Садко краткое изложение – Краткое содержание, пересказ, изложение, сюжет оперы: Николай Андреевич Римский-Корсаков. Садко

Содержание

Краткое содержание былины Садко за 2 минуты пересказ сюжета

Действие произведения переносит нас в древний Новгород, где перед нами предстает главный персонаж — Садко, который замечательно играл на гуслях. Юноша был хорош собой и талантлив, но жил в бедности. Основным его богатством были гусли. Ему нравилось музицировать даже тогда, когда он был один. Молодой человек часто бывал  на берегу Ильмень — озера и играл на музыкальном инструменте от души.

 Как-то услышал мастерство Садко морской царь и решил его вознаградить. Посоветовал он юноше поспорить с торговцами в обмен на их богатства о том, что в озере есть  необыкновенная рыба с золотым пером. Садко конечно выиграл спор и получил обещанные богатства. Через несколько лет юноша стал богатым купцом и  стал устраивать званые обеды. И вот созвал он один такой пир, где  гости начали хвалиться своими юными женами.

Садко тоже не остался в стороне. Начал он расхваливать свои сокровища, говоря о том, что он целый город может купить. И выкупал Садко все, что мог, однако серебряные монеты стали заканчиваться у него. Отправился тогда юноша в другие страны, чтобы распродать свои товары, и обогатиться вновь. Но на море поднялся сильный ветер, и Садко начал догадываться, что это неспроста такое происходит. Морской хозяин требует дань. Отправил тогда он на дно вначале золото, а затем серебро. Но ветер еще сильнее поднялся.

Владыке не нужны были сокровища, ему нужен был человек в качестве жертвы. И согласно жребию Садко отправился в его владения. Обрадовался его появлению хозяин водных глубин, и попросил юношу сыграть на гуслях. Исполнил его просьбу Садко, и музицировал до тех пор, пока не порвались струны на его музыкальном инструменте. В награду он выбирает  себе в супруги одну из дочерей владыки живую девушку по имени Чернавушка. По совету святого он не прелюбодействует с ней, и,  утром проснувшись на берегу, он видит и жену своих и горожан, которые его считали уже погибшим и собирались устраивать поминки. Он приветствует всех и на свои деньги возводит церковь во имя Миколы  Можайского.

Былина учит нас тому верить в существование добрых людей, которые в любой ситуации помогут и укажут правильный путь в жизненном выборе.

Подробный пересказ былины Садко

В русской народной былине «Садко» повествуется о бедном музыканте по имени Садко, проживающем в славном Новгороде. Состояние его было небольшое. Местных купцов и бояр на пирах развлекал игрой на гуслях. Благодаря этому умению и зарабатывал на жизнь. Однако вскоре инструмент Садко перестал вызывать интерес у любителей застолья. Его прекратили звать на праздники.

Не дождавшись очередного приглашения, обиженный мужчина через несколько дней отправился на Ильмень-озеро. Сидя на камне, стал он в задумчивости перебирать струны гуслей, из-под которых полилась красивая мелодия. В это время в озере разыгралась сильная волна. Не обращая внимания на этот знак, побрел грустный Садко в город в надежде возобновить свое занятие.

Но в течение трех дней ничего так и не изменилось. Недоумевая, пошел он к озеру. Стал вновь в одиночестве на гуслях играть. Опять вода пришла в движение, только гусляр не хотел этого замечать, вернулся в город.

В ожидании приглашения сыграть на гуслях провел он три дня. Разгневанный Садко оказался у воды в последний раз. Только начал он играть, вдруг разошлись волны и появился морской царь с хвалебной речью. Восхищаясь мелодией молодого музыканта, решил наградить его, научив одной хитрости, как быстро разбогатеть. Помощь владыки заключалась в том, что он подбросит улов в сети. Выслушал Садко совет царя. Поспешил он пойти в город и вызвать на спор местных купцов. Взамен товара гусляр пообещал, что выловит из озера рыбу с золотыми перьями. Уверенные в своей победе, торговцы согласились, приготовив по три лавки товара.

Раздобыл гусляр невод из шелка, собрал народ и поехал на озеро. Три раза закидывал он сети в воду. К огромному удивлению купцов выловил он обещанную рыбу с золотыми перьями. Проигравшие вернули свой долг. За то, что проспорили, выложили торговцы перед ним все свое богатство.

Так стал Садко постепенно выбираться из нищеты, благодаря совету владыки морей и своим гуслям. Вновь главный герой оказался в почете со своими мелодиями. Появились у него роскошные палаты с изображением небесных светил внутри.

Однажды собрал он в своих владениях богатое именитое застолье. Среди гостей объявились Лука Зиновьев и Фома Назарьев. Они внимательно выслушали каждого из присутствующих. У всех людей были разные причины для хвастовства: несметные запасы казны, молодые жены, лошади, «молодое молодчество». Лишь Садко остался в стороне, стараясь остаться незамеченным. На вопрос новгородских настоятелей о безучастии объяснял, что роскошь его может затмить богатства всех присутствующих.

Эта самоуверенность вызвала большой гнев купцов, которые решили вновь с ним поспорить, а после посмотреть, насколько хватит его средств. Уверенная в своей правоте, стала купеческая знать биться об заклад, заложив свой товар, не веря ни одному его слову. Но главный доход Садко появился и начал увеличиваться именно после этого спора.

Взяв казенные деньги бывшего бедняка, верная дружина по распоряжению хозяина на спор скупила весь товар в городе, какой нашла. Но следующий день вызвал удивление музыканта. Ранним утром пришлось вновь выкупать лавки с товаром, которого оказалось в два раза больше прежнего. Но и на том купцы не остановились. На третий день подоспели товары «московские». Серьезно подумав, Садко принял решение — лучше остаться в проигрыше, чем растратить в результате все свое состояние. Ведь каждые сутки лавки будут пополняться вновь и вновь. Поэтому он честно вернул настоятелям обещанные тридцать тысяч.

После этого Садко строит тридцать кораблей, которые в Новгороде наполняет товаром и плывет до реки Невы, а оттуда к морю. Получив за проданный товар деньги, судна направились в Золотую Орду. Заполнив бочки драгоценным металлом, корабли повернули в обратном направлении в Новгород. Но по пути их застигло препятствие — среди морских просторов разбушевалась буря, которая превращала судна в щепки. Решил Садко, что это наказание от владыки морей за неоплаченную им дань. Надумал он откупиться от него бочкой серебра, которую выбросил за борт корабля. Однако шторм не прекращался. Следующая брошенная бочка с золотом тоже не остановила крушение кораблей.

Понял Садко, что Царь морской требует в жертву одного из них. Среди брошенных людьми, находящимися на кораблях, жребиев, в первый раз ко дну пошла надпись на «красном золоте» с именем Садко. Во второй раз также на большую глубину упала надпись с его именем. Тогда он понял, что никакие дары не нужны царю. Ему нужен сам Садко.

Чтобы не пропадать богатству, составил он завещание. Не забыл упомянуть о церкви, о «нищей братии». Отдал распоряжение и о том, чтобы часть наследства досталась жене и храброй дружине. Попрощался главный герой с близкими и остался на доске дубовой со своими старинными гуслями. Остальные продолжили путь без него.

Оставшись в одиночестве на плоту, Садко уснул. Очнулся он на дне морском, среди хором владыки морского. Рад хозяин гостю дорогому. Обратился он к Садко с просьбой сыграть на гуслях. Пока музыкант играл, царь плясал. В течение трех суток от этого веселья на море гибли люди, страдали корабли, так как по воде пошли большие волны, свирепствовала буря.

От безысходности народ пошел с мольбой к Миколе Можайскому, который в образе седовласого пожилого человека обратился к Садко с просьбой прекратить игру на гуслях. Ссылаясь на приказ хозяина моря гусляр не в силах был прекратить игру по своей воле.

Тогда старик посоветовал, как выйти из положения. Чтобы выбраться из плена, попросил испортить инструмент, вырвав струны. Послушался его Садко. А царю сказал, что гусли сломаны. На предложение царя жениться на одной из своих дочерей музыкант дал согласие.

Рано утром молодой человек пошел выбирать себе невесту. Среди первых трехсот девушек не нашел он подходящую. На вторую и третью сотню также не обратил внимание. Ни одна из красавиц не понравилась ему. Лишь вспомнил слова святого старца, когда встретил последнюю Чернавушку. Взял он себе в невесты эту девушку, однако ночью не тронул ее.

Наутро после пира проснулся Садко на берегу реки в родном городе Новгороде. Увидел свои судна. Посмотрел со стороны на своих жену и дружину, которые затеяли по нему панихиду. Узнав его издали, обрадовались они, не веря глазам своим. Когда разгрузили корабли, Садко распорядился построить церковь в честь Миколы Можайского.

Русская народная былина «Садко» учит тому, что легкая нажива, ложь и гордыня всегда возвращаются к человеку вдвойне. Стоя на честном пути, благодаря трудолюбию, иногда жертвуя собой, можно добиться гораздо больше успехов, чем обманным путем.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Былина Садко. Картинка к рассказу

Сейчас читают

2minutki.ru

Краткое содержание былина Садко для читательского дневника

Садко — гусляр из Нижнего Новгорода, однажды его прогоняют с пира бояре, которым он не угодил своими песнями. Опечаленный и разгневанный он приходит на берег Ильмень-озера и играет там, чем привлекает Морского Царя. Растроганный и восхищенный искусством музыканта он советует Садко побиться с купцами об заклад: так он посрамит их и разбогатеет. Садко выигрывает спор и получает крупный выигрыш, но затем повторно бьется об заклад, после чего теряет почти все деньги. На оставшиеся монеты он покупает корабли, грузит на них товар и плывет в далекие деньги, где обогащается вновь.

По пути домой разыгрывается великий шторм, Садко выбрасывают за борт, чтобы утихомирить Морского Царя, но гусляр начинает играть такие веселые песни, что море продолжает волноваться долгие дни. Услышав молитвы людей, святой Микола Можайский наказывает Садко уничтожить гусли, а потом согласиться взять в жены одну из дочерей Морского Царя. Сделав так, Садко утром просыпается на берегу. Шторм стихает, он видит свои возвращающиеся корабли.

В былине «Садко» отразилась вера древних славян в сверхъестественные силы, управляющие судьбой человека. Но только от поступков и решений сами людей, сделанного ими выбора, зависит, насколько достойно и правильно они проживут свою жизнь.

Читать краткое содержание Садко

В стародавние времена жил-поживал в богатом купеческом городе Нижнем Новгороде бедный юноша по имени Садко. Всего капитала были у него одни гусли, ходил он с ними по домам, развлекал гостей на застольях. Вот как-то, не стали звать его бояре к себе на двор, глубокая обида овладела гусляром, потому что считал он себя очень искусным в своем деле. Пошел Садко к берегу озера, один стал играть и песни петь. Сидел так он долгое время, пока не показался на поверхности воды царь Морской.

По нраву пришлась ему красивая музыка гусляра, и стал он думать, чем помочь талантливому юноше. Предложил царь пойти Садко к самым именитым купцам новгородским и с ними спорить на все их богатства про то, что в Ильмене можно изловить рыбу с золотой чешуей. Так гусляру будет прибыток и почет. Возвратясь в город, Садко обращается к купцам, обещает отдать в заклад свою голову. Трое соглашаются с ним спорить, идут вместе к озеру, где три раза закидывает гусляр невод, вытаскивает из воды рыбу золотую. Приходится купцам отдать свою казну Садко.

Получив тьму денег, пускает их Садко в оборот: открывает свои лавки, начинает выручать хорошие барыши. Везет ему во всем, поэтому богатство его приумножается с каждым днем. Загорядсь, он строит для себя особенные палаты, в которых устраивает «как у Царя небесного». Садко начинает закатывать пиры, где собирается вся знать и деловые люди Нижнего Новгорода. Пьют, веселятся, устраивают состязания. Как-то во хмелю начинают гости хвастать друг пред другом у кого что есть самого ценного, только Садко отмалчивается. Его спрашивают, чем он более всего гордиться, чем превосходит остальных, тогда бывший гусляр отвечает, мол среди всех его гостей никто не может похвастать таким же богатством, как у него. И если бы он пожелал, то завтра же выкупил бы за свои деньги чего только ни на есть товаров из всех лавок в городе.

Немедленно его ловят на слове. Обиженные купцы предлагают ему спорить, и когда у Садко не получится осуществить задуманное, то должен он будет отдать богатый откуп. На том и порешили.

Рано утром созывает Садко своих людей, раздает им казну и приказывает отправляться по лавкам, да скупать все, что там найдут. Он и сам отправляется вместе с остальными, и до полудня еще пустеют торговые ряды. Садко торжествует, но следующим утром оказывается, что в городе продают еще больше товаров. Выкупает он все подчистую и на этот раз. Однако до победы далеко — третий день приносит новые разочарования. Садко вынужден отступиться перед богатством и мощью родного города, которых ни одному человеку не превзойти.

Получив хороший урок, Садко без возражений отдает купцам свой проигрыш. Те деньги, которые он еще не истратил, пускает на строительство тридцати кораблей, куда погружают товары, накупленные в Великом Новгороде. Вместе с личной дружиной Садко плывет в иные края, чтобы свет посмотреть и славу себе вернуть. Он все еще молод, в нем играет жажда к приключениям и всему новому. Проходит его флот по русским рекам, вдоль поселений знакомых, потом оказывается в широком море и направляется к югу,к берегам турецким.

Насмотревшись на диковинки и многое узнав, Садко удачно распродает весь свой груз у чужеземцев, получает за товары щедрую плату. В конце концов, он может набить драгоценностями и мелкой монетой большие бочки. Что и делает, погружая прибыль на корабли. Веселый и довольный, отправляется он в обратный путь.

Вдруг погода портиться, налетает ураган, о дно кораблей начинают биться страшные волны, того и гляди погубят всех, кто на них плывет. Это морской Царь бушует, не получив подношения. Велит Садко бросить в воды меру серебра, чтобы утихомирить стихию. Но не принимает царь этот дар. Решает Садко откупиться золотом, но только пуще начинает бесноваться шторм, пугая людей. Хочет царь Морской человеческой жертвы.

Садко обращается к своим войнам, предлагает честно жребий кидать, на кого упадет, того судьба. Бросают дважды — оба раза выпадает самому Садко прыгать в бездну. Нечего делать, чтобы спасти всех, должен Садко пожертвовать собой. Он велит своим людям отвезти домой его наказы. По прибытии в Великий Новгород раздать деньги и земли свои церквам, часть пусть достается жене и беднякам, а что останется — все могут забирать себе. Взяв свои старые гусли, которые всегда были при нем, Садко спускается с борта корабля в морскую пучину на хрупком плоту. В тот же миг успокаивается море, дает судам идти дальше.

От усталости Садко засыпает, приходит в себя он уже на дне моря, где его встречает сам царь Морской. Владыка пучины злорадствует, потому что наконец Садко признал его власть. Он просит бывшего гусляра поиграть еще, в память старых дней. Садко принимается щипать гусли, выдавая заводной мотив. Царь, не выдержав, пускается плясать.

От его танца начинается на море великое волнение, которое не успокаивается три дня. Никто не может спустить лодку на воду, а люди, уже находящиеся в море, гибнут. Начинается везде великое моление. Услышав причитания людей, Микола Можайский является Садко, велит ему перестать. Тот отвечает, что не может сделать этого, пока царь сам не велит ему остановиться. Святой подсказывает тихонько надорвать струны. Потом, если пожалует его царь женой, соглашаться на брак, но из всех дочерей морских выбрать самую последнюю, но не прелюбодействовать с ней как нехристь.

Садко разламывает верные свои гусли. На радостях от хорошей пляски царь обнимает Садко, хочет назвать его своим зятем. Кличет он дочерей-красавиц и предлагает выбирать. Как ему было наказано, Садко останавливает выбор на младшей, Чернавушке. Идут они в спальню, но к новой жене Садко не прикасается.

Поутру он обнаруживает, что очутился на родном берегу, где видит людей своих и жену, вышедших справлять помин по нему. Он приветствует всех, на злато, привезенное из дальних земель, строит церковь в честь Миколы Можайского. В море он больше не ходит.

Оцените: Голосов: 75

Читать краткое содержание былина Садко. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Картинка или рисунок былина Садко

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Томас Мор Утопия

    Общение с читателем в повествовании Томаса Мора ведётся от его собственного лица. Однажды по прибытию во Фландрию ему посчастливилось познакомиться с человеком, который всю свою жизнь посвятил мореплаванию.

  • Краткое содержание Гоголь Майская ночь или Утопленница

    Майская ночь, или Утопленница повесть Николая Васильевича Гоголя написанная в период 1829-1839 годов. Раскрытие темы нечистой силы в произведениях Гоголя встречалось во многих его работах. Майскую ночь относят к сборнику Вечера на хуторе близ Диканьки

  • Шукшин
  • Краткое содержание Носов Незнайка на Луне

    Произведение повествует о событиях, случившиеся с коротышками после того, как они посетили Цветочный город. А начинается все с того, что Знайка вместе с двумя друзьями был на Луне, и теперь он один хотел туда полететь.

  • Краткое содержание Алексин Очень страшная история

    Действие в книге начинается в городе со скрытым названием. В городе живет популярный писатель Глеб Бородаев. Глеб писал мистические и приключенческие повести. Рассказ ведется от лица шестиклассника Алика Деткина

chitatelskij-dnevnik.ru

Краткое изложение Николай Андреевич Римский-Корсаков. Садко

САДКО

Опера-былина в семи картинах

Либретто Н. А. Римского-Корсакова и В. И. Бельского

Действующие лица:

Фома Назарьич

Лука Зиновьич

}

Старшина и воевода,

Настоятели новгородские

Тенор

Бас

Садко, гусляр и певец в Новгороде

Любава Буслаевна, молодая жена его

Нежата, молодой гусляр из Киева-города

Тенор

Меццо сопрано

Контральто

Дуда

Сопель

1-й, 2-й

}

Скоморошины удалые

Бас

Тенор

1-е и 2-е меццо сопрано

Варяжский

Индийский

Веденецкий

}

Заморские гости

Бас

Тенор

Баритон

Океан-море, царь морской

Волхова, царевна прекрасная, его дочь

Молодшая, любимая

Видение: Старчище могуч-богатырь

Во образе калики перехожего

Бас

Сопрано

Баритон

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

Об опере на сюжет новгородской былины о Садко Римский-Корсаков думал еще в 1880-х годах, но к работе над ней приступил лишь летом 1894 года. Своим замыслом Римский-Корсаков поделился с В. В. Стасовым – выдающимся ученым-демократом и музыкальным критиком, с которым его связывала многолетняя творческая дружба. Стасов откликнулся большим письмом, в котором, ссылаясь на многочисленные

варианты былины, советовал композитору шире показать картины реальной народной жизни и быта древнего Новгорода.

Опера по первоначальному плану, в котором много места уделялось сказочно-фантастическим сценам, была закончена к осени 1895 года. Однако со временем Римский-Корсаков принял стасовские предложения и летом следующего года подверг произведение серьезной переработке, воспользовавшись при этом помощью В. И. Бельского (1866-1946) – будущего либреттиста “Сказки о царе Салтане” , “Сказания о граде Китеже” и “Золотого петушка” .

Благодаря переделкам, рядом с образом народного певца, гусляра Садко, возник образ его жены Любавы – преданной, верно любящей русской женщины; народные сцены были значительно развиты и обогащены новыми эпизодами.

Опера приобрела характер полнокровного, правдивого повествования о могучей и самобытной жизни народа, заняв место среди наиболее ярких и значительных произведений русской оперной классики.

Осенью 1896 года опера была предложена дирекции Мариинского театра, но встретила холодный прием; Николай II собственноручно вычеркнул ее из репертуара. Впервые “Садко” был поставлен на сцене московской частной оперы С. И. Мамонтова. Премьера состоялась 26 декабря 1897 года (7 января 1898 года) и прошла с большим успехом.

СЮЖЕТ

В богатых хоромах пируют новгородские купцы. С ними молодой гусляр Нежата из Киева, скоморохи Дуда и Сопель, городские настоятели Фома Назарьич и Лука Зиновьич. Гости торговые похваляются своим богатством и властью. Нежата поет былину о могучем Волхе Всеславиче. Но Садко корит купцов за пустую похвальбу. Он мечтает о странствиях, чтобы далеко по просторам земли разнести славу Новгорода. Не понравились дерзкие речи богатым настоятелям и купцам, и прогнали они Садко.

Садко пришел на пустынный берег Ильмень-озера и запел печальную песню. Услыхало его Ильмень-озеро; легкий ветерок всколыхнул воду, тростниками прошелестел, и увидел Садко, что плывет к берегу стадо лебедей. Вышли они на берег и обернулись девицами, а среди них прекрасная царевна Волхова, любимая дочь царя Морского. Полонили ее чудные песни Садко, и пообещала она гусляру на прощание три рыбки золото-перо, что водятся в Ильмень-озере, предсказала богатство и счастье. Близится рассвет, из озерной глубины послышался голос Морского царя, зовущего своих дочерей. Царевна Волхова и ее сестры, вновь обернувшись лебедями, уплыли вдаль от берега.

Ждет не дождется Любава своего беспокойного мужа. Она не понимает его мечтаний и горько сетует на судьбу. Пришел Садко; с любовью и заботой она бросилась к нему, а он ее и слушать не хочет: его околдовала своей красотой царевна Волхова. Услышал Садко колокольный звон, вспомнилось ему обещание Морской царевны, и решил он пойти на люди, попытать своего счастья.

На новгородской пристани у Ильмень-озера вокруг заморских торговых гостей толпится народ. Сюда пришел Садко со своей заветной думой. Купцы и настоятели со скоморохами смеются над рассказом гусляра о рыбе чудной золото-перо, что водится в Ильмень-озере; Садко предложил им биться об заклад. Забросил он сеть в озеро и вытащил ее с тремя рыбами золото-перо, а мелкая рыбешка превратилась в слитки золота. Садко стал самым богатым человеком в Новгороде. Он собрал дружину, накупил товаров, снарядил тридцать кораблей и один корабль. Заморские купцы – варяжский, индийский и веденецкий – рассказывают о далеких странах, чтобы Садко знал, куда держать путь. Он простился с женой, с новгородским людом, и корабли отплыли в дальние неведомые края.

Двенадцать лет плавал Садко, и однажды остановился его корабль среди моря. Поняли новгородцы, что Морской царь требует дани. Корабельщики бросали в море бочки с золотом, серебром, жемчугом – все стоит корабль с поникшими парусами. Они стали метать жребий: кого из них требует к себе царь Морской, и жребий выпал Садко. Бросили на воду дубовую доску, и только Садко ступил на нее, как поднялся ветер, паруса наполнились, и корабль скрылся вдали.

Садко остался один среди синего моря. Он ударил по струнам своих гуслей, и, словно в ответ, донеслись голоса дочерей царя Морского и царевны Волховы. Вода заволновалась, расступилась, и гусляр опустился в пучину моря.

Он оказался в лазоревом подводном тереме перед царем Морским и царицей Водяницей. Царь приказал Садко петь величальную песню, и так ему понравилось чудное пение, что он предложил гусляру остаться и взять себе в жены царевну Волхову. Подводные жители встречают молодых веселыми танцами. Вот и сам Садко взялся за гусли, и все царство пустилось в неистовую пляску. На море поднялась буря, стали тонуть корабли, но появился Старчище могуч-богатырь и тяжкой палицей выбил гусли из рук Садко. Он возвестил конец власти царя Морского, а дочери его назначил стать рекой. Царство подводное погрузилось в морские глубины и пропало, а Садко с Волховой в раковине, запряженной касатками, устремился на волю, к Новгороду.

Садко уснул на зеленом берегу Ильмень-озера, убаюканный пением Волховы. И, лишь уснул, рассеялась морская царевна алым утренним туманом по зеленому лугу. Садко пробудился, услыхав горестные жалобы своей жены – Любавы Буслаевны. Пока они беседовали после долгой разлуки, взошло солнце, туман растаял, и открылась их взорам река Волхова, а по ней уже бегут к Ильмень-озеру корабли с дружиной Садко. Навстречу им высыпал народ. Все дивятся нежданному возвращению Садко с кораблями, а больше всего – широкой реке Волхове, которая пролегла от Ильмень-озера до самого синего моря. Садко поведал о своих чудесных странствиях, и народ восславил гусляра, Волхову-реку и великий Новгород.

МУЗЫКА

“Садко” – яркий образец эпической оперы, для которой характерно замедленное, плавное течение действия, воскрешающее дух старинных былинных сказов. Музыкальные портреты главных действующих лиц даются в широко развитых вокальных номерах, картины народной жизни и быта – в монументальных хоровых сценах. Музыка оперы насыщена яркими, выпуклыми контрастами.

Образы сказочного подводного царства, воплощаемые средствами гибкой, прихотливой мелодики и необычных гармоний, противопоставлены картинам реальной народной жизни и образам русских людей, в обрисовке которых главным выразительным средством является русская народная песенность.

Опера открывается величавым оркестровым вступлением “Океан-море синее”.

Картина первая – большая хоровая сцена, насыщенная буйным весельем. Ее среднюю часть составляют два эпизода: степенная, неторопливая былина Нежаты и сцена Садко с хором, в центре которой его певучий речитатив “Кабы была у меня золота казна”, незаметно переходящий в арию. Картина завершается насмешливой и задорной пляской скоморохов, которая сплетается с музыкой начального хора.

Картина вторая чередует фантастические и лирические сцены. Краткое оркестровое вступление рисует тихий вечер на берегу Ильмень-озера и подгатавливает начало задумчиво-печальной песни Садко “Ой ты, темная дубравушка”. Хор девиц подводного царства с колоратурным пением морской царевны выдержан в прозрачных светлых тонах и полон безмятежного покоя. Оживленная хороводная песня Садко сменяется мечтательным и чистым любовным дуэтом, в который временами вплетаются доносящиеся издали отголоски хороводной песни. Прощание Садко и Волховы прерывается таинственными сигналами труб и призывами Морского царя.

Небольшое оркестровое вступление к третьей картине предшествует речитативу и арии Любавы, проникнутым глубокой грустью и тоской; при появлении Садко печаль сменяется радостным оживлением. В следующей затем сцене взволнованным, полным любви и озабоченности репликам Любавы противопоставлены мечтательные фразы Садко; в оркестре звучат мелодии царевны Волховы. Решительный речитатив Садко и страстная молитва покинутой Любавы завершают картину.

Четвертая картина занимает центральное место в композиции оперы. Она состоит из двух больших частей: монументальной хоровой сцены (торжище у пристани) и ряда сцен, связанных с Садко. В первой части могучие хоры народа, монотонное пение калик перехожих, озорные скоморошьи припевки и наигрыши, таинственные пророчества волхвов, голоса настоятелей и Нежаты тесно переплетаются, объединяясь в развернутый ансамбль, подготавливающий появление Садко. Следует ряд речитативных эпизодов (спор с купцами, ловля рыбы), которые венчаются торжественным хором “Слава, слава тебе, молодой гусляр” и сверкающим фанфарным лейтмотивом золота. Обращение Садко к дружине и хоры дружинников, выдержанные в духе привольной русской песни, обрамляют величавое пение Нежаты “Как на озере на Ильмене”. Суровая, мужественная песня Варяжского (скандинавского) гостя сменяется созерцательно-лиричной песней Индийского гостя и светлой, льющейся широким мелодическим потоком песней Веденецкого (итальянского; город Веденец – Венеция) гостя. Садко запевает раздольную русскую песню “Высота ль, высота поднебесная”, которую подхватывают дружина и народ; поддержанная оркестром, она ширится и крепнет, приводя к ликующему, могучему заключению.

Оркестровое вступление к пятой картине рисует морской пейзаж (музыка та же, что и во вступлении к опере). В хоровой сцене Садко с корабельщиками, передавая их недобрые предчувствия, мелодия песни “Высота ль, высота” приобретает печальную окраску. Ария Садко (прощание с дружиной) близка к скорбным протяжным народным напевам. Широкий оркестровый эпизод, построенный на темах моря, золотых рыбок и Морского царя, изображает погружение Садко в морскую пучину (переход к следующей картине).

Картина шестая начинается хором девиц подводного царства с участием Волховы. К светлой величальной песне Садко “Синее море грозно, широко” присоединяются голоса Волховы, царя Морского и его дочерей. Яркими оркестровыми красками переливается “шествие чуд морских”. Радостная свадебная песня сменяется колоритными танцами речек и ручейков, золотоперых и сереброчешуйных рыбок. Плясовая песня Садко, вначале спокойная, постепенно оживляется, превращаясь в неистовую общую пляску. Звучит грозный речитатив Старчища на фоне могучих аккордов органа. Симфоническое развитие музыкальных тем моря, в которое вплетаются голоса Садко и Волховы, приводит к последней, заключительной картине оперы.

Картина седьмая открывается проникновенной, лирически теплой колыбельной песней Волховы. Ярким контрастом ей звучат тоскливые причитания Любавы, переходящие в радостный любовный дуэт. Вновь слышна мужественная мелодия песни “Высота ль, высота” (появление кораблей), которая служит основой монументального ансамбля с хором, венчающего оперу мощным, ликующим гимном.

.

ukrtvir.com.ua

Краткое содержание былины «Садко»

Былины издревле воспевали мужество и храбрость воинов, патриотизм и любовь к родине. Это устное народное творчество отражало жизнь Древней Руси IX-XIII веков. Мы подходим вплотную к теме «Былина «Садко»: краткое содержание, главные герои». Здесь гусляр выступает как настоящий патриот своей земли, глубоко верующий человек, душу которого не обмануть и не купить ни за какие коврижки. Царь морей будет именно тем искусителем, который готов все свои сокровища отдать за такого талантливого молодца.

Былина «Садко»: краткое содержание для детей

В Великом Новгороде жил молодой гусляр Садко. Так начинается былина «Садко». Краткое содержание повествует о том, что он был очень красивым, но бедным, натурой гордой и самолюбивой. Он зарабатывал себе на жизнь очень живой и проникновенной игрой на гуслях. С одного веселого

пира он попадал на другой. Но однажды наступил тот переломный момент, когда его перестали звать.

Прошел один день, потом второй, третий, и тогда всеми покинутый молодец отправился к Ильмень-озеру, возле берега нашел бел-горюч камень, сел на него, достл гусли и заиграл так, словно душа его плачет в тоске и одиночестве. От такой игры вода в озере стала сильно колыхаться, но музыкант не обратил на это никого внимания и вернулся обратно в город.

Царь морской

Теперь каждый день он стал приходить на берег и играть на своем инструменте. И однажды Садко увидел, как от его музыки разволновались и раздвинулись воды Ильмень-озера. На его поверхности появился сам Царь морской, который обратился к музыканту с хвалебными словами.

За такие прекрасные звуки он захотел наградить его бессчетной золотой казной. Царь подсказывает Садко, чтобы тот поспорил с местными купцами, что выловит рыбу с золотыми перьями, и пообещал подкинуть ее ему в невод.

Этот диалог очень интересно описывает былина «Садко». Краткое содержание, однако, продолжается тем, что когда развеселился купеческий народ на одном из пиров, то Садко, воспользовавшись моментом, предложил спор и похвастался, что поймает в озере чудо-чудное, рыбу «золотые перья».

Но никто этим сказкам не поверил, поэтому трое купцов с легкостью согласились биться об заклад. Спорщик трижды закидывал невод и вытаскивал по одной золотой рыбке. Обескураженные купцы отдали проспоренные три лавки самого лучшего товара. Со временем Садко сделался настоящим богачом и стал получать «великие барыши».

Садко обещает выкупить весь товар

Его жизнь сильно изменилась, он баловался настоящей роскошью и воплощал в жизнь любые свои фантазии. У него появились белокаменные палаты, он стал закатывать роскошные пиры и приглашать всю именитую новгородскую знать. Охмелевшие купцы каждый раз начинали хвалиться, у кого добрый конь, у кого жена красавица, а у кого бессчетная казна.

Садко, однако, всегда молчал, но до определенного времени, а вот потом, когда ему предложили чем-нибудь похвалиться, он сказал, что слишком богат и что может купить все товары в лавках Новгорода. Только купец Садко вымолвил эти слова, гости, оскорбленные эдакой непомерной гордыней, сразу ударили с ним об заклад.

Вот так набирает свой интригующий оборот былина «Садко». Краткое содержание продолжается тем, что на следующий день Садко распоряжается, чтобы его дружине выдали кучу денег и отправляет ее во все торговые лавки города скупать подряд весь товар. А сам пошел в гостиный ряд, чтобы тоже скупить все без разбору.

Садко проспорил

Однако на следующее утро купцы опять навезли товару, только в два раза больше. И дружина опять все скупила. И так каждое утро лавки пополнялись товаром больше прежнего. Тогда-то заядлый спорщик и получил хороший урок и признался, что за товарами московскими и заморскими они не поспевают, и что купец новгородский действительно побогаче любого будет.

Но на этом не заканчивается былина «Садко», краткое содержание дальше повествует о том, что Садко проспорил торговцам тридцать тысяч, а вот на остальные оставшиеся у него деньги решил построить тридцать кораблей и отплыть в путешествие, чтобы мир своими глазами посмотреть. Он плывет через Волхов, Ладогу и Неву, а потом входит в открытое море и через некоторое время прибывает в Золотую орду. Там он за хорошую цену продает свой товар, и опять у него в казне много денег. Золотом и серебром он наполняет бочки и оправляется домой в Новгород.

Дальнее путешествие и шторм

Но на обратном пути разбушевался невиданный шторм, и корабли вот-вот пойдут на дно. Мачты гнутся, паруса рвутся. Садко начинает соображать, кто чинит ему такие козни, ведь он понимает, кому уже так давно он не платил дань. Тогда он берет бочку с серебром и кидает в море, но стихия не унимается, и корабли не двигаются с места из-за сильного ветра. Тогда Садко приказывает скинуть бочку с золотом, но и тогда буря не утихает. И тут он понимает, что морской Царь хочет получить «живую голову». На корабле был кинут жребий, который дважды пал на самого Садко. И тогда он отдает свои последние распоряжения. Все свое наследство он завещает церквям Божиим, жене молодой, нищей братии и храбрым дружинникам.

В царстве морском

И вот, попрощавшись со всеми, взяв свои родные гусли, он отправляется в море на плоту. Шторм сразу утих, и корабль отправились на своему пути. Садко задремал и проснулся уже в морских владениях в хоромах белокаменных Царя морского, который не скрывал своей радости и сказал, что давненько гусляр ему дани не платил, поэтому и сам в подарочек пошел.

Святой Никола Можайский

Царь морей сразу попросил сыграть ему на гуслях, и музыкант, взмахнув рукой, ударил по звонким струнам. Понеслась веселая плясовая музыка. На дне морском начались настоящие пляски. Трое суток купец играл без перерыва, за это время потонуло огромное количество кораблей, затопились берега и села.

Бедный земной народ взмолился святому Николе Можайскому (Николаю Чудотворцу). И тут возле гусляра появляется святой старец. Он ткнул его в плечо и строго, но по-доброму объяснил, что пора заканчивать пляски. Садко ответил ему, что у него приказ и что он не в силах ослушаться Царя морей. Тогда святой Никола подсказал ему, чтобы тот порвал струны. А еще предупредил, что если Царь предложит жениться, то пусть из сотен предложенных невест он выбирает себе самую последнюю, Чернавушку, и в брачную не ложится с ней в постель, иначе навсегда останется на дне морском.

Родные края

Садко так и сделал, одним взмахом он порвал струны и поломал гусли. Буря сразу стихла. Задобренный Царь в благодарность предложил ему выбрать себе любую невесту из его дочерей. Утром гусляр приходит на смотрины и видит триста необыкновенных красавиц, но помнит слова святого старца и выбирает девицу Чернавушку. После свадебного пира он называет ее своею суженою и уходит с ней в опочивальню. К ней он даже пальцем не прикоснулся, заснул на брачном ложе крепким сном, а когда проснулся, был уже на родном берегу реки Чернавы в Новгороде. На Волхове-реке он увидел свои целые и невредимые корабли, тихо подплывающие к берегу. Там находились его жена с детьми и друзья, которые слезно поминали Садко, и тут, увидев его живого и невредимого, они не поверили своим глазам. Все стали обниматься и целоваться. Садко выгрузил все богатства с кораблей. И первым делом взялся за строительство соборной церкви в честь святого Николы Можайского. Исполнилась воля святого.

Так закончила былина «Садко» очень краткое содержание всего сюжета. После этого уже не плавал по морям гусляр, а стал мирно поживать в своем Новгороде.

Былина «Садко»: краткое содержание и автор

У былины этой могут быть разные интерпретации. По гипотезе некоторых историков, основой этой древнейшей былины стала песня о новгородском купце по имени Содко Сытинець, который упоминается в летописном издании от 1167 года как строитель церкви Бориса и Глеба в Новгороде. Наверняка образ Садко со временем перетрансформировался в индоевропейский образ мифического жениха дочери владыки морей и океанов.

Раскрывяа тему «Садко»: краткое содержание, автор», нужно отметить, что автором былин и песен является народ. Однако по этому произведению была создана знаменитая опера «Садко» Римского-Корсакова (1897 г.). А в 1952 году была снята великолепная сказка «Садко» режиссера А. Птушко.

schoolessay.ru

Краткое содержание былины Садко читать

Краткое содержание былины Садко

­

В Великом Новгороде жил-был молодой гусельщик по имени Садко. В городе все его называли Садко-гусляр. Богатства у него несметного не было. Жил бобылем, ни кола ни двора, ел хлеб, да запивал квасом. Одно было у него достояние — гусли яровчатые. Слава о его таланте ходила по всему городу, потому приглашали Садко на все пиршества в боярские терема, да в купеческие хоромы. Играл он от души, да так, что все бояре заслушивались. Тем он и жил, что по пирам ходил.

Однажды, вышло так, что весь день его никуда не приглашали. Он не стал переживать, пораньше лег спать и ждал, что назавтра пригласят. Но и следующие дня два его на пиры не звали. Пригорюнился тогда Садко, взял свои гусли яровчатые и пошел к Ильмень-озеру. Присел он на камень и ударил в струны звонкие, завел свою песню. Так играл он до вечера, пока красно солнышко не стало садиться. Тогда Ильмень-озеро взволновалось, поднялась высокая волна, а из неё вышел сам царь водяной. От неожиданности гусляр оторопел, а водяной ему и говорит: «Ай же ты, Садко Новгородский!/ Не знаю, чем буде тебя пожаловать».

Как оказалось, у него на дне озера было пиршество, а гусляр молодой своей игрой повеселил и потешил вдоволь гостей. За это водяной хотел отблагодарить его и открыл тайну озера. Он сказал, что завтра в городе будет пир у первостатейного купца. Во время того застолья подвыпившие гости станут хвалиться и хвастаться своими богатствами. Один будет хвастать несчетной золотой казной, второй — товарами заморскими, третий — добрым конем, глупый — молодой женой, а умный — своими родителями. Когда спросят купцы, чем он сам может похвастать, Садко должен ответ держать так, как водяной его научит. Тогда и сам он станет богатым.

На следующий день, действительно, позвали Садко на пиршество в белокаменные палаты одного именитого купца. Там он играл на своих гуслях и веселил народ. Когда купцы подвыпили, как и обещал водяной, все они стали хвастать да похваляться. Затем они принялись у молодого гусляра спрашивать, чем он может похвастать. На это Садко отвечал: «Ай же вы, купцы богатые новгородские!/ А и как чем мне, Садку, хвастать?» Ведь не было у него ни злата, ни серебра. Единственное, чем он мог похвастать, так это тайной Ильмень-озера. Тогда поведал Садко об этом чуде-чудном и диве-дивном купцам.

В этом озере водилась рыба — золотое перо. Никто ее пока еще не вылавливал. Кто эту рыбку выловит, да ухи из неё отведает, тот из старого в молодого превратится. Зашумели купцы, заспорили, не поверили ему вначале. Тогда, Садко стал об заклад биться, что такая рыба в озере есть. Купцы именья свои прозакладывали, а в чудо верить не хотели. Садко в ответ свою буйную голову заложил. На том спор и закончили рукобитьем об заклад. Вскоре Садко выиграл спор, так как купцам удалось три раза к ряду рыбу чудную словить. За это гусляра наградили лавками дорогих товаров, после чего он стремительно стал богатеть.

Вскоре Садко превратился из бедного сироты в одного из самых именитых купцов Новгорода. Его приказчики торговали товарами не только у себя в городе, но и в иных местах. Множилось его богатство не по дням, а по часам. Он и палаты белокаменные выстроил с горницей из заморского дерева и златыми комнатами, и жену молодую привел, и стал часто проводить пиры для местных бояр. Гости, захмелев, часто спорили и похвалялись, как обычно. Во время одного из таких пиров, Садко признался гостям, что может скупить все товары новгородские и все еще богатым остаться.

Не поверили в его заносчивую речь бояре и даже обиделись. Тогда, Садко стал об заклад биться. На том столованье и закончилось. А на следующее утро, заранее отсыпав золота из казны, он отправился со своей дружиной и помощниками скупать все товары в городе, дорогие и не очень. С утра до вечера все скупали, к закату ничего не осталось на прилавках. На следующий день еще больше товаров в Великий Новгород навезли, но Садко с помощниками скупил всё, не оставив и медного гроша. И на третий день Садко послал помощников с золотой казной, а сам пошел в гостиный ряд посмотреть товары. А там за ночь еще больше товаров навезли из Москвы, Твери и других городов.

Увидев это, призадумался Садко и понял, что не осилить ему всего Великого Новгорода. Видно, он не настолько богат, как город. Решил он отдать тридцать тысяч, проигранных в споре, а сам построил тридцать кораблей, нагрузил скупленным товаром и поплыл в страны заморские торговать. В путешествии он успешно распродал новгородские товары и с большой прибылью возвращался по синему морю домой. Но на обратном пути приключилось странное: все корабли остановились, будто к месту приросли и дальше двигаться не могли. Все сорок кораблей, словно на якоря встали. Ветер мачты гнет, волны морские плещутся, а корабли с места не трогаются.

Садко призадумался и решил, что царь морской требует у них выкупа, ведь давно ему дань не плачивали. Приказал он своим ребятушкам бочку золота метать в синее море. Сделали, как сказано, а корабли все не сдвигаются. Тогда он понял, что царю морскому нужна живая душа и решили метать жребий. Как не метали, а все на Садко падал жребий. Набрался он смелости и приказал опускать лодку на воду. Перед тем, как спуститься в море он попросил принести ему бумагу да перья, чтобы отписать свое наследство. Добрую часть отписал монастырям, своим помощникам, дружине и приказчикам. Много казны отписал нищим, вдовам и сиротам, ну и про свою молодую жену не забыл.

После этого он приказал ребятам спускать его на воду. Садко с собой прихватил гусли звонкие, чтобы сыграть на них в последний раз. На дубовой доске он поплыл по синему морю. Все корабли тотчас с места тронулись и поплыли своим путем. Пока играл он на гуслях и тужил о своей судьбинушке, не заметил, как уснул на плоту. Проснулся он уже во владениях морского царя. Морской царь обрадовался гостю и говорит: «Век ты, Садко, по морю езживал,/ Мне, царю, дани не плачивал». Попросил его царь сыграть на гуслях, а сам пустился в неуемный пляс. Так Садко играл, сутки, вторые, третьи. А царь все не унимался. От его плясок взбушевалось море, поднялась страшная буря, разбила и потопила множество кораблей.

Народ стал молиться святому Миколе Можайскому. Именно он подсказал гусляру остановить музыку. Однако Садко никак не мог, ведь ему сам царь приказал играть. Тогда Микола Можайский научил его порвать все струны. Он дал ему еще один совет. Если царь прикажет выбрать жену в морском царстве, то не надо с ним спорить, а надо выбирать самую последнюю, ту, что Чернавушкой зовут. Самое главное с ней в первую ночь не ложиться в постель, а то навсегда он застрянет в море. Так Садко и поступил. Одним взмахом руки порвал он струны на гуслях. Вмиг утихла буря, а благодарный царь предложил ему выбрать себе жену.

Рано утром отвели гусляра на смотрины. Триста невест повидал он, но выбрал самую последнюю, как и советовал святой. Чернавушку он назвал своей суженой, а после пира, когда они остались одни, он не стал к ней прикасаться. На следующее утро он проснулся в Новгороде на крутом берегу реки. С берега он увидал свои сорок кораблей, все целые и невредимые. На кораблях его жена с дружиной поминают его и поверить не могут своим глазам, что Садко вернулся живой и невредимый. На вырученные богатства он решил построить в Новгороде соборную церковь в честь Миколы Можайского. Об этом его попросил святой. С тех пор, Садко больше не выходил в синее море, а жил себе поживал в славном Нове-Граде.

см. также:
Краткие содержания других произведений

Характеристика героя Садко

Сочинения по произведению былины Садко

www.sdamna5.ru

Ответы@Mail.Ru: краткое содержание про Садко

Былина «Садко»
События в былине разворачиваются в городе Новгороде. Она распадается на две части (Садко получает богатство и Садко у Морского царя) . Главный герой – гусляр Садко. В начале былины им пренебрегли новгородские бояре, перестали звать его на пиры. Обидевшись, Садко идет к Ильмень-озеру, садится на «бел-горюч камень» и начинает играть в «гуселки яровчаты». Его игра понравилась Морскому царю:
Решил Морской царь помочь Садко, одарить его несметным богатством. Велел ему побиться об заклад с купцами новгородскими, что поймает в озере рыбу – золотое перо. Эту рыбу царь пошлет Садко в сети.
Гусляр так и сделал и выиграл в споре с купцами три лавки красного товару, разбогател, воздвиг пышные палаты, украсив их дивной росписью:

Садко «зазывал к себе на почестен пир знатных гостей», которые на пиру наедалися, напивалися и похвальбами все похвалялися». Похвалился Садко скупить все товары в в Новгороде, поспорил в богатстве с ним. Но спор проиграл: сколько он ни скупал товаров в новгородских лавках, на утро в них появлялись привезенные со всей Руси все новые и новые. И понял Садко, что не он купец богатый новгородский – побогаче его славный Новгород. И если в начале былины народное сознание на стороне бедного гусляра, то Садко-купец, возомнивший, что он богаче и сильнее целого торгового города, лишен сочувствия народа. Былина заставляет его признать победу Новгорода. В ней со всей определенностью выражена мысль о торговой мощи великого города северной Руси.
Во второй части былины Садко, богатый купец, снаряжает корабли и отправляется с товарищами торговать за море:
Так в былину вводится пейзаж. Корабли встали на море – Морской царь не пускает Садко, требует от него выкуп. Сначала корабельщики пытаются откупиться бочкой чистого серебра, красна золота, а волной все бьет, паруса рвет, а «корабли все не идут с места на синем море». Садко догадывается, что царь Морской требует «живой головы во сине море». Трижды кидают жребий, кому идти к Морскому царю. И как Садко не ловчил, жребий пал на него. Взяв только гусли, Садко бросается в морскую пучину.
Изображение подводного царства в былине реально, пейзаж реалистичен:
Перед нами скорее не фантастика, а определенная доля условности. Так же изображен и сам царь Морской. В былине дается лишь одна деталь его портрета: «голова у царя, как куча сенная». Певцы пользуются приемом гиперболизации: голова царя сравнивается с кучей сена, что указывает на значительные ее размеры и вносит элемент комизма.

Далее разворачивается сцена игры Садко на гуслях и пляски Морского царя. В былине неоднократно подчеркивается искусство Садко, его мастерство:
Благодарный за потеху, Морской царь стал уговаривать Садко жениться на одной из тридцати своих дочерей. А в это время в синем море вода колеблется, разбиваются корабли, тонут люди праведные.
Православный человек в реальной действительности в поисках избавления от несчастий всегда обращается к христианским святым, что находит отражение и в былине: «стал народ молиться Миколе Можайскому». Неслучайно в былину вводится образ христианского заступника Миколы – покровителя всех мореплавателей и мореходов. В этом проявляется общая христианская идея русского фольклора:
Святой Микола учит незадачливого гусляра, как ему вернуться в Новгород. В невесты себе он должен выбрать последнюю дочь Морского царя – девушку Чернавушку. Послушавшись мудрого совета, наутро Садко оказался на суше, а девушка, которую он выбрал, оказалась новгородской рекой. В благодарность Садко построил соборную церковь Миколы

otvet.mail.ru

Краткое содержание, пересказ, изложение, сюжет оперы: Николай Андреевич Римский-Корсаков. Садко


САДКО

Опера-былина в семи картинах

 

Либретто Н. А. Римского-Корсакова и В. И. Бельского

 

Действующие лица:

 

Фома Назарьич

Лука Зиновьич

}

старшина и воевода,

настоятели новгородские

тенор

бас

Садко, гусляр и певец в Новгороде

Любава Буслаевна, молодая жена его

Нежата, молодой гусляр из Киева-города

тенор

меццо‑сопрано

контральто

Дуда

Сопель

1-й, 2-й

}

скоморошины удалые

бас

тенор

1-е и 2-е меццо‑сопрано

Варяжский

Индийский

Веденецкий

}

заморские гости

бас

тенор

баритон

Океан-море, царь морской

Волхова, царевна прекрасная, его дочь

молодшая, любимая

Видение: Старчище могуч-богатырь

во образе калики перехожего

бас

 

сопрано

 

баритон

 

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

Об опере на сюжет новгородской былины о Садко Римский-Корсаков думал еще в 1880-х годах, но к работе над ней приступил лишь летом 1894 года. Своим замыслом Римский-Корсаков поделился с В. В. Стасовым — выдающимся ученым-демократом и музыкальным критиком, с которым его связывала многолетняя творческая дружба. Стасов откликнулся большим письмом, в котором, ссылаясь на многочисленные варианты былины, советовал композитору шире показать картины реальной народной жизни и быта древнего Новгорода.

Опера по первоначальному плану, в котором много места уделялось сказочно-фантастическим сценам, была закончена к осени 1895 года. Однако со временем Римский-Корсаков принял стасовские предложения и летом следующего года подверг произведение серьезной переработке, воспользовавшись при этом помощью В. И. Бельского (1866—1946) — будущего либреттиста «Сказки о царе Салтане», «Сказания о граде Китеже» и «Золотого петушка».

Благодаря переделкам, рядом с образом народного певца, гусляра Садко, возник образ его жены Любавы — преданной, верно любящей русской женщины; народные сцены были значительно развиты и обогащены новыми эпизодами.

Опера приобрела характер полнокровного, правдивого повествования о могучей и самобытной жизни народа, заняв место среди наиболее ярких и значительных произведений русской оперной классики.

Осенью 1896 года опера была предложена дирекции Мариинского театра, но встретила холодный прием; Николай II собственноручно вычеркнул ее из репертуара. Впервые «Садко» был поставлен на сцене московской частной оперы С. И. Мамонтова. Премьера состоялась 26 декабря 1897 года (7 января 1898 года) и прошла с большим успехом.

 

СЮЖЕТ

В богатых хоромах пируют новгородские купцы. С ними молодой гусляр Нежата из Киева, скоморохи Дуда и Сопель, городские настоятели Фома Назарьич и Лука Зиновьич. Гости торговые похваляются своим богатством и властью. Нежата поет былину о могучем Волхе Всеславиче. Но Садко корит купцов за пустую похвальбу. Он мечтает о странствиях, чтобы далеко по просторам земли разнести славу Новгорода. Не понравились дерзкие речи богатым настоятелям и купцам, и прогнали они Садко.

Садко пришел на пустынный берег Ильмень-озера и запел печальную песню. Услыхало его Ильмень-озеро; легкий ветерок всколыхнул воду, тростниками прошелестел, и увидел Садко, что плывет к берегу стадо лебедей. Вышли они на берег и обернулись девицами, а среди них прекрасная царевна Волхова, любимая дочь царя Морского. Полонили ее чудные песни Садко, и пообещала она гусляру на прощание три рыбки золото-перо, что водятся в Ильмень-озере, предсказала богатство и счастье. Близится рассвет, из озерной глубины послышался голос Морского царя, зовущего своих дочерей. Царевна Волхова и ее сестры, вновь обернувшись лебедями, уплыли вдаль от берега.

Ждет не дождется Любава своего беспокойного мужа. Она не понимает его мечтаний и горько сетует на судьбу. Пришел Садко; с любовью и заботой она бросилась к нему, а он ее и слушать не хочет: его околдовала своей красотой царевна Волхова. Услышал Садко колокольный звон, вспомнилось ему обещание Морской царевны, и решил он пойти на люди, попытать своего счастья.

На новгородской пристани у Ильмень-озера вокруг заморских торговых гостей толпится народ. Сюда пришел Садко со своей заветной думой. Купцы и настоятели со скоморохами смеются над рассказом гусляра о рыбе чудной золото-перо, что водится в Ильмень-озере; Садко предложил им биться об заклад. Забросил он сеть в озеро и вытащил ее с тремя рыбами золото-перо, а мелкая рыбешка превратилась в слитки золота. Садко стал самым богатым человеком в Новгороде. Он собрал дружину, накупил товаров, снарядил тридцать кораблей и один корабль. Заморские купцы — варяжский, индийский и веденецкий — рассказывают о далеких странах, чтобы Садко знал, куда держать путь. Он простился с женой, с новгородским людом, и корабли отплыли в дальние неведомые края.

Двенадцать лет плавал Садко, и однажды остановился его корабль среди моря. Поняли новгородцы, что Морской царь требует дани. Корабельщики бросали в море бочки с золотом, серебром, жемчугом — все стоит корабль с поникшими парусами. Они стали метать жребий: кого из них требует к себе царь Морской, и жребий выпал Садко. Бросили на воду дубовую доску, и только Садко ступил на нее, как поднялся ветер, паруса наполнились, и корабль скрылся вдали.

Садко остался один среди синего моря. Он ударил по струнам своих гуслей, и, словно в ответ, донеслись голоса дочерей царя Морского и царевны Волховы. Вода заволновалась, расступилась, и гусляр опустился в пучину моря.

Он оказался в лазоревом подводном тереме перед царем Морским и царицей Водяницей. Царь приказал Садко петь величальную песню, и так ему понравилось чудное пение, что он предложил гусляру остаться и взять себе в жены царевну Волхову. Подводные жители встречают молодых веселыми танцами. Вот и сам Садко взялся за гусли, и все царство пустилось в неистовую пляску. На море поднялась буря, стали тонуть корабли, но появился Старчище могуч-богатырь и тяжкой палицей выбил гусли из рук Садко. Он возвестил конец власти царя Морского, а дочери его назначил стать рекой. Царство подводное погрузилось в морские глубины и пропало, а Садко с Волховой в раковине, запряженной касатками, устремился на волю, к Новгороду.

Садко уснул на зеленом берегу Ильмень-озера, убаюканный пением Волховы. И, лишь уснул, рассеялась морская царевна алым утренним туманом по зеленому лугу. Садко пробудился, услыхав горестные жалобы своей жены — Любавы Буслаевны. Пока они беседовали после долгой разлуки, взошло солнце, туман растаял, и открылась их взорам река Волхова, а по ней уже бегут к Ильмень-озеру корабли с дружиной Садко. Навстречу им высыпал народ. Все дивятся нежданному возвращению Садко с кораблями, а больше всего — широкой реке Волхове, которая пролегла от Ильмень-озера до самого синего моря. Садко поведал о своих чудесных странствиях, и народ восславил гусляра, Волхову-реку и великий Новгород.

 

МУЗЫКА

«Садко» — яркий образец эпической оперы, для которой характерно замедленное, плавное течение действия, воскрешающее дух старинных былинных сказов. Музыкальные портреты главных действующих лиц даются в широко развитых вокальных номерах, картины народной жизни и быта — в монументальных хоровых сценах. Музыка оперы насыщена яркими, выпуклыми контрастами.

Образы сказочного подводного царства, воплощаемые средствами гибкой, прихотливой мелодики и необычных гармоний, противопоставлены картинам реальной народной жизни и образам русских людей, в обрисовке которых главным выразительным средством является русская народная песенность.

Опера открывается величавым оркестровым вступлением «Океан-море синее».

Картина первая — большая хоровая сцена, насыщенная буйным весельем. Ее среднюю часть составляют два эпизода: степенная, неторопливая былина Нежаты и сцена Садко с хором, в центре которой его певучий речитатив «Кабы была у меня золота казна», незаметно переходящий в арию. Картина завершается насмешливой и задорной пляской скоморохов, которая сплетается с музыкой начального хора.

Картина вторая чередует фантастические и лирические сцены. Краткое оркестровое вступление рисует тихий вечер на берегу Ильмень-озера и подгатавливает начало задумчиво-печальной песни Садко «Ой ты, темная дубравушка». Хор девиц подводного царства с колоратурным пением морской царевны выдержан в прозрачных светлых тонах и полон безмятежного покоя. Оживленная хороводная песня Садко сменяется мечтательным и чистым любовным дуэтом, в который временами вплетаются доносящиеся издали отголоски хороводной песни. Прощание Садко и Волховы прерывается таинственными сигналами труб и призывами Морского царя.

Небольшое оркестровое вступление к третьей картине предшествует речитативу и арии Любавы, проникнутым глубокой грустью и тоской; при появлении Садко печаль сменяется радостным оживлением. В следующей затем сцене взволнованным, полным любви и озабоченности репликам Любавы противопоставлены мечтательные фразы Садко; в оркестре звучат мелодии царевны Волховы. Решительный речитатив Садко и страстная молитва покинутой Любавы завершают картину.

Четвертая картина занимает центральное место в композиции оперы. Она состоит из двух больших частей: монументальной хоровой сцены (торжище у пристани) и ряда сцен, связанных с Садко. В первой части могучие хоры народа, монотонное пение калик перехожих, озорные скоморошьи припевки и наигрыши, таинственные пророчества волхвов, голоса настоятелей и Нежаты тесно переплетаются, объединяясь в развернутый ансамбль, подготавливающий появление Садко. Следует ряд речитативных эпизодов (спор с купцами, ловля рыбы), которые венчаются торжественным хором «Слава, слава тебе, молодой гусляр» и сверкающим фанфарным лейтмотивом золота. Обращение Садко к дружине и хоры дружинников, выдержанные в духе привольной русской песни, обрамляют величавое пение Нежаты «Как на озере на Ильмене». Суровая, мужественная песня Варяжского (скандинавского) гостя сменяется созерцательно-лиричной песней Индийского гостя и светлой, льющейся широким мелодическим потоком песней Веденецкого (итальянского; город Веденец — Венеция) гостя. Садко запевает раздольную русскую песню «Высота ль, высота поднебесная», которую подхватывают дружина и народ; поддержанная оркестром, она ширится и крепнет, приводя к ликующему, могучему заключению.

Оркестровое вступление к пятой картине рисует морской пейзаж (музыка та же, что и во вступлении к опере). В хоровой сцене Садко с корабельщиками, передавая их недобрые предчувствия, мелодия песни «Высота ль, высота» приобретает печальную окраску. Ария Садко (прощание с дружиной) близка к скорбным протяжным народным напевам. Широкий оркестровый эпизод, построенный на темах моря, золотых рыбок и Морского царя, изображает погружение Садко в морскую пучину (переход к следующей картине).

Картина шестая начинается хором девиц подводного царства с участием Волховы. К светлой величальной песне Садко «Синее море грозно, широко» присоединяются голоса Волховы, царя Морского и его дочерей. Яркими оркестровыми красками переливается «шествие чуд морских». Радостная свадебная песня сменяется колоритными танцами речек и ручейков, золотоперых и сереброчешуйных рыбок. Плясовая песня Садко, вначале спокойная, постепенно оживляется, превращаясь в неистовую общую пляску. Звучит грозный речитатив Старчища на фоне могучих аккордов органа. Симфоническое развитие музыкальных тем моря, в которое вплетаются голоса Садко и Волховы, приводит к последней, заключительной картине оперы.

Картина седьмая открывается проникновенной, лирически теплой колыбельной песней Волховы. Ярким контрастом ей звучат тоскливые причитания Любавы, переходящие в радостный любовный дуэт. Вновь слышна мужественная мелодия песни «Высота ль, высота» (появление кораблей), которая служит основой монументального ансамбля с хором, венчающего оперу мощным, ликующим гимном.




vsekratko.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *