Ранняя греческая философия досократовская – 7. Ранняя (досократовская) Греческая Философия

7. Ранняя (досократовская) Греческая Философия

Первый период греческой философии (6в. до н.э.) — это натурфилософский период, когда на первый план выходят проблемы философии природы. В пределах этого периода выделяют ранних натурфилософов (Фалес, Гераклит, Пифагор) и поздних натурфилософов (Эмпедокл, Анаксагор, Демокрит). Ранние натурфилософы — монисты. Они обращаются к поиску одного начала, с которым и связывают происхождение и существование мира. Поздние натурфилософы — плюралисты, они вводят множество начал и обосновывают тот или иной принцип космообразования. Основоположник милетской натурфилософии Фалес — мудрец и философ, характеризуется в как человек с разносторонними и глубокими познаниями. Чрезвычайно широкий круг вопросов, над которыми размышлял Фалес, охватывает явления природные (метеорология, переплетающаяся с астрономией, география, геометрия), социальные (он один из семи мудрецов, политический советник города) и завершается проблемами собственно философскими (устройства всего мироздания).Философские положения Фалеса содержатся в немногочисленных сообщениях Аристотеля. Первое — «все -из воды», второе — «все одушевлено и полно демонов». .»Из чего все?» — вот вопрос, который интересовал милетцев в первую очередь. все можно объяснить, но для этого надо найти единый для всего источник. Таким источником Фалес считал воду, Анаксимен — воздух, Анаксимандр — некоторое беспредельное и вечное начало. Вещи возникают в результате тех пре-вращений, которые происходят с первовеществом,— сгущений, разряжений, испарений. Согласно милетцам, в основе всего находится первичная субстанция. Субстанция, по определению, есть то, что не нуждается для своего объяснения в чем-либо другом. Вода Фалеса, воздух Анаксимена — это субстанции.

8.Филиософ Сократа

Сократ. по профессии скульптор. создал первую школу в др. греции. все, оч чем он говорил известно только от его учеников. Ф рассматривал через призму спора.очень любил дискуссии.В беседах и дискуссиях Сократа постепенно сформировался знаменитый философский метод диалектического спора. изменил само понимание Ф. считал, что она должна быть учением о том, как жить. человек может познать только то, что нах-ся в его власти, а во власти чел-ка только его душа.Основной задачей понимания этических принципов Сократ провозгласил последовательное познание «самого себя». Это стало девизом не только его философии, но и всей жизни мыслителя.знаение — это выявление общего, сущ. для ряда вещей, поэтому знание фиксируется в определении предмета. любое действие чел-ка должно осн-ся на цели. но должна также быть какая-то общая цель. (отлич. от софистов). добро тождеств. знанию, повед. чел-ка опр-ся его знанием, а значит незнающий человек действует во зло, а знающий действует во благо.(этич. рационализм).Демокрит Демокрит (460—370 до н.э.) развивал атомистическое учение и создал логически стройную, всеобъемлющую систему.Атомы, согласно философу, неизменны — они были, есть и всегда будут теми же самыми. Концепция Демокрита содержит, таким образом, представление о неуничтожимости и не-сотворимости материи.Атомы нах-ся в бесконечн. движении. это движение опр-ся самими атомами, поэтому никакое событие не может возникн. случайно.Все действия чел-ка заранее предопределены и он несвободен, но все происх. соб. не пресл. к-то опред цель.Душа — врем. соединение атомов.О значении, которое он придавал чувственному познанию, свидетельствует его концепция так назы¬ваемых эйдосов, или образов. Эйдосы возникают между предметом, вещью и соответствующим органом чувств субъекта восприятия. Предмет выделяет из себя в воздух некое подобие предмета, которое втискивается во влажную часть глаза. Однако чувствами воспринимается лишь то, что образовалось в результате соединения атомов. Понять же сущность можно лишь путем рационального познания. Целью его этики является достижение «доброй мысли». Путь к этому лежит через жизненную уравновешенность и умеренность. Счастлив тот, кто довольствуется немногимДемокрит одним из первых поним.,. что общество сущ-ет. благод. раздел.труда. потребн-ти опред. созн-е людей и формир. чел. руки, уми сообр-ть. человек должен разумно наслажд. жизнью. он должен нах-ть веру во всём. и основой для этого явл-ся обучение.

studfiles.net

Ранняя (досократовская) Греческая Философия — КиберПедия

Первый период греческой философии (6в. до н.э.) — это натурфилософский период, когда на первый план выходят проблемы философии природы. В пределах этого периода выделяют ранних натурфилософов (Фалес, Гераклит, Пифагор) и поздних натурфилософов (Эмпедокл, Анаксагор, Демокрит). Ранние натурфилософы — монисты. Они обращаются к поиску одного начала, с которым и связывают происхождение и существование мира. Поздние натурфилософы — плюралисты, они вводят множество начал и обосновывают тот или иной принцип космообразования. Основоположник милетской натурфилософии Фалес — мудрец и философ, характеризуется в как человек с разносторонними и глубокими познаниями. Чрезвычайно широкий круг вопросов, над которыми размышлял Фалес, охватывает явления природные (метеорология, переплетающаяся с астрономией, география, геометрия), социальные (он один из семи мудрецов, политический советник города) и завершается проблемами собственно философскими (устройства всего мироздания).Философские положения Фалеса содержатся в немногочисленных сообщениях Аристотеля. Первое — «все -из воды», второе — «все одушевлено и полно демонов». .»Из чего все?» — вот вопрос, который интересовал милетцев в первую очередь. все можно объяснить, но для этого надо найти единый для всего источник. Таким источником Фалес считал воду, Анаксимен — воздух, Анаксимандр — некоторое беспредельное и вечное начало. Вещи возникают в результате тех пре-вращений, которые происходят с первовеществом,— сгущений, разряжений, испарений. Согласно милетцам, в основе всего находится первичная субстанция. Субстанция, по определению, есть то, что не нуждается для своего объяснения в чем-либо другом. Вода Фалеса, воздух Анаксимена — это субстанции.

 

 

Филиософ Сократа

Сократ. по профессии скульптор. создал первую школу в др. греции. все, оч чем он говорил известно только от его учеников. Ф рассматривал через призму спора.очень любил дискуссии.В беседах и дискуссиях Сократа постепенно сформировался знаменитый философский метод диалектического спора. изменил само понимание Ф. считал, что она должна быть учением о том, как жить. человек может познать только то, что нах-ся в его власти, а во власти чел-ка только его душа.Основной задачей понимания этических принципов Сократ провозгласил последовательное познание «самого себя». Это стало девизом не только его философии, но и всей жизни мыслителя.знаение — это выявление общего, сущ. для ряда вещей, поэтому знание фиксируется в определении предмета. любое действие чел-ка должно осн-ся на цели. но должна также быть какая-то общая цель. (отлич. от софистов). добро тождеств. знанию, повед. чел-ка опр-ся его знанием, а значит незнающий человек действует во зло, а знающий действует во благо.(этич. рационализм).Демокрит Демокрит (460—370 до н.э.) развивал атомистическое учение и создал логически стройную, всеобъемлющую систему.Атомы, согласно философу, неизменны — они были, есть и всегда будут теми же самыми. Концепция Демокрита содержит, таким образом, представление о неуничтожимости и не-сотворимости материи.Атомы нах-ся в бесконечн. движении. это движение опр-ся самими атомами, поэтому никакое событие не может возникн. случайно.Все действия чел-ка заранее предопределены и он несвободен, но все происх. соб. не пресл. к-то опред цель.Душа — врем. соединение атомов.О значении, которое он придавал чувственному познанию, свидетельствует его концепция так называемых эйдосов, или образов. Эйдосы возникают между предметом, вещью и соответствующим органом чувств субъекта восприятия. Предмет выделяет из себя в воздух некое подобие предмета, которое втискивается во влажную часть глаза. Однако чувствами воспринимается лишь то, что образовалось в результате соединения атомов. Понять же сущность можно лишь путем рационального познания. Целью его этики является достижение «доброй мысли». Путь к этому лежит через жизненную уравновешенность и умеренность. Счастлив тот, кто довольствуется немногимДемокрит одним из первых поним.,. что общество сущ-ет. благод. раздел.труда. потребн-ти опред. созн-е людей и формир. чел. руки, уми сообр-ть. человек должен разумно наслажд. жизнью. он должен нах-ть веру во всём. и основой для этого явл-ся обучение.



cyberpedia.su

Ранняя греческая философия; досократики.

Предмет и основные разделы философии.

Философия – учение о мире, о жизни в целом и об отношении человека к миру.

Концепция философии:

1) Познание себя;

2) Ориентация на общественное мнение;

3) Отношение к процессу познания.

4) «все, что было – будет, все, что будет – есть».

Разделы философии:

1) Онтология – учение о бытии, о мире.

2) Гносеология – учение о познании.

3) Аксиология – учение о ценностях. Выделяют этику и эстетику.

4) Социальная философия.

 

Мировоззрение и его формы: миф, религия, философия.

Несмотря на то, что в процессе истории меняются государства, этнический состав, технологии, уровень знаний, мировоззренческие вопросы продолжают оставаться нерешенными, что и сегодня делает их современными. Всего в процессе известной истории принято выделять 3 основных исторических типа мировоззрения: мифологию, религию и философию.

Миф – способ объяснения мира, основанный на установлении чувственных связей между явлениями.

Основные свойства мифа:

1) Анимизм – всеобщее одушевление природы;

2) Наделение мира и природы человеческими качествами;

3) В мифе отсутствует различие естественного и сверхъестественного.

Религия основана на принципе различия естественного и сверхъестественного; это способ освоения действительности через ее удвоение на естественную, земную, посюстороннюю и сверхъестественную, небесную, потустороннюю. Религиозные образы и представления выполняют лишь одну функцию — оценочно-регулятивную. Еще одной особенностью религиозных образов и представлений является то, что в них скрыта иррациональность, которая подлежит восприятию только верой, а не разумом. Центральное место в любом религиозном мировоззрении занимает всегда образ или идея Бога.

Отделение умственного труда от физического, с одной стороны, мифология и накопление эмпирических знаний, с другой стороны, а также стремление человека постигнуть свою собственную сущность способствовали возникновению общего целостного взгляда на мир и место человека в нем —

философии. Термин «философия» в переводе с древнегреческого означает «любовь к мудрости» (phileo – люблю, Sophia -мудрость). Принято считать, что первым данный термин употребил древнегреческий мыслитель Пифагор по отношению к людям, стремящимся к интеллектуальному знанию и правильному образу жизни.



Отличие философского мировоззрения от мифологического и религиозного не в форме, а в содержании освоения действительности. Т.е. вопросы примерно те же, способы получения ответов другие. В нем уже различаются природный и социальный мир, человеческий способ действий и проявление природных сил и явлений. Философское мировоззрение есть размышление человека о существующем, основанное на рациональном аргументе и критическом сомнении. Также важнейшими признаками философского рассмотрения мира являются: универсализм (стремление к созданию единой и целостной картины мира) и субстанциализм (стремление к постижению единого первоначала, первопричины всех вещей).

Все вышеперечисленные исторические формы мировоззрения в определенных формах сохранились до наших дней и продолжают присутствовать (трансформировавшись) в художественной литературе, обычаях и традициях, менталитете того или иного народа, искусстве, науке, обыденных представлениях, что в свою очередь ставит вопрос о прогрессивном развитии человеческой культуры и о том, действительно ли изменяются самые общие, базовые, фундаментальные ценности человека и человечества?

Смысл рационального мышления.

Рациональность (от лат. ratio — разум) — термин в самом широком смысле означающий разумность, осмысленность, противоположность иррациональности. В более специальном смысле — характеристика знания с точки зрения его соответствия некоторым принципам мышления. Использование этого термина часто связано с вниманием к различиям в таких принципах, поэтому принято говорить о различных типах рациональности.

Существуют различные модели философского рассмотрения рациональности. Так, Макс Вебер различает формальную и субстантивную рациональность. Первая состоит в способности осуществлять калькуляцию и расчет в рамках принятия экономического решения. Субстантивная рациональность относится к более обобщенной системе ценностей и стандартов, которые интегрированы в мировоззрение. В других моделях рациональности в качестве её основы рассматривались согласованность, эмпирическая адекватность, способность к росту содержательного знания.

Применительно к разным культурам и эпохам выделяют свои виды рациональности: рациональность Нового времени, классическая рациональность, неклассическая рациональность и т. п. Каждой из таких рациональностей свойственен свой стиль мышления, свои проблемы и методы их решения, свой особый тип разума, порождающий такое знание, которое для данной эпохи и культуры считается рациональным. Предпринимаются и попытки выделить общие для всех видов рациональности черты.

В философии науки проблема рациональности связана с проблемой научности и выделением рациональных методов науки. Эта проблема известна как проблема демаркации. Проблема демаркации (лат. demarcatio — разграничение) — проблема поиска критерия, по которому можно было бы отделить теории, являющиеся научными с точки зрения эмпирической науки, от ненаучных предположений и утверждений, метафизики, и формальных наук (логики, математики). Проблема демаркации — это также проблема определения границ науки, отделяющих её от других способов, которыми человек может излагать свои мысли, чувства и убеждения (искусство, литература и религия).

 

 

Основной вопрос философии».

Основной вопрос философии — вопрос об отношении сознания к бытию, духовного к материальному вообще. «Философы, — писал Ф. Энгельс, — разделились на два больших лагеря сообразно тому, как отвечали они на этот вопрос. Те, которые утверждали, что дух существовал прежде природы…, — составили идеалистический лагерь. Те же, которые основным началом считали природу, примкнули к различным школам материализма».

О. в. ф. не есть лишь вопрос о приоритете материального или духовного. Это также вопрос о том, что считать материальным, а что духовным.

Именно в проблемном контексте О.В.Ф. был впервые сформулирован в рамках французского Просвещения; в философии Гегеля осмыслен как «разрешение противоположности между бытием и сознанием». В целом, немецкая классика рассматривала фокусируемую О.В.Ф. проблему как фундаментальную для философской традиции: «вся история философии вращается вокруг вопроса… об отношении духовного к материальному» (Фейербах). Однако важно, что означенная постановка О.В.Ф. в домарксистской философии не лишает его логического статуса проблемы, т.е. не деформирует специфику философского мышления как мышления по определению проблемного, организующего себя в качестве интеллектуального движения в пространстве непреходяще значимых (и в этом смысле — «вечных»), культурно аранжированных, т.е. по-новому ставящихся каждой исторической эпохой (и в этом смысле — «нерешаемых») проблем. В рамках марксизма О.В.Ф. приобрел принципиальный смысл и аксиологическую нагруженность. В его содержании было выделено два аспекта (»две стороны О.В.Ф.»): генетический аспект соотношения материи и сознания (так называемый вопрос о первичности) и функциональный (вопрос о познаваемости мира). Аксиологическая акцентировка марксизмом материализма в генетическом и гносеологического оптимизма в функциональном планах О.В.Ф. имплицитно задают артикуляцию последнего именно как вопроса, т.е. такой логической формы, которая — в отличие от проблемы — предполагает возможность не только исчерпывающе финального, но и правильного ответа (см. соответствующее придание инвективной семантики самим понятиям идеализма и скептицизма в марксизме).

Ранняя греческая философия; досократики.

Философия зародилась в Древней Греции. Мир – порядок, гармония. Космос – образ, шар, порядок, красота, совершенство.

Основы: почему мир такой, какой он есть, а не другой.

Содержательно для этого периода характерен интерес к космологии и натурфилософии: размышление о начале, причине и составляющих элементах видимого космоса, об источнике его движения и жизни, т. е. о его природе (ср. традиционное название всех сочинений периода: «О природе»). Представления о человеке уже осознаются как собственно философская проблематика, однако включаются в контекст учения о космосе как его дополнительный раздел; учение о человеке постепенно обретает черты самостоятельности и развивается от физиологии (человек как элемент космоса) и психологии ( человека как одушевленный элемент космоса) к рационалистической этике, обосновывающей правила поведения в обществе в связи с некоторым идеалом (благом, счастьем).

Главнейшие философы : Фалес, Анаксимандр и Анаксимен, Пифагор, Ксенофая, Гераклит. Для этого периода принят также термин Досократики, хота его условность очевидна: Демокрит, виднейший из досократиков, пережил Сократа на 40 лет.

Уже в этот ранний период греческая философия вполне сформулировала два универсальных тезиса, которые позволяют говорить о ней как о своеобразной школе мысли: «из ничего ничего не бывает» (т. н. «закон сохранения бытия») и «подобное познается подобным». Независимо от понимания природы души, истинное познание возможно лишь при условии «подобной» природы познающего и познаваемого (напр., Демокрит считает познание возможным потому, что и предметы, и душа состоят из атомов).

Анаксимен ставил в основу всего воздух.

Гераклит:

1) Нельзя войти в одну и ту же реку дважды.

2) Все течет, все меняется.

3) Все, что существует в мире, возникло в борьбе с противоположным.

4) Огонь – основа всего.

Пифагор:

1) основа всего – число.

2) Если можешь быть орлом, не стремись быть первым среди галок.

3) Хочешь быть мудрым, не слушай народ, женщин и детей.

Парменид:

1) Доверяй не словам, а чувствам.

2) Путь истины основан на разуме, путь доверия – на чувствах.

3) Основа всего – бытие; то, что мы можем помыслить.

4) Бытие есть, небытия нет.

5) Мыслить нужно рационально и обосновывать свои мышления.

6) Основной формой рационального мышления является понятие; понятие фиксирует наиболее общие, существенные признаки предмета.

Демокрит считал, что существуют атомы – неделимые частицы и пустота. Все вещи состоят из атомов.

 

 

Софисты и Сократ.

Данный период обозначен в 2-ой пол. 5 в. до н. э. С этого времени основным философским центром Греции становятся Афины. Для данного периода характерен перенос внимания с натурфилософских проблем познания мира на этико-социальные Проблемы воспитания человека. Софисты не составляли единой «школы», но вместе их позволяет объединить общее для них стремление к публичным диспутам, профессиональной педагогике, особое внимание к риторике как форме выражения любых идей. Частным образом и по официальному приглашению они посещали различные города Греции и за плату давали уроки по различным дисциплинам, которые ныне принято называть «гуманитарными». Воспитание как вторая природа человека и как основа человеческого общежития — направляющая идея софистики. Среди их излюбленных приемов была демонстрация зависимости норм морали и законов общежития от волевого решения человека (терминологически закреплено оппозицией «природа—закон»), отчего в историко-философском отношении их взгляды считают релятивистскими (условными относительно содержания познания). Противопоставление природы и закона отражая одну из наиболее ярких особенностей периода, послужило основой для социального реформаторства софистов. Наиболее известные софисты: Протагор, Горгий, Гтти, Антифонт, Продик.

Современник софистов Сократ близок к ним своим интересом к «социальной философии» и педагогике, но отличался иным пониманием своего учительства. Он говорил, что «ничего не знает» и потому не может никого учить, больше любил не отвечать на вопросы, а задавать их , призывал не добиваться успеха и не искать выгоды, но заботиться прежде всего о своей душе, он не судил о вопросах религии, но говорил, что бог есть в каждом и что сам он иногда слышит его голос. Сократ полагал, что проверить, нашли мы истину или нет, можно, если посмотреть после всех рассуждений на себя самих: если мы рассуждали о том, что такое добро, но сами добрее не стали, значит, мы не узнали главного; если же мы стали лучше и добрее, значит, мы достоверно узнали истину. В Афинах Сократ собрал вокруг себя кружок постоянных слушателей, которые не составляли школы; однако некоторые из них (Антисфен, Евклид, Аристшт, Федоп) основали собственные школы после его трагической смерти. Сократ был приговорен к смертной казни по официальному обвинению за «введение новых божеств и за развращение молодежи в новом духе», то есть за то, что мы сейчас называем инакомыслием. В процессе над философом приняло участие около 600 судей. За смертную казнь проголосовали 300 человек, против 250. Сократ должен был выпить «государственный яд» — цикуту (Conium maculatum, болиголов пятнистый). Ядовитым началом в нем является алкалоид конин. Этот яд вызывает паралич окончаний двигательных нервов, очевидно, мало затрагивающий полушария головного мозга. Смерть наступает из-за судорог, приводящих к удушью. Некоторые специалисты, правда, считают, что цикутой называли не болиголов, а вех ядовитый (Cicuta Virosa), в котором содержится ядовитый алкалоид цикутотоксин. Впрочем, сути дела это не меняет. По некоторым причинам казнь Сократа была отложена на 30 дней. Друзья уговаривали философа бежать, но он отказался. Для всей последующей истории Сократ стал философом как таковым, одиноко противостоящим «софистам» в своем стремлении к истинной мудрости.

stydopedia.ru

Ранняя греческая философия: досократики.

Со времен Аристотеля Фалес Милетский считается первым философом греции. Он – представитель милетской школы, к которой также принадлежит Анаксимандр, Анаксимен, Ферекид Сиросский, Диоген Аполлонийский и др.

За ней следует школа элеатов, занимавшихся философией бытия (ок. 580—430 гг. до н. э.). К ней принадлежали Ксенофан, Парменид, Зенон Элейский, Мелисс. Одновременно с этой школой существовала школа Пифагора, занимавшаяся исследованием гармонии, меры, числа. Великими одиночками являются Гераклит, Эмпедокл и Анаксагор. Демокрит.

 

Фалес

Все рождается из воды. Все образуется из воды. Все есть вода.

Космос один. Космос одушевлен. Фалес представляет душу виде тонкого эфирного вещества. Земля плавает в воде, а Солнце и другие небесные тела питаются испарением это воды. Земля в центре вселенной. При уничтожении земли рухнет весь мир.

 

Анаксимандр ( ученик Фалеса)

Ввел термин «закон».

Земля парит в центре мира, ни на что не опираясь. Землю окружают исполинские трубчатые кольца – торы, наполненные огнем. В самом близком кольце, где огня меньше имеются отверстия – звезды. Во втором кольце – луна. В третьем – Солнце.

Вселенная, по Анаксимандру, развивается сама по себе. Источником происхождения всего сущего Анаксимандр полагает некое бесконечное начало – апейрон – которому присуще непрерывное движение. Вселенная живое существо.

 

Анаксимен ( ученик Анаксимандра)

Последний представитель милетской школы.

Первооснова – воздух.

Как метеоролог, Анаксимен считал, что град образуется при замерзании выпадающей из туч воды; если к этой замерзающей воде примешан воздух, то образуется снег. Ветер — уплотнившийся воздух. Состояние погоды Анаксимен связывал с активностью Солнца.

Согласно Анаксимену, мир возникает из «беспредельного» воздуха, и всё многообразие вещей есть воздух в различных своих состояниях. Благодаря разрежению (то есть нагреванию) из воздуха возникает огонь, благодаря сгущению (то есть охлаждению) — ветер, облака, вода, земля и камни. Разрежённый воздух порождает обладающие огненной природой небесные светила. Важный аспект положений Анаксимена: сгущение и разрежение понимаются здесь как основные, взаимно противоположные, но равнофункциональные процессы, участвующие в образовании различных состояний материи.

 

Диоген Аполлонийский

 

Как и Анаксимен, Диоген считает первичной материей воздух. Свойствами воздуха, кроме того, он считает разум и мышление

 

Ксенофан

Истинный бог един, всевидящ, всемогущ. Правит миром силой мысли.

В чувственно-физическом мире начало – земля, корни которой простираются в бесконечность.

Морское дно поднялось , что доказывается отпечатками морских животных в горных породах.

Небесные светила – сгустившиеся и воспламенившиеся испарения.

Солнце каждый день новое и для каждой местности свое.

 

Парменид

Занимался вопросами бытия и познания. Разделил истину и субъективное мнение.

— Помимо бытия нет ничего. Также мышление есть бытие, ибо нельзя мыслить ни о чем.

— Бытие никем и ничем не порождено, иначе пришлось бы признать, что оно произошло из Небытия, но Небытия нет.

— Бытие не подвержено порче и гибели, иначе оно превратилось бы в Небытие, но Небытия не существует.

— У Бытия нет ни прошлого, ни будущего. Бытие есть чистое настоящее. Оно неподвижно, однородно, совершенно и ограниченно, имеет форму шара.

« бытие есть, а небытия – нет»

Бытие одно, и не может быть 2 и более бытия.

Иначе они должны были бы быть отграничены друг от друга — небытием, его нет.

Бытие сплошно (едино), то есть не имеет частей.

Если имеет части, значит части отграничены друг от друга Небытием. Его — нет.

Если нет частей и если бытие одно, то нет движения и нет множественности в мире.

В противном случае, одно Бытие должно двигаться относительно другого.

Так как не существует движения и множественности и Бытие одно, то нет ни возникновения, ни уничтожения.

Так при возникновении (уничтожении) должно быть Небытие.

Если нет движения, возникновения, уничтожения, то и времени не существует.

Так как Время должно быть отнесено к какому-то процессу.

Бытие лежит (покоится), оно пребывает в вечности, а не во времени.

Вывел два уровня познания : мнение , истина.

 

 

Зенон (ученик Парменида)

Он развивал логику как диалектику.

Апории Зенона:

— Ахиллес и черепаха

Быстроногий Ахиллес никогда не может догнать черепахи.

— Стрела

Летящая стрела неподвижна, так как в каждый момент времени она занимает равное себе положение, т.е покоится; поскольку она покоится в каждый момент времени, то она покоится во все моменты времени, т.е не существует момента времени, в котором стрела совершает движение.

— Стадион

— Дихотомия

 

 

Пифагор

Все состоит из числа. Учил, что душа бессмертна. Ему принадлежит идея перевоплощения душ. Все происходящее в мире повторяется снова и снова. А души переселяются в других.

 

Гераклит

Великий диалектик античного мира. Все существующее , по Гераклиту, постоянно переходит из одного состояния в другое.

«Все течет!» «В одну реку нельзя войти дважды» «В мире нет ничего не подвижного»

Бытие и небытие связаны между собой, обусловливая и переходя друг в друга.

Учит, что мир единый из всего, не создан никем из богов и никем из людей, а был , есть и будет вечно живым огнём. Огонь – образ вечного движения.

 

Софисты и Сократ. Открытие мира идей.

Софистом сначала именовали человека, который посвящал себя умственной деятельности.

Софисты – учителя мудрости. Сосредоточили свое внимание на социальных вопросах. Чисто формально можно доказать все.

 

Протагор

«Человек есть мера всех вещей : существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют»

Он говорил об относительности всякого знания. Написал законы определяющие демократический образ правления и обосновал равенство свободных людей.

 

Горгий

Доказывает три положения: что ничего не существует, а если что-нибудь существует, то оно непознаваемо, а если существует и познаваемо, то оно не выразимо и необъяснимо.

 

Продик

Проявил исключительный интерес к языку, к назывной функции слов, омонимию, анонимию. Уделил большое внимание правилам спора.

 

Софистика – не характеристика мышления, а способ мышления. В самом общем виде – это способ объяснения подгоняющий основания от требуемых результатов.

 

Учение большинства софистов вступало в противоречие с религиозными представлениями. Большая часть софистов придерживалась атеистических или агностических взглядов.

 

Против Софистов выступает Сократ.

 

Родоначальник диалектики.

Вопрос- ответ приводи к истине.

Впервые в центр философствования поставил человека. Главная задача – восстановить авторитет знания, поколебимый софистами.

Софисты претендовали на всезнание, а Сократ твердил : он знает только то, что ничего не знает.

Сократ глубоко раскрыл сферу духовного как самостоятельную реальность. Признавая душу бессмертной.

Сократ считал что власть в государстве должна принадлежать лучшим.

Сократ стал искать новые абсолюты отталкиваясь не от вещественной интуиции, а от нравственной проблематики.

Он впервые осознает, что нравственность имеет всеобщее содержание. Добро не есть вещь и не частное мнение. Оно есть предельной основание нравственного поступка, его смысл и цель.

Познай самого себя!

Справедливость, красота и добро лишь идеи, их нельзя отождествлять предметами.

Идея – всеобщее содержание, взятое в качестве самого предмета. Сократ открывает мир идей. Идея – это предельное основание, сущность и цель нравственного поступка. Она обладает всеми свойствами бытия.

У Сократ добродетель приравнивается к знаниям. Если человек знает, что такое добро, он не может поступить по- другому.

Свободный человек, по Сократу тот, кто управляет инстинктами.

 

 

Философские учения Платона и Аристотеля.

Платон

 

«Мир – это не просто телесный космос и не отдельные предметы и явления в нем общее совмещено с единичным, а космическое – с человеческим»

Космос полон божественного смысла, являющего собой царство идей.

Мир по природе двойствен: видимый мир изменчивых предметов и невидимый мир.

Мир идей – истинное бытие, а воспринимаемые вещи между бытием и небытием тени идей.

Идея- центральная категория философствования Платона.

Идея – это смысл, сущность вещи. Идея вечная. Не возникает и не погибает.

Признаки идеи:

— объективность

— безотносительность

— независимость от условного

Вера в бога.

Идея души. Душа до рождения пребывает в царстве чистой мысли и красоты. На земле – как узник в темнице. Душа, по Платону, — бессмертная сущность, вней различаются тричасти: разумная, обращенная к идеям, пылкая или аффективно – волевая, движимая страстями или вожделенная.

Разумная часть души – основа добродетели и мудрости

Пылкая – мужества

Преодоление же чувственности есть добродетель благоразумия.

Платон недооценивает роль чувственной ступени познания, полагая что ощущения обманывают человека.


Рекомендуемые страницы:

lektsia.com

Ранняя (досократовская греческая философия).

Исторические типы мировоззрения.

Выделяют след историч типы мировоззрения:

1)Мифологическое

2)Религиозное

3)Философское

4)Обыденное

Мифология – способ понимания действ-ти в первобыт общ-ве. Мифологич мировоззрение-сов-ть представлений о мире, осн на фантазии и вере в сверхъест силы, их сходства с человеком и его поведением. В мифологич мировоззрении отриц эволюция, утверждается круговорот (умирание, рождение). Религиозн мировоз – сов-ть представлений, осн на вере в сверхъестеств, присутств 2 мира: естесств и сверхъестесств. Если в мифологии чел наделяется только такими чертами как муж-во и трусость, то в религиозн мировоз появляется развитие от сотворения мира до «страшного» суда. Философ мировоз – система представлений о мире на основе философ осмысления достижений науки.

Обыден мировоз – сов-ть представлений о действ-ти, осн на здравом смысле и повседнев опыте. Здесь нет системы, оно неоднородно.

Философия:определение, возникновение, развитие.

Философия – система знаний, изуч наиб общ существенные хар-ки и фундаментальн принципы реальности (бытия) и познания, бытия человека, отношения человека и мира.

Философия возникает в Индии и Китае, но зрелой формы достиг лишь в античной Греции. К тому времени было недостаточно мифологич и религиозн мировоз для понимая себя и окр действ-ти.

Осн причины возник философии:

1)Уст-ние рабовлд демократии

2)Расшир культур и хоз контактов

3)Зарождение науч знаний.

Предмет философии – наиб общ законы развития и формы бытия реальности, особ-ти их воспроизведения и их роль в выборе жизн позиции.

Основные разделы в проблемах классич и неклассич философии. Функции философии.

Объектом философии являются отношения человека к миру. Предметом философии являются наиболее общие законы природы, общества и мышления.

Разделы философии:

1) Онтология – учение о бытие, о сущем.

2) Гносеология – учение о познании.

3) Аксиология – учение о ценностях.

4) Антропология – учение о человеке.

5) Социальная философия – учение об обществе.



6) Логика – учение о законах и формах мышления.

7) Этика – наука о морали.

8) Эстетика – учение о прекрасном.

9) История философии – учение о возникновении и развитии философского знания.Функции философии:

1) Мировоззренческая – вырабатывает обобщенные представления о реальности. Формирует картину мира в целом, на базе отдельных наук, искусства.

2) Методологическая – обосновывает методы и средства познания. И освоение действительности человека.

3) Гносеологическая – определяет пути познания. Критерии истины.

4) Праксиологическая – заключается в выработке смысла человеческой деятельности.

 

 

Основные философ школы Др.Индии.

Философские идеи в Древней Индии начинают формироваться приблизительно во втором тысячелетии до нашей эры. Более ранних примеров человечество не знает. В наше время они стали известны благодаря древнеиндийским литературным памятникам под общим названием “Веды”, буквально означающим знание, ведение. “Веды” представляют собой своеобразные гимны, молитвы, песнопения, заклинания и т. п. Написаны они приблизительно во втором тысячелетии до н. э. на санскрите.Основанием мира признается без личностный мировой дух «Брахман». Из него происходит всё. Человеческая душа бессмертна и неоднократно переселяется из одного тела в другое до тех пор, пока, достигнув совершенства, не сольётся с мировым духом Брахманом. Этот круговорот обозначается термином «сансара». Цель человеческой жизни – забота о своём последующем перерождении, которое определяется «кармой». Карма – возмездие за все совершенные поступки человеком, настигающее его в последующих жизнях.Формирование философских школ напрямую зависело от отношения к ведической традиции и характера её переосмысления. Выделяют ортодоксальные (признающие авторитет Вед)и неортодоксальные ( не признающие авторитет Вед) школы. К первым относят школы: миманса, веданта, йога; ко вторым: джайнизм, буддизм, чарвака-локаята.Буддизм –философско-религиозное ученье, основателем которого является Сиддхартха Гаутама, получивший имя Будды (просветлённого). Учение Будды сосредоточено наземном страдании и избавлении от него. В основе этого вероучения лежат «Четыре Благородные Истины»: 1. Жить значит страдать. Все люди испытывают горе, старость, болезни, и т.д. Счастье недолговечно. 2. Страдание проистекает от наших желаний. Причина страдания – непонимание истинной природы вещей, которых мы желаем. На самом деле всё переходящее и изменчиво. 3. Чтобы избавиться от страданий, нужно избавиться от желаний. Существует состояние, при котором отсутствуют страдания. Это нирвана – состояние полной невозмутимости, отвлечения от внешнего мира и от мира мыслей. 4.Существует путь достижения этого состояния. Только живя нравственно и аскетично, т.е. следуя Благородному Восьмеричному Пути, можно уничтожить желания, а, следовательно, и страдания. Восьмеричный Путь включает такие принципы как: -праведное понимание ( умение преодолевать иллюзии) -праведные мысли и побуждения (избавление от эгоизма) -праведные слова (следует остерегаться пустых разговоров, сплетен, брани) -праведное действие(нравственное поведение)

Восьмеричный Путь – путь самосовершенствования. Он ведёт человека к освобождению от мирского страдания и обретению успокоения, состояния единства с космическим сознанием.

 

6.Древнекитайская философия: конфуцианство и даосизм.

Конфуцианство:Суть – комментирование того, что существовало в китайском обществе. Нужно было напомнить о достоянии прошлого. «Пусть правитель будет правителем, министр – министром, отец – отцом, сын – сыном».

Концепция благородного мужа:

1) гуманность (правильные нравственные нормы взаимоотношений между людьми). Не делай другому того, чего не хочешь себе.

2) сыновняя почтительность (совокупность норм поведения между старшим и младшим).

3) Этикет (нормы общежития).

4) Долг или справедливость.

5) Знание судьбы или воли небес.

Даосизм:Основной труд – Дао де Дзи. Суть философии – понятие Дао, как основу бытия, и Д, как проявление Дао. Понятие Дао двойственно. Оно не имеет имени.

Небытие -> бытие -> небо –> земля -> всё что существует -> небытие.

Ранняя (досократовская греческая философия).

Милетская школа:

Называли школой физиков или натурфилософов. Представители этой школы: Фалес, Анаксимандр и Анаксимен. Философы этой школы искали первооснову всего сущего (из чего реально всё состоит).

Фалес: (640-560 г до н.э.). Первоосновой всего является вода (архэ). Он представлял землю в виде плоского диска, который лежит на воде. Он был одним из семи великих мудрецов. Он считал что ум намного важнее богатства. Все вещи имеют душу, даже неживые (гелозоизм – одушевление всего сущего). Он допускал наличие множества богов, но они его не интересовали. Он первый определил правильное количество дней в году. Он единственный, который с разницей в пару см определял разлив Нила.

Анаксимандр (610 – 640). Апиреон – вечная, неизменная бесконечная субстанция, из которой всё возникло, всё состоит. Выдвинул закон сохранения материи. Выдвинул предположение, что всё живое и неживое состоит из микроэлементов. Он был одним из первых, кто выдвинул идею эволюции (человек произошёл от животных).

Анаксимер (546 – 526). Ученик Аноксимандра. Первопричина всего – воздух. Выдвинул идею, что все вещества – результат различной концентрации воздуха. Он отождествлял бога с природой и небесными светилами.

Гераклид эфейский. (2-ая половина шестого – 1-ая половина пятого века). Выдвинул идею первоосновы мира – огонь. С его точки зрения огонь символизирует развитие. Для этой субстанции не характерно состояние покоя. Ему приписывают закон едиства и борьбы противоположностей. Всё в мире находится в постоянном движении, изменении и борьбе. «В одну реку нельзя войти дважды». Выдвинул понятие «логос» — мировой закон или разум. Это всепроникающая константа, которая всё объясняет. Он выступал за метериальность человеческой и мировой души. Был сторонником чувственного познания действительности. Война есть отец всему и мать всему.

Пифагорейцы – последователи Пифагора. Первоосновой всего сущего считал число. Всё можно измерить числами. Основная заслуга – понятие перечисления числа. Также он говорил что равное должно быть за равное. равенство – школа Пифагора. Эта школа характеризуется очень строгим обучением. 8 лет ученик мог только слушать. Потом уже мог говорить.

Элейская школа. (6-5 вв до н.э.) Представители: Парменит, Зинон милейский, Мелис самосский. Основная заслуга: Парменит ввёл категорию «бытие». Он первым сказал что бытие есть, небытия нет. Тем самым Парменит отрицал всё движение и всё изменение. Вслед за Парменидом был Зинон. Он хотел практическим путём доказать отсутствие движение.

1) Дихатомия;

2) Ахилес и черепаха;

3) Летящая стрела;

stydopedia.ru

Ранняя греческая философия

 Античная философия – это философия Древней Греции и Древнего Рима. Она сформировалась в VII-VI вв. до н. э. Своим характером и направленностью содержания, особенно методом философствования, она отличается от древних восточных философских систем и является, собственно, первой в истории попыткой рационального постижения окружающего мира.

В развитии античной философии можно приблизительно выделить четыре основных этапа.

Первый этап (от формирования собственно греческого философского мышления до перелома V-IV вв. до н.э.), как правило, определяется как досократовский, а философы, работавшие в это время,- как досократики. Другое его наименование – философия физиса или фюзиса (по-гречески физис — природа), обусловленное тем, что проблемы рассмотрения природы становятся главными в эту эпоху.

Второй этап — приблизительно с середины V в. и существенная часть IV в.до н. э.- определяется как классический. Он характеризуется влиянием и деятельностью Сократа, Платона и Аристотеля.

С установлением гегемонии Македонии и с упадком (как экономическим, так и политическим) греческих городов связан третий этап в развитии античной философии (конец IV-II в. до н. э.).  В подавляющем большинстве работ этот период определяется как эллинистический.

Начало четвертого, заключительного этапа в развитии античной философии (I в. до н. э-V-VI вв. н. э.)  приходится на период, когда решающей силой античного мира становится Рим.  Этот период называют римской, или поздней эллинистической философией.

Постичь философское мышление досократовского периода весьма сложно, и прежде всего потому, что произведения мыслителей этой эпохи сохранились только во фрагментах и лишь исключительно благодаря цитированию и критике позднейших античных авторов. Бесспорно, наиболее интересным источником с этой точки зрения является труд Диогена Лаэртского «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов», а также труды других античных авторов.

Милетская школа – самая первая из известных нам философских школ Древней Греции. Она формируется в VII в. до н. э. в малоазийском городе Милете, бывшем в это время важным торговым и культурным центром ионийских колоний. В Милетской школе впервые сознательно был поставлен вопрос о первоосновах всего сущего.

Обычно представителей Милетской школы Фалеса. Анаксимандра и Анаксимена называют стихийными материалистами, так как они видели первоначало мира (стойхейрон, архэ) в стихиях. Однако следует заметить, что вопрос о разделении материи и духа впервые был поставлен Сократом и Платоном, следовательно, говорить о материализме или идеализме досократиков не представляется корректным. Архэ в их понимании сочетало в себе и материальные, и идеальные черты.

Первый из ионических философов Фалес из Милета — жил приблизительно в  конце VII —  первой половине VI вв. до н. э.  Происходил он из богатой семьи и помимо теоретических исследований занимался торговлей и политической деятельностью. Приобрел огромные знания и множество сведений в различных теоретических и практических областях человеческой деятельности. Традиция гласит, что Фалес предсказал затмение солнца, которое произошло 28 мая 585 г. до н. э.

 Основой всего сущего Фалес считал воду, которую он понимал не как конкретную форму или персонификацию мифологической силы, а как аморфное, текущее сосредоточение материи.  В этой «бесконечной воде», содержится  потенция дальнейшего развития. Все остальное возникает путем сгущения или «разрежения» этой первоматерии.

О Земле Фалес полагал, что она имеет форму диска, который плавает в бесконечной воде. Она имеет поры и отверстия. Землетрясения он объяснял как колебания Земли на взволнованной воде. 

 Другим выдающимся милетским философом был Анаксимандр (VI в. до н. э.). Судя по всему, был он учеником Фалеса.

 У него можно найти мысли, которые углубляют и развивают взгляды Фалеса, в частности в области астрономии.  Наиболее интересным из его астрономических взглядов является мысль о том, что «Земля свободно возносится, не будучи ничем связана, и удерживается, так как отовсюду она одинаково отдалена». Здесь заключен зародыш геоцентрического воззрения на вселенную. Он также говорит о том, что Земля находится в постоянном вечном вращательном движении, которое служит источником тепла и холода.

 Так же как Фалес, Анаксимандр ставил вопрос о начале мира. Он утверждал, что «первоначалом и основой является беспредельное (апейрон), и не определял его ни как воздух, ни как воду, ни как что-либо иное». Апейрон Анаксимандра характеризуется как нечто безграничное, неопределенное,  неограниченное не только в пространственном, но и во временном отношении.

У Анаксимандра встречается проблематика, возникновения и формирования жизни: «Первые животные зародились во влажном и имели на себе покров с шипами. Но когда они вырастали, выходили на сушу и, когда покров ломался, жили еще краткое время». К естественному ряду развития животных Анаксимандр  относит и человека.

Третьим выдающимся милетским философом является Анаксимен (VI в. до н. э.). Он был учеником и последователем Анаксимандра.

Основой бытия Анаксимен считает неограниченный, бесконечный, имеющий неопределенную форму воздух. «Анаксимен… провозглашает воздух началом сущего, ибо из него все возникает и к нему все возвращается». Из воздуха затем возникает все остальное. Разрежение воздуха приводит к возникновению огня, а сгущение вызывает ветры — тучи — воду — землю — камни. Сгущение и разрежение понимаются здесь как основные, взаимно противоположные процессы, участвующие в образовании различных состояний материи.

Анаксимен впервые вводит понятие взаимного отношения праматерии и движения. Воздух как праматерия, согласно его взглядам, «постоянно колеблется, ибо если бы он не двигался, то и не менялся бы настолько, насколько он изменяется».

 Анаксимен является последним представителем натурфилософии милетcкой школы. Как видно, эта школа стремилась объяснять мир, его отдельные явления, его общий принцип или основу естественными причинами.

Следующим представителем ранней греческой философии является Гераклит Эфесский. Его акмэ (время высшего расцвета жизненных сил, примерно 40 лет) приходится на 504-501 гг. до н.э.

 Из труда Гераклита, который, согласно некоторым источникам, назывался «О природе» (это название у первых греческих философов встречается весьма часто) сохранилось примерно 130 фрагментов.

Основой всего Гераклит считает огонь. «Огонь есть основной элемент, все является видом огня, и все происходит путем разрежения и сгущения». В понимании Гераклита, огонь, с одной стороны, подобен праматерии у представителей милетской школы и является как первоосновой мира (архэ), так и основным элементом (стойхейрон). С другой стороны, это понятие у Гераклита представляет и определенный методологический принцип. Огонь является для него наиболее адекватным символом динамики развития, постепенности постоянных изменений. Развитие Гераклит понимает как единство и борьбу противоположностей, в силу чего его считают создателем объективной диалектики: «Война является отцом всего и царем всего, и одних она сделала богами, других — людьми, одних — рабами, других – свободными».

В философии Гераклита есть также и представление об  универсальности развития. Центральным мотивом всего его учения был принцип «все течет» (панта реи). Постоянный ход развития он сравнивал с течением реки, в которую нельзя войти дважды: «Нельзя дважды войти в одну и ту же реку, ни дважды прикоснуться к преходящей, по своему характеру тождественной сущности. Она быстро свои перемены разъединяет, а затем опять соединяет, приходит и опять уходит».

Мир, по Гераклиту, несотворим и неуничтожим. «Этот космос, тот же самый для всех, не создал никто ни из богов, ни из людей, но  он всегда был, есть и будет вечно живым огнем, мерами разгорающимся и мерами погасающим».

 Разнообразие проявлений существующего мира Гераклит объясняет изменениями, происходящими в исходной «праматери». Одна материя, согласно ему, «живет смертью» другой: «Огонь живет смертью земли, воздух живет смертью огня, вода живет смертью воздуха, земля — смертью воды».

 Очень важное значение во взглядах Гераклита придается детерминизму (всеобщей обусловленности всех событий и явлений).  Все, согласно ему, управляется судьбой, или необходимостью (нике). С понятием необходимости весьма тесно связано понимание закономерности-закона (логос). Логос, по Гераклиту, так же вечен, как и несотворенный и неуничтожимый мир. Его познание предполагает понимание закономерного развития мира как борьбы и единства противоположностей.

 Человеческое сознание — душа (психе) — подчинено логосу. Поэтому и Гераклитова диалектика является диалектикой объективной. Это диалектика развития объективно существующего мира.

 И хотя в своем родном Эфесе Гераклит не получил признания, он был весьма уважаем в Афинах (в частности, во времена Сократа) и имел целый ряд

сторонников и учеников. Наиболее видным из них был Кратил. Он довел мысли Гераклита до абсурда, утверждая, что о действительности нельзя ничего сказать.

Вторым центром развития греческой философии в досократовский период становится противоположная, западная часть так называемой Великой Греции — Южная Италия.

Первая из известных нам философских школ Южной Италии сформировалась в г. Элеи.  Идейным предшественником элейской школы можно считать Ксенофана из Колофона (565-470 до н. э.).

 Собственно основателем элейской школы был Парменид из Элеи (ок. 540-470 до н. э.). Он был другом и учеником Ксенофана.

 Основной труд Парменида «О природе» дошел до нас в весьма значительной его части.

 Парменид делает весьма резкое различие между подлинной истиной (алетейа), являющейся продуктом рационального освоения действительности, и мнением (докса), опирающимся на чувственное познание. Чувственное познание нам дает образ лишь кажущегося состояния вещей, и с его помощью нельзя постичь их подлинную сущность:

«Да не постигнет тебя на стезе твоей опыт привычный

Правиться глазом бесцельным и слухом, отгулами звучным.

И языком,- будь лишь разум судьей многоспорному слову!»

Основным для него, как и для всей элейской школы, является наука о бытии, о сущем (онтология), создателем которой он считается. При этом истинное бытие для него умопостигаемо; небытия же не существует вовсе: «Бытие есть и его не может не быть, а небытия нет и его не может быть».

Из действительного мира, из области чувственно воспринимаемого бытия Парменид  полностью исключает движение. Все, что существует, есть сущее (бытие), которое есть всюду, во всех местах, и поэтому оно не может двигаться. Хотеть нечто переместить, согласно  Пармениду, означало бы либо поместить его на место другого сущего, а это невозможно, так как одно сущее уже там находится, либо поместить его на место, где ранее было не-сущее, но, как вытекает из ранее сказанного, не-сущее не существует, поэтому и этот вариант исключается. Отсюда сущее является наполненным и неподвижным.  Движение, изменение, развитие, таким образом, существуют лишь на уровне явлений, чувственно воспринимаемых, следовательно, относящихся к области мнения, докса.

 Любимейшим учеником Парменида был Зенон 480 – 430 гг. до н.э. В своих трудах он преимущественно защищал и уточнял систему аргументации Парменида.

Наиболее известным изложением элейского отрицания движения и постулирования неизменности и неподвижности сущего являются апории Зенона, доказывающие, что если допускается существование движения, то возникают неразрешимые противоречия. Известны четыре апории: Ахилл, дихотомия, стрела и стадий.

 Самой известной апорией Зенона является Ахилл (Ахилл и черепаха). Эта апория показывает, что самый быстрый из людей (Ахилл) не сможет никогда догнать самое медленное создание, если оно вышло в путь раньше его.  Ахилл, чтобы догнать черепаху, должен вначале пройти расстояние от своего места до места, где в то время находилась черепаха. Но прежде чем он пройдет это расстояние, черепаха опять  продвинется вперед на определенный отрезок, и эта ситуация повторяется вновь и вновь, так что более медленный с необходимостью продвинется несколько вперед. Ахилл, преследующий черепаху, должен был бы за конечное время пройти бесконечное число отрезков.

Апория «стрела»  призвана показать, что летящая стрела на самом деле в каждый определенный момент времени находится в строго определенных точках пространства (точнее между ними), следовательно, не движется.

 Эти логические конструкции Зенона показывают противоречивость движения и находятся в видимом противоречии с обыденным опытом Зенон, понятно, допускал возможность движения в области чувственного познания. Однако в его апориях речь идет не о «реальности» или «существовании» движения, но о «возможности его постижения разумом». Поэтому движение рассматривается здесь не как чувственная данность, а как попытка выяснить логическую, понятийную сторону движения. Апории Зенона можно полагать первой попыткой рационально осмыслить движение.

 Следующей выдающейся философской школой, действовавшей в западной части «Великой Греции», т. е. в Южной Италии, являются пифагорейцы. Реконструкция их философских взглядов весьма сложна, так как от этой школы сохранилось мало материалов. Мысли  ее представителей дошли до нас в большинстве случаев в изложении других авторов.

 Согласно большинству сведений, Пифагор происходил с острова Самос. Его жизнь приходится на период приблизительно между 584 (582) — 500 гг. до н.э. (он был приблизительно современником Анаксимандра и Анаксимена).

Перебравшись в Кротон, он организует 532 г. до н.э. из сторонников местной аристократии пифагорейский союз, игравший значительную роль в борьбе против демократической партии и в других областях Южной Италии. После победы в Кротоне демократии пифагорейский союз, стремившийся к установлению аристократического правления,  был распущен, а его сторонники изгнаны из города.

Согласно Диогену Лаэртскому, Пифагор написал три книги: «О воспитании», «О делах общины» и «О природе».  Ему приписывается и целый ряд других трудов, которые создавались пифагорейской школой и, как тогда было в обычае, были подписаны именем руководителя школы.

 Значительное внимание Пифагор и пифагорейцы уделяли развитию математики. Считается, что Пифагор первым обосновал, что в прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен сумме квадратов, катетов (теорема Пифагора). Кроме решения геометрических задач, Пифагор исследует и взаимоотношения чисел, закладывая основы теории чисел и принципы арифметики. Пифагорейцы приходят к определенной абсолютизации чисел, к мистике чисел. Числа были подняты на уровень реальной сущности всех вещей.

 Из античных авторов наиболее полное изложение взглядов Пифагора мы

находим у Диогена Лаэртского: «Начало всего — единица; единице как причине

подлежит как вещество неопределенная двоица; из единицы и неопределенной

двоицы исходят числа; из чисел — точки; из точек — линии; из них — плоские фигуры; из плоских — объемные фигуры; из них — чувственно воспринимаемые тела, в которых четыре основы — огонь, вода, земля и воздух; перемещаясь и превращаясь целиком, они порождают мир — одушевленный, разумный, шаровидный, в середине которого — земля; и земля тоже шаровидна и населена со всех сторон».

 Пифагорейское учение является исторически первой попыткой  постижения количественной стороны мира. Математический подход к миру заключается в объяснении определенных количественных отношений между реально существующими вещами.

Религию и мораль Пифагор считал основными атрибутами упорядочения общества. Его учение о бессмертии души (и ее перевоплощении — метемпсихозе) строится на принципах полной  подчиненности человека богам.

Выйти из цепи перерождений, по мнению Пифагора, можно было при помощи занятий наукой, в особенности математикой.

Большинство принципов союза носило тайный характер и было доступно лишь членам союза. Личность Пифагора имела неограниченный авторитет, его

философия весьма длительное время преподавалась исключительно членам союза.

Первая известная нам философская школа, существовавшая собственно в Греции – школа атомистов, к которой традиционно относят Левкиппа и Демокрита.

Левкипп (ок. 500-440) был первым из атомистов, по-видимому, учителем Демокрита. По мнению исследователей, ему можно приписать как минимум две книги. Это – «Великий диакосмос» и «Об уме».

 Левкипп выдвинул основные принципы атомистической философии. Он «признавал бесчисленные, постоянно движущиеся элементы — атомы, имеющие бесконечное множество форм, так как видел в вещах постоянное возникновение и изменение». Левкипп учил, что «сущее не более чем не-сущее и что оба они являются равной причиной возникновения вещей. Полагая суть атомов плотной и полной, он учил, что они есть сущее, движущееся в пустоте; пустоту называл не-сущим, утверждая, что она является не меньшим, чем сущее». В этом фрагменте освещены принципы атомистической науки о бытии. Единственное, что существует,- атомы и пустота. Атомы характеризуются (и у Левкиппа, и у Демокрита) величиной, формой, порядком и положением. Они являются причиной вещей, которые возникают и гибнут благодаря их соединению и разъединению. Левкипп в данном случае соединяет неизменное сущее элеатов с постоянной изменчивостью Гераклита.

 Понятие атома выступает качественно новым элементом в античной философии. Атомы характеризуются так же, как сущее в предшествующих философских направлениях, — полнотой. Однако Левкипп в отличие от упомянутых философов (возможно, первым в античной философии) допускает существование пустоты. Атомы, согласно его взглядам, движутся в пустоте.

 Допущением существования пустоты, не-сущего, решается проблема, которая предшествующей философии доставляла значительные трудности,- проблема движения. Существование пустоты делает возможным движение атомов.

Демокрит (ок. 460-370 до н. э.) развивает атомистическое учение в логически последовательную, всеобъемлющую систему.

 Он происходил из знатного семейства в Абдерах. По преданиям, Демокрит учился у халдейских магов, которых оставил в Абдерах персидский царь Ксеркс. Был также учеником Левкиппа.

Диоген Лаэртский приводит более 70 названий его работ из области физики, этики, математики, музыки, риторики, астрономии и т. д. Демокрит полностью разделяет учение Левкиппа об атомах и пустоте (термин атомос означает неделимый). К характеристикам атомов Демокрит добавляет еще величину, которая была у Левкиппа допустима как различие форм атомов.  Атомы сами по себе неизменны, были, есть и будут постоянно теми же самыми.

 Точную характеристику основных принципов учения Демокрита о сущности мира мы находим у Диогена Лаэртского: «Начала вселенной суть атомы и пустота, все остальное лишь считается существующим. Миры бесконечны и подвержены возникновению и разрушению. Ничто не возникает из несуществующего, и ничто не разрушается в несуществующее. Атомы тоже бесконечны по величине и количеству, они вихрем несутся во вселенной и этим порождают все сложное — огонь, воду, воздух, землю, ибо все они суть соединения каких-то атомов, которые не подвержены воздействиям и неизменны в силу своей твердости». Так же бесконечны они и относительно различия форм. Бесконечно и число возникающих из атомов миров, которые, однако, существуют не одновременно, а последовательно во времени. Качественно новым в античном мышлении является Демокритово понимание бесконечности, неуничтожимости и несотворенности вселенной. Мир, в котором мы живем, отличается от других (бесчисленных) миров лишь тем, что «пребывает в расцвете».

 Движение присуще атомам и передается столкновением. Развитие вселенной, порядок мира, все в сущности определено механическим движением атомов. Поэтому в системе Демокрита нет места для объективного существования «случайности». И сама «случайность» объясняется отсутствием каузального объяснения, незнанием причин определенного явления.

О значении, которое Демокрит придавал чувственному познанию, свидетельствует и его концепция так называемых эйдолов, или образов. Эйдолы возникают где-то между объективной вещью и соответствующим органом чувств субъекта восприятия. Предмет выделяет из себя в воздух нечто, подобие предмета, которое в свою очередь втискивается во влажную часть глаза. Собственно, образ предмета возникает где-то в пространстве между предметом и глазом и, как оттиск, попадает в соответствующий орган чувств.

Атомистично и Демокритово понимание души, частью которой, согласно его представлениям, является разум. «Демокрит учит, что душа – это огненное соединение постигаемых разумом частиц, имеющих шаровидную форму и огненную силу и являющихся также телом».

 Демокрит, так же как большинство великих мыслителей того времени, занимался математикой, физикой, астрономией, риторикой и этикой.

 Философия Демокрита представляет завершение и систематизацию  философии физиса.

ifilosofia.ru

Ранняя греческая философия: досократики.

Со времен Аристотеля Фалес Милетский считается первым философом греции. Он – представитель милетской школы, к которой также принадлежит Анаксимандр, Анаксимен, Ферекид Сиросский, Диоген Аполлонийский и др.

За ней следует школа элеатов, занимавшихся философией бытия (ок. 580—430 гг. до н. э.). К ней принадлежали Ксенофан, Парменид, Зенон Элейский, Мелисс. Одновременно с этой школой существовала школа Пифагора, занимавшаяся исследованием гармонии, меры, числа. Великими одиночками являются Гераклит, Эмпедокл и Анаксагор. Демокрит.

 

Фалес

Все рождается из воды. Все образуется из воды. Все есть вода.

Космос один. Космос одушевлен. Фалес представляет душу виде тонкого эфирного вещества. Земля плавает в воде, а Солнце и другие небесные тела питаются испарением это воды. Земля в центре вселенной. При уничтожении земли рухнет весь мир.

 

Анаксимандр ( ученик Фалеса)

Ввел термин «закон».

Земля парит в центре мира, ни на что не опираясь. Землю окружают исполинские трубчатые кольца – торы, наполненные огнем. В самом близком кольце, где огня меньше имеются отверстия – звезды. Во втором кольце – луна. В третьем – Солнце.

Вселенная, по Анаксимандру, развивается сама по себе. Источником происхождения всего сущего Анаксимандр полагает некое бесконечное начало – апейрон – которому присуще непрерывное движение. Вселенная живое существо.

 

Анаксимен ( ученик Анаксимандра)

Последний представитель милетской школы.

Первооснова – воздух.

Как метеоролог, Анаксимен считал, что град образуется при замерзании выпадающей из туч воды; если к этой замерзающей воде примешан воздух, то образуется снег. Ветер — уплотнившийся воздух. Состояние погоды Анаксимен связывал с активностью Солнца.

Согласно Анаксимену, мир возникает из «беспредельного» воздуха, и всё многообразие вещей есть воздух в различных своих состояниях. Благодаря разрежению (то есть нагреванию) из воздуха возникает огонь, благодаря сгущению (то есть охлаждению) — ветер, облака, вода, земля и камни. Разрежённый воздух порождает обладающие огненной природой небесные светила. Важный аспект положений Анаксимена: сгущение и разрежение понимаются здесь как основные, взаимно противоположные, но равнофункциональные процессы, участвующие в образовании различных состояний материи.

 

Диоген Аполлонийский

 

Как и Анаксимен, Диоген считает первичной материей воздух. Свойствами воздуха, кроме того, он считает разум и мышление

 

Ксенофан

Истинный бог един, всевидящ, всемогущ. Правит миром силой мысли.

В чувственно-физическом мире начало – земля, корни которой простираются в бесконечность.

Морское дно поднялось , что доказывается отпечатками морских животных в горных породах.

Небесные светила – сгустившиеся и воспламенившиеся испарения.

Солнце каждый день новое и для каждой местности свое.

 

Парменид

Занимался вопросами бытия и познания. Разделил истину и субъективное мнение.

— Помимо бытия нет ничего. Также мышление есть бытие, ибо нельзя мыслить ни о чем.

— Бытие никем и ничем не порождено, иначе пришлось бы признать, что оно произошло из Небытия, но Небытия нет.

— Бытие не подвержено порче и гибели, иначе оно превратилось бы в Небытие, но Небытия не существует.

— У Бытия нет ни прошлого, ни будущего. Бытие есть чистое настоящее. Оно неподвижно, однородно, совершенно и ограниченно, имеет форму шара.

« бытие есть, а небытия – нет»

Бытие одно, и не может быть 2 и более бытия.

Иначе они должны были бы быть отграничены друг от друга — небытием, его нет.

Бытие сплошно (едино), то есть не имеет частей.

Если имеет части, значит части отграничены друг от друга Небытием. Его — нет.

Если нет частей и если бытие одно, то нет движения и нет множественности в мире.

В противном случае, одно Бытие должно двигаться относительно другого.

Так как не существует движения и множественности и Бытие одно, то нет ни возникновения, ни уничтожения.

Так при возникновении (уничтожении) должно быть Небытие.

Если нет движения, возникновения, уничтожения, то и времени не существует.

Так как Время должно быть отнесено к какому-то процессу.

Бытие лежит (покоится), оно пребывает в вечности, а не во времени.

Вывел два уровня познания : мнение , истина.

 

 

Зенон (ученик Парменида)

Он развивал логику как диалектику.

Апории Зенона:

— Ахиллес и черепаха

Быстроногий Ахиллес никогда не может догнать черепахи.

— Стрела

Летящая стрела неподвижна, так как в каждый момент времени она занимает равное себе положение, т.е покоится; поскольку она покоится в каждый момент времени, то она покоится во все моменты времени, т.е не существует момента времени, в котором стрела совершает движение.

— Стадион

— Дихотомия

 

 

Пифагор

Все состоит из числа. Учил, что душа бессмертна. Ему принадлежит идея перевоплощения душ. Все происходящее в мире повторяется снова и снова. А души переселяются в других.

 

Гераклит

Великий диалектик античного мира. Все существующее , по Гераклиту, постоянно переходит из одного состояния в другое.

«Все течет!» «В одну реку нельзя войти дважды» «В мире нет ничего не подвижного»

Бытие и небытие связаны между собой, обусловливая и переходя друг в друга.

Учит, что мир единый из всего, не создан никем из богов и никем из людей, а был , есть и будет вечно живым огнём. Огонь – образ вечного движения.

 

Софисты и Сократ. Открытие мира идей.

Софистом сначала именовали человека, который посвящал себя умственной деятельности.

Софисты – учителя мудрости. Сосредоточили свое внимание на социальных вопросах. Чисто формально можно доказать все.

 

Протагор

«Человек есть мера всех вещей : существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют»

Он говорил об относительности всякого знания. Написал законы определяющие демократический образ правления и обосновал равенство свободных людей.

 

Горгий

Доказывает три положения: что ничего не существует, а если что-нибудь существует, то оно непознаваемо, а если существует и познаваемо, то оно не выразимо и необъяснимо.

 

Продик

Проявил исключительный интерес к языку, к назывной функции слов, омонимию, анонимию. Уделил большое внимание правилам спора.

 

Софистика – не характеристика мышления, а способ мышления. В самом общем виде – это способ объяснения подгоняющий основания от требуемых результатов.

 

Учение большинства софистов вступало в противоречие с религиозными представлениями. Большая часть софистов придерживалась атеистических или агностических взглядов.

 

Против Софистов выступает Сократ.

 

Родоначальник диалектики.

Вопрос- ответ приводи к истине.

Впервые в центр философствования поставил человека. Главная задача – восстановить авторитет знания, поколебимый софистами.

Софисты претендовали на всезнание, а Сократ твердил : он знает только то, что ничего не знает.

Сократ глубоко раскрыл сферу духовного как самостоятельную реальность. Признавая душу бессмертной.

Сократ считал что власть в государстве должна принадлежать лучшим.

Сократ стал искать новые абсолюты отталкиваясь не от вещественной интуиции, а от нравственной проблематики.

Он впервые осознает, что нравственность имеет всеобщее содержание. Добро не есть вещь и не частное мнение. Оно есть предельной основание нравственного поступка, его смысл и цель.

Познай самого себя!

Справедливость, красота и добро лишь идеи, их нельзя отождествлять предметами.

Идея – всеобщее содержание, взятое в качестве самого предмета. Сократ открывает мир идей. Идея – это предельное основание, сущность и цель нравственного поступка. Она обладает всеми свойствами бытия.

У Сократ добродетель приравнивается к знаниям. Если человек знает, что такое добро, он не может поступить по- другому.

Свободный человек, по Сократу тот, кто управляет инстинктами.

 

 

Философские учения Платона и Аристотеля.

Платон

 

«Мир – это не просто телесный космос и не отдельные предметы и явления в нем общее совмещено с единичным, а космическое – с человеческим»

Космос полон божественного смысла, являющего собой царство идей.

Мир по природе двойствен: видимый мир изменчивых предметов и невидимый мир.

Мир идей – истинное бытие, а воспринимаемые вещи между бытием и небытием тени идей.

Идея- центральная категория философствования Платона.

Идея – это смысл, сущность вещи. Идея вечная. Не возникает и не погибает.

Признаки идеи:

— объективность

— безотносительность

— независимость от условного

Вера в бога.

Идея души. Душа до рождения пребывает в царстве чистой мысли и красоты. На земле – как узник в темнице. Душа, по Платону, — бессмертная сущность, вней различаются тричасти: разумная, обращенная к идеям, пылкая или аффективно – волевая, движимая страстями или вожделенная.

Разумная часть души – основа добродетели и мудрости

Пылкая – мужества

Преодоление же чувственности есть добродетель благоразумия.

Платон недооценивает роль чувственной ступени познания, полагая что ощущения обманывают человека.



lektsia.info

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *