Расскажи о битве на Куликовом поле. В своем рассказе используйте опорные слова:московский князь Дмитрий Иванович;дать отпор Золотой Орде;долго готовился;просил благословения у Сергия Радонежского;святой предрек победу;русская армия вышла из кремлевских ворот 10августа 1380года;перешли Дон
- Главная
- Вопросы и ответы
- Расскажи о битве на Куликовом поле. В своем рассказе используйте опорные слова:московский князь Дмитрий Иванович;дать отпор Золотой Орде;долго готовился;просил благословения у Сергия Радонежского;святой предрек победу;русская армия вышла из кремлевских ворот 10августа 1380года;перешли Дон
Важное событие в истории Руси занимает Куликовская битва.Князь Дмитрий Иванович со своей дружиной дал отпор Золотой орде.Перед битвой он поехал в обитель преподобного Сергия Радонежского.Отец Сергий благословил его и сказа:»Врагов Руси ждет погибель,а тебя помощь и слава от Господа! Иди же и не бойся!Ты победишь своих врагов!Он осенил князя крестом и дал в помощники двух монахов,Александра Пересвета и Андрея Ослябю,которые прославились необыкновенной силой и воинским искуством.А когда закипел бой на Куликовском поле,отецСергий неустанно молился в церкви,Таким необыкновенным человеком он был. Утром 7 сентября русские войска переправились через Дон и сожгли за собой мост Между Доном и рекой Непрявдой раскинулось Куликово поле.Здесь русские войска стали ждать врагаПо традиции сражение началось поединком богатырей:русского Пересвета и татарского Челубея,русский богатырь поразил врага но сам пал.Началась битва сошлись русское и татарское войско. От великой тесноты задыхались! вот сколько было войск Всюду мертвые лежали и не могли кони ступать по мертвым Но русский строй выдержал натиск врага а тут еще подоспел из дубравы засадный полк.Он с яростью обрушился на татарский строй и смял его!!!!Торжественно и печально возвращались русские воины в Москву Велика была победа,но и потери были велики!Куликовская битва навсегда осталась в народной памяти как величайшее событие.Победителя князя Дмитрия нарекли Донским.
globuss24.ru
московский князь Дмитрий Иванович; дать отпор Золотой Орде; долго готовился;, алгебра
1-4 класс
просил благословения у Сергея Радонежского; святой предрёк победу; русская армия вышла из кремлёвских ворот 10 августа 1380 года; перешли Дон; засадный полк; 8 cентября началась битва ; удар копья свалил князя; русские отряды начали отступать; вражеская конница; обрушился засадный полк; татары и хан Мамай обратились в бегство; великая победа на Дону.
Yana3107001 21 марта 2016 г., 6:14:06 (2 года назад) пгшо21 марта 2016 г., 8:43:35 (2 года назад)
Важное событие в истории Руси занимает Куликовская битва.Князь Дмитрий Иванович со своей дружиной дал отпор Золотой орде.Перед битвой он поехал в обитель преподобного Сергия Радонежского.Отец Сергий благословил его и сказа:»Врагов Руси ждет погибель,а тебя помощь и слава от Господа! Иди же и не бойся!Ты победишь своих врагов!Он осенил князя крестом и дал в помощники двух монахов,Александра Пересвета и Андрея Ослябю,которые прославились необыкновенной силой и воинским искуством.А когда закипел бой на Куликовском поле,отецСергий неустанно молился в церкви,Таким необыкновенным человеком он был. Утром 7 сентября русские войска переправились через Дон и сожгли за собой мост Между Доном и рекой Непрявдой раскинулось Куликово поле.Здесь русские войска стали ждать врагаПо традиции сражение началось поединком богатырей:русского Пересвета и татарского Челубея,русский богатырь поразил врага но сам пал.Началась битва сошлись русское и татарское войско. От великой тесноты задыхались! вот сколько было войск Всюду мертвые лежали и не могли кони ступать по мертвым Но русский строй выдержал натиск врага а тут еще подоспел из дубравы засадный полк.Он с яростью обрушился на татарский строй и смял его!!!!Торжественно и печально возвращались русские воины в Москву Велика была победа,но и потери были велики!Куликовская битва навсегда осталась в народной памяти как величайшее событие.Победителя князя Дмитрия нарекли Донским.
algebra.neznaka.ru
Рассказ о битве на Куликовом поле на основе опорных слов и репродукций известных картин.
Урок 11.
Тема урока: Рассказ о битве на Куликовом поле на основе опорных слов и репродукций известных картин.
Цель урока: Формировать образное представление о Куликовской битве как героическом событии в борьбе русского народа за независимость, показать битву как одно из значительных событий, положивших начало освобождению Руси от ига монголо-татарских ханов, создать образ Дмитрия Донского как искусного полководца. Воспитывать чувства патриотизма и восхищения мужеством русских людей, поднявшихся на борьбу с могущественным врагом и одержавшим блестящую победу. Развивать познавательную активность, внимание, память, речь учащихся
Ход урока:
Орг. момент
Прозвенел звонок и смолк.
Начинается урок.
Мы за парты дружно встали, улыбнулись и сказали:
«Мы будем предельно внимательны,
У нас сегодня всё получится!»
Разминка
Урок начнём с разминки.
Встали в круг, работаем с датами. (бросаем кубик, на котором написаны даты)
988 г. Какой это век? С чьим именем связано?
1147 г.
1237 г.
1380 г. (Не знаем),
Какой это век? Запишем эту дату подбородком и постараемся запомнить.
Проверка домашнего задания
Физкультминутка
Работа по теме урока
Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие в 14 век, в 1380 год и узнаем, что же за важное событие произошло в 1380 году. Но сначала давайте разгадаем кроссворд, повторим изученный материал и узнаем тему нашего урока. За правильный ответ вы получаете карточку, чтобы в конце урока определить лучшего знатока.
Запись событий по годам (летопись)
Кто написал «Повесть временных лет»? (монах Нестор)
Как звали первого князя на Руси в Новгороде? (Рюрик)
Постоянное войско князя. (дружина)
Он был прозван мудрым (Ярослав)
Основатель Москвы (Юрий Долгорукий)
Плата, которую собирали победители с побеждённых народов. (дань)
Завоеватели, которые в 1237 году напали на Русь (монголо-татары)
Первый город, подвергшийся их нападению (Рязань)
Его назвал Батый «злым городом» (Козельск)
Вспомним слова Кончаловского о том времени:
(хором) Был страшный год,
Боялись больше, чем огня,
Батыя, внука Чингисхана,
Своё соседство с ним кляня.
Угнетающая, порабощающая сила, угнетение (иго)
Русь на долгие годы попала под власть монголо-татарских ханов, была обложена тяжкой данью. А что такое дань? Какие слова в нашем кроссворде нужно писать с заглавной буквы?
Прочитайте тему нашего урока.
— Что же произошло в 1380 году на Куликовом поле? Почему про это сражение знает и помнит народ до сих пор? Мы и узнаем сегодня на уроке.
— Откроем учебник на странице 36. Читаем самостоятельно два абзаца, ищем ответы на вопросы:
1. Кто предпринял попытку свергнуть монголо-татарское иго?
2. Когда была бива? Где? С кем? ( за ответ — карточку)
— Давайте вместе попробуем поискать ответ на вопрос: Почему Дмитрий Донской одержал победу на Куликовом поле?
Страница 37, первый абзац. Расставим знаки ударения в названиях городов, (прочитаем хором)
— Что самое важное выберем для ответа на наш вопрос?
1. Собрал большую рать. (Что такое рать?)
2. Русские князья выступили вместе, обьединились на борьбу против монголо-татар.
3. Все встали на защиту родной земли. (на доску вынести)
Работаем со вторым абзацем.
_Куда отправился Дмитрий за благословением? Кто вступил в его войско?
Значит, благословение церкви помогло Дмитрию одержать победу. Это ведь очень важно, ребята, чтобы душа человека была настроена на победу.
Физминутка.
Встали. Обведите взглядом картину, где Сергий Радонежский благословляет Дмитрия, пробежали глазами по дорожке, выполним гимнастику для глаз.
— Третий абзац читаем стоя.
Почему Дмитрий Донской одержал победу? (решимость русского войска сражаться до конца)
На берегу какой реки проходила битва? (Набрали воздух, дышим животом и на выдохе произносим название реки. (Дон, Дон…)
Что это вам напоминает?
Надежды искру, веры и любви
Звон колокольный в душах зажигает.
И пробуждает память в наши дни
И всё, что было в прошлом, воскрешает.
Музыкальное включение.
— Закроем глаза, представим огромное поле между Доном и Непрядвой. Раннее утро. Русские войска заняли свои позиции Князь Дмитрий говорит: (СЛОВА КНЯЗЯ УЧЕНИК) Положим, братья, головы за земли русские….
— Чтобы ярче представить картину боя, послушайте внимательно рассказ, постарайтесь запомнить, чтобы выполнить правильно самостоятельную работу, а так же продолжаем отвечать на наш вопрос: Почему Дмитрий одержал победу…?
— Князь построил своё войско на обширном поле, на берегу степной речки Непрядвы. Дмитрий снял с себя княжескую одежду, остался в простых доспехах (иллюстрация). Он приказал отнести своё княжеское знамя в середину войска, а сам встал в первом ряду. Как заведено было с давних времён, бой начался с поединка двух воинов богатырей. Из вражеских рядов выехал на могучем коне телохранитель Мамая — Челубей, огромного роста, и, посмеиваясь, ждал, когда кто-нибудь выйдет с русской стороны. Наши ряды расступились и выехал Александр Пересвет. С копьями наперевес мчались всадники друг на друга и сшиблись на всём скаку. И все увидели, что (2 иллюстрация) Челубей валится из седла. Русская сторона возликовала. Но и Пересвет был смертельно ранен.
Представьте огромного летящего орла. А теперь попробуем его увидеть на карте. Голова орла — это передовой полк, тело — большой полк, крылья орла — полк правой и левой руки, хвост — резерв.
— Постарайтесь найти и показать на схеме всё, о чём рассказывают ребята: (2 ученика)
1. И тут же русские и ордынские полки сошлись в кровавой схватке. Ордынцы всей своей силой стали наступать на передовой полк. Всё меньше и меньше оставалось воинов в этом полку. Им на помощь пришёл большой полк. Мамай, глядя с Красного холма увидел, как упало великокняжеское знамя. Он решил, что убит Дмитрий и русские в панике побегут. Но устоял большой полк.
2. Всё поле боя было усеяно сражающимися, русскими и татарами, мёртвыми и ранеными. Мамай перенёс главный удар на левый фланг. Страшен был бег ордынской конницы, и полк левой руки стал отступать. Битва продолжалась уже более 4 часов. Тут Дмитрий призывно махнул мечом в сторону дубравы. Из засады вышли дружины Дмитрия Боброка и Владимира Серпуховского. Мамай, стоя на высоком кургане, в ужасе увидел разгром своего войска. Русские воины гнали врага до реки Мечи и захватили весь ордынский обоз.
— Почему Дмитрий одержал победу? (Дмитрий сам сражался в первых рядах, подавал пример. Храбро сражались русские воины, стояли насмерть.
— Посмотрите ещё раз на схему. Что помогло князю Дмитрию выиграть битву?
1. Выбор места
2. Устроил засадный полк
3. Навязал свой план битвы.
— Каким полководцем был Дмитрий? (талантливым)
Продолжение рассказа.
Протрубили трубы — дали отбой сражению. Но где Дмитрий? Во время боя под ним трижды меняли лошадь. Стали искать среди павших. Наконец нашли оглушённого под деревом. Его окружили воины, он открыл глаза. «Победа!» — воскликнули все в один голос. Князь обнимал всех. Еле поднялся он на коня, обьехал Куликово поле, на котором лежали тысячи убитых.
Дмитрий благодарил воинов от имени Отечества и наказал поминать павших во всех церквах в Дмитровскую субботу, доколе существует Русь.
— Ещё раз повторим, что же помогло Дмитрию Донскому одержать победу на Куликовом поле? (хором с доски)
— Что у нас записано на доске? (основные мысли каждого абзаца. План, который поможет вам подготовить дома пересказ.
Тест. А теперь давайте проверим, как вы были внимательны. Читаем, ставим «+», если согласны; «-» — если не согласны.
Веришь ли ты, что:
1. Куликовская битва была в 1380 году?
2. Во главе монголо-татар на Куликовом поле был хан Батый?
3. Князь Дмитрий одержал победу, потому что русские князья обьединились на борьбу против монголо-татар?
4. Битва началась поединком Мамая и Пересвета?
5. После Куликовской битвы появилась надежда, что господству Орды скоро придёт конец?
Набеги ордынцев на Русь продолжались, выплата дани тоже, но враги уже избегали мериться с Русью силами в больших сражениях.
При правнуке Дмитрия ((3 буква «И» Иван три) Иване третьем пришёл конец зависимости Руси от ордынцев. Через 100 лет после Куликовской битвы. Когда? (В 1480 году)
-Давайте обратимся к письменному источнику, познакомимся с отрывком из летописи. Какие сведения можно почерпнуть из летописного отрывка? (все готовились к битве)
-Какое оружие было в те времена? Приглашаю вас в нашу оружейную мастерскую. Игра в группах «Узнай по описанию оружие»
(1 — шестопёр, 2- булава, 3- копьё) Найти в классе.
А об оружии, доспехах, о сражении на Куликовом поле можно почитать в следующих книгах …(выставка книг по теме)
Домашнее задание. С.36-38, рассказ, желающие 5 стишие, синквейн о Дмитрии Донском, можно зашифровать поле, используя материал о Куликовской битве в кроссворде. Дополнительно почитать книги.
Пусть маленькие песчинки ваших знаний превратятся в прочный фундамент больших познаний. На перемене из ваших частичек сложим картину Дмитрия Донского. Кто лучший знаток?
Рефлексия. Какое настроение? Почему? Что узнали? Чему научились?
Игра в парах сменного состава с передачей:
1. Когда была Куликовская битва?
2. Кто собрал русскую рать на борьбу с монголо-татарами?
3. Кто благословил Дмитрия на бой с Мамаем?
4. Почему Дмитрия назвали Донским?
Итог.
— Я возвращаюсь к началу нашего урока: Почему же про Куликовскую битву знает и помнит народ до сих пор? Искони стоял наш народ за родную землю, не жалел жизни для защиты своей Родины, отчего дома.
И закончить урок хочется словами нашей вязниковской поэтессы Гавриловой Р.
История — великий властелин
В ней сохранились подвиги былые.
Спасителей, святых, богатырей,
Что жизни для народа не щадили.
Во имя счастья родины своей
Достойными её сынами будем,
Чтоб навсегда мы сохранить могли,
Что было испокон святою Русью.
infourok.ru