Роль пейзажа на конце второй битвы русских с половцами – роль пейзажа на кануне второй битвы с половцами

Содержание

Русская земля и родная природа в «Слове о полку Игореве» | We are students

До наших дней дошёл удивительный памятник древнерусской литературы XII в. – «Слово о полку Игореве». Чем же он так велик? Кульминационное событие былины – поражение Игорева войска, – нисколько не умаляет величину «Слова…», более того, через это событие мы можем прочувствовать мужество и отвагу воинов того времени, их несломленную преданность и любовь к русской земле.

Роль пейзажа накануне второй битвы русских с половцами

Без веры не живет русский человек. А в языческие времена обращение к неведомым силам неизбежно, и силы эти могучие таятся в родной природе. Перед вторым боем на Каяле «…кровяные зори возвещают бедствие с утра», «надвигается туча», «вспыхивают молнии». После таких предзнаменований автор конкретно не указывает на то, как ведет себя Игорь и что говорит, однако, это не мешает нам увидеть еще более ярко приблизившуюся беду. « …Стоном стонет мать-земля сырая…» – намеренный повтор корней в начале стиха усиливает впечатление.

Сама мать-земля не выдерживает такого накала, но вместе с тем мы чувствуем неотступность, выдержку и стойкость Игорева войска – «Русский стан сомкнулся перед боем. Щит к щиту – и степь загородил». Только так – «щитом к щиту» или даже «плечом к плечу» можно поднять боевой дух, ведь не будь этого единства, войско распалось бы в считанные минуты, но за спиной русская земля, которая изливает слезы. Землю автор называет матерью, отсюда мы понимаем, что Игорь отправился защищать не только территории русские, но и жен, сестер и матерей, без которых род не может продолжаться. Как же крепка связь природы, родины и человека!

Как природа переживает поражение Игорева войска

Отважно начинался бой Игоря, но случилось поражение, и теперь эта степь, которую так самозабвенно охраняли воины, «поникла, жалости полна». Сама природа потеряла свое величие – «и деревья ветви приклонили». Заметим, что природа не бунтует против нанесенного ей вреда  – настоящего и последующего. Она смиренно несет тяжкое бремя, проникается сожалением к сынам своим и не оставляет заботы о них. Так, при побеге из плена родная природа выводит своего воина из «пут вражеских».

Как родная природа помогает Игорю при побеге из плена?

Аллегорично описывает автор побег князя Игоря, который оборачивается то гоголем, то тростником, то соколом. Отчаянно взывает жена князя Игоря Ярославна к силам природы. Всеми мыслями и сердцем устремляется она на помощь князю. К солнцу, ветрам, Днепру княгиня обращается, как к братьям. Не будь такого самозабвенного призыва и нераздельной любви к своему краю и  суженому, гораздо сложней пришлось бы возвращаться дружине и князю на родину.

Роль рефрена «О, Русская земля! Ты уже за холмом…»

Рефрен «О, Русская земля, ты уже за холмом!» повторяется, и оттенки чувств каждый раз несколько различны. Это и невозможность возврата, потому что решение князь принял неоспоримое. Чувствуется некоторая горечь сожаления и вины, потому что результат битвы может обернуться поражением. Иной раз слышится в этом возгласе воодушевление, которое помогает привлечь все силы, но не допустить врага за холмы и степи Руси.

В «Слове о полку Игореве» тесно переплетаются природные явления и события жизни героев. Игорь терпит поражение, и деревья склоняют ветви. Игорь мыслью устремляется на родину, и опять же природа устраивает все так, что он остается незамеченным. Нераздельна связь между отцом и сынами. Святослав видит вещий сон после неудач дружины Игоря и изливает свое «златое слово». Отец сквозь слезы все же принимает своих сынов и прославляет их. Именно такое глубокое смирение, прощение и жертва жен, матерей, самой природы и Святослава дают силы противостоять злу и жить дальше в единении и братстве.

Мультсериал “Ожившие экспонаты”. Серия “Слово о полку Игореве” – видео

westud.ru

Роль пейзажей в произведение «Слово о полку Игореве» — реферат

 Затмение солнца своим зловещим колоритом подчеркивает мужественность решения Игоря и определяет весь тон повествования. Противопоставление решимости Игоря затмению дает действию завязку: воля Игоря как бы противопоставляется судьбе, воплощенной в природе, в окружающем. 

          Автор рисует тревожную картину, как хищные звери и птицы следуют в походе за войском Игоря в ожидании человеческой добычи. Все бесповоротнее надвигается поражение. Томительно долго спускается ночь. Вечер, ночь, утро последовательно описываются как бы для того, чтобы подчеркнуть мучительную длительность бессонной ночи накануне битвы: «Длъго ночь мръкнеть. Заря свЬтъ запала. Мъгла поля покрыла. Щекотъ славий успе; говоръ галичи убуди.»

 Войско рассеивает передовые отряды половцев, поэтому на этот раз утомленные в битве князья спят, не подозревая о новой, еще большей опасности для себя. Богатая добыча заглушает у воинов чувство тревоги, но оно не оставляет автора «Слова». Он как бы хочет предупредить Игоря о грозящей ему опасности, остановить его на роковом пути. Реальный пейзаж грозового утра сливается с символической картиной движения главных половецких сил со стороны Азовского моря: «Другаго дни велми рано кровавыя зори свЬть повЬдаютъ; чоръныя тучя съ моря идутъ, хотятъ прикрыти 4 солнца, а в нихъ трепещуть синии млънии…» Изображение надвигающейся грозы (поднявшийся ветер, отдаленный гул, пыль, стяги развеваются по ветру, и замутившиеся реки) сливается с изображением наступления войска половцев. Автор все время приковывает внимание читателя к постепенно приближающемуся войску половцев, заставляет читателя пережить неуклонность этого движения прямо на него и только в последний момент обращается вновь к русскому войску, отметив твердо занятую им оборонительную позицию. Возникает тема — беззаветного мужества небольшого русского войска.

 Саму битву Игорева войска с половцами, длившуюся целых три дня, автор в дальнейшем не описывает. Он как бы не может о ней говорить и предается лирическому раздумью. Конец битвы сравнивает с пиром, столь типичным для конца земледельческих работ в крестьянском быту; кровь автор сравнивает с вином, а половцев прямо называет сватами: «Ту кроваваго вина не доста; ту пиръ докончаша храбрии русичи: сваты попоиша, а сами полегоша за землю Рускую».

 О поражении Всеволода и Игоря Святослав узнает через неясный сон, смутные предчувствия тревожат князя: всю беспокойную ночь каркали вороны под Киевом в предградье у Плесныка, и понеслись эти вороны к синему морю — туда, к месту поражения войска.

 Природа помогает Игорю: река Донец вступает в разговор с пленником, дятлы своим стуком в густых зарослях вокруг запрятанных в глубоких долинах рек указывает Игорю путь к рекам, где он мог спрятаться от погони. 

 Природа постоянно «следит» за русским войском и представляет собой необъяснимую силу добра, которая пытается предупредить Игоря о беде и позднее исправить его ошибку.

Таким образом, мы можем утверждать, что:

1. В «Слове о полку Игореве» нет описаний природы, служащих только фоном происходящего.

                  2. Как такого пейзажа в «Слове…» нет, но образ Русской земли соткан из «пейзажных штрихов», элементов пейзажа.

        3. Пейзаж «Слова…» тесно связан с человеком, русская природа принимает участие в радостях и печалях русского народа.

 

 

 

2.3. Образы-символы в «Слове о полку Игореве». Образ Русской земли в произведении

 

Представление о том, как человек средних веков  воспринимал природу, современный читатель получает не только по пейзажам, данным в произведении. Образы-символы, значение которых очень велико, тоже рассказывают о картине мира средневекового человека. Для автора «Слова…» солнце, реки, птицы, травы – это непосредственные участники событий. Без них для писателя XII века невозможно правдивое, убедительное повествование о походе русской дружины.

Известно, что солнце как символ широко бытовало в древнерусской  литературе и искусстве. В самом  начале Игорева похода солнечная  символика необходима автору, чтобы осудить Игоря, показав солнечное затмение. «Известно, что солнечное затмение действительно в начале мая 1185 года было, однако, по летописи, Игорь увидел его не в том месте. Автор умышленно переставил время солнечного затмения. Художественная и мировоззренческая логика этого символа довольно прозрачна: с самого начала автор стоит на стороне противников похода».

На третий день после  тяжелого поражения в «Слове о  полку Игореве» говорится: «два солнца затмила тень, два красных столба пропали». В этом символе выражается скорбь и осуждение.

Когда же Игорь освободился  из плена и на Руси установился  мир: «Солнце светится на небесе, Игорь  князь в Русской земле».

В поэме много раз  автор говорит о солнце. Оно  то светлое, то тьмой преграждает путь русским, то меркнет его свет. Это сама природа живет заботами людей, печалится и радуется вместе с ними, являясь символом жизни. Кроме этого, солнце – символ княжеской власти; в «Слове…» говорится об опасности, когда под угрозой «четыре солнца»: Игорь Всеволод, сын Игоря Владимир и племянник Игоря Святослав. Или когда «два солнца померкли… Олег и Святослав».

Другим важным символом поэмы являются птицы, звери. Когда  Игорь шел в поход, автор говорил  о галках, воронах, орлах, волках, лисицах, как о символах зла, таинственности. Он т.о. создает впечатление страшной опасности, подстерегающей Игоря.

«…Волки грозно воют по оврагам,

Орлы клекотом на кости зверей воют,

Лисицы брешут на червленые щиты.»

Вообще в произведениях  устного народного творчества галки, вороны символизируют темные силы. Они предвещают смерть, испытания, помогают силам зла, стремящимся погубить человека.

«Тогда по русской земле

редко пахари кричали,

но часто  вороны граяли,

трупы между  собой разделяя.

А галки свою речь говорили –

хотели лететь на кормление – уедие.»

А в конце произведения автор рассказывает о соловьях как символах добра, победы и торжества. Игорь победил и радость вернулась на русскую землю. Птица эта олицетворяет добро, победившее зло. Недаром Бояна автор называет соловьем старого времени:

Соловьи веселыми песнями

рассвет возвещают

Т.е. вся природа радуется возвращению князя с победой.

Красив также и образ  лебедей в «Слове…» и в устном народном творчестве. О них говорится  несколько раз, например, «стадо лебедей», «лебеди распуганы» и д.р.

Разнообразно представлена символика света и цвета в  «Слове о полку Игореве». В частности  представляет интерес, как автор  использует эти символы. Все доброе у него окрашено в светлые тона и ярко освещено, все злое и гибельное  связано с черным цветом и погружено во мрак. Черный цвет и в «Слове…», и в древнерусском искусстве обычно связан со зловещими силами, со злобой и печалью. Половцы – «черные тучи» и «черные вороны».

Близок к черному  в отдельных определениях и синий  цвет: «синее море», «синие молнии», «синяя мгла», «черпали синее вино с горем смешанное». Эпитет синий тоже означает зловещее предзнаменование, печаль горе.

А белый цвет имеет  противоположный смысл – добро  и радость связаны с белизною. Багряный цвет, а также серебряный, золотой являются излюбленными в цветовой палитре автора. Белая хоругвь на красном (червленом) древке, червленые щиты русских воинов, серебряная седина, золотое стремя и золотой княжеский стол, жемчужная душа – все это связано с различными оттенками человеческой доброты и красоты.

Много сказано в «Слове о полку Игореве» о реках, даны их названия: Дон, Волга, Донец, Дунай, Сула, Немига, Днепр, Канина, Двина, Великий  Дон, Малый Донец, Стугна. Автор, описывая каждую из них, подбирает ей эпитет, например, Днепр Словутич, на кровавом берегу Немиги, Сула течет серебряными струями и т.д. Каждую реку он рисует как-то по особенному, придавая ей какую-либо роль в произведении. Однако практически каждой из них присущи такие качества, как серебряные струи, зеленые берега, студеная роса на траве.

— О Донец! И тебе много славы.

Князя ты на волнах лелеял,

Траву подстилал  зеленую

На своих  серебряных берегах,

Одевал его  теплою мглою,

Тенью зеленого дерева,

Гоголем стерег на воде,

Чайками на волнах, чернядью на ветрах.

Вот как описывает автор Донец. Какие замечательные эпитеты употребляет он в своем рассказе: «теплою мглою», «на … серебряных берегах», «траву подстилал зеленую».

И еще одну реку описывает  автор – Каялу. Река с таким  названием до сего времени не известна, поэтому многие исследователи сходятся на том, что эта река имеет символическое значение, как река окаянная, проклятая или река покаяния.

Таким образом реки, травы, поля и леса, окружающие их – это неотъемлемая часть «Слова о полку Игореве», которая играет огромную роль в образе Русской земли.

Рассмотренная образная система позволяет яснее видеть в «Слове…» основной образ произведения – Русскую землю. Автор поэмы  рисует живой образ Русской земли. В своем произведении писатель всю  ее охватывает целиком. По словам Д.С.Лихачева: «Автор «Слова…» рисует удивительно живой образ Русской земли. Создавая «Слово…», он сумел окинуть взором всю Русь целиком, объединяя в своем описании и русскую природу, и русских людей, и русскую историю. Образ Русской земли – существенная часть «Слова…» как призыв к ее защите от внешних врагов».

Таким образом, читая  «Слово о полку Игореве» мы отмечаем, что:

  1. Основной образ произведения – образ Русской земли.
  2. Основные образы-символы: солнце, птицы и звери.
  3. Значительную роль играет символика света и цвета, определяя авторское отношение к изображаемому.

 

ГЛАВА 3. КОММЕНТАРИЙ К КАРТИНАМ ПРИРОДЫ В «СЛОВЕ О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ»

 

 Первые строки «Слова  о полку Игореве» начинаются  со слов Бояна:

…Ибо Боян вещий, 
если хотел кому песнь воспеть, 
то растекался мыслию по древу, 
серым волком по земле, 
сизым орлом под облаками

  В «Слове…» очень много сравнений с различными птицами и зверями. Русские войны – соколы; половцы – вороны, галки, выводок пардусов. Всеслав Полоцкий неоднократно сравнивается с волком, Ярославна – с кукушкой, Игорь – с соколом, горностаем, волком. Всеволод, брат Игоря, носит прозвище «буй тур». Святослав Киевский сам себя сравнивает с перелинявшим соколом. Гзак бежит серым волком. Храбрые дружины Рюрика и Давыда «рыкают, как раненые туры», Роман летит на подвид подобно парящему соколу и т.д. Эти сравнения из области животного мира очень характерны для народной поэзии.

  Сюжетное же повествование  начинается с описания пророческого  затмения. О нем в произведении  говорится дважды: после вступления:

…Тогда Игорь взглянул 
на светлое солнце 
и увидел воинов своих тьмою прикрытых…

и после обращения  к Бояну и речи Всеволода:

…Князь вступил  в золотое стремя

И поехал по чистому  полю

Солнце тьмою  дорогу  ему заступило

Ночь громовыми  стонами птиц пробудила,

Свист звериный поднялся.

Див кличет с  вершины древа,

Велит послушать  – земле незнаемой,

И Поморию, и  Посулию,

И Сурожу, и  Корсунию,

И тебе, тмутороканский болван.

 

Пейзаж этот поражает соединением противоположного: «светлое солнце» и «воины тьмою покрыты». С одной стороны – радость, а с другой – печаль и страх. Автор добивается того, что перед читателем возникает яркая, впечатляющая картина, появляются разнообразные чувства, сложные, иногда взаимоисключающие друг друга.

Для автора солнце всегда светлое, не зависимо от природных условий: погоды, времени суток. Оно всегда несет человеку жизнь. Ощущение жизни, света подчеркивается словами «златые стремена», «по чистому полю», «солнце», обращение Всеволода к Игорю – «свет светлый». Однако чтобы подчеркнуть ощущение надвигающейся беды, усилить волнение читателя, привлечь особое внимание к эпизоду, писатель использует слова, рисующие ночь средь бела дня. Стоит обратить внимание на их последовательность: «тьмою», «перегородило», «ночь стоном угрожала земле незнаемой». Перед читателем разворачивается картина, в которой солнце, звери, птицы, леса – все печалиться, едино в ожидании страшных испытаний.

Сюжетное повествование  продолжается описанием ночи накануне битвы русских и половцев:

…Долго ночь меркнет.

Заря свет уронила,

Мгла поля покрыла.

Щекот соловьиный уснул,

Говор галок  пробудился.

 

«…Долго ночь меркнет…» Войско Игоря ожидало сражения на следующее утро и провело тревожную ночь. Автор «Слова…» верно подметил, что бессонная ночь накануне решающего дня всегда кажется томительной и долгой. После этих слов описывается, как постепенно спустилась ночь, а затем утро. Этим повествовательным описанием того, как наступала ночь, а затем утро, передается ощущение длительности ночи. Русские войны не спали и могли наблюдать смену ночных явлений – от вечерних до утренних:

…Щекот соловьиный уснул, говор галок пробудился.

referat911.ru

«Слово о походе Игореве». Роль пейзажа в развертывании сюжета

3.         «…Бежит серым волком». (Гзак)

Наделение природы человеческими качествами прослеживается в том, что она сочувствует русским, предупреждает их об опасности, когда игр тронулся в поход – свет солнца померк; помогает Игорю в его бегстве из плена; Ярославна обращается к силам природы; природа отзывается на поражение русских: трава никнет, дерева от горя склоняются к земле.

  • Как понимание природы героями поэмы влияет на их поведение, поступки, стремления?
  • 1.         «Тогда… уронив золотое слово, со слезами смешанное…». (Святослав)

  • золотое слово Святослава;
  • В раскрытии идейного замысла автора «Слова…» очень важную роль сыграет группа женских образов. Все они глубоко лирические, пронизанные нежностью и лаской, овеянные мысленным взором на мир, покое, домашнем костре, выдержанные в народно-песенном духе. В них воплощенная печаль и забота отчизны о своих воинах.

      1.         Раздумья автора о средствах поэтического сказа.

    • ратная доблесть Всеволода;
    • встреча князей-братьев перед началом похода;
    • 12. Беседа за вопросами:

      Слияние природы с действиями людей, ее действующая активность – перед битвой с половцами кровавые звезды свет поведают; черные тучи из моря идут; земля гудит, реки мутно текут, прах свыше полями несется; после поражения русичей – широкая печаль идет по Движению.

      6.         «Лучше же бы потятым быть, чем плененным быть». (Игорь)

      3.         Возвращение Игоря на Русскую землю:

      • С чем связано то, что в произведении люди сравниваются с птицами, зверями?
      • 7.         «…Свои высшие персты на живые струны накладывает,- и они самые князьям славу раскатали». (Боян)

      • Почему человек и природа тесно связаны между собой?
      • 12.       «Хоть и тяжело той голове быть без плеч – плохо телу без главы». (Боян) Примечание. За каждый правильный ответ устанавливается 1 балл.

        После поражения Игоревого войска женщины оплакивают своих погибших мужчин, русских воинов. Их плач, преисполненный нежности и безграничной печали, имеет глубоко народный характер: «Уже нам своих милых порядок ни мыслью помыслить, ни думой вздумать, ни глазами осмотреть, а золота и серебра того не должно было потерять»

        Природа играет важную роль в развитии событий в произведении. Автор, внимательный наблюдатель природы, наделяет ее человеческими мыслями, чувствами. В поэме прослеживается глубокое знание автором степной природы – описание берегов Донца как «серебряных». Игорь хвалит Донец, что тот «сторожил» его, когда он прятался в зарослях реки, и чувствительные гоголи и чайки предупреждали о приближении людей.

      4.         «…Если ком хотел песню создавать, то растекался он мыслю по древу». (Боян)

      Задача: за представленной цитатой определить, кому из героев она принадлежит или кого касается.

    • Что свидетельствует о глубоком знании автором «Слова…» степной природы?
    • С какой целью поэт в «Слове…» рядом с описанием исторических событий прошлого важную роль уделяет изображению природы?
    • сумм Русской земли;
  • раздумье поэта о прошлом;
  • печальные увещевания природы во время похода войска Игоря;
  • Для чего, по вашему мнению, поэт в поэме наделяет природу человеческими качествами?
  • II. проверка домашней задачи

      тип урока:     комбинированный.

      Основная часть

    • рассказ о Всеславе Полоцком;
    • 11.       « Ты- Так как можешь Волгу веслами роскрапить, а Дон шлемами вылить!» (Святослав о Всеволоде Суздальском)

      2.         Ориентировочный план содержания Слова о походе Игореве»

    • Какую картину с пейзажем половецкой степи вы бы нарисовали после ознакомления с поэмой неизвестного автора?
    • Таким образом, автор «Слова о походе Игорев» – внимательный наблюдатель природы, является очевидцем того, о чем им написано в произведении.

    • воспоминания о знаменитых временах Владимира Мономаха.
    • 2.         «…Хочу главу свою положить или напиться шлемом из Дона». (Игорь)

      2.1.      Групповой женский образ.

      2. Женские образы «слова…»

    • воспоминания Святослава Киевского о своей победе над половцами.
    • обращение автора к русским князьям;
    • наступление половцев и новая битва;
    • плач Ярославны;
    • Мотивируйте, можно ли природу считать действующим лицом поэмы.
      • Оборудование: иллюстрации с пейзажами, рисунки учеников «Поэтический образ Ярославны», музыкальное оформление, дидактический материал (тестовые задачи, карточки).

      • сон Святослава;
      • 2.         Зачин.

        V.        Основное содержание урока

        1. Роль пейзажа в развертывании сюжета поэмы

        Ход урока

        Введение

      • успех родственников в первой битве с половцами;
      • 2.2.      Образ Ярославны.

      • приезд Игоря к Киеву, радость Русской земли.
      • 5.         «Один брат Один мир светлый – ты, Игорю! Оба мы Святославычи». (Всеволод)

      Цель:   исследовать в «Слове…» роль пейзажа в развертывании сюжета, выяснить особенности изображения картины природы; охарактеризовать поэтический образ Ярославны; развивать культуру связной речи, память, внимание, наблюдательность; умение характеризовать образ произведения, приводя убедительные аргументы, примеры; формировать эстетичный вкус в школьников, воспитывать чувство любви к красоте природы, ответственное отношение к ее сохранению; почтительного отношения к искренним чувствам, любви.

      Предчувствием трагического результата похода князя Игоря вместе с солнцем преисполненная вся природа: здесь и «крвавые звезды» и «земля гудит», и «реки мутно текут», и «порохи поля прикрывают».

      10.       «Когда сокол к гнету летит – это мы сокола опутаем красной девицей». (Кончак)

      1.         Обзор ученических рисунков на тему «Поэтический образ Ярославны» с кратким комментарием их авторов.

      Среди женских образов, созданных литературой давней Движении, жена новгород-северского князя Ярославна занимает особое место.

      1.1. Природа – действующее лицо в «Слове…».

    • солнечное затемнение и обращения Игоря к войску;
    • обращение автора к Бояну;
    • 2.         Пение о большом Святославе:

      Мотивация учебной деятельности

    • поражение Игоря;
    • А вот еще одна интересная поэтическая интерпретация образа солнца в «Слове…»: Ярославна, которая плачет на стенах Путивля за Игорем обращается к солнцу как к человеку, как к своеобразному высшему покровителю, который посылает всем тепло, свет жизни. В этом эпизоде солнце очеловечено, одухотворенное. В другом эпизоде солнце наравне с людьми радуется, что Игорьвозвращается из плена: «Солнце светится на небах – Игорь-Князь в Русской земле».

    8.         «Уже нам своих милых порядок ни мыслью помыслить, ни думой вздумать, ни глазами осмотреть, а злата и серебра того не должно было потерять». (Жоны русские)

    І. организационный момент

    9. «Ни хитрому, ни скрытному, ни колдуну ловкому суда Божьего не пройти». (Боян)

    Взаимосвязь человека и природы наблюдаем в сравнениях людей с птицами, зверями: с турами, соколами, воронами, кукушкой. Игорь вступает в разговор с Донцом и получает от него помощь.

    III. актуализация опорных знаний. Викторина «Кто из героев»

    IV.       Объявление темы, цели урока.

  • бегство Игоря из плена;
  • Значительное внимание в произведении отводится значимости солнца – элемента природы. Солнце сопричастное к делам действующих лиц поэмы. Больше того, оно изображенное поэтом как светило, что владеет «даром» предсказание, предсказание: «Тогда Игорь глянул на светлое солнце и увидел, что оно тьмой всех его воинов прикрыло»; «Солнце ему тьмой путь заступало; ночь, стоня ему грозой, птиц возбудила…».

  • неудачная погоня за Игорем;
  • 1.         Поход Игоря:

    2.2.1. Материал к характеристике образа.

    Похожие записи


    Поделиться новостью в соцсетях

     

    Об авторе: dimasey « Предыдущая запись Следующая запись »

    www.getsoch.net

    Роль пейзажа в «Слове о полку Игореве» — реферат

     Затмение солнца своим зловещим колоритом подчеркивает мужественность решения Игоря и определяет весь тон повествования. Противопоставление решимости Игоря затмению дает действию завязку: воля Игоря как бы противопоставляется судьбе, воплощенной в природе, в окружающем. 
              Автор рисует тревожную картину, как хищные звери и птицы следуют в походе за войском Игоря в ожидании человеческой добычи. Все бесповоротнее надвигается поражение. Томительно долго спускается ночь. Вечер, ночь, утро последовательно описываются как бы для того, чтобы подчеркнуть мучительную длительность бессонной ночи накануне битвы: «Длъго ночь мръкнеть. Заря свЬтъ запала. Мъгла поля покрыла. Щекотъ славий успе; говоръ галичи убуди.»

     Войско рассеивает передовые отряды половцев, поэтому на этот раз утомленные в битве князья спят, не подозревая о новой, еще большей опасности для себя. Богатая добыча заглушает у воинов чувство тревоги, но оно не оставляет автора «Слова». Он как бы хочет предупредить Игоря о грозящей ему опасности, остановить его на роковом пути. Реальный пейзаж грозового утра сливается с символической картиной движения главных половецких сил со стороны Азовского моря: «Другаго дни велми рано кровавыя зори свЬть повЬдаютъ; чоръныя тучя съ моря идутъ, хотятъ прикрыти 4 солнца, а в нихъ трепещуть синии млънии…» Изображение надвигающейся грозы (поднявшийся ветер, отдаленный гул, пыль, стяги развеваются по ветру, и замутившиеся реки) сливается с изображением наступления войска половцев. Автор все время приковывает внимание читателя к постепенно приближающемуся войску половцев, заставляет читателя пережить неуклонность этого движения прямо на него и только в последний момент обращается вновь к русскому войску, отметив твердо занятую им оборонительную позицию. Возникает тема — беззаветного мужества небольшого русского войска.

     Саму битву Игорева войска с половцами, длившуюся целых три дня, автор в дальнейшем не описывает. Он как бы не может о ней говорить и предается лирическому раздумью. Конец битвы сравнивает с пиром, столь типичным для конца земледельческих работ в крестьянском быту; кровь автор сравнивает с вином, а половцев прямо называет сватами: «Ту кроваваго вина не доста; ту пиръ докончаша храбрии русичи: сваты попоиша, а сами полегоша за землю Рускую».

     О поражении Всеволода и Игоря Святослав узнает через неясный сон, смутные предчувствия тревожат князя: всю беспокойную ночь каркали вороны под Киевом в предградье у Плесныка, и понеслись эти вороны к синему морю — туда, к месту поражения войска.

     Природа помогает Игорю: река Донец вступает в разговор с пленником, дятлы своим стуком в густых зарослях вокруг запрятанных в глубоких долинах рек указывает Игорю путь к рекам, где он мог спрятаться от погони. 

     Природа постоянно «следит» за русским войском и представляет собой необъяснимую силу добра, которая пытается предупредить Игоря о беде и позднее исправить его ошибку.

    Таким образом, мы можем утверждать, что:

    1. В «Слове о полку Игореве» нет описаний природы, служащих только фоном происходящего.

                      2. Как такого пейзажа в «Слове…» нет, но образ Русской земли соткан из «пейзажных штрихов», элементов пейзажа.

            3. Пейзаж «Слова…» тесно связан с человеком, русская природа принимает участие в радостях и печалях русского народа.

     

     

     

    2.3. Образы-символы в «Слове о полку Игореве». Образ Русской земли в произведении

     

    Представление о том, как человек средних веков  воспринимал природу, современный читатель получает не только по пейзажам, данным в произведении. Образы-символы, значение которых очень велико, тоже рассказывают о картине мира средневекового человека. Для автора «Слова…» солнце, реки, птицы, травы – это непосредственные участники событий. Без них для писателя XII века невозможно правдивое, убедительное повествование о походе русской дружины.

    Известно, что солнце как символ широко бытовало в древнерусской  литературе и искусстве. В самом  начале Игорева похода солнечная  символика необходима автору, чтобы осудить Игоря, показав солнечное затмение. «Известно, что солнечное затмение действительно в начале мая 1185 года было, однако, по летописи, Игорь увидел его не в том месте. Автор умышленно переставил время солнечного затмения. Художественная и мировоззренческая логика этого символа довольно прозрачна: с самого начала автор стоит на стороне противников похода».

    На третий день после  тяжелого поражения в «Слове о  полку Игореве» говорится: «два солнца затмила тень, два красных столба пропали». В этом символе выражается скорбь и осуждение.

    Когда же Игорь освободился  из плена и на Руси установился  мир: «Солнце светится на небесе, Игорь  князь в Русской земле».

    В поэме много раз  автор говорит о солнце. Оно  то светлое, то тьмой преграждает путь русским, то меркнет его свет. Это сама природа живет заботами людей, печалится и радуется вместе с ними, являясь символом жизни. Кроме этого, солнце – символ княжеской власти; в «Слове…» говорится об опасности, когда под угрозой «четыре солнца»: Игорь Всеволод, сын Игоря Владимир и племянник Игоря Святослав. Или когда «два солнца померкли… Олег и Святослав».

    Другим важным символом поэмы являются птицы, звери. Когда  Игорь шел в поход, автор говорил  о галках, воронах, орлах, волках, лисицах, как о символах зла, таинственности. Он т.о. создает впечатление страшной опасности, подстерегающей Игоря.

    «…Волки грозно воют по оврагам,

    Орлы клекотом на кости зверей воют,

    Лисицы брешут на червленые щиты.»

    Вообще в произведениях  устного народного творчества галки, вороны символизируют темные силы. Они предвещают смерть, испытания, помогают силам зла, стремящимся погубить человека.

    «Тогда по русской земле

    редко пахари кричали,

    но часто  вороны граяли,

    трупы между  собой разделяя.

    А галки свою речь говорили –

    хотели лететь на кормление – уедие.»

    А в конце произведения автор рассказывает о соловьях как символах добра, победы и торжества. Игорь победил и радость вернулась на русскую землю. Птица эта олицетворяет добро, победившее зло. Недаром Бояна автор называет соловьем старого времени:

    Соловьи веселыми песнями

    рассвет возвещают

    Т.е. вся природа радуется возвращению князя с победой.

    Красив также и образ  лебедей в «Слове…» и в устном народном творчестве. О них говорится  несколько раз, например, «стадо лебедей», «лебеди распуганы» и д.р.

    Разнообразно представлена символика света и цвета в  «Слове о полку Игореве». В частности  представляет интерес, как автор  использует эти символы. Все доброе у него окрашено в светлые тона и ярко освещено, все злое и гибельное  связано с черным цветом и погружено во мрак. Черный цвет и в «Слове…», и в древнерусском искусстве обычно связан со зловещими силами, со злобой и печалью. Половцы – «черные тучи» и «черные вороны».

    Близок к черному  в отдельных определениях и синий  цвет: «синее море», «синие молнии», «синяя мгла», «черпали синее вино с горем смешанное». Эпитет синий тоже означает зловещее предзнаменование, печаль горе.

    А белый цвет имеет  противоположный смысл – добро  и радость связаны с белизною. Багряный цвет, а также серебряный, золотой являются излюбленными в цветовой палитре автора. Белая хоругвь на красном (червленом) древке, червленые щиты русских воинов, серебряная седина, золотое стремя и золотой княжеский стол, жемчужная душа – все это связано с различными оттенками человеческой доброты и красоты.

    Много сказано в «Слове о полку Игореве» о реках, даны их названия: Дон, Волга, Донец, Дунай, Сула, Немига, Днепр, Канина, Двина, Великий  Дон, Малый Донец, Стугна. Автор, описывая каждую из них, подбирает ей эпитет, например, Днепр Словутич, на кровавом берегу Немиги, Сула течет серебряными струями и т.д. Каждую реку он рисует как-то по особенному, придавая ей какую-либо роль в произведении. Однако практически каждой из них присущи такие качества, как серебряные струи, зеленые берега, студеная роса на траве.

    — О Донец! И тебе много славы.

    Князя ты на волнах лелеял,

    Траву подстилал  зеленую

    На своих  серебряных берегах,

    Одевал его  теплою мглою,

    Тенью зеленого дерева,

    Гоголем стерег на воде,

    Чайками на волнах, чернядью на ветрах.

    Вот как описывает автор Донец. Какие замечательные эпитеты употребляет он в своем рассказе: «теплою мглою», «на … серебряных берегах», «траву подстилал зеленую».

    И еще одну реку описывает  автор – Каялу. Река с таким  названием до сего времени не известна, поэтому многие исследователи сходятся на том, что эта река имеет символическое значение, как река окаянная, проклятая или река покаяния.

    Таким образом реки, травы, поля и леса, окружающие их – это неотъемлемая часть «Слова о полку Игореве», которая играет огромную роль в образе Русской земли.

    Рассмотренная образная система позволяет яснее видеть в «Слове…» основной образ произведения – Русскую землю. Автор поэмы  рисует живой образ Русской земли. В своем произведении писатель всю  ее охватывает целиком. По словам Д.С.Лихачева: «Автор «Слова…» рисует удивительно живой образ Русской земли. Создавая «Слово…», он сумел окинуть взором всю Русь целиком, объединяя в своем описании и русскую природу, и русских людей, и русскую историю. Образ Русской земли – существенная часть «Слова…» как призыв к ее защите от внешних врагов».

    Таким образом, читая  «Слово о полку Игореве» мы отмечаем, что:

    1. Основной образ произведения – образ Русской земли.
    2. Основные образы-символы: солнце, птицы и звери.
    3. Значительную роль играет символика света и цвета, определяя авторское отношение к изображаемому.

     

    ГЛАВА 3. КОММЕНТАРИЙ К КАРТИНАМ ПРИРОДЫ В «СЛОВЕ О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ»

     

     Первые строки «Слова  о полку Игореве» начинаются  со слов Бояна:

    …Ибо Боян вещий, 
    если хотел кому песнь воспеть, 
    то растекался мыслию по древу, 
    серым волком по земле, 
    сизым орлом под облаками

      В «Слове…» очень много сравнений с различными птицами и зверями. Русские войны – соколы; половцы – вороны, галки, выводок пардусов. Всеслав Полоцкий неоднократно сравнивается с волком, Ярославна – с кукушкой, Игорь – с соколом, горностаем, волком. Всеволод, брат Игоря, носит прозвище «буй тур». Святослав Киевский сам себя сравнивает с перелинявшим соколом. Гзак бежит серым волком. Храбрые дружины Рюрика и Давыда «рыкают, как раненые туры», Роман летит на подвид подобно парящему соколу и т.д. Эти сравнения из области животного мира очень характерны для народной поэзии.

      Сюжетное же повествование  начинается с описания пророческого  затмения. О нем в произведении  говорится дважды: после вступления:

    …Тогда Игорь взглянул 
    на светлое солнце 
    и увидел воинов своих тьмою прикрытых…

    и после обращения  к Бояну и речи Всеволода:

    …Князь вступил  в золотое стремя

    И поехал по чистому  полю

    Солнце тьмою  дорогу  ему заступило

    Ночь громовыми  стонами птиц пробудила,

    Свист звериный поднялся.

    Див кличет с  вершины древа,

    Велит послушать  – земле незнаемой,

    И Поморию, и  Посулию,

    И Сурожу, и  Корсунию,

    И тебе, тмутороканский болван.

     

    Пейзаж этот поражает соединением противоположного: «светлое солнце» и «воины тьмою покрыты». С одной стороны – радость, а с другой – печаль и страх. Автор добивается того, что перед читателем возникает яркая, впечатляющая картина, появляются разнообразные чувства, сложные, иногда взаимоисключающие друг друга.

    Для автора солнце всегда светлое, не зависимо от природных условий: погоды, времени суток. Оно всегда несет человеку жизнь. Ощущение жизни, света подчеркивается словами «златые стремена», «по чистому полю», «солнце», обращение Всеволода к Игорю – «свет светлый». Однако чтобы подчеркнуть ощущение надвигающейся беды, усилить волнение читателя, привлечь особое внимание к эпизоду, писатель использует слова, рисующие ночь средь бела дня. Стоит обратить внимание на их последовательность: «тьмою», «перегородило», «ночь стоном угрожала земле незнаемой». Перед читателем разворачивается картина, в которой солнце, звери, птицы, леса – все печалиться, едино в ожидании страшных испытаний.

    Сюжетное повествование  продолжается описанием ночи накануне битвы русских и половцев:

    …Долго ночь меркнет.

    Заря свет уронила,

    Мгла поля покрыла.

    Щекот соловьиный уснул,

    Говор галок  пробудился.

     

    «…Долго ночь меркнет…» Войско Игоря ожидало сражения на следующее утро и провело тревожную ночь. Автор «Слова…» верно подметил, что бессонная ночь накануне решающего дня всегда кажется томительной и долгой. После этих слов описывается, как постепенно спустилась ночь, а затем утро. Этим повествовательным описанием того, как наступала ночь, а затем утро, передается ощущение длительности ночи. Русские войны не спали и могли наблюдать смену ночных явлений – от вечерних до утренних:

    …Щекот соловьиный уснул, говор галок пробудился.

    yaneuch.ru

    Сочинение русская земля. Родная природа в «Слове о полку Игореве»

    СОЧИНЕНИЕ

    Русская земля. Родная природа в «Слове о полку Игореве»


    1. Вступление: идея похода, природа грозным предзнаменованием удерживает Игоря от опасного шага.

    2. Основная часть:

    А) роль пейзажа накануне битвы русских с половцами

    Б) как природа переживает поражение войска Игоря

    В) обращение к силам природы в «плаче Ярославны»

    Г) как родная земля помогает Игорю при побеге из плена

    Д) роль рефрена


    1. Заключение: как через глубокое и проникновенное изображение русской природы автор проводит идею единства, сочувствия и любви к родной Земле.

    Поэма «Слово о полку Игореве» было написано очень давно, в XII веке и признано самым значительным произведением древнерусской литературы, которое интересно читать и в наше время. Потому что эта книга не только открывает красоту русского языка, но и потому, что древний автор сумел показать любовь к родине, к своему народу, родной земле. А это важно для всех, кто живёт в России.

    Большую роль в описании событий играет образ русской природы. Природа изображена как действующее лицо. Она переживает вместе со всеми людьми и горе и радость, переживает за судьбу Руси. Автор – знаток природы, он описывает особенности рек, степей, лесов и природных явлений.

    Смелый, но недальновидный князь Игорь идёт в поход на половцев в одиночку и терпит поражение. Тогда он не думал об объединении князей для борьбы с врагом, думал, что легко одолеет половцев. Но главная идея автора – не показать неудачный поход Игоря, а рассказать о необходимости объединить все русские земли.

    Природа предостерегала Игоря от похода солнечным затмением, грозой, как бы пытаясь остановить его войско. Но князь не обратил на это внимание.

    Синие мрачные тучи нависли над войском половцев, которые идут навстречу русской дружине. Поражение князя Игоря и его воинов также показано в виде печально склонившихся деревьев. Деревья теряют листву, и даже зелёная трава поникла.

    К русской природе обращается Ярославна. Её образ помогает понять скорбь всех женщин, чьи мужья погибли в битве с половцами. Княгиня просит ветер, реку Днепр и солнце, измучившему воинов жаждой в сухой степи, спасти Игоря. Ярославна верит, что только природа сможет помочь её горю.

    Природа помогает Игорю спастись из плена. Он разговаривает с рекой и река стелет князю зелёную постель на «серебряных берегах», окутывает белым туманом, чтобы спрятать от преследователей. Игорь бежал только ночью, а днём скрывался в зарослях. Чайки своим криком сообщали ему о приближении погони, и Игорь ускорял бег. Дятлы своим стуком указывали князю нужную дорогу.

    Особую красоту рассказу придают повторяющиеся эпитеты красот русской природы, а также и короткие повторения в одном ритме: «земля тутнет, реки мутно текут, пороси поля прикрывают». Это подчёркивает значение природы в поэме и неторопливость рассказа.

    Через описание богатства природы автор рисует широкие просторы Руси. Именно эту красоту нужно оберегать русским людям, любить её природу, хранить единство Руси. Князь Игорь, поняв свою вину перед Родиной, спешит в Киев, где его радостно встречают князья и народ. Распри позади. Впереди – укрепление мощи Родной земли, уверенность в том, что никакие враги больше не страшны.

    referat.znate.ru

    ГЛАВА 3. КОММЕНТАРИЙ К КАРТИНАМ ПРИРОДЫ В «СЛОВЕ О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ». Роль пейзажей в произведении «Слово о полку Игореве»

    Похожие главы из других работ:

    «Слово о полку Игореве»: проблемы жанра, композиции и стиля

    1. Жанр «Слова о полку Игореве»

    В 1795 году известный любитель и собиратель русских древностей граф А. И. Мусин-Пушкин в сборнике рукописей XVI века, который он приобрел в Спасо-Ярославском монастыре, обнаружил текст «Слова…». С находки была снята копия для Екатерины II…

    «Слово о полку Игореве»: проблемы жанра, композиции и стиля

    2. Композиция «Слова о полку Игореве»

    В основе сюжета «Слова…» лежит история неудачного похода на половцев весной 1185 г. четырех русских князей во главе с князем Новгорода-Северского Игорем Святославичем. Однако «Слово…» — не повествование об этом походе…

    «Слово о полку Игореве»: проблемы жанра, композиции и стиля

    3. Стиль «Слова о полку Игореве»

    Факты, составляющие основу повествования, освещены эмоциональным, лирическим восприятием автора. Автором «Слова…» мог быть певец-сказитель. «Слово» начинается с зачина, где он вспоминает знаменитого древнего певца Бояна…

    Жанровое и стилистическое своеобразие «Оды уходящему году» С.Т. Кольриджа

    2.1 Историко-культурный комментарий к «Оде уходящему году»

    События этой оды относятся к международно-политической обстановке в Европе в 1796 году. В то время Великая французская революция касалась не только внутриполитических изменений во Франции, но затронула многие европейские страны…

    Жизнь и творчество А.В. Кольцова

    Философия природы

    Природа творящая, единая, человек как ее часть, человек, в котором природа осознает себя и который чувствует эту неразрывную связь с природой, — эти начала должны были отвечать всему строю души и ума Кольцова. Но, очевидно…

    Мифологические образы в «Слове о полку Игореве»

    1. Языческие божества в «Слове»

    В «Слове…» неоднократно упоминаются языческие боги, различные мифологические существа, образы. Какую же роль играют эти образы в произведении? Для этого надо коротко рассказать о них, необходимо понять…

    Поэзия Аркадия Кутилова

    2.1 Тема природы

    Ведя разговор о творчестве Кутилова, следует учитывать, что перед нами не только поэт, ни и оригинальный художник. Поэзия и живопись дополняют и объясняют друг друга, наверное, в этом кроется осязаемость и «плотность» кутиловских стихов…

    Природа в творчестве Есенина

    ТЕМА ПРИРОДЫ В ТВОРЧЕСТВЕ ЕСЕНИНА

    Природа — всеобъемлющая, главная стихия творчества поэта, и с ней лирический герой связан врожденно и пожизненно: Родился я с песнями в травном одеяле. Зори меня вешние в радугу свивали» «right»>(«Матушка в купальницу по лесу ходила…»…

    Роль пейзажей в произведении «Слово о полку Игореве»

    2.2 Союз природы и человека

    Природа в «Слове» введена в события. Она участвует в них, то замедляя, то ускоряя их ход. Она активна и в этой своей активности наделяется почти человеческими качествами. Она сочувствует русским, стремится предупредить их об опасности…

    Тема Родины в «Слове о полку Игореве» и в повести Е.И. Носова «Усвятские шлемоносцы»

    Глава 2. Человек-пахарь и человек-солдат перед лицом Родины в «Слове о полку Игореве» и в повести Е.И. Носова «Усвятские шлемоносцы»

    Создатель «Слова о полку Игореве» написал свое произведение в 1185 году. В это время Великая Русь и Киев находились в трудном положении. Огромное государство, созданное великим князем Олегом…

    Тема Родины в «Слове о полку Игореве» и в повести Е.И. Носова «Усвятские шлемоносцы»

    Глава 3. Образ Родины в «Слове о полку Игореве» и в повести Е.И. Носова «Усвятские шлемоносцы»

    Тема родины в «Слове о полку Игореве» потребовала от автора обращения к ее настоящему и прошлому, переходов повествования из одного места в другое и многолюдства действия…

    Философия в поэзии Фета

    3. Тема природы в лирике Фета

    Стихи Фета о природе разнообразны, не похожи, но у всех у них есть общее: во всех них Фет утверждает единство жизни природы и жизни человеческой души. Вот одно из моих любимых: «Жду я, тревогой объят». Оно о тревожном ожидании любимой…

    Человек и природа в русской литературе

    1. Образ природы, пейзаж в произведении

    Формы присутствия природы в литературе разнообразны. Это и мифологические воплощения ее сил, и поэтические олицетворения, и эмоционально окрашенные суждения (будь то отдельные возгласы или целые монологи). И описания животных, растений, их…

    Человек и природа в русской литературе

    1.2 Образы природы в лирике XX веков

    В литературе XX в., особенно в лирической поэзии, субъективное видение природы нередко берет верх над ее предметностью, так конкретные ландшафты и определенность пространства нивелируются, а то и исчезают вовсе. Таковы многие стихотворения А…

    Человек и природа в русской литературе

    1.3 Образы природы в прозе XX века

    Писатели ХХ века продолжили лучшие традиции своих предшественников. В своих произведениях они показывают, какими должны быть отношения человека в бурный век научно-технической революции к природе…

    litra.bobrodobro.ru

    Помогите по этому плану написать сочинение «слове о полку…

    В первой части изображено две битвы,показана Игорева дружина и его бой с половцами.Перед битвой показано огромное предзнаменование,природа предупреждает Игоря об опасности.Первый бой-Игорь выиграл.Поганые половецкие полки ушли.Игорь с дружиной ликует,но их радость преждевременна,впереди самое трудное испытание.Перед вторым утром автор показывает хмурое утро,зловещие тучи,текут мутные реки,на Игоря надвигаются половцы.Долго сражаются русские воины,перед ними князь Игорь и его брат Всеволод,они так же самоотверженно сражаются с врагами.Но напрасны их усилия,под натиском половецкого войска гибнет его дружина,а сам князь попадает в плен.                                                             Автор размышляет о причине не удачи,скорбит о том,что Русь раздроблена врагами,сочувствует героям.                                                     Вторая часть «Слово и полке Игореве» переносит нас в Киев.Мы видим киевского князя Святослава.Это мудрый полководец,смелый воин.Горько ему за своих младших братьев Игоря и Всеволода.Эти отважные,но безрассудные военно-начальники решили биться в одиночку.                                                                                                              Во второй части Святослав,произносит свое золотое слово,он призывает их объединится,отстоять землю русскую.                                       Третья часть поэмы,представляет из себя «Плачь Ярославны»-это жена Игоря.Горестно оплакивает она своего мужа,она обращается к силам природы.Словно услышав её,Игорь сбегает из вражеского плена.За ним мчатся враги,но все безуспешно.Природа помогает ему вернутся на Русь.Вернувшись,он понимает,что погубил лучшую дружину.                                                                                                               Вновь мы видим природу,сияет солнце,Игорь вновь на русской земле.     Композиция строго продумана,автор мудрый человек,сначала изображает битвы,потом поясняет причины.В золотом слове,он указывает путь на выживание-это путь к объединению.Природа-один из главных героев поэмы.Природа проникнута любовью к Родине,поэтому она показана живым существом.

    dvoechka.com

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *