Сколько лет киевской руси – Киевская Русь — Википедия

Киевская Русь в 9-12 веках: события, население, правители

Одним из самых могущественных государственных образований в свое время была Киевская Русь. Огромная средневековая держава возникла в XIX веке в результате объединения восточнославянских и финно-угорских племен. Во время своего расцвета Киевская Русь (в 9-12 веках) территорию занимала внушительную и имела сильное войско. К середине XII века некогда мощное государство вследствие феодальной раздробленности раскололось на отдельные русские княжества. Таким образом, Киевская Русь стала легкой добычей для Золотой Орды, которая положила конец средневековой державы. Об основных произошедших событиях в Киевской Руси в 9-12 веках будет поведано в статье.

Русский каганат

По мнению многих историков, в первой половине IX века на территории будущего Древнерусского государства существовало государственное образование русов. О точном местоположении Русского каганата сохранилось мало сведений. По мнению историка Смирнова, государственное образование находилось в регионе между верхней Волгой и Окой.

Правитель Русского каганата носил титул кагана. В Средние века этот титул имел очень большое значение. Каган властвовал не только над кочевыми народами, но также командовал над прочими правителями разных народов. Таким образом, глава Русского каганата выступал в роли императора степняков.

К середине IX века в результате конкретных внешнеполитических обстоятельств состоялась трансформация Русского каганата в Русское великое княжение, которое было зависимо в слабой форме от Хазарии. Во времена правления киевских князей Аскольда и Дира удалось полностью избавиться от угнетения.

Правление Рюрика

Во второй половине IX века восточнославянские и финно-угорские племена из-за жестокой вражды призвали варягов за морем на княжение на своих землях. Первым русским князем стал Рюрик, который начал править в Новгороде с 862 года. Новое государство Рюрика просуществовало до 882 года, когда образовалась Киевская Русь.

История правления Рюрика полна противоречий и неточностей. Часть историков придерживается мнения, будто он и его дружина имеют скандинавское происхождение. Их противники являются сторонниками западнославянской версии развития Руси. В любом случае название термина «Русь» в X и XI веках употреблялось по отношению к скандинавам. После прихода к власти скандинавского варяга титул «каган» уступил место «великому князю».

В летописях сохранились скудные сведения о правлении Рюрика. Поэтому восхвалять его стремления расширить и укрепить государственные границы, а также укреплять города довольно проблематично. Также Рюрик запомнился тем, что смог успешно подавить в Новгороде мятеж Вадима Храброго, тем самым укрепив свой авторитет. В любом случае правление основателя династии будущих князей Киевской Руси позволило централизировать власть в Древнерусском государстве.

Княжение Олега

После Рюрика власть в Киевской Руси должна была перейти в руки его сына Игоря. Однако из-за малых лет законного наследника правителем Древнерусского государства в 879 году стал Олег. Новый князь Киевской Руси оказался весьма воинственным и предприимчивым. Уже с первых лет пребывания у власти он стремился взять под свой контроль водный путь на Грецию. Для реализации этой грандиозной цели Олег в 882 году благодаря своему хитроумного плану расправился с князьями Аскольдом и Диром, захватив Киев. Тем самым была решена стратегическая задача завоевания славянских племен, которые жили по течению Днепра. Сразу после въезда в захваченный город Олег заявил о том, что Киеву суждено стать матерью городов русских.

Первому правителю Киевской Руси очень понравилось выгодное месторасположение населенного пункта. Пологие берега реки Днепр были неприступными для захватчиков. Кроме этого, Олег провел масштабные работы по укреплению оборонных сооружений Киева. В 883-885 годах состоялся ряд военных походов с положительным результатом, вследствие чего существенно была расширена территория Киевской Руси.

Внутренняя и внешняя политика Киевской Руси во время правления Олега Вещего

Отличительной чертой внутренней политики княжения Олега Вещего было укрепление казны государства за счет сбора дани. Во многом бюджет Киевской Руси наполнялся благодаря поборам с покоренных племен.

Период правления Олега ознаменовался успешной внешней политикой. В 907 году состоялся удачный поход на Византию. Ключевую роль в победе над греками сыграла уловка киевского князя. Над неприступным Константинополем нависла угроза уничтожения, после того как корабли Киевской Руси были поставлены на колеса и продолжали свое движение по суше. Таким образом, испуганные правители Византии вынуждены были предложить Олегу огромную дань, а русским купцам предоставить щедрые льготы. По истечении 5 лет у Киевской Руси с греками был подписан мирный договор. После успешного похода на Византию об Олеге стали слагаться легенды. Киевскому князю стали приписывать сверхъестественные возможности и склонность к магии. Также грандиозная победа на внутренней арене позволила Олегу получить прозвище Вещий. Киевский князь умер в 912 году.

Князь Игорь

После смерти Олега в 912 году полноправным правителем Киевской Руси стал ее законный наследник – Игорь, сын Рюрика. Новый князь от природы отличался скромностью и уважением к старшим. Именно поэтому Игорь не спешил скинуть с трона Олега.

Правление князя Игоря запомнилось многочисленными военными походами. Уже после вхождения на престол ему предстояло подавить бунт древлян, которые хотели перестать подчиняться Киеву. Успешная победа над противником позволила взять с восставших дополнительную дань на нужды государства.

Противостояние с печенегами осуществлялись с попеременным успехом. В 941 году Игорь продолжил внешнюю политику предшественников, объявив войну Византии. Причиной войны послужило желание греков освободиться от принятых обязательств после смерти Олега. Первый военный поход завершился поражением, так как Византия тщательно подготовилась. В 943 между двумя государствами был подписан новый мирный договор, потому что греки решили избежать сражения.

Погиб Игорь в ноябре 945 года, когда собирал дань с древлян. Ошибка князя заключалась в том, что он отпустил свою дружину в Киев, а сам с небольшим войском решил дополнительно поживиться со своих подданных. Возмущенные древляне жестоко расправились с Игорем.

Период правления Владимира Великого

В 980 году новым правителем стал Владимир, сын Святослава. Перед занятием трона ему предстояло выйти победителем из братской междоусобицы. Однако Владимир сумел после побега «за море» собрать варяжскую дружину и отомстить за смерть брата Ярополку. Правление нового князя Киевской Руси оказалось выдающимся. Также Владимир был почитаем у своего народа.

Самой главной заслугой сына Святослава является знаменитое Крещение Руси, которое состоялось в 988 году. Кроме многочисленных успехов на внутренней арене, князь прославился своими военными походами. В 996 году для защиты земель от врагов были построены несколько городов-крепостей, одним из которых стал Белгород.

Крещение Руси (988 год)

Вплоть до 988 года на территории Древнерусского государства процветало язычество. Однако Владимир Великий принял решение в качестве государственной религии выбрать именно христианство, хотя к нему приходили представители от Римского папы, ислама и иудаизма.

Крещение Руси в 988 году все же состоялось. Христианство принял Владимир Великий, приближенные бояре и дружинники, а также простой люд. Для тех, кто противился отходить от язычества, грозили всяческие притеснения. Таким образом, с 988 года берет свое начало Русская Церковь.

Правление Ярослава Мудрого

Одним из самых прославленных князей Киевской Руси был Ярослав, который не случайно получил прозвище Мудрый. После смерти Владимира Великого смута объяла Древнерусское государство. Ослепленный жаждой власти Святополк сел на престол, убив 3 своих братьев. Впоследствии Ярослав собрал огромное войско из славян и варяг, после чего в 1016 году отправился на Киев. В 1019 году ему удалось победить Святополка и взойти на престол Киевской Руси.

Период правления Ярослава Мудрого оказался одним из самых успешных в истории Древнерусского государства. В 1036 году ему удалось окончательно объединить многочисленные земли Киевской Руси, после смерти брата Мстислава. Супругой Ярослава стала дочка шведского конунга. Вокруг Киева по приказу князя были воздвигнуты несколько городов и каменная стена. Основные городские врата столицы Древнерусского государства назывались Золотыми.

Умер Ярослав Мудрый в 1054 году, когда ему было 76 лет. Период правления киевского князя длиной в 35 лет является золотым временем в истории Древнерусского государства.

Внутренняя и внешняя политика Киевской Руси во время правления Ярослава Мудрого

В приоритете внешней политики Ярослава было повышение авторитета Киевской Руси на международной арене. Князю удалось добиться ряд важных военных побед над поляками и литовцами. В 1036 году полностью были разгромлены печенеги. На месте судьбоносной битвы появилась церковь святой Софии. В период правления Ярослава в последний раз состоялся военный конфликт с Византией. Итогом противостояния стало подписание мирного договора. Всеволод, сын Ярослава, женился на греческой принцессе Анне.

На внутренней арене существенно повышалась грамотность населения Киевской Руси. Во многих городах государства появлялись училища, в которых мальчики обучались церковному делу. Различные греческие книги переводились на старославянский язык. Во время правления Ярослава Мудрого был издан первый сборник законов. «Русская правда» стала главным достоянием многочисленных реформ киевского князя.

Начало распада Киевской Руси

Каковы причины распада Киевской Руси? Как и многих раннесредневековых держав, ее распад оказался полностью закономерным. Произошел объективный и прогрессивный процесс, связанный с увеличением боярского землевладения. В княжествах Киевской Руси появилась знать, в интересах которой было выгоднее сделать ставку на местного князя, чем поддерживать единого правителя в Киеве. По мнению многих историков, поначалу территориальная раздробленность не была причиной распада Киевской Руси.

В 1097 году, по инициативе Владимира Мономаха, с целью прекращения усобиц был запущен процесс создания региональных династий. К середине XII века Древнерусское государство оказалось поделенным на 13 княжеств, которые отличались между собой занимаемой площадью, военной мощью и сплоченностью.

Упадок Киева

В XII века наступил значительный упадок Киева, который из метрополии превратился в обычное княжество. Во многом из-за Крестовых походов произошло преобразование международных торговых коммуникаций. Поэтому экономические факторы существенно подорвали могущество города. В 1169 году Киев в результате княжеских распрей впервые был взят штурмом и разграблен.

Окончательный удар по Киевской Руси нанесло Монгольское нашествие. Разрозненные княжество не представляли грозной силы для многочисленных кочевников. В 1240 Киеву было нанесено сокрушительное поражение.

Население Киевской Руси

О точном количестве жителей Древнерусского государства сведений не осталось. По мнению историка Георгия Вернадского, общая численность населения Киевской Руси в 9 — 12 веках составляла примерно 7,5 млн человек. Около 1 млн людей проживали в городах.

Львиную долю жителей Киевской Руси в 9-12 веках составляли свободные крестьяне. Со временем все больше людей становились смердами. Они хоть и обладали свободой, но обязаны были подчиняться князю. Свободное население Киевской Руси вследствие долгов, плена и прочих причин могло стать челядью, которые были бесправными рабами.

fb.ru

Киевская Русь — Циклопедия

Киевская Русь История России — Киевская Русь — Подготовка к ГИА и ЕГЭ // Система Ненавязчивого Обучения Гордон — Диалоги [206] Становление Древнерусского государства

Киевская Русь — раннефеодальное государство восточных славян. Сложилось во второй пол. IX — 1-й пол. X века Столица — Киев (отсюда название). Сохраняла относительное единство до начала XII века. Занимала территорию от причерноморских степей до Северной Двины, от Днестра и Западного Буга до Волго-Окского междуречья.

Рождение Киевской Руси — многовековой процесс истории восточных славян. В VII—IX вв. возникли территориально-политические объединения — племенные союзы дулебов (потом их место заняли бужане и волыняне), полян, древлян, дреговичей, белых хорватов, тиверцев, уличей, северян, вятичей, радимичей, кривичей (их западная ветвь — полочане), ильменских словен. По данным летописей, некоторые племена имели государственные образования — княжения с городами-центрами: у полян Киев, у ильменских словен Новгород, у кривичей Полоцк и Смоленск, у дреговичей Туров, у северян Чернигов, у древлян Искоростень (Коростень).

Объединительной тенденции славян выходили за пределы племенных княжений. Словене и кривичи вместе с финским племенем весь создали северный союз княжений. Аналогичный процесс на базе княжения полян состоялся в среднем Поднепровье.

Страница из краткой редакции «Русской правды»

Около 850 года в Восточной Европе появились варяги, которые, по летописному преданию, назывались русью (отсюда название государства — Русь). Их появление не имело решающего значения для возникновения Киевской Руси, но ускорило его. Северный союз княжений в 862 году пригласил править в Новгороде варяга Рюрика. Его преемник варяжский князь Олег (879—912) овладел в 882 году Киевом, убив князей Аскольда и Дира, распространил власть на многие восточнославянские и некоторые неславянские племена. Князь Игорь (912—945) совершил 2 похода (в 941 и 944) на Царьград (Константинополь), в 943 — на Кавказ. В 945 году его убили древляне, которые восстали против взимания чрезмерной дани. Вдова Игоря Ольга, княгиня Киевская (945—964) в 956 году жестоко расправилась с древлянами, однако установила нормы дани, время и места (погосты) ее сбора. Сын Игоря и Ольги князь Святослав Игоревич (964—972) значительно расширил границы государства, разгромил Хазарский каганат, Волжскую Болгарию, победил ясов и касогов, присоединил к Киевской Руси вятичей.

Наивысшего расцвета Киевская Русь достигла во времена княжения Владимира Святославича (980—1015) и его сына Ярослава Мудрого (1019-54). Около 980 года Владимир захватил Полоцк, убил полоцкого князя Рогволода, а княжну Рогнеду Рогволодовну заставил стать своей женой. При нем почти завершено объединение восточнославянских земель, укреплено государственное управление, введено христианство как государственная религия (988—989). Он осуществил походы на ятвягов, присоединил к Киевской Руси т. н. Червенские города по Западному Бугу. При Ярославе усилились торговые, политические и культурные связи с Северным Причерноморьем, Византией, Ближним Востоком, Средней Азией, с прибалтийскими, скандинавскими и немецкими землями, с Польшей, Венгрией, Францией. Началось составление сборников законов — т. н. Русская правда. Однако, в конце его княжения наметились княжеские междоусобицы и распад Киевской Руси на самостоятельные государственные образования.

Причинами распада Киевской Руси были: дальнейшее развитие феодализма, усиление местной знати, экономическое и политическое усиление отдельных княжеств, стремившихся выйти из-под власти великого князя. В 1-й четверти XI века от Киева отделился Полоцк, пытались отделиться Новгород, Туров. Значительные усилия по прекращению междоусобной борьбы и объединения сил Руси против половцев приложили великий князь Владимир Всеволодович Мономах (1113-25) и его сын Мстислав Владимирович (1125-32). В 1116 и 1119 годах Мономах совершил походы против минского князя Глеба Всеславича и захватил его в плен. В 1127 году Мстислав организовал большой поход на Полоцкую землю с целью ее подчинения.

После смерти Мстислава Киевская Русь распалась на самостоятельные княжества, наибольшие из них: Киевское княжество, Черниговское княжество, Смоленское княжество, Туровское княжество, Владимиро-Суздальское княжество, Галицкое-Волынское княжество и другие, Новгородская республика. Власть над ними киевских князей стала номинальной. Самостоятельным княжеством-государством продолжало оставаться Полоцкое княжество.

Обособленные княжества не смогли противостоять нашествию в 1230-е годы монголо-татар и большинство из них попало в длительную зависимость. Западные земли Киевской Руси вошли в Великое княжество Литовское.

В IX—XI вв. князья Киевской Руси собирали дань со свободных общинников. Во время полюдья князь с дружиной появлялся в назначенном месте и получал дань с местного населения. Взимание дани архаичным способом, большинство среди крестьян свободных общинников, которые платили эту дань, значительная доля рабского труда (рабами в начале были военнопленные) подтверждают, что в Киевской Руси в Х-ХI вв. не было феодального общества, но уже существовали отдельные его элементы. В Киевской Руси не сложилась в развитой форме иерархическая структура земельной собственности — «феодальная лестница», характерная для западноевропейского феодализма. Из сборника законов Русская правда следует, что в Киевской Руси долго существовали пережитки родоплеменного строя. Смерды были полусвободными княжескими данниками, челядь и холопы — рабами. Во второй пол. XI века — 1-й пол. XII века образуется вотчина, основанная на собственности на землю, что составляла основу господства феодалов. Обедневшие общинники превращались в феодально зависимых крестьян и становились закупами. Экономика Киевской Руси была многоукладной. К началу XIII века хозяйство значительно феодализировалось, но этот процесс не был завершен.

[править] Возникновение и рост городов

На территории Киевской Руси в IX—X вв. летописи называют около 20 городов. К началу XIII века есть сведения о 271 городе. Крупные города являлись административными, экономическими и культурными центрами отдельных земель, княжеств или волостей, были крепостями и играли большую роль в защите от вражеских нашествий. В городах Киевской Руси были развиты торговля (сначала с дальними странами) и ремесло, особенно в XII — нач. XIII вв., когда здесь находились дворы феодалов, основывались церкви и монастыри. Социальный состав населения городов определялся разнообразием: купечество, ремесленники, бояре, князья, дружинники, духовенство. При дворах феодалов находились челядь и холопы. В этнических отношениях преобладали местные жители, было немало выходцев из других славянских племенных княжений и представителей неславянского населения. Жители городов были связаны с сельским хозяйством, имели огороды, растили скот. Малые города долго сохраняли аграрно-торговый или аграрно-ремесленный характер.

Крупнейшим городом восточного славянства был Киев. Сначала на высоком берегу Днепра существовал куст протогородских славянских поселений. В IX—X в. Киев сформировался как настоящий город, в XII—XIII в. он насчитывал до 40 тыс. жителей. Во второй пол. XII века после распада Руси образовалось Киевское княжество, к которому относились города Вышгород, Белгород, Канев, Родень, Искоростень и др. Крупнейшими городами Галицко-Волынского княжества были Галич, Перемышль, Владимир-Волынский, Львов. Важнейшим городом на пути «из варяг в греки» был Новгород. В 1136 году он стал своеобразной средневековой республикой. В Новгородской земле были города Псков, Ладога, Изборск, во Владимиро-Суздальской — Ростов, Белоозеро, Суздаль, Владимир-на-Клязьме. Впервые под 1147 годом в летописи названа Москва.

[править] Этническое развитие

В результате интенсивного освоения славянами значительной части Восточно-Европейской равнины в VIII—IX вв. сложились этнически близкие сообщества славянского населения. Предки восточных славян, которые расселились в Припятском Полесье, ассимилировали балтские племена. В результате этого на территории, которую занимали приднепровские балты, возникли восточнославянские племена — дреговичи, кривичи-полочане, радимичи — предки современных белорусов. На территории, где раньше жили ираноязычные (скифо-сарматские) племена, возникли поляне, северяне, уличи и др. — предки современных украинцев. Во второй половине I-го тыс. происходила ассимиляция финно-угорских племен, которая привела к возникновению новгородских словен, вятичей, частично верхневолжских кривичей — предков современных русских. В летописных записях XII века та часть восточных славян, которая жила вокруг Киева, Переяславля, Чернигова, считалась Русью. Первоначально только это территория называлась Русской землей. С начала XIII века название Русь распространилось на всех восточных славян. Но тогда не было единого языка, каким бы пользовалось все население Киевской Руси. В беседе кривичей, новгородцев, киевлян существовали определенные различия, но жители разных краев Киевской Руси могли без особых затруднений понимать друг друга. Иногда в языке развивались особенности, которые позже обозначили специфику белорусского, украинского и русского языков.

[править] Современные прения

Историк профессор Андрей Буровский отмечает, что, после того, как Киев стал столицей другого государства (не России), Украина, утверждает он, начала «приватизировать» историю Киевской Руси, а современная Россия оказалась без исторических корней на своей территории[1]. Украинская газета «Факты» отмечала в 2010 году: «Киевскую Русь, колыбель трех восточно-славянских народов — украинцев, русских и белорусов, — некоторые (украинские) политики предлагают считать изначально… украинским государством. Впрочем, историческую тему идеологизируют не только в Украине. Например, российские историки выдвинули теорию, что нынешняя Россия ведет свое начало от Великого Новгорода. В Беларуси точкой отсчета национальной государственности предлагают считать Полоцкое княжество»[2].

  • Греков Б. Киевская Русь. [6 изд.] М., 1953;
  • История СССР с древнейших времен до наших дней. Т. 1. М., 1966;
  • Толочко П. Древняя Русь: Очерки соц.-полит. истории. Киев, 1987;
  • Ермаловіч М. Старажытная Беларусь: Полацкі і Новагародскі перыяды. Мн., 1990;
  • Фроянов Н. Древняя Русь: Опыт исследования истории соц. и полит. борьбы. М.; СПб., 1995;
  • Штыхаў Г. Кіеўская Русь // ЭГБ у 6 т. Т. 4. Мн., 1997.

cyclowiki.org

Основатель Киевской Руси

Киевская Русь – средневековое государство, которое образовалось в IX веке на территории современных государств, таких как: России, Украины, Белоруссии. Но кто же все-таки является основателем Киевской Руси? Кто основал государство, которое боялась самая величественная в то время Византийская империя? Давайте смотреть, рассуждать.

Существуют две теории основания Киевской Руси.

Первая из них – Норманская.

Первым князем, который смог захватить Киев и объединить все племена, которые лежали в основе Киевской Руси, был Рюрик. Рюрик – скандинав по происхождению. По одним источникам, в 862 году Рюрик со своей дружиной, направляясь в Константинополь, захватили город на Днепре – Киев. Правил там тогда его основатель Кий. Тем самым он захватил важнейший торговый путь. Позже этот торговый путь стал называться «Из варяг в греки». Тем самым он положил начало династии Рюриковичей. Эта династия правила русскими землями до 1610 года. После того, как умер Рюрик, его родственник Олег из Новгорода пришёл с дружиной. Он, сначала, завоевал Киев, а затем повторил подвиги Рюрика, покорил все племена и объединил их под одним государством в столице Киеве – Киевской Руси.

Вторая – Антинорманская.

Данную теорию предложил М.В. Ломоносов. Он утверждал, что Русь появилась без участия скандинавов. Тем самым он разделил варягов на группы:

• Варяги-русы – это жители прибрежной Балтики.
• Варяги-скандинавы.

Он также утверждал, что нет смысла говорить о том, что в источниках, а именно «Повести временных лет» речь идет о варягах-скандинавах. Ломоносов утверждал, что захватили все племена и объединили в одно государство местные варяги-русы.

Так же существует теория, что никакие варяги не захватывали никого. Просто племена, жившие на территории Руси, объединились в единое государство, чтобы стать сильнее. Эта теория – компромиссная. В ней не отрицаются две предыдущие теории, а наоборот, они объединяются. Есть еще множество теорий, но они не так популярны и очень противоречивы.

Как бы ни спорили ученые-историки, сколько бы теорий не предлагали, но появилась Киевская Русь намного позже. Появилась она только во время правления Владимира Великого. Именно этот князь сделал официальной религией христианство. Именно из-под его руки вышел первый сборник законов на Руси. А для образования государства, как такового, необходимо законодательство.

В итоге можно утверждать, что положил начало Киевской Руси Рюрик, а закончил начатое Владимир Великий.


www.istmira.com

Киевская Русь — Наследие — Общество — Энциклопедия

Стены Киева — столицы Руси

Стены Киева — столицы Руси

Старославянская азбука, в Киевской Руси с Х в.

Старославянская азбука, в Киевской Руси с Х в.

Киевская Русь — государственное образование славян, которое существовало с IX до XIII века на территории, которая охватывала во времена наибольшего могущества территорию от Балтийского моря на севере до Черного моря на юге, и от верховьев Вислы на западе до Таманского полуострова на востоке. Основные сведения о данном образовании черпают из летописей и археологических находок.

Столицей Руси был транзитный город Киев, центр полянского племенного союза.

Образование Руси связывают обычно с приходом князя Рюрика на эти земли, его предводителями были Аскольд и Дир, занявшие город Киев в 862 году. Регент малолетнего сына Рюрика Игоря, Олег, по преданию, хитростью занял Киев в 882 году, убив Аскольда и Дира. Так были объединены Новгород, которым завладел на то время Рюрик, и Киев — это был центр будущего государства.

Правление Олега продолжалось с 882 до 912 года, он проводил многочисленные войны и походы, подчинил своей власти племена полян, древлян, северян, радимичей. При нем власть Киева — т.е. право собирать дань — распространялась также и на словен, кривичей, радимичей, хорватов, уличей, финно-угорские племена, чудь, мерю. С Олегом связывают много легенд, в частности легенду о прибитии щита на воротах Царьграда (Константинополя) в 911 году и легенду о его смерти от змеиного укуса.

Сын Рюрика, Игорь. Историки до сих пор не понимают, почему так долго Олег был его регентом, почему Игорь начал свое правление лишь в 912 году. По обычаю, князь должен утверждать свою власть над подчиненными племенами, однако против Игоря восстали древляне и уличи (не хотели платить дань новому князю). После нескольких походов и они подчинились. В 941 году соглашение, которого Олег достиг своим походом в 911 году, распалось, и Игорь отправился в морской поход на Константинополь. Для него он закончился катастрофой. С помощью горючей смеси, которая называлась «греческим огнем», византийцы сожгли руский флот, заставив Игоря поспешно бежать. Вследствии этого в 944 году он должен был заключить очень невыгодное соглашение с византийским императором. В том же году Игорь попытал счастья на востоке, и здесь ему повезло. Большое русское войско, сойдя Волгой, ограбило богатые мусульманские города на Каспии и с добычей вернулось в Киев. Княжение Игоря закончилось в 945 году, как и началось, восстанием древлян. Разъяренные частыми походами за данью, древляне устроили засаду, в которой и погиб Игорь со своей небольшой дружиной (военный отряд).

Ольга (945-962). Запомнилась особой любовью авторов летописей как сильная правительница, которая осуществила отместку за своего мужа, проявила мудрость в проведении реформы сбора дани (установила земли и время сборку дани), а также как первая христианка среди князей на Руси.

Святослав (962-972). Был прежде всего князем-воином. Грушевский называл его казаком на престоле, а его бурное княжение метко описывал как большую авантюру. Все его правление — непрерывные войны.

Так, в походах за данью и в попытках подчинить себе торговые пути в дальние страны князья с дружинами менее чем за сто лет создали огромное и мощное объединение — Киевскую Русь. После смерти Святослава Киевская Русь впервые испытала того, что впоследствии разовьется в хроническую изнурительную политическую болезнь: распри между членами династии Рюриковичей за верховную власть в стране. В схватке, вспыхнувшей за право собирать дань, Ярополк убил своего брата Олега. Опасаясь, что его тоже постигнет такая судьба, молодой Владимир убежал из Новгорода в Швецию. Через несколько лет он вернулся во главе больших варяжских сил и начал войну с Ярополком, в которой тот нашел свою смерть.

Владимир Великий (980-1015). При его княжении Русь начала возвышаться как целостное общество и государство. Владимир посадил своих сыновей (имел он 12 законных сыновей) в больших городах и землях своих владений. Так он отстранил от власти местных князей, сосредоточив ее исключительно в руках своей династии. Вместо далеких походов Владимир сосредоточился на защите собственных границ. Чтобы противостоять угрозе печенегов, он построил разветвленную сеть укреплений, а также новые города к югу от Киева. Снова нарушая традицию предшественников, он обратил взгляд на запад и прибавил к своим владениям земли современной Западной Украины, тем самым положив начало длительному соперничеству с поляками за этот регион. Вследствии своих приобретений владения Владимира стали крупнейшими в Европе, составляя около 800 тыс.кв.км. Самым главным достижением Владимира было, без сомнения, внедрение на его необозримых землях христианства.

Ярослав Мудрый (1034-1054). Смерть Владимира привела к новой братоубийственной войне между Рюриковичами. При поддержке поляков старший сын Владимира Святополк (летописцы часто называют его «Окаянным») напал на своих младших братьев Святослава, Бориса и Глеба и убил их. Двух последних, молодых и особенно популярных в народе, православная церковь присоединила к святым. Подражая отцу, другой сын Владимира, Ярослав из Новгорода, в 1019 году с помощью великого варяжского войска разбил Святополка. Однако победа эта не дала ему полной власти. На Ярослава пошел войной его брат Мстислав Храбрый, и, чтобы избежать кровопролития, они согласились разделить владения между собой. Оставаясь в Новгороде, Ярослав получал все земли к западу от Днепра, одновременно земли на восток уходили к Мстиславу, что перебрался из Тмутаракани в Чернигов. Киев — этот чрезвычайно важный для обоих князей город — оставался ничьим. Только после смерти Мстислава в 1036 году на киевский престол сел Ярослав, ставший единственным правителем Руси.

Длительное княжение Ярослава принято считать апогеем могущества Киевской Руси. Он развил и усовершенствовал много из того, что начал Владимир. Как и его отец, Ярослав продолжал расширять границы своих и без того огромных владений, устанавливал дипломатические отношения со странами Европы. В средневековой Европе признаком престижа и могущества династии была готовность других ведущих династий вступить с ней в брачные связи, историки часто называют Ярослава «тестем Европы».

Во времена его правления «златоверхий» Киев имел более 400 церквей. Крупнейшим бриллиантом в этой короне был собор Святой Софии, построенный наподобие храма Софии в Константинополе. Свидетельством княжеской заботы о церкви стало то, что в 1051 году он впервые назначил митрополитом киевским русина Илариона. Но достижением, с которым едва ли не теснее связывается имя Ярослава и за которое его прозвали Мудрым, стало возведение общепринятых в те времена законов в единую «Русскую правду», которая стала правовым кодексом всей страны.

Незадолго до смерти Ярослав попытался решить проблему, которая терзала его и его отца Владимира, а именно: как предотвратить междоусобную борьбу за киевский престол, что, как правило, вспыхивала после смерти князя между его сыновьями. В распределении земель и политической власти он применил принцип старшинства в пределах семьи. За старшим сыном Изяславом Ярослав закреплял Киев и Новгород с окружающими территориями; второму, Святославу, отдавал Чернигов, третьему, Всеволоду, — Переяслав; четвертом, Вячеславу, — Смоленск, а младшему, Игорю, — Владимир-Волынский. Как только в каком-то из этих княжеств освобождался престол, каждый брат, по замыслу Ярослава, всходил на ступень выше, пока каждый по очереди не достигал вершины всей системы — киевского престола. Предоставляя таким образом каждому сыну возможность править в Киеве, Ярослав надеялся избежать ожесточенных семейных дрязг, в которые его когда-то втащили. Хотя некоторое время система ротации власти действовала преимущественно благодаря сотрудничеству между тремя старейшими сыновьями — Изяславом, Святославом и Всеволодом, вскоре она столкнулась с рядом препятствий. Самой серьезной была та, что идея ротации власти противоречила другому глубоко укоренившемуся принципу — наследованию от отца к сыну. Сыновья некоторых умерших князей стали добиваться права занять место своих родителей и не желали уступать дядям. Вследствии этого характерной чертой послеярославовского периода стали ожесточенные столкновения между племянниками и дядями. К тому же с увеличением числа князей распри все больше разгорались.

Помимо растущих социальных споров, над украинскими границами опять нависла давняя угроза из степи, чтобы на этот раз долго терзать Русь. Кочевые племена половцев, мощных за печенегов, совершили ряд нападений, опасно близко подходя к Киеву и делая невозможным движение торговых караванов по Днепру. Вина за некоторые из этих набегов лежала на самих князьях. Те, кто не мог за свой счет собрать достаточно сильное войско, немало молодых князей, лишенных права наследования в системе ротации власти (их называли изгоями), в борьбе с соперниками звали себе на подмогу половцев.

Владимир Мономах (1113-1125). С этим правителем связывают встречу князей в Любече в 1097 году по вопросу прекращения междоусобных войн, победоносные походы на половцев (по легенде, Мономах ходил на половцев 83 раза) и последние времена согласия на Руси.

Сыну Владимира Мономаха Мстиславу все же удалось удержать вместе русские земли и сохранять власть над все большим числом князей. Но он был последним киевским правителем, которому это было по силам. Его смерть в 1132 году обозначила конец исторической эпохи, в которой Киев играл роль основного центра русских земель, и положила начало периоду политической раздробленности.

Аналогичная участь постигла другие средневековые империи Европы, в частности государство Карла Великого. Этим огромным, хотя и примитивным, политическим образованием просто не хватало соответствующих технических средств и организационных структур для того, чтобы удерживать обширные территории в течение длительного времени. На Руси Рюриковичи через членов своей разветвленной династии обеспечивали по крайней мере кажущееся единство земель. Хотя это длилось ровно столько, сколько между князьями было согласие относительно того, кто среди них самый старший и, следовательно, имеет право на верховную власть. С нарушением такого единодушия резко ослабли родовые и личные узы между различными княжествами.

Настоящей Немезидой для Киева были его давние враги — кочевники. Однако тяжелейший удар нанесли Киеву не половцы, поскольку после десятилетий упорной и изнурительной для обоих соперников борьбы русские княжества установили с этими племенами постоянные отношения, а некоторые русские князья даже вступали в брачные связи с представителями половецкой знати. Сокрушительный удар нанесли Киеву монголо-татары. В последние десятилетия XII в. среди них появляется необычайно одаренный вождь по имени Темучин (в 1206 году он взял себе высокий титул Чингисхана, то есть хана над ханами), который достиг неслыханного: силой и политическими интригами он объединил враждующие племена монголо-татар, заставив их признать свою абсолютную власть. Следующим его шагом стало направление огромной военной силы и агрессивности этих племен против соседних некочевых цивилизаций. Монголо-татарские войска, которые никогда не были многочисленными (всего от 120 до 140 тыс. воинов), но были чрезвычайно подвижными, хорошо организованными и блестяще управляемыми, сначала покорили Китай, Среднюю Азию и Иран. В 1222 году монголо-татарский отряд перешел Кавказ и напал на половцев. Половецкий хан Ко-бы также обратился за помощью к нескольким русским князьям, которые поддержали его. В 1223 году объединенные русско-половецкие силы встретились у реки Калки с монголо-татарами и в жестокой битве потерпели страшное поражение. Но монголы, слишком распылив свои силы, решили не пользоваться этой победы и повернули назад, домой.

Русские князья быстро забыли этот катастрофический случай, опять погрузившись во внутренние дрязги. Однако в 1237 году на границах Руси появилось сильное монголо-татарское войско во главе с внуком Чингисхана Батыем. Огнем и мечом разрушило оно города Рязань, Суздаль и Владимир, а в 1240 году дошло до Киева. Хотя местный князь Михаил бежал, горожане во главе с воеводой Дмитрием, которого послал Даниил Галицкий, решили обороняться от нападавших. Осада города была длительной и жестокой, и даже когда монголо-татары преодолели городские стены, бои шли за каждую улицу и за каждый дом. Наконец в начале декабря 1240 года Киев пал под ударами монголо-татар. На этом закончился Руский период истории Украины.

uateka.com

Киевская Русь | lemur59.ru

                                             Киевская Русь

      

В начале первого тысячелетия нашей эры, Восточно-Европейская равнина делилась на три довольно четко очерченных пояса. Север и северо-запад населяли земледельцы, расчищавшие лес для посевов, жившие его дарами и защищенные лесами и болотами как от нашествий, так и от внешних влияний.
Степь была местом обитания, сражений и бесчисленных перемещений кочевых народов, приходивших с востока. Причерноморье со времен античности представляло собой «витрину» городской цивилизации — сначала древнегреческой, а затем византийской.
Земледельцами лесной и лесостепной зон были в основном славяне, уже обитавшие на этих землях или пришедшие с запада и смешавшиеся с более древним населением (большинство современных историков помещает прародину славян в бассейне Вислы и Припяти). Очевидно, уже во 2 — 4 вв. движение германских племен на юг приводит к обособлению западных и восточных славян, а после падения державы гуннов в конце V в. начинается славянская колонизация Балканского полуострова и в результате -формирование южнославянской семьи племен. Восточные славяне занимают Верхнее Поднепровье и его северную периферию, принадлежавшую ранее балтийским и финно-угорским племенам; с увеличением территории идет разделение на племенные группировки. В VII в. восточные славяне постепенно выходят из «тени лесов на арену истории».

 

Поляне и Киев
Вероятно, уже к тому времени они представляли собой 13 или 14 племен, самым влиятельным из которых были поляне, обитавшие в среднем течении Днепра. Кроме общих анимистических верований и богов, их объединял язык. Централизованная власть отсутствовала. Старейшины стояли во главе племен и родов, земля и скот считались общей собственностью. Важные вопросы решались на племенных сходах в укрепленных «градах», строившихся в центре каждой группы поселений. На следующем этапе развития восточнославянской общности VIII-IX в., с подъемом торговли и земледелия, эти племенные центры начали превращаться в раннефеодальные города. Главным городом полян, которые, возможно, уже в VII в. возглавили союз племен, ставший прямым предшественником древнерусского государства, был Киев. Памятник полулегендарному основателю города князю Кию, его братьям Хориву, Щеку и их сестре Лыбеди -бронзовая ладья с четырьмя фигурами в кольчугах — стоит сегодня в Киеве на берегу реки, которой он во многом обязан своим значением и ведущей ролью.

                                                          Варяги на Днепре

 

 
 Из варяг в греки
Памятник, изображающий ладью с воинами, стоит и в шведском городе Норчепинге на восточном побережье страны. Воины — это первые русские князья Рюрик (Рёрик), Олег (Олаф) и Игорь (Ингвар).

 

Именно шведы, в отличие от облюбовавших города Западной Европы норвежцев и датчан, приняли участие в становлении государства Киевской Руси. Размеры этого участия по сей день являются предметом споров среди историков. Фраза Нестора-Летописца о том, как славяне пригласили русь (так, вероятно, другие народы вначале называли варягов) « княжить и владеть ими », широко цитировалась сторонниками т. н. « норманской теории » в ХVII — начале XX вв. и замалчивалась советскими историками в 30-50-е гг.

                                                Призвание варягов на Русь

 

Сегодня большинство исследователей согласны в том, что, продвигаясь к Черному и Каспийскому морям, создавая поселения-базы на пути к богатствам Византии и исламского мира, северные воины-купцы сыграли роль катализатора уже назревшего скачка в политическом развитии восточных славян. Пришельцы подчиняли себе местное население и объединяли его, или славяне сами объединялись перед лицом варяжской угрозы; иногда их интересы совпадали, и они вместе охраняли торговый путь « в греки » и оборонялись от кочевников и хазар.

 

                                                                        Варяг

 

                                                         Русичи

 Рассматривая археологические находки последних десятилетий, ученые все более склонны говорить о возникновении древнерусского государства в результате сложного взаимодействия славянского и варяжского начал. С одной стороны, все киевские правители до последней трети X в. и большая часть дружинников носят скандинавские имена. С другой, Святослав Игоревич — всего лишь третий киевский князь после Олега. В отличие от северных древнерусских земель, где численность скандинавов была значительной и откуда они в случае необходимости возвращались на родину, в восточнославянской общности , с подъемом торговли и земледелия, эти племенные центры Киеве, став частью древнерусской элиты, варяги уже через несколько поколений полностью растворялись среди славянского населения. Возможно, поэтому Киев упоминается в скандинавских сагах того периода редко и вскользь, в то время как о Новгороде слагавшие их скальды знали многое, включая топографические подробности.
Контроль за обеими главными « базами » на пути « в греки » был, очевидно, основной задачей Олега, когда в 882 г., согласно Несторовой « Повести временных лет », он отплыл из Новгорода в Киев во главе варяжско — славянской дружины. Взяв с собой малолетнего Игоря, которого летописец называет сыном умершего к тому времени конунга Рюрика, Олег, убив бояр Аскольда и Дира, правивших в Киеве, объявил его «матерью городов русских». Позднее, в 907 г., он попытался довести свой шаг до логического конца и захватить Константинополь, но ему пришлось ограничиться богатой добычей и выгодным договором с Византией.

                                                    Князь Олег и кудесник

                    
 Новые земли
За 30 лет своего затянувшегося « регентства » над Игорем Олег — несомненно, талантливый полководец и политик — значительно расширил свои владения. После полян он обложил данью древлян и другие соседние племена, что вызвало войну с хазарами, закончившуюся победой руссов. Княжение Игоря, во многом повторившего дела Олега, но с гораздо меньшим успехом, началось и закончилось восстаниями древлян, от руки которых он погиб в 945 г. Жестоко отомстив древлянам, его жена Ольга тем не менее поняла, что перегибы со сбором дани погубят нарождающееся государство, и ввела первую в Киевской Руси систему налогообложения. В 955 г. она принимает христианство, через два года — едет в Константинополь и ведет переговоры с византийским императором. Сам этот факт говорит о стремительно растущем авторитете Киевской Руси.

                                                       Крещение княгини Ольги

 


Правлением сына Игоря и Ольги Святослава историю часто заканчивают первый период истории Киевской Руси. Подчинив себе вятичей, он распространил власть Киева на всех восточных славян и проложил древнерусскому государству путь на северо-восток; вторгнувшись в Болгарию, серьезно угрожал Византии; разгромив Хазарский каганат, устранил грозного соперника, еще недавно бравшего дань с полян, вятичей и северян. Однако, как часто бывает в истории, с исчезновением хазар не стало и « буферной зоны » на пути куда более опасных кочевников из азиатских степей. Гибель Святослава от рук печенегов по дороге домой из Болгарии стала знаком угрозы, которая будет довлеть над Русью более полутора веков.

                                                  Князь Святослав Игоревич  

                        

                                   гибель Святослава на днепровских порогах


Владимир крестит Русь

                                       Крещение киевлян князем Владимиром

 


Эту угрозу хорошо понимал Владимир ставший киевским князем после восьмилетней братоубийственной борьбы за власть. Укрепив южные границы и построив там ряд городов, он начал искать более безопасные пути в Константинополь На западе он присоединил Галич и Волынь, которые «подхватят знамя» Киева после его политического упадка в середине XII в. Но это все в будущем, а пока что Киевская Русь вступает в эпоху расцвета. Владения Владимира достигли 800 тысяч кв. км -больше, чем у кого-либо другого в Европе.
Однако самым значительным деянием Владимира является крещение Руси. Его выбор в пользу православного христианства направил ход восточноевропейской истории не менее чем на тысячу лет. Не говоря уже о том, что благодаря ему Русь стала частью христианского Запада, а не мусульманского Востока, принятие креста из рук Византии, а не Рима определило историческую судьбу восточных славян — и заложило основу будущих конфликтов с ближайшими соседями.
Прямым следствием принятия христианства было мгновенное повышение авторитета Владимира (женившегося на сестре византийского императора), его династии и всей страны. Государство получило идейную основу (« один бог — один царь »), общество -источник богатейшей культуры.

 

 
 Вершина

Ярослав начал княжение в Новгороде с того, что отказался платить дань Киеву (1014), и только смерть Владимира предотвратила войну. Но повторилась усобица между братьями за отцовский трон, превращавшаяся на Руси в кровавую традицию. Единство страны восстановилось только 21 год спустя, когда Ярослав сел, наконец, на киевский престол. Имя « Мудрый » он получил не только за то, что смог продолжить и умножить начатое отцом. Достигшее при нем своей вершины развитие Киевской Руси проявилось в реформе и уложении законов в общий свод (Русская правда), всемерной поддержке образования, основании Киевской митрополии (1037), бурном строительстве церквей (при нем в одной только столице их было более 400) и монастырей.

 

 В первую очередь строились ансамбли « государственного назначения » — княжеские дворцы и монументальные соборы, символизировавшие величие новой веры и могущество державы. Создаваемые в целом по византийскому образцу, церковные сооружения вскоре приобрели характерные древнерусские и местные черты. При Ярославе были возведены Софийские соборы в Киеве (1037), Новгороде (1045) и Полоцке (серед. XI в.). Позже были построены Успенский собор Киево-Печерского монастыря (1073-78), Михайловский Златоверхий собор (1108-1113) и Кирилловская церковь (серед. XII в.) в Киеве, Успенский и Борисоглебский соборы в Чернигове (XII в.). Вскоре после основания в 1051 г. Киево-Печерского монастыря туда из софийской митрополии перемещается центр древнерусского летописания; в XII в. монастырь получает статус лавры — одного из самых влиятельных мужских монастырей в православии.
Византийские епископы, приезжая на Русь, везли с собой переписчиков и иконописцев; епископства становились центрами распространения грамотности и культуры. Ускорил развитие древнерусского общества и тот факт, что Константинополь, в отличие от Рима, разрешал обращенным народам вести богослужение и читать Библию на родном языке. Так созданный Кириллом и Мефодием алфавит стал основой письменности для большей части православных, а церковнославянский язык -третьим, после древнегреческого и латыни, языком средневековой европейской цивилизации.
При Ярославе Русь, благодаря своей возросшей силе и влиянию (а, как следствие, и династическим связям), прочно вошла в семью европейских народов, « ведома и слышима », как писал ее митрополит Иларион, « всеми четырьми конци земли ».

 

Проблемы единства
Управление, однако, оставалось ахиллесовой пятой Киевского государства. Этому были и экономические причины. По мере того, как возможности для международной торговли сужались (нападения кочевников, экономический спад в Византии), воины-купцы становились крупными землевладельцами. Но в отличие от Западной Европы, где владение землей ставилось в зависимость от службы сюзерену, вотчинное право на Руси сохраняло землю за боярами, даже если они переходили на службу к другому князю. Пользуясь своей материальной независимостью, бояре, как правило, жили в городах и легко меняли свои           « привязанности ».
Еще хуже было то, что Ярослав, несмотря на все старания избежать  « наследственной болезни Рюриковичей », жертвой которой в свое время стал он сам, так и не смог ввести эффективную систему престолонаследования. Завещанная им схема старшинства и ротации, по которой каждому сыну предоставлялась возможность править Киевом, работала, только пока старшие Ярославичи действовали сообща. В результате поражения (1068) объединенного войска от крупных сил половцев, пришедших на смену печенегам в южных степях, их триумвират распался. Начался новый период усобиц за Киев. Многие князья, лишенные системой ротации реального шанса на наследование (их называли изгоями), охотно пользовались « услугами » половцев в борьбе за власть.
Наиболее влиятельные лидеры попробовали остановить братоубийство, предложив на встрече под Киевом в 1097 г. принцип перехода трона удельных князей по наследству. В отношении самого Киева, однако, согласия достичь не удалось.
Только огромный авторитет и популярность в народе Владимира Мономаха, осуществившего, прежде чем занять великокняжеский престол в 1113г., десятки успешных походов против половцев, позволили ему 12 лет держать Русь в единстве и мире. По яркому выражению летописца, Владимир Мономах « много поту утер за Русскую землю ». Его сыну Мстиславу Великому удалось еще победить половцев и выслать их князей в Византию (1129). С его смертью в 1132 г. эпоха действительно Киевской Руси завершилась и начался период раздробленности.

                                    Мстислав Владимирович Великий

 
 

Распад
Поначалу этот период характеризовался как усилением « регионализма », так и еще более жестокой борьбой за киевский престол. Что же так влекло претендентов? Несмотря на снижение своего значения для торговли (разорение крестоносцами Константинополя в 1204 году и быстрый закат Багдадского халифата лишили Киев не только крупнейших рынков сбыта, но роли опорного пункта на пути из Северной Европы на Восток), Киев оставался лакомым куском. Он продолжал развиваться и на рубеже 11 -12 вв. был одним из крупнейших городов Европы. По оценкам, его население в эту пору составляло 40 тыс. человек — в 8-9 раз больше, чем в самых значительных из приблизительно 100 крупных городов и сел Руси, даже таких важных, как Чернигов или Галич; в европейском масштабе, Лондон достиг таких размеров только через столетие. Однако все больше князей понимали, что их благосостояние и власть зависит в первую очередь от их собственных удельных владений, и не желали участвовать не только в распре за Киев, а и в общерусских действиях.
Сами размеры территории диктовали разность интересов, а местные условия — различия в политическом устройстве. Великий Новгород, к примеру, был членом торгового союза балтийских городов (Ганзы), и купцы пользовались наибольшим влиянием в вече — демократическом органе самоуправления.

 Существует несколько легенд о возникновении Новгорода Великого.

 

Более тысячи лет тому назад на берегу Волхова среди дубовых рощ возник Великий Новгород, краса и слава русской вольницы. Его построили древние славяне, которые жили общинным строем, сообща обрабатывали землю, охотились, ловили рыбу, занимались промыслами и торговлей. Скандинавские сказы рассказывают, что поначалу где-то в истоках Волхова, ближе к Ильмень-озеру, на островном холме был построен укрепленный городоки возле него – Великий Словенск. Словене выбирали на вече своих старейшин, которые справедливо и мудро правили ими по законам вечевой республики. Один из таких старейшин, Гостомысл, жил в первой половине IХ века, и были у него три дочери. На средней из них как будто бы был женат конунг Рюрик, из рода Шёлдунг, правивший в г.Хедебю (Дания). В то время шведы (« варяги ») напали на Новгород и завоевали его, но новгородцы восстали и изгнали шведов « за море » (859год). Гостомысл умер вскоре после того (861 год) и завещал Новгородским словенам на княжение пригласить для защиты от шведов Рюрика. Так они и сделали. 8 сентября 862 года конунг Рюрик прибыл в Новгород на 160 кораблях и установил свое владычество как князь Новгородский. С тех пор начались « исторические времена ».

                                                     Рюрик в Новгороде

 

                Рюрик на Памятнике “ Тысячелетие России “ в Новгороде

 

Свободолюбивые новгородцы восстали во главе с богатырем Бисопегом и Вадимом Храбрым, либо женатым на одной из дочерей Гостомысла либо бывшим сыном одной из них. Но князь Рюрик жестоко подавил восстание и наказал мятежников. В 879 году он умер и престолунаследовал двухлетний его сын Ингварь от второй жены – норвежки Ефанды ( первая жена – Умила – давно умерла), а регентом при нем стал брат Ефанды – Хельг из Халоголанда, а по-русски – князь Олег Вещий. Последний вскоре оставил Новгород и пошел войной на Киев. Завоевав его в 882 году, он основал Древнерусское Киевское государство, в котором Новгородская вечевая боярско-купеческая республика занимала независимое положение: она приглашала к себе князей из южной и северо-восточной руси в качестве наместников, подчиненных Новгородскому вечу. Новгородская республика просуществовала 600 лет, отстаивая свою свободу от притязаний великокняжеской власти Владимира и Москвы, пока не была покорена в 1478 году великим князем Иваном Ш.

                                           Новгородское Вече

Это было замечательное « государство в государстве », или Республика Святой Софии Премудрости Божией, во главе с архиепископом Новгородским, с вечем, посадниками, тысяцкими, кончанскими старостами, архимандритами крупнейших монастырей. Все они составляли « Совет господ », или « 300 знатных кушаков », которые правили богатейшим государством, простиравшимся от Новгородского(Финского) залива Балтики до Рифейских гор (Урала). Корабли древних новгородцев ходили на Новую Землю и Шпицберген, в Норвегию, Швецию, Данию, Германию, Польшу. «Господин Великий Новгород» входил в знаменитый Ганзейский торговый союз.

                                             Новгородский торг

Костомаров Н.И., известный историк и этнограф XIX века, приводит такую версию:
Два брата Словен и Рус вместе со своими приближенными пошли искать « новое отечество ». Двигаясь на север, они дошли до озера, которое называлось Мойско. Из озера вытекала река Мутная. Гадание предсказало пришельцам, что им следует остаться на жительство здесь. У истоков реки они основали город, названный ими Словенск, и поселились в нем. В честь дочери Словена озеро было переименовано в Илмерь, а реку по имени сына Словена Волхова назвали Волхов. Именем младшего сына Словена была названа река Волховец.

Долго жили они здесь, распространив свои владения до Ледовитого океана. Затем их постигла беда — моровая язва. Жители разбежались. Опустел и Словенск.

Прошли годы. Услышали славяне про землю предков своих, лежащую в запустении, и отправились туда. Снова заселили они берега озера, поставили новый город, но не на прежнем месте, а на новом, выше старого, и назвали его Новгород. Такова легенда.

 

Галицкое и Волынское княжества были недосягаемы для главных врагов Киева, половцев, но сдерживали натиск мадьяр, поляков и литвы; в этих землях был особенно велик политический вес бояр, разбогатевших на торговле солью. Галичане одними из первых отделились от Киева; но именно галицко-волынский князь Роман, распространив в начале XIII в. свою власть на Киевское и Переяславльское княжества, ближе всех подошел к объединению земель Киевской Руси. С ним считались Византия, Польша и Венгрия, а папа Иннокентий III даже предлагал ему королевскую корону в обмен на переход в католичество, но получил отказ. К несчастью для Руси, князь Роман ввязался в дело польских князей, в    1205 г. попал в устроенную поляками засаду и был убит.
А самый страшный враг уже надвигался из глубин Азии. В 1223 г. славяне встретили монголов на р. Калка и потерпели поражение.

     Пир монгольских полководцев Джэбэ и Субэдзя на телах русских князей после 

     победы на р. Калка

 

При условии единства, у них было еще достаточно времени, чтобы подготовиться к новому удару — целых 14 лет, но они так и не объединились.

КЛЮЧЕВЫЕ ДАТЫ
882-912
Княжение Олега
Первые походы
на Константинополь (907, 911)
962-972
Княжение Святослава Разгром Хазарии (969)
980-1015
Правление Владимира Крещение Руси (988)
1036-54
Правление Ярослава
Разгром печенегов (1036)
Образование Киевской
митрополии (1037)
1051
Ярослав назначает русина Илариона митрополитом Киевским
1113-25
Правление Владимира Мономаха
Крупные победы над половцами
(1103, 1107, 1111)
1169
Разорение Киева суздальским князем Андреем Боголюбским
1204
Крестоносцы грабят
Константинополь
Начало экономического застоя
в Киевских землях
1237-41
Нашествие Батыя на с.-в.,
затем ю. Руси
Разрушение Киева Батыем (1240)

  Смотрите на сайте : Для Продвинутых – Полководцы – князь Игорь – князь Святослав Игоревич – князь Олег

                        

lemur59.ru

Сколько лет Руси?

Истории Руси не тысяча лет, как принято считать, а гораздо больше: Приводим только некоторые замалчиваемые научные данные.

В середине 11 века, дочь Ярослава Мудрого, княжна Анна стала французской королевой. Но приехавшая из «дикой” Киевской Руси княжна не считала, что приехала в „просвещённую” Европу и воспринимала Париж, как большую деревню, о чем она писала в своих письмах. Она привезла с собой в глухую провинцию, которой тогда считалась Франция, часть библиотеки, некоторая часть книг из которой вернулась в Россию только в девятнадцатом веке, попав в частную библиотеку Сулакадзаева.

После его смерти, его вдова продала большую часть библиотеки Романовым, после чего никто больше о книгах ничего не слышал. Только маленькая часть из его библиотеки попала в руки других коллекционеров, в том числе и Велесова Книга, с которой Миролюбов в 1942 году сделал фотографии.

В 1653-1656 годах от р. х. проводится религиозная реформа патриархом Никоном после чего самого Никона быстро “задвигают” в тень, заставив отказаться на очередном Вселенском Соборе от патриаршества. Но почему его „ушли”?! Всё дело в том, что до Никона христианство хотя и было государственной религией, но основными массами русского народа воспринималось скорее, как неизбежная необходимость. В то время люди жили по нормам ПравоСлавия – системы представлений и норм жизни славянского Ведизма, основанного на мудрости многих тысячелетий, по которым славяне были потомками Рода Небесного и внуками ДаждьБога.

Христианство стали называть православным, чтобы ублажить уши славянам, внеся целый ряд древних Православных обрядов в христианство. Одновременно с этим, в лето 1682 года на Руси было отменено местничество и были сожжены все Родословные и знаменитые Разрядные Книги, содержавшие историю государственных назначений и прослеживавшие родословные знатнейших фамилий империи.

Уже Петром I, была проведена еще одна грандиозная реформа. Отменив патриаршество, подчинив христианскую церковь государству, фактически став её главой, Пётр I, в лето 7208 от С. М., ввёл на землях Московской Руси христианский календарь. В одно мгновение пера, в прямом смысле этого слова, лето 7208 от Сотворения Мира, по желанию Петра, превратилось в 1700 год от р. х.

Таким способом, у русских было украдено 5508 лет их истории.

В царской России, со времен Уложения Алексея Михайловича, существовал закон, по которому за “богохульную”, то есть „языческую”, веру полагалась каторга, а до XVIII века даже костер (само бытование этого закона подразумевает то, что носители этой веры не были редкостью).

Стоит ли удивляться тому, что многие памятники изымались и исчезали бесследно. Так, в прошлом веке в Санкт-Петербурге пропала целая библиотека рунических книг, принадлежавшая собирателю А.И. Сулакадзеву.

Тому же умолчанию подвержены и находки археологов, которые не укладываются в общепринятую картину древней славянской истории. Так, например обнаруженные еще в прошлом веке развалины Бужского языческого храма с надписями, рельефами ныне не изучаются, несмотря на то, что в специальной литературе они были упомянуты, причем таким авторитетом, как академик Б.Д. Греков.

По-прежнему идут споры и вокруг ныне изданных памятников славянской ведической традиции. Ныне нас вновь пытаются убедить, что русским людям нечем гордиться, мол, ни в древности, ни ныне мы не создали ничего замечательного, а только учились у иноземцев.

А сколь благотворно может быть воспитание современного человека, основанное на “Велесовой книге”, „Бояновом гимне”, “Слове о полку Игореве” и устной народной традиции! Человек, вставший на путь Прави, иначе будет видеть себя и то, что он делает.

Воспитанный на любви к Отчизне, он станет подлинным патриотом, ясно будет различать добро и зло, правду и кривду. Он почувствует себя частью Природы и уже не сможет губить окружающий живой мир.

Расширится сознание человека, в языке появятся забытые слова, понятия, мир обретет новые краски

ИСТОРИЧЕСКИМ КОРНЯМ РУСИ – МИЛЛИОНЫ ЛЕТ, Факты:

— 1.997.994 до н.э.: на реке Лене самое древнее поселение человека – Диринг-Юрях.

В 1983-1984 гг. обнаружена уникальная стоянка древнего человека, жившего 1-2 миллиона лет назад.

В сентябре 1982 года на правом берегу реки Лены, в 140 километрах выше Якутска, в местности Диринг – Юрях, экспедицией Сибирского отделения АН СССР (начальник Ю. Молчанов), на высоте 105-120 метров над рекой было открыто самое древнее поселение русов из всех, которые имеются на сегодняшний день. Поселение названо „Диринг”. Раскопы Диринга по масштабам работ не имеют аналогов в мире. За истекшие с открытия 13 лет вскрыто около 32 тысяч квадратных метров культуросодержащего слоя. Обнаружены более 4,5 тысяч предметов материальной культуры древних русов, в том числе – наковальни, отбойники, различные орудия и др., возраст которых определен в два миллиона лет до н. э. Датировка определена лучшими современными археологическими методами и перепроверена геолого-геоморфологическим, палеомагнитным и другими самыми надежными методами.

[История Сибири. Томск: Изд. ТГУ, 1967., Академия наук СССР. История Европы с древнейших времен до наших дней, 1988]

— 22.994 до н.э.: сибиряки на Ангаре владели искусством.

Изображение на ангарских статуэтках женщин с выраженными монголоидными чертами приводит к выводу, что носителями высокого палеолитического искусства в Сибири были все-таки сибиряки, жившие на Ангаре 25 тысяч лет назад.

[Новгородцев Н.С., Сибирская Прародина. В поисках Гипербореи. М.: Белые альвы, 2006]

— 15.994 до н.э.: сибиряки имели лунный и солнечный календари.

В 1972 году, при раскопках Ачинского (Минусинская котловина) палеолитического поселения (18000 назад), В.Е. Ларичевым был обнаружен скульптурный жезл из полированного бивня мамонта с рядами мельчайших углублений, образующих змеевидно извивающиеся ленты на поверхности жезла. Было установлено, что числовые сочетания отдельных отрезков составляли цифровые ряды, соответствовавшие календарным записям. Найденный жезл оказался древнейшим календарем палеолитического человека, при помощи которого он мог рассчитывать продолжительность лунного и солнечного года, а также продолжительность периодов годового вращения пяти планет – Меркурия, Венеры, Марса, Юпитера и Сатурна. Этот календарь позволял сибиряку точно рассчитывать время солнечных и лунных затмений.

[Новгородцев Н.С., Сибирская Прародина. В поисках Гипербореи. М.: Белые альвы, 2006]

— 7000 до н.э.: древнейшие исторические письмена-летопись.

В бО-х годах, в Каменной Могиле и в многочисленных гротах на речке Молочной (левобережье низовьев Днепра), археологом О.Н.Бадером и В.Н.Даниленко, были обнаружены древнейшие письмена. Расшифровать эту письменность, а заодно и открыть в ней древнейшую, из найденных в настоящие время, на Земле мифо-историческую летопись 7-го тысячелетия до н. э. удалось выдающемуся шумерологу А.Г. Кифишину. Это самый древний литературный памятник известный в настоящее время, но не последний:

Я – верховный жрец, назначенный чистой рукою (Инанны).

Скипетр небесного царя, владычица вселенной,

“Иннин ” всех законов, светлая Инанна

В Аратту, страну чистых обрядов воистину меня привела.

— 3.500 до н.э. год: Славянские Солнце-курганы на Северном Кавказе.

Со второй половины IV тыс. до н.э. на Северном Кавказе появляются огромные модели Солнце-курганы. В плане курганы имели круглую форму и были окружены каменными поясами кромлехов. На Константиновском плато (в окрестностях г. Пятигорска) были обнаружены курганы со спиральными кромлехами. В последние десятилетия, благодаря использованию метода аэрофотосъемки, у целого ряда курганов обнаружены так называемые „усы” – вытянутые и изогнутые узкие каменные мощения, отходящие от курганных насыпей и тянущихся на расстоянии до нескольких километров. В плане курган с “усами” представляет собой уже известные разновидности Свастик, увеличенных в тысячи раз.

[Кузнецов В.А., Методика исследования и интерпретация археологических материалов Северного Кавказа. Северо-Осетинский НИИ истории филологии и экономики при Совмине СОАССР.]

— 2.750 до н.э.: золотые и бронзовые изделия Славян найдены в курганах Ставрополья.

Группа из шести курганов, расположенная в Новоселицком районе Ставропольского края, обследована летом 1977 года экспедицией Института археологии АН СССР. Находки: несколько десятков погребений, ориентированных в направлении запад-восток; сосуды темно-серого цвета шаровидной формы со слегка уплощенным дном и залощенной поверхностью, сделаны из хорошо обожженной глины; четыре кремневых отщепа; терочник округлых очертаний и плоским основанием; бронзовые тесла; бронзовое шило; бронзовое долото; два кольца-подвески с незамкнутыми концами из хрупкого пористого минерала белого цвета; золотая подвеска в полтора оборота и плоское золотое колечко.

Датированы последней четвертью III тысячелетия до н.э…

(Мунчаев Р.М. Кавказ бронзового века. М., 1975.]

— 2500 до н.э.: Аркаим – древнейший город, культурный центр славян.

Весной 1987 года на юге Челябинской области, двумя школьниками был открыт древнейший протогород Аркаим (Хребет Земли). Дальнейшие исследования, проведенные археологами Г.Б.Здановичем и его коллегой Н.Б.Виноградовым, привели к открытию и изучению ими целой Страны Городов древнейшего протогосударства возраст которого четыре с половиной тысячелетия.

— 250 до н.э.: развитой религиозный и торговый центр на территории Перми.

Находки пермских археологов подтверждают факт существования развитого религиозного и торгового центра на территории Перми уже в 3 веке до н. э. В районе Южного Урала, около деревни Чандар, в 1999 году профессор Чувыров обнаружил каменную плиту, на которую была нанесена рельефная карта Западно-Сибирского региона, выполненная технологиями, неизвестными современной науке. Подобную карту невозможно создать и сегодня. Кроме естественного ландшафта, там изображены две системы каналов общей протяжённостью двенадцать тысяч километров, шириной по пятьсот метров, а также двенадцать плотин шириной 300-500 метров, длинной до десяти километров и глубиной до трёх километров. На каменной плите есть и письменные знаки, нанесённые иероглифо-слоговым письмом.

rusichi.info

Когда существовала Киевская Русь? «Киевской Руси» не существовало

9 октября 2014 г. 14:51:17

25 фактов о «Киевской Руси», которые должен знать каждый русский.

1. Государства «Киевская Русь» никогда не существовало. Это вымышленное название было введено в обиход советскими историками в рамках политики дерусификации русской истории. 

2. Первая столица Руси Ладога была основана словенами ок. 700 г. 

3. В заключении договора с Рюриком участвовали славянские племена словене и кривичи и финские племена чудь и меря (по Новгородской I летописи) или весь (по Повести временных лет).

4. Из городов первоначальной, Рюриковой, Руси (Ладога, Новгород, Изборск, Белоозеро, Ростов, Муром, Полоцк) 6 находятся в России, 1 – в Белоруссии, на Украине – ни одного. 

5. Аскольд, Дир, Олег, Игорь, Святослав, Владимир и Ярослав приходили из Ладоги или Новгорода и захватывали Киев силой. Случаев завоевания в обратном направлении не было. 

6. До завоевания Русью Киев был хазарским городом. Его самое ранее документальное упоминание содержится в «киевском еврейском письме» начала Х в. в выражении «кагал Киева». 

7. Слова «Се буди мати городом русскымъ», которые летопись приписывает Олегу, означают провозглашение Киева главным городом Руси, а не происхождение Руси из Киева. 

8. У Киева было тюркское название – Манкерман. 

9. Киев находился на южном пограничье Руси с тюркскими землями. Географический центр Руси находился между Смоленском и Москвой. 

10. В войско князя Олега, с которым он завоевал Киев, входили варяги, словене, кривичи, чудь, меря и весь. После завоевания Киева Олег наложил на его население дань в пользу словен, кривичей и мери. 

11. Святая княгиня Ольга совершила жестокий геноцид и порабощение предков украинцев – древлян: «…Взя городъ и пожьже и, стареишины же города ижьже и прочая люди, овехъ изби, а другия работе преда мужем своимъ, а прокъ остави ихъ платити дань, и възложи на ня дань тяжьку» (Повесть временных лет). 

12. Князь Святослав Игоревич бывал в Киеве лишь несколько раз проездом и заявлял своей матери и боярам: «Не любо мне в Киеве». 

13. На северных землях первоначальной Руси Рюриковичи по договору получали от местных властей «дар» (жалование). На завоёванных южных землях Рюриковичи собирали с «примученных» племён дань при помощи полюдья. 

14. В древнерусскую эпоху Киев был застроен срубными избами. 

15. Повреждение бороды каралось согласно Русской Правде штрафом (краткая редакция: «А во усе 12 гривне, а въ бороде 12 гривне»; пространная редакция: «А кто порветь бороду, а въньметь знамение, а вылезуть людие, то 12 гривенъ продаже»).

16. Галицко-волынские дружинники князя Даниила Романовича Галицкого носили большие бороды, за что их задирали поляки: «Ляхомъ же лающимъ, рекущим: “Поженемь на великыи бороды”» (Галицко-волынская летопись в рассказе о битве под Ярославом 17 августа 1245 г.). 

17. В 1069 г. великий князь Изяслав Ярославич казнил и ослеплял киевлян, выступивших против его власти: «исече [Кияны]… числом 70 чади. А другыя слепиша, другыя же без вины погуби, не испытавъ» (Лаврентьевская летопись). 

18. Одним из авторов «Правды Ярославичей», принятой в 1072 г., был приближённый великого князя Изяслава Ярославича посадник Вышгорода Чудин («Правда оуставлена роуськои земли, егда ся съвокоупилъ Изяславъ, Всеволодъ, Святославъ, Коснячко, Перенегъ, Микыфоръ Кыянинъ, Чюдинъ, Микула»). Брат Чудина Тукы был великокняжеским воеводой. 

19. В обоих граффити из Софии Киевской древнерусской эпохи (кон. XI – нач. XII в.), содержащих этноним «русский», он написан с двумя буквами С («Въ великыи четвьрг рака положена бысть Анъдрея роусъскыи кънязь благыи…», «Господи, помози рабе своей Олисаве Святополчей матери русской княгине»). 

20. В течение одного столетия (начиная со 2-й четверти XII в.) бытовало понятие «Руси в узком смысле» (Киевщина, Черниговщина и Переяславщина). При этом остальные русские земли Русью называться не переставали. 

21. В разгроме Киева в 1169 г. помимо владимиро-суздальских принимали участие смоленские, полоцкие, рязанские, новгород-северские и другие войска, представлявшие большинство русских земель. Андрей Боголюбский в «разгроме Киева Андреем Боголюбским» участия не принимал. 

22. В 1203 г. черниговские Ольговичи вместе с половцами подвергли Киев разгрому, какому, по свидетельству киевского летописца, он никогда ранее не подвергался: «…Створися велико зло в Русстеи земли якого же зла не было от крещеныя надъ Кыевомъ. Напасти были и взятыя не якоже ныне зло не сстася» (Киевская летопись). 

23. Эпическая память о древнерусском периоде сохранилась только у великороссов. Украинцами и белорусами он был полностью забыт. 

24. Все архитектурные памятники древнерусского периода на территории Украины и Белоруссии были разрушены или перестроены до неузнаваемости. В великорусских землях архитектурные памятники древнерусского периода сохранились в своём первозданном виде. 

25. Все литературные памятники древнерусского периода сохранились в великорусских землях. На территории Украины и Белоруссии не сохранилось ни одного литературного памятника древнерусского периода.

dz-online.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *