Строительство советской федерации – 2. — 82053-7

Основные характеристики и этапы строительства советской федерации

30 декабря 1922 г. на значительной части территории бывшей Российской империи появилось новое государство — Союз Советских Социалистических республик. Образование СССР явилось итогом сложного процесса национально-государственного строительства, в результате которого большевикам не только удалось остановить распад прежней России, но и создать предпосылки для последующего «собирания бывших имперских земель». Далеко не все формы и методы объединения национальных образований выдержали проверку временем. В ряде случаев были заложены «мины замедленного действия», которые сработали много лет спустя. Однако можно сказать, что образование Советского Союза являлось одним из крупнейших событий ХХ столетия.

После Октябрьской революции на территории бывшей Российской империи помимо РСФСР в разное время возникли Украинская, Белорусская, Азербайджанская, Армянская и Грузинская советские социалистические республики, а также Бухарская и Хорезмская народные республики и буферное государство — Дальневосточная республика.

В июне 1919 г. для более эффективной борьбы с иностранной интервенцией и «белым» движением между Российской Федерацией, УССР и БССР был заключен военно-политический союз. В соответствии с ним объединялись вооруженные силы республик и учреждалось единое военное командование. В 1920-1921 гг. к этому союзу присоединились три закавказские советские республики. Одновременно путем заключения двусторонних договоров военный союз был дополнен экономическим. Согласно ему республиканские органы, управлявшие основными отраслями промышленности, финансами и транспортом, подчинялись соответствующим наркоматам РСФСР. Вводилась единая денежная система.

Своеобразие этой «договорной федерации» состояло в том, что российские управленческие структуры, в том числе и внешнеполитические, играли и роль общегосударственных органов власти. Стержнем объединительного движения стала РКП(б), в которую на правах областных парторганизаций были включены республиканские компартии. Благодаря этому решения, принимаемые в Москве по военным и хозяйственным вопросам, становились обязательными для республиканских компартий и правительственных органов. Партийное единство дополнялось единством профсоюзным.



С окончанием гражданской войны политическое и экономическое сотрудничество республик углублялось путем заключения с РСФСР и между ними двусторонних соглашений о хозяйственном и дипломатическом союзе. На международной арене советские республики также тесно увязывали свои внешнеполитические платформы. Так, в подписании Рижского мирного договора с Польшей участвовали РСФСР и Украина. В то же время БССР передала свои полномочия российской делегации. При дипломатических контактах с Турцией Российская Федерация выступала единым фронтом с закавказскими советскими республиками. Значительный шаг в процессе укрепления дипломатического единства республик был сделан в 1922 г. в связи с проведением международной экономической конференции в Генуе.

Образование ЗСФСР

Соображения экономического и политического характера лежали в основе более тесного сближения закавказских республик. На этом пути приходилось преодолевать также и некоторые сложности в межнациональных отношениях. В апреле 1921 г. партийным органам на Кавказе Лениным были даны директивы обсудить вопрос об учреждении единого для региона хозяйственного органа и банка. Первые шаги в этом направлении были сделаны весной-летом того же года, когда Армения, Азербайджан и Грузия договорились объединить их национальные железнодорожные сети и подписали договор о внешнеторговом союзе.

В конце 1921 г. в Политбюро ЦК РКП(б) и Кавбюро ЦК РКП(б) обсуждались вопросы о создании федеративного союза республик Закавказья, предполагавшего единство в хозяйственной, финансовой, военной и внешнеполитической областях. Вместе с тем, против такого объединения высказался целый ряд руководителей Грузии и некоторые партийные работники Азербайджана.

12 марта 1922 г. в Тбилиси закавказские республики подписали Союзный договор. Согласно документу Азербайджан, Армения и Грузия, оставаясь независимыми и суверенными республиками, вступали в военно-политический и экономический союз, высшая власть в котором принадлежала полномочной конференции представителей их центральных исполнительных комитетов. Исполнительную власть должен был осуществлять объединенный орган управления — Союзный Совет. В его компетенцию входили вопросы, связанные с внешней политикой и торговлей, финансами, транспортом, военными делами и борьбой с контрреволюцией. Для согласования действий хозяйственных ведомств республик учреждался Высший экономический совет. Отношения с РСФСР предполагалось строить на основе Союзного договора. Федеративный союз просуществовал менее девяти месяцев. На состоявшемся в декабре 1922 г. I-м Закавказском съезде советов Азербайджана, Армении и Грузии он был преобразован в Закавказскую Социалистическую Федеративную Советскую Республику.

megaobuchalka.ru

Строительство Советского государства

Советское  государство — главное оружие в строительстве социализма

Свергнув господство буржуазии, пролетариат России установил свою диктатуру, т. е. стал господствующим классом. Созданная великим Лениным партия большевиков стала правящей партией, руководящей и направляющей силой Советского государства.

С первых дней своего существования Советская власть приступила к решению главной и коренной задачи, во имя которой она была создана,- строительству социализма. Чтобы построить социалистическое общество, необходимо было ликвидировать капиталистическую собственность на средства производства и установить общественную собственность, уничтожить эксплуатацию человека человеком, помочь крестьянам перейти на социалистический путь. Нужно было создать мощную индустрию, крупное коллективное сельское хозяйство, осуществить культурную революцию. Вот почему важнейшей функцией Советского государства стала организаторско-хозяйственная и культурно-воспитательная деятельность.

При осуществлении этих задач диктатура пролетариата столкнулась с ожесточенным сопротивлением эксплуататорских классов. Враги не только пытались помешать социалистическому строительству, но и прилагали отчаянные усилия, чтобы свергнуть Советскую власть и восстановить свое господство. Советское государство вынуждено было беспощадно подавлять сопротивление эксплуататорских классов.

Советская власть должна была зорко охранять страну от внешних врагов, от империалистов, пытавшихся задушить государство рабочих и крестьян путем военной интервенции, экономической блокады и другими средствами. Оборона страны, защита ее независимости стали одной из самых важных функций диктатуры пролетариата.

Таким образом, с момента своего появления на свет Советское государство стало главным орудием в руках рабочего класса в строительстве нового общества и выполняло три важнейшие функции:

  1. организаторско-хозяйственную и культурно-воспитательную,
  2. подавления сопротивления эксплуататоров,
  3. обороны страны.

Диктатура пролетариата, призванная осуществлять эти новые задачи, не могла использовать старую государственную машину (органы управления, армию, суд и т. д.), являвшуюся аппаратом подавления трудящихся эксплуататорским меньшинством. Поэтому нужно было сломать старую государственную машину и заменить ее новой.

 

Строительство нового государственного аппарата

Началом слома старой государственной машины  было свержение буржуазного Временного правительства, упразднение министерств, сената, синода и других органов центрального управления прежней власти. Вместо них были созданы новые центральные органы государства:

  • ВЦИК как основной законодательный орган,
  • Совнарком — центральный исполнительный орган.

Вместо старых министерств были созданы новые органы, ведавшие отдельными отраслями государственного управления —  Народные комиссариаты:

  1. внутренних дел,
  2. земледелия,
  3. труда,
  4. финансов,
  5. торговли и промышленности,
  6. просвещения,
  7. иностранных дел,
  8. по делам военным и морским и др.

На руководящую работу в эти органы большевистская партия направила видных революционеров. Председателем ВЦИК был избран Я. М. Свердлов.

  1. Наркомат внутренних дел возглавил бывший депутат большевистской фракции в IV Государственной думе Г. И. Петровский.
  2. Наркомом по делам национальностей был И. В. Сталин.
  3. Наркомом финансов — В. Р. Менжинский,
  4. Наркомом просвещения — А. В. Луначарский.
  5. Был создан комитет по делам военным и морским в составе В. А. Овсеенко (Антонов), Н. В. Крыленко и П. Е. Дыбенко.

Строительство центральных органов государственного управления проходило в условиях острой борьбы против саботажа со стороны чиновников, отказавшихся сотрудничать с Советской властью. Народные комиссары, явившись в бывшие министерства для организации работы наркоматов, находили пустые комнаты, запертые столы и шкафы без ключей.

Саботажники полагали, что Советская власть без их помощи не сможет управлять страной и через несколько дней потерпит крах. Но они жестоко ошиблись. «…У нас,- писал Ленин,- есть «чудесное средство» сразу, одним ударом удесятерить наш государственный аппарат, средство, которым ни одно капиталистическое государство никогда не располагало и располагать не может. Это чудесное дело — привлечение трудящихся, привлечение бедноты к повседневной работе управления государством» (Сочинения, т. 26, стр. 87). Коммунистическая партия прекрасно использовала это чудесное средство, она привлекла наиболее сознательных рабочих в государственный аппарат. Народный комиссариат внутренних дел создавался при активном участии рабочих Путиловского завода. В организации Народного комиссариата иностранных дел участвовали рабочие завода Сименс — Шуккерт и матросы Балтийского флота и т. д.

Советское правительство приняло решительные меры к подавлению саботажа чиновников и буржуазных специалистов. Саботажники были объявлены врагами народа. Все честные служащие перешли на сторону Советской власти. Для подавления ожесточенного сопротивления внутренней контрреволюции 7 декабря 1917 года была образована Всероссийская Чрезвычайная Комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем (ВЧК) во главе с Ф. Э. Дзержинским. По определению В. И. Ленина, ВЧК стала нашим разящим орудием против бесчисленных заговоров и покушений на Советскую власть.

Советское государство ликвидировало старый суд и всю прежнюю систему судебных учреждений, служившую интересам буржуазии и помещиков. Созданы были новые судебные органы (местные суды и революционные трибуналы), избираемые Советами, призванные охранять революционную законность, защищать интересы рабочих и крестьян. Была ликвидирована буржуазная милиция и создана советская, рабоче-крестьянская милиция.

 

Создание Красной армии

Мир еще не был заключен. Россия продолжала  находиться в состоянии войны с Германией и ее союзниками. Поэтому до создания новой армии нельзя было ликвидировать старую армию. Но Советское государство сразу же стало на путь ее решительной демократизации. Оно упразднило все чины и звания в армии, ввело выборность всего командного состава и должностных лиц. Вместе с тем развернулась подготовка к созданию новой, Красной Армии.

15 января 1918 года В. И. Ленин подписал декрет о создании рабоче-крестьянской армии, а 29 января — декрет об организации рабоче-крестьянского красного флота. Красная Армия создавалась на добровольных началах из наиболее сознательных элементов трудящихся классов, готовых отдать свои силы и жизнь для защиты Советской республики. Вступавшие в ряды Красной Армии должны были представить рекомендации войсковых комитетов или большевистских партийных организаций и других организаций, стоявших на платформе Советской власти.

 

Строительство Советов на местах

Повсеместно были отстранены от должности губернские и уездные комиссары бывшего Временного правительства. Вся власть перешла к Советам. 5 ноября 1917 года В. И. Ленин обратился к трудящимся России с призывом: «Товарищи-трудящиеся! Помните, что вы сами теперь управляете государством. Ваши Советы — отныне органы государственной власти, полномочные, решающие органы. Сплотитесь вокруг своих Советов. Укрепите их. Беритесь сами за дело снизу, никого не дожидаясь» (Сочинения, т. 26, стр.266).

Рабочие и трудящиеся России горячо откликнулись на призыв своего вождя. Они участвовали в ликвидации старых органов власти, всемерно укрепляли Советы.

Развернулось строительство Советов в деревне. Существовавшие во многих уездах и губерниях самостоятельные Советы крестьянских депутатов сливались с Советами рабочих и солдатских депутатов в единые органы власти. Городские думы и земские учреждения были постепенно упразднены. Их функции перешли к Советам.

 

Выборы и роспуск Учредительного собрания

Чтобы сорвать строительство Советского государства, контрреволюция стала требовать созыва  Учредительного собрания, надеясь получить в нем большинство и с его помощью ликвидировать Советскую власть.

До Октябрьской революции находившиеся у власти буржуазные и мелкобуржуазные партии, не желая удовлетворить коренных требований народа о мире, о земле и 8-часовом рабочем дне, фальшиво заявляли, что это может сделать только Учредительное собрание. Выборы в него откладывались до окончания мировой войны. Поэтому среди широких масс крестьянства, отсталых слоев рабочих с Учредительным собранием были связаны определенные надежды.

После победы Октябрьской революции, удовлетворившей в короткий срок коренные требования народа, надобность в Учредительном собрании отпала. Но так как идея Учредительного собрания еще была популярна среди трудящихся, Советское правительство провело выборы в Учредительное собрание. — Выборы проходили в ноябре 1917 года, когда во многих городах и особенно в деревнях еще не утвердилась власть Советов, а массы крестьянства плохо знали об исторических Декретах о мире и о земле. К тому же выборы проводились по явно устаревшим избирательным спискам, составленным до Октябрьской революции, например, избиратели голосовали за единый список партии эсеров. Между тем эта партия уже раскололась на правых эсеров — заклятых врагов революции — и левых эсеров, которые в то время поддерживали Советскую власть. Поэтому исход выборов не отразил подлинных настроений масс. Формальную победу на выборах одержали эсеры.

5 января 1918 года Председатель ВЦИК Я. М. Свердлов открыл Учредительное собрание. Он зачитал и поставил на утверждение депутатов «Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа», написанную Лениным и утвержденную ВЦИК. Декларация содержала уже принятые важнейшие законы Советского государства: о власти Советов, о земле, о мире, рабочем контроле. Декларация провозгласила основную задачу пролетарской революции — уничтожение всякой эксплуатации человека человеком и построение социализма.

Контрреволюционное большинство Учредительного собрания уклонилось от обсуждения исторической декларации, отказалось признать Советскую власть и ее декреты. Тем самым Учредительное собрание разоблачило свою враждебность к социалистической революции и народу. Большевистская фракция по предложению Ленина в специальном заявлении заклеймила контрреволюционеров и покинула Учредительное собрание. Вместе с большевиками ушли и левые эсеры. 6 января декретом ВЦИК Учредительное собрание было распущено. Широкие массы рабочих, солдат и крестьян одобрили этот декрет. Идея Учредительного собрания была развенчана в глазах народных масс.

 

III Всероссийский съезд Советов

10 января в Таврическом дворце открылся — III Всероссийский съезд Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Съезд заслушал отчетные доклады Я. М. Свердлова о деятельности ВЦИК и В. И. Ленина о деятельности СНК. Горячо одобрив политику Советского правительства, делегаты съезда утвердили «Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа».

Историческое значение имело решение о преобразовании республики в Российскую Социалистическую Федеративную Советскую Республику (РСФСР) на основе добровольного союза народов России. Образование РСФСР способствовало укреплению доверия между народами Советского государства, экономическому и культурному подъему ранее отсталых национальностей.

В эти же дни в Петрограде заседал III Всероссийский съезд крестьянских депутатов. Он принял решение объединиться с III Всероссийским съездом Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Это слияние произошло 13 января. Тем самым было завершено объединение рабочих и крестьянских Советов, что явилось яркой демонстрацией крепнущего союза рабочего класса и крестьянства — основы Советского государства.

Из «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа»

Принята III Всероссийским съездом Советов

3 (16) января 1918 года

  • 1) Россия объявляется Республикой Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Вся власть в центре и на местах принадлежит этим Советам.
  • 2) Советская Российская Республика учреждается на основе свободного союза свободных наций, как федерация Советских национальных республик.

II

Стазя своей основной задачей уничтожение всякой эксплуатации человека человеком, полное устранение деления общества на классы, беспощадное подавление эксплуататоров, установление социалистической организации общества и победу социализма во всех странах, III Всероссийский съезд Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов постановляет далее:

  • 1) …частная собственность на землю отменяется и весь земельный фонд объявляется общенародным достоянием и передается трудящимся без всякого выкупа, на началах уравнительного землепользования. Все леса, недра и воды общегосударственного значения, а равно и весь живой и мертвый инвентарь, образцовые поместья и сельскохозяйственные предприятия объявляются национальным достоянием.
  • 2) Как первый шаг к полному переходу фабрик, заводов, рудников, железных дорог и прочих средств производства и транспорта в собственность Советской Рабоче-Крестьянской Республики, подтверждается советский закон о рабочем контроле и о Высшем совете народного хозяйства в целях обеспечения власти трудящихся над эксплуататорами. Как первый удар международному банковому, финансовому капиталу III съезд Советов рассматривает советский закон об аннулировании (уничтожении) займов, заключенных правительствами царя, помещиков и буржуазии, выражая уверенность, что Советская власть пойдет твердо по этому пути вплоть до полной победы международного рабочего восстания против ига капитала.
  • 3) Подтверждается переход всех банков в собственность рабоче-крестьянского государства, как одно из условий освобождения трудящихся масс из-под ига капитала.
  • 4) В целях уничтожения паразитических слоев общества и организации хозяйства вводится всеобщая трудовая повинность.
  • 5) В интересах обеспечения всей полноты власти за трудящимися массами и устранения всякой возможности восстановления власти эксплуататоров декретируется вооружение трудящихся, образование социалистической Красной Армии рабочих и крестьян и полное разоружение имущих классов.

III

  • 1) Выражая непреклонную решимость вырвать человечество из когтей финансового капитала и империализма, заливших землю кровью в настоящей, преступнейшей из всех войн, III съезд Советов всецело присоединяется к проводимой Советской властью политике… достижения, во что бы то ни стало, революционными мерами демократического мира трудящимися, без аннексий и контрибуций, на основе свободного самоопределения наций.
  • 2) В тех же целях III съезд Советов настаивает на полном разрыве с варварской политикой буржуазной цивилизации, строившей благосостояние эксплуататоров в немногих избранных нациях на порабощении сотен миллионов трудящегося населения в Азии, в колониях вообще и в малых странах…

IV

III Всероссийский съезд Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов полагает, что теперь, в момент решительной борьбы народа с его эксплуататорами, эксплуататорам не может быть места ни в одном из органов власти. Власть должна принадлежать целиком и исключительно трудящимся массам и их полномочному представительству — Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов…

  • < Триумфальное шествие Советской власти
  • -> Начало строительства социалистической экономики и культуры >

hist-world.com

Основные характеристики и этапы строительства советской федерации

30 декабря 1922 г. на значительной части территории бывшей Российской империи появилось новое государство — Союз Советских Социалистических республик. Образование СССР явилось итогом сложного процесса национально-государственного строительства, в результате которого большевикам не только удалось остановить распад прежней России, но и создать предпосылки для последующего «собирания бывших имперских земель». Далеко не все формы и методы объединения национальных образований выдержали проверку временем. В ряде случаев были заложены «мины замедленного действия», которые сработали много лет спустя. Однако можно сказать, что образование Советского Союза являлось одним из крупнейших событий ХХ столетия.

После Октябрьской революции на территории бывшей Российской империи помимо РСФСР в разное время возникли Украинская, Белорусская, Азербайджанская, Армянская и Грузинская советские социалистические республики, а также Бухарская и Хорезмская народные республики и буферное государство — Дальневосточная республика.

В июне 1919 г. для более эффективной борьбы с иностранной интервенцией и «белым» движением между Российской Федерацией, УССР и БССР был заключен военно-политический союз. В соответствии с ним объединялись вооруженные силы республик и учреждалось единое военное командование. В 1920-1921 гг. к этому союзу присоединились три закавказские советские республики. Одновременно путем заключения двусторонних договоров военный союз был дополнен экономическим. Согласно ему республиканские органы, управлявшие основными отраслями промышленности, финансами и транспортом, подчинялись соответствующим наркоматам РСФСР. Вводилась единая денежная система.

Своеобразие этой «договорной федерации» состояло в том, что российские управленческие структуры, в том числе и внешнеполитические, играли и роль общегосударственных органов власти. Стержнем объединительного движения стала РКП(б), в которую на правах областных парторганизаций были включены республиканские компартии. Благодаря этому решения, принимаемые в Москве по военным и хозяйственным вопросам, становились обязательными для республиканских компартий и правительственных органов. Партийное единство дополнялось единством профсоюзным.

С окончанием гражданской войны политическое и экономическое сотрудничество республик углублялось путем заключения с РСФСР и между ними двусторонних соглашений о хозяйственном и дипломатическом союзе. На международной арене советские республики также тесно увязывали свои внешнеполитические платформы. Так, в подписании Рижского мирного договора с Польшей участвовали РСФСР и Украина. В то же время БССР передала свои полномочия российской делегации. При дипломатических контактах с Турцией Российская Федерация выступала единым фронтом с закавказскими советскими республиками. Значительный шаг в процессе укрепления дипломатического единства республик был сделан в 1922 г. в связи с проведением международной экономической конференции в Генуе.

Образование ЗСФСР

Соображения экономического и политического характера лежали в основе более тесного сближения закавказских республик. На этом пути приходилось преодолевать также и некоторые сложности в межнациональных отношениях. В апреле 1921 г. партийным органам на Кавказе Лениным были даны директивы обсудить вопрос об учреждении единого для региона хозяйственного органа и банка. Первые шаги в этом направлении были сделаны весной-летом того же года, когда Армения, Азербайджан и Грузия договорились объединить их национальные железнодорожные сети и подписали договор о внешнеторговом союзе.

В конце 1921 г. в Политбюро ЦК РКП(б) и Кавбюро ЦК РКП(б) обсуждались вопросы о создании федеративного союза республик Закавказья, предполагавшего единство в хозяйственной, финансовой, военной и внешнеполитической областях. Вместе с тем, против такого объединения высказался целый ряд руководителей Грузии и некоторые партийные работники Азербайджана.

12 марта 1922 г. в Тбилиси закавказские республики подписали Союзный договор. Согласно документу Азербайджан, Армения и Грузия, оставаясь независимыми и суверенными республиками, вступали в военно-политический и экономический союз, высшая власть в котором принадлежала полномочной конференции представителей их центральных исполнительных комитетов. Исполнительную власть должен был осуществлять объединенный орган управления — Союзный Совет. В его компетенцию входили вопросы, связанные с внешней политикой и торговлей, финансами, транспортом, военными делами и борьбой с контрреволюцией. Для согласования действий хозяйственных ведомств республик учреждался Высший экономический совет. Отношения с РСФСР предполагалось строить на основе Союзного договора. Федеративный союз просуществовал менее девяти месяцев. На состоявшемся в декабре 1922 г. I-м Закавказском съезде советов Азербайджана, Армении и Грузии он был преобразован в Закавказскую Социалистическую Федеративную Советскую Республику.

Образование Советского Союза

Параллельно с преобразованиями на Кавказе разрабатывались планы более тесного объединения всех советских республик. 10 августа 1922 г. во главе со Сталиным была учреждена комиссия, которой предстояло подготовить проект создания будущей федерации. В состав комиссии вошли представители как центра, так и республик. Итогом работы явился план, согласно которому новое государство предполагалось построить путем включения существовавших советских республик в РСФСР на правах автономий. Правительство Российской Федерации должно было оказаться во главе нового государства. Этот план получил наименование проекта «автономизации». Реакция республик на предложенный проект оказалась различной. Если Азербайджан, Армения и Белоруссия одобрили предложенный вариант, то Украина и, особенно, Грузия высказались против.

С точки зрения теоретических взглядов лидеров РКП(б) «автономизация» стояла ближе к унитарному государству, однако дальнейшее давление центра в этом направлении было чревато дополнительными осложнениями. Ленин, не имевший возможности по причине болезни участвовать в разработке проекта, расценил действия Сталина как «поспешные» и предложил объединить в федерацию равноправные республики. При этом общефедеративные органы власти должны были стоять над республиканскими. Сталин, охарактеризовав ленинскую позицию как «национал-либерализм», предпочел все же уступить.

В начале октября 1922 г. новый проект был утвержден ЦК РКП(б). Согласно документу республики, вступившие в СССР, обладали равными правами и всем им формально предоставлялось право свободного выхода из Союза. Вместе с тем, никогда в дальнейшем процедура такого выхода разработана не была. Схема Ленина нашла поддержку в советских республиках. Некоторые сложности вновь возникли лишь с грузинскими коммунистами. На этот раз они выступили за непосредственное членство Грузии в составе будущего СССР, возражая против ее вхождения в Советский Союз через ЗСФСР.

Дискуссии порой принимали острый характер. Однако, несмотря на это, центр проигнорировал точку зрения грузинских представителей. Конференция полномочных делегаций союзных республик, состоявшаяся в Москве 29 декабря 1922 г., утвердила проекты Декларации и Договора об образовании СССР. На следующий день, 30 декабря 1922 г., в Москве открылся I Всесоюзный съезд советов, который утвердил Декларацию и Договор об образовании СССР, подписанные РСФСР, Украиной, Белоруссией и ЗСФСР.

Юридически процесс образования Советского Союза был завершен с принятием 31 января 1924 г. II Съездом советов СССР Конституции СССР. В ней провозглашалось право вхождения в союз новых республик и выход из его состава ранее вошедших.

Источники и литература


Рекомендуемые страницы:

lektsia.com

Основные характеристики и этапы строительства советской федерации — КиберПедия

30 декабря 1922 г. на значительной части территории бывшей Российской империи появилось новое государство — Союз Советских Социалистических республик. Образование СССР явилось итогом сложного процесса национально-государственного строительства, в результате которого большевикам не только удалось остановить распад прежней России, но и создать предпосылки для последующего «собирания бывших имперских земель». Далеко не все формы и методы объединения национальных образований выдержали проверку временем. В ряде случаев были заложены «мины замедленного действия», которые сработали много лет спустя. Однако можно сказать, что образование Советского Союза являлось одним из крупнейших событий ХХ столетия.

После Октябрьской революции на территории бывшей Российской империи помимо РСФСР в разное время возникли Украинская, Белорусская, Азербайджанская, Армянская и Грузинская советские социалистические республики, а также Бухарская и Хорезмская народные республики и буферное государство — Дальневосточная республика.

В июне 1919 г. для более эффективной борьбы с иностранной интервенцией и «белым» движением между Российской Федерацией, УССР и БССР был заключен военно-политический союз. В соответствии с ним объединялись вооруженные силы республик и учреждалось единое военное командование. В 1920-1921 гг. к этому союзу присоединились три закавказские советские республики. Одновременно путем заключения двусторонних договоров военный союз был дополнен экономическим. Согласно ему республиканские органы, управлявшие основными отраслями промышленности, финансами и транспортом, подчинялись соответствующим наркоматам РСФСР. Вводилась единая денежная система.

Своеобразие этой «договорной федерации» состояло в том, что российские управленческие структуры, в том числе и внешнеполитические, играли и роль общегосударственных органов власти. Стержнем объединительного движения стала РКП(б), в которую на правах областных парторганизаций были включены республиканские компартии. Благодаря этому решения, принимаемые в Москве по военным и хозяйственным вопросам, становились обязательными для республиканских компартий и правительственных органов. Партийное единство дополнялось единством профсоюзным.

С окончанием гражданской войны политическое и экономическое сотрудничество республик углублялось путем заключения с РСФСР и между ними двусторонних соглашений о хозяйственном и дипломатическом союзе. На международной арене советские республики также тесно увязывали свои внешнеполитические платформы. Так, в подписании Рижского мирного договора с Польшей участвовали РСФСР и Украина. В то же время БССР передала свои полномочия российской делегации. При дипломатических контактах с Турцией Российская Федерация выступала единым фронтом с закавказскими советскими республиками. Значительный шаг в процессе укрепления дипломатического единства республик был сделан в 1922 г. в связи с проведением международной экономической конференции в Генуе.



Образование ЗСФСР

Соображения экономического и политического характера лежали в основе более тесного сближения закавказских республик. На этом пути приходилось преодолевать также и некоторые сложности в межнациональных отношениях. В апреле 1921 г. партийным органам на Кавказе Лениным были даны директивы обсудить вопрос об учреждении единого для региона хозяйственного органа и банка. Первые шаги в этом направлении были сделаны весной-летом того же года, когда Армения, Азербайджан и Грузия договорились объединить их национальные железнодорожные сети и подписали договор о внешнеторговом союзе.

В конце 1921 г. в Политбюро ЦК РКП(б) и Кавбюро ЦК РКП(б) обсуждались вопросы о создании федеративного союза республик Закавказья, предполагавшего единство в хозяйственной, финансовой, военной и внешнеполитической областях. Вместе с тем, против такого объединения высказался целый ряд руководителей Грузии и некоторые партийные работники Азербайджана.

12 марта 1922 г. в Тбилиси закавказские республики подписали Союзный договор. Согласно документу Азербайджан, Армения и Грузия, оставаясь независимыми и суверенными республиками, вступали в военно-политический и экономический союз, высшая власть в котором принадлежала полномочной конференции представителей их центральных исполнительных комитетов. Исполнительную власть должен был осуществлять объединенный орган управления — Союзный Совет. В его компетенцию входили вопросы, связанные с внешней политикой и торговлей, финансами, транспортом, военными делами и борьбой с контрреволюцией. Для согласования действий хозяйственных ведомств республик учреждался Высший экономический совет. Отношения с РСФСР предполагалось строить на основе Союзного договора. Федеративный союз просуществовал менее девяти месяцев. На состоявшемся в декабре 1922 г. I-м Закавказском съезде советов Азербайджана, Армении и Грузии он был преобразован в Закавказскую Социалистическую Федеративную Советскую Республику.



Образование Советского Союза

Параллельно с преобразованиями на Кавказе разрабатывались планы более тесного объединения всех советских республик. 10 августа 1922 г. во главе со Сталиным была учреждена комиссия, которой предстояло подготовить проект создания будущей федерации. В состав комиссии вошли представители как центра, так и республик. Итогом работы явился план, согласно которому новое государство предполагалось построить путем включения существовавших советских республик в РСФСР на правах автономий. Правительство Российской Федерации должно было оказаться во главе нового государства. Этот план получил наименование проекта «автономизации». Реакция республик на предложенный проект оказалась различной. Если Азербайджан, Армения и Белоруссия одобрили предложенный вариант, то Украина и, особенно, Грузия высказались против.

С точки зрения теоретических взглядов лидеров РКП(б) «автономизация» стояла ближе к унитарному государству, однако дальнейшее давление центра в этом направлении было чревато дополнительными осложнениями. Ленин, не имевший возможности по причине болезни участвовать в разработке проекта, расценил действия Сталина как «поспешные» и предложил объединить в федерацию равноправные республики. При этом общефедеративные органы власти должны были стоять над республиканскими. Сталин, охарактеризовав ленинскую позицию как «национал-либерализм», предпочел все же уступить.

В начале октября 1922 г. новый проект был утвержден ЦК РКП(б). Согласно документу республики, вступившие в СССР, обладали равными правами и всем им формально предоставлялось право свободного выхода из Союза. Вместе с тем, никогда в дальнейшем процедура такого выхода разработана не была. Схема Ленина нашла поддержку в советских республиках. Некоторые сложности вновь возникли лишь с грузинскими коммунистами. На этот раз они выступили за непосредственное членство Грузии в составе будущего СССР, возражая против ее вхождения в Советский Союз через ЗСФСР.

Дискуссии порой принимали острый характер. Однако, несмотря на это, центр проигнорировал точку зрения грузинских представителей. Конференция полномочных делегаций союзных республик, состоявшаяся в Москве 29 декабря 1922 г., утвердила проекты Декларации и Договора об образовании СССР. На следующий день, 30 декабря 1922 г., в Москве открылся I Всесоюзный съезд советов, который утвердил Декларацию и Договор об образовании СССР, подписанные РСФСР, Украиной, Белоруссией и ЗСФСР.

Юридически процесс образования Советского Союза был завершен с принятием 31 января 1924 г. II Съездом советов СССР Конституции СССР. В ней провозглашалось право вхождения в союз новых республик и выход из его состава ранее вошедших.

Источники и литература

  • Варес П., Осипова О. Похищение Европы или балтийский вопрос в международных отношениях ХХ в. Таллин: Издательство эстонской энциклопедии, 1992.
  • История национально-государственного строительства в СССР в переходный период от капитализма к социализму. Т. 1. М.: Мысль, 1979.
  • An Encyclopedia of World History / Compiled and edited by William L. Langer. Boston: Houghton Mifflin, 1952.

 

cyberpedia.su

Основные характеристики и этапы строительства советской федерации

30 декабря 1922 г. на значительной части территории бывшей Российской империи появилось новое государство — Союз Советских Социалистических республик. Образование СССР явилось итогом сложного процесса национально-государственного строительства, в результате которого большевикам не только удалось остановить распад прежней России, но и создать предпосылки для последующего «собирания бывших имперских земель». Далеко не все формы и методы объединения национальных образований выдержали проверку временем. В ряде случаев были заложены «мины замедленного действия», которые сработали много лет спустя. Однако можно сказать, что образование Советского Союза являлось одним из крупнейших событий ХХ столетия.

После Октябрьской революции на территории бывшей Российской империи помимо РСФСР в разное время возникли Украинская, Белорусская, Азербайджанская, Армянская и Грузинская советские социалистические республики, а также Бухарская и Хорезмская народные республики и буферное государство — Дальневосточная республика.

В июне 1919 г. для более эффективной борьбы с иностранной интервенцией и «белым» движением между Российской Федерацией, УССР и БССР был заключен военно-политический союз. В соответствии с ним объединялись вооруженные силы республик и учреждалось единое военное командование. В 1920-1921 гг. к этому союзу присоединились три закавказские советские республики. Одновременно путем заключения двусторонних договоров военный союз был дополнен экономическим. Согласно ему республиканские органы, управлявшие основными отраслями промышленности, финансами и транспортом, подчинялись соответствующим наркоматам РСФСР. Вводилась единая денежная система.

Своеобразие этой «договорной федерации» состояло в том, что российские управленческие структуры, в том числе и внешнеполитические, играли и роль общегосударственных органов власти. Стержнем объединительного движения стала РКП(б), в которую на правах областных парторганизаций были включены республиканские компартии. Благодаря этому решения, принимаемые в Москве по военным и хозяйственным вопросам, становились обязательными для республиканских компартий и правительственных органов. Партийное единство дополнялось единством профсоюзным.

С окончанием гражданской войны политическое и экономическое сотрудничество республик углублялось путем заключения с РСФСР и между ними двусторонних соглашений о хозяйственном и дипломатическом союзе. На международной арене советские республики также тесно увязывали свои внешнеполитические платформы. Так, в подписании Рижского мирного договора с Польшей участвовали РСФСР и Украина. В то же время БССР передала свои полномочия российской делегации. При дипломатических контактах с Турцией Российская Федерация выступала единым фронтом с закавказскими советскими республиками. Значительный шаг в процессе укрепления дипломатического единства республик был сделан в 1922 г. в связи с проведением международной экономической конференции в Генуе.

Образование ЗСФСР

Соображения экономического и политического характера лежали в основе более тесного сближения закавказских республик. На этом пути приходилось преодолевать также и некоторые сложности в межнациональных отношениях. В апреле 1921 г. партийным органам на Кавказе Лениным были даны директивы обсудить вопрос об учреждении единого для региона хозяйственного органа и банка. Первые шаги в этом направлении были сделаны весной-летом того же года, когда Армения, Азербайджан и Грузия договорились объединить их национальные железнодорожные сети и подписали договор о внешнеторговом союзе.

В конце 1921 г. в Политбюро ЦК РКП(б) и Кавбюро ЦК РКП(б) обсуждались вопросы о создании федеративного союза республик Закавказья, предполагавшего единство в хозяйственной, финансовой, военной и внешнеполитической областях. Вместе с тем, против такого объединения высказался целый ряд руководителей Грузии и некоторые партийные работники Азербайджана.

12 марта 1922 г. в Тбилиси закавказские республики подписали Союзный договор. Согласно документу Азербайджан, Армения и Грузия, оставаясь независимыми и суверенными республиками, вступали в военно-политический и экономический союз, высшая власть в котором принадлежала полномочной конференции представителей их центральных исполнительных комитетов. Исполнительную власть должен был осуществлять объединенный орган управления — Союзный Совет. В его компетенцию входили вопросы, связанные с внешней политикой и торговлей, финансами, транспортом, военными делами и борьбой с контрреволюцией. Для согласования действий хозяйственных ведомств республик учреждался Высший экономический совет. Отношения с РСФСР предполагалось строить на основе Союзного договора. Федеративный союз просуществовал менее девяти месяцев. На состоявшемся в декабре 1922 г. I-м Закавказском съезде советов Азербайджана, Армении и Грузии он был преобразован в Закавказскую Социалистическую Федеративную Советскую Республику.

Образование Советского Союза

Параллельно с преобразованиями на Кавказе разрабатывались планы более тесного объединения всех советских республик. 10 августа 1922 г. во главе со Сталиным была учреждена комиссия, которой предстояло подготовить проект создания будущей федерации. В состав комиссии вошли представители как центра, так и республик. Итогом работы явился план, согласно которому новое государство предполагалось построить путем включения существовавших советских республик в РСФСР на правах автономий. Правительство Российской Федерации должно было оказаться во главе нового государства. Этот план получил наименование проекта «автономизации». Реакция республик на предложенный проект оказалась различной. Если Азербайджан, Армения и Белоруссия одобрили предложенный вариант, то Украина и, особенно, Грузия высказались против.

С точки зрения теоретических взглядов лидеров РКП(б) «автономизация» стояла ближе к унитарному государству, однако дальнейшее давление центра в этом направлении было чревато дополнительными осложнениями. Ленин, не имевший возможности по причине болезни участвовать в разработке проекта, расценил действия Сталина как «поспешные» и предложил объединить в федерацию равноправные республики. При этом общефедеративные органы власти должны были стоять над республиканскими. Сталин, охарактеризовав ленинскую позицию как «национал-либерализм», предпочел все же уступить.

В начале октября 1922 г. новый проект был утвержден ЦК РКП(б). Согласно документу республики, вступившие в СССР, обладали равными правами и всем им формально предоставлялось право свободного выхода из Союза. Вместе с тем, никогда в дальнейшем процедура такого выхода разработана не была. Схема Ленина нашла поддержку в советских республиках. Некоторые сложности вновь возникли лишь с грузинскими коммунистами. На этот раз они выступили за непосредственное членство Грузии в составе будущего СССР, возражая против ее вхождения в Советский Союз через ЗСФСР.

Дискуссии порой принимали острый характер. Однако, несмотря на это, центр проигнорировал точку зрения грузинских представителей. Конференция полномочных делегаций союзных республик, состоявшаяся в Москве 29 декабря 1922 г., утвердила проекты Декларации и Договора об образовании СССР. На следующий день, 30 декабря 1922 г., в Москве открылся I Всесоюзный съезд советов, который утвердил Декларацию и Договор об образовании СССР, подписанные РСФСР, Украиной, Белоруссией и ЗСФСР.

Юридически процесс образования Советского Союза был завершен с принятием 31 января 1924 г. II Съездом советов СССР Конституции СССР. В ней провозглашалось право вхождения в союз новых республик и выход из его состава ранее вошедших.

Источники и литература

  • Варес П., Осипова О. Похищение Европы или балтийский вопрос в международных отношениях ХХ в. Таллин: Издательство эстонской энциклопедии, 1992.
  • История национально-государственного строительства в СССР в переходный период от капитализма к социализму. Т. 1. М.: Мысль, 1979.
  • An Encyclopedia of World History / Compiled and edited by William L. Langer. Boston: Houghton Mifflin, 1952.

 




infopedia.su

Основные характеристики и этапы строительства советской федерации

Поиск Лекций

30 декабря 1922 г. на значительной части территории бывшей Российской империи появилось новое государство — Союз Советских Социалистических республик. Образование СССР явилось итогом сложного процесса национально-государственного строительства, в результате которого большевикам не только удалось остановить распад прежней России, но и создать предпосылки для последующего «собирания бывших имперских земель». Далеко не все формы и методы объединения национальных образований выдержали проверку временем. В ряде случаев были заложены «мины замедленного действия», которые сработали много лет спустя. Однако можно сказать, что образование Советского Союза являлось одним из крупнейших событий ХХ столетия.

После Октябрьской революции на территории бывшей Российской империи помимо РСФСР в разное время возникли Украинская, Белорусская, Азербайджанская, Армянская и Грузинская советские социалистические республики, а также Бухарская и Хорезмская народные республики и буферное государство — Дальневосточная республика.

В июне 1919 г. для более эффективной борьбы с иностранной интервенцией и «белым» движением между Российской Федерацией, УССР и БССР был заключен военно-политический союз. В соответствии с ним объединялись вооруженные силы республик и учреждалось единое военное командование. В 1920-1921 гг. к этому союзу присоединились три закавказские советские республики. Одновременно путем заключения двусторонних договоров военный союз был дополнен экономическим. Согласно ему республиканские органы, управлявшие основными отраслями промышленности, финансами и транспортом, подчинялись соответствующим наркоматам РСФСР. Вводилась единая денежная система.

Своеобразие этой «договорной федерации» состояло в том, что российские управленческие структуры, в том числе и внешнеполитические, играли и роль общегосударственных органов власти. Стержнем объединительного движения стала РКП(б), в которую на правах областных парторганизаций были включены республиканские компартии. Благодаря этому решения, принимаемые в Москве по военным и хозяйственным вопросам, становились обязательными для республиканских компартий и правительственных органов. Партийное единство дополнялось единством профсоюзным.

С окончанием гражданской войны политическое и экономическое сотрудничество республик углублялось путем заключения с РСФСР и между ними двусторонних соглашений о хозяйственном и дипломатическом союзе. На международной арене советские республики также тесно увязывали свои внешнеполитические платформы. Так, в подписании Рижского мирного договора с Польшей участвовали РСФСР и Украина. В то же время БССР передала свои полномочия российской делегации. При дипломатических контактах с Турцией Российская Федерация выступала единым фронтом с закавказскими советскими республиками. Значительный шаг в процессе укрепления дипломатического единства республик был сделан в 1922 г. в связи с проведением международной экономической конференции в Генуе.

Образование ЗСФСР

Соображения экономического и политического характера лежали в основе более тесного сближения закавказских республик. На этом пути приходилось преодолевать также и некоторые сложности в межнациональных отношениях. В апреле 1921 г. партийным органам на Кавказе Лениным были даны директивы обсудить вопрос об учреждении единого для региона хозяйственного органа и банка. Первые шаги в этом направлении были сделаны весной-летом того же года, когда Армения, Азербайджан и Грузия договорились объединить их национальные железнодорожные сети и подписали договор о внешнеторговом союзе.

В конце 1921 г. в Политбюро ЦК РКП(б) и Кавбюро ЦК РКП(б) обсуждались вопросы о создании федеративного союза республик Закавказья, предполагавшего единство в хозяйственной, финансовой, военной и внешнеполитической областях. Вместе с тем, против такого объединения высказался целый ряд руководителей Грузии и некоторые партийные работники Азербайджана.

12 марта 1922 г. в Тбилиси закавказские республики подписали Союзный договор. Согласно документу Азербайджан, Армения и Грузия, оставаясь независимыми и суверенными республиками, вступали в военно-политический и экономический союз, высшая власть в котором принадлежала полномочной конференции представителей их центральных исполнительных комитетов. Исполнительную власть должен был осуществлять объединенный орган управления — Союзный Совет. В его компетенцию входили вопросы, связанные с внешней политикой и торговлей, финансами, транспортом, военными делами и борьбой с контрреволюцией. Для согласования действий хозяйственных ведомств республик учреждался Высший экономический совет. Отношения с РСФСР предполагалось строить на основе Союзного договора. Федеративный союз просуществовал менее девяти месяцев. На состоявшемся в декабре 1922 г. I-м Закавказском съезде советов Азербайджана, Армении и Грузии он был преобразован в Закавказскую Социалистическую Федеративную Советскую Республику.


Рекомендуемые страницы:

poisk-ru.ru

10.2. Национально-государственное строительство. История России [Учебное пособие]

10.2. Национально-государственное строительство

Образование СССР

В дореволюционной России 57 процентов населения составляли представители нерусских наций и народностей, поэтому национальный вопрос для партии, боровшейся за власть, составлял важнейшую часть ее программы. Основные требования по национально-государственному вопросу большевиками были сформулированы еще в первой программе РСДРП, принятой на II съезде в 1903 г. В ней содержались положения о равноправии всех наций и народностей, о праве наций на самоопределение. Впоследствии эти программные требования были усилены положением о праве наций на отделение и образование самостоятельных государств. Однако это право ставилось в прямую зависимость от революционной целесообразности и задач классовой борьбы пролетариата.

Накануне Октябрьской революции 1917 г. в условиях роста национального движения на территории России с целью завоевать его в качестве союзника на свою сторону В. И. Ленин сформулировал новый принцип национально-государственного строительства – образование «союза свободных республик», т. е. федерации (федерация – форма государственного устройства, при которой входящие в состав государства республики юридически обладают определенной самостоятельностью, имеют собственные конституции, законодательные, судебные органы и т. п.). Однако федерация рассматривалась вождем большевиков как этап в построении единого демократического государства. Федеративный принцип и право свободно решать вопрос о вхождении в советскую федерацию был законодательно закреплен в «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа» (январь 1918 г.) и в Конституции РСФСР 1918 г.

В течение 1917–1918 гг. правом на отделение воспользовались Финляндия, Польша, Тува и некоторые другие территории. В отношении других наций и народностей, населявших обширные пространства России, правительство большевиков проводило политику, направленную на сохранение их в составе сильной и единой страны, так как децентрализованная Россия не смогла бы выстоять в «капиталистическом окружении».

В своем стремлении воссоздать единое государство руководство партии большевиков опиралось на централизованные коммунистические и военные структуры, которые пронизывали все политически обособившиеся территории бывшей империи, учитывали исторически сложившуюся хозяйственную взаимозависимость территорий досоветской России.

В течение 1917–1922 гг. процесс национально-государственного строительства протекал в двух направлениях. На территории РСФСР были образованы республиканские и областные автономии (Башкирская, Татарская, Дагестанская автономные советские республики, Бурят-Монгольская, Калмыцкая, Марийская, Чувашская автономные области и др.). На территории Средней Азии была создана Туркестанская автономная республика в составе РСФСР.

На окраинах бывшей Российской империи образовались суверенные советские республики, формально независимые от Москвы: Украинская ССР (декабрь 1917 г.), Белорусская ССР (январь 1919 г.), Азербайджанская ССР (апрель 1920 г.), Армянская ССР (ноябрь 1920 г.), Грузинская ССР (февраль 1921 г.).

С возникновением суверенных республик появились предпосылки к их объединению. Это – однотипная советская государственная система, сосредоточение власти в руках единой большевистской партии (республиканские компартии входили в РКП(б) на правах областных организаций).

В годы Гражданской войны сложился военно-политический союз советских республик. Летом 1919 г. ВЦИК при участии представителей советских республик издал декрет «Об объединении Советских республик России, Украины, Латвии, Литвы, Белоруссии для борьбы с империализмом». Признавая независимость и право республик на самоопределение, было решено объединить их военные, хозяйственные, финансовые и железнодорожные организации. В сложных условиях войны удалось создать единую военную организацию республик.

Шесть советских социалистических республик – РСФСР, УССР, БССР, Азербайджанская ССР, Армянская ССР, Грузинская ССР и две народные советские республики – Бухарская и Хорезмская продолжали сближение уже в условиях мира. Укреплялись экономические и политические связи между ними. В 1920–1921 гг. между РСФСР и другими советскими республиками были заключены договоры о военно-хозяйственном союзе. В период подготовки к международной конференции по экономическим и финансовым вопросам в Генуе сложился дипломатический союз республик: делегация РСФСР на конференции в апреле-мае 1922 г. представляла интересы всех советские республик и ДВР.

В марте 1922 г. Грузия, Армения, Азербайджан заключили договор об образовании Закавказской Социалистической Федеративной Советской Республики (ЗСФСР).

Летом того же года процесс объединения вступил в завершающую стадию. В августе 1922 г. была создана комиссия для подготовки вопроса о взаимоотношениях РСФСР и независимых национальных советских республик во главе с И. В. Сталиным. Комиссия разработала проект, предусматривавший вхождение Украины, Белоруссии, Закавказских республик в РСФСР на правах автономий. Вопрос об остальных республиках оставался открытым. Сталинский план получил название проекта «автономизации». ВЦИК и СНК РСФСР становились высшими органами власти в новом государстве, а большинство наркоматов республик подчинялись соответствующим наркоматам РСФСР. Проект И. В. Сталина одобрили ЦК компартий Азербайджана и Армении. Против выступили Украина и Грузия. В. И. Ленин признал идею автономизации политически ошибочной и направил членам Политбюро письмо «Об образовании СССР», в котором подчеркивал, что РСФСР должна признать себя равноправной с другими республиками и «вместе и наравне с ними» войти в новый союз суверенных и равноправных республик.

В октябре 1922 г. был разработан проект Союзного договора, а 30 декабря 1922 г. съезд полномочных представителей РСФСР, Украины, Белоруссии и Закавказской федерации (I съезд Советов СССР) принял Декларацию и Договор об образовании Союза Советских Социалистических Республик. Создание Союза было законодательно оформлено. Делегаты избрали Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК) СССР в составе 371 члена и 138 кандидата. В январе 1924 г. II Всесоюзный съезд Советов одобрил Конституцию СССР.

Конституция СССР 1924 г.

Идеологическое заявление, открывавшее Конституцию, определяло в качестве исторической цели Союза Советских Социалистических республик объединение международного пролетариата во всемирную советскую республику. Союзные республики в составе СССР свободно объединялись в единое федеративное государство; формально эти республики пользовались правом выхода из Союза. Сохранялось прежнее различие в избирательной системе для жителей города и деревни.

Главное внимание в Основном Законе уделялось факту конституционного закрепления образования СССР, прав Союза ССР и союзных республик; определялась система высших государственных органов Союза ССР и союзных республик.

Конституция СССР 1924 г. состояла из двух разделов: Декларации и Договора об образовании СССР. В Декларации указывались причины объединения советских республик в союзное государство, провозглашались принципы объединения. Договор содержал статьи, определяющие предметы ведения высших органов власти СССР, суверенные права союзных республик, союзное гражданство и др.

Высшим органом власти СССР являлся съезд Советов СССР. В период между съездами – двухпалатный ЦИК СССР. Он состоял из равноправных Союзного Совета, который избирался из представителей республик пропорционально численности их населения, и Совета национальностей, который образовывался из представителей союзных и автономных республик (по 5 депутатов от каждой) независимо от численности населения и по 1 представителю от автономной области. Двухпалатная структура ЦИК СССР обеспечивала как общие интересы союзного государства, так и специальные интересы республик и областей. ЦИК СССР принимал кодексы, декреты, постановления, распоряжения, объединял работу по законодательству и управлению Союзом ССР, определял круг деятельности Президиума ЦИК и Совета Народных Комиссаров. Законы вступали в силу лишь после одобрения их обеими палатами.

Между сессиями ЦИК СССР высшим законодательным, исполнительным и распорядительным органом власти СССР был Президиум ЦИК СССР, избиравшийся в количестве 21 члена на совместном заседании палат. ЦИК мог приостанавливать и отменять постановления СНК и наркоматов СССР, ЦИК и СНК союзных республик. Постановления съездов Советов союзных республик Президиум ЦИК был вправе только приостанавливать. Президиум ЦИК был ответственен перед ЦИК СССР.

В соответствии с Конституцией исполнительным и распорядительным органом ЦИК СССР являлся Совет Народных Комиссаров СССР, который образовывался в составе председателя СНК, его заместителей и 10 народных комиссаров. Наркоматы непосредственно руководили отдельными отраслями государственными управления.

Согласно Конституции 1924 г. народные комиссариаты СССР и союзных республик подразделялись на три категории. Первая включала пять общесоюзных комиссариатов, не имевших аналогов в республиках – иностранных дел, военных и морских дел, внешней торговли, путей сообщения, почт и телеграфов. Подведомственные им государственные дела состояли исключительно в компетенции СССР. Центральная власть полностью контролировала как принятие, так и выполнение решений по вопросам их ведения.

Ко второй категории – «объединенных комиссариатов» – были отнесены Высший совет народного хозяйства (ВСНХ), комиссариаты труда, продовольствия, финансов и рабоче-крестьянской инспекции. Такие комиссариаты действовали как в центре, так и в республиках. Республиканский народный комиссариат был ответствен за выполнение решений, принимаемых центральной властью.

В эту же категорию было включено и образованное в 1923 г. Объединенное государственное политическое управление (ОГПУ) в целях, как указывалось в специальной главе Конституции, «объединения революционных усилий союзных республик по борьбе с политической и экономической контрреволюцией, шпионажем и бандитизмом».

Наконец, шесть народных комиссариатов – внутренних дел, юстиции, просвещения, здравоохранения, социального обеспечения и по делам национальностей – составляли третью категорию. Это были республиканские органы, каковых не было в составе союзного правительства.

Национальный вопрос в 20-е гг.

В основу образования субъектов федерации был положен национально-территориальный принцип, и преобладающая часть относительно многочисленных наций и народностей, компактно проживающих на определенной территории, получала атрибуты государственности разного уровня. На территории Средней Азии были образованы Узбекская и Туркменская ССР, вступившие в 1925 г. в СССР. В том же году в состав РСФСР была включена вновь созданная Киргизская АССР. В 1929 г. была образована Таджикская ССР, в 1936 – Казахская ССР и Киргизская ССР. Азербайджан, Армения и Грузия после упразднения в 1936 г. Закавказской федерации непосредственно вошли в состав СССР.

Совершенствовались автономные отношения. В первой половине 20-х гг. были образованы автономные республики – немцев Поволжья, Бурят-Монгольская и др. в составе РСФСР, Аджарская и Абхазская – в составе Грузии, Нахичеванская – в составе Азербайджана, Молдавская с центром в Тирасполе – в составе УССР. В середине 30-х гг. в состав СССР входило 11 союзных и 22 автономные республики, 9 автономных областей и 10 национальных округов.

Образование СССР и принятие Конституции еще не означало окончательного урегулирования всех национальных проблем. Решение национального вопроса в условиях Союза ССР предполагало экономическое и культурное развитие отсталых бывших окраин российской империи за счет, как правило, перекачки материальных средств из РСФСР, а внутри нее – из великорусских областей в автономные образования.

К началу 30-х гг. произошли значительные сдвиги в области национальных отношений. Большинство народов бывшей царской России обрели свою государственность. Были сделаны первые шаги по пути преодоления фактического неравенства – ликвидации разрыва в экономическом, культурном и т. д. отношении между нациями и народностями.

В 1932 г. ВЦИК отмечал, что достигнуты крупные успехи в увеличении удельного веса представителей коренных национальностей в аппарате управления автономных республик и областей. Хозяйственный и культурный подъем советских республик сопровождался дальнейшим ростом национального самосознания коренных народов, стремлением к реальному утверждению собственной национальной государственности и суверенитета, что, однако, нередко вступало в противоречие с унитаризмом центра.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *