославич (1249—1252) • Александр Невский (1252—1263) • Ярослав Ярославич Тверской (1263—1272) • Василий Ярославич Костромской (1272—1277) • Дмитрий Александрович Переяславский (1277—1281) • Андрей Александрович Городецкий (1281—1283) • Дмитрий Александрович Переяславский (1283—1293) • Андрей Александрович Городецкий (1293—1304) • Михаил Ярославич Тверской (1305—1317) • Юрий Данилович (1318—1322) • Дмитрий Грозные Очи (1322—1325) • Александр Михайлович Тверской (1325—1327) • Иван Калита (1328—1340), Александр Васильевич Суздальский (соправитель, 1328—1331) • Семён Гордый (1340—1353) • Иван Красный (1353—1359) • Дмитрий Константинович Суздальско-Нижегородский (1360—1362) • Дмитрий Донской (1362—1389) 
Московское княжествоДаниил Александрович (ок.1283—1303) • Юрий Даниилович (1303—1325) • Иван I Калита (1325—1340) • Семён Гордый (1340—1353) • Иван II Красный (1353—1359) • Алексий (Бяконт) (регент), Дмитрий Донской (1359—1389) • Василий I Дмитриевич (1389—1425) • Василий II Васильевич Тёмный (1425—1433) • Юрий Дмитриевич Звенигородский (1433) • Василий II Васильевич Тёмный (1433—1434) • Юрий Дмитриевич Звенигородский (1434) • Василий Юрьевич Косой (1434) • Василий II Васильевич Тёмный (1434—1445) • Дмитрий Юрьевич Шемяка (1445) • Василий II Васильевич Тёмный (1445—1446) • Дмитрий Юрьевич Шемяка (1446—1447) • Василий II Васильевич Тёмный (1447—1462), Иван III (соправитель, 1450—1462) • Иван III Васильевич Великий (1462—1505) • Василий III Иванович (1505—1533) • Елена Глинская (регентша, 1533—1538) • Иван IV Васильевич Грозный (1533—1547) 
Русские цариРюриковичи: Иван Грозный (1547—1584) • Фёдор I Иванович (1584—1598)

Годуновы: Борис Годунов (1598—1605) • Фёдор II Борисович (1605)
Смутное время: Лжедмитрий I (Ю. Б. Отрепьев) (1605—1606) • Василий Шуйский (1606—1610) • Владислав IV (1610—1612)
Династия Романовых: Михаил Фёдорович (1613—1645), Филарет (соправитель, 1619—1633) • Алексей Михайлович (Тишайший) (1645—1676) • Фёдор III Алексеевич (1676—1682) • Софья Алексеевна (правительница, регентша 1682—1689) • Иван V Алексеевич (1682—1696) (правил совместно с Петром I) • Пётр I Великий (1682—1721)
 

Российские императорыПётр I Великий (1721—1725) • Екатерина I (1725—1727) • Пётр II (1727—1730) • Анна Иоанновна (1730—1740) • Иван VI (1740—1741), Анна Леопольдовна (правительница, регентша 1740—1741) • Елизавета Петровна (1741—1761) • Пётр III (1761—1762) • Екатерина II Великая (1762—1796) • Павел I (1796—1801) • Александр I Благословенный (1801—1825) • Николай I (1825—1855) • Александр II Освободитель (1855—1881) • Александр III Миротворец (1881—1894) • Николай II (1894—1917) 
Главы Временного правительстваЛьвов Георгий Евгеньевич (2(15).3 — 8(21).7.1917) • Керенский Александр Федорович (8(21).7. — 25.10(7.11)1917) 
Советский периодПредседатель Совета народных комиссаров РСФСР: Владимир Ленин (27 октября (ст. ст.) 1917—21 января 1924)

Руководители Советского государства: Лев Каменев (27.10(9.11) — 8(21).11.1917) • Яков Свердлов (8(21).11.1917 — 6.03.1919) • Михаил Владимирский (и.о. 16.03.1919 — 30.03.1919) • Михаил Калинин (1919—1946) • Николай Шверник (1946—1953) • Климент Ворошилов (1953—1960) • Леонид Брежнев (1960—1964) • Анастас Микоян (1964—1965) • Николай Подгорный (1965—1977) • Леонид Брежнев (1977—1982) • Юрий Андропов (1983—1984) • Константин Черненко (1984—1985) • Андрей Громыко (1985—1988) • Михаил Горбачёв (1 октября 1988—25 декабря 1991)
Генеральные секретари ЦК РКП(б), ВКП(б), КПСС: Иосиф Сталин (3 апреля 1922 — 5 марта 1953) • Никита Хрущёв (7 сентября 1953 — 14 октября 1964) • Леонид Брежнев (14 октября 1964 — 10 ноября 1982) • Юрий Андропов (12 ноября 1982 — 9 февраля 1984) • Константин Черненко (13 февраля 1984 — 10 марта 1985) • Михаил Горбачёв (11 марта 1985 — 24 августа 1991)
Президенты СССР: Михаил Горбачёв (15 марта 1990 — 25 декабря 1991)
 

Президенты Российской ФедерацииЕльцин Борис Николаевич (10 июля 1991 — 31 декабря 1999) • Путин Владимир Владимирович (и.о. 31 декабря 1999 — 7 мая 2000, президент 7 мая 2000 — 7 мая 2008) • Медведев Дмитрий Анатольевич (7 мая 2008 — 7 мая 2012) • Путин Владимир Владимирович (7 мая 2012 — настоящее время) 
РазноеВремя нахождения у власти правителей России • Лысый — Волосатый • Бабье царство • Встреча четверых генсеков • Пятилетка пышных похорон • «Тройка» Зиновьев-Каменев-Сталин • Узкое руководство

cyclowiki.org

Великий Князь Киевский Олег (Вещий) – История России

Олег – великий князь киевский

Олег (Вещий Олег, ум. 912) — князь новгородский с 879 года и великий князь киевский с 882 года.
Получив власть над новгородскими землями после смерти Рюрика, как регент его малолетнего сына Игоря, Олег захватил Киев и перенёс туда столицу, объединив, тем самым, два главных центра восточных славян. Поэтому нередко именно он, а не Рюрик рассматривается как основатель Древнерусского государства.
В летописи «Повесть временных лет» приводится его прозвище Вещий (знающий будущее, предвидящий будущее). Назван так сразу по возвращении из похода 907 года на Византию.

Из “Повести Временных Лет”.

В год 6387 (879). Умер Рюрик и передал княжение свое Олегу – родичу своему, отдав ему на руки сына Игоря, ибо был тот еще очень мал.

В год 6390 (882). Выступил в поход Олег, взяв с собою много воинов: варягов, чудь, словен, мерю, весь, кривичей, и пришел к Смоленску с кривичами, и принял власть в городе, и посадил в нем своего мужа. Оттуда отправился вниз, и взял Любеч, и также посадил мужа своего. И пришли к горам Киевским, и узнал Олег, что княжат тут Аскольд и Дир. Спрятал он одних воинов в ладьях, а других оставил позади, и сам приступил, неся младенца Игоря. И подплыл к Угорской горе, спрятав своих воинов, и послал к Аскольду и Диру, говоря им, что-де «мы купцы, идем в Греки от Олега и княжича Игоря. Придите к нам, к родичам своим». Когда же Аскольд и Дир пришли, выскочили все остальные из ладей, и сказал Олег Аскольду и Диру: «Не князья вы и не княжеского рода, но я княжеского рода», и показал Игоря: «А это сын Рюрика». И убили Аскольда и Дира, отнесли на гору и погребли Аскольда на горе, которая называется ныне Угорской, где теперь Ольмин двор; на той могиле Ольма поставил церковь святого Николы; а Дирова могила – за церковью святой Ирины. И сел Олег, княжа, в Киеве, и сказал Олег: «Да будет это мать городам русским». И были у него варяги, и славяне, и прочие, прозвавшиеся русью. Тот Олег начал ставить города и установил дани словенам, и кривичам, и мери, и установил варягам давать дань от Новгорода по 300 гривен ежегодно ради сохранения мира, что и давалось варягам до самой смерти Ярослава.

В год 6391 (883). Начал Олег воевать против древлян и, покорив их, брал дань с них по черной кунице.

В год 6392 (884). Пошел Олег на северян, и победил северян, и возложил на них легкую дань, и не велел им платить дань хазарам, сказав: «Я враг их» и вам (им платить) незачем».

В год 6393 (885). Послал (Олег) к радимичам, спрашивая: «Кому даете дань?». Они же ответили: «Хазарам». И сказал им Олег: «Не давайте хазарам, но платите мне». И дали Олегу по щелягу, как и хазарам давали. И властвовал Олег над полянами, и древлянами, и северянами, и радимичами, а с уличами и тиверцами воевал.

В год 6411 (903). Когда Игорь вырос, то сопровождал Олега и слушал его, и привели ему жену из Пскова, именем Ольгу.

В год 6415 (907). Пошел Олег на греков, оставив Игоря в Киеве; взял же с собою множество варягов, и славян, и чуди, и кривичей, и мерю, и древлян, и радимичей, и полян, и северян, и вятичей, и хорватов, и дулебов, и тиверцев, известных как толмачи: этих всех называли греки «Великая Скифь». И с этими всеми пошел Олег на конях и в кораблях; и было кораблей числом 2000. И пришел к Царьграду: греки же замкнули Суд, а город затворили. И вышел Олег на берег, и начал воевать, и много убийств сотворил в окрестностях города грекам, и разбили множество палат, и церкви пожгли. А тех, кого захватили в плен, одних иссекли, других замучили, иных же застрелили, а некоторых побросали в море, и много другого зла сделали русские грекам, как обычно делают враги.

И повелел Олег своим воинам сделать колеса и поставить на колеса корабли. И когда подул попутный ветер, подняли они в поле паруса и пошли к городу. Греки же, увидев это, испугались и сказали, послав к Олегу: «Не губи города, дадим тебе дань, какую захочешь». И остановил Олег воинов, и вынесли ему пищу и вино, но не принял его, так как было оно отравлено. И испугались греки, и сказали: «Это не Олег, но святой Дмитрий, посланный на нас Богом». И приказал Олег дать дани на 2000 кораблей: по 12 гривен на человека, а было в каждом корабле по 40 мужей.

И согласились на это греки, и стали греки просить мира, чтобы не воевал Греческой земли. Олег же, немного отойдя от столицы, начал переговоры о мире с греческими царями Леоном и Александром и послал к ним в столицу Карла, Фарлафа, Вермуда, Рулава и Стемида со словами: «Платите мне дань». И сказали греки: «Что хочешь, дадим тебе». И приказал Олег дать воинам своим на 2000 кораблей по 12 гривен на уключину, а затем дать дань для русских городов: прежде всего для Киева, затем для Чернигова, для Переяславля, для Полоцка, для Ростова, для Любеча и для других городов: ибо по этим городам сидят великие князья, подвластные Олегу. «Когда приходят русские, пусть берут содержание для послов, сколько хотят; а если придут купцы, пусть берут месячное на 6 месяцев: хлеб, вино, мясо, рыбу и плоды. И пусть устраивают им баню – сколько захотят. Когда же русские отправятся домой, пусть берут у царя на дорогу еду, якоря, канаты, паруса и что им нужно». И обязались греки, и сказали цари и все бояре: «Если русские явятся не для торговли, то пусть не берут месячное; пусть запретит русский князь указом своим приходящим сюда русским творить бесчинства в селах и в стране нашей. Приходящие сюда русские пусть живут у церкви святого Мамонта, и пришлют к ним от нашего царства, и перепишут имена их, тогда возьмут полагающееся им месячное, – сперва те, кто пришли из Киева, затем из Чернигова, и из Переяславля, и из других городов. И пусть входят в город только через одни ворота в сопровождении царского мужа, без оружия, по 50 человек, и торгуют, сколько им нужно, не уплачивая никаких сборов».

Цари же Леон и Александр заключили мир с Олегом, обязались уплачивать дань и присягали друг другу: сами целовали крест, а Олега с мужами его водили присягать по закону русскому, и клялись те своим оружием и Перуном, своим богом, и Волосом, богом скота, и утвердили мир. И сказал Олег: «Сшейте для руси паруса из паволок, а славянам копринные», – и было так. И повесил щит свой на вратах в знак победы, и пошел от Царьграда. И подняла русь паруса из паволок, а славяне копринные, и разодрал их ветер; и сказали славяне: «Возьмем свои толстины, не даны славянам паруса из паволок». И вернулся Олег в Киев, неся золото, и паволоки, и плоды, и вино, и всякое узорочье. И прозвали Олега Вещим, так как были люди язычниками и непросвещенными.

В год 6419 (911). Явилась на западе большая звезда в виде копья.

В год 6420 (912). Послал Олег мужей своих заключить мир и установить Договор между греками и русскими …

Предание о смерти князя Олега.

И жил Олег, княжа в Киеве, мир имея со всеми странами. И пришла осень, и вспомнил Олег коня своего, которого прежде поставил кормить, решив никогда на него не садиться, Ибо спрашивал он волхвов и кудесников: «От чего я умру?». И сказал ему один кудесник: «Князь! От коня твоего любимого, на котором ты ездишь, – от него тебе и умереть?». Запали слова эти в душу Олегу, и сказал он: «Никогда не сяду на него и не увижу его больше». И повелел кормить его и не водить его к нему, и прожил несколько лет, не видя его, пока не пошел на греков. А когда вернулся в Киев и прошло четыре года, – на пятый год помянул он своего коня, от которого волхвы предсказали ему смерть. И призвал он старейшину конюхов и сказал: «Где конь мой, которого приказал я кормить и беречь?». Тот же ответил: «Умер». Олег же посмеялся и укорил того кудесника, сказав: «Неверно говорят волхвы, но все то ложь: конь умер, а я жив». И приказал оседлать себе коня: «Да увижу кости его». И приехал на то место, где лежали его голые кости и череп голый, слез с коня, посмеялся и сказал: «От этого ли черепа смерть мне принять?». И ступил он ногою на череп, и выползла из черепа змея, и ужалила его в ногу. И от того разболелся и умер. Оплакивали его все люди плачем великим, и понесли его, и похоронили на горе, называемою Щековица; есть же могила его и доныне, слывет могилой Олеговой. И было всех лет княжения его тридцать и три.

В. М. Васнецов. Тризна на могиле Вещего Олега (1899).

russian-history.info

Вещий Олег и святой Димитрий Солунский

Цитирую из Православного Календаря: "Греки считали святого Димитрия (третий век по Р.Х.) как бы славянским святым по преимуществу. Существует мнение, что родители Димитрия были славянского происхождения... Составитель Жития, Метафраст, говорит, что Димитрий стал для Фессалоник в своей учительной ревности "вторым апостолом Павлом", потому что именно "апостол языков" основал когда-то в этом городе первую общину верующих (1 Фес., 2 Фес.).С именем святого великомученика Димитрия Солунского связаны, по предуказанию Божию, первые же страницы русской летописи. Когда Вещий Олег разгромил греков под Константинополем (907), как сообщает летопись, "убоялись греки и говорили: это не Олег, но святой Димитрий послан на нас от Бога". Русские воины всегда верили, что они находятся под особым покровительством святого великомученика Димитрия. Более того, в старинных русских былинах великомученик Димитрий изображается русским по происхождению - так сливался этот образ с душой русского народа.


Великомученик Димитрий Солунский

Церковное почитание святого великомученика Димитрия в Русской Церкви началось сразу после Крещения Руси. К началу 70-х годов ХI столетия относится основание Димитриевского монастыря в Киеве, известного впоследствии как Михайлов-Златоверхий монастырь. Обитель была построена сыном Ярослава Мудрого, великим князем Изяславом, в Крещении Димитрием († 1078). Мозаичная икона святого Димитрия Солунского из собора Димитриевского монастыря сохранилась до наших дней и находится в Государственной Третьяковской галерее. В 1194-1197 годах великий князь Владимирский Всеволод III Большое Гнездо, в крещении Димитрий, "создал церковь прекрасную на дворе своем, святого мученика Димитрия, и украсил ее дивно иконами и писанием" (т. е. фресками). Димитриевский собор и доныне является украшением древнего Владимира. Чудотворная икона святого Димитрия Солунского из иконостаса собора также ныне находится в Москве в Третьяковской галерее. Она написана на доске от гроба святого великомученика Димитрия, принесенной в 1197 году из Солуни во Владимир. Одно из ценнейших изображений святого - фреска на столпе Владимирского Успенского собора, принадлежащая кисти преподобного инока-иконописца Андрея Рублева... В духовном опыте Русской Церкви почитание святого великомученика Димитрия Солунского тесно связано с памятью защитника Родины и Церкви, великого князя Московского Димитрия Донского († 1389), о чем свидетельствует уже "Слово о житии и о преставлении великого князя Димитрия Ивановича, царя русского", написанное в 1393 году". 

Теперь цитирую из Повести временных лет: 

"Пошел Олег на греков... взял с собой и словен, и чуди, и кривичей, и мерю, и древлян, и радимичей, и полян, и северян, и вятичей, и хорватов, и дулебов, и тиверцев, известных как толмачи: этих всех называли греки "Великая Скифь"... и было кораблей числом 2000. И пришел к Царьграду... Греки же, увидев это, испугались и сказали, послав к Олегу: "Не губи города, дадим тебе дань, какую захочешь". И остановил Олег воинов, и вынесли ему пищу и вино, но не принял его, так как было оно отравлено. И испугались греки, и сказали: "Это не Олег, но святой Дмитрий, посланный на нас Богом". И приказал Олег дать дани на 2000 кораблей: по 12 гривен на человека, а было в каждом корабле по 40 мужей... И прозвали Олега Вещим, так как были люди язычниками и непросвещенными".

Согласитесь, эти последние слова "так как были люди язычниками и непросвещенными" - выглядят как позднейшая приписка. Прозвали Вещим потому, что Ведание имел и такие великие дела творил, опираясь на это Ведание. То есть он был Посвященным. На Руси язычества не было: был ВЕДИЗМ. Это во время никонианской реформы стали приписывать, будто было язычество. И возможностей приписывать было хоть отбавляй! Ведь известно, рукопись Повести временных лет у кого хранилась: у самого этого горе-патриарха Никона, расколоначальника! Историки потому ее так и называют: Никоновская летопись. Еще Кирилл Фатьянов показал, сколько там приписок, в своей статье "Подводные камни крещального Днепра", как и в книге "Предание о Гиперборее".

Русская Северная Традиция сохранила предание: Олег отклонил угощение потому, что ему вынесли не хлеб и вино, как это полагается по чину Мелхиседекову (скифскому, ведическому), а вино и мясо, как язычнику, вот и отказался Олег, показывая как раз, что не язычник он. Однако и византийское извращение исконного нераздельного православия не принимал Олег, следуя, как далее говорится в Повести, "Русскому кону". То есть Олег был посвящен в Русскую Северную Традицию. Почему и клялся "Богом и Перуном" - заметим здесь это "и"! Читай: клялся Богом Всевышним и богом Перуном (одним из 12-и богов - творящих и волящих Сил Бога Всевышнего). 

С чего бы греки - пусть даже испуганные - сочли бы Олега новым воплощением святого Димитрия Солунского, если бы Олег себя заявлял язычником? Да и наказание за неправильность вероисповедания ожидать можно лишь от придерживающегося веры более чистой, чем наказуемые. То есть - в данном случае - от почерпающего из источника Нераздельного Православия, который сами греки к тому времени позабыли уже настолько, что даже попускали у себя ересь иконоборчества, скопчества и другие всякие. 

Не потому ли православный художник Илья Глазунов изобразил Вещего Олега по иконописному христианскому канону? 

maxpark.com

Олег Вещий — Википедия. Что такое Олег Вещий

В Википедии есть статьи о других людях с именем Олег.

Оле́г (Ве́щий Оле́г, др.-рус. Ольгъ, Ѡльгъ, ум. 912) — князь Новгородский с 879 года и великий князь Киевский с 882 года.

Получив власть над новгородскими землями после смерти Рюрика, как регент его малолетнего сына Игоря, Олег захватил Киев и перенёс туда столицу, объединив тем самым два главных центра восточных славян. Поэтому нередко именно он, а не Рюрик, рассматривается как основатель Древнерусского государства.

В летописи «Повесть временных лет»[1] приводится его прозвище Вещий[2] (знающий будущее, предвидящий будущее[3]). Назван так сразу по возвращении из похода 907 года на Византию.

Происхождение Олега

В летописях излагаются две версии биографии Олега: традиционная (в «Повести временных лет») и по Новгородской Первой летописи. Новгородская летопись сохранила фрагменты более раннего летописного свода (на котором основывается и «Повесть временных лет»), однако содержит неточности в хронологии по событиям X века.

Согласно «Повести временных лет», Олег был родичем (соплеменником) Рюрика.

В. Н. Татищев со ссылкой на Иоакимовскую летопись считает его шурином — братом жены Рюрика, которую называет Ефандой[4]. Точное происхождение Олега в «Повести временных лет» не указывается. Предания, связанные с его личностью, сохранились также в полумифической скандинавской саге об Одде Орваре (Стреле), что свидетельствует о широкой известности князя в Скандинавии[5].

После смерти основателя княжеской династии Рюрика в 879 году Олег стал княжить в Новгороде как опекун малолетнего сына Рюрика Игоря[6].

Вокняжение в Киеве

Согласно Повести временных лет, в 882 году Олег, взяв с собой много воинов: варягов, чудь, словен, мерю, весь, кривичей, — взял города Смоленск и Любеч и посадил там мужей своих. Далее по Днепру спустился к Киеву, где княжили соплеменники Рюрика, варяги Аскольд и Дир. Олег отправил к ним посла со словами:

Купцы мы, едем в греки от Олега и от Игоря княжича, да приходите к роду своему и к нам.

Когда Аскольд и Дир вышли из города, Олег объявил им: «Вы нєста кнѧзѧ ни роду кнѧжѧ · но азъ єсмь роду кнѧжѧ» («Вы не князья и не княжего роду, а я княжего роду») и предъявил наследника Рюрика, малолетнего Игоря, после чего Аскольд и Дир были убиты.

Никоновская летопись, компиляция различных источников XVI века, приводит более подробный рассказ об этом захвате. Олег высадил часть своей дружины на берег, обговорив тайный план действий. Сам, сказавшись больным, остался в ладье и послал к Аскольду и Диру извещение, что везёт много бисера и украшений, а также имеет важный разговор к князьям. Когда те взошли на ладью, Олег сказал им: «Азъ єсмь Ольгъ кнѧзь · а сє єсть Рюриков Игорь кнѧжичь»[7] — и тут же убил Аскольда и Дира.

Расположение Киева показалось Олегу достаточно удобным, и он перебрался туда с дружиной, объявив: «Да будет это мать городов русских». Тем самым он объединил северный и южный центры восточных славян. По этой причине именно Олега, а не Рюрика иногда считают основателем Древнерусского государства. Вокняжившись в Киеве, Олег установил для Новгорода дань варягам в 300 гривен: «и ѹстави варѧгомъ дань даꙗти · Ѿ Но́ваго̀рода гривенъ на лѣто · мира дѣлѧ єже до смерти Ꙗрославлѧ даꙗшє варѧгомъ».

Следующие 25 лет Олег был занят расширением подвластной территории. Он подчинил Киеву древлян (883), северян (884), радимичей (885). Два последних племенных союза были данниками хазар. Повесть временных лет оставила текст обращения Олега к северянам: «Я враг хазарам, поэтому и вам незачем платить им дань». К радимичам: «Кому дань даёте?». Те ответили: «хазарам». И говорит Олег: «Не давайте хазарам, но мне давайте». «И владел Олег деревлянами, полянами, радимичами, а с — уличами и тиверцами имъяше рать».

898 годом Повесть временных лет датирует появление под Киевом угров (венгров) в ходе их миграции на запад, фактически произошедшее несколькими годами ранее.

Поход на Византию

В 907 году, снарядив 2000 ладей по 40 воинов в каждой (ПВЛ), Олег выступил в поход на Царьград. Византийский император Лев VI Философ приказал закрыть ворота города и загородить цепями гавань, предоставив таким образом варягам возможность грабить и разорять пригороды Константинополя. Однако Олег пошёл на необычный штурм:

И повелел Олег своим воинам сделать колёса и поставить на колёса корабли. И когда подул попутный ветер, подняли они в поле паруса и пошли к городу.[8]

Испуганные греки предложили Олегу мир и дань. Согласно договору, он получил по 12 гривен за каждую уключину, и Византия обещала платить дань на русские города. В знак победы Олег прибил свой щит к вратам Царьграда. Главным результатом похода стал торговый договор о беспошлинной торговле Руси в Византии.

Многие историки считают этот поход легендой. О нём нет упоминаний у византийских авторов, достаточно подробно описавших подобные походы в 860 и 941[9]. Есть сомнения и в отношении договора 907 года, текст которого представляет собой почти дословную компиляцию договоров 911 и 944 гг. Возможно, поход всё же был, но без осады Царьграда. Повесть временных лет в описании похода Игоря Рюриковича в 944 году передаёт «слова византийского царя» к князю Игорю: «Не ходи, но возьми дань, какую брал Олег, прибавлю и ещё к той дани».

В 911 году Олег отправил в Константинополь посольство, которое подтвердило «многолетний» мир и заключило новый договор. По сравнению с договором 907 года из него исчезает упоминание о беспошлинной торговле. Олег именуется в договоре «великим князем русским». В подлинности соглашения 911 года сомнений не возникает: она подкрепляется как лингвистическим анализом, так и упоминанием в византийских источниках.

Осенью 912 года, как сообщает Повесть временных лет, князь Олег погиб от укуса змеи.

Новгородская версия биографии. Восточные походы Олега

В Новгородской первой летописи Олег представлен не князем, а воеводой при Игоре. Убивает Аскольда, захватывает Киев и идёт войной на Византию тоже Игорь, а Олег возвращается обратно на север, в Ладогу, где умирает не в 912, а в 922 году.

«Идѣ Ольгъ къ Новугороду · и отътуда въ Ладогу ⁙ Друзии жє сказаютъ · ꙗко идущє єму за морє · и уклюнѫ змиꙗ въ ногу · и съ того умрє · єсть могила єго въ Ладозѣ»

Эти сведения противоречат русско-византийскому договору 911 года[10], где Олег именуется великим князем русским и заключает договор от своего имени, но в то же время они лучше согласуются с восточными известиями о Руси этого периода (см. ниже).

Приблизительно после 912 года, согласно сообщению арабского автора Аль-Масуди[11], флот русов из 500 кораблей вошёл в Керченский пролив. Хазарский царь разрешил русам пройти через Дон на Волгу, а оттуда спуститься в Каспийское море. В результате русы разорили побережье Азербайджана. Половину добычи по условию договора они отдали хазарскому царю, однако царская гвардия, состоящая из мусульман, потребовала мести за гибель единоверцев. Царь не смог или не захотел спасать русов, но послал им предупреждение об опасности. Битва длилась три дня и закончилась победой мусульман. 30 тысяч русов погибло. Уцелевшие 5 тысяч бежали вверх по Волге, где были истреблены буртасами и булгарами[12].

Имя русского предводителя в сообщении не названо и в русских летописях поход не упомянут. Возможно, смутным намёком на него является фраза Новгородской летописи об Олеге «другии сказывают, будто ушёл он за море…».

С личностью Олега иногда пытаются связать некого русского предводителя H-l-g-w, который, по данным хазарского источника (так называемого «Кембриджского документа»), захватил по договорённости с Византией хазарский город Самкерц на Таманском полуострове, но был разбит наместником Самкерца Песахом и отправлен оным на Константинополь. Византийцы сожгли греческим огнём суда русов и тогда H-l-g-w отправился в Персию, где погиб сам со всем войском. Имя H-l-g-w восстанавливают как Хлгу, Хелгъ, Хелго[13]. Он именуется в документе правителем Русии, что делает очень заманчивым его отождествление с Олегом. Однако описываемые события относятся к правлению Игоря — поход русов на Византию совпадает по описанию с походом 941 года, а поход на Персию — с набегом русов в 944 году на богатый закавказский город Бердаа близ реки Куры. В историографии были попытки трактовать это сообщение как свидетельство дуумвирата Игоря и Олега, в этом случае жизнь Олега продлевается до середины 40-х годов X века, а начало его правления предполагается более поздним, чем указано в летописи.

Упоминание об Олеге иногда видят в сообщении арабского географа аль-Масуди о двух могущественных славянских правителях. Первый из них носит имя ал-Дир и отождествляется с летописным князем Диром, имя второго в некоторых рукописях читается как Олванг: «Вслед за ним (Диром), следует царь ал-Олванг, у которого много владений, обширные строения, большое войско и обильное военное снаряжение. Он воюет с Румом, франками, лангобардами и другими народами. Войны между ними ведутся с переменным успехом»[14].

Смерть

Обстоятельства смерти Вещего Олега противоречивы. «Повесть временных лет» сообщает, что смерти Олега предшествовало небесное знамение — появление «звезды великой на западе копейным образом»[15]. По киевской версии, отражённой в «Повести временных лет», его могила находится в Киеве на горе Щековице. Новгородская первая летопись помещает его могилу в Ладоге, но в то же время говорит, что он ушёл «за море».

В обоих вариантах присутствует легенда о смерти от змеиного укуса. По преданию, волхвы предсказали князю, что он умрёт от своего любимого коня. Олег приказал увести коня и вспомнил о предсказании только через четыре года, когда конь уже давно умер. Олег посмеялся над волхвами и захотел посмотреть на кости коня, встал ногой на череп и сказал: «Его ли мне бояться?» Однако в черепе коня жила ядовитая змея, смертельно ужалившая князя.

Эта легенда находит параллели в исландской саге о викинге Орваре Одде[16], который также был смертельно ужален на могиле любимого коня[17]. Неизвестно, стала ли сага поводом для создания древнерусской легенды об Олеге или, напротив, обстоятельства гибели Олега послужили материалом для саги. Однако если Олег является исторической личностью, то Орвар Одд — герой приключенческой саги, созданной на основе устных преданий не ранее XIII века. Колдунья предсказала 12-летнему Одду смерть от его коня. Чтобы не дать свершиться предсказанию, Одд с другом убили коня, бросили в яму, а труп завалили камнями. Вот как погиб Орвар Одд спустя годы[18]:

И когда они быстро шли, ударился Одд ногой и нагнулся. «Что это было, обо что я ударился ногой?» Он дотронулся острием копья, и увидели все, что это был череп коня, и тотчас из него взвилась змея, бросилась на Одда и ужалила его в ногу повыше лодыжки. Яд сразу подействовал, распухла вся нога и бедро. От этого укуса так ослабел Одд, что им пришлось помогать ему идти к берегу, и когда он пришёл туда, сказал он: «Вам следует теперь поехать и вырубить мне каменный гроб, а кто-то пусть останется здесь сидеть подле меня и запишет тот рассказ, который я сложу о деяниях своих и жизни». После этого принялся он слагать рассказ, а они стали записывать на дощечке, и как шёл путь Одда, так шёл рассказ [следует виса]. И после этого умирает Одд[19].

Сходные обстоятельства смерти приводятся в средневековой легенде о сэре Роберте де Шурланде (англ. Sir Robert de Shurland, умер в 1310 году)[20], который был лордом замка Шурланд на острове Шеппи и смотрителем пяти портов во времена Эдуарда I Английского. Колдунья напророчила сэру Роберту, что его любимый конь станет причиной его смерти, он выхватил меч и убил коня, чтобы пророчество не исполнилось. Труп лошади был оставлен на берегу. Спустя годы сэр Роберт прогуливаясь в тех местах вспомнил о старом пророчестве и пнул ногой череп коня, но осколок кости пробил сапог и вонзился в ногу. Рана загноилась, и старый рыцарь умер от заражения крови[21][22].

Некоторое время было принято отождествлять Олега с былинным богатырём Вольгой Святославичем.

Г. Ловмянский доказывал, что утвердившееся в научной литературе мнение о первоначальном правлении Олега в Новгороде сомнительно. По версии Г. Ловмянского, Олег был смоленским князем, а его связь с Рюриком — поздняя летописная комбинация[23]. А. Лебедев высказал догадку, что родственником Рюрика мог быть представитель местных нобилей[24]. Факт возложения Олегом дани на Новгород Киеву и варягам может свидетельствовать против версии о новгородском княжении Олега[25].

В. М. Васнецов. Тризна на могиле Вещего Олега (1899). По мотивам произведения А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге».

Дата смерти Олега, как и все летописные даты русской истории до конца X века, носит условный характер. Историк А. А. Шахматов отметил, что 912 год является также годом смерти византийского императора Льва VI — антагониста Олега. Возможно летописец, знавший, что Олег и Лев были современниками, приурочил окончание их правлений к одной и той же дате. Аналогичное подозрительное совпадение — 945 — и между датами смерти Игоря и свержения с престола его современника, византийского императора Романа I. Учитывая к тому же, что новгородская традиция относит смерть Олега к 922 году (см. выше), дата 912 становится ещё более сомнительной[26]. Продолжительность княжения Олега и Игоря составляет по 33 года, что вызывает подозрение в былинном источнике этих сведений.

Польский историк XVIII века Х. Ф. Фризе выдвигал версию, что у Вещего Олега был сын, Олег Моравский, который после смерти отца был вынужден покинуть Русь в результате борьбы с князем Игорем. Родственник Рюриковичей Олег Моравский стал последним князем Моравии в 940 году, согласно сочинениям польских и чешских писателей XVI—XVII веков, однако его родственная связь с Вещим Олегом является лишь предположением Фризе.

Русское произношение имени Олег возникло, вероятно, от скандинавского имени Helge[27], что означало изначально (на протошведском — Hailaga) «святой», «обладающий даром исцеления»[28]. Из саг известны несколько носителей имени Helgi, время жизни которых датируют VI—IX веками[29]. В сагах также встречаются близкие по звучанию имена Ole, Oleif, Ofeig. Саксон Грамматик называет имена Ole, Oleif, Ofeig, но их этническая принадлежность остаётся неясной.

Среди историков, не поддерживающих норманскую теорию, предпринимались попытки оспорить скандинавскую этимологию имени Олега и связать его с исконно славянскими, тюркскими[30] или иранскими[31] формами. Некоторые исследователи также отмечают, что, учитывая факт написания «Повести временных лет» в XI веке христианскими монахами, прозвище «Вещий» не может считаться аутентичным[32]. Современные историки видят в нём христианские мотивы или даже христианскую пропаганду[33]. Так, в частности, российский историк и археолог В. Я. Петрухин считает, что прозвище «Вещий» и легенда о гибели князя Олега были внесены монахами в летопись с целью показать невозможность языческого предвидения будущего[34][35].

Образ Вещего Олега в искусстве

В драматургии

  • Львова А. Д. Драматическая панорама в 5 действиях и 14 картинах «Князь Олег Вещий» (премьера 16 сентября 1904 на сцене Народного Дома Николая II), музыка Н. И. Привалова с участием хора гусляров О. У. Смоленского[36].

В литературе

Летописный рассказ о смерти Олега положен в основу литературных произведений:

В кино

Памятники

  • В 2007 году был открыт памятник Олегу в Переяславе-Хмельницком, поскольку город впервые упомянут в 907 году в договоре Олега с Византией.
  • В сентябре 2015 года был открыт памятник Рюрику и Олегу в Старой Ладоге (Россия).

Примечания

  1. ↑ «Повесть временных лет» \\ «Древнерусская литература» в переводе Д. С. Лихачёва
  2. ↑ Олег // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 4 т. — СПб., 1907—1909.
  3. ↑ Вещий — происходит от слова «ведающий», родственные слова «вещун», «ведьма». См., напр., Словарь М. Фасмера [1].
    Словарь Даля — Вещий, кому всё ведомо и кто вещает будущее; прорицатель, предсказатель; умный, мудрый, смотрок, предусмотрительный.
  4. Татищев В. Н. История Российская. — Т. 1. — С. 113.
  5. Пчёлов Е. В. Рюриковичи. История династии. — С. 48—50.
  6. Фурсенко В. Олег Вещий // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.М., 1896—1918.
  7. Лурье Я. С. История России в летописании.
  8. ↑ «Повесть временных лет». Год 907.
  9. ↑ Походы 860 и 941 гг. отражены также и в западноевропейских источниках. Литературные параллели с походом Вещего Олега в 907 году можно найти только в датских легендах, записанных Саксоном Грамматиком в XII веке: легендарный викинг середины IX века Рагнар Лодброк в сражении против жителей Геллеспонта поставил бронзовых коней (поэтический образ корабля викингов) на колёса и направил их на врагов.
  10. ↑ Повесть временных лет. В год 6420.
  11. ↑ Аль-Масуди так указывает дату набега: «и год известен; это было после 300 (хиджры), только от меня ускользнуло определение года.» На основании рассказа историки определяют дату 913—914.
  12. ↑ См. Каспийские походы русов. Поход 913/914.
  13. ↑ Перевод Кембриджского документа
  14. Новосельцев А. П. Образование Древнерусского государства и его первый правитель // Древнейшие государства Восточной Европы. 1998. — М., 2000. — С. 472.
  15. Шайкин А. А. «Сица знаменья не на добро» // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. — 2002. № 3 (9). — С. 107.
  16. ↑ Одд, сын Грима с острова Рамстад. Родители назвали его Хрольв; приёмный отец — Одд.
  17. ↑ Коня, согласно саге, звали Факси («Грива»).
  18. ↑ Вариант саги:

    Бродя и вспоминая, оказался он на том месте, где был похоронен конь его. Протекавший ручей подмыл берег, и кости коня оказались видны. Увидав череп, Одд сказал: «Не моего ли коня Факси этот череп?» — и с силой ударил по черепу копьём. Череп отлетел прочь, а из-под него метнулась потревоженная змея и укусила Одда чуть выше щиколотки…

    «Древняя Русь в свете зарубежных источников». — М., 1999.
  19. ↑ Отрывок из саги про Орвара Одда
  20. Patrick Ridgway KNIGHT. KNIGHTs from Continental Europe to England/Ireland, to Philadelphia (PA), to France. knight-france.com. Проверено 9 августа 2018.
  21. ↑ Надгробие сэра Роберта де Шурланда (Sir Robert de Shurland). www.tgorod.ru. Проверено 9 августа 2018.
  22. Эварт Окшотт. Рыцарь и его конь // Рыцарь и его замок. Средневековые крепости и осадные сооружения. — М: Центрполиграф, 2007. — С. 64-65.
  23. Ловмяньский X. Русь и норманны. — М., 1985. — c. 135—140.
  24. Лебедев Г. С. Эпоха викингов в Северной Европе. — Л., 1985. — С. 245.
  25. ↑ «Ярославу сущу в новѣгородѣ и оурокомъ дающю . ҂в҃ . гривенъ . ѿ года до года . кыєву . а тысѧщю новѣгородѣ гривенъ раздаваху . и тако даху вси посадницѣ новьгородьстии»; «и оустави варѧгом̑ дань даӕти . ѿ новагорода . т҃ . гривенъ на лѣт . мира дѣлѧ єже до см҃рти Ярославлѧ даӕше варѧгом». См. Полное собрание русских летописей. — Москва, 1962. — Т. 2: Ипатьевская летопись. — Стб. 17, 114—115.
  26. ↑ О приёмах вычисления летописцами дат событий русской истории IX—X вв. см. статьи В. Г. Лушина «Некоторые особенности хронологической сегментации ранних известий Повести временных лет», «Симметричность летописных дат IX — начала XI вв.» и «882 — 862—852» в сборнике «Историко-археологические записки». [Кн.] I. 2009. — С. 22—44.
  27. ↑ См. этимологический словарь М. Фасмера, со ссылкой на В. Томсена
  28. ↑ Per Vikstrand,Pre-Christian Sacral Personal Names in Scandinavia during the Proto-Scandinavian Period. Proceedings of the 23rd International Congress of Onomastic Sciences August 17—22, 2008, York University, Toronto, Canada
  29. ↑ См. список в статье Helge
  30. Кузьмин А. Г. Об этнической природе варягов со ссылкой на древнеболгарскую надпись 904 года, в которой употребляется титул византийского императора «олгу таркан», где олгу означает великий.
  31. Галкина Е. С. Тайны Русского каганата. — М.: «Вече», 2002. — С. 365. Халегу — иран. «творец», «создатель».
  32. Е. А. Мельникова. Ольгъ/Олег Вещий. К истории имени и прозвища первого русского князя. // Ad fontem: У источника// Сб. ст. в честь С. М. Каштанова. — Москва: Наука, 2005. — С. 138. — 494 с.
  33. Данилевский И. Н. Повесть временных лет: герменевтические основы изучения летописных текстов (с. 151) — М., 2004.
  34. ↑ Рагнарёк Лекция В. Я. Петрухина на портале ПостНаука
  35. Петрухин В. Я. К дохристианским истокам древнерусского княжеского культа. // Политропон. Сб. ст. к 70-летию В. Г. Топорова. — М., 1998. — С. 886.
  36. Акулович В. И., Брунцев В. А. Гусли в музыкальной культуре России конца XIX — начала XX века: Николай Иванович Привалов и Осип Устинович Смоленский // в сборнике Труды Санкт-Петербургского Государственного Института Культуры. Том 207. Русские народные музыкальные инструменты в современной культуре России.— С. 131, 143.

Литература

  • Пчелов Е. В. Рюриковичи. История династии. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. — 479 с. — ISBN 5-224-03160-5.
  • Татищев В. Н. Собрание сочинений: В 8-ми томах: Т. 1. История Российская. Часть 1: — Репринт с изд. 1963, 1964 гг.. — М.: Ладомир, 1994. — 500 с.
  • Славянская энциклопедия. XVII век: в 2 т., Т. 1, А—М / Автор-составитель В. В. Богуславский. — М.: ОЛМА-ПРЕСС; ОАО ПФ «Красный пролетарий», 2003. — 3000 экз. — ISBN 5-224-02249-5.

Ссылки

wiki.sc

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о