Статуя афродиты – Древнегреческие скульптуры. Самые знаменитые скульптуры – ТОП10

Содержание

Известные статуи Афродиты-Венеры: mazayka_urza

СС конца V в. до н. э. и особенно в период эллинизма Афродита во всей греческой ойкумене стала в первую очередь олицетворять богиню любви и красоты. А потому её скульпторы любили создавать статуи этой красивейшей богини.

Афродита Книдская

Не всегда Афродиту изображали нагой, как мы привыкли её видеть. Первым кто решился дерзнуть и изобразить богиню обнаженным, был греческий скульптор Пракситель, лучший из ваятелей (350—330 гг. до н. э.). Согласно легенде, натурой мастеру послужила его возлюбленная гетера Фрина, что вызвало большой скандал.
Афиней продолжает: «Но еще более прекрасны были те части тела Фрины, которые не принято показывать, и увидеть ее обнаженной было совсем не просто, потому что обычно она носила плотно облегающий хитон и не пользовалась публичными банями. Но когда вся Греция собралась в Элевсинии на праздник Посейдона, она на глазах у всех сняла с себя одежду, распустила волосы и нагая вошла в море; именно это подсказало Апеллесу сюжет для его Афродиты Анадиомены. Знаменитый скульптор Пракситель также был одним из поклонников Фрины и использовал ее как модель для своей Афродиты Книдской».
Его прославленная мраморная статуя стояла в храме на острове Книде. Плиний, назвавший ее лучшей скульптурой в мире, писал, что многие отправлялись на Книд только для того, чтобы увидеть это гениальное произведение. Глядя на статую, все понимали, почему в знаменитом мифе о суде Париса Афродита победила Афину и Геру.
Как сообщает древнеримский писатель Плиний, Пракситель одновременно изваял две статуи – одну, как было принято, покрытую одеждой, другую – обнаженную. Жители Коса, для которых выполнялся заказ, модерна не поняли, поэтому купили статую в одежде. Об этой работе потом пропал и слух.

«Афродита Браски». I в. до н. э. Глиптотека. МюнхенСтатуя изображает полностью обнажённую женщину, прикрывающую лоно правой рукой. Это относит её к категории Venus Pudica (Венера Стыдливая), куда также входят Капитолийская и Медичейская Венеры. Богиня держит в руках ткань, складки которой спускаются на кувшин (с точки зрения конструкции это становится еще одной дополнительной опорой). Высота скульптуры составляла 2 метра, материал — паросский мрамор (Пракситель не любил бронзу).Предполагают, что статуя была вывезена в Константинополь и там погибла во время восстания Ника в 532 году, когда почти половина города была сожжена и уничтожена. До настоящего времени скульптура дошла до нас только в повторах и копиях (около пятидесяти).
Пракситель. Голова Афродиты Книдской (Афродита Кауфмана). ЛуврФилософ Платон под впечатлением от творения Праксителя написал две эпиграммы:

В Книд чрез пучину морскую пришла Киферея-Киприда,
Чтобы взглянуть на свою новую статую там,

И, осмотрев ее всю, на открытом стоящую месте,

Вскрикнула: «Где же нагой видел Пракситель меня?»
Нет, не Пракситель тебя, не резец изваял, а сама ты

Нам показалась такой, как ты была на суде.

Афродита Книдская из коллекции Ватиканского музея является, пожалуй, наиболее верной копией.

К этому же типу относится и Венера Капитолийская.

Палаца Нуово

Афродита Анадиомена

Не меньшей славой пользовалась картина Апеллеса, нарисовавшего Афродиту Анадиомену (выходящую из моря). Леонид Тарентский (III в. до н. э.) так описал эту картину:

Киприду, вставшую из лона вод
И мокрую еще от пены, Апеллес
Не написал здесь, нет! — воспроизвел живой,
Во всей ее пленительной красе. Смотри:
Вот руки подняла, чтоб выжать волосы,
И взор уже сверкает страстью нежною,
И — знак расцвета — грудь кругла, как яблоко.
Афина и жена Кронида говорят:
«О Зевс, побеждены мы будем в споре с ней».

Некоторые ученые считают фреску из Помпей римской копией прославленной греческой картины. Едва ли это соответствует действительности, фреска не походит на описание картины, оставленное в своей прекрасной эпиграмме Леонидом Тарентским (III в. до н.э.). Но я все равно её приведу, поскольку она мне нравится. Особенно цветовая гамма.
Под именем Афродиты Анадиомены известны все статуи этой богини, на которых Афродита изображена выжимающей свои роскошные волосы. В переводе с древнегреческого языка слово Анадиомена (ἀναδυομένη) значит «выныривающая».
Вдохновленный картиной Апеллеса скульптор Полихарм сделал статую Афродиты Анадиомены. Как и произведение Праксителя, она в разнообразных вольных копиях воспроизводилась в течение нескольких столетий.

Афродита, (Анадиомена), римская копия, 1 век до нашей эры


Афродита, выходящая из воды (Анадиомена), римская копия

Афродита Родосская, 2 век до нашей эры

Венера Сиракузская. 2 в. н. э

Афродита Анадиомена, Рим (Aphrodite Chiaramonti)



Афродита Киренская. 2 век н.э.

Венера Каллипига (Венера Прекраснозадая)

Оригинал ок. 225 г до н. э., Статуя приподнимает одежду, демонстрируя свои красоты. Найдена в Золотом доме Нерона. Спиралеобразное построение композиции позволяет фигуре выглядеть одинаково выигрышно с любой точки. Хранится в Национальном археологическом музее Неаполя с 1802 г, дар папы Бенедикта XVII. В период викторианский считалась крайне неприличной (одному английскому художнику потребовалось специальное разрешение на то, чтобы ему позволили её зарисовать в альбом).

Венера из Арля (Венера Арлезианская)
Хранится в Лувре, была найдена в 1651 г на развалинах античного театра Арля (Франция) в виде трёх разрозненных фрагментов. Голова была отделена от тела, а руки утрачены. В нынешний вид её привел Франсуа Жирардон. По-видимому, «Венера из Арля» восходит ко второй знаменитой Афродите работы Праксителя — Афродите Косской.

Афродита в садах (Aphrodite I en Kipois)
Дошла до нас только в не всегда внятных репликах. Работа ученика Фидия — Алкамена представляла собой спокойно стоящую богиню, слегка склонившую голову и изящным движением руки откидывающую с лица покрывало; в другой руке она держала яблоко, дар Париса.. Время создания статуи — 2-я пол. 5 в. до н. э., древность ощущается и в том, что богиня не разоблачена окончательно, пусть одеяния и облегают её достаточно откровенно. В Аттике даже существовал особый культ Афродиты Урании в Садах. Афродита представлялась как богиня плодородия, вечной весны и жизни. Отсюда эпитеты богини: «Афродита в садах», «священносадовая», «Афродита в стеблях», «Афродита на лугах».

К типу Афродита в садах относится статуя Венера-Прародительница. Она выступает здесь как прародительница правящего рода Юлиев. Именно ей Цезарь поставил на Форуме. Иногда также по месту находки называется «Aphrodite Frejus». Относится к типу «Афродиты в садах», избранного, видимо, благодаря заметной скромности и целомудрию, отличавших статую 5-го века от изображений богини в другой функции.

Венера Медичи (Медицейская)
Была раскопана в 1677 г. на портике Октавиана в Риме в виде 11 фрагментов. Римская копия с оригинала Клеомена 1 в. до н. э.С неё Сандро Боттичелли взял позу своей рождающейся Афродиты.

Венера Милосская
Была найдена в 1820 г. на Милосе, одном из Кикладских островов Эгейского моря, от которого получила свое название. Руки ее были утрачены уже после находки, в момент конфликта между французами, которые хотели отвезти ее в свою страну, и турками, которые имели то же намерение. Венера Милосская — самая известная из всех статуй в мире. Хранится в Лувре. Надпись гласит, что сделал ее Александр — или Агесандр, неразборчиво. Ок. 130-120 г. до н.э. Пропорции Венеры Милосской — 86х69х93 при росте 164 (в пересчете на рост 175 пропорции 93х74х99).

Афродита, Пан и Эрос
Скульптура с острова Делос. Ок. 100 г до н. э. Национальный археологический музей Афин.

Купающаяся Венера, она же Венера Дайдоласа
Представлена в копиях. Оригинал был создан во 2-й пол. 3 в. до н.э.

Ватикан

Она же из Вифинии
Венера Мазарини
Относящаяся примерно к 100-200 гг. г.э. эта римская копия была найдена на территории Рима около 1509 г. (спорно). Точно так же спорен тот факт, что когда-то эта скульптура принадлежала знаменитому кардиналу Мазарини, что не помешало ей получить подобное прозвание. Выделяется, пожалуй, тем, что она — одна из немногих, обладающих именем и находящихся на территории США. Музей Гетти.

Венера Эквилинская
Была откопана в Риме в 1874 г., и с того момента находится в Капитолийских музеях (1 в. до н.э.). Есть вариант и в Лувре. Руки ей восстанавливать не стали. Английский художник Edward Poynter попытался реконструировать их хотя бы визуально в своей картине «Diadumene«, предположив, что статуя изображала женщину, подбирающую волосы перед купанием. Предположение основывается на том, что сзади на голове богини виден остаток от руки — мизинец. Следует также упоминуть версию, что эта статуя является изображением Клеопатры — поскольку на вазе, на которую накинуты драпировки, изображена кобра — атрибут египетской царицы

Афродита Синуэсская
Найденная в 1911 г. в местечке Мондрагоне (античный город Синуэсса) при возделывании виноградника, эта статуя, которую относят к 4 в. до н.э. в настоящий момент находится в Неаполе, Национальном музее.

Венера из Капуи
Вариант того, как могла бы выглядеть Венера Милосская. Одной ногой богиня в этом варианте опирается на шлем, что, видимо, должно выразить идею об ее победоносном могуществе — идею о том, что против ее власти ничто не может устоять (Афродита-Никифорос, т.е. Победительница). В руке, предположительно, она держала полированный щит, в который смотрелась, как в зеркало. Хранится в Неаполе. Считается, что эта статуя может быть копией произведения Лисиппа. 330 — 320 гг. до н.э.

Венера Таврическая Стату
я, найденная в окрестностях Рима в 1718 г и приобретенная Петром I, экспонируется в Эрмитаже и представляет собой переработанный тип Афродиты Книдской. Согласно письменным источникам, папа, который запретил вывозить древности из Италии, в конце концов, обменял её на мощи св. Бригитты, возвращенные Петром. Имя «Таврическая» статуя приобрела от названия Таврического сада, в котором по прибытии была выставлена.

Венера Хвощинского
Вторая из находящихся в России Венер хранится на Волхонке, в ГМИИ им. Пушкина и также восходит к праксителевской Афродите Книдской. Своё прозвание она получила по имени приобретшего её собирателя.

mazayka-urza.livejournal.com

Афродита Милосская -статуя богини любви

Афродита (Венера) Милосская. Около 300 до н.э. Мрамор. Лувр. Париж.

Весной 1820 г. греческий крестьянин с острова Милоса по имени Юргос, копая землю, почувствовал, что его лопата, глухо звякнув, натолкнулась на что-то твердое.
Юргос принялся копать и обнаружил статую очень красивой женщины из белоснежного мрамора, помещенную в каменной нише. Тот, кому когда-то принадлежала эта статуя, видимо, очень дорожил ею и сделал все возможное, чтобы на нее не влияло время. Как свидетельствует надпись (впоследствии ее прочитали ученые), автора изваяния звали Агесандр, или Александр (точно установить не удалось), ибо несколько букв стерлось. Жил он в конце III или начале II в. до н. э. Полуобнаженная фигура, сильная и одновременно женственная, — такой изобразил скульптор Афродиту, богиню любви. Мягкие складки одеяния подчеркивают красоту и упругость обнаженного тела. В зависимости от того, откуда смотреть на статую, она кажется то гибкой и подвижной, то спокойной и сосредоточенной. Удивительную жизненность придает богине и посадка головы немного влево и чуть вниз. Богиня любви, она чуть торжественна в своей возвышенной и строгой красоте и в то же время глубоко человечна.

Остров Милос принадлежал в те времена Турции. Иностранцы посещали его редко, и поэтому покупателя на удивительную находку найти было трудно. Юргос уступил ее за бесценок местному священнику, который задумал принести ее в дар кому-то из султанских вельмож.
В это время о находке узнал французский посол в Турции и послал на Милос своего секретаря на военном корабле. Французы прибыли в тот момент, когда статую грузили на турецкое судно. Секретарь попытался тут же в порту перекупить замечательное творение греческого искусства, но священник категорически отказался.
Тогда французы решили отнять драгоценную статую силой. Завязалась драка. Турецких матросов было меньше, чем французских военных моряков, и им пришлось уступить, но статуя при этом потеряла обе руки.

Французский посол отправил находку Юргоса — «Афродиту (Венеру) Милосскую» (так ее назвали в честь острова, где она была найдена) в Париж, в музей Лувр. Там ее поместили в отдельном зале, как одно из самых больших сокровищ этого музея.
Излюбленными изображениями в III-I в.в. до н.э. становятся изображения резвящихся нимф, сатиров, амуров и богини любви — Афродиты. И в Лувре, и в Эрмитаже, и в других музеях мира можно найти множество подобных произведений. Но ни одно из них не сравнится по своей известности с Афродитой Милосской ( II век до н.э. ).
Когда посетители входят в Лувр, то они обычно задают два вопроса: как пройти к Венере Милосской ( этим римским именем называют еще греческую богиню ) и где находится Джоконда?

Фигура богини любви лишена рук, покрыта щербинами, но однажды увидев ее уже никогда не забудешь ее красоты и гордого образа. Легкий наклон небольшой головы на стройной шее, одно плечо чуть приподнято, второе немного опущено, гибкий, изогнутый стан. Нежность и мягкость кожи оттенена соскользнувшей на бедра накидкой. И невозможно оторвать взгяд от пронизанной женственностью и лиризмом скульптуры, ни на минуту не сомневаясь, что перед глазами совершенство — богиня любви.

Афродиту Милосскую долго относили к периоду поздней классики. Величавость осанки, плавность контуров, спокойствие лица делают ее близкой произведениям IV века до н.э.. Вместе с тем, удлиненные пропорции, изображение волос, складок накидки, приемы обработки мрамора говорят о более позднем , где-то на два столетия, изображении Венеры. Возможно автора просто вдохновляли более ранние произведения.
  

Глеб Успенский  писал :»Художник создал вам образчик такого человеческого существа, которое вы, считающий себя человеком и живущий в теперешнем человеческом обществе, решительно не можете себе представить способным принять малейшее участие в том порядке жизни, до которого вы дожили… Желание выпрямить, высвободить искалеченного теперешнего человека… для светлого будущего радостно возникает в душе». В этих словах отражена мечта русского писателя о гармоничном, совершенном человеке, которого он не мог найти в современном ему мире.

worldartdalia.blogspot.com

богиня любви и красоты. Миф о богине Афродите :: SYL.ru

Древнегреческая мифология знакома каждому из нас с детства благодаря школьной программе. Увлекательными историями о похождениях богов, живущих на Олимпе, современные ребята зачитываются ничуть не меньше, чем это делали их родители и бабушки с дедушками. Сложно встретить сегодня человека, который не знал бы, кто такие Зевс, Посейдон, Афина или Арес. Самой известной героиней античных мифов является Афродита — богиня любви и красоты, вечно юная обитательница Олимпа. У древних римлян она ассоциировалась с Венерой.

Сфера влияния богини

Греки считали Афродиту покровительницей весны, цветения и плодородия. Они были уверены, что вся красота, существующая на планете — это дело её рук. У богини просили благосклонности влюблённые, надеясь сохранить свои чувства до конца жизни. Её восхваляли художники, поэты и скульпторы, прославляющие в своих произведениях красоту и любовь. К Афродите относились как к богине, предпочитающей мир войне и жизнь — смерти, поэтому к ней обращались все те, кто мечтал о спокойном процветании и избавлении от гибели. Она была настолько могущественна, что её воле подчинялись не только простые люди и животные, но и обитатели Олимпа. Единственными персонажами, на кого не действовали чары прекрасной богини, были Афина, Артемида и Гестия.

Внешность

Согласно античным мифам, Афродита отличалась невероятной красотой. Греки представляли её высокой, статной, с очень нежными чертами лица. У богини были длинные волосы золотистого цвета, которые обрамляли её голову, словно венок. Ей прислуживали Оры и Хариты, покровительствовавшие красоте и грации. Они расчёсывали её золотые локоны и надевали на неё прекраснейшие наряды. Когда Афродита спускалась с Олимпа, распускались цветы, а солнце на небе начинало светить ярче. Дикие звери и птицы, не в силах устоять перед невероятной красотой богини, сбегались к ней со всех сторон, и спокойно ходила она по земле в их окружении.

Любовные похождения

Афродита — древнегреческая богиня, славившаяся своими романами как с подобными себе, так и с простыми людьми. Она обладала силой влюблять в себя множество мужчин. Будучи женой некрасивого и хромого бога Гефеста, покровителя огня и кузнечного дела, она утешалась тем, что вступала в любовные связи на стороне. Не родив своему супругу ни одного ребёнка, она одаривала наследниками других своих поклонников. От отношений с богом войны Аресом у Афродиты появилось 5 детей (Деймос, Фобос, Эрос, Антэрос и Гармония). От связи с покровителем виноделия Дионисом у неё родился сын Приап. Красотой Афродиты был сражён также бог торговли Гермес. Ему она подарила сына Гермафродита. Среди её любовников были не только могущественные жители Олимпа, но и простые смертные. Так, закрутив роман с царём дарданцев Анхисом, Афродита родила ещё одного сына — героя Троянской войны Энея.

Афродита — богиня, олицетворявшая собой невероятный эротизм и сладострастие. В отличие от простых женщин, она никогда не позволяла себе становиться жертвой любви. Все её отношения происходили исключительно по её воле. В связях с мужчинами у неё не было постоянства, она всегда была открыта для новых чувств.

История появления на свет богини любви и красоты

Весьма интересным является миф о богине Афродите, повествующий о её рождении. По древнему приданию, титан Кронос сильно разозлился на своего отца Урана (покровителя неба), отсёк серпом его гениталии и выбросил их в море. Кровь из детородных органов смешалась с морской водой, в результате образовалась белоснежная пена, из которой и появилась на свет прекрасная Афродита. Богиня любви родилась недалеко от греческого острова Киферы, затем лёгкий ветерок отнёс её по волнам к Кипру, где она и вышла на берег (по этой причине её иногда называют Кипридой). Примечательно, что Афродита никогда не была ребёнком, она появилась на свет из морской пены совершенно взрослой. Взойдя на Олимп, дочь Урана покорила своей красотой всех его обитателей.

Существует ещё одна версия рождения древнегреческой богини. Согласно ей, родителями Афродиты были главный олимпийский бог Зевс и морская нимфа Диона, а появилась она на свет самым традиционным способом. Автором этой версии является древнегреческий легендарный поэт Гомер.

Характер

Афродита — богиня Древней Греции, ставшая героиней множества античных мифов. Как любой женщине, ей свойственно быть разной. В одних преданиях Афродита – великодушная повелительница человеческих жизней, в других – капризная красавица, а в третьих – жестокая вершительница судеб, гнева которой невозможно избежать.

Миф о Пигмалионе

По одному из преданий, обитал когда-то на Кипре талантливый художник Пигмалион. Он ненавидел представительниц слабого пола и жил отшельником, не позволяя себе влюбиться и создать семью. Однажды он создал из слоновой кости статую женщины неописуемой красоты. Скульптура была сделана мастером очень искусно, и казалось, что она вот-вот заговорит и зашевелится. Пигмалион часами мог любоваться созданной им женщиной и не заметил, как влюбился в неё. Он шептал ей ласковые слова, целовал её, дарил ей драгоценности и наряды, однако статуя оставалась неподвижна и нема. Больше всего на свете хотел Пигмалион, чтобы созданная им красавица ожила и ответила взаимностью на его чувства.

В дни, когда у греков было принято почитать Афродиту, принёс Пигмалион ей богатую жертву и попросил, чтобы послала она ему в жёны девушку, похожую на ту, которую он создал из слоновой кости. Всемогущая Афродита решила сжалиться над талантливым мастером: она оживила прекрасную девушку и вселила в неё взаимные чувства к своему создателю. Таким образом богиня вознаградила Пигмалиона за искреннюю и преданную любовь, которую он испытывал к статуе.

Повествование о Нарциссе

Богиня красоты Афродита была благосклонна только к тем людям, которые высоко почитали её. Тех же, кто противился её власти и отказывался от её даров, она немилосердно наказывала. Так случилось с прекрасным юношей Нарциссом, сыном речного бога и нимфы. Он был очень красив, и все, кто видел его, сразу же влюблялись в него. Но гордый Нарцисс никому не отвечал взаимностью.

Однажды влюбилась в красивого юношу нимфа Эхо. Однако Нарцисс гневно отверг её, заявив, что лучше умрёт, чем будет всегда с ней. Неудача постигла и другую нимфу, которая тоже имела неосторожность полюбить его. Обидевшись, она пожелала гордому Нарциссу испытать безответную любовь, дабы понять, что чувствует отвергнутый человек. Афродита сильно разозлилась на юношу, ведь он пренебрегал своей красотой – даром, посланным ему богиней. За гордыню и холодность по отношению к другим она решила его жестоко покарать.

Гуляя как-то по лесу, захотел Нарцисс напиться воды. Склонившись над ручейком с чистой прозрачной водой, он увидел в нём своё отражение и страстно влюбился в него. Его чувства были настолько сильны, что он перестал есть и спать. Он думал о прекрасном юноше постоянно, однако, видя его в воде, не мог к нему даже прикоснуться. И однажды понял Нарцисс, что полюбил сам себя. От этого открытия ему стало ещё хуже. Постепенно силы покидали красавца, он понимал, что погибает, но не мог оторваться от своего отражения в воде. В страданиях по самому себе он и умер, а на месте его смерти вырос белый цветок с душистым ароматом, который в его честь стали называть нарциссом. Так поплатился юноша перед Афродитой за свою гордыню и пренебрежение дарованной ему красотой.

Печальная история об Адонисе

Афродите, жестоко покаравшей Нарцисса, пришлось и самой страдать от любви и неблагосклонности судьбы. У кипрского царя был сын Адонис. Хоть он являлся простым смертным, но обладал божественной красотой. Однажды увидела его Афродита и влюбилась в него без памяти. Ради Адониса богиня забыла об Олимпе и всех своих делах. Вместе со своим возлюбленным охотилась она на диких зверей, а в свободное время отдыхали они на зелёной траве. Богиня красоты крайне редко оставляла Адониса одного и каждый раз просила его, чтобы он берёг себя.

Один раз отправился Адонис на охоту без Афродиты, и его собаки напали на след большого кабана. Обрадовался юноша такой добыче и бросился на зверя с копьём. Но не догадывался он о том, что это будет его последняя охота. Кабан оказался сильнее Адониса, он накинулся на него и проткнул своими клыками. От полученной раны возлюбленный богини красоты умер.

Узнав о гибели Адониса, Афродита стала сильно оплакивать его. Зевс-громовержец, видя, как она страдает, сжалился над ней и попросил своего брата, бога мёртвого царства Аида, иногда отпускать юношу к живым. С тех пор так и повелось: на полгода Адонис приходит к Афродите, и в это время всё в природе распускается, цветёт и благоухает, а затем он возвращается в мир умерших, и землю начинают заливать дожди и засыпать снега – это золотоволосая богиня тоскует по своему возлюбленному.

Яблоко раздора

Любимцем Афродиты являлся сын царя Трои Парис. Покровительница раздора Эрида задумала рассорить греческих богинь и подбросила им золотое яблоко с надписью «Прекраснейшей». Его заметили Афродита, Гера и Артемида и начали спорить о том, кому оно должно достаться. Рассудить богинь было поручено Парису. Каждая из них пыталась подкупить юношу всяческими благами. Победительницей в этом поединке стала Афродита, пообещав отдать ему в жёны самую красивую из земных женщин. Получив благосклонность и поддержку богини любви, Парис в одночасье навлёк на себя гнев Геры и Артемиды. Яблоко раздора послужило началом Троянской войны, ведь самой красивой женщиной была Елена – супруга спартанского царя Менелая. Именно к ней и приказала Парису плыть Афродита.

Эрос и Гименей – помощники покровительницы любви и красоты

Хоть Афродита – греческая богиня, обладающая большим могуществом, без помощников она обойтись не могла. Одним из них был её сын Эрос – кудрявый мальчуган, летающий над всеми землями и морями на своих небольших крыльях. У него был маленький лук и колчан с золотыми стрелами. В кого Эрос выстрелит, того и настигнет любовь.

Покровитель брака Гименей – ещё один незаменимый помощник Афродиты. Он возглавляет все свадебные шествия, летя впереди молодожёнов на своих белых крыльях и освещая им дорогу ярким факелом.

Атрибутика

Главный символ богини Афродиты – её пояс. Всякий, кто его надевал, наделялся необычайной сексуальной притягательностью. Получить его мечтали как простые женщины, так и богини, населявшие Олимп. Кроме пояса, у Афродиты была чаша из чистого золота, наполненная вином. Каждый, кто делал из неё глоток, оставался молодым навсегда. Символами богини любви Афродиты считались также роза, мирт, яблоко. Голуби, воробьи, зайцы и мак отождествлялись с ней, как с покровительницей плодородия. Были у Афродиты и морские символы – дельфин и лебедь.

Знаменитые античные статуи

Многих скульпторов вдохновляла на создание шедевров богиня Афродита. Фото произведений искусства, представленных в статье, передают всю красоту и величественность покровительницы любви и красоты. В работах некоторых мастеров героиня античных мифов представлена в образе римской богини Венеры.

Известной древнегреческой статуей, посвящённой богине, является Афродита Книдская (около 350 года до н. э., автор – Пракситель). Во II ст. до н. э. скульптором Агесандром была создана фигура Венеры Милосской, являющаяся воплощением женской красоты античного периода.

Богиня в произведениях живописи

Изображение Афродиты можно встретить в картинах, написанных известными художниками Возрождения. Кисти Тициана принадлежит работа «Венера и Адонис» (1553 г.), сюжет которой передаёт трепетные чувства богини к простому смертному юноше.

На картине «Спящая Венера», написанной итальянским художником Джорджоне ориентировочно в 1505-1510 годах, покровительница любви изображена в виде обнажённой красавицы, отдыхающей на фоне природы. Образ античной богини, созданный мастером, стал олицетворением идеальной женщины эпохи Возрождения.

Ещё одним произведением живописи, изображающим Афродиту, является картина Сандро Боттичелли «Рождение Венеры» (1486 г.). На ней художник изобразил сюжет античного предания, повествующий о появлении величественной покровительницы любви и красоты из морской пены.

Благодаря произведениям искусства и греческим мифам, можно определить, как представлялась древним людям богиня Афродита. Фото скульптур и картин, на которых изображена златовласая обитательница Олимпа, отчётливо передают её красоту, вдохновляющую и сегодня многих деятелей искусства на создание новых шедевров.

www.syl.ru

«Афродита Книдская» — гимн красоте человеческой и божественной

«Афродита Книдская» со времени своего создания и до сегодняшнего дня считается лучшим скульптурным изображением богини любви. К сожалению, подлинник работы великого Праксителя не сохранился. Однако копии скульптуры, а также ее изображения на монетах позволяют уловить частичку того чувства, что вызывал шедевр у древних римлян и греков.

Смелое решение

Статую богини заказали мастеру жители острова Кос. Предполагалось разместить ее в храме. Пракситель создал два варианта скульптуры. Одна, которую и выбрали в итоге заказчики, была выполнена в традиционной манере: фигуру богини покрывала тщательно проработанная драпировка. Вторая статуя, которую чуть позже и назовут «Афродитой Книдской», на время осталась в мастерской Праксителя. Эта скульптура изображала полностью обнаженную богиню.

«Афродита Книдская» стала первым подобным творением в эпоху Античности. Для того времени решение было достаточно смелым, именно поэтому жители острова Кос предпочли другой вариант. И ошиблись. Одетая «Афродита» не сохранилась ни в виде копий, ни в описаниях современников. Вторая же статуя принесла славу не только Праксителю, но и храму, где была установлена.

Город Книд

Недолго простоял в мастерской шедевр, который создал Пракситель. «Афродита Книдская» была куплена жителями города, в честь которого ее и назвали позднее. Статую установили в храме под открытым небом, и очень скоро к ней начали стекаться паломники со всей Греции. Город Книд стал процветать. «Афродита» работы Праксителя так же, как иные известные достопримечательности сегодня, обогатила казну за счет притока желающих увидеть скульптуру. Древнегреческие историки пишут, что горожане даже отказались отдать ее царю Вифинии Никомеду I в счет уплаты весьма большого долга.

Модель

Античные авторы утверждают, что статуя Афродиты Книдской была скульптурным портретом возлюбленной Праксителя. Гетера Фрина, покорившая мастера своей красотой, послужила моделью для шедевра. Для того времени это было непозволительно. Один из отвергнутых поклонников красавицы, как повествуют античные историки, обвинил ее в безбожии. Как сказали бы сейчас, дело вызвало широкий резонанс. Однако гетера была оправдана. Во время разбирательства по знаку защитника Фрина скинула одежду, и очарованные ее красотой судьи сняли все обвинения. Впрочем, дело было не только в привлекательности женской наготы. В Древней Греции считалось, что настолько красивое тело не может вмещать порочную душу.

В пользу версии существования модели, по мнению экспертов, говорит великолепно исполненное лицо богини. На нем явно присутствуют индивидуальные черты, а не просто обобщенный образ красоты.

Мифологический сюжет

Пракситель запечатлел богиню в момент, когда она готовится к купанию. По греческим легендам, Афродита каждый день принимала особую ванну. Она позволяла богине постоянно возвращать свою девственность. Обнаженная Афродита в одной руке держит одежды, складками ниспадающие на кувшин. Этот элемент выполнял не только декоративную функцию: он являлся дополнительной опорой высокой скульптуры.

В высоту статуя достигала двух метров. Пракситель изготовил ее из мрамора, материала, по его мнению, в большей степени, чем, например, бронза, способного передать нежность и полупрозрачность кожи, игру оттенков поверхности.

Копии

«Афродита Книдская», фото которой можно увидеть в статье, к сожалению, не подлинник. Статуя во время расцвета Византии была отправлена в Константинополь, где и погибла вместе со многими другими шедеврами Античности. Однако сохранились копии скульптуры великого мастера. Сегодня их насчитывается около пятидесяти.

Наибольшую сохранность имеют копии, которые размещены в Глиптотеке (Мюнхен) и музее Ватикана. Особый интерес представляет и торс богини, находящийся в Лувре. Многие исследователи греческой культуры склонны считать, что именно он дает лучшее представление об оригинале. К сожалению, копии не передают полностью впечатление, которое производил шедевр Праксителя.

Вдохновительница

«Афродита Книдская» была не просто объектом всеобщего обожания и культовым изваянием. В нее влюблялись юноши, ей посвящали стихи. Статуя во все времена оставалась источником вдохновения для многих художников. И в прошедшем столетии шедевр Праксителя не был забыт. Великий мистификатор Сальвадор Дали использовал образ богини при создании своей картины «Явление лица Афродиты Книдской в ландшафте». Однако многим эта работа художника известна не по репродукциям в музеях.

В 1982 году появился первый парфюмерный аромат линии Salvador Dali. Для оформления коробки и дизайна флакона художник использовал свою картину. В основу аромата легли любимые им розы и жасмин. На коробке размещена миниатюрная репродукция картины. Флакон выполнен в виде носа и губ, также запечатленных на полотне и скопированных со статуи Праксителя.

«Афродита Книдская», пусть и сохранившаяся только в виде копий, по праву считается одним из лучших произведений древнегреческих скульпторов. Она воплощает античный эталон красоты, можно сказать, является визитной карточкой эпохи с ее стремлением к гармонии духа и тела, воспеванием одновременно и земного, и небесного. Особая заслуга Праксителя как мастера — в умении выразить подобное в мраморе, а также в его способности сотворить из камня нежное юное тело, так тщательно проработанное, что оно кажется живым.

fb.ru

Скульптура «Афродита Книдская»: кто автор? :: SYL.ru

Каким бы это ни казалось странным, у скульптуры, которой не существует на сегодняшний день, и от которой осталось одно название — «Афродита Книдская», автор известен. Это гениальный Пракситель.

Пракситель

Пракситель, живший почти две с половиной тысячи лет назад, известен нам как автор «Гермеса с младенцем Дионисом», который сохранился фрагментарно, «Аполлона, убивающего ящерицу», «Афродиты» из города Кносс, которая не сохранилась. Не дошло до нас лучшее творение скульптора — «Афродита Книдская». Мы знаем его только по описаниям, поздним копиям и скандалу, которое оно вызвало.

Семейная жизнь эллинов

В Древней Греции высоко ценилась мужская дружба и иные внутригендерные отношения, а женщинам уделялось мало внимания. Мужчины жили на своей половине дома, которая называлась андрон. Женщин туда не допускали. Эта красивая часть дома предназначалась для дружеских пиров, бесед, обедов. Его украшали мозаиками, статуями. В нем обязательно было ложе, на котором эллин, полулежа, вкушал еду и питье. У греков жены и дочери содержались на отдельной половине дома, которая называлась гинекей. Там же находилась спальня супругов. Девочек учили вести домашнее хозяйство и хранить девственность до свадьбы. В отличие от мальчиков, посещавших гимнасии и палестры, их образованию никто не уделял никакого внимания. Брачный союз создавался по договору между родителями невесты и женихом. Жена требовалась для выполнения долга перед богами: продолжения рода. Женитьба была такой же обязанностью гражданина, как участие в войне или в выборах. Вопросы любви в браке не стояли. Ни одна из греческих жен не могла послужить моделью для создания образа богини, какой была Афродита Книдская. Женщину почитали как мать и хозяйку, и этого грекам было достаточно. Чтобы получить наслаждение для ума, узнать животрепещущие новости, эллины шли к гетерам.

Кто такие гетеры

Это были свободные, красивые, умные, образованные девушки, которые сознательно не превращались в рабынь для мужчин и отказывались от уз брака. Гетера переводится как друг или подруга.

В домах гетер, в свободных по нравам Фивах или Афинах, можно было на обеде узнать, над каким произведением сейчас работает Софокл, Еврипид или Эсхил, какую комедию пишет Аристофан. Их обеды украшали своим присутствием самые блестящие умы: Платон, Сократ. Там гости состязались в ораторском искусстве.

В дома гетер эллины шли, чтобы углубить свои познания в риторике и философии, полюбоваться неотразимой красотой хозяйки, которая тщательно следила за собой, пользуясь различными притираниями, массажем и благовониями. Многие из них могли стать образцом для создания скульптуры, которая появилась из рук великого ваятеля, – «Афродита Книдская». Общество гетер было отдохновением от супружеской жизни с необразованной женой, с которой, кроме как о хозяйстве, и говорить было не о чем. Одной из гетер была Фрина.

Гетера Фрина

Она родилась в провинции, в городке Феспия. Отец-врач дал ей, в отличие от других девушек, прекрасное образование, а красота ее лица и фигуры изумляла даже родителей. Чтобы не стать домашней рабыней, чтобы не обзаводиться выводком детей, чтобы не выполнять нудную, отупляющую работу по дому, Фрина уехала в Афины. Именно она послужит моделью для изваяния, которое потом создаст Пракситель, – «Афродита Книдская».

Ей была интересна свободная, насыщенная впечатлениями и обожанием мужчин жизнь. Гетеры свободно входили в общественные собрания. Они показывали всем свою замечательную красоту, подчеркивая ее нарядами и косметикой, что замужней женщине было строго запрещено. В их арсенале было умение вести свободный разговор с любым незнакомым мужчиной, кокетство. Фрина с ее красотой не мыслила в иной ипостаси.

«Афродита Книдская» должна иметь божественное тело и черты лица этой женщины-мечты, решил скульптор. Лучшей модели в то время найти было невозможно.

Приехав в Афины, Фрина не прогадала. Ею восхищалось все высшее мужское общество. Ее ночь стоила все дороже и дороже. Она сама выбирала того, с кем будет продолжаться интимное общение. Если поклонник ей не нравился, то о чем могла идти речь? Деньги ее уже не интересовали.

Но когда она еще не была широко известной, к ней, начинающей юной гетере, обратился влюбленный в красоту художник. Ему заказали скульптуру Афродиты жители острова Кос. Гетера не отказалась стать моделью. Она была стыдлива, и скульптуры художник выполнил в двух вариантах – в легкой одежде и обнаженную. Эта, вторая, и есть «Афродита Книдская».

Царю Лидии, который ее не интересовал, Фрина назначила совершенно неприемлемую сумму, которую он все-таки заплатил. Это зафиксировали историки.

С философом Диогеном, который привлек ее острым умом, Фрина общалась бесплатно.

В двадцать пять лет Фрина была очень богата. У нее был роскошный дом с садом и бассейном, который был убран со всем изобилием и великолепием, полчеркивающим ее высокое положение. В нем проходили обеды-диспуты, на которые приглашались только выдающиеся люди.

Суд над Фриной

В Афинах все оказалось очень непросто после того, как все увидели совершенную статую нагой Фрины. «Афродита Книдская», скульптор, который ее создал, должны понести наказание, решил отвергнутый поклонник Фрины Евфий. Он обвинил гетеру в отсутствии веры в богов. По его требованию собрался высокий суд, и все уже склонялись к мысли, что Фрина виновна. Тогда ее защитник сорвал с нее одежды, и она предстала перед всеми во всем совершенстве. Это так потрясло судей, которые считали, что в прекрасном теле может быть только возвышенная душа, что гетеру безоговорочно оправдали.

Создание влюбленного Праксителя

Скульптура «Афродита Книдская» показала всем восхищение и восторг, который испытывал художник, по общему мнению, создавший свое лучшее творение. Ее купили жители города Книд в малой Азии. К ним началось паломничество, чтобы полюбоваться Афродитой, которая была поставлена в храме под открытым небом. Царь Вифании предложил жителям города простить им огромный долг, если они отдадут ему скульптуру, но они отказались. Во времена Византийской империи она была перевезена в Константинополь. Там во время пожаров она сгорела.

Когда Фрина умерла, Пракситель изваял ее статую из золота и поместил в Дельфах, в городе, где почитался Аполлон и все искусства.

www.syl.ru

Древнегреческие скульптуры. Самые знаменитые скульптуры – ТОП10

Древнегреческие скульптуры

Планируя путешествие в Грецию, многие люди интересуются не только комфортными отелями, но и увлекательной историей этой древней страны, неотъемлемую часть которой составляют объекты искусства.

Большое количество трактатов известных искусствоведов посвящены именно древнегреческой скульптуре, как основоположной ветви мировой культуры. К сожалению, многие памятники того времени не уцелели в своем первозданном виде, и известны по более поздним копиям. Изучая их, можно проследить историю развития греческого изобразительного искусства от гомеровского периода до эпохи эллинизма, и выделить самые яркие и известные творения каждого периода.

Афродита Милосская

Всемирно известная Афродита из острова Милос относится к эллинистическому периоду греческого искусства. В это время, силами Александра Македонского, культура Эллады начала распространяться далеко за пределы Балканского полуострова, что заметно отобразилось на изобразительном искусстве – скульптуры, картины и фрески стали более реалистичными, лица богов на них обладают человеческими чертами – расслабленными позами, отвлеченным взглядом, мягкой улыбкой.

Статуя Афродиты, или как её называли римляне, Венеры, изготовлена из белоснежного мрамора. Её высота немногим больше человеческого роста, и составляет 2.03 метра. Обнаружено изваяние было по воле случая обычным французским моряком, который в 1820 году, вместе с местным крестьянином, откопал Афродиту возле остатков древнего амфитеатра на острове Милос. При её транспортировке и таможенных спорах, статуя лишилась рук и постамента, но сохранилась запись об указанном на нем авторе шедевра: Агесандр, сын жителя Антиохи Менида.

На сегодняшний день, после тщательной реставрации, Афродита экспонируется в парижском Лувре, привлекая своей естественной красотой миллионы туристов каждый год.

Ника Самофракийская

Время создания статуя богини победы Ники относится к II веку до н.э. Исследования показали, что Ника была установлена над морским побережьем на отвесной скале – её мраморная одежда развевается будто бы от ветра, а наклон корпуса олицетворяет постоянное движение вперед. Тончайшие складки одежды прикрывают сильное тело богини, а мощные крылья расправлены в радости и торжестве победы.

У статуи не сохранились голова и руки, хотя отдельные фрагменты были обнаружены во время раскопок в 1950 году. В частности, Карл Леманн с группой археологов нашли правую руку богини. Ника Самофракийская сейчас является одним из выдающихся экспонатов Лувра. Её рука так и не была добавлена к общей экспозиции, реставрации подверглось только правое крыло, которое выполнено из гипса.

Лаокоон и его сыновья

Скульптурная композиция, изображающая смертельную борьбу Лаокоона – жреца бога Аполлона и его сыновей с двумя змеями, посланными Аполлоном в отместку за то, что Лаокоон не послушал его волю, и старался препятствовать вводу троянского коня в город.

Статуя была выполнена из бронзы, но её оригинал не дожил до наших дней. В XV веке, на территории «золотого дома» Нерона была найдена мраморная копия скульптуры, и по приказу папы Юлия II установлена в отдельной нише ватиканского Бельведера. В 1798 году статую Лаокоона перевезли в Париж, но после падения правления Наполеона англичане вернули её на прежнее место, где она хранится по сей день.

Композиция, изображающая отчаянную предсмертную борьбу Лаокоона с божественным наказанием, воодушевила многих скульпторов эпохи позднего средневековья и Возрождения, и породила моду на отображение сложных, вихреобразных движений человеческого тела в изобразительном искусстве.

Зевс с мыса Артемисион

Статуя, найденная ныряльщиками возле мыса Артемисион, выполнена из бронзы, и является одним из немногих предметов искусства такого типа, дошедшего до наших дней в первозданном виде. Исследователи расходятся в суждениях о принадлежности скульптуры конкретно Зевсу, полагая, что она может изображать и бога морей Посейдона.

Изваяние имеет высоту 2.09 м, и изображает верховного грецкого бога, который занес правую руку для того, чтобы метнуть молнию в праведном гневе. Сама молния не сохранилась, но по многочисленным фигуркам меньшего размера можно судить, что она имела вид плоского, сильно вытянутого бронзового диска.

От почти двух тысяч лет пребывания под водой, статуя почти не пострадала. Исчезли только глаза, которые, предположительно, были из слоновой кости и инкрустированы драгоценными камнями. Увидеть это произведение искусства можно в Национальном археологическом музее, который находится в Афинах.

Статуя Диадумена

Мраморная копия бронзовой статуи юноши, который сам венчает себя диадемой – символом спортивной победы, вероятно украшала место проведения состязаний в Олимпии или Дельфах. Диадема в то время являла собой красную шерстяную повязку, которой, наряду с лавровыми венками, награждали победителей Олимпийских игр. Автор произведения – Поликлет, выполнил её в своем излюбленном стиле – юноша находится в легком движении, его лицо отображает полное спокойствие и сосредоточенность. Атлет ведет себя как заслуженный победитель – он не показывает усталости, хотя его тело и требует отдыха после борьбы. В скульптуре автору удалось очень естественно передать не только мелкие элементы, но и общее положение тела, грамотно распределив массу фигуры. Полная пропорциональность тела является вершиной развития данного периода – классицизма V века.

Хотя бронзовый оригинал и не сохранился до нашего времени, его копии можно наблюдать во многих музеях мира – Национальном археологическом музее в Афинах, Лувре, Метрополитен, Британском музее.

Афродита Браски

Мраморное изваяние Афродиты изображает собой богиню любви, которая обнажилась перед тем, как принять свою легендарную, часто описываемую в мифах, ванну, возвращающей ей девственность. Афродита в левой руке держит снятую одежду, которая мягко опускается на стоящий рядом кувшин. С точки зрения инженерной мысли, такое решение позволило сделать хрупкую статую устойчивее, и дало скульптору возможность придать её более расслабленную позу. Уникальность Афродиты Браски в том, что это первое известное изваяние богини, автор которой решился изобразить её обнаженной, что в свое время считалось неслыханной дерзостью.

Ходят легенды, согласно которых скульптор Пракситель создал Афродиту по образу возлюбленной – гетеры Фрины. Когда об этом узнал её бывший поклонник, оратор Евтиас, он поднял скандал, вследствие которого Праксителя обвинили в непростительном кощунстве. На суде защитник, увидев что его доводы не справляют впечатления на судью, сдернул с Фрины одежду чтобы показать присутствующим, что настолько совершенное тело натурщицы просто не может таить в себе темную душу. Судьи, будучи приверженцами концепции калокагатии, были вынуждены полностью оправдать подсудимых.

Оригинал статуи был вывезен в Константинополь, где и погиб во время пожара. До нашего времени дошло множество копий Афродиты, но все они имеют свои отличия, так как восстанавливались по словесным и письменным описаниям и изображениям на монетах.

Марафонский юноша

Статуя молодого человека выполнена из бронзы, и предположительно изображает греческого бога Гермеса, хотя каких-нибудь предпосылок или его атрибутов в руках или одежде юноши не наблюдается. Скульптура была поднята со дна Марафонского залива в 1925 году, и с того времени пополнила экспозицию Национального археологического музея в Афинах. Благодаря тому, что статуя длительное время находилась под водой, все её черты очень хорошо сохранились.

Стиль, в котором сделано изваяние, выдает стиль известного скульптора Праксителя. Юноша стоит в расслабленной позе, его рука упирается на стену, у которой была установлена фигура.

Дискобол

Статуя древнегреческого скульптора Мирона не сохранилась в оригинальном виде, но широко известна по всему миру благодаря бронзовым и мраморным копиям. Скульптура уникальна тем, что на ней впервые было запечатлено человека в сложном, динамическом движении. Такое смелое решение автора послужило ярким примером для его последователей, которые с не меньшим успехом создавали предметы искусства в стиле «Figura serpentinata» — особенной технике, изображающей человека или животное в зачастую неестественной, напряженной, но очень выразительной, с точки зрения наблюдателя, позе.

Дельфийский возничий

Бронзовая скульптура возничего была обнаружена во время раскопок 1896 года в святилище Аполлона в Дельфах, и являет собой классический пример античного искусства. Фигура изображает древнегреческого юношу, управляющего повозкой во время Пифийских игр.

Уникальность скульптуры заключается в том, что сохранилась инкрустация глаз драгоценными камнями. Ресницы и губы юноши украшены медью, а повязка на голове сделана из серебра, и предположительно также имела инкрустацию.

Время создания скульптуры, теоретически, находится на стыке архаики и ранней классики – её поза характеризуется скованностью и отсутствием какого-либо намека на движение, но голова и лицо выполнены с довольно большой реалистичностью. Как и в более поздних скульптур.

Афина Парфенос

Величественная статуя богини Афины не сохранилась до нашего времени, но существует множество её копий, восстановленных согласно с древними описаниями. Скульптура была полностью выполнена из слоновой кости и золота, без применения камня или бронзы, и стояла в главном храме Афин – Парфеноне. Отличительная черта богини – высокий шлем, украшенный тремя гребнями.

История создания статуи не обошлась без фатальных моментов: на щите богини скульптор Фидий, помимо изображения битвы с амазонками, поместил свой портрет в виде немощного старика, который двумя руками поднимает тяжелый камень. Общественность того времени неоднозначно расценила поступок Фидия, что стоило ему жизни – скульптора заточили в тюрьму, где он свел счеты с жизнью при помощи яда.

Греческая культура стала основоположником для развития изобразительного искусства всего мира. Даже сегодня, рассматривая некоторые современные картины и статуи можно обнаружить влияние этой древней культуры.

Древняя Эллада стала той колыбелью, в которой активно воспитывался культ человеческой красоты в её физическом, моральном и интеллектуальном проявлении. Жители Греции того времени не только поклонялись множеству олимпийских богов, но и старались максимально походить на них. Все это отображено в бронзовых и мраморных статуях – они не просто передают образ человека или божества, но и делают их приближенными друг к другу.

Хотя очень многие из статуй не дошли до современности, их точные копии можно увидеть во многих музеях мира.

gidvgreece.com

Афродита, греческие боги — мифология Древней Греции на Grekomania

Афродита — само звучание этого слова, объемное, богатое красками навевает романтическое настроение. Рожденное в древности имя Афродита было дано Любви, во всех проявлениях, как ее понимали древние эллины.

Для людей того времени Афродита была не просто понятием, но конкретной личностью, богиней, которую причисляли к двенадцати верховным Олимпийским богам. В древнегреческой мифологии Афродита имеет свою историю рождения и жизни, своих предков и потомков. Нет в ее биографии только обстоятельств смерти, ведь она бессмертна. Во всех культурах, у всех народов — любовь неподвластна смерти.

За давностью времен точных фактов о том, как думали об Афродите древние люди, не сохранилось. Но есть множество разных легенд, о которых мы с удовольствием Вам расскажем. Итак…

Как рождается Афродита

Первую легенду о появлении Афродиты на свет рассказывает Гесиод, греческий поэт конца VIII — начала VII века до нашей эры. Интересно, что в самом начале своей поэмы «Теогония» он дает всего одно определение внешности богини, называя ее «Афродита с ресницами гнутыми». Так немного слов! Но сразу перед глазами встает красавица, чарующая взмахом длинных ресниц.

Далее Гесиод рассказывает, что у Геи-Земли и Урана-Неба родилось много детей-богов. Уран был жесток, он укрывал рожденных детей в утробе Геи, отчего она страдала и мучилась. Гея решила отомстить Урану и призвала на помощь своих детей. Из всех детей помочь матери согласился «хитроумный» Кронос, олицетворяющий в мифологии Время. Он поранил Урана. Кровь Урана попала в море, смешавшись с морской водой, она бурлила и пенилась. В этой пене появилась прекрасная девушка. Это и была Афродита. Сначала красавица направилась к Кифере — островку, у которого встречаются три моря — Критское, Ионическое и Эгейское. Потом Афродита пристала к Кипру и именно там вышла на берег, потому часто ее называют Кипридой. А имя Афродита — Ἀφροδίτη происходит от слова ἀφρός — «пена».

Самый красивый миф о рождении Афродиты основан на повествовании Гесиода, вернее на последней его части. Этот миф рассказывает, что богиня родилась из пены морской и вышла на берег Кипра. До сих пор на Кипре почитают место рождения Афродиты, где неподалеку от берега прямо из моря выдается одинокая скала, разбиваясь о которую волны образуют пену. А в древней столице Кипра — городе Пафос — находился самый большой и знаменитый храм Афродиты.

Гомер в своей бессмертной «Илиаде» пишет, что Афродита была дочерью Зевса, а в других источниках ее отцом называют Кроноса. Но от кого бы и где бы она ни родилась, Афродиту почитали как богиню любви.

Где ступала нога Афродиты, там расцветали травы. Ей сопутствовали боги-помощники: Эрос, олицетворяющий любовное влечение, и Гимерот, олицетворяющий страсть. В удел Афродите, как богине любви, были даны, как пишет Гесиод: «Девичий шепот любовный, улыбки, и смех, и обманы, сладкая нега любви и пьянящая радость объятий».

Именно такой почитают Афродиту все народы, только называют ее по-разному. Например, римляне называли ее Венерой, сирийцы — Астартой, а в шумерской мифологии она зовется богиней Иштар.

Интересно свидетельство в «Истории» Геродота о том, как скифы в сирийском городе Аскалон разграбили святилище Афродиты Урании (то есть рожденной от Урана). Геродот утверждает, что это святилище самое древнее из всех, посвященных этой богине, потому что святилище на Кипре основано выходцами из Аскалона. За святотатство скифов, пишет далее Геродот, Афродита наказала их «женской болезнью», то есть лишила мужского достоинства. Среди скифов с тех пор во множестве появились так называемые энареи — рожденные без определенного пола, то есть гермафродиты, а также — скопцы, сознательно сделавшие этот выбор.

Как видим, на протяжении тысячелетий человеческой истории во многих исторических, литературных памятниках Афродита, если была оскорблена, как поруганная любовь, всегда мстила тем, кто наносил ей раны. Можно называть любовь Афродитой, Венерой или как-то еще, но она дает и поддерживает жизнь, она соединяет людей, она привносит в жизнь красоту и гармонию, она спасает, она не умирает. Может быть, поэтому Афродита у всех народов, во всех культурах — бессмертна и почитается как божество.

Афродита в искусстве и литературе

Афродиту традиционно изображают окруженную растениями, среди которых розы, миртовые ветви и нарциссы. Ей сопутствуют на суше — голуби, а в море — дельфины.

Афродите посвящены гимны Гомера, она стала одной из героинь трагедии Эврипида «Ипполит» и «Метаморфоз» Апулея.

Лукреций, размышляя «О природе вещей», наделяет Венеру, как он называет Афродиту, главной жизненной силой, которая движет миром. Она делает плодоносными и землю, и женское чрево. Венера-Афродита — богиня плодородия, цветения, плотской любви и деторождения.

Философы тоже не обошли эту богиню своим вниманием. Платон различал двух Афродит — пошлую и небесную. Зенон Кетийский определял Афродиту, как силу, которая соединяет между собой части целого. Идеалист Плотин разделяет уже трех Афродит в составе единой мировой души: первая — это жизнь ума — дочь Крона (Хроноса — времени), вторая — жизнь духа — дочь Зевса (Неба), и третья множественная — множество человеческих душ — афродит, наделенных любовью.

Вдохновляла и вдохновляет Афродита поэтов, музыкантов, художников с самых древних времен. Мы можем любоваться древними скульптурами Афродиты, созданными еще за несколько столетий до нашей эры. Правда, большинство из них сохранились в мраморных копиях, которые были сделаны с оригиналов, отлитых в бронзе. Статуи Афродиты (она же Венера) можно видеть в самых прославленных музеях мира.

Мифы об Афродите

Что такое миф? Это система представлений о разных проявлениях жизни в определенную эпоху, значит, мифы об Афродите, как и о других богах и героях, дают нам представление о мироощущении древних греков. То есть мифы погружают нас в атмосферу Древней Греции — и в этом их бесспорная ценность.

С Афродитой связано много красивых и драматических мифов, в которых можно проследить биографию богини.

После рождения из морской пены и выхода на берег Кипра Афродита, сопровождаемая Эросом и Гимеротом, восходит на Олимп. Увидев прекрасную богиню, под ногами которой расцветали цветы, которую прославляли своим пением птицы, другие боги не смогли остаться равнодушными. Громко приветствовали они прекраснейшую из всех и вечно юную Афродиту. Ни боги, ни люди не могли противиться ее силе и власти — Афродита зажигала в их сердцах любовь. Только три богини остались неподвластными Афродите. Это — Афина, богиня мудрости, Гера, покровительница брака и материнства, и Артемида, богиня плодородия, покровительница всего живого. Три эти богини дали обет целомудрия и остались неподвластными Афродите.

Многие могущественные обитатели Олимпа добивались любви прекрасной богини, но она вышла замуж за некрасивого, хромоногого Гефеста. Правда, он был личностью выдающейся. Кузнец и ювелир, Гефест стал великим художником своего дела, с которым в способности создавать прекрасное не мог сравниться ни один из богов. Он обладал большой физической силой, и, кроме того, был мудр и умел примирять враждующих. Выйдя замуж за Гефеста, Афродита оставалась пылкой и влюбчивой, потому случалось ей изменять своему мужу. Причем, влюблялась она не только в богов, но и в смертных людей.

Интересны отношения, которые существовали между людьми и богами в сознании древних эллинов. В «Илиаде» Гомера они описаны так: «Не осуждай ты любезных даров златой Афродиты. Нет, ни один не порочен из светлых даров нам бессмертных; Их они сами дают; произвольно никто не получит».

Зевс, которого Гомер называет отцом Афродиты, говорит своей «милой дочери», что ей не заповеданы «шумные брани», то есть участие в войне, и поручает ей заниматься «делами приятными сладостных браков».

В «Илиаде» Гомер рассказывает миф о золотом поясе — одном из даров Афродиты. Богиня Гера просит у Афродиты любви и сладких желаний, которым покоряются сердца и бессмертных, и смертных. У Геры свои коварные планы, но златая Афродита дает ей просимое: снимает с себя и вручает Гере пояс с изысканным узором, в котором заключались любовь, желания и прочие «обаяния». Кроме пояса, у Афродиты была золотая чаша, наполненная вином. Тот, кому богиня дозволяла пить из этой чаши, получал вечную молодость.

В «Одиссее» Гомер описывает драматические события, связанные с тем, что Афродита изменяла своему мужу Гефесту с богом войны Ареем. Гефест узнал о вероломстве любовников и задумал месть. Будучи прекрасным ювелиром, он сделал тонкую и прочную золотую сеть и закрепил ее над их с Афродитой супружеским ложем, а сам отправился в Лемнос. Воспользовавшись отсутствием Гефеста, Арей и Афродита предались любовным утехам на том самом ложе под тонкой сетью. Сеть, сделанная Гефестом, упала и опутала любовников так, что невозможно было от нее освободиться. С полпути возвратился Гефест, увидев Афродиту и Арея, он очень огорчился, сетовал и скорбел, сказав о своей супруге: «Правда, прекрасна она, но ее переменчиво сердце».

Афродита дарила свою любовь не только богам, но и людям. Она полюбила Адониса — сына царя Кипра, столь прекрасного юношу, что ни одно женское сердце не могло перед ним устоять. Адонис очень любил охоту, куда вместе с ним часто отправлялась Афродита. Она просила возлюбленного охотиться только на зайцев и серн, чтобы не подвергать себя опасности во время охоты на диких животных. Но однажды в отсутствие Афродиты собаки Адониса погнали вепря. Юноша в охотничьем азарте бросился в погоню, вепрь кинулся на него и нанес ему смертельную рану. Узнав о гибели Адониса, безутешная Афродита пошла по горам Кипра искать его тело. Она шла, не замечая в своем горе того, что камни и колючки в кровь ранят ее ноги. Там, куда падали капли крови богини, вырастали розы. Найдя Адониса, Афродита горько оплакала его, и пока она плакала, из крови Адониса вырос прекрасный цветок — анемон. Могущественный Зевс, видя страдания своей прекрасной дочери, повелел своему брату Аиду на время отпускать из царства мертвых Адониса на встречу с Афродитой. С тех пор полгода Адонис живет в преисподней, а на полгода возвращается на землю к богине любви. Эти полгода соответствуют двум временам года — весне и лету.

Сохранились и другие мифы о прекрасной златой Афродите, но приведенных рассказов достаточно, чтобы представить себе богиню любви такой, какой видели ее древние греки.

А также почитайте:

Святилище Афродиты

По дороге в Элевсину, в 11,5 км от Афин, а, точнее, не доезжая 8,5 км до Элевсины — в черте муниципалитета Хайдари, район Афе́ас Скараманга́

Скульптура Древней Греции

Античная Греция внесла значительный вклад в развитие мировой культуры. Высокоразвитость древнегреческой скульптуры позволила


www.grekomania.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *