Рисунки олега князя – Вещий Олег: сильные факты (3 фото) | Екабу.ру

Картинки о Вещем Олеге (41 ФОТО) |

Поделиться на Facebook

Поделиться в ВК

Поделиться в ОК

Поделиться в Twitter

Сначала Вещий Олег был князем Новгородским. Потом в 882 году он захватил Киев и стал князем Киевским. Тогда же он назвал Киев «матерью городов русских».

 

Старец показывает путь

 

Вещий Олег с конём

 

Вещий Олег возле черепа

 

Вещий Олег с конём

 

Князь с юношей

 

Князь слушает старца

 

Воины на фоне леса

 

Князь на скале

 

Прощание Олега с конём

 

Воины у ворот

 

Змея на ноге Вещего Олега

 

Князь крупным планом

 

zabavnik.club

Щит Вещего Олега — Достояние планеты

Сказки, былины, мифы, легенды, да и вообще любая история всегда оставляют свой след  в сознании человека, особенно в детском возрасте. С ранних лет я знал о Вещем Олеге, что был  в давние времена такой Великий Князь, который не только объединил славянские народы, но и научил уважать Русь и другие страны. Об этом свидетельствует такой всем известный исторический факт, как  Князь Олег прибил свой щит на врата Царьграда. И на этом щите был изображён его герб.

Этот факт так и остался бы для меня просто фактом, если бы не череда событий в моей жизни, которая снова свела меня с ним. Так случилось, что для меня стал абсолютно понятен Смысл Жизни Человека. Он состоит из трёх основных моментов: Жить, Любить и быть Счастливым. Во-первых, тело человека должно жить и как всё живое должно продолжаться в своих потомках. Во-вторых, его уму необходимо научиться любить Жизнь, такую, какая она есть. И постараться улучшить её. И в-третьих, если соблюдены первые два условия, то человек становится  счастливым. Ведь силу души можно научиться чувствовать и при жизни. Это такая же энергия, она похожа на ветер. И у человека есть «крылья», он может научиться парить над жизненной суетой. Эти мысли были написаны мной на Верном камне, который находится в центре России, г. Братске.

После появления этой надписи у меня возникло чувство какой-то незавершённости…, захотелось как-то более интересно всё это оформить. Как картину поместить в достойную её раму. Я перебрал множество вариантов, пока предо мной не появился образ щита Вещего Олега. Конечно, вряд ли кто узнает, каков был настоящий смысл рисунка на его гербе, но это не мешает каждому из нас высказать свою версию. По моему мнению, на нём как раз и отображены сначала этапы становления Человека, а потом и его жизненный путь.

На гербе всего три цвета, которые характеризуют три основные стихии. Красно-коричневый – Земля. Желтый – огонь и синий – это воздух или вода. В центре расположена девятилучевая звезда, состоящая из трёх равносторонних треугольников, символизирующая триединство человека. Это тело, разум и душа. Звезда находится в центре круга, что говорит о целостности того, в ком гармонично развиты эти три начала. На Гармонию, Любовь и изначальную связь с Творцом Мироздания  показывает древнейший символ коловрата, что внутри этой звезды.

Круг же находится в центре другой звезды. В ней уже восемь лучей. По моему мнению, они соответствуют восьми основным направлениям в жизни каждого человека, по которым он может двигаться. Шесть в материальном, видимом мире, – это вперёд, назад, направо, налево, вверх и вниз. И два направления в невидимом, духовном  мире.  Первый, это – Путь к Себе. Второй я называю – Свой Путь.

Путь к Себе, это путь познания основ мироздания и главного закона Гармонии и Любви. И в этом есть истина. И эту истину я понимаю буквально. Если заглянуть в себя, внутрь тела, то мы увидим, в какой гармонии и любви находятся все клеточки нашего организма по отношению друг к другу. А так как человек есть лишь только частица мироздания, сравнимая с клеткой нашего тела, то ему необходимо научиться следовать этим законам гармонии. И только такой человек может стать сам собой.

И только такой человек, который осознал закон Абсолютной Любви и стал сам Собой может начать Свой Путь. Все люди созданы по образу и подобию Творца, в каждом есть его частица. Эта частица хранится в нашем ДНК и раскрывается по мере нашего миропонимания, а это  зависит от той информации, которую принимает человек.

Что такое хорошо и что такое плохо, есть вечный вопрос. Но сейчас, по Закону Времени, на него стало возможным, однозначно ответить каждому. Всё в жизни есть отражение наших мыслей, и надо научиться, так думать, чтобы окружающая реальность превосходила наши мечты и ожидания. И именно поэтому я полностью согласен с Владимиром Владимировичем Маяковским: «Светить всегда, светить везде, вот лозунг мой и солнца».

Люди приходят и уходят, а их дела остаются. И мы с великой благодарностью и уважением  вспоминаю о наших предках, которые жили по чести, совести и справедливости. Все эти коды есть в наших генах. Дело за нами, как  сможем воспользоваться, этим скрытым, в каждом из нас, великом потенциале Творца.

Лично же для меня, сбылось пророчество великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина: «Товарищ, верь, взойдёт она, звезда пленительного счастья» . Я нашёл её на щите Вещего Олега. Это символ веры в Любовь и Счастье. 

В настоящее время я работаю над проектом концептуальной композиции, которая должна объединить Верный камень и герб Вещего Олега. И мне хотелось бы, чтобы эти древнейшие наши символы вновь появились на улицах  городов России.

Михайлов Вадим Анварович — врач, специалист в области информационной и восстановительной медицины, психолог. Творческий псевдоним Емельян Истин.

 

Рекомендуем к ознакомлению: 

ЛЕВ ПРОЗОРОВ. ИНТЕРВЬЮ ДЛЯ ФИЛЬМА «ВЕЩИЙ ОЛЕГ» МИХАИЛА ЗАДОРНОВА

КАК ЖИЛИ НА РУСИ В ДОКРЕЩЕНСКИЙ ПЕРИОД

ЗАКОНЫ ИСТОРИИ. ВИКТОР ЕФИМОВ

dostoyanieplaneti.ru

Публикация: Вещий Олег

Вещий Олег (т. е. знающий будущее) (умер в 912 г.), — великий древнерусский князь, что пришёл к власти сразу после легендарного Рюрика — первого правителя Руси. Именно Вещему Олегу принадлежит заслуга образования Древнерусского государства – Киевская Русь, с центром в Киеве.

Прозвище Олега — «вещий» — относилось исключительно к его склонности к волхвованию. Другими словами, князь Олег как верховный правитель и предводитель дружины одновременно выполнял еще и функции жреца, волхва, кудесника, чародея. По преданиям, Вещий Олег умер от укуса змеи; этот факт лег в основу ряда песен, легенд и преданий.

В древнерусских летописях говориться, что, умирая, первый правитель Руси Рюрик передал власть родственнику своему Олегу, так как сын Рюрика, Игорь, бал мал годами. Сей опекун Игорев скоро прославился своей отважностью, победами, благоразумием и любовью подданных. Он успешно правил 33 года. За это время он покняжил в Новгороде, занял Любеч и Смоленск, сделал Киев столицей своего государства, покорил и обложил данью ряд восточнославянских племен, совершил удачный поход на Византию и заключил с ней выгодные торговые договоры.

Подвиги Вещего Олега начались с того, что в 882 г. он совершил поход в землю кривичей и захватил их центр Смоленск. Затем, спустившись вниз по Днепру, взял Любеч, обманув и убив правивших в Киеве варяжских князей Аскольда и Дира. Олег захватил город, где и утвердился, став новгородским и киевским князем. Это событие, относимое летописью к 882 году, традиционно считается датой образования Древнерусского государства – Киевской Руси, с центром в Киеве.

В 907г. киевский князь Олег привел (морем и берегом) к столице Византии многочисленное войско, в состав которого, кроме киевской дружины, вошли отряды воинов из зависимых от Киева славянских союзов племенных княжеств и наемники — варяги. В результате похода были опустошены окрестности Константинополя и в 911 г. заключен выгодный для Руси мирный договор. Согласно договору, русские, приезжающие в Византию с торговыми целями, имели привилегированное положение.

В знаменитом договоре Олега с греками 912 года, заключенном после блистательной осады Царьграда и капитуляции византийцев, нет ни слова о князе Игоре (877-945) — номинальном властителе Киевской Руси, опекуном которого был Олег. То, что Олег Вещий — первый подлинный строитель Русской державы, прекрасно осознавали во все времена. Он расширил ее пределы, утвердил власть новой династии в Киеве, отстоял легитимность Рюрикова престолонаследника, нанес первый смертельный удар по всевластию Хазарского каганата.

До появления на берегах Днепра Олега и его дружины «неразумные хазары» безнаказанно собирали дань с соседних славянских племен. Несколько веков сосали они русскую кровь, а под конец попытались даже навязать и совершенно чуждую русскому народу идеологию-исповедуемый хазарами иудаизм.

Один из самых больших пробелов «Повести временных лет» падает на годы княжения Олега. Из 33 лет его княжения поздние редакторы полностью вычеркнули из летописей записи, касающиеся 21 (!) года. Как будто в эти годы ничего не происходило. Происходило — да еще как! Только вот Олеговым престолонаследникам что-то не понравилось в его деяниях или родословной. С 885 года (покорение радимичей и начало похода против хазар, о чем первоначального текста не сохранилось) и по 907 год (первый поход на Царьград) в летописи зафиксированы всего лишь три события, относящиеся собственно к истории Руси.

PHOTO-9]

Какие же чисто русские реалии остались в летописи? Первая — прохождение в 898 году мимо Киева мигрирующих угров (венгров). Вторая — знакомство Игоря со своей будущей женой — Ольгой. Согласно Нестору, сие случилось в 903 году. Звали будущую русскую святую Прекраса. Но Олег по какой-то неясной до конца причине переименовал ее и назвал в соответствии со своим собственным именем — Ольгой (в «Повести временных лет» она поименована еще и Вольгой). Такая смена имени скорее всего была обусловлена тем, что будущая княгиня Ольга была родной дочерью Олега Вещего и он не хотел, чтобы данный факт был предан широкой огласке. Так же известно, что Ольга — внучка Гостомысла (того самого, кто пригласил Рюрика править Русью) и родилась от его старшей дочери где-то под Изборском.

Олег, которому Рюрик перед смертью передал на руки и поручил воспитание малолетнего наследника Игоря, был родственником («от рода ему суща») основоположника династии. Родственником можно быть и по линии жены. Таким образом, и линия новгородского старейшины Гостомысла — главного инициатора приглашения в правители Рюрика — не прерывалась.

В таком случае вновь встает вопрос о степени родства и правах наследования власти между Гостомыслом и Олегом — одним из самых выдающихся деятелей начальной русской истории. Если Ольга — Гостомыслова внучка от его старшей дочери, то неизбежно выходит: муж этой дочери и есть Вещий Олег, чья фигура сравнима с любым из князей Рюриковичей. Отсюда и его законные права на княжение. Именно данный факт старательно изымался из летописей последующими цензорами, дабы у новгородцев не возник соблазн заявить о своих правах на приоритет в верховной власти.

Наконец, третье событие, воистину эпохальное, появление письменности на Руси. Имена солунских братьев — Кирилла и Мефодия, создателей славянской письменности, появляются в «Повести временных лет» также под 898 годом. Князю Олегу мы обязаны не только утверждением авторитета державы, но и величайшим деянием, значение которого сравнимо разве что со свершившимся спустя 90 лет принятием христианства. Это деяние — утверждение грамотности на Руси, реформа письменности, принятие азбуки на основе кириллического алфавита, коим мы пользуемся и по сей день.

Само создание славянской письменности совпало с появлением на Ладоге и в Новгороде Рюрика с братьями. Разница же — не во времени, а в пространстве: русские варяги объявились на северо-западе, а византийски грек Кирилл (в миру Константин) начал свою миссионерскую деятельность на юге. Ориентировочно в 860-861 годах он отправился проповедовать в Хазарский каганат, под властью которого в то время находилось большинство русских племен, а по окончании миссии удалился в малоазийский монастырь, где и разработал славянскую азбуку.

Произошло это, скорее всего, в том же самом 862 году, когда в русской летописи зафиксировано пресловутое призвание князей. 862 год не может подвергаться сомнению, ибо именно тогда Кирилл и Мефодий отправились в Моравию, уже имея на руках разработанную азбуку.

В дальнейшем славянская письменность распространилась на Болгарию, Сербию и Русь. На это ушло почти четверть века. Какими путями и темпами это происходило на Руси — остается только догадываться.

Но для повсеместного утверждения новой письменности одного «самотека», разумеется, было недостаточно. Требовалось государственное решение и воля авторитетного правителя. По счастью, такой правитель на Руси к тому времени уже был, и воли ему было не занимать. А потому отдадим должное князю Олегу за его воистину вещее решение.

Суровый и непреклонный волхв, облеченный властью, он, надо полагать, весьма нетерпимо относился к христианским миссионерам. Олег взял у них азбуку, но не принял учения. Как вообще относились в те времена к христианским проповедникам славяне-язычники, хорошо известно из западноевропейских хроник. Балтийские славяне до обращения их в христианство расправлялись с католическими миссионерами жесточайшим способом. Не приходится сомневаться, что борьба не на жизнь, а на смерть происходила и на территории Руси. Возможно, не последнюю роль играл в этом и князь-жрец Олег.

После его смерти процесс дальнейшего формирования державы Рюриковичей сделался уже необратимым. Его заслуги в этом деле неоспоримы. Думается, лучше всего о них сказал Карамзин: «Мудростью Правителя цветут государства образованные; но только сильная рука Героя основывает великие Империи и служит им надежною опорою в их опасной новости. Древняя Россия славится не одним Героем: никто из них не мог сравняться с Олегом в завоеваниях, которые утвердили ее бытие могущественное».

Так склоним же голову в знак неоплатной признательности перед великим сыном земли Русской — Вещим Олегом: одиннадцать веков назад князь-язычник и воитель-жрец сумел подняться над собственной религиозно-идеологической ограниченностью во имя культуры, просвещения и великого будущего народов России, которое стало уже неизбежным после обретения ими одного из своих главных священных сокровищ — славянской письменности и русской азбуки.

http://allmystic.ru/

www.the-submarine.ru

Свастика на щите Вещего Олега — Славянская культура

Вещий Олег – князь новгородский (с 879) и киевский (с 882). Нередко рассматривается как основатель Киевской Руси. Был не только князем, но и жрецом. Вещий — обладающий даром Духовного Предвидения и ведающий Древнюю Мудрость Богов и Предков.
 

Вещие люди наделялись многообразными символами. Одним из таких людей был руский князь Вещий Олег. Символика изображалась на его оружии, одежде, доспехах, княжеском стяге.

Щит Вещего Олега, который он прибил на врата Цареграда (так русы называли Константинополь).
* На Руси царей не было, жизнь обустраивали в форме Державы.

Огненная Свастика символизирует землю Предков, в центре девятиконечной Звезды Инглии (символ Веры Первопредков) окружена Великим Коло (Круг Богов-покровителей), который излучает 8 лучей Духовного Света (восьмая степень Жреческого посвящения) к Сварожьему Кругу.

Вся эта символика говорит о громадной Духовной и физической силе, которая направляется на защиту Родной земли и Святой Старой Веры.

СВАСТИКА — символ вечного круговорота Вселенной. Символизирует Высший Небесный Закон, которому подвластно все сущее. Этот Огненный знак люди использовали как Оберег, который охранял существующий Закон и Порядок.

Песнь о Вещем Олеге (А.С. Пушкин)

Из темного леса навстречу ему
Идет вдохновенный кудесник,
Покорный Перуну старик одному,
Заветов грядущего вестник,
В мольбах и гаданьях проведший весь век.
И к мудрому старцу подъехал Олег.

Запомни же ныне ты слово мое:
Воителю слава — отрада;
Победой прославлено имя твое;
Твой щит на вратах Цареграда;

И пращ, и стрела, и лукавый кинжал

Щадят победителя годы…
Под грозной броней ты не ведаешь ран;
Незримый хранитель могущему дан.

 

Правосудие Вещего Олега

1. Злодеяния, которые будут явно удостоверены, пусть считаются безспорно совершившимися; а каким не станут верить, пусть клянется та сторона, которая домогается, чтобы злодеянию этому не верили; и когда поклянется сторона та, пусть будет такое наказание, каким окажется преступление.

2. Если кто убьет — пусть умрет на месте убийства.
— Если же убийца убежит, и окажется имущим, то ту часть его имущества, которая полагается по закону, пусть возьмет родственник убитого, но и жена убийцы пусть сохранит то, что полагается ей по закону.
— Если же окажется неимущим бежавший убийца, то пусть останется под судом, пока не разыщется, а тогда да умрет.

3. Если ударит кто мечом или будет бить каким-либо другим орудием, то за тот удар или битье пусть даст 5 литр серебра по закону русскому.
— Если же совершивший этот проступок неимущий, то пусть даст сколько может, так, что пусть снимет с себя и те одежды, в которых ходит.

4. Если украдет и пойман будет вор пострадавшим в то самое время, когда совершает кражу, либо если приготовится вор красть и будет убит, то не взыщется смерть его, но пусть пострадавший возьмет то свое, что потерял.
— Если же добровольно отдастся вор, то пусть будет взят тем, у кого он украл, и пусть будет связан, и отдаст то, что украл, в тройном размере.

5. Если кто посредством побоев покусится на грабеж и явно силою возьмет что-либо, принадлежащее другому, то пусть вернет в тройном размере.

* «Повесть временных лет» — договор Вещего Олега с греками. Месяца сентября 2, индикта 15, в год от сотворения мира 6420 (912 год от Р.Х.)

«Пусть будет такое наказание, каким окажется преступление» — Вещий Олег

Похожие статьи:

Славянская магия → Магия солнца

Фольклористика → Почему Финиста прозвали Ясным Соколом?

Религия → Крещение. Оккультный смысл ритуала

Альтернативная история → Образ Волка у индоевропейцев

Славянские символы → Семантика народных узоров

Рейтинг

последние 5

slavyanskaya-kultura.ru

Олег Вещий

 

Олег

князь (Вещий Олег)

?–912

Сражения и победы

Князь новгородский (с 879 г.) и киевский (с 882 г.), объединитель Древней Руси. Расширил ее границы, нанес первый удар по Хазарскому каганату, заключил выгодные для Руси договоры с греками. 

Легендарный полководец, о котором Пушкин писал: «Победой прославлено имя твое: Твой щит на вратах Цареграда».

Строкой энциклопедии…

Князь Олег, прозванный также Олегом Вещим, – это легендарный правитель Руси конца IX – начала Х вв. Безусловно, что прототипом летописного Олега являлась историческая личность, о которой, к сожалению, мало что достоверно известно. Поэтому историки обычно в научных, научно-популярных и учебных текстах используют летописную легенду об Олеге и его времени, взятую из «Повести временных лет» (ПВЛ). Этот сочинение конца XI – начала XII вв. признается всеми главным историческим источником для реконструкции прошлого Древнерусского государства. Автором ПВЛ большинство исследователей склонны считать киево-печерского монаха Нестора.

По версии ПВЛ Олег представляется умелым полководцем и предусмотрительным политиком (неслучайно он был прозван «Вещим», т.е. предугадывающим будущее). В 879-882 гг. после смерти Рюрика [1] Олег правил на восточнославянском Севере у кривичей, ильменских словен и окрестных финно-угров (племена мери, веси, чуди). Совершив поход на юг вдоль торгового пути «Из варяг в греки», Олег в 882 г. овладел Киевом. Так два главных центра складывания государственности у восточнославянских племен «Новгород» («Славия» – в зарубежных источниках) и Киевщина («Куяба») были объединены под властью одного правителя. Многие современные историки принимают дату 882 г. за условную дату рождения Древнерусского государства. Олег княжил в нем с 882 г. по 912 г. По Нестору, после смерти Олега от укуса змеи князем Киевским становится сын Рюрика Игорь (912-945).

Князь Олег и Игорь

Худ. И. Глазунов

С княжением Олега в Киеве ученые связывают значительные события древнерусской истории. Прежде всего, было заложено территориальное ядро Древнерусской державы. Олега верховным правителем признали племена полян, северян, древлян, ильменских словен, кривичей, вятичей, радимичей, уличей и тиверцев. Через наместников князя Олега и местных князей его вассалов стало строиться государственное управление молодой державой. Ежегодные объезды населения (Полюдье) заложили основу налоговой и судебной систем.

Вел Олег и активную внешнюю политику. Князь воевал с хазарами и заставил их окончательно забыть о том, что в течение двух веков Хазарский каганат собирал дань с ряда восточнославянских земель. В 898 г. у границ державы Олега появились венгры, переселяющиеся из Азии в Европу. С этим воинственным народом Олег сумел наладить мирные отношения. Поход Олега в 907 г. на столицу Византийской империи – Константинополь (он же Царьград) принес Руси в 911 г. исключительно удачный торговый договор: русские купцы получали право беспошлинной торговли в Константинополе, могли жить полгода в столичном предместье в монастыре Св. Мамонта, получать продовольствие и производить ремонт своих ладей за счет византийской стороны. Еще ранее в 909 г. Русь и Византийская империя заключили военный договор о союзе.

Несколько комментариев к традиционной 

трактовке образа Вещего Олега

К приведенной выше краткой справке об Олеге, которая стала общепринятой традицией – особенно в популярной и учебной литературе, надо добавить несколько научных комментариев.

Во-первых, по археологическим данным в IX в. Новгорода как такового еще не существовало. На месте Новгорода располагалось три обособленных поселка. Их в единый город связал Детинец, крепость, построенная в конце Х в. Именно крепость в те времена именовали «городом». Так что и Рюрик, и Олег сидели не в Новгороде, а в неком «Старгороде». Им могли быть либо Ладога, либо Рюриково городище под Новгородом. Ладога, укрепленный город на Волхове, расположенный недалеко от впадения Волхова в Ладожское озеро, был в VII – первой половине IX в. самым крупным торговым центром северо-восточной Балтики. По археологическим данным город основали выходцы из Скандинавии, однако в дальнейшем здесь было смешанное население – норманны соседствовали со славянами и финно-уграми. К середине IX в. относится страшный погром и пожар, уничтоживший Ладогу. Это вполне может согласовываться с летописным известием о большой войне 862 г., когда ильменские словене, кривичи, весь, меря и чудь «прогнали за море варягов», собиравших с них дань в 859-862 гг., а потом принялись воевать между собой («и встал род на род…»). После разрушения середины IX в. Ладога отстроилась, но никогда уже не обретала прежнего значения.

 

Заморские гости. Худ. Н. Рерих


При Несторе памяти о былом величии Ладоги или значимости Рюрикова городища уже не было, он писал два столетия спустя после времени призвания варягов. А вот слава Новгорода, как крупного политического центра, достигла пика, что и заставило летописца верить в его древность и именно в Новгороде разместить первых правителей Руси.

Вторая наша оговорка будет касаться хронологии. Дело в том, что хронология в ПВЛ, как и в другой древнерусской летописи — Новгородской, до княжения Владимира (980-1015) условна. У Нестора под рукой были отдельные записи фактов X-XI вв., даже, возможно, целый начальный летописный свод, который выделяют в ПВЛ историки, но точных дат ранних событий там не было. О них говорили лишь устные легенды, передававшиеся у жителей Руси из поколения в поколение. Отсутствие дат являлась большой проблемой для Нестора, но он, будучи талантливым летописцем, совершил первую в отечественной исторической науке реконструкцию хронологии. Легенды и отрывочные записи называли имена византийских царей (цезарей), современников первых русских князей. Отталкиваясь от годов правлений, указанных в переведенных на славянский язык в Киеве византийских хроник, автор ПВЛ составил свою условную систему временных координат начального периода древнерусской истории. А.А. Шахматов заметил, что дата смерти Олега в ПВЛ 912 г. совпадает с датой кончины его визави императора Льва VI, а Игорь умирает, как и его современник император Роман I в 945 г. И Игорь и Олег правят по 33 года, такое совпадение подозрительно и веет эпическим сакрально-легендарным подходом к хронологии. Последнее замечание уместно и в отношении рассказа о смерти Олега. И ПВЛ, и Новгородская летопись утверждают, что Олег умер, будучи укушенным змеею, которая выползла из черепа коня. Это был конь самого Олега, но князь отставил его, т.к. волхв однажды предрек ему смерть именно от собственного коня. По версии ПВЛ, эта роковая встреча Олега с его умершим конем произошла под Киевом в 912 г.

 

Князь Олег и волхв. Пророчество о смерти Олега. Легенда о Вещем Олеге в иллюстрациях В.М. Васнецова


Третье наше замечание касается того, что версия ПВЛ о происхождении, деятельности и гибели Вещего Олега не является единственной среди летописных русских источников. Первая Новгородская летопись, которая, по мнению ряда исследователей, даже старше ПВЛ, называет Олега не князем, а воеводой при Игоре сыне Рюрика. Олег сопровождает Игоря в его походах. Именно князь Игорь расправляется с Аскольдом, а потом идет в поход на Ромейскую (Византийскую) империю и осаждает Царьград. Олег, по версии Первой Новгородской летописи, находит свой конец, когда уходит из Киева на север в Ладогу, где его поджидает легендарная змея. Укушенный ею, он умирает, но не в 912 г., а в 922 г. Сообщает Новгородская летопись и еще одну версию гибели Олег: некоторые говорят, что Олег ушел «за море» и там умер.

Четвертый комментарий будет связан с возможным участием Олега в восточных походах русов. Русские летописи говорят, что он удачно воевал с хазарами, а восточные источники рассказывают еще и о Каспийских, направленных против Персии, походах русов, которые приходятся на время Олега. Некоторые историки считают, что смутные и отрывочные сообщения восточных документов на данный счет можно гипотетически связать не только со временем, но и именем Олега.

По сообщению историка XIII в. Ибн Исфандийара, где-то между 864 и 884 гг. состоялся первый набег русов на персидский город Абаскун, однако эмир Табаристана сумел разгромить и перебить всех руссов. Другой поход или даже два похода русов пришлось на 909-910 гг. 16 кораблей русов захватили и разграбили город Абаскун, но эмир области Сари в 909 г. догнал отряд русов в районе Муганской степи и разбил. В 910 г. корабли руссов появились под городом Сари, взяли его, а потом одни русы пошли вглубь страны, а другие остались на своих судах. Ширваншах сумел в ночном бою одолеть корабли русов, а сами они все погибли.

И, наконец, еще один поход, который историк может соотносить с одной из русских летописных версий о гибели Олега, состоялся в 913 г. Известный арабский историк и географ Аль-Масуди свидетельствовал, что где-то в 913-914 гг. («… это было после 300 хиджры», — писал Аль-Масуди) русы во главе со своим вождем, имя которого не названо, на 500 ладьях из Черного моря через Керченский пролив вошли в Азовское море. Стоит сказать, что тот же Аль-Масуди в другом своем сочинении упоминал двух великих правителей русов – Ал-Дира, в котом видят летописного правителя Киева, и Олванга, которого обычно ассоциируют с летописным Аскольдом, но можно с равным успехом найти в этой транскрипции имени сходство с именем Олега, победителя Дира и Аскольда.

Но вернемся к сообщению Аль-Масуди о Каспийском походе русов. Правитель Хазарского Каганата, желая отвести от себя опасность, позволил русам пройти к устью Дона, а потом по этой реке добраться до места, где Дон ближе всего подходит к Волге. Здесь русы перетащили свои суда в Волгу. Целью русского вторжения являлась Персия. Хазарскому царю властитель русов обещал за лояльность половину будущей персидской добычи. Русы, спустившись по Волге до Каспийского моря, принялись успешно воевать персидский Азербайджан. Половину добычи они, согласно договору, оставили в Хазарии. Однако спокойно вернуться домой им не довелось. Гвардия хазарского царя состояла из наемников-мусульман, и те решили мстить русам за погибших и ограбленных в Азербайджане единоверцев. Правитель хазар не перечил гвардейцам, но предупредил русов об опасности. Битва между мусульманами и русами длилась три дня. Погибло 30 тысяч русов, остальные отступили верх по Волге, но были окончательно разгромлены тюрками булгарами и буртасами. В этом походе погиб и их предводитель. Отдельные историки считают, что можно предположить, что высказанная в Новгородской летописи «боковая версия» о гибели Олега «за морем» — это смутное воспоминание о гибели Олега именно в Каспийском походе и не верно трактовать «пошел за море», как однозначно вернулся в Скандинавию через Балтийское море, как пытаются обычно расшифровать «глухое» сообщение Новгородской летописи.

Хазарский источник, известный как «Кембриджский документ», повествует о войне русов с хазарами, которая происходила в Х в. Историки считают, что, скорее всего, в 940-е гг., т.к. описанные в «Кембриджском документе» события имеют аналогии с рассказами русских летописей о походе князя Игоря на греков в 941 г. и о набеге русов на хазарский город Самкерц на Тамани в 944 г. Однако в хазарском источнике предводитель русов назван H-l-g-w, что можно прочесть как Хлгу или Хелго, а последнее явно напоминает скандинавское «Хельги» и русское Олег. Может быть, этот Хелго «Кембриджского документа» наш Вещий Олег. Если так, то его регентство над Игорем или соправительство с ним, а может служба ему, длились в реальности дольше, чем принято считать в устоявшейся исторической традиции.

По названному хазарскому сообщению Хелго заключил договор с Царьградом и в силу его отправился воевать с хазарами. На Таманском полуострове он взял город Самкерц и с добычей стал уходить. Тогда хазарский наместник Самкерца Песах собрал силы, догнал и разбил русов. Хелго был принужден по договору с Песахом идти войной на Византию. Однако греки спалили почти весь русский флот знаменитым греческим огнем. Чувство чести не позволяло Хелго и его воинам возвращаться домой дважды разбитыми, и они двинулись в поход на персидские владения на Каспии. Здесь дружина Хелго и сам он нашли в бою свой конец.

От приведенных выше комментариев перейдем теперь к более важному, на наш взгляд, обстоятельству. Дело в том, что всемирная история знает немало примеров, когда исторический персонаж в течение времени, наступившего после его смерти, словно раздваивался. В памяти потомков появлялся его двойник, который выкристаллизовывался из устных преданий, воспоминаний современников, трактовок потомков, размышлений хронистов, записывавших информацию о нем. Легенда часто «исправляла» все промахи и мелкие черты реального прототипа, и в памяти народа (историческом мифе или, другими словами, исторической традиции) этот легендарный двойник вытеснял реальное историческое лицо и начинал действовать как серьезный идеологический фактор в текущей истории народа, которая отстояла уже от времени прототипа на многие столетия. В Западной Европе такая метаморфоза приключилась с Ричардом Львиное Сердце, в русской — во многом с Александром Невским, у кочевых народов Азии – с образами Искандера (Александра Македонского) и Чингисхана. Волей летописца, создавшего «Повесть временных лет», его преемников XIII-XVII вв., первых русских историков и, конечно А.С. Пушкина, который поэтически пересказал предание ПВЛ о Вещем Олеге, легендарный Олег стал частью всей последующей русской истории. Его образ князя-воителя, защитника русской земли и создателя Русского государства стал частью самоидентификации российского народа в течение всей его последующей за IХ столетием истории.

Дела давно минувших лет, 

преданья старины глубокой…

Величайшим из полководческих подвигов князя Олега русская историческая традиция признает поход на Царьград в 907 г. Вот, как об этом событии рассказывает «Повесть временных лет».

«В год 6415 (907). Пошел Олег на греков, оставив Игоря в Киеве; взял же с собою множество варягов, и славян, и чуди, и кривичей, и мерю, и древлян, и радимичей, и полян, и северян, и вятичей, и хорватов, и дулебов, и тиверцев, известных как толмачи: этих всех называли греки «Великая Скифь». И с этими всеми пошел Олег на конях и в кораблях; и было кораблей числом 2000. И пришел к Царьграду: греки же замкнули Суд, а город затворили. И вышел Олег на берег, и начал воевать, и много убийств сотворил в окрестностях города грекам, и разбили множество палат, и церкви пожгли. А тех, кого захватили в плен, одних иссекли, других замучили, иных же застрелили, а некоторых побросали в море, и много другого зла сделали русские грекам, как обычно делают враги.

И повелел Олег своим воинам сделать колеса и поставить на колеса корабли. И когда подул попутный ветер, подняли они в поле паруса и пошли к городу. Греки же, увидев это, испугались и сказали, послав к Олегу: «Не губи города, дадим тебе дань, какую захочешь». И остановил Олег воинов, и вынесли ему пищу и вино, но не принял его, так как было оно отравлено. И испугались греки, и сказали: «Это не Олег, но святой Дмитрий, посланный на нас Богом». И приказал Олег дать дани на 2000 кораблей: по 12 гривен на человека, а было в каждом корабле по 40 мужей.

 

Поход Олега на Царьград
Миниатюра Радзивилловской летописи

И согласились на это греки, и стали греки просить мира, чтобы не воевал Греческой земли. Олег же, немного отойдя от столицы, начал переговоры о мире с греческими царями Леоном и Александром и послал к ним в столицу Карла, Фарлафа, Вермуда, Рулава и Стемида со словами: «Платите мне дань». И сказали греки: «Что хочешь, дадим тебе». И приказал Олег дать воинам своим на 2000 кораблей по 12 гривен на уключину, а затем дать дань для русских городов: прежде всего для Киева, затем для Чернигова, для Переяславля, для Полоцка, для Ростова, для Любеча и для других городов: ибо по этим городам сидят великие князья, подвластные Олегу. «Когда приходят русские, пусть берут содержание для послов, сколько хотят; а если придут купцы, пусть берут месячное на 6 месяцев: хлеб, вино, мясо, рыбу и плоды. И пусть устраивают им баню — сколько захотят. Когда же русские отправятся домой, пусть берут у царя на дорогу еду, якоря, канаты, паруса и что им нужно». И обязались греки, и сказали цари и все бояре: «Если русские явятся не для торговли, то пусть не берут месячное; пусть запретит русский князь указом своим приходящим сюда русским творить бесчинства в селах и в стране нашей. Приходящие сюда русские пусть живут у церкви святого Мамонта, и пришлют к ним от нашего царства, и перепишут имена их, тогда возьмут полагающееся им месячное, – сперва те, кто пришли из Киева, затем из Чернигова, и из Переяславля, и из других городов. И пусть входят в город только через одни ворота в сопровождении царского мужа, без оружия, по 50 человек, и торгуют, сколько им нужно, не уплачивая никаких сборов».

Цари же Леон и Александр заключили мир с Олегом, обязались уплачивать дань и присягали друг другу: сами целовали крест, а Олега с мужами его водили присягать по закону русскому, и клялись те своим оружием и Перуном, своим богом, и Волосом, богом скота, и утвердили мир. И сказал Олег: «Сшейте для руси паруса из паволок, а славянам копринные», — и было так. И повесил щит свой на вратах в знак победы, и пошел от Царьграда. И подняла русь паруса из паволок, а славяне копринные, и разодрал их ветер; и сказали славяне: «Возьмем свои толстины, не даны славянам паруса из паволок». И вернулся Олег в Киев, неся золото, и паволоки, и плоды, и вино, и всякое узорочье. И прозвали Олега Вещим, так как были люди язычниками и непросвещенными».

Историки полагают, что число кораблей (2000) явно завышено летописцем. Ладья русов, названная в греческих хрониках также «моноксилом» (однодеревкой) из-за того, что ее киль вытесывался из одного ствола, была кораблем, который брал на борт до 40 воинов. Следовательно, войско Олега составляло около 80 000 человек. Вряд ли князь мог собрать такую рать. Если взять сведения Первой Новгородской летописи о походе на Царьград, то она относит это событие к 6430 г. от сотворения мира (т.е. к 922 от рождества Христова), говорит максимум о 200 кораблях, т.е. о 8 тысячах воинов, а описание самого похода напоминает рассказ ПВЛ о походе Игоря на греков в 941 г. Как мы видим, интерпретация историком сообщений источников в данном случае может колебаться в вопросе о численности русского войска от 8 до 80 тыс. участников похода.

Позиция историка здесь зависит от того, с каким реальным, а не условным летописным временем (по Новгородской или ПВЛ – неважно) он будет связывать поход Олега. Подавляющее большинство историков — и русистов, и византологов – не сомневается, что сам поход Олега действительно был. Вопрос – когда?

 

Олег прибивает щит на врата Царьграда

Византийские исторические хроники такого грандиозного похода в 907 г. не знают. Зато византийская историческая наука описала грандиозное вторжение русов в 860 г. (Сочинения патриарха Фотия, современника похода; «Житие патриарха Игнатия» Никиты Пафлогонянина, написанное в начала X века; «Хроника продолжателя Георгия Амартола»; византийская хроника, известная под названием «Брюссельской хроники» (названа так, потому что была обнаружена бельгийским историком Францем Кюмоном и издана в Брюсселе в 1894 г.) и др.). Знают этот поход и западноевропейские источники, в частности «Венецианская хроника», которую написал посол Венеции в Византию Иоанн Диакон. Все названые зарубежные источники характеризуют поход, как исключительно разрушительный и неожиданный для Константинополя. Русы подгадали время для своего похода исключительно грамотно с точки зрения военной стратегии. Император Михаил III с войском, включавшим даже часть гарнизона Царьграда, ушел воевать с арабами. Он находился в момент русского набега в 500 км на восток от Константинополя у некой Черной реки. По «Венецианской хронике» набег русов кончился для них исключительно удачно: «В это время народ норманнов (Иоанн Дьякон считает русов выходцами из Скандинавии, подобно тому, как Нестор называет их варягами, ставя в ряд других северогерманских племен) на 360 кораблях осмелился приблизиться к Константинополю. Но так как они никоим образом не могли нанести ущерб неприступному городу, они дерзко опустошили окрестности, перебив там большое количество народу, и так с триумфом возвратились восвояси [et sic praedicta gens cum triumpho ad propriam regressa est]».

Византийский патриарх Фотий, описал первоначальный успех русов и огромную добычу ими захваченную, однако констатировал, что в конце концов от «северных скифов» византийцы сумели отбиться. «Михаил, сын Феофила [правил] со своею матерью Феодорой четыре года и один – десять лет, и с Василием – один год и четыре месяца. В его царствование 18 июня в 8-й индикт, в лето 6368, на 5-м году его правления пришли Росы на двухстах кораблях, которые предстательством всеславнейшей Богородицы были повержены христианами, полностью побеждены и уничтожены». Однако тот же Фотий был вынужден признать: «О, как же все тогда расстроилось, и город едва, так сказать, не был поднят на копье! Когда легко было взять его, а жителям невозможно защищаться, то очевидно, от воли неприятеля зависело – пострадать ему или не пострадать … Спасение города находилось в руках врагов и сохранение его зависело от их великодушия … город не взят по их милости и присоединенное к страданию бесславие от этого великодушия усиливает болезненное чувство пленения».

Интересно, что Фотий, отражающий знания тогдашних византийцев о нападающих, точно не знал их происхождения. Он называл их «скифами» (т.е. варварами) и «россами», народом серного происхождения, которые пришли со стороны Черного моря. С походом 860 г. Фотий связывал рост силы, могущества и славы россов. В 867 г. в послании Фотия восточным патриархам сообщалось, что после набега русов на Константинополь от них приезжали послы и был заключен договор. Его содержания Фотий не передавал, но отметил, что послов по их просьбе крестили.

Известный отечественный историк Б.А. Рыбаков в свое время выдвинул версию, что описанные в ПВЛ события похода князя Олега на Константинополь на самом деле относятся к войне 860 г. Это мнение склонны разделять и некоторые другие исследователи, к примеру, Л.Н. Гумилев.


[1] В XIX в. историки отсчитывали начало государственности на Руси от 862 г. Даты легендарного призвания варягов-руси на княжение в землю ильменских словен, кривичей и союзных им финно-угров.  Причиной призвания нейтральных правителей «из-за моря» послужила внутренняя война между означенными племенами, которая случилась после их совместного и победоносного изгнания «за море» «находников-варягов», взимавших с местных племен дань в 859-862 гг. Родоплеменные пережитки не давали кривичам, словенам и чуди избрать единого правителя из своих вождей, каждое племя желало возвыситься над другим, поставив во главе союза племен своего князя.  Такой трайбализм встречался повсеместно в эпоху зарождения государств, и часто разные народы Европы и Азии прибегали к приглашению зарубежного правителя, равноудаленного от всех участников союза. При этом приглашаемый вождь зависел от всех своих новых подданных и должен был обладать определенной собственной силой, дабы его решения уважали. 

Очевидно, такими свойствами обладали три брата варяга «из-за моря» Рюрик, Синеус и Трувор из племени руси. Так в ПВЛ первый раз прозвучал термин «русь», — до этого рассказывая о славянской истории, Нестор ни разу не говорил о «руси». При этом Нестор сообщал, что «от тех варягов-руси пошли люди новгородские, а прежде были словене», а «язык русский – словенский есть». Все эти сведения породили позже у историков длящуюся до сих пор дискуссию (спор норманнистов с антинорманнистами) о происхождении государства Русь и роли варягов (норманнов) в его создании.

Что же касается братьев, то летописная легенда гласит, что пришли они «с дружиной своей и родом своим». Рюрик сел у словен в Новгороде, Трувор – у кривечей в Изборске, а Синеус – у мери в Белоозере. По смерти братьев, согласно версии Нестора, Рюрик держал все эти земли один, а когда в 879 г. скончался и Рюрик, то власть отошла к его родичу Олегу, т.к. сын Рюрика – Игорь был очень мал.


Черникова Т.В., к.и.н., доцент Кафедры всемирной и отечественной истории МГИМО (У)

great-people-a.umi.ru

Картинки Вещего Олега (38 фото) |

Поделиться на Facebook

Поделиться в ВК

Поделиться в ОК

Поделиться в Twitter

Вещий Олег — Новгородский князь, который правил в 9 веке нашей эры после смерти князя Рюрика. Вещий Олег во многих источниках рассматривается как основатель Древнерусского государства.

Вещий Олег и лошадь

Вещий Олег на горе

Вещий Олег обнимает лошадь

Вещий Олег трогает лошадь

Вещий Олег на лошади

Вещий Олег на горе

Вещий Олег и народ

Вещий Олег на поле

Вещий Олег крупным планом

zabavnik.club

Поход Олега: ладьи на колёсах

Оригинальный способ взять приморский город с перегороженной бухтой изобрел в 907 году русский князь Олег. Под его руководством русы поставили свои ладьи на колёса и перебросили их к незащищенной части Константинополя. Хотя сам штурм не состоялся (вместо него последовал мирный договор), находку Олега вполне можно назвать откровением в осаде городов.

Предыстория несостоявшейся осады хорошо известна из курса отечественной истории, поэтому я расскажу о ней очень кратко. В 862 славяне-новгородцы призвали к себе в качестве князей так называемых варягов — наёмных знатных воинов с дружинами. Их национальность летописи определяют как «русы» (отсюда в конечном счёте пошли этнонимы «Русь», «Россия»), а родиной, судя по именам, был Скандинавский полуостров. Первым из князей-варягов был Рюрик, который умер в 879 году и передал бразды правления своему родичу Олегу, оставшемуся в истории под прозвищем «вещий».


Достоверного изображения «вещего» Олега не сохранилось, поэтому художники изображают его каждый на свой лад. Этот портрет, возможно, близок к истине.

Олег, хоть и являлся фактически опекуном при маленьком сыне Рюрика Игоре, вёл себя вполне по-княжески. В 882 году он подчинил своей власти Киев, где жило племя полян, а затем и другие племенные объединения и союзы славян. Русы и славяне, тогда еще — два разных народа, активно налаживали контакты с соседями — Хазарией и Византией. Однако торговая политика Византии, судя по всему, не устраивала Олега, и по этой причине он предпринял свой знаменитый морской поход на столицу империи Константинополь, который в русских летописях назывался Царьградом.

Летописи сообщают, что весной 907 года князь Олег снарядил в поход две тысячи ладей. Известно, что каждая ладья вмещала от 40 до 60 человек, так что под началом князя было, по меньшей мере, 80 тысяч бойцов! Правда, всё воинство было пешим. У князей, конечно, имелись конные дружины, но перевозить лошадей на небольших судах, особенно по морю, было бы очень проблематично. Кстати, в числе воинов Олега были не только русы и славяне, но и финно-угорские племена — меря и чудь.


Тяжёлая пехота русов. Современная реконструкция.

Пехота Олега высадилась в окрестностях Константинополя, разорила и «пожгла» их, но, как следует из сообщения летописи, к прекрасно укрепленному городу подступиться не смогла. Что же до русских кораблей, то византийцы специально перегородили цепями вход в главную бухту города Золотой Рог. Тогда и произошёл полулегендарный эпизод с ладьями.


Русские ладьи плывут к Константинополю-Царьграду.

«И повелел Олег своим воинам сделать колеса и поставить на колеса корабли. И когда подул попутный ветер, подняли они в поле паруса и пошли к городу. Греки же, увидев это, испугались и сказали, послав к Олегу: «Не губи города, дадим тебе дань, какую захочешь» — рассказывает древнейший источник по истории Руси, «Повесть временных лет» (время создания — начало XII века). Далее следует мирный договор на очень выгодных для русов условиях, вплоть до того, что всему войску византийцы шьют новые паруса. Эпизод попал в учебники истории, хотя многие серьёзные учёные считают его выдумкой. Но, может быть, это как раз тот случай, когда учебники отчасти правы? Попробуем разобраться.


«Колёсные ладьи» русов под Царьградом. Иллюстрация из древнерусской летописи.

Во-первых, был ли смысл летописцам выдумывать такой фантасмагорический сюжет, чтобы прославить своего князя? Вряд ли. Для этого лучше бы подошло, например, описание героического штурма Царьграда. Уж если врать, так убедительно! Значит, в основе рассказа о «колёсных ладьях» лежат какие-то реальные события.

Во-вторых, у русов и славян однозначно был богатый опыт транспортировки кораблей по суше. Так, на знаменитом торговом пути «из варяг в греки» (из Балтики в Чёрное море), который эксплуатировался ещё с VIII века, было как минимум два коротких отрезка, где корабли нужно перетаскивать волоком.

И в-третьих, необходимо принять в расчёт систему укреплений Константинополя. Стены, воздвигнутые на суше, были неприступны даже для многочисленного войска Олега. А вот со стороны моря город был защищен значительно слабее, да и зачем? Византийцы рассчитывали, что бухту можно перегородить от врагов, а в случае серьёзной опасности столицу империи должен защищать флот, а не стены.


Карта Константинополя в X веке. Кружком обведены заграждения бухты Золотой Рог.

Что же именно мог сделать Олег? Ответ очень прост: перевезти свои ладьи на колёсах или хотя бы на брёвнах (как считает, например, известный русский историк В.Ключевский) по суше, минуя цепи Золотого Рога. Идти на «колёсных ладьях» под парусами к городу, конечно, смысла не было — не забываем, что византийцы имели на вооружении греческий огонь. Зато был очень серьёзный смысл в том, чтобы снова спустить суда на воду уже внутри бухты. Это сразу ставило Константинополь в безвыходное положение. Собственный флот, по-видимому, находился в море и подойти на выручку уже не мог, поскольку бухта была закрыта и для него. А воины Олега теперь могли спокойно проникнуть в город! Поэтому столица Византии так поспешно пошла на переговоры с князем русов.

Правда, остаётся загадкой, что всё-таки использовали воины Олега для переправки ладей — колёса, брёвна, или ещё какие-то приспособления. Но по большому счёту — так ли это важно? Новым словом в военном деле со стороны князя стал сам факт преодоления преграды кораблями по суше в боевых условиях.

Любопытный факт. С транспортировкой кораблей по суше связана ловушка для флота противника, которую устроил шведам в 1714 году в сражении у мыса Гангут русский царь Петр I. Русские сделали вид, что намерены переправить свои галеры «волоком» через перешеек. Шведы поверили и распылили свой флот, отправив сильный отряд на место предполагаемого прорыва. А русские галеры благополучно проскользнули по воде мимо оставшихся шведских кораблей, потеряв всего одно судно из 99.


Сражение у мыса Гангут 27 июля 1714 года.

artofwars.livejournal.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *