Сенат и синод при петре 1 – Правительствующий сенат — Википедия

Правительствующий сенат — Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Сенат.
Сенат
Сенатъ
Тип
Тип Парламент
Государство Российская империя Российская империя
История
Дата основания 1711
Дата упразднения 1917
Предшественник Боярская дума
Преемник Временное правительство России
Структура
Членов 9 [К 1]; 65[К 2]
Здание Сената и Синода в Санкт-Петербурге[1]

Прави́тельствующий сена́т[2] в Российской империи — высший государственный орган законодательной, исполнительной и судебной власти Российской империи, подчинённый императору и назначаемый им. Учреждён Петром Великим

ru.wikipedia.org

Создание Синода (Духовной коллегии) при Петре I Великом

27 октября 1700 года умер патриарх Адриан. Не желая допустить выбора нового патриарха царь Пётр I назначил митрополита Рязанского Стефана Яворского блюстителем патриаршего престола. При этом кадровые и административные функции (распределение должностей и направление священников в определенные области, контроль за недвижимостью церкви и сбор с неё налога) были переданы в восстановленный 4 февраля 1701 года Монастырский приказ.

В 1718 году происходило формирование коллежской системы исполнительных органов и Пётр I объявил, что «для лучшего впредь управления мнится быть удобно духовной коллегии». Псковскому епископу Феофану Прокоповичу царь приказал разработать устав будущей коллегии, впоследствии названный

«Духовный Регламент».

На протяжении 1720 года все архиереи и архимандриты различных монастырей подписывали Регламент.

25 января (5 февраля) 1721 года Петр I объявил об издании «Манифеста об учреждении Духовной коллегии». Президентом Синода назначался Стефан Яворский. В том же году царь направил официальное обращение к Константинопольскому патриарху Иеремии III с просьбой о признании восточными патриархами Святейшего Синода.

В сентябре 1723 года Антиохийский и Константинопольский патриархи подписали особую грамоту, согласно которой Святейший Синод признавался равным «во Христе братом», обладающим равнопатриаршими правами.

14 (25) февраля 1721 года Духовная коллегия, названная Святейшим Правительствующим Синодом, была официально открыта.

Необходимость в Монастырском приказе отпала и он был преобразован в Камер-контору  25 января 1725 года.

Состав Святейшего Правительствующего Синода

Согласно Духовному регламенту, Синод насчитывал 11-и членов: президент, 2-х вице-президента, 4 ассессора и 4-х советника; кроме того, различные архиереи, лица белого духовенства и настоятели монастырей  также входили в его состав.

xn--1-itb3afj.xn--p1acf

Seminar_4_IGP_Vopros_1-2

Статус верховной власти: правовое определение самодержавия, компетенция императора, порядок престолонаследия.

По окончании Северной войны в 1721 году царская власть получает новый титул — император.

Правовое определение самодержавия

Артикул 20: “Его Величество есть самодержавный монарх, который никому на свете о своих делах отчет дать не должен; но силу и власть имеет свои государства и земли, яко христианский государь, по своей воле и благомыслию управлять”

Наказ Екатерины 2, глава 2: “Государь есть самодержавный, ибо никакая другая, как только соединенная в его особе власть не может действовать сходно с пространством столько великого государства”.

В 1697 году Петр Великий дополнил определение монарха тем, что он является главой русской церкви.

Компетенция императора:

    1. Император имел право издавать любые законы. Воля монарха признавалась единым юридическим источником закона. Законодательные акты издавались либо монархом, либо от его имени Сенатом.

    2. Монарх — источник исполнительной власти и глава всех государственных учреждений. Присутствие монарха в определенном месте прекращало действие всей администрации и власть переходила автоматически к монарху. Все учреждения империи должны были исполнять указы и постановления монарха.

    3. Монарх утверждал все основные должные чины, осуществлял производство в чины, стоя во главе орденской и наградной системы империи.

    4. Монарх являлся верховным судьей и источником всей судебной власти.

    а). Он мог решать любые дела, независимо от решения любых судебных органов.

    б). Решения монарха отменяли любые другие.

    в). Право помилования и право утверждения смертных приговоров.

    г). Право решать дела, не урегулированные законодательством и судебной практикой.

    5. Император — верховный главнокомандующий. Он ведал формированием полков, назначением офицеров, устанавливал порядок и план боевых действий.

    6. Император — фактически глава русской православной церкви. В 1721 году был образован Синод, который подчинялся Сенату. Церковь превратилась в государственное учреждение наравне с любой другой коллегией (к некоторыми оговорками). Таким образом, монарх превратился в юридического главу церкви. Решения монарха не подвергались обсуждению. Идеологическая роль церкви была потеряна.

    Порядок престолонаследия

    3 вида наследия престола:

    • Наследие по закону. Установилось как правило лишь при Павле Первом.

    • Наследие по завещанию.

    • Преемство по народному избранию.

    Петр Великий считал систему наследованию по закону нецелесообразной. Только сам государь мог избрать наиболее подходящего и лучшего наследника престола. Причина появления в 1722 “Указа о наследии престола” в сыне Петра Алексее, противнике отцовский преобразований, заговорщике и бунтаре. Петр умер, так и не назначив наследника престола. На царство сенатом, синодом и генералитетом была избрана супруга Петра Екатерина Первая. Она, припомнив указ 1722 года, оставила завещание, по которому наследником назначался Петр Второй. В завещании было также указано, что в случае бездетства Петра и его смерти престол должен был перейти к Анне Петровне, дочери Петра, и к ее потомству. Если потомство прекращало свое существование, то к Елизавете Петровне, другой дочери Петра. Завещание не было исполнено. Верховный Тайный Совет избрал Анну Иоановну, дочь Ивана Алексеевича. Ее завещатель — Иван Антоныч, сын Антона Ульриха. Регентство за его малолетство было передано Бирону и матери Анне Леопольдовне. Переворот. Манифест, на основании которого наследником престола стал Петр 3, племянник Елизаветы Петровны, сын Анны Петровны. При вступлении Екатерины на престол присяга была принята и ее сыну Павлу Петровичу. Право монарха по собственной воли назначать наследника престола.

    Причины переворотов:

    Закон о престолонаследии 1796 года

    Право на занятие престола принадлежит царской фамилии. Царская династия состояла из лиц, кровно связанных с ним. Данное лицо должно. было происходить императорской крови и родиться от законного брака. Династия имела право на разнородный, православный брак.

    Право на занятие престола приндлежало обоим полам, но преимущество в определении верховной власти было закреплено за мужчинами. Мужчина занимал трон по праву первородства, если таковых не было, то право на трон передавалось женщине. Императрице, занявшей престо, принадлежит такая же власть, как занимающему престол императору.

    Император мог отречься от престола. Императором мог стать член царской династии по исполнению 16 лет. До этого возраста учреждалась опека. Регентша -мать или родственник (агнат). Он принимал единоличное участие в воспитании, государственные дела решались советом из 2 человек (по одному от двух классов, представитель императорского двора).

    Император венчался на царство в Кремле, народ принимал присягу императору.

    Совещательные органы при императоре до 1801 года и после

    Около 1700 Петр Великий уничтожил Боярскую думу как учреждение, но совещания с боярами продолжались в Ближней канцелярии (личная канцелярия Петра). Вплоть до учреждения Сената Петр Первый поручал управление государством нескольким лицам. В 1707 он велел, чтобы все министры подписывали дела: “ибо сим дурость всякого явлена будет”.

    22 февраля 1711 года, перед объявлением войны Турции, царь дал подобное поручение нескольким лицам, назвав их сенатом (термин взят либо из шведского, либо из польского).

    К ведомству Сената относились вопросы, не регулируемые ни одной коллегией. Иными словами, на долю Сената не оставалось практически ничего (известия о моровой язве, о нападении неприятелей, “каких припадков”), так как система коллегий охватывали все основные области государственной жизни.

    С учреждением прокуратуры роль Сената заметно уменьшилась. Вместе с тем круг вопросов, рассматриваемых Сенатом, был достаточно широк: анализ материалов, представляемых государю, важнейшие дела, поступающие с мест, назначение и выборы высших государственных чинов. Кстати, указом “О должности Сената” этот орган получил право издавать собственные указы.

    Сенат становится высшим политическим учреждением с момента его создания

    В 1726 году создается Верховный Тайный совет, сосредоточивший в своих руках решение всех вопросов внутренней и внешней политики. Он приобретает законодательные полномочия, законы подписываются либо императрицей, либо Советом.

    В 1730 году на месте упраздненного Верховного Тайного совета создается Кабинет министров, выполнявший законосовещательные функции при Анне Иоанновне. С 1735 года Кабинет министров наделялся законодательными полномочиями, полный набор подписей (три) заменяет подпись императрицы. Кабинет министров фактически возглавил исполнительную власть в стране.

    В 1741 году этот орган упраздняется и сенат превращается в высшее политическое учреждение. Вопросы государственного управления решает созданный в 1741 году Кабинет ее величества.

    В 1762 году Петром III учреждается Императорский совет из восьми человек.

    В 1769 году он заменяется Советом при высочайшем дворе.

    I. Александр I.

    1801 — Непременный Государственный Совет. Он состоял из 12 членов.

    1810 — Государственный совет. Это был законосовещательный орган, разрабатывавший законопроекты, позже утверждаемые императором. Председатель совета — император. В его отсутствие на заседаниях председательствовал назначенный им член совета. Численность совета колебалась от 40 до 80 человек. Члены назначались императором и входили в него по должности (министры).

    Государственный совет рассматривал и готовил различные правовые акты: законы, уставы, учреждения. Цель его деятельности — приведение всей правовой системы к единообразию. Совет состоял из 5 департаментов: департамент. законов, дел военных, дел гражданских и духовных, дел Царства Польского (создан после 1831) и государственной экономии. Работа осуществлялась либо в форме собраний, либо в форме департаментских заседаний. Делопроизводство сосредотачивалось в канцелярии, которой руководил государственный секретарь.

    II. Николай Первый.

    В 1826 году появляется еще один законосовещательный орган — Собственная канцелярия его Величества. Она стала органом, возглавившим всю систему центральных отраслевых органов государственного управления.

    Канцелярия состояла из 6 отделений.

    Первое отделение контролировало деятельность министров, министерств, готовило законопроекты, ведало назначением и увольнением чиновников.

    Второе отделение осуществляло кодификационные работы, проводило обобщение юридической практики.

    Третье было создано для борьбы с государственными преступлениями.

    Четвертое занималось благотворительными учреждениями и женскими учебными заведениями.

    Пятое было специально создано для подготовки реформы по управлению государственными крестьянами.

    Шестое занималось подготовкой материалов, относящихся к управлению территорией Кавказа.

    III. Эпоха Александра Второго.

    Высшим совещательным учреждением оставался Государственный совет

    При Государственном совете образовались различные комитеты (Западный, Кавказский) и комиссии (по охране государственного порядка, Особое совещание для охраны спокойствия). Один из таких комитетов позже превратился в Комитет министров.

    Накануне реформ был учрежден государственный орган — Совет министров, в который вошли председатели Государственного совета и Комитета министров, министры, главноуправляющие. Председатель — император.

    Сенат: эволюция правового статуса и компетенция.

    I. Петровский Сенат.

    История создания.

    Около 1700 Петр Великий уничтожил Боярскую думу как учреждение, но совещания с боярами продолжались в Ближней канцелярии (личная канцелярия Петра). Вплоть до учреждения Сената Петр Первый поручал управление государством нескольким лицам. В 1707 он велел, чтобы все министры подписывали дела: “ибо сим дурость всякого явлена будет”.

    22 февраля 1711 года, перед объявлением войны Турции, царь дал подобное поручение нескольким лицам, назвав их сенатом (термин взят либо из шведского, либо из польского).

    Эволюция Сената при Петре 1:

    1 период. В 1711-1718 годы Сенат выполнял роль регентства во время отсутствия царя. Сенат получил широкие полномочия: фактически ему принадлежала вся полнота исполнительной власти. К компетенции сената относились: судебная и организационно-судебная деятельность, финансовый и налоговый контроль, внешнеторговые и кредитные полномочия. Решения принимались коллегиально и только единогласно. Вместе с тем компетенция Сената определяла не постоянный круг его ведомства, а несколько временных поручений, которые надо было незамедлительно выполнить. Образованный орган не был самостоятелен: основной его задачей была верховная администрация, но Верховные господари (министры иностранных дел и управляющие флотом и армией) Сенату не подчинялись. При Сенате находились два комиссара от губерний “для спроса и принимая указов”. Деятельность сената с 1715 года контролировалась генерал-ревизором. О законодательной роли сената ничего не говорилось.

    Состав Сената: собрание, на котором выносились решения, и канцелярия, возглавляемая обер-секретарем и осуществлявшая делопроизводство.

    2 период. В 1718 году с учреждением коллегий все административные функции Сената переходят к коллегиям. Сенат стал общим собранием президентов коллегий. Это был не постоянно действующий орган, а временное собрание президентов, которое собиралось в случае необходимости для совместного решения по какому-то делу. К ведомству Сената относились вопросы, не регулируемые ни одной коллегией. Иными словами, на долю Сената не оставалось практически ничего, так как система коллегий охватывала все основные области государственной жизни.

    3 период. В 1722 году Сенат получает свой собственный состав, независимый от коллегий. Лишь президенты военной, адмиралтейской, иностранной и берг-коллегии остались его членами. К этому времени Сенат не являлся ни исполнительным, ни законодательным органом. В связи с тем, что ревизион-коллегия была уничтожена, а ее роль передана Сенату, этот государственный орган стал выполнять функцию контроля над органами администрации.

    Сенат превратился в надведомственный контрольный орган. Надзор в отношении к судебным коллегиям выражался в следующем: в сенат могли быть поданы как частные, так и апелляционные жалобы на коллегии. За сенатом следили фискалы,как и за другими органами. Сенат подлежал непосредственному наблюдению сначала со стороны генерал-ревизора (Зотова), в 1720 обер-секретаря, в 1721 году — обер-офицеров гвардии. Они имели право арестовать сенаторов. В 1722 году была образована прокуратура, при сенате стал генерал-прокурор (“око наше”), который имел право вето на решения сената, начальствовал над сенатской канцелярией и наблюдал за исполнением решений сената. Генерал-прокурору подчинялись обер-прокурор при сенате, его помощник и прокуроры при коллегиях. Генерал прокурор руководил заседаниями. Он, как и обер-прокурор, мог быть назначен только монархом. С учреждением прокуратуры роль Сената заметно уменьшилась. Вместе с тем круг вопросов, рассматриваемых Сенатом, был достаточно широк: анализ материалов, представляемых государю, важнейшие дела, поступающие с мест, назначение и выборы высших государственных чинов. Кстати, указом “О должности Сената” этот орган получил право издавать собственные указы.

    II. Сенат при тайном совете и кабинете.

    При верховном тайном совете (1726 — …) становится одной из коллегий, непосредственно подчиненных совету. Наравне с ним стояли военная, адмиралтейская, иностранная, духовая коллегии. Сенату были подчинены лишь гражданские коллегии (судебные и административные), которые, таким образом, образовали третью ступень государственных учреждений.

    При кабинете (1730 — царствование Анны) сенат получает несколько большее значение. Он часто действует в смешанном составе с кабинетом и охватывает все ветви управления. Сенат разделен на 5 департаментов (духовных дел, военных, финансовых, судебных, торгово-промышленных). Но дела по-прежнему решались общим собранием. Но по существу всеми делами управлял кабинет.

    III. Сенат при Елизавете.

    При Елизавете сенат достиг наивысшего развития прав и значения во всей его истории. В эту эпоху сенату принадлежит несколько законодательных актов, что свидетельствует о его законодательном характере. Лишь в конце царствования Елизаветы сенат уступает значительную долю своей власти.

    IV. Екатерининский сенат.

    При Екатерине 2 сенат превращается в центральное административное учреждение. Он разделен на 6 самостоятельных департаментов (с правом окончательного решения дел в каждом). 1-й ведал внутренними и политическими делами.; 2-й — местно-адмиинистративными;

    3-й делами привилегированных провинций — Малороссии и Остзейского края; 4-й — военными делами; 5-й — местно-административными; 6-й местно-судебными. В 1775 году с учреждением губерний коллегии самоликвидируются. Сенатские департаменты должны были превратиться в коллегии. Однако военные коллегии и коллегия иностранных дел сохранились и имели равное с сенатом положение. В остальных ведомствах над сенатом господствует власть генерал-прокурора. Его власть превращается из охранительной власти в административную.

    V. Сенат Александровский.

    При Александре 1 сенат стал высшей судебной инстанцией: из 9 департаментов лишь один остался административным.

    Итог: за вековую историю сената под его именем подразумеваются совершенного разные учреждения, но утвердившееся за ним значение высшей судебной власти придало ему огромное значение в Российском государстве.

    Синод: эволюция правового статуса и компетенция.

    I. Реформы Петра Великого.

    После смерти в 1700 году патриарха Адриана высшее управление церкви было поручено “местоблюстителю патриаршего престола”.

    С установлением сената многие дела церковного управления ведались этим органом. В 1721 году был учрежден Синод, духовная коллегия а с ней и ее учредительный акт — духовный регламент. Синод старался достигнуть равного с сенатом положения, хотя и не всегда с успехом. Синод -постоянный собор со значением прежней патриаршей власти. Особенность синода была в том, что ему были подчинены и иноверческие церкви (лютеранская и католическая), а также отчасти нехристианские исповедания.

    Первоначальный состав синода: президент, два вице-президента, четыре асессора и четыре советника. В Синоде были представители всех классов духовенства: архиереи, настояли монастырей, протопопы. Президент — местоблюститель патриаршего престола — Стефан Яворский. После его смерти в 1722 году новый президент уже не назначался. С 1722 вводится должность обер-прокурора, который выбирался “из офицеров доброго человека”. Правовое положение обер-прокурора было точно таким же, как у генерал-прокурора при сенате. Он есть “око государево и стряпчий по делам государственным”. Он имел право останавливать незаконные решения и доносить о них государю. 1726 — отмена вице-президентства и разделение синода на 2 департамента: синод и коллегию экономии, состоявшая из светских лиц, и которая подчинилась ведомству сената (1738).

    Император — фактически глава русской православной церкви. Церковь превратилась в государственное учреждение наравне с любой другой коллегией (к некоторыми оговорками). Таким образом, монарх превратился в юридического главу церкви. Решения монарха не подвергались обсуждению. Идеологическая роль церкви была потеряна.

    I. Александровская реформа.

    Изменение в системе государственного управления (непременный гос. совет) не могли не отразиться на положении православной церкви, которая со времен Петра Великого стала частью государственного аппарата. Синод, будучи схож с коллегиями, претерпел существенные изменения. Коллегиальные присутствия синода сохранились и состояли из постоянных и временных членов, назначаемых государем из черного и белого духовенства. Обер-прокурор являлся министром синода. Так что фактически обер-прокурор становится единовластным начальником в Синоде, несмотря на его коллегиальную организацию (раньше он лишь наблюдал за законностью решений Синода). Обер-прокурор назначался государем, как и товарищи обер-прокурора, из светских людей. Обер-прокурор являлся не председателем синода, а непосредственным посредником синода с монархом и “с другими государственными установлениями”.

    Компетенция Синода:

    -дела церковного управления

    -управление духовными учебными заведениями

    -церковный суд

    -хозяйственные и частно-гражданские дела

    Синод состоял из епархий и архиереев в губерниях, духовных консисторий и всей иерархии духовных властей белого и черного духовенства.

    Организация центрального управления империи до 1802 года.

    I. Эпоха Петра Великого.

    История создания.

    В 1711 году Петром Великим было задумано заменить приказы коллегиями по примеру Швеции. Но президенты коллегий были назначены лишь в 1717 году. 1719 — начало действия коллегий. С изданием в 1720 году нового регламента организация коллегий была завершена.

    Система коллегий.

    Всего было организовано 12 коллегий. В 1717-1718 годах были учреждены девять коллегий: воинская, адмиралтейская, иностранных дел, юстиц-коллегия, камер-коллегия (для заведования государственными. доходами), ревизион коллегия (судебная), штатс-контора (ведомство государственных расходов), коммерц-коллегия (торговля), берг-коллегия и мануфактур коллегия. Ревизион-коллегия впоследствии слилась с Сенатом. Впоследствии была образована вотчинная коллегия для земельных дел, а в 1721 году был учрежден главный магистрат для управления городами.

    Лейбниц проектировал ученую коллегию, но Петр имел в виду учредить Академию наук и придал ей функции министерства просвещения. Почти все они преобразованы из бывших приказов. Кстати приказы остались, так как оставалось несколько ведомств, не вошедших в систему коллегий (ямской, аптекарский, каменный, разбойный). Каждая коллегия имела специальный регламент с обозначением круга своего ведомства. Тем не менее проблемы с разграничением компетенции существовали: берг-коллегия и мануфактур-коллегия. Суд и администрация по-прежнему смешиваются почти в каждом ведомстве.

    Организация.

    Коллегиальное начало — обсуждение дел в многочисленном собрании и решение по большинству голосов.

    Присутствие коллегии составлялось из 11 членов: президента, вице-президента, 4 советников и 4 асессоров (при Е2 — 2 советника и 2 асессора — всего 6), к которым добавлялся один советник или асессор из иностранцев; из 2 секретарей коллежской канцелярии один назначался из иностранцев. Президентами коллегий были назначены русские, вице-президенты- в большинстве коллегий были иностранцы. При трехчленном составе коллегии голос президента решал дело. С введением коллегиальной системы Петр Первый надеялся устранить произвол, личное усмотрение и злоупотребления присущие единоличным порядкам. Вместе с тем противники коллегий считали что административные меры выигрывают в быстроте при единоличном начале и лишь суд требует коллегиальности.

    II. Эпоха Екатерины II.

    Екатерина, установив суд в провинциях (1775), обрекла центральные коллегии на уничтожение. Все они были закрыты (1771-1796) за исключением двух: военных и иностранных дел. Император Павел I восстановил коллегии, но ненадолго.

    Организация центрального управления империи после 1802 года.

    I. Министерства Александра I.

    В 1802 году с учреждением министерств коллегии были упразднены. Было учреждено 8 министерств:

    1. военное сухопутное;

    2. морских сил;

    3. иностранных дел;

    4. юстиции;

    5. внутренних дел;

    6. финансов;

    7. коммерции;

    8. народного образования.

    Причина появления — потребность в улучшении организации высших административных учреждений. Министерства были построены на началах единоличной власти и ответственности. Для объединения их деятельности и для обсуждения вопросов, касающихся нескольких министерств, собирался “комитет министров”. Сенат становился “хранителем законов”, высшей судебной инстанцией и органом надзора за администрацией. Министры должны были предоставлять Сенату годовые отчеты. На деле же эта ответственность министерств не осуществлялась с самого начало своего установления (порядок предоставления отчетов соблюдался выборочно и потом вообще был забыт). Сперанский отмечал, что министерства не могут нести ответственности перед Сенатом, который также зависел от “произвола власти” и был исполнительным органом”. К тому же министр выбирался самими лицом, и тот ему докладывал непосредственно, поэтому критика сената относилась бы не к министру, а к императору.

    Система министерства.

    Министры и товарищи министров (замы) назначались императором, высшие чиновники министерств императором по представлению министра, низшие — министром.

    Министерство делилось на департаменты (присутствия, в которых принимались решения, организованные по направлениям деятельности) и канцелярии (где осуществлялось делопроизводство). Департаменты и канцелярии возглавлялись директорами. В составе министерства действовал Совет при министерстве, в который входили товарищи и директора департаментов.

    Число министерств росло: Государственное. казначейство, Главное управление путей сообщения, Главное управление духовных дел разных вероисповеданий, Министерство полиции. Созданная Александром Первым центральная система управления просуществовала с некоторыми изменениями до 1917 года.

    II. Период Александра Второго.

    Аппарат министерств при Александре Втором был значительно перестроен. Многие из министерств стали создавать свои местные органы. В связи с развитием капитализма повышается роль отраслевых министерств: путей сообщения, государственных имуществ, финансов, Главный комитет железных дорог.

    III. Состав министерств и их органы, компетенция.

    Министерство финансов состояло из казенных палат губерний, заведующих отделами по приходу и расходу государственных средств, податных присутствий, отделений банков, акцизных управлений. Казенные палаты ведали прямыми налогами, фабричные инспекции. Следует упомянуть деятельность государственных банков. Бюджет, выросший в связи с проводимыми реформами и возросшими расходами на содержание Министерства двора, Военного министерства, флота, внутренних дел, калькулировался в Минфине, а утверждался Государственным советом.

    Важную роль в пореформенный период приобрело Министерство внутренних дел, имевшее на местах подведомственные органы: уездные полицейские управления, губернские правления, губернские присутствия и т.д.

    Министерство юстиции заведовало тюремной частью гражданского ведомства. Министр юстиции контролировал вся судебную систему страны, осуществлял подбор кадров и надзорные функции. Министру также присваивалось звание генерального прокурора. Он осуществлял надзор как за судебными инстанциями, подчиненными Сенату, так и за административными учреждениями самого сената.

    Военное сухопутное министерство состояло из управлений округами (военные штабы, военные окружные советы, военные суды, военные заведения). Следует отметить законосовещательную деятельность министерства по вопросам компетенции (кроме вопроса о бюджете).

    Министерство народного образования состояло из университетов, высших специальных школ, средних и низших учебных заведений. Следует упомянуть об автономии университетов по указу от 1805 года, 1867, об ее отмене в период николаевской реакции и контрреформ Александра Вторго.

    Минусы министерской системы управления государством.

    кресло министра должен занимать человек весьма компетентный в государственных делах, с незаурядными умственными способностями, физически здоровый, способный принимать сложнейшие решения и руководить единоначально этим государственным органом. Такого человека было найти довольно сложно.

    Министерсткая реформа способствовала централизации государства и развитию бюрократии. В этой связи коллегии представляются альтернатиным варинатом развития публичного права. Такие минусы как сращивание судебной и административной валсти в руах коллегий можно было избежать путем их реформирования (сращивание двух ветвей власти в лице одного ведомственного органа не было принициальным замыслом Петра Великого). Медленность в решении государственных, за которую так часто упрекают коллегии, на самом деле преувеличена.

    Губернии и генерал-губернаторство — правовое положение и компетенция до и после 1775 года.

    I. Петровский период.

    В конце 1708 года Петр Великий издал указ о разделении России на 8 обширных административных округов, названных губерниями. Губернии были чрезвычайно неравномерны (в Московской губерннии было 39 городов, в Киевской — 56, Сибирской — 30). По мнению Буданова, власть губернаторов можно назвать центрально-местной, так как в городах по прежнему управляли обер-коменданты и коменданты (прежние воеводы). Изначально губернии делились на уезды, но в 1711 году появились провинции — промежуточное деление между губерниями и уездами. Во главе провинций стояли воеводы.

    Управление губерний.

    По штатам 1715 года при губернаторе состояли вице-губернатор как его помощник и управитель части губернии, ландрихтер для судебных дел, обер-провиантмейстер и провиантмейстеры для сбора хлебных доходов и различные комиссары. Власть губернатора была не единоличной. Указ 1713 года предписывал “быть при губернаторах “ландраторам” от 8 до 12 человек” в зависимости от величины губернии. Из них составляется коллегиальное учреждение под председательством губернатора.

    studfiles.net

    Сенат

    Сенат

    Здание Сената и Синода в Санкт-Петербурге.

    Архитектор Карл Росси. Построено здание в 1829-1834гг.

    Сенат — один из органов высшей государственной власти в России. Какова история его возникновения, каковы функции Сената? Ответим на эти вопросы.

    Этимология слова  «сенат»

    Слово « сенат» — иноязычное. Оно пришло в русский язык из латинского языка, senātus с лат. обозначает «старик». Значение слова связано с тем, что в древности власть принадлежала старейшинам.

    Сенат как орган государственной власти

    Из истории

    • В России Правительствующий Сенат как высший орган власти был учреждён Петром Первым в 1711 году. Во главе стоял генерал-прокурор с 1722 года. Первым генерал-прокурором был Ягужинский П.И.

     

     

    Роль данного органа власти совершенно отличалась от сенатов того времени в Европе, которые были представительными органами власти. Задумал данное учреждение царь с той целью, чтобы в его отсутствие члены Сената – сенаторы —  руководили государственными делами. Поэтому в Сенат входили самые доверенные и приближённые к царю лица.

    Функции Сената были достаточно многообразны: от судебных до распоряжения казной, от контроля за сбором налогов до внешней торговли. Сенат назначал на все военные и гражданские должности.«Ныне всё у вас в руках»,- писал Пётр1 сенаторам.

    Отчитывались сенаторы только перед царём, который за несправедливые решения «жестоко» наказывал.

    Для эффективной работы сената в России была специальная сеть учреждений. Так губернаторами избиралось  по два комиссара в каждой губернии, которые держали связь с Сенатом, доводили до мест его указы. С появлением коллегий их заменили  новые органы власти.

    • В 1726-1741 годы, до правления дочери Петра Елизаветы, Верховный тайный совет фактически осуществлял всю власть в стране. Значение Сената значительно падает. Титул Правительствующий при Екатерине 1 был заменён на Высокий.

    • При Анне Иоанновне Верховный тайный совет был распущен, вновь в 1730 году Правительствующий Сенат был наделён значительными полномочиями. Однако и в её правление после 1735 года роль  уже Высокого Сената становится менее значительной. Так как возрастает роль Кабинет министров.

    • Возрождение Сената в полной мере связано с именем Елизаветы Петровны, которая во многом продолжила политику отца- Петра Первого. Правительствующий сенат снова занял своё достойное место в государственном управлении с 1741 года. Он снова стал высшей судебной инстанцией, руководил внешне и внутренней политикой.

    • С появлением нового органа власти – Конференции при высочайшем дворе в 1756 году, которая ведала внешней политикой, роль Сената снова снижалась, а учреждённый в 1762 году Совет Петром III вообще  поставил Сенат в подчинённое положение.

    • Екатерина II упразднила совет. Снова вернула Сенату роль как высшего органа власти. Во главе Сената по-прежнему  стоял генерал-прокурор. Однако значительно изменила его структуру. Сенат был разделён на 6 департаментов: 4 в Санкт-Петербурге и 2 в Москве. Департаменты ведали судебными, внутренними, военными и морскими делами. Особо выделялся департамент по губерниям, которые находились на особом положении . Это Малороссия, Лифляндия, Эстляндия,  Нарва и Выборгская губерния. Такое деление на департаменты сыграло положительную роль, так быстрее стали решаться конкретные дела. Однако для самих сенаторов это, кончено, было понижение значимости. В скором времени и законодательных функций Сенат были лишён, ведь до этого он был и законосовещательным органом.

    • Александр I, придя к власти, начал реформу Сената. Указом 1801 года он значительно повышает роль Сената, например, доклады министров государю должны были слушаться в Сенате, Сенат имел право законодательной инициативы и др. Но на деле Сенат уже не имел той реальной власти, к которой стремился Александр I в начале своего правления. А законодательные дела были сосредоточены в созданном в 1801 году Государственном совете, который в 1810 , после некоторого снижения своей роли, вновь был учреждён Александром.

    • В 1864 году по судебной реформе Александра II Сенат стал высшей судебной инстанцией. Эту роль он исполнял вплоть до февраля 1917 года.

    Такова непростая история Сената в России. Но в любом случае он всегда был высшим органом управления в России , начиная с 1711 года вплоть до 1917 г.

     

    Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

    poznaemvmeste.ru

    Учреждение святейшего синода при Петра I

    Удобная навигация по статье:

    История учреждения синода при Петра I

    святейший синод

    Изначально в планы Петра Первого не входило изменение веками установленного церковного порядка. Но, чем дальше первый российский император продвигался в проведении своих преобразований, тем меньше у царя оставалось желания делить свою власть с другими лицами, даже с духовенством. Остальные мотивы церковной петровской реформы правителю были безразличны.

    В 1700 году после кончины патриарха Адриана, Пётр Первый решает воспользоваться случаем и упразднить патриаршество, мотивируя своё желание отсутствием среди представителей духовенства достойного кандидата на пост Великого Патриарха.

    Таким образом, патриарший трон оставался пустым, а всё управление бывшей епархией Патриарха было доверено Местоблюстителю митрополиту Рязанскому Стефану Яворскому. Но ему царь поручил в заведование лишь дела веры.

    Двадцать четвёртого января 1701 года состоялось восстановление Монастырского приказа, которому во владение отошли патриаршие хозяйства, территории, а также архиерейские дома и патриарший дом. Во главе данного приказа был поставлен Иван Алексеевич Мусин-Пушкин.

    Местоблюститель обязан был советоваться во всех важных делах с епископами. Для этого он имел право вызывать последних в Москву. При этом, результаты каждого такого совещания Местоблюститель Патриаршеского престола обязан был представлять самому государю лично. Стоит отметить, что само совещание и собрание епископов разных епархий, как и прежде, носило название Освященного Собора. Однако, данный Собор и боярин Местоблюститель всё же ограничивали власть Мусина-Пушкина в управлении русской Церковью.

    С 1711 года вместо старой Боярской думы формируется новый государственный орган – Правительствующий Сенат. С этого дня, как мирские, так и духовные управления были обязаны беспрекословно выполнять приказы Сената, приравнивающиеся к царским. В этот период Сенат сам начинает строить Церкви, приказывая архиереям выбирать самим священников. Также сам Сенат определяет в монастыри игумений и игуменов.

    Так продолжается до двадцать пятого января 1721 года пока царь Пётр Первый не подписывает манифест об учреждении так называемой Духовной Коллегии, которая вскоре была переименована в Святейший Синод. Спустя месяц, четырнадцатого февраля происходит торжественное открытие этого управляющего церковью органа.

    Причины церковный преобразований Петра и создания святейшего синода

    Причины церковных преобразований Петра I

    Полномочия святейшего синода

    В ведение нового органы царь передаёт:

    • типографскую контору;
    • канцелярию раскольнических дел;
    • приказ церковных дел;
    • монастырский приказ;
    • патриаршие приказы (дворцовый, казённый и духовный).

    При этом, в Петербурге появляется так называемая Тиунская Изба или же тиунская контора, а в Москве учреждается духовная дикастерия, канцелярия раскольнических дел, приказ инквизиторских дел, а также синодальная контора и канцелярия синодального правления.

    Состав высшего церковного органа управления определялся по регламенту в «дюжину правительствующих лиц», три из которых, как минимум, должны были иметь сан архиерея. В Синоде, как и в любой гражданской коллегии того времени, был один президент, пять асессоров, четыре советника и два вице-президента.

    Реформа святейшего синода

    В 1726 году все вышеперечисленные названия, в силу того, что они совсем не вязались с духовными санами лиц, которые заседали в Священном Синоде, были заменены такими как:

    • присутствующие в Синоде;
    • члены Синода;
    • и первоприсутствующий член Синода.

    Первоприсутствующему (ранее президенту) по регламенту принадлежал голос, равный остальным членам этой коллегии. Первым первоприсутствующим стал митрополит Стефан, а вице-президентом царь назначает, входившего в его круг, Феодосия, который являлся на тот момент архиереем Александро-Невского монастыря.

    В целом, по своему устройству (делопроизводству и канцелярии) Синод был подобен Сенат с его коллегиями. В нём были все те же обычаи и чины. Пётр Первый позаботился и об осуществлении неустанного надзора за работой нового церковного органа. Так, одиннадцатого мая 1722 года царским указом в Синоде назначается присутствовать новому должностному лицу – обер-прокурору.

    Обер-прокурор мог остановить решения Синода, а его действия зависели только от воли государя. При этом, сама должность планировалась скорее наблюдательной, нежели действующей. До 1901 года каждый новый член Святейшего Синода был обязан приносить особую присягу.

    Итоги церковных преобразований Петра I и последствия создания святейшего синода

    В результате петровских церковных преобразований Церковь лишилась своей независимости и перешла в управление государства и царя. Каждое постановление Синода до 1917 года издавалось под штемпелем «Согласно указу его Императорского Величества». Стоит отметить, что церковная власть в государственных бумагах именовалась, как и другие (финансовые, военные и судебные) – «Ведомством Православного Исповедания».

    Схема: место святейшего синода в органах государственной власти при Петре I

    Схема: место святейшего синода в системе органов государственной власти

     

    Видео-лекция: учреждение синода Петром I

    fox-calculator.ru

    Реформы высших государственных органов при Петре I

    В 1699 г. была создана Ближняя канцелярия (учреждение, осуществлявшее административно-финансовый контроль в государстве). Формально она являлась канцелярией Боярской Думы, но ее работой руководил приближенный Петру I сановник (Никита Зотов). Заседания все более сокращавшейся Боярской Думы стали происходить в Ближней канцелярии. В 1708 г. в заседаниях Думы участвовало, как правило, 8 человек, все они управляли различными приказами, и это совещание получило название Консилии министров. Этот совет превратился в Верховный орган власти, который в отсутствие царя управлял не только Москвой, но и всем государством. Бояре и судьи оставшихся приказов должны были съезжаться в Ближнюю канцелярию по три раза в неделю для решения дел.

    Консилия министров в отличие от Боярской Думы заседала без царя и главным образом была занята выполнением его предписаний. Это был распорядительный совет, отвечавший перед царем. В 1710 г. этот совет состоял из 8 членов. Все они управляли отдельными приказами, а бояр — думцев, ничем не управляющих, не было: одни действовали в провинции, других просто не созывали в Думу. И Дума, таким образом, к 1710 г. сама собою превратилась в довольно тесный совет министров (министрами и называются члены этого тесного совета в письмах Петра, в бумагах и актах того времени).

    Пётр I

    После образования Сената Консилия министров (1711) и Ближняя канцелярия (1719) прекратили свое существование.

    Усиление власти царя выразилось в создании (первое упоминание в октябре 1704 г.) Кабинета Петра I — учреждения, имеющего характер личной канцелярии главы государства по многим вопросам законодательства и управления. Аппарат Кабинета состоял изкабинет-секретаря и нескольких подьячих, именовавшихся канцеляристами, подканцеляристами и копиистами. Кабинет имел характер военно-походной канцелярии царя, куда поступали полковые табели и другие военные и финансовые документы. Чиновники Кабинета вели ежедневный «Юрнал», т.е. запись местонахождения и времяпрепровождения царя, в которой отражались не только придворные, но и военные события. Петр I передавал на хранение в Кабинет все бумаги, чертежи и книги.

    Со временем роль Кабинета возросла. Через него Петр I вел переписку с русскими посланниками за границей, губернаторами, вице-губернаторами, а также переписку по горным и мануфактурным делам (о выдаче привилегий, о казенных заводах, штатах и т.д.). В Кабинет адресовались челобитные, жалобы и даже доносы от подданных. Кроме того, именно через Кабинет Петр I поддерживал связь с Сенатом, Синодом, коллегиями и губернаторами. Прекратил существование этот орган в мае 1727 г., ненадолго пережив императора.

    Установление абсолютизма в России не сводилось лишь к освобождению царя от каких-то сдерживавших его сил. Переход к абсолютизму, его расцвет обуславливали необходимость перестройки всего государственного аппарата, поскольку доставшаяся Петру I от предшественников форма управления государством (царь с Боярской думой — приказы — местная администрация в уездах) не отвечала новым государственным задачам. Абсолютный монарх, сосредоточивший в своих руках всю законодательную, исполнительную и судебную власть, не мог, разумеется, выполнять все государственные функции единолично. Ему понадобилась целая система новых центральных и местных органов.

    Следующим этапом в реформе высших государственных органов власти стало создание Сената. Формальной причиной послужил отъезд Петра на войну с Турцией. 22 февраля 1711 г. Петр собственноручно написал указ о составе Сената, который начинался фразой: «Определили быть для отлучек Наших Правительствующий Сенат для управления». Содержание этой фразы дало повод историкам до сих пор спорить о том, каким учреждением представлялся Петру Сенат: временным или постоянным. 2 марта 1711г. царь издал несколько указов: о компетенции Сената и правосудия, об устройстве государственных доходов, торговли и других отраслей государственного хозяйства. Сенату предписывалось:

    • «Суд иметь нелицемерный, и неправедных судей наказывать отнятием чести и всего имения, то ж и ябедникам да последует».

    • «Смотреть во всем государстве расходов, и ненужные, а особливо напрасные, оставить».

    • «Денег, как возможно, собирать, понеже деньги суть артерия войны».

    Члены Сената назначались царем. В его состав первоначально входило всего девять человек, которые решали дела коллективно. В основу комплектования Сената был положен не принцип знатности, а компетентности, выслуги и близости к царю.

    Таким образом, Сенат был высшим судебным, управленческим и законосовещательным учреждением, которое выносило на рассмотрение различные вопросы для законодательного разрешения монархом.

    Указом от 27 апреля 1722г. «О должности Сената» Петр I дал подробные предписания по важным вопросам деятельности Сената, регламентируя состав, права и обязанности сенаторов, установил правила взаимоотношений Сената с коллегиями, губернскими властями и генерал-прокурором. Издаваемые Сенатом нормативные акты не имели высшей юридической силы закона, Сенат принимал лишь участие в обсуждении законопроектов и давал толкование закона. Сенат возглавлял систему государственного управления и был по отношению ко всем другим органам высшей инстанцией.

    Структура Сената складывалась постепенно. Первоначально Сенат состоял из сенаторов и канцелярии, позднее в его составе сформировалось два отделения: Расправная палата — по судебным делам (существовала в качестве особого отделения до учреждения Юстиц-коллегии) и Сенатская контора по вопросам управления.

    Сенат имел свою канцелярию, которая делилась на несколько столов: секретный, губернский, разрядный, фискальный и приказный. До учреждения Сенатской конторы она была единственным исполнительным органом Сената. Определялось отделение канцелярии от присутствия, которое действовало в трех составах: общее собрание членов, Расправная палата и Сенатская контора в Москве.

    В состав Расправной палаты входили два сенатора и назначаемые Сенатом судьи, которые ежемесячно подавали в Сенат рапорты о текущих делах, штрафах и розысках. Приговоры Расправной палаты могли быть отменены общим присутствием Сената. Компетенцию Расправной палаты определил Сенатский приговор (1713 г.): рассмотрение жалоб на неправое решение дел губернаторами и приказами, фискальные донесения.

    Сенатская контора в Москве учреждена в 1722 г. «для управления и исполнения указов». В ее состав входили: сенатор, два асессора, прокурор. Основной задачей Сенатской конторы было недопущение текущих дел московских учреждений к Правительствующему Сенату, а также исполнение непосредственно полученных из Сената указов, контроль исполнения указов, посылаемых Сенатом в губернии.

    Сенат имел вспомогательные органы (должности), в составе которых не было сенаторов, такими органами были рекетмейстер, герольдмейстер, губернские комиссары. Должность рекетмейстера была учреждена при Сенате в 1720 г., в обязанности рекетмейстера входил прием жалоб на коллегии и канцелярии. Если жаловались на волокиту - рекетмейстер лично требовал ускорения дела, если были жалобы на «неправосудие» коллегий, то, рассмотрев дело, он докладывал его Сенату.

    В обязанности герольдмейстера (должность была учреждена в 1722 г.) входило составление списков всего государства, дворян, наблюдение за тем, чтобы от каждой дворянской фамилии в гражданской службе было не более 1/3.

    Должности губернских комиссаров, которые следили за поместными, военными, финансовыми делами, набором рекрутов, содержанием полков, были введены Сенатом в марте 1711 г. Губернские комиссары занимались непосредственно исполнением указов, присылаемых Сенатом и коллегиями.

    Учреждение Сената было важным шагом складывания бюрократического аппарата абсолютизма. Сенат являлся послушным орудием самодержавия: сенаторы были лично ответственны перед монархом, а в случае нарушение присяги, наказывались смертной казнью, опалой, отрешением от должности, денежными штрафами.

    Однако создание Сената не могло завершить реформы управления, так как отсутствовало промежуточное звено между Сенатом и губерниями, продолжали действовать многие приказы.

    Положительными чертами нового бюрократического аппарата стали профессионализм, специализация, нормативность, отрицательными — его сложность, дороговизна, работа на себя, негибкость.

    В результате реформ государственного управления образовалась огромная армия чиновников. И чем больше и многочисленней был этот аппарат, тем в большей мере он был подвержен болезни, которая свойственна любой бюрократии — коррупции (взяточничеству и казнокрадству), которая особенно разрастается в условиях бесконтрольности и безнаказанности.

    Для контроля за деятельностью госаппарата Петр I своими указами от 2 и 5 марта 1711 г. создал фискалатат (от лат. fiscus — государственная казна) как особую отрасль сенатского управления («учинить фискалов во всяких делах»). Глава фискалов - обер-фискал — состоял при Сенате, который «ведал фискалов». Одновременно фискалы были и доверенными лицами царя.

    Последний назначал обер-фискала, который приносил присягу царю и был ответственен перед ним. Указ от 17 марта 1714 г. наметил компетенцию фискалов: проведывать про все, что «ко вреду государственному интересу быть может»; докладывать «о злом умысле против персоны его величества или измене, о возмущении или бунте», «не вкрадываются ли в государство шпионы», а также борьба со взяточничеством и казнокрадством. Основной принцип определения их компетенции — «взыскание всех безгласных дел».

    Сеть фискалов расширялась и постепенно выделились два принципа формирования фискальства: территориальный и ведомственный. Указом 17 марта 1714 г. предписывалось в каждой губернии «быть по 4 человека в том числе провинциал-фискалам из каких чинов достойно, также и из купечества». Провинциал-фискал наблюдал за городовыми фискалами и один раз в год «учинял» контроль за ними. В духовном ведомстве во главе организации фискалов стоял протоинквизитор, в епархиях — провинциал-фискалы, в монастырях – инквизиторы.

    Как уже упоминалось ранее, Сенат был органом надзора за правительственным аппаратом и должностными лицами. Этот надзор осуществляли «блюстители чиновничьей нравственности» — фискалы. В их обязанности входило тайно подслушивать, «проведывать» и доносить обо всех преступлениях, наносивших вред государству: нарушении законов, казнокрадстве, взяточничестве и т.д. За несправедливые доносы фискал не наказывался, а за правильные — получал вознаграждение равное половине судебного штрафа с уличенного им должностного лица. Руководил их деятельностью входящий в состав Сената обер-фискал.

    Со временем предполагалось ввести фискальство во всех ведомствах. После учреждения Юстиц-коллегии фискальские дела перешли в ее ведение и попадали под контроль Сената, а с учреждением должности генерал-прокурора фискалы стали подчиняться ему. В 1723 г. был назначен генерал-фискал, который был высшим органом для фискалов. В соответствии с указами (1724 и 1725гг.) он имел право требовать к себе любое дело. Его помощником был обер-фискал.

    Надежды, возлагаемые Петром I на фискалов, оправдались не полностью. Кроме того, оставался без постоянного контроля высший государственный орган - Правительствующий Сенат. Император понимал, что нужно создать новое учреждение, стоящее как бы над Сенатом и над всеми другими государственными учреждениями. Таким органом стала прокуратура. Первым законодательным актом о прокуратуре был указ от 12 января 1722 г.: «быть при Сенате генерал-прокурору и обер-прокурору, также во всякой коллегии по прокурору…». А указом от 18 января 1722г. учреждены прокуроры в провинциях и надворных судах.

    Если фискалы находились частично в ведении Сената, то генерал-прокурор и обер-прокуроры отчитывались только перед императором. Прокурорский надзор распространялся даже на Сенат. Указ от 27 апреля 1722г. «О должности генерал-прокурора» устанавливал его компетенцию, в которую входило: присутствие в Сенате и осуществление контроля за фискалами. Генерал-прокурор имел право: ставить вопрос перед Сенатом для выработки проекта решения, представляемого императору на утверждение, выносить протест и приостанавливать дело, сообщая об этом императору.

    Поскольку генерал-прокурору был подчинен институт фискалов, то прокуратура руководила и негласным агентурным надзором.

    Прокурор коллегии должен был присутствовать на заседаниях коллегий, осуществлял надзор за работой учреждения, контролировал финансы, рассматривал донесения фискалов, проверял протоколы и другую документацию коллегии.

    Дополняла систему надзирающих и контролирующих государственных органов Тайная канцелярия, в обязанность которой входил надзор за работой всех учреждений, в том числе Сената, Синода, фискалов и прокуроров.

    Об эффективности работы «полицейских» государственных органов в период правления Петра I можно судить, например, по следующим историческим фактам: в конце 1722 г. был уличен во взятках и позднее казнен сам обер-фискал Нестеров; казнен сибирский губернатор князь Гагарин, укравший купленные в Китае для жены Петра I бриллианты, пока их везли через Сибирь; на царского фаворита князя Меншикова был сделан начет (царь обязал вернуть украденное в размере, соизмеримом с годовым бюджетом Российской империи).

    Важную роль в утверждении абсолютизма играла церковная реформа.

    В 1700 г. умер патриарх Адриан, и Петр I запретил избирать ему преемника. Управление церковью поручалось одному из митрополитов, выполнявшему функции «местоблюстителя патриаршего престола». В 1721 г. патриаршество было ликвидировано, для управления церковью был создан «Святейший правительствующий Синод», или Духовная коллегия, также подчинявшаяся Сенату.

    Церковная реформа означала ликвидацию самостоятельной политической роли церкви. Она превращалась в составную часть чиновничье-бюрократического аппарата абсолютистского государства. Параллельно с этим государство усилило контроль за доходами церкви и систематически изымалась значительная их часть на нужды казны. Эти действия Петра I вызывали недовольство церковной иерархии и черного духовенства и явились одной из главных причин их участия во всякого рода реакционных заговорах.

    Во второй половине XVII в. позиции Русской православной церкви были весьма прочными, она сохраняла административную, финансовую и судебную автономию по отношению к царской власти. Последние патриархи Иоаким (1675-1690 гг.) и Адриан (1690-1700) гг. проводили политику, направленную на укрепление этих позиций.

    Церковная политика Петра, как и его политика в других сферах государственной жизни, была направлена, прежде всего, на как можно более эффективное использование церкви для нужд государства, а если конкретнее — на выжимание из церкви денег на государственные программы, прежде всего на строительство флота. После путешествия Петра в составе Великого посольства его занимает еще и проблема полного подчинения церкви своей власти.

    Петр распоряжается провести ревизию для переписи имущества Патриаршего дома. Воспользовавшись информацией о выявленных злоупотреблениях, Петр отменяет выборы нового патриарха, поручая в то же самое время митрополиту Рязанскому Стефану Яворскому пост «местоблюстителя патриаршего престола». В 1701 г. образуется Монастырский приказ — светское учреждение — для управления делами церкви. Церковь начинает терять свою независимость от государства, право распоряжаться своей собственностью.

    Петр, руководствуясь просветительской идеей об общественном благе, для которого необходим продуктивный труд всех членов общества, разворачивает наступление на монахов и монастыри.

    Принятие Духовного регламента фактически превратило русских священнослужителей в государственных чиновников, тем более что для надзора за Синодом было поставлено светское лицо — обер-прокурор.

    Сложившиеся отношения между церковью и властью требовали нового юридического оформления. В 1721 г. видный деятель Петровской эпохи Феофан Прокопович составляет Духовный регламент, который предусматривал уничтожение института патриаршества и образование нового органа — Духовной коллегии, которая вскоре была переименована в «Святейший правительственный Синод», официально уравненный в правах с Сенатом. Президентом стал Стефан Яворский, вице-президентами — Феодосий Яновский и Феофан Прокопович. Создание Синода явилось началом абсолютистского периода русской истории, так как теперь вся власть, в том числе и церковная, была сосредоточена в руках Петра. Современник сообщает, что когда русские церковные деятели пытались протестовать, Петр указал им на Духовный регламент и заявил: «Вот вам духовный патриарх, а если он вам не нравится, то вот вам (бросив на стол кинжал) булатный патриарх».

    Таким образом, абсолютизм включил в свою бюрократическую систему и церковь. С утверждением в 1721 г «Духовного регламента» был создан Святейший Правительствующий Синод из 12 иерархов.

    Петр осуществил церковную реформу, выразившуюся в создании коллегиального (синодального) управления русской церковью. Церковь стала послушным орудием власти и тем самым во многом потеряла уважение народа, впоследствии так равнодушно смотревшего и на ее гибель под обломками самодержавия, и на разрушение ее храмов.

    Кроме того, царь сохранял функции высшего судьи в государстве. Он возглавлял все вооруженные силы. Все акты органов власти, управления и суда издавались от его имени, в его исключительной компетенции было объявление войны, заключение мира, подписание договоров с иностранными государствами. Монарх рассматривался как верховный носитель законодательной и исполнительной власти.

    Усиление власти монарха, свойственное абсолютизму, выразилось и в некоторых внешних атрибутах, важнейшим из которых явилось провозглашение царя императором. В 1721 г. в связи с победой России в Северной войне Сенат и Духовный Синод преподнесли Петру Iтитул «Отца Отечества, Императора Всероссийского». Этот титул со временем был признан зарубежными державами и перешел к его преемникам.

    В 1722 г. был издан указ о престолонаследии, согласно которому монарх по своему усмотрению назначал себе преемника. Таким образом, избрание царей на заседаниях соборов, осуществляемое в XVII в., не стало традицией. Теперь воля императора определяла судьбу престола, а подданные должны были соглашаться с его решением. Петр I по разным причинам лишился сыновей от обеих жен. Коронация супруги Петра Марты-Екатерины, не подкрепленная в соответствии с установленным законом обязательным завещанием и провозглашением официального наследника, усугубила династический кризис и обусловила его преодоление с помощью военной силы после смерти императора. Кроме того, решения и действия Петра I имели далеко идущие политические последствия и создали угрозу потери династией Романовых престола.

    

    biofile.ru

    Сенат и Синод в XVIII в.

    Количество просмотров публикации Сенат и Синод в XVIII в. — 241

    Сенат

    I При Петре

    Пётр I во время своих постоянных отлучек, часто мешавших ему заниматься текущими делами управления, неоднократно (в 1706, 1707, 1710) вручал дела нескольким избранным лицам, от которых требовал, чтобы они, не обращаясь к нему ни за какими разъяснениями, вершили дела, как им дать ответ в день судный. Сначала такие полномочия носили характер временного личного поручения; но в 1711 они были возложены на созданное при этом 22 февраля учреждение, получившее имя Правительствующий Сенат.

    Основанный Петром Сенат не представлял ни малейшего сходства с иностранными учреждениями того же имени (Швеция, Польша) и отвечал своеобразным условиям русской государственной жизни того времени. Степень предоставленной Сенату власти определялась тем, что Сенат был учрежден вместо ᴇᴦο царского величества собственной персоны. В указе 2 марта 1711 Пётр говорит˸ ʼʼмы определили управительный Сенат, которому всяк и их указам да будет послушен, как нам самому, под жестоким наказанием, или и смертью, смотря по винеʼʼ.

    При отсутствии в то время разделения дел на судебные, административные и законодательные и ввиду того, что на разрешение монарха, которого заменял Сенат, постоянно восходили даже самые незначительные дела текущего управления, круг ведомства Сената не мог получить сколько-нибудь определенных очертаний. В указе, изданном несколько дней после учреждения Сената (Полное Собрание Законов № 2330), Пётр определяет, что по отбытии ᴇᴦο Сенату следует делать˸ ʼʼсуд имеет нелицемерный, расходов напрасные отставить; денег как можно больше собрать; дворян собрать молодых; вексели исправить; а соли стараться отдать на откуп; торг китайский и персидский умножить; армян приласкать; учинить фискалов.ʼʼ Это, очевидно, не исчерпывающий перечень предметов ведомства, а инструкция, на что обратить преимущественное внимание. ʼʼНыне уже все у вас в рукахʼʼ, — писал Петр Сенату.

    Учреждением политическим, в чем-либо ограничивающим или стесняющим власть Петра, Сенат не был; он действовал только по препоручению царя и перед ним за всё отвечал; в указе 2 марта 1711 сказано˸ ʼʼИ ежели оной Сенат через свое ныне перед Богом принесенное обещание неправедно, что поступить… и тогда будет нами суждено, и виновный жестоко будет наказанʼʼ.

    Практическое, деловое значение Сената обусловливалось не только степенью и широтой предоставленных ему полномочий, но и системой тех учреждений, которые группировались около него и составляли с ним одно целое. Таковы были прежде всего комиссары, по два от каждой губернии, ʼʼдля спроса и принимания указовʼʼ. Через этих комиссаров, назначавшихся губернаторами, создавались непосредственные сношения Сената с губерниями, куда Пётр в 1710 в интересах хозяйственного устройства своей армии перенес значительную часть дел, раньше производившихся в приказах. Комиссары не только принимали указы, но и следили за их исполнением, доставляли Сенату необходимые сведения, исполняли на местах ᴇᴦο поручения. Впоследствии, с учреждением коллегий, значение комиссаров падает˸ посредствующим звеном между Сенатом и губерниями становятся коллегии. Одновременно с учреждением Сената Петр повелел ʼʼвместо приказа разрядного быть столу разрядному при Сенатеʼʼ. Таким образом к Сенату отошло ʼʼписание в чиныʼʼ, то есть назначение на все военные и гражданские должности, заведование всем служилым сословием, ведение ему списков, производство смотров и наблюдение за неукрывательством от службы. В 1721—1722 гг. разрядный стол преобразуется сначала в разборную канцелярию, также состоявшую при Сенате, а 5 февраля 1722 г. назначается при Сенате герольдмейстер, ведавший при посредстве герольдмейстерской конторы служилое сословие.

    Читайте также


  1. — Тема 6. Россия и мир в XVIII-XIX веках: попытки модернизации и промышленный переворот.

    1.Хронологические рамки царствования Петра I: А. 1672-1725 гг.; Б. 1682-1725 гг.; В. 1695-1725 гг.; Г. 1700 – 1721 гг. Кто из правителей России последним короновался шапкой Мономаха? А. Федор Иоаннович – сын Ивана Грозного; Б. Иван V Алексеевич – брат Петра I; В. Екатерина II – Великая. … [читать подробнее].


  2. — Текст рукописей XVI–XVIII вв.

    1. Текст рукописных книг и документов передается буквами современного алфавита с соблюдением правописания подлинника. 2. Опускается твердый знак после твердой согласной в конце слова и в середине слова, если он стоит между двумя согласными. 3. Буквы (ять), — десятиричное,… [читать подробнее].


  3. — Сравнительно-историческое исследование в исторических теориях XVIII-XX вв.

    Мы условились, что нас интересует сравнительно-историческое исследование как метод построения метанарратива. По этой причине мы не будем возвращаться к историческим трудам эпохи Просвеще­ния, задача которых была дать нравоучительные примеры и посему «события и деяния»… [читать подробнее].


  4. — Социокультурная ситуация рубежа XVIII—XIX вв.

    Конец XVIII — начало XIX в. прошли под знаком последствий Великой французской революции и наполеоновских войн. В этих условиях формируются новые подходы к осмыслению задач научного исторического знания. Особенностью XIX в. является фор­мирование альтернативных,… [читать подробнее].


  5. — Русская монетная система в XVIII — начале XX в.

    Денежная реформа Петра I. Конец XVII в. характеризуется кризисным состоянием монетного дела и денежного обращения. Копейка, представлявшая практически единственный номинал денежной системы, стала к этому времени чрезвычайно легкой монетой (последний раз ее вес был понижен… [читать подробнее].


  6. — Русская метрология XVIII–XX вв.

    Так как к началу этого периода русская система мер в основных своих чертах уже сложилась, основной задачей стала унификация мер и их уточнение, а также организация специальной службы надзора в области метрологии. В 1753 г. были ликвидированы внутренние таможни, что… [читать подробнее].


  7. — Россия в XVIII веке

    XVIII век – период качественного скачка в истории России. В ее экономике, государственном строе, в организации армии, в культуре были осуществлены огромные преобразования. Коренным образом изменилось место России на международной арене. Важной гранью между средневековой… [читать подробнее].


  8. — Российскоезаконодательство XVIII—XiX вв. как законодательство нового времени

    Изменение соотношения обычая и закона как источников права Начало нового этапа в истории русского законодательства, а точ­нее, в истории русского права и законодательства как его источника, большинство авторов связывает с изменением соотношения обычая и 53 Коркунов Н…. [читать подробнее].


  9. — ПОЛОВИНЕ XVIII ВЕКА

    План 1. Эпоха дворцовых переворотов (1725-1762 гг.). 2. Просвещенный абсолютизм Екатерины Великой. Его сущность и противоречия. 3. Внешняя политика России во второй половине XVIII столетия. 1. «Не интересных эпох не бывает», – заметил поэт Булат Окуджава. И это действительно… [читать подробнее].


  10. — Одиниці вимірювання і оподаткування у XVIII – XX ст

    Подальше розширення і вдосконалення зовнішніх та внутрішніх соціально-економічних торговельних зв’язків Російської імперії вимагало створення нових еталонів мір та вдосконалення метрологічної системи. Наприкінці 1736 р. Сенатом Росії була створена Комісія ваги та мір,… [читать подробнее].


  11. referatwork.ru

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *