Краткое содержание поэмы «Цыганы» Пушкина А.С.
«Цыганы шумною толпойПо Бессарабии кочуют…»
Поэма начинается описанием вольного быта цыган. Затем рисуется картина ночного табора. В одном из шатров не спит старик и «в поле темное глядит»: ждет к ужину свою дочь Земфиру, которая «пошла гулять в пустынном поле», так как «привыкла к резвой воле».
Ho вот она; за нею следом
По степи юноша спешит;
Цыгану вовсе он неведом.
«Отец мой, — дева говорит, —
Веду я гостя; за курганом
Его в пустыне я нашла
И в табор на ночь зазвала.
Он хочет быть как мы цыганом;
Его преследует закон,
Ho я ему подругой буду.
Его зовут Алеко — он
Готов идти за мною всюду».
Старик принимает юношу. Наутро табор снимается и отправляется в путь:
И стар и млад вослед идут;
Крик, шум, цыганские припевы,
Медведя рев, его цепей
Нетерпеливое бряцанье,
Лохмотьев ярких пестрота,
Собак и лай и завыванье,
Волынки говор, скрып телег,
Всё скудно, дико, всё нестройно,
Ho всё так живо-неспокойно,
Так чуждо мертвых наших нег,
Так чуждо этой жизни праздной,
Как песнь рабов однообразной!
Однако несмотря на простор и волю расстилающюся кругом, а также на то, что рядом черноокая красавица Земфира, Алеко печален. Он не видит всех этих красот, великолепие жизни от него скрыто:
Подобно птичке беззаботной
И он, изгнанник перелетный,
Гнезда надежного не знал
И ни к чему не привыкал.
Ему везде была дорога,
Везде была ночлега сень,
Проснувшись поутру, свой день
Он отдавал на волю бога,
И жизни не могла тревога
Смутить его сердечну лень.
Его порой волшебной славы
Манила дальная звезда;
Нежданно роскошь и забавы
К нему являлись иногда —
Над одинокой головою
И гром нередко грохотал;
Ho он беспечно под грозою
И в вёдро ясное дремал. —
И жил, не признавая власти
Судьбы коварной и слепой —
Ho боже! как играли страсти
С каким волнением кипели
В его измученной груди!
Давно ль, на долго ль усмирели?
Они проснутся: погоди!
Земфира спрашивает Алеко, не не жалеет ли он об оставленной родине, о близких. Алеко отвечает, что ему не о чем жалеть — ему не по душе «неволя душных городов», где «люди, в кучах за оградой, не дышут утренней прохладой, ни вешним запахом лугов; любви стыдятся, мысли гонят, торгуют волею своей, главы пред идолами клонят и просят денег да цепей».
Земфира возражает, что «там огромные палаты, там разноцветные ковры, там игры, шумные пиры, уборы дев там так богаты!» Алеко отвечает, что она лучше всех этих дев, к тому же «где нет любви, там нет веселий».
Старик, слышащий разговор, замечает, что «но не всегда мила свобода тому, кто к неге приучен », то есть что не каждый человек готов воспринять свободу. Он рассказывает преданье об одном «жителе полудня», который попал к ним в изгнанье. Он был уже не молод, «имел он песен дивный дар», но «слаб и робок был, как дети», «чужие люди за него зверей и рыб ловили в сети», к «заботам жизни бедной» он так никогда и не привык, весь остаток дней он тосковал, да «горьки слезы проливал», а по смерти завещал свои останки увезти на родину (речь идет об Овидии, древнеримском мыслителе и поэте). Алеко думает о преходящести славы, о ее бренности — с одной стороны Рим, «певец любви, певец богов», а с другой — «цыгана дикого рассказ».
Проходит два года. Цыгане по-прежнему кочуют «мирною толпой»; Алеко постепенно привыкает к «бытью цыганскому». Он даже «с пеньем зверя водит (медведя), Земфира поселян обходит и дань их вольную берет».
Старик, Алеко и Земфира на ночлеге. Земфира качает люльку п поет песню:
Старый муж, грозный муж,
Режь меня, жги меня:
Я тверда; не боюсь
Ни ножа, ни огня.
Ненавижу тебя,
Презираю тебя;
Я другого люблю,
Умираю любя.
Алеко слышит и прерывает ее, говоря, что он «диких песен не любит». Земфира отвечает, что песню для себя поет, и продолжает:
Режь меня, жги меня;He скажу ничего;
Старый муж, грозный муж,
He узнаешь его.
Он свежее весны,
Жарче летнего дня;
Как он молод и смел!
Как он любит меня!
Как ласкала его
Я в ночной тишине
Как смеялись тогда
Мы твоей седине!
Алеко вновь просит Земфиру замолчать и добавляет, что понял ее песню. Земфира отвечает, что песня действительно про него, и уходит.
Старик говорит, что это старинная песня и что ее «певала Мариула (его жена, мать Земфиры), перед огнем качая дочь».
Ночью Земфира будит старика, говорит, что Алеко во сне рыдает, кричит, произносит «Земфира».
Старик замечает: «Тебя он ищет и во сне: ты для него дороже мира». На это Земфира отвечает, что «его любовь постыла мне. Мне скучно; сердце воли просит».
Земфира будит Алеко, прерывая его кошмары. Алеко говорит, что ему снились страшные вещи, Земфира в ответ советует не верить «лукавым сновиденьям».
Алеко:
Ax я не верю ничему:
Ни снам, ни сладким увереньям,
Ни даже сердцу твоему.
Оставшись наедине с Алеко, старик спрашивает:
О чем, безумец молодой,
О чем вздыхаешь ты всечасно?
Здесь люди вольны, небо ясно,
И жены славятся красой.
He плачь: тоска тебя погубит.
В ответ на жалобы Алеко, что Земфира его не любит, старик отвечает:
Утешься, друг: она дитя.
Твое унынье безрассудно:
Ты любишь горестно и трудно,
А сердце женское — шутя.
Взгляни: под отдаленным сводом
На всю природу мимоходом
Равно сиянье льет она.
Заглянет в облако любое,
Его так пышно озарит —
И вот — уж перешла в другое;
И то недолго посетит.
Кто место в небе ей укажет,
Примолвя: там остановись.
Кто сердцу юной девы скажет:
Люби одно, не изменись.
Утешься.
Алеко продолжает сокрушаться, вспоминать счастливые минуты любви.
Старик рассказывает ему свою собственную историю. Он в молодости любил девушку, добивался ее и наконец «назвал своею».
Ах, быстро молодость моя
Звездой падучею мелькнула!
Ho ты, пора любви, минула
Еще быстрее: только год
Меня любила Мариула.
Однажды близ Кагульских вод
Мы чуждый табор повстречали;
Цыганы те — свои шатры
Разбив близ наших у горы
Две ночи вместе ночевали.
Они ушли на третью ночь, —
И, брося маленькую дочь,
Ушла за ними Мариула. —
Я мирно спал — заря блеснула,
Проснулся я, подруги нет!
Ищу, зову — пропал и след —
Тоскуя, плакала Земфира,
И я заплакал — с этих пор
Постыли мне все девы мира;
Меж ими никогда мой взорHe выбирал себе подруги —
И одинокие досуги
Уже ни с кем я не делил. —
Алеко:
Да как же ты не поспешил
Тот час во след неблагодарной
И хищникам и ей коварной
Старик:
К чему? вольнее птицы младость;
Кто в силах удержать любовь?
Чредою всем дается радость;
Что было, то не будет вновь.
Алеко:
Я не таков. Нет, я не споря
От прав моих не откажусь!
Или хоть мщеньем наслажусь.
О нет! когда б над бездной моря
Нашел я спящего врага,
Клянусь, и тут моя нога
He пощадила бы злодея;
Я в волны моря, не бледнея,
И беззащитного б толкнул;
Внезапный ужас пробужденья
Свирепым смехом упрекнул,
И долго мне его паденьяСмешон и сладок был бы гул.
Земфира на свиданье с молодым цыганом. Она торопится домой, так как ее муж «ревнив и зол». Цыган не отпускает, наконец Земфира вырывается, пообещав, что придет следующей ночью.
Ночью Алеко просыпается и, не найдя рядом Земфиры, идет по следу и натыкается на влюбленных. Земфира кричит цыгану, чтобы он бежал, но Алеко вонзает в него нож со словами, обращенными к Земфире: «Теперь дыши его любовью».
Земфира:Нет, полно, He боюсь тебя! —
Твои угрозы презираю,
Твое убийство проклинаю.
Алеко:
Умри ж и ты!
(Поражает ее.)
Земфира:
Умру любя…
Наступает утро. Алеко сидит на камне перед простертыми трупами. Пробудившиеся цыгане окружают его. Потом поднимают мертвых, роют могилы и погребают их, Алеко в отчаянии падает и лежит на земле,
Тогда старик, приближась, рек:
«Оставь нас, гордый человек.
Мы дики; нет у нас законов.
Мы не терзаем, не казним —
He нужно крови нам и стонов —
Ho жить с убийцей не хотим,..
Ты не рожден для дикой доли,
Ты для себя лишь хочешь воли;
Ужасен нам твой будет глас —
Мы робки и добры душою,
Ты зол и смел — оставь же нас,
Прости, да будет мир с тобою».
Цыгане уходят.
Эпилог
Волшебной силой песнопенья
В туманной памяти моей
Так оживляются виденья
То светлых, то печальных дней,
В стране, где долго, долго брани
Ужасный гул не умолкал,
Где повелительные грани
Стамбулу русский указал,
Где старый наш орел двуглавый
Еще шумит минувшей славой,
Встречал я посреди степей
Над рубежами древних станов
Телеги мирные цыганов»
Смиренной вольности детей.
За их ленивыми толпами
В пустынях часто я бродил,
Простую пищу их делил
И засыпал пред их огнями,
В походах медленных любил
Их песен радостные гулы —
И долго милой Мариулы
Я имя нежное твердил.
Ho счастья нет и между вами,
Природы бедные сыны!..
И под издранными шатрами
Живут мучительные сны.
И ваши сени кочевые
В пустынях не спаслись от бед,
И всюду страсти роковые,
И от судеб защиты нет.
lit-helper.com
Цыганы | Краткое содержание | ReadCafe
Цыганский табор кочует по степям Бессарабии. У костра цыганская семья готовит ужин, невдалеке пасутся кони, а за шатром лежит ручной медведь. Постепенно все умолкает и погружается в сон. Лишь в одном шатре не спит старик, ждущий свою дочь Земфиру, ушедшую гулять в поле. И вот появляется Земфира вместе с незнакомым старику юношей. Земфира объясняет, что встретила его за курганом и пригласила в табор, что его преследует закон и он хочет быть цыганом. Зовут его Алеко. Старик радушно приглашает юношу остаться так долго, как он захочет, и говорит, что готов делить с ним хлеб и кров.
Утром старик будит Земфиру и Алеко, табор просыпается и отправляется в путь живописной толпой. Сердце юноши сжимается от тоски при виде опустевшей равнины. Но о чем он тоскует? Земфира хочет узнать это. Между ними завязывается разговор. Земфира опасается, что он жалеет об оставленной им жизни, но Алеко успокаивает её и говорит, что без сожаления оставил «неволю душных городов». В той жизни, что он бросил, нет любви, а значит, нет веселья, и теперь его желанье — всегда быть с Земфирой. Старик, слыша их разговор, рассказывает им старинное преданье о поэте, который когда-то был сослан царём в эти края и томился душой по родине, несмотря на любовь и заботу местных жителей. Алеко узнает в герое этого преданья Овидия и поражается превратности судьбы и эфемерности славы.
Два года кочует Алеко вместе с табором, вольный, как сами цыганы, не сожалея о покинутом. Он водит по деревням медведя и тем зарабатывает на хлеб. Ничто не смущает покоя его души, но однажды он слышит, как Земфира поёт песню, которая приводит его в смятение. В этой песне Земфира признается, что разлюбила его. Алеко просит её перестать петь, но Земфира продолжает, и тогда Алеко понимает, что Земфира неверна ему. Земфира подтверждает самые страшные предположения Алеко.
Ночью Земфира будит отца и говорит, что Алеко рыдает и стонет во сне, зовёт её, но его любовь постыла Земфире, её сердце просит воли. Просыпается Алеко, и Земфира уходит к нему. Алеко хочет знать, где была Земфира. Она отвечает, что сидела с отцом, потому что не могла перенести вида душевных мучений Алеко, которые он испытывал во сне. Алеко признается, что видел во сне измену Земфиры, но Земфира уговаривает его не верить лукавым сновидениям.
Старый цыган просит Алеко не печалиться и уверяет, что тоска погубит его. Алеко признается, что причина его печали — равнодушие к нему Земфиры. Старик утешает Алеко, говорит, что Земфира — дитя, что женское сердце любит шутя, что никто не волен приказать сердцу женщины любить одного, как приказать луне застыть на месте. Но Алеко, вспоминая часы любви, проведённые с Земфирой, безутешен. Он сокрушается, что «Земфира охладела», что «Земфира неверна». В назидание старик рассказывает Алеко о самом себе, о том, как был молод, как любил прекрасную Мариулу и как наконец добился взаимности. Но быстро миновала молодость, ещё быстрее — любовь Мариулы. Однажды она ушла вместе с другим табором, бросив маленькую дочь, эту самую Земфиру. И с тех пор «все девы мира» постыли старику. Алеко спрашивает, как смог старик не отомстить обидчикам, как мог не вонзить кинжала в сердце похитителя и неверной жены. Старик отвечает, что ничто не в силах удержать любовь, ничто нельзя вернуть, «что было, то не будет вновь». Алеко уверяет старика, что сам он не такой, что он не может отказаться от своих прав или хоть насладиться мщением.
А в это время Земфира на свидании с молодым цыганом. Они условливаются о новом свидании нынешней ночью после захода луны.
Алеко тревожно спит и, пробудившись, не находит рядом Земфиры. Он встаёт, выходит из шатра, его объемлет подозренье и страх, он бродит вокруг шатра и видит едва приметный в звёздном свете след, ведущий за курганы, и Алеко отправляется по этому следу. Внезапно он видит две тени и слышит голоса двух влюблённых, которые не могут расстаться друг с другом. Он узнает Земфиру, которая просит своего возлюбленного бежать, но Алеко вонзает в него нож… В ужасе Земфира говорит, что презирает угрозы Алеко, и проклинает его. Алеко убивает и её.
Рассвет застал Алеко сидящим за холмом с окровавленным ножом в руке. Перед ним два трупа. Соплеменники прощаются с убитыми и роют для них могилы. В задумчивости сидит старый цыган. После того как тела влюблённых были преданы земле, он подходит к Алеко и говорит: «Оставь нас, гордый человек!» Он говорит, что цыганы не хотят жить рядом с убийцей, с человеком, который «для себя лишь» хочет воли.
Старик промолвил это, и табор скоро снялся с места и скрылся в степной дали. Лишь одна телега осталась в роковом поле. Настала ночь, но никто не разложил пред ней огня и никто не переночевал под её крышей.
Вы прочитали краткое содержание поэмы Цыганы. Предлагаем вам также посетить раздел Краткие содержания, чтобы ознакомиться с другими изложениями популярных писателей.
reedcafe.ru
Александр Сергеевич Пушкин. «Цыганы». Краткое содержание поэмы
Простота и ясность пушкинских произведений совсем не снижают их значимости и ценности. О чем, например, поэма, которую еще в юности написал Пушкин – «Цыганы»? Краткое содержание заключается в том, что молодой человек из столичного высшего света разочаровывается в жизни, ему наскучили пустота, притворство и лицемерие его окружения. Алексею захотелось оказаться среди природы, естественных, искренних людей. Он уходит в цыганский табор и живет в нем, кочуя и деля нелегкую судьбу вольного народа. Два года Алеко находится среди цыган, он наслаждается волей и любовью красавицы Земфиры. Но тяжелые предчувствия мучают его. В снах он видит измену своей жены.
Краткое содержание. Пушкин. Поэма «Цыганы»
Поэма украшена описаниями цыганского быта, окружающей природы. Этого не передает краткое содержание. Здесь, как и в любом другом произведении Пушкина, за кажущейся простотой скрывается философская глубина. Однажды отец Земфиры, старый цыган, рассказал Алеко историю своей любви. Его красавица-жена Мариула оставила ему маленькую дочь и ушла из табора с другим. Алеко поражен: почему обманутый муж не отомстил неверной супруге и ее любовнику? Старый цыган мудро считает, что любовь нельзя удержать силой.
Пушкин. «Цыганы» — сочинение о проблемах жизни общества
Поэма подводит читателя к сравнению общества, живущего по принятым им правилам, с вольным народом, признающим только законы природы. Какие их них сильнее и правильнее? Может ли человек из цивилизованного общества не подчиняться общепринятым нормам? Проснувшись в одну из ночей, Алеко видит, что Земфиры нет рядом. Он идет ее искать и подслушивает ее разговор с молодым цыганом. Земфира говорила о том, что не любит своего мужа, что он ей наскучил. Алеко в порыве ревности убивает кинжалом молодого соперника и жену-изменницу.
А.С. Пушкин. «Цыганы». Краткое содержание. Окончание
Этой трагической развязкой завершает свою историю Пушкин, подводя итог в виде конца свободного существования Алеко. Табор, увидев утром убийцу и двух его жертв, вынес свое решение. Похоронив Земфиру и ее молодого любовника, цыганы прогнали из табора Алеко и ушли. Он не смог жить в согласии с природой. Алексей хотел свободы для себя, но когда столкнулся с выбором Земфиры, расценил это как преступление. Он, даже находясь в цыганском таборе, продолжал жить по несправедливым законам и правилам, принятым в его обществе. Ведь там одни пользуются свободой за счет несвободы других.
Конфликт светского человека с законами природы. Пушкин. «Цыганы». Краткое содержание поэмы и ее суть
Такой приговор своему времени вынес юный поэт. Поэма с ее лирическими отступлениями погружает читателя в романтический мир свободных людей – кочующих цыган. Они просты и мудры, они свободны и признают право других на свободу. Именно поэтому они приняли к себе Алеко как брата. Но он не смог понять образ их мыслей, их правила жизни. Рассказ старика о Мариуле и реакция Алеко на него были предвестниками последующих трагических событий.
Послесловие
Незамысловатый сюжет и удивительная глубина обобщений доступны только такому мастеру, каким был Пушкин. «Цыганы» (краткое содержание, конечно, не дает полного впечатления о поэме) — произведение, которое стало мощным вкладом молодого поэта в мировую романтическую литературу.
fb.ru
Краткое содержание поэмы «Цыганы» А.С. Пушкина
Цыганский табор кочует по степям Бессарабии. У костра цыганская семья готовит ужин, невдалеке пасутся кони, а за шатром лежит ручной медведь. Постепенно все умолкает и погружается в сон. Лишь в одном шатре не спит старик, ждущий свою дочь Земфиру, ушедшую гулять в поле. И вот появляется Земфира вместе с незнакомым старику юношей. Земфира объясняет, что встретила его за курганом и пригласила в табор, что его преследует закон и он хочет быть цыганом. Зовут его Алеко. Старик радушно приглашает юношу остаться так долго, как он захочет, и говорит, что готов делить с ним хлеб и кров.
Утром старик будит Земфиру и Алеко, табор просыпается и отправляется в путь живописной толпой. Сердце юноши сжимается от тоски при виде опустевшей равнины. Но о чем он тоскует? Земфира хочет узнать это. Между ними завязывается разговор. Земфира опасается, что он жалеет об оставленной им жизни, но Алеко успокаивает её и говорит, что без сожаления оставил «неволю душных городов». В той жизни, что он бросил, нет любви, а значит, нет веселья, и теперь его желанье — всегда быть с Земфирой. Старик, слыша их разговор, рассказывает им старинное преданье о поэте, который когда-то был сослан царем в эти края и томился душой по родине, несмотря на любовь и заботу местных жителей. Алеко узнает в герое этого преданья Овидия и поражается превратности судьбы и эфемерности славы.
Два года кочует Алеко вместе с табором, вольный, как сами цыганы, не сожалея о покинутом. Он водит по деревням медведя и тем зарабатывает на хлеб. Ничто не смущает покоя его души, но однажды он слышит, как Земфира поет песню, которая приводит его в смятение. В этой песне Земфира признается, что разлюбила его. Алеко просит её перестать петь, но Земфира продолжает, и тогда Алеко понимает, что Земфира неверна ему. Земфира подтверждает самые страшные предположения Алеко.
Ночью Земфира будит отца и говорит, что Алеко рыдает и стонет во сне, зовет её, но его любовь постыла Земфире, её сердце просит воли. Просыпается Алеко, и Земфира уходит к нему. Алеко хочет знать, где была Земфира. Она отвечает, что сидела с отцом, потому что не могла перенести вида душевных мучений Алеко, которые он испытывал во сне. Алеко признается, что видел во сне измену Земфиры, но Земфира уговаривает его не верить лукавым сновидениям.
Старый цыган просит Алеко не печалиться и уверяет, что тоска погубит его. Алеко признается, что причина его печали — равнодушие к нему Земфиры. Старик утешает Алеко, говорит, что Земфира — дитя, что женское сердце любит шутя, что никто не волен приказать сердцу женщины любить одного, как приказать луне застыть на месте. Но Алеко, вспоминая часы любви, проведенные с Земфирой, безутешен. Он сокрушается, что «Земфира охладела», что «Земфира неверна». В назидание старик рассказывает Алеко о самом себе, о том, как был молод, как любил прекрасную Мариулу и как наконец добился взаимности. Но быстро миновала молодость, ещё быстрее — любовь Мариулы. Однажды она ушла вместе с другим табором, бросив маленькую дочь, эту самую Земфиру. И с тех пор «все девы мира» постыли старику. Алеко спрашивает, как смог старик не отомстить обидчикам, как мог не вонзить кинжала в сердце похитителя и неверной жены. Старик отвечает, что ничто не в силах удержать любовь, ничто нельзя вернуть, «что было, то не будет вновь». Алеко уверяет старика, что сам он не такой, что он не может отказаться от своих прав или хоть насладиться мщением.
А в это время Земфира на свидании с молодым цыганом. Они условливаются о новом свидании нынешней ночью после захода луны.
Алеко тревожно спит и, пробудившись, не находит рядом Земфиры. Он встает, выходит из шатра, его объемлет подозренье и страх, он бродит вокруг шатра и видит едва приметный в звездном свете след, ведущий за курганы, и Алеко отправляется по этому следу. Внезапно он видит две тени и слышит голоса двух влюбленных, которые не могут расстаться друг с другом. Он узнает Земфиру, которая просит своего возлюбленного бежать, но Алеко вонзает в него нож… В ужасе Земфира говорит, что презирает угрозы Алеко, и проклинает его. Алеко убивает и её.
Рассвет застал Алеко сидящим за холмом с окровавленным ножом в руке. Перед ним два трупа. Соплеменники прощаются с убитыми и роют для них могилы. В задумчивости сидит старый цыган. После того как тела влюбленных были преданы земле, он подходит к Алеко и говорит: «Оставь нас, гордый человек!» Он говорит, что цыганы не хотят жить рядом с убийцей, с человеком, который «для себя лишь» хочет воли.
Старик промолвил это, и табор скоро снялся с места и скрылся в степной дали. Лишь одна телега осталась в роковом поле. Настала ночь, но никто не разложил пред ней огня и никто не переночевал под её крышей.
iumka.ru
А. С. Пушкин, «Цыгане»: краткое содержание :: SYL.ru
Поэма «Цыганы» — это последнее произведение А. С. Пушкина, написанное в жанре романтизма. Летом 1821 года великий русский поэт, отбывая ссылку в Кишиневе, странствовал вместе с табором бродячих цыган. Произведение было завершено Пушкиным в конце 1824 года.
Завязка
Цыганский табор кочует по бескрайним бессарабским просторам – так начинается произведение «Цыгане». Краткое содержание продолжается тем, что около костра сидит цыганская семья, неподалеку пасутся лошади, а за шатром отдыхает дрессированный медведь. Все постепенно стихает, погружаясь в мирный сон. Только в одном шатре не смыкает глаз старик, который ожидает свою дочь, Земфиру, гуляющую в поле. И вот она объявляется, с ней молодой юноша, которого старик не знает. Девушка объясняет, что повстречала его в поле, и что юноша преследуется по закону. Его зовут Алеко. Выслушав дочь, старик говорит, что будет рад приветствовать в таборе юношу, и готов радушно предоставить ему укрытие столько, сколько это потребуется.
Любовь Алеко и Земфиры
Наутро старик будит дочь и молодого человека, и табор отправляется в путь, поведывает поэма «Цыгане». Краткое содержание, которое необходимо школьникам при подготовке домашнего задания, продолжается описанием тоски Алеко. Земфира хочет знать, что его печалит. Молодые люди начинают беседовать. Девушка боится, что юноша жалеет об оставленной жизни, однако Алеко заверяет ее, что это не так. В том мире, где жил Алеко, не было любви и веселья. Теперь он счастлив каждый день видеть Земфиру. Старик слышит их разговор, и рассказывает предание о поэте, сосланном когда-то в эти земли. Несмотря на любовь и принятие жителей, он все равно тосковал по своей родине. Алеко догадался, что речь идет об Овидии.
Подозрения юноши
В течение двух лет кочевал юноша вместе с вольным цыганским табором – так продолжается произведение «Цыгане» Пушкина. Краткое содержание и анализ знакомят нас с последующими событиями. Алеко ни минуты не сожалел о покинутых краях. Его душа была спокойна, но вот однажды Алеко слышит, как Земфира поет песню. Слова ее приводят юношу в смятение: она признается, что больше не любит его. Он просит прекратить пение, однако цыганка продолжает. Алеко догадывается, что она неверна ему. Самые страшные опасения юноши подтвердились.
Среди ночи девушка будит отца, и говорит, что юноша стонет во сне, зовет ее, однако любовь Алеко больше не нужна ей. Земфира хочет свободы. Алеко спрашивает, где она была, и девушка отвечает, что сидела вместе с отцом, поскольку ей тяжело было смотреть на душевные переживания Алеко во сне. Молодой человек говорит, что во сне видел, как девушка ему изменяла. Однако Земфира просит его успокоиться и не верить страшным снам.
Утешения старика
Старик просит Алеко не печалиться, ведь тоска не доведет его до хорошего – так продолжается произведение «Цыгане». Краткое содержание знакомит нас с дальнейшими событиями: Алеко признается старому цыгану, что причина его сердечного горя – равнодушие Земфиры. Старик старается его убедить, что его дочь – сущее дитя, а женское сердце всегда несерьезно в любви. И никто не может приказать женщине любить одного – точно так же, как невозможно приказать Луне замереть на одном месте. Однако Алеко, постоянно вспоминающий счастливые часы, проведенные с Земфирой, остается безутешным. Тогда старик рассказывает собственную историю, в которой содержится назидание для юноши. Когда-то он был молод и влюблен в красавицу Мариулу. Наконец, у него получилось добиться от возлюбленной взаимности. Очень быстро прошла молодость, однако еще быстрее иссякла любовь Мариулы. В один прекрасный день она покинула табор, оставив маленькую дочку – ту самую Земфиру. С той поры все женщины опостылели рассказчику.
Произведение Пушкина «Цыгане»: краткое содержание дальнейших событий
Алеко удивляется, как старик не уничтожил своих обидчиков, вонзив кинжал в сердце неверной женщине и ее полюбовнику. Но старик ответил, что человек не властен удержать любовь. И молодой слушатель уверяет старика, что он бы не оставил подобную ситуацию без мщения.
В это время Земфира наслаждается временем со своим новым возлюбленным, молодым цыганом. Сон Алеко поверхностен и тревожен. Он просыпается, полный сомнений и страха, начинает бродить около шатра. В тусклом свете звезд он видит след, который ведет за курган. Алеко отправляется по этому следу, и внезапно обнаруживает две тени влюбленных. В девушке он узнает Земфиру, которая говорит бежать своему возлюбленному. Но Алеко уже вонзает в него кинжал. Объятая ужасом, Земфира проклинает свою бывшую любовь. И Алеко убивает и девушку.
Концовка
На рассвете Алеко все еще сидел за холмом, держа в руках окровавленный нож – так подходит к своей развязке поэма произведение «Цыгане». Краткое содержание расскажет читателю дальнейшие события: перед его глазами было два трупа. Цыгане прощаются с убитыми, начинаются похороны. Старик сидит, полный тяжелых дум. После того как Земфира и ее возлюбленный были похоронены, он говорит Алеко оставить табор. Ведь цыгане не хотели бы, чтобы среди них жил убийца. Через некоторое время табор снимается с места и скрывается. Только одна телега остается в поле. Наступает ночь, однако никто не разводит огня и не ночует под ее крышей.
Образ Алеко
Алеко – это обобщенный образ молодого, образованного юноши. Это персонаж байронического типа, который наделен весьма острым чувством собственного достоинства. Законы мира ему кажутся насилием перед свободой человека. Исходная точка в жизни героя – это конфликт между человеком и обществом. Но поэт не раскрывает прошлого Алеко в произведении. Персонаж охарактеризован в самом общем смысле как «беглец», который изгнан из родных краев насильственным образом. Его самая большая ценность – свобода, и именно ее он хочет обрести, примыкая к цыганскому табору.
Краткое содержание рассказа «Цыгане» Пушкина будет неполным без описания философии главного героя. Вся повесть строится на свойственном романтизму противопоставлении свободной воли и цивилизации. Разрыв главного героя с цивилизацией имеет идеологическое обоснование. Мотив изгнания описан как знак его широких возможностей, нравственных преимуществ перед цивилизацией.
Изгнанник Алеко хочет найти среди этого первобытного покоя покой, ведь в их среду не проникло зло, здесь он может отыскать свое счастье. Парадокс заключается в том, что именно эта среда, которой чужда всякая активность, и выявляет странности главного героя. Он проявляет себя в бурых страстях, его желания исключительны – в особенности те, что касаются сферы взаимоотношений. В любви его начинают проявляются собственнические инстинкты.
Образ Земфиры
Земфира – это вольная и свободная девушка, «дитя» по своей натуре. В произведении читатель не отыщет подробной характеристики героини, поэтому лишь с некоторыми ее характеристики рассмотрены в данном кратком содержании «Цыган». Александр Сергеевич Пушкин отмечает лишь то, что она молода и привлекательна. Как и у других цыганок, одежда ее старая и изношенная, однако пестрая. Характер Земфиры похож на детский и в том, что она не осознает последствий своих поступков, проявляет капризность, искренне не понимая, отчего нельзя всегда следовать своим желаниям.
www.syl.ru
краткое содержание, пересказ и анализ произведения
Одной из самых известных поэм А. С. Пушкина является поэма «Цыганы». Произведение появилось на свет после того, как писатель провел несколько суток в таборе бессарабских цыган.
Стихотворец работал над поэмой около десяти месяцев — с января по октябрь 1824 года. Начал писать поэму Александр Сергеевич в атмосферной Одессе, а закончил работу уже в Михайловском.
Последняя редакция «Цыган» датируется декабрем 1824 года.
Именно на сюжет пушкинских «Цыган» С. Рахманинов написал в 1892 году свою первую оперу под названием «Алеко». Поэма привлекла многих талантливых композиторов и музыкантов, благодаря ритмичному слову автора и глубокой чувственной теме.
Поэма «Цыганы» оставила значительный след в творчестве писателя. Именно в «Цыганах» А. С. Пушкин прощается с былым «байронизмом», описывая своего героя немного разочарованным и неспособным раствориться в среде «благородных дикарей».
В поэме виден рост от ласкающего и сладкозвучного стиля к суровому и прекрасному написанию последних произведений автора.
Цель краткого пересказа
Краткое содержание поэмы «Цыганы» помогает читателю:
- познакомиться с сюжетом поэмы или рассказа, романа;
- узнать основную мысль и тему произведения;
- ознакомиться с характерами главных героев, их переживаниями и способностями.
Для кого нужен краткий пересказ?
- для студентов и учеников;
- для литературных блогеров, которые выбирают произведение для прочтения;
- для филологов и учителей, который с помощью краткого описание могут по-новому взглянуть на написанное известным писателем.
Начало поэмы
По степям Бессарабии кочует цыганский табор. Обычная цыганская семья готовит ужин у костра. Недалеко пасутся кони, а за шатром отдыхает дрессированный медведь. Постепенно шум и песни угасают, табор поглощает сон.
Только в одном шатре не спит старый цыган. Он ждет свою дочь Земфиру, которая ушла гулять в поле. И тут неожиданно возвращается его дочка вместе с неизвестным юношей.
Земфира рассказывает отцу, что встретила парня за курганом и пригласила в табор, ведь его преследует закон, и он мечтает стать цыганом, сбежать от городской суеты и стать по-настоящему свободным.
Парня зовут Алеко. Старик любезно позволил молодому человеку остаться в таборе столько времени, сколько будет нужно. Он сказал Алеко, что готов делить с ним и кров, и хлеб.
Середина произведения
Наутро старый цыган разбудил дочь и юношу. Табор собирается отправиться дальше в путь. И сердце Алеко сжимается от грусти при виде опустевшей равнины.
Почему же он тоскует? Почему ему так горько? Земфире любопытно узнать, о чем грустит ее любимый. Они начинают разговаривать. Земфира переживает, что Алеко скучает по прежней жизни, от которой он решил отказаться. Но парень успокаивает ее и утверждает, что счастлив оставить в прошлом «неволю душных городов».
В прошлой, брошенной им жизни, не было любви и веселья, а теперь он желает всегда быть рядом с Земфирой.
Старик услышал их разговор и рассказал старое как мир предание про поэта, которого отправил в ссылку царь. Но сердце поэта скучало по родным краям, даже невзирая на гостеприимство и заботу местного населения. Алеко угадывает в герое рассказа Овидия, он поражен эфемерности славы и превратностями человеческой судьбы.
Два года Алеко живет в таборе и кочует вместе с ним. Он чувствует себя свободным и счастливым и совсем не тоскует о прошлой жизни. Зарабатывает на хлеб тем, что водит по деревням дрессированного медведя и веселит местное население.
Ничего не нарушает покой его души. Пока в один обыденный день Алеко не слышит песню Земфиры «Старый муж, грозный муж, режь меня, жги меня».
Песня вызвала в душе Алеко смятение. В этой песне девушка поет о том, что разлюбила его. Парень просит прекратить петь, но девушка продолжает. И в этот момент Алеко осознает, что Земфира своим поведением и пением подтверждает самые скрытые его страхи — она неверна ему. Она разлюбила!
Этой же ночью девушка будит своего отца и говорит, что Алеко зовет ее во сне и горько плачет. Но ее сердце просит воли, любовь Алеко уже надоела ей. Парень просыпается, и Земфира подходит к нему. Юноша интересуется, где была его возлюбленная? И она отвечает, что была у отца, так как не могла выдержать душевных терзаний Алеко во сне. Парень рассказывает, что ему приснилось будто Земфира изменила ему с другим. Но девушка просит не верить лукавости сновидений.
Алеко отправляется поговорить со старым цыганом. И старик просит парня не предаваться сильно грусти, ведь она способна погубить душу. В этот момент парень признается, что причина его душевных мук — это равнодушие возлюбленной. Цыган утешает Алеко, утверждая, что Земфира, словно ребенок. А сердце женщины любит, играя, и никто не волен приказать женскому сердцу, любить или нет. Но юноша вспоминает дни и часы любви и страсти, он безутешен в своих страданиях.
Парень накручивает себя, что Земфира к нему охладела и, скорее всего, нашла другого. Плюс ко всему старый цыган рассказывает разбитому горем юноше свою историю.
Его история о том, как он в молодости любил прекрасную и неземную Мариулу, как с трудом добился взаимности. Но молодость прошла быстро, а еще быстрее закончилась любовь Мариулы. И в один прекрасный день Мариула ушла с другим табором, а ему оставила маленькую дочь Земфиру и разбитое сердце.
И с того дня все женщины мира постылы ему. Алеко спросил, почему он не отомстил обидчику? Почему не вонзил кинжал в грудь неверной жены и ее любовнику? Но старик ответил, что любовь удержать или вернуть невозможно. Что было, то утеряно! Алеко сказал старику, что сам он не настолько благороден и жаждет мести.
В это время Земфира находится на свидании с молодым и красивым цыганом. И они договариваются о новой встрече сегодня ночью, когда взойдет луна. Алеко очень беспокойно спит и, проснувшись, не находит рядом Земфиры. Он поднимается и выходит из шатра. Его окутывает страх, тревога и подозрения. Алеко ходит вокруг шатра, размышляет и тут замечает едва заметные следы, идущие из кургана.
И парень решает пойти по следам. Неожиданно он видит перед собой две тени и слышит голоса влюбленных, которые никак не могут расстаться. Он узнает в одном из голосов Земфиру. Девушка просит своего нового возлюбленного бежать, но тот не успевает защитить себя — и Алеко вонзает нож в его спину. В полном ужасе Земфира кричит, что ненавидит и проклинает Алеко. И в этот миг он убивает ее.
Новый день встретил Алеко, сидящего на холме с окровавленным ножом в руке. Перед ним лежали два трупа. Соплеменники прощаются с убитыми и роют для них могилы, готовятся к церемонии.
В каком-то трансе, задумчивости сидит старый цыган, отец Земфиры. После погребения убитых он подходит к Алеко и говорит: «Оставь нас, гордый человек!». Он говорит, что цыгане не могут и не хотят жить рядом с убийцей, который только для себя хочет воли.
Как только старик промолвил свой монолог, табор отправился в путь. И лишь одна телега осталась в поле. Пришла ночь, но никто не разложил перед ней огонь, и никто не пришел туда переночевать.
Эпилог
В эпилоге произведения автор рассказывает о том, как сам жил в степи с цыганским табором. И автор был влюблен в ту самую цыганку Мараулу (по сюжету мать Земфиры). Он говорит о том, что несмотря на кочевой образ жизни и скитания, жизнь цыган полна страсти и любви, горя и ненависти, житейской мудрости. А еще автор пишет о том, что человек не может в принципе обрести полное счастье — ни в городе, ни в таборе цыган.
Про публикации и успех поэмы в свое время
Впервые поэму «Цыганы» опубликовали в 1825 году передовом в альманахе того времени «Полярная звезда».
Далее произведение публиковали:
- в 1825 году в альманахе «Северные цветы»;
- в 1827 году вышел полный текст поэмы отдельным изданием;
- в 1835 году песню Земфиры перевели на английский язык Джордж Борроу;
- а в 1852 году издали «Цыган» на французском языке.
Согласно литературному анализу поэмы основная ее идея — это неспособность социально цивилизованного человека контролировать свои страсти и чувства, особенно чувство собственности по отношению к своей любимой женщине. С первого взгляда можно сказать, что поэма «Цыганы”-это трактат о свободе женщины по отношению к мужчине и осуждение социального мщения и наказания под воздействием сильных страстей.
obrazovanie.guru
Краткое содержание “Цыган” Пушкина Краткие содержания
Цыганский табор кочует по степям Бессарабии. У костра цыганская семья готовит ужин, невдалеке пасутся кони, а за шатром лежит ручной медведь. Постепенно все умолкает и погружается в сон. Лишь в одном шатре не спит старик, ждущий свою дочь Земфиру, ушедшую гулять в поле. И вот появляется Земфира вместе с незнакомым старику юношей. Земфира объясняет, что встретила его за курганом и пригласила в табор, что его преследует закон и он хочет быть цыганом. Зовут его Алеко. Старик радушно приглашает юношу остаться так долго, как он захочет, и говорит, что готов делить с ним хлеб и кров.
Утром старик будит Земфиру и Алеко, табор просыпается и отправляется в путь живописной толпой. Сердце юноши сжимается от тоски при виде опустевшей равнины. Но о чем он тоскует? Земфира хочет узнать это. Между ними завязывается разговор. Земфира опасается, что он жалеет об оставленной им жизни, но Алеко успокаивает ее и говорит, что без сожаления оставил “неволю душных городов”. В той жизни, что он бросил, нет любви, а значит, нет веселья, и теперь его желанье – всегда быть с Земфирой. Старик, слыша их разговор, рассказывает им старинное преданье о поэте, который когда-то был сослан царем в эти края и томился душой по родине, несмотря на любовь и заботу местных жителей. Алеко узнает в герое этого преданья Овидия и поражается превратности судьбы и эфемерности славы.
Два года кочует Алеко вместе с табором, вольный, как сами цыганы, не сожалея о покинутом. Он водит по деревням медведя и тем зарабатывает на хлеб. Ничто не смущает покоя его души, но однажды он слышит, как Земфира поет песню, которая приводит его в смятение. В этой песне Земфира признается, что разлюбила его. Алеко просит ее перестать петь, но Земфира продолжает, и тогда Алеко понимает, что Земфира неверна ему. Земфира подтверждает самые страшные предположения Алеко.
Ночью Земфира будит отца и говорит, что Алеко рыдает и стонет во сне, зовет ее, но его любовь постыла Земфире, ее сердце просит воли. Просыпается Алеко, и Земфира уходит к нему. Алеко хочет знать, где была Земфира. Она отвечает, что сидела с отцом, потому что не могла перенести вида душевных мучений Алеко, которые он испытывал во сне. Алеко признается, что видел во сне измену Земфиры, но Земфира уговаривает его не верить лукавым сновидениям.
Старый цыган просит Алеко не печалиться и уверяет, что тоска погубит его. Алеко признается, что причина его печали – равнодушие к нему Земфиры. Старик утешает Алеко, говорит, что Земфира – дитя, что женское сердце любит шутя, что никто не волен приказать сердцу женщины любить одного, как приказать луне застыть на месте. Но Алеко, вспоминая часы любви, проведенные с Земфирой, безутешен. Он сокрушается, что “Земфира охладела”, что “Земфира неверна”. В назидание старик рассказывает Алеко о самом себе, о том, как был молод, как любил прекрасную Мариулу и как наконец добился взаимности. Но быстро миновала молодость, еще быстрее – любовь Мариулы. Однажды она ушла вместе с другим табором, бросив маленькую дочь, эту самую Земфиру. И с тех пор “все девы мира” постыли старику. Алеко спрашивает, как смог старик не отомстить обидчикам, как мог не вонзить кинжала в сердце похитителя и неверной жены. Старик отвечает, что ничто не в силах удержать любовь, ничто нельзя вернуть, “что было, то не будет вновь”. Алеко уверяет старика, что сам он не такой, что он не может отказаться от своих прав или хоть насладиться мщением.
А в это время Земфира на свидании с молодым цыганом. Они условливаются о новом свидании нынешней ночью после захода луны.
Алеко тревожно спит и, пробудившись, не находит рядом Земфиры. Он встает, выходит из шатра, его объемлет подозренье и страх, он бродит вокруг шатра и видит едва приметный в звездном свете след, ведущий за курганы, и Алеко отправляется по этому следу. Внезапно он видит две тени и слышит голоса двух влюбленных, которые не могут расстаться друг с другом. Он узнает Земфиру, которая просит своего возлюбленного бежать, но Алеко вонзает в него нож… В ужасе Земфира говорит, что презирает угрозы Алеко, и проклинает его. Алеко убивает и ее.
Рассвет застал Алеко сидящим за холмом с окровавленным ножом в руке. Перед ним два трупа. Соплеменники прощаются с убитыми и роют для них могилы. В задумчивости сидит старый цыган. После того как тела влюбленных были преданы земле, он подходит к Алеко и говорит: “Оставь нас, гордый человек!” Он говорит, что цыганы не хотят жить рядом с убийцей, с человеком, который “для себя лишь” хочет воли.
Старик промолвил это, и табор скоро снялся с места и скрылся в степной дали. Лишь одна телега осталась в роковом поле. Настала ночь, но никто не разложил пред ней огня и никто не переночевал под ее крышей.
Loading…Краткое содержание “Цыган” Пушкина
ege-russian.ru