Составление русской правды – Русская Правда — Википедия

Русская Правда — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 3 июля 2017; проверки требуют 77 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 3 июля 2017; проверки требуют 77 правок. Перейти к навигации Перейти к поиску
Русская Правда
Сѹдъ ꙗрославль володимирица . правда рѹсьскаꙗ[1]
(А сє єсть правда рускаа[2])
Русская правда

Начало древнейшего известного списка Русской Правды — Синодального списка Пространной редакции, конец XIII века
Доверие источнику неизвестно
Авторы князья Ярослав Мудрый, Ярославичи, Владимир Мономах
Дата написания XI—XII века
Язык оригинала

ru.wikipedia.org

Принятие «Русской правды»

Показатель развития общества в Древней Руси

В данном материале мы собрали наиболее известные факты о таком известном юридическом документе как Русская Правда.

В IX – X веках на Древней Руси действовала в основном система устного права и часть таких законов не нашла письменного отражения в дошедших до нас летописях, в результате чего о развитии права на Руси можно лишь догадываться по фрагментам литературных источников. Одним из таких древнерусских источников и стала Русская Правда.

Значение Русской Правды для науки


Русская Правда проходит длительное изучение историков – с 1738 года, то есть с того момента, когда русский историк В.Н. Татищев обнаружил список Новгородской летописи. Тем не менее до сих пор у историков возникает множество вопросов относительно степени ее искажения в переписях, а также участие в ее составлении источников зарубежного права. Тем не менее ни у кого не возникает сомнений, что Русская Правда — это официальный свод законов, имевший свою силу в определенных регионах во времена Древней Руси.

По сути Русская Правда стала сборником правовых норм, которые действовали в Древней Руси и издавались, начиная с 1016 года. Этот сборник стал для ученых главным показателем развития права и общества в Древней Руси, так как содержит законы уголовного и торгового права, отражая социальные и экономические отношения того времени. Особенно ценным данный сборник является для историков еще и потому, что его содержание основано на реальных случаях из судебной практики. Кроме того, Русская Правда для древнерусского общества стала источником правовых норм, на основе которых власти совершали суд.

Основное содержание Русской Правды


Русская Правда являет собой описание правовой системы Древней Руси, куда вошли действовавшие тогда законы по уголовному, частному и процессуальному праву. Кроме того, данный свод законов стала идеальным источником изучения социальных категорий населения Древней Руси, так как он детально перечисляет имеющиеся тогда сословия: знать, слуги, рядовые свободные жители и зависимое население.

Редакции Русской Правды


Создание данного документа относят к 1016 году, так как именно тогда Ярослав Мудрый представил ее новгородцам с наставлением жить по этой грамоте и соблюдать ее. Тем не менее историки выделяют три редакции Русской Правды.

Первая редакция Русской Правды называется Краткой Правдой. Данный документ состоит из 43 статей и в нем его авторы объединили два других сборника законов, существовавших на Руси еще до 1016 года. В состав Краткой Правды вошла Правда Ярослава и Правда Ярославичей. Первый из этих документов был создан Ярославом Мудрым и включал 18 статей, полностью посвященных уголовному праву. Второй из названных документов состоял из 25 статей и был принят сыновьями Ярослава в Киеве на съезде князей, а также элиты феодалов. Все эти сборники и вошли в свод законов Древней Руси под названием Русская Правда.

Вторая редакция указанного сборника возникла уже в XII веке и стала носить название Пространной Правды. Данный свод законов состоял из 121 статьи, основой для которого послужили Устав Ярослава и Устав Мономаха. Пространная Правда являет собой свод законов феодального права, где устанавливались привилегии феодалов и бесправное положение определенных сословий. Данная редакция Русской Правды отражает процесс укрепления феодального землевладения на Руси.

Третья редакция появилась в XV веке и получила название Сокращенной Правды, став для многих ученых лишь своеобразной выпиской из Краткой Правды.

В результате можно сказать, что данный юридический документ необходимо использовать для изучения Древней Руси, российского права и русского общества в целом.


www.istmira.com

Авторы «Русской Правды».

«Русская Правда» — один из основных исторических источников, раскрывающий события, происходившие в Киевской Руси в X-XI веках. Это ещё и основной памятник права данного государства. В нем собрана информация об
• особенностях государственного управления;
• управленческом персонале, состоявшем при князе
• о системе управления на местах;
• о защите прав людей, принадлежащих к высшим сословиям;
• оплате различных услуг, оказываемых ими простым общинникам.

Историкам известны три редакции «Русской правды». Автором первой редакции, известной как «Краткая Правда» или «Правда Роська» считается князь Ярослав Владимирович (Мудрый) и его сыновья, Ярославичи (Изяслав Киевский, Олег Черниговский, Всеволод Переяславский). Время её составления — XI век.

«Краткая Правда» содержит сорок три статьи и делится на три большие части.
1. «Правда Ярослава» или «Древнейшая Правда» (с первой по восемнадцатую статьи; содержится информация о княжеских чиновника, об основных законах, о видах наказаний за различные преступления).
2. «Правда Ярославичей» (с девятнадцатой по сорок первую статьи; содержит информацию об основных нормах уголовного и процессуального права; статьи, защищающие феодальную собственность и саму систему раннефеодального государства).
3. «Устав вирный» и «Урок мостника» (содержит информацию о содержании княжеских чиновников, которые были ответственны за сбор виры (штрафной налог) и строительство мостов).
Вторая редакция носит название «Пространной Правды». Она была составлена в XII — XIII веках. Одним из самых известных авторов данной редакции является Владимир Мономах (в состав «Пространной Правды» вошел составленный им «Устав»). Приняли участие в составлении этого документа и другие князья-рюрикович, владетели самых крупных княжеств.

«Пространная Правда» состоит из 121 статьи и разделена на шесть частей.
1. Первая часть (статьи с 1 по 46) является плодом коллективного труда князей, участвовавших в Любическом съезде в 1097 году.
2. Вторая часть (статьи с 47 по 52) принадлежит перу Святополка Изяславовича, правившего в Киеве и покровительствовавшего ростовщикам (регламентирует порядок различных финансовых операций).
3. Третья часть (с 53 по 66) – это «Устав» Владимира Мономаха (регламентирует различные договорные отношения между феодалами и смердами).
4. Четвертая часть (с 67 по 85) принадлежит Всеволоду Ольговичу, князю Черниговскому.
5. Пятая часть (с 85 по 106) составлена тем же Всеволодом, князем Черниговским.
6. Шестая часть (с 106 по 121) составлена Всеволодом Юрьевичем, князем Владимро-Суздальским (сын Юрия Долгорукого).

Автор третьей редакции «Русской Правды» — «Сокращенный Правды», относящейся к XVII веку, не известен. Исходя из текста можно сделать вывод о том, что над ней работал некий государственный чиновник, перед которым стояла довольно сложная задача – выделить из большого объема статей те правовые нормы, которые ещё действовали в это время. То есть, он старался придать древнему памятнику права более современный вид.


www.istmira.com

Русская Правда: источники, состав, история составления.

Зарождение отечественной государственности.

Момент возникновения Древнерусского государства нельзя датировать с достаточной точностью. Большинство историков сходятся на том, что возникновение государства следует относить к 9 веку:

Выдвигают 2 теории происхождения государства: Норманскую и антинорманскую.

1. Норманская теория заключается в том, что русское государство у восточных славян образовалось под влиянием и руководством выходцев из скандинавских стран (призвание варягов на Русь). Важнейшим аргументом норманской теории является сочинение Константина Багрянородного «Об управлении империей» (949 г.), где приводятся названия днепровских порогов на двух языках: росском (большенсвто из них имеют скандинавское происхождение) и славянском, и толкование названий на греческом (Готлиб Зигфрид Байер, Герард Фридрих Миллер).

2. Антинорманская теория говорила обратно, что государство возникло до прихода варягов на Русь (Василий Татищев, Михаил Ломоносов).

Признаки государства:

1. Возникновение круга лиц, занимающихся профессионально-управленческой деятельностью и отделившихся от остальных.

2. Наличие внутреннего административно-территориального деления.

3. Возникновение налоговой системы.

 

Образование древнерусского государства.

Факторы, повлиявшие на создание государства: Влияние шведов (варягов):
1. Образование крупные объединений славянских племен (Куяба, Славия, Артания) 1. Нет следов сколько-нибудь заметного влияния шведов на экономические и социально-политические институты славян, а также на их язык и культуру.
2. Распространение земледелия с использованием орудия труда из железа, распад родовой общины и превращение ее в соседскую (отношения сменяются на территориальные, политические и военные связи), рост числа городов, возникновение княжеской дружины. 2. Археологами не обнаружено данных о колонизации Руси шведами.
3. За счет военных походов происходит расслоение общества 3.Факт призвания варягов говорит о происхождении княжеской династии (факт колонизации не подтвержден)

По мере разделения труда и возрастания его производительности появляется возможность эксплуатации чужого труда, т.к. в сельской общине начинается процесс соц. расслоения и выделяется богатая верхушка. Но как такового рабовладельческого общества на территории восточных славян не сложилось. По мнению некоторых этому способствовали природные условия ВЕ. Рабский труд в природных условиях ВЕ при том уровне развития орудий производства не оку­пил бы себя. Но когда уровень производительных сил достиг у славян такой ступени, что эксплуатация человека человеком стала экономически воз­можной, возникли классы, вступил в действие дру­гой фактор. Теперь орудия производства стали настолько со­вершенны, что уже не допускали применения рабского труда, эксплуатации человека, совершенно не заинтересованного в сво­ем труде. Таким образом, сначала рабовладение было еще не­возможно, потом оно стало уже невозможным.



Возникновения классового общества способствовали и многочисленные войны. В связи с ними возрастала зависимость крестьян общинников от князей и их дружин, обеспечивавших охрану общин от внешних врагов.

К 8 веку было образовано 14 племенных союзов. Во главе стояли князь и его дружина. Формой общественных отношений выступала военная демократия. К её признакам относятся:

— участие всех членов союза в решение важных дел.

— особая роль Народного собрания как высшего органа власти.

— всеобщее вооружение населения.

Господствующий класс складывался из старой родоплеменной аристократии – вожди, жрецы, старейшины.

Преследуя военно-политические цели, племенные союзы объединялись в более крупные союзы союзов ( По Юшкову это гос-ва) – 8в.:

Куяба – южная группа племён (Киев)

Славия – северная группа (Новгород)

Артания- юго-восточная группа (Рязань)

Зарождения государства:

Олег (879-912) – первый реально существовавший князь, объединивший север и юг, перенесший резиденцию в Киев (882 – два политических центра Киевский и Новгородский объединились под властью Киева).

Ольга (912-945) – реформа налогообложения (середина X века), возникновение фиксированных налогов (урок – размер дани), мест для сбора налогов (погост – точка сбора налогов, налоговый округ). Подвластные Киеву земли оказались поделены на административные единицы, в каждой из которых был поставлен княжеский администратор («тиун»). Фактически Ольга основатель государства.

(Как я поняла Серов за то, что государство образовалось, когда Ольга пришла к власти и провела реформы: налоговую и административно-территориальную)

В 988 году князь Владимир, внук Ольги крестил Русь. Христианизация происходила несколько веков: она длилась с 9 по 14 век. Большое распространение многоженства. С христианством на Русь приходит письменность, которая дает возможность фиксировать правовые нормы. С письменностью складывается единая система законодательства, развиваются основы государственности.

Из Византии на Русь приходят правовые кодексы, памятники, церковные обряды, правовое наследие. К концу X века окончательно складывается русское государство.

 

 

Билет №2

Зарождение отечественного суда

Понятие суда многогранно. Оно может восприниматься как судебная деятельность или суд — конкретно судебные функции.

Пока не существует государства, не существует суд, может существовать только «псевдо» суд.

С возникновением государства возникает суд, как одна из его основных функций.

Различают еще два понятия, относящиеся к суду — судоустройство и судопроизводство.

Судоустройство — это организация судебной системы.

Судопроизводство — организация или принципы судебного процесса. Совокупность процедур, применяющихся при рассмотрении дела.

Правосудие в России осуществляется только судом , т. е. государством. Субъектом судебной деятельности является государство.

Первый этап.

X-XVIII начало

Для этого периода характерно структурное и функциональное единство административных и судебных органов. Но судебные полномочия так же есть и у русской православной церкви.

Внутри государственного аппарата отсутствует обособление судебной системы. Одни и те же органы осуществляют как и административную , так и судебную деятельность.

Второй этап

первая четверть XVIII — середина XIX

От судебной реформы Петра Превого до судебной реформы Александра Второго.

Структурное и функциональное отделение судебных органов от административных, зарождение судов общей юрисдикции. Частичное формирование судебной системы, как обособленной системы государственного аппарата. Начало формирования независимости суда.

Третий этап

1864 — 1917

Окончательное отделение судебных органов от административных. Появление судебной системы как полностью обособленной системы государственного аппарата. Дальнейшее укрепление независимости суда. Начало формирования судебной ветви власти.

Четвертый этап

Советский период

Сохранение обособленности суда. Укрепление судебной системы в государственном аппарате.

Из-за тоталитарного характера политико-правового режима полностью подавлена независимость суда.

Пятый этап

1991 — по наши дни

Суды развиваются на новом уровне. Становление ветви судебной власти. Полная независимость судов.

Для развития суда требуются судебные реформы.

Судебная реформа — это совокупность системно взаимосвязанных изменений в области судоустройства и судопроизводства нормативно закрепленных на общенациональный орган и осуществляемых в исторически огрангиченный период.

судебные реформы на протяжении всего периода существования России:

1. Судебная реформа Петрп Первого ( 1717 — 1723)

2. Судебная реформа Екатерины Второй (1775)

3. Судебная реформа Александра Второго (!864)

4. Судебная реформа 1922 года

5. Судебная реформа 1956, 1964 годов

6. судебная реформа 1990 — начало 2000 года

Разновидности судов:

1. по объему подведомственности

общей юрисдикции (появились в Конституции РФ 1993 года), в Советский период – «общие суды»

+специализированные суды (спец.суды – особые суды)

специализированные арбитражные

Общая юрисдикция – весь объем дел, за исключением круга дел, изъятых из под их ведения законом.

Специализированные – которые рассматривают круг дел, ограниченный законом( по кругу дел или по кругу лиц)

Вплоть до нач 18 века – суды общей юрисдикции отсутствовали.

-первая попытка – судебная реформа Петра I ( конец 1710 – нач 1720) — ненадолго

-возрождена в ходе судебной реформы 1864 года.

Разновидности пересмотра судебных решений.

-апелляция (наиболее древний вид) дело рассматривается заново по существу и в полном объеме.

-кассация (возникает в 1864, развивается в Советский период) пересматривает решения с точки зрения законности и обоснованности приговора.

-в порядке надзора

— ревизионно-решающий порядок( с конца 15 в – до сер 20 в) в уголовном процессе приговор поступает на обязательное утверждение

кассацию – можно опровергнуть, подтвердить, смягчить, добровольное обжалование.

Зарождение суда.

Возникает с возникновением государства. Судебная система соответствовала государственному устройству.Рано возникает четко очерченная сфера церковной юрисдикции. Древнейший акт – Устав Владимира о десятине(конец 10 – нач 11в – 11 статей), ( регулирование отношений между церковью и государством). Первый средневековый законодательный акт с делением на статьи – Судебник 1550 года. Первый законодательный напечатанный акт — Уложение 1649 года.

Устав Владимира о десятине:

-брачно-семейные отношения

-противоцерковные преступления (еретичество, языческие пережитки)

круг лиц;

-церковные люди – духовенство и члены их семей(церковный сан), технические служащие церкви, лица находящиеся под опекой и социальной защитой церкви.В Древней Руси до 14 века Византийское законодательство имело прямое действие, применялось напрямую в судах.Номоканон – свод постановлений Вселенских соборов. Кормчая книга. (5-7 века)

12 век – появление Устава князя Ярослава о церковных судах.

Наиболее широкий объем в России церковная юрисдикция имела в 11-15 века, а далее стала сокращаться( обособления церковных судов не было). Остатки церк юрисд сохр до революции 1917 года.

 

 

Русская Правда: источники, состав, история составления.

Источники: источниками кодификации были нормы обычного права и княжеская судебная практика. К числу норм обычного права относятся прежде всего положения о кровной мести и круговой поруке. Законодатель по-разному оценивает эти обычаи: кровную месть он стремится ограничить (сужая круг мстителей) или вовсе отменить, заменив денежным штрафом (вирой). Круговая порука, напротив, сохраняется как политическая мера, связывающая всех членов общины ответственностью за своего члена, совершившего преступление (дикая вира налагалась на всю общину) Нормы, выработанные княжеской судебной практикой, многочисленны в Русской Правде и иногда связываются с именами князей, принимавших их (Ярослава, его сыновей, Владимира Мономаха). Определенное влияние на эту кодификацию оказало византийское каноническое право. ( Принято считать, что источниками являются Византийское законодательство и обычное право восточных славян)

Состав и время возникновения.

Под Русской Правдой понимают три разновременно возникших, но тесно связанных между собой памятника (их иногда называют редакциями Русской Правды).

Краткая редакция (краткая правда). Существует 2 списка. Всего 41 статья, где с 1-17 – Правда Ярослава(1016г), а с18-41 – Правда Ярославичей (1072). Краткая редакция Русской Правды была открыта В. Н. Татищевым в 1738 году и издана впервые А. Шлецером. Юшков: Правда Ярославичей вводит для охраны жизни администр.княжеского домена новы нормы права – при-вилегии.

— Пространная редакция. Создана при участии Владимира Мономаха в 12 веке. Дошла до нас в 94 списках и содержит 121 статью. Читается в составе сборников юридического содержания. Пространную редакцию ввел в науку В. В. Крестинин, опуб-ликовав ее в 1788 году. Юшков видит два разновременных памятника, объединенных писцами, — Суд Ярослава Владимиро-вича и Устав Владимира Мономаха.

Сокращённая редакция. Дошла в 2 списках и содержит 50 статей. Была составлена в 15 веке и являла собой переработку Пространной редакции, не имела практического применения и была создана для удовлетворения частных потребностей бояр и местных князей. Сокращенная редакция впервые была осмыслена как особая обработка Правды и издана Н.В.Калачовым (1846

Все эти памятники в рукописной традиции встречаются не самостоятельно, а в составе сборников (обычно летописного или юридического характера). Поэтому ученые исследуют Русскую Правду не изолированно, а в тесной связи с теми источниками, которые ее сопровождают в рукописных сборниках. Это позволяет лучше понять не только время возникновения Русской Правды (во всех ее видах), но и причины ее создания, а также взаимоотношение с другими памятниками права, распространенными на Руси.

Место возникновения

Местом возникновения Краткой Правды некоторые исследователи (Б. Д. Греков, С. В. Юшков и др.) считают Киев, другие (М. Н. Тихомиров) — Великий Новгород. Доказательства М. Н. Тихомирова в пользу новгородского происхождения Русской Правды подверглись серьезной критике. К сожалению, доказательств в пользу киевского происхождения Краткой Правды, кроме общих соображений о значении Киева, как центра древней Руси в XI — XII вв., не было приведено вовсе.

Происхождение

нам известно множество (более 110) разных списков Правды, различающихся количеством, порядком и даже текстом статей. Именно по этой причине среди ученых не существует единства мнений по вопросу происхождения этого документа.

Одни полагают, что это был кодекс, составленный Ярославом, дополненный его сыновьями, затем Мономахом I, и служивший руководством для княжеских судей, то есть подлинный памятник законодателя.

Другие приходят к выводу, что это лишь приватный юридический сборник, составленный каким-то древнерусским законоведом или несколькими законоведами для своих частных надобностей. Так, Ключевский В. О. полагает, что Русская Правда «это — церковный судебник по недуховным делам лиц духовного ведомства. Русская Правда — свод постановлений об уголовных преступлениях и гражданских правонарушениях в том объеме, в каком нужен был такой свод церковному судье для суда по недуховным делам церковных людей»

Воспользуемся разбором Русской Правды Ключевским для того, чтобы проверить и оценить оба этих взгляда. Ученый указывает на следующие особенности:

1. Текст некоторых статей есть не подлинный текст закона, а рассказ повествователя о том, как он был составлен. Например, ст.2 Пространной Правды: «После Ярослава собрались сыновья его Изяслав, Святослав, Всеволод и мужи их и отменили месть за убийство, а установили денежный выкуп, всё же прочее, как судил Ярослав, как уставили и его сыновья».

2. Русская Правда склонна умалчивать об особенностях современного ей права там, где они идут вразрез с юридическими понятиями древнерусского духовенства. Так, в Правде мы не найдем информации о судебном поединке, «поле». Однако из других источников известно, что оно практиковалось на Руси как до, так и после нее. Византийский писатель Х в. Лев Диакон в рассказе о болгарском походе Святослава говорит, что русские в его время имели обыкновение решать взаимные распри «кровью и убийством». Арабский писатель Ибн-Даста рисует нам картину судебного поединка на Руси в первой половине Х в. По его словам, если кто на Руси имеет дело против другого, то зовёт его на суд к князю, пред которым и препираются обе стороны. Дело решается приговором князя. Если же обе стороны недовольны этим приговором, окончательное решение предоставляется оружию: чей меч острее, тот и берёт верх. При борьбе присутствуют родичи обеих сторон, вооружённые. Кто одолеет в бою, тот и выигрывает дело. Русская Правда игнорирует «поле», как языческий остаток, против которого на протяжении веков (почти до конца XVI в.) восставала церковь.

3. Большую часть списков Пространной Правды находили в Кормчих, древнерусских сводах церковных законов, иногда в сборниках канонического содержания, носящих название Мерила праведного, среди дополнительных статей к своду церковных законов, одной из которых, по Ключевскому, она и являлась.

4. Некоторые постановления Русской Правды как будто составлены при содействии церковно-византийских. Например, смысл статьи о ночном воровстве из Моисеевых законов (Библии) таков: если ночью захватят татя на месте преступления и убьют, не считать это за убийство: если же его убьют по восходе солнца, то убийца виновен, должен сам подвергнуться смертной казни. В нашей Правде читается такая статья о ночной татьбе: «Кого застанут ночью у клети или на каком воровстве, могут убить, как собаку: если же продержат пойманного вора до рассвета, то должны вести его на княжий двор, в суд: если же вор окажется убитым, а сторонние люди видели его уже связанным, то платить за убийство пеню в 12 гривен». Чувствуется внутренняя связь этой статьи с приведённым местом Моисеева закона, но видно также, что это постановление обрусело в Правде и приняло своеобразные туземные формы выражения. Другой пример. Статья в Законе Судном (из Эклоги или Прохирона) о рабе, совершившем кражу на стороне, не у своего господина: если господин такого раба-вора захочет удержать его за собою, обязан вознаградить потерпевшего, в противном случае должен отдать его в полное владение потерпевшему. В нашей Правде есть статья, по которой господин холопа, обокравшего кого-либо, должен выкупать вора, платить все причинённые им убытки и пени или же выдать его потерпевшему; но в нашей статье к этому прибавлено постановление, как поступать с семьей холопа-вора и со свободными людьми, участвовавшими в краже. Итак, составитель Русской Правды, ничего не заимствуя дословно из памятников церковного и византийского права, руководился этими памятниками. Они указывали ему случаи, требовавшие определения, ставили законодательные вопросы, ответов на которые он искал в туземном праве.

Совокупность всех этих наблюдений приводит Ключевского к тому, что текст Русской Правды сложился в сфере не княжеского, а церковного суда, в среде церковной юрисдикции, нуждами и целями которой и руководился составитель Правды в своей работе. Церковный суд по духовным делам над всеми христианами производился на основании Номоканона, принесённого из Византии, и церковных уставов, изданных первыми христианскими князьями Руси. Церковный суд по нецерковным уголовным и гражданским делам, простиравшийся только на церковных людей, должен был производиться по местному праву и вызывал потребность в письменном своде местных законов, каким и явилась, по Ключевскому, Русская Правда.

 

 

stydopedia.ru

РУССКАЯ ПРАВДА И УСТАВ ЯРОСЛАВА

РУССКАЯ ПРАВДА И УСТАВ ЯРОСЛАВА

  Стремясь установить порядок и законность в своих землях, Ярослав ввел в действие первый на Руси письменно зафиксированный свод законов — Русскую Правду. Затем появился Устав Ярослава, поручавший разбирательство части преступлений и проступков церковному суду.

  К 1036 году, когда после смерти черниговского князя Мстислава Ярослав стал единовластным правителем большого государства, в Киевской Руси не существовало писаных законов. Великие киевские князья в судебной практике, в отношениях с вассальными князьями и другими государствами руководствовались Законом Русским. Например, о нем упоминается в русско-византийских договорах 911-го и 944 годов. Однако он существовал, скорее всего, в устной форме (как это было и у германских и скандинавских племен). С принятием Русью христианства встречается и с распространением письменности появилась возможность и потребность зафиксировать сложившуюся систему законов. Ярослав, отменив одни, исправив другие и прибавив свои, составил письменный документ на славянском языке, который и получил название Русская Правда.

  На протяжении нескольких веков Русская Правда служила основным руководством при судебных разбирательствах. Несколько измененной и доработанной она вошла в состав или послужила основой позднейших судных грамот: Псковской судной грамоты, Двинской уставной грамоты, Судебника Казимира 1468 года, Судебников 1497 и 1550 годов, некоторых статей Соборного Уложения 1649 года.

  До наших дней дошло более ста списков Русской Правды. Все они распадаются на три основные редакции: Краткую, Пространную и Сокращенную. Древнейшая из них — Краткая Правда (1054). Названия ее частей говорят о том, что в составлении законов участвовали и сыновья Ярослава: первые 18 статей называются Правдой Ярослава, следующие 22 — Правдой Ярославичей. В XII веке Владимир Мономах добавил еще 68 статей, и его редакция называется Пространной. Сокращенная появилась в середине XV века, из переработанной Пространной Правды.

  Русская Правда устанавливала правила суда и наказание за убийство, оскорбление и кражу. В ней определялся порядок сбора налогов и право наследования имущества. Главным предметом Правды Ярослава стали случаи «обид» — причинения морального или материального ущерба одним лицом другому. Как за убийство, так и за любое увечье и побои предоставлялось право мести, существовавшее с давних времен. Фактически это было узаконенной формой смертной казни, которую отменить было пока невозможно. Но христианская церковь выступала против смертной казни в принципе, и Правда предлагала заменить ее вирой — денежным штрафом.

  Самым тяжелым преступлением считалось убийство. Следующим — нанесение увечий. Если человек избит до крови и синяков, то ему не надо было даже искать свидетелей — «пусть возьмет себе с виновного 3 гривны вознаграждения потерпевшему да еще плату лекарю«. Столько же стоил отрубленный палец. Интересно, что выдернутый ус или клок бороды, а также удар «батогом, жердью, пястью, чашей, рогом или мечом плашмя» стоили гораздо дороже — 12 гривен. За изувеченную руку полагался очень высокий штраф — 40 гривен, при том что за удары, приведшие к хромоте, штрафа не назначалось: «тогда пусть смиряют (виноватого) домочадцы(раненого)».

  Русская Правда устанавливала штрафы за кражу сена, дров, коня, смерда или холопа, домашних животных и птиц.

  В первой же главе Русской Правды словене (новгородцы) были уравнены в правах с русинами, членами княжеской дружины. Провозглашалось равенство всех свободных русских людей перед законом: их жизнь защищала одна и та же вира — штраф 40 гривен серебра.

  Русская Правда отражает состояние общества тех лет и очень интересна для истории. Этот закон показывает, что в то время формировались черты социального неравенства, начинался процесс сословного деления. Так, размеры штрафов за убийство людей из разных слоев общества сильно отличались. Исходя из этого можно рассматривать его структуру.

  Основное действующее лицо Русской Правды — муж, то есть свободный мужчина. За его жизнь положена стандартная вира — 40 гривен (если за убитого никто не мстит). В эту категорию входят: русины, княжеские дружинники, словене (жители новгородской земли), купчины (дружинники, занимавшиеся торговлей), ябетники (занимавшиеся судебным процессом), мечники (сборщики дани) и изгои (люди, потерявшие связь с общиной). В два раза больше стоила жизнь привилегированных и родовитых людей: князей, бояр (старших дружинников), княжеских тиунов (управляющих) и огнищан (охранявших княжескую собственность). За убийство сельских и пахотных старост (низшее звено княжеской администрации), рабы-кормилицы или дядьки-воспитателя платили 12 гривен. Меньше всего, 5 гривен, был штраф за убитого зависимого работника: смерда, рядовича, закупа, холопа.

Устав Ярослава

  Устав князя Ярослава о церковных судах, разработанный вместе с митрополитом Иларионом, был принят в последние годы жизни киевского князя. В этом документе зафиксированы те случаи, которые «не подобает… судити князю, ни боярам«, а должен судить митрополит или епископы. Под юрисдикцию церкви князь передал стороны жизни, ранее совсем не затронутые княжеской властью — брачные и семейные отношения. Устав построен на тех же принципах, что и Русская Правда, однако он касается жизни прежде всего наименее защищенных членов общества — женщин. Сюда относились случаи похищения невесты (что было довольно распространено в языческой Руси), изнасилования, а также оскорбления словом. Во всех этих случаях назначался штраф, причем платить надо было как оскорбленной, так и епископу. Размер штрафа зависел от социального положения женщины: если она была из семьи бояр, епископу полагалось 5 гривен золота, а если из «простой чади» — гривна серебра. Подведомственны церковному суду были также разводы, двоеженство, блуд, особенно с родственниками. Родители были защищены от насилия со стороны детей и церковным, и княжеским судом.

  Устав Ярослава, безусловно, в судебном деле был шагом вперед. Его положения отличались и от традиций и обычаев русской общины (а такого рода вопросы прежде решали именно в общине), и от византийского Номоканона (сборника церковных правил). Устав Ярослава переводил семейные конфликты из сферы моральной в правовую, но от византийских законов русские отличались гуманностью и большей объективностью. Если византийская церковь наказывала формально (увещаниями, епитимиями и, в крайнем случае, отлучением), а светская власть, напротив, поступала чрезвычайно жестоко, применяя смертную казнь и членовредительство, то русская церковь налагала штрафы в пользу церкви и потерпевшего, причем суммы штрафов были высоки.

  Надо отметить, что Устав Ярослава вступал в действие только когда конфликт выходил за пределы семьи и тяжущиеся стороны сами обращались к епископскому суду. А это было конечно не всегда. Например, еще к концу XI века христианский брак заключали преимущественно князья и бояре, «простые же люди жен своих, словно наложниц, поймают, с плясанием, и гудением, и плесканием«, как писал в 1080-х годах митрополит Иоанн. Христианские нормы трудно входили в жизнь, однако важно было само существование писаного, официального закона, к которому мог при желании прибегнуть обиженный.

 

 

ruhistor.ru

как она способствовала стабилизации ситуации на Руси

Правление Ярослава Мудрого для Руси ознаменовалось поистине эпохальным событием для дальнейшей истории страны – выпуском первого закона. Таким первым писаным сводом правил стала Русская Правда Ярослава Мудрого.

Содержание статьи

Значение документа для Руси

Каждый из нас наверняка еще со школьной скамьи слышал о таком эпохальном документе. Но многие задаются вопросом: почему Русская Правда является проявлением мудрости Ярослава, и каким образом она способствовала стабилизации жизни социума в зарождающемся правовом государстве?

Все дело в том, что до правления Ярослава письменного кодекса законов не существовало вообще. Текст Русской Правды стал основополагающей базой для всего дальнейшего существования Киевской Руси как правового государства.

Именно после выхода в свет этого правового и исторического акта Ярослав Владимирович получил прозвище «Мудрый». Это первый сборник, который содержал кодекс уголовных, правовых, гражданских, семейных, процессуальных и административных норм. Именно по нему мы узнаем о традициях и обычаях наших предков.

Интересно знать! Термин «уголовный» пришел к нам еще со времен Киевской Руси. Древнерусское слово «головщина» обозначало убийство.

Таким образом, Русская Правда Ярославичей как законную прописную истину предусматривала и охрану частной собственности, и защиту жизни каждого гражданина государства независимо от статуса и положения в обществе. По этому акту штраф полагался даже за убийство смерда или холопа.

Слово «правда» по тем временам обозначало не только истину, которая не поддается сомнению, но и устав, руководство к действию. Этим актом отменялся такой поистине варварский обычай, как кровная месть. Более того, за убийство любого человека полагалось наказание. Даже за нанесенную обиду предусматривался штраф в денежном эквиваленте.

Под суровое наказание подпадали также поджог, конокрадство. За такое преступление человека, признанного виновным, могли даже выселить с семьей, конфисковать все имущество. До появления этого нормативного акта такие преступления вообще оставались безнаказанными. Поэтому значение Русской Правды тяжело переоценить. Именно она способствовала зарождению настоящего правового государства.

Предыстория возникновения закона

Причины создания такого акта диктовало само время. До появления Правды прописанного свода законов не существовало вообще. Жизнь в государстве регламентировалась морально-этическими христианскими нормами, которые были отражены в церковной литературе.

Русская Правда во многом опирается на христианские прописные истины, но такой свод правил более усовершенствован и детализирован.

До прихода христианства на Русь, до ее крещения в обществе господствовал языческий закон. Конечно, он был диким и варварским. Но такие вековые устои тяжело было искоренить одной только новой церковной литературой. Ведь языческое право шло в полный разрез с новой христианской религией.

Кроме того, в Древней Руси судьями были в основном выходцы из других стран, которые не владели в совершенстве всеми традициями и обычаями Киевской Руси и многих нюансов просто не могли понять. Главным толчком для возникновения свода законов был приход христианства с его высокими моральными ценностями, главной из которых была и есть жизнь человека, независимо от его статуса и положения в обществе.

Краткая характеристика и содержание Правды

Дата создания такого закона – 1016 год. К сожалению, в первоначальном виде он не дошел до наших дней. Но сохранились более поздние списки документа.

Новый закон полностью отменял существующую до этого негласную традицию смертельного поединка. Решение споров методом острого меча (у кого острее, тот и прав) стало неприемлемым для правового культурного государства.

Существуют три основных редакции закона:

  1. Краткая – это самый древний вариант документа.
  2. Пространная – более расширенная и более поздняя версия.
  3. Сокращенная – самый поздний вариант, который совмещал в себе основные положения и выдержки из Краткой и Пространной.

Важно! Текст Русской Правды Ярослава Мудрого можно читать онлайн. Все три редакции документов не раз переиздавались и в академическом издании.

Краткая Правда

Этот древний документ состоит из 2 частей:

  1. Правда Ярослава: содержит 10 прописных нормативных текстов, написал которые сам лично Ярослав Владимирович.
  2. Правда Ярославичей: документ, дополненный сыновьями великого князя.

Это интересно! Что такое смутное время: кратко о причинах и последствиях смуты

Самый древний документ этого закона, который дошел до наших дней, датируется 1280 годом. Это самая древняя копия свода законодательной базы Киевской Руси. Впервые такую книгу исследовал и напечатал историк Татищев Василий Никитич. Текст этого документа посвящен в основном кровной мести, убийствам и ответственности за них, а также штрафам, порядкам их изымания и уплаты. Отдельные статьи в своде посвящались также охранным мероприятиям частной собственности и защите всех слоев населения.

Документ состоит из двух частей

Пространная Правда

Это второе переиздание первоисточника. Документ состоит также из двух частей:

  1. Устав князя Ярослава Мудрого.
  2. Устав князя Владимира Мономаха.

Эти уставы входили и в Краткую версию закона. Но в этом издании они претерпели видоизменения и разнообразные дополнения. Датируется устав 12 веком. Состоит документ из 121 статьи. В этих статьях четко прописывается разделение населения на социальные слои; обязанности и преимущества владельцев земельных участков; права и обязанности холопов; наследственное право на собственность и т. д.

Школы при Ярославе Мудром

Сокращенная Правда

Это самый поздний документ, который датируется 15 веком. В основе устава лежат Краткая и Пространная Правда. Создавался этот вариант свода в Московском княжестве, а прописан был в Великой Перми. Документ включает в себя 50 статей.

Это уже более усовершенствованный документ, который уже содержит много тонкостей и нюансов. Так, в нем уже четко прописываются различия между убийствами: умышленным (кровавая расправа «в разбое») и неумышленным. Нанесенный ущерб также уже различается по степени: тяжкий и слабый. Мера наказания уже также полностью зависит от тяжкости преступления. Под наказанием подразумевалась в основном система штрафов, или изгнание виновного из семьи. Понятие «кровная месть» было заменено на штрафные санкции.

В определении наказания все еще огромную роль играл социальный статус. Так, холопы наказывались намного жестче, чем приближенные князя.

Полезное видео: «Русская Правда» Ярослава

Система штрафов

Так как основной мерой наказания были штрафы, то стоит отдельно рассмотреть эти понятия. Содержание Русской Правды и ее основные положения предусматривали выплату назначенных штрафов в разнообразных денежных единицах: кунах, гривнах и т. д.

В своде прописывались такие основные понятия штрафов:

  1. Вира – это штраф за убийство свободного человека. Размер виры полностью зависел от социального статуса и положения в обществе того человека, с которым расправились. Чем более высокое положение занимал человек в древнерусском обществе, тем больший штраф назначался за его убийство.
  2. Полувирье – это денежное наказание за нанесенные увечья тяжкой степени. Размер такого материального взыскания также полностью зависел от положения в обществе и статуса пострадавшего.
  3. Продажа – это денежное взыскание за нанесенные телесные повреждения легкой степени, а также за другие противоправные деяния. В этом вопросе точно так же главную роль играл статус пострадавшего.

Это интересно! Династия Рюриковичей: генеалогическое древо рода с годами правления

Интересные выдержки устава

Содержание Русской Правды было построено не только на регуляции правовых отношений между людьми на уровне уголовного права. В ней много интересных нюансов в формах наказания.

По этому закону также предусматривалось наказание за нарушение пахотных границ. Конкретно прописывалось возмещение на практике не только денежных, но и натуральных долгов: так, за ссуду жита или меда возмещать полагалось также натурпродуктом, но уже с надбавкой.

За господином сохранялось право «бить смерда», но только если тот провинился чем-либо. Неоправданные побои запрещались. Если человека застанут ночью за каким-либо воровством, то до рассвета его можно было «убить как собаку», но с наступлением рассвета убивать его уже было нельзя, а полагалось привести на суд к князю.

Если кто-то без разрешения ездит на чужом коне, то ему полагаются «по три краты» – три удара палкой или кнутом.

Устав дает представления о делении по сословиям. Так, верхушку общества составляли «княжие люди» – дружинники князя. Ступень пониже занимали свободные люди, которые платили князю дань, и самый низший слой составляли «холопы», бывшие в полном подчинении у своих господ, которые за них и отвечали. Наказание за убийство или увечье, нанесенное холопу, было такое же, как и за воровство или порчу чужого имущества.

Это интересно! Когда появилось местничество и что это такое

В законе четко прописывались нормы хозяйственной жизни. Из документа мы узнаем о денежной системе тех времен: о металлических деньгах и мехах, которые также выполняли функцию денег. Много сведений можно почерпнуть об отношениях Киевской Руси со своими соседями, о ценовой древнерусской ценовой политике, таксах на постройку мостов, о процентах на денежную ссуду и т. д.

Русская Правда Ярослава Мудрого действительно стала новым и качественным шагом на пути к построению правового государства.

Полезное видео: Ярослав Мудрый и расцвет Киевского государства

Вывод

В статье мы дали исчерпывающий ответ на вопрос, почему Русская Правда является проявлением мудрости Ярослава. Документ представляет собой качественный правовой сборник законов, на который опирались все дальнейшие правители страны.

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

znaniya.guru

Возникновение Русской Правды: редакции, состав, источники.


Устав князя Ярослава о церковных судах развивает основные идеи, содержащиеся в Уставе князя Владимира. В нём указаны не только дела, подлежащие церковному суду, но и устанавливаются конкретные меры наказания. При этом санкция нормы предполагает иногда два и даже три вида ответственности. Умыкание чьей-либо дочери влечет материальную ответственность перед церковной властью (митрополитом или епископом) и перед князем. Наряду с этим, предусматривается ответственность и перед потерпевшей.

Возникновение Русской Правды: редакции, состав, источники.

РУССКАЯ ПРАВДА – памятник законодательства 11–12 вв., считающийся самым ранним из дошедших до современных исследователей кодексом правовых норм раннесредневековой Руси.

Термин «правда», часто встречающийся в древнерусских источниках, означает правовые нормы, на основании которых вершился суд (отсюда выражения «судить право» или «судить в правду», то есть объективно, справедливо). Источники кодификации – нормы обычного права, княжеская судебная практика, а также заимствованные нормы из авторитетных источников – прежде всего Священного Писания. Есть мнение, что еще до Русской правды существовал некий Закон Русский (на его нормы есть ссылки в тексте Договора Руси с Византией 907), однако какие из его статей вошли в текст Русской Правды, а какие являются оригинальными, – точных данных нет. Согласно еще одной гипотезе, название «Правда Роськая» происходит от лексемы «рось» (или «русь»), что означает «дружинник». В этом случае, в тексте свода норм следует видеть кодекс, принятый для регулирования отношений в княжеско-дружинной среде. Значение традиции и норм обычного права (нигде и никем не записываемых) было в ней меньшим, нежели в среде общинной.

Русская Правда дошла до сегодняшнего дня в списках 15 в. и одиннадцати списках 18–19 вв. Согласно традиционной русской историографии, эти тексты и списки разделяют на три редакции Русской Правды: Краткую, Пространную и Сокращенную.

Древнейшим списком или первой редакцией Правды Русской является Краткая Правда (20–70-е годы 11 в.), которую принято делить на Правду Ярослава Мудрого (1019–1054) и Правду Ярославичей. Первые 17 статей Правды Ярослава (по разбивке поздних исследователей, так как в самом тексте источника деления на статьи нет), сохранившиеся в двух списках 15 в. в составе Новгородской I летописи, содержат еще более ранний пласт – первые 10 записанных норм, «якоже Ярослав судил» – их называют Древнейшей Правдой («Правдой Роськой»). Текст ее был составлен не ранее 1016. Спустя четверть века текст Древнейшей Правды лег в основу всей Правды Ярослава – кодекса норм прецедентного права. Эти нормы регулировали отношения в пределах княжеского (или боярского) хозяйства; среди них – постановления о платах за убийство, нанесение оскорблений, увечий и побоев, кражу и порчу чужого имущества. Начало Краткой Правды убеждает в фиксации норм обычного права, так как в них идет речь о кровной мести (ст. 1) и круговой поруке (ст. 19).



Правдой Ярославичей (сыновей Ярослава Мудрого) именуются статьи 19–41 в тексте Краткой Правды. Эта часть кодекса была составлена в 70-е 11 в. и до конца столетия постоянно пополнялась новыми статьями. К ним относят статьи 27–41, разделяемые на Покон вирный (то есть Устав о штрафах в пользу князя за убийство свободных людей и нормах прокорма сборщиков этих платежей), появление которого связывают с восстаниями 1068–1071 на Руси, и Урок мостникам (то есть Правила для тех, кто мостит проезжую часть в городах). В целом Краткая редакция Русской Правды отражает процесс оформления законов от частных случаев к общим нормам, от решения конкретных вопросов к оформлению общегосударственного права на стадии становления средневекового феодального порядка.

Пространная Правда – вторая редакция Русской Правды, памятник развитого феодального общества. Создана в 20–30 годы 12 в. (ряд исследователей связывают ее возникновение с новгородскими восстаниями 1207–1208 и потому относят ее составление к 13 в.). Сохранилась более чем в 100 списках в составе юридических сборников. Самый ранний – Синодальный список Пространной Правды – составлен в Новгороде около 1282, внесен в Кормчую книгу и являл собой собрание византийских и славянских законов. Другой ранний список – Троицкий, 14 в. – входит в состав Мерила праведного, также древнейшего русского юридического сборника. Большая часть списков Пространной Правды – позднейшие, 15–17 вв. Все это богатство текстов Пространной Правды объединяется в три вида (в источниковедении – извода):Синодально-Троицкий, Пушкинско-Археографический и Карамзинский. Общим для всех видов (или изводов) является объединение текста Краткой Правды с нормами княжеского законодательства Святополка Изяславича, правившего Киевом с 1093 по 1113, а также Уставом Владимира Мономаха 1113 (устав определял размеры процентов, взимавшихся по договорным займам). По объему Пространная Правда почти в пять раз больше Краткой (121 статья с дополнениями). Статьи 1–52 именуются как Суд Ярослава, статьи 53–121 – как Устав Владимира Мономаха. Нормы Пространной Правды действовали до татаро-монгольского ига на Руси и в первый его период.

Некоторые исследователи (М.Н.Тихомиров, А.А.Зимин) полагали, что Пространная Правда была прежде всего памятником новгородского гражданского законодательства, а позже его нормы стали общерусскими. Степень «официальности» Пространной Правды неизвестна, как и точные границы региона, охваченного действием ее норм.

Самым спорным памятником древнерусского права является так называемая Сокращенная Правда – или третья редакция Русской Правды, возникшая в 15 в. Она дошла всего в двух списках 17 в., помещенных в Кормчей книге особого состава. Считается, что эта редакция возникла как сокращение текста Пространной Правды (отсюда название), была составлена в Пермской земле и стала известна после ее присоединения к Московскому княжеству. Другие ученые не исключают, что в основе этого текста лежал более ранний и неизвестный памятник второй половины 12 в. Среди ученых до сих пор продолжаются споры относительно датировки различных редакций Правды, в особенности – этой, третьей.

С начала 14 в. Русская Правда стала терять свое значение как действующий источник права. Смысл многих использованных в ней терминов, становился непонятен переписчикам и редакторам, что вело к искажениям текста. С начала 15 в. Русскую Правду перестали включать в юридические сборники, что говорит об утрате ее нормами правовой силы. В то же время ее текст стали вписывать в летописные своды – она стал историей. Текст Русской Правды (разных редакций) лег в основу многих юридических источников – Новгорода и Смоленска с Ригою и Готским берегом (немцами) 13 в., Новгородской и Судных грамот, Литовского Статута 16 в., СудебникаКазимира 1468 и наконец общерусского свода норм эпохи Ивана III – Судебника 1497.

Краткая Правда была впервые открыта В.Н.Татищевым в 1738 и издана А.Л.Шлецером в 1767. Пространная Правда впервые опубликована И.Н.Болтиным в 1792. В 19 в. над Правдой трудились выдающиеся русские юристы и историки – И.Д.Эверс, Н.В.Калачев, ВИ.Сергеевич, Л.К.Гётц, В.О.Ключевский, анализировавшие время и причины создания отдельных частей и редакций Русской Правды, взаимоотношения между списками, сущность отраженных в них юридических норм, их истоки в византийском и римском праве. В советской историографии главное внимание обращалось на «классовую сущность» рассматриваемого источника (труды Б.Д.Грекова, С.В.Юшкова, М.Н.Тихомирова, И.И.Смирнова, Л.В.Черепнина, А.А.Зимина) – то есть на изучение с помощью Русской Правды социальных отношений и классовой борьбы в Киевской Руси. Советские историки подчеркивали, что Русская Правда закрепила социальное неравенство. Всесторонне защитив интересы господствующего класса, она откровенно провозглашала бесправие несвободных тружеников – холопов, челяди (так, жизнь холопа оценивалась в 16 раз ниже, чем жизнь свободного «мужа»: 5 гривен против 80). Согласно выводам советской историографии, Русская Правда утверждала неполноправие женщин как в имущественной, так и в частной сфере, однако современные исследования показывают, что это не так (Н.Л.Пушкарева). В советское время принято было говорить о Русской Правде как о едином источнике, имевшем три редакции. Это соответствовало общей идеологической установке на существование в древней Руси единого правового кодекса, как и само Древнерусское государство рассматривалось как «колыбель» трех восточнославянских народностей. В настоящее время российские исследователи (И.Н.Данилевский, А.Г.Голиков) чаще говорят о Краткой, Пространной и Сокращенной Правдах как о самостоятельных памятниках, имеющих важнейшее значение для изучения различных частей государства Русь, аналогичное общерусским и местным летописям.

Древнейшей формой судебного процесса был суд общины, члены которой в равной степени обладали правами и обязанностями тяни в судебных разбирательствах. Состязательность сторон сохранялась долгое время, поэтому процесс в Древней Руси называют состязательным (реже — обвинительным). Ему присущи такие отличительные Черты, как относительное равенство сторон и их активность при рассмотрении дела в сборе доказательств и улик. Одновременно в Х-ХI вв. укрепляется процесс, где ведущую роль играли князь него администрация: они возбуждали процесс, сами собирали сведения и выносили приговор, часто сопряженный со смертным исходом. Прототипом такого процесса может служить суд княгини Ольги над послами древлян в период восстания или суд князей над восставшими в 1068 г. и 1113 г. Не смотря на то, что «Русская правда» не знает смертной казни, смертные приговоры выносились и приводились в исполнение. Из одного произведения начала 13 века, вошедшего в состав Печерского патерика, знаем, что в конце 11 века, за тяжкие преступления осуждали на повешение, если осужденный не был в состоянии заплатить назначенной за такое преступление пени. Молчание «Русской правды» о смертной казни можно объяснить так, — самые тяжкие преступления, как душегубство и татьба с поличным, церковный суд рассматривал с участием княжеского судьи (в особых случаях с участием князя), который вероятно и произносил смертный приговор.

Необходимо отметить, что во времена существования «Русской правды», судебный процесс не делиться на гражданский и уголовный. Такое разделение появляется гораздо позднее. Таким образом, как для гражданских, так и для уголовных дел существовал единый процессуальный порядок рассмотрения.

Вообще поводами к возбуждению процесса служили жалобы истцов, захват преступника на месте преступления, факт совершения преступления. Одной из форм начала процесса был так называемый «заклич»: публичное объявление о пропаже имущества и начале поиска похитителя (обычно на торгу). Давался трехдневный срок для возвращения похищенного, по истечении которого лицо, у которого обнаруживались искомые вещи, считалось виновным и должно было вернуть имущество и доказывать законность его приобретения. Можно предполагать, что использовались различнее виды доказательств: устные, письменные, свидетельские, улики. Очевидцы происшествия назывались видоками. Существовали «послухи», которых одни исследователи считают очевидцами по слуху», другие — свидетелями «доброй славы» обвиняемого могли быть только свободные люди: «на холопа послушества не складывают, поскольку он н свободен», — гласит Русская Правда. Равенство, сторон в процессе диктовало привлечение к свидетельству столько свободных. Лишь в «малой тяжбе» и по нужде можно было «ссылаться на закупа». Если не было свободных, то ссылались на тиуна боярского, а на «иных не складывать» (ст. 66 Пространной Правды).

Судебный процесс. В Русской Правде предусмотрена особая форма обнаружения утраченного имущества — свод. Если после «заклича» пропавшая вещь обнаруживалась у лица, заявившего себя добросовестным приобретателем, начинался свод. Указывался человек, у которого приобреталась вещь, тот, в свою очередь, указывал на другого, и т.д. Кто не мог указать источник приобретения, считался вором, должен был вернуть вещь (стоимость) и заплатить штраф. В пределах одной территориальной единицы свод шел до последнего лица, но если в нем участвовали жители другой территории (города), он шел до третьего лица, которое выплачивало повышенное возмещение и начинало свод по своему месту проживания (ст. 35-39 Пространной Правды).

Другое процессуальное действие — гонение следа — представляло собой розыск Преступника по следам. В случае убийства наличие следов преступника в какой-либо общине обязывало ее членов выплачивать «дикую виру» или разыскивать виновное лицо. При терявшихся следах на пустошах и дорогах поиски прекращались (ст. 77 Пространной Правды).

Нормы Русской Правды, действующие в «русских княжествах в ХII-ХV вв., продолжали использовать в судебном процессе рассматриваемого периода. При сохранении состязательных начал в судебном процессе усиливались роль и активность государственной администрации. Повсеместно выросло значение судебного поединка при невозможности выяснения пистоны иными способами. Ордалии уходили в прошлое поскольку противоречили христианскому пониманию выяснения истины, судные клятвы лишались языческой атрибутики. Одновременно возросла роль письменных документов, особенно в земельных спорах и тяжбах.

Для эпохи, предшествовавшей Русской Правде, характерными объединением сельского населения была соседская община. Она выросла в процессе разложения прежней семейной общины. Частная собственность на землю постепенно разлагает прежде однородную массу общинников: наряду с зажиточными появляются бедняки, терявшие свои участки. Выходя из общины, они в поисках работы попадали в зависимость от богатых землевладельцев — князей и бояр.

Древнейшая Правда («Суд Ярослава») сохранила следы живучих обычаев родового строя, которые еще не были изжиты в раннефеодальном государстве . Ст. 1 признает еще институт кровной родовой мести за убийство, но вводит ограничение круга мстителей ближайшими родственниками убитого. «Убьеть мужь мужа, то мстить брату брата, или сыновни, или брату чаду, любо сестрину сынови…». Но тут же княжеский закон устанавливает, что в случае отсутствия мстителя убийца должен уплатить денежный штраф в пользу князя: «аше не будет кто мстя, то 40 гривен за голову…».

Строй процесса по Русской Правде является бесспорно состязательным (или обвинительным), что характерно для эпохи раннего феодализма. Русская Правда описывала особые формы досудебного установления отношений между потерпевшим (будущим истцом, обвинителем) и предполагаемым ответчиком (обвиняемым). Это так называемый «свод» и «гонение следа». «Свод» состоял в отыскании истцом надлежащего ответчика путем «закличи», свода в тесном смысле и присяги.

Правда, существование в Киевской Руси судебного поединка отрицается многими исследователями. Их довод, кажущийся очень сильным, это отсутствие упоминания о поединке в Русской Правде. Но вместе с тем и указания арабских писателей, подобные только что приведенному, и договор с немцами, 1229 года (ст. ст. 15 и 16), и юридические поговорки («В поле две воли, кому бог поможет») подтверждают древность происхождения и прочность института судебного поединка.

О причинах отсутствия указаний на поединок в «Русской Правде» можно только строить предположения. Нельзя отрицать возможности некоторого воздействия, так сказать, механического порядка на текст «Правды» со стороны церковников. Поединок, бесспорно имевший место в жизни Киевской Руси ХI-ХII вв., должен был отразиться в современных законах и в их первой кодификации — в Русской Правде. Но затем он мог исчезнуть со страниц этого сборника или почти исчезнуть, как наиболее противный духу христианства.

Вообще, как уже отмечалось главою правосудия, почти всегда был князь, а двор княжеский — обыкновенным местом суда. Но государь поручал сию власть тиунам и своим отрокам. — Чиновники, которым надлежало решить уголовные дела, назывались вирниками, и каждый судья имел помощника или отрока, метельника или писца. Они брали запас от граждан и пошлину с каждого дела. То есть пошлина за рассмотрение дел уже существовала. Княжие служащие состояли на «государственной службе» — вирнику и писцу его, для объезда волости, давали лошадей.

Интересен момент, появления в процессе присяжных заседателей.

В одном из новгородских списков Ярославовой Правды сказано, что истец во всякой тяжбе должен идти с ответчиком на извод перед 12 граждан — может быть, присяжных, которые разбирали обстоятельства дела по совести, оставляя судье определить наказание и взыскивать пеню. Так было и в Скандинавии, откуда сей мудрый устав перешел в Великобританию. Англичане наблюдают его доныне в делах уголовных.

.Гражданское право.
2.1 Право собственности.
В русском праве периода не было и не могло быть общего термина для обозначения права cобственности, значение этого права было различным в зависимости от того, кто был субъектом права и что представлялось в качестве объекта права собственности. Группа статей Русской Правды защищает собственность. Устанавливается штраф в 12 гривен за нарушение земельной межи, такой же штраф полагается и за разорение пчельника, бобриных угодий, за кражу ловчих соколов. В древнерусской общине огромное значение имела собственность. Отношение к личности в первую очередь определялось наличием собственности. Человек, лишенный cобственности или промотавший ее, мог обеспечить имущественные связи с другими лицами единственным, что у него осталось – собственной личностью. Различают собственность в экономическом смысле, как «состояние принадлежности» , и право собственности, которое возникает при регулировании действующих отношений нормами права. Происходит юридическое
определение границ земельной собственности и режима распоряжения ей. Собственникам (коллективам, лицам, государству), принадлежит, в разных пределах: право владения (факт обладания), право пользования (извлечение прибыли), право распоряжения (определение юридической судьбы ве-щей). Право собственности среди феодалов определяется их взаимной связью с князем, т.е. системой вассальной зависимости, а в крестьянской среде системой запретов. От различий этих отношений и зависит право собственности. Исторически раньше, видимо, появилось право собственности на движимое имущество (скот, инвентарь, оружие). В X – XI
вв. общинные пережитки на Руси еще довольно сильны. Однако, определить форму собственности довольно трудно из-за недостатка источников. В Русской Правде, в подавляющем большинстве случаев, речь идет об индивидуальной собственности. Скорее всего, в развитых районах, где действовало княжеское законодательство, решающую роль играла индивидуальная собственность. Собственник, по Русской Правде, имел право распоряжаться вещью, вступать в договоры,
получать доходы с имущества, требовать его защиты при посягательствах. Объектами права собственности выступает обширный круг вещей: кони, одежда, оружие, торговые това-
ры, скот и др.
Труднее обстоит дело с земельной собственностью, поскольку имеется лишь ограниченный круг статей ст. 70, 71, 72 ПП (ст. 34 КП), которые устанавливают штрафы в 12 гривен за нарушение земельной бортной межи и за уничтожение межевого знака (перетёса), сделанного на дереве. С точностью нельзя установить, чья это межа: крестьянина, коллектива или феодала. Следовательно, всякое сельское владение имело свои пределы, утвержденные гражданским правителем, и знаки их были священны для народа. Статья 32 Правды Ярослава особо подчёркивает охрану княжеской собственности, установив штраф за порчу княжеской борти. Есть мнение, что высшая ставка штрафа есть указание на «дворовую границу с тыном» (забором), а в ст. 70 о «вервной» деревенской общине, большая ставка штрафа есть лишь показатель уважения законодательных прав землевладельцев. Другие источники свидетельствуют о наличии в рассматриваемый период индивидуального крестьянского хозяйства. Однако они указывают на существование сёл, по-
гостов, вервей, весей — сельских населённых пунктов с компактными формами владения. Вероятно, это соседские общины с индивидуальной формой собственности, а не дворовый
участок с периодическими переделами пахотной земли. В Русской Правде нашел свое отражение процесс усиления охраны частной собственности. Так, если в Краткой Правде величина штрафа зависела только от вида и количества украденного скота, то в Пространной Правде (ст. 41, 41) ве-
личина штрафа определялась и местом совершения преступления (украден ли скот из закрытого помещения или с поля). Еще дальше в развитии охраны частной собственности на землю идет Пространная Правда. Для нее (ст. 72) характерна большая по сравнению со ст. 34 Краткой Правды, дифференциация возможных случаев нарушения межи (здесь особо выделяются бортовые, ролейные, дворовые межи), что дает основание говорить о дальнейшем развитии феодального хо-
зяйства и, прежде всего, за счет общинных земель, росте случаев нарушения права частной собственности в условиях усиливающегося социального неравенства. Формы собственности были различными. Помимо семейно — индивидуальных и общинных хозяйств имелись следующие.
Княжеский домен представлял собой конгломерат земель, принадлежавших лично князю. Он взимали там оброки, налагал иные повинности, распоряжался землями по собственному
желанию. Сведения о княжеских землях имеются уже в X веке. Княгине Ольге принадлежали села: Олгинчи, Будутино. Владимир 1 владел селом Преславино и населённым пунктом Берестово. Большое значение имел фонд государственных земель, обложенных данью. Они формировались путём окняжения, военных захватов. Государственные земли охранялись на Руси столетиями и были важным источником пополнения казны. Учёные вели долгую полемику о принадлежности этих земель. Одни считали непосредственно государственной собственностью, другие — собственностью крестьян (или общин), имевших право распоряжаться землёй, но с сохранени-
ем повинностей при переходе к новому владельцу.Собственность феодалов возникла как частная и основанная на княжеских пожалованиях, в виде доменов, боярских и монастырских вотчин. Источником её приобретения первоначально была заимка, освоение свободных земель ру-
ками холопов и зависимых крестьян. Затем главным способом приобретения земли стал прямой ее захват у соседских общин («окняжение и обояривание земли»). Чем позднее редакция Русской Правды, тем больше в ней данных о развитии феодальной вотчины, которая включала в себя хоромы владельца, жилища его слуг, помещения для челяди, хозяйственные постройки. Вотчинники присваивали леса, устраивали бортные заповедники, захватывали охотничьи угодья и промысловые участки добычи меда. Об этом, в частности, говорят статьи 69 и 70 ПП, охраняя интересы собственников. Охрана частной собственности — одно из назначений Русской
Правды. Так, согласно статье 71 ПП, истребление знака собственности на бортных деревьях влекло штраф в 12 гривен. Высокий штраф означал, прежде всего, защиту самого
принципа частной собственности. В XI веке летописи упоминают о сёлах народных дружинников. В XII веке вотчины бояр были частной собственностью. Князья раздавали земли под условием службы. Условные держания могли быть и в самой боярской иерархии. В Русской Правде нет сведений о землевладении феодалов, но в ней упоминаются лица, жившие на этих землях: титул боярский (ст. 1), боярские холопы (ст. 46), боярские рядовичи (ст. 14)Субъектами права собственности могут быть только люди не рабского положения. Деление вещей на движимость и
недвижимость не нашло юридического оформления, но статус движимости разработан в Русской Правде довольно обстоятельно. Собственность, её содержание и различные виды
владения не нашли специальных обобщенных терминов, однако на практике законодатель различал право собственности и владения. Собственник имел право на возврат своего имущества
из незаконного владения. На основе строго установленной процедуры за причинённую «обиду», назначался штраф в 3 гривны. Возвращение вещей требовало свидетельских показаний и разбиралось при необходимости перед «сводом из 12 человек» (ст. 13, 14, 15, 16 КП; ст. 34, 35 ПП). «Если кто чего взыщет на другом, и последний начнет запираться, то идти ему на извод 12 мужей». В первом из списков Правды Ярослава сказано, что истец во всякой тяжбе должен идти с ответчиком на извод перед 12 гражданами, может быть присяжных, которые разбирали обстоятельства дела по совести, оставляя судье определить наказание взыскивать пеню. Так было и в Скандинавии, откуда сей мудрый указ пришел в Великобританию. Англичане соблюдают его поныне в судебных делах. Общий принцип защиты движимости и собственности заключался в том, чтобы вернуть её законному хозяину и заплатить ему штраф в качестве компенсации за убытки. Движимая собственность (включая холопов) считается в Русской
Правде объектом полного господства собственника: при спорах о её возвращении государство не накладывает штрафов, стороны сами договариваются между собой. Доверившие имущество рабам и холопам (для торговых операций и т. д.) несли в случае причинения убытков и истребления вещи ответственность перед 3-мя лицами в полном объёме (ст. 116, 117). Иными словами, законодатель понимал, что право собственности определяется волей самого собственника. Защита движимой собственности, если это не было связано с уголовным преступлением, не носила сословного характера —
каждый вправе равнозначно определять её судьбу.

 

stydopedia.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *