Пушкин в михайловском творческая зрелость краткое содержание – Пушкин в Михайловском. Творческая зрелость.

Пушкин в Михайловском. Творческая зрелость.

Пушкин в Михайловском. Творческая зрелость.

«Кто творец этого бесчеловечного убийства? Постигают ли те, которые вовлекли власть в эту меру, что есть ссылка в деревне на Руси? Должно точно быть богатырем духовным, чтобы устоять против этой пытки. Страшусь за Пушкина» – так принял известие о ссылке друга в Михайловское П. А. Вяземский.

Но Промыслу было угодно направлять во благо все, что случалось с Пушкиным. Прошло несколько месяцев Михайловского изгнанничества, и в письмах поэта, рядом с жалобами на скуку, начинают появляться другие мотивы: «Книг, ради Бога, книг!» «Вот уже четыре месяца, как нахожусь я в глухой деревне – скучно, да нечего делать; здесь нет ни моря, ни неба полудня, ни итальянской оперы. Но зато нет – ни саранчи, ни милордов Воронцовых. Уединение мое совершенно – праздность торжественна… Целый день верхом, вечером слушаю сказки моей няни… она единственная моя подруга – и с нею только мне не скучно».

«Знаешь ли мои занятия? – до обеда пишу записки, обедаю поздно; после обеда езжу верхом, вечером слушаю сказки – и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! каждая есть поэма!»

Сохранились записи семи сказок, сделанные Пушкиным со слов Арины Родионовны; на их основе Пушкин написал впоследствии «Сказку о царе Салтане», «Сказку о попе и о работнике его Балде», «Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях». Один из сюжетов он передал Жуковскому, и тот написал на него «Сказку о царе Берендее». В первый период пребывания в Михайловском Пушкин пишет стихотворение в форме баллады «Жених» (1825), давая ему подзаголовок «простонародная сказка».

«У лукоморья стоит дуб, а на том дубу золотые цепи, и по тем цепям ходит кот: вверх идет – сказки сказывает, вниз идет – песни поет», – начинает Арина Родионовна очередную присказку своим певучим, завораживающим голосом. И вот появляется под завывание зимней вьюги за окнами деревянного дома пролог к поэме «Руслан и Людмила» – «У лукоморья дуб зеленый». В лирике нарастают и крепнут неведомые ей доселе звуки и слова, пронзительные в своей простоте и возвышенности истинно русские интонации:

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя,

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя.

Народная жизнь в ее буднях и праздниках, ярмарочное многоголосье и пестрота, строгое монашеское бдение в Святых Горах, простодушие сельских батюшек с их удивительной речью, объединяющей в себе народное просторечие с высокой торжественностью церковнославянских слов, – все это вбирает в себя душа поэта. «Пушкин черпал силу и мудрость, припадая к своей земле, приникая ко всем проявлениям русского простонародного духа и проникая через них к самой субстанции его, – писал об истоках пророческого призвания Пушкина Иван Александрович Ильин. – Сказки, которые он слушал у няни Арины Родионовны, имели для него тот же смысл, как и пение стихов о Лазаре вместе с монастырскими нищими. Он здоровался за руку с крепостными и вступал с ними в долгие беседы. Он шел в хоровод, слушал песни, записывал их и сам плясал вместе с девушками и парнями. Он никогда не пропускал Пасхальной заутрени и всегда звал друзей „услышать голос русского народа (в ответ на христосование священника)… Всегда и всюду он впитывает в себя живую Россию…»

Михайловское одиночество, по словам близко знавшей и любившей Пушкина А, П. Керн, много содействовало развитию его гения: «Там, в тиши уединения, созрела его поэзия, сосредоточились мысли, душа окрепла и осмыслилась». Осыпалось все наносное, неестественное, показное, ушло в небытие «вольтерьянство», исчезло легкое отношение к таинствам религии. Поэт перестает сочувствовать вольнодумству, осуждает Вольтера, Евангелие становится его настольной книгой.

Одиночество открывает перед ним ценность дружеских встреч, святость сердечного общения – всего того, что так ценит русский человек, что восполняет скудость нашего домашнего быта, безлюдье и затерянность маленьких деревень в дебрях лесов, в просторах необозримых пространств. Навещают Пушкина лицейские друзья – Дельвиг, Пущин, Горчаков; гостит поэт Н. М. Языков, воспевший в своих стихав окрестности Михайловского и его «благодатную хозяйку» Арину Родионовну. Но, пожалуй, самой главной гостьей и утешительницей Пушкина была поэзия:

Но здесь меня таинственным щитом

Святое Провиденье осенило,

Поэзия, как ангел-утешитель,

Спасла меня, и я воскрес душой.

В Михайловском Пушкин пережил небывалый творческий подъем, сопоставимый лишь с болдинской осенью 1830 года. Он завершил начатых на юге «Цыган», написал третью, четвертую и пятую главы «Евгения Онегина», создал «Бориса Годунова», «Графа Нулина», «Сцены из Фауста», «Разговор книгопродавца с поэтом», цикл «Подражание Корану», «Андрея Шенье», «Я помню чудное мгновенье…» и множество других (около 90) лирических стихов.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

lit.wikireading.ru

Ссылка А.С.Пушкина в селе Михайловском (1824-1826 г.) Стихотворения 1823-1836 Пушкин А.С. :: Litra.RU :: Только отличные сочинения




Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!


/ Сочинения / Пушкин А.С. / Стихотворения 1823-1836 / Ссылка А.С.Пушкина в селе Михайловском (1824-1826 г.)

    В Михайловском (1824-1826гг).
     Ссылка в село Михайловское, находившееся в дали от городов, затерянное в глуши сосновых лесов, была для Пушкина тяжелым испытанием. После шумной, многолюдной Одессы, где он имел возможность общаться с друзьями, ему было трудно переносить одиночество. Это было почти тюремное заключение: ему не разрешалось никуда выезжать, за ним был установлен полицейский надзор. Лишь творческая работа помогла поэту пережить ссылку и сохранить твердость духа и веру в лучшее. «Поэзия спасла меня, я воскрес душой», - написал он впоследствии.
     Пушкин провел в Михайловском почти два года замкнутой, уединенной жизни, наполненной чтением и творчеством. Он ближе познакомился с народной жизнью, местными традициями и обычаями, устным творчеством.

     Самым близким и преданным другом Пушкина в период ссылки была его няня Арина Родионовна. Ей он обязан и знакомством с народной поэзией, с русской народной речью.
     Пушкин в своем уединении пристально следит за развитием русской литературы и общественной мысли: ему присылают журналы, альманахи, новые книги, он ведет обширную переписку.
     Именно в Михайловском гений поэта достигает своей зрелости. « Я могу творить», - признается он. Им завершена поэма «Цыганы», написано несколько глав романа « Евгений Онегин», трагедия « Борис Годунов», поэма « Граф Нулин», десятки стихотворений и среди них – « Я помню чудное мгновенье…», « Вакхическая песня», « 19 октября 1825г.», воспевающие любовь, дружбу, разум, творческое вдохновение и свободу.
     Романтическая на первый взгляд ( необычные обстоятельства, яркая личность героя) поэма «Цыганы» развенчивает героя – индивидуалиста ( « он для себя лишь хочет воли»). Впервые в поэзии Пушкина появляется мысль о том, что общество имеет свои законы, которым каждый отдельный человек должен подчиняться.
     Познанию законов жизни общества посвящена трагедия « Борис Годунов» (1825) – одно из самых замечательных произведений Пушкина. Важен выбор времени действия трагедии – конец 16 века – начало 17 века; начало Смутного времени, когда возникла угроза самому существованию русского государства и особенно ярко проявились силы, влияющие на жизнь и историю страны. Сам поэт так определил тему трагедии: « Человек и народ». Ив ней утверждается мысль о том, что судьба каждого человека, будь то простой смертный или царь, связанна с судьбой народа.
     Пушкин создает психологически сложный образ царя Бориса. Это человек определенной исторической эпохи, « человек высокого державного духа», умный и волевой, не лишенный, однако, пороков и слабостей. С образами царя Бориса и самозванца связана основная проблема трагедии – взаимоотношение народа и царской власти. Народ – главное действующее лицо трагедии. Он – основа государства и сила способная разрушить «высшую власть». Поэт осознает трагедию народа его силу и слабость: темной и разобщенный, он не может решить свою судьбу и судьбу государства самостоятельно, без участия бояр. Поэтому результат народного бунта всегда горек: на смену одному тирану приходит другой.
     В трагедии «Борис Годунов» Пушкин достиг исторической достоверности, объективности и правдивости в изображении характеров действующих лиц и исторических событий ( они не идеализированы и не осовременины). Это произведение новаторское, свободное от устаревших правил классицизма – в нем Пушкин стремится «воскресить минувший век во всей его истине», воплощая в своем произведении новые художественные принципы изображения действительности: «правдоподобие чувствований в предполагаемых обстоятельствах», « язык, соответствующий характеру героя».
     В работе над « Борисом Годуновым» сформировался художественный реализм Пушкина.
     В Михайловском Пушкин узнал о подавлении восстания декабристов, в котором участвовали многие его друзья, члены тайных революционных обществ. Жестокая расправа царского правительства над участниками восстания потрясла поэта: пять человек, в том числе Пестель и поэт Рылеев, с которыми Пушкин был близок, были повешены, а 120 человек сосланы на каторгу в Сибирь. Среди них были его самые близкие лицейские друзья – Пущин и Кюхельбекер. Поражение декабристов Пушкин пережил как личную трагедию. Несколько месяцев ожидал он решение царя о своей судьбе. В бумагах почти каждого арестованного декабриста находили его стихотворение, поэтому для его ареста были все основания. Но в ходе следствия никаких данных против поэта собрать не удалось. И Николай 1, зная о большом влиянии поэзии Пушкина на образованную часть общества, решил освободить его из ссылки и этим привлечь на свою сторону. Однако свобода полученная от царя лично, была обманом. За Пушкиным был установлен тайный надзор полиции. На почте просматривались его письма. Цензура запрещала печатать трагедию « Борис Годунов».


Добавил: MAKEH

169511 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.


/ Сочинения / Пушкин А.С. / Стихотворения 1823-1836 / Ссылка А.С.Пушкина в селе Михайловском (1824-1826 г.)


Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

100% гарантии от повторения!

www.litra.ru

Пушкин в Михайловском (1824–1826 годы)


   Усадьба Михайловское в 1837 г., литография П. А. Александрова по рисунку И. С. Иванова

   Пушкин весною 1820 года был выслан из Петербурга на Юг за свои политические и вольнолюбивые стихи. Этой ссылкой правительство думало "образумить" молодого поэта. Но гений его продолжал укрепляться и возрастать. Последний год южной своей ссылки поэт проводил у моря, в Одессе. Только что назначенный туда генерал-губернатором граф Воронцов держал себя с Пушкиным, как вельможа с мелким чиновником. Пушкин отвечал ему ядовитыми эпиграммами. Наконец Воронцов добился того, что Пушкина из Одессы отправили в ссылку в северную, Псковскую, губернию, в село Михайловское, принадлежащее его родителям.
   Пушкин ехал в Михайловское, томимый противоречивыми настроениями. Он покидал, наконец, ту ненавистную ему обстановку, где он был связан с Воронцовым как его подчинённый. С каждым днём приближался он к местам, которые были ему близки с отроческих лет. Он любил простую нашу северную природу, по которой не раз вздыхал в знойные дни южного своего бытия, но, с другой стороны, в ушах ещё слышен был шум моря, этой стихии, глубоко ему родственной.

   В стихотворении "К морю" он писал:

   "В леса, в пустыни молчаливы
   Перенесу, тобою полн,
   Твои скалы, твои заливы.
   И блеск, и тень, и говор волн".

   В Михайловском Пушкин застал всю семью: родителей, сестру и младшего брата Льва. Как только выяснилось, что Александр находится па положении поднадзорного, отношения с отцом сразу омрачились. Местные власти предложили Сергею Львовичу наблюдать за сыном и за его перепиской, и когда Александр узнал всё это, произошла ссора, окончившаяся тем, что сын переехал на время к соседям в Тригорское, а отец в скором времени вернулся со всей семьёй в Петербург. С ними вместе уехал и Никита Козлов, пушкинский дядька, служивший ему верой и правдой всю пору южной ссылки, опекавший его и оберегавший, как Савельич в "Капитанской дочке" оберегал Петра Андреевича Гринёва.

   Село Михайловское

   Пушкин теперь оставался один.
   Но Пушкин не был совсем одинок: в Тригорском, в двух – трёх верстах от него, жили очень милые его соседи – Прасковья Александровна Осипова с дочерьми. С этим семейством у Пушкина были самые близкие и самые простые отношения. Сама Осипова души в нём не чаяла, а две дочери – старшая Анна Николаевна, задумчивая и мечтательная, и младшая, бедовый подросток Зизи – были похожи на Татьяну и Ольгу из "Евгения Онегина": точно он их сам себе нагадал, когда писал вторую и третью главу своего романа в стихах, хотя, конечно, они были во многом и иные.
   И, наконец, в Михайловском была няня поэта, Арина Родионовна, та самая, которая выпестовала его в детстве, у которой в Захарове пил он "душистый чаёк", которая так тосковала без него в лицейские годы и позже – в годы вынужденной разлуки. Теперь они жили в Михайловском вдвоём, и она оберегала его, умеючи, от всякого лишнего беспокойства, обеспечивала нерушимость мирной его, уединённой деревенской жизни.
   Парк переходил в лес, неподалёку от дома прилетал на любимое дерево каждый год аист. Книзу, перед домом, – озеро и Сороть, спокойная серебряная река, неслышно плывущая вдаль. Дома – книги, тетради, покой.
   "Знаешь ли мои занятия? – писал Пушкин брату Льву. – До обеда пишу записки, обедаю поздно, после обеда езжу верхом, вечером слушаю сказки – и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма".
   В Михайловском, кроме небольшого барского дома, был ещё и совсем крохотный флигелёк, известный под именем "домика няни". Там печка с лежанкой, кот, ставни, соломенная кровля. Все мы с детских лет помним эта стихи:

   "Наша ветхая лачужка
   И печальна, и темна,
   Что же ты, моя старушка,
   Приумолкла у окна?"

   Гораздо меньше известны стихи поэта Н. М. Языкова, приезжавшего в Тригорское и часто бывавшего в Михайловском.
   Уже после смерти Арины Родионовны, в 1830 году, Языков посвятил стихотворение её памяти. В нём очень точно даётся самая обстановка пушкинской жизни в Михайловском и изумительная характеристика няни:

   "Вон там – обоями худыми
   Где-где прикрытая стена,
   Пол нечиненный, два окна
   И дверь стеклянная меж ними;
   Диван под образом в углу,
   Да пара стульев...

......................

   И мы... Как детство, шаловлива.
   Как наша молодость вольна.
   Как полнолетие умна,
   И как вино красноречива,
   Со мной беседовала ты,
   Влекла мое воображенье...
   И вот тебе поминовенье.
   На гроб твой свежие цветы!"

   Разумеется, не одна няня с её сказками, песнями (между прочим и о Стеньке Разине), рассказами о старине, но и весь деревенский мирок, его окружавшей, питали естественную жажду общения с народом. Пушкин не был похож на тех господ, которых надо было дичиться – с ним можно было поговорить и попросту. Он любил сделать доброе дело так, чтобы не знали, что это сделал он.
   Сохранились свидетельства о том, как Пушкин бывал на ярмарке в Святогорском монастыре. О странном ссыльном барине тут же сочинялись легенды. Один очевидец пишет: "У него была надета на голове соломенная шляпа – в ситцевой красной рубашке, опоясавши голубою ленточкою с железною в руке тростию с предлинными чор. бакинбардами, которые более походят на бороду так же с предлинными ногтями, с которыми он очищал шкорлупу в апельсинах и ел их с большим аппетитом я думаю около полудюжины". Так не сильно грамотно, но с большою точностью описал Пушкина торговец Лапин, видевший поэта 29 мая 1825 года, "в девятую пятницу". А очевидцы-старожилы много спустя рассказывали про ту же самую ярмарку, уже перекрасив рубаху Пушкина: "...одетый в крестьянскую белую рубаху с красными ластовками, опоясанный красною лентою, с таковою же – и через плечо".

   Дуб уединённый. Село Михайловское

   Впрочем, Пушкин позволил себе такую вызывающую вольность в туалете, кажется, всего лишь единственный раз с целью подразнить расфуфыренных бар, съехавшихся на праздник.
   В Михайловском Пушкин написал "Бориса Годунова" и новые главы "Евгения Онегина" – четвёртую, пятую и шестую. С детства поразившие его образы Годунова и беглого монаха-самозванца не умерли в нём и не заслонились другими образами, которые проходили за это время в творческом воображении поэта. Они неспешно в нём созревали, как бы выжидая благоприятных условий для своего окончательного оформления.
   С отъездом родных всё вошло в более тихое, а следовательно, и в более благоприятное для творчества русло. Осень была всегда особенно благоприятной для творчества Пушкина порой. В эту первую осень он не так много писал, как много работал над предварительным уяснением самому себе своих новых замыслов – необходимый и творчески очень важный этап.
   В письме к одному из своих друзей он так писал о работе своей над "Борисом Годуновым": "Я в полном одиночестве: единственная соседка, у которой я бывал, уехала в Ригу, и у меня буквально нет другого общества, как только моя старая няня и моя трагедия; последняя подвигается вперёд, и я доволен ею... Я пишу и думаю... Я чувствую, что духовные силы мои достигли полного развития и что я могу творить".
   Пушкин писал "Бориса Годунова" около года. Он работал не только над книгами и над летописями, не только склонившись над рабочей своей тетрадью: мысли его, как это бывает всегда, когда идёт напряжённая и "неотступная" творческая работа – мысли эти сопровождали его и во время прогулок, которые он так любил, и когда он бывал в обществе, а порой и во сне.
   Так было со сценою из "Бориса Годунова". "Пушкин сказывал Нащокину (своему московскому другу), что сцену у фонтана он сочинил, едучи куда-то на лошади верхом. Приехав домой, он не нашёл пера, чернила высохли, это его раздосадовало, и сцена была записана не раньше, как недели через три; но в первый раз сочинённая им, она, по собственным его словам, была несравненно прекраснее".
   Пушкин ездил из Михайловского в Псков – город, похожий на старинную воздушную сказку, рассказанную белыми стенами псковских монастырей, древним кремлём, рекою Великой. Детские впечатления от московского кремля должны были живо возникнуть в воспоминаниях Пушкина. А кроме того, в старых русских городах вообще самое сознание того, что история проложила здесь свои памятные тропы, делает зорче творческое воображение художника.
   О работе Пушкина над "Борисом Годуновым" долгое время не знали даже ближайшие его друзья. Но с тем большим интересом ждали они случая познакомиться с нею.
   Сам Пушкин писал о ней князю Вяземскому так: "Жуковский говорит, что царь простит мена за трагедию, – навряд, мой милый. Хоть она и в хорошем духе писана, да никак не мог упрятать всех моих ушей под колпаком юродивого. Торчат!" "Уши" действительно "торчали". Так, царь просит юродивого помолиться за него, а тот отвечает:
   "Нельзя молиться за царя-Ирода – богородица не велит".
   Некоторые места могли производить впечатление намёков на причастность императора Александра к убийству Павла, его отца. Не очень-то приятно также было бы царю прочитать такой разговор. Басманов успокаивает Годунова:

   "Всегда народ к смятенью тайно склонен:
   Так борзый конь грызет свои бразды;
   На власть отца так отрок негодует;
   Но что ж? конем спокойно всадник правит.
   И отроком отец повелевает".

   Но Годунов возражает:

   "Конь иногда сбивает седока.
   Сын у отца не вечно в полной воле..."

   "Борис Годунов" вышел из-под пера Пушкина столь совершенным и именно русским созданием, что после прочтения его физически кажется, что, преодолев толщу времён, ты и в самом деле дышал воздухом той отдалённой эпохи.
   Южный период пушкинского "изгнания" (это его собственный термин) существенно отличался от периода Михайловского тем, что там поэт исключительно много передвигался, наслаждался самым движением по необъятным просторам родной земли, здесь же он был вынужден пребывать на одном месте, ограничиваясь редкими поездками в Псков.
   Мечтою Пушкина было возвратиться в столицу, получить свободу передвижения, возможность отдаться любимому своему признанию.
   Но и в одиночестве своём деревенском Пушкин не прерывал сношений с внешним миром. Его переписка за эти два года пребывания в Михайловском особенно обширна и интересна; посещали его и друзья: лицейские товарищи Пущин и Дельвиг, а также "буйный" Языков.
   Особенно взволновал поэта приезд И. И. Пущина, самого близкого с детских лет друга. Пущин, член тайного общества, будущий декабрист, точно бы проститься приехал – перед своей ссылкой в Сибирь...

   Пущин в гостях у Пушкина в селе Михайловском. Картина Н. Ге

   В своих "Записках" И. И. Пущин подробно описывает этот свой короткий, но необычайно волнующий заезд к опальному поэту. О чём только они не переговорили! Пушкин несколько раз повторял, что ему всё ещё не верится, что они вместе... Он рассказывал и о себе, что с музой живёт в ладу и трудится охотно и усердно.
   Пущин привёз своему другу ценный подарок – список комедии Грибоедова "Горе от ума". После обеда няня подала им кофе, и Пушкин не удержался – начал читать комедию вслух. Чтение это было, однако же, прервано появлением рыжеватого монаха, настоятеля монастыря: Пушкин состоял под его наблюдением, и тот заглянул проверить, что за гость такой и по какому случаю прибыл...
   А ещё днём, до обеда, незаметно зашёл разговор о тайном обществе. Тайны этой Пушкину не открывали, и не потому, конечно, что не доверяли ему, а потому, что не хотели его подвергать тем опасностям, с какими было сопряжено пребывание в обществе. Все знали, какое огромное дело делает Пушкин своими политическими стихами, и не будучи в тайном обществе.
   "Между тем время шло за полночь. Нам подали закусить: на прощанье хлопнула третья пробка. Мы крепко обнялись... Ямщик уже запряг лошадей, колоколец брякнул у крыльца, на часах ударило три. Мы ещё чокнулись стаканами, но грустно пилось: как будто чувствовалось, что последний раз вместе пьём... Молча я набросил на плечи шубу и убежал в сани. Пушкин ещё что-то говорил мне вслед; ничего не слыша, я глядел на него: он остановился па крыльце, со свечою в руке. Кони рванули под гору. Послышалось: "Прощай, друг!"
   И в самом деле, больше они не видались.
   Вскоре произошло восстание декабристов. Весть о его неудаче Пушкин переживал с крайним напряжением всех своих внутренних сил. Но он не согнулся и не сломался. Когда он был вызван новым императором в Москву, он увозил с собой в бумажнике стихотворение "Пророк", хранящее следы его душевного потрясения, но кончающееся могучим призывом:

   "И, обходя моря и земли,
   Глаголом жги сердца людей!"

   Пушкин не только готов был разделить судьбу декабристов, но он чувствовал в себе силы продолжать их дело своим пророческим, общественно-поэтическим словом.

   Мой первый друг, мой друг бесценный,
   И я судьбу благословил,
   Когда мой двор уединенный,
   Печальным снегом занесенный,
   Твой колокольчик огласил.

   Молю святое провиденье,
   Да голос мой душе твоей
   Дарует тоже утешенье!
   Да озарит он заточенье
   Лучем лицейских ясных дней!

   "И. И. Пущину"

journal-shkolniku.ru

Ссылка А.С.Пушкина в селе Михайловском (1824-1826 г.) Стихотворения 1823-1836 Пушкин А.С. :: Litra.RU :: Только отличные сочинения




Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!


/ Сочинения / Пушкин А.С. / Стихотворения 1823-1836 / Ссылка А.С.Пушкина в селе Михайловском (1824-1826 г.)

    В Михайловском (1824-1826гг).
     Ссылка в село Михайловское, находившееся в дали от городов, затерянное в глуши сосновых лесов, была для Пушкина тяжелым испытанием. После шумной, многолюдной Одессы, где он имел возможность общаться с друзьями, ему было трудно переносить одиночество. Это было почти тюремное заключение: ему не разрешалось никуда выезжать, за ним был установлен полицейский надзор. Лишь творческая работа помогла поэту пережить ссылку и сохранить твердость духа и веру в лучшее. «Поэзия спасла меня, я воскрес душой», - написал он впоследствии.
     Пушкин провел в Михайловском почти два года замкнутой, уединенной жизни, наполненной чтением и творчеством. Он ближе познакомился с народной жизнью, местными традициями и обычаями, устным творчеством.
     Самым близким и преданным другом Пушкина в период ссылки была его няня Арина Родионовна. Ей он обязан и знакомством с народной поэзией, с русской народной речью.
     Пушкин в своем уединении пристально следит за развитием русской литературы и общественной мысли: ему присылают журналы, альманахи, новые книги, он ведет обширную переписку.
     Именно в Михайловском гений поэта достигает своей зрелости. « Я могу творить», - признается он. Им завершена поэма «Цыганы», написано несколько глав романа « Евгений Онегин», трагедия « Борис Годунов», поэма « Граф Нулин», десятки стихотворений и среди них – « Я помню чудное мгновенье…», « Вакхическая песня», « 19 октября 1825г.», воспевающие любовь, дружбу, разум, творческое вдохновение и свободу.
     Романтическая на первый взгляд ( необычные обстоятельства, яркая личность героя) поэма «Цыганы» развенчивает героя – индивидуалиста ( « он для себя лишь хочет воли»). Впервые в поэзии Пушкина появляется мысль о том, что общество имеет свои законы, которым каждый отдельный человек должен подчиняться.
     Познанию законов жизни общества посвящена трагедия « Борис Годунов» (1825) – одно из самых замечательных произведений Пушкина. Важен выбор времени действия трагедии – конец 16 века – начало 17 века; начало Смутного времени, когда возникла угроза самому существованию русского государства и особенно ярко проявились силы, влияющие на жизнь и историю страны. Сам поэт так определил тему трагедии: « Человек и народ». Ив ней утверждается мысль о том, что судьба каждого человека, будь то простой смертный или царь, связанна с судьбой народа.
     Пушкин создает психологически сложный образ царя Бориса. Это человек определенной исторической эпохи, « человек высокого державного духа», умный и волевой, не лишенный, однако, пороков и слабостей. С образами царя Бориса и самозванца связана основная проблема трагедии – взаимоотношение народа и царской власти. Народ – главное действующее лицо трагедии. Он – основа государства и сила способная разрушить «высшую власть». Поэт осознает трагедию народа его силу и слабость: темной и разобщенный, он не может решить свою судьбу и судьбу государства самостоятельно, без участия бояр. Поэтому результат народного бунта всегда горек: на смену одному тирану приходит другой.
     В трагедии «Борис Годунов» Пушкин достиг исторической достоверности, объективности и правдивости в изображении характеров действующих лиц и исторических событий ( они не идеализированы и не осовременины). Это произведение новаторское, свободное от устаревших правил классицизма – в нем Пушкин стремится «воскресить минувший век во всей его истине», воплощая в своем произведении новые художественные принципы изображения действительности: «правдоподобие чувствований в предполагаемых обстоятельствах», « язык, соответствующий характеру героя».
     В работе над « Борисом Годуновым» сформировался художественный реализм Пушкина.
     В Михайловском Пушкин узнал о подавлении восстания декабристов, в котором участвовали многие его друзья, члены тайных революционных обществ. Жестокая расправа царского правительства над участниками восстания потрясла поэта: пять человек, в том числе Пестель и поэт Рылеев, с которыми Пушкин был близок, были повешены, а 120 человек сосланы на каторгу в Сибирь. Среди них были его самые близкие лицейские друзья – Пущин и Кюхельбекер. Поражение декабристов Пушкин пережил как личную трагедию. Несколько месяцев ожидал он решение царя о своей судьбе. В бумагах почти каждого арестованного декабриста находили его стихотворение, поэтому для его ареста были все основания. Но в ходе следствия никаких данных против поэта собрать не удалось. И Николай 1, зная о большом влиянии поэзии Пушкина на образованную часть общества, решил освободить его из ссылки и этим привлечь на свою сторону. Однако свобода полученная от царя лично, была обманом. За Пушкиным был установлен тайный надзор полиции. На почте просматривались его письма. Цензура запрещала печатать трагедию « Борис Годунов».


Добавил: MAKEH

169511 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.


/ Сочинения / Пушкин А.С. / Стихотворения 1823-1836 / Ссылка А.С.Пушкина в селе Михайловском (1824-1826 г.)


Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

100% гарантии от повторения!

www.litra.ru

Ссылка Пушкина в Михайловском в 1824-26 гг.

Михайловская ссылка Пушкина вовсе не стала первым наказанием молодого поэта. Еще в 1820 году за свои вольные стихи и эпиграммы он отправлялся в южную ссылку. По существу, молодого чиновника просто отправили на службу подальше от Москвы. За четыре года он жил в нескольких городах: Одессе, Екатеринославе, Кишиневе. В этот период было написано несколько известных поэм: «Бахчисарайский фонтан», «Кавказский пленник», «Братья разбойники». Тогда же была начата работа над поэтическим романом «Евгений Онегин».

Ссылка Пушкина в Михайловском

В период пребывания на юге литературная слава молодого поэта неслыханно возрастает. Вместе со славой к нему вновь обращаются внимательные взгляды представителей государственной цензуры во главе с Алексеем Аракчеевым. В 1824 году над поэтом вновь сгущаются тучи. Полиция перехватывает одно из его частных посланий к другу. В этом письме Пушкин высказывает собственные атеистические взгляды. 8 июля того же года поэт отстраняется от службы и отправляется в имение своей матери, располагавшееся в районе Пскова. Собственно, ссылка Пушкина в Михайловском не была для него чем-то слишком уж строгим. Она не была подобна заключению декабристов или ряда других деятелей того времени. Однако этот своеобразный арест, нахождение вдали от литературных друзей и политических единомышленников тяготили поэта. Он сам считал ссылку заточением.

Ссылка Пушкина в Михайловском продолжалась с лета 1824 года до сентября 1826 года. Вместе с тем именно здесь ему впервые в жизни пришлось непосредственно столкнуться с народом, с крестьянством, что дало поэту новое вдохновение и нашло отражение в его последующем творчестве. Сегодня сохранилось немало воспоминаний очевидцев, которые рассказывали впоследствии о том, как Пушкин проникся жизнью крестьян, с огромным энтузиазмом посещая ярмарки, общаясь с местными мужиками. Весь период ссылки Пушкина в Михайловское рядом с ним находилась его состарившаяся к тому времени няня Арина Родионовна. В своих стихах и письмах он называет ее единственной подругой. Также его периодически навещали старые лицейские товарищи: Пущин и Дельвиг, что являлось для классика большой радостью. Летом 1826 года неподалеку от Пушкинского имения поселился молодой поэт Н. Языков. В нем Александр Сергеевич нашел близкого друга. Немало вечеров провели они вместе.

Ссылка Пушкина в Михайловском ярким светом отразилась на его творчестве. На духовную жизнь поэта, как уже отмечалось,

огромное влияние оказало общение с народным людом, приобщение к фольклору. То, что было создано в этот период, пожалуй, составляет одну из самых ярких и блистательных страниц творческой биографии величайшего поэта. Здесь дописывается большая часть поэмы «Цыгане», создаются три главы «Евгения Онегина», из-под пера поэта в Михайловском имении выходят «Борис Годунов», «Сцена Фауста», «Граф Нулин» и множество менее известных стихотворений, набросков и критических статей. Интересно, что уехав в Петербург осенью 1825 г., через месяц после окончания срока ссылки Пушкин вновь возвращается в Михайловское. В этот раз он проводит там около месяца. Однако позднее поэт нередко возвращается сюда, черпая новое вдохновение и творческие силы.

fb.ru

Пушкин в Михайловском (жизнь и творчество поэта) / Пушкин А.С.

Михайловское (август 1824 — декабрь 1825). В Михайловское Пушкин приехал в августе 1824 года и застал там всю свою семью. Поначалу он был всеми встречен весьма радушно. Но как только Сергей Львович понял, что Александр прибыл в родительское гнездо на положении ссыльного, отношение к сыну резко изменилось. Дурное мнение властей об их опальном сыне было, по словам Анненкова, принято родителями поэта за указание, как следует им самим думать о нём, — явление не редкое в русских семьях того времени.

С момента прибытия в Михайловское Пушкин решительно избегал встреч и общения с соседями-помещиками. Исключение было сделано только дня обитателей имения Тригорское. Оно находилось в трёх верстах от Михайловского и принадлежало сорокатрёхлетней вдове Прасковье Александровне Осиповой, по первому мужу Вульф. Эта семья спасала Пушкина от тяжёлой атмосферы родительского дома. Первое время после своего приезда он проводил там большую часть времени.

Находясь в Михайловском, Пушкин по распоряжению властей попал под постоянную слежку. Узнав о приезде Александра Сергеевича, губернатор Пскова Б.А. Адеркас вытребовал его в губернский город, и с поэта была взята подписка, что он «обязуется жить безотлучно в поместье родителя своего…».

Духовный надзор за Пушкиным был поручен игумену Святогорского монастыря. Гражданский надзор входил в обязанность «уездного предводителя дворянства» А.Н. Пещурова. Непосредственное шпионство за поэтом предложили соседнему помещику И.М. Рокотову, но тот отказался. Тогда обратились к Сергею Львовичу, отцу опального поэта. Для А.С. Пушкина это было одним из самых тяжёлых нравственных потрясений.

Как ни мучила и ни угнетала его ссылка, творческое здоровье Пушкина было так велико, что и в этих тяжёлых условиях он чувствовал в себе силы творить то великое, к чему он был призван историей. Почти все произведения первых месяцев в Михайловском связаны с воспоминанием о только что покинутом юге.

Главным мотивом стихотворения «К морю» является переход от «свободной стихии» южного моря «в тень лесов сосновых». Море не просто одушевлено поэтом. Оно максимально к нему приближено. «Свободная стихия» для поэта — это «ропот друга», «зов его в прощальный час», «души предел желанный». Море не только предмет восхищения, но и самый задушевный собеседник, в разговор с которым становятся значимыми, имеющими особый символический смысл «Глухие звуки, бездны глас». Поэт чутко улавливает перемены в настроении этого собеседника «И тишину в вечерний час / И своенравные порывы!».

Стихотворение по многом автобиографично, но эта автобиографичность определяется в первую очередь не какими-то конкретными фактами и деталями, а прежде всего образом морской стихии и навеянными воспоминаниями. Море, его изменчивый, своенравный характер, его величие и красота воскрешают для Пушкина образы двух кумиров, двух гениев. Один из них Наполеон, другой — Байрон, увлечение которым Пушкин пережил на юге. Поэт посвятил ему две строфы стихотворения. Чувство горечи, пронизывающее стихотворение, вызвано тяжёлыми переживаниями, связанными с первыми впечатлениями от пребывания в Михайловском.

С отъездом родителей Пушкин остался в Михайловском с няней. Была уже зима. Арина Родионовна из экономии решила топить только две комнаты: одну — для Пушкина и другую - для себя. С тех пор как её воспитанники выросли, Арина Родионовна была более экономкой, чем няней: смотрела за всем домашним хозяйством Михайловского и заведовала крепостными девушками, которые работали в её комнате.

Пушкин с упоением слушал сказки няни. Сказки Арины Родионовны впоследствии легли в основу сказок самого Пушкина и послужили материалом для пролога к «Руслану и Людмиле», написанного в Михайловском. Произведения устного народного творчества Александр Сергеевич записывал и посещая ярмарки, проводимые в Святых горах.

Освоение фольклора не ограничивалось сказками. К Михайловским годам относятся «Песни о Стеньке Разине», первое произведение русской «литературной» поэзии, в котором живут подлинный дух и форма русской народной песни. И в главном создании Михайловского периода — трагедии «Борис Годунов» — очень сильна фольклорная стихия.

Одиночество ссыльного поэта нарушил лицейский друг И.И. Пущин, навестивший Пушкина в Михайловском 11 января 1825 года. Для Пушкина Пущин был первым вестником из мира, покинутого в 1820 году, мира лицейских братьев, столичной жизни.

В Михайловском поэт продолжал думать о том, как вырваться за границу, при этом считая достаточно веским предлогом ссылку на болезнь. Поэт отправил через Жуковского царю письмо, но тот не передал его по назначению, а лишь хлопотал за друга-поэта. Ничего не зная о судьбе своего прошения, Пушкин был полон надежд. Он посвятил П.А. Осиповом стихи «Быть может, уж недолго мне...», в которых говорит о скором отъезде.

Через три дня он получил извещение от губернатора о том, что ему разрешено ехать лечиться в Псков. Александр Сергеевич был в бешенстве, и в тот же день написал Жуковскому письмо, полное злого сарказма.

Друзья были сконфужены. Положение Пушкина только ухудшилось. О нём напоминали царю, но царь приказал и впредь держать его на привязи.

Тягостное гнетущее состояние скрашивалось встречами поэта с обитателями Тригорского. Среди них особое место занимала Анна Петровна Керн.

Однажды все тригорские жительницы поехали с Пушкиным в Михайловское. Пушкин взялся показать Анне Петровне сад. Он быстро подал ей руку и побежал «скоро, скоро, как ученик, неожиданно получивший позволение прогуляться», и увлекательно и восторженно вспоминал первую встречу у Олениных. На другой день он принёс в Тригорское экземпляр первой главы «Евгения Онегина», между листами которого она нашла стихи. Это было знаменитое «Я помню чудное мгновенье…».

Стихотворение стало подлинным гимном любви, высокому чувству, навеянному встречей поэта с А.П. Керн. Центральный образ — «гений чистой красоты...» взят из стихотворения «Лалла Рук» В.Л. Жуковского. В стихотворении Пушкина образ мелькнул среди «мрака заточенья», когда для поэта в его михайловские недели и месяцы дни тянулись «без слёз, без жизни, без любви». В душе воскрешаются ярчайшие мгновения минувшего, недавно пережитого, высокого и прочувствованного: «и божество, и вдохновенье, / И жизнь, и слёзы, и любовь». Эти строки о пробуждении души, о встрече, дающей полноту внутренней жизни и творческие силы. Это стихотворение о самом главном для поэта, его самой большой возлюбленной — Музе, Лире, о его Творчестве.

Чувства, пережитые в Тригорском, позволяют объединить прошлое и настоящее: «душе настало пробужденье». Наверное, именно поэтому в стихотворении нет деталей, создающих какие-то знакомые, конкретные черты героини. Образный строй предельно обобщён, и если есть персонификация, то она связывается прежде всего с образом самого Пушкина, миром его переживаний, его поэтическим огнем, то слегка затухающим, то ярко разгорающимся вновь и вновь.

Важнейшим для Александра Сергеевича и всей русской культуры произведением стала трагедия «Борис Годунов», написанная в годы михайловской ссылки.

С окончанием трагедии михайловское одиночество делалось ещё невыносимее, а мысль о свободе — неотступнее. И поэту снова пришла мысль о письме к царю. В начале ноября он набросал подлинно драматическое обращение к Александру I, в котором рассказывал о сплетне 1820 года и признавался в намерении убить себя или клеветника. При этом он объяснял своё поведение перед ссылкой желанием спровоцировать репрессии, которые могли бы очистить его от позорящего слуха. Пушкин обращался к великодушию царя и снова просил о разрешении въезда в столицу или выезда за границу.

Письмо осталось неотосланным, а 19 ноября 1825 года Александр I умер. Смерть Александра I давала Пушкину надежду на скорое освобождение. Новый царь Константин не имел личных оснований его не любить. Но скоро Пушкин узнал, что Константин не будет царствовать, что наступило междуцарствие и что готовится выступление тайного общества, решившего воспользоваться временной неразберихой в правительственном лагере.

10 или 11 декабря Александр Сергеевич выехал из Михайловского с намерением в Петербурге явиться прямо на квартиру к Рылееву. Выехав, он был, очевидно, полон внутренних колебаний. Проехав всего несколько вёрст, поэт вернулся в Михайловское, где «в два утра» начал писать «Графа Нулина».

20 декабря в Михайловское пришло известие о выступлении и поражении декабристов и о восшествии на престол Николая I. Первым делом Пушкин сжёг свои записи, которые могли «замешать многих и, может быть, увеличить число жертв».

В полной неизвестности о своей судьбе, медленно и по частям узнавая о том, что произошло в Петербурге, поэт усиленно и плодотворно работал. Закончив «Графа Нулина», он принялся за недоконченную четвёртую главу «Евгения Онегина» и закончил её 3 января, в день второго поражения декабристов — разгрома Черниговского полка при Трилесах. На следующий день он начал пятую. В это время стали приходить первые списки «государственных преступников». В них значились имена лучших друзей поэта, виднейших товарищей по литературе — Пущина, Кюхельбекера, Рылеева, Бестужева.

На полях первых листов пятой главы он рисовал профили декабристов — Плетнёва, Рылеева, Пущина, деятелей французской революции Мирабо и Робеспьера.

Через две недели после поражения декабристов в Петербурге вышла книга «Стихотворения Александра Пушкина». Получив эту часть самого себя из самого центра грозы и не тронутую грозой, Александр Сергеевич впервые почувствовал себя Арионом, уцелевшим в крушении всего своего поколения (стихотворение «Арион», 1827).

Жуковский и Карамзин повторяли, что Пушкин — великий поэт, гордость страны, но Николай I был практически не знаком с творчеством поэта. Что значит имя Пушкина в России, царь узнал во время следствия над декабристами, обнаружившего огромную популярность и действенность «возмутительных» стихов поэта. Один за другим обвиняемые на стандартный вопрос: «Откуда заимствовали вы свободный образ мыслей?» — называли стихи Пушкина. Некоторые прямо указывали на стихотворение «Кинжал» как на мощное средство вербовки цареубийц. Пушкин подвергался опасности быть привлечённым к следствию. Однако прямых показаний против него декабристы не дали. Бестужев-Рюмин отвечал, что не знает, принадлежал ли Пушкин к обществу. Муравьёв-Апостол категорически отрицал эту принадлежность.

Одним из секретарей Следственной комиссии был бывший член общества «Арзамас», и Жуковский был, по-видимому, осведомлён о том, насколько близко следствие подходило к Пушкину. Когда 12 апреля он наконец написал поэту, его письмо открыло Александру Сергеевичу глаза на действительное положение дел.

24 июля Пушкин наконец узнал о приговоре Верховного уголовного суда. На листке с элегией «Под небом голубым страны своей родной...» он написал: «Услышал о смерти Р., П., М., К., Б. », то есть услышал о смерти Рылеева, Пестеля, Муравьёва-Апостола, Каховского, Бестужева-Рюмина. Всех казнённых Пушкин знал лично. В числе осуждённых по первому разряду, к вечной каторге, были лицейские друзья Пущин и Кюхельбекер, товарищи по «Арзамасу» Тургенев, Муравьёв, литературный товарищ Бестужев, товарищ по «Зелёной лампе» Трубецкой, Якубович, которого Пушкин называл героем своего воображения.

Мысль о смерти друзей не давала Александру Сергеевичу покоя. Он рисовал виселицу с пятью повешенными на черновиках «Онегина», переходил к другим рисункам и снова возвращался к виселице с пятью повешенными.

28 августа было «высочайше повелено» Пушкина «призвать» в Москву на аудиенцию к царю. В ночь на 5 сентября Пушкин выехал из Пскова. Скакали с фельдъегерской скоростью. Утром 8 сентября поэт был доставлен в Москву. В дорожном костюме, усталый с дороги, он был тотчас принят царём.

Вполне достоверного рассказа о разговоре поэта с Николаем нет. Но кое-что можно считать установленным. Царь спросил Пушкина, что бы он сделал, если бы был 14 декабря в Петербурге, и Пушкин ответил: «Неизбежно, государь, все мои друзья были в заговоре, и я был бы в невозможности отстать от них».

Царь, добившись от поэта обещания не употреблять против него страшного и таинственного оружия поэзии, даровал ему прощение, по крайней мере, так показалось Пушкину. Выслушав жалобу поэта на цензурный гнёт, Николай ответил, что отныне он освобождается от цензуры: цензором поэта будет лично император. Отпуская его, царь сказал: «Ну, теперь ты не прежний Пушкин, а мой Пушкин».

Николай, однако, преувеличивал своё влияние. Каким бы выгодным ни было впечатление, которое он произвел на поэта, Пушкин не стал «его» Пушкиным. Только присущий ему ранее оптимистический голос после 14 декабря стал преимущественно трагическим.

Источник: Меркин Г.С., Меркин Б.Г. Литература, 9 класс: уч. пособие: в 2 ч. Ч.1 - М.: "ТИД "Русское слово - РС", 2011

classlit.ru

Пушкин в Михайловском — Информационно-аналитический Центр (ИАЦ)

В истории отечественной культуры Михайловское, Тригорское, Петровское, Святые Горы известны как памятные пушкинские места, связанные с жизнью и творчеством Александра Сергеевича Пушкина.

В 1924 в связи со 100-летней годовщиной со дня приезда поэта в михайловскую ссылку Святые Горы были переименованы в Пушкинские. С этого времени ежегодно 21—22 августа это событие отмечается в Пушкинском заповеднике проведением научной конференции, а день рождения поэта — проведением (с 1967 года) Дня поэзии.

С 30-х годов XIX века за Михайловским закрепилось определение поэтической родины Пушкина. Годы ссылки (1824-1826) стали важным этапом в творческой биографии поэта, они способствовали становлению Пушкина как русского национального поэта.

Об этом наша статья.

В отечественном поэтическом наследии пушкинская нота — самая чистая и звонкая. В ней — душа народа, в ней «русский дух», в ней «животворящая святыня» памяти. Множество людей именно через Пушкина ощутили, прочувствовали свои «корни», осознали свой долг перед землей, их взрастившей. Пушкинский гений стал фундаментом понятия «русская поэзия», и сегодня русское поэтическое слово волнует всё человечество, интерес и почтение к нему огромны, книги русских классиков изданы на всех языках мира. И во многих странах мира есть памятники Пушкину, нашему великому земляку.

Особый период в творчестве А.С.Пушкина приходится на годы ссылки в псковской глубинке и на период правления Императора Николая Первого, который сыграл значительную роль в судьбе поэта.

Историческое значение николаевской эпохи

Источник

Время правления Императора Николая Первого (25.12.1825 — 02.03.1855) — время напряжённой идейной борьбы между сторонниками развития русских традиций и сторонниками дальнейшего духовного подражания Европе.

М. Гершензон (1869 — 1925) подчёркивает в предисловии к составленному им сборнику «Эпоха Николая I»:

Тридцать лет, протёкшие после восстания декабристов до смерти Николая I, труднее поддаются характеристике, чем вся эпоха, следовавшая за Петром I.

При Николае I окончательно оформляются два идейных лагеря, которые ведут с тех пор ожесточённую идейную борьбу между собой до настоящего времени: русский и западнический.

К несчастью для России, побеждает второе направление — западническое, на идейной основе которого возникает своеобразное духовное образование, не известное в других странах, — так называемая «русская интеллигенция» — уродливый придаток к русскому народу и его непримиримый духовный враг. Орден русской интеллигенции, являющийся в духовном отношении порождением масонства, становится преемником декабристов и с удивительным фанатизмом в течение всего ХIХ века ведёт борьбу за то, что не удалось осуществить декабристам, — за разрушение монархии, а подспудно и самобытности России, не осознавая этого.

История борьбы «русской интеллигенции» — это история того, как духовные дети вольтерьянства и масонства продолжают дело своих духовных отцов. И добиваются того, что не удалось осуществить вольтерьянцам и масонам, — окончательного разрушения российского государства.

Царствование Николая I — такая же роковая эпоха в истории России, как и эпоха Петра I, в ней окончательно созревает та сила, которая завершает дело Петра I, обеспечивает европеизацию России. Невозможно знать высшую математику, не зная арифметики. И совершенно невозможно иметь правильное понимание причин того, как масонство в 1917 году смогло уничтожить российскую монархию, если не иметь правильного представления о ходе идейной борьбы в царствование Николая I. Ибо трагическая судьба исторической России была решена идейно именно в эпоху Николая I.

Но при этом эра Николая Первого стала временем расцвета русской культуры, в частности, таланта А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя и др.

Без понимания той исторической эпохи, в которую жил и творил А.С.Пушкин, невозможно и понимание его литературного наследия.

Ссылка в Михайловское

Источник

С имением своей матери сельцом Михайловским в Псковской губернии Александр Сергеевич Пушкин был связан на протяжении всей своей зрелой жизни — с 1817 по 1836 годы.

Под вашу сень, Михайловские рощи,
Являлся я — когда вы в первый раз
Увидели меня, тогда я был —
Весёлым юношей, беспечно, жадно
Я приступал лишь только к жизни; -—годы
Промчалися — и вы во мне прияли
Усталого пришельца… ( «Вновь я посетил…»).

В 1820 году юный поэт был сослан на Юг за то, что, по утверждению императора Александра I, «наводнил всю Россию возмутительными стихами». Южная ссылка разлучила Пушкина с Михайловским на пять лет. И вот 9 августа 1824 года он снова вернулся в родное гнездо. Именно пребывание в Михайловском, где он во многом пересмотрел свои взгляды, в том числе в отношении масонства, где он написал литературные шедевры, сформировало его как исконно русского поэта.

В черновиках «Путешествия Онегина» он писал:

…я от милых Южных дам,
От жирных устриц черноморских,
От оперы, от темных лож,
И, слава Богу, от вельмож
Уехал в тень лесов Тригорских,
В далекий северный уезд,
И был печален мой приезд (VI, 505).

Приезд Пушкина домой был действительно печален. Он устал от скитаний и бедности. Однако Дом обернулся ссылкой, и, как бы для того, чтобы подчеркнуть противоестественность такого сочетания, родной отец поэта имел бестактноcть принять на себя обязанности надзора над ссыльным сыном. Это привело к исключительно острым столкновениям между отцом и сыном и, в конечном итоге, к отъезду из Михайловского отца, матери, брата и сестры поэта. Пушкин остался в Михайловском один, в обществе няни Арины Родионовны (что сформировало особые условия для творчества).

Источник

Ссылка в Михайловское была тяжёлым испытанием: разлука с любимой женщиной, одиночество, материальные затруднения, отсутствие духовного общения, друзей, развлечений могли превратить жизнь в непрерывную нравственную пытку.

Вяземский писал: чтобы вынести её, надо быть «богатырем духовным», и серьёзно опасался, что Пушкин сойдёт с ума или сопьётся. Однако Пушкин был не таков: он не подчинился окружающему, а преобразил его.

И мы можем с уверенностью сказать, что пребывание в Михайловском в целом оказалось не только плодотворным для Пушкина-поэта, но и спасительным для него как человека.

Источник

Жизнь в Михайловском стала воплощённым контрастом со всем, что до сих пор было Пушкину привычно. Вместо толпы знакомцев и рассеяния одиночество и сосредоточенность. Быт бедный, но не кочевой, а прочный, сложившийся, подчиненный издавна заведённому распорядку. События мерятся совсем иными, домашними, комнатными масштабами: получение письма, поездка в Тригорское становятся происшествиями и окрашивают настроения дней, а иногда и недель. Главное событие, основная сфера деятельности в этот период — творчество. Деятельность переносится внутрь души. В этой концентрации поэта сошлись воедино внешние и вынужденные обстоятельства биографии с внутренними и органическими потребностями творчества, и всё это окрасилось в особые, специфические тона, благодаря неожиданной смене впечатлений от окружающей природы (Пушкин покинул Одессу в самый разгар южного лета, а первое ощущение от природы Севера, после четырёхлетнего перерыва, было связано с осенью).

Народный быт и народная поэзия, атмосфера милых и тихих культурных гнёзд провинциального дворянского мира, столь далеких от чиновной чопорности «милордов Уоронцовых» (так он называл Воронцова), охватили его по приезде и создали совершенно особый тон его михайловской ссылки.

Н.Гё (1875 год). Пушкин в Михайловском. Источник

В годы ссылки в Михайловском Пушкин становится признанным первым русским поэтом. Обязательные эпитеты — Пушкин-лицейский, Пушкин-племянник, Пушкин-младший (для того, чтобы отличить от дяди — поэта Василия Львовича Пушкина) при упоминаниях его имени в переписке современников исчезают. Он делается просто Пушкин, и уже при имени В.Л. Пушкина прибавляется поясняющее «дядя». Выход в свет в марте 1824 года «Бахчисарайского фонтана» с предисловием Вяземского, в феврале 1825 года — первой главы «Евгения Онегина» и в конце того же года — «Стихотворений Александра Пушкина», журнальная полемика вокруг этих изданий, распространение (главным образом, через брата Льва, против воли самого поэта) его ещё не напечатанных произведений ставят его на место, значительно возвышающееся над другими русскими поэтами.

Дельвиг в письме от 28 сентября 1824 года, именуя друга «великий Пушкин», пишет:

Никто из писателей русских не поворачивал так каменными сердцами нашими, как ты» (XIII, 110),

а Жуковский в ноябре того же года выразился еще определеннее:

Ты рождён быть великим поэтом. По данному мне полномочию предлагаю тебе первое место на русском Парнассе (XIII, 120).

Источник

В Михайловском Пушкин много писал и много читал, много и чутко прислушивался к народной речи и народной поэзии. В письмах он не переставал подчеркивать, что ленится, много ездит верхом, о работе писал скупо, но непрерывно прося все новых и новых книг. На самом деле он жил в атмосфере почти непрерывного творческого напряжения, писал и учился.

За это время им было написано следующее: закончены «Цыганы», написан «Борис Годунов», завершена третья и написаны четвёртая-шестая главы «Евгения Онегина», «Граф Нулин», несколько десятков стихотворений, среди них такие значительные, как «К морю» (закончено в Михайловском), «Подражания Корану», «Жених», «19 октября», «Андрей Шенье» и многие другие. Пушкин работал над несколькими принципиальными литературно-критическими статьями, посвященными вопросам народности литературного языка. Большим трудом, отнявшим много усилий, стала работа поэта над своими записками. Труд этот он уничтожил после 14 декабря 1825 года. Если к этому добавить работу над подготовкой сборника стихотворений 1826 года и над не дошедшим до нас рукописным сборником эпиграмм, станет очевидно, сколь напряжённой была литературная жизнь Пушкина в этот период и как интенсивен должен был быть его каждодневный труд.

К этому следует прибавить массу прочтённых в это время книг: к глубокому и разностороннему образованию Лицея Пушкин добавились знания, приобретённые в Михайловском и в 1830-е годы он поражал современников глубокими и исключительно обширными познаниями в мировой литературе, истории, политической жизни, публицистике. Наконец, надо учесть серьёзный, на уровне науки тех лет, интерес к фольклору, который поэт удовлетворял как знакомством с печатной литературой, так и записью устных источников. Брату он писал:

…вечером слушаю сказки — и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! каждая есть поэма!» (XIII, 121).

Арина Родионовна была, видимо, талантливой сказительницей с выразительной манерой исполнения и разнообразным репертуаром.

Источник

Главный смысл умственных усилий Пушкина в это время сосредоточен на том, чтобы понять ту силу, без которой всякий политический протест заранее обречён, -— понять народ. Положение его как мыслителя меняется: на юге он был в толпе друзей, и главная задача состояла в том, чтобы не отстать, теперь он сознаёт, что вырвался вперед, идёт один и именно на него возложена тяжёлый труд Познания.

В этой ситуации Мысль становится главным оружием. На юге соотношение поэта и политика рисовалось так: политик-конспиратор знает пути и цели, а поэт — его помощник — распространяет эти идеи среди читателей, воодушевляет и воспламеняет бойцов перед битвой. Его задача почётна, но главное дело (масонское) делают Орлов или Пестель, Н. Тургенев или Н. Муравьёв. Пушкина видели — агитатором.

Но картина представшая Пушкину вдали от шума толпы рисуется в другом свете: пути ещё предстоит узнать, способы -— взвесить; главное дело в том, чтобы понять, что же такое народ, и быть понятым им. В этих условиях мысль становится важнейшим действием, и именно поэт-мыслитель, вооружённый строгой правдой своего искусства, превращается в передового борца.

Рылеев призывает Пушкина написать поэму в декабристском духе:

…ты около Пскова: там задушены последние вспышки русской свободы; настоящий край вдохновения — и неужели Пушкин оставит эту землю без поэмы (XIII, 133).

Пушкин не написал поэмы о Псковской республике, он написал «Бориса Годунова», не исповедь романтика, пользующегося историей как средством, а драму-исследование. История, как и фольклор, оказывается для Пушкина путём к познанию народной психологии, а историческое прошлое, изученное без романтической предвзятости, — средством познания настоящего. Неслучайно, именно в Михайловском он всё меняет: своё отношение к взглядам декабристов, к масонству и к царю.

Пушкин и масоны

Собрание масонов во времена Александра I. Картина А.В.Моравова. Источник

Очень критический Николай Гоголь, ещё при жизни Пушкина о нём написал:

Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в конечном его развитии…

Услышать от Николая Гоголя такую похвалу было огромной редкостью. Пушкин же написал хвалу Петру Первому в своей «Полтаве», но когда император разрешил ему работать в архиве, то А.С. Пушкин удивительно быстро и точно разобрался в истории России и в своей заметке «Об истории народа Русского Полевого» он объяснил:

С Фёдора и Петра начинается революция в России, которая продолжается до сего дня.

Сосланный в ссылку из Польши в Петербург знаменитый польский поэт А. Мицкевич стал другом Пушкина и свидетельствовал:

Когда он говорил о вопросах иностранной и отечественной политики, можно было думать, что слышите заматерелого в государственных делах человека.

И ценность в том, что Пушкин зашёл в масонство, разобрался, всё понял, и, несмотря на то, что многие его друзья состояли в масонских организациях, осудил масонов и от них удалился.

Если в лице Императора Николая I русская верховная власть перестаёт быть источником европеизации России и стремится выкорчевать губительные последствия Петровской революции, то в лице Пушкина русская культура преодолевает губительные духовные последствия Петровской революции и восстанавливает связь с древними традициями самобытной русской культуры. Пушкин — самый русский человек своего времени.

Он раньше всех, первый изжил трагические духовные последствия Петровской революции и восстановил гармонический духовный облик русского человека. К моменту подавления масонского заговора декабристов Пушкин отвергает весь цикл политических идей, взлелеянных масонством, и порывает с самим масонством.

Пушкин осуждает революционную попытку связанных с масонством декабристов, и вообще осуждает революцию как способ улучшения жизни.

Источник

Пушкин радостно приветствует возникшее в 1830 году у Николая I намерение «организовать контрреволюцию — революции Петра I» (См.: письмо Пушкина П. Вяземскому в марте 1830 г.). Из рядов масонства Пушкин переходит в лагерь сторонников контрреволюции, то есть оказывается в одном лагере с Николаем I.

Василий Иванов (1885 — 1944) в исследовании «От Петра Первого до наших дней» (1934) пишет:

Самый кардинальный вопрос о той роли, которую сыграло в жизни и смерти поэта масонство,-— даже не был поставлен. А ведь между тем с раннего возраста и вплоть до самой смерти Пушкин, в той или иной форме, всё время сталкивался с масонами и идеями, исходившими от масонских или околомасонских кругов». — «Отец поэта, Сергей Львович Пушкин, типичный вольтерьянец ХVIII века, в 1814 году вступает в Варшаве в масонскую ложу «Северного Щита», в 1817 году мы видим его в шотландской ложе «Александра», затем он перешёл из неё в ложу «Сфинкса», в 1818 году исполнял должность второго стуарта в ложе «Северных друзей». Не менее деятельным масоном был и дядя поэта — Василий Львович Пушкин. В масонство он вступает в 1810 году. С этого времени его имя встречается в списках ложи «Соединенные друзья». Затем он именуется членом Петербургской ложи «Елисаветы к Добродетели», а в 1819-1820 гг. состоял секретарем и первым стуартом в ложе «Ищущих Манны…».

Пушкин из Кишинёва переехал на Кавказ, потом на Чёрное море в Одессу, а затем попался на крамольной переписке, и в 1824 году власти ему приказали жить в его селе Михайловском в Псковской губернии, где жизнь в одиночестве и в думах очень пошла ему на пользу. Видно было, что в год восстания декабристов Пушкин думал об истоках этого революционного движения — о лицейских учителях:

…Куницыну дар сердца и вина!
Он создал нас, он воспитал наш пламень,
Поставлен им краеугольный камень.

Источник

Старые друзья — «братья по разуму», и в далёкое Михайловское к нему приезжали. Но с Пушкиным происходили «странные» перемены, его взгляды менялись. Когда его посетил зимой 1825 года масон-декабрист Пущин, то отметил, что А. Пушкин сильно изменился, улетучилась его легковесность и легкомыслие, и он стал «серьёзнее, проще и рассудительнее».

Пушкин внимательно отнёсся к русскому языку, его ценности, и по достоинству оценил заслуги выдающегося славянофила А.С. Шишкова:

Сей старец дорог нам: он блещет средь народа…

Что-то произошло в сознании взрослеющего и самостоятельно думающего Александра Пушкина, он увлёкся историей России, с большим интересом прочитал все тома «Истории…» Карамзина и так отзывался о своём чтении:

Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная,

Пушкин отметил неприятную, глупую критику этого научного труда Карамзина его единомышленниками — декабристами.

Молодые якобинцы негодовали; несколько отдельных размышлений в пользу самодержавия, красноречиво опровергнутые верным рассказом событий, — казались им верхом варварства и унижения,

— писал разочарованный декабристами Пушкин, который своим мировоззрением всё дальше от них отдалялся:

Не дорого ценю я громкие слова,
От коих не одна кружится голова…
И мало горя мне, свободно ли печать
(«Из Пиндемонти»).

Вероятно, А. Пушкин пришёл к выводу, который позже озвучил Н. Бердяев в «Царстве духа…»:

Либералы обыкновенно понимают свободу как право, а не обязанность, и свобода для них означает лёгкость и отсутствие стеснений, тогда как свобода (и это соответствует русскому пониманию свободы) — не право, а долг (ответственность)…

Пушкин философски переосмысливал действительность, кардинально менял свои взгляды и уже писал:

Вздохнув, оставил я другие заблужденья,
Врагов моих предал проклятию забвенья,
И сети разорвал, где бился я в плену,
Для сердца новую вкушая тишину… («Чаадаеву»).

Далеко от столицы и других городов, в деревенской тишине пытливый ум Александра Пушкина, наедине с самим собой и с Миром не мог не задуматься над глобальными всеобщими законами Мироздания и, выйдя ночью к звёздам, всматриваясь им в глаза, вполне мог прийти к правильным выводам.

Пушкин открестился от декабристов и их критиковал. В письме своему доверенному Жуковскому 7 марта 1826 года объяснял:

Бунт и революция мне никогда не нравились, но я был в связи почти со всеми, и в переписке со многими заговорщиками. Все возмутительные рукописи ходили под моим именем, как все похабные ходят под именем Баркова.

Соответственно изменилось отношение Пушкина и к императору, который достойно повёл себя во время мятежа:

Нет, я не льстец, когда царю
Хвалу свободную слагаю:
Я смело чувства выражаю,
Языком сердца говорю.
Его я просто полюбил… («Друзьям», 1828 ).

И совершенно закономерно, а в глазах его бывших товарищей — «позорно» прозревший А. Пушкин в 1826 году написал раскаянное письмо императору Николаю Первому, в котором согласился с его Манифестом от 13 июля 1826 года, что причина бунта мятежников в «недостатке твёрдых познаний», в «пагубной роскоши полупознаний, сей порыв мечтательной крайности, коих начало есть порча нравов, а конец — погибель». Более того, и «возмутительнее» — Александр Пушкин стал публично демонстрировать свою новую мировоззренческую позицию, что выразилось в его неожиданной критике А.Н. Радищева (1749 — 1802), ставшего масоном-мартинистом ещё в университете в Лейпциге, за его «Путешествие в Москву». Пушкин:

Поступок его всегда казался нам преступлением ничем не извиняемым, а «Путешествие в Москву» весьма посредственной книгою…

Император Николай Первый внимательно отнёсся к письму А. С. Пушкина. В Михайловское внезапно прибыл курьер и пригласил Пушкина к царю в Москву. Пушкин поехал, и 8 сентября 1826 года в Чудовом монастыре состоялся между ними долгий и откровенный разговор, изменивший многое.

… Что же до тебя, Пушкин, то ты свободен. Я забываю прошлое, давно уже забыл. Не вижу пред собой государственного преступника, вижу лишь человека с сердцем и талантом, вижу певца народной славы, на котором лежит высокое призвание — воспламенять души вечными добродетелями ради великих подвигов. Теперь… можешь идти! Где бы ты ни поселился,— ибо выбор зависит от тебя, — помни, что я сказал и как с тобой поступил, служи родине мыслью, словом и пером. Пиши для современников и для потомства, пиши со всем полнотой вдохновения и совершенной свободой, ибо цензором твоим — буду я.

После этого разговора Николай I стал его опекуном до его гибели, разрешил ему жить, где хочет и оказывал ему большую помощь, в том числе и финансовую.

Государь вёл себя по отношению к нему (Пушкину) и ко всей его семье как Ангел,

— писала Екатерина Андреевна Карамзина.

Позволив Пушкину пользоваться государственным архивом и заняться любимой историей, Николай I способствовал дальнейшему росту знаний Пушкина, отсюда и такой прогресс в понимании Петра «Великого» с «Полтавы» написанной в 1828 году до «Медного всадника» в 1833 году.

Вольтерьянцы и масоны не простили Пушкину, что он повернулся спиной к масонским идеям революционных преобразований России, что он с симпатией высказывался о духовном облике подавителя восстания декабристов — Николае I. Поняв, что в лице Пушкина они приобретают опасного врага, масоны прибегли к своему излюбленному приему политической борьбы — к клевете. В ход пускаются сплетни о том, что Пушкин купил расположение Николая I ценой пресмыкательства, подхалимства и шпионажа.

Между высшим светом, который поэт называл «притоном мелких интриганов, ненавистников и негодяев», и Пушкиным шла постоянная и ожесточенная борьба, но борьба неравномерная: Пушкин боролся в одиночку, ему морально сочувствовали и поддерживали близкие, искренне к нему расположенные друзья,-— против поэта орудовал комплот — масонская мафия, которая имела власть и влияние, которая плотной стеной окружила самодержца и создавала между ним и поэтом непроницаемую стену» (В. Иванов. Пушкин и масонство).

Многолетние преследования Пушкина в 1837 году кончаются его убийством.

Послесловие

Михайловское являлось для Пушкина безмерно дорогой частицей родного отечества, великим сыном которого он стал. Здесь он увидел народную жизнь, сельский быт, захватывающую красоту русской природы.

Вспоминая в 1835 году свою жизнь в Михайловском, Пушкин писал:

Но здесь меня таинственным щитом
Святое провиденье осенило,
Поэзия, как ангел-утешитель,
Спасла меня, и я воскрес душой… («Вновь я посетил…»).

В псковской глуши, слушая няню и певцов, приглядываясь к жизни мужиков, читая летописи, воссоздавая один из труднейших, переломных моментов русской истории, Пушкин снова ощутил живую силу русской державы и нашел для неё выражение в «Годунове». С тех пор и до конца жизни он в мыслях не отделял себя от империи.

После Михайловского он не написал ни одной богохульственной строчки, которые раньше, на потеху минутных друзей юности, легко слетали с его пера.

Годы ссылки родили великого русского поэта — А.С.Пушкина.

Поэтому неслучайно «не зарастёт народная тропа» в эти удивительные места, где «.. русский дух, где Русью пахнет..», которые сформировали его как поэта Русской Цивилизации.

Источник

Посетите эти заповедные пушкинские места, где окреп талант великого поэта.

Живу, пишу не для похвал
Но я бы, кажется, желал
Печальный жребий мой прославить,
Чтоб обо мне, как верный друг,
Напомнил хоть единый звук …

Источник

Всё напоминает ныне в Михайловском о Пушкине: природа, воспетая его стихами, и сами стихи, звучащие в экскурсиях.

Места, которым знакомо Пушкинское вдохновенье, с 1922 года являются заповедником «Михайловское», овеяны народной любовью и вызывают интерес не только у русских любителей поэзии, но и во всем мире.

Материалы:

С.С.Гейченко «Пушкиногорье»
http://www.e-reading.by/bookreader.php/1033180/Geychenko_-_Pushkinogore.html

Музей-заповедник А.С.Пушкина
http://pushkin.novgorod.ru/push_in_mikh.htm

Пушкин и масоны
https://www.kramola.info/vesti/rusy/pushkin-i-masony

Пушкин и масонство
http://www.pokaianie.ru/article/masons/read/6219

Пушкин в Михайловском
http://www.den-za-dnem.ru/page.php?article=240

В Михайловском. 1824 — 1826
http://www.booksite.ru/localtxt/pus/kin/bio/gra/phy/lotman/6.htm

inance.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *