Романтизм сентиментализм классицизм кратко – Литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм) — Сочинение по русской литературе — Подготовка к ЕГЭ

объясните, пожалуйста, Сентиментализм, романтизм, классицизм, обычными словами и если можете напишите мне их признак

Сентиментали́зм (франц. sentimentalisme, от англ. sentimental, франц. sentiment – чувство) — умонастроение в западноевропейской и русской культуре и соответствующее литературное направление. В Европе существовал с 20-х по 80-е годы XVIII века, в России — в конце XVIII — начале XIX века.

Доминантой «человеческой природы» сентиментализм объявил чувство, а не разум, что отличало его от классицизма. Не порывая с Просвещением, сентиментализм остался верен идеалу нормативной личности, однако условием её осуществления полагал не «разумное» переустройство мира, а высвобождение и совершенствование «естественных» чувств. Герой просветительской литературы в сентиментализме более индивидуализирован, его внутренний мир обогащается способностью сопереживать, чутко откликаться на происходящее вокруг. По происхождению (или по убеждениям) сентименталистский герой — демократ; богатый духовный мир простолюдина — одно из основных открытий и завоеваний сентиментализма.

Романти́зм (фр. romantisme) — явление европейской культуры в XVIII—XIX веках, представляющее собой реакцию на Просвещение и стимулированный им научно-технический прогресс; идейное и художественное направление в европейской и американской культуре конца XVIII века — первой половины XIX века. Характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы.

Классици́зм (фр. classicisme, от лат. classicus — образцовый) — художественный стиль и эстетическое направление в европейском искусстве XVII—XIX вв.

В основе классицизма лежат идеи рационализма, которые формировались одновременно с таковыми же в философии Декарта. Художественное произведение, с точки зрения классицизма, должно строиться на основании строгих канонов, тем самым обнаруживая стройность и логичность самого мироздания. Интерес для классицизма представляет только вечное, неизменное — в каждом явлении он стремится распознать только существенные, типологические черты, отбрасывая случайные индивидуальные признаки. Эстетика классицизма придаёт огромное значение общественно-воспитательной функции искусства. Многие правила и каноны классицизм берет из античного искусства (Аристотель, Гораций) .

Классицизм устанавливает строгую иерархию жанров, которые делятся на высокие (ода, трагедия, эпопея) и низкие (комедия, сатира, басня) . Каждый жанр имеет строго определённые признаки, смешение которых не допускается.

otvet.mail.ru

Чем романтизм отличается от классицизма и сентиментализма

Классицизм — 17-начало 19 вв. — основано на подражании античным образцам. Романтизм, появившийся в первой четверти 19 века, выступал против канонов классицизма, призывал к национальному и индивидуальному своеобразию, изображал идеальных героев и идеальные чувства. Зародилось в Германии, яркий представитель — Брентано. Последним романтиком назвал себя Г. Гейне. Сентиментализм — литературное направление 18-начало 19вв. в России, отличавшееся излишней чувствительностью и идеализированным изображением героев, их переживаний. Лучший представитель сентиментализма Карамзин с его слезливыми романами «Бедная Лиза», «Наталья, боярская дочь».

В классицизме все строго и четко. В сентиментализме преобладают чувства. А в романтизме обязательно есть какой-то порыв, стремление к чему-то непостижимому. К идеалу, совершенству, свободе. И Любовь. Романтизм отличается от классицизма и сентиментализма по всем параметрам.

Романтизм, в отличии от классицизма, не признает канонов и разделения на высокие (трагедия, ода) и низкие (комедия, басня) жанры. сентименитализм даже романтизм перещеголял в плаксивости.

touch.otvet.mail.ru

Традиционные (классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм) и новаторские (модернизм, постмодернизм) направления развития русской литературы

Подробности
Категория: Реклама

КЛАССИЦИЗМ, одно из важнейших направлений искусства прошлого, художественный стиль, в основе которого лежит нормативная эстетика, требующая строгого соблюдения ряда правил, канонов, единств. Правила классицизма имеют первостепенное значение как средства, обеспечивающие главную цель – просвещать и наставлять публику, обращая ее к возвышенным примерам. Эстетика классицизма отражала стремление к идеализации действительности, за счет отказа от изображения сложной и многоплановой реальности. В театральном искусстве это направление утвердило себя в творчестве, прежде всего, французских авторов: Корнеля, Расина, Вольтера, Мольера. Классицизм оказал большое влияние на русский национальный театр (А.П.Сумароков, В.А.Озеров, Д.И.Фонвизин и др.). 

«Классицизм» (от латинского «classicus», т.е. «образцовый») предполагал устойчивую ориентацию нового искусства на античный лад, что вовсе не означало простого копирования античных образцов. Классицизм осуществляет преемственность и с эстетическими концепциями эпохи Возрождения, которые ориентировались на античность.

СЕНТИМЕНТАЛИЗМ (фр. Sentiment) – направление в европейской литературе и искусстве второй половины 18 в., сформировавшееся в рамках позднего Просвещения и отразившее рост демократических настроений общества. Зародился в лирике и романе; позже, проникая в театральное искусство, дал толчок возникновению жанров «слезной комедии» и мещанской драмы.

РОМАНТИЗМ – (фр. romantisme, от средневекового фр. romant – роман) – направление в искусстве, сформировавшееся в рамках общелитературного течения на рубеже 18–19 вв. в Германии. Получил распространение во всех странах Европы и Америки. Наивысший пик романтизма приходится на первую четверть 19 в.

ранцузское слово romantisme восходит к испанскому romance (в средние века так называли испанские романсы, а затем и рыцарский роман), английскому romantic, превратившемуся в 18 в. в romantique и означавшему тогда «странное», «фантастическое», «живописное». В начале 19 в. романтизм становится обозначением нового направления, противоположного классицизму.

Входя в антитезу «классицизм» – «романтизм», направление предполагало противопоставление классицистического требования правил романтической свободе от правил. Такое понимание романтизма сохраняется и по сей день, но, как пишет литературовед Ю.Манн, романтизм «не просто отрицание „правил», но следование «правилам» более сложным и прихотливым».

Центр художественной системы романтизма – личность, а его главный конфликт – личности и общества. Решающей предпосылкой развития романтизма стали события Великой французской революции. Появление романтизма связано с антипросветительским движением, причины которого лежат в разочаровании в цивилизации, в социальном, промышленном, политическом и научном прогрессе, результатом которого явились новые контрасты и противоречия, нивелировка и духовное опустошение личности.

Реализм — (лат. вещественный, действительный) – направление в литературеи искусстве, ставящее целью правдивое воспроизведение действительности в её типических чертах.

Признаки:

1.Художественное изображение жизни в образах, соответствующее сути явлений самой жизни.

2.Реальность является средством познания человеком себя и окружающего мира.

3.Типизация образов. Это достигается через правдивость деталей в конкретных условиях.

4.Даже при трагическом конфликте искусство жизнеутверждающее.

5.Реализму присуще стремление рассматривать действительность в развитии, способность обнаруживать развитие новых социальных, психологических и общественных отношений.

Реалисты отрицали «темный набор» мистических понятий, изощрённые формы новейшей поэзии.

Молодой реализм порубежной эпохи обладал всеми признаками преобразующегося, идущего и обретающего истину искусства, причем его создатели шли к своим открытиям путем субъективных мироощущений, раздумий, мечтаний. Эта особенность, рожденная авторским восприятием времени, определила отличие реалистической литературы начала нашего столетия от русской классики.

Прозе XIX века всегда был свойственен образ человека, если не адекватный идеалу писателя, то воплощавшие заветные его мысли. Из произведений новой поры почти исчез герой – носитель представлений самого художника. Тут чувствовалась традиция 

Гоголя, а особенно Чехова.

Модернизм — (фр. новейший, современный) – искусство, рождённое  XX веком.  

Это понятие используется для обозначения новых явлений в литературе и других видах искусства.

Модернизм в литературе – это литературное направление, эстетическая концепция, формировавшаяся в 1910-е годы и сложившаяся в художественное направление в литературе военных и послевоенных лет.

Основоположниками модернизма являются М.Пруст «В поисках утраченного времени», Дж.Джойс «Улисс», Ф.Кафка «Процесс».  

Расцвет модернизма приходится на 1920 год. Основной задачей модернизма является проникновение в глубины сознания и подсознания человека, передача работы памяти, особенностей восприятия окружающего, в том, как в «мгновениях бытия» преломляется прошлое, настоящее и провидится будущее. Основным приёмом в творчестве модернистов становится «поток сознания», позволяющий запечатлеть движение мыслей, впечатлений, чувств.

Модернизм оказал воздействие на творчество многих писателей XX века. Однако его влияние не было и не могло быть всеобъемлющим. Традиции литературной классики продолжают свою жизнь и развитие 

 

Постмодерни́зм-термин, обозначающий структурно сходные явления в мировой общественной жизни и культуре второй половины XX века: он употребляется как для характеристики постнеклассического типа философствования, так и для комплекса стилей в художественном искусстве. Постмодерн — состояние современной культуры, включающее в себя предпостнеклассическую философскую парадигму, до-постмодернистское искусство, а также массовую культуру этой эпохи. Возникший как антитеза модернизму, открытому для понимания лишь немногим

[8], постмодернизм, облекая всё в игровую форму, нивелирует расстояние между массовым и элитарным потребителем, низводя элиту в массы (гламур). Модернизм — это экстремистское отрицание мира Модерна (с его позитивизмом и сциентизмом), а постмодернизм — это не-экстремистское отрицание все того же Модерна. 

eksdan.ru

Литература XVIII в. Классицизм и сентиментализм |

Литература XVIII в. занимает очень важное место в многовековом процессе литературного развития русского народа. Вырастая на почве, подготовленной древней русской письменностью и народным творчеством, литература XVIII в. впитывает передовые просветительские идеи, начинает вступать в семью наиболее развитых западноевропейских литератур. В первые десятилетия XVIII в. новая русская литература находится еще в младенческом состоянии.

Большинство произведений этого времени дошло до нас без имени авторов. Грамотных людей было мало; литературные произведения, как правило, распространялись рукописным путем. Не созданы были еще художественные формы, необходимые для передачи нового содержания, которое несла развивающаяся жизнь русского общества. Неуклюж и тяжеловесен, заполнен церковнославянскими словами и оборотами язык, не развит стих. Но через эти устарелые формы, мало отличающиеся от привычных видов русской письменности предшествующего века, отражаются в литературе новые начала, внесенные в русскую жизнь преобразованиями Петра I, которые нанесли серьезный удар по старым, средневековым порядкам, спо — Собствовали развитию просвещения, науки. Благочестивые повести превращаются в «гистории» о славных подвигах русских «матросов» и «кавалеров» — представителей, как тогда говорилось, «Российской Европии»; в нескладных виршах (от латинского слова, означающего «стих») славятся уже не бог и святые, а воспеваются человеческие чувства.

Большой шаг вперед новая русская литература делает в 30 — 50-е годы XVIII в. Это связано с активнейшей деятельностью первых крупных писателей — представителей новой русской литературы: А. Д. Кантемира (1708 — 1744), В. К.

Тредиаковского (1703 — 1769), А. П. Сумарокова (1717 — 1777) и в особенности гениального деятеля русской науки и культуры М.

В. Ломоносова (см. ст. «М.

В. Ломоносов»). Эти четыре писателя принадлежали к различным слоям общества (Кантемир и Сумароков — к дворянской верхушке, Тредиаковский был выходцем из среды духовенства, Ломоносов — сыном крестьянина). Но все они боролись с приверженцами допетровской старины, ратовали за дальнейшее развитие просвещения, науки, культуры.

В духе идей века Просвещения (как обычно именуют XVIII столетие) все они были сторонниками так называемого просвещенного абсолютизма: верили в то, что прогрессивные исторические преобразования может осуществить носитель верховной власти — царь. И в пример ставили деятельность Петра I. Прогрессивные идеи, которыми в большей или меньшей степени проникнута деятельность Кантемира, Тредиаковского, Ломоносова, Сумарокова, существенно повышают общественный вес и значение создаваемой ими новой русской литературы. Литература отныне выходит на передовые позиции общественного развития, становится в лучших своих проявлениях воспитательницей общества. Для нового содержания создаются новые формы. Усилиями Кантемира, Тредиаковского, Ломоносова и Сумарокова складывается в соответствии с развитием передовых европейских литератур первое большое литературное направление, которое стало господствующим на протяжении почти всего XVIII в., — Русский классицизм.

Родоначальники и последователи классицизма основной целью литературы считали служение «пользе общества». Государственные интересы, долг перед отечеством должны были, по их понятиям, безусловно преобладать над частными, личными интересами. В противовес религиозному, средневековому мировоззрению высшим в человеке они считали его разум, законам которого должно полностью подчиняться и художественное творчество. Совершеннейшими, классическими (отсюда получило название и все направление) образцами прекрасного считали они замечательные создания античного, т.

е. древнегреческого и древнеримского, искусства, которое выросло на почве религиозных представлений того времени, но в мифологических образах богов и героев, по существу, прославляло красоту, силу и доблесть человека. Все это составляло сильные стороны классицизма, но в них же заключалась и его слабость, ограниченность. Возвеличение ума шло за счет принижения чувства, непосредственного восприятия окружающей действительности. Создавая художественное произведение, писатель старался всячески приблизиться к античным образцам и строго следовать специально разработанным для этого теоретиками классицизма правилам (см.

ст. «Классицизм во Франции»). Это стесняло свободу творчества, отрывало литературу от жизни, писателя — от современности и тем самым придавало его творчеству условный, искусственный характер. Самое же главное, что общественно-политический строй этой эпохи, основанный на угнетении простого народа, никак не соответствовал разумным понятиям о естественных, нормальных отношениях между людьми. Особенно резко такое несоответствие давало себя знать в самодержавно-крепостнической России XVIII в., где вместо просвещенного абсолютизма господствовал самый безудержный деспотизм. Поэтому именно в русском классицизме, который не случайно был начат сатирами Кантемира, стали усиленно развиваться обличительные, критические темы и мотивы.

С особой силой сказалось это в последнюю треть XVIII в. — время дальнейшего усиления крепостнического гнета и тиранической диктатуры дворян-крепостников во главе с императрицей Екатериной II. Критическое отношение к бесправию, произволу и насилиям отвечало настроениям и интересам широких слоев русского общества.

Общественная роль литературы все более повышается. Последняя треть века — наиболее цветущий период в развитии русской литературы XVIII столетия. Если в 30 — 50-е годы писателей можно было пересчитать по пальцам, то теперь появляются десятки новых писательских имен. Писатели-дворяне занимают преобладающее место. Но есть и немало писателей из низших классов, даже из числа крепостных крестьян.

Возросшее значение литературы почувствовала сама императрица Екатерина II. Она начала весьма активно заниматься писательской деятельностью, но потерпела неудачу. На ее стороне были немногие и по большей части малозначительные авторы.

Почти все крупные писатели, деятели русского просвещения — Н. И. Новиков, Д. И. Фонвизин, Молодой И. А. Крылов, А.

Н. Радищев, Автор комедии «Ябеда» В. В. Капнист И многие другие — вступили в смелую и энергичную борьбу с реакционным литературным лагерем Екатерины и ее прислужников. Борьба эта велась в очень тяжелых условиях.

Произведения неугодных царице писателей запрещались цензурой, а порой и публично сжигались «рукою палача»; их авторов жестоко преследовали, заключали в тюрьмы, приговаривали к смертной казни, ссылали в Сибирь. Но, несмотря на это, передовые идеи, которыми было наполнено их творчество, все больше проникали в сознание общества. Благодаря деятельности главным образом прогрессивных писателей замечательно обогащается сама литература. Создаются новые литературные роды и виды. В предыдущий период литературные произведения писались почти исключительно в стихах. Теперь возникают первые образцы художественной прозы.

Стремительно развивается драматургия. Особенно широкий размах приобретает развитие сатирических жанров. Сатирики XVIII в.

еще следуют правилам классицизма. Но в то же время в их творчестве все более широко отражаются картины и образы реальной жизни. Произведения критических писателей Новикова, Фонвизина, Радищева были прямыми предшественниками творчества основоположников русского критического реализма XIX в. — Пушкина, Гоголя.

Сатира XVIII в. еще ограничена в политическом отношении. Бичуя произвол, насилие, взяточничество, неправосудие, царившие в стране, сатирики не связывали их с порождавшим все это самодержавно-крепостническим строем. По словам выдающегося русского критика Н. А.

Добролюбова, они осуждали «злоупотребления того, Что в наших понятиях есть уже само по себе зло». Впервые негодующе обрушился не только на отдельные злоупотребления, а на все зло самодержавия и крепостничества в целом первый русский революционный писатель — А. Н. Радищев.

На смену классицизму пришло новое литературное направление — Сентиментализм (от французского слова sentiment — чувство). В противовес классицизму писатели этого направления на первый план выдвигали именно чувство. Сентименталисты отстаивали права человека на независимую от гнета государственной абсолютистской машины личную жизнь. Равным образом отстаивали они свободу писателя от принудительных правил классицизма.

Взамен аристократических героев од, поэм и трагедий классицизма с особой теплотой и сочувствием рисовали они в своих романах, повестях, часто имевших форму дневника, переписки, путевых записок, картины обычной жизни обыкновенных, простых людей. Наиболее характерным представителем и главой русского сентиментализма стал Н. М. Карамзин.

Творчество его развернулось в 90 е годы, завершая собой, как и творчество А. Н. Радищева, русскую литературу XVIII в. Всего за семьдесят лет, начиная от первых произведений А. Д. Кантемира и В. К.

historylib.net

Направлений классицизм сентиментализм романтизм реализм

Классификация литературных направлений
классицизм сентиментализм романтизм реализм

Классицизм (от лат. classicus первоклассный)

Течение, возникшее в искусстве и литературе Западной Европы и России в XVII-XVIII веках как выражение идеологии абсолютной монархии. В нем нашли отражение пред-ставление о рационалистической гармонии, строгой упорядоченности мира, вера в разум человека. Получил свое развитие в начале XX века как неоклассицизм.

Представители


Западноевропейская литература

Русская

литература


  • А. П. Сумароков

  • М. В. Ломоносов

Отличительные

черты


  • Наследует традиции искусства античность

  • Действия и поступки героев определяются сточки зрения разума

  • Художественное произведение представляет собой логически по-строенное целое

  • Строгое деление героев на положительных и отрицательных). Герои идеализируются

  • Сюжет и композиция подчиняются принятым правилам (правило трех единств)

  • Повествование должно быть объективным

  • Значимость гражданской проблематики содержания

Деление жанров

Высокие

Низкие

Трагедия

Комедия

Поэма

Басня

Ода

Сатира

В них действуют герои, повествуется об общественной жизни, истории.

В них действуют обычные люди, повествуется о повседневной жизни.

Классификация литературных направлений
классицизм сентиментализм романтизм реализм

______________________________________________________________________________________________________________________

Сентиментализм (от фр. Sentimental – чувствительный)

Литературное течение, возникшее в искусстве и литературе Западной Европы и Рос-сии в конце XVII — начале XIX веков. Выступает против отвлечённости и рассудочности произведений классицизма. В нём нашло отражение стремление изобразить челове-ческую психологию.

Представители


Русская литература

Отличительные черты


  • Действия и поступки героев определяются с точки зрения чувств. Преувеличенная чувствительность героев

  • Идеализация действительности, субъективное изображе-ние мира

  • В центре изображения — чувства, природа

  • Представители низших сословий наделяются богатым ду-ховным миром

  • Идеалом является нравственная чистота, неиспорчен-ность

  • Значимость гражданской проблематики содержания

Литературные формы

Эпос

Лирика

Драма

Сентиментальная повесть

Элегия

Мещанская драма

Путевые заметки

Народные песни

Послание

Классификация литературных направлений
классицизм сентиментализм романтизм реализм

______________________________________________________________________________________________________________________
Романтизм

Течение в искусстве и литературе Западной Европы и России XVIII-XIX веков, со-стоящее в стремлении авторов противопоставить неудовлетворяющей их действии-тельности необычные образы и сюжеты, подсказанные им жизненными явлениями. Художник-романтик стремится выразить в своих образах то, что он хочет видеть в жиз-ни, что, по его мнению, должно быть основным, определяющим. Возник как реакция на рационализм.

Представители


Западноевропейская литература

Русская

литература


  • В. А, Жуковский

  • М. Ю. Лермонтов

Отличительные черты


  • Необычность характеров, исключительность обстоятельств

  • Трагический поединок личности и судьбы

  • Свобода, мощь, неукротимость, вечное несогласие с окружающим — вот основные характеристики романтического героя

  • Интерес ко всему экзотическому (пейзаж, события, люди), сильно-му, яркому, возвышенному

  • Смешение высокого и низкого, трагического и комического, обыден-ного и необычного

  • Культ свободы: стремление личности к абсолютной свободе, к идеа-лу, к совершенству

Литературные формы

Эпос

Лирика

Драма

Роман

Элегическая лирика

Проблемно-историческая драма

Повесть

Пейзажная лирика

Баллады и думы

Философская лирика

Поэмы

Классификация литературных направлений
классицизм сентиментализм романтизм реализм

______________________________________________________________________________________________________________________
Реализм

Течение в искусстве и литературе, основным принципом которого является наиболее полное и верное отображение действительности посредством типизации. Появился в России в XIX веке.

Представители


Русская литература

        • В. А, Жуковский

        • М. Ю. Лермонтов

Отличительные черты


  • Изображение персонажей во взаимодействии с окру-жающим миром

  • Для писателя важны детали интерьера, портрета, пей-зажа

  • Типизация персонажей

  • Изображение характеров и событий в развитии

  • Исторически конкретное общество, события, эпоха

  • В центре внимание конфликт: герой — общество

Литературные формы

Эпос

Лирика

Драма

Роман

Песня

Трагедия

Повесть

Элегия

Комедия

Поэма

Сатира

Исторические хроники

Рассказ

mognovse.ru

Уроки 2–3 КЛАССИЦИЗМ, СЕНТИМЕНТАЛИЗМ И РОМАНТИЗМ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕАЛИЗМА | Поурочные планы по русской литературе 10 класс

Уроки 2–3 КЛАССИЦИЗМ, СЕНТИМЕНТАЛИЗМ И РОМАНТИЗМ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕАЛИЗМА