Сообщение про платона – Платон Биография, Платон биография читать, Платон биография читать онлайн

Платон — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Перейти к навигации Перейти к поиску
Платон
Πλάτων
Имя при рождении Аристокл
Дата рождения 427 (428) до н. э.
Место рождения Древние Афины
Дата смерти 347 (348) до н. э.
Место смерти Древние Афины
Страна Древние Афины
Язык(и) произведений древнегреческий язык
Направление Платонизм
Основные интересы метафизика, эпистемология, этика, эстетика, политика, образование, философия математики
Оказавшие влияние Сократ, Архит, Демокрит, Парменид, Пифагор, Гераклит
Испытавшие влияние Аристотель, практически все европейские и ближневосточные философы
Платон в Викицитатнике

ru.wikipedia.org

Краткая биография Платона

Платон (Аристокл) (428-347 гг. до н.э.)

Происходил из рода аристократов. Ученик Сократа. Настоящее имя Платона — Аристокл. Когда отец привел его учиться к Сократу, великий мудрец рассказал, что накануне ночью видел во сне белого лебедя —знамение, что у него будет новый ученик, который в будущем станет одним из самых просвещенных мыслителей в мире.

Сократ всегда был для Платона непререкаемым авторитетом, а позже стал непременным участником всех его диалогов. После казни Сократа Платон, тяжело переживавший смерть учителя, уехал из Афин и отправился в долгое путешествие. Он гостия в Кирене у философа Аристиппа, у математика-пифагорейца Феодора, а также побывал в Египте, Персии, Ассирии, Вавилоне. В 389 г. до н.э. он оказался при дворе правителя Сиракуз Дионисия I Старшего. Сначала правитель приблизил к себе философа, но затем разгневался и продал в рабство. Выкупил Платона философ Аннекерид.

Около 387 г. до н.э. Платон основал философскую школу в Афинах. Она располагалась в роще, посвященной греческому герою Академу — отсюда произошло и ее название: ученики школы и последователи Платона стали называться академиками. Всего Академия просуществовала 915 лет.

Согласно теории Платона, идеи (высшая среди них — идея блага) — вечные и неизменные умопостигаемые прообразы вещей, всего преходящего и изменчивого бытия; все вещи представляют собой подобие и отражение идей. Познание есть анамнесис —воспоминание души об идеях, которые она созерцала до ее соединения с телом.

Любовь к идее — побудительная причина духовного восхождения.

Идеальное государство — иерархия трех сословий: правители-мудрецы, воины и чиновники, крестьяне и ремесленники.

Платон интенсивно разрабатывал диалектику и наметил развитую неоплатонизмом схему основных ступеней бытия.

В истории философии восприятие Платона менялось: «божественный учитель» (античность), предтеча христианского мировоззрения (Средние века), философ идеальной любви и политический утопист (эпоха Возрождения).

Почти все произведения Платона дошли до нашего времени полностью. Это высокохудожественные диалоги, важнейшие из которых «Апология Сократа», «Федон», «Пир», «Федр» (учение об идеях), «Государство», «Теэтет» (теория познания), «Парменид» и «Софист» (диалектика категорий), «Тимей» (натурфилософия).

Широко известны его мифы о пещере, о колеснице и об андрогинах.

В мифе о пещере рассматривается картина человеческого познания мира.

В мифе о колеснице философ описывает свое представление о душе человека как о вознице, который управляет колесницей. При этом белый конь — благородные чувства, а черный олицетворяет собой низменные страсти.

Миф об андрогинах посвящен проблеме любви между мужчиной и женщиной. В нем говорится, что когда-то человек был единым существом с четырьмя руками, одной головой, двумя лицами. Обладая одновременно мужскими и женскими качествами, андрогины столь быстро совершенствовались, что Зевс стал опасаться, что они скоро превзойдут самих олимпийских богов, и разделил их на две половины. С тех пор мужчины и женщины бродят по свету в
поисках своих половинок.

Умер Платон в 347 г. до н.э. в день своего рождения во время пира.


citaty.su

Платон: биография и философия

Ученик Сократа, учитель Аристотеля — древнегреческий мыслитель и философ Платон, биография которого представляет интерес для историков, стилистов, литераторов, философов и политиков. Это выдающийся представитель человечества, живший в беспокойное время кризиса греческого полиса, обострения классовой борьбы, когда на смену эпохе эллинизма пришла эпоха Александра Македонского. Плодотворно прожил жизнь философ Платон. Биография, кратко представленная в статье, свидетельствует о его величии ученого и мудрости сердца.

Жизненный путь

Платон появился на свет в 428/427 г. до н.э. в Афинах. Он не только был полноправным гражданином Афин, но и принадлежал к древнему аристократическому роду: его отец, Аристон, был потомком последнего афинского царя Кодра, а мать, Периктиона, приходилась родственницей Солону.

Краткая биография Платона типична для представителей его времени и сословия. Получив соответствующее его положению образование, Платон приблизительно в возрасте 20 лет познакомился с учением Сократа и стал его учеником и последователем. Платон был в числе афинян, которые предлагали денежное поручительство за осужденного на смерть Сократа. После казни учителя он покинул родной город и отправился в путешествие без определенной цели: перебрался сначала в Мегару, потом побывал в Кирене и даже в Египте. Почерпнув все что мог у египетских жрецов, он отправился в Италию, где сблизился с философами пифагорейской школы. Факты из жизни Платона, связанные с путешествиями, на этом заканчиваются: он много странствовал по миру, но сердцем оставался афинянином.

Когда Платону было уже около 40 лет (примечательно, что именно к этому возрасту греки относили наивысший расцвет личности – акмэ), он возвратился в Афины и открыл там собственную школу, названную Академией. До конца жизни Платон практически не покидал Афины, жил уединенно, окружив себя учениками. Он почитал память погибшего учителя, но свои идеи популяризировал только в узком кругу последователей и не стремился выносить их на улицы полиса, подобно Сократу. Умер Платон в восьмидесятилетнем возрасте, не утратив ясности ума. Он был погребен на Керамике, вблизи Академии. Такой жизненный путь прошел древнегреческий философ Платон. Биография его при ближайшем рассмотрении захватывающе интересна, но многие сведения о ней весьма ненадежны и больше похожи на легенду.

Платоновская Академия

Название «Академия» происходит от того, что участок земли, который Платон купил специально для своей школы, находился вблизи гимнасия, посвященного герою Академу. На территории Академии ученики не только вели философские беседы и слушали Платона, им разрешалось там жить постоянно или краткое время.

Учение Платона развилось на фундаменте философии Сократа с одной стороны и последователей Пифагора с другой. У своего учителя отец идеализма позаимствовал диалектический взгляд на мир и внимательное отношение к проблемам этики. Но, как свидетельствует биография Платона, а именно годы, проведенные на Сицилии, среди пифагорейцев, он явно симпатизировал философской доктрине Пифагора. Хотя бы то, что философы в Академии жили и работали вместе, уже напоминает пифагорейскую школу.

Идея политического воспитания

Много внимания в Академии уделялось политическому воспитанию. Но в античности политика не была уделом небольшой группы делегированных представителей: в управлении полисом принимали участие все совершеннолетние граждане, то есть свободные и законнорожденные афиняне. Позже ученик Платона Аристотель сформулирует определение политика как человека, который участвует в общественной жизни полиса, в противовес идиотику – асоциальному человеку. То есть участие в политике было неотъемлемой частью жизни древнего грека, а политическое образование означало развитие справедливости, благородства, твердости духа и остроты ума.

Философские труды

Для письменного изложения своих взглядов и концепции Платон преимущественно избирал форму диалога. Это достаточно распространенный литературный прием во времена античности. Философские работы Платона раннего и позднего периодов его жизни очень разнятся, и это естественно, ведь мудрость его накапливалась, а взгляды менялись с течением времени. Среди исследователей принято условно подразделять эволюцию платоновской философии на три периода:

1. Ученичество (под влиянием Сократа) – «Апология Сократа», «Критон», «Лисий», «Протагор», «Хармид», «Эвтифрон» и 1 книга «Государства».

2. Странствия (под воздействием идей Гераклита) – «Горгий», «Кратил», «Менон».

3. Преподавание (преобладающее влияние идей пифагорейской школы) – «Пир», «Федон», «Федр», «Парменид», «Софист», «Политик», «Тимей», «Критий», 2-10 книги «Государства», «Законы».

Отец идеализма

Платон считается основоположником идеализма, сам этот термин происходит от центрального понятия в его учении – эйдоса. Суть в том, что Платон представлял мир разделенным на две сферы: мир идей (эйдосов) и мир форм (материальных вещей). Эйдосы – это прообразы, источник материального мира. Материя сама по себе бесформенна и бесплотна, мир обретает осмысленные очертания только благодаря наличию идей.

Главенствующее место в мире эйдосов занимает идея Блага, а от нее проистекают все прочие. Это Благо представляет собой Начало начал, Абсолютную Красоту, Творца Вселенной. Эйдос каждой вещи – это ее сущность, самое главное, сокровенное у человека – это душа. Идеи абсолютны и неизменны, их бытие протекает вне пространственно-временных границ, а предметы – непостоянны, повторяемы и искажаемы, их существование конечно.

Что касается человеческой души, то философское учение Платона аллегорически трактует ее как колесницу с двумя лошадьми, управляемыми возницей. Он олицетворяет собой разумное начало, в упряжке у него белая лошадь символизирует благородство и высокоморальные качества, а черная – инстинкты, низменные желания. В загробном мире душа (возница) наравне с богами причастна к вечным истинам и познает мир эйдосов. После нового рождения понятие вечных истин остается в душе в качестве воспоминания.

Космос – весь существующий мир, есть совершенно воспроизведенный первообраз. Учение Платона о космических пропорциях также проистекает из теории эйдосов.

Красота и Любовь — вечные понятия

Из всего этого следует, что познание мира – это попытка разглядеть в вещах отблеск идей через любовь, справедливые дела и красоту. Учение о Красоте занимает центральное место в философии Платона: поиск красоты в человеке и окружающем мире, создание красоты через гармоничные законы и искусство – высшее предназначение человека. Так, эволюционируя, душа проходит путь от созерцания красоты материальных вещей к пониманию красоты в искусстве и науках, к высшей точке – постижению красоты нравственной. Это происходит как озарение и приближает душу к миру богов.

Вместе с Красотой поднять человека к миру эйдосов призвана Любовь. В этом отношении фигура философа тождественна образу Эрота – он стремится к благу, представляя собой посредника, проводника от невежества к мудрости. Любовь – созидающая сила, из нее рождаются красивые вещи и гармонические законы человеческих взаимоотношений. То есть Любовь – ключевое понятие в теории познания, она последовательно развивается от телесной (материальной) своей формы к душевной, а после – духовной, которая причастна сфере чистых идей. Эта последняя любовь и есть память об идеальном бытии, сохраненная душой.

Следует акцентировать внимание на том, что деление на мир идей и вещей не означает дуализма (который так часто впоследствии вменяли в вину Платону его идейные противники, начиная с Аристотеля), они связаны исконными узами. Подлинное бытие – уровень эйдосов – существует вечно, оно самодостаточно. А вот материя появляется уже как подражание идее, она только «присутствует» в идеальном бытии.

Политические взгляды Платона

Биография и философия Платона неразрывно связаны с осмыслением разумного и правильного государственного устройства. Учение отца идеализма об управлении и взаимоотношениях людей изложено в трактате «Государство». Все строится на параллели между отдельными сторонами человеческой души и типажами людей (соответственно их социальной роли).

Итак, три части души отвечают за мудрость, умеренность и мужество. В целом эти качества олицетворяют справедливость. Отсюда следует, что справедливое (идеальное) государство возможно тогда, когда каждый человек в нем находится на своем месте и выполняет раз и навсегда установленные функции (сообразно своим способностям). По схеме, очерченной в «Государстве», где краткая биография Платона, итог его жизни и главные идеи нашли конечное воплощение, управлять всеми должны философы, носители мудрости. Их разумному началу подчиняются все граждане. Важную роль в государстве играют воины (в других переводах стражи), этим людям уделено повышенное внимание. Воинов должно воспитывать в духе главенства разумного начала и воли над инстинктами и душевными порывами. Но это не холодность машины, которая представляется современному человеку, а не затуманенное страстями понимание высшей гармонии мира. Третья категория граждан – это создатели материальных благ. Справедливое государство именно таким описывал схематично и кратко философ Платон. Биография одного из величайших мыслителей в истории человечества указывает на то, что его учение находило широкий отклик в умах современников — известно, что он получал множество просьб от правителей античных полисов и некоторых восточных государств о составлении для них сводов законов.

Поздняя биография Платона, преподавание в Академии и явная симпатия к идеям пифагорейцев связаны с теорией «идеальных чисел», которую позднее развили неоплатоники.

Мифы и верования

Интересна его позиция относительно мифа: как философ, Платон, биография которого и дошедшие до наших дней труды явно указывают на величайший интеллект, не отвергал традиционной мифологии. Но он предлагал трактовать миф как символ, аллегорию, а не воспринимать его как некую аксиому. Миф, по идее Платона, не был историческим фактом. Он воспринимал мифические образы и события как некую философскую доктрину, которая не излагает события, а лишь дает пищу для размышления и переоценки событий. Кроме того, многие древнегреческие мифы сочинялись простым народом без какой-либо стилистики или литературной обработки. По этим причинам Платон считал целесообразным оберегать детский ум от большей части мифологических сюжетов, насыщенных вымыслом, часто грубостью и безнравственностью.

Первое доказательство Платона в пользу бессмертия человеческой души

Платон — первый древний философ, сочинения которого дошли до современности не фрагментарно, а с полным сохранением текста. В своих диалогах «Государство», «Федр» он приводит 4 доказательства бессмертности человеческой души. Первое из них получило название «циклическое». Его суть сводится к тому, что противоположности могут существовать только при наличии взаимной обусловлености. Т.е. большее подразумевает существование меньшего, если есть смерть, значит есть и бессмертие. Этот факт Платон приводил как главный аргумент в пользу идеи перевоплощения душ.

Второе доказательство

Обусловлено идеей, что знание есть воспоминание. Платон учил, что в человеческом сознании существуют такие понятия, как справедливость, красота, вера. Эти понятия существуют «сами по себе». Им не обучают, их чувствуют и понимают на уровне сознания. Они — абсолютные сущности, вечные и бессмертные. Если душа, рождясь на свет, уже знает о них, значит, она знала о них еще до жизни на Земле. Раз душа знает о вечных сущностях, значит и сама она вечна.

Третий аргумент

Построен на противопоставлении смертного тела и бессмертной души. Платон учил, что в мире все двойственно. Тело и душа при жизни неразрывно связаны между собой. Но тело — это часть природы, тогда как душа — часть божественного начала. Тело стремится к удовлетворению низменных чувств и инстинктов, душа же тяготеет к познанию и развитию. Телом руководит душа. Силой мысли и воли человек способен возобладать над низменностью инстинктов. Следовательно, если тело смертно и тленно, то в противопоставление ему душа вечна и нетленна. Если тело не может существовать без души, значит, душа может существовать отдельно.

Четвертое, последнее доказательство

Самое сложное учение. Наиболее ярко его характеризует диалог Сократа и Кебета в «Федоне». Доказательство исходит из утверждения о том, что каждой вещи присуща ее неизменная природа. Так, четное всегда будет четным, белое нельзя назвать черным и что-либо справедливое никогда не будет злом. Исходя из этого смерть несет тление, а жизнь никогда не познает смерти. Если тело способно умирать и истлевать, значит сущность его — смерть. Жизнь противоположна смерти, душа противоположна телу. Значит, если тело тленно, то душа — бессмертна.

Значение идей Платона

Таковы в общих чертах идеи, которые оставил человечеству в наследство древнегреческий философ Платон. Биография этого необыкновенного человека за два с половиной тысячелетия превратилась в легенду, а его учение, в тех или иных его аспектах, послужило фундаментом для значительной части ныне существующих философских концепций. Его ученик Аристотель критиковал взгляды своего учителя и выстроил противоположную его учению философскую систему материализма. Но этот факт – еще одно свидетельство величия Платона: далеко не каждому учителю дано воспитать последователя, но достойного противника, пожалуй, только единицам.

Философия Платона нашла множество последователей в эпоху античности, знание произведений и главных постулатов его учения было естественной и неотъемлемой частью образования достойного гражданина греческого полиса. Столь значимая фигура в истории философской мысли не была забыта полностью даже в эпоху Средневековья, когда схоласты решительно отвергали античное наследие. Платон вдохновлял философов эпохи Возрождения, давал нескончаемую пищу для размышлений европейским мыслителям последующих веков. Отблеск его учения виден во множестве существующих философских и мировоззренческих концепций, цитаты Платона можно встретить во всех отраслях гуманитарного знания.

Как выглядел философ, его характер

Археологи нашли много бюстов Платона, хорошо сохранившихся с древних времен и с эпохи Средневековья. По ним создано немало эскизов и фото Платона. Кроме того, о внешности философа можно судить по летописным источникам.

Согласно всем собранным по крупицам данным Платон был высокого роста, атлетически сложен, широк в кости и плечах. При этом характер имел очень покладистый, был лишен гордости, чванливости и самолюбия. Был очень скромен и всегда любезен не только с равными себе, но и с представителями низшего сословия.

Древнегреческий философ Платон, биография и философия которого не противоречили друг другу, личным жизненным путем подтверждал истинность своих мировозрений.

fb.ru

Платон – краткая биография — Русская историческая библиотека

если вам нужны ПОДРОБНЫЕ сведения по этой теме, прочтите на нашем сайте статью Платон – биография. Читайте также статьи Диалоги Платона – краткое содержание, Диалоги Платона – анализ, Диалектика у Платона, Мир идей и мир вещей у Платона, Платон о Вселенной, Учение Платона о душе, Учение Платона о государстве, Платон «Государство» – краткое содержание, Платон «Законы» – краткое содержание, Аристотель – биография и Аристотель – краткая биография

Великий древнегреческий философ Платон (428–348 до Р. X.) был гениальнейшим из учеников другого крупнейшего эллинского мудреца – Сократа. Основа философии Платона – учение об идеях – имело источником сократовский призыв к истинному познаванию понятий, которые не субъективны (как утверждали модные современники Сократа и Платона – софисты), а составляют самостоятельный бестелесный мир, существующий вне мира чувственного. Платон полагал, что только в мире идей и заключается действительная истина.

Великий греческий философ Платон

 

Сын знатных афинских граждан Аристона и Периктионы, Платон вёл происхождение от легендарного аттического царя Кодра. Многие из родственников матери Платона были видными политиками. Его дядя, Хармид, участвовал в знаменитом аристократическом правительстве «тридцати тиранов». День рождения Платона – 7-го фаргелиона (21 мая) – приходился на число, которое древние греки праздновали как день рождения бога Аполлона. Многие почитатели философа считали его воплощением этого божества. В Элладе рассказывали легенды о том, что чрезвычайное красноречие Платона было дано ему в младенчестве музами, которые послали пчёл положить на уста ребёнка чудесный мёд.

Юность Платона пришлась на годы, следовавшие за великой эпохой Перикла. Афинская образованность в это время процветала. Но Перикл слишком потворствовал желаниям демократической черни, и после его смерти преобладание легкомысленной народной толпы принесло Афинам немало бедствий. Семья Платона и сам философ принадлежали к аристократической оппозиции, мечтавшей изжить в согражданах сильно распространившиеся после Перикла леность, болтливость, трусость и корыстолюбие.

 

 

Настоящее имя Платона – Аристокл. Прочно закрепившееся за ним прозвище «Платон» («широкий») философ получил в юности то ли за свою широкую грудь, то ли за широкий лоб. Происходя из богатого класса, Платон имел средства смолоду приобщиться к превосходному афинскому образованию. Кроме различных отраслей естественного и гуманитарного знания, он занимался рисованием и музыкой, а в гимнастике достиг такого совершенства, что, как говорят, даже одержал победу на олимпийских и немейских играх. Обладая поэтическим талантом, Платон в юности пробовал сочинять стихотворения и драмы, но после знакомства на 20-м году жизни с великим Сократом бросил литературу и целиком отдался философии. Говорят, что Платон благодарил небо за четыре благодеяния: что он родился человеком, а не животным, мужчиной, а не женщиной, греком, а не варваром, и более всего – за то, что он родился афинским гражданином и современником Сократа. И сам Сократ сразу разглядел в Платоне философский гений.

Учитель Платона, Сократ

Автор фото — Eric Gaba

 

Гибель любимого учителя, присуждённого афинским народом к смерти по преувеличенному обвинению (399 г. до Р. Х.), усилила в Платоне неприязнь к демократии. Он отошёл от участия в общественной жизни родного города и ещё настойчивее предался научным исследованиям. 30-летний Платон покинул Афины и отправился в длительное путешествие, рассчитывая встретиться во время него с мудрыми людьми различных стран и почерпнуть от них глубокие познания. Он прожил некоторое время в городе Мегаре, у другого ученика Сократа – Эвклида, который пытался соединить сократизм с диалектикой элейской школы. Затем Платон изучал в ливийской Кирене геометрию у математика Феодора. Потом он около трёх лет жил в Египте, и некоторые биографы утверждали, что тамошние жрецы ознакомили его со своим древним тайным учением. Из Египта Платон хотел ехать в Персию и к индийцам, чтобы приобщиться к восточной мудрости, но отказался от этого дальнего путешествия, хотя, по некоторым сведениям, встречался с халдеями и магами в Финикии. С Востока Платон отправился в Южную Италию, вёл в Таренте учёные беседы с правителем этого города, прославленным пифагорейцем Архитом. Из Тарента Платон выехал на Сицилию.

В Сиракузах правил тогда знаменитый тиран Дионисий Старший. Зять его Дион, юноша большого ума и высоких стремлений, познакомившись с идеями Платона, представил его тестю в надежде облагородить Дионисия идеализмом платоновского учения. Но Дионисий пришёл в страшный гнев, когда Платон сказал ему, что обычному человеку легче достигнуть добродетели, нежели тирану и что счастье и несчастье в жизни человека зависит более всего от того, справедлив он, или нет. Составитель сборника биографий философов Диоген Лаэрций пишет, что Дионисий сказал Платону: «Твои речи отзываются старческой слабостью!», а философ отвечал: «А твои – тиранством».

Южная Италия в эпоху Дионисия Старшего и Дионисия Младшего

Автор изображения – FlankerFF

 

Дионисий отослал Платона к спартанскому послу Поллису. Платон был гражданином враждебных Спарте Афин, и сиракузский тиран втайне внушил Поллису мысль схватить философа и продать его в рабство. Поллис так и поступил на острове Эгине, и из невольничества Платона едва успели выкупить за немалую сумму друзья. На 40-м году жизни он возвратился в родные Афины из странствий, длившихся около десятилетия.

Платон основал в Афинах философскую школу. Он устроил её к северо-западу от города, в Академии – роще, посвященной мифическому герою Академу и богине Афине. Школа Платона была общедоступной. Лекции философа могли слушать все желающие, вне зависимости от возраста, благосостояния и общественного положения. Академия пользовалась у афинян большой популярностью, хотя мало смысливший в сложных философских вопросах народ часто расходился, когда Платон начинал беседы о слишком тонких материях.

 

 

Деятельность Платона в Академии продолжалась около 40 лет, но прерывалась ещё двумя поездками в Сиракузы. Умершему в 368 г. до Р. Х. Дионисию Старшему наследовал его сын, Дионисий Младший. Новый тиран, человек ещё молодой, поначалу находился под сильным влиянием своего дяди, вышеупомянутого почитателя Платона, Диона. Потерпев неудачу в попытке воздействовать платоновской философией на Старшего Дионисия, Дион теперь решил возобновить её в отношении Дионисия Младшего.

Узнав от Диона, что новый сиракузский владыка обладает многими похвальными качествами, Платон загорелся мыслью осуществить в Сицилии политические идеалы, развитые им в сочинении «Государство». Так состоялась его вторая поездка в Сиракузы (367-365 до Р. Х.). Поначалу Платон был принят там с большими почестями и приобрёл уважение молодого тирана. Говорят, что дворец Дионисия окружило целое облако пыли, ибо под руководством Платона множество знатных лиц стало заниматься геометрией и чертить фигуры на песке. Но легкомысленный Дионисий вскоре подчинился влиянию развратников, ненавидевших идеалистов Платона и Диона. Собутыльники внушали молодому правителю, что Дион собирается отнять у него трон. Диону, а потом и Платону пришлось уехать из Сиракуз. Платон вернулся в Афины и возобновил преподавание в Академии.

Но вокруг снискавшего широкое уважение Диона в Греции сплотилась сильная партия. Она приобрела много сторонников и в Сиракузах. Под давлением этой группировки Дионисию пришлось вернуть на родину Диона. По вызову Диона в Сиракузы вновь – уже в третий раз – поехал и Платон (361 г. до Р. Х.). Однако вражда партии Диона и её сиракузских противников вскоре дошла до большой остроты. Дион был опять изгнан, а старика Платона перевели из дворца в квартал наёмных войск. Там его собирались убить, и жизнь философа спасло лишь влиятельное заступничество пифагорейца Архита тарентского. В 360 г. Платон возвратился в Афины. Дион три года спустя вооружённой силой изгнал Дионисия Младшего из Сиракуз, но и сам укрепился там лишь ненадолго.

Ученик Платона, Аристотель. Скульптура работы Лисиппа

 

Остаток жизни Платон провёл в Афинах, продолжая преподавать в Академии, где у него появился великий ученик – Аристотель. Платон умер тихой кончиной на 81-м году от рождения, в 348 до Р. X. И при жизни великого философа, и после смерти его личность была окружена всеобщим уважением. По Греции ходили яркие рассказы о скромности, уме, самообладании и прочих высоких душевных качествах Платона.

Главная часть философско-литературного наследия Платона — его знаменитые диалоги.

 

rushist.com

«Платон» доклад | Kratkoe.com

Сообщение о Платоне, античном мыслителе и ученике Сократе, кратко изложенное в этой статье.

«Платон» доклад

В 427 году до нашей эры в Афинах появился на свет в знатной семье мальчик  Аристокл. Его отец был потомком императора, а мать была в родстве с Солоном, известным государственным деятелем. Благодаря высокому положению в обществе юноша получил прекрасное образование. Он отличался прилежностью и трудолюбием, за что в школе его назвали Платоном. Это прозвище, означавшее «широкий», стало его спутником на всю жизнь.

В 408 году до нашей эры отец привел Платона к человеку, встреча с которым перевернула всю его жизнь. Этим человек был Сократ. Он поведал юноше, что накануне ему приснился сон о белом лебеде, олицетворявшем его нового талантливого ученика. Платон настолько вдохновился идеями Сократа, что решил посвятить жизнь философии. Целых 8 лет молодой человек не покидал учителя. В 399 году до нашей эры Сократ умер, и Платон уезжает с Афин на остров Мегар.

В 396 году до нашей эры философ решает оставить Грецию в связи с тем, что спартанцы разгромили полностью войска Афин. А он был противником Спарты и ее политической системы. Платон решил посетить Египет, который славился величественной архитектурой и инженерными конструкциями. Он захотел постичь древние знания египетских жрецов. Поэтому целых 3 года философ прожил в Гелиополисе. От жречества Платон услышал легенды об Атлантиде и загорелся желанием постигать новые знания, странствуя по миру. Он посетил Вавилон, Палестину, Индию и Персию. Спустя 13 лет философ возвращается в Египет, чтобы получить духовное высшее посвящение. В возрасте 49 лет мудрец прошел тяжелые испытания, и получил Высшее Эзотерическое Учение от египетских жрецов.

Открытие школы Платоном

В 378 году до нашей эры философ познакомился с философом-пифагорейцем и итальянским правителем Архитом. В разговоре с ним Платон загорелся идеей «идеального государства». В 366 году до нашей эры мудрец предложил Дионисию, царю Сицилии, перестроить существующую государственную систему и создать идеальное государство. Но беседа закончилась плачевно – правитель продал Платона в рабство. И никто не знает, как сложилась бы жизнь философа, если бы не его соратник и друг Анницерид, который выкупил Платона из рабства.

Он в 361 году до нашей эры приехал в Афины и открыл знаменитую школу философскую под названием «Академия». Его учениками были известные Ликург, Демосфен, Аристотель.

Последние 14 лет жизнь Платона была спокойной и размеренной. Он умер в 347 году до нашей эры в 80-летнем возрасте.

Интересные факты о Платоне:

  • Очень любил путешествовать и успел побывать в Ассирии, Вавилоне, Персии, Финикии, Египте, Индии.
  • Платон был олимпийским чемпионом: он 2 раза одержал победу в соревнованиях по панкратиону, античному единоборству, которое совмещает борьбу и удары.
  • После открытия своей Академии Платон изобрел бyдильник, работающий на водяных часах. Вытекающая вода из верхней емкости сжимает воздух в нижней части с предохранителем. Когда на предохранитель действует определенное давление, то он откидывается и устремляет сжатый воздух в фигурку флейтиста. Проходящий через флейту воздух вызывает резкий звук и, таким образом, будит учеников на занятия.
  • В юношеский период занимался сочинением драматических пьес и стихотворений.
  • Философ умер на брачном пиру в день своего рождения.

 Надеемся, что доклад про Платона помог Вам узнать много полезной информации об этом античном мыслителе. А свой рассказ о Платоне Вы можете оставить через форму комментариев ниже.

kratkoe.com

Платон — краткая биография.

Платон — выдающийся древнегреческий философ-идеалист; его учение представляет собой первую классическую форму объективного идеализма. Сегодня нельзя с точностью утверждать, когда он появился на свет, большинство исследователей называют даты 428 и 427 гг. до н. э. Его родиной были Афины или Эгин; Платон был потомком семьи аристократов, которые принимали непосредственное участие в политической жизни полиса. Его образование было типичным для знати того времени. Одним из первых наставников Платона был Кратил, софист, близкий по взглядам к Гераклиту.

Примерно в 408 г. до н. э. произошло знаменательное событие, определившее всю дальнейшую биографию Платона и его мировоззрение, — знакомство с Сократом. Под его влиянием Платон перестал мечтать о карьере политика, и, как гласят предания, предал огню написанную им тетралогию в честь ближайших праздников. Сократ стал для Платона наставником и «поселился» во всех его произведениях, которые в большинстве своем были написаны в виде диалога между персонажами, главным образом, историческими.

После того как в 399 г. Сократ умер, Платон в компании нескольких друзей уехал в Мегару, где принимал участие в Коринфской войне. Известно, что в 387 г. до н. э. он побывал в Южной Италии и Сицилии, общался с представителями школы Пифагора. Именно ради этой встречи и была совершена данная поездка. Были в его биографии посещение Кирины и Египта.

В 387 г. до н. э. состоялось возвращение Платона в Афины, где он становится основателем собственной школы — Платоновской Академии (по имени героя мифологии Академуса). В этот период жизни он несколько раз приезжал в Сиракузы (на Сицилию), где активно участвовал в местной политической жизни. Так, там состоялось его знакомство с Дионом, который был приближенным Дионисия I старшего, правителя Сиракуз. Во второй раз на Сицилию Платон прибыл в 367 г. до н. э., после смерти правителя. Его целью было повлиять на Дионисия-младшего, чтобы тот стал «иллюстрацией» его идеи идеального государства, которым бы управлял справедливый мудрый царь, «философ на троне». Будучи сначала принятым весьма гостеприимно, Платон вскоре оказался изгнанником. Последнее путешествие на Сицилию было предпринято в 361 г. до н. э. по просьбе того же Диона и пифагорейцев. Однако увещевания философа не были услышаны, а его самого стали насильно удерживать на острове, и только помощь влиятельных лиц помогла благополучно вернуться на родину. Там он управлял своей школой вплоть до смерти в 347 или 348 г до н. э.

Считается, что все сочинения Платона дошли до наших дней — в виде издания, заслуга создания которого принадлежит пифагорейцу Трасиллу Александрийскому. Оно состоит из 36 сочинений, которые, в свою очередь, поделены на 9 тетралогий, отражающих эволюционный путь философии. Его сочинения, знаменитые платоновские диалоги, принято разделять на 4 группы: сократические, платонические, среднеплатонические и поздние. Высшей идеей своего учения Платон видел идею блага. Им разрабатывалась диалектика, была намечена разветвленная схема главных ступеней человеческого бытия. Широко известен, в частности, труд «Государство», где философ делится своим пониманием идеального социального устройства, представляющего собой иерархию правителя и мудрецов, чиновников и воинов и третьего сословия — ремесленников и крестьян.

Платоновские сочинения имеют немало литературных достоинств, в частности, четкую композицию, блестящий стиль, интересное, порой неожиданное содержание. У них нашлось немало подражателей, платоновские диалоги стали считаться образцом своего жанра и во многом повлияли на литературу и философию Европы.

www.wisdoms.ru

Доклад — Платон — Биографии

Платон(427-347гг. до н.э.) Платон родился в 427г. до н.э. в Афинах. Он- ученикСократа. После его смерти он уехал из Афин и около двенадцати лет провел впутешествиях. Возможно, что интерес к математике возник у него под влияниемзнакомства с Архитом Тарентским, с которым он встречался во время своегопребывания в Италии. Вернувшись на родину, Платон основал научнуюшколу-Академию, которая была размещена на участке, специально купленном дляэтой цели Платоном в роще, носившей имя античного героя Академа. Это былапервая в истории человечества подлинно научная школа. Платон особенно большоевнимание уделял задачам на построение. Предание говорит, что при входе в своюакадемию, которая размещалась в роскошном саду, Платон сделал надпись:«Пусть не входит сюда тот, кто не знает геометрии».

Высокаяоценка математики определялась философскими установками Платона: он считал, чтозанятия математикой являются важным этапом на пути познания идеальных истин. Онрекомендует включить четыре дисциплины- арифметику, геометрию, стереометрию итеоретическую астрономию в число предметов, подлежащих изучению«стражами», стоящими во главе идеального государства. При этом онподчеркивает, что имеет в виду не практическую полезность этих наук, а ихважность для упражнения ума и для того, чтобы подготовить душу к размышлениямнад высшими философскими проблемами. В саду «Академии», который былизлюбленным местом для диспутов философов и геометров, были впервые разработаныосновные начала, на которых должна строиться геометрия. Под сенью этой академиибыли сформулированы основные методы доказательств, из которых до нас дошли«аналитико-синтетический метод» и «способ приведения кнелепости». В связи с решением задач на построение в платоновской школевыработалось понятие «о геометрическом месте точек», как онепрерывном ряде точек, удовлетворяющем определенному условию. Платон и егоученики считали построение геометрическим, если оно выполнялось при помощициркуля и линейки. Если же в процессе построения использовались другиечертежные инструменты то построение не считалось геометрическим. Академияпросуществовала до 329г. до н.э.- даты ее закрытия христианским императоромЮстинианом, который счел невозможным терпеть ее языческие идеи.

Достижения в математике

Решениезадачи об удвоении куба.

Задачаоб удвоении куба заключается в следующем: Требуется построить ребро куба,который по объему был бы в два раза больше данного куба. Трудности, связанные срешением задачи дали повод к возникновению легенды о ее происхождении. Одним изтех кто ее решал был Платон.

Платоновытела.

Платонрассматривал четыре стихии (земля, воздух, вода, огонь) как совокупностьмельчайших невидимых частиц, имеющих формы правильных многогранников. Такчастицы огня есть тетраэдры, воздуха — октаэдры, воды- икосаэдры, земли — кубы.Сначала Платон считал, что Бог определил додекаэдр для вселенной в целом.Однако позднее он вводит пятый элемент стихии — эфир, частицам которогопридается форма додекаэдра. Поверхность каждого из многогранников представленав виде комбинации некоторого числа треугольников- либо неравнобедренных, суглами при гипотенузе и, либо равнобедренных, с углами.

Легенда.

Однаждына острове Делосе, что находится в Эгейском море, вспыхнула эпидемия чумы.Жители этого острова обратились к знаменитому дельфийскому оракулу, которыйслужил при храме Аполлона в Дельфах (Дельфы -общегреческий религиозный центр вФохиде, у подножия горы Парнас), за помощью и советом. Чтобы прекратитьстрадания людей, ответил им оракул, надо снискать милость богов, а для этогонадо удвоить золотой жертвенник богу Аполлону (богу Солнца), имеющий формукуба. Жители Делоса поспешили скорей отлить из золота два таких жертвенника,какой был установлен в храме Аполлона, и поставили один сверх другого, думая,что проблема удвоения жертвенника ими решена. Однако чума не прекращалась.Тогда они опять обратились к оракулу с недоумевающим вопросом: -Почему же непрекращается чума, ведь мы удвоили золотой жертвенник всесильному Аполлону? Наэто им оракул с огорчением ответил: -Нет, вы не решили поставленной задачи!Надо было удвоить жертвенник, не изменяя его кубической формы. Не в состояниирешить эту задачу так, как требовал оракул, делосцы обратились за помощью кзнаменитому математику и философу Платону. Но он уклончиво ответил им: -Боги,вероятно, не довольны вами за то, что вы мало занимаетесь геометрией. Учителя,ученики, друзья. Аристотель был учеником Платона и много у него почерпнул, ноон развил совершенно иную концепцию изучения реального мира. Руководя научнойдеятельностью внутри Академии, Платон находился в дружественных отношениях скрупнейшими математиками того времени- Феодором, Теэтетом, Архитом, Менехмом иЕвдоксом.

Области интересов

Астрономия.

Платонсчитал, что космос существовал не вечно. Основными компонентами при образованиикосмоса послужили огонь и земля. Между этими компонентами помещены еще двасредних члена- воздух и вода, причем воздух относится к воде, как огонь квоздуху, а вода к земле, как воде. То есть между четырьмя элементами существуетотношение пропорции. В теле космоса Платон выделил два вращающихся круга,соответствующих плоскости экватора и плоскости эклиптики. Один из этих круговявляется внешним по отношении ко второму. Оба они вращаются в противоположныхнаправлениях, образуя друг с другом угол, подобно между стороной прямоугольникаи диагональю. Внутренний круг расщепился на семь неравных кругов, по которымдвижутся Луна, Солнце и пять планет. Астрономия, утверждал Платон, не должназаниматься изучением движений наблюдаемых небесных тел. Расположение светил нанебе и их видимые движения достойны всяческого восхищения и поистине прекрасны,но одни лишь наблюдения и объяснения движений далеко еще не составляют истиннойастрономии. Различные фигуры, которые глаз видит на небе, надлежит использоватьтолько как вспомогательные чертежи в поисках высших истин. К астрономии мыдолжны подходить, как к геометрии, рассматривая ее как серию задач, лишьподсказываемых наблюдаемыми светилами. Применение астрономии в навигации, присоставлении календарей и вычислении времени для Платона интереса непредставляли.

Философия.

Платоникипроводили резкое различие между миром вещей и миром идей. Тела и отношения вматериальном мире несовершенны, преходящи и тленны, но существует другой,идеальный мир, в котором истины абсолютны и неизменны. Именно эти истинынадлежит рассматривать философу. О физическом же мире мы можем иметь толькомнения. Видимый, чувственный мир не более чем смутная, расплывчатая реализация идеальногомира. Непреходящее знание может быть получено только относительно чистыхидеальных форм. Платон утверждал, что реальность и рациональность физическогомира могут быть постигнуты только с помощью математики идеального мира. То, чтоидеальный мир устроен на математических началах, не вызывало сомнений. Плутархприводит знаменитое изречение Платона: «Бог всегда являетсягеометром». Платон говорит, что «знание, к которому стремятсягеометры, есть знание вечного, а не того, что тленно и преходяще». Математическиезаконы платоники считали не только сущностью реальности, но и вечными инеизменными. Ему принадлежит ряд замечательных открытий, из которых выделяютследующие:

1)Способ находить стороны прямоугольного треугольника в рациональных числах.

2)Изобретение инструмента, при помощи которого механически решается вопрос онахождении двух среднепропорциональных отрезков прямых между двумя данными.

3)Пополнил теорию иррациональных величин.

4)Продвинул вперед стереометрию, которая раньше отставала от планиметрии.

5)Подведение под геометрию логического фундамента.

Платонкасался и астрономических вопросов. Он прямо и недвусмысленно утверждал тезис ошарообразности Земли.

Сочинения Платона

В1 в. до н.э. античные издатели Платона сгруппировали его произведения потетралогиям, т.е. по группам из четырех диалогов. Каждый диалог, независимо отобъема, считался особым произведением; как единое произведение рассматривалосьсобрание писем. Всего получилось девять тетралогий, или тридцать шесть произведений.Все они дошли до нашего времени. Современная наука подвергла эту сокровищницутекстов тщательному критическому анализу. Большая часть произведений из этогосписка, в том числе все наиболее важные диалоги, признаны принадлежащимиПлатону; шесть меньших диалогов: Феаг, Клитофонт, Минос, Алкивиад II, Гиппарх иСоперники (Любовники), а также два письма (I и XII) отвергаются каксомнительные. Письма VI, VII и VIII признаны теперь за подлинные; относительнодиалогов Алкивиад I, Ион, Менексен, Гиппий больший и Послезаконие и прочихписем мнения расходятся.

ДиалогиПлатона были тщательно изучены с целью установления порядка их появления насвет. В этой области тоже получены конкретные результаты, основанные насообщениях Аристотеля, изменениях литературного стиля, степени живостидраматического действия. Эти данные отчетливо указывают на два периодалитературной деятельности с разделяющим их значительным интервалом. Все диалогиделятся на ранние и поздние. Ранний период начинается, вероятно, со смертиСократа в 399 до н.э. и продолжается до основания Академии в 387 до н.э.,поздний период охватывает время с отплытия Платона в Сиракузы в 367 до н.э. идо его смерти.

Ранниедиалоги. В них Сократ неизменно является главным действующим лицом, сюдавключены сцены и разговоры, в которых, вероятно, действительно участвовалСократ. Повсюду Платон пытается воспроизвести сократовский дух, хотя зачастуюон, несомненно, доводит до завершения мысли, лишь намеченные его старшимдругом. В эту группу входит Гиппий меньший, в котором Сократ поднимает вопрос отом, какое зло хуже — совершаемое сознательно или невольно. Имеются и другиедиалоги на этические темы, не приводящие к определенным выводам. В них Сократпытается найти определения тех добродетелей, которые значимы для всех людей (вХармиде — умеренность, в Лахете — мужество, в Лисиде — дружба), притом чтолюдские представления о них чрезвычайно смутны и расплывчаты. Есть также ранниедиалоги, представляющие Сократа в более озорном настроении, однако и в нихскрывается серьезная цель. Один из таких диалогов — Эвтидем, где Сократиронизирует над логическими потугами софистов, а затем неожиданно преподноситзнаменитый и наглядный урок сократического метода приобщения молодых людей кфилософии. В Кратиле Сократ критикует учение об условности имен и отстаивает ихсоответствие именуемым предметам: завершается диалог доводами противгераклитовского учения о текучести всего сущего.

ВЭвтифроне, Апологии, Критоне и Федоне изображены эпизоды, относящиеся кпоследнему периоду жизни Сократа. В Эвтифроне Сократ незадолго до судаобсуждает проблемы, касающиеся религии. В Апологии, Критоне и Федоне описанысуд над Сократом, его отказ бежать из тюрьмы и последний разговор о бессмертиидуши в день казни.

ВМеноне и Протагоре разбирается вопрос о том, можно ли научить добродетели.Предположительно они были написаны, когда Платон начал обдумывать планысоздания Академии. Разговор с мальчиком-рабом в Меноне служит иллюстрациейвоззрения, что обучение — это не столько передача знания, сколько развитиечего-то такого, что уже присутствует в душе в скрытом виде. В Протагореописывается встреча мудрецов в доме богача Каллия. Здесь между Сократом иПротагором, одним из властителей дум 5 в. до н.э., происходит диспут о природедобродетели и о том, возможно ли ей научить. В Протагоре, как и в большинстверанних диалогов, Платон все еще ищет и сомневается, не предлагая окончательныхрешений.

Однаков Горгии Платон расстается с маской ставящего все под сомнение искателя истины.Этот диалог называли первой в Европе проповедью, и от более ранних сочиненийего отличают ясное изложение сократических принципов и страстная убежденность.В споре с Горгием, великим преподавателем риторики, а также с учеником ГоргияПолом и в особенности с молодым политиком Калликлом Сократ уже неограничивается предположениями и сомнениями, но дает полновесные и ясныеответы. Он предлагает анализ природы искусства и предостерегает от еговырождения в разновидность поиска наслаждений; говорит о жизни, которая была быдостойна человека, и об идеале государственного мужа. Здесь выявляетсяположительное содержание платоновской и сократовской этики.

Наиболееясную и полную формулировку эта этика получает в Государстве. Здесь философпытается дать анализ общественного строя, в котором смогла бы реализоватьсяприрода человека. Все реально существующие сообщества и государства являютсялишь частичными и жалкими приближениями к такому идеалу. Государство выходит запределы того, что мы сочли бы сегодня чисто политическим трактатом. Платон полагал,что невозможно создать серьезную политическую теорию, не положив в ее основаниеметафизику, и потому мы находим здесь не только описание человеческой жизни,какой ей следует быть согласно природе, но и теорию человеческой души икосмологию.

Наконец,к числу ранних диалогов принадлежат Пир и Федр, посвященные любви, илиустремленности человека ввысь. В Пире любовь рассматривается как космическаясила, направляющая все вещи к бытию и совершенству; в человеке она проявляетсякак желание бессмертия. В красочном мифе, рассказанном в Федре, человекизображен в виде тяжелой колесницы (человеческое тело), влекомой двумя конями,из которых один легко сбивается с пути и непослушен (чувственность), а другойгоряч, но покорен (гневливость), управляет же ими возничий (ум), обозревающийвышние небесные сферы. Великая сила любви изображается в виде пары крыльев,которые совместно с умом, величайшим человеческим даром, поднимают душу к этимнезримым областям, где она может погрузиться в блаженное созерцание.

Список литературы

Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта istina.rin.ru/

www.ronl.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *