Рафаэль санти portrait of maddalena doni – Doubles portrait of the spouses Doni (Portrait of Agnolo Doni. Portrait Of Maddalena Doni) by Raphael Santi: History, Analysis & Facts

Портреты Рафаэля — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 16 мая 2018; проверки требует 1 правка. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 16 мая 2018; проверки требует 1 правка. Автопортрет в возрасте 23 лет

Из портретного творчества Рафаэля Санти (1483-1520) сохранилось не более 20 произведений, бесспорно принадлежащих его кисти. Их львиная доля остаётся в Италии, в галереях Питти и Уффици. Атрибуция Рафаэлю портретов, созданных ранее 1505 года, за исключением так называемого портрета Пьетро Бембо, остаётся предметом острых споров. Эти суховатые, довольно скованные работы приписывают также кисти Перуджино, Франческо Франча, Лоренцо ди Креди, Ридольфо Гирландайо и других тосканских художников.

После переезда во Флоренцию в 1504 году художник подпадает под мощное влияние Леонардо да Винчи. Принципиально новыми для портретного жанра стали его работы 1510-х годов, повлиявшее на многие поколения художников вплоть до Давида и Энгра. Портреты римского периода, изображающие приближённых папы Юлия II и его самого, наполнены глубоким психологизмом. Художник ищет и находит новые пути приближения к внутреннему миру модели. Он отказывается от пейзажного фона, чтобы сосредоточить всё внимание на фигуре. Неповторимая индивидуальность каждого портретируемого гармонирует с возвышенным, идеализированным представлением о человеке, свойственным Высокому Возрождению. Живописные решения отличаются тонким благородством, композиции безупречно уравновешены.

Вершиной портретной живописи Рафаэля принято считать луврский портрет его друга Бальдассаре Кастильоне (1515)&

ru.wikipedia.org

Кристина Ляхова. Мастера портрета

   Портретное творчество Жана Клуэ Младшего оказало огромное влияние на его последователей и учеников, среди которых одним из самых талантливых был Франсуа Клуэ.

   Стиль венецианского художника Лоренцо Лотто не похож на манеру мастеров Высокого Возрождения. В его темпераментной демократической живописи, обладающей сильно развитым религиозным началом, хорошо ощутимы традиции искусства Северной Италии. Необычное и яркое портретное творчество Лотто оказало огромное влияние на многих венецианских портретистов.

 
   Итальянский живописец Лоренцо Лотто родился в Венеции. Его становление проходило под влиянием творчества Джованни Беллини и Альвизе Виварини. Большую часть жизни Лотто провел в Венеции, однако некоторое время он работал в провинциальных городах, а также в Риме и Бергамо.
   Жизнь талантливого художника, столь не похожего на других мастеров итальянского Возрождения, сложилась на редкость неудачно. Его творчество оказалось невостребованным современниками. В 1549 году живописец навсегда оставил Венецию и переехал в Анкон. Здесь он попытался разыграть в лотерею 30 своих полотен, но его затея окончилась полным провалом. Последние годы жизни Лотто провел в Лорето, в святилище Санта-Каза. В этом главном христианском центре страны он занимался реставрацией картин, росписью статуй. В его обязанности входила также нумерация табличек для больничных кроватей. Оригинальность художественного стиля Лотто проявилась уже в его ранних работах («Алтарь Cв. Кристины», 1505–1507, приходская церковь, Тивароне; «Вознесение Марии», 1506, собор, Азоло; «Мадонна со святыми», 1508, галерея Боргезе, Рим; полиптих «Мадонна со святыми», 1508, пинакотека, Реканати). В отличие от знаменитого Дж. Беллини Лотто смело использовал насыщенные краски, динамичные линии. Его картины поражают своей эмоциональной выразительностью и демократичностью образов.
   Расцвет творчества Лотто приходится на время его пребывания в Бергамо. Здесь были созданы великолепные алтарные композиции, свидетельствующие о виртуозном владении мастера пластикой движений, жестов и сложными ракурсами. С помощью локального светящегося колорита и тончайших световых переходов он создает эмоциональные и динамичные картины «Мадонна со святыми» (1516, церковь Сан-Бартоломео, Бергамо), «Сусанна и старцы» (1517, галерея Уффици, Флоренция), «Мадонна со святыми» (1521, церковь Сан-Бернардино, Бергамо), «Прощание Христа с матерью» (1521, Государственные музеи, Берлин), «Мадонна со святыми» (1521, церковь Санта-Спирито, Бергамо), «Рождество» (1523, Национальная галерея, Вашингтон).
 
 
   Л. Лотто. «Портрет юноши», ок. 1508, Музей истории искусства, Вена
 
   Не меньшее место, чем произведения на религиозные сюжеты, в творчестве Лотто занимают и работы в портретном жанре. Уже в ранних портретах необыкновенный талант художника проявился в полную силу («Юноша», ок. 1503–1505, галерея академии Каррара, Бергамо; «Епископ де Росси», 1505, Национальная галерея Каподимонте, Неаполь; «Юноша», ок. 1506, галерея Уффици, Флоренция; «Юноша со светильником», ок. 1506–1508; «Портрет юноши», ок. 1508, оба – в Музее истории искусства, Вена). Хотя эти произведения по своему типу соответствуют традиционному погрудному портрету в живописи Раннего Возрождения, они отличаются от последних повышенной эмоциональностью.
   Большое количество прекрасных портретов было создано художником в 1520–1540-е годы. В этот период Лотто писал главным образом поколенные портретные изображения. Художник не стремился идеализировать свои модели, приближать их к определенному стилю, поэтому в лицах на его картинах нет того едва уловимого сходства, которое можно увидеть в произведениях других портретистов той эпохи. Чувствуется, что мастеру не столь важно передать яркую индивидуальность личности, для него главное – показать сложную гамму чувств, владеющих человеком. Чаще всего портретируемые на картинах живописца изображены в порывистых позах, они словно протягивают зрителю какую-нибудь статуэтку или предлагают прочитать латинское изречение на листе бумаги.
   Некоторые модели на портретах Лотто изображены возле стола с разложенными на нем монетками или другими вещицами. Предметы, окружающие людей, несут в себе скрытый, символический смысл. Это может быть ящерка, спрятавшаяся в складках скатерти стола, мертвая белка или маленький человеческий череп, окруженный упавшими с цветка лепестками («Мессер Марсилио и его невеста», 1523, Прадо, Мадрид; «Лючина Брембате», ок. 1523, галерея академии Каррара, Бергамо; «Семейный портрет», ок. 1523, Эрмитаж, Санкт-Петербург; «Андреа Оддони», 1527, Королевский дворец, Хемптон-Корт; «Человек с звериной лапкой», ок. 1527, Музей истории искусства, Вена; «Юноша с ящерицей», ок. 1530, галерея Боргезе, Рим; «Лукреция», ок. 1534, Национальная галерея, Лондон). Это стремление к необычному особенно ярко проявляется в «Тройном автопортрете» (ок. 1529, Музей истории искусства, Вена), на котором художник изобразил себя в трех различных разворотах с одинаковым жестом руки.
   У Рафаэля было множество учеников и помощников. Всем своим преемникам великий мастер, по словам живописца и историка искусства XVI века Джорджо Вазари, «…помогал, обучая их с такой любовью, точно это были не ученики его, а родные дети. По этой причине его выход ко двору всегда сопровождало человек пятьдесят, и эти достойные и талантливые художники составляли его почетную свиту».
 
   Рафаэль, или, как его называют в Италии, Рафаэлло, родился в городе Урбино. О личной жизни великого живописца известно немного.
   Обладая мягким и приветливым характером, он тем не менее был очень сдержан, и даже его письма к друзьям и родственникам не дают исследователям возможности составить подробную биографию мастера.
   Отец Рафаэля, Джованни Санти, являлся придворным художником и поэтом герцога Урбинского Федериго да Монтефельтро. Именно отец и стал для Рафаэля первым учителем живописи.
 
 
   Рафаэль. «Портрет женщины с единорогом», 1505–1506, галерея Боргезе, Рим
 
   Мальчик рано лишился родителей: его мать умерла в 1491 году, отец – в 1494. Оставшись на попечении фра Бартоломео, брата отца, Рафаэль встретил живое участие при дворе герцога. Большую помощь оказала ему герцогиня Елизавета Гонзаго, ей он обязан своим светским лоском, помогавшим ему в сложных жизненных ситуациях.
   После смерти отца Рафаэль брал уроки у придворного урбинского художника Тимотео Витти, а в 1500 году отправился в Перуджу и начал обучаться у известного мастера Пьетро Перуджино. Вместе с Перуджино в 1504 году юноша приехал во Флоренцию. Здесь он жил постоянно, изредка покидая этот большой и красивый город для поездок в Урбино и Перуджу.
   Во Флоренции завершился период ученичества Рафаэля, который уже в 1504 году выступал как самостоятельный мастер.
   В 1508 году молодой художник приехал в Рим, где оставался до конца своей короткой жизни. Здесь Рафаэль встал во главе большой мастерской и создал свои самые лучшие произведения, принесшие ему мировую известность.
   Ранние работы восхищают своей поэтичностью («Сон рыцаря», ок. 1500–1502, Национальная галерея, Лондон; «Три грации», 1500–1502, музей Конде, Шантийи; «Святой Георгий», 1504–1505, Национальная галерея, Вашингтон). Уже в это время Рафаэля выделяли среди других художников. Его «Святой Георгий» был отправлен герцогом Урбинским в подарок английскому королю Генриху VII.
   Среди лучших работ Рафаэля раннего периода творчества – картины «Мадонна Конестабиле» (1502–1503, Эрмитаж, Санкт-Петербург) и «Обручение Марии» (1504, галерея Брера, Милан).
   В следующий, флорентийский, период своей творческой деятельности художник выполнил ряд полотен с изображением Мадонны с младенцем («Мадонна дель Грандука», 1504–1505, галерея Питти, Флоренция; «Мадонна в зелени», 1505, Музей истории искусства, Вена; «Прекрасная садовница», 1507, Лувр, Париж; «Мадонна со щеглом», 1507, галерея Уффици, Флоренция). Эти композиции принесли живописцу известность во всей Италии.
   К флорентийскому периоду относится начало портретного творчества мастера. В отличие от Леонардо да Винчи, в художественном наследии которого не так много портретных работ, Рафаэль, тщательно изучавший натуру и стремившийся постичь глубину внутреннего мира человека, оставил множество прекрасных портретов.
   Во Флоренции были написаны «Портрет женщины с единорогом» (1505–1506, галерея Боргезе, Рим), «Портрет беременной женщины» («Донна Гравида», 1505–1506, галерея Питти, Флоренция), «Немая» (1507, Национальная галерея, Урбино), а также парные портреты Анджело и Маддалены Дони (ок. 1506, галерея Питти, Флоренция).
   Изображения супругов Дони по своей композиционной идее напоминают портреты герцога Федериго да Монтефельтро и его жены Баттисты Сфорца, написанные Пьеро делла Франческой. В картинах обоих итальянских мастеров фигуры представлены на фоне пейзажа, который делает парные портреты как бы частями одной композиции. Единство достигается также расположением фигур, повернутых друг к другу, и почти зеркальным повторением жестов рук.
   Портрет Маддалены по своему композиционному строю восходит к «Джоконде» Леонардо да Винчи. Глядя на него, зритель видит то же положение рук женщины и такой же разворот фигуры. Но портрет Леонардо более строг и лаконичен, Рафаэль же (возможно, по желанию заказчика) тщательно выписывает украшения и мелкие детали костюма модели. Также скрупулезно художник представил и элементы пейзажа: на возвышающемся за спиной Маддалены деревце тонкими мазками переданы зеленые листья.
   Но если одухотворенная картина природы за спиной Моны Лизы помогает подчеркнуть таинственное очарование молодой женщины, то ландшафт на полотне Рафаэля отнюдь не делает грузную фигуру Маддалены Дони изящнее, а ее полное лицо – красивее.
   Рафаэль и не ставил целью изобразить на портрете женщину более привлекательной, чем она была на самом деле. С жестким реализмом он передает черты лица своей модели, и зритель понимает, что Маддалена не отличается ни большим умом, ни красотой. Удивительно, но автор религиозных композиций с идеализированными образами мадонн в портретном жанре становится беспристрастным и порой даже беспощадным судьей.
 
 
   Рафаэль. «Портрет Анджело Дони», ок. 1506, галерея Питти, Флоренция
 
   Не стремится мастер приукрасить и Анджело Дони, взгляд которого выдает человека расчетливого и лишенного сентиментальности. Известно, как долго и мелочно торговался Анджело Дони с Микеланджело, когда пришло время расплачиваться за написанную им картину «Святое семейство» («Мадонна Дони»).
   Во Флоренции был выполнен и известный автопортрет художника (1506, галерея Уффици, Флоренция). Позднее этот образ с незначительными изменениями был перенесен на фреску «Станца делла Сеньятура» (1508–1511), где живописец изобразил самого себя в том же развороте и даже с той же шапочкой на голове.
   Лаконичные и твердые линии автопортрета передают нежный овал лица, гибкую и сильную шею. В пристально глядящих на зрителя глазах светится ум и высокая духовность. К сожалению, невозможно представить, как выглядел портрет сразу после его создания, т. к. цветовая гамма была изменена в результате многочисленных реставрационных работ.
   По своему композиционному построению с этим автопортретом сближается «Портрет юноши» (1504, Музей изобразительных искусств, Будапешт). На фоне спокойного пейзажа изображен молодой человек в красной шапочке и такого же цвета костюме. На его губах играет легкая, немного загадочная улыбка. Некоторые исследователи полагают, что это еще один автопортрет Рафаэля, другие же считают, что художник запечатлел на полотне кого-то из своих друзей.
   По композиционному строю и тональности с портретом Маддалены Дони сходны и картины «Немая», «Портрет беременной женщины» и «Портрет женщины с единорогом».
 
 
   Рафаэль. «Портрет Маддалены Дони», ок. 1506, галерея Питти, Флоренция
 
   Полотно «Немая» повторяет портрет Маддалены Дони почти во всех деталях (те же разворот фигуры, положение рук, повязка на голове женщины и прозрачная накидка на ее плечах). Главное отличие состоит в отсутствии пейзажного фона – за спиной дамы лишь темная стена. Эта картина представляет Рафаэля знатоком человеческой души: выражение лица молодой женщины, ее печальные глаза и плотно сжатые губы свидетельствуют о том, что перед нами человек, действительно лишенный дара речи.
   Интересна история этого полотна: уже в наше время, в 1975 году, вместе с двумя произведениями Пьеро делла Франчески «Немая» была украдена из герцогского дворца Урбино. К счастью, все три картины спустя год были найдены в швейцарском городе Локарно.
   Драматична и история «Портрета женщины с единорогом». Картина несколько раз дописывалась и изменялась и однажды даже превратилась в изображение св. Екатерины Александрийской, а на месте единорога появилось колесо – орудие пыток. Когда композиция приобрела свой первоначальный вид, исследователи выяснили, что ее автор – Рафаэль.
   В 1508 году по приглашению главного архитектора Ватикана Донато Браманте живописец приехал в Рим. По заказу Папы Юлия II Рафаэль начал работу над росписью залов (станц) Ватикана. В этих фресках мастер воплотил идею о безграничных духовных и физических возможностях человека. В образах, созданных Рафаэлем, отразились его мечты о земном счастье и красоте. Наиболее ярко замечательное дарование живописца проявилось во фресках Станцы делла Сеньятура (комнаты печати). После завершения работы над этими росписями в 1511 году Рафаэля завалили заказами, и, чтобы справиться с ними, ему пришлось прибегнуть к помощи учеников.
 
 
   Рафаэль. «Автопортрет», 1506, галерея Уффици, Флоренция
 
   Возможно, вымыслом является утверждение Вазари о том, что Папа Лев X, не имея возможности расплатиться с Рафаэлем за все, что тот написал, велел «пожаловать ему красную шапку» (иными словами, предоставить должность и звание кардинала). Известно точно, что в Риме художник жил как влиятельный придворный, в роскошном палаццо, окруженный многочисленными учениками, среди которых были такие талантливые живописцы, как Джулио Романо, Джованни да Удине, Фатторе.
   Многие фресковые образы Рафаэля являются своеобразными портретами церковных деятелей, современных мастеру или же умерших. Так, в одной из росписей Станцы делла Сеньятура, названной «Григорий IX передает на хранение Декреталии», под видом Папы Григория IX изображен пригласивший художника в Рим Юлий II. Рядом с ним представлены и другие современники мастера: кардиналы Алессандро Фарнезе, Антонио дель Монте, Джованни Медичи. Этот портрет Юлия II, вероятно, единственный, где Рафаэль льстит своей модели. Художник показал Папу вовсе не таким, каким был на самом деле человек, которого Эразм Роттердамский, знаменитый гуманист эпохи Возрождения, считавший политику Юлия II главной причиной вражды и ссор в католическом мире, именовал «Юлием, не допущенным на небеса».
 
 
   Рафаэль. «Немая», 1507, Национальная галерея, Урбино
 
   Занимаясь росписями, Рафаэль не забывал и о станковых портретах, в которых отразились черты монументального искусства. Интересен в этом отношении «Портрет кардинала» (ок. 1512, Прадо, Мадрид). Несмотря на свои небольшие размеры, полотно поражает лаконизмом, строгостью композиции и величием образа. На нейтральном темном фоне, не отвлекающем взгляда, изображен одетый в красную мантию человек, пристально и серьезно взирающий на зрителя. С помощью четких линий и светотеневых переходов рисует мастер выразительные черты лица кардинала: нос с горбинкой, плотно сжатые губы, резкие складки на щеках, твердые контуры скул и подбородка. Чувствуется, как тщательно работал художник над этим образом, в котором нет ничего небрежного и незавершенного.
 
 
   Рафаэль. «Донна Велата», ок. 1514, галерея Питти, Флоренция
 
   Рафаэль не только показал конкретную личность – своего современника, но и представил несколько обобщенный образ, сконцентрировав внимание на таких чертах характера, как острый ум, властность, хитрость, изворотливость и скрытое коварство. Друг Рафаэля, дипломат и писатель Б. Кастильоне, рассказал о художнике такую историю. Когда два кардинала спросили у Рафаэля, почему лица святых на одной из его картин такие розовые, он ответил: «Святые гневаются, что их церковью управляют такие люди, как вы».
   Одно из самых выразительных произведений мастера – «Портрет Томмазо Ингирами» (ок. 1513, музей Гарднер, Бостон). В нем та же, что и в предыдущей картине, композиция, и те же краски, но общее впечатление от полотна совсем другое. На темно-зеленом фоне изображен папский библиотекарь в красной сутане и такого же цвета шапочке. Перед ним на столе – маленький деревянный ларец, выполняющий роль подставки для раскрытой книги, чернильница и чистый лист бумаги. В пухлых пальцах библиотекарь сжимает ручку, его косые глаза подняты вверх – он словно обдумывает мысль, которую нужно перенести на бумагу. Рафаэль не приукрашивает этого человека (хотя и не старается акцентировать внимание на физическом недостатке – косоглазии), но подчеркивает его высокий духовный мир. Томмазо Ингирами действительно прославился своей необыкновенной ученостью, об этом свидетельствуют и предметы, изображенные перед ним. Во Флоренции, в галерее Питти, хранится точная копия этой картины, созданная в 1515–1516 годах. Многие исследователи склоняются к мысли, что работа была выполнена учениками Рафаэля при участии самого мастера.
 
 
   Рафаэль. «Портрет кардинала», ок. 1512, Прадо, Мадрид
 
   Человек, с которым художника связывали дружеские узы еще со времен ранней юности, изображен на «Портрете графа Бальдассаре Кастильоне» (1515, Лувр, Париж). То, что картина занимает место в центральном зале напротив «Моны Лизы» Леонардо, говорит о значимости полотна, являющегося шедевром портретного творчества Рафаэля. С него делали копии великие художники следующих поколений: Рембрандт, П. П. Рубенс, А. Матисс.
   Видный военачальник, дипломат, писатель, философ Бальдассаре Кастильоне был выдающейся личностью той эпохи. Он привлекал окружающих цельностью характера и внутренней гармонией. И эти качества своего друга Рафаэль постарался передать на портрете.
   Тонкие, живые черты лица и ладная фигура говорят зрителю, что перед ним – энергичный и целеустремленный человек. Это впечатление подчеркивает также гармония жемчужно-серых, черных, коричневых и белых тонов костюма Кастильоне.
 
 
   Рафаэль. «Портрет графа Бальдассаре Кастильоне», 1515, Лувр, Париж
 
   Подобно многим мастерам Высокого Возрождения, Рафаэль стремился показать в своей живописи идеал искусства той эпохи – гармонично развитую, свободную и энергичную личность, гражданина и патриота своей родины. И Кастильоне действительно был близок к этому идеалу. Об этом свидетельствует не только отношение к нему современников, но и его собственные мысли и гуманистические убеждения, высказанные в сочинении «О придворном».
   Среди работ, особенно ярко отразивших черты монументальной живописи, выделяется «Портрет Папы Льва X с кардиналами Джулио Медичи и Луиджи Росси» (1518, галерея Уффици, Флоренция), по своему духу очень напоминающий фреску. Имя Лев X принял после смерти в 1513 году Юлия II кардинал Джованни Медичи, которому приписывают фразу: «Так будем наслаждаться папством, которое даровал нам Бог».
   Медичи всегда являлись покровителями искусства, и Лев X не был в этом смысле исключением. Но, в отличие от Юлия II, он не обладал энергией и твердостью. Именно таким его изобразил Рафаэль.
 
 
   Рафаэль. «Портрет Папы Льва X с кардиналами Джулио Медичи и Луиджи Росси», 1518, галерея Уффици, Флоренция
 
   На полотне – немолодой человек с оплывшим лицом и вялыми, невыразительными чертами. Стремясь к реалистичности, художник подчеркивает значимость Папы с помощью деталей. Фигура Льва X занимает центральное место в композиции, а все остальные элементы картины направлены на то, чтобы выделить, облагородить этот образ. Рафаэль очень точно передает фактуру одежды своего героя: накидку из бордового бархата с меховой опушкой золотистого цвета. На голове его – отороченная мехом шапочка из этой же ткани.
   С величественным и серьезным видом Папа восседает в массивном кресле. Художник заостряет внимание зрителя на руках своего персонажа.
   Но это уже не сильные кисти Папы-солдата Юлия II, а изнеженные и пухлые руки человека, не привыкшего к физической деятельности.
   На столе, покрытом алым сукном, лежит колокольчик с изящными узорами и книга, рисунки в которой Папа только что разглядывал сквозь увеличительное стекло. Рафаэль не случайно столь тщательно передает эти предметы: они показывают главные увлечения Льва X, среди всех видов изобразительного искусства отдававшего предпочтение миниатюре. Таким образом, живописец стремится сделать образ Папы более одухотворенным и выразительным. Подчеркнуть значимость Льва X призваны и фигуры кардиналов, изображенных за спиной Папы.
   Такое построение художник не раз использовал в своих ватиканских росписях.
   В творчестве Рафаэля, автора знаменитой «Сикстинской Мадонны» (1513–1514, Картинная галерея, Дрезден), немного женских портретов. Один из лучших – «Донна Велата» (ок. 1514, галерея Питти, Флоренция). Существует также ряд портретных женских образов, авторство которых вряд ли можно отнести к Рафаэлю. Много споров вызвала «Форнарина» (1518–1519), хранящаяся в Национальной галерее в Риме. С этим произведением связывают эпизод из личной жизни мастера. Друг Рафаэля, кардинал Биббиена, хотел, чтобы художник женился на его племяннице Марии Довици Биббиене, но ему не удалось добиться исполнения своего желания (однако когда Мария скончалась, ее похоронили в Пантеоне рядом с Рафаэлем как его невесту). Существует свидетельство, что Рафаэль всю свою жизнь любил дочь булочника Маргариту, которую уже в XVIII веке стали называть Форнариной. Тем не менее доказать, что портрет «Форнарина» принадлежит Рафаэлю, не смог никто. Возможно, картину написал кто-то из учеников великого художника.
   В последние годы жизни слава Рафаэля распространилась далеко за пределы Рима. Но внезапная болезнь унесла живописца в могилу в день его рождения, 6 апреля 1520 года. Ему исполнилось всего 37 лет.

   Якопо Понтормо являлся одним из самых ярких представителей раннего маньеризма – художественного направления, появившегося в искусстве в результате кризисных явлений, переживаемых живописью Высокого Возрождения. Тем не менее творчество Понтормо еще долгое время сохраняло связь с традициями флорентийско-римского Ренессанса.
 
   Итальянский живописец Якопо Понтормо (настоящее имя – Якопо Карруччи) родился в городе Понтормо (Тоскана). Учился художник у М. Альбертинелли и Пьеро ди Козимо, позднее работал в мастерской А. дель Сарто. Творческая деятельность художника связана с Флоренцией.

thelib.ru

ПОРТРЕТЫ РАФАЭЛЯ

 

 

 

 

Рафаэль. Мужской портрет. Ок. 1502

 

Дерево, масло. 45 х 31 см. Галерея Боргезе, Рим

 

Большое влияние на раннего Рафаэля имел его учитель Перуджино и северные мастера.

В XIX веке этот «Мужской портрет» Рафаэля, который можно отнести к периоду его юности (ок. 1502), приписывался Гольбейну, а затем Перуджино, пока общее мнение искусствоведов не склонилось на сторону Джованни Морелли, считавшего автором картины Рафаэля. Судя по форме шляпы, на портрете изображён какой-то герцог. Его тип несколько идеализирован благодаря прекрасному моделированию объемов, распущенным волосам и живому выражению лица. Такой подход к портрету сильно отличается от реалистического стиля северных художников, которые стремились передавать с полной достоверностью все детали лица, не исключая и дефектов.

 

 

Рафаэль. Мужской портрет. Ок. 1502

 

 

 

Рафаэль. Портрет Елизаветы Гонзага. Ок. 1503

 

Дерево, масло. 53 х 37 см. Галерея Уффици, Флоренция

 

Изысканные портреты Елизаветы Гонзага и Гвидобальдо да Монтефельтро (хранящиеся сейчас в галерее Уффици) были написаны Рафаэлем в молодости. Елизавета Гонзага была сестрой Франческо II Гонзаги, маркизой Мантуанской и по мужу герцогиней Урбинской. Ее супругом был Гвидобальдо да Монтефельтро, герцог Урбино. Они вступили в брак в 1489 году.

 

 

Рафаэль. Елизавета Гонзага. Ок. 1503

 

 

 

На лбу у Елизаветы украшение в виде скорпиона. Ее причёска сделана в стиле конца XV века, когда она приехала в Урбино в качестве невесты Гвидобальдо. Черное с золотом платье отражает моду того же времени. Кроме того, эти цвета были родовыми в семье Монтефельтро.

 

Авторство портретов Елизаветы и Гвидобальдо до сих пор точно не установлено. Ряд исследователей полагает, что их целиком или частично исполнил Джованни Санти, отец Рафаэля.

 

 

 

Рафаэль. Портрет Пьетро Бембо. Ок. 1504

 

Дерево, масло. 54 х 39 см. Музей изобразительных искусств, Будапешт

 

В ранних каталогах эта картина считалась портретом Рафаэля, написанным Бернардо Луини. Позже она была признана портретом Пьетро Бембо, который Рафаэль создал во время пребывания Пьетро при дворе Урбино. Бембо позже стал кардиналом. Хорошо известен его портрет в старости, написанный Тицианом.

 

 

Рафаэль. Портрет Пьетро Бембо. Ок. 1504

 

 

 

Портрет Пьетро Бембо, один из самых ранних у Рафаэля, представляет искусство художника в первые годы XVI века, в переходный период от его ранних работ в стиле умбрийской школы к флорентийскому периоду. Юноша в красной одежде и шапочке представлен на фоне ландшафта нежной, холмистой сельской местности Умбрии. Волосы Пьетро, свисающие длинными прядями, как было модно в то время, окаймляют миловидное лицо. Обе руки опираются на парапет, в правой Бембо держит сложенный лист бумаги. Из-за его сходства с ранним флорентийским автопортретом Рафаэля, эту картину долго считали еще одним его автопортретом, хотя некоторые ученые были убеждены, что это – портрет какого-то молодого кардинала. Недавние исследования, однако, отождествили эту картину с той, что однажды видел венецианец Маркантонио Микиель в падуанском кабинете Пьетро Бембо. Она изображала Бембо в молодости и была написана молодым Рафаэлем, когда он встречался с Бембо при урбинском дворе в 1506.

 

 

 

Рафаэль. Мужской портрет. Ок. 1504

 

Дерево, масло. 51 х 37 см. Галерея Уффици, Флоренция

 

Как личность изображённого человека, так и авторство этой картины до сих пор являются предметом споров. Авторство Рафаэля поддерживается большинством современных ученых. В числе тех, с кого мог быть написан этот портрет, упоминаются итальянский живописец Перуджино (учитель Рафаэля) и немецкий церковный реформатор, основоположник протестантизма Мартин Лютер.

 

 

Рафаэль. Мужской портрет. Ок. 1504

 

 

 

Рафаэль. Мужской портрет. Ок. 1502-1504

 

Доска, масло. 47 х 37 см. Музей Лихтенштейнов, Вена

 

Эта картина обнаруживает некоторое сходство с портретом Франческо делле Опере, выполненном Перуджино. Ранее Перуджино и признавался её автором. Однако сейчас многие склонны считать эту картину работой Рафаэля, подчёркивая её стилистическое сходство с другими портретами кисти Рафаэля данного периода, таких как портрет Аньоло Дони.

 

 

Рафаэль. Мужской портрет. Ок. 1502

 

 

 

Рафаэль. Юноша с яблоком. 1505

 

Дерево, масло. 47 х 35 см. Галерея Уффици, Флоренция

 

Портрет юноши с яблоком (1505), хранящийся в галерее Уффици, связан с картинами на тему святого Михаила и святого Георгия. Определение его авторства создавало трудности: хотя этот портрет прекрасно нарисован, ему не хватает физиономических характеристик, типичных для персонажей Рафаэля. Но пристальное внимание автора к аналитическим эффектам фламандского искусства побуждает исследователей приписывать «Юношу с яблоком» Рафаэлю, так как его внимание в те годы было занято именно фламандской школой. Кроме того, в компактных формах этого хорошо продуманного портрета хорошо видна композиционная гармония – главное отличительное свойство искусства Рафаэля.

 

 

Рафаэль. Юноша с яблоком. 1505

 

 

 

Считалось, что на этом портрете изображён Франческо Мария делла Ровере, и это мнение, видимо, справедливо: портрет попал во Флоренцию с наследием делла Ровере в 1631, при браке Виттории делла Ровере с будущим великим князем Фердинандом II.

 

 

 

Рафаэль. Портрет женщины (Донна Гравида). 1505-1506

 

Масло, деревянная панель. 66 х 52 см. Палатинская галерея (Палаццо Питти), Флоренция

 

Важной особенностью флорентийского периода творчества Рафаэля является композиционная эволюция, которая подверглась его живопись. Композиции Перуджино – как у всех остальных мастеров кватроченто – были основаны на линейных ритмах. Во Флоренции Рафаэль преобразовал свой композиционный тип в конструктивно-монументальном смысле. Это преобразование заметно в основном на человеческих фигурах, которые всё ещё гармонично заключены в геометрические схемы и сопровождаются четким дневным светом на заднем плане.

 

Пример умения Рафаэля приводить природные элементы к синтетическому видению, выходящему за рамки конкретных ситуаций, является портрет женщины под названием «Донна Гравида» (галерея Питти, Флоренция). На нём Рафаэль изобразил беременную женщину, которая осознаёт скорое приближение своего материнства и пристально глядит на зрителя, положив руку на живот. Портрет тонко сбалансирован. Твердые формы сводятся здесь к чистым сферическим объемам, с тщательно подобранными цветами. Чувство цвета, проявленное в «Донне Гравиде», Рафаэль потом вновь использует в портрете кардинала Федра Ингирами.

 

 

Рафаэль. Портрет женщины (Донна Гравида). 1505-1506

 

 

 

В живописи эпохи Возрождения очень мало портретов беременных женщин. Рафаэль проявляет большую чувствительность к особенностям положения будущей матери, показывая как ее уязвимость, так и спокойную гордость. Левая рука Донны Гравиды, жестом, в котором одновременно видны покой и защита, мягко подчеркивает выпуклость ее живота, а взгляд женщины упирается прямо в зрителя.

 

 

 

Рафаэль. Дама с единорогом. Ок. 1505

 

Дерево, масло. 65 х 51 см. Галерея Боргезе, Рим

 

Авторство портрета дамы с единорогом ранее приписывалось Перуджино, Ридольфо Гирландайо, Граначчи. К моменту, когда эта картина была признана частью творчества Рафаэля (1928 год), она оказалась сильно переделанной и называлась «Святой Екатериной». После тщательной очистки выявились идеальная геометрия и отделка этого изображения знатной дамы, хотя ее личность неизвестна. Сегодняшние критики приписывают это произведение Рафаэлю и считают, что его можно приурочить примерно к 1505 году, к флорентийскому периоду творчества мастера.

 

 

Рафаэль. Дама с единорогом. Ок. 1505

 

 

 

Портрет дамы с единорогом являет собой вершину в стилистическом развитии Рафаэля. Цельная, хорошо скомпонованная фигура чётко отделяется от широкого пейзажного фона. В нём бесспорно влияние Леонардо да Винчи, но выполнен он с ясностью, типичной для Рафаэля. На общем стиле «Дамы с единорогом» заметно также воздействие Пьеро делла Франческа и Перуджино.

 

 

 

Рафаэль. Автопортрет, 1506

 

Дерево, масло. 45 х 33 см. Галерея Уффици, Флоренция

 

Спорный «Автопортрет», хранящийся в Уффици, очень похож на картину Рафаэля «Христос Благословляющий», но плохая сохранность мешает исследователям точно и окончательно приписать его великому итальянскому мастеру. Тем не менее, многие искусствоведы считают «Автопортрет» работой Рафаэля флорентийского периода. Мягкий свет, который пронизывает портрет, напоминает живопись Леонардо да Винчи, но беспокойные и проблемные элементы, которые всегда наличествуют в образном поиске Леонардо, здесь отсутствуют. В трактовке образа юноши нет никаких признаков внутреннего напряжения. Напротив, мы видим в «Автопортрете» спокойное отражение реальности, представленное путём богатой синтетической способности.

 

 

Рафаэль. Автопортрет, 1506

 

 

 

Рафаэль. Портрет Аньоло Дони. 1506

 

Дерево, масло. 63 х 45 см. Палатинская галерея (Палаццо Питти), Флоренция

 

Портрет Аньоло Дони составляет пару с изображением его жены, Маддалены Дони, автором которого тоже является Рафаэль.

 

Купец Аньоло Дони женился Маддалене Строцци в 1503 году, но портреты Рафаэля, вероятно, были выполнены в 1506, в период, когда художник пристально изучал искусство Леонардо да Винчи. Композиция портретов напоминает Мону Лизу: фигуры представлены так же в отношении картинной плоскости. Их руки, как и у Джоконды, расположены одна поверх другой. Но низкий горизонт фонового пейзажа концентрирует внимание зрителя на человеческой фигуре, обеспечивая равномерный свет, который намечает поверхности и объемы. Эта связь между ландшафтом и фигурой сильно контрастирует с впечатляющим подходом Леонардо, у которого природа как бы грозит человеку.

 

 

Рафаэль. Портрет Аньоло Дони. 1506

 

 

 

Но больше всего «Портрет Аньоло Дони» отличает от работ Леонардо чувство спокойствия, которое не ослабляется даже пристальным вниманием художника к подробностям одежды и ювелирных украшений (оно призвано подчеркнуть богатство семейной пары). Все элементы, даже второстепенные, работают с целью создать общее настроение.

 

Портреты Аньоло и Маддалены Дони, связанные не только семейным родством тех, кто на них изображён, но и очевидной стилистической однородностью, знаменуют начало творческой зрелости Рафаэля. Эти два портрета, упоминаемые Вазари, находились поначалу в шарнирной раме и могли «открываться и закрываться», как книга. В эпоху Возрождения была очень популярна такая форма портретов-диптихов. Портрет мужчины, как правило, помещался слева, на стороне, более важной в геральдическом смысле.

 

 

 

Рафаэль. Портрет Маддалены Дони. 1506

 

Дерево, масло. 63 х 45 см. Палатинская галерея (Палаццо Питти), Флоренция

 

Портрет Маддалены Дони – парный к портрету её мужа, Аньоло.

 

 

Рафаэль. Портрет Маддалены Дони. 1506

 

 

 

Портрет Маддалены гораздо сильнее покрыт кракелюрами, чем портрет Аньоло. Эти микротрещины в краске, которые появляются с течением времени, особенно затронули лицо Маддалены и её глубокое декольте.

 

 

 

Рафаэль. Немая (Портрет женщины). 1507

 

Дерево, масло. 64 х 48 см. Национальная галерея области Марке, Урбино

 

Женский портрет, известный под названием «Немая» знаменует собой возврат Рафаэля к влиянию Леонардо. «Немая» была написана во Флоренции и хранилась несколько веков во флорентийской галерее Уффици, откуда позже была передана в родной город Рафаэля, Урбино, и теперь находится в Национальной галерее области Марке.

 

 

Рафаэль. Немая (Портрет женщины). 1507

 

 

 

«Немая» была признана работой Рафаэля лишь недавно. Влияние Леонардо определило более всего позу героини картины, чьи характерно скрещенные руки, бесспорно, – ­подражание Джоконде. Стройность крупных областей цвета, которые возникают из светлых тонов почти чёрного фона, и аналитическая обработка деталей женской одежды характерны для Рафаэля. Рассеивающий эффект этого внимания к деталям полностью компенсируется цветовыми тонами, которые хотя и имеют довольно ограниченный диапазон, но объединяют всю композицию.

 

 

 

Рафаэль. Портрет Гвидобальдо да Монтефельтро. Ок. 1507

 

Дерево, масло. 71 х 50 см. Галерея Уффици, Флоренция

 

См. комментарий к портрету жены Гвидобальдо да Монтефельтро, Елизаветы Гонзага.

 

 

Рафаэль. Портрет Гвидобальдо да Монтефельтро. Ок. 1507

 

 

 

Тот факт, что на этой картине изображён именно Гвидобальдо, подтверждён убедительным сравнением с его же портретом в иллюстрированной рукописи из герцогской библиотеки в Урбино.

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

s30556663155.mirtesen.ru

Художник Рафаэль Санти… « Николлетто

Художник Рафаэль Санти…

Raffael Santi

26.03.1483 Урбино — 06.04.1520 Рим

Преображение Христово

Краткая информация:

итальянский художник и архитектор. Сын художника Джованни Санти. По свидетельству Вазари, учился у Перуджино. Впервые упомянут как самостоятельный мастер в 1500. В 1504-08 работал во Флоренции. В конце 1508 по приглашению папы Юлия II переехал в Рим, где наряду с Микеланджело занял ведущее место среди художников, работавших при дворе Юлия II и его преемника Льва X.

Сикстинская Мадонна. Мария с младенцем, папа Сикст II и св. Барбара

Биография Рафаэля Санти

Уже в ранних, написанных до переезда во Флоренцию, картинах сказался присущий Рафаэлю гармоничный склад дарования, его умение находить безупречное согласие форм, ритмов, красок, движений, жестов, — и в таких небольших по формату работах, почти миниатюрах, как «Мадонна Конестабиле» (ок. 1502-03, Эрмитаж), «Сон рыцаря» (ок. 1504, Национальная галерея, Лондон), «Три грации» (Музей Конде, Шантильи), «Святой Георгий» (ок. 1504, Национальная галерея, Вашингтон), и в более крупном по формату «Обручении Марии» (1504, Брера, Милан).

Мадонна Конестабиле. Мария с младенцем

Флорентийский период (1504-08)
Переезд сыграл огромную роль в творческом становлении Рафаэля. Первостепенное значение для него имело знакомство с методом Леонардо да Винчи. Вслед за Леонардо он начинает много работать с натуры, изучает анатомию, механику движений, сложные позы и ракурсы, ищет компактные, ритмически сбалансированные композиционные формулы. В последних флорентийских работах Рафаэля («Положение во гроб», 1507, галерея Боргезе, Рим; «Св. Екатерина Александрийская», ок. 1507-08, Национальная галерея, Лондон) появляется интерес к сложным формулам драматически-взволнованного движения, разработанным Микеланджело.Главная тема живописи флорентийского периода – Мадонна с младенцем, которой посвящено не менее 10 работ. Среди них выделяются три близких по композиционному решению картины: «Мадонна со щегленком» (ок. 1506-07, Уффици), «Мадонна в зелени» (1506, Музей истории искусств, Вена), «Прекрасная садовница» (1507, Лувр). Варьируя в них один и тот же мотив, изображая на фоне идиллического пейзажа юную мать и играющих у ее ног маленьких детей — Христа и Иоанна Крестителя, он объединяет фигуры устойчивым, гармонически уравновешенным

vespig.wordpress.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *