Объясните мысли Стародума о воспитании дворянства в «Недоросле», пожалуйста
Приводим отрывок из работы Н. ШАПИРО «Проблема воспитания в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»».Суждения Стародума и его единомышленников выстраиваются в определённую нравственную систему. Главная из человеческих ценностей — душа, а ум и знания важны, но не они определяют достоинство личности, Стародум: “Отец мой непрестанно мне твердил одно и то же: имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время”; “Всякий найдёт в себе довольно сил, чтоб быть добродетельну. Надобно захотеть решительно, а там всего будет легче не делать того, за что б совесть угрызала“; “Ум коль он только что ум, самая безделица. С пребеглыми умами видим мы худых мужей, худых отцов, худых граждан.Прямую цену ему даёт благонравие”.
“Прямое достоинство в человеке есть душа…” — говорит Правдин, а Стародум подхватывает: “Без неё просвещённейшая умница — жалкая тварь”. Есть в комедии «Недоросль» рассуждения Стародума и о несчастных семьях, которые создаются без учёта сердечных склонностей и нравственных качеств жениха и невесты (“И какого воспитания ожидать детям от матери, потерявшей добродетель?”), и об истинной знатности, измеряемой “по числу дел, которые большой господин сделал для отечества… по числу людей, довольных его поведением и делами”, и об истинном и мнимом счастье.
Особое место в комедии занимают высказывания Правдина и Стародума о “должности”, т. е. о долге дворянина. По словам Стародума, “первое бесчестие” для дворянина — “не делать ничего, когда есть ему столько дела: есть люди, которым помогать; есть отечество, которому служить”. Взять отставку дворянин имеет право только в том случае, “когда он внутренно удостоверен, что служба его отечеству прямой пользы не приносит”. Но служить отечеству не означает находиться при дворе, где почти невозможно сохранить свою душу и честь. Резкие выпады героя против безнравственного двора Екатерины соседствуют с уважительным упоминанием о царствовании Петра I: “Отец мой у двора Петра Великого… В тогдашнем веке придворные были воины, да воины не были придворные. Воспитание дано мне было отцом моим по тому веку наилучшее”.
View more
ask.fm
Цитатная характеристика Стародума
2)Отношение к службе ,власти.
“Гораздо честнее быть без вины обойдёну, нежели без заслуг пожаловану”. “Степени знатности рассчитаю я по числу дел, которые большой господин сделал для отечества… ”
3)О знати и богатстве
“Богач… тот, который отсчитывает у себя лишнее, чтобы помочь тому, у которого нет нужного”, — говорит Стародум.
Оставлять богатство детям! В голове нет. Умны будут, без него обойдутся; а глупому сыну не в помощь богатство.
4)О назначении дворянина
Для того, чтобы воспитать настоящего дворянина, Стародум считает необходимым учить его истории на примерах великих людей, но не забывать рассказывать о людях «достойных поношения». А для исправления злонравных помещиков надо сделать так, чтобы они «почувствовали себя лучше, потеряв силу делать другим дурно».
Дворянин, например, считал бы за первое бесчестие не делать ничего, когда есть ему столько дела: есть люди, которым помогать; есть отечество, которому служить. Тогда не было б таких дворян, которых благородство, можно сказать, погребено с их предками. Дворянин, недостойный быть дворянином! Подлее его ничего на свете не знаю.
5)О воспитании
«Ум, коли он только ум, самая безделица, Прямую цену уму даёт благонравие. Без него умный человек — чудовище, Наука в развращённом человеке есть лютое оружие делать зло». Только воспитывая хорошие душевные качества, можно вырастить настоящего человека: «Имей сердце, имей душу — и будешь человеком во всякое время».
6)О крепостном праве
«Угнетать рабством себе подобных беззаконно».
7)О добродетели и благонравии
«Добродетель должна быть в душе», а исходить из сердца.”
Люди не одному богатству, не одной знатности завидуют: и добродетель также своих завистников имеет.
Прямую цену уму дает благонравие. Без него умный человек — чудовище. Оно неизмеримо выше всей беглости ума. Это легко понять всякому, кто хорошенько подумает.
globuss24.ru
Цитаты Стародума: 1. О воспитании молодого дворянина 2. О…
Стародум – дядя Софьи. Его фамилия означает, что герой следует принципам эпохи Петра I (старой эпохи): «Отец мой непрестанно мне твердил одно и тоже: имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время».
Воспитание дворянина, по мнению Стародума, — дело государства. Оно должно включать как воспитание ума, так и воспитание сердца. Причем воспитание сердца стоит на первом месте. Ведь без души «просвещеннейшая умница – жалкая тварь». Воспитание должно опираться на силу положительного и отрицательного примера и «своим критерием положить благо отечества». Стародум имеет подробную биографию. Ему 60 лет, он служил при дворе и вышел в отставку. После долго жил в Сибири, где своим трудом нажил состояние. Стародум хочет устроить счастье Софьи, находит ей жениха и делает ее своей наследницей. Этот герой прямодушен и проницателен. Он видит насквозь Простакову и ее семейство и в глаза говорит им все, что о них думает.
Стародум — прежде всего глубокий патриот. Честная и полезная служба отечеству — для него первая и священная обязанность дворянина. Только тогда дворянин может уйти со службы, «когда он внутренне удостоверен, что служба его отечеству прямой пользы не приносит». Стародум и человека расценивает по его службе отечеству. «Степень знатности (т. е. ценности), — говорит Стародум, — рассчитываю я по числу дел, которые большой господин сделал для отечества …без знатных дел знатное состояние ничто» Служба государству, по мнению Стародума, есть дело чести дворянина.
О воспитании
«Ум, коли он только ум, самая безделица, Прямую цену уму даёт благонравие. Без него умный человек — чудовище, Наука в развращённом человеке есть лютое оружие делать зло». Только воспитывая хорошие душевные качества, можно вырастить настоящего человека: «Имей сердце, имей душу — и будешь человеком во всякое время».
6)О крепостном праве
«Угнетать рабством себе подобных беззаконно».
О добродетели и благонравии
«Добродетель должна быть в душе», а исходить из сердца. ”
Люди не одному богатству, не одной знатности завидуют: и добродетель также своих завистников имеет.
Прямую цену уму дает благонравие. Без него умный человек — чудовище. Оно неизмеримо выше всей беглости ума. Это легко понять всякому, кто хорошенько подумает.
klassgdz.ru
Стародум — биография персонажа,пьеса «Недоросль», образ и характеристика,внешность, идеи, цитаты и афоризмы
Стародум: история персонажа
Персонаж комедии «Недоросль» Дениса Фонвизина. Богатый дядюшка Софьи, честной, доброй и образованной девушки, на которой госпожа Простакова мечтает женить собственного сына, недоросля Митрофана. Причина этому — богатство Стародума, которое Простакова желает присвоить.
История создания
Денис ФонвизинПервые рукописи пьесы датируются 70-ыми годами XVIII века. Фонвизин долго работал над «Недорослем» и сделал первый набросок задолго до того, как пьеса была впервые поставлена на сцене. Во время работы автор привлекал к делу массу разнородных материалов — статьи из сатирических журналов, произведения современных Фонвизину авторов, российских и иностранных, и даже материалы комедий, которые писала императрица Екатерина Вторая. Окончательный вариант пьесы появился в 1781 году.
На следующий год состоялась первая постановка пьесы. Автору пришлось постараться, чтобы постановка стала возможна, потому что цензура не желала пропускать пьесу. В конце концов императрица Екатерина Вторая лично дала разрешение на постановку. Фонвизин сам подобрал актеров и выступил как режиссер. Спектакль прошел на Царицыном лугу в Вольном российском театре. Роль Стародума на премьере исполнил актер Иван Дмитриевский. Первая публикация пьесы на бумаге состоялась в 1783 году.
«Недоросль»
Персонажи комедии «Недоросль»Стародум — дворянин шестидесяти лет, в прошлом состоял на военной службе. Герой считает, что только армия делает молодых людей достойными дворянского звания, которое досталось тем по происхождению, а не из-за личных качеств. В молодые годы герой воевал и был ранен, из-за чего лежал в тяжкой болезни. Потом героя взяли к императорскому двору.
Обширное состояние Стародума было заработано им самостоятельно. Стародум по собственному желанию уехал в Сибирь, прожил там несколько лет и нажил состояние исключительно собственными трудами, оставаясь при этом честным человеком. Сибирь герой выбрал, поскольку там можно было обзавестись деньгами честным путем — не унижая собственного достоинства, не выслуживаясь перед начальством и не воруя. Разбогатев, герой уехал в Москву.
Стародум — умный человек, который способен найти выход из затруднительного положения. Герой носит очки и читает книги, притом, что образование Стародума далеко от идеала. Отец старался дать герою наилучшее воспитание, однако, как говорит сам Стародум, во времена его молодости «к научению мало было способов», то есть система образования оставляла желать лучшего.
МитрофанушкаОтец героя служил еще при Петре Великом. Тогда царили простые нравы и люди обращались друг к другу на «ты». Стародум воспитан в старых традициях, сама говорящая фамилия героя отсылает к тому, что тот «думает по-старому». На героя не производят впечатления чины, и тот говорит с людьми просто и с искренностью, не обращая внимания на статус собеседника. Сам герой за чинами не гонится. Стародум покинул императорский двор без наград и богатства, но сохранив неповрежденными собственные принципы.
Стародуму свойственно прямодушие, которое люди иногда принимают за грубость, потому что герой не кривит душой, никогда не хитрит и говорит людям то, что думает. В других герой тоже ценит главным образом сердечность и «душу», как приучил героя отец. При этом герой с возрастом стал сдержанным человеком и перестал подчиняться первому порыву. В молодости Стародум был импульсивнее, о чем жалеет, считая, что если бы лучше владел собой, биография могла бы сложиться иначе.
Стародум и СофьяГерой повидал жизнь и способен разглядеть дурного человека. К негодяям герой относится без любви и называет себя «другом честных людей». Герой неравнодушен к людским несчастьям и не терпит несправедливости. Стародуму случалось, возмутившись отсутствием правосудия, уйти в отставку. При этом герой великодушен, умеет прощать людям неблаговидные поступки и не хочет ничьей погибели. Например, герой прощает подлость Простаковой.
Собственное состояние герой завещал племяннице Софье — единственной родственнице, к которой Стародум привязан. Для героя важно, чтобы избранник Софьи был достойным человеком. При этом Стародума не смущает бедность офицера Милона — возлюбленного и будущего мужа Софьи, потому что богатство героя достаточно велико, чтобы обеспечить семью племянницы. Стародум учит Софью собственному мировоззрению.
Стародум — пример того, насколько удачно может сложиться судьба честного и мудрого человека.
Цитаты
Стародум стал выразителем авторских идей. В словах персонажа скрыты мысли Фонвизина по разным вопросам и общественно-политические взгляды автора. Герой высказывается, к примеру, о знатности и богатстве:
«Я согласен назвать счастливым знатного и богатого. Да сперва согласимся, кто знатен и кто богат. У меня мой расчет. Степени знатности рассчитаю я по числу дел, которые большой господин сделал для отечества».
«Не тот богат, который отсчитывает деньги, чтоб прятать их в сундук, а тот, который отсчитывает у себя лишнее, чтоб помочь тому, у кого нет нужного».
О добродетели:
«Добродетель все заменяет, а добродетели ничто заменить не может».
О крепостном праве:
«Угнетать рабством себе подобных беззаконно».
О воспитании молодого дворянина:
«Ум, коль он только что ум, самая безделица. С пребеглыми умами видим мы худых мужей, худых отцов, худых граждан. Прямую цену уму дает благонравие. Без него умный человек — чудовище».Стародум и Правдин
В других афоризмах Стародум высказывает авторские взгляды на государство и службу отечеству:
«Правдин. Но те достойные люди, которые у двора служат государству…
Стародум. О! те не оставляют двора для того, что они двору полезны, а прочие для того, что двор им полезен. Я не был в числе первых и не хотел быть в числе последних».
«Достойный престола государь стремится возвысить души своих подданных».
«Правдин. Чтоб в достойных людях не было недостатку, прилагается ныне особливое старание о воспитании…
Стародум. Оно и должно быть залогом благосостояния государства. Мы видим все несчастные следствия дурного воспитания».
Или говорит об эпохе Петра Великого, которую считает образцом, в отличие от современного герою екатерининского общества с его продажными и льстивыми вельможами:
«Отец мой воспитал меня по-тогдашнему, а я не нашел и нужды себя перевоспитывать. Служил он Петру Великому. Тогда один человек назывался ты, а не вы. Тогда не знали еще заражать людей столько, чтоб всякий считал себя за многих. Зато нонче многие не стоят одного».
24smi.org
Выписать из текста комедии «недоросль» высказывания Старо… -reshimne.ru
Вопрос о ложном и истинном воспитании заключен в названии. Не зря в современном русском языке слово недоросль означает недоучка.
Положительные умные герои, такие, как Правдин, Стародум, говорили: «… имей сердце, имей душу и будешь человеком во все времена… » Они презирают людей трусливых, несправедливых, бесчестных. Стародум считал, что не обязательно ребенку оставить много денег, главное воспитать в нем достоинство. «…Золотой болван — все болван… »
Хозяйка дома Простакова — смесь наглости и низости, трусости и злобы, бесчеловечности ко всем и нежности к сыну. При всем этом она абсолютно невежественна и не образованна,
По Стародуму, люди величаются умом и благонравием, семья — сердечной дружбой, добродетелью, благонравием.
Стародум говорит о своем воспитании: «… Отец мой непрестанно мне твердил одно и то же: имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время. На все прочее мода: на умы мода, на знания мода, как на пряжки, на пуговицы». Как отличается это завещание от завещания отца Скотининых: «Прокляну ребенка, который что-нибудь переймет у бусурманов, и не будь тот Скотинин, кто чему-нибудь выучиться захочет».
Можно сказать, что на страницах своего произведения Фонвизин излагает собственную воспитательную программу, высмеивая при этом те пороки и недостатки русского дворянства, которые вызывают его презрение.
Лайк, если помог)
reshimne.ru
Цитаты Стародума из комедии НЕДОРОСОЛЬ Д.И.Фонфизин 1. О воспитании молодого дворянина. 2. О…
Стародум – дядя Софьи. Его фамилия означает, что герой следует принципам эпохи Петра I (старой эпохи): «Отец мой непрестанно мне твердил одно и тоже: имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время». Воспитание дворянина, по мнению Стародума, — дело государства. Оно должно включать как воспитание ума, так и воспитание сердца. Причем воспитание сердца стоит на первом месте. Ведь без души «просвещеннейшая умница – жалкая тварь». Воспитание должно опираться на силу положительного и отрицательного примера и «своим критерием положить благо отечества». Стародум имеет подробную биографию. Ему 60 лет, он служил при дворе и вышел в отставку. После долго жил в Сибири, где своим трудом нажил состояние. Стародум хочет устроить счастье Софьи, находит ей жениха и делает ее своей наследницей. Этот герой прямодушен и проницателен. Он видит насквозь Простакову и ее семейство и в глаза говорит им все, что о них думает.
6)О крепостном праве
«Угнетать рабством себе подобных беззаконно».
О добродетели и благонравии
«Добродетель должна быть в душе», а исходить из сердца. ”
Люди не одному богатству, не одной знатности завидуют: и добродетель также своих завистников имеет.
Прямую цену уму дает благонравие. Без него умный человек — чудовище. Оно неизмеримо выше всей беглости ума. Это легко понять всякому, кто хорошенько подумает.
Оцени ответ
urokilegko.ru
Отношение Стародума к службе при дворе и власти., литература
Valintena08 нояб. 2015 г., 11:00:58 (3 года назад)
Стародум — прежде всего глубокий патриот. Честная и полезная служба отечеству — для него первая и священная обязанность дворянина. Только тогда дворянин может уйти со службы, «когда он внутренне удостоверен, что служба его отечеству прямой пользы не приносит». Стародум и человека расценивает по его службе отечеству. «Степень знатности (т. е. ценности), — говорит Стародум, — рассчитываю я по числу дел, которые большой господин сделал для отечества …без знатных дел знатное состояние ничто» Служба государству, по мнению Стародума, есть дело чести дворянина. Во время войны долг дворянина быть в армии, а не устраиваться на безопасных местах в тылу, как это сделал знакомый Стародума молодой граф». В мирное время дворянин может служить отечеству» не только состоя на государственной службе, но и занимаясь разработкой недр земли работая в области развития промышленности. Говоря о промышленной деятельности Стародума, по-видимому, в Сибири, Фонвизин указывает дворянам, которые считали промышленность и торговлю не дворянским делом, что разработка полезных ископаемых не роняет дворянского достоинства, Стародум — представитель дворянства, отрицательно относящегося к порядкам екатерининского царствования. Он резко выступает против вельмож любимцев царицы, обличает нравы придворного дворянства. Он требует законности, ограничения произвола царя и помещиков-крепостников. Горячий защитник просвещения и человечности, Стародум возмущается косностью» дикостью злонравием помещичьего класса, бесчеловечным угнетением крепостных «Угнетать рабством себе подобных беззаконно», — заявляет он. Особенно много говорит Стародум о воспитании. Нравственному воспитанию он придаёт больше цены, чем образованию: «Ум, коли он только ум, самая безделица, Прямую цену уму даёт благонравие. Без него умный человек — чудовище, Наука в развращённом человеке есть лютое оружие делать зло». Только воспитывая хорошие душевные качества, можно вырастить настоящего человека: «Имей сердце, имей душу — и будешь человеком во всякое время».
literatura.neznaka.ru